История персонажа. Женские образы в повести Б.Л

В разделе на вопрос характеристика Гали Четвертак в повести „А зори здесь тихие” заданный автором Голосовать лучший ответ это Жизнь Гали Четвертак - одна сплошная мечта, и о войне она тоже мечтала, но "осуществленная мечта всегда лишена романтики. Реальный мир оказался суровым и жестоким и требовал не героического порыва, а неукоснительного исполнения воинских уставов. Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем непохожи на Галины представления о фронте".

Ответ от Елена Федорова [гуру]
Сирота, фамилию дали в детдоме, потому что была очень маленькая. Ей всегда хотелось, чтоб ее заметили, именно поэтому она все время фантазировала. Когда началась война, вместе со всеми однокурсниками явилась в военкомат - не взяли из-за маленького роста. Но она не отступилась и добилась своего. Но испытание войной Четвертачок (как ласково ее называла Комелькова) не выдержала, погибла, выдав себя криком. И этот крик был "Мама"


Ответ от Европеоидный [активный]
Галя Четвертак - детдомовец. Когда выросла, пошла в библиотечный техникум, где успела проучиться два года, пока не началась война.
Старшина ведет отряд через болота по узкой тропке, и вместе с девушками успешно добираются до озера Вопь. Устроив засаду на Синюхиной гряде, они дожидаются немцев. Те подходят к берегу лишь следующим утром. Но их оказывается гораздо больше - шестнадцать человек. Васков отправляет Лизу Бричкину за подмогой, но девушка оступается на тропе и гибнет в трясине. Тем временем девушки решают обмануть врага, изобразив лесорубов.
Немцы отступают к Легонтову озеру, поверив, что на Синюхиной гряде кто-то действительно рубит лес. Отряд тем временем меняет позицию. Васков понимает, что забыл на прежнем месте свой кисет, и Соня Гурвич решает сбегать за ним. Второпях она нарывается на двух немцев, от рук которых и погибает. Васков с Женей мстят за убитую соратницу, а после хоронят Соню.

Галя Четвертак - четвёртая из девушек - вообще была подкидышем, и фамилию ей дали в детском доме, потому что меньше всех ростом была, в четверть меньше. Поначалу, она была очень активна, и даже приняла участие в нескольких скандалах в детдоме. Но затем стала спокойней, прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже пела в хоре, хотя в душе мечтала о популярности. На войну её не брали, потому что она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Но Галя не сдавалась и, наконец, её направили в зенитчицы. Она была самая молодая, по-детски радовалась, что ее взяли на ответственное задание. А потом психологически не выдержала напряжения, не справилась с собственным страхом.

Действие разворачивается в мае 1942 г. Сельская местность в России. Идёт война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Васков.

На разъезде спокойно. Васкову присылают взвод бойцов - девчат-зенитчиц. Поначалу девушки посмеиваются над Васковым, а он не знает, как ему с ними обходиться. Командует первым отделением взвода Рита Осянина. Муж Риты погиб на второй день войны. Сына Альберта она отправила к родителям. Вскоре Рита попала в полковую зенитную школу. Со смертью мужа она научилась ненавидеть немцев «тихо и беспощадно» и была сурова с девушками из своего отделения.

Немцы убивают подносчицу, вместо неё присылают Женю Комелькову, стройную рыжую красавицу. На глазах Жени год назад немцы расстреляли её близких. После их гибели Женя перешла фронт. Её подобрал, защитил «и не то чтобы воспользовался беззащитностью - прилепил к себе полковник Лужин». Был он семейный, и военное начальство, прознав про это, полковника «в оборот взяло», а Женю направило «в хороший коллектив». Несмотря ни на что, Женя «общительная и озорная». Её судьба сразу «перечеркивает Ритину исключительность». Женя и Рита сходятся, и последняя «оттаивает».

Когда речь заходит о переводе с передовой на разъезд, Рита воодушевляется и просит послать её отделение. Разъезд располагается неподалёку от города, где живут её мать и сын. По ночам тайком Рита бегает в город, носит своим продукты. Однажды, возвращаясь на рассвете, Рита видит в лесу двоих немцев. Она будит Васкова. Тот получает распоряжение от начальства «поймать» немцев. Васков вычисляет, что маршрут немцев лежит на Кировскую железную дорогу. Старшина решает идти коротким путём через болота к Синюхиной гряде, тянущейся между двумя озёрами, по которой только и можно добраться до железной дороги, и ждать там немцев - они наверняка пойдут окружным путём. С собой Васков берет Риту, Женю, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Лиза с Брянщины, она - дочь лесника. Пять лет ухаживала за смертельно больной матерью, не смогла из-за этого закончить школу. Заезжий охотник, разбудивший в Лизе первую любовь, обещал помочь ей поступить в техникум. Но началась война, Лиза попала в зенитную часть. Лизе нравится старшина Васков.

Соня Гурвич из Минска. Её отец был участковым врачом, у них была большая и дружная семья. Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт.

Галя Четвертак выросла в детском доме. Там её «настигла» первая любовь. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе.

Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведёт девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой - трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев. Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать. Пока немцам остаётся около трёх часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду - доложить об изменении обстановки. Но Лиза,переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение.Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья.

Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают её. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят.

Вскоре бойцы видят остальных немцев, приближающихся к ним. Спрятавшись за кустами и валунами, они стреляют первыми, немцы отходят, боясь невидимого противника. Женя и Рита обвиняют Галю в трусости, но Васков защищает её и берет с собой в разведку в «воспитательных целях». Но Васков не подозревает, какой след в душе Гали оставила Сонина смерть. Она напугана до ужаса и в самый ответственный момент выдаёт себя, и немцы убивают её.

Федот Евграфыч берет немцев на себя, чтоб увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку. Но ему удаётся уйти и добраться до острова на болоте. В воде он замечает юбку Лизы и понимает, что помощь не придёт. Васков находит место, где остановились на отдых немцы, убивает одного из них и идет искать девушек. Они готовятся принять последний бой. Появляются немцы. В неравном бою Васков и девушки убивают нескольких немцев. Риту смертельно ранят, и пока Васков оттаскивает её в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Женю и Риту. После этого он идет к лесной избушке, где спят оставшиеся в живых пятеро немцев. Одного из них Васков убивает на месте, а четверых берет в плен. Они сами связывают друг друга ремнями, так как не верят, что Васков «на много вёрст один-одинешенек». Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу уже идут свои, русские.

Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту.

Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину.

Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов.

Война исковеркала судьбы многих героев: погибли не только девушки, но и старшина. Он погиб последним, пережив гибель всех своих бойцов, которые умерли как настоящие герои, спасая родину, Россию, все живое. Он тяжело переживает гибель девушек, чувствует свою вину, видя в каждой из них невесту, будущую мать, у которой могли бы быть дети и внуки, а «теперь не будет этой ниточки! Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества». Читая повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», невольно ставишь себя на место тех девушек, невольно думаешь, как бы повела себя я, оказавшись в столь ужасных обстоятельствах. И невольно понимаешь, что не очень многие люди способны на такой героизм, какой проявили девушки. Считается, что художественная литература основана на вымысле. Отчасти это правда, но Борис Васильев - писатель, прошедший войну, знавший не понаслышке о ее ужасах и убедившийся на собственном опыте в том, что тема женщины на войне заслуживает ничуть не меньшего внимания, чем тема мужского героизма.

Борис Васильев в повести создал пять разных, но потрясающих, женских образов. Среди них есть представители деревни и интеллигенции, реалистки и мечтательницы, смелые и робкие девушки.

Галя Четвертак – самая маленькая героиня, ей не больше 17-18 лет. Внешне она тоже была самой маленькой. Через ее маленький рост ей и дали фамилию Четвертак. Выросла девушка в детдоме, потому что в младенчестве ее туда подкинули. Так подкидышем она и выросла. Но признавать такую свою судьбу она не хотела, поэтому боролась с реальностью умением сочинять. От этого ее таланта выдумывать разные правдоподобные истории уже настрадались многие и поэтому при первом случае ее отправили учиться в библиотечный техникум.

Когда она была на третьем курсе, началась война. Всю ее группу призвали на фронт, а ее брать не хотели, потому что ни по росту, ни по возрасту она не подходила. Однако для наивной мечтательной девочки война казалась чем-то романтичным, и она различными уловками добилась того, что и ее записали в зенитчицы. Галя думала, что теперь сможет себя проявить, поэтому очень хотела выделиться, сделать так, чтобы ее заметили. Ведь еще с детства она мечтала о всеобщем признании. Но тогда это были мечты о сольной карьере, а теперь она мечтала о военных подвигах.

Очень быстро к Гале пришло осознание, что война – это не романтические приключения, а ужасающая реальность, где нужно точно выполнять указания и рисковать собственной жизнью.

Попав в отряд к Васкову, Галя все так же врала, сочиняя истории о своей жизни. Выдумала она и мать-медсестру. Из-за этого другим бойцам было сложно воспринимать ее всерьез. Но на самом деле Галя не хотела никого обманывать, ведь она сама хотела верить в свои выдумки, она словно больше жила в своем выдуманном мире, чем в реальном. И от этого эта действительность пугала героиню еще больше. В отряде все знали ее, как трусишку. Поэтому идти на задание вместе с Четвертак они не спешили, ведь ненадежный боец может подставить других. вынужден приноравливаться к походке маленькой Четвертак, идти не спеша. И это было опасно для всех.

Из-за своей пугливости и растерянности Галя и гибнет во время перестрелки с немцами. Она выбежала прямо на них в самый неподходящий момент и от страха закричала. О чем хочет нам сказать автор? Возможно, что не место на войне таким робким и романтичным личностям. Ведь война сурова и не щадит их.

Галя была подавлена еще и тем, что погибла ее подруга Соня Гурвич. Поэтому уже не могла романтично смотреть на военные события. В ее душе поселился страх. Осознание того, что и ее ждет та же участь, возможно, и подвело Галю. Она потеряла бдительность и не сумела мыслить рационально. Поэтому в надежде просто убежать от кошмара, вылетела прямо на врага и погибла от пули. А возможно она и выбежала для того, чтобы быстрее закончить эту ужасную реальность доля себя.

Галя Четвертак – это образ обделенной вниманием мечтательной девушки, которую уничтожила война.

Ну зачем же так, ну зачем? - укоризненно сказала Женька и обняла Четвертак. - Нам без злобы надо, а то остервенеем. Как немцы, остервенеем…

Смолчала Осянина…

А Галя действительно была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали: Четвертак. Потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше.

Детдом размещался в бывшем монастыре; с гулких сводов сыпались жирные пепельные мокрицы. Плохо замазанные бородатые лица глядели со стен многочисленных церквей, спешно переделанных под бытовые помещения, а в братских кельях было холодно, как в погребах.

В десять лет Галя стала знаменитой, устроив скандал, которого монастырь не знал со дня основания. Отправившись ночью по своим детским делам, она подняла весь дом отчаянным визгом. Выдернутые из постелей воспитатели нашли ее на полу в полутемном коридоре, и Галя очень толково объяснила, что бородатый старик хотел утащить ее в подземелье.

Создалось "Дело о нападении…", осложненное тем, что в округе не было ни одного бородача. Галю терпеливо расспрашивали приезжие следователи и доморощенные Шерлоки Холмсы, и случай от разговора к разговору обрастал все новыми подробностями. И только старый завхоз, с которым Галя очень дружила, потому что именно он придумал ей такую звучную фамилию, сумел докопаться, что все это выдумка.

Галю долго дразнили и презирали, а она взяла и сочиняла сказку. Правда, сказка была очень похожа на мальчика с пальчика, но, во-первых, вместо мальчика оказалась девочка, а во-вторых, там участвовали бородатые старики и мрачные подземелья.

Слава прошла, как только сказка всем надоела. Галя не стала сочинять новую, но по детдому поползли слухи о зарытых монахами сокровищах. Кладоискательство с эпидемической силой охватило воспитанников, и в короткий срок монастырский двор превратился в песчаный карьер. Не успело руководство справиться с этой напастью, как из подвалов стали появляться призраки в развевающихся белых одеждах. Призраков видели многие, и малыши категорически отказались выходить по ночам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Дело приняло размеры бедствия, и воспитатели вынуждены были объявить тайную охоту за ведьмами. И первой же ведьмой, схваченной с поличным в казенной простыне, оказалась Галя Четвертак.

После этого Галя примолкла. Прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. Тут ее настигла первая любовь, а так как она привыкла все окружать таинственностью, то вскоре весь дом был наводнен записками, письмами, слезами и свиданиями. Зачинщице опять дали нагоняй и постарались тут же от нее избавиться, спровадив в библиотечный техникум на повышенную стипендию.

Война застала Галю на третьем курсе, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли, а Галю нет, потому что она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Но Галя, не сдаваясь, упорно штурмовала военкома и так беззастенчиво врала, что ошалевший от бессонницы подполковник окончательно запутался и в порядке исключения направил Галю в зенитчицы.

Осуществленная мечта всегда лишена романтики. Реальный мир оказался суровым и жестоким и требовал не героического порыва, а неукоснительного исполнения воинских уставов. Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем непохожи на Галины представления о фронте. Галя растерялась, скисла и тайком плакала по ночам. Но тут появилась Женька, и мир снова завертелся быстро и радостно.

А не врать Галя просто не могла. Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность И появилась на свет мама - медицинский работник, в существование которой Галя почти поверила сама.

Времени потеряли много, и Васков сильно нервничал. Важно было поскорее уйти отсюда, нащупать немцев, сесть им на хвост, а потом пусть дозорных находят. Тогда уже старшина над ними висеть будет, а не наоборот. Висеть, дергать, направлять, куда надо, и… ждать. Ждать, когда наши подойдут, когда облава начнется.

Но… провозились: Соню хоронили, Четвертак уговаривали, - время шло. Федот Евграфыч пока автоматы проверил, винтовки лишние - Бричкиной и Гурвич - в укромное место упрятал, патроны поровну поделил. Спросил у Осяниной:

Из автомата стреляла когда?

Из нашего только.

Ну, держи фрицевский. Освоишь, мыслю я. - Показал ей, как управляться, предупредил: - Длинно не стреляй: вверх задирает. Коротко жаль.

Тронулись, слава тебе… Он впереди шел, Четвертак с Комельковой - основным ядром, а Осянина замыкала. Сторожко шли, без шума, да опять, видно, к себе больше прислушивались, потому что чудом на немцев не нарвались. Чудом, как в сказке.

Счастье, что старшина первым их увидел. Как из-за валуна сунулся, так и увидел: двое в упор на него, а следом остальные. И опоздай Федот Евграфыч ровно на семь шагов - кончилась бы на этом вся их служба. В две бы хороших очереди кончилась.

Но семь этих шагов были с его стороны, сделаны, и потому все наоборот получилось. И отпрянуть успел, и девчатам махнуть, чтоб рассыпались, и гранату из кармана выхватить. Хорошо, с запалом граната была: шарахнул ею из-за валуна, а когда рвануло, ударил из автомата.

В уставе бой такой встречным называется. А характерно для него то, что противник сил твоих не знает: разведка ты или головной дозор - им это непонятно. И поэтому главное тут - не дать ему опомниться.

Федот Евграфыч, понятное дело, об этом не думал. Это врублено в него было, на всю жизнь врублено, и думал он только, что надо стрелять. А еще думал, где бойцы его: попрятались, залегли или разбежались?

Треск стоял оглушительный, потому что били фрицы в его валун из всех активных автоматов. Лицо ему крошкой каменной иссекло, глаза пылью запорошило, и он почти что не видел ничего: слезы ручьем текли. И утереться времени не было.

Лязгнул затвор его автомата, назад отскочив: патроны кончились. Боялся Васков этого мгновения: на перезарядку секунды шли, а сейчас секунды эти жизнью измерялись. Рванутся немцы на замолчавший автомат, проскочат десяток метров, что разделяли их, и - все тогда. Хана.

Но не сунулись диверсанты. Голов даже не подняли, потому что прижал их второй автомат - Осяниной. Коротко била, прицельно, в упор и дала секундочку старшине. Ту секундочку, за которую потом до гробовой доски положено водкой поить.

Сколько тот бой продолжался, никто не помнил. Если обычным временем считать, - скоротечный был бой, как и положено встречному бою по уставу. А если прожитым мерить - силой затраченной, напряжением, - на добрый пласт жизни тянуло, а кому и на всю жизнь.

Галя Четвертак настолько испугалась, что и выстрелить-то ни разу не смогла. Лежала, спрятав лицо за камнем и уши руками зажав; винтовка в стороне валялась. А Женька быстро опомнилась: била в белый свет, как в копейку. Попала - не попала: это ведь не на стрельбище, целиться некогда.

Два автомата да одна трехлинеечка - всего-то огня было, а немцы не выдержали. Не потому, конечно, что испугались, - неясность была. И, постреляв маленько, откатились. Без огневого прикрытия, без заслона, просто откатились. В леса, как потом выяснилось.

Враз смолк огонь, только Комелвкова еще стреляла, телом вздрагивая при отдаче. Добила обойму, остановилась. Глянула на Васкова, будто вынырнув.

Все, - вздохнул Васков.

Тишина могильная стояла, аж звон в ушах. Порохом воняло, пылью каменной, гарью. Старшина лицо отер - ладони в крови стали: посекло осколками.

Задело вас? - шепотом спросила Осянина.

Нет, - сказал старшина. - Ты поглядывай там, Осянина.

Сунулся из-за камня: не стреляли. Вгляделся: в дальнем березняке, что с лесом смыкался, верхушки подрагивали. Осторожно скользнул вперед, наган в руке зажав. Перебежал, за другим валуном укрылся, снова выглянул: на разбросанном взрывом мху кровь темнела. Много крови, а тел не было: унесли.

Полазав по камням да кусточкам и убедившись, что диверсанты никого в заслоне не оставили, Федот Евграфыч уже спокойно, в рост вернулся к своим. Лицо саднило, а усталость была, будто чугуном прижали. Даже курить не хотелось. Полежать бы, хоть бы десять минут полежать, а подойти не успел - Осянина с вопросом:

Вы коммунист, товарищ старшина?

Член партии большевиков…

Просим быть председателем на комсомольском собрании.

Обалдел Васков:

Собрании?…

Увидел: Четвертак ревет в три ручья. А Комелькова - в копоти пороховой, что цыган, - глазищами сверкает:

Трусость!… Вот оно что…

Собрание - это хорошо, - свирепея, начал Федот Евграфыч. - Это замечательно: собрание! Мероприятие, значит, проведем, осудим товарища Четвертак за проявленную растерянность, протокол напишем. Так?…

Молчали девчата. Даже Галя реветь перестала: слушала, носом шмыгая.

А фрицы нам на этот протокол свою резолюцию наложат. Годится?… Не годится. Поэтому как старшина и как коммунист тоже отменяю на данное время все собрания. И докладываю обстановку: немцы в леса ушли. В месте взрыва гранаты крови много: значит, кого-то мы прищучили. Значит, тринадцать их, так надо считать. Это первый вопрос. А второй вопрос - у меня при автомате одна обойма осталась непочатая. А у тебя, Осянина?

Полторы.

Вот так. А что до трусости, так ее не было. Трусость, девчата, во втором бою только видно. А это растерянность просто. От неопытности. Верно, боец Четвертак?

Тогда и слезы и сопли утереть приказываю. Осяниной - вперед выдвинуться и за лесом следить. Остальным бойцам - принимать пищу и отдыхать по мере возможности. Нет вопросов? Исполнять.

Молча поели. Федот Евграфыч совсем есть не хотел, а только сидел, ноги вытянув, но жевал усердно: силы были нужны. Бойцы его, друг на друга не глядя, ели по-молодому - аж хруст стоял. И то ладно: не раскисли, держатся пока.

Солнце уж низко было, край леса темнеть стал, и старшина беспокоился. Подмога что-то запаздывала, а немцы тем сумерком белесым могли либо опять на него выскочить, либо с боков просочиться в горловине между озерами, либо в леса утечь: ищи их тогда. Следовало опять поиск начинать, опять на хвост им садиться, чтобы знать положение. Следовало, а сил не было.

Да, неладно все пока складывалось, очень неладно. И бойца загубил, и себя обнаружил, и отдых требовался. А подмога все не шла и не шла…

Однако отдыху Васков себе отпустил, пока Осянина не поела. Потом встал, засупонился потуже, сказал хмуро:

В поиск со мной идет боец Четвертак. Здесь - Осянина старшая. Задача: следом двигаться на большой дистанции.

Ежели выстрелы услышите - затаиться приказываю. Затаиться и ждать, покуда мы не подойдем. Ну, а коли не подойдем - отходите. Скрытно отходите через наши прежние позиции на запад. До первых людей; там доложите.

Конечно, шевельнулась мысль, что не надо бы с Четвертак в такое дело идти, не надо. Тут с Комельковой в самый раз: товарищ проверенный, дважды за один день проверенный - редкий мужик этим похвастать может. Но командир - он ведь не просто военачальник, он еще и воспитателем подчиненных быть обязан. Так в уставе сказано.

А устав старшина Васков уважал. Уважал, знал назубок и выполнял неукоснительно. И поэтому сказал Гале:

Вещмешок и шинельку здесь оставишь. За мной идти след в след и глядеть, что делаю. И, что б ни случилось, молчать. Молчать и про слезы забыть.

Слушая его, Четвертак кивала поспешно и испуганно…


| |

Повесть «А зори здесь тихие…» подарила советской литературе и кинематографу пять тонких чувственных женских образов. Абсолютно разные, трогательные и живые героини описаны . Действующие лица и их характеристики очень важны для повествования. Пять жизненных историй, соединившиеся страшными военными баталиями, оборвались на фронте. Трагедия каждой девушки и большое горе для страны, утратившей сотни тысяч людей, изображены в произведении, которое впоследствии было экранизировано.

История создания

Повесть была написана и опубликована в 1969 году. В основу сюжета «А зори здесь тихие…» легли реальные события. Автор узнал историю о подвиге семи солдат, противостоявших немецким диверсантам. Военные отстояли стратегически важную зону на Кировском железнодорожном полотне ценой своей жизни. Выжил только сержант. Судьба солдат вдохновила Бориса Васильева. В ходе работы над произведением автор понял, что ежедневный подвиг во время войны совершали и мужчины, и женщины, и сделал последних главными действующими лицами.

Писать о роли женщин в военное время в те годы было не принято. Их судьбы оставались в тени мужчин – защитников и героев. Сочинение Васильева стало открытием в советской послевоенной литературе и выделялось на фоне сочинений о войне. Писатель, комментируя свое сочинение, говорил, что важно в нем освещение инициативы советского человека, который вставал грудью на защиту родины не по приказу, а по собственному желанию. Если бы он описывал поведение мужчин – оно было бы типичным. Но женщинам это давалось труднее, и их героические поступки никто не брался описывать.


Главные герои повести "А зори здесь тихие..."

Героинями произведения стали Соня Гурвич, Галя Четвертак, и . Повесть послужила материалом для экранизаций. Ее использовали отечественные постановщики и представители заграничного кинематографа. Кинокартины со схожим сюжетом появились в Индии и Китае.

«А зори здесь тихие…»

В повести «А зори здесь тихие…» описаны пять женских образов – девушек разного происхождения, представительниц разных типажей. Их биографии разнятся, но героинь объединяют мечтательность, женственность, чувствительность, острое восприятие реальности.


Галя Четвертак была самой юной представительницей отряда. Ей было около 17-18 лет. Миниатюрная девушка была выходцем из детдома. Значение ее фамилии, придуманной работниками приюта, полностью оправдывается внешностью. Ребенком Галю оставили на попечение государства, не позаботившись о дальнейшей судьбе малышки. Будучи подкидышем, она не переставала верить в чудо. Богатая фантазия помогала девочке избегать суровой реальности.

Талант рассказывать сочиненные истории и придумывать небылицы решили направить в мирное русло, отправив Галю учиться в библиотечный техникум. До войны девушка училась. Будучи студенткой третьего курса, получила вызов на фронт. Поначалу Галю не хотели брать на службу из-за маленького роста и миниатюрного телосложения, но отчаянность девушки помогла добиться зачисления в зенитчицы. Ей хотелось привлечь к себе внимание и отличиться, поэтому о трусости не могло быть и речи. Она мечтала об общественном признании. В мирное время хотела бы сделать сольную карьеру, а на войне обязана стать героем.


Кадр из фильма "А зори здесь тихие" (2015)

Когда Галя пошла на фронт, пришло осознание, что война – это не романтическое приключение, а риск, приносящий смерть, борьба за выживание и постоянные испытания характера. В отряде ей пришлось строго следовать указаниям начальства и выполнять раздаваемые приказы. Но и здесь девушка не забыла о страсти к сочинительству. Она легко выдумала историю о себе, где фигурировала мать-медсестра, та, о которой она мечтала. Окружающие быстро поняли, что девушка не всегда правдива, но обманывать сослуживцев той не хотелось. Она просто мечтала о лучшей участи и жила в мире, который сама придумала и противопоставила суровым реалиям войны.

Пугающие обстоятельства позволили проверить стойкость Гали. Юная девушка – не из числа отважных, поэтому идти с ней на выполнение задания не спешили. Девушки понимали, что Галя окажется слабым звеном операции и случайно подставит. Рассеянность и пугливость девушки приводят ту к гибели. Это событие свидетельствует о том, что к войне готов не каждый. Какую бы храбрость ни проявляли люди в жизни, какими бы сильными ни казались себе в собственных мечтах, в условиях грозящей опасности мечтательность и фантазии неуместны.


Последние минуты жизни Гали Четвертак

Страх сломил Галю. Факт того, что погибла ее подруга Соня Гурвич, повлиял на нее, поселил в душе ужас. Боязнь и осознание того, что ей грозит подобная смерть, дезориентировали девушку. Галя потеряла бдительность и в смертельной перестрелке с фашистами, пытаясь уйти от опасности, попала под открытый огонь вражеских орудий. Мечтательную девушку смяла жестокая машина войны, не щадящая слабых и романтиков.

Экранизации

Первое киновоплощение повести стало легендарным, запечатлев исполнительниц ролей в образах их героинь на долгие годы. Сегодня зрителям сложно представить других артисток в ролях молодых советских зенитчиц. В картине , вышедшей в 1972 году, роль Гали Четвертак исполнила .


Вдохновленные произведением, зарубежные кинорежиссеры создали работы на его основе. В сотрудничестве с российской стороной китайский постановщик Мао Вэйнин снял сериал из 12 эпизодов «А зори здесь тихие…» в 2005 году. На роль Гали Четвертак пригласили Александру Теряеву.

Индийский режиссер С.П. Джананатхан снял приключенческий боевик по мотивам повести Васильева. Картина под названием «Доблесть» вышла в прокат в 2009 году.


Вновь поднял тему женского героизма на войне в 2015 году, создав киноленту « » по мотивам первой экранизации литературного произведения. Актриса сыграла Галю Четвертак в этом проекте. Режиссер подвергся критике за поверхностную интерпретацию произведения и эротические сцены, изображавшие героинь в бане.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх