Островский жизнь надо прожить так. Познание

Как я прожил свою жизнь? Над этим вопросом чаще задумываются люди уже в зрелом возрасте. Каждый человек выбирает свой жизненный путь. А как его пройти, чтобы потом не жалеть о совершенных поступках?

В произведениях художественной литературы многие писатели задумывались над этой проблемой. Так, в романе Гончарова “Обломов” главный герой живет в полном бездействии. Илья Ильич вырос в семье, где его постоянно жалели и не позволяли работать, что породило в нем безволие и пассивность. Когда Обломов был молод, он готовился послужить отечеству, быть полезным обществу, обрести семейное счастье. Но дни шли, а герой только в мечтах представлял свое будущее. Теперь Илья Ильич уже и не стремится к изменениям. Он ценит покой, а лежание на диване в халате из персидской материи стало его привычным образом жизни.

Все вокруг него находится в запустении и небрежности. Где-то в глубине души он понимает, что надо меняться, но не в силах преодолеть своей лени, да и какие-либо жизненные цели у него отсутствуют. Даже любовь Ольги не смогла пробудить Обломова. Свое счастье он находит в доме Агафьи Пшеницыной, которая от него ничего не требует. В конце концов, Илья Ильич тихо и незаметно умирает. В романе представлен еще один герой – это Андрей Штольц, верный друг Обломова, готовый помочь ему словом и делом. Он вырос в семье, где от него с ранних лет требовали трудолюбия и самостоятельности. Штольц окончил университет, отслужил, ушёл в отставку и занялся собственными делами. Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, а труд был образом и целью его жизни. В конце романа мы видим его семейное благополучие, у него есть деньги и собственный дом. Поэтому жизнь Андрея прошла не зря, что нельзя сказать о бесцельном и бессмысленном существовании Обломова.

Вспомним произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой предстает перед нами еще молодым человеком, но уже разочаровавшимся во всем. Он ни в чем не видит смысла жизни. Сбежав в деревню, Онегин знакомится с дочерью местного помещика, но не принимает ее любви, объясняя тем, что не создан для семьи. Безразличие и равнодушие к собственной жизни, пассивность, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Эта ошибка обрекла его на одиночество.

Таким образом, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, человек должен быть полезным обществу и себе самому. Совершить великое открытие или изменить мир, конечно, удается не каждому. Но постоянное движение, поиск новых впечатлений, стремление что-то сделать – это и есть жизнь человека, а отсутствие цели, праздность, лень и безделье лишают ее всякого смысла.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Островский Николай Алексеевич (16 (29) сентября 1904 - 22 декабря 1936) — Советский писатель. Родился в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии в семье рабочего. С 11 лет был вынужден работать. Одновременно с этим учился в высшем начальном училище. В годы Гражданской войны сражался на стороне революционеров. В 1919 г. вступил в комсомол. В 1932 г. в журнале «Молодая гвардия» начал публиковать роман «Как закалялась сталь», сразу ставший популярным. В 1935 г. был награжден орденом Ленина. Умер и похоронен в Москве.

Мелка та любовь, в которой нет дружбы, товарищества, общих интересов.

Главная трагедия в жизни – прекращение борьбы.

Есть замечательные ораторы, они умеют замечательно фантазировать и звать к прекрасной жизни, но сами не умеют хорошо жить. С трибуны они зовут на подвиг, а сами живут, как сукины сыны.

Жизнь дает каждому человеку неоценимый дар – молодость, полную сил, юность, полную чаяний, желаний и стремлений к знаниям, к борьбе, полную надежд и упований.

Жить только для семьи – это животный эгоизм, жить для одного человека – низость, жить только для себя – позор.

Необходимо поставить себе определенную цель жизни. Конечно, надо иметь достаточно здравого смысла, чтобы ставить себе задачи по силам.

Самое дорогое в жизни – быть всегда бойцом, а не плестись в обозе третьего разряда.


Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества.

Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой.

Если личное в человеке занимает огромное место, а общественное – крошечное, тогда разгром личной жизни – почти катастрофа. Тогда у человека встает вопрос – зачем жить?

Я органически, злобно ненавижу людей, которые под беспощадными ударами жизни начинают выть и кидаться в истерику по углам.

Женщины отдают явное и очень обидное предпочтение людям нестрогой нравственности и даже иногда порочным перед людьми чистыми. Мало того, к людям совершенно чистым они питают какую-то ненависть.

Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя.

Когда человек не испытывает потребности в труде, когда он внутренне опустошен, когда, ложась спать, он не может ответить на простой вопрос: «Что сделано за день?» – тогда действительно опасно и страшно. Нужно срочно собирать консилиум друзей и спасать человека, так как он гибнет.

Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и радостный труд.

Труд – это благороднейший исцелитель от всех недугов. Нет ничего радостнее труда.

Где больше строгости, там и греха больше.

Дружба – это прежде всего искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жесткую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку.

Критика – это правильное кровообращение, без нее неизбежны застой и болезненные явления.

Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям.

Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть.

Трус – почти предатель сегодня и, безусловно, изменник в борьбе.

Эгоист живет только в себе и для себя, и если поковеркано его «я», то ему нечем жить.

В нашей стране даже темная ночь может стать ярким солнечным утром.

Автобиографический роман Николая Островского разделён на две части, каждая из которых содержит по девять глав: детство, отрочество и юность; затем зрелые годы и болезнь.

За недостойный поступок (насыпал священнику махры в тесто) кухаркина сына Павку Корчагина выгоняют из школы, и он попадает «в люди». «Заглянул мальчик в самую глубину жизни, на её дно, в колодезь, и затхлой плесенью, болотной сыростью пахнуло на него, жадного ко всему новому, неизведанному». Когда в его маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть «Царя скинули», Павлу вовсе некогда было думать об учёбе, он тяжело работает и по-мальчишески, не раздумывая, прячет оружие вопреки запрету со стороны шефов внезапно нахлынувшей неметчины. Когда губернию заливает лавина петлюровских банд, он становится свидетелем множества еврейских погромов, заканчивавшихся зверскими убийствами.

Гнев и возмущение часто охватывают юного смельчака, и он не может не помочь матросу Жухраю, другу своего брата Артема, работавшего в депо. Матрос не раз по-доброму беседовал с Павлом: «У тебя, Павлуша, есть все, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее дело, только вот молод ты очень и понятие о классовой борьбе очень слабое имеешь. Я тебе, братишка, расскажу про настоящую дорогу, потому что знаю: будет из тебя толк. Тихоньких да примазанных не люблю. Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан, а бьёт без пощады». Умеющий драться, крепкий и мускулистый Павка Корчагин спасает из-под конвоя Жухрая, за что его самого по доносу хватают петлюровцы. Павке не был знаком страх обывателя, защищающего свой скарб (у него ничего не было), но обычный человеческий страх захватил его ледяной рукой, особенно когда он услышал от своего конвоира: «Чего его таскать, пане хорунжий? Пулю в спину, и кончено». Павке стало страшно. Однако Павке удаётся спастись, и он прячется у знакомой девушки Тони, в которую влюблён. К сожалению, она интеллигентка из «класса богатых»: дочь лесничего.

Пройдя первое боевое крещение в боях гражданской войны, Павел возвращается в город, где создана комсомольская организация, и становится её активным членом. Попытка затащить в эту организацию Тоню проваливается. Девушка готова ему подчиняться, но не до конца. Слишком расфранчённой она приходит на первое комсомольское собрание, и ему тяжело её видеть среди выцветших гимнастёрок и кофточек. Дешёвый индивидуализм Тони становится непереносимым Павлу. Необходимость разрыва была ясна им обоим... Непримиримость Павла приводит его в ЧК, тем более в губернии её возглавляет Жухрай. Однако чекистская работа действует на нервы Павла весьма разрушающе, учащаются его контузионные боли, он часто теряет сознание, и после короткой передышки в родном городе Павел едет в Киев, где тоже попадает в Особый отдел под руководство товарища Сегала.

Вторая часть романа открывается описанием поездки на губконференцию с Ритой Устинович, Корчагина назначают ей в помощники и телохранители. Одолжив у Риты «кожаную куртку», он протискивается в вагон, а потом через окно втаскивает молодую женщину. «Для него Рита была неприкосновенна. Это был его друг и товарищ по цели, его политрук, и все же она была женщиной. Он это впервые ощутил у моста, и вот почему его волнует так её объятье. Павел чувствовал глубокое ровное дыхание, где-то совсем близко её губы. От близости родилось непреодолимое желание найти эти губы. Напрягая волю, он подавил это желание». Не в силах совладать со своим чувством, Павел Корчагин отказывается от встреч с Ритой Устинович, обучающей его политграмоте. Мысли о личном отодвигаются в сознании юноши ещё дальше, когда он принимает участие в строительстве узкоколейки. Время года трудное - зима, комсомольцы работают в четыре смены, не успевая отдыхать. Работу задерживают бандитские налёты. Кормить комсомольцев нечем, одежды и обуви тоже нет. Работа до полного надрыва сил заканчивается тяжёлой болезнью. Павел падает, сражённый тифом. Самые близкие друзья его, Жухрай и Устинович, не имея о нем сведений, думают, что он умер.

Однако после болезни Павел снова в строю. В качестве рабочего он возвращается в мастерские, где не только упорно трудится, но ещё и наводит порядок, заставляя комсомольцев вымыть и почистить цех к вящему недоумению начальства. В городке и по всей Украине продолжается классовая борьба, чекисты ловят врагов революции, подавляют бандитские налёты. Молодой комсомолец Корчагин совершает немало добрых дел, защищая на заседаниях ячейки своих товарищей, а на тёмных улицах - подруг по партии.

«Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать её».

Став свидетелем множества смертей и убивая сам, Павка ценил каждый прожитый день, принимая партийные приказы и уставные распоряжения как ответственные директивы своего бытия. Как пропагандист он принимает участие и в разгроме «рабочей оппозиции», называя «мелкобуржуазным» поведение своего родного брата, и тем более в словесных атаках на троцкистов, осмелившихся выступать против партии. Его не желают слушать, а ведь товарищ Ленин указывал, что надо делать ставку на молодёжь.

Когда в Шепетовке стало известно, что умер Ленин, тысячи рабочих стали большевиками. Уважение партийцев продвинуло Павла далеко вперёд, и однажды он оказался в Большом театре рядом с членом ЦК Ритой Устинович, с удивлением узнавшей, что Павел жив. Павел говорит, что он её любил, как Овод, человек мужественный и безгранично выносливый. Но у Риты уже есть друг и трёхлетняя дочурка, а Павел болен, и его отправляют в санаторий ЦК, тщательно обследуют. Однако тяжёлая болезнь, приведшая к полной неподвижности, прогрессирует. Никакие новые лучшие санатории и больницы не в состоянии его спасти. С мыслью о том, что «надо остаться в строю», Корчагин начинает писать. Рядом с ним хорошие добрые женщины: сначала Дора Родкина, потом Тая Кюцам. «Хорошо ли, плохо ли он прожил свои двадцать четыре года? Перебирая в памяти год за годом, Павел проверял свою жизнь как беспристрастный судья и с глубоким удовлетворением решил, что жизнь прожита не так уж плохо... Самое главное, он не проспал горячих дней, нашёл своё место в железной схватке за власть, и на багровом знамени революции есть и его несколько капель крови».

Откуда фраза "жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно"?

    Эти слова каждый помнит еще с детства. Роман Николая Алексеевича Островского Как закалялась сталь был включен в школьную программу и подлежал обязательному прочтению. Отрывок из романа как раз с этой фразой требовалось выучить наизусть. Годы прошли, стерлись подробности, имена героев, ну, может, кроме только Павки Корчагина, но осталась непреложная истина и смысл сказанного великим классиком - призыв к достойной, деятельной жизни, совершению обдуманных поступков, ответственности за свою жизнь и содеянное в ней.

    Из романа (ч.2, глава 3) Как закалялась сталь (1932-1934 гг) :

    Сейчас не многие помнят откуда эта фраза и кто ее сказал, потому что на сегодняшний день пропала ее актуальность. Эта фраза была впервые озвучена Николаем Островским в произведении Как закалялась сталь. Ее смысл в том, что нужно совершать хорошие поступки такие, чтобы совесть в глубокой старости не мучила. А что мы имеем на сегодняшний день: наше общество будет мучиться и страдать если кто то кого то не обманет, а если такое случиться то это будет в верхом счастья и удачи и раскаиваться в этом никто не будет.

    Как закалялась сталь. Островский. Хорошее произведение.

    Жизнь надо прожить так, чтобы потом не было мучительно больно - довольно известная фраза каждому школьнику из книги писателя Островского-Как закалялась сталь.Есть одноименный фильм по этой книге.

    Сейчас скорее всего не все школьники ее знают или помнят.А вот раньше все время развивалась тема о патриотизме, и когда были пионеры и комсомольцы,это произведение и фраза были очень актуальными.

    В данный момент времени о патриотизме в какой то степени забыто.Смысл данной фразы том,что нужно всегда быть порядочным и честным человеком,который должен любить свою Родину,должен совершенствоваться и развиваться,чтобы потом на склоне лет, ему не было бы за себя стыдно.

    Н.Островский Как закалялась сталь. Раньше в школе этот отрывок заставляли учить наизусть. Вдумайтесь в содержание и сравните со своей жизнью. Стыдно ли вам за некоторые поступки, что уже совершены? Я думаю, что таких людей найдется немало. Потом живешь и переживаешь, что сделанного не исправить. Поэтому прежде чем что-то совершить - нужно подумать, хорошо ли это, не будет ли мне потом всю жизнь стыдно за содеянное?

    Эту фразу когда-то давным-давно сказала непорченная старая дева, когда поняла, что в этом деле ей уже ничего не светит. С тех пор каждая старая дева, которой в жизни не пришлось ни разу испытать радости интимной близости, оправдывается перед людьми и перед самой собой этими словами.

    Данная фраза принадлежит, если так можно выразиться - писателю Н.Островскому.

    Фраза философская, как я считаю, есть в нем двойной подтекст. В общем, каждый из нас ее по-своему воспринимает, как я считаю!!!

    На самом деле сейчас так часто употребляют эту фразу в речи и так много значений у нее появилось, что уже и не все знают, откуда она произошла. Я вот тоже честно говоря, до того, как прочитала ответы, что Жизнь нужно прожить так, чтобы оптом не было мучительно больно не знала, что это из произведения Как закалялась сталь. А вообще, из нее хороший девиз получается)

    Припоминаю, что-то такое мы в школе на уроке литературы записывали в тетрадочки с афоризмами и заучивали наизусть. Произведение называется как закалялась сталь. , написал его Николай Островский.

    Эта фраза из знаменитого произведения Николая Островского Как закалялась сталь, по этой книге создан фильм про Павку Корчагина. Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцелно прожитые годы, за подленькое, мелочное прошлое.... Раньше входило в программу русской литературы для обязательного изучения наизусть.

    Николай Островский очень мко, буквально в одной фразе выразил всю философию человеческой жизни и взаимоотношений людей в обществе.

    Произведение называется Как закалялась сталь- название тоже очень мощное и образное с глубоким внутренним подтекстом самосовершенствования человеческого характера.

Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским Советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Ангелины Зиминой, финалистки конкурса среди учеников 10-11 классов в 2016 году

ЗИМИНА АНГЕЛИНА АНДРЕЕВНА

СОШ №19 им. Героя России Алексея Кириллина города Сызрани городского округа Сызрань Самарской обл.
Педагог: Куртяник Маргарита Аркадьевна

Герои духа. «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»

Заочный этап

Герои духа. «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»

Маленькая Элла проснулась и поглядела в окно. Разорванным одеялом висели низкие облака. Всё было серым. Лил дождь, завывал ветер. Вот уже несколько дней Элла не вставала с постели: она простудилась на прогулке и не выходила из комнаты.

Девочка поежилась: неуютно и сыро было за окном, похожим на леденец. По стеклу бежали водяные струйки, и маленькая девочка, подойдя к окну, стала повторять их движение ладошками. В комнату, шурша юбкой, вошла мама.
- Элла, тебе подарок.

- Подарок? Откуда?

Из России.

России... Я много слышала об этой стране.

Девочка развернула сверток и вынула из него маленького ангелочка. Он был весь из стекла и явно с любовью раскрашен яркими и нежными красками. Его крылышки были будто припорошены снегом.

Как красиво!

Элла подбежала к рождественской ели и подвесила ангелочка на ветку. Он будто светился и дарил свой свет маленькой Элле. Девочка завороженно смотрела на него, а ее губы шептали: «Россия... Как бы я хотела жить в России».

Никто не знает, когда именно великая княгиня полюбила Россию с ее снегами, вьюгами и... православными храмами. Может быть, это случилось именно тогда, когда она маленькой девочкой держала в руках маленького ангелочка.

И вот она, Россия! Венчание было сказочно прекрасным. Великая княгиня ещё не знала, что приносит клятву верности стране, которая даст ей много горького и пленительного счастья. Выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, принцесса Елизавета, а теперь великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, с первых дней замужества начала

Посещать приюты, дома престарелых, тюрьмы. Она помнила завет матери: «Самый близкий путь к Богу – самоотречение и служение ближним».

Вскоре Елизавета Федоровна напишет отцу, что только в Православии она может найти всю настоящую и исконную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. В 1881 году над Елизаветой Федоровной был совершен чин принятия в Православную церковь.

Хотя яркое солнце пряталось за хмурыми тучами, а подмосковные луга еще покоились под снегом, никто уже не сомневался, что наступила долгожданная весна. Такая счастливая и радостная Пасха! Какое ликование было у неё в душе на Пасху, когда вместе с любимым мужем она пела Светлый тропарь «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...» и подходила к Святой Чаше.

Утро 1905 года. Ничего не предвещало беды. И вдруг – взрыв! Великий князь был разорван на куски.

Елизавета Федоровна прибыла к месту взрыва белая, как полотно. Там уже собралась толпа. В алом месиве из снега и крови – клочья одежды, обуви, куски тела ее мужа. Террорист не промахнулся: бомба попала прямо в грудь великого князя.

Княгиня встала на колени прямо в мокрый снег. Руки дрожали, перед глазами плыл туман. Она стала медленно укладывать на носилки все, что осталось от её Сергея. Получился небольшой бугорок. Какой-то солдат накрыл его шинелью.

Она шла за носилками с плотно сжатыми губами, бледным лицом. Никто не услышал от неё ни крика, ни плача, не увидел в глазах слёз. Носилки внесли в церковь и поставили перед амвоном. Елизавета Федоровна простояла перед ним всю службу.

«Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе с Вами я восхожу в более высокий мир – в мир бедных и страдающих", – говорила Елизавета Федоровна сестрам Марфо-Мариинской обители 9 апреля 1910 года, когда она сменила черное траурное платье на монашеское одеяние.

Первая красавица страны распустила двор, переселилась из дворца в келью Марфо-Мариинской обители, спала на досках без матраца, соблюдала все посты. Сама перебинтовывала раны, помогала при операциях.

Не будучи русской по происхождению, она стала русской по духу, несущей в мир милосердие и добро, любовь и прощение... Она всем сердцем полюбила Россию и Православие, и не отказалась от него даже на краю гибели.

Весной 1918 года она была задержана и выслана из Москвы. В мае она вместе с другими представителями дома Романовых была перевезена в Екатеринбург.

Ночь с 17 на 18 мая 1918 года была темная и глухая, не было слышно ни звука. Казалось, даже сверчки и те умолкли. И только исхлестанные ветром деревья стонали. За узниками пришел конвой. Елизавета Федоровна постоянно молилась. Но не о себе... Молитвы, обращенные к Богу, были об её палачах, об их грешных душах. «Господи, прости им, не знают, что делают!» Всех столкнули в заброшенный рудник, достигавший в глубину 60 метров. Палачи бросили в шахту бомбы, чтобы скрыть следы преступления.

2017 год. Ясный солнечный денек. Я осторожно открываю калитку Марфо-Мариинской обители. Кажется, за эти годы ничего не изменилось: кованые ворота, чугунные решетки... и храм, белым лебедем взметнувшийся ввысь к Богу. Здесь, в Марфо-Мариинской обители, как-то особо остро чувствуется сопричастность к истории России и ответственность за всё происходящее, чувствуется героический дух новомучеников.

Я с благоговением прикладываюсь к иконе и мощам преподобномученицы Елизаветы Федоровны. «Прости их, Елизавета, прости всех нас».

Наша жизнь такая короткая. Но она не ценнее вечности. И это доказывает подвиг новомучеников и исповедников Российских, осветивших нашу жизнь ярким и ровным светом!

Светлой любви к Богу! И светлой памяти духовным героям! Сайт конкурса «Лето Господне»

При реализации проекта «Лето Господне» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх