Как решается тема маленького человека. Сочинение судьба маленького человека в русской литературе XIX

1. Введение стр.3

2. Основная часть

2.1. История возникновения понятия «маленького человека» стр.4

2.2. Образ «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина («Станционный смотритель») стр.4 – 5

2.3. Отражение темы «маленького человека» в «Шинели» стр. 5 - 6

Н. В. Гоголя.

2.4. Образ «маленького человека» в творчестве стр. 6 - 7

Достоевского.

2.5. Отражение темы «маленького человека» в рассказах стр. 7 - 9

В.М. Шукшина и М.М. Зощенко

3. Заключение стр. 9

4. Список литературы стр. 10

Введение.

Общеизвестны слова: ― «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», хотя их авторство и
обстоятельства произнесения обсуждаются до сих пор. Зато сам смысл притягателен:
Гоголь сумел рассказать о чем-то таком, что потом углубляли, развивали, разрабатывали
другие писатели, он вывел человеческий тип, который был и будет всегда.
А может, ― «мы» - это обычные люди, не раз побывавшие на месте Башмачкина?
«Маленький человек» - тип литературного героя, который возник в русской
литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годы XIX века.
Этот образ интересовал писателей, и многие произведения помогают
донести до нас высокую ценность «маленьких» людей.
Представление о "маленьком человеке" менялось на протяжении всего 19 -
20 веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя.
В своей работе я попыталась раскрыть значимость каждого героя в отдельных
произведениях классиков и писателей 19 - 20 века.

Актуальность (значимость) данной темы: за всей обыденностью нашей жизни мы не замечаем рядом «маленьких людей», их существования в обществе. Обычно маленький человек трактуется как отдельный тип - униженный, смиренный, безропотный. Изменилась ли с годами жизнь этого маленького человека? Судя по всему, нет. Точно так же беззащитен он перед прохожими, аферистами, начальством, конторами, отделами, организациями, властью, государством, судьбой, обстоятельствами, да и мало ли ещё обидчиков у горемыки? Авторы - и мы вместе с ними - скорбим не только о безвременной кончине маленького человека, но о потере самого звания человека, когда людей делят на значительных и незначительных, когда пренебрегают робкими, слабыми, терпеливыми, обижают и равнодушно отнимают у них самое дорогое, поэтому актуальность темы «маленького» человека не меркнет и сегодня.

Проблема исследования: эволюция образа «маленького» человека в произведениях русских писателей.

Объект исследования: творчество русских писателей.

Предмет исследования: образ «маленького» человека.

Цель исследования: выявление и сопоставление символического характера
«маленького человека» в литературе, эволюция образа.

Задачи исследования:

1. Обобщить и сопоставить критическую литературу по теме.

2. Проанализировать произведения,

3. Проследить развитие темы «маленького человека» в русской литературе.

Гипотеза исследования: образ «маленького человека» встречается в литературе XIX-XX вв. в связи с историческими событиями того времени и эволюционирует по мере изменения ситуации в социальных кругах.

Методы исследования:

Анализ прочитанного материала;
- обобщение и систематизирование полученных в ходе исследований данных;
- сравнивание и сопоставление героев;
- использование Интернет ресурсов.

Основная часть.

История возникновения понятия «маленький человек».

Первый период русской литературы, как мы знаем, это древнерусская литература, героями произведений которой являлись князья, святые, войны. Лишь в конце периода существования древнерусской литературы в неё «допускается» простой человек, не герой, не святой, не правитель. Затем в литературу приходит с запада классицизм, это направление соответствовало потребностям того времени. Пётр I строил «сильное» государство. Классицистов волновали потребности государства и человек-гражданин, полезный своей стране. Только с приходом, опять же из западной литературы, в русскую литературу сентиментализма, писателям стали интересны личные потребности и переживания людей. Первым писателем, открывшим мир «маленьких людей», был Николай Михайлович Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала его повесть «Бедная Лиза». Повествователь с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе героини. Существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Социальное неравенство героев и естественная сложность человеческой души становятся препятствием для Лизиного счастья. Автор не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой человек так же несчастен, как и крестьянская девушка. Но и это особенно важно: Карамзин едва ли не первый открыл в русской литературе «живую душу» в «маленьком человеке», в представителе «низшего» сословия. «И крестьянки любить умеют» - эта фраза надолго стала крылатой в русской литературе. Отсюда и начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие «маленькому человеку», его радостям, бедам. Защита слабых, угнетённых и безгласных – в этом главная нравственная задача художников слова. Гуманность, умение сочувствовать и быть чувственным оказались очень созвучны веянием времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека, и главным объектом её внимания стал внутренний мир отдельной личности. Карамзин положил начало огромному циклу произведений о "маленьких людях", сделал первый шаг в исследовании неизвестной до этого темы. Именно он открыл дорогу таким писателям, как Пушкин, Гоголь, Достоевский.

Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуто творчество многих русских писателей.

Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин. В «Повестях Белкина», законченных в 1830 году, писатель рисует не только картины дворянско-уездного быта («Барышня-крестьянка»), но и останавливает внимание читателей на судьбе «маленького человека».

Уже в рассказах сентименталистов, особенно у Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), был показан «маленький человек». Это был идеализированный образ, мало реалистический.

Пушкин делает первую попытку объективно, правдиво изобразить «маленького человека». Герою повести «Станционный смотритель» чужды сентиментальные страдания, у него свои горести, связанные с неустроенностью жизни.

Стоит где-то на перекрестке проезжих дорог небольшая почтовая станция. Здесь живут чиновник 14-го класса Самсон Вырин и его дочь Дуня - единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя, полную покрикиваний и проклятий проезжающих. И вдруг ее увозят в Петербург, увозят тайно от отца. Самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца. Самсон Вырин едет в Петербург, чтобы «вернуть заблудшую овечку», но его выгоняют из дома Дуни, и в конце концов за свою дочь он получает несколько ассигнаций. «Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел...» Вырин умирает в одиночестве, и никто не замечает его смерти. О таких, как он, Пушкин пишет в начале повести: «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее».

Жизненная правда, сочувствие к «маленькому человеку», оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, - вот что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот «маленький человек», живущий в горе и нужде. Демократизмом и гуманностью проникнута повесть, так реалистично изображающая «маленького человека».

В 1833 году появляется «Медный всадник» Пушкина, в котором «маленький человек» с трагической судьбой выражает робкий протест против бесчеловечного самодержавия. «Добро, строитель чудотворный! -//Шепнул он, злобно задрожав, -//Ужо тебе!..»

Традиции Пушкина продолжили и развили Гоголь, Достоевский, Чехов.

В повести «Шинель» идея гуманного отношения к «маленькому человеку», которая скрыто присутствует во всех гоголевских произведениях, выражается прямо и решительно.

Акакий Акакиевич Башмачкин - «вечный титулярный советник». Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение находит он в переписке бумаг. Он любовно выводил буквы чистым, ровным почерком и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и нужду, и заботы о пище и уюте. Даже дома он думал лишь о том, что «что-то бог пошлет переписывать завтра».

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни - новая шинель. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность...» Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, «...существование его сделалось как-то полнее...» Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость и грусть. Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.

Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в несчастливом чиновнике. Напрасно Башмачкин искал помощи у «значительного лица». Его даже обвинили в бунте против начальников и «высших». Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает. В финале маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.

Не из-за шинели умирает «маленький человек». Он становится жертвой бюрократического «бесчеловечья» и «свирепой грубости», которая, как утверждал Гоголь, таится под маской «утонченной, образованной светскости». В этом глубочайший смысл повести.

Преступное равнодушие проявляет высшее петербургское общество к капитану Копейкину (в поэме Гоголя «Мертвые души»). Оно оказалось черствым, бездушным не просто к маленькому человеку, но защитнику Родины, герою войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всяких средств к существованию... Недаром дальнейшая судьба капитана Копейкина связывается с бунтом: предупреждение о том, что терпение забитых и униженных когда-нибудь кончится, что всему есть предел. А уж если широкая русская душа взбунтовалась, то горе тем, кто притеснял и обижал бедного человека.

Духом гоголевской «Шинели» проникнут роман Достоевского «Бедные люди». Это рассказ о судьбе того же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает Варе. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт - «бунт на коленях». Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.

Достоевский раскрывает глубокие и сильные переживания «маленьких людей».

Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому, что видит в нем свое будущее. Итак, Достоевский, сложнейший и противоречивейший художник-реалист, с одной стороны, показывает «униженного и оскорбленного» человека, и сердце писателя переполняется любовью, состраданием и жалостью к этому человеку и ненавистью к сытым, пошлякам и развратникам, а с другой - высказывается за смирение, покорность, призывая: «Смирись, гордый человек!»

Жертвой в обществе произвола и беззакония оказывается Мармеладов из романа Достоевского «Преступление и наказание». Этот спившийся отставной чиновник говорит Раскольникову: «В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». Мармеладов поясняет свою мысль: «Бедность не порок, нищета - порок», ибо в бедности еще не извращается в самом бедняке чувство человеческого достоинства; нищий же перестает быть человеком, перестает уважать себя, сам себя унижает, достигая последней степени нравственного падения.

Далее в развитии образа «маленького человека» намечается тенденция «раздвоения». С одной стороны, из среды «маленьких людей» появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. О Добролюбове скажет Некрасов: «Какой светильник разума угас!» С другой стороны, «маленький человек» опускается, превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее отчетливо мы наблюдаем этот процесс в рассказах Чехова «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре».

Учитель Беликов - человек не злой по характеру, но робок и замкнут. В условиях, когда действовала формула: «Раз не разрешает циркуляр, то и нельзя», - он становится страшной фигурой в городе.

Все живое, движущееся вперед, пугало Беликова, во всем он видел «элемент сомнительности». Не мог Беликов устроить и личную жизнь. Увидев однажды свою невесту на велосипеде, он был очень удивлен и отправился для объяснения к ее брату, считая, что женщине не к лицу кататься на велосипеде. Итогом разговора была ссора Беликова с Коваленко, после которой учитель умер. С радостью хоронили горожане Беликова, но и после его смерти печать «беликовщины» осталась на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал насквозь их души

Страхом.

С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», - сказал Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское «Вашество». В тот же год, что и «Смерть чиновника», появляется рассказ «Толстый и тонкий». Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, «как китаец», склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.

Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит «маленького человека» к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает ему переносить существование: у Самсона Вырина - дочь, радость жизни, у Акакия Акакиевича - шинель, у Макара Девушкина и Вареньки - их любовь и забота друг о друге. Потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты.

«Маленькие люди» - люди низших сословий, и язык их - народный, в нем встречаются просторечие («прибрать, старый дурак»), канцелярские слова («циркуль»), выражение «я имею кое-что сказать». Для усиления эмоционального звучания образа писатели используют несобственно-прямую речь (например, рассказ о горе старого смотрителя ведется от третьего лица, хотя он сам рассказывает о случившемся).

Чехов для более полной обрисовки героя использует прием рассказа в рассказе. О герое говорит другой человек, знающий его и дающий оценку его действиям (учитель Буркин в рассказе «Человек в футляре», ветеринарный врач Иван Иванович в рассказе «Крыжовник»). Все приемы обрисовки героев направлены на более глубокое раскрытие образов «маленьких людей».

В заключение хочется сказать, что человек не должен быть маленьким. В одном из писем к сестре Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьмиЗоркий глаз художника, подмечая пошлость, лицемерие, тупость, видел и другое - красоту хорошего человека. Таков, например, доктор Дымов, герой рассказа «Попрыгунья», человек, который живет для счастья других, скромный врач, с добрым сердцем, красивой душой. Дымов умирает, спасая ребенка от болезни.

Вот и получается, что не так уж мал этот «маленький человек».


«Маленький человек» – это образ героя, находящегося на низшей ступеньке социальной лестницы. Обращение к данной теме в творчестве Н.М.Карамзина было важным шагом в русской литературе, так как писатель привлёк внимание к положению многих бесправных людей своего времени, когда подлинные чувства и мысли «маленького человека» в обществе никого не интересовали. В повести "Бедная Лиза" Карамзин открыл читателям живую душу деревенской девушки Лизы, представительницы низшего сословия, показав, что и «крестьянки любить умеют».

Автор произведения становится другом и защитником несчастной девушки. Он просит не судить её поступки строго, оправдывает её ошибки любовью к Эрасту, высоко ценит душевные качества Лизы и способность считать главным чувством любовь. Всё это подтверждает зарождение новой традиции в русской литературе – сочувствие «маленькому человеку», сострадание и стремление помочь в его бедах. Именно поэтому писатель хотел бы защитить свою героиню, не нашедшую выход из тупика, в какой она попала.

Карамзин наделяет Лизу высокими душевными качествами, но подчёркивает невозможность для неё раскрыть кому-либо душу из-за униженного положения в обществе. Так как Лиза не могла рассказать о своих переживаниях и беде, она вынуждена скрывать свою боль, считает ситуацию безвыходной. Бесправие и несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, чувствовать себя одинокими и беззащитными.

Почему Лиза не смогла ничего сделать, чтобы добиться счастья в жизни? Потому что в обществе, где главным мерилом человеческого достоинства были богатство и знатность, крестьянская девушка понимала невозможность своего равенства с дворянином Эрастом. Она чувствовала себя слабой, неспособной изменить жизнь к лучшему. Автор сочувствует своей героине, страдающей от одиночества и беззащитности в мире, где даже мать не может помочь несчастной дочери. Лиза выбирает смерть для себя (а значит, и для матери), она не хочет страдать из-за безответной любви и позора, понимая, что её не только никто не поддержит, но, скорее, в её сторону будут «бросать камни».

Могла ли Лиза потребовать от любимого быть честным и справедливым по отношению к ней? Нет, и в этом крестьянская девушка не только из-за гордости, но и по своему социальному положению была бесправной и безгласной, безропотно принимавшей удары судьбы. Отношение Эраста к Лизе за период их знакомства претерпевает изменения потому, что простая девушка нужна была дворянину на небольшой период времени, пока увлечение и чувства казались необычными, интересными. Прекращение отношений с Лизой он оправдывал жизненными обстоятельствами, но вряд ли Эраст собирался связывать свою жизнь с крестьянкой навсегда. Охлаждение чувств и разрыв с любящей его девушкой объясняется также невысокими морально-нравственными качествами Эраста, его воспитанием и предрассудками о социальном неравенстве. Поэтому судьба Лизы и не могла быть иной: участь «маленького человека» в условиях социальной несправедливости нередко бывала предрешена, так как оборачивалась безысходностью, оказывалась трагичной. Отстаивать права личности люди пытались иногда бунтами, но Лиза за себя постоять не могла, она в одиночестве переживала своё горе, а в таком случае добиться уважения к себе почти невозможно. Борьба человека за свои права даже в XXI веке не всегда приводит к положительным результатам.

Тема "маленького человека" отражена и в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Автор называет своего героя «мучеником четырнадцатого класса», потому что он никак не защищён своим чином от несправедливых обвинений и требований останавливающихся на станции проезжих или начальства. Действительно, служба у него – настоящая каторга. Даже в плохой погоде и задержке путешественников в дороге виноват смотритель. Пушкин убедительно нарисовал нелёгкую долю «маленького человека», который находится в униженном положении при обслуживании важных господ. Поэтому понятен призыв автора проникнуться состраданием к таким служащим, как Самсон Вырин.

Минский (проезжий гусар) вовсе не собирался считаться с чувствами отца Дуни, с надеждами смотрителя на спокойную старость рядом с дочерью и внуками. Желание вернуть дочку слишком велико, и несчастный смотритель едет в Петербург, узнаёт адрес Минского и встречается с ним, умоляет отдать Дуню. Но тут Вырин, возможно, заблуждается, ведь он не знает, хочет ли Дуня возвращаться из Петербурга домой, в глушь. Хотя гусар обманом увёз её и девушка не собиралась таким образом решать свою судьбу, но позже она, видимо, полюбила Минского и надеялась на счастье с ним. Понятно, что она жалеет отца, но не знает, как решить семейную проблему. И отец прав, когда добивается встречи с Дуней, когда пытается отстоять чувство собственного достоинства. Он отвергает денежное вознаграждение за потерю дочери, исключая такую продажу отцовских чувств, родительских прав. А деньги ему не помешали бы, так как впереди ждала одинокая старость.

Почему Самсон Вырин не стал писать жалобы и добиваться справедливости? Наверное, не только потому, что он слабый, не уверенный в своих силах человек. Но ещё и потому, что он заблуждался, думая, что дочка уехала с Минским по согласию, и вернётся, осознав ошибку. Смотритель уверен в трагическом исходе событий и готов пожелать смерти заблудшей дочери, если она не придёт к нему с покаянием. Он предполагал, что гусар обязательно бросит его дочь, но, видимо, Минский любил Дуню. Однако Самсон Вырин имел право благословить дочь, а Минский лишил его и этой возможности, так как, видимо, не собирался венчаться в церкви. Поэтому жизнь дочери казалась смотрителю порочной, а разлука с Дуней и переживания о ней раньше времени свели его в могилу. Такова судьба человека, с которым не посчитали нужным обойтись уважительно, и его права были грубо нарушены.

К теме обличения чиновничье-бюрократической системы русского государства не раз обращался Н.В.Гоголь. Эта система позволяла делить людей на "больших" (значительных) и "маленьких". В повести Гоголя «Шинель» отражена не только тема «маленького человека», но также поставлена проблема корпоративной неприступности чиновников высшего ранга. Особая роль в сатирическом изображении важных начальников отводится эпизоду встречи Акакия Акакиевича со «значительным лицом».

С того момента, как несчастный «маленький человек» потерял самое дорогое (шинель, пошитую ценой невообразимой экономии и отнятую грабителем), он испытывал чувство безысходности, большого горя. По совету одного из сослуживцев Башмачкин обращается к «значительному лицу», потому что в полиции помощь ему не была оказана.

Акакий Акакиевич испытал на себе всё превосходство вышестоящих над ничтожными для них человечками. Он пришёл за помощью, а получил такой «разнос», что едва не потерял сознание. Страх, обида, боль и ветер, пронизывающий его насквозь при возвращении домой, привели к тяжёлой болезни и безвременной смерти. И всё из-за шинели! Гоголь подчёркивает, какой незначительной может быть жизнь человека даже в сравнении с вещами и уж тем более в сравнении с «драгоценным» временем «значительного», то есть должностного лица.

Кто или что делает человека «маленьким», а его жизнь незначительной? Возникает предположение, что само устройство жизни в России было антигуманным, неправильным, несправедливым. Поэтому эпизод встречи Башмачкина со «значительным лицом» имеет продолжение.

Писатель показывает далее фантастическую ситуацию, когда "маленький человек" мстит за себя, борясь за справедливость: уже будучи мертвым (в облике призрака), Акакий Акакиевич отбирает генеральскую шинель у того самого начальника, который растоптал его человеческое достоинство и отнял жизнь. Мало того, Гоголь намекает начальникам на месть других «униженных и оскорблённых», малоимущих, для которых «шинель» дороже жизни. Гоголь создал образ привидения, которое уже и на Башмачкина не похоже, но продолжает бродить в ночной темноте, как будто ищет кого-то.

Данный эпизод сыграл важную роль в замысле автора, позволив сатирически изобразить чиновничество России, обратить внимание общества на бесправие «маленького человека» и обозначить истинные ценности в жизни. Сами люди, по мнению автора, также должны научиться ценить и свою личность, и свою жизнь, чтобы бороться за право быть Человеком, которого никто не посмеет считать "маленьким".

Рецензии

Когда по школьной программе дети знакомятся с классиками, мало кто из детей, их открывает для себя.(может ошибаюсь?)
Лично для меня было всего несколько произведений, которые поразили меня, заставили задуматься.
Но сейчас спустя десятилетия...Очень хочу заново перечитывать и перечитывать.
С уважением и теплом Ирина.

Определение «маленький человек» применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ «маленького человека» оказывался все актуальней, чем более демократичной становилась литература. Само понятие «маленький человек», скорее всего, в употребление ввел В.Г. Белинский Белинский В.Г. «Горе от ума». Комедия в четырех действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова. // А.С. Грибоедов в русской критике: Сборник ст. / Сост., вступ. ст. и примеч. А.М. Гордина. - М., 1958. - С.111..

Тему «маленького человека» поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна потому, что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. «Маленький человек» - представитель народа в целом. И каждый писатель представляет его по-своему Красухин К. Чины и награды персонажей в русской литературе // Литература (ПС). - 2004. - №11. - С. 9..

Что же такое «маленький человек»? В каком смысле «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. «Маленький» этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

Никогда не привлекали внимание окружающих забытые всеми, униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди в какой-то момент, по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, переставали быть ничем. Поэтому на них обратили свое внимание писатели конца XVII - XIX вв. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей «низшего» класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители, «маленькие люди», сошедшие с ума, не по своей воле, начали выходить из тени.

Интерес к «маленькому человеку», к его судьбе и боль за него постоянно и многократно наблюдается в произведениях великих русских писателей Набати Ш. Тема «маленький человек» в повести «Шинель» Н.В. Гоголя и в рассказе «Корова» Г. Саэди // Вестник развития науки и образования. - 2011. - №3. - С.103..

Среди русских писателей А.С. Пушкин был одним из первых, кто выдвинул тему «маленького человека» в русской литературе.

А.С. Пушкин в «Повестях Белкина» останавливает внимание на судьбе «маленького человека», которого он постарался изобразить объективно, без идеализации. В этих повестях в отличие от многих других произведений того времени России, Пушкин начал писать и говорить об обыкновенном, простом человеке и постарался описать жизнь такого человека в обществе.

Итак, величайший поэт XIX века А.С. Пушкин не оставил незамеченной тему «маленького человека», только он сосредоточил свой взгляд не на образ коленопреклоненного, а на судьбе несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать, в повести «Станционный смотритель», входящей в цикл «Повестей Белкина».

А.С. Пушкин сочувствует своему герою. Изначально его жизнь складывается нелегко: «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если скоро удастся ему избавиться от непрошенного гостя; но если не случится лошадей? боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца… Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием» Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10-ти томах. - Т.5. - Романы, повести. - М., 1960. - С. 118. .

Герой повести Самсон Вырин, остается счастливым и спокойным человеком до некоторого времени. Он привык к своей службе и имеет хорошую помощницу дочь. Он мечтает о простом счастье, внуках, большой семье, но судьба распоряжается по-другому. Гусар Минский, находясь у них проездом забирает дочь Дуню с собой. После неудачной попытки вернуть дочь, когда гусар «сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу» Там же. - С. 119., Вырин был уже не в состоянии бороться. И несчастный старик умирает от тоски, горюя о возможной плачевной судьбе дочери.

А.С. Пушкин в «Станционном смотрителе» образ Вырина раскрывает в семейной трагедии. Смотритель оскорблен в своих отцовских чувствах, попрано его человеческое достоинство. Борьба Вырина с Минским идет за утверждение права на близкого человека. Развитие событий связано с резкими изменениями в частной жизни героев. Тем не менее, было бы неправильно не видеть в пушкинском конфликте «отражение социальных противоречий: частная жизнь определяется правовым, имущественным положением» Белькинд В.С. Образ «маленького человека» у Пушкина и Достоевского (Самсон Вырин и Макар Девушкин) / В.С. Белькинд // Пушкинский сборник. - Псков, 1968. - С. 142..

С первых же строк автор вводит нас в бесправный мир людей этой профессии. Каждый проезжающий чуть ли не долгом своим считает излить на него весь накопившийся в дорожных неурядицах гнев. Однако, несмотря на все трудности, связанные с профессией, смотрители, по утверждению Пушкина - «...люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». Именно такой человек описан в повести. Семен Вырин -- типичный представитель мелкого чиновничьего сословия, исправно нес свою службу и имел свое «маленькое» счастье - красавицу дочь Дуню, оставшуюся у него на руках после смерти жены. Ловкая, приветливая Дуняша стала не только хозяйкой дома, но и первой помощницей отцу в его нелегком труде. Радуясь, глядя на дочь, Вырин, наверняка, рисовал в своем воображении картины будущего, где он, уже старик, живет подле Дуни, ставшей уважаемой женой и матерью. Но в повествование вступают законы эпохи, когда любой старший -- по званию ли, по чину или по сословию, вторгается в жизнь «маленького человека», сметая все на своем пути, не считаясь ни с чужими чувствами, ни с нравственными устоями. Ломая жизни, калеча души людей, чувствуя за собой защиту других власть или деньги имущих. Так поступил с Выриным гусар Минский, увезший Дуню в Петербург. Бедный смотритель пытается сопротивляться ударам судьбы, отправляясь на поиски своей дочери. Но в мире, где все продается и покупается, не верят искренним, даже отцовским, чувствам. Минский выпроваживает несчастного отца.

Судьба дала ему еще один шанс повидаться с дочерью, но Дуня второй раз предала отца, позволив Минскому вытолкнуть старика за дверь. Даже увидев горе своего отца, она не покаялась перед ним, не приехала к нему. Преданный и одинокий доживает последние дни Вырин на своей станции, грустя о дочери. Утрата дочери лишила старика смысла жизни. Равнодушное общество молча взирало на него и на сотни других таких, как он, и все понимали, что глупо просить защиты слабому у сильного.Удел «маленького человека» -- смирение. И умер станционный смотритель от собственной беспомощности и от эгоистичного бездушия окружающего его общества.

Профессор Н.Я. Берковский указывает, что «Самсона Вырина Пушкин изображает с сочувственным вживанием в его социальную личность, с точностью во всем, что отмечает, как поставлен он в служебном, общественном мире» Берковский Н.Я. Статьи о литературе. - М., 1962. - С. 329.. Однако преувеличивать социальность пушкинской повести и превращать Вырина в активного протестанта нет оснований. Это, прежде всего, семейная повесть с условно благополучной развязкой.

Похож на Самсона Вырина Евгений, герой «Медного всадника». Герой живет в Коломне, где-то служит, дичится знатных. Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь. Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье. Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную. Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату. И только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте. А.С. Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия.

«Медный всадник» -- это одно из первых произведений, где автор пытается описать «маленького человека». Пушкин начинает свое творение одически. Он прославляет город Петра, «величие» Петербурга, восхищается столицей России. По моему мнению, автор делает это для того, чтобы показать мощь столицы и всего российского государства. Затем автор начинает свой рассказ. Главным героем является Евгений, он обедневший дворянин, не имеет ни высокого чина, ни знатного имени. Евгений живет спокойной, размеренной жизнью, обеспечивает себя, тяжело трудясь. Евгений не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье. Но в это размеренное течение его жизни врывается горе, его возлюбленная гибнет во время наводнения. Евгений, осознавая, что он бессилен перед стихией, все же пытается найти виноватых в том, что рухнула его надежда на счастье. И находит. Евгений обвиняет в своих бедах Петра I, построившего город в этом месте, а значит, обвиняет и всю государственную машину, тем самым вступает в неравную схватку; и Пушкин показывает это через оживление памятника Петру I. Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Вследствие огромного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.

В романе «Капитанская дочка» в разряд «маленьких людей» входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов. Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество - сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: «Береги честь смолоду». Свою честь они сберегли. И так же дороги А.С. Пушкину, как и герои его уже ранее названных произведений.

А.С. Пушкин выдвигает в них демократическую тему маленького человека. Вот что пишет в своей критической статье «Художественная проза Пушкина» литературовед С.М. Петров: «Повести Белкина» явились в печати первым реалистическим произведением русской прозы. Наряду с традиционной тематикой из дворянско-усадебного быта («Барышня-крестьянка»). Пушкин выдвигает в них демократическую тему маленького человека (повесть «Станционный смотритель»), предваряющую собой «Шинель» Н.В. Гоголя» Петров С.М. Художественная проза Пушкина / Собрание сочинений А.С. Пушкина в 10 томах. - Т.5. - М., 1960. - С.6..

«Повести Белкина» явились полемическим откликом А.С. Пушкина на основные течения современной ему русской прозы. Правдивостью изображения, глубоким проникновением в характер человека, отсутствием всякого дидактизма «Станционный смотритель» А.С. Пушкина клал конец влиянию сентиментально-дидактической повести о маленьком человеке типа «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина. Идеализированные образы, нарочито созданные в дидактических целях сюжетные ситуации сентиментальной повести сменяются реальными типами и бытовыми картинами, изображением подлинных радостей и горестей жизни. Глубокий гуманизм повести А.С. Пушкина противостоит отвлеченной чувствительности сентиментальной повести. Манерный, впадающий в нравоучительную риторику язык сентиментальной повести уступает место простому и бесхитростному повествованию, вроде рассказа старика смотрителя о его Дуне. Реализм приходит на смену сентиментализму в русской прозе.

Глубокий гуманизм повести А.С. Пушкина противостоит отвлеченной чувствительности сентиментальной повести. Манерный, впадающий в нравоучительную риторику язык сентиментальной повести уступает место простому и бесхитростному повествованию, вроде рассказа старика смотрителя о его Дуне.

«В действительности же Пушкин 30-х гг., не раз сочувственно изображавший жизнь и быт «маленьких людей», наделявший последних теплыми человеческими чувствами, не мог в то же время не видеть ограниченности, скудости духовных запросов мелкого чиновника, мещанина, захудалого дворянчика. Жалея «маленького человека», Пушкин в то же время показывает мещанскую узость его запросов» Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). - М., 1967. - С. 85..

В более поздний период тот же Дмитрий Благой в своей книге «Творческий путь Пушкина» выводит новую трактовку «маленького человека» поэта - того, который противопоставляет себя самодержавию: «Глубокая закономерность, органичность для последекабрьского Пушкина темы Петра убедительно подтверждается всем дальнейшим ходом его творчества, в котором эта тема становится одной из ведущих, центральных тем, наполняясь, как мы далее убедимся, все более сложным идейно-философским и социально-историческим содержанием, приобретая все более проблемный характер, обусловленный постановкой и художественной разработкой А.С. Пушкиным именно на этой теме центральных вопросов своей современности и русской исторической жизни вообще - об отношении между государством и личностью, самодержавной властью и простым «маленьким» человеком, о путях русского исторического развития, о судьбах страны, нации, народа. Именно эта проблематика окажется в центре таких произведений Пушкина, связанных с темой Петра, как «Арап Петра Великого», как «Полтава», как глубочайшее из созданий поэта - «петербургская повесть» в стихах, «Медный Всадник». Первым в этом ряду, как бы сжатым, концентрированным введением во все последующее и является стихотворение «Стансы» Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). - М., 1967. - С. 86..

Известная недооценка прозы А.С. Пушкина в критике ХІХ века затормозила сравнительно-историческое изучение типа «маленького человека». В советском пушкиноведении имеются работы, в которых рассматривается этот вопрос. Однако сравнительное изучение художественной системы прозы А.С. Пушкина в соотношении с творчеством позднейших, следующих за ним авторов (в частности Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского) - проблема во многом еще не решенная. «Это большая задача, как одна из важнейших, стоит перед нашим пушкиноведением» Пушкин А.С. Итоги и проблемы изучения. - М., 1966. - С. 482..

Таким образом, А.С. Пушкин - один из первых классиков, описавших образ «маленького человека», на ранних стадиях своего творчества старался показать высокую духовность таких персонажей, как, например, в рассказе «Станционный смотритель». А.С. Пушкин показывает, что быть «маленьким человеком» - удел естественный и неизбежный. «Маленькому человеку» открыто многое, но мало воспринято им; он стремится к облегчению земной участи, но лишь навлекает на себя ещё большее страдание; стремясь к благу, не избегает греха; уходит из жизни глубоко подавленный и в ожидании высшего суда; сама смерть оказывается для него желанней жизни. У А.С. Пушкина образ «маленького человека» глубоко реалистичен. Вопрос о поведении «Маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина поставлен остро и драматично. Позднее в его произведениях зазвучали мотивы перехода образа «маленького человека» и слияния с образом народного героя - «Песни западных славян». Для всех произведений А.С. Пушкина было характерным глубокое проникновение в характер каждого героя - «маленького человека», мастерское написание его портрета, от которого не ускользнула ни одна черта.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Учитель – Комиссарова Е.В.

2 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Забытые, всеми униженные люди почти никогда не привлекают особого внимания окружающих. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем недостойными особого интереса. Но с начала 19 века именно такие люди становятся предметом пристального внимания со стороны великой русской литературы. С каждым произведением всё яснее и правдивее показывала она жизнь людей «низшего» класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители - «маленькие люди» начали выходить из тени.

3 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Тема “маленького человека” - это “сквозная тема” русской литературы. Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней, на нижних из которых трудились и страдали от бедности, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей бедой. В литературоведении существует несколько толкований понятия «маленький человек». Одно из определений предложено исследователем литературы А.А. Аникиным: «Маленький человек» - это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил и т.д.».

4 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Главными тематическими чертами этого образа будут: 1) низкое, бедственное, подчиненное социальное положение; 2) страдание, происходящее не от своего злого умысла или вины, а от слабости и ошибок; 3) в разной мере, но – ущербность личности, часто убожество и неразвитость; 4) острота жизненных переживаний; 5) наконец, осознание себя именно "маленьким человеком" и стремление утвердить свое право на жизнь именно в таком качестве, но часто с мечтой лишь об облегчении жизни; 6) обращение к Богу как единственному носителю справедливости и равенства: только перед Богом равны все. Для литературного героя должен быть характерен именно весь комплекс признаков, наличие отдельных из перечисленных черт еще не вводит его в русло темы "маленького человека". В то же время нельзя сказать, что наличие признаков делает героев разных произведений одинаковыми: образ каждого из них будет совершенно по-своему подводить читателя к размышлениям на эту тему, раскрывать разные её грани.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Само понятие "маленький человек" появляется в литературе раньше, чем складывается сам тип героя. Вначале это обозначение людей третьего сословия, которое стало интересовать писателей ввиду демократизации литературы. В ХIХ веке образ «маленького человека» становится одной из сквозных тем литературы. Понятие "маленький человек" ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года «Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого». С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем демократических произведений второй половины XIX века. Как возникла тема «маленького человека» в русской литературе? Первый период развития русской литературы, как мы знаем, это древнерусская литература, героями произведений которой являлись князья, святые, воины. Лишь в конце периода существования древнерусской литературы в неё «допускается» простой человек, не герой, не святой, не правитель. Затем в литературу приходит с запада классицизм, это направление соответствовало потребностям того времени: Пётр I строил сильное государство. Классицистов волновали потребности государства и человек как гражданин, полезный своей стране. Только с приходом, опять же из западной литературы, в русскую литературу сентиментализма писателям стали интересны личные потребности и переживания людей.

7 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в творчестве Н.М.Карамзина. Первым писателем, который открыл нам мир "маленьких людей" был Н.М. Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина "Бедная Лиза. " Автор положил начало огромному циклу произведений о "маленьких людях", сделал первый шаг в исследовании этой неизвестной до этого темы. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего, как Гоголь, Достоевский и другие. Социальное неравенство героев и естественная сложность человеческой души становятся препятствием для Лизиного счастья. Судьба бедной девушки разворачивается на фоне исполненной драматизма истории России. Маленькая повесть Карамзина философична. Автор оспаривает предположение философа Руссо об идиллическом прошлом человечества. История человечества вся построена на драматических коллизиях, и раньше люди не были счастливее, чем теперь, - утверждает повествователь. Большая история складывалась из маленьких бед обычных людей.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина. А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого вошла вся огромная Россия: ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества. «Повести Белкина» были созданы осенью 1830 года в селе Болдино. Основным действующим персонажем «Повестей» является маленький бедный человек, его положение в обществе, его желания, стремления, социальные противоречия, в которые он втянут, нравственное достоинство и простое человеческое счастье.

10 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина. Из повестей этого цикла наибольшее влияние на весь дальнейший ход развития русской литературы оказала повесть «Станционный смотритель». Выбор Пушкиным героя – станционного смотрителя - был не случайным. В 20-х годах 19-го века в русской литературе появляется немало нравоописательных очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего класса». «Станционный смотритель» - социально-психологическая повесть о «маленьком человеке» и его горькой судьбе в дворянском обществе. Это высшее проявление реализма в русской прозе начала 30-ых годов и замечательное достижение самого Пушкина. Судьба «маленького человека» впервые показана здесь без сентиментальной слезливости, без романтического преувеличения, показана как результат определённых исторических условий, несправедливости общественных отношений.

11 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина. В самом сюжете «Станционного смотрителя» передан типический социальный конфликт, выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической судьбы рядового человека Самсона Вырина. Пушкин показал в своём герое черты человечности, протеста против социальной несправедливости, которые раскрыты им в реалистическом изображении судьбы простого человека. Это подлинная человеческая драма, каких много в жизни. Мудрый писатель учит нас обращать внимание не на должность, а на душу и сердце человека, потому что тогда мир станет гораздо чище и честнее. Смирение, показывает А. С. Пушкин, унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву. Впервые русская литература смогла осудить злые и бесчеловечные силы общества. Самсон Вырин судил это общество.

12 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина. Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не в обличении забитости героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль. Отныне тема «маленького человека» будет звучать в русской классической литературе постоянно.

13 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. Своего апогея тема «маленького человека» достигла в произведениях Гоголя. Гоголь открывает читателю мир "маленьких людей", чиновников в своих "Петербургских повестях". Особенно значима для раскрытия этой темы повесть "Шинель", которая имела огромное значение для всей последующей литературы. Гоголь оказал большое влияние и на дальнейшее движение русской литературы, "отозвавшись" в творчестве самых различных ее деятелей от Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова.

14 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. Повесть лицом к лицу сталкивает «маленького человека» с жестокой бюрократической машиной старой России. И эта машина безжалостно давит и унижает его. Гоголь изменял и перерабатывал реальный материал таким образом, чтобы на первый план выступила гуманная идея. Он взял героя, занимавшего одно из последних мест в иерархической системе царской России, безобиднейшее существо, никогда не причинявшее никому никакого зла, покорно сносившее всяческие лишения и насмешки, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве что притязание на самое необходимое – на шинель, и то лишь тогда, когда без неё уже никак нельзя было обойтись. И вот этого-то человека жизнь беспощадно наказывает, как преступника!

15 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. «Маленькому человеку» не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И лишь после смерти свершается справедливость. «Душа» Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь. Акакий Акакиевич умирает, но Н. В. Гоголь оживляет его. Для чего же он это делает? Нам кажется, что Н. В. Гоголь оживил героя, чтобы еще сильнее показать робость души героя, и, даже ожив, он изменился только снаружи, а в душе по - прежнему остался лишь «маленьким человеком». Н. В. Гоголь показал не только жизнь «маленького человека», но и его протест против несправедливости. Пусть этот «бунт» робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка.

16 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в произведениях А.П.Чехова Позже Чехов подведет своеобразный итог в развитии темы, он усомнился в добродетелях, традиционно воспеваемых русской литературой, - в высоких нравственных достоинствах «маленького человека» - мелкого чиновника. Добровольное пресмыкательство, самоуничижение «маленького человека» - вот поворот темы, предложенный А.П. Чеховым. Если Чехов и «разоблачал» что-то в людях, то, прежде всего, - способность и готовность их быть «маленькими». Человек не должен, не смеет делать себя «маленьким» - вот основная мысль Чехова в его интерпретации темы «маленького человека». Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что тема «маленького человека» раскрывает важнейшие качества русской литературы XIX века – демократизм и гуманизм.

17 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XVIII-XIX веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. Писатели XVIII века - Н.М.Карамзин – и первой половины XIX века – А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь - относятся к «маленькому человеку» с сочувствием. Сначала «маленький человек» мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не мог уважать, а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Позже «маленький человек» приобретает чувство собственного достоинства, способность любить и при этом остро ощущает своё ничтожное положение. Но самое главное – он уже не ничтожен в душе!

18 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. Тема «маленького человека» подробно разработана в творчестве А.С.Пушкина, который неоднократно обращался к проблемам таких людей в своих произведениях. Можно даже проследить изменение этого образа в разных сочинениях писателя («Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Медный всадник»). Продолжает тему «маленького человека» Н.В.Гоголь, который в своей повести «Шинель» впервые показывает духовную скупость, убожество бедных людей, но и обращает внимание на способность «маленького человека» на бунт и для этого вводит в свое произведение элементы фантастики.

19 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Эта тема занимала значительное место в русской литературе. Проблема «маленького человека» живо волновала писателей, хотя каждый из них по-своему раскрывает образ «маленького человека» и заставляет задуматься над проблемами таких людей, обнажая духовную скудость, убожество «бедных людишек», чтобы помочь им измениться. Таким образом, тема «маленького человека» претерпевала значительные изменения в творчестве писателей. Она очень важна для понимания всей русской литературы, так как и в XX веке получила развитие в образах героев И. Бунина, А. Куприна, М. Горького и даже в конце XX века можно найти её отражение в творчестве В. Шукшина, В. Распутина и других писателей.

20 слайд

Описание слайда:

Библиография. 1. Аникин А.А., Галкин А.Б. Темы русской классики. Учебное пособие. – М.: Прометей, 2000. 2. Архангельский А.Н. «Русская литература XIX века. 10 класс». - М., 2000. 3. Виноградов И. От «Невского проспекта» до «Рима». / Гоголь Н.В. Петербургские повести. – М.: Синергия, 2001. 4. Гоголь Н.В. Шинель. Петербургские повести. – М.: Синергия, 2001. 5.Горелов П. О. Очерки о русских писателях М.: “Советский писатель”, 1984. 6.Гуковский Г. Реализм Гоголя. – М.: Высшая школа, 1959. 7.Карамзин Н.М. Бедная Лиза [электронный ресурс] http: az.lib.ru\k\karamzin 8.Кожинов В.В. О замысле «Шинели». /Гоголь Н.В.Петербургские повести. – М.: Синергия, 2001. 9.Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века. 10 класс». М., 2002. 10.Коровина В., Журавлев В., Коровин В. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007. 11.Манн Ю. Поэтика Гоголя. М.: Художественная литература, 1988. 12.Маркович В. Петербургские повести Гоголя. Л.: Художественная литература, 1989. 13.Менделеева Д. Несколько слов о «маленьком человеке» и «мертвых душах» [электронный ресурс] http:lit.1september.ru\2004 14.Нездвицкий В.А. «От Пушкина к Чехову». М., 1997 15.Пушкин А.С. Станционный смотритель. Сочинения в 5 т. – М.: Синергия, 1999. 16.Ульянов Н.И. На гоголевские темы. Кто подлинный создатель «демонического» Петербурга? / Гоголь Н.В.Петербургские повести. – М.: Синергия, 2001. 17.Шенрок В.И. Петербургские повести Гоголя. /Гоголь Н.В.Петербургские повести. – М.: Синергия, 2001



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх