Индейцы Кечуа. Географическая, лингвистическая, антропологическая характеристика

В государстве инков (см. главу «Культура древних народов области Анд») кечуа составляли группу племен, расселенных на компактной территории вокруг долины Куско. Они занимали привилегированное положение, были освобождены от наиболее тяжких повинностей. Язык кечуа был государственным. Таким образом, кечуа и их язык в представлении подвластных племен были неотделимы от системы централизованного управления инков, которая противостояла древней родовой организации покоренных племенных групп.

В колониальный период произошли значительные изменения в жизни индейского населения, во взаимоотношениях племенных групп. Если во времена инков подвластные им племена смотрели на кечуа как на угнетателей, то теперь, когда под железным сапогом испанского завоевателя все индейцы сравнялись в своем бесправии, государство инков, в особенности так называемое новоинкское государство, ведшее борьбу с испанскими завоевателями около 40 лет, стало символом независимости. Если в государстве инков язык кечуа был языком притеснителей, то после испанского завоевания он стал символом самостоятельного развития самобытной индейской культуры.

Язык кечуа по своему строению агглютинативный: грамматические изменения образуются путем присоединения аффиксов. Диалектологические различия в языке кечуа так невелики, что не мешают взаимному пониманию отдельных локальных групп. Это единый, общий для всего народа кечуа язык, претерпевший, однако, известные исторические изменения. Язык текста народной драмы «Ольянтай», XVIII века, уже мало понятен современным кечуа.

Миссионеры пользовались языком кечуа для обучения катехизису при обращении индейцев в христианство, а также для записи преданий и легенд. От первого периода колонизации остались сборники текстов на языке кечуа, записанных латинизированным алфавитом. Наиболее ранние тексты - большей частью фольклорные материалы, предания, песни и гимны. Фольклор, как и другие виды народного творчества, играл большую роль в духовной жизни кечуа, в формировании единого народного самосознания и общей культуры.

За период^феодальной колонизации индейское население Андского нагорья претерпело значительные изменения в своем развитии. Большинство мелких племен стало говорить на языке кечуа, возникла объединяющая их идея восстановления свободы и независимости, сложилась обгцекечуан- ская литература.

Война за независимость и образование самостоятельных государств Андского нагорья - Эквадора, Перу, Боливии - не приостановили процесса объединения языка и культуры индейских племен. К периоду развития капиталистических отношений, т. е. к 60-м годам XIX в., подавляющая масса индейских племен уже начала сливаться в единую народность. Это выразилось прежде всего в том, что язык кечуа оттеснил и даже во многих областях вытеснил другие индейские языки. Из четырех главных языковых|семей, распространенных в государстве инков, от языка мочика в настоящее время* не осталось и следов. На языке семьи пукина в 30-х годах XX в. говорило лишь несколько сот человек племен уру и чипайя на побережье оз. Титикака (Перу - Боливия). Но в целом в области этого озера продолжает господствовать язык аймара. В Эквадоре с XVIII в. местные диалекты стали отмирать, уступая языку кечуа. В настоящее время большая часть индейцев Эквадора - около полутора миллионов, принадлежавших в прошлом к десяткам мелких племен, говорит на языке кечуа и по культуре почти не отличается от кечуа Перу и Боливии, хотя эти индейцы как, например, отавало, и сохраняют иногда местные названия. Уже в начале XX в. кечуа представляли собой преобладающую индейскую народность области Анд.

Численность и расселение

Сведения о численности индейцев кечуа не совпадают между собой. Называют различные цифры - от 3,5 до И млн. 1 . Из сопоставления разных данных можно сделать вывод, что истина лежит где-то посредине, но ближе к последней цифре /Сравнение этих цифр с данными относительно этнических групп в других частях американского континента показывает, что кечуа - самый большой и значительный из современных индейских народов.

Кечуа расселены в пяти государствах - Перу, Боливии, Эквадоре, Аргентине и Чили. Политическая граница между этими государствами проходит безотносительно к расселению кечуа,- как и других этнических групп,- рассекая на части народ единого языка и единой культуры.

Данные по демографии кечуа отрывочны и неточны. Лучше изучены кечуа, живущие в пределах Перу. Относительно Боливии приходится довольствоваться лишь общими сведениями: их численность там, по данным 40-х годов XX в., достигла 1400 тыс. человек. Они составляют более трети населения Боливии 1 .

О кечуа в Чили и Аргентине имеются лишь глухие данные.

В Перу, по приведенным уже данным переписи 1940 г., численность индейцев, говорящих на языке кечуа, была несколько больше, чем числа испаноязычных перуанцев (первых - 46,8, вторых - 46,7 %) 2 . Если же учесть, что значительная часть кечуа, особенно в северном Перу, а также в городах побережья, говорит на испанском языке, то, преобладание численности кечуа над креолами становится вполне очевидным.

В Перу кечуа составляют большинство населения в центральных и южных департаментах. В Куско на кечуа говорит 98%, а в Аякучо - 99%. В Боливии кечуа живут главным образом в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба, а также частично в Чукисаке. В Эквадоре основная масса кечуа занимает горный район и частично побережье. В Чили и Аргентине они расселены в некоторых северных высокогорных пустынных районах.

В целом кечуа составляют основное население нагорья, так называемой сиерры, и прилежащих долин.

Занятия. Сельское хозяйство

Основными занятиями кечуа остаются земледелие и скотоводство, в меньшей степени - ремесла, кустарные промысла и труд в промышленности, главным образом в горнорудной.

В высогорных районах крестьяне кечуа до настоящего времени возделывают растения, культивируемые здесь с глубокой древности: картофель, другие клубневые культуры (ока, ульюка), затем зерновые типа проса- киноа и каньяуа. В долинах с умеренным климатом выращивают кукурузу, ячмень и пшеницу. Лучшие земли захвачены помещиками-креола- ми, которые владеют подавляющей частью годной к обработке земли. На долю крестьян кечуа остаются небольшие участки неплодородной и, к тому же, истощенной из-за отсутствия удобрения земли. Отсталая техника и примитивный севооборот, лоскутность и чересполосица при малоземелье сокращают урожаи до самых низких пределов.

Техника ведения сельского хозяйства у крестьян кечуа осталась во- многом такой же примитивной, какой она была в XVI в. Правда, в долинах практикуется пахота на быках, но плуг - деревянный и очень примитивный. В высокогорных районах тягловая сила не применяется. Современный крестьянин кечуа, как и во времена инков, возделывает землю так называемой чакитаклъей. Это узкий заступ с поперечным выступом для ноги внизу рукояти. Для своего времени изобретение чакитакльи с ее приспособлением для упора ноги, облегчающим вскапывание, было значительным достижением. Но в настоящее время сохранение ее как основного орудия говорит о крайней отсталости. Употребляют еще несколько- примитивных орудий - таклъю (мотыгу) с железным лезвием, дубинку для разбивания комьев земли с каменным или железным наконечником, серп и палку для молотьбы.

Кечуа работают на пашне обычно семейными группами по три человека, из которых двое (мужчины) поднимают грунт чакитакльей, а третий (женщина или мальчик) идет следом и разбивает выбрасываемые комья земли. Проведя несколько продольных рядов, вскапывают поперек. Перекрещивание борозд помогает задерживать дождевые потоки на горных склонах.

В долинах и по берегам рек влаги достаточно, но на склонах гор и на плоскогорье требуется искусственное орошение. Кечуа применяют ирригационную систему, унаследованную от древнейших времен, в сочетании с террасовым расположением полей. Каждая община прорывает узкую канаву от реки, от горного потока. За время сухого сезона канава высыхает и сравнивается с окружающим грунтом, так что работу приходится возобновлять. Помещики, земли которых в большинстве своем расположены близко к рекам и потокам, пользуются, кроме того, и более совершенной техникой. В некоторых случаях они даже отводят русла речек в нужном им направлении, оставляя крестьян без влаги. Во всех Андских странах идет непрерывная борьба за воду, чаще всего между общинами и помещиками, и последние при содействии властей всегда оказываются победителями.

Животноводство, также имеющее в Андских странах древнюю историю, доныне играет большую роль в горных районах. Лама служит как вьючное животное, дает шерсть и мясо. Альпака и вигонь, дававшие превосходную шерсть, ныне вымирают. В настоящее время для получения шерсти разводят овец, ввезенных сюда в колониальный период. Но в крестьянских хозяйствах овцы малы и плохо упитаны, шерсть их обычно низкосортна.

Булавин Владимир Иванович::: Боливия

Население Боливии в этническом и расовом отношениях очень неоднородно. Около 2/3 населения страны составляют крупные индейские народы кечуа и аймара, живyщие в основном на плоскогорье Альтиплано. Кроме того, на равнинах Ориенте обитают племена «лесных индей­цев» численностью около 100 тыс. человек. Они принад­лежат к языковым семьям тупи-гуарани, араваков, матеко-матагуайо и др. В городах и на равнинах преобладают испаноязычные метисы («чоло»), составляющие свыше 1/4 всего населения, и белые боливийцы - в основном ис­панские креолы (5% населения). Прослойка негров и самбо (потомков негров и индианок) в Боливии незначи­тельна. Большинство боливийцев говорят на двух язы­ках - испанском и одном из индейских языков (кечуа, аймара или гуарани). Из-за обилия индейских слов и оборотов испанский язык в этой стране заметно отли­чается от испанского языка других стран Латинской Америки.

Численность населения Боливии растет в основном благодаря естественному приросту; иммиграция в страну очень незначительна, что объясняется в первую очередь слабым развитием ее экономики, тяжелыми природными условиями высокогорья и тропической равнины, а также часто меняющимся внутриполитическим положением. Эмиграция из страны незначительна. В 1900 г. в Боливии (в современных границах) проживало 1,7 млн. человек, в 1950 г. - 3 млн., в 1973 г. - 5,3 млн. В 1963-1973 гг. среднегодовые темпы прироста населения страны соста­вили 2,6%.

По сравнению с большинством других латиноамери­канских стран естественный прирост населения Боливии имеет некоторые особенности. В стране по существу со­хранился колониальный тип воспроизводства населения, который был характерен для стран Латинской Америки в XIX в. При высокой рождаемости (42 человека на тыся­чу жителей) в Боливии сохраняется высокая смертность (17 человек на тысячу жителей). Из-за тяжелых жилищ­но-бытовых условий, недостаточного питания и крайне плохого медицинского обслуживания у боливийцев по- прежнему велика детская смертность (140 человек на 1000 родившихся живыми детей). Средняя продолжи­тельность жизни в Боливии составляет всего 47 лет. По­этому население растет медленными темпами.

Плотность населения в Боливии низка - в среднем все­го 4,9 человека на 1 км 2 . По территории страны населе­ние размещено очень неравномерно. 86% боливийцев жи­вет на плоскогорье Альтиплано и в восточных горных до­линах. Средняя плотность населения в этих районах пре­вышает 7 человек на 1 км 2 , достигая максимума в депар­таменте Кочабамба (14,8 человека на 1 км 2) и в районе, прилегающем к озеру Титикака. Равнины Ориенте (осо­бенно на севере) населены очень редко: здесь на 1 км 2 территории приходится в среднем 1 человек.

Городское население растет довольно быстро и состав­ляет в настоящее время 35%. К числу крупных городов с населением свыше 100 тыс. жителей каждый относятся Ла-Пас, Кочабамба, Санта-Крус и Оруро. Однако в целом для Боливии все еще типичны маленькие города с числом жителей менее 10 тыс. человек, возникшие либо как цент­ры сельскохозяйственных зон в той или иной долине (осо­бенно на восточных склонах Анд и на севере Альтипла­но), либо как центры небольших горнорудных районов на востоке и юге плоскогорья.

За последнее десятилетие несколько крупных городов стали центрами притяжения растущих миграционных по­токов (в основном крестьян). Сельскому населению ста­новится все труднее прокормиться в условиях малопро­дуктивного потребительского хозяйства Альтиплано. Крестьяне переселяются в «поясы нищеты», расположен­ные вокруг наиболее крупных городов, в хижины, сколо­ченные из жести, картона, ящиков. Другими центрами притяжения мигрантов в последние годы становятся раз­вивающиеся районы плантационного хозяйства около го­родов Санта-Крус, Кочабамба и в долине реки Пилько- майо.

Несмотря на отток сельского населения в города, в сельском хозяйстве страны занято 66% экономически активного населения (численность его в 1970 г. состави­ла 1,5 млн. человек, в том числе 1 млн. человек в сель­ском хозяйстве). По доле крестьян в общей численности экономически активного населения Боливия превосходит всех своих соседей. В промышленности в 1970 г. было занято 166 тыс. человек (11% всех занятых), в сфере ус­луг - 181 тыс. человек (12%) и т. д. По своему положе­нию к фабрично-заводскому и горнопромышленному про­летариату примыкают довольно многочисленные кустари- надомники. Их численность составляет около 130 тыс. че­ловек. Для Боливии характерна значительная и устойчи­вая безработица. Число безработных составляет почти 1/3 общей численности рабочей силы.

Самый многочисленный индейский народ Боливии (и крупнейший в Южной Америке) - кечуа (1,8 млн. чело­век). Кроме Боливии, кечуа живут в Перу и Эквадоре, где составляют около половины всего населения, а так­же на севере Аргентины и в Чили. По антропологическим и этническим особенностям боливийские кечуа почти не отличаются от своих соплеменников в названных странах.

Для языка кечуа характерно значительное развитие суффиксации. В современном литературном языке этого народа используется латинский алфавит. Из языка кечуа в европейские языки пришли такие слова, как «лама», «хина», «пума», «вигонь» и др.

Второй по численности индейский народ страны - ай­мара (1,2 млн. человек). Аймара помимо Боливии прожи­вают в Перу и Чили, однако боливийские аймара состав­ляют около 70% численности этого народа в Южной Аме­рике.

Расселение основных народов Боливии сложилось следующим образом. Большая часть кечуа живут в цен­тральной и южной частях плоскогорья Альтиплано - в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба и на севере департамента Чукисака. Основная же этническая терри­тория аймара - районы, прилегающие к озеру Титика­ка, а также высокогорные районы в департаментах Ла- Пас, Оруро и Потоси. Не много можно назвать еще на земле народов, которые жили бы на такой высоте над уровнем моря.

Кечуа и особенно аймара слабо участвуют в заселе­нии Ориенте. С древних времен горные индейцы, выходя на склоны Восточной Кордильеры и их предгорья, с опа­сением смотрели на находящуюся внизу пропитанную влагой сельву. Попытки принудительного переселения ин­дейцев в сельву обычно заканчивались плачевно.

Большинство их не смогли привыкнуть к влажному, жаркому климату и заболевали. За длительный период жизни многих поколений аймара и кечуа хорошо приспо­собились к условиям обитания на высокогорном плато. Медицинские обследования индейцев показали, что в их крови содержится больше красных кровяных телец, чем у жителей низменности. Это способствует лучшему усво­ению кислорода из разреженной атмосферы Альти­плано.

Основную часть населения Ориенте составляют чоло и креолы. Они преобладают в департаментах Санта-Крус, Тариха, Пандо, Бени и южной части департамента Чукисака. Иностранная колония в Боливии немногочис­ленна и насчитывает около 30 тыс. человек (1970 г.). Наиболее значительна группа немцев (около 10 тыс. че­ловек); довольно много их появилось в Боливии после второй мировой войны. Немецкая община играет замет­ную экономическую и политическую роль в самом боль­шом департаменте Боливии - Санта-Крус, расположен­ном в Ориенте. Из остальных национальностей наиболее многочисленны перуанцы, испанцы, итальянцы и арген­тинцы. Все эти национальные группы проживают, как правило, в крупных городах. Некоторые национально­сти живут небольшими колониями. Так, перед второй мировой войной возникла колония еврейских переселен­цев из Европы, затем переселенцев с острова Окинава и т. д.

Занятия отдельных групп населения Боливии, их об­раз жизни, одежда, пища и т. п. характеризуется нема­лыми различиями,

Индейцы занимаются в основном земледелием и ско­товодством, развиты у них также некоторые ремесла. Часть аймара и кечуа трудятся в горнорудной промыш­ленности, выполняя обычно неквалифицированную ра­боту.

Выращивают индейцы главным образом картофель, киноа, кукурузу, ячмень, бобовые и некоторые овощи, ко­торые лучше всего вызревают у озера Титикака. Огром­ное значение в жизни кечуа и аймара имеет разведение лам, альпак и овец. Ламы для них - это и вьючное жи­вотное, и пища, и шерсть, и кожа. В хозяйстве жителей побережья и островов озера Титикака значительным подспорьем является рыболовство.

В питании индейцев главное место занимает карто­фель. Из картофеля кечуа и аймара изготовляют чуньо - крахмалистый продукт, по составу близкий картофель­ной муке, который может храниться много лет.

Одно из главных ремесел индейцев Альтиплано, осо­бенно кечуа, - изготовление одежды и других изделий из шерсти лам и овец. У индианок, идущих за караваном лам или на рудник, за спиною нередко находится ребе­нок, привязанный цветастым платком агуайо, а впереди за поясом почти всегда торчит рогулька с шерстью или с хлопком, из которых скручивается нить. Пряжа окра­шивается до изготовления ткани. Ткани с красивыми и яркими сочетаниями цветов ткутся у индейцев вручную на примитивных горизонтальных станках. Они произво­дятся для собственного потребления и на продажу (втом числе на экспорт). Из других ремесел у кечуа и аймара развито изготовление керамической посуды без гончарно­го круга и плетение из тростника и соломы корзин, ци­новок, сетей и т. д.

Несмотря на кустарное изготовление тканей, одежда аймара и кечуа в основном фабричного производства. Мужчины носят рубашку, жилет и брюки, фетровые шля­пы и кожаные сандалии. Женщины-аймара носят широ­кие юбки и кофты, поверх которых набрасывают шаль, на голове у них неизменные шляпы-котелки. В отли­чие от мужчин они реже носят обувь. Женщины-кечуа на­девают поверх рубашки несколько широких длинных юбок, одна короче другой, так что яркая кайма нижней юбки видна из-под надетой сверху. От холодных ветров Альтиплано особенно хорошо защищают домотканые плотные пончо из шерсти и вязаные шапочки-шлемы: горро - у аймара, чульо - у кечуа.

В густонаселенных районах, примыкающих к озеру Титикака, селения индейцев встречаются двух типов: де­ревни и небольшие хутора посреди обрабатываемых уча­стков. Небольшие индейские дома из адобы (сырцовый кирпич), камня, а иногда из дерновых блоков или трост­никовых циновок имеют прямоугольную или квадратную форму, реже - цилиндрическую. Крыши покрываются тростником (около озера Титикака) или сухой травой - ичу. Окна в них отсутствуют, пол земляной, очаг топит­ся по-черному. В этих домах обычно нет самой примитив­ной мебели, ее заменяют в основном шкуры лам и альпак. В прошлом они освещались плошками с ламьим жиром и фитилем из шерсти ламы, а сейчас используются при­митивные керосиновые светильники. В тех случаях, когда дома не побелены, они малоразличимы на сероватом фо­не ландшафта Альтиплано. На севере Альтиплано дома, как правило, несколько фундаментальней и благоустро­енней жилищ в центральной и южной частях плоскогорья.

Как уже отмечалось, земли здесь плодородней и осадков больше, чем на юге, люди живут более обеспеченно.

Кроме кечуа и аймара на Альтиплано сохранилось не­сколько очень небольших по численности индейских пле­мен. Наиболее интересно из них по образу жизни племя урус. Спасаясь от завоевателей, оно переселилось на ост­рова озер Титикака и Поопо. На озере Титикака один из поселков этого племени расположен на искусственном острове, сплетенном из тростника. Из него же построены хижины и лодки.

Индейцы Альтиплано - наиболее неимущая и бес­правная часть населения Боливии. В более бедственном положении находятся лишь «лесные индейцы» Ориенте. При заготовке леса и расчистке площадей под плантации их обычно сгоняют с земли, оттесняя в глубь лесов.

Большинство испаноязычных метисов (чоло) стре­мятся избавиться от индейских обычаев, нравов и внеш­него облика, усвоить европейские обычаи, манеры и одеж­ду. Так же как и испанские колонисты, они предпочита­ли селиться в основном в городах. Обычно чоло живут зажиточней индейцев. Они заняты в торговле, промыш­ленности, на плантациях и в сфере услуг. Численность метисов в Боливии продолжает расти. Это самая дина­мичная часть боливийского народа.

Наиболее высокое положение в боливийском обще­стве принадлежит белым боливийцам (в основном испан­ским креолам), занимающим, как правило, руководя­щие посты.

Как и во всех латиноамериканских странах, идущих по капиталистическому пути, в Боливии очень велики со­циальные контрасты. На долю эксплуататорских клас­сов, составляющих лишь несколько процентов населения, приходится более трети национального дохода страны. Подавляющая масса населения - трудящиеся - живет в большой нищете. Среднегодовой доход у 2/3 населения - один из самых низких в Латинской Америке. Рабочие в обрабатывающей промышленности Боливии трудятся по 60-70 часов в неделю.

Особенно низко оплачивается труд сельскохозяйст­венных батраков. Бичом трудящихся является безрабо­тица. По данным ООН, рацион питания боливийца (1860 калорий в день) составляет лишь 70% физиологической нормы, необходимой для нормального существования организма. Цены на продукты питания в Боливии очень высоки, поэтому многие боливийцы почти не потребляют мяса, масла, молока и сахара, ограничиваясь картофе­лем, кукурузой и овощами.

Особенно плохо питается индейская часть населения. Чтобы заглушить голод, снять усталость, индейцы упот­ребляют сушеные листья кустарника кока. Их жуют, сме­шивая с золой или известью. Даже для успокоения кри­чащих от голода детей индианки дают им пососать раз­жеванные листья коки. Кока - каждодневный «хлеб» индейцев, хорошо известный еще в государстве инков. В Боливии этот наркотик доступен каждому бедняку, и редко можно встретить индейца, у которого одна щека не казалась бы опухшей из-за жвачки коки. Очень много коки потребляют индейцы, работающие на рудниках. Работа в глубоких, плохо оборудованных и проветривае­мых шахтах в условиях значительной высоты и боль­шой разреженности атмосферы чрезвычайно тяжела. Чтобы выдержать нечеловеческие условия труда, индей­цы-шахтеры жуют листья коки. От тяжелого труда и по­стоянного употребления наркотика они уже в 30-35 лет становятся инвалидами, и мало кто из них доживает до 40 лет.

Массовое потребление коки - важная проблема здра­воохранения. Немало жизней уносят также простудные и инфекционные заболевания: малярия (в Юнгасе и Ориенте), дизентерия и туберкулез. От них особенно стра­дает опять-таки индейское население, которое живет в антисанитарных условиях и постоянно недоедает. Меди­цинское обслуживание в стране развито очень слабо. В 1970 г. один врач приходился на 2400 жителей, причем 90% врачей проживали в семи крупнейших городах стра­ны. До сих пор жителям многих сельских районов прихо­дится пользоваться услугами знахарей. Стоимость лече­ния у врачей столь велика, что и в городах значительная часть жителей обращается к народной медицине, кото­рая имеет в Боливии давние традиции. Так, одно из не­больших племен группы колья (колья-уайа), живущее к северо-востоку от озера Титикака (в провинции Баутиста Сааведра) с древних времен завоевало славу знахарей. Передавая знания лечебных свойств трав из поколения в поколение, они до сих пор выполняют роль врачевате­лей, обслуживающих индейцев Боливии. В Ла-Пасе за старым собором Св. Франциско до сих пор существует целый квартал, где лечат колья-уайа,

Древние индейские цивилизации составили не только основу культуры современных кечуа и аймара, но и ока­зали большое влияние на всю боливийскую культуру. Хотя памятники доинкского периода сохранились плохо, но и сейчас можно восхищаться искусством древних вая­телей, создавших замечательные скульптуры Тиуанаку. Влияние древнего искусства заметно и в изделиях нынеш­них боливийских ремесленников - орнаментах тканей, резьбе по дереву и т. п.

Влияние испанской культуры в Боливии несколько меньше, чем в большинстве латиноамериканских стран. Два крупных индейских народа - кечуа и аймара во многом смогли сохранить свою самобытность. Испанская культура более всего заметна в городах - их архитекту­ре, языке и религии населения, характере праздников и увеселений. Как и в некоторых других странах Латинской Америки, в Боливии очень низок такой важнейший по­казатель культуры, как грамотность - более половины населения неграмотно, особенно много неграмотных сре­ди индейцев. Школу посещают менее 60%- детей от 6 до 14 лет.

Официальная религия Боливии - католицизм. Одна­ко у индейцев сохраняются пережитки дохристианских верований. Католический ритуал у основных народностей страны - аймара и кечуа сочетается с земледельческо-скотоводческим культом и рядом других особенностей. Другие религиозные группы немногочисленный представ­лены протестантами, адвентистами седьмого дня, бапти­стами, квакерами, меннонитами, методистами, пятидесят­никами и др.

Особенно характерны для национальной культуры карнавалы, которые устраиваются в основном в наиболее крупных городах в первой половине года и отчасти восхо­дят к древним индейским обрядам. Так, знаменит восьми­дневный индейский карнавал в «столице олова» - Оруро, который проводится с XVII в. Карнавал - всенарод­ное празднество. Участвуя в нем, боливийцы надевают свои самые яркие одежды. Гвоздем карнавала в Оруро являются «диабладас» - вокально-хореографические представления, изображающие борьбу сил добра и зла. Это - прямое продолжение древних ритуальных танцев индейцев, посвященных покровителю горняков Супаку. Страшные маски участников представления свидетельст­вуют о богатой фантазии их творцов. Стремясь удержать индейцев под своим влиянием, католическая церковь Бо­ливии смотрит сквозь пальцы на удивительные сочета­ния христианских и языческих обрядов.

Индейцы кечуа: цивилизация на вершинах гор

В государстве инков (см. главу «Культура древних народов области Анд») кечуа составляли группу племен, расселенных на компактной территории вокруг долины Куско. Они занимали привилегированное положение, были освобождены от наиболее тяжких повинностей. Язык кечуа был государственным. Таким образом, кечуа и их язык в представлении подвластных племен были неотделимы от системы централизованного управления инков, которая противостояла древней родовой организации покоренных племенных групп.

В колониальный период произошли значительные изменения в жизни индейского населения, во взаимоотношениях племенных групп. Если во времена инков подвластные им племена смотрели на кечуа как на угнетателей, то теперь, когда под железным сапогом испанского завоевателя все индейцы сравнялись в своем бесправии, государство инков, в особенности так называемое новоинкское государство, ведшее борьбу с испанскими завоевателями около 40 лет, стало символом независимости. Если в государстве инков язык кечуа был языком притеснителей, то после испанского завоевания он стал символом самостоятельного развития самобытной индейской культуры.

Язык кечуа по своему строению агглютинативный: грамматические изменения образуются путем присоединения аффиксов. Диалектологические различия в языке кечуа так невелики, что не мешают взаимному пониманию отдельных локальных групп. Это единый, общий для всего народа кечуа язык, претерпевший, однако, известные исторические изменения. Язык текста народной драмы «Ольянтай», XVIII века, уже мало понятен современным кечуа.

Миссионеры пользовались языком кечуа для обучения катехизису при обращении индейцев в христианство, а также для записи преданий и легенд. От первого периода колонизации остались сборники текстов на языке кечуа, записанных латинизированным алфавитом. Наиболее ранние тексты — большей частью фольклорные материалы, предания, песни и гимны. Фольклор, как и другие виды народного творчества, играл большую роль в духовной жизни кечуа, в формировании единого народного самосознания и общей культуры.

За период феодальной колонизации индейское население Андского нагорья претерпело значительные изменения в своем развитии. Большинство мелких племен стало говорить на языке кечуа, возникла объединяющая их идея восстановления свободы и независимости, сложилась обгцекечуан- ская литература.

Война за независимость и образование самостоятельных государств Андского нагорья — Эквадора, Перу, Боливии — не приостановили процесса объединения языка и культуры индейских племен. К периоду развития капиталистических отношений, т. е. к 60-м годам XIX в., подавляющая масса индейских племен уже начала сливаться в единую народность. Это выразилось прежде всего в том, что язык кечуа оттеснил и даже во многих областях вытеснил другие индейские языки. Из четырех главных языковых|семей, распространенных в государстве инков, от языка мочика в настоящее время* не осталось и следов. На языке семьи пукина в 30-х годах XX в. говорило лишь несколько сот человек племен уру и чипайя на побережье оз. Титикака (Перу — Боливия). Но в целом в области этого озера продолжает господствовать язык аймара. В Эквадоре с XVIII в. местные диалекты стали отмирать, уступая языку кечуа. В настоящее время большая часть индейцев Эквадора — около полутора миллионов, принадлежавших в прошлом к десяткам мелких племен, говорит на языке кечуа и по культуре почти не отличается от кечуа Перу и Боливии, хотя эти индейцы как, например, отавало, и сохраняют иногда местные названия. Уже в начале XX в. кечуа представляли собой преобладающую индейскую народность области Анд.

Численность и расселение

Сведения о численности индейцев кечуа не совпадают между собой. Называют различные цифры — от 3,5 до И млн. 1 . Из сопоставления разных данных можно сделать вывод, что истина лежит где-то посредине, но ближе к последней цифре /Сравнение этих цифр с данными относительно этнических групп в других частях американского континента показывает, что кечуа — самый большой и значительный из современных индейских народов.

Кечуа расселены в пяти государствах — Перу, Боливии, Эквадоре, Аргентине и Чили. Политическая граница между этими государствами проходит безотносительно к расселению кечуа,— как и других этнических групп,— рассекая на части народ единого языка и единой культуры.

Данные по демографии кечуа отрывочны и неточны. Лучше изучены кечуа, живущие в пределах Перу. Относительно Боливии приходится довольствоваться лишь общими сведениями: их численность там, по данным 40-х годов XX в., достигла 1400 тыс. человек. Они составляют более трети населения Боливии 1 .

О кечуа в Чили и Аргентине имеются лишь глухие данные.

В Перу, по приведенным уже данным переписи 1940 г., численность индейцев, говорящих на языке кечуа, была несколько больше, чем числа испаноязычных перуанцев (первых — 46,8, вторых — 46,7 %) 2 . Если же учесть, что значительная часть кечуа, особенно в северном Перу, а также в городах побережья, говорит на испанском языке, то, преобладание численности кечуа над креолами становится вполне очевидным.

В Перу кечуа составляют большинство населения в центральных и южных департаментах. В Куско на кечуа говорит 98%, а в Аякучо — 99%. В Боливии кечуа живут главным образом в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба, а также частично в Чукисаке. В Эквадоре основная масса кечуа занимает горный район и частично побережье. В Чили и Аргентине они расселены в некоторых северных высокогорных пустынных районах.

В целом кечуа составляют основное население нагорья, так называемой сиерры, и прилежащих долин.

Занятия. Сельское хозяйство

Основными занятиями кечуа остаются земледелие и скотоводство, в меньшей степени — ремесла, кустарные промысла и труд в промышленности, главным образом в горнорудной.

В высогорных районах крестьяне кечуа до настоящего времени возделывают растения, культивируемые здесь с глубокой древности: картофель, другие клубневые культуры (ока, ульюка), затем зерновые типа проса— киноа и каньяуа. В долинах с умеренным климатом выращивают кукурузу, ячмень и пшеницу. Лучшие земли захвачены помещиками-креола- ми, которые владеют подавляющей частью годной к обработке земли. На долю крестьян кечуа остаются небольшие участки неплодородной и, к тому же, истощенной из-за отсутствия удобрения земли. Отсталая техника и примитивный севооборот, лоскутность и чересполосица при малоземелье сокращают урожаи до самых низких пределов.

Техника ведения сельского хозяйства у крестьян кечуа осталась вомногом такой же примитивной, какой она была в XVI в. Правда, в долинах практикуется пахота на быках, но плуг — деревянный и очень примитивный. В высокогорных районах тягловая сила не применяется. Современный крестьянин кечуа, как и во времена инков, возделывает землю так называемой чакитаклъей. Это узкий заступ с поперечным выступом для ноги внизу рукояти. Для своего времени изобретение чакитакльи с ее приспособлением для упора ноги, облегчающим вскапывание, было значительным достижением. Но в настоящее время сохранение ее как основного орудия говорит о крайней отсталости. Употребляют еще несколько- примитивных орудий — таклъю (мотыгу) с железным лезвием, дубинку для разбивания комьев земли с каменным или железным наконечником, серп и палку для молотьбы.

Кечуа работают на пашне обычно семейными группами по три человека, из которых двое (мужчины) поднимают грунт чакитакльей, а третий (женщина или мальчик) идет следом и разбивает выбрасываемые комья земли. Проведя несколько продольных рядов, вскапывают поперек. Перекрещивание борозд помогает задерживать дождевые потоки на горных склонах.

В долинах и по берегам рек влаги достаточно, но на склонах гор и на плоскогорье требуется искусственное орошение. Кечуа применяют ирригационную систему, унаследованную от древнейших времен, в сочетании с террасовым расположением полей. Каждая община прорывает узкую канаву от реки, от горного потока. За время сухого сезона канава высыхает и сравнивается с окружающим грунтом, так что работу приходится возобновлять. Помещики, земли которых в большинстве своем расположены близко к рекам и потокам, пользуются, кроме того, и более совершенной техникой. В некоторых случаях они даже отводят русла речек в нужном им направлении, оставляя крестьян без влаги. Во всех Андских странах идет непрерывная борьба за воду, чаще всего между общинами и помещиками, и последние при содействии властей всегда оказываются победителями.

Животноводство, также имеющее в Андских странах древнюю историю, доныне играет большую роль в горных районах. Лама служит как вьючное животное, дает шерсть и мясо. Альпака и вигонь, дававшие превосходную шерсть, ныне вымирают. В настоящее время для получения шерсти разводят овец, ввезенных сюда в колониальный период. Но в крестьянских хозяйствах овцы малы и плохо упитаны, шерсть их обычно низкосортна.

Религия

Испанские завоеватели обратили индейцев-Кечуа в католицизм, но не смогли сломить их воинствующий дух. Сегодня многие Кечуа являются ярыми католиками, но это не мешает им сохранять в глубине души частичку собственной
истории.

До сих пор наряду с христианством в племенах встречаются языческие верования и шаманизм. Во время парадов в крупных городах можно увидеть языческие знамена рядом с католическими изображениями.

Среди традиционных ритуалов наибольшее значение имеет праздник очистки оросительных каналов . Сохраняются почитание горных вершин, Пачамамы (Матери-земли), жертвоприношения при полевых работах и строительстве дома и пр.

ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

К сожалению, сегодня часть древних технологий ведения хозяйства утеряна, однако, индейцы продолжают заниматься тем, что делали всегда.

Традиционными занятиями Кечуа являются: земледелие, скотоводство, народные ремесла.

Наиболее важное место в их хозяйстве занимает террасное орошаемое земледелие, осуществляемое с помощью «чакитакльи» (исп. Chakitakli; заступ с поперечным выступом для ноги), в долинах до сих пор используется примитивный плуг.

В поселениях, расположенных в горах, индейцы выращивают бобы, картофель и другие клубневые культуры, а также зерновые культуры (просо, киноа, каньиуа). В долинах выращивают кукурузу, ячмень, пшеницу.

В горах большое значение имеет скотоводство, излюбленными животными Кечуа являются ламы и альпаки, хорошо приспособленные к высокогорному суровому климату.

Среди традиционных ремесел Кечуа развито ручное производство тканей: в горах — из шерсти, в долинах — из хлопка. Прядением шерсти занимаются мужчины, женщины и дети, но ткут обычно мужчины на примитивных ткацких станках.

target="_blank">https://hasta-pronto.ru/wp-content/uploads/2016/06/Quechua-1-500x311.jpg 500w, https://hasta-pronto.ru/wp-content/uploads/2016/06/Quechua-1-768x477.jpg 768w" style="margin: 0px; padding: 0px; border: 0px none; font-style: inherit; font-variant: inherit; font-weight: inherit; font-stretch: inherit; font-size: inherit; line-height: inherit; font-family: inherit; vertical-align: baseline; max-width: 100%; height: auto;" width="550" />

Ручное производство тканей

Очень развиты следующие ремесла: выделка фетровых шляп; плетение шляп-панам и всевозможных изделий из тростника; изготовление лепной керамики и украшений из природных материалов; производство калебас, золотых и серебряных украшений; резьба по кости и дереву.

ОДЕЖДА

Индейцев Кечуа можно встретить во всех крупных городах Перу, Боливии и Эквадора.

Они всегда выделяются среди местного населения своими колоритными традиционными нарядами, изготовленными вручную с соблюдением старинных технологий.

Мужчины носят штаны чуть ниже колен и укороченные куртки из сыромятной кожи или замши. Сверху часто накинуто пестрое домотканое пончо с традиционным узором.

Женщины наряжаются в несколько ярких разноцветных юбок и шерстяную шаль, обычно скалываемую на груди большой брошью. Традиционные украшения выполнены из серебра, камня, кости, раковин.

Пожалуй, основным элементом, отличающим К. от других индейских племен, являются фетровые головные уборы, которые носят все - и женщины, и мужчины. Мужчины предпочитают широкополые шляпы с неглубокой тульей, под которую в холодную ветреную погоду надевается шерстяной вязаный шлем - чульо (кеч. Chullo).

Женщины украшают свои шляпки декорами из кости, камня, раковин, дерева и даже живыми цветами.

В своих поселениях индейцы чаще всего ходят босиком, а в городах они носят легкие кожаные сандалии.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

  • С языка индейцев-Кечуа Мачу-Пикчу (Machu Picchu) переводится как «Старая гора». Рядом находится Уайна-Пикчу (Huayna Picchu) - «Молодая гора», именно она изображена на всех панорамных фотографиях древнего города Инков.
  • Мелодичность, структура и богатый словарный запас языка К. вызывали всеобщее восхищение еще с колониальных времен, а современный испанский почерпнул из него огромное количество слов. target="_blank">https://hasta-pronto.ru/wp-content/uploads/2016/06/Quechua-2-500x375.jpg 500w" style="margin: 5px 0px 25px 35px; padding: 0px; border: 0px; font-style: inherit; font-variant: inherit; font-weight: inherit; font-stretch: inherit; font-size: inherit; line-height: inherit; font-family: inherit; vertical-align: baseline; max-width: 100%; height: auto; float: right;" width="433" />
  • По некоторым данным, на языках К. говорят около 13 млн человек. Центральный, или южноболивийский кечуа - крупнейший по числу носителей индейский язык Америки.
  • К. документируется с XVI в., когда была создана их письменность на латинской основе. К. является хорошо изученным языком, даже преподается в школе.
  • Во многие языки из К. пришло большое количество заимствований, особенно названий растений и животных.
  • Языку кечуа наиболее близок Аймара , их даже называют двумя стволами дерева, выросшего из одного корня. Более ¹⁄3 словарного запаса этих языков совпадает.
  • Когда в долину Куско пришли Инки, они быстро оценили редкое сочетание богатства и простоты структуры языка К., сделав его государственным языком своей Империи.
  • Испанские миссионеры восхищались красотой, стройностью и логичностью языка К.
  • Католические миссионеры по достоинству оценили потенциал этого языка: на К. была переведена Библия, на этом языке читались проповеди.
  • В 60-е годы XX в. многие политические партии андских стран включили в свои программы пункты о повышении статуса Кечуа. В результате, в мае 1975 г. К. стал государственным языком Перу (наряду с испанским), в августе 1977 г. - в Боливии (наряду с испанским и Аймара), а с 2008 г. - в Эквадоре (наравне с Шуар).
  • Когда Ацтеки и Майя довольствовались медью, К. уже вовсю осваивали бронзу.
  • В Андах индейцы-К. живут на высоте в среднем 3650 м над у/м. Интересно отметить, что размер сердца и легких у людей этого племени больше, чем у «земных» людей. Дело в том, что эти увеличенные органы позволяют организму человека усиливать кровообращение, таким образом получая больше кислорода.
  • Интересно, что у индейцев-К. принято ходить босиком. При такой ходьбе подошвы ног становятся настолько загрубевшими, что они спокойно могут ходить даже по обледеневшим скалам, не ощущая холода.
  • С установлением владычества испанской короны многие К. были обращены в католицизм, однако, часть их остались верны своим традициям. Поэтому и сегодня среди индейцев можно встретить приверженцев язычества и шаманизма. И если Вам придется побывать в Южной Америке, где повезет встретиться с К., то Вы можете стать обладателем специально изготовленного магического талисмана или любовного зелья. Способ изготовления колдовских вещей шаманы К. многие века хранят в строжайшем секрете.
  • С некоторой опаской индейцы относятся к тучным людям. Если Вы - любитель покушать с фигурой, даже отдаленно не напоминающей кипарис, не обижайтесь, если К. отнесутся к Вам настороженно. Дело в том, что индейцы верят в существование потустороннего существа «ликичири» . Само слово «ликичири» на языке племени означает «похититель жира». Согласно древней легенде, передаваемой из поколения в поколение, чудовище нападает на спящих толстяков и высасывает из них подкожный жир, отчего человек худеет и вскоре умирает. Чем тучнее человек, тем больше вероятность, что на него нападет вампир. Поэтому при встрече с полным человеком индейцы опасаются, что гость привлечет в их поселок кровожадного монстра. К. считают, что оборотень ликичири может принять облик человека, обезьяны или опоссума. Из-за панического страха перед вампиром жители Анд стараются не переедать, чтобы не поправиться. Индейцы не любят толстяков, и когда в их деревне появляется путешественник, обладающий лишним весом, стараются обходить его стороной.
  • Во время сна индейцы тщательно закрывают двери и окна своих домов и стараются на ночь не оставаться в горах в одиночестве. Часто можно встретить индейца с долькой чеснока во рту - считается, что запах чеснока отпугивает ликичири.
  • К. говорят: «Мы рождены в Андах, но мы - дети Бога».
Серия сообщений "

ШИПИБО, ИЛИ ШИПИБО-КОНИБО

Шипибо-конибо - индейское племя, по сути представляющее собой союз двух племен так называемых речных пано. Название племени восходит к животному, с которым оно себя ассоциирует. Так, шипибо происходит от "шипи" (маленькая обезьянка-игрунка) и суффикса множественного числа "-бо". Конибо - от "кони" (один из видов крупных дневных хищных птиц) и также суффикса "-бо". Говорят на языке шипибо-конибо. Населяют амазонскую сельву на территории современного Перу по рекам Укаяли, Пачитеа, Кальярия, Агуайтиа и на берегах озера Яринакоча, которое представляет собой старицу реки Укаяли возле города Пукальпа. По данным переписи 1998 года численность составляет около 30 000 человек, без учета переселившихся в города. Основные занятия - земледелие в поймах рек и рыболовство, приготовление "пива" из перебродившего маниока, обслуживание перевозок по рекам. Племя славится среди других индейских племен своими шаманами, из их числа вышел известный перуанский художник Пабло Амаринго. О шаманизме шипибо-конибо исследователь Ян Кунен снял фильм "Иные миры".

Предки конибо пришли на реку Укаяли в VIII веке видимо с Амазонки, поднимаясь вверх по течению, и вытеснили предков шипибо на притоки. В дальнейшем на основе этих двух крупных компонент сложился единый племенной союз. Шипибо традиционно вели более примитивное хозяйство, у конибо была существенно более сложная социальная организация, крупные поселения (протогорода) с населением до тысячи человек, развитое искусство и значительные астрономические познания. Они владели гончарным делом и навыками судостроения (лодки-однодревки).

В XVI-XVIII веках как результат метисации шипибо и конибо внутри племени сформировался отдельный этнос чама, относимый к группе пано и проживающий в настоящее время на берегах Укаяли в среднем ее течении.

В мифологии конибо важное место занимает сюжет о Пернатом Змее и тезис о двойственности души (в каждом человеке сидит дракон), в то время как у шипибо центральное место занимает легенда о всемирном потопе. Шипибо полагают, что в начале мир был един, но первичный бог - "Отец Солнце", видя, что его дети непослушны, наказал их потопом, в ходе которого удалось спастись только шипибо. После этого исходный мир был разделен на четыре: мир вод - Хене Нете, с живущим в нем духом-хранителем; мир животных - Нон Нете, где находятся животные, которых едят шипибо, различные растения, деревья, минералы, птицы и все прочие живые существа; желтый мир - Пансин Нете, мир грехов и дурного духа; чудесное пространство, где находится Солнце, Хакон Нете - мир, в который прибывают после смерти избранные души, которые в жизни жили по правилам. Если мужчина вел себя при жизни недостойно, он превращается в ягуара или каймана. А если женщина была неверной, она становится опоссумом или броненосцем.

Среди других амазонских племен Перу, а также среди перуанцев-метисов и путешественников широкую известность приобрела удивительная керамика шипибо-конибо. Ее изготовлением, как и у большинства других идейских племен Амазонии, занимаются исключительно женщины. Используемая глина - "мапо", или "неапо" - отличается особой пластичностью. Перед тем, как приступить к лепке, женщины смешивают ее с золой, получаемой после сжигания стволов дерева "апачарама", иначе "пачако". В глину также добавляются кусочки битой керамики. Это делается для того, чтобы сделать ее менее пластичной. Большие округлые керамические сосуды, называемые "майя", в средней своей части имеют цилиндрическую форму и выполнены в технике известной как "коломбина". Вся керамика традиционно изготавливается без использования гончарного круга. Сначала делается основа - донышко. Затем на плоское донышко по спирали налепляются "колбаски", собственно и формирующие стенки сосуда. Во время лепки индеанки сглаживают их как с внешней, так и с внутренней стороны специальным скребком, называемым "тутумо".

В тех случаях, когда лепится особенно большой горшок, то его делают в два-три подхода, с перерывами, чтобы дать сырой глине слегка схватиться. Готовое изделие сушат некоторое время в тени, ни в коем случае не под прямыми солнечными лучами. Непосредственно перед обжигом весь сосуд полируется специальным камушком, который на языке шипибо называется "ренкати". После обжига вся керамика раскрашивается характерным орнаментом красками, также изготовленными на основе белой и черной глины. В традиционной устной культуре большой популярностью среди шипибо-конибо пользуется мифологический цикл "О трех Инках": о Йоащако Инка - Скупом Инке, о Чеще Инка - Черном Инке и о Щане Инка - об Инке-Птице. Эти мифы любопытны тем, что племена шипибо-конибо обитали и обитают на значительной удаленности от территорий, которые контролировали инки до появления испанских конкистадоров. Сюжет одной из историй об Инке-Птице таков: "Давным-давно Инка-Птица жил в Кумария и управлял конибо. Этот Инка научил своих людей многим занятиям и показал, как делать разные вещи. Он был гончаром и знал очень много про разные типы глины. Ему было известно, из какой глины лепить большие горшки "тинаха", из какой - горшки для приготовления пищи, из какой - делать пиалы. Он знал все о белой и желтой глине. Кроме того, он умел прясть и делать узоры. Этот Инка умел расписывать разными узорами пиалы, которые сам же и лепил. Инка со своими людьми часто ходил в самые отдаленные места, чтобы добыть нужный материал. Ведь он знал все уголки.

Жена этого Инки научила женщин лепить горшки для варки, для пива из маниока - "чичи"; научила делать тарелки и пиалы. Она также показала им, как смешивать голубую глину с золой дерева "апачарама", а потом разминать ее. Она научила женщин конибо "купать" пиалы в краске из глины, полировать их, расписывать узорами и обжигать.

После этого жена Инки показала, как следует прясть нить и как ткать ткань с узорами. Она была очень умелой в том, что касается различных ремесел.

Инка ушел из Кумария, оставив конибо в одиночестве. После него они остались множиться и жить на берегах реки".

ЯГУА

Ягуа - индейское племя в провинции Марискаль Рамон Кастилья департамента Лорето и соседних районах Колумбии. Общая численность оценивается в 4 000 человек. Говорят на языке, включаемом лингвистами в языковую семью пеба-ягуа.

Долгая история ягуа весьма насыщена событиями. В незапамятные времена, до того, как уйти вглубь джунглей, они жили на берегах Амазонки. Потом появились первые испанские конкистадоры, за ними - миграционные волны больших племен омагуа и кокама, поднимавшиеся вверх по Амазонке. Еще позже - отряды португальских охотников за рабами - "бандейрантес", от которых ягуа находили защиту в иезуитских миссиях до тех пор, пока этот церковный орден не выгнали из испанских колоний в Новом Свете.

После исчезновения миссий иезуитов ягуа, как и многие другие индейские племена, попали в зависимость от владельцев крупных земельных участков - "патронов". Все перечисленные выше напасти, обрушивавшиеся одна за другой на племя до середины XX века, вынудили ягуа уходить в труднодоступные уголки амазонских джунглей, спасаясь от истребления, рабства и завезенных инфекций. Жизнь ягуа основывается на выращивании маниока, бананов и других культурных растений, а также сборе диких плодов, охоте и рыбной ловле. Из ремесел высоко развиты изготовление одежды из пальмового волокна, плетение гамаков и корзин. В настоящее время некоторые деревни принимают у себя небольшое количество туристов, что также способствует поддержанию существования племени. Племя состоит из нескольких кланов, представители которых могут жениться или выходить замуж только за человека из другого клана. Любопытная особенность ягуа в том, что не все кланы могут породниться между собой. Так, кланы растений могут обмениваться женами с кланами наземных животных, тогда как кланы птиц - только с другими кланами птиц.

Центральное место в верованиях индейцев ягуа занимает Орикнан - верховное существо и создатель мира. Время, которое необходимо человеку, чтобы стать шаманом и поддерживать тесные отношения с духами, достигает у ягуа пяти годам. Праздники у ягуа длятся по нескольку дней и сопровождаются песнями, исполняемыми мужским и женским хором по очереди.

Ягуа вполне благосклонно принимают у себя как туристов, так и научные экспедиции. В последнее время в связи с развитием туризма в этом районе Амазонии некоторые группы индейцев, когда-то ушедшие вглубь джунглей, снова начинают переселяться поближе к берегам Амазонки, чтобы облегчить к себе доступ для туристов. Тем не менее, наиболее традиционные ягуа продолжают жить на маленьких притоках в джунглях, и чтобы добраться до них необходимо приложить некоторые усилия и запастись как минимум пятью днями свободного времени.

КЕЧУА

Кечуа, или кичуа - индейский народ в Перу, Боливии, Эквадоре, на северо-западе Аргентины и на севере Чили. Численность более 12 млн. человек. Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Говорят на языке (ряд исследователей выделяют несколько близкородственных языков) кечуа андо-экваториальной семьи. Письменность на основе латинского алфавита. По религии - католики, однако среди кечуа остаются сильны традиционные верования, колдовство, шаманизм и жертвоприношения при полевых работах.

Основное занятие - террасное оросительное земледелие (картофель и другие клубневые культуры, зерновые типа проса - кинуа, каньяуа, в долинах - кукуруза, ячмень, пшеница. Основное орудие - "чакитаклья" - заступ с поперечным выступом для ноги; в долинах применяется примитивный плуг. В горах большое значение имеет скотоводство (лама, альпака, викунья, овцы). В настоящее время ремесла находятся на более примитивном уровне, нежели в эпоху инков. Наибольшее значение имеет производство тканей: в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка. Прядением занимаются мужчины, женщины и дети, ткут как женщины, так и мужчины. Распространен примитивный ткацкий станок. Развиты выделка фетровых шляп, плетение шляп типа "панама", изделий из камыша-"тотора", изготовление лепной керамики, калебасов, золотых и серебряных украшений, резьба по дереву.

Селение - община, в основном эндогамная, управляется выборным старейшиной - "курака" и его помощником - "варайок". Брак неолокальный. Поселения в долинах кучевые, в горах - разбросанные. Жилище сырцовое, прямоугольное, с двускатной крышей. Жильем служит одна большая комната, в остальных помещениях - кладовые.

Традиционная мужская одежда - короткие штаны до колен, короткая куртка и пончо из домотканой шерсти. Головной убор - широкополая фетровая шляпа с неглубокой тульей, под которую частно надевается вязаный шлем - "чульо". Женщины носят несколько юбок с цветной каймой, причем нижняя юбка длиннее верхних, шерстяную шаль "льиклью", скалываемую на груди большой серебряной брошью. Украшения - из металла, камня, кости, раковин. Большинство кечуа ходят босиком или носят кожаные сандалии.

Союз племен кечуа во главе с племенем инка (инкакуна), подчинив соседние племена, образовал империю инков Тауантинсуйю (1438 год). В инкский период сформировалась народность кечуа, была создана высокая культура. Испанское завоевание вызвало ожесточенное сопротивление, а индейские восстания продолжались вплоть до XX века.

На сегодняшний день многие индейцы, особенно в местах массового паломничества туристов - Куско и окрестности, Мачу-Пикчу и другие "руины" инков - живут в основном за счет продажи сувениров и оказания услуг носильщиков на Тропе Инков.

АШАНИНКА

Ашанинка, ашанинга, или кампа - группа индейских народов в составе араваков в Перу (в основном в бассейнах рек Укаяли, Апуримак, Пачитеа). Небольшая группа ашанинка живет также в Бразилии на реке Журуа.

Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Говорят на языке ашанинка подгруппы майпуре. Диалекты: собственно ашанинка, анти, аутанири, каматика, катонго, кимбири, каринаири, пангоа, тампа, угуничири, унини и чичерен. Распространены также кечуа и испанский языки.

Ашанинка формально являются католиками, однако на практике повсеместно бытует шаманизм и магия.

Контакты с испанцами с конца XV или с начала XVI веков. Живут во внутренних районах перуанской сельвы. Традиционные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (сладкий маниок, кукуруза, бобы, сладкий картофель), охота, рыболовство. Из ремесел развиты ткачество и гончарство. Традиционные жилища - полусферические хижины на одну парную семью. Селение состоит из нескольких таких хижин и хижины для холостяков. Одежда - длинная туникообразная рубаха без рукавов - "кушма", тканная из дикорастущего хлопка.

Традиционная социальная организация - община из нескольких родственных парных семей. Брак патрилокальный, счет родства билатеральный. В мифологии известен бог-творец, удалившийся на небо и не вмешивающийся в дела людей.

Несмотря на то, что первые контакты ашанинга с внешним миром состоялись несколько веков назад, отдельные общины жили почти в полной изоляции вплоть до середины XX века. В связи с этим сохранилось немало историй о встрече двух цивилизаций, сегодня превратившихся в мифы и сказки. Вот одна из таких сказок, например, услышанная и записанная нами во время одной из исследовательских экспедиций в Перу. "В прежние времена наши деды не знали самолета. И вот однажды он появился. Деды сказали друг другу: - Это что за птица такая пролетела мимо? Было бы здорово поймать ее и выщипать перья. Мы бы украсили ими наши стрелы. Они тут же схватили свои луки и принялись стрелять: "так-так", но не смогли попасть. А самолет улетел в сторону высокого холма. И вот один человек, ведь он никогда прежде не видел самолета, подумал, что тот опустился где-то на холме, чтобы поспать. Он сказал жене: - Нажарь-ка мне юки, да побольше. Я хочу посмотреть, что это за птица пролетела мимо. Я хочу подстрелить ее, вытащить перья и украсить мои стрелы. И он ушел вместе с двумя братьями, взяв с собой много жареной юки. Они не знали, что самолет улетел туда, куда ему было надо. Наконец они пришли на гору, где жили маленькие зверьки, которые всех убивали. Вот почему там никто не мог пройти. Один из братьев сказал: - Птица где-то здесь. Я ее накануне видел. Ты ступай низом и посмотри, куда она спряталась. Ведь это большая птица. Когда увидишь, позови меня, чтобы я убил ее. Тогда мы съедим мясо и вытащим перья.

Один из братьев искал птицу внизу, но так и не нашел. Он поднялся выше по горе. Туда, где растут маленькие пальмы. И вдруг все вокруг померкло, словно опустилась ночь. Заклубились тучи, и на горе поднялся сильный ветер. На землю посыпались сухие сучья и ветки, которые тут же стали превращаться в больших и маленьких белок, в обезьян и в других животных. Это были звери, которых называют зверьками-убийцами. Увидев, что кусочки веток превращаются в зверьков-убийц, человек бросился наутек. И когда он уже миновал половину пути, те догнали его и убили. Эти зверьки совсем маленькие, но зубки у них очень острые. Второй брат тоже побежал, чтобы спастись. Как и первый он пробежал полпути, а потом лег поспать. Тут зверьки-убийцы догнали его и убили. А вот последний брат добежал до реки и прыгнул в воду: "пок". Вот и спасся.

Так вот рассказывают о том дне, когда наши старики узнали о самолете. А так как никогда прежде они не видели его, то и охотились за ним, чтобы подстрелить и вытащить из него перья".

- 60.50 Кб

2Ке́чуа - индейский народ, проживающий в Южной Америке (Перу, Боливия, Эквадор, Аргентина, Колумбия, Чили) и являющийся наследником культурной традиции государства инков Тауантинсуйю. Численность по последним имеющимся данным около 25.245.000 человек: 13.887.073 человека в Перу, 6.018.691 человек в Эквадоре, 3.821.820 человек в Боливии, 1.469.830 человек в Аргентине, 39.100 человек в Колумбии и 8.480 человек в Чили. Кечуа составляют 47 % населения в Перу, 41,3 % в Эквадоре и 37,1 % в Боливии. Название кечуа впервые встречается в письменных источниках 60-80-х годов XVI в.

3Основная масса Кечуа живет в Перу. Индейцы расселены в южных горных районах. Диалекты северо-центральной части горного Перу наиболее отличаются от остальных. Письменность на основе латинского алфавита. Являются верующими - католиками. Крестьянство, население, занятое в сельскохозяйственной и горнопромышленной сферах в Перу, Эквадоре и Боливии в преобладающем большинстве состоят из индейцев кечуа.

Этническая история

4Происхождение и значение наименования кечуа разъясняется из географического описания Перу, датированного 1586 г.

Из этих источников явствует, что инки, а за ними и испанцы применяли термин кечуа в нескольких смыслах. Первое значение слова кечуа -горная долина Андов такого типа, как, например, долина Куско, т. е. теплая долина. Правда, Куско расположен на высоте 3414 м над уровнем моря, и климат там прохладный; теплой долина Куско и ей подобные могут быть названы только по сравнению с высокогорьем. Название кечуа применялось инками, а потом и завоевателями в отношении племен, населявших подобные долины (люди теплых долин), в отличие от обитателей холодного плоскогорья - племен аймара. Наконец, в колониальный период название кечуа установилось для языка этих племен.

5На основании преданий, при сопоставлении с археологическими и топонимическими данными, история образования государства инков представляется в следующем виде.

В долине Куско археологи выделяют так называемую раннеинкскую культуру, датируемую X - началом XV вв. Она отличается керамикой особого стиля. Найдены и бронзовые поделки. Архитектурные сооружения свидетельствуют об организации коллективных работ. Термин инки, вернее инка, приобрел позднее несколько значений: господствующая народность в государстве Перу, титул правителя и название народа в целом. Первоначально наименование инка относилось к одному из нескольких мелких племен, обитавших в долине Куско наряду с племенами аймара, уайльякан, уалья, кеуар, уарок, киспи- канчи. Как и племена долины Анта, расположенной вблизи Куско,- анта майо, тампо, санко, кильискачи, экеко, а также ларе и поке - племя инков принадлежало к языковой группе кечуа. Инки периода расцвета говорили на языке кечуа.

В первые десятилетия XV в. на кечуа с запада напало племя чанка и заняло часть их земель - провинцию Андуайлья, которая поэтому позднее получила название провинции Чанка. В последующие годы племена кечуа и инков, вероятно, вступили в союз.

6В последующие сто лет инки завоевали и подчинили себе племена всей области Анд и создали мощную державу с границами от Южной.Колумбии (р. Анкасмайу) на севере до среднего Чили (р. Рио Мауле) на юге, на протяжении 4 тыс. км. По приблизительным подсчетам Роу, население государства инков достигало 6 млн.

В период расцвета экономики и политического могущества инков и их государства инки распространили свою культуру среди населения всей области Анд.
Они основали на данной территории сильное государство Тауантинсуйю.

7Андское нагорье изобилует долинами с благоприятными для земледелия климатическими условиями, с плодородными почвами, которые к тому же могут орошаться водой многочисленных рек и озер. Основной хозяйственной деятельностью этой местности оставалось земледелие. Главными сельскохозяйственными культурами были кукуруза и картофель. Наряду с ними выращивались кинуа, тыква, бобы, хлопок, бананы, ананасы и многие другие культуры.

В некоторых областях Тауантинсуйю, в частности в Кольясуйю, значительных размеров достигло скотоводство - разведение лам и альпака в качестве вьючных животных, а также для получения мяса и шерсти. Впрочем, содержание этих животных в меньших масштабах практиковалось повсеместно. Была одомашнена одна из разновидностей уток.

8Способность жителей Тауантинсуйю находить огромное количество цветовых оттенков, гармонично сочетать их между собой составляет целую область ремесленного искусства. Индейские ткачи умели выделывать разнообразные сорта тканей - от толстых и ворсистых, типа бархата, до легких, полупрозрачных, типа газовых.

Древнекечуанские металлурги выплавляли и обрабатывали золото, серебро, медь, олово, свинец, а также некоторые сплавы, в том числе и бронзу. Железо они знали лишь в виде гематита; железная руда не обрабатывалась. Строительная техника (постройка дворцов, крепостей, складов, мостов) достигла больших успехов. Для мореплавания помимо обычных лодок и плотов строились специальные большие плоты, обладавшие значительной грузоподъемностью- до нескольких тонн. Гончарное ремесло и керамика, унаследовавшие древнейшие традиции Чиму и Тиауанако, отличались необычным богатством форм.

9С образованием государства соотношение между инками и другими племенами страны изменилось. Если раньше, в период расцвета культуры тиауанаку, племена колья или аймара стояли выше по своему развитию, чем племена кечуа, то с XV в. племена колья - обитатели нагорья - утрачивают свое превосходство.

В результате осуществления « экспансионистской» политики государственная территория инков достигла огромных размеров. Сегодня в границах бывшего инкского государства расположена большая часть территории Перу, Боливии и Эквадора, значительная часть Чили и Аргентины.

10Физико-географические условия не благоприятствовали сохранению территориального единства Тауантинсуйю: не было единой речной артерии, которая соединяла бы различные районы страны, бурные горные реки текли с востока на запад и разрезали страну на части, а не соединяли отдельные ее районы. Не способствовал территориальному единству инкской державы и рельеф: глубокие ущелья, высокие горные цепи, обрывы, пропасти. Вскоре после захвата новых территорий начался процесс переселения племен. усиление политико-административного единства страны оказывало прямое воздействие на процессы этнической консолидации. Было бы неправильно этническое слияние различных племен и народностей Тауантинсуйю представлять как односторонний процесс, как процесс, сводящийся исключительно к кечуанизации. Инки-кечуа неизбежно должны были испытать влияние со стороны подчиненных племен. В результате этого процесса обширная государственная территория Тауантинсуйю превращалась в этническую территорию многочисленной народности кечуа.

Своеобразная и яркая история государства инков исторические была прервана в 1531 г. вторжением испанцев.

11От первого периода колонизации остались сборники текстов на языке кечуа, записанных латинизированным алфавитом. Наиболее ранние тексты - большей частью фольклорные материалы, предания, песни и гимны. Фольклор, как и другие виды народного творчества, играл большую роль в духовной жизни кечуа, в формировании единого народного самосознания и общей культуры.

После испанского завоевания в 1531 и кампании по борьбе с язычеством в 1570-х годах кечуа приняли католичество, сохранив, однако, много традиционных верований. двоякой оказалась роль испанских завоевателей. С одной стороны, они прерывали естественный процесс консолидации кечуанской народности, с другой,- утверждая свое экономическое и политическое господство, невольно способствовали сохранению и даже развитию некоторых этнических черт народа кечуа, прежде всего языка.

12Весьма эффективным в колониальный период явился процесс усиления у кечуа культурной общности. Зарождается литература на языке кечуа, в частности драматургия. Драмы «Апу-Ольянтай», «Смерть Атауальпы», «Уткха Паукар», «Элегия на смерть Атауальпы» не только представляют собой высокохудожественные образцы литературы, но и определенно влияют на укрепление этнического самосознания индейцев-кечуа.

Никакими мерами нельзя было ликвидировать глубокий след, оставленный в сознании индейцев движением под руководством Тупак Амару II. Многие тысячи повстанцев, спасаясь от преследования, бежали из родных деревень и городов в отдаленные местности.

13Попадая в районы, населенные индейцами иного языка и иной культуры, они определенно содействовали дальнейшему слиянию с кечуа других этнических групп. Кроме того, значительная часть повстанцев, уйдя в очень далекие местности, встретила там население, которое в конце XVIII в. уже говорило на кечуа. Это обстоятельство способствовало появлению у беженцев сознания единства всех кечуа, и они становились на новых местах носителями идеи единства народности. Эти явления способствовали дальнейшему укреплению самосознания индейцев, взаимосвязей и взаимодоверия, а следовательно, и взаимного этнического сближения между индейцами, принадлежащими к различным группам. оставаясь самой многочисленной группой индейского населения, играя роль основной руководящей и движущей силы широких антиколониальных выступлений, кечуа занимали в этом этническом процессе центральное место. восстания и в особенности движение Тупак Амару II явились завершающим фактором консолидации племенных групп в единую народность.

14Попытка восстановления империи Инков в 1780 была подавлена, но движения (в том числе вооружённые) под этим лозунгом существуют до наших дней.

Война за независимость и образование самостоятельных государств Андского нагорья - Эквадора, Перу, Боливии - не приостановили процесса объединения языка и культуры индейских племен. К 60-м годам XIX в., подавляющая масса индейских племен уже начала сливаться в единую народность. Это выразилось прежде всего в том, что язык кечуа оттеснил и даже во многих областях вытеснил другие индейские языки.

Уже в начале XX в. кечуа представляли собой преобладающую индейскую народность области Анд. Ныне кечуа - самый большой и значительный из современных индейских народов. С 70-х годов происходит массовая миграция кечуа в города, главным образом в Лиму.

Географическая характеристика

15В Перу кечуа составляют большинство населения в центральных и южных департаментах. В Куско на кечуа говорит 98%, а в Аякучо - 99%. В Боливии кечуа живут главным образом в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба, а также частично в Чукисаке. В Эквадоре основная масса кечуа занимает горный район и частично побережье. В Чили и Аргентине они расселены в некоторых северных высокогорных пустынных районах.

Климат и растительность резко различаются в зависимости от высоты над уровнем моря и рельефа. На высокогорье большую часть года царит зима с небольшими морозами и снегом, который, однако, не скопляется большими массами из-за сильных ветров. Растительность здесь очень бедная, деревьев совсем нет. Это область высокогорной степи - так называемой пуны. Летнее время - дождливое. Восточные пологие склоны Анд - долины притоков Амазонки - покрыты густыми лесами, часто заболоченными, здесь влажный субтропический климат. На западных крутых склонах; бедных растительностью, год делится почти пополам на два сезона: дождливый и сухой, засушливый.

16На побережье, отгороженном от остального материка высокими горными хребтами, никогда не бывает дождей, влага собирается лишь в виде густого тумана и выпадает обильной росой. Тогда, примерно на два месяца в году, прибрежная полоса покрывается цветущей растительностью, затем вновь наступает засушливый период. При ирригации возможности земледелия здесь очень велики, так как почва плодородна. Еще во времена инков здесь выращивали кукурузу, фасоль, хлопчатник и некоторые плодовые - гвайава, папайя, в колониальный период были освоены пшеница, ячмень. В последние полвека введены рис, лучшие сорта хлопчатника, виноградная лоза, а также тропические культуры: кофе, какао, бананы, ананасы, цитрусовые, сахарный тростник.

17Кроме одомашненных с древности лам и альпак в колониальный период начали разводить овец, крупный рогатый скот, ослов и лошадей. Последние, однако, акклиматизировались здесь хуже других животных. Большое применение нашли мулы.

Кечуа живут главным образом в Сьерре. Большую опасность в горных районах здесь представляют частые землетрясения. Полоса величайших горных систем нашей планеты - Анд, это - Сьерра, занимающая 30% территории Перу. Здесь из небольшого ледникового озера Лаурикоча берет начало самая многоводная река мира - Амазонка, несущая свои воды в Атлантический океан. Сьерра образована горной системой Анд. В пределах Перу 38 горных вершин поднимаются на высоту более 6000 м.

18С незапамятных времен межгорные бассейны с их плодородными вулканическими почвами были освоены индейскими племенами.

Сьерра служит водоразделом между реками Тихоокеанского и Атлантического бассейнов. И те и другие текут в глубоко врезанных долинах.

В речных долинах Сьерры температурный режим позволяет возделывать сахарный тростник и другие теплолюбивые культуры, на плоскогорье - лишь культуры умеренного пояса.

Однако ночи здесь холодные, температура ночью иногда бывает на 20° ниже, чем днем. Можно сказать, что ночью в Сьерре зима, утром весна, а вечером осень. В Сьерре выпадает много осадков - около 1000 мм.

19Дождливый и сухой сезоны выражены довольно слабо. Осадки выпадают в виде дождя, и только высоко в горах бывают сильные снегопады.

Горно-луговые и горно-степные почвы межгорных бассейнов отличаются высоким плодородием. Они или распаханы, или превращены в пастбища.

Кустарники и леса поднимаются примерно до 3000 м над ур. моря, а выше простираются высокогорные луга- парамос. В лесах Сьерры много ценных пород деревьев- сейба, хинное дерево.

Западное побережье, склоны Анд и межгорные плато зимой находятся под воздействием восточной периферии тихоокеанского антициклона. Южные и юго-восточные ветры перемещают из более высоких и холодных широт массы тропического морского воздуха в более низкие и теплые широты. Эти массы насыщены влагой только в нижних слоях.

Описание работы

Ке́чуа - индейский народ, проживающий в Южной Америке (Перу, Боливия, Эквадор, Аргентина, Колумбия, Чили) и являющийся наследником культурной традиции государства инков Тауантинсуйю. Численность по последним имеющимся данным около 25.245.000 человек: 13.887.073 человека в Перу, 6.018.691 человек в Эквадоре, 3.821.820 человек в Боливии, 1.469.830 человек в Аргентине, 39.100 человек в Колумбии и 8.480 человек в Чили. Кечуа составляют 47 % населения в Перу, 41,3 % в Эквадоре и 37,1 % в Боливии. Название кечуа впервые встречается в письменных источниках 60-80-х годов XVI в.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх