В каких произведениях звучит тема гордого человека. В каких произведениях отечественной классики звучит тема «гордого человека» и в чем эти произведения созвучны горьковскому рассказу? по рассказу Горького Старуха Изергиль (ЕГЭ по литературе)

В «Легенде о Ларре» из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» рассказывается о герое, который по своему характеру очень горд, высокомерен и самолюбив. К теме «гордого человека» обращались и другие писатели-классики в своих произведениях.

Григорий Печорин из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» также, как и Ларра, ощущает своё одиночество. Он равнодушен к окружающим; своим холодным отношением он ранит людей, открывающих ему свою душу. Так, например, одной из его «жертв» становится Бэла – девушка, в которую влюбился Печорин. Он держал её в крепости в разлуке с родными. Бэла долгое время тосковала по дому и была холодна к Печорину, но когда её сердце наконец оттаяло, герой теряет к девушке интерес. Он жесток по отношению к чувствам окружающих, как и Ларра, который спокойно убивает девушку, которая ему не покорилась. Печорина тяготит осознание этого: «знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив», - говорит он.

Характер героя становится наказанием для него, в чем он тоже схож с Ларрой. Невозможна для Печорина и дружба: «из двух друзей всегда один раб другого, рабом я быть не могу». В этом проявляется его гордость, лишающая его возможности брести друга. Таким образом, оба героя становятся одиночками, «изгнанниками» и не могут найти в обществе родной души.

Родион Раскольников из романа Ф.М.Достоевского разрабатывает теорию о том, что существует два «разряда» людей: «твари дрожащие» и «право имеющие». Раскольников долго размышляет о своей собственной роли: «обыкновенный» ли он человек. Желая проверить свою теорию, он приходит к мысли об убийстве старухи-процентщицы, которое в таком случае считается убийством «по совести». Тем самым, он, как и Ларра, ставит себя выше иных людей. За свое преступление Раскольников расплачивается тяжелейшими душевными муками, вынуждающими его в последствии признаться в убийстве. Как Ларра выходит к людям, желая принять смерть от них, так и Раскольников приходит к Порфирию Петровичу для того, чтобы получить наказание – каторжные работы.

Таким образом, тема "гордого человека" по-разному раскрывалась отечественными авторами.

Обновлено: 2019-04-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • В каких произведениях русской классики звучит тема социальной несправедливости и что сближает эти произведения с пьесой М. Горького?

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, — тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:

— Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

И тут произошло великое. Грянул гром с небес, — хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. А этот юноша, который теперь получил имя Лappa, что значит: отверженный, выкинутый вон, — юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его — не был человеком... А этот — был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек — все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго — не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко:

— Не троньте его. Он хочет умереть!

И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож — точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы.

— Он не может умереть! — с радостью сказали люди. И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел — высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду... Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит... 

Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!"

Старуха вздохнула, замолчала, и ее голова, опустившись на грудь, несколько раз странно качнулась.

М. Горький «Старуха Изергиль»

Проблема «гордого человека», его отношения с окружающими, его жизненного пути волновала многих отечественных классиков: А. С.Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Ф. М.Достоевского, Л. Н.Толстого, М. Горького и др. Гордость – один из семи смертных грехов. Гордые герои по своей природе одиноки, холодны. Они ставят себя выше простых смертных, считают, что им уготована иная, высшая миссия.

В русской литературе сложилась целая галерея подобных героев: Онегин (роман «Евгений Онегин»), Печорин («Герой нашего времени»), князь Андрей Болконский («Война и мир»), Раскольников («Преступление и наказание»), Настасья Филипповна («Идиот»), Ларра («Старуха Изергиль»). Все эти герои, несмотря на разнообразие их характеров, обладают одной ведущей чертой – гордостью. Это внутренняя черта личности, которая отдаляет героя от людей, от истинной жизни, от простых радостей, от гармонии с окружающим миром. Отчуждение, одиночество – вот страшные последствия гордости.

Галерея «гордых героев» открывается образом Евгения Онегина. Европейское воспитание, оторванность от национальных корней, самолюбие, умение притворяться, играть чужими судьбами долгое время не открываются другим персонажам романа: Ленскому, Татьяне. Истинное лицо героя предстает перед читателем, когда Татьяна оказывается в его библиотеке. Здесь она впервые видит, чем живет ее возлюбленный, проникает в сферу его духовных интересов. В книгах, которые читает Онегин «отразился век и современный человек с его холодною душою».

Гордость, стремление подражать Наполеону, самомнение мешают Онегину открыться навстречу истинным чувствам, ответить Татьяне взаимностью. Его скука, «тоскующая лень» - еще один вариант проявления гордости. Герою кажется, что он постиг мелкую сущность людей, знает цену жизни. Но это не так. Своей гордостью и эгоизмом он приносит несчастья многим героям, даже совершает убийство друга на дуэли.

Но в итоге, простота, открытость, искренность чувств победили, сердце героя наполнилось нежностью и любовью к изменившейся Татьяне. Только теперь Онегин стал жить по-настоящему, почувствовал весь аромат жизни, испытал и муку, и счастье. Любовь и гордость находятся на разных полюсах. Они не сосуществуют вместе.

Гордыня была свойственна и Печорину, который привык смотреть на всех свысока, отстраненно. Во многих случаях он был прав. Его холодность связана с пошлостью высшего общества, но эгоизм, самоуглубленность героя распространяются и на его близких людей: Максима Максимыча, Мери, Бэлу. Причины и характер гордыни Печорина отличаются от его знаменитого предшественника. Гордыня, одиночество стали для него своеобразной защитной маской. С детства Печорину не позволяли быть искренним, и он научился лицемерить. Герой рано разочаровался в идеалах и окружающих людях.

Печорин ко всему подходит со своей меркой. Его «я» всегда выступает на первом плане. Он видит в людях марионеток, играющих глупую игру, жизнь же считает нелепой шуткой: «Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Недаром из дневника Печорина мы узнаем, что он принимает за счастье «насыщенную гордость». Человек, уставший от жизни, разочаровавшийся в людях, может быть, нашел бы счастье с Бэлой. Но Печорин устал не от жизни, а от ее отсутствия. Именно поэтому «глаза его никогда не смеялись».

Сам герой напряженно ощущает свою внутреннюю обреченность нести людям беды, в одной из дневниковых записей он называет себя «топором в руках судьбы». Для окружающих он, как и Онегин, - загадка. Этой таинственностью, непохожестью на других он привлекает княжну Мери. В этой манящей загадочности Печорину пытается подражать Грушницкий, но это оборачивается нелепой и трагической комедией.

Гиперболизированная гордость наполняет сердце Ларры в повести М. Горького «Старуха Изергиль». Здесь отчуждение достигает высшей степени, высшего накала. Небывалая самовлюбленность героя, его самоуверенность в собственной красоте и величии толкает его на преступления. Проблема эгоизма и вседозволенности решается М. Горьким в символическом, аллегорическом плане. Люди наказывают Ларру самым страшным приговором – одиночеством. Таковы последствия его гордости.

Таким образом, проблема «гордого человека» всегда оставалась актуальной для русских писателей во все времена. Они решали ее в нравственном, гуманистическом ключе. Гордость создает изоляцию, делает жизнь искусственной, одинокой, приносит страдания, сожжет подтолкнуть к преступлению. Гордость вовсе не означает величия или превосходства, ибо «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Гордым человеком называют того, кто готов бороться, чтобы защитить свои честь и достоинство. Если перед таким человеком встает выбор между нравственным и безнравственным поступком, он всегда выберет честный путь, даже если он принесет беды или смерть. Жизнь в соответствии с честью и достоинством – вот основа мировоззрения человека, которого можно назвать гордым. Именно этими явлениями он руководствуется, когда оказывается перед выбором. Выгодные предложения, которые противоречат его принципам, всегда отходят на второй план. Гордые люди – сильные люди, потому что они идут по своему жизненному пути в соответствии со своими взглядами, никогда от них не отступая.

О том, кого же можно назвать гордым человеком, писали многие русские и зарубежные писатели.

Гордым человеком можно назвать героя повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». оказывается перед сложным выбором, от которого зависит его жизнь. Главному герою приходится выбирать между предательством Родины и смертью. Отказ от перехода на сторону Пугачева фактически являлся гибелью. Чтобы сохранить себе жизнь, Петр Гринев мог присягнуть на верность предводителю восстания. Однако главный герой этого не делает, потому что предательство Родины – поступок, который бы нарушил жизненные ценности Гринева. Он поступает в соответствии с честью и достоинства даже тогда, когда его жизнь оказывается на кону. Чувство собственного достоинства не позволяет Петру Гриневу выбрать путь предательства. Для него смерть лучше такого бесчестного пути. Это говорит о том, что главный герой повести «Капитанская дочка» не готов подчиняться обстоятельствам, он готов бороться за собственные жизненные принципы, за свою честь и за свое достоинство.

Гордой можно назвать и героиню романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Сестра центрального персонажа была довольно бедной девушкой, однако она никогда не давала себя в обиду. Дуня имела чувство собственного достоинства, поэтому на все безнравственные предложения она отвечала отказом. Когда Свидригайлов предложил ей свою материальную помощь взамен на совместное проживание за границей, Дуня отказала ему, потому что честь для нее имела большее значение, чем деньги. Бедная девушка отказывается от выгодного предложения Свидригайлова, потому что это предложение не соответствовало жизненным принципам Дуни Раскольниковой. По этой же причине героиня отказывается и от предложения Лужина, который ухаживает за Дуней. Выйти замуж за нелюбимого человека героине не позволяло ее чувство собственного достоинства. Дуня осталась бедна, однако не дала себя сломить и опозорить.

Таким образом, гордый человек – это тот, кто не сворачивает со своего жизненного пути из-за различных обстоятельств. Гордые люди готовы защищать свою честь до конца, даже если в итоге они останутся ни с чем. Таких людей не пугает даже собственная смерть, ведь для них важно остаться до конца жизни верным и преданным самому себе и своим принципам.

(496 слов) Есть два понятия, отражающие отношение человека к себе, — это гордость и гордыня. Первое отражает стремление человека сохранять достоинство в любой ситуации и не унижать себя компромиссами с судьбой или окружением. А вот второе понятие отражает высокомерие личности, ее завышенную самооценку. Отличить эти качества непросто, но русская классическая литература поможет разобраться в проявлениях гордыни и гордости.

Например, Максим Горький в рассказе «Старуха Изергиль» описал гордость и гордыню в образах двух своих персонажей. Данко — гордый человек. Несмотря на упреки и косые взгляды окружения, он вел свой народ из чащи к свету. Когда люди отказались следовать за ним, юноша вырвал сердце из груди и осветил им путь. Значит, несмотря на влияние общества и негатив с его стороны, герой гнул свою линию и не снизошел до препирательств с толпой. Он, несомненно, был горд своим подвигом, ведь, умирая, он все же вывел людей из леса и оказался прав. А вот гордыню мы видим в поведении Ларры. Получив отказ от девушки, он убил ее, но перед старейшинами на совете продемонстрировал полную невозмутимость. Он не считал себя виновным, так как люди в его представлении были значительно ниже его, и их жизни не играли для него никакой роли. Он даже не испугался изгнания и не извинился перед отцом девушки. Гордыня не позволила ему даже признать вину за убийство. Как мы видим, гордый человек просто не роняет достоинства в спорах с людьми и идет своим путем, возвышаясь над толпой, не слыша ее ропота, а вот человек, одержимый гордыней, идет к цели по головам, не считаясь не только с мнением, но и с правами других людей. Он настолько ценит себя, что не видит других.

Еще один подходящий пример можно найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион создал свою теорию, упиваясь гордыней. Ему казалось, что он на голову выше всех людей, и в его власти решать: жить им или умереть, полезны они для общества или бесполезны? Стремясь доказать теорию, он убил старуху-процентщицу и ее сестру. И даже после этого он не признал несостоятельности своей теории, потому что гордыня ослепила его. А вот его сестра, Дуня, была похожа на брата, но главное ее качество можно назвать именно гордостью. Девушка не уступила домогательствам богатого помещика и не приняла от него денег. Увидев неуважение Лужина, она отказалась и от выгодной помолвки. Ее чуткое сердце понимало, что такие связи могут уронить ее достоинство. Но при этом героиня не ставила себя выше других людей, она решала лишь свою судьбу. Значит, гордый человек проявляет свою повышенную нравственную щепетильность только в своей жизни, не навязывая ее остальным. А вот человек, одержимый гордыней, ставит себя выше общества и диктует ему свою волю, считая себя правым во всем, что бы он ни делал.

Таким образом, гордыню всегда можно отличить от гордости по масштабам ее проявления. Если человек ставит себя выше всех людей, правил, ценностей и канонов, то он точно одержим фанатической верой в себя и свою правоту. Если же он уважает не только себя, но и окружение, стремясь жить по высоким стандартам, то он всего лишь обладает стремлением сохранить свое достоинство в любой ситуации.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх