Каким изобразил эзопа испанский художник веласкес. Портреты эзопа

13.12.2014

Описание картины Диего Веласкеса «Эзоп»

Великий древнегреческий баснописец Эзоп очень известен со времён своей жизни и по настоящее время. В своих баснях он представлял разные типы людей в образе животных и высмеивал их недостатки и пороки, такие как жадность, тщеславие, гордыня, глупость и многие другие. Эзоп был рождён в рабстве, но хозяин оценил его талант и подарил желанную свободу. О том, как мог выглядеть этот баснописец, можно только предположить, об этом существует множество легенд. Наиболее часто Эзопа изображали некрасивым и невзрачным горбуном маленького роста. Но это делалось специально, чтобы на контрасте выделить его внутренний мир, очень красивый и добрый.

На своей картине Веласкес изобразил Эзопа в очень поношенной одежде. Сначала он был рабом, а теперь он нищенствующий бродяга. Однако самое важное, на что художник хотел обратить внимание зрителя — это глаза Эзопа, вернее, его взгляд. Он пристально смотрит в глаза зрителю, точнее, пронизывает его, пытаясь разглядеть самое потаённое, что может быть спрятано у него в душе. Он как будто судья, выслушивающий оправдания обвиняемого в преступлении. Или он похож на доктора, который сначала должен внимательно осмотреть больного перед тем, как поставить свой диагноз. А ещё, может быть, он похож на учителя, который хочет отчитать своего непутёвого ученика. Но самое важное, его взгляд похож на взгляд самого бога. Этот бог уже давно наблюдает за человечеством, которое погрязло в грехах и продолжает на протяжении тысячелетий совершать одни и те же ошибки. И вот этот человек, Эзоп, который был на самом дне, в самом низшем слое общества, теперь становится приближенным к высоте, на которой находится сам бог. Для Веласкеса было очень важно, что он может показать особую мудрость, разлучённую со статусом человека в обществе. Такие люди не принадлежат обществу, а находятся вне его, даже над ним и его законами.

Перед вами – картина живописца Веласкеса «Эзоп»
(1639-1641). Искусствоведы вычислили, что она
входила в цикл картин («Марс», «Менипп» и др.),
предназначенных для королевского охотничьего
замка Торре де ла Парада близ Мадрида.

Помните, кто на ней изображён? Это Эзоп, древ-
негреческий баснописец, считающийся создателем
басни. По преданию, он жил около середины VI
века до н. э. Легенды рисуют Эзопа народным
мудрецом, юродивым и хромым рабом самосца
Иадмона, безвинно сброшенным со скалы в Дель-
фах. Ему приписывались сюжеты почти всех изве-
стных в античности басен, обрабатывавшиеся мног-
ими баснописцами – от античных Федра и Бабрия
до Жана де Лафонтена и Ивана Крылова. Мы уже
привыкли к тому, что под эзоповой басней подраз-
умеваем басню, в которой действующими лицами
выступают животные и другие бессловесные су-
щества и предметы, аллегорически представляю-
щие людей, их характеры и поступки.

В связи с этим и вопрос. Странное удивление ох-
ватывает меня, когда я смотрю на «Эзопа» Диего
Веласкеса. Почему художник оставил руку своего
персонажа под платьем – вместо того, чтобы изоб-
разить её поверх, свободно вытянутой вдоль тела?

Что он хотел этим сказать? Всей моей фантазии
не хватает для ответа на этот, надеюсь, простой
вопрос. Может, вы поможете?

~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^

Иллюстрация: «Невидимая рука баснописца»

Рецензии

«Перед вами – картина живописца Веласкеса “Эзоп”... Помните, кто на ней изображён?» Да, да, конечно “помним” – подумал я – ведь мы в первый раз её видим... А далее читаю: «Это Эзоп». Смешно!☺

Версии такие:
1. Трудно было передать взгляд баснописца. Диего не был доволен тем, как показал лицо и сделал отвлекающий манёвр.
2. Эзопу свойственны недомолвки, в его произведениях всегда есть второй план...
3. “Творчество раскрывает...” – говорит художник. Объясняю: рукописи (книга) символизируют творчество. Если бы правая рука Эзопа была свободна, то она... тоже бы оказалась чуть ниже груди, образовав “замо́к”.
.................
Вариантов много, я же склоняюсь к следующему: представим, что левая рука Эзопа опущена – это неинтересно... А так – загадка!

Владимир, спасибо! Я хотел, чтоб ты нам что-нибудь загадал!☺

Я бы этого тоже хотел. И в моём
портфеле скопилось уже немало за-
гадок. Но - прочти, если не за-
труднит, моё резюме. Мне сейчас
не до развлечений...

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

ЭЗОП (ок. VI в. до н.э.) – древнегреческий писатель, баснописец, считается родоначальником жанра басни. Из описаний он предстает человеком уродливым, горбуном, но бесконечно мудрым и наделенным литературным даром.

Тексты басен Эзопа кратки, просты по содержанию, сюжет не загроможден подробностями и также предельно прост и, что немаловажно, мораль декларируется отчетливо. Язык близок к обыденному, разговорному, в нем мало прилагательных и часто встречаются глаголы, ведь эзоповские басни – это, в первую очередь, рассказ о поступке, действии, а не описание обстановки. В этих текстах редко встретишь диалог, разве что прямая реплика обозначит собой развязку. Зачастую басни Эзопа имеют четыре части: экспозиция , замысел, действие и неожиданный финал. В некоторых случаях данная схема варьируется в сторону упрощения композиции или, наоборот, ее усложнения.

Персонажами басен Эзопа являются животные и растения (более 80 их разновидностей), люди различных профессий (их исследователи насчитали около 30), также боги и мифологические фигуры. Самые популярные персонажи – это лиса, волк, змея, лев, осел, собака, крестьянин и т. п. Все они, впрочем, являются фигурами условными, носителями конкретных функций.

Многие сюжеты «Эзоповых басен» читателю отлично знакомы по обработкам, сделанным Ж. Лафонтеном, И. И. Дмитриевым, И. А. Крыловым и др. К ним относятся «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и журавль», «Волк и ягненок», «Жук и муравей», «Лошадь и осел» и др.



Портрет Эзопа
во весь рост.

Сегодня в Санкт-Петербурге открывается выставка из цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже», на которой будут представлены две картины великого испанского художника Веласкеса

21 октября открывается выставка из цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» - «Менипп» и «Эзоп» из музея Прадо. На экспозиции, организованной Государственным Эрмитажем совместно с мадридским музеем Прадо, представлены два полотна великого испанского художника Веласкеса (1599–1660), принадлежащие к наиболее прославленным шедеврам мировой живописи. Имена мыслителей древности указаны в надписях на картинах.

Знаменитый баснописец Эзоп жил в VI веке до н. э. Его апокрифическое жизнеописание было составлено в XIII веке, сочинения впервые опубликованы в конце XV века и широко распространились в Европе в XVI и XVII столетиях. Согласно легенде, Эзоп был рабом, отпущенным на свободу, беспощадно остроумным автором моральных сентенций, в которых часто выражал свои идеи посредством беседы животных. Он погиб, став жертвой смелых высказываний в адрес человеческих пороков. В Испании сочинения баснописца хорошо знали, по ним в школах изучали греческий язык.

На картине Эзоп изображен с книгой, внизу рядом с ним с одной стороны лохани и тряпка - намек на повседневные занятия раба; с другой стороны - уложенные в дорогу вещи и золотая чаша, в краже которой баснописец был ложно обвинен и сброшен с горы жрецами Аполлона в городе Дельфы.

Философ Менипп жил намного позже Эзопа, в III веке до н. э. Сведения о нем известны благодаря Диогену Лаэртскому и Лукиану из Самосаты. Как и Эзоп, Менипп был освобожденным рабом, сумел разбогатеть, занимаясь ростовщичеством, потом утратил свое состояние, жизнь кончил самоубийством, повесившись. Он принадлежал к философской школе киников, отрицавших ученые знания, подвергавших все жесткой критике, в Испании времен Веласкеса киников обвиняли в злословии. «Диалоги» Лукиана с упоминаниями о Мениппе, были так же хорошо известны, как и сочинения Эзопа, они тоже использовались в школах для обучения греческому языку.

Менипп на картине саркастично усмехается. У его ног книги, он попирает их, так как отвергает научные знания. Рядом находится кувшин, поставленный на площадку с колесами. Кувшин в иконографии XVII века ассоциировался с женщиной. Его присутствие в композиции можно объяснить тем, что изображения мыслителей древности составляли ансамбль с полотном «Марс». Считается, что «Эзоп», «Менипп» и «Марс» были написаны для королевского охотничьего павильона Торре де ла Парада, построенного в 1636 году. Картины упоминались вместе в наиболее раннем из сохранившихся инвентарей (1701 года). Все работы одинакового размера, все на античные сюжеты. Соединение их в своеобразный «триптих» могло иметь особый смысл.

«Марс» в трактовке Веласкеса выглядит очень странным. Это не грозный, молодой и прекрасный бог войны, каким его представляли себе испанцы времен Веласкеса, но человек среднего возраста, начинающий стареть. Он сидит на постели, в задумчивости, почти полностью обнаженный, но в шлеме, оружие брошено у ног. Образ бога войны явно снижен. В такой интерпретации одни усматривают намек на увлечение Марсом любовными утехами в ущерб его главному занятию, войне. Другие идут еще дальше в раскрытии содержания работы и связывают его с военными поражениями Испании во второй половине 1630-х годов. Не исключено, что имелись в виду обе идеи. В контексте с «Марсом» понятно, почему рядом с ним находятся именно «Эзоп» и «Менипп», баснописец и киник, отличавшиеся критическими, смелыми и бескомпромиссными суждениями.

Античные мудрецы осовременены, представлены в виде нищих. Они остро охарактеризованы, превосходно написаны. «Эзоп» - в плотной живописной манере, «Менипп» более текучим мягким мазком. Фигуры показаны с низкой точки зрения, рисуются величественными силуэтами на нейтральном фоне. Колорит выдержан в скупой, строгой коричнево-оливковой гамме.

Значительностью образов и мастерством исполнения картины «Эзоп» и «Менипп» всегда привлекали к себе внимание как ценителей искусства, так и художников. Их гравировал Франсиско де Гойя, на них ориентировался Эдуар Мане, создавая своих «Философов», с них делали копии живописцы, в том числе, и



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх