Чем отличаются степени бакалавр, специалист и магистр.

Ответить на вопрос кем лучше выйти из стен ВУЗа - специалистом или бакалавром, поднимается уже не первый год. С тех пор как Россия присоединилась к Болонскому процессу (а это уже 12 лет назад!) бакалавриат прочно вошел в нашу жизнь. Но ведь остаются ВУЗы, которые до сих пор готовят специалистов в различных областях. Так в чем же различие этих двух форм высшего образования? Редакция "сайт" попыталась в этом разобраться.

Бакалавры появились еще в средние века в странах Европы. Уже тогда это понятие относилось к студентам университетов, достигшим некой ступени мастерства в своем обучении. В частности, есть версия, что сам термин возник в связи с вручением бакалавру лаврового венка. В свою очередь специалист как термин появился и активно развивался на территории советского и постсоветского пространства. Дипломированным специалистом назвался, да и сейчас называется человек, получивший диплом о высшем образовании по конкретной специальности.

Разница между бакалавриатом испециалистом

Таким образом, можно сказать, что основное отличие бакалавра от специалиста кроется в терминах: бакалавр - это ученая степень , специалист - это квалификация .

В России бакалавры стали появляться лишь после 2003 года. Именно тогда наша страна присоединилась к Болонскому процессу на берлинской встрече министров образования европейских стран. Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в ВУЗах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов.

Различия между бакалавриатом и специалистом

Кроме того, между специалитетом и бакалавриатом есть и вполне реальные различия. Так, например, бакалавру предстоит просидеть за партой всего 4 года, в то время как специалисту 5-6 лет в зависимости от специальности . Дело в том, что первые два года будущие бакалавры и будущие специалисты обучаются по одной программе, разделение начинается на третьем курсе. В то время как бакалавры продолжают изучать предметы широкого профиля, специалист переходит к узкопрофильным дисциплинам.

Кроме того, разница между бакалавром и специалистом по окончании ВУЗа состоит в том, что специалист получает диплом по своей специальности, а бакалавр об общем высшем образовании. При этом, бакалавр и специалист могут продолжить обучение в магистратуре. Но для бакалавра-магистра и специалиста-магистра разница состоит в том, что первый формально продолжает получать высшее образование и может это делать на бюджетной основе, а для специалиста - это второе образование, в любом случае платное.

Плюсы и минусы

Как мы видим, плюсы есть как у бакалавра, так и у специалиста. Так что делать выбор нужно так: если Вы точно уверены в своей будущей специальностью, то уверенно учитесь на специалиста. Если же хотите получить время для "подумать", либо планируете продолжить обучение за границей - смело шагайте в бакалавры, поскольку диплом бакалавра - унифицированный стандарт.

Редакция "сайт"


Бакалавр, магистр, специалист, аспирант
… Определения, которые кажутся абитуриенту очень далекими и малозначимыми сейчас, при выборе ВУЗа и поступлении. Тем не менее, как показывает практика, задуматься о типе специальности еще до начала учебы, ведь от этого зависит, какой диплом получит выпускник. А для того чтобы сделать правильный выбор, важно разобраться, чем отличается бакалавр от специалиста, а специалист – от магистра. Понимая разницу, намного проще принимать правильные решения и планировать на несколько лет вперед.


Отечественное высшее: бакалавр, специалист, магистр в Болонской системе

Масштабные изменения в образовательной системе России начались в 2003 году, когда РФ присоединилась к Болонскому процессу . Нововведения коснулись очень многих вопросов высшего образования, но, пожалуй, самые заметные инновации связаны с типом специальности и, соответственно, дипломам, которые получат выпускники ВУЗов. Так, на смену традиционной трехуровневой системе дипломов бакалавр-специалист-магистр приходит принятая в большинстве стран мира 2-уровневая система, в которой не нашлось места специалитету. Таким образом, уже с 2010 года российские ВУЗы не получают лицензии на использование программ подготовки специалистов, а с 2015 этот уровень и вовсе выпадет из образовательного процесса. Проще говоря, готовить студентов с дипломом специалиста больше не будут.

Справка: Болонский процесс

– план сближения, стандартизации и гармонизации систем высшего образования в странах Европы . Основные задачи Болонского процесса:

  • обеспечение более широкого доступа к высшему образованию;
  • возможность трудоустройства в других государствах с иностранным дипломом;
  • увеличение мобильности студентов при выборе ВУЗов;
  • ускорение модернизации и совершенствования высшего образования в разных странах Европы и Азии.

Чем отличается бакалавр от специалиста?

Как мы уже выяснили, специалист как понятие будет упразднен в России уже с 2015 года . Дипломы такого образца будут котироваться наравне с любыми другими, но выдавать их больше не будут. Таким образом, поступить в ВУЗ с намерением получить такой диплом уже вряд ли удастся (за исключение некоторых типов государственных ВУЗов), а вот понять отличие бакалавра от специалиста все-таки придется тем, кто сейчас как раз должен принять решение: продолжать учиться или нет. Об этом стоит задуматься и абитуриентам военных ВУЗов, большинство из которых продолжают придерживаться 3-уровневой системы образования. Конечно, можно действовать по принципу «жизнь покажет», но всегда лучше ставить перед собой вполне конкретную цель.

Итак, какая разница между бакалавром и специалистом? Вопреки распространенному заблуждению, бакалавриат – это законченное образование , но лишь его первая ступень. Многие работодатели наверняка не воспримут такой диплом как подтверждение высшего образования со всеми вытекающими последствиями. Но есть и плюсы. Во-первых, учиться придется всего 4 года, что позволит раньше обрести финансовую независимость, начать профессиональное развитие на практике и вообще поскорее распрощаться с ВУЗом. Бакалавра и специалиста разница состоит еще и в том, что диплом бакалавра принимается в большинстве европейских стран, что позволит удобно продолжить образование там. Диплом же специалиста будет бесполезен: такого типа специальности за границей просто нет, и его «счастливый» обладатель окажется снова на одном уровне с бакалаврами.

Что касается нашей страны, то тут ответ на вопрос «Что выше: специалист или бакалавр?» однозначен. Диплом специалиста, как и раньше, воспринимается как полноценное подтверждение высшего образования . И хоть для его получение придется провести в стенах ВУЗа еще 1-2 года, большинство студентов решаются на этот шаг. Единственное, что смущает, - это неопределенный статут специалитета после 2015 года и бесполезность такого диплома в Европе.

Чем специалист отличается от магистра?

О преимуществах и недостатках специалитета мы уже поговорили выше, но теперь стоит разобраться в том, что лучше: специалист или магистр? Некоторые неопытные абитуриенты ставят вопрос еще шире: что выше, магистр или специалист? Ответ на оба вопроса один. Конечно, магистратура – это лучше и престижнее . Основная сложность заключается в том, что для поступления на этот уровень высшего образования придется проходить конкурс, а стоимость дополнительных двух лет (или даже больше!) может оказаться неприятным сюрпризом для студентов и их родителей.

Существенная разница между магистром и специалистом заключается еще и в том, что второй тип диплома может быть принят работодателями и учебными заведениями за границей . Факт этот далеко не гарантированный, но уже то, что квалификация магистра котируется и идентифицируется в Европе, дает определенную надежду. Особенно если студенту посчастливилось получать образование в авторитетном, крупном ВУЗе. Это отличие специалиста от магистра – важный стимул для всех, кто рассчитывает продолжить образование/научную деятельность за рубежом или получить престижную работу в Европе.

Надеемся, после прочтения нашего обзора о том, чем отличаются специалист, магистр, бакалавр, разница стала для вас более очевидной. В любом случае, мы желаем вам принять правильное решение и не прекращать свое самосовершенствование в любых обстоятельствах!

Ответить на вопрос кем лучше выйти из стен ВУЗа - специалистом или бакалавром, поднимается уже не первый год. С тех пор как Россия присоединилась к Болонскому процессу (а это уже 12 лет назад!) бакалавриат прочно вошел в нашу жизнь. Но ведь остаются ВУЗы, которые до сих пор готовят специалистов в различных областях. Так в чем же различие этих двух форм высшего образования? Редакция "сайт" попыталась в этом разобраться.

Бакалавры появились еще в средние века в странах Европы. Уже тогда это понятие относилось к студентам университетов, достигшим некой ступени мастерства в своем обучении. В частности, есть версия, что сам термин возник в связи с вручением бакалавру лаврового венка. В свою очередь специалист как термин появился и активно развивался на территории советского и постсоветского пространства. Дипломированным специалистом назвался, да и сейчас называется человек, получивший диплом о высшем образовании по конкретной специальности.

Разница между бакалавриатом испециалистом

Таким образом, можно сказать, что основное отличие бакалавра от специалиста кроется в терминах: бакалавр - это ученая степень , специалист - это квалификация .

В России бакалавры стали появляться лишь после 2003 года. Именно тогда наша страна присоединилась к Болонскому процессу на берлинской встрече министров образования европейских стран. Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в ВУЗах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов.

Различия между бакалавриатом и специалистом

Кроме того, между специалитетом и бакалавриатом есть и вполне реальные различия. Так, например, бакалавру предстоит просидеть за партой всего 4 года, в то время как специалисту 5-6 лет в зависимости от специальности . Дело в том, что первые два года будущие бакалавры и будущие специалисты обучаются по одной программе, разделение начинается на третьем курсе. В то время как бакалавры продолжают изучать предметы широкого профиля, специалист переходит к узкопрофильным дисциплинам.

Кроме того, разница между бакалавром и специалистом по окончании ВУЗа состоит в том, что специалист получает диплом по своей специальности, а бакалавр об общем высшем образовании. При этом, бакалавр и специалист могут продолжить обучение в магистратуре. Но для бакалавра-магистра и специалиста-магистра разница состоит в том, что первый формально продолжает получать высшее образование и может это делать на бюджетной основе, а для специалиста - это второе образование, в любом случае платное.

Плюсы и минусы

Как мы видим, плюсы есть как у бакалавра, так и у специалиста. Так что делать выбор нужно так: если Вы точно уверены в своей будущей специальностью, то уверенно учитесь на специалиста. Если же хотите получить время для "подумать", либо планируете продолжить обучение за границей - смело шагайте в бакалавры, поскольку диплом бакалавра - унифицированный стандарт.

Редакция "сайт"

Не все знают, что специалист, магистр и бакалавр - это высшее образование, после которого обладатель диплома имеет право занимать должности, требующие наличие высшего образования. Эти ступени отличаются продолжительностью обучения в ВУЗе и насыщенностью программы теоретическими и прикладными дисциплинами. При этом в последние годы перешли на систему бакалавриата и магистрата, а дипломы специалистов остались преимущественно у выпускников прошлого столетия.

Ниже описаны уровни образования, установленные в России. А так же более подробно раскрыты понятия: специалист, бакалавр и магистр.

Уровни образования

В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни:

  1. основное общее образование;
  2. среднее (полное) общее образование;
  3. начальное профессиональное образование;
  4. среднее профессиональное образование;
  5. высшее профессиональное образование;
  6. послевузовское профессиональное образование.
    Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
  • для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее чем четыре года (именно этого срока обучения и придерживаются вузы);
  • для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее чем пять лет (обычно 5 или 5,5 лет);
  • для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шесть лет.

Степени «бакалавр» и «магистр» относят к первым научным степеням. Степень «магистр» позволяет в дальнейшем поступить в аспирантуру. Степень «бакалавр» обязательно предшествует получению диплома специалиста или магистра. По истечении первых четырех лет обучения в вузе необходимо определиться, какую ступень высшего образования вы будете осваивать дальше. Если в дальнейшем вы не собираетесь связывать свою жизнь с наукой или работой в вузе, то вам стоит остановить свой выбор на дипломе специалиста, иначе, выбирайте диплом магистра. Если у вас нет возможности продолжать обучение дальше, тогда можно становиться не дипломе бакалавра.

Следует отметить, что возможность получить диплом магистра может предоставить не любой вуз. К тому же вузы могут предоставлять такую возможность не по всем направлениям и специальностям. Информацию о ступенях высшего профессионального образования, доступных для вас на каждой специальности, можно найти в рекламных проспектах вуза или узнать в приемной комиссии вуза. Это не очень популярная тема среди абитуриентов, поэтому интересующую вас информацию можете получить не сразу.

Бакалавр

Диплом бакалавра - это диплом, подтверждающий успешное освоение второй ступени высшего профессионального образования.


Первой ступенью высшего профессионального образования является неполное высшее образование, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам не менее двух лет. После завершения обучения по данному уровню высшего профессионального образования студент может продолжить высшее образование (обычно это подразумевается по умолчанию) или, по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому.

Следует отметить, что редкий работодатель придаст серьезное значение факту получения вами неполного высшего образования.


«Бакалавр» должен изучить не только общеобразовательные, но и общепрофессиональные дисциплины, а также специальные дисциплины и практику, имеющую профессиональное значение. Изучение программы завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «бакалавр» и выдачей диплома.

Квалификация «бакалавр» дает полное право претендовать на должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего профессионального образования.

В действительности руководитель задумается о том стоит ли брать «недоученного» специалиста. Основания для отказа в приеме на работу всегда можно найти. Конечно, гораздо лучше принять дипломированного специалиста или магистра, которые прошли полный курс обучения в вузе.

Специалист и магистр

Освоение третьего уровня высшего профессионального образования может осуществляться по основным профессиональным образовательным программам двух типов, по завершении которых выдается диплом специалиста или диплом магистра 1 .

Основная программа, которая состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не менее двухлетней специализированной подготовки, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно педагогическую деятельность выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет. Освоение программы завершается итоговой аттестацией, включая выпускную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации «магистр» .

Основная профессиональная образовательная программа, включающая освоение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин общенаучного характера, общепрофессиональные дисциплины, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации, предполагающую различные виды профессиональной деятельности выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее пяти 2 лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая дипломную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации специалиста – «инженер», «учитель», «экономист» и т.п.

1 Некоторые направления не предполагают наличие магистрата.
2 Обычно срок обучения специальностям, не предполагающим возможность получения степени «магистр», составляет пять лет, а по специальностям, предполагающим такую возможность, – пять с половиной лет.


РЕПЕТИТОРЫ-ОРГ. РУ Москва, Смоленск, 2007-2017 © УЦ "РЕПЕТИТОР"

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "бакалавр" (срок обучения не менее чем 4 года);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации "дипломированный специалист" (срок обучения не менее чем 5 лет);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "магистр" (срок обучения не менее чем 6 лет).

Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура).

Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу.

Лица, получившие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании определённой ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Из Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" от 22.08.96 ? 125 - ФЗ

Введением в 1992 году многоуровневой системы высшего профессионального образования решали задачу вхождения в систему образования, принятую во многих странах мира. Раньше у нас выпускались только дипломированные специалисты со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема. А теперь схема многоступенчатая: первые 2 года - неполное высшее образование, через 4 года обучения по определённому "направлению" - квалификация (степень) "бакалавр", ещё 2 года специализированной подготовки - квалификация (степень) "магистр". При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится "специалист" в течение 5 - 6 лет.

Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней "бакалавр" и "магистр" в разных государствах нет - бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени, или даже просто выпускник средней школы. А магистр - это в некоторых странах учёная степень между бакалавром и доктором наук.

Как бы там ни было, но абитуриентам надо определиться, на какой путь вставать. Расскажем вам о главных особенностях каждой "составляющей" в многоступенчатой схеме обучения в вузах.

В чем разница

Итак, у специалистов: пять лет - и диплом специалиста-практика ("инженер", "агроном", "экономист", "механик" и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года - и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Набор в магистратуру - конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров - одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: "направление подготовки дипломированного специалиста".

Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов - для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.

Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.

Тонкости перехода

Любое нововведение требует на свою "утряску" какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них - психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово "бакалавр" было "не нашим", западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения - специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата - широкопрофильные, имеют обще научный и обще профессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать "специалистов" и "магистров".

Вы не расстраивайтесь - со временем вопрос "Чем может заниматься бакалавр?" не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию "дипломированный специалист" или "магистр".

И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.

  1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
  2. Фундаментальность подготовки, её "несуженность" позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого "веера" совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
  3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх