Интерактивный школьный музей: новейшие технологии в организации. Социальный проект "интерактивный музей"

Детские интерактивные музеи в Москве все чаще называют центрами образования нового формата. Им прочат большое будущее. Детям нравится трогать и даже разбирать экспонаты, собирать своими руками роботов, изучать законы физики с помощью аттракционов, а не скучных учебников. С будущего учебного года столичные школы даже планируют проводить некоторые уроки на базе музеев - для этого теперь там стало больше возможностей.

Дети в семейном тематическом парке "Мастерславль", где они знакомятся с профессиями. Фото: Артем Геодакян

Наука как игра

Интерактивные музеи отличаются от обычных тем, что экспонаты в них не только можно, но и нужно трогать руками. В ответ на прикосновения они рассказывают или показывают природу многих явлений так, что все становится гораздо понятнее.

Например, в Дарвиновском музее открылся образовательный интерактивный центр, который так и называется "Познай себя - познай мир". На 200 кв. метрах там расположились экспонаты, многие из которых по уровню электронной "начинки" могут посоревноваться с самыми мощными компьютерами. Один из сенсорных экранов в музее ростом со взрослого человека демонстрирует как раз строение человеческого тела. Прикоснувшись к экрану, можно увидеть сосудистую систему на фоне скелета или, напротив, строение мышечной ткани.

В советское время все это изображалось на картонных плакатах. Новая электронная подача заставляет задержаться возле экранов даже взрослых. Экспонаты позволяют увидеть мир глазами пчелы, кролика, собаки, шимпанзе и даже помериться с ними силами. При помощи компьютерных программ можно разобраться в строении ДНК человека и животного, а также установить их родство. На интерактивных столах изображаются картины из жизни дикой природы. Животные охотятся, насекомые летают, рыбы плавают. Прикоснулся к ним - и видишь электронную справку со всеми подробностями и нюансами происходящего на экране.

Новые знания дети получают с восторгом, даже не замечая, как они учатся, для них все происходящее в музее - просто игра.

Интерактивные экспонаты долго и тщательно разрабатывают не только ученые, но и педагоги, психологи и другие специалисты. Зачастую на это уходят годы

Часть материалов для этого образовательного центра предоставили телеканалы National Geographic и FOX International Channels, Московский педагогический госуниверситет и другие учреждения. Так что сомневаться в их качестве и достоверности не приходится. Всего в центре 100 интерактивных экспонатов, на сбор и создание которых ушло три года. Подобные экспонаты обычно - штучный товар, их долго и тщательно разрабатывают не только ученые, но и педагоги, психологи и другие специалисты. На каждом этапе приглашают детей, чтобы посмотреть на их реакцию - интересно им или нет. В результате на разработку одного экспоната зачастую уходят годы.

Путешествие в "ИнноПарк"

Другой детский центр - научных открытий "ИнноПарк", располагается неподалеку от главного входа в парк "Сокольники". За 2,5 года его существования здесь побывали дети едва ли не из всех школ и детских садов города. Никакой электроники в "ИнноПарке" нет. Но и простые с виду механические устройства приводят в восторг школьников всех возрастов.

Например, так называемый маятник Эйри похож на обычную металлическую трубку, болтающуюся на цепи, которая, в свою очередь, прикреплена к еще одной цепи. В эту трубку насыпан обычный песок. Благодаря нескольким точкам подвеса маятник совершает необычные элипсообразные вращения, которые оставляют "песочные" следы. Экскурсовод во время эксперимента объясняет посетителям принципы работы маятника и рассказывает о его создателе - английском астрономе Джордже Бидделе Эйри. Благодаря именно этому устройству ученый в 1855 году определил плотность и массу Земли.

Проводят в "ИнноПарке" для детей и мастер-классы, где под руководством педагогов они конструируют и собирают самые разные вещи - от гирлянд до роботов. Потом собранное своими руками устройство дети уносят домой. Педагоги утверждают, что главная ценность таких занятий - не развлечение, а интерес к науке и техническому творчеству, который прививается и здесь в виде игры. По словам родителей, после таких занятий дети вдруг начинают увлекаться конструированием, с интересом листают книги, на которые раньше не обращали внимания.

Директор и создатель "ИнноПарка" Светлана Моторина говорит, что подобные центры помогают вырастить из способных ребят будущих ученых, и это давно поняли во многих странах. В США и Европе подобные музеи финансируют, в основном, крупные частные компании, а в Китае и Японии деньги выделяет государство.

"ИнноПарк" в Москве - частный центр, но помещение для него бесплатно предоставил город, многие экспонаты оплачены спонсорами, которых постоянно ищет администрация центра. За 2,5 года центр посетили 150 тысяч детей и родителей.

24 января в "ИнноПарке" стартуют сразу два учебных курса - "Научные приключения" и продолжение проекта "Все по полочкам", посвященное изучению физики.

Почувствуй себя взрослым

Эти интерактивные музеи - не единственные и даже не самые крупные в Москве. Кроме них в столице есть еще, к примеру, "Экспериментариум" - научно-развлекательный центр с множеством аттракционов. Его еще называют Музеем занимательных наук. 12 января он закрылся и начал переезжать в новое здание на Ленинградском проспекте - там уже 30 января откроется обновленная экспозиция, которая станет едва ли не вдвое больше старой. Музей теперь занимает 3 этажа, а от станции метро "Сокол" идти до него 5 минут. В честь открытия с 30 января по 1 февраля там будут проходить бесплатные блиц-экскурсии, масте-классы и конкурсы. На изучение всех экспонатов "Экспериментариума" можно легко потратить целый день.

А крупнейший в России интерактивный развивающий проект для детей "Мастерславль" реализован на территории комплекса "Москва-Сити". Там создан детский город мастеров - модель обычного города со всей инфраструктурой, где дети могут выбирать образование и профессию, работать, получать зарплату "золотыми талантами" (местные игрушечные деньги) и тратить ее. В процессе жизни в этом городе дети начинают понимать, что такое законы, чем отличаются друг от друга разные профессии и какие преимущества человеку дает образование.

Дети в роли спасателей в "Мастерславле" выезжают на разборы завалов после землетрясений и помогают пострадавшим, а инкассаторы там на днях обзавелись собственным автомобилем и теперь перевозят на нем золотые таланты и особо важные документы.

Еще один ультрасовременный интерактивный музей работает в московском планетарии - "Лунариум". На двух этажах в нем разместились разделы "Астрономия и физика" и "Постижение космоса". Там маленькие посетители могут сами создать искусственные облака и торнадо, сочинить электронную музыку, узнать свой вес на других планетах и многое другое.

Кстати

У всех столичных музеев есть представительства в Интернете. Билеты в них стоят от 500 до 1000 рублей в зависимости от насыщенности программы и дня недели. В выходные дни цены, как правило, выше.

Что собой представляет интерактивный школьный музей? На что можно в нем посмотреть и в целом стоит ли обращать внимание на подобные заведения? На все эти вопросы будут даны ответы ниже.

Итак, что же такое интерактивный музей? Это заведение, в котором как дети, так и взрослые могут с пользой провести свое время. Как правило, это культурно-развлекательное учреждение. Но по привычке его маскируют под словом «музей». Итак, данное заведение представляет собой настоящий научный аттракцион. Здесь каждый желающий может поучаствовать в экспериментах, познавательных действиях и даже опытах. В таком здание есть специальные тематические залы. Потому как человек имеет возможность попробовать все то, что ему хочется. Так, как правило, это зал биологии, оптики, логики, изобретений, анатомии, иллюзий, астрономии и акустики. В общем, есть, где разгуляться. Здесь можно увидеть такие невероятные вещи как эмуляторы торнадо, плазма-шара, эхотрубы и даже черной дыры. Поэтому истинным ценителям науки посмотреть на все это будет очень интересно.

Благодаря огромному количеству интерактивных экспонатов любой желающий может почувствовать себя настоящим исследователем. Ведь таким образом, появляется возможность прикоснутся к науке. Познать неизведанное и попробовать провести интересные опыты и эксперименты. Только лишь в таких заведениях можно попробовать собственноручно построить мост при этом, вовсе не используя гвозди. Даже более того, создать молнию, заглянуть в бесконечность и заставить летать магниты также возможно. Разве это не может не привлечь внимание? Ведь по сути все это очень интересно. Но это далеко не все открытия, которые может осуществить человек. Девизом многих интерактивных музей является возможность трогать и хватать все, что попадается под руку. На то и были созданы такие места. Причем если что-то станет непонятно, то к каждому экспонату прилагается пояснительный текст, где все подробно описано. Если все равно не особо, получается, разобраться, то можно попросить помощи у экскурсоводов.

Обычно, после посещения такого места возникает желание продолжить эксперименты дома. Почему бы это не сделать? Для таких целей предусмотрена специальная лавочка. Здесь есть все, начиная от наборов юного химика и заканчивая интеллектуальными играми и головоломками. Кроме того, есть возможность приобрести специальные энциклопедии. Причем рассчитаны они не, только на детей, но и взрослых. Исходя из всего, вышеописанного стоит сделать обобщенный вывод. Итак, интерактивный школьный музей это то место, где каждый желающий может попробовать себя в новом амплуа. То бишь стать химиком, ученым, физиком и человеком, которому подвластны стихии. Как правило, возраст посетителей не ограничен. Естественно, самым маленьким может быть несколько скучно самостоятельно что-либо делать. Да и дело тут в большей мере кроется в том, что детки сами не смогут многое сделать. Поэтому без помощи взрослого явно не обойтись. Социальный проект «школьный музей» направлен на то, чтобы заинтересовать детей. Показать им новый и интересный мир.

Теперь стоит перейти к другой части вопроса. Итак, что могут предложить современные интерактивные клубы, и каковы новые технологии используются при создании таких заведений? Первым делом, стоит отметить, что многое зависит как раз от компьютеризации музейной деятельности. Как раз касательного этого вопроса и будет предоставлен некоторый материал. Перед тем, как браться за создание подобного места, стоит рассмотреть все примеры работ. Так, для начала следует все автоматизировать. Такую работу проводит актив школьного музея. Итак, первым делом стоит обратить внимание на учетно-хранительскую деятельность. Что она собой подразумевает? Как правило, это регистрация новых экспонатов, оформление их движения, прием на временное хранение и исключение некоторых из них из документации. Не стоит забывать и про составление топографических описей, ведения специальных карт, а также проведения сверок.

Не малую роль играет реставрационная деятельность. Она включает в себя ведение картотек сохранности, а также составление реставрационных паспортов. Далее идет научная работа. На данном этапе составляются описания, а также заводятся инвентарные книги. После чего начинается подготовка каталогов и анализ материал для публикаций и поступлений. Затем следует выставочная работа. В данном случае осуществляется подбор экспонатов, которые будут представлены на выставке. Ну и наконец, подготовка каталогов и сопроводительной документации. Ведь как было описано выше не всегда понятно, что делать с тем или иным экспонатом. Поэтому без сопроводительного текста просто не обойтись. Последним пунктом является пропаганда музейных коллекций. Она включает в себя подготовку публикаций, Интернет-сайтов, разработку различных интерактивных систем для посетителей. Социальный школьный проект не представляет собой ничего сверхъестественного, но при этом он направлен на то, чтобы показать детям, насколько интересны и полезны те или иные науки.

Стоит освятить еще один важнейший вопрос. Как правило, существует определенный барьер между экспонатами и посетителями. Но как его преодолеть то? В данном случае на помощь приходят музейные технологии. Благодаря им предоставляется возможность взаимодействовать с экспонатами, а также самостоятельно изучать информацию которая к ним прилагается. То бишь, человек сам может составить план, по которому будет передвигаться по интерактивному музею и участвовать в тех или иных экспериментах. Теперь пару слов о привлекательности и оригинальности технологий. Ни для кого ни секрет, что современного человека тяжело чем-либо удивить. Поэтому всегда стоит продумывать просто сногсшибательную инсталляцию. Благодаря этому человек может погружаться в уникальные впечатления. Чтобы создать неповторимое пространство нужно использовать мультимедийные технологии. Именно они способы дополнить имеющиеся экспонаты или же выступить в роли основных объектов в самом музее. Так, выполнить эту работу не так просто. Ведь необходимо в полной мере передать все особенности того или иного экспоната. Так, если речь идет об исторической личности, то стоит продумать как звук, так и изображение. Ведь нужно передать дух того времени, причем показать это ярко. В традиционном музее сделать это довольно сложно, да и в принципе невозможно.

Особая атмосфера всегда считалась одним из важнейших факторов в каждом интерактивном заведении. Ведь это позволяет не только привлечь публику, но и превратить случайно зашедших посетителей в постоянных гостей. Гармоничное сочетание света, звука и видео способны выполнить свое дело. Все это в совокупности определенным образом воздействует на эмоции человека. Также это способствует превращению выставочного зала в самый настоящий мир особого искусства, знаний и природы. Музейные интерактивные технологии направлены на то, чтобы популяризовать информации о самых традиционных на первый взгляд объектах. Почти, в каждом музее есть такие экспонаты, которые представляют интерес не только из-за своей подлинности, но и древности.

Кроме того, привлекает внимание также и история создания, восстановления или же обретения. Обычно хранители совсем не торопятся открывать посетителям все тайны коллекций. Хотя, по сути, для определенных людей именно эти экспонаты и несут некую особенность и ради них они, и пришли в музей. Стоит понимать, что нельзя ничего прятать. Если на первый взгляд, кажется что тот или иной экспонат не способен заинтересовать людей, то нужно сделать так, чтобы это произошло. Человека нужно заинтересовать и желательно сделать это правильно. На самом деле создать интерактивный школьный музей не так просто, но и не так сложно. Звучит парадоксально, но так оно и есть. Главное это воодушевить каждый экспонат, показать его историю и таким образом заинтересовать людей. Только вот необходимо сделать это правильно. В данном случае на помощь и приходят все современные технологии.

Деятельность школьного музея направлена на то, чтобы дети самостоятельно познавали науку. Причем не только получали информацию в виде теории, но и участвовали в некоторых экспериментах и опытах.

Давно уходят в прошлое скучные неприметные музеи и экскурсии. Деткам все больше творят и придумывают необычные экспозиции, ведь маленькие непоседы требуют нового, особенного и современного. Новая Москва предлагает непоседам самого разного возраста посетить очень интересные интерактивные музеи, где скучать точно не придется.

Детские интерактивные музеи перевоплотились в определенные студии образования нового формата. Ведь кто, как не дети хотят пощупать, понюхать и даже разобрать все те экспонаты, о которых им рассказывают. Таких новейших интерактивных музеев для детей по Москве предостаточно, расскажу Вам о самых интересных.

Музей советских игровых автоматов, ул. Кузнецкий Мост, 12, +7 495 628-45-15.
Юные почемучки обожают это место, где для них вся коллекция раритетных советских игровых автоматов, как на ладони. Большинство экспонатов работают и по сей день, можно попробовать его функции и потрогать все детальки. В ходе экскурсии деткам расскажут историю, разные моменты и другие приключения, которые пережили эти старенькие автоматы.

"Экспериментаниум", Ленинградский пр., 80, к. 11, +7 495 120-05-20.
Это целая вселенная детских впечатлений, где юные экспериментаторы могут больше познакомиться с физикой, принимая участия в очень красочных и ярких экспериментах. За один день со всем поз может и не удастся, но после первого посещения Ваше чадо будет просить Вас повести его повторно в это разнообразное место. В музее насчитывается больше 200 экспонатов, которые поясняют законы физики, магнетизма, механики и даже электричества.

Музей русской народной игрушки "Забавушка", 1-я Пугачевская ул., +7 499 161-26-18.
Чудесное место, где детки много узнают об истории создания первой русской народной игрушки, ее временных изменениях и участии в жизни многих известных личностей. Детки могут поучаствовать в разных мастер-классах, уроках и заданиях.

Музей автомобильных историй, Коптевская ул., 71с1, +7 495 286-72-54.
Здесь нравится не только мальчишкам, но и девчонкам, ведь где еще можно увидеть арт-объекты, которые ознакомят каждого посетителя с историей появления отечественных и зарубежных автомобилей.
В коллекции есть разные сборные игрушки с разных уголков мира, восстановленные старинные авто, педальные машины и самый известный автомобиль тех времен - "Москвич-3". На территории музея предоставлено большое количество самых разных объектов старинной эпохи, советского союза и современности.

"Коралловый Риф", научно-познавательный центр, Багратионовский пр-д, 7, +7 495 517-43-79.
В этом месте очень красиво и интересно, где посетители могут ознакомиться с таинственным миром коралловых рифов и его обитателями. Там можно послушать выступления экскурсоводов о том, какие акулы опасны, как правильно нырять или погружаться на дно, узнать все о водолазной помпе и даже одеть на себя водолазные снасти. Неоднократно здесь проводятся самые разные мастер-классы, программы для любых возрастов и другие любознательные мероприятия.

Музей анимации, Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ), ВДНХ, Дом Культуры, 84 А, +7 495 940-69-60.
Очень интересное классовое место, которое нельзя было не включить в список интерактивных музеев Москвы для детей. Здесь для Вас есть более 2500 экспонатов, которые участвовали в созданиях мультфильмов. Тонны кукол, декораций, макетов, эскизов и прочие материалы студии "Союзмультфильм", Lucasfilm, The Walt Disney Company, и других, которые можно узнать сразу из любимого мультика. Здесь есть на что посмотреть, ведь этот музей напоминает чудесные моменты самых любимых выпусков мультфильмов.

"Ледниковый период", ВВЦ, П-н 71, Москва, +7 499 929-09-13.
Это целое достояние столицы, музей-театр приютил на своей территории самые настоящие фигуры, скелеты и части тушек мамонтов. Здесь и шерстистый носорог, пещерный лев, саблезубый тигр и другие представители ледникового периода. Детям нравится в этом музее, ведь экскурсия сопровождается реалистичной звуковой поддержкой и световыми эффектами.

"Биоэкспериментаниум "Живые системы", ул. Бутырская, 46с2, +7 495 120-05-04.
Это настоящая лаборатория, где можно почувствовать себя настоящим патологоанатомом. Детки могут в реалистичной форме узнать все о строении своего тела. На территории интерактивного музея для детей собраны целые площадки, которых приблизительно 100 штук. Посетитель имеет право трогать, нюха, изучать, смотреть и пытаться заглянуть в определенные места. В таком музее деткам открываются большие возможности.

"Паноптикум научных развлечений", пр-т Мира, 119, +7 495 774-09-31.
Это феерия детских эмоций, где все гости окажутся в необычном мире непонятных предметов и систем. Пресловутая молния собирает полные залы любопытных посетителей, где для них проводится целое шоу, насыщенное бурление, взрывы, всплески, и другие моменты, которые показывают реалистичную молнию. Все происходит настолько естественно, что иногда даже взрослые пугаются в определенные моменты.

"Жили-были", Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ), Всероссийский выставочный центр, Мира пр-кт, 119, стр. 8, +7 495 974-61-87.
Деткам демонстрируют разнообразные интерактивные спектакли-экскурсии, выставки, шоу, мастер-классы и другие развлечения по стилистике "путешествия по сказкам". Здесь все так красиво выглядит, что даже взрослые с удовольствием впадают в детство, вместе со своими маленькими непоседами.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх