Тренинг на тему толерантность для подростков. План-конспект занятия (8 класс) на тему: занятие толерантность

Упражнение «Сходства и различия».

Ведущий: Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.

Участники в группе делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.

  • - Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
  • - Национальность влияет на взаимоотношения людей?
  • - Как общаются между собой пожилые и молодые люди?
  • - Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

А теперь за 30 секунд вам предлагается объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т. д.

Вывод: В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности - этим самым мы говорим о Сотрудничестве и принятии человека таким каким он есть.

Упражнение «Доставь радость».

Группа сидит в кругу. В центр приглашается один из участников. Задача остальных - доставить ему радость. Можно его похвалить, подарить ему что-то.

Тому, чей подарок больше всего понравился сидящему в центре, он дарит в награду свою улыбку.

Тот, кому адресована улыбка, выходит в центр круга, садится на стул. Теперь ему дарят приятные слова. Игра продолжается.

Упражнение «Сотворение чуда».

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке» - или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.

Упражнение «Кораблекрушение».

Участники должны поместиться на небольшом «плотике», оставшемся после «кораблекрушения». Пространство плотика не позволяет свободно встать всем членам группы, поэтому необходимо групповое решение и тесный контакт.

Есть еще такое упражнение: Вы находитесь посреди океана на корабле, который медленно идет ко дну. Радио связь не работает. Все пассажиры уже заняли места на спасательных шлюбках, осталась только одна свободная шлюбка. Для того, чтобы в безопасности добраться до берега, нельзя превышать загрузку этой шлюбки - на ней есть место только для провианта и 6 человек.

На корабле остались:

(м - мужчина, ж - женщина).

Врач-диетолог (ж).

Политик (м).

Олимпийский гребец с поломанной рукой (м).

Эксперт-лингвист (ж).

Беременная женщина (ж).

Учитель географии (ж).

Яхтмен - любитель (ж).

Генерал в отставке (м).

Полицейский (м).

Первоклассный повар (м).

Лидер скаутов (м).

Гимнастка (ж).

Адвокат (м).

Электрик (м).

Механик (м).

Медсестра-пенсионерка (ж).

В течении 40 минут обсудите в группах, кого из перечисленных выше людей, необходимо взять на спасательную лодку. Не забудьте, что на лодке только 6 мест!".

Это проективный тест, одна из его версий. Первоначальный вариант был у немецких психиатров нацисткой Германии. Это - американская версия.

  • 1. Спасение врача-диетолога - голосующие за, не воспринимают стрессовые ситуации в серьез, склонны к психосоматике, озабочены здоровьем и продолжением рода.
  • 2. Спасение политика - за: формалисты, ориентированные на имидж и карьеру.
  • 3. Спасение чемпиона - за: ориентированные на прошлое, не заинтересованные в развитии, обижаются, если их прошлые заслуги не учитываются и т. д., и т. п.

Упражнение «Добрый день, шалом, салют!».

Цель: Познакомиться с приветствиями разных народов.

Время проведения: 10 минут.

Этапы игры:

Приготовьте для каждого участника карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках. (Возможно, с помощью членов группы Вы расширите список слов-приветствий). Если Вы работаете с поликультурной группой, то впишите на карточку среди прочих приветствия, «родные» для участников.

Попросите участников начать игру, встав в круг.

Пройдите по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит не глядя по одной.

Предложите членам группы прогуляться по комнате и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя.

В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатлениями.

Упражнение «Я знаю, что тебе приснилось».

Цель: «прочувствование» другого человека, получение опыта эмпатических переживаний.

Правила проведения упражнения: Каждому участнику группы выдается столько карточек, сколько присутствует людей на занятии минус одна.

Инструкция:

Всем хорошо известна пословица «Чужая душа потемки». Когда так говорят, обычно имеют в виду скрытые мысли людей. Но, пожалуй, еще большими потемками являются образы чужого подсознания. Давайте проверим, насколько мы способны проникнуть в мир чужого подсознания и понять его. В течение двух минут молча посмотрите на людей, сидящих в нашем кругу. Кого-то, как вам кажется, вы уже неплохо изучили, кто-то до сих пор является для вас загадкой. Подумайте: что каждый из присутствующих здесь людей мог бы... увидеть во сне? Каковы наиболее характерные для его снов образы? Что он, по вашему мнению, чаще всего видит во сне?

У каждого из вас имеются карточки. На одной стороне карточки подпишите имя члена группы, а на другой напишите свой ответ на вопрос: «Что этот человек видит во сне?». Если вы считаете, что какой-то человек редко видит сны или практически не запоминает их, то так и напишите. Заполните карточки для всех членов группы.

Время на работу: 30-40 минут.

По окончании этой процедуры карточки складываются на столике ведущего вверх той стороной, на которой написано имя участника. Когда все участники закончат работу, карточки раздаются адресатам.

Поднимите руки те, кто обнаружил в одной или нескольких карточках правильно угаданные ваши сны. Хорошо! Теперь, даже если предположения ваших товарищей о ваших сновидениях абсолютно не совпадают с реальным содержанием ваших снов, все-таки поработайте с этими карточками: сгруппируйте их по темам и подумайте над тем, что у вас получилось.

Обсуждение результатов этой игры может оказаться очень интересным. Если в группе найдется хотя бы один человек, в отношении сновидении которого другим участникам удалось добиться «точного попадания» в одном или нескольких случаях, это уже замечательный повод для анализа способов такого угадывания. Что подсказало «прорицателю снов» правильный ответ? Может быть, в поведении «сновидца» есть нечто, позволяющее «увидеть» его сны? Любопытно получить и от того, и от другого истолкование образов угаданного сна (не преминув напомнить участникам группы знаменитое фрейдовское высказывание: «Сны - царский путь к бессознательному»).

С одной стороны, это упражнение из арсенала средств тренинга сензитивности, но с другой - оно также задействует механизм обратной связи. Предположения других людей о тех снах, которые мы видим, - это еще и способ отражения ими нас как личностей. Особенно ярко это может выявиться в том случае, когда обнаруживается какое-то сходство в прогнозах наших снов.

Классификация карточек, проводимая участниками по просьбе ведущего, позволяет выявить преимущественную тематику снов, приписываемых человеку, и независимо от правильности или неправильности угадывания увидеть особенности восприятия этого человека группой.

Возраст: дошкольный.

Цель: развитие толерантности, эмпатии.

Воспитатель объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. «А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали».

Игра «Конкурс хвастунов».

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Дети садятся в круг, воспитатель объявляет: «Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может понравиться.

Не забывайте, что это конкурс, и выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств». Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него хорошие черты.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПРОХЛАДНЫЙ КБР»

Учебно-методический кабинет

Городское методическое объединение вожатых и педагогов-организаторов

Развитие нравственных качеств школьников через детскую организацию

«Тренинг межэтнической толерантности»

мастер-класс

Подготовила:

Старшая вожатая МКОУ «СОШ №42»,

Протокол заседания ГМО №____ от _______20__ г.

Руководитель ГМО __________________

Цель: Обмен опытом организации работы по воспитанию нравственных качеств учащихся через проведение тренинговых занятий.

Задачи:

Знакомство участников с тренинговой формой работы вожатого ;

Формирование толерантного отношения к представителям различных этнических групп;

Приобретение навыков проведения тренингов с учащимися.

Актуальность данного тренинга. Создание нормальных, толерантных отношений среди подростков, сплочение группы, образование команды является важным шагом на пути общего повышения эффективности образовательного и педагогического процесса. Особенно эта задача актуальна в настоящее время, когда в результате различных социальных изменений происходит расслоение общества, снижение материального благосостояния отдельных групп населения, миграция и связанные с ней трудности вхождения в другую культуру. При этом часто дети из семей, различающихся своим достатком, этнической принадлежностью, культурными ценностями учатся в одной школе, классе, общаются и взаимодействуют друг с другом. Нередко возникают проблемы, связанные с взаимопониманием , принятием позиции другого, непохожего на тебя, с другими ценностями, возможностями или интеллектуальным уровнем. Слияние двух классов или нескольких классов, приход новых людей в уже сложившуюся группу также является фактором обострения межличностных отношений, сепарации, конкуренции и создания различных группировок в классе, противопоставление "хороших своих плохим чужим". Если групповые процессы носят исключительно спонтанный, неуправляемый характер - сплочение группы, создание команды иногда затягивается на неопределенно долгое время (если вообще когда-нибудь имеет место). Есть факторы, помогающие данному процессу, но есть и препятствующие. Помогает ему то, что в подростковом возрасте растет потребность в групповой поддержке, глубоких эмоциональных контактах, принадлежности к группе, а затрудняет то, что именно в этом возрасте ярко проявляется максимализм, категоричность в суждениях, повышенная чувствительность к оценке своих внешних и внутренних качеств и требовательность к другим, чрезмерная эмоциональность, несдержанность и др. Разобщенность и неприязнь, "силовые" способы решения спорных ситуаций - все это мешает как воспитательному, так и образовательному процессам, поэтому проблема толерантного взаимодействия, общения подростков, их сплочения, образования команды становится крайне актуальной.

Ускорить, а при необходимости - скорректировать процессы групповой динамики, сплочения группы помогает социально-психологический тренинг, в основу которого положены психодраматические технологии, ролевая игра, методы командообразования.

План:

1. Вступительное слово.

2. Знакомство с группой.

3. Выработка правил работы в группе.

4. Основная часть.

5. Заключение.

Ход тренинга.

1. Вступительное слово.

Для того, чтобы заинтересовать учащихся в проводимом тренинге и замотивировать их на работу, необходимо создать позитивный настрой в группе. Для достижения этого рекомендуется начать тренинг с рассказа притчи, сказки, либо просмотра мультфильма или отрывка из художественного фильма и.т. п., соответствующих теме тренинга.

Притча «Виноград»

Как-то шли вместе и в согласии четыре человека: турок, перс, араб и грек, и где-то они раздобыли динар. Этот динар и стал причиной ссоры между ними, потому что, получив его, они стали решать, как его потратить. Перс сказал:

Давайте купим ангур!

Зачем покупать ангур, лучше купить эйнаб, - возразил араб.

Но тут вмешался турок:

К чему спорить? - сказал он. - Не нужен нам ни ангур, ни эйнаб, мы должны приобрести на этот динар узум!

Грек тоже выразил своё несогласие:

Если уж что-нибудь покупать, то нужно взять стафил! - заявил он.

Каждый из них стал доказывать свою правоту, и дело дошло до кулаков. И всё потому, что им в тот момент не повстречался знаток, который смог бы им объяснить, что все они говорят об одном и том же и что слова «ангур», «эйнаб», «узум» и «стафил» означают «виноград », который все они хотели купить, но каждый думал об этом на своём языке.

Притча «Мальчик и гвозди»

Жил-был один вспыльчивый и несдержанный мальчик. Родители очень переживали, что он ни с кем не ладит из-за своего нрава. Однажды отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в ворота.

В первый день в воротах было несколько десятков гвоздей. Это было малоприятное занятие, да еще и руки были все в ссадинах. Через неделю он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в ворота гвоздей становилось все меньше. Мальчик понял, что легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди.

Наконец настал день, когда он ни разу не потерял самообладания и не забил ни одного гвоздя. Он с радостью поведал своему отцу об этом. Отец выслушал его, похвалил, и дал новое задание: каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он должен вытащить из ворот по одному гвоздю.

Прошли дни, и сын сообщил отцу, что в воротах не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку, подвел к воротам и сказал:

Посмотри, сколько в воротах дыр – следов забитых тобой гвоздей. Ворота никогда не будут такими, как раньше. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, обижаешь его, унижаешь, у него в душе остаются такие же шрамы, как следы от гвоздей. И неважно, сколько раз ты потом извинишься – шрамы останутся.

2. Знакомство с группой.

Упражнение «Никто не знает, что я…»

Цель: лучше узнать членов группы, подчеркнуть индивидуальность каждого.

Инструкция: Вы все уже достаточно хорошо знаете друг друга, так как общаетесь между собой. Но у каждого человека есть такие особенности, о которых мало к то знает, и которые отличают их от остальных. Поэтому вам предлагается упражнение, в котором каждый из вас должен по очереди продолжить предложение «Никто не знает, что я…». называть необходимо качества характера или факты биограифии, являющиеся достоверными и правдивыми.

3. Выработка правил работы в группе.

Участие в групповой работе оказывает сильное воздействие на формирование личности подростка. В связи с этим уже на первом занятии необходимо принять этические правила групповой работы, которые способствовали бы созданию комфортной и безопасной обстановки в группе, и придерживаться их на протяжении всего тренинга. Ниже приводятся базовые правила, однако группа может дополнить список своими правилами (например: не опаздывать, говорить по очереди и т. д.).

«Правило доверия» - для того, чтобы мы с вами работали с отдачей в группе, мы должны доверять друг другу.

Правило второе

«Здесь и теперь» - Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, боясь показаться смешными. Наша основная задача – превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый из нас смог бы увидеть себя со стороны. О том, что волнует каждого, то, что происходит с нами, мы обсуждаем здесь и теперь.

Правило третье«Искренность и откровенность» - во время работы в группе мы говорим только то, что чувствуем и думаем и только правду. Если нет желания говорить искренне, мы молчим. Естественно, никто не обижается на участников. Мы испытываем только чувства признательности и благодарности за искренность и откровенность.

Правило четвертое

«Тайна группы!» - все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы.

Правило пятое

«Никакой критики!» - Во время занятий никакой критики! Каждый должен подчеркивать только положительные качества. Каждому члену группы как минимум одно хорошее и доброе слово!

Правило шестое

«Оценка действий!» - при обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а его действия. Не говорим: «ты мне не нравишься», а говорим: «ты не правильно поступил!»

Правило седьмое

«Общаемся со всеми!» - У каждого из нас есть определенные симпатии и антипатии. Кто – то нравится больше, кто – то меньше. Во время занятий мы стараемся общаться со всеми без исключения.

Правило восьмое

«Добровольное участие в группе» - Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях (и ведущий будет стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы). Любой участник имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении ведущему и всем участникам.

Правило девятое

«Уважение к говорящему!» - Мы молчим и не перебиваем друг друга.

4. Основная часть.

1. "Солнце светит для тех, кто..."

Цель: Эта игра способствует развитию чувства сплоченности.

Этапы игры:

1. Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.

2. Цель стоящего в центре - снова получить стул, на который можно сесть.

3. Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.

4. Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: "Солнце светит для каждого, кто..." Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: "Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы". Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. ("Солнце светит для каждого, кто... любит проводить отпуск на море... терпеть не может курильщиков... питается по-вегетариански...") Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях.

5. Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию, которая потом может быть переработана Вами.

Обсуждение игры:

Что стало для меня неожиданностью?

Чувствую ли я, что нашел достаточно "родственных душ"?

Радует ли меня, что между нами так много общего?

2. "Кто родился в мае…"

Цель: Участники получают богатую информацию друг о друге.

Этапы игры:

1. Группа рассаживается по кругу.

2. Объясните участникам, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга.

3. Ход игры. Вы называете личностное качество или описываете ситуацию и просите участников, по отношению к которым справедливо Ваше высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: "Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!"

4. Темп игры должен возрастать. Подбирайте утверждения таким образом, чтобы они относились ко многим участникам. Предлагая вопросы и называя действия, учитывайте возраст и темперамент членов группы. Ниже представлены возможные варианты Ваших высказываний:

У кого голубые глаза - трижды подмигните;

Чей рост превышает 1 м 80 см, пусть изо всех сил крикнет "Кинг Конг!";

Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

Кто родился в мае, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;

Кто любит собак, должен трижды пролаять;

Любящие кошек скажут "Мяу!";

Те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание:

они должны сказать соседу справа, что никогда в жизни не пожелали бы себе такой прически, как у него;

У кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это никого не касается;

Кто пьет кофе с сахаром и молоком, заглянет под свой стул;

Кто хоть раз в жизни курил, должен громко крикнуть: "Я это оспариваю!";

Пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;

Тот, кого принуждали пойти в эту группу, должен затопать по полу ногами и громко крикнуть: "Я не позволю себя заставлять!";

У кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);

Кто рад, что попал в эту группу, громко скажет "А!";

Кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;

Кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников;

Тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

Регулярно занимающиеся йогой продемонстрируют свое мастерство прямо сейчас;

Кто не переносит табачного дыма, громко крикнет: "Курить - здоровью вредить! Курение опасно для вашего здоровья!";

Те, у кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко причмокнут;

Кто порой злоупотребляет алкоголем, должен обойти, пошатываясь, вокруг своего стула;

Кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть.

3. Игра «Кучерявые ежики и красные вороны»

Цель : развить умение видеть положительные стороны в людях, развить умение договариваться.

Инструкция: Группа делится на 2 команды. Ведущий: «Представьте, что все вы – жители леса, в котором спустя много лет произошли кардинальные изменения. Одна группа стали кучерявыми ежиками, а вторая – воронами с красными перьями. И ежики, и вороны живут в одном лесу, и не могут ладить, потому что каждого из них что-то раздражает друг в друге.»

Задание 1 – каждой подгруппе придумать 5 качеств, которые их раздражают в противоположной подгруппе и которые им мешаю жить вместе в одном лесу.

Задание 2. – огласить на совместном собрании качества, обсудить наиболее обидные.

Задание 3 – каждая подгруппа в ответ на «мешающие» качества придумывает 5 качеств, которые приносят пользу всем жителям леса, далее – зачитывают их по очереди.

Задание 4 – в ходе совместного обсуждения по очереди члены подгрупп придумывают, какую пользу «лесу» могут принести качества, которые были названы противоположными подгруппами, как отрицательные.

После проведения проводится обсуждение, какие чувства испытывали члены подгрупп, когда им называли их отрицательные качества, насколько была удовлетворенность от принятых в итоге решений.

4. «Упражнение «Волшебное озеро».

Цель : развитие чувства собственного достоинства.

Для упражнения понадобится шкатулка, В которую ведущий заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Инструкция: Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает шкатулку, должен будет открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того, как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает вопросы участникам:

Как вы понимаете значение слова « уникальный»?

Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Ведущий : Мы выявили, что каждый человек - это уникальная и неповторимая личность, одна - единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других, какие мы есть, то есть относиться к себе и к другим с терпимостью.

5. Заключение.

Упражнение «Чемодан»

Цель: создание положительной обратной связи участников тренинга по завершении работы.

Инструкция: «Наша работа подходит к концу. Мы расстаемся. Однако, перед тем, как разъехаться, мы соберем чемодан. Мы работали вместе, поэтому и собирать чемодан для каждого будем вместе. Содержимое чемодана будет особым. Так как мы занимались проблемой межэтнической толерантности, то туда мы «положим» те качества, которые каждому из нас помогают в общении с другими и те, что мешают.

Собирая чемодан, мы будем придерживаться некоторых правил:

1. В чемодан надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих качеств.

2. Каждое качество будет укладываться в чемодан только с согласия группы.

3. Положить можно только те качества, которые проявились в ходе работы.

4. Положить в чемодан можно только те качества, которые поддаются коррекции.

5. Руководить сбором чемодана будет каждый из нас по очереди.

После сбора чемодана можно перейти к обсуждению.

Список используемой литературы:

1. «Тренинг межэтнической толерантности» - Пятигорск, ПГЛУ, 2007 г.

3. , «Тренинг этнической толерантности для школьников» - М. «Привет», 2004 г.

4. , «Межкультурный диалог в школе. Книга 2» - РУДН, 2004 г.

ТРЕНИНГ

«Повышение толерантности в молодежной среде»
Общие рекомендации по проведению тренинга:

Периодичность – 1-2 раза в неделю

Число участников – не более 15 человек

Ведущий несет ответственность за подбор участников в группу

Ведущему следует помнить об основных принципах групповой работы: полнота информации (о целях работы группы, задачах, требованиях предъявляемых к участникам, о том, что может происходить), конфиденциальность, добровольность участия, искренность, пунктуальность, доброжелательность (участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки, в первую очередь негативные, поведению и высказываниям друг друга).
Структура занятий:

- Разминка. (Упражнения, способствующие активизации участников, созданию непринужденной атмосферы, повышению сплоченности и подготовке к основному содержанию)

- Основное содержание . (Может включать следующие формы: лекции, игры, мозговой штурм, групповые дискуссии, упражнения и задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия)

- Рефлексия / «Заминка».
Для оценки эффективности тренингов возможно использовать опросник «Индекс толерантности» (Солдатова, Шайгерова, Прокофьева, Кравцова, 2003). Оценка осуществляется дважды: до участия в тренинге и после его завершения.

МОДУЛЬ 1
КТО Я? ТРЕНИНГ ИДЕНТИЧНОСТИ

ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ, ИЛИ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я

Цели:


  • знакомство участников;

  • формирование позитивной идентичности;

  • осознание участниками своей идентичности, принадлежности к различным культурным, этническим, религиозным группам;

  • осознание и более глубокое понимание особенностей своей культуры, своих корней и истоков;

  • понимание влияния идентичности на восприятие мира и ее роли в социальном взаимодействии;

  • осознание многообразия внутри собственной культурной группы;

  • понимание феномена и причин этноцентризма.

Перед началом тренинга ведущий рассказывает участникам о том, что сегодня они начинают цикл из пяти тренингов, объединенных общей центральной темой – толерантность. Далее ведущий говорит: « Каждое занятие будет касаться одного из аспектов толерантности. Сегодняшнее занятия называется "Кто Я?" и посвящено оно толерантности к себе и своей, а точнее – своим группам. В психологии то, о чем мы будем говорить сегодня, называется идентичностью – личностной и социальной. Тренинги толерантности традиционно начинаются этой темой, поскольку позитивная идентичность, является той основой, без которой формирование толерантного мировоззрения практически невозможно. Кроме того, исследуя собственную идентичность, мы сможем с вами познакомиться, ведь нам предстоит провести вместе немало времени. Итак, давайте начнем».

Разминка
Упражнение «Имя – качество»

Необходимое время: 5 минут.

Вспомогательные материалы : небольшой мячик.

Процедура проведения. Один из участников, держа в руках мячик, называет свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и его имя, например: Саша – смелый, Оля – общительная и т.д. Затем мяч передается следующему участнику, и тот называет свое имя и качество. Упражнение продолжается до тех пор, пока мяч, обойдя круг, не побывает у каждого участника.
Упражнение «Превращения»

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: «Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком стихов…)», «Если бы я был едой, то я был бы… (кашей, пирожком, картошкой)», «Если бы я был (другие варианты – животным, песней или музыкой, явлением природы, видом транспорта и т.д.), то я был бы…». Все отвечают по кругу. Рекомендуется сделать 3 круга.

Вопросы для обсуждения:


  • Как вам понравился такой необычный способ знакомства?

  • Легко ли вам было подобрать ассоциацию? В чём преимущество такого способа знакомства? (Оригинальность, неформальность, глубина, безопасность ).

Основное содержание занятия
Упражнение «Кто Я?»

Задачи:


  • знакомство участников;

  • осознание своей уникальности и одновременно общности с другими;

  • актуализация представлений о собственной идентичности, осознание своей принадлежности к различным социальным группам.
Необходимое время: 30 минут.

Вспомогательные материалы: ручки, листы бумаги по числу участников.
Процедура проведения. Ведущий говорит участникам: «Мы увидели сейчас, что каждый из нас является уникальной, интересной личностью, наделенной совершенно особой совокупностью личностных черт. Но наша неповторимость и наше мировоззрение определяются не только особенностями нашей личности. Огромное влияние на нас оказывает то, к каким группам общества мы принадлежим. Давайте поговорим об этом». Далее ведущий просит каждого подумать и 10 раз письменно ответить на вопрос «Кто Я?». При этом важно, чтобы участники отвечали именно на вопрос «Кто Я?» (например, человек, русский, мужчина, православный), а не «Какой Я?» (умный, красивый, веселый).

Затем участникам предлагается объединиться в тройки таким образом, чтобы в их списках совпал хотя бы один из 10 пунктов. В течение одной-двух минут тройки должны выписать по пять качеств-признаков или важных атрибутов, характерных для этой группы.

Затем тройки озвучивают результаты своей работы. Далее ведущий предлагает, объединиться в новые тройки уже с другими участниками и на основании других пунктов списка. Дальнейшая работа ведётся по той же схеме, что в первом выборе. Аналогичным образом можно провести ещё один-два выбора.

Вопросы для обсуждения:


  • Как вы думаете, про что это упражнение? Легко ли было объединиться в группы? (Выход на то, что каждый из нас является членом множества групп. Это упражнение – действующая модель, метафора того, как мы становимся членами той или иной социальной группы. В упражнении мы объединялись двигательно, но в реальтной жизни это не всегда происходит на основе физического объединения, а зачастую на основании внутреннего выбора, совершив который мы автоматически становимся членом группы).

Упражнение «Эмблема»

Задачи:


  • осознание собственной групповой идентичности;

  • понимание сложности идентичности каждого человека и многочисленности его референтных групп;
Необходимое время: 35 минут.

Вспомогательные материалы: бумага и принадлежности для рисования для каждого участника.
Процедура проведения. Ведущий обращается к участникам: «Мы только что пришли к выводу, что каждый из нас является членом какой-то группы – возрастной, профессиональной, мировоззренческой, этнической, религиозной, расовой, национальной. Таких групп, к которым мы себя причисляем, с которыми себя ассоциируем, может быть великое множество, например, человек может одновременно ощущать свою принадлежность к группам россиян, женщин, водителей, психологов, матерей, собаководов, любителей книг, любителей растений – это далеко не полный список. И членство в каждой из этих групп автоматически предполагает принятие тех ценностей, норм и атрибутов, которые есть у этой группы. Давайте поговорим об этом. Подумайте о том, к каким группам принадлежите вы? Среди этих групп выберите одну, которая является для вас наиболее актуальной».

Затем ведущий говорит: «А теперь представьте себе, что эта группа поручила вам создать ее эмблему – рисунок, который отражал бы ее основные ценности. Подумайте, что бы вы изобразили на этом рисунке? Возьмите бумагу и карандаши и создайте эмблему. На это отводится 7 минут».

Упражнение завершается краткой презентаций эмблем участников в кругу и обсуждением результатов.

Вопросы для обсуждения:


  • Легко ли было выделить какую-то одну группу, которая является наиболее актуальной? Как думаете – почему?

  • Какое влияние на нас оказывает причисление себя к той или иной группе?

  • Что дает нам сама возможность такого причисления? Для чего нам нужно чувствовать себя членом какой-то группы?

  • В данном упражнении мы подошли к такому определяющему для нашей личности и мировоззрения понятию, как «идентичность». В психологии оно имеет множество определений, в одном из них идентичность определяется как результат осознания и переживания индивидом личностного "Я" и группового "Мы" в системе межгрупповых отношений. Это научное определение, но легче уловить смысл какого-либо понятия помогают метафоры, например, если представить личность как компьютер, то идентичностью будет софт – программа, которая направляет и обуславливает деятельность компьютера и без которой он не сможет корректно работать. А с чем бы вы сравнили идентичность? Попробуйте найти свои метафоры.

Упражнение «Откуда Я родом»

Задачи:


  • актуализация знаний о своих истоках;

  • понимание многообразия генетических, этнических и исторических связей каждого отдельного человека.
Необходимое время: 30 минут.

Вспомогательные материалы: карта мира, маркеры.
Процедура проведения. Ведущий предлагает группе поговорить об истоках идентичности. Он предлагает участникам посмотреть на карту и вспомнить, откуда родом их родители, бабушки, дедушки. Затем каждый участник по очереди подходит к карте, называет и маркером отмечает место, откуда он сам родом, а также те регионы (города, области, республики или даже страны), где родились отец, мать, бабушки, дедушки. Участники могут также отметить те места, которые для них самих и членов их семей имеют значение, например, где прошла большая часть их жизни или жизни их родителей. Каждый участник сопровождает комментариями отмечаемые пункты – кто из его родных там родился, что его связывает с этими местами.

Подводя итоги упражнения, ведущий отмечает, насколько широка география мест, с которыми связаны участники группы, сколько представлено городов, республик, а, возможно, и стран. Таким образом, составляется своеобразная географическая карта группы.

Вопросы для обсуждения:


  • Каким образом места, обозначенные вами на карте, повлияли на ваше формирование и развитие? (На этот вопрос участники отвечают в ходе выполнения задания).

  • Какие мысли и чувства у вас возникают, когда вы смотрите на географический ареал нашей группы?

  • Был ли в вашей жизни опыт, когда посещение какого-либо нового уголка мира способствовало расширению вашей собственной идентичности? Каким образом география влияет на формирование нашей идентичности? (Выход на мысль о том, что чем больше мы путешествуем, чем с большим количеством мест себя ассоциируем, тем шире и многомернее наша идентичность, тем легче мы воспринимаем различия… ).

Упражнение «Истоки»

Задачи:


  • актуализация представлений участников о своем происхождении, своей культуре, истоках, корнях, истории своей семьи;

  • осознание того, что каждый человек может одновременно принадлежать к различным культурным, этническим, религиозным группам;

  • самопрезентация участников.
Необходимое время: 30 минут.

Приложения: бланк с перечнем вопросов (Приложение 1.1).
Процедура проведения. Ведущий просит участников ещё раз вспомнить о своих предках – родителях и прародителях. Каждый участник получает бланки (Приложение 1.1) и самостоятельно отвечает на следующие вопросы:

1) К каким этническим, культурным, расовым, религиозным группам вы себя относите (какими словами вы описываете свою принадлежность: россиянин, москвич, русский, православный и т.д.)?

2) К каким этническим, культурным, расовым, религиозным группам принадлежат ваши родители?

3) К каким этническим, культурным, расовым, религиозным группам принадлежат ваши прародители – бабушки, дедушки?


  • Каких записей у вас получилось больше – про ваших прародителей, родителей или про вас самих? Как вы думаете, с чем это связано?

  • Есть ли такие записи, которые фигурируют во всех трех графах? Что это за группы? Как вы думаете, какие именно составляющие идентичности мы получаем от наших далеких предков? Почему?

  • Какие составляющие нашей идентичности приходят к нам из нашей семьи, от наших родителей? Как именно мы усваивает этот опыт?

  • Есть ли такие записи, которые вы написали только о себе, которые отсутствуют и у ваших родителей, и у ваших прародителей? (Это те составляющие нашей идентичности, которые сложились у нас на основании нашего личного опыта). Что это за группы? Можете ли вы вспомнить, что повлияло на ваше осознание себя как части этих групп?

  • Глядя на ваши записи, можете ли вы сказать, что ваша идентичность складывалась под влиянием не одной, а многих культур?

Упражнение «Этноцентризм»

Задачи:


  • осознание предрасположенности в пользу своей культуры, своего народа;

  • знакомство с феноменом этноцентризма;

  • понимание психологического механизма этноцентризма.
Необходимое время: 20 минут.

Вспомогательные материалы: две прозрачные пластиковые коробки одинакового размера, по 10 пустых карточек на каждого участника.
Процедура проведения. Ведущий говорит участникам, что на занятии мы уже много говорили про идентичность и выяснили, что наша идентичность сложна, многомерна и комплексна. Обычно мы идентифицируем себя с большим количеством групп, но сейчас мы обратимся к одному из аспектов идентичности, возможно одному из самых значимых – этнической идентичности. Каждый участник получает десять карточек и записывает на них те десять качеств, которые наиболее характерны для его этнической группы – по одному качеству на каждой карточке. Затем ведущий просит подумать, какие из этих качеств относятся к позитивным, а какие – к негативным. В одну коробку участники складывают листочки с позитивными качествами, в другую – с негативными. Когда эта работа проделана, ведущий пересчитывает количество карточек в каждой коробке и объявляет результат, который затем обсуждается с группой. Как правило, позитивных качеств получается намного больше, чем негативных. Ведущий должен подчеркнуть эту разницу и объяснить участникам, что такой результат – проявление этноцентризма. Этот феномен, с одной стороны, помогает этнической группе поддерживать свою культуру, а с другой, если он чрезмерно выражен, определяет восприятие других культур сквозь призму собственной, которая позиционируется как исключительная и наиболее достойная. Подобная позиция приводит к ощущению национального превосходства и высокомерию.

Вопросы для обсуждения:


  • Почему своя национальность и своя культура обычно оцениваются позитивно, какое значение имеет для человека высокая оценка собственной этнической группы?

  • Этноцентризм как предпочтение собственной этнической группы – это естественный эволюционный механизм или групповой эгоизм и переоценка качеств своей группы?

  • Почему важно осознавать этот феномен?

  • Всегда ли позитивная оценка собственной группы автоматически означает негативное отношение к другим группам? (Подводим к позитивной идентичности, позитивная оценка одновременно и своей и других групп – это единственно возможный вариант построения толерантных отношений и с собой и с другими).

Рефлексия


  • Какое значение имеет для вас ваша идентичность?

  • Приходилось ли вам раньше задумываться о том, что личность каждого человека формируется под влиянием людей, принадлежащих не к одной группе, а к разным – исповедующих разную религию, относящимся к разным народам и этносам?

  • Какие преимущества есть у мультикультурной личности? Есть какие-либо сложности у мультикультурной личности?

  • Что важного и полезного каждый из вас узнал сегодня на тренинге, что вы поняли, какие открытия для себя сделали? Опишите это буквально в одном-двух предложениях.

МОДУЛЬ 2
Я, МЫ И ДРУГИЕ:

ТРЕНИНГ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ

Цели:


  • знакомство с феноменом ксенофобии, ее проявлениями, психологическими и социальными механизмами;

  • осознание психологической альтернативы «мы»-«они», и ее роли в социальном взаимодействии;

  • осознание собственных стереотипов, предубеждений в отношении «других»;

  • развитие социальной чувствительности и социального интереса;

  • поиск способов позитивного взаимодействия с «другими».

Ведущий сообщает группе, что сегодняшний тренинг носит название "Я, Мы и Другие" и посвящен он ксенофобии. Далее ведущий говорит: «Ксенофобия – страх и отвращение по отношению к чужим, непохожим. Когда-то этот термин был исключительно плодом пера писателей-фантастов. Но сегодня ксенофобия, к сожалению, уверенно вышла за пределы страниц фантастической литературы и прочно поселилась в нашем обществе. Объектами ксенофобии сегодня являются не вымышленные инопланетяне. Чужими сегодня становятся иностранцы (в первую очередь – мигранты), люди, исповедующие другую религию, или попросту имеющие другое мировоззрение. Страх перед чужаками приводит к защитной агрессии, а она, в свою очередь, не только является причиной роста социальной напряженности, но и приводит к войнам и межнациональным конфликтам. Давайте попробуем разобраться сегодня в том, как проявляется ксенофобия, какие психологические механизмы и закономерности лежат в ее основе, а также в том, что мы можем сделать для снижения уровня ксенофобии в обществе и в самих себе».

Разминка
Упражнение «Поздороваться локтями»

Задачи:


  • формирование интереса к теме занятия;

  • мобилизация участников на дальнейшую работу;

  • повышение групповой сплоченности;

  • понимание роли различий в межличностном и межкультурном взаимодействии;

  • осознание условий для позитивного восприятия различий;

  • развитие социальной чувствительности и социального интереса.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения. Ведущий говорит участникам, что тема сегодняшнего занятия – отношения с другими, незнакомыми, непохожими, с людьми, которые по каким-то значимым признакам отличаются от нас. В качестве введения и разминки к данной теме он предлагает участникам представить, что есть некий остров, где живут четыре древних племени – мумба, юмба, мамба, джамба. Эти племена отличаются между собой. Например, они по-разному ходят: мумба держат руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; юмба все время держат руки на талии; мамба кладут левую руку на левое колено, правую руку на правое колено (локти отведены в стороны) и так передвигаются; джамба ходят, держа скрещенные руки на груди, локти отведены в стороны. Затем ведущий просит участников рассчитаться по кругу на мумбу, юмбу, мамбу, джамбу и попробовать передвигаться в соответствии с тем, как это принято в их «племени». После недолгого передвижения по комнате каждый из жителей острова объединяется с себе подобными и племена расходятся по разным углам.

Ведущий говорит, что у всех жителей острова есть не только различия, но и общее. Так, все жители острова приветствуют друг друга при помощи локтей – локоть одного человека соприкасается с локтем другого. Сначала ведущий просит поздороваться локтями с членами своего племени. Затем ведущий предлагает участникам представить и продемонстрировать, как происходит общая встреча племен: сначала мумба здоровается с юмба, затем мамба с джамба, мумба с мамба и так далее. Затем представители разных племен перемешиваются и стараются в течение одной минуты поприветствовать как можно больше жителей острова.

Вопросы для обсуждения:


  • Как вы думаете, какие вопросы, проблемы затрагивает это упражнение?

  • Как ваши различия сказались на контакте? Они мешали или помогали контакту? Какие у вас возникли трудности и как вы их преодолевали? Что способствовало эффективному взаимодействию (мотивация на взаимодействие), что мешало? Какие у вас возникли чувства?

  • Как вы думаете, основываясь на опыте, полученном в ходе упражнения, и на вашем реальном опыте, каким образом в жизни различия влияют на эффективность взаимодействия?

  • Чаще всего различия воспринимаются как помеха контакту, как источник трудностей, но в них содержится и источник дополнительных возможностей и перспектив, например, в данном упражнении можно было при помощи наклонов, в качестве бонуса получить хорошую разминку для позвоночника. Как вы думаете, от чего зависит чем именно в конкретном взаимодействии будут являться различия - источником трудностей или новых возможностей? (Подводка к роли мотивации на взаимодействие и к толерантности. Для толерантной личности различия – это возможности) .

Занятие с элементами тренинга для подростков 18.11.2013

Учимся быть толерантными.

Перцева Ольга Романовна,

Кабакова Людмила Юрьевна,

педагоги- психологи «МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода.

Цель занятия : развитие эмоционально-коммуникативной культуры и толерантности подростков в условиях совместной творческой деятельности.

Задачи:

  • Создание психологически комфортных условий для организации совместного продуктивного творческого общения друг с другом.
  • Развитие толерантности у подростков в условиях работы в группе.
  • Формирование толерантного отношения друг к другу, развитие коммуникативных способностей, культуры речи и поведения.
  • Формирование основ эмоционального осознания собственных чувств, переживаний и саморегуляции у подростков в условиях межличностного взаимодействия.

Оборудование занятия:

  • Компьютер;
  • проектор, экран;
  • музыка для сопровождения общего рисования;
  • мультфильм;
  • презентация;
  • цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага А3, А4, ножницы, скотч;
  • мягкая игрушка или мяч;
  • бланки опросника для каждого участника.

Оформление кабинета: письменные столы стоят по кругу.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Ход занятия:

I. Разминка.

1.Упражнение «Слушай и делай»

Цель упражнения: снятие напряжения, развитие доверия и поддержки внутри группы.

Необходимое время: 1 минута.

Инструкция: Здравствуйте ребята! Для нашей традиционной разминки предлагаю поиграть в игру «Слушай и делай». Я прошу сделать определенное движение тем, кто обладает определенным умением или качеством.

  • «Хлопните в ладоши, кто сегодня умывался»
  • «Помашите рукой все те, кто сегодня говорил слово: «Привет!»
  • «Погладьте себя по животу, кто сегодня завтракал»
  • «Кивните головой те, кто приехал на машине или автобусе»
  • «Топните те, кто пришел в школу пешком»
  • «Встаньте те, кто занимается в спортивной секции»
  • «Поднимите две руки все те, кто умеет плавать»
  • «Улыбнитесь все те, кто любит встречаться с друзьями»
  • «Сделайте два хлопка, кто рад нашей встрече»

Ведущий напоминает о принятых ранее правилах работы в группе (Ни кого не обижаем. В кругу говорит один. …).

2.Упражнение «Я - хороший, ты - хороший»

Цель упражнения: удовлетворение потребности в самопринятии, развитие доверия и поддержки внутри группы.

Необходимое время: 2 минуты.

Дети стоят или сидят в кругу. У ведущего в руке мяч.

Инструкция: Сейчас я предлагаю передать мяч по кругу. И каждому, у кого в руках оказывается мяч, назвать свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Например, Андрей – активный, Настя – нежная.

II. Вводная часть. Актуализация.

Вступительное слово о толерантности.

Цель: введение в проблему

Необходимое время: 7 минут.

Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - признание равенства других, отказ от доминирования.

  • уважение прав другого (в т. ч. права быть иным);
  • признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения;
  • готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия;
  • терпимость к чужим мнениям, поведению;
  • отказ от причинения вреда и насилия;
  • способность поставить себя на место другого.

Но толерантность НЕ сводится к ущемлению своих интересов.

Черты толерантной личности:

  • Знание самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих.
  • Защищенность. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Он убежден, что с любой угрозой можно справиться.
  • Ответственность. Толерантные люди убеждены, что судьба зависит от них самих, а не от расположения звезд и т. д. Они сами несут ответственность за то, что происходит с ними.
  • Отношение к определенности. Толерантный человек не делит все и всех на «черное» и «белое», а воспринимает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.
  • Ориентация на себя. Толерантная личность более ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических мышлениях. Стремится к личной независимости больше, чем к принадлежности авторитетам, т. к. им не нужно за кем-то прятаться.
  • Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

III. Основная часть занятия.

1.Упражнение «Черты толерантной личности»

Цель: вспомнить основные черты толерантной личности и дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Необходимое время: 10 минут.

Материалы: бланки опросника для каждого участника, ручки.

Инструкция: «Сейчас вы посмотрите фрагмент мультфильма, и каждый в своем бланке отметит черты толерантности, которые присущи мультипликационным героям. А также подумайте о своих чертах характера, которые соответствуют понятию толерантности».

Черты толерантной личности

Расположенность к другим

Снисходительность

Терпение

Чувство юмора

Чуткость

Доверие

Альтруизм

Терпимость к различиям

Умение владеть собой

Доброжелательность

Умение не осуждать других

Гуманизм

Умение слушать

Любознательность

Способность к сопереживанию

Вопросы для обсуждения:

  • Поведение какого героя вам больше всего понравилось?
  • Какие черты толерантной личности продемонстрировали герои мультипликационного фильма?
  • Кто был более толерантен?
  • Какие черты толерантности присущи лично вам?

2.Упражнение « Дорисуй»

Цель: развитие способности понимать мысли, чувства и желания другого человека и передавать свои собственные.

Необходимое время: 10 минут.

Материалы: принадлежности для рисования (бумага формата А4, фломастеры, карандаши, маркеры).

Инструкция: Игра проводится без слов. Каждый участник задумывает какой-либо рисунок и начинает рисовать его на листе бумаги. Затем рисунок передается следующему по кругу. Получив чужой рисунок, каждый дорисовывает то, что считает нужным. Обойдя круг, рисунки возвращаются к их авторам. Примерные вопросы для рефлексии:

  • Какой элемент ты нарисовал на чистом листке?
  • Какую картину ты изначально задумал?
  • Ты смог отразить свой замысел на бумаге?
  • Что ты чувствуешь, глядя на завершенную картину?
  • Почему ты это чувствуешь? (Как ты считаешь, твоя идея была в итоге воплощена)?
  • Хочешь что-то изменить, или оставишь все как есть?
  • Бывают ли в твоей жизни подобные ситуации?
  • Что ты чувствуешь, когда результат тебя не устраивает?
  • Что ты при этом делаешь?
  • Когда ты получил листок от..., что ты дорисовала?
  • Почему ты нарисовал именно это?
  • Ты хотел продолжить идею..., или руководствовалась своими собственными желаниями?
  • Как ты понял, что она задумал?
  • Что ты сейчас чувствуешь?
  • (Если ощущения негативные): что полезного в этих чувствах? О чем они тебе сигналят? Что ты понял с их помощью?
  • Как ты будешь использовать этот опыт в дальнейшем?
  • На что из твоей жизни это похоже?
  • Обычно ты задумываешься - что от тебя хотят окружающие, или действуешь по собственному замыслу?
  • В каких случаях ты учитываешь желания другого человека и зачем?
  • Что ты чувствуешь, когда осуществляешь чью-то мечту, или помогаешь воплотить в жизнь его идею.

V. Заключительная часть занятия

1.Упражнение: «Эмблема толерантности»

Цель: обобщение работы с определениями толерантности и развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения. Время: 8 минут.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому с другой стороны - участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем.

Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.

VI. Итоги занятия.

Презентация «Это и есть толерантность»

Время: 5 минут.

Слайд 1.

ЭТО И ЕСТЬ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Слайд 2

Чувство юмора.

Непредвзятое отношение.

Слайд 3

Понимание того, что стереотипы не всегда верны.

Умение доверять или не доверять, не обижая других.

Слайд 4

Умение найти общие интересы.

Уважение и сострадание ко всем.

Слайд 5

Вежливость.

Желание общаться, договариваться и находить компромиссы.

Слайд 6

Умение не мешать другим.

Предоставление возможности самовыражаться.

Слайд 7

Осторожность в оценках и высказываниях. Отсутствие поспешных выводов.

Слайд 8

Уважайте личность и право каждого быть самим собой.

Будьте толерантны.

Упражнение «Продолжи предложение»

Цель: завершение работы с определениями толерантности, развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.


Необходимое время: 2 минуты.

Инструкция: «Ведущий бросает мяч и тот, кому попал мяч, продолжают незавершенную фразу»

  • На занятии мне понравилось
  • Я считаю полезным…
  • Я буду вспоминать…
  • Мне очень понравилось…
  • У меня вызвало затруднение…
  • На занятии я узнал новое…
  • Я буду применять в своей жизни…

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
  2. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., 2001.
  3. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
  4. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.
  5. Толерантность в общественном сознании. России. М., 1997.

Описание материала: Предлагаемое тренинговое занятие в интерактивной форме знакомит учащихся 10-12 лет с понятием толерантного общения и помогает смоделировать стиль толерантного поведения с окружающими людьми. Данный материал будет интересен школьным психологам и социальным педагогам.

Конспект тренингового занятия с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Цель:

1. Знакомство подростков с понятием «толерантность».

2. Показать участникам тренинга значимость толерантного общения для решения различных проблем в социуме.

Материал: 3 шарфа для завязывания глаз, яблоко, разделенное на части, разноцветные стикеры, фломастеры, доска, мел.

Ход занятия

Психолог. Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как строить отношения с теми, кто не похож на вас.

Прежде чем мы начнем обсуждение, давайте проведем маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и дам поочередно дотронуться до одного и того же предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Остальные ребята, пожалуйста, оставайтесь молчаливыми участниками данного эксперимента. Надеюсь, что по окончанию эксперимента мы вместе сможем сделать интересный вывод. Завязываются глаза детям, которые участвуют в эксперименте и ведущий дает им возможность дотронуться до одного предмета - яблока, но 1-му только до кожуры яблока одним пальцем, 2-му только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-му только до стопочки яблока одним пальцем. Дети трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.

Психолог. Ваша задача - предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою точку зрения и приходят к общему ответу на поставленный вопрос - Что это?- и озвучивают его)

Психолог показывает целое яблоко и анализирует ответ учащихся вместе со всеми детьми:

Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)

Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …)

Психолог. Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.

Все вы смогли проявить очень хорошее качество личности - толерантность в общении. (На доске написано определение толерантности).

Часто ли люди бывают, терпимы друг к другу в современной жизни?

(Ответы учащихся)

Если человек отличается от нас по внешности, по убеждению, по мировоззрению, по физическим возможностям или национальности, языку, вере, какие чувства он может вызывать у нас?

(Ответы учащихся, которые необходимо записать на доске)

Раздражение,

Равнодушие,

Агрессивность,

Удивление,

Презрение,

Высокомерие.

Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.

Давайте попробуем вместе это сделать.

(На доске вместе преобразовываем)

Умение владеть собой,

Чуткость,

Доброжелательность,

Доверие,

Великодушие,

Бескорыстие

К какому же выводу мы можем подойти в нашей совместной работе?

Нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.

Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.

У вас есть стикеры - листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а у меня на доске ствол дерева толерантности (дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают их).

Рефлексия:

Что вам понравилось в занятии?

Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?

Итог занятия.

Ведущий благодарит за работу всех детей и подводит итог:

«Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!»

Список используемой литературы:

1. М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева «Рабочая книга школьного психолога».

2. Г. В. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова «Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх