Профессии связанные с куклами. Профессия кукольника

Как стать кукольником и не разориться?

В 1959 году американская компания Mattel впервые выпустила куклу, похожую не на малышку, а на взрослую девушку. С тех пор на Западе вокруг Барби выросла целая индустрия кукольной одежды, мебели и быта. В России ни одно крупное игрушечное предприятие не додумалось шить одежду игрушкам.
Но ведь и для наших детей их куклы – живые! Значит, их нужно водить в гости, мыть, причесывать и переодевать. Президент Гильдии кукольников при Московской палате ремесел Людмила Бурова, по первой профессии учительница младших классов, занимается этим бизнесом уже 10 лет. Она создала первое в стране кукольное ателье.
В: Неужели такое рукотворчество в наши дни приносит стабильные доходы?
О:
Конечно, у каждого мастера своя творческая кухня, любимая техника и непохожая продукция. Естественно, каждый самостоятельно оценивает свои изделия и подсчитывает доходы – кукольный бизнес очень индивидуален. Но в среднем, если посвящать этому делу не менее 3–4 часов в день и следить за реализацией готовой продукции, 30 тыс. руб. в месяц гарантированы.
Наш бизнес носит сезонный характер. Куклы покупают в основном на подарки к праздникам. Еще хорошо продажи идут во время ярмарок и выставок. Сначала мы обосновались на московских площадках, потом стали колесить по стране, а последние два года выставлялись в Праге, Хургаде, через несколько месяцев едем в Марокко.
В: Неужели мастера живут только за счет продаж во время анонсированных мероприятий?
О:
Нет, не только. Многие сами арендуют палатки на постоянно действующих выставках, например на Московской ярмарке увлечений, кто-то сдает свои работы на реализацию в известные художественные салоны и магазины подарков.
Есть еще такая интересная статья доходов, как «мастер-класс». Например, Валентина Булыгина, профессиональный художник и преподаватель с 11-летним стажем, регулярно учит желающих хитростям изготовления тряпичной куклы, а мастер Галина Марусева в течение полугода обучает, как подобно скульптору изготовить куклу из пластика, вылепить лицо, ручки, ножки, затем одеть ее в соответствующий наряд.
Наши мастерицы могут все – шить одежду из кожи, вязать на вилке, валять валенки, плести аксессуары из бисера и шить шубки. Кстати, ни одна компания в мире не додумалась одеть куклу в шубку, а нашим девочкам важно, чтобы их игрушки были одеты по сезону.
Конечно, такие знания не дешевы. Учитывая квалификацию мастера и стоимость расходных материалов, одно 3-часовое занятие может стоить от 2 до 4 тыс. руб. Но если у человека «ляжет душа», то дальше он сам может дойти до совершенства и даже начать работать «в серию».
В: А нужно для этого какое-то специальное образование или подготовка?
О:
Нет, что вы! У нас в гильдии 350 мастериц. Единицы к нам пришли из художников, кто-то переучился из технологов по росписи ткани или обработки фарфора, а в основном это люди, которые любят мастерить и до сих пор не забыли свои детские фантазии. Ограничений по возрасту тоже нет – это и школьницы, и пенсионерки.
В: А как такой бизнес обставить юридически?
О:
Кто-то регистрирует индивидуальное предприятие, кто-то работает семейно и открывает ООО, а кто-то просто мастерит дома и сдает продукцию на реализацию в салоны. Последний вариант нравится не всем. Как правило, чужие продавцы не очень аккуратны – работы не всегда правильно хранятся, пылятся, замусоливаются, теряют внешний вид. Потом их ни продать, ни подарить. Поэтому многие предпочитают реализовывать плоды своего труда самостоятельно.
В: Откуда мастера берут идеи, знают, какие именно куклы и аксессуары нужны?
О:
Все очень просто. Приходят на выставки дети и их родители. И сами просят сделать то, что им хочется иметь. Недавно заказывали платье, как у Дженнифер Лопес, прямо по картинке из журнала. Кто-то просит сделать ретроплатье XVIII для бала. Но вообще все приходит с опытом. Я, к примеру, давно поняла, что производители не только о шубках не думают, но и о спортивной одежде. Поэтому шью спортивные костюмчики. По 100 руб. за штуку «улетают». С размерами и примерками проблем нет – за долгие годы мы изучили все «куклоросты» на рынке.
В: А на чем прогорают кукольных дел мастера?
О:
Прогорают в основном на завышенных ожиданиях. Цена должна быть такой, чтобы и мастеру было выгодно, и покупателю не накладно. Те же спортивные костюмчики, если выставить по 300 руб., уже никому не будут нужны. За эти деньги можно целого пупса китайского купить. Максимально дорогие куклы продаются на подарки к праздникам по 100 долларов. Ну а те мастера, которые ждут «олигархов» на городских ярмарках и вернисажах, их там, увы, не встречают… В: Тогда в чем функция гильдии?
О:
Мы организация некоммерческая и независимая. От государства ничего не просим, да и не ждем. Участие в гильдии бесплатное. Мы объединились для удобства. Вместе легче «мониторить» рынок и искать торговые точки, оплачивать аренду этих точек – когда мы берем более 100 метров, нам дают существенную скидку. Мы также оптом закупаем необходимые материалы и фурнитуру. И потом мы постоянно друг у друга учимся.
В: Ни у кого не возникало желания попробовать себя в массовом сегменте?
О:
Нашим мастерам открыть большое дело не под силу. Некоторые из нас сотрудничали с кукольными производствами. К примеру, Инна Кузнецова некоторое время назад разрабатывала модели для фабрики в подмосковной Лобне. Но производство там уже остановлено. Увы, скоро кукол российских фабрик можно будет увидеть только в частных коллекциях...

В детстве мы все играем куклами, а вырастая, забываем свои любимые игрушки или дарим их малышам, считая, что взрослые куклами не играют. Но оказывается, что есть исключения! Куклами, но только уже театральными, взрослые играют, и это становится их профессией. Кукловождение – целое искусство, которому учатся и в котором совершенствуются всю жизнь. В последние годы артисты Магаданского областного театра кукол стали частыми гостями в Омсукчанском районе, и для ребятни каждый их приезд настоящий праздник. А уж если юные омсукчанцы едут с родителями в Магадан, то обязательно стараются побывать на спектакле в театре кукол. Кукловод – нелегкая профессия, но очень интересная. Стать кукольником может не каждый, но если твоя душа стремится на сцену, если ты талантлив и тянешься к искусству, то вполне можешь им стать. Получить профессию актера-кукольника теперь стало возможным не выезжая за пределы Магаданской области. На базе Магаданского Колледжа искусств совместно с областным театром кукол в 2014 году открывается отделение «Актер театра кукол». Подробнее об этой уникальной профессии рассказывает художественный руководитель ОГБУК «Магаданский областной театр кукол» Дмитрий Шаповалов.

– Кукольники – универсальные актеры. Студенты, закончившие кукольное отделение, работают в театрах других жанров – драматических, музыкальных, оперы, балета, цирка. Присутствие кукол – основное отличие кукловода от актеров остальных сфер, – подчеркнул Дмитрий Юрьевич. – Актер-кукловод воспроизводит образ при помощи тона речи, передает эмоции и чувства при помощи движения куклы, передавая тем самым зрителю содержание сцены, пьесы и так далее. Актеры кукольных театров могут работать в шоу-бизнесе, ставить концертные номера, различные представления, пародии. Они организовывают праздники, и, конечно же, снимаются в кино. Это неудивительно, ведь наряду с учебной дисциплиной «мастерство актера с куклой» студентам-кукольникам преподается «мастерство актера в живом плане». К примеру, и актеры драмы, и актеры-кукольники изучают такие творческие дисциплины, как мастерство актера, сценическая речь, танец, грим, сценическое движение. Но помимо всего, кукловоды еще изучают мастерство актера с куклой и технологию изготовления куклы. Что это дает? Поясню. Если выпускник Колледжа искусств, отделения «Актер театра кукол», захочет работать в Магаданском музыкальном драматическом театре им. Горького, то у него есть все шансы стать актером драмы, а вот возьмут или не возьмут на работу в театр кукол выпускника Российской академии театрального искусства (РАТИ), это уже 50 на 50. Среди сотрудников театра кукол есть выпускники Магаданского Колледжа искусств. Знакомьтесь, артист-кукловод Мария Бондаренко, родилась и выросла в поселке Синегорье. В 2005 году закончила Колледж искусств по специальности «постановщик театрализованных представлений, преподаватель». Как и многие школьники, Маша занималась в театральном кружке. Именно там она и полюбила театр. – На базе синегорского Дома культуры один из выпускников Колледжа искусств ставил спектакль. Эта постановка была его дипломной работой, – делится воспоминаниями Мария.

– Мне посчастливилось сыграть главную роль, с которой, по мнению зрителей, справилась успешно. После этого я приняла решение поступать в театральный, но опоздала… Чтобы не терять целый год поступила в колледж, тогда еще училище искусств, и не жалею об этом. Учиться мне нравилось. Мы окунулись в творческий процесс с первой минуты. Мы не только учились, но и вели активную концертную деятельность на различных площадках Магадана, гастролировали по районам области. Затем Мария продолжила обучение в Хабаровском институте культуры по специальности «режиссер любительского театра». Говорит, что учиться было легко, так как колледж дает хорошие базовые знания. После института пришла работать в театр кукол. – Я рада, что связала свою жизнь с театром кукол, – продолжает она.

– Мы дарим детям радость. Нигде больше нельзя увидеть столько детских улыбок. Счастливые детские лица – вот наша лучшая награда! Омсукчанец Дмитрий Мартынов тоже выпускник Магаданского Колледжа искусств. В 2011 году он с отличием окончил отделение «социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» по специальности «постановщик театрализованных представлений». По итогам обучения Дмитрий был включен в справочник «Лучшие выпускники образовательных учреждений Магаданской области - 2011» и являлся участником программы «Российские интеллектуальные ресурсы». – Я с детства мечтал стать актером, – говорит Дмитрий.

– Так как в Магаданской области Колледж искусств единственное учебное заведение, выпускающее специалистов творческих профессий, то и вопрос, куда пойти учиться, не вставал. Учиться было очень интересно. В колледже замечательные педагоги, хорошая материально-техническая база. После учебы я вернулся в Омсукчан, работал в Центре досуга и народного творчества, а потом руководил театральным коллективом в Центре дополнительного образования детей. Затем меня пригласили работать в театр кукол. Начинать было сложно, ведь это только со стороны кажется, что управлять куклой легко. Для кукловода очень важны физическая сила, координация движений, ловкость. Помимо того, что куклой надо управлять, ее еще надо и озвучивать.

И нтересуюсь у Дмитрия, какими чертами, по его мнению, должен обладать актер-кукольник?

– Обязательно чувством юмора, харизмой, обаянием, правильной речью, литературными способностями, художественным вкусом, – отвечает он.

– Помимо этого актер должен иметь отличную память и сообразительное мышление. Он должен уметь разбудить море эмоций, передать зрителю каждую капельку чувств мимикой, жестами, интонацией. Продолжая разговор с художественным руководителем театра, прошу Дмитрия Юрьевича разъяснить, какие вступительные испытания ждут абитуриентов, желающих поступить на актерский факультет Магаданского Колледжа искусств.

– Абитуриенты проходят предварительные отборочные прослушивания, – поясняет Шаповалов, – которые призваны обеспечить постепенный отбор молодых людей, имеющих призвание к профессии актера и обладающих необходимыми сценическими данными. Лица, не допущенные к следующему предварительному отборочному прослушиванию, к вступительным экзаменам не допускаются. Для проведения каждого этапа отборочного прослушивания и экзамена по специальности – конкурса абитуриент должен быть готов к выполнению необходимых специальных заданий, позволяющих выявить его творческую индивидуальность и сценические возможности. Для выявления способности к выразительному образному мышлению абитуриенты должны прочесть наизусть басню, стихотворение, отрывок из прозы. Желательно, чтобы при этом были включены в программу произведения как классической, так и современной литературы. Они должны отличаться друг от друга по содержанию и форме, быть различными по стилю и жанру, что даст возможность каждому поступающему полнее проявить способности, широту своего творческого диапазона. Для определения голосовых данных, слуха и музыкальности поступающие должны подготовить исполнение двух-трех песен или романсов. Для ознакомления с возможностями поступающего в области физического развития, его пластическими данными, проверки координации движения и ритмичности абитуриент должен быть готов к исполнению элементарного танца, специального этюда по заданию экзаменатора. Для ознакомления с общим уровнем культуры поступающего, кругом его интересов, с его познаниями в области литературы, драматургии, изобразительного искусства, театра, музыки проводится специальное собеседование, то есть коллоквиум, на котором могут быть заданы вопросы об актуальных событиях общественно-политической жизни страны, международного положения и так далее. Абитуриенты, успешно сдавшие экзамены по специальности, допускаются к письменному тестированию по русскому языку и литературе.

Спрашиваю у Дмитрия Шаповалова: какие плюсы и гарантии есть у поступивших в колледж?

– На протяжении всего обучения иногородним студентам предоставляется благоустроенное общежитие, успевающим выплачивается стипендия, преподавание профессиональных дисциплин ведется работниками театра кукол, – отвечает он. – Немаловажным является то, что и во время учебы, и после студенты смогут работать в театре. А те, кто решат поступать на базе основного общего образования (9 классов), вместе с аттестатом о среднем образовании получат и диплом о среднем специальном образовании!

– Дмитрий Юрьевич, когда начнутся вступительные испытания и какие документы необходимо предоставить?

– Вступительные испытания начнутся с 6 июля. При подаче заявления о приеме поступающий предъявляет: документы, удостоверяющие личность (оригинал или заверенную копию); документ о среднем (полном) общем или основном общем образовании (оригинал или заверенную копию); 4 фотографии 3х4. Заявление о приеме, а также необходимые документы могут быть представлены поступающим лично, направлены через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением и описью вложения, либо в электронно-цифровой форме на официальный e-mail колледжа. Зачисление проводится при условии обязательного предоставления оригиналов документов об образовании государственного образца. Если абитуриент по результатам вступительных испытаний не может быть зачислен в колледж на места, финансируемые из областного бюджета, то ему предоставляется возможность обучения на местах

с оплатой стоимости обучения по договору.

– Где абитуриенты смогут узнать более подробную информацию о поступлении и куда подавать документы?

– За справками абитуриенты могут обращаться к ответственному секретарю Колледжа искусств Анастасии Александровне Болдыревой. Телефон приемной комиссии (413-2) 65-03-47. Адрес колледжа: г. Магадан, ул. Якутская, 46А, каб. 313, тел/факс: (413-2) 60-54-55. E-mail: [email protected].

В завершение беседы Дмитрий Шаповалов обратился к старшеклассникам, к тем, кто сегодня еще решает, куда пойти учиться: «Если вас заинтересовала профессия актера-кукольника, но вы сомневаетесь, стоит ли связывать свою жизнь с театром кукол или нет, приходите к нам в гости, посмотрите все сами. Будем рады встрече с вами».

От себя хочу добавить, что приходя в театр кукол, с порога попадаешь в особый сказочный мир. Мир, в котором куклы становятся живыми, а действо, происходящее на сцене, манит, завораживает и возвращает тебя в счастливое, неповторимое время – в детство. Ты смотришь на актеров и веришь, что это ожившие сказочные персонажи. А покидая театр кукол, понимаешь – кукловод – не просто профессия – это призвание!

Светлана МАРТЫНОВА

Многие из актеров Центрального театра кукол пришли к профессии кукольников, пройдя школу драматического театра (МХАТ, театр Мейерхольда, Ярославский театр имени Ф. Г. Волкова и другие), где они уже были знакомы с «системой» Константина Сергеевича Станиславского. Постижение же «системы» в театре кукол было тем сложнее, чем более изощренные задачи ставил перед театром его постоянный постановщик, его главный режиссер. Многому способствовало личное дарование Образцова и его, казалось, стихийно-естественное приятие системы, органичное ощущение ее законов.

Один из ближайших соратников Образцова, актер и режиссер Е. В. Сперанский, вспоминает именно об этом, поражавшем актеров на первых порах качестве Образцова-актера. «Все было поразительно в его манере исполнения – и глубокая актерская искренность, и невиданные дотоле в театре кукол психологические паузы, и полные жизненных ассоциаций подтексты, точность каждого жеста, оправданность каждой интонации, совершенная слитность голоса актера и поведения куклы – все это производило ошеломляющее впечатление, открывало огромные перспективы в развитии актерского искусства в театре кукол».

Большинство актеров-кукольников сравнительно легко восприняло новый метод. Иной раз им казалось на репетициях, что они изучают только строй, логику слов и поступков персонажа пьесы, на самом же деле в это время происходила и наиболее тонкая, сложная часть работы актера: он привыкал к своему герою, вырабатывая привычку действовать и думать как бы от его имени. И чем фантастичнее были кукольные герои и неожиданнее – предлагаемые обстоятельства, тем увлекательнее оказывалось для актера «влезание в шкуру образа». И тем более привлекали его не столько сами поиски неповторимых повадок невиданных чудищ, сколько отбор из найденного тех крупиц сценического и словесного действия, которые становились доказательно-убедительными на сцене.

Обращение на первых этапах деятельности коллектива к освоению элементов «системы» Станиславского представлялось в ту пору многим деятелям искусства чудачеством, неоправданной претензией. Спустя два-три десятилетия работа по «системе» Станиславского в театре кукол стала аксиомой, вошла в практику советских кукольников как одна из азбучных истин. Недаром, собравшись в январе 1963 году на юбилейное заседание, посвященное памяти Станиславского, деятели театра кукол Г. Крыжицкий, В. Громов, Е. Сперанский и другие единодушно отмечали, какую огромную роль играет учение великого реформатора сцены в работе советского театра кукол. Притом подчеркивалось, что почти каждая из глав книги Станиславского «Работа актера над собой» – будь это «Действие!», «Если бы», «Предлагаемые обстоятельства» или «Воображение», «Сценическое внимание», «Куски и задачи», «Сверхзадача», «Сквозное действие» – имеет такое же прямое отношение к актеру-кукольнику, как к актеру драматического театра. Но однако работа кукольников над постижением образа по «системе» К. С. Станиславского содержала и свои огромные специфические трудности.

«Мы свободны в выборе физических возможностей героя» – это правило, провозглашенное мастерами ГЦТК, казалось, несло громадное облегчение в тех трудностях, какие всегда испытывали актеры драматического театра, связанные определенной «физикой» своего тела, лица, голоса. Мы знаем, с каким поразительным блеском были сыграны в ГЦТК его легендарные герои из лирико-героического репертуара – Аладдин, Труфальдин – и герои комические – персонажи «Необыкновенного концерта», «Чертовой мельницы», «Божественной комедии».

Свобода в выборе внешнего облика играемого персонажа не облегчила, однако, а неизмеримо усложнила работу кукольников. И актеру драматического театра, работающему по «системе» Станиславского, порой бывает весьма трудно подчинить весь свой сложный психофизический аппарат созданию художественного образа. Не менее, если не более сложен творческий процесс по переплавке актерского состояния в действия, поступки находящейся в руках актера театральной куклы. Ширма, с одной стороны, помогает актеру, скрывая всю кухню творчества. С другой – она требует добавочных усилий, чтобы донести до зрителя актерскую эмоцию, переплеснуть ее в зрительный зал. Актер здесь никогда впрямую не встречается со зрителем, в поле его зрения попадают лишь запястья, пальцы актера, вдетые в тело куклы.

Пересекаясь в точке движения куклы, встречные эмоции – актерская и зрительская – и высекают ту искру, которая делает куклу живой, думающей, чувствующей. Но как невероятно сложен этот способ ощущения актером зрителя через куклу! Как близка и слитна с актером должна быть кукла! Сколь естественными должны стать все ее анатомические причуды! И с какой непосредственностью, органичной легкостью должен актер импровизировать с этой куклой, воспринимая на лету и ощущая новые акценты, которые ему подсказывает его второй великий режиссер – зритель.

В театре кукол теперь говорят: актер и зритель общаются между собой через куклу. Добавим к этому, что не только со зрителем, но и с партнером актер общается лишь через куклу. Через куклу свою и куклу партнера ведет путь к сердцу живого человека – товарища по спектаклю. Это необычайно усложненное общение требует от актеров не только специальных профессиональных навыков – умения оживлять свою куклу, передавать через нее эмоцию ее кукольному партнеру и при всем этом ощущать рождение ответной эмоции у партнера-человека.

Актеры ГЦТК открыли для себя истину: как только играющий роль артист прекращает такую сложную, многослойную форму общения и обращается непосредственно к своему партнеру, кукла немедленно умирает в его руках. В том-то и дело, что живет она, театральная кукла, в этом условно-психологическом театре только при условии, если ее мертвое тело пронизывает искрящийся ток актерской человеческой эмоции, если действует вольтова дуга, воспламененная искрами пересекающихся эмоций, контактов играющих за ширмой актеров и смотрящих на кукол зрителей.

Не просто сделать куклу для этого театра. Еще труднее найти формулу бытования этой куклы. И сделать живыми все секунды жизни персонажа: ведь мертвой кукле, если она формальна, пуста, не за что скрыться, спрятаться. У нее нет ни живого человеческого обаяния, ни дыхания, ни мимики. А если кукла в этом театре не живет, не думает, не чувствует, она становится в лучшем случае гальванизированным трупом.

Общение разножанровых, разнофактурных кукол представляет собой особую сложность в этом театре. Помимо того, что ими может быть и не найден верный градус общения, различная условность, на которой строятся кукольные образы, может привести к взаимоуничтожению двух общающихся персонажей. Зритель не только в таком случае не поверит в правду происходящего на сцене – он усомнится в самой достоверности оживления мертвой материи. Он не только не увлечется логикой развития характеров, жизнью «человеческого духа» на сцене, но вообще станет относиться к этим куклам не более, чем к двум роботам – механическим манекенам.

Во многих случаях кукловод управляет разработанной им самим куклой, т.е. выступает также как и "кукольник " (мастер-изготовитель самой куклы). Часто эти 2 термина смешиваются.

В переносном смысле "кукловод" - манипулятор , cерый кардинал .

Известные кукловоды

    Prague-Marionette.jpg

    Кукловод с марионеткой на Карловом мосту, Прага

История

См. также

Напишите отзыв о статье "Кукловод (профессия)"

Отрывок, характеризующий Кукловод (профессия)

– Пьер, подойдите сюда, мой друг. Я думаю, что он не лишний в родственном совете: не правда ли, князь?
– Что же вы молчите, mon cousin? – вдруг вскрикнула княжна так громко, что в гостиной услыхали и испугались ее голоса. – Что вы молчите, когда здесь Бог знает кто позволяет себе вмешиваться и делать сцены на пороге комнаты умирающего. Интриганка! – прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы.
Но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку.
– Oh! – сказал князь Василий укоризненно и удивленно. Он встал. – C"est ridicule. Voyons, [Это смешно. Ну, же,] пустите. Я вам говорю.
Княжна пустила.
– И вы!
Анна Михайловна не послушалась его.
– Пустите, я вам говорю. Я беру всё на себя. Я пойду и спрошу его. Я… довольно вам этого.
– Mais, mon prince, [Но, князь,] – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василья.

Автоматоны // Классный журнал. – 2016. - № 2. – С. 8-9. – (Что это?).

В статье журнала рассказывается о механических куклах – автоматонах: о том, когда они появились и какие существуют виды автоматонов.

Андрюшина, Л. П. Кукла – неизменная спутница человека: из опыта профессионалов: [сценарий урока для дошкольников] / Л. П. Андрюшина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2013. - № 9. – С. 3-6.

В ходе занятия дети знакомятся с традициями игрушечного мастерства и видами русских народных лоскутных кукол, а затем, пытаются смастерить традиционную тряпичную куклу бесшовным способом.

Вместе с куклой я расту: познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет / авт.-сост. О. Р. Меремьянина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 221 с. - (Игровая деятельность в ДОУ).

Игры и игрушки являются важнейшей составной частью образовательного пространства детства. Наблюдая за играми детей в куклы, трудно понять, кто кого «оживляет» и обучает.
В данном пособии представлены развивающие познавательно-игровые занятия для детей 2-7 лет и рекомендации к организации игрового пространства, разработанные в соответствии с ФГТ.
Книга содержит сведения о зарождении кукольных производств, промыслов в России и за рубежом.
Литературный материал в приложениях можно использовать для организации праздников, развлечений, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, для чтения детям и заучивания наизусть.
Пособие предназначено для работы с детьми во всех видах дошкольных образовательных учреждений.

Гумерова, М. Игрушки петербургских детей / М. Гумерова, Е. Князева // Обруч. – 2013. - № 5. – С. 28-31.

В статье подробно рассказано о том, во что играли дети эпохи «первого в России детского сада», какие игрушки предназначались для знатных людей, а какие для простого народа, из каких материалов делали кукол в 19 веке и о многом другом. Статья подготовлена на основе материалов Государственного музея истории Петербурга.

Куклы из Японии // Классный журнал. – 2016. - № 2. – С. 8-9.

В статье журнала рассказывается о японских куклах-неваляшках - дарума, дворцовых куклах – госё-нингё, «плачущих куклах» - кокоэси и куклах исё-нингё.

Сухарева, Т. Е. Внеклассное занятие «Кукла – дело серьезное»: [сценарий]/ Т. Е. Сухарева // ПедСовет. – 2012. - № 11. – С. 2-7.

Во время занятия учащиеся знакомятся с историей развития кукол на Руси. Сценарий содержит познавательную беседу, кукольное представление и танцевальные задания

Казунина, И. Кукла в моде и в истории / И. Казунина // Обруч. – 2012. - № 6. – С. 35-36.

В статье рассказывается о том, что благодаря нарядам кукол можно познакомиться с историей моды, её великолепием и причудами, а также о том, когда в России появилась профессия кустарихи-одевальщицы.

Гордеева, И. Н. Хоровод любимых кукол: карусель загадок: [сценарий праздника для детей 7-8 лет] / И. Н. Гордеева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011. - № 10. – С. 51-52.

Во время праздника учащиеся знакомятся с миром кукол вместе с Петрушкой, Ванькой-Встанькой, Матрёшкой, Плюшевым Мишкой, Мальвиной и Красной Шапочкой, а также участвуют в интерактивных заданиях и отгадывают загадки о куклах.

Аскарова, А. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре: [сценарий занятия для дошкольников] / А. Аскарова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 7. – С. 117-125.

Во время занятия дошкольники знакомятся с типологией традиционных русских народных кукол, с описанием современной куклы, сравнивают традиционных кукол с игрушками массового производства, а затем, пробуют сделать своими руками куклу «Нянюшку» и Ангелочка.
Приложениями к сценарию являются конспект занятия «Игрушки» (в разновозрастной группе), конспект мастер-класса «Технология изготовления кукол» и консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».

Федосова, Т. Хина мацури – праздник кукол: [сценарий познавательно-развлекательных занятий для детей среднего дошкольного возраста] / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3. – С. 23-28.

Во время занятий дошкольники знакомятся с традициями проведения фестиваля кукол – Хина мацура в Японии – праздник для маленьких девочек, который японцы отмечают 3 марта. В домах обязательно устраиваются небольшие выставки кукол в национальных японских одеждах. Предлагаемый сценарий занятий не только знакомит детей с этим праздником, но и позволяет проявить творческие способности во время изготовления японских вееров и изображения сказочных добрых и злых животных.

Живые куклы: [сказки: для мл. шк. возраста] / худож. Е. Володькина. - М. : ЭНАС-КНИГА, 2012. - 101, с. - (Литературные сказки для младших школьников). - Содерж.: Любимая игрушка / В. Ливанов. Кукольная комедия / В. Виткович, Г. Ягдфельд.

В сборник вошли произведения известных писателей В. Ливанова, В. Витковича и Г. Ягдфельда.
Девочке Кате на день рождения подарили новую игрушку – нарядного клоуна с бубенчиком на колпаке.
Её старенький и заштопанный плюшевый Мишка страшно переживал и даже ушел из дома, потому что был уверен: Катя больше не будет любить его как прежде, ведь на нем не было ни блестящего костюма, ни жабо, ни колпака…
Чем закончилась эта история, Вы узнаете из сказки «Любимая игрушка».
В Воротниковском переулке Москвы в доме № 7,когда маленькая Тата заболела, а её мама ушла в аптеку за лекарством, пришел очень странный господин, назвавшийся Могэсом, и на глазах у перепуганной девочки превратил ее вредную соседку Лилю в куклу!
Каково же было удивление Таты, когда выяснилось, что ее игрушечный повар совсем недавно работал в настоящем кафе, а кукла с чайника была ленивой управдомшей из их двора.
О том, смогут ли куклы снова стать людьми, и что им для этого придется сделать и осознать, Вы узнаете, прочитав «Настоящую комедию».

Иванов, А. Д. Загадка старинной куклы: повесть / А. Д. Иванов, А. В. Устинова. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 237 c. - (Детский детектив). -ISBN 5-04-000953-4 (в пер.)

Происходит вооруженное ограбление галереи старинных игрушек. Трое в масках уносят всё! Хозяйка галереи в отчаянии. Пятеро друзей начинают расследование и даже не подозревают, что за ошеломляющее открытие их ждет!


Каменная, Г. А. Приключения старой куклы: сказоч. повесть / Г. А. Каменная; рис. Л. Коммунар. - М. : Махаон, 2003. - 32 с. : цв. ил. - (Малышам о хорошем).

Эта повесть рассказывает о сказочных приключениях куклы, о дружбе и преданности старым друзьям. Книга предназначена для детей дошкольного возраста.


Келли Ф. Тайна тряпичной куклы: [повесть] / Келли Ф. ; [пер. с англ. С. И. Бестужевой]. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 219, с. - (Черный котенок)(Детский детектив).

Ночью в доме, где гостят на каникулах члены Детективного клуба, появляется таинственная незнакомка. Кто она такая? И почему ее так интересует старая тряпичная кукла? "Здесь кроется какая-то тайна!" - решают Холли, Трейси, Белинда и начинают новое расследование…


Кукольный бунт: То самое происшествие, которое записал под диктовку куклы Мими А.А. Федоров-Давыдов: сказки - М. : Профиздат, 1992. - 39 с.

"Вот так штука!.. На елке горели два восковых огарка, которые слабо освещали темную залу. А по полу двигалась целая процессия. Впереди шла кукла Матрешка, за ней Япончик, потом Робинзон, Полишинель, Петрушка, - да всех и не перечислишь...
Любопытнейшие приключения в кукольном мире, свидетелями которых стали маленькие Таня и Боря, наверняка заинтересуют детей, читателей этой занимательной книги.

Курчевский, В. В. Художники и куклы: [рассказы: для детей дошк. возраста] / В. В. Курчевский; худож. В. В. Курчевский. - М. : Малыш, 1989. - с. : цв. ил.

Книга содержит сказки познавательного характера, в которых главный герой - кукла по имени Чуфело Марзуфело знакомит ребят с другими куклами: из мультфильмов, из кукольного театра и из мастерской художника.

Моргунова, Л. Умницы-куклы: [стихи] / Моргунова Л. ; [худож. С. Болотная]. - Ростов н/Д. : Проф-Пресс, 2006. - с. - (Читаем детям).

Стихотворение о куклах для самых маленьких. Книжка с картонными страницами. На каждой странице у каждого героя «появляются» глазки с подвижными зрачками.

Никитина, Н. Вот какие куклы! : [стихи] / Никитина Н. / [худож. Н. Князева]. - Ростов н/Д. : Проф-Пресс, 2006. - с. - (Читаем детям). -ISBN 5-94582-753-3

Еще одно стихотворение о куклах для самых маленьких. Книжка с картонными страницами. На каждой странице у каждого героя «появляются» глазки с подвижными зрачками.

Фарфоровая кукла: [рассказ-страшилка] // Классный журнал. – 2016. - № 2. – С. 23.

Девочка по имени Оля очень хотела фарфоровую куклу, но ее мама не могла ей купить эту куклы, потому что он очень дорого стоила.
Однажды странная старушка, хитро улыбаясь, подарила Оле куклу, ту самую, о которой Оля так мечтала!
Какие события последовали в жизни Оли и ее родителей после этого необычного подарка Вы узнаете, прочитав этот рассказ.


Шишкова-Шипунова, С. Генеральша и ее куклы: [роман] / С. Шишкова-Шипунова. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 350, с.

Все смешалось в доме генерала. В его семье все складывалось удачно - карьера неизменно шла в гору, идеальная жена, у которой есть роскошная и дорогостоящая коллекция кукол. И вдруг жена генерала исчезает из роскошного трехэтажного особняка на берегу моря... Похищение? Несчастный случай? Эта история показана глазами жены генерала и почти детективная история оборачивается психологической драмой.


Спрашивайте эти книги и журналы в библиотеках города Пскова!


Мастера-кукольники


Петербургский музей кукол - один из первых негосударственных музеев России, был создан в 1998 году при научно-методическом руководстве Российского Этнографического музея.

Основу музейных фондов составили несколько частных коллекций, которые сегодня пополняются современными авторскими и антикварными куклами.

Петербургский музей кукол - это единственный музей в Санкт-Петербурге, наиболее полно рассказывающий о куклах.

В 9 залах постоянной экспозиции, среди которых залы интерьерной куклы, сказки, русской фольклорной куклы, традиционных обрядов и праздников, залы "Театр и маскарад" и "Лесное царство", а также демонстрационные мастерские по изготовлению сувенирной куклы открывают посетителям мир кукол.

Важную часть экспозиции музея составляют куклы, текстильные коллажи, маски, выполненные студентами постановочного факультета Академии театрального искусства.


В пражском музее представлено более двух с половиной тысяч кукол Барби и три тысячи аксессуаров.

Среди коллекционных кукол можно увидеть куклу Барби в образе популярных звезд музыки и кино, как, например Шер, девушки Джеймса Бонда, Мерилин Монро, Элвиса Пресли, Элизабет Тейлор или Шакиры.

Также имеются Барби в образе знаменитых и популярных детских персонажей - Шрека, Гарри Поттера, Джека Воробья и Анжелики из фильма «Пираты Карибского моря», а также представителей саги «Сумерки».


Памятники куклам – литературным персонажам

В 2013 году в Самаре была открыта бронзовая скульптура Буратино - героя сказки Алексея Толстого "Золотой ключик".

Открытие скульптуры было приурочено к 130-летию со дня рождения писателя Алексея Толстого, который в Самаре провел свои детские годы.

Скульптура находится у ворот самарского литературного музея: бронзовый Буратино стоит, высоко подняв вверх руку с ключиком, у его ног - большая книга.

Памятник создавался на основе образа главного героя советского фильма "Приключения Буратино".

Скульптура литературному персонажу Ханса Кристиана Андерсена Оле-Лукойе является символом детского кукольного театра "Огниво" г. Мытищи (Московская область).
Она была установлена в 2006 году на территории театрального сквера.

Памятник гармонично дополняет здание театра, которое было отреставрировано в 2004 году, и стало своим внешним видом напоминать сказочный замок.

Скульптура представляет собой фигуру Оле-Лукойе, который стоит на одной ноге на шаре и держит в одной руке зонт, а на другую - одета кукла.

Оле Лукойе - литературный персонаж Ханса Кристиана Андерсена, основанный на народных сказках.

Имя Оле Лукойе состоит из двух частей: Оле - датское мужское имя, Лукойе переводится как «Закрой глазки».
Он носит подмышкой два зонтика, которые раскрывает спящим детям.
Для детей, которые вели себя хорошо, предназначен зонт с красивыми картинками, который помогает им видеть красивые приятные сны, а непослушным детям Оле Лукойе открывает зонт без картинок и эти дети проводят ночь без сновидений.


Скульптурная группа «Памятник героям сказки Буратино» в Гомеле (Беларусь) расположена у здания Театра Кукол в сквере им. А.А. Громыко и состоит из следующих скульптур: слева от входа в театр – дразнящийся Буратино, справа у входа – Карабас-Барабас на тротуаре – Артемон, который везёт небольшую открытую карету, а в карете сидит Мальвина.

Скульптуры были установлены в 2007 году, автор скульптур – Валерий Кондратенко.


Скульптуры «Пьеро и «Мальвина и Артемон» в Киеве встречают зрителей у входа в Киевский академический театр кукол и появились здесь вместе с новым зданием театра, построенном в 2005 году.

Замечательные бронзовые скульптуры, изображающие героев сказки Алексея Толстого, сразу настраивают гостей на атмосферу чудесной сказки, волшебства и радости.

Фигурки сказочных героев настолько полюбились взрослым и детям, что сразу после их появления возникла традиция – нужно потереть нос Артемону, и все желания сбудутся. Зрители явно не пренебрегают этой забавой – нос пуделя отполирован до золотого блеска.

Скульптура Пьеро выполнена в полный рост персонажа и целиком вылита из бронзы.
Пьеро облачен в костюм с длинными рукавами, его левая рука протянута в сторону входа в театр, он словно приглашает детей внутрь заведения.


Стихотворения о куклах


Загадки про кукольный театр, кукольника и кукол

1. На утренник детский
Артисты спешат.
У них в чемоданах
Куклы лежат.
2. Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр?
3. Можно куклой покрутить,
Потянуть ее за нить.
На спектакле без конфетки
Послушны кто?
4. В ярко красном пиджаке,
Он с бубенчиком в руке.
Развесёлая игрушка
А зовут её ...
5. Куклу на руку надел,
Замяукал, песню спел,
Поменял перчатку -
Шут сплясал вприсядку!
Кто куклу за собой ведет? -
Ведет по сцене...

6. Он веселый и смешной,
Взгляд лукавый, нос большой,
И колпак он красный
Носит не напрасно!
Любит зрителей встречать
И немного покричать.
Кто забавный - просто душка -
Крикнет: "Здрасьте! Я... !"

7. Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые...

8. Кукла есть одна на свете,
Куклу эту любят дети.
Модница она большая –
Платья без конца меняет.


Народные приметы, связанные с куклами

Если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если дети небрежно относятся к своим куклам - быть беде.

Куклы принесут хороший урожай, если с ними играют взрослые девушки.


Пословицы о куклах

Кто в куклы не играл - счастья не видал
С куклами возиться - бытию учиться
Первый ребёнок - последняя кукла
В поле пахать - не в куклы играть


Профессия "Кукольник" в рубрике "Проверено на себе" на телеканале "МИР"


Международный день кукольника: закулисье


Мультфильм "Лунтик. Любимая кукла"


Ответы на загадки: 1. Кукольник. 2. Театр кукол. 3. Марионетки. 4. Петрушка. 5. Кукловод. 6. Петрушка. 7. Матрешки.
8. Барби.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх