История губной гармоники. Губная гармоника

Которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов, гармоника не имеет клавиатуры . Вместо клавиатуры используются язык и губы для выбора отверстия (как правило, они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.

Губная гармоника чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз , фолк , блюграсс , блюз-рок , кантри , джаз , поп , различные жанры народной музыки.

Музыканта, играющего на губной гармонике, называют харпером (англ. harper ).

История

Разновидности губных гармоник

Губные гармоники делятся на:

  • Диатонические губные гармоники
  • Оркестровые губные гармоники

Хроматическая гармоника

Блюзовая губная гармоника

Блюзовая гармоника - самая популярная на сегодняшний день. Обычно имеет 10 отверстий, в каждое можно играть и на вдох (англ. draw ), и на выдох (англ. blow ). При определённых навыках игры можно играть хроматически с помощью специальных приёмов - бендов и передувов . Продаётся в разных тональностях и настройках, но самая распространённая - C-dur .

Тремоло губная гармоника

Структура занятий

Важна регулярность. Постройте себе график. Не отклоняйтесь от него. Занятия рекомендуется начинать с медленной игры аккордами. Важно придерживаться «диафрагмального дыхания». Потом постепенно переходите к игре риффов, мелодий. Лучше всего снимать лики и мелодии по слуху с записей профессионалов. Но всё же для начала рекомендуется выучить не меньше 10-ти риффов/мелодий по нотам; это даст вам уверенность в игре и позволит быстрее подбирать по слуху. Кроме того, полезно играть под так называемые минуса, записывать собственную игру в виде звуковых файлов. Это поможет вам почувствовать, как вас будет слышать зритель (губной гармонист по-другому воспринимает звук, издаваемый его инструментом, так как вибрации передаются через руки и мышцы рта), а также позволит относиться к своей игре с большей критикой.

Исполнители в России

См. также

Напишите отзыв о статье "Губная гармоника"

Примечания

Ссылки

  • (исп.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Губная гармоника

Получив это донесение, государь послал с князем Волконским следующий рескрипт Кутузову:
«Князь Михаил Иларионович! С 29 августа не имею я никаких донесений от вас. Между тем от 1 го сентября получил я через Ярославль, от московского главнокомандующего, печальное известие, что вы решились с армиею оставить Москву. Вы сами можете вообразить действие, какое произвело на меня это известие, а молчание ваше усугубляет мое удивление. Я отправляю с сим генерал адъютанта князя Волконского, дабы узнать от вас о положении армии и о побудивших вас причинах к столь печальной решимости».

Девять дней после оставления Москвы в Петербург приехал посланный от Кутузова с официальным известием об оставлении Москвы. Посланный этот был француз Мишо, не знавший по русски, но quoique etranger, Busse de c?ur et d"ame, [впрочем, хотя иностранец, но русский в глубине души,] как он сам говорил про себя.
Государь тотчас же принял посланного в своем кабинете, во дворце Каменного острова. Мишо, который никогда не видал Москвы до кампании и который не знал по русски, чувствовал себя все таки растроганным, когда он явился перед notre tres gracieux souverain [нашим всемилостивейшим повелителем] (как он писал) с известием о пожаре Москвы, dont les flammes eclairaient sa route [пламя которой освещало его путь].
Хотя источник chagrin [горя] г на Мишо и должен был быть другой, чем тот, из которого вытекало горе русских людей, Мишо имел такое печальное лицо, когда он был введен в кабинет государя, что государь тотчас же спросил у него:
– M"apportez vous de tristes nouvelles, colonel? [Какие известия привезли вы мне? Дурные, полковник?]
– Bien tristes, sire, – отвечал Мишо, со вздохом опуская глаза, – l"abandon de Moscou. [Очень дурные, ваше величество, оставление Москвы.]
– Aurait on livre mon ancienne capitale sans se battre? [Неужели предали мою древнюю столицу без битвы?] – вдруг вспыхнув, быстро проговорил государь.
Мишо почтительно передал то, что ему приказано было передать от Кутузова, – именно то, что под Москвою драться не было возможности и что, так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее.
Государь выслушал молча, не глядя на Мишо.
– L"ennemi est il en ville? [Неприятель вошел в город?] – спросил он.
– Oui, sire, et elle est en cendres a l"heure qu"il est. Je l"ai laissee toute en flammes, [Да, ваше величество, и он обращен в пожарище в настоящее время. Я оставил его в пламени.] – решительно сказал Мишо; но, взглянув на государя, Мишо ужаснулся тому, что он сделал. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами.
Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо.
– Je vois, colonel, par tout ce qui nous arrive, – сказал он, – que la providence exige de grands sacrifices de nous… Je suis pret a me soumettre a toutes ses volontes; mais dites moi, Michaud, comment avez vous laisse l"armee, en voyant ainsi, sans coup ferir abandonner mon ancienne capitale? N"avez vous pas apercu du decouragement?.. [Я вижу, полковник, по всему, что происходит, что провидение требует от нас больших жертв… Я готов покориться его воле; но скажите мне, Мишо, как оставили вы армию, покидавшую без битвы мою древнюю столицу? Не заметили ли вы в ней упадка духа?]
Увидав успокоение своего tres gracieux souverain, Мишо тоже успокоился, но на прямой существенный вопрос государя, требовавший и прямого ответа, он не успел еще приготовить ответа.
– Sire, me permettrez vous de vous parler franchement en loyal militaire? [Государь, позволите ли вы мне говорить откровенно, как подобает настоящему воину?] – сказал он, чтобы выиграть время.
– Colonel, je l"exige toujours, – сказал государь. – Ne me cachez rien, je veux savoir absolument ce qu"il en est. [Полковник, я всегда этого требую… Не скрывайте ничего, я непременно хочу знать всю истину.]
– Sire! – сказал Мишо с тонкой, чуть заметной улыбкой на губах, успев приготовить свой ответ в форме легкого и почтительного jeu de mots [игры слов]. – Sire! j"ai laisse toute l"armee depuis les chefs jusqu"au dernier soldat, sans exception, dans une crainte epouvantable, effrayante… [Государь! Я оставил всю армию, начиная с начальников и до последнего солдата, без исключения, в великом, отчаянном страхе…]
– Comment ca? – строго нахмурившись, перебил государь. – Mes Russes se laisseront ils abattre par le malheur… Jamais!.. [Как так? Мои русские могут ли пасть духом перед неудачей… Никогда!..]
Этого только и ждал Мишо для вставления своей игры слов.
– Sire, – сказал он с почтительной игривостью выражения, – ils craignent seulement que Votre Majeste par bonte de c?ur ne se laisse persuader de faire la paix. Ils brulent de combattre, – говорил уполномоченный русского народа, – et de prouver a Votre Majeste par le sacrifice de leur vie, combien ils lui sont devoues… [Государь, они боятся только того, чтобы ваше величество по доброте души своей не решились заключить мир. Они горят нетерпением снова драться и доказать вашему величеству жертвой своей жизни, насколько они вам преданы…]
– Ah! – успокоенно и с ласковым блеском глаз сказал государь, ударяя по плечу Мишо. – Vous me tranquillisez, colonel. [А! Вы меня успокоиваете, полковник.]
Государь, опустив голову, молчал несколько времени.
– Eh bien, retournez a l"armee, [Ну, так возвращайтесь к армии.] – сказал он, выпрямляясь во весь рост и с ласковым и величественным жестом обращаясь к Мишо, – et dites a nos braves, dites a tous mes bons sujets partout ou vous passerez, que quand je n"aurais plus aucun soldat, je me mettrai moi meme, a la tete de ma chere noblesse, de mes bons paysans et j"userai ainsi jusqu"a la derniere ressource de mon empire. Il m"en offre encore plus que mes ennemis ne pensent, – говорил государь, все более и более воодушевляясь. – Mais si jamais il fut ecrit dans les decrets de la divine providence, – сказал он, подняв свои прекрасные, кроткие и блестящие чувством глаза к небу, – que ma dinastie dut cesser de rogner sur le trone de mes ancetres, alors, apres avoir epuise tous les moyens qui sont en mon pouvoir, je me laisserai croitre la barbe jusqu"ici (государь показал рукой на половину груди), et j"irai manger des pommes de terre avec le dernier de mes paysans plutot, que de signer la honte de ma patrie et de ma chere nation, dont je sais apprecier les sacrifices!.. [Скажите храбрецам нашим, скажите всем моим подданным, везде, где вы проедете, что, когда у меня не будет больше ни одного солдата, я сам стану во главе моих любезных дворян и добрых мужиков и истощу таким образом последние средства моего государства. Они больше, нежели думают мои враги… Но если бы предназначено было божественным провидением, чтобы династия наша перестала царствовать на престоле моих предков, тогда, истощив все средства, которые в моих руках, я отпущу бороду до сих пор и скорее пойду есть один картофель с последним из моих крестьян, нежели решусь подписать позор моей родины и моего дорогого народа, жертвы которого я умею ценить!..] Сказав эти слова взволнованным голосом, государь вдруг повернулся, как бы желая скрыть от Мишо выступившие ему на глаза слезы, и прошел в глубь своего кабинета. Постояв там несколько мгновений, он большими шагами вернулся к Мишо и сильным жестом сжал его руку пониже локтя. Прекрасное, кроткое лицо государя раскраснелось, и глаза горели блеском решимости и гнева.
– Colonel Michaud, n"oubliez pas ce que je vous dis ici; peut etre qu"un jour nous nous le rappellerons avec plaisir… Napoleon ou moi, – сказал государь, дотрогиваясь до груди. – Nous ne pouvons plus regner ensemble. J"ai appris a le connaitre, il ne me trompera plus… [Полковник Мишо, не забудьте, что я вам сказал здесь; может быть, мы когда нибудь вспомним об этом с удовольствием… Наполеон или я… Мы больше не можем царствовать вместе. Я узнал его теперь, и он меня больше не обманет…] – И государь, нахмурившись, замолчал. Услышав эти слова, увидав выражение твердой решимости в глазах государя, Мишо – quoique etranger, mais Russe de c?ur et d"ame – почувствовал себя в эту торжественную минуту – entousiasme par tout ce qu"il venait d"entendre [хотя иностранец, но русский в глубине души… восхищенным всем тем, что он услышал] (как он говорил впоследствии), и он в следующих выражениях изобразил как свои чувства, так и чувства русского народа, которого он считал себя уполномоченным.
– Sire! – сказал он. – Votre Majeste signe dans ce moment la gloire de la nation et le salut de l"Europe! [Государь! Ваше величество подписывает в эту минуту славу народа и спасение Европы!]
Государь наклонением головы отпустил Мишо.

В то время как Россия была до половины завоевана, и жители Москвы бежали в дальние губернии, и ополченье за ополченьем поднималось на защиту отечества, невольно представляется нам, не жившим в то время, что все русские люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его погибелью. Рассказы, описания того времени все без исключения говорят только о самопожертвовании, любви к отечеству, отчаянье, горе и геройстве русских. В действительности же это так не было. Нам кажется это так только потому, что мы видим из прошедшего один общий исторический интерес того времени и не видим всех тех личных, человеческих интересов, которые были у людей того времени. А между тем в действительности те личные интересы настоящего до такой степени значительнее общих интересов, что из за них никогда не чувствуется (вовсе не заметен даже) интерес общий. Большая часть людей того времени не обращали никакого внимания на общий ход дел, а руководились только личными интересами настоящего. И эти то люди были самыми полезными деятелями того времени.
Те же, которые пытались понять общий ход дел и с самопожертвованием и геройством хотели участвовать в нем, были самые бесполезные члены общества; они видели все навыворот, и все, что они делали для пользы, оказывалось бесполезным вздором, как полки Пьера, Мамонова, грабившие русские деревни, как корпия, щипанная барынями и никогда не доходившая до раненых, и т. п. Даже те, которые, любя поумничать и выразить свои чувства, толковали о настоящем положении России, невольно носили в речах своих отпечаток или притворства и лжи, или бесполезного осуждения и злобы на людей, обвиняемых за то, в чем никто не мог быть виноват. В исторических событиях очевиднее всего запрещение вкушения плода древа познания. Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью.
Значение совершавшегося тогда в России события тем незаметнее было, чем ближе было в нем участие человека. В Петербурге и губернских городах, отдаленных от Москвы, дамы и мужчины в ополченских мундирах оплакивали Россию и столицу и говорили о самопожертвовании и т. п.; но в армии, которая отступала за Москву, почти не говорили и не думали о Москве, и, глядя на ее пожарище, никто не клялся отомстить французам, а думали о следующей трети жалованья, о следующей стоянке, о Матрешке маркитантше и тому подобное…
Николай Ростов без всякой цели самопожертвования, а случайно, так как война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное участие в защите отечества и потому без отчаяния и мрачных умозаключений смотрел на то, что совершалось тогда в России. Ежели бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие, а что он слышал, что комплектуются полки, и что, должно быть, драться еще долго будут, и что при теперешних обстоятельствах ему не мудрено года через два получить полк.
По тому, что он так смотрел на дело, он не только без сокрушения о том, что лишается участия в последней борьбе, принял известие о назначении его в командировку за ремонтом для дивизии в Воронеж, но и с величайшим удовольствием, которое он не скрывал и которое весьма хорошо понимали его товарищи.
За несколько дней до Бородинского сражения Николай получил деньги, бумаги и, послав вперед гусар, на почтовых поехал в Воронеж.
Только тот, кто испытал это, то есть пробыл несколько месяцев не переставая в атмосфере военной, боевой жизни, может понять то наслаждение, которое испытывал Николай, когда он выбрался из того района, до которого достигали войска своими фуражировками, подвозами провианта, гошпиталями; когда он, без солдат, фур, грязных следов присутствия лагеря, увидал деревни с мужиками и бабами, помещичьи дома, поля с пасущимся скотом, станционные дома с заснувшими смотрителями. Он почувствовал такую радость, как будто в первый раз все это видел. В особенности то, что долго удивляло и радовало его, – это были женщины, молодые, здоровые, за каждой из которых не было десятка ухаживающих офицеров, и женщины, которые рады и польщены были тем, что проезжий офицер шутит с ними.
В самом веселом расположении духа Николай ночью приехал в Воронеж в гостиницу, заказал себе все то, чего он долго лишен был в армии, и на другой день, чисто начисто выбрившись и надев давно не надеванную парадную форму, поехал являться к начальству.
Начальник ополчения был статский генерал, старый человек, который, видимо, забавлялся своим военным званием и чином. Он сердито (думая, что в этом военное свойство) принял Николая и значительно, как бы имея на то право и как бы обсуживая общий ход дела, одобряя и не одобряя, расспрашивал его. Николай был так весел, что ему только забавно было это.
От начальника ополчения он поехал к губернатору. Губернатор был маленький живой человечек, весьма ласковый и простой. Он указал Николаю на те заводы, в которых он мог достать лошадей, рекомендовал ему барышника в городе и помещика за двадцать верст от города, у которых были лучшие лошади, и обещал всякое содействие.
– Вы графа Ильи Андреевича сын? Моя жена очень дружна была с вашей матушкой. По четвергам у меня собираются; нынче четверг, милости прошу ко мне запросто, – сказал губернатор, отпуская его.
Прямо от губернатора Николай взял перекладную и, посадив с собою вахмистра, поскакал за двадцать верст на завод к помещику. Все в это первое время пребывания его в Воронеже было для Николая весело и легко, и все, как это бывает, когда человек сам хорошо расположен, все ладилось и спорилось.
Помещик, к которому приехал Николай, был старый кавалерист холостяк, лошадиный знаток, охотник, владетель коверной, столетней запеканки, старого венгерского и чудных лошадей.
Николай в два слова купил за шесть тысяч семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. Пообедав и выпив немножко лишнего венгерского, Ростов, расцеловавшись с помещиком, с которым он уже сошелся на «ты», по отвратительной дороге, в самом веселом расположении духа, поскакал назад, беспрестанно погоняя ямщика, с тем чтобы поспеть на вечер к губернатору.
Переодевшись, надушившись и облив голову холодной подои, Николай хотя несколько поздно, но с готовой фразой: vaut mieux tard que jamais, [лучше поздно, чем никогда,] явился к губернатору.
Это был не бал, и не сказано было, что будут танцевать; но все знали, что Катерина Петровна будет играть на клавикордах вальсы и экосезы и что будут танцевать, и все, рассчитывая на это, съехались по бальному.
Губернская жизнь в 1812 году была точно такая же, как и всегда, только с тою разницею, что в городе было оживленнее по случаю прибытия многих богатых семей из Москвы и что, как и во всем, что происходило в то время в России, была заметна какая то особенная размашистость – море по колено, трын трава в жизни, да еще в том, что тот пошлый разговор, который необходим между людьми и который прежде велся о погоде и об общих знакомых, теперь велся о Москве, о войске и Наполеоне.

В России его также называют губной гармошкой, губной гармонью (что неверно, потому что гармонь - это другой инструмент). Также её называют харпом (harp - так его называли в Америке), но такое название не совсем корректно, так как harp - это арфа.

Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используется язык и губы для выбора отверстия (как правило они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.

Чаще всего используется таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз.

Разновидности губных гармоник

Губные гармоники делятся на:

  • Хроматические гармоники
  • Диатонические гармоники
    • Блюзовые гармоники
    • Тремоло гармоники
    • Октавные гармоники
  • Оркестровые гармоники
    • Мелодические гармоники
    • Басовые гармоники
    • Аккордовые гармоники


Хроматические гармоники позволяют извлекать все 12 нот в октаве (включая полутона). Научиться играть на них сложнее, чем на диатонических, зато на них можно сыграть любую мелодию без освоения таких сложных техник игры, как бенд. Гармошки такого типа фактически состоят из 2-х гармоник в одном корпусе. Переключение между ними и извлечение полутонов достигается использованием специальной кнопки-переключателя - слайдера, на одной из боковых сторон инструмента.

В диатонических гармониках используется диатонический строй (например: C, D, E, F) без полутонных интервалов между нотами (C#, D# и так далее). Игра на диатонической гармошке напоминает игру на фортепиано только по белым клавишам, без чёрных (некоторые отсутствующие звуки можно извлечь с помощью специального приёма - бэнда). В большинстве случаев диатонические гармошки имеют 10 отверстий и выпускаются в тональностях C или G. Диатонические гармошки имеют диапазон в 1-4 октавы.

Блюзовая гармоника обычно имеет 10 отверстий, с пластинами для вдоха (англ. draw) и для выдоха (англ. blow) в каждом отверстии.

В тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоника - другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоника - фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединенных шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту - по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоника , подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

  • не стоит сразу покупать дорогую гармошку. В процессе освоения различных приёмов игры (таких как бенд) есть большой шанс сломать язычки;
  • некоторые популярные типы гармошек сложны для начинающих и их надо «доводить» до рабочего состояния;
  • покупка дешевой гармошки тоже может усложнить процесс обучения;
  • при покупке диатонической гармошки лучше покупать гармошки в тональности C-мажор, так как как она находится в середине нотного диапазона и большинство обучающих школ написаны именно для этой тональности;
  • непосредственно при покупке в магазине проверьте все отверстия на вдох и выдох. Если освоили бенды, проверьте и на них;
  • если гармошка вас устраивает, но немного не строит - это не страшно. Её можно подстраивать.

История губной гармоники

Губную гармонику можно охарактеризовать как компактный карманный музыкальный инструмент, который доставляет радость миллионам людей во всем мире. По своей сути гармоника является духовым органом западного образца. С момента его изобретения Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году, популярность этого инструмента неизменно росла. А после появления хроматической гармоники фирмы «Hohner», репертуар, который можно было бы исполнять на подобных инструментах, существенно расширился. Правда, далеко не все поклонники губной гармоники знают, что непосредственным предком их любимого инструмента, как, впрочем, и всех остальных европейских язычковых инструментов, является восточный духовой орган.

Западные и восточные духовые органы по классификации являются язычковыми инструментами. Однако, если открыть «Мировую энциклопедию музыкальных инструментов», то мы узнаем, что язычковые являются лишь одним из ответвлений обширного семейства, которые объединены под общим названием «аэрофоны».

Основной чертой, определяющей принадлежность к этой группе, является вибрация воздушной струи внутри корпуса, в результате которой и рождается музыкальный звук. В эту группу входят инструменты с отверстиями (блок-флейты), с мундштуками свисткового типа (рекордеры), с одинарным язычком (кларнеты, саксофоны), с двойным язычком (гобой, фагот), с чашеобразными мундштуками (трубы), а также ручные язычковые (восточные и западные духовые органы, концертины, аккордеоны и гармони).

Впервые восточный духовой орган попал в Европу из Китая в середине XVIII века. Этот инструмент представлял собой 17 бамбуковых трубок различного размера с медными язычками внутри, которые крепились по кругу к металлическому корпусу с мундштуком. После его изучения возникла идея использовать язычки в конструкции традиционных органов. К сожалению, подобные эксперименты не получили одобрения широкой публики, и большинство органных мастеров отказались от таких конструктивных решений применительно к клавишным инструментам.

Так или иначе, язычки были использованы при изготовлении западного духового органа только в XIX веке. Первая губная гармоника была создана немецким часовым мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Изобретение, получившее название «аура», представляло собой металлическую пластину с 15-ю прорезями, которые закрывались соответствующими стальными язычками. По задумке автора, его детище было скорее камертоном, а не музыкальным инструментом. Ноты в нем были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха.

В 1825 году другой немец, Ф. Хотц, начал производство духовых органов на своей фабрике в Книттлингене. Ещё один уроженец Германии, Христиан Месснер приобрёл несколько изготовленных Бушманом «аур» и в 1827 году начал изготавливать похожие на них инструменты. Свои изделия он назвал странным словом «мундэолины» (от нем. mund «рот», «губы»). Двумя годами позже англичанин Сэр Чарльз Уитстоун запатентовал свою модель духового органа. В его конструкции язычки управлялись небольшой кнопочной клавиатурой, которую сам автор называл «сим-фониум».

Но автором самого важного для того периода времени конструкторского решения стал мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Около 1826 года он изготовил образец гармоники с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название «Mundharmonika» или духовой орган.

В 1829 году И. В. Глиер организовал производство духовых органов на своей фабрике в немецком городе Клингенталь. В 1855 то же самое проделал другой немец, Христиан Вайсе. Однако к 1857 году крупнейшим массовым производителем гармоник стала фирма из Троссингена. В то время ею руководил знаменитый Маттиас Хонер. В одном только 1857 году при помощи членов своей семьи и одного наемного рабочего он умудрился выпустить 650 инструментов. Хонер был выдающимся бизнесменом. Одной из его маркетинговых находок стала накладка с именем производителя. В 1862 году Хонер привез губную гармонику в Северную Америку. Это был шаг, который впоследствии привел его фирму к мировому лидерству в производстве этих инструментов. К 1879 году Хонер изготовлял 700 тысяч инструментов в год. На рубеже столетий годовой выпуск составлял уже 5 миллионов единиц продукции. Сейчас фирма выпускает более 90 различных моделей губных гармоник, которые позволяют исполнителю свободно самовыражаться в любой музыкальной форме, будь то классика, джаз, блюз, рок или этническая музыка. Есть статистика, что в США на этом инструменте играют 40 миллионов человек, и еще 5 миллионов в Канаде.


Губная гармоника, или духовой орган, на разных языках имеет похожие по происхождению названия — все они имеют в составе «рот» или «уста» и/или «гармоника». По-немецки её именуют «Mundharmonika», по-французски — «harmonica a bouche», по-итальянски — «armonica a bocca», по-испански «armonica», по-английски — «harmonica», «mouth organ», «French harp» или «harp».

Говорят, что своим названием губная гармоника обязана совсем другому инструменту. В 1829 году венский мастер Демиан получил эксклюзивные права на производство аккордеонов. Естественно, что другие мастера также выпускали подобные инструменты, но уже под другим названием, а именно — «handharmonika» (ручная гармоника). Из-за похожего принципа действия духовой орган стали называть «mundharmonika» (губная гармоника).

Стремительному распространению гармоники по всему миру не смогли помешать даже мировые войны. Немецкие производители выпускали для различных стран специальные экспортные модели: «l’Epatant» и «La Marseillaise» для Франции, «King George» и «Alliance Harp» для Англии, «El Centenario» для Мексики и даже гармоники на цепочках для тех этнических групп, в одежде которых не было карманов. Во время 1-й мировой войны различные организации снабжали гармониками немецких и английских солдат. Была даже такая модель «Kaiser Wilhelm».

Первые записи губной гармоники были сделаны в США в начале 20-х годов, хотя в немом кино этот инструмент был зафиксирован на пленке еще в 1894 году. В 30-е годы Великая депрессия, а в 40-е — 2-я мировая война способствовали переселению южан в северные штаты и на западное побережье. Этот процесс стимулировал распространение маленького инструмента по всей огромной территории США. Тогда среди чёрных обитателей Чикаго большой популярностью пользовались Джаз Гиллум и Джон Ли «Сонни Бой» Уильямсон. В то же самое время на другом конце света, в Нюрнберге, Ларри Адлер играл для солдат армий союзников по антигитлеровской коалиции. Чтобы разыскать фабрику «Hohner», он летал на маленьком самолете, имея в качестве ориентира только картинку с коробки, на которой было изображено это здание!

Повсеместно солдаты возвращались к родным очагам. В негритянских гетто ощущался подъём, что, естественно, отразилось и в музыке. Молодые музыканты с юга (Литтл Уолтер, Джуниор Уэллс, Снуки Прайор) теперь играли на губной гармонике через микрофон и усилитель. Это было что-то новое — «миссисипский саксофон» (так на американском сленге называли губную гармонику) мог теперь солировать под аккомпанемент оркестра. В 50-е годы рок-н-ролл взорвал патриархальную тишину тогдашней музыкальной сцены. Гармоника оказалась на переднем крае этого молодежного бунта, который черпал вдохновение в чёрном американском блюзе.

Этот инструмент пережил очередное рождение в новой музыкальной стилистике, и по сей день сохраняет свою популярность среди исполнителей разных возрастов и музыкальных направлений.

Видео: Губная гармоника на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Губная гармоника (губная гармошка)

Богатый мир музыкальных инструментов очень многообразен. Каких только представителей не встретишь в этом королевстве. Их так много, что перечислить просто невозможно. Ведь помимо всемирно признанных, у каждого народа есть свои музыкальные инструменты, которые являются национальными символами и отражают самобытность той или иной культуры. Музыкальные инструменты отличаются по способу звукоизвлечения, тембровой окраске и по размерам. Самым большим и важным, конечно же, является орган, который называют Его Величеством. Он настолько огромен, что устанавливается только в больших залах. Но среди музыкальных инструментов есть такой, который больше похож на детскую игрушку и спокойно может поместиться в вашем кармане. Имя этого инструмента - губная гармоника или губная гармошка. Она компактна, проста, но в то же время весьма элегантна. Несмотря на маленький размер, этот забавный инструмент абсолютно полноценен и обладает интересным и привлекательным звуком.

С самого начала своей удивительной истории он заинтересовал исполнителей и до сих пор продолжает радовать людей в разных уголках нашей планеты.

Своеобразный звук гармоники делает ее участницей многих ансамблей, играющих в различных стилях и жанрах. Она не является основным музыкальным инструментом, но ее мелодические вставки делают музыкальные композиции более интересными и яркими.

Историю губной гармошки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Губная гармошка, относящаяся к духовым язычковым музыкальным инструментам, обладает густым и насыщенным звуком, который возникает под напором воздушной струи, заставляющей колебаться звуковые язычки. У гармоники нет клавиатуры, для выбора соответствующего нужной ноте отверстия используются губы и язык. Исполнение требует определенной сноровки мастерства, красивое яркое звучание инструмента во многом зависит от умения музыканта. Например, для исполнения любой мелодии на гармонике, имеющей диатонический строй, требуется освоение непростой техники игры, которая имеет название бенды.

Фото :

Интересные факты

  • В разных странах гармоника имеет аналогичные названия, имеющие в составе слова губы, рот или гармоника. В России – губная гармошка, во Франции - «harmonica a bouche», в Германии - «Mundharmonika», в Англии - «mouth organ», «harmonica», «harp» или «French harp», в Италии - «armonica a bocca», в Испании - «armonica».
  • Исполнитель на губной гармонике именуется харпером.
  • В Соединенных Штатах Америки гармоника имеет веселые прозвища: карманное пианино, саксофон Миссисипи, блюз-арфа, беззаботный трамвай, оловянный сэндвич.
  • В кинематографе гармоника впервые была замечена уже в конце XIX века .
  • Впервые звуковая запись исполнения на гармонике была произведена в 1920 году.
  • Первая фирма по производству губных гармошек «Hohner» была основана в 1857 году. В нынешнее время она изготавливает около 100 различных вариантов этого инструмента. На сегодняшний день хонеровские гармошки очень востребованы среди исполнителей, при достаточно невысокой цене они обладают отличным качеством и красивым звуком.
  • В 30-х годах, с приходом к власти в Германии Гитлера, фирма «Hohner» получила большой заказ на поставку губных гармоней для немецкой армии, из расчета каждому солдату по инструменту.
  • Во время 1-ой мировой войны гармошка скрашивала отдых солдат противных сторон. Поставщики снабжали инструментами и английскую, и немецкую армии.
  • В немецком городе Троссинген под эгидой фирмы «Hohner» проходят всемирные фестивали губных гармошек, которые вызывают интерес не только у исполнителей, но и почитателей инструмента.
  • 16-й американский президент Авраам Линкольн, увлекавшийся исполнением на гармонике, так любил свой инструмент, что постоянно носил его в кармане. Также в списке президентов, которые неравнодушно относились к гармонике Калвин Кулидж и Рональд Рейган.
  • Во время Второй мировой войны из-за дефицита дерева и металла, которые шли на нужды фронта, рабочий – предприниматель Хаакон Магнус разработал пластиковую гармонику. Она не отличалась красивым звуком, но впоследствии стала очень популярной детской игрушкой.
  • Самый большой ансамбль гармоник, который попал в книгу рекордов Гиннеса, включал в себя 6131 исполнителя. Он выступил в Гонконге в ноябре 2009 года, в течении 7 минут исполняя музыкальную композицию со струнным оркестром.


  • В Соединенных Штатах с такой любовью относятся к гармонике, что в 1925 году рождественская ёлка в Белом доме в Вашингтоне была украшена 50 инструментами.
  • В свое время значительный вклад в растущую популярность гармоники внесла радиопередача из Нью-Йорка, называющаяся «Час гармоники Хонера», которая была предназначена для обучения слушателей игре на этом инструменте.
  • Самым быстрым игроком на гармонике, занесенным в книгу рекордов Гиннеса считается Ники Шейн из г. Санта–Барбара (США). За 20 секунд он успел сыграть 103 ноты.
  • Губная гармоника, первый из музыкальных инструментов, побывавший в космосе. В 1965 году 16 декабря американский астронавт Уолли Ширра исполнил на гармонике на космической орбите знаменитую рождественскую песенку «Jingle Bells».
  • Губная гармоника является самым продаваемым музыкальным инструментом. Фирма Хонер к 1887 году ежегодно производила 1 миллион гармоник. В 1911 году – 8 миллионов в год, в 1986 году она выпустила свой миллиардный инструмент.

   

Конструкция

Конструкция губной гармоники довольна проста. Корпус состоит из верхней и нижней крышки, которые изготавливаются из дерева, литого пластика, люцита или металлических сплавов. Под верхней крышкой находится пластина с прорезями и язычками для выдоха. Далее находится так называемая гребенка с прорезями. Под гребенкой расположена еще одна пластина, но уже с язычками для вдоха. Закрывается все нижней крышкой. Вся конструкция скрепляется небольшими винтиками.

Разновидности

Разновидностей губных гармоней довольно много, но все они делятся на два типа, которые значительно отличаются друг от друга: диатонические и хроматические.

Диатоническая гармоника имеет несколько подвидов, которые имеют диатонический строй и изготавливаются с настройкой в разных тональностях.

  • Блюзовая - самая популярная, хоть и имеет такое название на ней можно исполнять музыку в различных стилях. Обычно имеет 10 отверстий.
  • Тремоло - гармоника при изготовлении настраивается так, что при извлечении звука создается эффект тремоло.
  • Октавная - особенность ее в том, что язычки, которые должны звучать одновременно настраиваются в октаву. Это дает инструменту большую звуковую насыщенность и яркий тембральный окрас.
  • Басовая гармоника – на ней извлекаются ноты басового регистра.
  • Аккордовая – при каждом выдохе или вдохе звучит не одна нота, а целый аккорд.


Хроматическая гармоника имеет соответствующий строй, что в результате по сравнению с диатоническим инструментом дает ей более широкие репертуарные возможности. Она больше по размеру, так как в ее корпусе фактически находятся две гармоники. На боковой стороне у такого инструмента имеется кнопка – переключатель – слайдер, переключение которого дает возможность извлечения полутонов. Используется в джазе и классической музыке.

Применение и репертуар


Уже с начала своего существования гармоника находила применение в самых разнообразных музыкальных жанрах. В нынешнее время ее по праву называют универсальным инструментом, звучание которого украшает композиции во многих музыкальных стилях, но преимущественно в тех, родиной которых является американский континент. Классическая музыка, джаз, кантри, блюграсс, хорд-рок, фольк-рок, поп, хиллбилли, рокабилли, регги, этническая музыка и, несомненно, блюз – это неполный перечень направлений в музыке, где гармошка нашла себе достойное применение.

Необходимо отметить, что с момента появления хроматической гармоники возможности инструмента значительно расширились, в его репертуаре появились переложения произведений композиторов классической музыки. Среди авторов, которые сочиняли специально для гармоники, следует особо упомянуть Ральфа Вогена Уильямса, Малкольма Арнольда, Дариуса Мийо, Артура Бенджамина и Джими Рида.

Исполнители

Гармоника - инструмент, популярность которого росла очень быстро с момента его возникновения, постоянно
привлекала к себе внимание талантливых музыкантов. В различных музыкальных направлениях появлялись исполнители, которые оставляли заметный след в искусстве исполнения на инструменте.

  • Классический блюз: С. Б. Уильямсон II, Х. Вулф, Б.У. Хортон, Д. Уэллс, Д. Коттон, Л. Уолтер, У. Кларк.
  • Кантри блюз: Д. Бейли, С. Терри, М. Владимиров, А. Яхимович.
  • Фолк-рок: Боб Дилан.
  • Современный блюз: Д. Мейолл, Ж. Мильто, Д. Портной, Ш. Блу, Ч. Масселуайт, К. Уилсон, С. Харпо, А. Гассоу, Д. Риччи, К. Джанко, Р. Пиазза, У. Кларк, С. Чиграков
  • Рок / Хард-рок: Д. Поппер, Б. Спрингстин, И. Гиллан, М. Дик, М. Джаггер, С. Тайлер, Р. Э. Плант, Т. Линдеманн, В. Шахрин, В. Кузьмин, А. Степаненко, Б. Гребенщиков.
  • Джаз: Х. Леви, Ф. Йоннет, И. Прене.
  • Ирландский фолк: Б. Пауэр.
  • Кантри: Ч. Маккой.
  • Клезмер: Д. Розенблатт.

Губная гармоника (разг. «(губная) гармошка», харп (от англ. harmonica)) — распространённый язычковый духовой музыкальный инструмент. Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов, гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используются язык и губы для выбора отверстия (как правило, они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.
Губная гармоника чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз, поп, различные жанры народной музыки. Музыканта, играющего на губной гармонике, называют харпером (англ. harper).

Устройство и звукоизвлечение

Губная гармошка состоит из трех основных частей:

  • Корпус (гребенка, comb). Обычно его делают из дерева, пластика или, металла. Похож на расческу. Прорези в корпусе выполняют роль воздушных туннелей.
  • Плата с язычками (reed plates). Платы обычно производят из меди. На платах заклепками или сваркой закрепляются язычки. Платы крепятся к корпусу винтами или гвоздями (классический вариант). Плата с язычками на выдох располагается над корпусом, а на вдох — под корпусом.
  • Крышка (covers). Выполняют роль звукового резонатора. Без крышек гармошка будет звучать, но очень тихо, к тому же губы будут мешать язычкам свободно колебаться. Крышки крепятся на корпусе винтами или гвоздями. На верхней крышке обычно наносят номера отверстий. Возможно для тех, кто умеет читать губами. Высота звука у гармошки повышается слева направо (как на клавиатуре фортепьяно). Длинные язычки дают низкое звучание, короткие — высокое.

Воздушная струя, направленная в корпус или из него, проходит над язычками и заставляет их вибрировать. Однако звучание инструмента определяется не вибрацией язычков. Вы можете убедиться в этом, если снимите накладку и подцепите один из них. Вы услышите тоненький звук «пинь», не имеющий ничего общего со звучанием гармошки. На самом деле эффект создается тогда, когда вибрирующий язычок прерывает воздушную струю. По тому же самому принципу работает и сирена. Зазор между язычком и краями соответствующей прорези чрезвычайно мал, поэтому, когда язычок во время вибрации попадает в прорезь, проход для воздушной струи временно перекрывается. Когда язычок проходит прорезь в ту или другую сторону, путь для воздуха вновь остается открытым. Таким образом, звучание губной гармошки определяется колебаниями воздушной струи.

Язычки это не гитарные струны, звучание которых усиливает акустический резонатор. Скорее их можно сравнить с пружинами, которые заставляют вибрировать воздушную струю. Миниатюрная губная гармошка не обладает таким большим акустическим резонатором, как скрипка или гитара. В ней нет ничего, что может усилить звук, который создается исполнителем. Вот почему гармошка настолько зависит от возможностей музыканта.

Существует мнение, что звук этого инструмента во многом определяется материалом, из которого изготовлен корпус. Возможно так оно и есть, однако уловить эту разницу могут только очень опытные специалисты.

Выделяют следующие типы:

  • Хроматические губные гармоники
  • Диатонические губные гармоники
    • Блюзовые губные гармоники
    • Тремоло губные гармоники
    • Октавные губные гармоники
  • Оркестровые губные гармоники
    • Мелодические гармоники
    • Басовые губные гармоники
    • Аккордовые губные гармоники

История

По своей сути гармошка является духовым органом западного образца. С момента его изобретения Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году популярность этого инструмента неизменно росла. А после появления хроматической гармошки фирмы «Hohner» репертуар, который можно было бы исполнять на подобных инструментах, существенно расширился. Непосредственным предком их любимого инструмента, как, впрочем, и всех остальных европейских язычковых инструментов, является восточный духовой орган.
Первая губная гармошка была создана немецким часовым мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Изобретение, получившее название «аура», представляло собой металлическую пластину с 15-ю прорезями, которые закрывались соответствующими стальными язычками. По задумке автора его детище было скорее камертоном, а не музыкальным инструментом. Ноты в нем были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха.
Еще один уроженец Германии Христиан Месснер приобрел несколько изготовленных Бушманом «аур» и в 1827 году начал изготавливать похожие на них инструменты. Свои изделия он назвал странным словом «мундэолины». Двумя годами позже англичанин Сэр Чарльз Уитстоун запатентовал свою модель духового органа. В его конструкции язычки управлялись небольшой кнопочной клавиатурой, которую сам автор называл «сим-фониум».

Но автором самого важного для того периода времени конструкторского решения стал мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Около 1826 года он изготовил образец гармошки с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название «Mundharmonika» или духовой орган.
В 1829 году И. В. Глиер организовал производство духовых органов на своей фабрике в немецком городе Клингенталь. В 1855 то же самое проделал другой немец, Христиан Вайсе. Однако к 1857 году крупнейшим массовым производителем гармошек стала фирма из Троссингена. В то время ею руководил знаменитый Маттиас Хонер. В одном только 1857 году при помощи членов своей семьи и одного наемного рабочего он умудрился выпустить 650 инструментов. Хонер был выдающимся бизнесменом. Одной из его маркетинговых находок стала накладка с именем производителя. В 1862 году Хонер привез губную гармошку в Северную Америку. Это был шаг, который впоследствии привел его фирму к мировому лидерству в производстве этих инструментов. К 1879 году Хонер изготовлял 700 тысяч инструментов в год. На рубеже столетий годовой выпуск составлял уже 5 миллионов единиц продукции. Сейчас фирма выпускает более 90 различных моделей губных гармошек, которые позволяют исполнителю свободно самовыражаться в любой музыкальной форме, будь то классика, джаз, блюз, рок или этническая музыка. Есть статистика, что в США на этом инструменте играют 40 миллионов человек, и еще 5 миллионов в Канаде.

Надо сказать, что губная гармошка или духовой орган на разных языках имеет разное название. По-немецки ее именуют «Mundharmonika», по-французски — «harmonica a bouche», по-итальянски — «armonica a bocca», по-испански «armonica», по-английски — «harmonica», «mouth organ», «French harp» или «harp».

Говорят, что своим названием губная гармошка обязана совсем другому инструменту. В 1829 году венский мастер Демиан получил эксклюзивные права на производство аккордеонов. Естественно, что другие мастера также выпускали подобные инструменты, но уже под другим названием, а именно — «handharmonika» (ручная гармошка). Из-за похожего принципа действия духовой орган стали называть «mundharmonika» (губная гармошка).
Стремительному распространению гармошки по всему миру не смогли помешать даже мировые войны. Немецкие производители выпускали для различных стран специальные экспортные модели: «1’Epatant» и «La Marseillaise» для Франции, «King George» и «Alliance Harp» для Англии, «El Centenario» для Мексики и даже гармошки на цепочках, для тех этнических групп, в одежде которых не было карманов. Во время 1-й мировой войны различные организации снабжали гармошками немецких и английских солдат. Была даже такая модель «Kaiser Wilhelm».

Первые записи губной гармошки были сделаны в США в начале 20-х годов, хотя в немом кино этот инструмент был зафиксирован на пленку еще в 1894 году. В 30-е годы великая депрессия, а в 40-е — 2-я мировая война способствовали переселению южан в северные штаты и на западное побережье. Этот процесс стимулировал распространение маленького инструмента по всей огромной территории США. Тогда среди черных обитателей Чикаго большой популярностью пользовались Джаз Гиллум и Джон Ли «Сонни Бой» Уильямсон. В то же самое время на другом конце света в Нюрнберге Ларри Адлер играл для солдат армий союзников по антигитлеровской коалиции. Чтобы разыскать фабрику «Hohner», он летал на маленьком самолете, имея в качестве ориентира только картинку с коробки, на которой было изображено это здание!

Повсеместно солдаты возвращались к родным очагам. В негритянских гетто ощущался подъем, что естественно отразилось и в музыке. Молодые музыканты с юга (Литтл Уолтер, Джуниор Уэллс, Снуки Прайор) теперь играли на губной гармошке через микрофон и усилитель. Это было что-то новое — «мисиссиппский саксофон» (так на американском слэнге называли губную гармошку) мог теперь солировать под аккомпанемент оркестра. В 50-е годы рок-н-ролл взорвал патриархальную тишину тогдашней музыкальной сцены. Гармошка оказалась на переднем крае этого молодежного бунта, который черпал вдохновение в черном американском блюзе.

Этот инструмент пережил очередное рождение в новой музыкальной стилистике, и по сей день сохраняет свою популярность среди исполнителей разных возрастов и музыкальных направлений.


Разновидности губных гармоник

Губные гармоники делятся на:

  • Хроматические гармоники
  • Диатонические гармоники
    • Тремоло гармоники
    • Октавные гармоники
  • Оркестровые гармоники
    • Басовые гармоники
    • Аккордовые гармоники

Хроматические гармоники позволяют извлекать все 12 нот в октаве (включая полутона). Научиться играть на них сложнее, чем на диатонических, зато на них можно сыграть любую мелодию без освоения особых техник игры, таких как бенд . Гармошки такого типа фактически состоят из 2-х гармоник в одном корпусе. Переключение между ними и извлечение полутонов достигается использованием специальной кнопки-переключателя - слайдера, расположенной на одной из боковых сторон инструмента.

Блюзовая гармоника

- самая популярная на сегодняшний день. Обычно имеет 10 отверстий, в каждое можно играть и на вдох (англ. draw ) и на выдох (англ. blow ). При определённых навыках игры можно играть хроматически с помощью специальных приёмов - бендов и передувов. Продаётся в разных тональностях и настройках, но самая распостронённая - C major.

В Тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло -эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоника - другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоника - фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединенных шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту - по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Настройки инструмента и расположение нот

Расположение нот на блюзовой 10-дырочной диатонической гармонике тональности C

Темперированый строй - язычки настроены так, что когда музыкант играет, к примеру, ноту ля , то язычок колеблется с частотой 440 Гц , в то время как, если подцепить язычок ногтем, то он будет колебаться с частотой 445 Гц.

отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название «Mundharmonika» или духовой орган.

Первые записи губной гармоники были сделаны в США в начале 20-х годов, хотя в немом кино этот инструмент был зафиксирован на пленке еще в 1894 году. В 30-е годы Великая депрессия , а в 40-е - 2-я мировая война способствовали переселению южан в северные штаты и на западное побережье. Этот процесс стимулировал распространение маленького инструмента по всей огромной территории США. Тогда среди чёрных обитателей Чикаго большой популярностью пользовались Джаз Гиллум и Джон Ли «Сонни Бой» Уильямсон. В то же самое время на другом конце света, в Нюрнберге , Ларри Адлер играл для солдат армий союзников по антигитлеровской коалиции. Чтобы разыскать фабрику «Hohner», он летал на маленьком самолете, имея в качестве ориентира только картинку с коробки, на которой было изображено это здание!

Повсеместно солдаты возвращались к родным очагам. В негритянских гетто ощущался подъём, что, естественно, отразилось и в музыке. Молодые музыканты с юга (Литтл Уолтер , Джуниор Уэллс, Снуки Прайор) теперь играли на губной гармонике через микрофон и усилитель. Это было что-то новое - «миссисипский саксофон» (так на американском сленге называли губную гармонику) мог теперь солировать под аккомпанемент оркестра. В 50-е годы рок-н-ролл взорвал патриархальную тишину тогдашней музыкальной сцены. Гармоника оказалась на переднем крае этого молодежного бунта, который черпал вдохновение в чёрном американском блюзе.

Этот инструмент пережил очередное рождение в новой музыкальной стилистике, и по сей день сохраняет свою популярность среди исполнителей разных возрастов и музыкальных направлений.

Выбор губной гармошки для начинающих

  • не стоит сразу покупать дорогую гармошку. В процессе освоения различных приёмов игры (таких как бенд) есть большой шанс сломать язычки;
  • некоторые популярные типы гармошек сложны для начинающих и их надо «доводить» до рабочего состояния;
  • покупка дешевой гармошки тоже может усложнить процесс обучения;
  • при покупке диатонической гармошки лучше покупать гармошки в тональности C-мажор, так как как она находится в середине нотного диапазона и большинство обучающих школ написаны именно для этой тональности;
  • непосредственно при покупке в магазине проверьте все отверстия на вдох и выдох. Если освоили бенды , проверьте и на них;
  • если гармошка вас устраивает, но немного не строит - это не страшно. Её можно подстраивать.

Структура занятий

Важна регулярность. Постройте себе график. Не отклоняйтесь от него. Занятия рекомендуется начинать с медленной игры аккордами. Важно придерживаться «диафрагмального дыхания». Потом постепенно переходите к игре риффов, мелодий. Лучше всего снимать лики и мелодии по слуху, с записей профессионалов. Но все же для начала рекомендуется выучить не меньше 10-ти риффов/мелодий, по нотам, это даст вам уверенность в игре и позволит быстрее подбирать по слуху. Кроме того полезно играть под так называемые минуса, записывая это в виде звуковых файлов. Это поможет вам почувствовать, как вас будет слышать зритель (губной гармонист по другому воспринимает звук, издаваемый его инструментом, так как вибрации передаются через руки и мышцы рта), а также позволит относиться к своей игре с большей критикой.

Исполнители в России

  • Александр Братецкий (Официальный сайт)
  • Александр Домбров
  • Виктор Сколозубов
  • Борис Линников
  • Евгений Зайцев
  • Виктор Петровский
  • Роман Гегарт (R.I.P.)
  • Михаил Владимиров
  • Владимир Кожекин и «Станция Мир»
  • Михаил Петрович Соколов (Петрович)
  • Борис Плотников («экс-Эталобстер»)
  • Игорь Ойстрах («Умка и Броневик »)
  • Александр Гордеев «Гордей» («Разные Люди »)
  • Влад Крыжановский

Ссылки

  • Крупнейший русскоязычный ресурс, посвященный губной гармонике (отсюда был с разрешения взят первоначальный вариант статьи)
  • Видео-уроки игры на губной гармошке (Adam Gussow) (англ.)
  • todoarmonica.org (исп.)
  • HarmoPoint (англ.)
  • Harmonica’s blog (англ.) (фр.)

См. также



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх