Описание внешности простаковой из комедии недоросль. Образ простаковой в комедии "недоросль"

Простаков, характеристика которого является предметом настоящего обзора, - это второстепенный персонаж известной комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Он интересен тем, что оттеняет черты характера своей своенравной супруги, которая занимает видное место в произведении. Он отец главного героя Митрофанушки, и его личность отчасти объясняет нрав молодого человека, который прописан автором как избалованный юноша недалекого ума.

Личность

При анализе данной пьесы следует обратить особенное внимание на ту роль, которую играет в развитии сюжета Простаков. Характеристика этого героя позволит учащимся понять тот образ жизни, который вела эта дворянская семья. Школьникам необходимо указать на говорящую фамилию персонажа, которая с самого начала дает читателям подсказку, чего нужно ждать от этого человека.

И действительно, Простаков по натуре очень простодушен, он почти ни о чем никогда не задумывается, позволяя своей жене вести хозяйство и заниматься воспитанием сына. Он робок и даже забит: всякий может ему нахамить, например, его жена часто ему грубит и не стесняется в выражениях, позволяя себе довольно резкие, презрительные и насмешливые замечания насчет мужа.

Образ героя

Простаков, характеристика которого должна обязательно включать анализ степени его образованности, судя по отзывам окружающих, человек недалекого ума. Это объясняет тот факт, что его жена захватила всю власть в доме и поместье в свои руки. Он не имеет собственного мнения, всецело предоставил своей супруге решение домашних проблем. Герой периодически подчеркивает, что во всем на нее полагается, и это еще раз доказывает, что настоящей хозяйкой в доме является именно она.

Очевидно, Фонвизин в данном случае играет на контрасте: робкий муж и жестокая супруга. Простаков, характеристика которого невозможна без сравнения с образом его жены, под пером талантливого драматурга выглядит ее полной противоположностью. В общих сценах эта разница между персонажами особенно сильно бросается в глаза читателю. Автор создавал комедию положений, в которой каждое действующее лицо является носителем какого-либо недостатка, и одновременно критиковал социальную действительность современного ему времени, когда помещики вели праздный образ жизни.

Социальный подтекст

Характеристика Простакова должна включать анализ его общественного положения: без этого понять задумку автора будет невозможно. Дело в том, что Фонвизин создавал произведение, актуальное для своего времени. Поэтому все его персонажи очень узнаваемы, ситуации типичные для российской действительности второй половины 18-го века.

Герой - дворянин, помещик, т. е. представитель того сословия, которое в рассматриваемое время было привилегированным и считалось господствующим. Эти люди пользовались всеми привилегиями, которые им давало правительство. При Екатерине II они были освобождены от обязательной воинской и гражданской службы, которая отныне делалась добровольной. Поэтому многие оставались в деревне, в своих поместьях, занимаясь хозяйством либо праздно проводя свое время.

К последней категории относится и отец Митрофанушки. Зато заботу о доме взяла на себя госпожа Простакова. Характеристика этой героини показывает образ жестокой, но незаурядной женщины. Она занимается хозяйством и заботится о воспитании своего сына, а ее муж ничего не делает вообще. Он, скорее, напоминает ребенка, который также нуждается в опеке и внимании. Так автор высмеял многих дворян-помещиков, которые не утруждали себя никакими обязательствами и отказывались служить. Поэтому пьеса получилась особенно актуальной, живой и узнаваемой.

Внешность

Характеристика Простакова должна включать и краткий обзор его поведения и внешнего вида. Судя по репликам жены и окружающих, герой выглядит человеком растерянным и рассеянным. Он невнимателен, медлителен, нерасторопен. Часто он не может найтись с ответом, запинается и с трудом подбирает слова. Герой несколько мешковат, его одежда, судя по комментариям супруги, сидит на нем неважно.

Госпожа Простакова, характеристика которой раскрывает ее как женщину властную, но не лишенную некоторого вкуса, заботится о костюме для своего мужа. Очевидно, у него нет чувства стиля, и его совершенно не заботит то, как он выглядит на людях и в обществе. Герой, очевидно, не имеет того, что она называла хорошими, светскими манерами. Он не умеет принять гостей по этикету и только несколько теряется в присутствии посторонних посетителей.

Сравнение героев

Как правило, больших затруднений у учеников не вызывает характеристика Простаковых. «Недоросль» - это пьеса, которая, как говорилось выше, является комедией положений и характеров. Все персонажи раскрываются как через собственные реплики, так и через высказывания и замечания окружающих. Супруги Простаковы в этом отношении не стали исключением. Несмотря на разительное отличие в их характерах, у обоих есть одна общая черта - это их слепая любовь к сыну. Отец Митрофанушки, так же как и его мать, понимает все его недостатки: лень, глупость и недальновидность, - но не предпринимает никаких попыток для исправления молодого человека. Пожалуй, именно в этом заключается главная ошибка обоих персонажей.

Отношения супругов

При анализе рассматриваемой пьесы важное место занимает характеристика Простаковых. «Недоросль» - это произведение, в котором автор выпукло и живо изобразил представителей дворянского сословия, а также зарождающейся интеллигенции. Родители главного героя весьма узнаваемы по их отношениям друг к другу, а также к сыну. Госпожа Простакова не уважает своего мужа и не воспринимает его как хозяина поместья. В свою очередь, последний мирится с отведенной ему ролью. Вместе с тем этот персонаж интересен тем, что говорит все что думает. Таким образом, характеристика Простакова из комедии «Недоросль» позволяет лучше понять образ его жены, которая занимает главное место во всем произведении.

Он откровенен в своих высказываниях, наивен и простодушен, что вызывает сильное раздражение у его жены, которая предпочитает идти на разные уловки и хитрости, чтобы добиться своего. Часто читатель именно его глазами видит происходящее. Ему хочется верить, так как он настолько добродушен, что неспособен на ложь.

», помещица Простакова – очень своеобразный персонаж для комедии, написанной по правилам классицизма. Она выделяется и на фоне весьма «бледных» положительных персонажей, и не настолько отвратительно однозначна, как её сын Митрофан Простаков и брат Тарас Скотинин.

Безусловно, классицистическое «триединство» в комедии Фонвизина соблюдается. Но Простакова не типичный отрицательный классицистический персонаж, который согласно требованиям, должен вообще не иметь положительных черт.

Наша главная героиня – Простакова только с виду. Она Скотинина по рождению и по сути, и способна породить только нечто себе подобное.

Она – центральное лицо конфликта, который сформировался в комедии. Все проблемы были изначально завязаны на ней, и ею же созданы. Это женщина, которая была воспитана властным самодуром-отцом, принимавшим посетителей, «сидя на сундуке». Она выросла в богатстве и вседозволенности. Была выдана замуж, но сумела легко подавить волю мужа, поскольку, как видимо, была физически сильнее.

Все спорные вопросы она решает с помощью кулаков, и никогда не отказывает себе в возможности унизить, оскорбить и накричать на кого-то, а уж на крепостных – тем более. Все должно быть подчинено Простаковой и должно её радовать. Даже разбогатевший Стародуб – «благодетель», который обязан её облагодетельствовать. Кого же, как не её!

Землями и имуществом сироты Софьи она уже заблаговременно распорядилась – не пропадать же добру, тем более, что оно само идёт к ней в руки. Если не брату – то сыну, тем более что Софья – богатая наследница. Сама Софья никому не интересна, свиньи – только они по-настоящему занимают жениха Скотинина.

А жениху-недорослю Митрофану безразлично, на ком его женят – самые сильные эмоции он тоже испытывал при виде «свинок» - «как был ещё трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости»! Но то, что её, Простакова никогда не отпускала из рук. Помещица даже готова на откровенную низость, когда все получается не так, как она распланировала.

Но, как ни странно, это существо способно любить – беззаветно, не видя ничего отрицательного. Она обожает своего единственного сына какой-то животной любовью, готова порвать в клочья за обиду, нанесённую отпрыску: «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?» Все, что ни скажет и не сделает её чадушко, она готова оправдать, защитить, броситься на обидчика. Это слепой материнский инстинкт животного, ни одно живое существо более его недостойно, только достойный наследник рода Скотининых, её малыш, её гордость и отрада.

В конце комедии Простакова полностью выбита из колеи и деморализована: у нее отнята власть над имением, Софья выходит замуж за другого и богатство потеряно – и даже обожаемый Митрофан без сожалений оставляет её, как только видит её провал. Но более всего помещицу убивает мысль, что власть, которая у нее была, потеряна безвозвратно.

Персонаж этот, безусловно, вызвать симпатию не может, уж больно непривлекательными чертами он наделен. Однако Простакова – это не одиночный персонаж, показавший нам в комедии «самодура русской жизни». Это типичный представитель «барства дикого», и, поскольку проблема эта была наболевшая, Фонвизин решает её кардинально – он показывает, как именно нужно поступать с такими, как она. И хотя крепостное право было отменено только лишь спустя шестьдесят лет после выхода «Недоросля», начало осмеяния «самодуров русской жизни» в литературе положил именно Фонвизин.

Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Недоросоль.

Простакова.

Идейный замысел обусловил состав действующих лиц «Недоросля». Комедия рисует типичных помещиков крепостников (Простаковых, Скотинина), их крепостных слуг (Еремеевну и Тришку), учителей (Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана) и противопоставляет им таких передовых дворян, какими должно быть, по мнению Фонвизина, всё русское дворянство: на государственной службе (Правдин), в области хозяйственной деятельности (Стародум), на военной службе (Милон). (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Недоросоль.. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Образ Софьи, умной и просвещенной девушки, содействует более полному раскрытию своеволия и невежества Простаковой; с Софьей связана и вся происходящая в «комедии» борьба.

Главное лицо комедии - помещица Простакова. - грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в её власти, она унижается, готова валяться в ногах, вымаливая прощение у того, кто сильнее её (сцена с Правдиным в конце комедии), простакова невежественна. Она враждебно относится к просвещению; с ее точки зрения, образование излишне: «Без наук люди живут и жили», - говорит она. Только подчиняясь необходимости, желая «вывести в люди» Митрофана, она нанимает ему учителей, но сама же мешает его ученью. В отношениях к людям она руководствуется только грубым расчётом, личной выгодой Таково, напри мер, ее отношение к Стародуму и Софье. Ради Личной выгоды она способна пойти даже на преступление (попытка похитить Софью, чтобы насильно выдать её замуж за Митрофана).

У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.

Убеждённая закоренелая крепостница, она считает крепостных людей своей полной собственностью: с ними она может делать всё, что ей угодно. Как бы ни надрывались на работе её дворовые и крестьяне, они не могут угодить своей свирепой владелице. Болезнь крепостной приводит её в ярость «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!.. Бредит, бестия! Как будто благородная!» Даже преданную ей Еремеевну, няньку Митрофана, всячески старающуюся ей угодить, Простакова называет не иначе, как «старой ведьмой», «собачьей дочерью» и «скверной харей».

Простакова считает, что управлять хозяйством можно только с помощью ругани и побоев. Об этом она сама говорит Правдину, наивно полагая, что способы её управления достойны всякой похвалы: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка». Крестьян она совершенно обобрала, выжала из них всё, что только могла. «С тех пор как всё, - сокрушённо жалуется она брату, - что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Простакова деспотична и груба не только в отношении к крепостным. Тупого, робкого и безвольного мужа она ни во что не ставит и помыкает им, как хочет. Учителям Митрофана, Кутейки-ну и Цыфиркину, по году не платит жалованья.

Лишь к своему сыну Митрофану Простакова относится иначе. Она любит его, нежна к нему} Забота о его счастье, благополучии составляет основное содержание её жизни. «Одна моя забота, одна моя отрада - Митрофанушка», - говорит она. Свою материнскую любовь она сравнивает с привязанностью собаки к своему щенку. Поэтому её слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни ей самой ничего, кроме вреда.

Характер Простаковой, степень её умственного развития, положение помещицы и полновластной хозяйки в доме, отношение к окружающим людям - все это выразительно и ярко отражается в её речи.

Так, Тришку она называет «мошенником, вором, слотом, воровской харей, болваном», Еремеевну - «бестией». Её пренебрежительное отношение к мужу выражается и в насмешках над ним: «Сам ты мешковат, умная голова», и в грубых окриках: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?» «Весь век, сударь, ходишь, развес я уши». Она называет мужа «уродом», «рохлей». Но речь её становится иной в обращениях к сыну: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок» и др.

Вначале Простакова обходится с Софьей грубо деспотично: «Нет, сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою своим нас застращать, чтобы мы дали тебе волю». «О, матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих, не очень тебе верю». Когда же она узнаёт, что Софья стала богатой наследницей, тон её речи резко меняется: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»

Отсутствие культуры у Простаковой сказывается в употреблении ею просторечий: первоёт - вместо первый-то, ища - вместо ещё, деушки - вместо девушки.

Но Простакова - помещица; в своей среде она слышала и близкую к литературному языку речь людей того временя. Поэтому в её речи встречаются (правда, редко) и книжно-литературные слова и обороты, хотя и несколько искажённые: «письмецо амурное»; «это от того офицера, который искал на тебе жениться»; «рекомендую вам дорогого гостя нашего, господина Правдина»

Заискивающе, льстиво обращается она к Стародуму: «Гость наш бесценный! Да так ли бы надобно было встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе».

Образ Простоковой живо и правдиво нарисованный, приобретает ещё большую убедительность, жизненность особенно потому, что Фонвизин показывает те условия, под влиянием которых сложился её характер и принял такие уродливые формы. Простакова выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил, не заложили с детства в её душу ничего хорошего, Но ещё сильнее воздействовали на неё условия крепостного права - её положение полновластной владелицы крепостных крестьян. Не сдерживаемая никакими нравственными устоями, полная сознания своей безграничной власти и безнаказанности, она превратилась в «госпожу бесчеловечную», тирана-изверга.

Образ Простаковой, так широко и мастерски зарисованный Фонвизиным, жизненно правдив и убедителен.

Глубокой жизненностью, правдивостью отличается и образ её сына Митрофана.

Комедия «Недоросль», созданная великим Фонвизиным ещё в 18-м веке, не сходит со сцен столичных и областных театров по сию пору. Она включена ещё с советских времён в школьную программу всех союзных республик и осталась в большинстве из них даже после распада СССР и образования независимых государств. «Сатиры смелый властелин», как называл драматурга Пушкин, не только подверг жестокой критике и осмеянию бездарность, невежество, жестокосердие дворян, заклеймил позором крепостнический строй России, но и создал целую галерею образов, воплощающих собою определённые типы характеров, в силу своей жизненности практически сразу ставших нарицательными. Один из них - госпожа Простакова, мать Митрофанушки.

Место героя в произведение

Образ Простаковой в комедии играет одну из основных ролей. Она - хозяйка усадьбы, владелица крепостных душ, дворянка, оплот и олицетворение государственной власти тут, в своём поместье. А оно, в свою очередь, один из тысяч уголков бескрайней России. И те проблемы, которые возникают на отдельно взятой территории, характерны для всей страны. Это во-первых. Во-вторых, образ Простаковой важен тем, что она растит и воспитывает сына по своему образу и подобию. И всё отрицательное, что есть в матери, культивируется в Митрофане десятикратно. А ведь если Простаковы, Скотинины - прошлое и настоящее России, то их отпрыски - её будущее. Так мыслил Фонвизин и задавался вопросом о том, к чему же придёт государство, если всем заправлять в нём будут такие невежественные хамы. В какие дебри Средневековья отбросят они страну, до какого разорения, обнищания доведут? В-третьих, образ Простаковой интересен и сам по себе, именно как человеческий тип, квинтэссенция сословных и личностных пороков.

От фамилии к личности

Простакова героиня по мужу. А он и вправду «простак»: слабохарактерный, безвольный, полностью передоверивший жене и управление имением, и воспитание сына. Он, не меньше остальных домочадцев, терпит унижения и оскорбления от неё, но поставить на место зарвавшуюся грубиянку и самодурку ему не приходит в голову. Однако, интерпретируя фамилию, образ Простаковой приобретает и другой оттенок значения. В народе «простый» (не «простой») означает «глупый», «неумный», «дурак». А милая дама, давно перешагнувшая рубеж гордится тем, что безграмотна, не умеет читать и писать. Более того, искренне считает это нормой для женщин-дворянок. Так, по простоте и наивности душевной, она воплощает самый ретроградный, консервативный, застойный слой дворянства. В полной же мере через родную фамилию - Скотинина - раскрыт образ Простаковой. «Недоросль» - комедия, созданная во многом в соответствии с поэтикой классицизма, позволяющей и таким способом донести до читателя/зрителя суть персонажа. Скотская сущность героини, ничем не прикрытая, буквально вопит о себе с первых же её реплик на сцене. И чем дальше развивается действие пьесы, тем яснее нам звериная сущность этой женщины. Закоренелая крепостница, она не считает за людей слуг, бранит и колотит их без зазрения совести. Крестьян своих разорила, обращается с ними крайне жестоко. Готова на любую подлость, даже преступление, ради выгоды. Софью, словно вещь, собирается отдать в жёны своему брату, т.к. тому приглянулись свиньи из деревушки, доставшейся девушке по наследству от умерших родителей. В этом плане очень показателен «Недоросль».

Герои комедии, воплощающие крепостнический дух России, все отрицательны, как на подбор! Искалеченная духовно и умственно социальными предрассудками среды сама, Простакова калечит и сына. Воспитанием и образованием его занимается она для вида, отдавая дань моде и новым общественным требованиям. На самом деле, «чтобы взрастить детушек», по мнению этой, животной любовью любящей своего сына женщины, не нужно ни то, ни другое. И вырастает из её чада ещё одна «скотина», предающая мать, никого, кроме себя не признающая, глупая и подлая. Потому настоящим приговором всей дворянско-крепостнической системе звучат финальные слова произведения: «Вот злонравия достойные плоды!»

Современная классика

Стоит отметить, что выражение это стало крылатым и шагнуло далеко за пределы содержания пьесы. Так мы можем сказать о любом отрицательном примере, поступке, повлёкшем за собою соответствующую реакцию. Потому всегда нужно стараться вести себя, говорить и поступать так, чтобы не выпячивало наше «злонравие» и не давало «достойных плодов»!

Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Недоросоль.

Простакова.

Идейный замысел обусловил состав действующих лиц «Недоросля». Комедия рисует типичных помещиков крепостников (Простаковых, Скотинина), их крепостных слуг (Еремеевну и Тришку), учителей (Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана) и противопоставляет им таких передовых дворян, какими должно быть, по мнению Фонвизина, всё русское дворянство: на государственной службе (Правдин), в области хозяйственной деятельности (Стародум), на военной службе (Милон). (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Недоросоль.. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Образ Софьи, умной и просвещенной девушки, содействует более полному раскрытию своеволия и невежества Простаковой; с Софьей связана и вся происходящая в «комедии» борьба.

Главное лицо комедии - помещица Простакова. - грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в её власти, она унижается, готова валяться в ногах, вымаливая прощение у того, кто сильнее её (сцена с Правдиным в конце комедии), простакова невежественна. Она враждебно относится к просвещению; с ее точки зрения, образование излишне: «Без наук люди живут и жили», - говорит она. Только подчиняясь необходимости, желая «вывести в люди» Митрофана, она нанимает ему учителей, но сама же мешает его ученью. В отношениях к людям она руководствуется только грубым расчётом, личной выгодой Таково, напри мер, ее отношение к Стародуму и Софье. Ради Личной выгоды она способна пойти даже на преступление (попытка похитить Софью, чтобы насильно выдать её замуж за Митрофана).

У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.

Убеждённая закоренелая крепостница, она считает крепостных людей своей полной собственностью: с ними она может делать всё, что ей угодно. Как бы ни надрывались на работе её дворовые и крестьяне, они не могут угодить своей свирепой владелице. Болезнь крепостной приводит её в ярость «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!.. Бредит, бестия! Как будто благородная!» Даже преданную ей Еремеевну, няньку Митрофана, всячески старающуюся ей угодить, Простакова называет не иначе, как «старой ведьмой», «собачьей дочерью» и «скверной харей».

Простакова считает, что управлять хозяйством можно только с помощью ругани и побоев. Об этом она сама говорит Правдину, наивно полагая, что способы её управления достойны всякой похвалы: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка». Крестьян она совершенно обобрала, выжала из них всё, что только могла. «С тех пор как всё, - сокрушённо жалуется она брату, - что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Простакова деспотична и груба не только в отношении к крепостным. Тупого, робкого и безвольного мужа она ни во что не ставит и помыкает им, как хочет. Учителям Митрофана, Кутейки-ну и Цыфиркину, по году не платит жалованья.

Лишь к своему сыну Митрофану Простакова относится иначе. Она любит его, нежна к нему} Забота о его счастье, благополучии составляет основное содержание её жизни. «Одна моя забота, одна моя отрада - Митрофанушка», - говорит она. Свою материнскую любовь она сравнивает с привязанностью собаки к своему щенку. Поэтому её слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни ей самой ничего, кроме вреда.

Характер Простаковой, степень её умственного развития, положение помещицы и полновластной хозяйки в доме, отношение к окружающим людям - все это выразительно и ярко отражается в её речи.

Так, Тришку она называет «мошенником, вором, слотом, воровской харей, болваном», Еремеевну - «бестией». Её пренебрежительное отношение к мужу выражается и в насмешках над ним: «Сам ты мешковат, умная голова», и в грубых окриках: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?» «Весь век, сударь, ходишь, развес я уши». Она называет мужа «уродом», «рохлей». Но речь её становится иной в обращениях к сыну: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок» и др.

Вначале Простакова обходится с Софьей грубо деспотично: «Нет, сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою своим нас застращать, чтобы мы дали тебе волю». «О, матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих, не очень тебе верю». Когда же она узнаёт, что Софья стала богатой наследницей, тон её речи резко меняется: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»

Отсутствие культуры у Простаковой сказывается в употреблении ею просторечий: первоёт - вместо первый-то, ища - вместо ещё, деушки - вместо девушки.

Но Простакова - помещица; в своей среде она слышала и близкую к литературному языку речь людей того временя. Поэтому в её речи встречаются (правда, редко) и книжно-литературные слова и обороты, хотя и несколько искажённые: «письмецо амурное»; «это от того офицера, который искал на тебе жениться»; «рекомендую вам дорогого гостя нашего, господина Правдина»

Заискивающе, льстиво обращается она к Стародуму: «Гость наш бесценный! Да так ли бы надобно было встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе».

Образ Простоковой живо и правдиво нарисованный, приобретает ещё большую убедительность, жизненность особенно потому, что Фонвизин показывает те условия, под влиянием которых сложился её характер и принял такие уродливые формы. Простакова выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил, не заложили с детства в её душу ничего хорошего, Но ещё сильнее воздействовали на неё условия крепостного права - её положение полновластной владелицы крепостных крестьян. Не сдерживаемая никакими нравственными устоями, полная сознания своей безграничной власти и безнаказанности, она превратилась в «госпожу бесчеловечную», тирана-изверга.

Образ Простаковой, так широко и мастерски зарисованный Фонвизиным, жизненно правдив и убедителен.

Глубокой жизненностью, правдивостью отличается и образ её сына Митрофана.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх