Инкорпорация украинских земель в состав российской и австрийской империй. Западноукраинские земли в составе австрийской империи

НОВАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ

В 70-80-е pp . XVIII в. австрийскими императорами Марией Терезой и Иосифом II был проведен ряд реформ, в том числе ограничение и ликвидация барщины, предоставление крестьянам элементарных общественных прав (жениться без разрешения господина, переселяться и т.д.). Но впоследствии эти реформы были свернуты.

Промышленность в первой четверти XIX в. находилась в состоянии застоя. В 1841 г. в Восточной Галиции насчитывалось 183 мануфактуры, что составило 3,6 общего их количества в Австрии. Лишь с 1843 г. в Галичине появились первые две паровые машины, тогда как во всей стране их действовало уже 231. Большинство городов была промышленно неразвитыми. В 1849 г. Львов имел 68 тыс. населения, Черновцы - 18 тыс., Тернополь - 16 тыс., Ужгород - 7 тыс.

В 1830-х гг. на Западной Украине достаточно рельефно начал выкристаллизовываться национальное движение. На его подъема и активность имели сильное влияние два фактора: 1) польское восстание 1831 г. и возражения поляками вообще украинского вопроса в Галиции; 2) влияние украинского национального возрождения на Левобережной Украине. Началась пропаганда украинского языка, работа над украинским словарем и изучением истории своего края.

В июне 1848 г. в Праге был созван съезд представителей славянских народов Австрийской империи - Первый славянский конгресс. Украинский вопрос обсуждался на Галицко-русской секции, где большинство имели поляки. Несмотря на это, польская делегация вынуждена была согласиться на равноправие украинского языка в школах и учреждениях, на отдельные гимназии для поляков и украинцев; преподавание в лицеях и университетах должно было вестись на двух языках, а в сейме и делопроизводстве украинский язык должна была быть уравнена с польской, и оба народа должны были иметь свою гвардию. Это была первая польско-украинская справедливая сделка, но в связи с наступлением на Прагу австрийских войск Конгресс был распущен, и соглашение осталась нереализованной.

ЗАПОМНИ

В 60-70-х p . XIX в. произошла определенная либерализация общества, что способствовало прогрессу страны, открыло перспективы ее развития на пути превращения из феодальной на буржуазную монархию.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Основной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство, главным образом земледелие, которое через крепостничество и низкую агрокультуру находилось на низком уровне.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

В мае 1848 г. представители украинской либеральной буржуазии, интеллигенции и униатского духовенства создали во Львове украинскую политическую организацию «Главную русскую раду» на главе с епископом Г. Яхимовичем. Она начала издавать первую газету на украинском языке - «Зорю Галицкую», символом украинского народа провозгласила галицкий герб - золотого льва на голубом фоне и желто-голубой флаг.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Значительную роль в развитии самосознания украинского народа сыграло культурно-просветительное общество «Просвещение», основанное в 1868 г. народниками во Львове. Оно издавало произведения украинских писателей, школьные учебники, газеты, организовывало читальни. К 1912 г. «Просвещение» выдала 445 названий книг общим тиражом 3 млн 115 тыс. и насчитывала 77 филиалов и 2364 библиотеки. В нее входили 197 тыс. человек. «Просвещение» выделяло стипендии для студентов, вела антиалкогольную и антинікотинову пропаганду.

В ноябре 1848 г. вспыхнуло вооруженное восстание во Львове, где выдвигались требования введения автономии в Восточной Галичине. Восстание возглавил депутат австрийского рейхстага Лукьян Кобылица. Оно потерпело поражение. В Северной Буковине в 1848 г. крестьяне отказывались выполнять феодальные повинности, захватывали помещичьи владения.

Несмотря на поражение буржуазно-демократической революции 18481849 гг. в Австрии, кризис феодализма в этой империи еще более обострилась, шел процесс развития капиталистических отношений. В 1867 г. принята конституция, по которой Австрийская империя стала двойственной, превратившись в Австро-Венгерскую. А согласно переписи населения в 1900 г. в Галичине проживало 7 млн 185 тыс. человек, из них 42,3 % составляли украинцы. Украинцы составляли также большинство населения западноукраинских земель (с 6,4 млн - 4,6 были украинцы).

В уездах, где украинцев было больше 90 % населения, официальным языком была только польская. Первую украинскую гимназию удалось открыть во Львове в 1867 г. и за 40 последующих лет их было открыто только 5, тогда как поляки имели 4 высшие учебные заведения, 96 гуманитарных и 14 реальных гимназий.

В общественно-политическом движении на западноукраинских землях доминировали два течения: москвофильская и народовская.

Важное значение для консолидации научных сил Украины имело создание в 1892 г. наукового товариства ім. Т. Г. Шевченко (НОШ), которое фактически стало Украинской Академией наук. Общество имело три секции: филологическое, историко-философскую, математико-естественно- врачебную, при которых действовали типография, книжная и библиотечная комиссия. НОШ мало и свой музей. Некоторое время возглавлял НОШ выдающийся историк М. С. Грушевский. К 1914 г. Общество выдало 300 томов научных трудов на русском языке по различным отраслям, а больше всего - из украиноведения.

В середине 70-х годов в Галичине разворачивается радикальный революционно-демократическое движение во главе с И. Франко и М. Павлы ком. В 1890 г. учреждается Русско-Украинская радикальная партия (РУРП) - первая легальная украинская политическая партия европейского типа и одновременно первая в Европе крестьянская партия социальной ориентации). В 1899 г. была создана Украинская национально-демократическая партия - УНДП и Украинская социал-демократическая партия (УСДП), а в 1896 г. - Католический русско-народный союз. УНДП и УСДП стояли на тех же позициях, что и РУРП по своей конечной цели. Политическая самостоятельность Украины становится главным лозунгом национального движения в Галичине и на Буковине.

Малоземелья и безработицы, низкий уровень жизни, аграрное перенаселение вызвали массовую эмиграцию западноукраинского населения преимущественно в Америку. Первыми украинскими переселенцами в США в 70-х годах XIX в. были закарпатцы. На конец XIX ст. украинская община в США насчитывала более 200 тыс. человек. Переселялись также в Канаду, Бразилию, Аргентину. В начале XX в. в Южной Америке проживало около 20 тыс. украинцев. Они основывали здесь поселения, фермы, открывали магазине, сделав свой вклад в развитие этих стран.


К Австрийской империи входили четыре самостоятельные территориальные группировки украинских земель:

Галичина - юго-восточная часть бывшей Речи Посполитой, захваченной Габсбургами после первого раздела Польши в 1772 p .;

Буковина, которая согласно Константинопольской австро-турецкой конвенции 1775 вошла в Австрийской империи;

земли, заселенные поляками, которые были включены в Австрийской империи в 1795. после третьего раздела Польши;

Закарпатье, расположенный на западных склонах Карпатских гор, с ХУП в. входило в состав Венгерского королевства. В XIX в. оно оставалось в венгерской части империи Габсбургов и было изолированным от других украинских земель.

Габсбурги стали обладателями большой части украинских земель площадью более 70 тыс. Км2, с численностью населения свыше 2500000, большинство которого (около 2 млн) составляли украинцы.

Буковина с центром в Черновцах сначала была подчинена военным инстанциям, с 1787 по 1849 на правах отдельного округа входила в состав Галичины, а с 1849 по 1918 г.. Имела статус отдельного коронного края.

Закарпатье находилось в составе Пожонського (Братиславского) наместничества.

Итак, входя в состав одной империи, западноукраинские земли оставались административно разграниченными.

Галичина.

Австрия получила Галицию в состоянии упадка. Войны, русский оккупация довели этот край до обнищания. Благородное утратило свои социальные позиции через взаимную борьбу отдельных родов, городское население обеднел одновременно с упадком торговли и промышленности. Крестьяне изнемогали под гнетом крепостного права. Земледелие имело экстенсивный характер.

В 1774 г.. В Вене при церкви Св. Варвары был основан Барбареум - семинарию для униатского духовенства, которую в 1784 г.. Были переведены во Львов. Вместо школ иезуитского, василианского и пиарського орденов, где обучение велось на латинском и польском языках, австрийский правительство учредило гимназии с немецким языком обучения, позже в 1825 г.. Введено польский язык обучения. В 1774 г.. Основаны школы трех типов: классных - приходские с украинским языком обучения, три и четырехклассные - с немецким языком обучения. В 1774 г.. Во Львове создан университет с четырьмя факультетами. На трех факультетах преподавали на немецком языке, на богословском - латинские. В 1787 было организовано отдельный богословский факультет для украинских студентов с украинским языком преподавания, этот факультет просуществовал до 1809

Значительное внимание уделял австрийское правительство совершенствованию экономических и социальных отношений. Личную зависимость крестьян было отменено. Была проведена реформа судоустройства, благодаря которой крестьяне получили более демократические права - могли самостоятельно жениться, отдавать детей в школу, искать заработка где угодно.

Хотя, в общем реформы имели демократический характер, однако завершены они ни были, а преемники императора были обеспокоены судьбой крестьян.

Революционное движение - так называемая "весна народов", который охватил всю Европу, затронул и Австрию. 23 апреля 1848 Фердинанд I издал исторический манифест, полностью отменял барщину во всей Галичине, почти на пять месяцев раньше, чем в других частях империи. Это существенно улучшило положение крестьян, и хотя 70% обрабатываемых земель получили крестьяне, а 30% землевладельцы, вопрос о принадлежности лесов, пастбищ осталось нерешенным. Со временем эти угодья перешли к крупным землевладельцам, и крестьяне снова стали зависимыми от них в вопросах выпаса скота и заготовки древесины. Размеры крестьянских наделов оказались малы - менее 14 акров, что едва хватало для того, чтобы прокормить семью.

У1861 г.. В Австрии была принята новая конституция. Постепенно в Галичине укреплялись пропольские позиции. Государственным языком вместо немецкой стала польская. Львовский университет перешел на преподавание на польском языке; школы, за небольшим исключением, перешли под руководство Польской краевой школьного совета. Города были колонизированы, и государственные и местные органы власти поддерживали развитие польской культуры и науки.

Подавление российскими войсками польского восстания 1863 г.. Обострило отношения между украинским и поляками. Провод в культурной и национальной жизни Украинской принадлежал интеллигенции духовного происхождения, главным образом Священникам униатам, которые объединялись вокруг собора Св. Юра во Львове.

Позиции москвофилов укрепляли внешние факторы: в 1863 российские войска подавили первое польское восстание, а в 1868 г.. - Второе. В 1865-1866 pp. Австрия в войне с Пруссией потерпела поражение. Подчиненные ей народы получили широкую автономию, а сама Австрия стала "двуединой" монархией - АвстроУгорщиною, которую объединяла лицо монарха. Но каждая часть монархии имела свои отдельные парламенты: Австрия - в Вене, Венгрия - в Будапеште. Министерства, за исключением финансов, военного и иностранных дел, также были раздельными.

Сторонники Украинской течения - народники - основали новые общества: в 1861 - "Русская беседа" во Львове, в 1868 -

Просвета, в 1873 p. - Общество имени Т. Шевченко; с 1893 г.. это общество, созданное для содействия развитию литературы, превратилось в научную организацию. У1888 г.. Народники создали политическое общество "Народный Совет", которое ставило задачей добиваться разделения Галиции на польскую и украинскую части. В конце 1880 под влиянием М. Драгоманова была создана Украинская радикальная партия, в которой ведущее место заняли И. Франко и М. Павлик. Главной целью партия ставила защиту интересов крестьян. В 1890-х годах в Галичине появляются новые интеллектуальные и научные силы. У1899 г.. Правое крыло Украинской радикальной партии объединилось с народниками, и они создали новую - Национальную демократическую партию, которая основной задачей поставила, чтобы "целый украинский народ соединился в одноцильний национальный организм". ее возглавил Ю. Романчук, чуть позже - К. Левицкий. В 1899 г.. Левое крыло Национально-демократической партии создало новую - Украинскую социал-демократическую партию, которую возглавил М. Ганкевич.

За первые 10-15 лет XX в. Галичина сделала значительный прогресс во всех областях культурной жизни. Главным центром украинской науки стало Общество имени Т. Шевченко, которое объединяло ученых не только Галичины, но и других частей Украины. Оно пользовалось признанием всего мира и до 1914 г.. Выдало около 300 томов научных трудов на украинском языке, преимущественно из украиноведения. Значительную роль в культурной и духовной жизни Галичины играл митрополит Галицкий граф Андрей Шептицкий, который находился на этом посту с 1900 до 1944 pp. Под его руководством греко-католическая церковь стала украинской национальной церковью, он заботился о школах, основал Научный институт для студий, соединенный с Богословской академией, и "Академический Дом" во Львове; помогал частным школам; за свои средства отправлял молодых священников на стажировку в Рим, Вену; давал стипендии светской молодежи для науки за рубежом помогал детским садам и сиротам; основал Украинский госпиталь - "Народную лечебницу" во Львове, поддерживал издательства.

Конец XIX - начало XX в. характеризуется в Галичине обострением борьбы с поляками, которые были фактическими обладателями края. Стремление поляков создать собственное государство становится реальностью в результате конфликтов между Россией и Австрией, интересы которых пересекались на Балканах. Особенно они обострились во время Балканской войны 1912-1913 pp.

Значительных разрушений Галичине нанесла Первая мировая война. В австрийской армии воевало 250 тыс. Украинских. В 1914 г.. Значительная часть западноукраинских земель была завоевана русскими войсками, но уже в мае - июне 1915 была возвращена обратно.

В работах М. Грушевского, Д. Дорошенко содержатся конкретные примеры массового террора во время отступления русских войск. Н. Полонская-Василенко подает такую картину тех дней: "В связи с отступлением русских войск на восток выселяли людей из Холмщины, Волыни, Подолья. Села жгли, чтобы оставить врагу пустыню. Люди шли с маленькими детьми, с нищим имуществом, гнали скот, для которого не было фуража и она, дохлая по дороге. Когда валка доходила до железнодорожной станции, людей битком сажали в вагоны и днями-неделями везли за Урал, в Пермь и др. Когда наконец открывали вагоны, то были случаи, находили там сами трупы. К ужасу руин присоединились эпидемии тифа, брюшного тифа, которые косили выселенцев ".

После Брусиловского прорыва весной 1916 бывшая территория Королевства Польского, куда входили галицкие земли, была отдана в полное распоряжение Пруссии. Это создало новое недовольство украинского населения, что привело к национально-освободительное движение.

История Украины. Научно-популярные очерки Коллектив авторов

Инкорпорация украинских земель в состав Российской и Австрийской империй

Инкорпорация украинских земель в состав Российской и Австрийской империй

В конце XVIII столетия практически для каждого государства характерны значительные территориальные изменения, что было связано с войнами за гегемонию на европейском континенте. Вспомним и усиление Османской империи, и ее выход на одно из главенствующих мест на континенте, и русско-турецкие войны, которые, в результате, ликвидировали опасность завоевания турками Восточной и Центральной Европы. Но вместе с тем ни одному из государств не удалось на тот момент навязать свою гегемонию Европе, именно потому конец XVIII в. можно обозначить как период относительного европейского равенства сил. И лишь Французская революция и разделы Речи Посполитой несколько изменили ситуацию и подняли Российскую империю на более высокую ступень по сравнению с другими державами. Стремясь овладеть огромными территориальными просторами, Речь Посполитая потеряла себя как исторический феномен, и конец XVIII в. стал для нее фатальным. Именно тогда она была расчленена между Пруссией, Австрийской и Российской империями, которые к тому времени осуществляли весомое влияние на разные сферы жизни Европы, и надолго потеряла свою государственную независимость. Так, вследствие II и III разделов Речи Посполитой к Российской империи отошли значительные территории Правобережья Украины. Эти земли царское правительство стремилось слить в единое целое с империей, как. это раньше было сделано с Левобережной Украиной.

Историческая судьба украинского народа сложилась так, что с конца XVІII в. и практически до 1914 г. он был расчленен между империями Романовых и Габсбургов. После трех разделов Польши (1772–1795) Правобережная Украина (Киевщина, Волынь, Подолье), Берестейщина и Холмщина отошли к Российской империи, а в составе Австрийской империи оказались Галиция, Буковина и Закарпатье. В 1774 г. после очередной войны с Османской Турцией Российская империя присоединила к себе Крым и северочерноморские степи.

М. Н. Кречетников, генерал от инфантерии, по приказу Екатерины II участвовал в подавлении восстания гайдамаков, был генерал-губернатором областей, отошедших к России после второго раздела Польши (1790-е гг.)

В конце XVIII - начале XIX в. украинские земли были преобразованы в обычные структурные подразделения политико-административных систем империй Романовых и Габсбургов. На месте автономносамостоятельных украинских регионов - Слобожанщины и Левобережья - появились Харьковская, Черниговская и Полтавская губернии, причем к соседним с украинскими землями российским губерниям присоединили территории, где большинство населения составляли украинцы. Земли Правобережной Украины, которые в составе Речи Посполитой составляли Киевское, Брацлавское, Подольское и Волынское воеводства, были преобразованы в губернии Киевскую, Подольскую и Волынскую. После русско-турецкой войны 1806–1812 гг. к Российской империи отошла заселенная преимущественно молдаванами территория между реками Днестр и Прут. Тут создали Бессарабскую область, в которую вошли и новообразованные уезды Измаильский, Аккерманский и Хотынский с преобладающим украинским населением. Южная (Степная) Украина - территория так называемого «Дикого поля», которое к последней четверти XVIII в. заселяли лишь татары и запорожские казаки, была преобразована в Екатеринославскую, Херсонскую и Таврическую губернии.

В губерниях государственную власть Российской империи представляли губернские правления, возглавляемые губернаторами, которых назначал и снимал император. Губернии состояли из уездов, возглавляемых исправниками. Уезды, в свою очередь, делились на станы, руководимые полицейскими приставами. Важным государственным учреждением была Казенная палата. Она ведала сбором с населения различных государственных налогов. Установленный административно-управленческий аппарат был призван охранять имперскую власть на местах.

Австрийское правительство выработало более гибкие формы административно-территориального деления. Галиция (с частью польских земель) была выделена в Королевство Галиции и Лодомерии с центром во Львове. В 12 из 18 округов (с середины XIX в.) в 50 уездах из 74 преобладало украинское население. Буковина с 1787 г. на правах округа входила в его состав, а с 1849 г. получила статус отдельного коронного края.

Закарпатье входило в состав Пожонского (Братиславского) наместничества и лишь на протяжении короткого времени после революции 1848–1849 гг. имело статус автономного Ужгородского округа. В 1867 г. Австрия признала право Венгрии на самоуправление в рамках единой империи.

Таким образом, инкорпорация украинских земель сопровождалась нивелированием особенностей их территориально-административного устройства, форм самоуправления, установленных судебных инстанций и т. п.

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Инкорпорация Замеченная и описанная особенность этнического феномена объясняет затруднения, постоянно возникающие при инкорпорации иноплеменников. Для того чтобы войти в чужой этнос, недостаточно собственного желания и даже простого согласия принимающего

автора Гогун Александр

2.4. Война украинских повстанцев против украинских партизан По мнению английского исследователя Ричарда Овери, «напряжение между советскими партизанами и местным населением нигде не было так велико и так же опасно, как в [Западной] Украине…» Связано это было с

Из книги Сталинские коммандос [Украинские партизанские формирования, 1941-1944] автора Гогун Александр

4.3. Национальный состав украинских партизанских формирований Не подтвердилась гипотеза американского исследователя Джона Армстронга о том, что «на Украине, в отличие от расположенных севернее регионов, партизаны являлись этнически и социально чуждым слоем».

Из книги От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе автора Буассонад Проспер

ГЛАВА 3 Восточная Римская империя и восстановление экономики и общественной жизни в Западной Европе с V по X в. – Заселение новых земель и сельскохозяйственное производство. – Раздел имущества и классовый состав сельского населения в Восточной Европе В продолжение

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

12. УКРАИНА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ И АВСТРИЙСКОЙ ИМПЕРИЙ Около 150 лет, с конца XVIII до начала XX в., украинцы жили в двух разных империях: 80 % из них были подданными Романовых, остальные - Габсбургов. Так на рассвете Нового времени украинцы оказываются внутри политических систем,

Из книги Полководцы Первой Мировой [Русская армия в лицах] автора Рунов Валентин Александрович

Приложение 3 Высший командный состав сухопутных войск Российской империи периода август 1914 г. – март 1917 г СТАВКА Верховные главнокомандующие: генерал от кавалерии великий князь Николай Николаевич (20.7.1914 – 23.8.1915, 2.3 – 11.3.1917);император Николай II (23.8.1915

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Тема 7. Процесс дальнейшей инкорпорации Гетманщины в состав Российской

Из книги Великое княжество Литовское автора Левицкий Геннадий Михайлович

Включение западных земель Руси (территория современной Беларуси) в состав Великого княжества Литовского (XIII – XIV века) 1. Появление литовских князей в Новогородской земле Впервые в Ипатьевской летописи Новогородок упоминается под 1235 годом. Однако, как показали

автора Коллектив авторов

Вхождение восточнославянских земель в состав Великого княжества Литовского Начало стремительного подъема Литовского княжества приходится на времена правления Миндовга. В 1240 г. Миндовг провозгласил себя единовластным правителем Литвы, а вслед за этим начался процесс

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Вхождение украинских земель в состав Речи Посполитой Новый мощный импульс к эскалации конфликта между Москвой и Вильно ситуация получает с момента реанимации в конце 50-х гг. Иваном IV Васильевичем (Грозным) курса своего деда Ивана III на обеспечение государству выхода к

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

2. Эволюция и кризис украинской сословной государственности. Вхождение украинских земель в состав империй

Из книги История Украины автора Коллектив авторов

Вхождение украинских земель в состав Речи Посполитой. Возникновение

Из книги Украина и Речь Посполитая в первой половине XVII в. автора Безьев Дмитрий Анатольевич

§ 1. Политика российского правительства в отношении Речи Посполитой и ее украинских земель в первой половине XVII в. В данной главе мы очень кратко коснемся проблемы отношения правительства России к событиям, происходившим на территории Украины в первой половине XVII в., его

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том восьмой автора Коллектив авторов

3. ЗАВЕРШЕНИЕ ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ Победа советской дипломатии. Последний этап длительной борьбы советской дипломатии за признание Соединенными Штатами и Великобританией новых западных границ СССР развернулся на Крымской конференции глав правительств

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Основание для возврата в состав Руси крепости (Форт) Росс и прилегающих земель в Русской Калифорнии В 1817 году русичами из Российско-Американской компании (РАК) на законном основании у индейцев, коренных жителей Калифорнии, выкуплены земли под селение Росс (Форт

Из книги Теленгеты автора Тенгереков Иннокентий Сергеевич

Часть 1. ТЕЛЕНГЕТЫ ДО ВХОЖДЕНИЯ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ТЕЛЕНГЕТЫ. Российские тюркологи Радлов В.В. и Аристов Н.А. в своих научных трудах по изучению тюркских народностей и племен независимо друг от друга пришли к единому мнению о том, что теленгиты, телеуты,

Восьмое занятие

(конец XVIII века - 1917)

С конца XVIII века до 1917 года украинские земли находились под властью двух империй - Российской и Австрийской.

Западная Украина в империи Габсбургов. В Австрийской империи жили украинцы Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатской Украины. Социальная структура украинского населения здесь была очень простой. 95% украинцев составляли бедные крестьяне. Высшие классы на Западной Украине состояли в основном из поляков, а в Закарпатье – из венгров. Социально-экономическое развитие на Западной Украине проходило намного медленнее, чем на украинских землях в составе России. Западная Украина была одним из самых бедных регионов Европы.

Большие изменения в Западной Украине произошли в период революции 1848-1849 годов. Эта революция охватила большую часть Европы. В результате этой революции в Австрийской империи было уничтожено крепостное право и состоялись выборы в парламент. В Австрийском парламенте украинцы получили несколько мест.

После революции в Австрийской империи появились первые украинские журналы и украинские общественные организации. В Львовском университете была открыта первая украинская кафедра.

В Восточной Галиции происходили постоянные конфликты между украинским и польским населением. Они происходили потому, что украинцы боролись за статус автономии Восточной Галиции и Северной Буковины в составе Австро-Венгрии (так стала называться Австрийская империя в 1867 году). Польская шляхта выступила против такой автономии украинских земель.

Польская шляхта занимала все посты в администрации Галиции и установила там своё господство. Поляки контролировали и региональный парламент в Галиции. Борьба украинцев за автономию угрожала польскому господству на западноукраинских землях.

Промышленности на Западной Украине в XIX веке почти не было. Бедные украинские крестьяне часто продавали свою землю и уходили на запад. С 1890 до 1914 года более 500 тысяч украинцев эмигрировали с Западной Украины в Канаду, США, Южную Америку.

Украинские земли в Российской империи в XIX веке. Российский царь поддерживал свою власть на Украине с помощью армии и администрации. В 1830-х годах российская административная система охватила всю Украину, находившуюся под властью Российской империи.

Для воспитания царских администраторов, развития науки, образования и культуры в XIX веке царское правительство открыло на Украине три университета: первый в Харькове в 1805 году, затем в Киеве в 1834 году и в Одессе в 1865 году. В Харьковском университете был медицинский факультет. Этот факультет стал основой для создания уже в XX веке нашего учебного заведения.



Выдающимся общественным и культурным деятелем Украины в XIX веке был Тарас Шевченко (1814-1861). Он родился в бедной семье простых крестьян. Уже в детстве у Тараса проявился талант художника. В 1838 году друзья Шевченко - русские художники и поэты, выкупили его у помещика. Тарас Шевченко стал свободным человеком. Он поступил в Петербургскую Академию Художеств, закончил ее и стал академиком. Но особый талант Шевченко проявился в литературе. Шевченко был гениальным поэтом. В своих стихах Тарас Шевченко призывал народ Украины к борьбе за свободу. Царское правительство хотело уничтожить Шевченко. Его отдали в солдаты и отправили на восток Российской империи в очень тяжелые условия. Шевченко запрещали писать и рисовать. Только через десять лет Шевченко было разрешено вернуться. Но здоровье его было уже очень плохим. Скоро в Петербурге Тарас Шевченко умер. Он стал символом борьбы украинского народа за социальное и национальное освобождение.

Реформы в Российской империи начались позже и дали её народам меньше прав, чем в Австрийской империи. Самой важной реформой стала отмена крепостного права в 1861 году. До этого 42% украинцев были крепостными крестьянами. После этого на Украине в составе Российской империи началось активное экономическое развитие.

Украинское сельское хозяйство производило продукцию для всей России и на экспорт. 90% экспорта зерна из Российской империи было украинским зерном. 80% сахара в Российской империи производилось на Украине. После отмены крепостного права началась быстрая индустриализация Украины. Первая железная дорога на Украине была построена во второй половине 60-х годов XIX века из Одессы на север. К концу XIX века самыми развитыми индустриальными регионами в Российской империи стали Донецкий угольный бассейн (Донбасс) и Криворожский железорудный бассейн (Кривбасс) на Украине. Они производили 70% угля и железа в Российской империи. В начале XX века там работало 320 тысяч рабочих.

В XIX веке быстро росли украинские города в Российской империи. Самым большим украинским городом была Одесса. Её население в конце XIX века составляло 404 тысячи человек, население Киева было 250 тысяч жителей, а население Харькова - 175 тысяч жителей.

Но в Российской империи даже после реформы было запрещено издание украинских газет и журналов, учебников, научных и религиозных книг на украинском языке, создание украинцами своих общественных организаций. А украинцы в Австро-Венгрии во второй половине XIX века имели свою прессу, свои общественные, культурные и даже спортивные организации. Развивалась украинская кооперация в Австро-Венгрии. В конце XIX века в Галиции появились первые украинские политические партии. Это происходило потому, что в Австро-Венгрии была конституция, которая гарантировала гражданам некоторые политические права и свободы. Украинцы в Российской империи, как и все остальное население Российского государства, никаких политических прав и свобод не имели. Поэтому во второй половине XIX века условия для национального развития украинцев а Австро-Венгрии были лучше, чем в России, но экономическое развитие украинских земель в Российской империи шло быстрее, чем на Западной Украине.

Украина в период первой российской революции (1905-1907). В начале XX века крестьяне Украины оставались очень бедными. Условия труда и жизни рабочих были очень тяжелыми. Трудящиеся Российской империи не имели никаких политических прав. В стране назревала революция. Она началась в Петербурге 9 января 1905 года. В этот день царское правительство расстреляло мирную демонстрацию. В знак протеста по всей стране начались выступления против царизма. На Украине забастовали рабочие киевских, харьковских и екатеринославских заводов.

Задачами революции было свержение самодержавия, конфискация земель у помещиков и раздача их крестьянам, установление 8-часового рабочего дня и решение национального вопроса. Это была буржуазно-демократическая революция. Ее главными силами были пролетариат и крестьянство. Крестьянское движение за землю на Украине в годы революции было особенно сильным.

Наиболее крупными выступлениями на Украине в годы революции 1905-1907 годов были следующие: восстания моряков на Черноморском военном флоте, восстание солдат в Киеве, восстания рабочих в Харькове, Александровске (Запорожье), Донбассе.

Революционные события на Украине были составной частью общероссийской революции. Однако эта революция потерпела поражение. Царизму удалось сохранить свою власть.

Украина в годы Первой мировой войны (1914-1917). 1 августа 1914 года началась Первая мировая война. Это была война между двумя группами империалистических государств за передел колоний и рынков. В одну группу входили: Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария и другие государства. Вторая группа называлась Антанта. В нее входили: Великобритания, Франция, Россия. Позже к Антанте присоединились Япония, США, Италия и другие государства. Всего в войне участвовали 28 государств с населением около 1,5 миллиардов человек. В армиях воевало 74 миллиона человек. Было создано и применялось новое оружие - танки, авиация, химическое оружие.

Украинские земли входили в состав государств, которые воевали между собой (Россия и Австро-Венгрия). Почти все время война шла на территории Украины. Поэтому за время войны Украина была сильно разрушена. Около 3 миллионов украинцев воевало в российской армии и 250 тысяч - в австрийской армии. Украинцы вынуждены были убивать друг друга за чужие интересы.

Когда началась война, украинские националисты решили поддержать правительство Австро-Венгрии против России. Правительство Австро-Венгрии обещало украинским националистам, что после победы над Россией украинцы смогут создать независимое государство над Днепром. Поэтому в австрийскую армию добровольно пошла воевать западноукраинская молодежь.

В сентябре 1914 года российские войска заняли Галицию и Буковину. Перед уходом из этих мест австрийцы и венгры за симпатии к русским арестовали и убили без суда сотни украинцев, десятки тысяч были отправлены в тюрьмы. А новая российская власть стала жестоко уничтожать украинские организации в Западной Украине, закрыла редакции украинских журналов, запретила украинский язык. Летом 1915 года Западную Украину опять заняла армия Австро-Венгрии. Австро-венгерская военная администрация репрессировала тех, кто сотрудничал с российской оккупационной властью.

Таким образом на протяжении войны западные украинцы постоянно подвергались преследованиям со стороны воюющих сторон.

Западноукраинские земли в составе австрийской империи. Национальное возрождение в Украине. Кирилло-Мефодиевское братство

Первые признаки растущего интереса к культурным аспектам национальной проблемы появляются в начале XIX в. в древнем городе Перемышле - центре греко-католической епархии, где была семинария и богатые библиотеки. Перемышльское духовенство славилось своей образованностью. В течение нескольких десятилетий эта самая западная точка исторической территории Украины играла для австрийских украинцев почти такую же роль в развитии их национального самосознания, какую для российских украинцев примерно в то же время выполняла ее самая восточная часть - Харьковщина. Самым выдающимся представителем перемышльского кружка был Иван Могильницкий - высокопоставленный церковный иерарх, который ведал в епархии делами начального образования. В 1816 г. при поддержке епископа Михаила Левицкого Могильницкий организовал так называемое "Клерикальное общество", первоначальная цель которого состояла в популяризации Священного писания для украинских крестьян на их родном языке. Это было событие, идущее вразрез с тогдашними полонофильскими настроениями западно-украинской элиты. Кроме влияния Гердера и харьковских романтиков, Могильницкий и его единомышленники, по-видимому, руководствовались и более "земными" соображениями: ведь не имея украинских церковных текстов и вынужденно пользуясь польскими, западно-украинские крестьяне постепенно легко могли бы перейти из греко- в римо-католичество.

Практические результаты деятельности общества Могильницкого были достаточно скромны и свелись к изданию нескольких молитвенников и букварей, а само оно вскоре распалось. Это общество привлекло внимание к языковому вопросу, остававшемуся главным для западно-украинской интеллигенции на протяжении следующих десятилетий. Кроме перемышльского кружка, в 1820-е годы еще несколько антикваров-одиночек в Восточной Галичине собирали исторические и фольклорные материалы. Это историки Михайло Гарасевич и Денис Зубрицкий, а также лингвисты и этнографы Иосиф Левицкий и Иосиф Лозинский. Однако влияние их работ на развитие национального самосознания в Западной Украине было ограниченным, ибо все они были написаны на латыни, немецком или польском.

В 1830-е годы центр деятельности, направленной на подъем национального самосознания, переместился во Львов. Здесь выходят на авансцену молодые; идеалистически настроенные семинаристы, увлеченные гердеровскими идеями. Лидером их кружка был 21-летний Маркиян Шашкевич. Юноша имел несомненные поэтические дарования, а его увлеченность и страсть передавались всем окружающим. Вместе со своими близкими единомышленниками - высокообразованным Иваном Вагилевичем и энергичным Яковом Гбловацким - Шашкевич создал творческое трио, ставшее известным под названием "Руська трійця". В 1832 г. вокруг них сплотилась группа студентов, задавшаяся сложной целью: поднять местный диалект до уровня литературного языка, не прибегая при этом к церковнославянским и иностранным заимствованиям. Решение этой задачи они считали единственным условием, при котором крестьяне получат доступ к образованию и будут лучше жить, а веками подавляемая самобытность украинской культуры найдет наконец свое выражение.

Греко-католическим иерархам сама идея литературы на простом, необработанном крестьянском наречии, с использованием упрощенного кириллического письма, представлялась достаточно смелой, если не безумной. Шашкевичу и его друзьям было ясно дано понять, что на поддержку церкви они могут не рассчитывать. Зато их горячо поддержали единомышленники в Российской империи. "Руська трійця" быстро нашла общий язык с такими украинофилами, как Измаил Срезневский, Михайло Максимович и Осип Бодянский. Вдохновлял "Руську трійцю" и пример друзей на Западе - деятелей чешского национального движения, вступившего в стадию расцвета. С помощью чеха Карела Запа, служившего в галицкой администрации, молодые львовяне вступили в оживленную переписку с такими опытными "национальными будителями" и пылкими славянофилами, как словаки Ян Колар и Павел Шафарик, словенец Бартоломей Копитар и чех Карел Гавличек.

Ближайшим практическим результатом деятельности "Руської трійці" явилось издание альманаха "Русалка Дністровая"-. Здесь были собраны народные песни, а также стихи и статьи на исторические темы, написанные на местном диалекте. Местный цензор - греко-католический священник Венедикт Левицкий - запретил публикацию альманаха во Львове, и Шашкевич с товарищами лишь в 1837 г. смогли выпустить его в далеком Будапеште, причем почти все 900 экземпляров, отправленных во Львов, были конфискованы полицией.

Хотя "Русалка Дністровая", задуманная в качестве периодического издания, с самого начала потерпела крах, пример ее все же показывал, что и язык западно-украинского крестьянина мог стать основой литературного языка. Авторы и составители альманаха привлекли внимание к простому народу и его "неиспорченной" культуре. Под влиянием "Русалки Дністрової" начинался медленный, но неуклонный процесс переориентации западно-украинской интеллигенции на свой собственный народ. И уже недалек был тот час, когда из самого этого народа начнет выходить большая часть интеллигенции.

Именно так, медленно и трудно, пробивала себе дорогу национальная идея в Украине. К середине XIX в. идея эта еще не вышла за рамки достаточно узкого круга интеллигентов, на свой страх и риск решавших вопрос о том, в чем же, наконец, состоит сущность украинской нации. На пути от этого раннего, так называемого "культурнического", этапа национального самосознания к этапу политического самоопределения предстояло преодолеть многочисленные и сложные препятствия.

В украинском обществе - преимущественно крестьянском, провинциальном и традиционалистском, - кроме интеллигенции, не было никакой иной социальной группы, способной к восприятию новой идеи национального самосознания. Более того, утверждая, что украинцы - особая, отдельная нация, а украинский язык может стать самостоятельным литературным языком, интеллигенты наталкивались на скепсис и злословие своих же образованных земляков, для которых притяжение престижных и более развитых культур, в особенности польской и русской, оказалось поистине непреодолимым. Однако "национальные будители" не сдавались, ибо, с одной стороны, видели успешные примеры решения всех этих вопросов западнославянской интеллигенцией, с другой же стороны, они считали, что их деятельность нужна ими же идеализированному "простому народу".

Одним из показателей активизации общественно-политического движения было возникновение политического кружка петрашевцев в Петербурге и Кирилло-Мефодиевского общества в Киеве.

Тайная политическая организация, названная в честь прославленных славянских просветителей "Славянским обществом св. Кирилла и Мефодия", возникла в Киеве в январе 1846г. Общество предполагало освобождение и объединение славянских народов, находившихся под гнетом иноземных захватчиков - турецких, австрийских, венгерских и немецких феодалов. Основатели общества учитель Н.И. Костомаров, чиновник Н.И. Гулак и студент В.М. Белозерский своей первоочередной целью ставили распространение идей единства славянских народов. Эти трое входили, так сказать, в "ядро заговорщиков". Два других видных деятеля и уже известных писателя - Пантелеймон Кулиш и Тарас Шевченко - лишь косвенно были связаны с кирилло-мефодиевцами, но эта связь была использована как повод для их ареста. Оказалось, что общество было не только не очень большим, но и не слишком активным: за 14 месяцев своего существования оно лишь несколько раз собиралось на многочасовые философско-политические диспуты (на одном из них как раз и присутствовал доносчик Петров) да подготовило несколько программных документов.

Среди этих последних особого внимания заслуживает написанная Костомаровым "Книга бытия украинского народа". Национальный вопрос, явно стоявший в центре внимания кирилло-мефодиевцев, решался в широком контексте панславизма. Документ содержал требование свободного развития культур "всех славянских народов". Более того, предлагалось сформировать славянскую федерацию наподобие Соединенных Штатов Америки, со всеми подобающими демократическими институтами и со столицей в Киеве. По мнению Костомарова и его единомышленников, современное им украинское общество, самое униженное и угнетенное из всех славянских обществ, одновременно является и "самым равноправным", поскольку не имеет своей собственной знати. Вот почему Украине в программе кирилло-мефодиевцев отводилась решающая роль: именно она должна была возглавить движение всех славянских народов к будущей равноправной федерации. Автор "Книги бытия..."в псевдобиблейском стиле описывает грядущее "воскресение" своей страны: восстав из могилы, она призовет братьев-славян, и поднимутся славяне, и станет Украина свободной республикой в нерушимом славянском союзе... И тогда все народы укажут то место на карте, где обозначена Украина, и рекут: "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла"...

По-видимому, большинство членов Кирилло-Мефодиевского общества (кроме Шевченко и некоторых других) сомневались в способности своих "мечтательных и нежных" земляков совершенно самостоятельно управлять своей судьбой.

При относительном единстве в понимании того, что следует делать, кирилло-мефодиевцы расходились в вопросе о том, что важнее и с чего начать. Костомаров полагал, что важнее всего братство и грядущий союз всех славян. Шевченко страстно призывал к социальному и национальному освобождению украинцев. Кулиш подчеркивал необходимость первоочередного развития украинской культуры. При этом большинство членов общества придерживались эволюционных взглядов, считая лучшими средствами достижения целей образование народа, пропаганду и "моральный пример" властям. Шевченко и Гулак, доказывавшие, что только революция способна принести чаемые перемены, остались в меньшинстве. Впрочем, эти расхождения между кирилло-мефодиевцами не следует преувеличивать, ибо, вне всякого сомнения, всех их объединяли общие ценности и идеалы, а более всего - страстное желание изменить к лучшему социально-экономическую, культурную и политическую судьбу Украины.

Несмотря на относительно невинный характер Кирилло-Мефодиевского общества, царское правительство решило все же примерно наказать его организаторов. Однако при определении степени наказания был проявлен "индивидуальный подход". Костомаров, Кулиш и другие умеренные члены общества отделались сравнительно легко - кратковременной ссылкой, как правило, в губернские города России, после чего им было разрешено вернуться к преподаванию, Литературным и научным занятиям. Гулаку пришлось три года отсидеть в Шлиссельбурге кой крепости (Костомаров, правда, тоже около года провел в "Петропавловке"). Значение Кирилло-Мефодиевского общества представляется весьма важным для всей последующей украинской истории. Во-первых, это была первая попытка интеллигенции, пусть и неосуществленная, продвинуть национальное развитие от "культурнического" этапа к политическому. Во-вторых, эта попытка привлекла внимание царского правительства (которое до сих пор пыталось разыграть "украинскую карту" против "польского засилия в западных губерниях") к потенциальной опасности "украинофильства". Расправа с кирилло-мефодиевцами явилась первым сигналом к антиукраинскому повороту в политике официальных кругов и ознаменовала начало долгой и непрестанной борьбы, развернувшейся между украинской интеллигенцией и имперской администрацией.

К сказанному следует добавить, что процесс распространения национального самосознания с самого начала неодинаково протекал в Восточной Украине и в Западной. На Левобережье в то время казацкие традиции и память о вековом самоуправлении были еще крепки, да и сама интеллигенция была более многочисленной и образованной, чем на Правобережье, - потому и начало национального самоосмысления выглядело достаточно многообещающим. Но как только это самоосмысление перешагнуло определенные, "дозволенные" рамки, оно встретило в лице царского правительства безжалостного и непобедимого врага - что и показала расправа с кирилло-мефодиевцами.

В Восточной Галичине успехи национального движения были более скромными, а главным его противником оказалась консервативная греко-католическая элита. Драмы здесь разыгрывались более тихие, и "национальные будители" медленно, но верно продолжали делать свое дело. И вот что еще было важно: несмотря на существенные различия трудностей и задач, западные и восточные украинцы начинают проявлять друг к другу взаимный интерес - и это после целых столетий, в течение которых между ними не было практически никаких связей. Так постепенно начинался процесс национальной интеграции.

Т.Г. Шевченко

Знаменитый украинский поэт Т.Г. Шевченко был великим украинским революционером-демократом. На Украине в борьбу против самодержавия вступили прогрессивные силы во главе с революционным демократом Т.Г. Шевченко (1814-1861) - единомышленником Белинского и Герцена, а впоследствии - Чернышевского и Добролюбова. Он родился в крепостной крестьянской семье в с. Морипцы на Черкасчине. С малых лет Т.Г. Шевченко познал тяжкую судьбу крепостного, на всю жизнь запомнил барщину, беспощадный помещичий гнет и бесправие крестьянства.

Шевченко получил начальное образование в приходской школе, потом сам пытался выучиться на художника-живописца. Но его барин - помещик П. Энгельгардт решил иначе и в 1828 г. приставил талантливого юношу к своему двору в качестве слуги-казачка. И начались его мытарства. Гордый и непокорный Шевченко не преклонял головы перед барами, и за это ему приходилось тяжело расплачиваться. Получив назначение на службу в г. Вильно (1829), Энгельгардт взял с собой и Шевченко. Здесь будущий поэт и художник познакомился с прогрессивными студентами Виленского университета, изучил польский язык, историю и культуру польского народа. Переезд зимой 1831 г. в Петербург знаменовал собой начало важного рубежа в жизни Шевченко. Здесь в 1836 г. он познакомился с художником И.М. Сошенко, которого заинтересовал самобытный талант юноши и глубоко потрясло его униженное состояние крепостного. Стараясь помочь Шевченко, Сошенко познакомил его с поэтами Е.П. Гребенкой, В.А. Жуковским, известными русскими художниками К.П. Брюлловым, А.Г. Венециановым и другими деятелями культуры и искусства. При активном содействии Гребенки; и помощи Брюллова и Жуковского в 1838 г. Шевченко выкупили из крепостной зависимости. Друзья помогли ему поступить в Академию художеств, где на протяжении 1838-1845 гг. он учился под руководством профессора К.П. Брюллова и получил звание художника. Здесь же он глубоко изучил историю, филологию, искусство, философию и другие науки. Петербургское окружение оказало глубокое влияние на формирование мировоззрения Шевченко. В Академии художеств Шевченко стал членом литературного кружка, созданного II.Л. Рамазановым, В.И. Штернбергом, II.Т. Бориспольцем и другими ее воспитанниками. Он посещал литературные вечера, где встречался со многими литераторами и среди них с петрашевцами - Н.А. Момбелли, Н.А. Спешневым, А.И. Пальмом. Известно, что на одном из таких вечеров присутствовал В.Г. Белинский, который, возможно, там познакомился с молодым украинским поэтом и художником. Тесные связи с петрашевцами содействовали дальнейшему развитию Шевченко как активного борца, защитника угнетенных народов, революционного демократа и общественного деятеля. В Петербурге Т.Г. Шевченко познакомился со многими деятелями польского освободительного движения: Р. Жуковским (позже стал петрашевцем), Р. Подберезским (участником организации "Содружество польского народа") и др. Под влиянием передовых идей декабристов, А.С. Пушкина, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя формировались революционно-демократические взгляды Т.Г. Шевченко, которые нашли отражение в его поэтических произведениях, стали основой его общественно-политической деятельности. Тяжелая жизнь крепостного крестьянства, его извечная борьба против угнетателей, идеалы освободительного движения стали темами поэтических произведений Шевченко. В 1840 г. в Петербурге вышел в свет первый сборник его произведений под названием "Кобзарь". Стихи, вошедшие в этот сборник, - это протест против эксплуататорского строя, начало самоотверженной борьбы поэта против самодержавия и крепостничества. "Кобзарь" высоко оценил В.Г. Белинский. Духом крестьянской революции проникнута поэма "Гайдамаки" Т.Г. Шевченко. В 1843-1844 гг. Т.Г. Шевченко путешествовал по Украине. Его снова поразила тяжелая и убогая подневольная жизнь закрепощенных крестьян. В эти годы поэт написал такие произведения, как "Тризна", "Разрытая могила", "Сова", "Сон" и др. В них Шевченко прославлял декабристов - первых русских революционеров, критиковал и клеймил позором самодержавно-крепостнический строй. Т.Г. Шевченко глубоко проникся революционным духом декабризма. На Украине он собрал новые материалы и воспоминания о славном восстании Черниговского полка и деятельности Южного общества декабристов. Поэт познакомился с декабристом А.В. Капнистом - сыном известного писателя В.В. Капниста, посетил Яготин и некоторое время жил в имении бывшего генерал-губернатора Малороссии Н.Г. Репнина-Волконского - родного брата декабриста С.Г. Волконского, сосланного на каторгу в Сибирь. Шевченко интересовался историей движения декабристов и творчеством К.Ф. Рылеева. Литературная и общественная деятельность Т.Г. Шевченко оказывала революционизирующее влияние на развитие общественно-политического движения на Украине, содействовала привлечению к борьбе против самодержавия и крепостничества новых людей. Широкий отклик имели призывы поэта к крестьянству подниматься на борьбу за свободу. Великий Кобзарь стремился принять непосредственное участие в борьбе за освобождение трудящихся. Закончив учебу в Академии художеств, он в мае 1845 г. снова прибыл на Украину, где стал участником и вдохновителем общественно-политического движения. Путешествуя по Украине, в городах и селах Черниговщины, Полтавщины, Киевщины. Волыни, Подолии Шевченко находил друзей и: единомышленников, беседовал с простыми людьми, читал им свои произведения, знакомил с передовыми революционными взглядами. Тогда же поэт написал поэму "Кавказ", направленную против колониальной политики царизма. 20-ю годовщину восстания декабристов Т.Г. Шевченко отметил революционной поэмой "И мертвым, и живым... ", в которой гневно клеймил помещиков и предвещал народное восстание против угнетателей. Эта поэма произвела большое впечатление на современников. Освободительными идеями проникнуты и другие поэтические произведения Шевченко. Его взгляды на историческое прошлое вытекали из революционно-демократических убеждений и были созвучны мыслям В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Бессмертным гимном освободительной борьбы трудящихся Украины стало широко известное "Завещание" (1845), в котором поэт указывал угнетенному народу революционный путь к свободе: "Схороните и вставайте, Цепи разорвите, Злою вражескою кровью Волю окропите". Провозглашенная в произведении идея крестьянской революции отражала извечные мечты народных масс о свободе и счастливой жизни. Идеи борьбы за уничтожение самодержавия и крепостничества, социальной революции Шевченко пропагандировал и в личных беседах с крестьянами. Призывая народ к революции, поэт в то же время высказывал мысли о будущем обществе, которое должно стать царством свободы, равенства и братства между людьми. По определению А.И. Герцена, Шевченко был не только выдающимся народным поэтом, но и политическим борцом за свободу.

В произведениях Шевченко впервые четко формулировалась национальная идея: каждый народ имеет свою миссию в истории, реализуя функции "мирового духа". Разница между российским, польским и украинским толкованием истории мирового духа состоит в постулировании особой украинской миссии в мире, которая вытекает из традиционного украинского свободолюбия.


Заключение

Таким образом, социально-экономический кризис, разворачивающийся на территории Украины, находящейся под властью Австро-Венгрии, привел к оживлению общественно-политического и национального движений. В результате усиливается процесс национальной самоидентификации, наблюдается расцвет культуры и искусства, происходит повышение интереса к национальной истории и культуре. Огромный вклад внес в развитие демократии и великий украинский поэт Т.Г. Шевченко, который лично принимал живейшее участие в Кирилло-Мефодиевском обществе.


Список литературы

1. Король Ю.В. Історія України. К.: Академвидав, 2005. - 496с.

2. Крижанівська О.О. Таємні організації в Україні (масонський рух у XVIII - на початку XX ст.) - К., 1998.

3. Бойко О.Д. Історія України. К.: Академвидав, 2004. - 656с.

4. Субтельний О. Україна: історія. - К.: Либідь, 2004. - 736с.

5. История Украинской ССР. Под ред. Ю.Ю. Кондуфора, т.4, в 10-ти т.к.: Н. д., 1983. - 694с.

6. Губарев В.К. История Украины: конспект лекций для студентов и преподавателей. Д.: БАО, 2004. - 384с.

Другие материалы

    Исторического наследия Киевской Руси. По мнению современных украинских историков, есть все основания относить Киевскую Русь прежде всего к истории Украины. Центром Киевского государства была территория, включавшая современные украинские земли. Название “Русь” прежде всего распространялось на Среднее...


    Интеллигенции на собственный народ. Литературно-издательская деятельность «Русской троицы» вместе с произведениями Тараса Шевченко способствовала подъёму национально- освободительной борьбы населения западно-украинских земель. В 1848-1849 годах буржуазные революции охватили ряд европейских стран, в...


    У крестьян последние продукты, вплоть до картошки, овощей м сухофруктов. В результате вспыхнул наверное самый большой и страшный голод за всю историю Украины. Голодали целые регионы. За недосдачу продуктов в счет государственных поставок целые села вносились в черный список, они окружались...


    Культуры, а созданная в 1843 г. Археологическая комиссия стала по сути первым систематическим собранием украинских архивных документов. Не лучше жилось украинцам и под властью Габсбургов. Хотя следует отметить, что здесь отсутствовало доминирование какой – либо национальной культуры, как это было...




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх