Последние дни паганини. Истории любви: маэстро и изменчивые музы Никколо Паганини: биография

Буккер Игорь 17.11.2012 в 16:00

Самый легендарный скрипач в истории европейской музыки − Никколо Паганини. Музыкальных записей этого композитора и исполнителя не существует, но тем острее слушатель осознает, что второго такого Паганини не будет никогда. На протяжении всей недолгой жизни маэстро ему сопутствовали любовные скандалы. Была ли в жизни Паганини любовь к женщине, которая превосходила бы его любовь к музыке?

Никколо Паганини (Niccolò Paganini) родился 27 октября 1782 года в Генуе. Впрочем, сам Никколо предпочитал убавлять себе два года, утверждая, что он появился на свет в 1784 году. И подписывался он по-разному: Niccolò, или Nicolò, а иногда − Nicolа. Со своим первым концертом Паганини выступил тринадцатилетним подростком. Постепенно красивый мальчик, который покорил генуэзскую публику 31 июля 1795 года, превращался в нескладного юношу с нервными жестами. Получился "гадкий утенок" наоборот. С годами его лицо приобрело мертвенную бледность, ввалившиеся щеки пересекли преждевременные глубокие морщины. Лихорадочно блестевшие глаза глубоко запали, а тонкая кожа болезненно отзывалась на любое изменение погоды: летом Никколо обливался потом, а зимой покрывался испариной. Его костлявая фигура с длинными руками и ногами болталась в одежде, словно у деревянной марионетки.

"Постоянные упражнения на инструменте не могли не вызвать некоторых искривлений торса: грудь, довольно узкая и круглая, по свидетельству доктора Беннати, в верхней части впала, и левая сторона, оттого что музыкант все время держал здесь скрипку, стала шире правой; перкуссия прослушивалась лучше с правой стороны результат перенесенного в Парме плеврального воспаления легких, пишет биограф Паганини итальянка Мария Тибальди-Кьеза (Maria Tibaldi-Chiesa). − Левое плечо поднималось намного выше правого, и, когда скрипач опускал руки, одна оказывалась намного длиннее другой".

При такой внешности о пылком итальянце еще при его жизни ходили самые невероятные слухи. Выдумали историю, будто бы за убийство жены или любовницы музыканта заключили в тюрьму. Ходили слухи, что на его скрипке якобы оставалась только одна, четвертая, струна, и он научился играть на ней одной. А в качестве струны он использует жилы убитой женщины! Поскольку Паганини прихрамывал на левую ногу, судачили, будто бы он долго сидел на цепи. На самом деле еще не опытный юноша-музыкант был типичным генуэзцем, который азартно отдавался своей страсти: будь-то игра в карты или флирт с хорошенькими девушками. К счастью, от карточной игры он вовремя сумел излечиться. Чего не скажешь о любовных похождениях Паганини.

О первой пассии Паганини известно очень мало. Ее имя и место их встреч Никколо не назвал даже своему другу. В расцвете своей молодости Паганини уединился в тосканском имении некой знатной дамы, которая играла на гитаре и передала Никколо свою любовь к этому инструменту. За три года Паганини написал 12 сонат для гитары и скрипки, которые составляют второй и третий его опусы. Словно очнувшись от чар своей Цирцеи, Никколо в конце 1804 года бежит в Геную, чтобы снова взять в руки скрипку. Любовь к таинственной тосканской подруге, а через нее и к гитаре помогла музыканту. Иное расположение струн, чем на скрипке, сделало пальцы Паганини удивительно гибкими. Став виртуозом, музыкант перестал интересоваться гитарой и лишь изредка писал для нее музыку. А вот такой привязанности как к этой знатной даме, которая, вероятно, была старше него, Паганини никогда не испытывал ни к одной женщине. Впереди его ждала полная приключений жизнь бродячего музыканта и одиночество...

Женщины в ней тоже появлялись. Много лет спустя Паганини расскажет своему сыну Акилле, что у него был роман со старшей сестрой Наполеона, великой герцогиней Тосканской Элизой Бонапарт, которая была на тот момент государыней Лукки и Пьомбино. Элиза наградила скрипача титулом "придворного виртуоза" и назначила капитаном личной гвардии. Надев пышный мундир, Паганини получил, в соответствии с дворцовым этикетом, право появляться на торжественных приемах. Связь с некрасивой, но умной женщиной, к тому же сестрой самого французского императора, тешила тщеславие Никколы. Скрипач возбуждал ревность Элизы, которая на пять лет была старше Паганини, гоняясь за юбками.

Однажды Паганини заключил пари. Он взялся продирижировать целой оперой с помощью скрипки, на которой будут всего две струны − третья и четвертая. Он выиграл пари, публика неистовствовала, а Элиза предложила музыканту, "сделавшему невозможное на двух струнах", сыграть на одной струне. 15 августа, в день рождения императора Франции, он исполнил сонату для четвертой струны под названием Наполеон. И снова оглушительный успех. Но успех у "своих" дам уже прискучил Паганини.

Как-то проходя мимо одного дома, он приметил в окне смазливое личико. Некий цирюльник вызвался помочь маэстро устроить любовное свидание. После концерта нетерпеливый любовник на крыльях любви помчался в назначенное место. У распахнутого окна, глядя на луну, стояла девушка. Увидев Паганини, она принялась кричать. Тогда музыкант вскочил на низкий подоконник и спрыгнул вниз. Позднее Никколо разузнал, что та девушка потеряла рассудок из-за неразделенной любви, и по ночам все время смотрела на луну, надеясь, что оттуда прилетит ее неверный возлюбленный. Сводня рассчитывала обмануть душевнобольную, но она не приняла гения музыки за своего парня.

После трех лет пребывания при дворе Элизы, Паганини испросил у нее разрешение удалиться в отпуск. Начались его странствования по городам Италии.

В 1808 году в Турине Никколо познакомился с любимой сестрой императора, очаровательной 28-летней Полиной Бонапарт. Как и ее сестра, она тоже была старше него, но только на два года. От туринцев Полина получила ласковое прозвище Красная Роза, в отличие от Белой Розы − Элизы. В букете Паганини появился еще один роскошный цветок. С ранней юности красавица была довольно ветреной и Наполеон поспешил ее выдать замуж. После смерти супруга, генерала Леклерка, Полина вышла замуж за князя Камилло Боргезе − мужчину привлекательного, но не соответствовавшего требованиям темпераментной корсиканки и к тому же глупого. Муж настолько раздражал Полину, что вызвал приступы неврастении. Любители чувственных утех, Полина и Никколо, приятно проводили время в Турине и в замке Ступиниджи. Их страстные натуры быстро воспламенились и так же быстро охладели. Когда у музыканта случилось сильное расстройство желудка, Полина подыскала ему замену.

Слухи о "долгих годах тюрьмы", в которой якобы просидел Паганини - чистый вымысел, но основанный на реальных событиях. В сентябре 1814 года скрипач выступал с концертами в Генуе, где в его объятия бросилась 20-летняя Анджелина Каванна. Это была не любовь, а похотливая связь и о ней стоит в двух словах сказать, чтобы развенчать один из мифов, связанных с именем Никколо Паганини. Несмотря на имя Анджелина, что на итальянском означает "ангелочек", госпожа Каванна оказалась потаскухой, которую родной отец за разврат выгнал из дому. Сделавшись любовницей скрипача, Анджелина вскоре забеременела. Биограф маэстро Тибальди-Кьеза указывает, что это еще не доказывает отцовство Паганини, так как девушка "продолжала встречаться и с другими мужчинами". Никколо взял ее с собой в Парму, а весной отец Анджелины вернулся с ней в Геную, и 6 мая 1815 года по обвинению в похищении и насилии над его дочерью Паганини арестовали. В заключении музыкант пробыл до 15 мая. Спустя пять дней Паганини в свою очередь подал в суд на портного Каванна, чтобы заставить его выплатить компенсацию. Младенец умер в июне 1815 года. Процесс закончился 14 ноября 1816 года решением не в пользу скрипача, которого обязали уплатить три тысячи лир Анджелине Каванна. За несколько месяцев до судебного постановления Анджелина вышла замуж за человека по фамилии... Паганини. Вот правда, он не был музыкантом и родственником скрипача. Однофамильца звали Джованни Батиста.

Имя Николо Паганини известно даже тем, кто ни разу не был на скрипичном концерте. Фигура этого знаменитого итальянского скрипача-виртуоза, гитариста, композитора была окружена легендами еще при его жизни. Впечатляла прежде всего сама внешность Паганини, описание которой оставили его великие современники Гете и Бальзак: мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и — самое главное — тонкие сверхгибкие пальцы какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей. При этом Паганини имел очень своеобразный характер, совершал непонятные, плутовские поступки. В толпе, слушавшей его импровизации на римских улицах, одни говорили, что он в сговоре с дьяволом, другие — что его искусство — музыка небес, ангельские голоса. Многие вплоть до XX века верили слухам, что в молодости Никколо прибег к помощи хирурга, который сделал ему операцию, чтобы повысить гибкость рук.

Никколо́ Пагани́ни (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782, Генуя — 27 мая 1840, Ницца) — итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор.

Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков

Скрипичные произведения Паганини — одни из труднейших для исполнения. Далеко не каждый виртуоз в состоянии точно следовать указаниям автора. Сам же он без видимых усилий извлекал из скрипки невероятные трели, исполнял сложнейшие вариации на одной струне. Он играл так, что слушателям казалось, будто где-то спрятана вторая скрипка, играющая одновременно с первой. Другого Паганини человечество до сих пор не получило.

Секрет невероятной скрипичной техники Паганини объяснил американский врач Майрон Шенфельд. В статье, которая была опубликована в "Журнале Американской медицинской ассоциации", он доказывает, что музыкант страдал редкой наследственной болезнью, так называемым синдромом Марфана. Болезнь эта была описана в 1896 г. французским педиатром А.Марфаном. Она вызвана наследственным пороком развития соединительной ткани и характеризуется поражением опорно-двигательного аппарата, глаз и внутренних органов. Причины ее недостаточно изучены. У больных синдромом Марфана характерная внешность: бледная кожа, глубоко посаженные глаза, худое тело, неловкие движения, "паучьи" пальцы. Это абсолютно совпадает с описанием облика Паганини.

В конце жизни великий музыкант почти лишился голоса. Это лишнее свидетельство в пользу того, что у Паганини был синдром Марфана. Нередкое осложнение этой болезни — сильная хрипота, афония, вызываемая периодическим параличом верхнего гортанного нерва. Сохранился дневник врача, лечившего Паганини. То, что он пишет о заболевании своего пациента, во многом совпадает с классическими симптомами синдрома Марфана: астеническое сложение, резко выраженные кифоз и сколиоз, "птичье" выражение лица, узкий череп, выступающий или срезанный подбородок, глаза с синими склерами, разболтанность суставов, диспропорции в величине туловища и конечностей, кисти и стопы длинные с тонкими "паукообразными" пальцами. Вот откуда демоническая внешность Паганини.

Существует придание, что в первую же ночь после того, как Тереза Паганини родила второго ребенка, во сне ей явился ангел, который возвестил: «Этому мальчику суждено стать музыкантом, и он прославит вашу фамилию на весь мир…» Она не придала этому сну никакого значения и вскоре надолго забыла о нем, подумав: «Хватит мне муженька, который вместо того чтобы искать работу, дни напролет бренчит на мандолине…» Потом прошло время, Тереза родила еще троих детей, и все они так шумели в их маленьком ободранном дворике, что сводили ее с ума. Но мальчик Николо с крючковатым как у отца носом не был похож на остальных. Оказалось, он обладал абсолютным слухом и часто заворожено слушал звон церковных колоколов их родной Генуи и игру своего отца, для которого игра на мандолине была последней возможностью заработать гроши для пропитания семьи…

Однажды отец протянул Николо свой старенький музыкальный инструмент, предлагая сыграть. Пятилетний мальчик взял в руки мандолину, провел пальцами по струнам и, услышав волшебные звуки, …улыбнулся. Так как времени у бывшего портового рабочего Антонио Паганини было вдосталь, он стал обучать Николо игре на инструменте с мыслью в будущем брать его с собой на вечеринки и торжества — ведь так больше заплатят! К его удивлению, сын очень быстро освоил мандолину. И тогда Антонио решил купить ему скрипку все с той же корыстной целью: когда он научит играть на ней сына, у них будет маленький ансамбль. …У Николо начались изнурительные занятия по обучению игре на скрипке. Как мальчик ни хотел убежать на улицу, где резвились соседские дети, но отец был непреклонен. Однажды на ужином Тереза вспомнила тот странный сон-пророчество о судьбе Николо... После этого занятия стали затягиваться на 8-10 часов, и пока паренек не выучивал заданное ему отцом, Антонио не выпускал его из подвала. Часто за неприлежание он наказывал сына, оставляя его без еды…

Антонио Паганини своего добился - его сын Николо стал играть лучше него самого. В 9 лет он уже прекрасно исполнял вариации «Корманьолы» и другие свои сочинения. Отца и сына стали чаще приглашать на торжества и больше платить. Они выступали теперь не только перед простолюдинами, но и перед знатными людьми. На рубеже 18 и 19 веков меценатство в Западной Европе было в почете, и каждый состоятельный человек стремился чем-то помочь нуждающимся, зная, что эта помощь угодна Богу. Встретился такой богатый человек и в жизни Николо. Маркиз Джанфранко де Негри однажды услышал игру Николо на скрипке и был так поражен, что решил дать деньги на дальнейшее обучение талантливого подростка. Так для Николо Паганини наступило время учебы у признанных скрипачей того времени - сначала у Антонио Черветто и Джиакомо Косты, потом у виолончелиста Гаспаро Гиретти, который учил его сочинять музыку. Известный музыкант Алессандро Ролле, прослушав игру юного дарования, был так поражен, что долго молчал, а потом признался, что ему "нечему учить этого молодого человека".

В начале 1800-х начались первые гастроли скрипача Николо Паганини по родной Италии - они принесли ему оглушительный успех. Его виртуозная игра привлекала тысячи слушателей, о нем говорили как о чуде. Николо все больше тяготился опекой своего отца, и как только ему поступило предложение стать первой скрипкой в оркестре города Лука, сразу же согласился и переехал туда. При этом время от времени он продолжал давать сольные концерты во время гастролей в Пизе, Флоренции, Болонье и других городах. Обыватели, присутствовавшие на его выступлениях, часто передавали из уст в уста, что, видно, смычком Паганини водит дьявол, что простой человек не может так играть… С 1805 года Николо стал служить первой скрипкой оркестра при дворе сестры Наполеона Бонапарта Элизы Бачокки, позднее возглавил ее оркестр. Вскоре между знатной дамой и скрипачом вспыхнула страсть, которая продолжалась четыре года. Но Элиза не разрешала ему нигде гастролировать, а это не нравилось Николо. Элизе Паганини посвятил свое сочинение «Любовные сцены» для струн си и ля. Элиза потребовала продолжения, и через некоторое время музыкант создал сонату «Наполеон» для одной струны соль (при исполнении обоих произведений ненужные струны снимали). Так как Николо виртуозно владел техникой игры на скрипке, его исполнение всегда производило фурор. Элиза, не скрывая своих чувств, смотрела на него влюбленными глазами. Но Николо уже мало было этой любви, он рвался увидеть мир, хотел сыграть на лучших концертных сценах Европы. Как только представилась возможность, Паганини покинул двор Бачокки, чтобы гастролировать как свободный художник.

В это время Николо сочинил много произведений для скрипки, сам исполнял их на концертах, вызывая неизменный восторг. Несмотря на то, что, по воспоминаниям современников, он был некрасив, женщины были от него и его игры без ума и даже падали на его концертах в обморок. Любовные приключения со знатными дамами и простолюдинками завели его так далеко, что он не избежал неприятного инцидента, который испортил его репутацию - в 1814 году в Генуе дочь портного Анджелина Каванна, с которой он познакомился после концерта, забеременела от него. Когда Николо об этом узнал, он поспешил отправить ее к своим друзьям, пока она не разрешится от бремени. Но отец девушки обвинил Николо в похищении дочери и ее изнасиловании и подал на него в суд. Ребенок, едва родившись, умер, но судья приговорил Николо выплатить в пользу Анджелины 3 тысячи лир. Репутация Паганини в глазах обывателей была подпорчена, и он поспешил покинуть родину, чтобы поскорее забыть этот инцидент.

Гастролируя по Европе, Паганини всегда собирал полные залы восторженных слушателей, которые, видя его виртуозную игру, были уверены, что скрипачу помогает дьявол. Паганини и сам поддерживал слухи о своем сверхчеловеческом таланте, уверенный, что это способствует успешной карьере. Так, когда в 1828 году из-за болезни он потерял все зубы, Николо объяснил это «прикосновением дьявола к своей внешности».

…В конце 1816 года в Венеции Паганини встретил начинающую певицу Антонию Бьянки и взялся обучать ее музыке. Совместные занятия завели молодых людей так далеко, что в итоге Николо увез красавицу с собой. …До 1821 года скрипач дал много концертов в разных городах Европы. Он подготовил и издал свои сочинения — 24 каприса, — впоследствии вошедшие в мировую музыкальную сокровищницу человечества. Но со временем постоянное нервное напряжение, интенсивный гастрольный график подорвали и без того слабое здоровье Николо - в конце 1821 года он тяжело заболел туберкулезом и длительное время находился между жизнью и смертью. В тот период его отношения с Антонией прервались, так как Николо в сопровождении матери уехал лечиться в Пию. А по Европе поползли слухи, что скрипач Николо Паганини умер. В те годы чахотка являлась серьезной болезнью. Николо, к счастью, смог избежать смерти, но мучительный кашель так остался у него на всю жизнь. Когда он опять встретился с Антонией Бьянки в 1824 году, она уже была знаменитой певицей и блистала на лучших сценах родной Италии. Между молодыми людьми вспыхнули прежние чувства, а через год у них родился сын, которого назвали Ахиллом. Впрочем, их совместная жизнь длилась всего лишь три года.

Антония не смогла противостоять соблазнам богемной жизни — Николо не раз приходилось уводить ее из шумных компаний, закрывать на многое глаза. Однако когда он получил неопровержимые доказательства измены жены, то решился на разрыв, отсудив в свою пользу опеку над сыном. Возможно, оставшись один, он также пустился во все тяжкие и спустя какое-то время заболел сифилисом. Весьма распространенное в те годы лечение этой болезни лекарством на основе ртути окончательно подорвало здоровье Николо Паганини. В последние годы жизни гениальный скрипач мало гастролировал, но много сочинял музыки, в том чисте сонаты и концерты для скрипки...

В октябре 1839 года уже очень больной Паганини в последний раз приехал на родину, в Геную. А меньше, чем через год, 27 мая 1840 года, в Ницце, когда гениальному скрипачу было только 50 лет, его не стало. Здесь можно было бы поставить точку в рассказе о Николо Папанини, но, увы… Нужно признать, что некий злой рок преследовал Паганини и после его смерти. Дело в том, что тело гениального скрипача по каким-то таинственным причинам не предавали земле, а когда это случилось, могилу его дважды тревожили. Сначала усопшего Паганини не похоронили из-за запрета церкви, потому что он, якобы, отказался от причастия перед смертью. Но если Николо Паганини, как свидетельствуют зарубежные источники, умер от рака гортани, то, возможно, на смертном одре он просто физически не смог — из-за мучительных болей — произнести ни слова. Священники же восприняли его поведение как отказ. После смерти Паганини, когда Ахилл привез гроб с телом отца, чтобы похоронить его в Генуе, ему было отказано во въезде в город. Долгие пять лет Ахиллу пришлось хранить гроб в глубоком подвале, пока он через суд добивался разрешения на захоронение. Когда же Ахилл Паганини наконец его получил и предал тело земле, по странной необъяснимой причине гроб был снова выкопан — с какой-то целью чешский скрипач уговорил это сделать Ахилла.

…Лишь в 1876 году тело Николо Паганини навсегда опустили в землю родной Генуи. В наши дни его гробница является одной из достопримечательностей этого итальянского города, которую ежегодно посещают тысячи туристов. Любимая скрипка Николо Паганини «Ил Канноне» (Пушка), созданная великим Джузеппе Гварнери, теперь хранится в Ратуше Генуи. Один раз в месяц специально назначенный куратор вынимает ее из витрины и играет… произведения Николо Паганини. И, кажется, это сам великий скрипач выводит смычком свое знаменитое левое пиццикато…

1 ноября 2005 года скрипка работы мастера Карло Бергонци, принадлежавшая Никколо Паганини, приобретена на аукционе «Sotheby’s» в Лондоне за 1,1 миллиона долларов (стартовая цена составила 500 тысяч долларов) председателем попечительского совета Фонда скрипичного искусства Максимом Викторовым.

РОЗА СОРТА "НИКОЛО ПАГАНИНИ (NICCOLO PAGANINI)"

В тот день сошел с ума целый город: жители Турина чуть ли не дрались за билеты на совместный концерт Паганини и Бьянки. Между тем, сами артисты были знакомы друг с другом лишь понаслышке. На одной сцене они выступали впервые. Причем скрипач не любил репетиций и встретился с солисткой только на премьере. Зато какая это была встреча! Паганини онемел от восторга - благо, что играл, а не пел. Антониа Бьянки обладала неземной красотой и божественным голосом. Настоящая итальянка, страстная, колоритная, с фигурой скрипки, которую обожал маэстро. На протяжении всего выступления он не мог отвести от нее взгляд, а в мыслях образ этой женщины и музыка слились воедино. После концерта Паганини сделал певице предложение.

Он пригласил Антонию в Милан для совместной работы. Она ответила лукавой улыбкой. Перед ней стоял некрасивый мужчина, худой и нескладный, лишь чудесные агатовые глаза выдавали в нем гения. Тот огонь, что приводил в трепет публику, преображал уродца в божество. Певица в мгновение ока придумала забавную игру, дабы убедиться в намерениях новоявленного ухажера. Она согласилась на предложение.

Окрыленный удачей, скрипач отправился на гастроли. Он долго ждал весточки от любимой, проклинал медлительность почты, сгорал от страсти и нетерпения, пока наконец понял, что был обманут. В больших городах известным артистам легко встретиться: маэстро искал Антонию в Турине, Флоренции, Болонье. Он находил следы пребывания Бьянки, но не ее саму. Меняя адреса, как перчатки, коварная женщина оставляла сообщения и передавала записки с ложными посулами. Паганини пришлось купить собственную карету, отныне его жизнь проходила в дороге: «Если она бежит от себя, это будет продолжаться всю жизнь. А если от меня?..» Но знаменитый скрипач волновался напрасно. Когда Паганини добрался до Палермо, игра была окончена.

Маленький герой и любимая муза

После свадьбы артисты много гастролировали. Антониа хотела, чтобы на афишах ее партия значилась ведущей, а Николо числился аккомпаниатором. Он смеялся и убеждал жену, что в творчестве нет места ревности. Возможно, в дальнейшем эти споры привели бы к разрыву, но появилось новое обстоятельство. Бьянки была вынуждена оставить сцену.

Женщине в ее положении требовался покой, поэтому супруги переехали поближе к морю. Тетка Антонии, у которой они поселились, очень привязалась к зятю. Ворчливой старухе нравились его богатство и независимость, острый язык и особенно нетерпение, с которым он ждал ребенка. Появление сына на свет привело знаменитого скрипача в неописуемый восторг. К счастью, ребенок уродился не в папу. С голубыми глазами и золотыми кудрями мальчик походил на библейского херувима, Паганини же уже в этом возрасте обзывали дьяволом. Счастливый отец все время проводил с малышом, названным в честь древнегреческого героя Ахиллом. Вечерами они гуляли по пляжу, и местные ребятишки прибегали показывать цветных рыбешек, причудливые водоросли, морские звезды. А потом Паганини брал скрипку, выходил на песчаную косу и, окруженный сотнями рыбаков, давал концерт. День ото дня Палермо нравился маэстро все больше.

Под жарким сицилийским солнцем между ним и любимой музой вспыхнула прежняя страсть. Рождение сына преобразило обоих: они казались моложе, чувствовали себя счастливыми и не могли и представить себе, что когда-нибудь это закончится.

Потерянный рай

Паганини не заметил, когда начались перемены. Антониа стала грустить, жаловаться на пошатнувшийся голос, ревновать мужа к Ахиллино. Когда-то синьора мечтала о путешествии на север, концертах в Европе, продолжении карьеры, теперь осознала бесплодность этих надежд. Солнце Палермо все так же грело Паганини, а ее, казалось, превращало в пепел. Ахиллу шел четвертый год, когда праздная жизнь окончательно надоела располневшей Антонии. Она устраивала скандалы, настаивала на переезде, угрожала разводом. Паганини пошел ей навстречу: больше всего на свете он боялся потерять сына. Вскоре семейство, включая тетку и теткину собачку, перебралось в Неаполь.

Маэстро всегда враждовал с католиками: отказывался сочинять псалмы, а кроме того, нажил приличное состояние, которым не хотел делиться с папским двором. Невозможно передать, как это оскорбляло Церковь во времена, когда ее могущество было неоспоримо. Пока Паганини наслаждался жизнью в Палермо, вокруг его имени сгущались тучи, большинство дверей закрылись для его семьи.

Благовоспитанная католичка Бьянки не раз корила мужа:

Музыканты уверены, что ты вступил в отношения с нечистой силой, ведь только дьявольская помощь дает такое могущество над инструментом. Кстати, синьор Николо, скажите, какие струны натянуты на вашей скрипке?

Синьора, во всяком случае, они звучат лучше, чем ваш отзвучавший голос, - отвечал раздраженный маэстро...

Используя все возможные связи, певица устроила мужу выступление в Риме. К полному ее удовольствию Паганини вручили орден Золотой шпоры и дюжину рекомендательных писем. Скрипач уронил пакет с наградой и наступил на него - Антониа в ярости ударила мужа. Великий маэстро неожиданно понял, что одинок в своей гордости.

Ты – мой рыцарь Золотой шпоры, - говорил он сыну. - Его святейшество одарило трех лиц этой высокой наградой: Моцарта, Глюка и меня. О, мое сокровище, насколько ты достойнее своего отца!

Окончательный разрыв произошел между супругами во время европейского тура. На улицах Вены висели портреты Паганини за решеткой: он сидел с грустным лицом на соломе, играя перед распятием и вымаливая прощение. Афиши гласили: «Спешите! Приговоренный к смерти и спасшийся из тюрьмы великий итальянский скрипач Николо фон Паганини дает концерт. Папа простил ему многочисленные преступления и убийства». Это была вина Антонии, которая связалась с нечистым на руку импресарио.

Маэстро потребовал, чтобы жена никогда больше не вмешивалась в организацию его концертов. Бьянки вышла из себя. Столько унижений, каторжного труда, а взамен черная неблагодарность!

Мне все говорят, что вы безбожник! Вы отказались окунуть скрипку в святую воду!

Ее не для того создавал мастер, чтоб размочить в угоду попам. Я действительно связан с дьяволом, и этот дьявол - вы, синьора!

В ответ Антониа схватила бесценную скрипку и бросила на пол с такой силой, что оборвались струны. Маленький Ахилл проснулся и, закричав от испуга, упал с кровати. Испорченный инструмент Паганини простил бы жене, но вывих плеча, который получил мальчик, никогда!

Бессмертный гений и его вдова

Скоро газеты затрубили о том, что великий скрипач, одержимый бесами, выгнал из дома жену и отобрал сына. Читатели не успели оправиться от этой новости, а уже появилась другая: маэстро скончался, его вдова разыскивает Ахиллино. Бьянки помчалась в Париж, чтобы забрать свое дитя, а заодно вступить в наследство. В это время Николо, живой и здоровый, направлялся в горы отдохнуть от суеты. Спустя некоторое время пресса опять его «убила», и Бьянки снова искала могилу, деньги и сына. Публике Паганини воскресший был гораздо интереснее умершего. Газеты с опровержениями выходили двойным и даже тройным тиражом, поэтому многие сначала не поверили в настоящую кончину музыкального гения.

«27 мая 1840 года умер в Ницце знаменитый скрипач Паганини, завещав свое великое имя и состояние единственному сыну 14 лет. Забальзамированное тело было отправлено в город Геную на родину скрипача. Будем надеяться, что и это сообщение, как все предыдущие, будет счастливо опровергнуто», - писала «Музыкальная газета». Бьянки тотчас выехала в Ниццу.

Перед гостиницей, где почил в бозе скрипач, бушевала толпа. Несколько священников подогревали народный гнев. Они утверждали, что покойник знался с нечистой силой, отказался крестить сына и тем обрек его на вечные муки, убил собственную жену, чтобы использовать ее жилы в качестве струн, и теперь скрипка поет голосом Бьянки.

Он умер без покаяния, как собака, - вопила разъяренная толпа. - Где он? Покажите нам это чудовище! Его труп оскверняет наш город!

Они были готовы разнести в щепки последний приют музыканта. Ахиллино был напуган до такой степени, что бился головой об стену с пеной на губах.

Синьора Антониа тщетно умоляла священника совершить последний ритуал над покойным. Ненависть церковников была столь велика, что его отказывались похоронить. В критическую минуту, когда зазвенели разбитые камнями стекла, Антониа вышла на улицу:

Тише! Вы видите, что ваше волнение напрасно: я жива, мой покойный супруг не делал скрипичных струн из кишок своей жены. Лишь по недосмотру докторов он не смог причаститься и воссоединиться с церковью. Я прошу вас разойтись и не тревожить праха усопшего.

И толпа послушалась ее. Бьянки защитила тело мужа от поругания, исполнив свой последний долг. Она знала, что великий скрипач любил ее даже в годы разлуки, хотя так и не сказал «прости».

Антония Бьянки


Каких только слухов не ходило вокруг Паганини! Современники вполне серьезно считали, что великий скрипач заключил сделку с самим дьяволом, а вместо струн на его скрипке натянуты кишки замученных им любовниц. Женщины, действительно, сходили по Никколо с ума, несмотря на его, мягко говоря, непривлекательную внешность.

Дамы слетались на его концерты, как мотыльки на огонь, его игра доводила их до истерики. Но он, хоть и говорил, что хочет жениться, так и не обрел семейного очага. Среди его любовниц были сестры Наполеона — Элиза Бачокки и Паолина Боргезе, англичанка Карлотта Уотсон, дочь писателя Фейербаха баронесса Елена Добенек. История донесла до наших дней и его приключения с дочерью обычного портного, некой Анджелиной Каванна.
17-летняя девушка собрала по-следние деньги, чтобы попасть на концерт и посмотреть на таин-ственного виртуоза. Чтобы убедиться, что действительно, как говорят, выступает сам сатана, Анджелина проникла за кулисы — ей казалось, вблизи она сумеет разглядеть признаки нечистой силы. Страсть вспыхнула внезапно, и, закончив выступление, Паганини пригласил девушку поехать с ним на гастроли в Парму.
Вскоре стало ясно, что у Анджелины будет ребенок, и Паганини отправил ее тайком к друзьям, жившим в окрестностях Генуи. Но отец девушки разыскал дочь и подал на Никколо в суд за похищение и насилие над ней. Скрипача арестовали, посадили в тюрьму. Он вышел оттуда через девять дней, заплатив портному немалую сумму. Судебный процесс длился два года, за это время ребенок Анджелины успел родиться и умереть. В конце концов Паганини отделался еще одной денежной компенсацией и очередным пятном на репутации.
А самой длительной любовной связью Паганини стал его роман с певицей Антонией Бьянки. По-знакомился он с ней в 1816 году. Никколо было 34 года, Антонии — 22. Их отношения нельзя было назвать простыми: Антония, с одной стороны, поклонялась Никколо, с другой — слегка побаивалась его, но при этом без зазрения совести изменяла ему с певцами из хора, молодыми аристократами и простыми лавочниками.
Паганини то пытался мстить Антонии, заводя интрижку за интрижкой, то выгонял ее из дома, но за очередной ссорой всегда следовало примирение. В 1825 году Антония родила Паганини сына. Никколо души не чаял в наследнике, ему доставляло удовольствие купать ребенка, менять ему пеленки. Если Ахилл долго плакал, отец брал в руки скрипку и извлекал из инструмента пение птиц, скрип телеги или даже голос Антонии — малыш тотчас успокаивался.
После рождения сына отношения Никколо и Антонии вроде бы наладились, но оказалось, что это было всего лишь затишье перед бурей. Когда произошел очередной семейный скандал, Паганини расстался с Антонией Бьянки, добившись единоличной опеки над сыном. После этого он работал как одержимый. Давал один концерт за другим и просил за свои выступления немыслимые гонорары — Паганини старался обеспечить мальчику достойное будущее. С этой же целью скрипач-виртуоз купил себе титул барона.
Паганини умер во Франции в 1840 году в возрасте 57 лет, Ахиллу было около 15. Впоследствии сын музыканта все завещанные богатства и почти всю свою жизнь (56 лет) потратит на то, чтобы искупить отцов-ские грехи и получить разрешение церкви на перезахоронение Паганини на родине в Италии.

В 1837 году Никколо Паганини еще давал концерты в Турине, но в следующем году его здоровье резко ухудшилось. Чахотка, бич XIX века. В 1839 году по предписанию врачей Паганини поселился в Марселе. К страданиям от болезни прибавились проблемы, связанные с судебной тяжбой, в результате которой скрипач должен был выплатить 50 тысяч франков - весьма значительную по тем временам сумму.

Последние месяцы жизни Паганини провел в Ницце. В письмах к друзьям он жаловался: "Грудной кашель, который мучает меня, очень огорчает, но я держусь больше, чем могу, и хорошо ем то, что мне готовит "великолепный повар"... Я разваливаюсь на куски, и мне бесконечно жаль, что я не могу снова увидеться с нашим добрым другом Джордано..." Именно к Джордано обращено последнее письмо Паганини от 12 мая: "Мой дорогой друг, и вое же возможно не отвечать на сердечные письма друга. Обвини в этом упрямые и бесконечные болезни... Причина всему этому судьба, которой угодно, чтобы я был несчастлив...

Доктор Бине считается в Ницце самым лучшим врачом, и только он лечит меня сейчас. Он говорит, что, если мне удастся на треть уменьшить катар, я смогу еще немного протянуть; а если удастся на две трети, то я смогу питаться, но от лекарств, которые я начал принимать четыре дня тому назад, нет никакой пользы".

И все же прежде, чем умереть, он еще раз играл на скрипке... Однажды вечером, на закате, он сидел у окна в своей спальне. Заходящее солнце озарило облака золотыми и пурпурными отблесками; легкий нежный ветерок доносил опьяняющие ароматы цветов; множество птиц щебетало на деревьях. Нарядные молодые люди и женщины прогуливались по бульвару. Понаблюдав некоторое время за оживленной публикой, Паганини перевел взгляд на прекрасный портрет лорда Байрона , висевший у его кровати. Он воспламенился и, думая о великом поэте, его гениальности, славе и несчастьях, стал сочинять самую прекрасную музыкальную поэму, какая когда-либо была создана его воображением.

"Он как бы проследил за всеми событиями бурной жизни Байрона. Сначала это были сомнения, ирония, отчаяние - они видны на каждой странице "Манфреда", "Лары", "Гяуры", затем великий поэт бросил клич свободы, призывая Грецию сбросить оковы, и наконец смерть поэта среди эллинов". Музыкант едва закончил последнюю мелодическую фразу этой удивительной драмы, как вдруг смычок внезапно замер в его леденеющих пальцах... Этот последний всплеск вдохновения уничтожил его мозг...

Трудно сказать, насколько достоверно это свидетельство, но остался также рассказ графа Чессоле, который утверждает, что байроновская импровизация Паганини на пороге смерти была поразительна.

Пророчество поэта, к сожалению, оправдалось: Паганини, как и Байрон, познал всю глубину страдания, и перед концом жизнь предстала перед ним во всей своей жестокой реальности. Слава, богатство, любовь - все это у него было, и всем этим он был пресыщен до отвращения. Теперь душа его была совершенно опустошена, в ней остались лишь бесконечное одиночество и великая усталость. Успех оставил ему дашь горечь. И его умирающее тело конвульсивно вздрагивало, прежде чем застыло в ледяной неподвижности смерти.

Неописуемые мучения пережил Паганини в последние дни жизни - с 15 по 27 мая. Долгими часами он упрямо пытался проглотить хоть крохотнейшие кусочки пищи, и, уже совершенно потеряв голос, он не мог объясниться даже с сыном и писал свои просьбы на листках бумаги... Юлиус Капп в своей книге дал факсимильное воспроизведение последнего листка, на котором Паганини написал: "Красные розы... Красные розы... Они темно-красные и кажутся дамаском... 18, понедельник".

Начиная с этого дня он уже не брал больше в руки пера. О последнем часе великого музыканта написано немало фантастического. Один поэтический рассказ рисует такую картину: Паганини умирает в лунную ночь, протянув руку к своей скрипке. На самом деле все было не так поэтично. Один из друзей скрипача, не покидавший его в последние дни, Тито Рубаудо, рассказывал, что ни он сам, ни кто-либо другой из тех, кто бывал в эти дни рядом, не думали, "что так близок его конец, как вдруг Паганини, согласившийся пообедать, начал мучительно кашлять. Этот приступ и оборвал мгновения его жизни."

Это подтверждает и другой очевидец - Эскюдье. По его свидетельству, когда Паганини садился за обеденный стол, у него внезапно начался сильный приступ кашля. Он захаркал кровью и тотчас захлебнулся ею. Произошло это 27 мая 1840 года, в 5 часов дня.

В завещании Паганини было написано: "Запрещаю какие бы то ни было пышные похороны. Не желаю, чтобы артисты исполняли реквием по мне. Пусть будет исполнено сто месс. Дарю мою скрипку Генуе, чтобы она вечно хранилась там. Отдаю мою душу великой милости моего Творца".


Хроники Харона

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх