В помощь начинающим гитаристам: как играть гамму До мажор. Гамма ля-минор на грифе гитары, по позициям Для чего играют гаммы на гитаре

На базе гаммы Ля-минор построено очень много песен. С одной стороны она - мать Ля-минорной пентатоники, которая очень часто используется, с другой Ля-минор – тональность, параллельная До-мажор, которая является родным домом для каждого музыканта.

Звуки, входящие в гамму Ля-минор

Диаграмма грифа гитары

Названия нот, входящих в гамму Ля-минор

Последовательность звуков гаммы Ля-минор имеет следующий вид: Ля(A) – Си(H) – До(C) – Ре(D) – Ми(E) – Фа(F) – Соль(G)

Практические указания к быстрому запоминанию и дроблению гаммы!

Гамму Ля-минор, по моему мнению, очень хорошо разучивать короткими кусочками, в которых на каждой струне находятся по 3 ноты. Таким образом выучил её я и таким же образом учат гамму мои ученики. Ты можешь учить представленные позиции одну за другой, неделя за неделей – до тех пор, пока не сможешь играть гамму Ля-минор по всему грифу.

Гамма Ля-минор, дробленая по позициям. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

Позиция №4

Позиция №5

Позиция №6

Позиция №7

Мажорная тональность, параллельная Ля-минор

Ля-минор – тональность, параллельная До-мажор. Это означает, что ты можешь использовать звуки из гаммы Ля-минор для песен, написанных в тональности До-мажор.

Игра гамм не только способствует улучшению слуха, техники игры, навыка ориентирования на грифе, растяжки пальцев, но также позволяет приобрести навыки фразировки, которые весьма пригодятся при игре и сочинении сольных партий. Особенность устройства звукоряда гитары позволяет исполнить одну и ту же гамму от заданной ноты по разным схемам. Например, мажорную гамму на октаву можно сыграть с использованием четырёх схем, каждая из которых имеет свои преимущества.

В основе любой гаммы лежит лад - одно из важнейших понятий в музыкальной системе. Лад представляет собой ряд звуков, расположенных друг относительно друга на опеределенные интервалы. Наиболее распространенные семиступенные лады - мажорный и минорный.

В случае использования фортепиано мажорная гамма получается при игре на белых клавишах от ноты до (C), а минорная при игре на белых клавишах от ноты ля (A). Посмотрев интервалы между соседними клавишами, несложно вспомнить интервальный состав натурального мажорного лада:

б.2+б.2+м.2+б.2 +б.2+б.2+м.2 или проще ббмбббм

и натурального минорного лада:

б.2+м.2+б.2+б.2 +м.2+б.2+б.2 или проще бмббмбб

На грифе нет ориентиров, подобных белым и черным клавишам, но есть вторая струна, которая отлично подходит в качестве основы для вспоминания построений интервалов, аккордов и гамм. Для начала её нужно наглядно разметить, а затем эту разметку мысленно запомнить (рис. 1).

Рис. 1. Визуальная разметка нот на второй струне.

Получилась зрительная система, напоминающая систему черных и белых клавиш фортепиано, но в отличие от последней, на грифе наглядно видны группы ступеней с одинаковым интервальным строением от нот С и G (выделены пунктирной рамкой). Это позволит менять позиции для игры гамм не только от первых ступеней гаммы, но и от пятых.

Как вы помните, тоны, входящие в трезвучия, являются функциональными тонами, которые имеют собственные названия. Звуки лада (и, соответственно гамм) также обладают функциональностью и имеют собственные названия . Часто гитаристы воспринимают гаммы как последовательность звуков, которую нужно запомнить, а затем играть точно и как можно быстрее. Если вы хотите понять, на чём основаны построения в музыке, как строить гармонические обороты и квадраты, почему за одним аккордом играется этот, а не тот и многое другое, то с самого начала воспринимайте гаммы, как функциональную систему звуков .

Основным звуком аккорда является прима , а лада (гаммы) - тоника . Тоника - это не просто первый звук гаммы, - это первая ступень лада и опора лада , относительно которой строится всё остальное. Здесь можно привести аналогию с солнечной системой: тоника - солнце, вокруг которого вращаются планеты солнечной системы - остальные звуки лада. Теория ладов на этом занятии не рассматривается, но вы можете познакомиться с ней в нашем теоретическом курсе .

Итак, мы можем сыграть мажорную гамму от ноты до на второй струне по белым тонам, а ля-минорную - по белым тонам от ля (на электрогитаре играть выше 12 лада не представляет особого труда). На этом моменте нужно остановиться и осмыслить его: зная зрительный шаблон расположения тонов мажорной гаммы, мы можем сыграть параллельную ему минорную гамму (находится на малую терцию ниже) с использованием этого же шаблона , добавив к нему два звука снизу, как показано на рис. 1. На этом как раз и основана игра гамм в боксах, когда запоминается не какое-то конкретное построение гаммы в конкретной позиции (как это приходится делать при игре на фортепиано), а в боксе - схеме-шаблоне для игры гаммы в пределах 5-7 ладов.

Чаще гаммы играются на нескольких струнах:

  • без изменения позиции:
    • в пределах одной позиции (четырёх соседних тонов)
    • в пределах одной расширенной позиции (пяти соседних тонов)
  • с изменение позиции:
    • небольшое смещение позиции в пределах бокса
    • за пределами бокса

Рассмотрим позиции для игры гаммы натурального мажора (рис. 2). Они даны с учетом возможности игры в одной позиции.


Рис. 2. Схемы и аппликатуры для игры мажорной гаммы в пределах октавы.

Сравнение данных схем позволяем найти много интересного.

Вариант 1:

  • Игра в одной позиции
  • Расположение звуков относительно первого - больше справа
  • Используется три струны

Вариант 2а:

  • Игра происходит с коррекцией позиции при игре звуков 7 и 8. Можно сказать, что здесь происходит переход из позиции в расширенную позицию при игре звуков 7 и 8.
  • Расположение звуков относительно первого - слева
  • Используется четыре струны
  • На каждой струне разная комбинация расположения соседних тонов.
  • Верхний октавный звук определить сложно

Вариант 2б является улучшенной версией предыдущего варианта.

Вариант 3:

  • Игра в одной расширенной позиции
  • Расположение звуков относительно первого - справа
  • Используется три струны
  • На двух струнах одинаковая комбинация расположения соседних тонов.
  • Верхний октавный звук определить легко

Вариант 1 удобен при игре на бас-гитаре. В расширенной позиции будет очень непросто (или невозможно) сыграть гамму на широких ладах. Для игры варианта 3 требуется хорошая растяжка пальцев, но запомнить его проще из всех. Вариант 2а - самый сложный из всех: используется 4 струны, разные варианты расположения тонов на струнах, смена позиции для игры звуков 7 и 8 . При использовании вариантов 2а и 2б гамма с использованием всех струн в боксе получится короче по сравнению с вариантами 1 и 3.

Мажорную гамму можно играть влево и вправо. Правосторонние варианты имеют преимущество при игре гаммы на несколько октав.

При игре гамм крайне важно с самого начала использовать правильную аппликатуру. Если растяжка пальцев слабая, то постоянно хочется зажать струну более удобным пальцем и подменить им тот, что указан на аппликатуре. Играть в позиции с непривычки сложно и левая рука пытается перестроить позицию пальцев так, чтобы было удобно. Это приводит к ошибкам и запинкам в игре. Неэффективная аппликатура и нежелание работать над игрой в позиции является мощнейшим тормозом при игре на гитаре. Часто гитарист не может быстро и точно сыграть фразу или рифф не потому, что у него пальцы не двигаются, а потому, что не теми пальцами он играет или не освоил игру в позиции. В результате проходят месяцы и годы, а качественного улучшения нет. Заниматься игрой на гитаре всю жизнь - это прекрасно, но не уметь играть на ней ничего всю жизнь - это слишком неинтересно и скучно!

Из рис. 2 видно, что при игре на одной струне звуки располагаются в трёх основных позиционных сочетаниях:

  • два звука рядом слева
  • два звука рядом справа
  • звуки через лад

Звуки через лад - большая секунда (б.2), звуки рядом - малая секунда (м.2)

Запоминание этих позиционных сочетаний помогает быстрее ориентироваться при игре и легче запоминать партию. При запоминании партии на уровне отдельных звуков происходит избыточный мыслительный процесс. Нужно вникать, как звуки расположены друг относительно друга и давать команду пальцам сначала сыграть этот звук, потом другой и т.д. При работе же на уровне позиционных сочетаний этот процесс оптимизируется. Иногда можно наблюдать такую картину: гитаристу показывается игра гаммы на октаву, а он никак не может её запомнить и точно сыграть. Это происходит не только потому, что он не занимался её игрой, но ещё и по причине видения гаммы на грифе как непонятной последовательности звуков, а не позиционных сочетаний.

При использовании позиционных сочетаний схема для игры мажорной гаммы может формулироваться так:

играем в позиции через лад, два слева, два справа

Можно для большей ясности формулировать алгоритм так:

сначала зажимаем на струне тоники второй звук через лад от неё, затем переходим на предыдущую струну и играем два звуки в позиции рядом, а третий через лад, затем переходим на предыдущую струны и играем два звука через лад, а третий рядом со вторым звуком

Осознание второй формулировки будет на порядок медленее первой. Импровизация закончится, пока поймёшь, что нужно делать. Чем короче формулировка алгоритма, тем быстрее его можно претворить в действие. Отсюда структура натурального мажора ббмбббм , а не б.2+б.2+м.2 и тд. или ещё дольше - большая секунда плюс большая секунда плюс малая секунда и т.д. Логично предположить, что при прочих равных условиях программистам-оптимизаторам легче даётся игра на гитаре чем пользователям. Не всегда, потому что часто происходит оптимизация не в ту сторону и вместо простого и понятного получается сложное и корявое.

Помните, на рис 1. рамкой были выделены области с одинаковым интервальным строением? Они хорошо видны и при игре гаммы в позиции (рис. 3).


Рис. 3. Области с одинаковым интервальным строением.

Нетрудно увидеть, что существует несколько схем интервальных фрагментов, состоящих из четырёх звуков. Гамма на октаву состоит из двух таких фрагментов.

Вариант 3 интересен тем, что позволяет наглядно увидеть отличие интервального строения начала мажорной и минорной гаммы:

бб мбббм - мажор
бм ббмбб - минор

Если от тоники сыграть интервалы б.2+б.2, то мы автоматически выходим в мажор, если сыграть интервалы б.2+м.2, то выходим в минор. На практике часто игра происходит в параллельных тональностях - натуральном мажоре и гармоническом миноре (седьмая ступень повышена на полутон). В этом случае гаммы будут отличаться только строением одного блока (рис. 4).

Рис. 4. Отличие натурального мажора от гармонического минора.

Если сравнить построение этих гамм по схемам вариантов 1 и 2, то такой наглядности мы не увидим. Наглядность - это преимущество схемы варианта 3.

Вариант 2a (рис. 3) выглядит самым проигрышным из всех. Можно отказаться от него? Не стоит спешить. Полезно играть во всех вариантах.

Вариант 1. Базовая игра в позиции, которая подойдет для оттачивания басовых риффов.

Вариант 2. Работа над связками с мизинцем.

Варианты 2б. Работа над связками с мизинцем и растяжка пальцев.

Варианты 3. Растяжка пальцев, переход из мажора в минор и наоборот.

Варианты 2а и 2б, в отличие от 1 и 3, позволяют поработать над игрой разных трезвучий и септаккордов, а варианты 1, 2б и 3 над игрой гамм в позиции полного баррэ, что также пригодится на будущее.

Посмотрим, что происходит при игре гаммы на две октавы (рис. 5).

Рис. 5. Позиции для игры мажорной гаммы на две октавы.

Варианты октавных схем комбинируются. Можно поменять схему от тоники (рис. 6) или от квинты (рис. 7).

Рис. 6. Смена позиции на тонике.

Рис. 7. Смена позиции на квинте.

Для получения полного шаблона аккорда, из которого можно получить остальные, мы выбирали аккорд, который строится на всех струнах. Для определения полной схемы для игры гаммы недостаточно построить её от шестой струны. Нужно ”прокрутить” её по вертикали, чтобы увидеть ситуацию при положении тоники на разных струнах. Данный приём помогает, в частности, легко построить все позиции пентатоники, если какие-то из них визуально или на уровне пальцев забылись, а подбор её на слух вызывает трудности.

Логично выбрать самый понятный вариант 3.

Рис. 8. Боксы для гаммы натурального мажора.

И для чего нам эта цветомузыка нужна? Это боксы. Под боксом могут пониматься разные схемы и желательно уточнять, что имеется ввиду, когда идёт речь о них. В данном случае под боксом понимается следующее: представьте, что бокс - это коробка шириной 6 ладов, в которой находятся все возможные тоны гаммы, удобные для игры . То есть, в боксе показана не гамма, начинающаяся от тоники и заканчивающаяся на октавном повторе тоники, а множество удобных для игры звуков гаммы, среди которых, естественно есть и тоника. В зависимости от того, на какой струне находится тоника, играется тот или иной вариант бокса.

Красным цветом выделена тоника. Одинаковые интервальные сочетания на одной струне также выделен цветом:

  • голубым - соседние тоны через лад
  • розовым - соседние тоны слева
  • серым - соседние тоны справа

Короче, через лад, слева и справа . Эти сочетания, как видно из рисунка, образуют блоки. Теперь можно “на лету” играть гамму от тоники, запомнив схему чередования блоков:

Гамма вверх - 2 через лад , 2 слева , 1 справа , 1 через лад .

Гамма вниз - 2 через лад , 2 справа , 2 слева

Зачем так всё усложнять? Четыре схемы игры мажорной гаммы, какие-то боксы, блоки, позиции? Разучил гамму в одной позиции, и хватит!

Всё это дано не для усложнения, а в качестве примера того, как создаются ориентиры при игре на гитаре. Каждый гитарист сам нарабатывает ориентиры и схемы, которые помогают ему при игре. Можно ориентироваться на положение тоники, смотреть интервалы, пользоваться позициями и боксами, смотреть закономерности в построениях и т.д. Кто-то предпочтёт просто заучить пять позиций минорной пентатоники, а кто-то захочет разобраться, как они получаются, чтобы строить их “на лету”. Многие гитаристы не пользуются нотами, но при этом выдают конкретные партии, а не просто перебирают пентатонику вверх и вниз. Но для выдачи таких партий нужно наработать базу, на основе которой будут строиться эти партии и собственный стиль игры. Без ориентиров игра на гитаре подобна поиску дороги домой, глядя только себе под ноги. Практичнее и гораздо интереснее поднять голову и увидеть, а не тереть пальцами струны, изображая попытку вспомнить то, что и не пытался учить.

Боксы, которого показаны на рис. 8, кажутся слишком сложным для игры из-за расширенной позиции, для игры в которой нужна хорошая растяжка пальцев. Возьмем вариант 1 и посмотрим, можно ли из него получить более простые для игры боксы.

Рис. 9. Боксы на основе схемы варианта 1.

От пятой и четвертой струны приходится играть в расширенной позиции, а по наглядности и простоте алгоритма следования блоков эти боксы ощутимо уступают показанным на рис. 8.

Попробуем изменить второй и третий бокс на рис. 8 и посмотреть результат.

Рис. 10. Оптимизация боксов.

Бокс №2 на этом рисунке значительно отличается от бокса №1. Если его продолжить, то получатся боксы как на рис 7. за исключением положения тоники. На рис. 9 она находится слева в позиции через один, а на данном рисунке. в центе позиции из соседей слева.

Бокс 3б выглядит перспективно, но от пятой струны получается нечто крайне сложное.

Вывод. Удобные и понятные боксы для игры гамм можно получить далеко не из всех возможных схем игры одной и той же гаммы.

Для лучшего понимания боксов рассмотрим минорную пентатонику (рис. 10).

Рис. 11. Минорная пентатоника.

Красным цветом отмечена тоника. Минорную пентатонику от одного лада можно сыграть налево и направо. На рисунке они условно обозначены как левосторонняя и правосторонняя.

Иногда возникает вопрос, а как запомнить все позиции пентатоники на грифе? Это несложно сделать, если знать её структуру. Для этого “прокрутим” пентатонику по вертикали и посмотрим, что получится.


Рис. 12. Позиции пентатоники.

Всего получилось 10 разных позиций (позиция от первой струны совпадает с шестой и не учитывается). После сравнения видим, что левосторонние и правосторонние позиции находятся в октавной зависимости, и всего получается 5 разных позиций минорной пентатоники. Также можно выделить относительное расположение звуков пентатоники на струне - через лад или через два лада. Они образуют блоки, что можно использовать для простого запоминания позиций: при игре правосторонних боксов вверх, после струны тоники играется 3 через лад, а вниз - 3 через лад после одного через два лада.

В качестве дополнительного ориентира можно зрительно держать октавные диагонали (рис. 13).

На практике всё несколько сложнее и фразы, основанные на гаммах, не обязательно играются от тоники и заканчиваются на ней. Если сольная партия основывается на обыгрывании аккордов, то в качестве дополнительных ориентиров выступают аккордовые звуки - звуки, которые входят в звучащий в данный момент времени аккорд. Какой аккорд играть сначала, а какие после него? Об этом мы узнаем на следующем занятии, где будут рассмотрены гармонические обороты - связанные последовательности аккордов. Успехов!

Сегодняшняя статья будет посвящена упражнениям по игре на гитаре. Эти упражнения призваны повысить технику и скорость игры. В дальнейшем они помогут Вам играть сложные музыкальные пассажи. Подготовительные этапы мы уже прошли: изучили , разобрались с тем, что такое и Теперь пришло время объединить все эти знания и применить их на практике. Наша задача научиться играть гаммы на гитаре. Как эти гаммы записываются на нотном стане, и какие там присутствуют ключевые знаки я, надеюсь, Вы ознакомились. Если нет, то в представлен весь список гамм и их ключевые знаки. Я представлю аппликатуру нескольких гамм. Лучше всего играть их медиатором (вниз-вверх-вниз-вверх). Так можно добиться чёткой и скоростной игры. Естественно начинать играть гаммы нужно в медленном темпе и желательно под .

Для того, чтобы понять, как играть гаммы на гитаре, нужно во-первых правильно расположить левую руку. В целом её положение аналогично тому, когда Вы зажимаете аккорды, только пальцы нужно держать чуть шире, чтобы они располагались над соответствующими ладами. С помощью минимизации своих движений Вы сможете добиться высокой скорости игры и беглости пальцев.

Положение левой руки

Теперь посмотрим на аппликатуру конкретных гамм для гитары. Показан гитарный гриф также, как на обычных . Для предельной ясности перечисляю струны сверху вниз: Ми[E]-Си[H]-Соль[G]-Ре[D]-Ля[A]-Ми[E]. Под грифом пронумерованы лады, а цифры в кружках обозначают номера пальцев, которыми следует зажимать струны. Можно также сказать, что это табулатуры гамм для гитары.

Гамма Соль Мажор

Гамма Соль Минор

Гамма До Мажор

Хотел бы вам показать ещё один вариант аппликатуры гаммы До Мажор.

Гамма До Минор

Гамма Ми Минор

Хочу уточнить, что играть гаммы ми минор и ми мажор на гитаре нужно с открытой шестой струны, так как это тоника – нота МИ (отмечено кружочком).

Гамма Ми Мажор

Гамма Ля Минор

Гамму нужно начинать играть с открытой 5-й струны. Именно поэтому название струны ля обведено в кружок.

Гамма Ля Мажор

Данная гамма также, как и предыдущая начинается с открытой 5-й струны.

Гамма Ре Минор

Гамма Ре Мажор

Гаммы Си Мажор

В этой статье мы продолжим рассматривать наиболее популярные гаммы, на этот раз – это будет натуральный и гармонический минор.

Натуральный минор

Натуральный минор, один из наиболее распространенных мелодических ладов. Но, не смотря на распространенность и популярность, он не так прост, как пентатоника или хроматика о которых подробно мы говорили в статье: , для его изучения потребуется время и достаточная усидчивость.

На схеме ниже мы приведем аппликатуру первой позиции минорной гамы в тональности ля:

Черным отмечена тоника данной гамы, арабские цифры как обычно отмечают номера пальцев левой руки, а римские цифры внизу схемы — номера ладов.

Как вы видите, данная гамма является достаточно сложной для освоения. Для начала попробуйте сыграть простые восходящие и нисходящие пассажи, что б сориентироваться в гамме и почувствовать ее тактильно. Только хорошо разучив эту позицию можно переходить к следующей.

Как вы видите, на схеме выше представлена вторая позиция ля-минорной гаммы, она так же достаточно сложная и требует время на освоение.

В третьей позиции вам понадобится хорошая растяжка у пальцев, используйте ее так же как возможность развития левой руки.

Четвертая позиция, достаточно простая, однако не следует спешить, уделите ей достаточно времени.


Если вы уже разучили первые четыре позиции, то с пятой у вас не должно возникнуть никаких проблем, однако обратите внимание на то, что она находится в районе 12-ого лада и понадобится достаточная аккуратность для чистого исполнения.

Оборотите внимание на то, что шестая позиция находится в начале грифа.

Гармонический минор

Ознакомившись с натуральным минором, можно перейти к еще одной его вариации – гармоническому минору.

Позиции гармонического минора, схожи с позициями натурального. Поэтому с их освоением не должно возникнуть проблем. Ниже мы приведем их аппликатуры в тональности ля.

Первая позиция

Вторая позиция

Третья позиция

Четвертая позиция

Пятая позиция

Черными кружками на данной схеме отмечены основные ноты гаммы, а кружками со звездочкой тоники.

Как мы видим основным отличием гармонического минора является повышенная седьмая ступень, сделано это для того что бы разрешение неустоя в устой было наиболее незаметно. А вот почитать о дополнительных ступенях в других гаммах вы можете в статье:

Данная гамма одна из наиболее распространенных, в современной музыке, и выучить ее нужно в обязательном порядке. Однако что б это было не скучно, давайте немного усложним восходящие и нисходящие пассажи.

Разучиваем гамму гармонического минора

Пример 1

Данный пример основан на нисходящем и восходящем движении в гамме, однако от обычных пассажей его отличает джазовое звучание, в такой манере можно играть в любой позиции гаммы.

Пример 2

Данный пример так же основан на нисходящих и восходящих движениях, однако он сложнее первого и имеет ярко выраженный джазовый окрас, играться так же может во всех позициях.

Лики гармонического минора

Однако разобравший с упражнениями и хорошо освоившись в позициях, хотелось бы вынести из гаммы и что-то полезное для импровизации. Сделать это более чем возможно. Ниже мы приведем несколько примеров в джазовой стилистике, с указанными аккордовыми последовательностями. А подробнее узнать, о том что такое гитарные лики, можно из статьи:

Пример 1

Данная мелодическая линия, за счет аккорда Ам7, в начале звучит достаточно напряженно, но переходя к Соль мажору разрешается.
Играйте данный пример сначала под метроном в медленном ритме, после чего можно добавить аккомпанемент и увеличить скорость.

Пример 2

Данный лик в первую очередь отличается достаточно сложными аккордами для начинающих и не самым популярным использованием гармонического минора. Однако немного разобравший с аккомпанементом, в вашем арсенале может появиться достаточно интересная фраза, которой можно украсить не только джазовую импровизацию.

Пример 3

Простой лик, как в плане мелодической линии так и аккомпанемента, однако при этом достаточно интересно звучит, что лишний раз говорит о том, что все гениальное просто.

Заключение

Гармонический минор действительно великолепная гамма, при его помощи можно не только играть джаз, но и популярную музыку, в чем вы сами можете убедится, посмотрев данное видео.

Гамма Ми-минор – одна из самых популярных гамм на гитаре. Песни, написанные, опираясь на эту гамму отдают домашней теплотой и вызывают чувство комфорта и уюта. Так выглядит гамма Ми-минор на грифе:

Звуки, входящие в гамму Ми-минор

Диаграмма грифа гитары

Названия нот, входящих в гамму Ми-минор

Звуки, входящие в гамму Ми-минор подчиняются следующей последовательности: Ми(E) – Фа#(F#) – Соль(G) – Ля(A) – Си(H) – До(C) – Ре(D)

Практические указания к быстрому запоминанию и дроблению гаммы!

Для того чтобы играть гамму Ми-минор на протяжении всего грифа гитары, рекомендуется поделить гамму на отдельные кусочки. Каждый из этих кусочков должен включать в себя три ноты, причем эти ноты должны находится на одной струне. Это самый короткий путь к запоминанию гамм. Трехнотная аппликатура идеально подходит для того, чтобы развивать свою скорость игры и тренировать свою технику.

Чуть ниже ты найдешь гамму Ми-минор для гитары , представленную в виде семи маленьких диаграмм грифа. Каждая такая диаграмма показывает тебе аппликатуру пальцев для каждой из трехнотных позиций.

Гамма Ми-минор, дробленая по позициям. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

Позиция №4

Позиция №5

Позиция №6

Позиция №7

Мажорная тональность, параллельная Ми-минор

Обрати внимание на то, что Соль-мажор мажорная параллель гамме Ми-минор . Это означает, что звуки, входящие в состав гаммы Ми-минор – идентичны звукам, входящим в состав гаммы Соль-мажор.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх