Основные занятия древних египтян кратко. Урок "Древний Египет

ЛЛС Гончар и столяр
Мы впервые подошли к этим профессиям. Сначала узнали, кто такой ткач, почитали слова «Ткачи ткали ткани»

Потом показывали ему карточку со слово, и подбирали предметы к этим словам. Обсуждали вот такие слова, из чего сделаны предметы и прилагательные.


ЛМС Собираем урожай, платим налог.
Всей семьёй на скорость собирали урожай.


Сделали зарядку


А потом пришел налоговый инспектор, ой, нет, сборщик налогов, и потребовал заплатить фараону налоги. Каждый заплатил свою часть: половину, четверть, восьмую части. Никита был помощником сборщика, поэтому у всех забрал налоги сам.








ЛСС Кто же главный.
Обсуждали, кто главный в семье, в стране и в профессиях. Прочитал сказку «Самый главный в Древнем Египте»


ЛТС Ирригационные поля
Обсудили географию Египта и особенности земледелия. Обсудили, что такое ирригация.
Сделали макет поля и Нила, засеяли, провели каналы от Нила. Не могу найти фотографию, где этот макет разукрашен(((




Немногие современные исламские города открывают свои красоты для иностранных туристов. Тем и интересен Египет, завораживающий древними пирамидами и величественными статуями фараонов. Более пяти миллионов человек со всего света приезжают в страну полюбоваться архитектурными красотами старинных зодчих и золотых песчаных пляжей. Комфортабельное проживание в отелях с великолепным сервисом и экскурсионное знакомство с древнеегипетским миром оставляют неизгладимые впечатления и заставляют вновь и вновь возвращаться в это таинственное место. Южную жаркую страну, расположенную на северо-востоке африканского континента, практически вблизи экватора, рассекаемую на две половины самой полноводной рекой планеты Нилом, издревле заселяли скотоводы и земледельцы. Разливы Нила способствовали образованию плодородных земель и спасали от жажды, проживающих в раскаленной пустыне, бедуинов и кочевников. Уникальный никогда неиссякаемый водный источник и постоянно палящий солнечный свет в нильской долине оказали знаковое влияние на Древний Египет занятия и жизнь египтян. Весьма благоприятные природные условия для быстрого роста растений и животных.


Немногие современные исламские города открывают свои красоты для иностранных туристов. Тем и интересен Египет, завораживающий древними пирамидами и величественными статуями фараонов. Более пяти миллионов человек со всего света приезжают в страну полюбоваться архитектурными красотами старинных зодчих и золотых песчаных пляжей. Комфортабельное проживание в отелях с великолепным сервисом и экскурсионное знакомство с древнеегипетским миром оставляют неизгладимые впечатления и заставляют вновь и вновь возвращаться в это таинственное место.

Южную жаркую страну, расположенную на северо-востоке африканского континента, практически вблизи экватора, рассекаемую на две половины самой полноводной рекой планеты Нилом, издревле заселяли скотоводы и земледельцы. Разливы Нила способствовали образованию плодородных земель и спасали от жажды, проживающих в раскаленной пустыне, бедуинов и кочевников. Уникальный никогда неиссякаемый водный источник и постоянно палящий солнечный свет в нильской долине оказали знаковое влияние на Древний Египет занятия и жизнь египтян. Весьма благоприятные природные условия для быстрого роста растений и животных.

Вдоль берегов Нила вырастал необыкновенный папирус, высотой до пяти метров, толстые стволы которого люди вырубали и использовали для строительства жилища, заборов и прочих хозяйственных сооружений. Обмазанные мокрой глиной стены из папируса, высохшие под лучами палящего солнца, становились твердыми и весьма надежными для защиты от ветра и диких животных. Из старых «папирусных бревен» делали лодки, а из молодых нежных побегов плели корзины, циновки и изготавливали папирусную бумагу для рисунков и письма. Сладкие побеги употребляли даже в пищу как в сыром, так и в вареном виде.

Заросли папируса и тростниковые кущи были настолько быстрорастущими, густыми и непроходимыми, что людям приходилось вырубать их топорами и прокладывать оросительные системы для полей с ячменем и заливных лугов для выпаса быков, коров и коз. Чтобы в пойменных лугах не образовывались болотные топи со зловонными газовыми испарениями, москитами и ядовитыми змеями, египтяне научились уничтожать болотные топи и строить оградительные дамбы и отводные сточные каналы. Но Древний Египет занятия своих жителей не ограничивал простым земледелием и скотоводством.

Значительная часть египтян занималась ремеслами и торговлей. Ювелирные и косметические лавки, ткацкие и кирпичные мастерские, гончарные и стекольные производства процветали в древнеегипетском царстве и определили будущее развитие великой цивилизации. Люди разных сословий населяли тогда страну. Кроме ремесленников, свободных крестьян и торговцев в Древнем Египте проживали жрецы, актеры, служители культа, знатные рабовладельцы и фараоны. Строились неописуемой красоты храмы и дворцы, возводились гробницы и пирамиды.


Характеризуются природные условия древнего Египта: 1) благоприятствовавшие развитию земледелия (обилие солнечного тепла и света; Нил как неиссякаемый источник влаги; разливы Нила, создавшие за тысячелетия толстый слой чернозема по берегам реки); 2) затруднявшие развитие земледелия (топи и заросли тростника, редкие дожди в долине Нила).

Неблагоприятные природные условия преодолевались согласованным трудом многих поколений, осушавших болота, вырубавших тростники и создавших сложную систему орошения. В IV тысячелетии до н. э. земледелие и скотоводство становятся в Египте главными занятиями.

В начале урока учитель может предложить одному ученику привести условие составленной дома задачи (обычно она однотипна задачам учебника), а другому - решить эту задачу. Однако проверку домашнего задания затягивать не рекомендуется: материал урока велик по объему.

План изучения : 1. Местоположение и природа древнего Египта. 2. Преобразование природы (расширение площади земель для посева, создание оросительной системы). 3. Земледелие и скотоводство - главные занятия египтян. 4. Возникновение обмена в Египте.

Учитель называет раздел (Его название здесь не поясняется, целесообразнее это сделать на Уроке, завершающем изучение раздела ) и тему, изучение которой займет около месяца.

1. Географическое положение Египта определяется по настенной карте полушарий: учитель показывает части света, предлагая учащимся назвать каждую, и, наконец, задерживает их внимание на Африке. Древний Египет был расположен в Северо-Восточной Африке. Где на карте север, северное направление? Где восток, восточное направление? Выслушивая ответы, учитель медленно двигает указку сначала вверх, потом вправо: в Северо-Восточной Африке течет одна из самых полноводных рек мира - Нил. По берегам Нила и был расположен древний Египет.

Продолжая работу с картой, полезно сравнить местоположение населенного пункта, где проходит урок (например, Москвы), с местоположением Египта. Из сравнения следует важный вывод: Египет расположен недалеко от экватора, это южная страна с большим числом жарких солнечных дней в году.

Учитель предлагает найти на карте №1:1) Египет; 2) выделенный рамкой район земного шара. Следует объяснение, что этот район представлен на другой карте - № 2, которую желательно держать перед глазами на всех уроках по истории Египта. Затем внимание обращается на вторую настенную карту «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», которая соответствует карте № 2.

Меловая схема нильской долины поможет представить природу Египта (см. пособие, рис. 7). Учитель обозначает синим мелом реку и море/желтым - пески пустыни, зеленым - болото. В процессе рассказа он побуждает школьников сопоставить возникающую на доске схему с картой № 2. Так, рисуя берег Средиземного моря, учитель спрашивает: «В какое море впадает Нил?»

Нил впадает в море несколькими рукавами (В древности была семь рукавов, в настоящее время их два ), - говорит учитель, продолжая рисовать. - Ту низменность, где Нил делится на рукава, древние греки называли дельтой. Она и в самом деле похожа на греческую букву «дельта», но в перевернутом виде (Греческая буква «дельта» имеет форму равнобедренного треугольника ). Нилу преграждают путь пороги. Что такое пороги? (Учащиеся дают ответ.)

Севернее порогов расположен Египет. Река здесь спокойно течет по глубокой долине, окаймленной Высокими каменистыми обрывами. К востоку и к западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудится в раскаленной пустыне! Его ждет неминуемая смерть от зноя и жажды. Беспощадно палит солнце, вокруг, насколько видит глаз, горячие пески, и помощи ждать неоткуда. Жизнь была возможна только в долине. Ширина ее составляла всего 12-15 км,

Желательно конкретизировать представление о незначительной ширине нильской долины (а стало быть, и всей страны, зажатой с востока и запада горами и песчаными пустынями). Учитель может сказать, что ширина долины Нила примерно равна расстоянию от школы до... (называется знакомый учащимся пункт, расположенный в 12-15 км от школы). Подобное расстояние учащиеся пройдут пешком за три-четыре часа.

Завершая работу, учитель говорит, что древний Египет был расположен в долине и дельте Нила от порогов и до моря.

При закреплении материала могут быть предложены сначала частные задания : «Покажите на меловой схеме и на карте первый порог, дельту, границы между долиной Нила и пустыней», а затем обобщающее задание : «Покажите Египет и объясните, где он был расположен» (Допустимо, если при определении местоположения Египта учащиеся говорят: «...по берегам Нила...» (вместо: «...в долине Нила...»). Географическое понятие «речная долина» еще незнакомо пятиклассникам ). Выполняющему задание ученику разрешается пользоваться картой № 2.

Учитель рассказывает о разливах Нила, оказавших решающее влияние на жизнь египтян:

В июне в Египте стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От зноя и отсутствия влаги почва ссыхается, покрываете трещинами, становится твердой как камень. В таких условиях большие реки обычно мелеют, а маленькие пересыхают. С Нилом же происходит нечто странное и непонятное: вода в нем все прибывает и прибывает. Откуда она берется? Что за загадка!? Тысячу километров бежит Нил по ужаснейшей из пустынь, не имея ни одного притока. Дождей в долине Нила почти не бывает, а Нил вздувается и выходит из берегов. Начинается раздив. Только самые возвышенные места не заливает водой. На что похожи они во время разлива? («На острова»,- отвечают учащиеся.)

Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит в свои берега. Земля в Египте к этому времени хорошо пропитывается водой, а на полях остается слой плодородного ила, состоящего из мелких частиц горных пород и перегнивших растений.

Боясь наводнений, египтяне пытались разгадать причины разливов. Но никто из них не бывал в Центральной Африке, где берет начало Нил. Египтянам казалось, что разливы происходят по воле могущественного бога.

Если бы мы спросили древнего египтянина о причинах разливов, он рассказал бы: «Далеко-далеко на юге за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи (к меловой схеме прикрепляется аппликация ). В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов... А на полях после разлива остается плодородный ил. Поэтому мы поем богу благодарственные песни» (см. стр. 53). Поверите ли вы, что в пещере за порогами живет бог Хапи? Получив ответ, учитель объясняет причины разливов (§6, п. 2).

В ходе беседы оценивается пригодность нильской долины в древности для развития земледельческого хозяйства. «Выясним, была ли природа Египта благоприятна для земледелия,- предлагает учитель. - Какие условия необходимы для быстрого роста растений? (Солнечный свет и тепло, плодородные почвы, вода.) Существовали ли эти условия в долине Нила или нет? Докажите».

2. Учитель говорит, что древнейшее население Египта занималось охотой и собирательством. Земледелие не сразу стало главным занятием египтян. В долине и дельте Нила «готовых» полей было мало. Непроходимые топи покрывали большую часть страны. Застоявшаяся в низиндх вода загнивала - низины превращались в болота (на меловой схеме можно для примера обозначить болото на месте созданного прзднее искусственного Меридова озера). Болота приносили огромный вред: над ними вились тучи насекомых, укусы которых вызывали лихорадку. От болот шли зловонные лспарения, они кишели ядовитыми змеями, трясина засасывала людей и скот. Египтяне упорным трудом уничтожали болота. Работая лопатами и мотыгами, они рыли в болотах каналы, в которые собиралась вода. Болотную воду по каналам отводили в Нил, а жаркое африканское солнце осушало почву.

Берега Нила покрывали непроходимые заросли тростника, который назывался папирус. Тростник достигал высоты в два-три человеческих роста. «Это выше, чем от пола до потолка в нашем классе!» - говорит учитель. Лес в Египте не рос, поэтому люди охотно использовали папирус в хозяйстве. Из его толстых стволов делали хижины, обмазывая их глиной, а также лодки; из тонких побегов папируса плели коврики, на которых спали; молодые побеги употребляли в пищу. Впоследствии из папируса научились делать материал для письма, похожий на бумагу.

Однако заросли папируса занимали в нильской долине слишком много места. В них прятались львы и леопарды, нападавшие на людей и скот. Поэтому египтяне вырубали каменными, а позже медными топорами прибрежные тростники, освобождая землю под посев.

Напряженный труд многих поколений египтян привел к тому, что на месте болот и зарослей папируса стали зеленеть всходы ячменя, пастись стада коров и быков.

Формируется представление о необходимости искусственного орошения в Египте:

Разлив Нила неравномерно орошал долину (орошать - значит «пропитывать водой»). Одни участки заливало водой в таком количестве, что растения гнили. Другие участки, расположенные высоко, получали слишком мало воды - растения здесь засыхали. Как быть? Ведь надеяться на дождь нельзя.

Египтяне стали строить заградительные дамбы в виде вала: сплетали из тростника забор, который обкладывали толстым слоем речного ила, перемешанного с соломой. Заградительный вал укрепляли камнями в тех местах, где могло быть сильное течение. Затем делали в дамбе воротца. Пропустив на участок нужное количество воды, египтяне запирали воротца. Жители Египта рыли каналы, по которым подводили воду к местам, удаленным от реки. С помощью шадуфов они поднимали воду на высокие поля (рассматривается либо рис. на стр. 35, либо цветн. рис. 5). Вся страна уже в глубокой древности стала покрываться сетью поперечных и продольных насыпей и каналов. Долина как бы разделилась на небольшие прямоугольные участки.

Вопросы : Почему египтяне вынуждены были орошать землю? Какие оросительные сооружения они создавали?

3. Описание земледельческих работ в древнем Египте можно сделать, использовав либо рис. 36 учебника, либо аппликации, разработанные З. И. Добрыниной. Последние нетрудно изготовить самостоятельно (см. пособие, рис. 8).

После разлива мягкую, жирную и влажную почву пахали на быках или коровах (1). В распаханную землю бросали зерно (2). Затем по полю прогоняли коз, овец и баранов, которые втаптывали семена в рыхлую почву, спасая их тем самым от птиц (3). Когда наступало время жатвы, выходили жнецы, в их деревянные серпы были вставлены кусочки заостренного камня (4). Сжатый хлеб перевозили на ток - круглую площадку для молотьбы и прогоняли по нему быков или ослов, которые копытами выбивали из колосьев спелые зерна (5). Вымолоченное зерно провеивали: руками или деревянными лопатками его подбрасывали высоко вверх, ветром относило более легкую шелуху, а тяжелые зерна падали вниз (6).

4. Вопрос излагается по учебнику/Допустимо также задать его на дом без объяснения на уроке.

В целом изложение подводит учащихся к выводу учебника, который может быть прочитан в конце урока (курсив на стр. 37).

Домашнее задание : § 6, вопрос 2 к § 6, вопрос 5 на стр.61.

Класс 5

Тема: Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

Предмет: история

Тип урока : Урок открытия новых знаний

Вид урока: Урок смешанного типа.

Технология: технология проблемного обучения, проектная.

Методы обучения: проблемный, эвристический., групповая, индивидуальная, работа в парах.

Форма работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Цели урока: познакомить с географическими условиями Египта;

Выделить причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни людей; сформировать представления о признаках государства и показать, что в 3000 г.до.н.э оно одним из первых было создано по берегам Нила; доказать, что Геродот был прав называя Египет «Даром Нила».

Цель учеников: уметь характеризовать природно – климатические условия, работать с историческим источником, картой.

Цель учителя: формирование умений учащихся определять и анализировать особенности природно – климатических условий, умению работать с картой, историческим источником, рабочими

Листами.

Задачи:

1. Обучающие: Формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир.

2. Воспитательные: Воспитание толерантного отношения к культуре, традициям древних цивилизаций и в частности, египетского народа.

3. Воспитательные: Воспитание трудолюбия и творческого отношения к выполнению любого вида деятельности.

4. Развивающие: Развитие навыков сотрудничества.

УУД:

Личностные: умение высказывать свое мнение о роли истории в жизни людей.

Регулятивные: обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД: овладение приемами систематизации знаний.

Планируемые результаты:

Метапредметные: умение работать с историческим источником, учебником, с иллюстрациями, выделять главное; уметь сравнивать разные источники информаций.

Предметные:

знать: особенности географического положения и природных условий Древнего Египта, значение реки Нил для жизнедеятельности Египтян.

Уметь: находить нужную информацию в тексте учебника, дополнительных источниках; развитие умений работать с учебником, исторической картой. Учащиеся смогут раскрывать понятия: дельта, пороги, ил, оазис, рельеф, фараон.

Личностные: учащиеся должны усвоить и понять как природно –климатические условия влияют на жизнедеятельность людей; приобщения к истокам культурно – исторического наследия человечества; приобретение опыта эмоционально – ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.

Регулятивные: развитие речи; формирование умений сравнивать, находить необходимую информацию, обобщать факты и понятия; определять и формулировать цель урока, определять степень успешности своей работы; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Оборудование: карта «Древний Египет» учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал: фрагмент «Из исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, рабочие листы.

Основные понятия изучаемые на уроке: пороги, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон, цивилизация.

Межпредметные связи: география, биология.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний.

(Карта древний мир).

Учитель:

Ребята мы с вами прошли раздел жизнь первобытных людей.

Я вам предлагаю показать на карте:

1. Континенты.

2.Территории предполагаемой прародины человека.

3. Древнейшие районы земледелия и скотоводства.

Учитель: сейчас мы выполним тесты.

Индивидуальная работа по карточкам..

Учитель:

Переход присваивающего ( охота и собирательство ) хояйства к производящему (земледелие и скотоводство)

привела к неравенству .(появляются бедные и богатые)., выделяется знать.

Крупные поселения превращались в города. Вожди племени приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями это привело к появлению государств.

(более 5 тыс.лет назад) Каждое царство имело территорию, царю служило войско, в главном городе располагался дворец царя и находилась казна. Чтобы подсчитывать хранившиеся в казне сокровища и записывать царские приказы, была изобретена письменность.

Люди научились орошать поля, осушать болота, выращивать обильные урожаи. Не все одинаково пользовались результатами этих достижений: одни были богаты и свободны, другие испытывали тяготы бедности и порабощения. Государства появлялись там, где земледелие становилось главным занятием. Особенно успешно люди занимались земледелием возле больших рек, где мягкая и плодородная почва давала обильные урожаи.

Одно из первых цивилизаций возникло на берегу Нила.

III . Постановка Цели. Создание проблемной ситуации.

- Какие ассоциации у вас вызывают эти иллюстрации?

Как вы думаете чему будет посвящен урок?

А что вы знаете о Древнем Египте.

Тема: Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

Цель урока: Познакомиться с географическими условиями Древнего Египта; выделить связь между природными условиями и образом жизни людей, умение работать с картой, с историческим источником.

План:

1. Географическое положение и природные особенности Древнего Египта.

2.Основные занятия древних Египтян.

3.Объединение Египта. Мемфис.

Учитель: В ходе урока нам необходимо решить проблему почему Древнегреческий историк назвал Египет «Даром Нила». Подумайте прав ли был Геродот?

IV . Изучение новой темы.

1. Географическое положение. Природные особенности Древнего Египта

1. Сообщение о географическом положении Древнего Египта.

Дельта Нила. С чем было связано это название.

2. Сообщение « Особнности природно – климатических условий Древнего Египта).

С каким цветком сравнивали Нил древние египтяне.

3.Работа с дополнительным материалом.

А) Заселение долины Нил.

1.Прочитайте неблагоприятные условия жизни с которыми сталкивались жители Северного Египта?

2. Почему переселение на Берега Нила стало возможным?

3.Что способствовало возникновению древнеегипетского государства.

Б).Природные богатства страны.

Много различных пород камня (использовали в строительстве, делали орудия труда, посуду, украшения, возводили самые высокие в истории человечества скульптуры весом до 1000 тонн.

Медь (Синайский полуостров, в горах к востоку от Нила).

На южных границах Египта находили золото

Из глины делали посуду

В строительстве применялся кирпич.

Местный тростник – папирус (лодки, применяли в строительстве, материал для письма).

В Египте очень рано исчезли леса, древесину привозили из дальних стран Азии и Африки. Также доставлялось серебро, олово и железо.

В дельте водились бегемоты, крокодилы, кабаны, было много птицы. Нил кишел рыбой.

С глубокой древности Египтяне умело использовали природные богатства своей страны.

В) Роль Нила в жизни Египтян.

1.Как вы считаете почему разливается Нил?

2.Благодаря чему становилась плодородная почва?

3.Как жители называли свою страну.

4.На сколько метров поднималась вода в Ниле.

2. Основные занятия древних египтян.

Синквейн (земледелие, скотоводство, ремесло).

А). Земледелие:

Высокий урожай благодаря орошению почвы, илу.

Основные земледельческие культуры: ячмень, пшеница (для них использовали почву около самых берегов Нила

Мягкие влажные почвы обрабатывались мотыгой и легким деревянным ралом

Легким был сам сев

После посева зерна в почву по полю прогоняли овец, коз, или свиней, потом мотыгами женщины зарывали зерна, которые оставались на поверхности

Сжинали одни колосья

Молотили с помощью животных

На границе с пустыней разбивали сады и огороды (для полива рыли колодцы и пруды)

Выращивали финиковые пальмы, инжир, виноград, гранаты, яблони

Из овощей были известны лук, чеснок, салат, огурцы, репа

Важной земледельческой культурой был лен (египтяне носили полотняную одежду, употребляли в пищу льняное масло).

Б. Скотоводство .

Крупнорогатый скот и ослы

Разводили коз,овец,свиней

В птичниках держали гусей, уток, павлинов

Египтяне были первыми в мире пчеловодами

В. Ремесло

Выплавка и обработка меди

Производство:

Сложных орудий труда

Оружий

Украшений

С началом использования металлов стал высоко ценится труд металлургов. На востоке от долины Нила возникают их постоянные поселения около медных рудников

Родители передавали секреты своего ремесла детям с раннего возраста.

Возникла необходимость в обмене продуктами труда между земледельцами, животноводами и ремесленниками. Для обмена нужны были средства передвижения. В Египте отличным средством сообщения был Нил. По нему весь год на лодках перевозили злаковые, продукты животноводства, медь, древесину и ремесленные изделия.

Таким образом уже в IV тысячелетии до н.э египтяне добились высоких успехов в производстве всего необходимого для жизни.

Они достигли порога возникновения государства.

V . Динамическая пауза.

3.Объединение Египта

На территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Царь южного Египта носил белую корону, а Северного Египта красную. Между царями этих двух государств шла ожесточенная война. Об этих войнах рассказывает египетский рельеф – выпуклое изображение на камне.

Работа с иллюстрацией.

Примерно за 3 тыс. лет до. н.э царь южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.

Работа с рельефом объединение Египта.(рельеф).

VI . Первичное применение знаний

А теперь пришло время подвести итоги. Я хочу посмотреть насколько с пользой мы провели урок.

Учащиеся заполняют рабочие листы. (Приложение №1)

VII . Подведение итогов. Домашнее задание.

Решение проблемного вопроса Древнегреческий историк Геродот назвал Египет «Даром Нила». Подумайте прав ли был Геродот. Свою точку зрения обоснуйте.

Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян – земледелие, а это основа будущей цивилизации.

На следующем уроке мы продолжим изучение истории Древнего Египта. Для этого вам нужно будет дома повторить пройденный материал.

Записываем домашнее задание (прикрепить к доске)

1. пар.6. чит. отв. на вопр., вып.задания.

2. сообщение как жили земледельцы и ремесленники в древнем Египте.

VIII . Рефлексия

На уроке мы говорили о…

На уроке я узнал(а) …

Я выполняла задания …

Цели урока достигли /не достигли

Пирамиды разных цветов:

Золотой – все понял

Зеленый понял, но не все, красный ничего не понял.

Задание на развитие: Выбрав пирамидку ученик может взять ее домой и найти, что обозначают данные цвета в Египте.

Наиболее значительное место в жизни страны имело земледелие. Оно основывалось на широко развитом искусственном орошении и являлось основным видом хозяйства. Древние египтяне возделывали несколько видов хлебных злаков (в т. ч. ячмень, полбу и пшеницу). Наряду с крупными хозяйствами, принадлежавшими аристократам и знатным чиновникам, существовали и небольшие крестьянские хозяйства, грядки которых поливали из кувшинов. Египтяне возделывали сады и виноградники, выращивали лен.
Недостаток пахотных земель в долине заставлял египтян все свободные земли использовать для посевов. Лишь в Дельте существовали обширные пастбища, где в больших количествах разводили скот. Существовали разные породы крупного и мелкого рогатого скота. Выводились племенные породы. Скот был одним из основных видов богатства. Во время войн с соседними племенами фараоны старались захватить как можно большее количество
быков, ослов, овец и коз.
Египтяне разводили также домашних гусей, уток, лебедей и голубей. В храме солнца одного из египетских фараонов сохранилось изображение сцены добывания меда, что говорит о существовании пчеловодства.
Многочисленные изображения, сохранившиеся на стенах гробниц, рассказывают о значительном развитии ремесел, таких, как обработка камня, дерева, металла и кожи, изготовление папируса (писчего материал и), ткацкое дело.
Не имея твердого металла, египтяне добывали камень интересным, хотя и примитивным способом. Для обработки камня пользовались различными инструментами, в частности пилами, сверлами и резцами. О высокой технике обработки камня свидетельствуют ценные сосуды, сделанные из твердых пород камня с удивительной точностью.
Особенных успехов египтяне достигли в строительном деле. Один из древнейших каменных храмов был построен в эпоху III династии. С этого момента каменная архитектура получила большое распространение в Египте. Для постройки гигантских царских пирамид использовались огромные каменные глыбы. Например, в постройке, расположенной у входа в заупокойный храм фараона Хафра (IV династия), камни длиной 5,45 м весят около 42 т.
Уже в период Древнего Царства получила широкое распространение металлургия. Особенно дорогим металлом считалось метеоритное железо, ценимое за свою твердость (железа в Египте почти не было, равно как и серебра, ценившегося дороже золота и завозившегося из Передней Азии). Высокого расцвета также в эпоху Древнего Царства достигло ювелирное искусство. Египетские ювелиры изготавливали украшения и ценные изделия из золота, серебра и электрума (естественного сплава золота с серебром). Браслеты, найденные в гробнице царицы Хетеп-Херес, изготовлены из серебра и украшены тончайшими инкрустациями из яшмы, лазурита и малахита.
Итак, мы видим, что в Египте существовали самые различные профессии. Это говорит о высоком развитии египетской цивилизации.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх