Биография уолта диснея. Уолт Дисней (Walt Disney при рождении Уолт Элайс Дисней англ

История компании Walt Disney Company (Уолт Дисней) началась с небольшой анимационной студии, основанной братьями Диснеями – Уолтером и Роем Диснеями . Это произошло осенью 1923 года.

Сегодня Walt Disney Company – это компания-конгломерат, которая занимается не только съемкой и продюссированием мультфильмов и семейных кинофильмов. В активе Уолт Диснея находится большой список сфер из индустрии развлечений (Entertainment):

  • сеть собственных тематических парков (в США, Франции, Китае),
  • аквапарки,
  • телекомпании и радиовещательные компании,
  • собственные кабельные сети.

Несмотря на известность компании Walt Disney, как производителя мультфильмов и кино в составе собственных и поглощенных студий, наибольшую часть чистой прибыли (более 40%) на конец 2015 года ей приносили сети кабельного телевидения.

Начало

Братья Диснеи были людьми разной направленности: Уолт обладал творческой натурой, а Рой Оливер сумел сделать их совместное предприятие финансово стабильным.

16 октября 1923 года братья создают в Голливуде собственную компанию «Disney Brothers Cartoon Studio». Позже компания переименовалась в «The Walt Disney Studio» и далее – в «The Walt Disney Company». Последнее название осталось за компанией по сей день.

Первый фильм

В начале марта 1924 года вышел первый фильм Диснея – «День Алисы на море» . В основу персонажа легла героиня рассказа Льюиса Кэррола – Алиса. Всего Уолт Дисней нарисовал 56 фильмов с участием Алисы.

Новые персонажи

До 1927 года компания Уолт Дисней в основном создавала фильмы про Алису. В 1927-м популярность среди зрителей и критиков получил «Кролик Освальд».

Рождение Микки Мауса

Знаменитый мышонок Микки Маус был создан компаньоном и старшим мультипликатором компании Аб Айверкс . Впервые он был показан зрителям в 1928 году в картине «Безумный аэроплан». Этот фильм был еще немым (без звука).

Изначально мышонка Диснеев звали Мортимер и лишь немного позднее получил имя Микки Мауса

В том же 1928 году появился синхронизированный звук в анимационных фильмах Walt Disney. Несколько лент сам Уолт озвучивал Микки Мауса.

Плуто, Гуфи и Дональд Дак

В 10-летний период успешного роста в компании Уолт Дисней родились еще несколько ставших известными персонажей: забавные собачки Плуто и Гуфи, а также утенок Дональд Дак в своей тельняшке.

  • Плуто предстал перед зрителями в 1930 году.
  • Гуфи стал известен в 1932 году.
  • Дональд Дак впервые появился на экранах в 1934 году и до сих пор является одним из самых знаменитых персонажей Диснея.

Белоснежка

Считается, что наиболее быстрый темп роста популярности Уолта Диснея начался после выхода его полнометражной картины «Белоснежка и семь гномов» по мотивам одноименной сказки братьев Гримм.

Данный фильм, вышедший в декабре 1937 года, понравился не только общественности, но и критикам. Также о нем писали хвалебные статьи во всех газетах.

Пиноккио

Вторым по успеху после «Белоснежки» Walt Disney Company считается полнометражный фильм «Пиноккио» , вышедший в 1940 году.

Композиторы этой картины были награждены премией «Оскар» за лучшее музыкальное сопровождение

Знаменитые ленты компании The Walt Disney

В 1950-м году на Берлинском фестивале картина «Золушка» получила награду – «Золотого медведя». Приз был вручен за прекрасное техническое мастерство.

В 1953 году вышла новая знаменитая картина – «Питер Пэн».

В 1955-м – «Леди и бродяга».

В 1959-м – «Спящая красавица».

В 1961-м – «101 далматинец».

Все эти картины стали классическими в истории не только компании The Walt Disney, но и всего мультипликационного мира.

Юношеские фильмы

Незадолго до смерти Уолта Диснея в 1966 году, студия Disney начала снимать юношеские фильмы . Это были картины, полные приключений. Среди самых известных можно выделить: «Остров сокровищ», «Робин Гуд», «Мэри Поппинс».

«Диснейлэнд»

В 50-х года компания решила расширить сферу своей деятельности. Появился первый проект «Диснейлэнда» — тематического развлекательного парка, в котором присутствовали самые знаменитые персонажи компании.

Первый Диснейлэнд-парк был открыт в 1955 году в Анахайме (недалеко от Лос-Анджелеса).

Сегодня сеть парков от Диснея существует в разных уголках нашей планеты: Америке, Европе, в Китае.

Новый этап в компании

После смерти брата, в 1966 году Рой Оливер Дисней взял управление компанией на себя. В этот период было решено начать завоевывать взрослого зрителя. Для этой цели было создано новое подразделение – « Touchstone Pictures» .

Первой картиной этой студии, вышедшей в 1984 году, стал «Всплеск».

В 1983 году начал работу первый кабельный канал компании – The Disney Channel .

Лидеры проката

В 1988 году компания Дисней впервые стала лидером кассовых сборов среди голливудских студий. Произошло это благодаря прибыли от проката таких фильмов, как «Кто подставил кролика Роджера», «Доброе утро, Вьетнам», а позже: «Дорогая, я уменьшил детей», «Дик Трейси».

Miramax

Еще одним подразделением Диснея была кинокомпания Miramax Films , купленная в 1993 году за 80 миллионов долларов. В 2010 году руководство продало ее за 600 миллионов.

Большие сборы

В 2003 году два фильма The Walt Disney Company принесли кассовые сборы свыше 300 миллионов долларов: фильм «Пираты Карибского моря: Проклятье черной жемчужины» и фильм совместного производства со студией Pixar - «В поисках Немо».

В 2006-м году студия Pixar была выкуплена Диснеем полностью со всем оборудованием. Данная покупка быстро себя оправдала: в течение 2006-07 годов вышло два мультфильма, принесшие Диснею большую прибыль: «Тачки» и «Рататуй».

Покупка создателя «Звездных войн»

В 2012 году, создатель известной франшизы «Звездные войны» Lucasfilm была куплена компанией за 4 миллиарда долларов вместе с правами на продолжение съемок этой многосерийной картины.

Триумф «Холодного сердца»

Осенью 2013 года вышел анимационный фильм «Холодное сердце» , который стал настоящей сенсацией, оказавшись самым кассовым анимационным фильмом за всю историю Диснея, а также самым кассовым мультфильмом в истории кинематографа и лишь вторым мультфильмом, общемировые кассовые сборы которого превысили миллиард долларов.

В 2014 году фильм «Холодное сердце» получил 2 премии «Оскар» за лучший анимационный фильм и лучшую оригинальную песню («Let It Go»), 5 премий «Энни» , премию «Золотой глобус» за лучший анимационный фильм, и премию «Сатурн» , так же за лучший анимационный фильм.

Вначале у владельца киностудии была всего лишь одна идея для мультфильма. За сорок три года голливудской карьеры Уолт Дисней и его студия получили сорок восемь премий Американской киноакадемии и семь премий «Эмми», не считая множества других наград.

Именно он сделал мультфильм средством развлечения, представив полнометражные художественные мультипликационные фильмы «Белоснежка и семь гномов», «Дамбо», «Фантазия». Под его руководством создавались всеми любимые семейные фильмы, такие как «Мэри Поппинс», и фильмы о дикой природе, такие как «Исчезающая прерия» из серии документальных видовых фильмов.

Сегодня компания, которую создал Уолтер Дисней, представляет целую отрасль развлечений, которую даже он, человек с неимоверно богатой фантазией, не мог бы себе и вообразить

Уолтер Элиас Дисней родился в Чикаго, штат Иллинойс, 5 декабря 1901 года. Его детство прошло на ферме возле городка Марселин, штат Миссури.

Уолт Дисней был необыкновенно развитым ребенком. Когда ему было всего семь лет, он продавал соседям свои необычные рисунки. В дальнейшем интерес к искусству проявился во время учебы в Высшей школе Мак-Кинли в Чикаго, где он занимался рисованием и фотографией, а по вечерам учился в Чикагском художественном институте.

Когда началась Первая мировая война, Уолт Дисней попытался записаться добровольцем в ряды вооруженных сил США. Однако у него не было при себе свидетельства о рождении, и его не приняли, потому что сочли слишком юным.

Вместе с представителями Красного Креста поехал во Францию, где водил автомобиль скорой помощи, украшенный собственными рисунками.

Уолт Дисней был посмертно удостоен высшей награды в США — золотой медали Конгресса

Путь к успеху. Обосновавшись в Канзас-сити после окончания войны, Уолт Дисней начал карьеру художника-мультипликатора. В 1920 году, работая в студии кинорекламы Kansas City Film AdSy создал своих первых оригинальных мультипликационных персонажей.

В мае 1922 года основал компанию Laugh-0-Grams (Смехограммы). Вскоре стало не до смеха - у компании возникли финансовые сложности, и Уолт Дисней решил уехать из города. Полный юношеского рвения, он отправился в Голливуд, прихватив с собой принадлежности для рисования, идею мультфильма и костюм.

Уолт Дисней начал работать над своим новым проектом там, где зарождались многие коммерческие мечты американских предпринимателей, - в гараже (см. также статью про ). Вместе со своим братом Роем открыл студию Disney Brothers.

Юный бизнесмен занял 500 долларов у дяди, 200 долларов было у Роя и 2500 долларов прислали родители, которые заложили дом, чтобы раздобыть денег. Вскоре Уолт Дисней перебрался из гаража в офис, располагавшийся на заднем дворе Голливудского офисного центра. Первой работой, которую у него купили, стала серия короткометражных фильмов об Алисе из сказок Льюиса Кэрролла.

Микки Маус появился на свет в 1928 году. Существует несколько версий создания знаменитого мышонка. Согласно самой распространенной из них, вдохновение посетило мастера, когда он возвращался домой после злополучного совещания, на котором решался вопрос передачи авторского права на его самый успешный персонаж - Кролика Освальда.

Раздосадованный Уолт Дисней почему-то вспомнил о мышах, которые водились в его прежнем офисе. Нового героя он хотел назвать Мортимером, однако его жена, у которой задатки маркетолога были сильнее, убедила назвать мышонка Микки Маусом. Микки дебютировал в первом звуковом мультфильме «Пароходик Вилли» в ноябре 1928 года. Уолту Диснею было всего двадцать шесть лет.

Уолт Дисней непрестанно экспериментировал в сфере мультипликации. Так, в серии мультфильмов «Глупые симфонии» впервые была использована система цветной мультипликации Technicolor. А в 1937 году состоялась премьера знаменитого первого полнометражного музыкального мультипликационного фильма «Белоснежка и семь гномов».

В случае с «Белоснежкой» Уолт Дисней рисковал. Первый в истории полнометражный мультфильм обошелся его создателям в 2 миллиона долларов - в 1930-х годах, во время Великой депрессии, это была астрономическая сумма. Однако риск полностью оправдал себя: фильм получил заветного «Оскара». Впоследствии были сняты такие шедевры, как «Пиноккио», «Дамбо» и «Бэмби», ставшие классикой жанра.

В 1940 году Уолт Дисней и тысяча его сотрудников переехали в Burbank Studios. Дисней выполнял роль своеобразного «катализатора». С 1920-х годов он больше не рисовал мультфильмы, был, по его же словам, «…пчелкой, которая перелетает с одной полянки на другую, собирает пыльцу и стимулирует работу всех сотрудников».

Однако «рабочие пчелы» из диснеевского «улья» не всегда ему симпатизировали. Например, многие студийные художники обижались на шефа за то, что тот далеко не всегда оценивал работу по достоинству. Да и работать с ним было непросто.

Уолт Дисней частенько раздражался, придирался, к сотрудникам предъявлял странные требования, которые нужно было неукоснительно исполнять. К примеру, любого, кто позволил себе высказаться неуважительно о компании, тут же увольняли. И несмотря на то что сам Уолт Дисней носил тоненькие усы, все сотрудники-мужчины должны были быть гладко выбриты.

В 1940-х годах студия Уолта Диснея оказалась вовлеченной в ряд трудовых конфликтов. Дисней был членом Союза кинематографистов за сохранение американских идеалов - организации, которая разыскивала «коммунистов, радикалов и сумасшедших» среди представителей кинематографии.

В 1947 году он давал показания в представительстве Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, утверждая, что некоторые сотрудники его студии симпатизируют коммунистам. Последствия инцидента сказывались в компании в течение нескольких лет.

Во время Второй мировой войны студия временно сократила производство новых фильмов. Большая часть студийного оборудования была передана для производства пропагандистских и санитарно-просветительных фильмов по заказу правительства США. Неправительственная часть производства состояла из короткометражных комедийных фильмов.

После окончания войны Уолт Дисней продолжал оттачивать мастерство и расширять производство. Кроме мультфильмов студия стала выпускать фильмы, сочатающие кадры с натуральным движением и мультипликацию, а также истории из жизни животных в их естественной среде обитания.

В 1955 году в Анахайме, штат Калифорния, был открыт парк «Диснейленд» - «реальное воплощение мультипликационных сюжетов Уолта Диснея, волшебная страна, где дети и взрослые могут пообщаться со своими любимыми мультипликационными персонажами», как писала пресса. Дисней инвестировал в этот проект 17 миллионов долларов.

Это было еще одно успешное рискованное предприятие: всего через полтора месяца Микки Маус и его друзья приветствовали миллионного посетителя.

Одновременно Уолт Дисней продолжал продвигать свою продукцию на телевидении, представив передачу «Великолепный мир цвета», воспользовавшись отсутствием программного обеспечения для сравнительно новой сферы развлечений - цветного телевидения.

Начиная с 1960-х годов и до конца своей жизни, Уолт Дисней занимался одним-единственным проектом: созданием Disney World, призванного выполнить ряд социальных функций. Дисней пытался найти решение проблем, омрачающих жизнь городских жителей США. Ответом стал так называемый Экспериментальный прототип общества будущего (Epcot Center.).

Disney World открылся в октябре 1971 года во Флориде. Раскинувшийся на сорока трех квадратных милях комплекс включал развлекательный тематический парк, гостиничный комплекс, аэропорт, а спустя одиннадцать лет - и футуристический Epcot Center. Открытие Disney World было удачной идеей, так же как и выбор месторасположения.

Однако сам Уолт Дисней не смог оценить результаты своего труда: 15 декабря 1966 года он скончался.

Резюме. Уолт Дисней был знаковой фигурой XXI века и героем американского фольклора. Для многих его имя связано с милым домашним развлечением, основанным на старых добрых семейных ценностях. Такое определение в полной мере соответствует той продукции, которую вы пускала студия, однако сам Дисней был довольно жестким, настойчивым, целеустремленным бизнесменом с непомерными амбициями.

Среди его инновационных решений - и знаменитые анимационные полнометражные фильмы, и парки развлечений. Тем не менее талант этого неординарного человека, несмотря на его неоднозначный характер, в полной мере проявился в удивительной способности собрать в студии большое количество одаренных людей и заставить их работать с максимальной самоотдачей.

Можно сколько угодно критиковать диснеевский стиль управления, но видение и энергия, без которых не было бы международной многомиллиардной империи развлечений, - это заслуга одного-единственно го человека, Уолта Диснея.

Уолтер Элиас, «Уолт», Дисней родился 5 декабря 1901 г. в районе Хермоса г. Чикаго, штат Иллинойс. Его отец, Элиас Дисней, был канадцем ирландского происхождения, а мать, Флора Колл Дисней – родившейся в Америке немкой.

В семье Диснеев было пятеро детей: четыре брата и одна сестра. Свои детские годы Уолтер проводит в г. Марселин, штат Миссури, где он впервые начинает рисовать и писать картины, которые затем продаёт соседям и друзьям. В 1911 г. семья переезжает в Канзас-сити, где у мальчика просыпается любовь к поездам. Его дядя, Майк Мартин, был инженером-железнодорожником, участвовавшим в постройке дороги между г. Форт Мэдисон, штат Айова, и их Марселином. Позже Уолтер устроится на летнюю подработку на железной дороге, где станет продавать завтраки и газеты пассажирам.

Мальчик учится в Чикагской старшей школе МакКинли, где посещает дополнительные уроки рисования и фотографии, а также участвует в выпуске школьной газеты, оформляя её иллюстрациями. По вечерам он посещает занятия в Чикагском институте искусств. В 16 лет Дисней бросает школу ради желания стать солдатом, но в армию его не берут, поскольку он ещё не достиг совершеннолетия. Тогда он вступает в ряды Красного креста и отправляется во Францию, где в течение года служит водителем скорой помощи.

Ранние мультфильмы

Вернувшись из Франции в 1919 г., Дисней возвращается в Канзас-сити в надежде устроиться иллюстратором в газету. Брат Рой пристраивает Уолтера на работу в Художественную студию Песмена-Рубина, где тот встречается с карикатуристом Аббе Эертом Айвверксом, более известным как Аб Айверкс. После этого Дисней переходит на работу в “Kansas City Film Ad Company”, где занимается созданием рекламных роликов с использованием перекладной анимации. Примерно в это же время он начинает экспериментировать с видеокамерой, снимая рисованные от руки двумерные мультфильмы, и, в конце концов, решает заняться собственным анимационным бизнесом. Первым его сотрудником становится Фред Харман из рекламной компании.

Уолт и Харман заключают договор с местным театром о показе своих мультфильмов, которые сами они называют «смехограммами». Мультфильмы становятся так популярны, что вскоре Динсей получает возможность обзавестись собственной студией, которой даёт такое же имя. «Смехограмма» нанимает новых сотрудников, в их числе брата Хармана, Хьюго, и Аба Айверкса. Вместе они создают серию семиминутных сказочных роликов, сочетавших в себе игру живых актров и анимацию, и называют её «Алиса в Стране мультиков». Но к 1923 г. студия влезает в долги, и Дисней вынужден объявить её банкротом.

Вскоре Уолтер и его брат, Рой, собирают деньги и переезжают в Голливуд. Туда же переселяется и Айверкс. Все трое дружно принимаются за создание студии “Disney Brothers”. Их первой сделкой становится договор с дистрибьютором Маргарет Уинклер о распространении их мультфильмов об Алисе. Вскоре они придумывают нового персонажа, Освальда – кролика-счастливчика, и продают свои короткометражные мультфильмы по 1 500 долларов США за каждый. В 1925 г. Дисней нанимает художника-графика Лилиан Баундс. После короткого романа, пара женится.

Через несколько лет Дисней узнаёт, что Уинклер, её муж Чарльз Минтц и весь штат аниматоров студии “Disney”, за исключением одного Айверса, украли у него права на кролика Освальда. Братья Дисней, их жёны, а также преданный Айверс тут же выпускают три мультфильма с участием придуманного Уолтом нового персонажа, который получает имя Микки-маус. Первыми короткометражными мультфильмами с участием этого героя становятся «Безумный самолёт» и «Галопом на страусе», продать которые не удаётся из-за того, что оба ролика были немыми. Когда в кино приходит звук, Дисней создаёт третий короткометражный мультфильм, на сей раз в полном вооружении звука и музыки, под названием «Пароходик Вилли». Теперь, когда Микки заговорил голосом Уолта, мультфильм мгновенно становится сенсацией.

Коммерческий успех

В 1929 г. Дисней выпускает «Наивные симфонии», в котором появляются новые друзья Микки – Минни-маус, Дональд Дак, Гуфи и Плуто. Первым цветным мультфильмом становится самый популярный мультфильм «Цветы и деревья», который приносит своим создателям премию «Оскар». Вышедший в 1933 г. мультфильм «Три поросёнка» с прозвучавшей в титрах песней «Кто боится большого злого волка?» становится неофициальным гимном страны в самый разгар Великой депрессии.

21 декабря 1937 г. в Лос-Анджелесе состоялась премьера первого полнометражного мультипликационного фильма «Белоснежка и семь гномов». Даже несмотря на продолжавшуюся Депрессию, он собирает невиданную сумму в 1 миллион 499 тысяч долларов США и завоёвывает сразу восемь «Оскаров». На протяжении следующих пяти лет, студия “Walt Disney” создаёт целый ряд полнометражных анимационных фильмов: «Пиноккио», «Фантазия», «Думбо и Бэмби».

В декабре 1939 г. в г. Бербанке открывается подразделение “Walt Disney Studios”. Но в 1941 г. компанию ожидают неприятности, связанные с забастовкой аниматоров “Disney”. Многие из них впоследствии увольняются, и оправиться от этой потери компания сможет лишь спустя несколько лет. В середине 1940-х г.г. Дисней создаёт «наборные фильмы» – ряд связанных между собой короткометражных лент, предназначенных для последовательного показа, – но к 1950 г. он снова возвращается к работе над анимационными фильмами. В 1950 г. появляется «Золушка», а за ней следуют «Алиса в Стране чудес» (1951 г.), «Питер Пен» (1953 г.), картина с участием живых актёров под названием «Остров сокровищ» (1950 г.), «Леди и бродяга» (1955 г.), «Спящая красавица» (1959 г.) и «101 далматинец» (1961 г.). В общем и целом, эта студия вводит в мир мультипликационного кино более сотни новых героев.

Дисней был одним из первых, кто стал использовать телевидение в развлекательных целях. Сериал «Зорро и Дэви Крокетт» набирает большую популярность среди детей, равно как и шоу «Клуб Микки-мауса» – телевизионное представление, в котором принимают участие актёры-подростки, выступающие в роли «Мышкетёров». В своём популярном воскресном вечернем шоу «Чудесный мир красок Уолта Диснея» Дисней начинает продвигать свой новый тематический парк. Последней кинокартиной Диснея, созданной им самим, становится «Мэри Поппинс» с участием как живых, так и анимационных героев.

«Диснейленд»

Тематический парк «Диснейленд», на постройку которого было затрачено 17 миллионов долларов США, открывается в 1955 г. Он становится местом, где дети и взрослые могут изучить, покататься и познакомиться с героями мира “Disney”. В скором времени парк десять раз окупает свои затраты и привлекает туристов со всего мира.

Смерть

Уже через несколько лет после открытия, Дисней строит планы на создание нового тематического парка «Экспериментального прототипа общества будущего» во Флориде. Он как раз находился в процессе постройки, когда, в 1966 г., у Диснея обнаруживают рак лёгких. 15 декабря 1966 г., в возрасте 65 лет, Уолт Дисней умирает.

Тело его кремируют, а прах хоронят на кладбище Форест Лон в Лос-Анджелесе. После смерти брата, за воплощение в жизнь его планов берётся его брат Рой, и в 1971 г. парк открывается под названием «Мир Уолта Диснея».

Цитаты

«Самым главным продуктом, который Америка поставляет на экспорт, является смех».

«Нет ничего смешнее животного, наделённого человеческими чертами».

«Микки-мауса я люблю больше любой из женщин, которых я когда-либо знал».

«Вы можете не понимать этого, но иногда удар в челюсть является лучшим, что могло бы с вами случиться».

«Я не понимаю, как можно разговаривать с детьми как с маленькими. Я вообще не понимаю, как можно так с кем-либо разговаривать. Мне по душе прямые разговоры с ними на равных. Дети всегда всё понимают».

«Меня вдохновляют не деньги – меня вдохновляют мои идеи».

««Диснейленд» посвящён идеалам, мечтам и тем нелёгким событиям, которые создали Америку… с надеждой, что это послужит источником радости и вдохновения для всего мира».

«Вы не найдёте в доме ни единой мышеловки. Я никогда не забывал, что меня, таким, как я есть, создала именно мышь».

«Мир никогда ещё не видел такого времени, как то, в котором живём мы. Появляются всё новые идеи, и теперь у нас есть инструменты, чтобы воплотить их в жизнь. Мы движемся вперёд».

«Жизнь состоит из света и тени, и будет неправильно, неискренне, льстиво утверждать, что теней в нём нет».

«Мне нет никакого дела до критики. Критики напускают на себя слишком много важности. Они полагают, что стать известным, стать умником можно только выискивая ошибки других. Я же создаю фильмы для публики».

«Долгие годы я ненавидел Белоснежку, потому что каждый раз, когда я представлял миру нового героя, его сравнивали с Белоснежкой, а он не шёл ни в какое сравнение с ней».

«Мне нравится смотреть на жизнь с оптимизмом, но мне хватает реализма, чтобы понимать, что в жизни не всё так просто. За смехом следуют слёзы, и, создавая киноленту или телевизионное шоу, нужно учитывать в них все аспекты жизни: драму, пафос и юмор».

«Все наши мечты могут стать реальностью – если только мы наберёмся смелости их исполнить».

«Никогда не берись за то, что кто-то может сделать лучше».

«Все мы когда-то были детьми. Мы выросли. Мы изменились, но в каждом из нас живёт частичка нашего детства».

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Детские годы Уолта

Уолт Дисней родился в многодетной семье, его отец Элиас Дисней имел ирландско-канадские корни, а мать Флора - германо-американские. Всего в семье было пятеро детей - четыре мальчика и одна девочка. Элиас Дисней занимался мелким строительным бизнесом, а Флора, частенько помогала отцу в его работе. Однако семья бедствовала. Элиас выбивался из сил на работе, а, придя домой, вымещал свою злобу на детях и жене.

Когда Уолт вырос, отец стал нагружать его работой. Мальчик разносил письма и рекламу отцовской фирмы: в любую погоду, в дождь, в снег, ранним утром или поздней ночью, Уолт бежал по улицам в своих стоптанных ботинках, спеша доставить почту вовремя. Все деньги, заработанные Уолтом, отец отбирал. Но Уолт не роптал: он просто брал работы в два раза больше, чем требовал того отец, в тайне от своего строгого «шефа», и оставлял себе на карманные расходы все, заработанное сверх нормы.

В городке Марселин, где жила семья Диснеев, многие знали Уолта. Он отличался веселым нравом, поэтому соседи и просто знакомые его очень любили.

Уолт с детства проявил интерес к рисованию, а свои первые комиксы начал продавать уже в семь лет. Юный Уолт принимал участие в создании школьной газеты как художник и фотограф, а вечерами посещал академию изящных искусств. Потом он прошел курс газетных карикатуристов, где учили нестандартному мышлению, забавным нарушениям привычной логики и лаконичной манере.

Один из соседей, пожилой ветеран, доктор Шервуд, заплатил Уолту 25 центов за то, что мальчишка нарисовал на клочке бумаги его лошадь. Позднее Дисней считал, что именно удачный портрет кобылы доктора Шервуда и натолкнул его на мысль стать художником. Когда Диснею было 10 лет, его отец заболел тифом. Флора Дисней сидела возле своего мужа и прижимала к его иссохшим губам дольки апельсина, стараясь, чтобы хоть чуточку сока попало в рот Элиаса. «Эти апельсиновые дольки казались нам с братом такими замечательными, что мы мечтали тоже свалиться от тифа, или даже от какой-нибудь болезни пострашнее, только бы получить несколько капель желанного сока», - вспоминает сестра Уолта, Рут.

Вскоре отец поправился, и они решили переехать в Канзас Сити, - как многие бедные семьи, мигрировавшие без конца по Америке в поисках заработка. Этот переезд сыграл значительную роль в жизни Уолта. В Канзас Сити был гигантский богатый особняк, скрывавшийся за высокой оградой и окруженный пышным садом. Особняк принадлежал частному владельцу и являлся предметом вожделения местных ребятишек. Всем им так хотелось проползти через какой-нибудь тайный лаз, поиграть в саду, а может быть, и пробраться в сам особняк, побегать по его роскошным анфиладам, поглазеть на старинные портреты.

Уолт много раз пытался проникнуть на территорию владения, и все его попытки заканчивались неудачами. Тогда он поклялся, что, когда вырастет, обязательно построит огромный дом с развлечениями для детей, с громадным садом для игр. Так, по-видимому, зародилась мечта, спустя целых сорок лет воплотившаяся в Диснейленде.
Первым лучшим другом Диснея стал Уолт Пфайффер. Мальчишки все свои карманные деньги тратили на походы в кино. Кумиром их был Чарли Чаплин. Выйдя из кинотеатра, они брели по улице, по очереди изображая походку Чарли и пытаясь на пару разыгрывать его трюки. В то время и друзья Уолта, и учителя, и сам Уолт считали, что он непременно должен пойти в актеры.

Осенью 1918 года юноша попытался завербоваться на военную службу. Однако Уолту отказали по причине малолетства, поэтому он пошел добровольцем в Красный Крест, и был отправлен за океан, где провел целый год, работая водителем на машине скорой помощи. Эта машина стала местной достопримечательностью, поскольку всю ее Уолт разукрасил забавными рисунками.

После войны молодой человек вернулся в Канзас и начал работать художником в рекламном агентстве. Становление Уолта Диснея

В 1923 году он отправляется в Голливуд, чтобы стать режиссером мультфильмов. Идея создавать мультики стала для него навязчивой. «Я переходил из одной студии в другую, там я посещал все кабинеты подряд, от отдела кадров и до съемочной площадки. Единственной работой, которую мне удалось получить, была роль статиста. Я должен был проехать на лошади несколько метров – в толпе других статистов. Однако шел сильный дождь, съемки перенесли на другой день, а затем нашу сцену просто выкинули из сценария. Это был конец моей актерской карьеры», - пишет Дисней в своих воспоминаниях.

Совершенно отчаявшисьполучить работу в Голливуде, Уолт берет в аренду гараж своего дядюшки Роберта. Аренда – громко сказано. Он просто захватывает пресловутый гараж, обещая когда-нибудь заплатить за его использование. В гараже он размещает необходимое оборудование, купленное на деньги, взятые в долг у брата Роя, – краски, кисточки, прожекторы, - все для производства мультфильмов. Рой становится компаньоном Уолта (доля Роя составила $250, и было взято взаймы еще $500), и они создают студию мультфильмов, которую называют «Дисней Бразерз студио».

Откуда же взялись деньги у Роя? Дело в том, что Рой как раз был болен туберкулезом. Он уже поправлялся, когда в его палате появился одержимый идеей студии Уолт. Уолт заставил брата выписаться из больницы и забрать остаток денег, уплаченных за лечение. Эти самые деньги и стали финансовой основой студии.

Вскоре перед Роем встает гигантская проблема: как и чем кормить погрузившегося с головой в работу брата? Обычно Рой уходил из гаража, и отправлялся в маленькую комнатку, где они вдвоем ютились, чтобы приготовить скромный обед на двоих. Но внезапно Уолт, не обращавший внимания ни на какие бытовые сложности, устраивает жуткий скандал, во время которого вопит на растерянного Роя, что не станет есть ту жалкую баланду, которой кормит его брат. И тогда Рой решается на «отчаянный шаг»: он делает предложение своей любимой девушке, Эдне Фрэнсис, которая, став женой незадачливого повара Роя, переезжает к братьям и на долгие месяцы становится их кухаркой.

Да и сам Уолт уже подумывал о женитьбе. В студию устроилась на подсобную работу замечательная девушка, Лиллиан Баундс. Она занималась, в основном, заливкой красок, - то есть раскрашивала персонажей, созданных Уолтом. Уолту не надо было особенно ухаживать за Лиллиан – она сразу же влюбилась в своего «босса», и когда тот бывал на мели, с легкостью отказывалась от честно заработанных 15 долларов в неделю – на благо студии.

Первым мультиком, созданным Уолтом, стала «Алиса в стране чудес». Получив небольшие деньги за этот мультфильм, Уолт и Рой решили изменить название студии. 16 октября 1923 года Уолт Дисней подписал контракт с Маргарет Уинклер - дистрибутором из Нью-Йорка. Эта дата и считается днем основания нынешней Walt Disney Company. Это имя оказалось более удачливым для братьев.

Студия выпускала фильмы про Алису четыре года, а потом Уолт решил переключиться на производство полностью анимированных мультфильмов. Звездой новой серии стал забавный кролик по имени Освальд, придуманный и нарисованный Уолтом Диснеем. Всего за год студия выпустила 26 серий про приключения кролика, но, когда пришла пора начинать новый сезон, Уолт с ужасом обнаружил, что практичная Маргарет Уинклер успела переманить четырех художников студии и теперь планирует выпускать мультики про Освальда без участия создателя. Увы, контракт был составлен таким образом, что именно дистрибутор, а не автор владел правами на мультипликационного героя. Это был горький, но полезный урок для Диснея, который с тех пор внимательно следил за тем, чтобы права на все его творения принадлежали только ему.

После потери Освальда Диснею не оставалось ничего иного, как придумать новую звезду для своих мультфильмов. Так на свет появился знаменитый мышонок Микки-Маус, подозрительно похожий на своего старшего братца кролика. В его создании приняли участие сам Дисней и главный художник его студии Аб Иверкс. Однако два первых мультика с участием Микки-Мауса студия продать не смогла: они были немыми, а в кинотеатры уже пришел звук. Мультфильмы создавались довольно-таки быстро для студий того времени, к тому же, нельзя забывать, что студия Диснея была отчасти кустарной. Как только в 1927 году появилось звуковое кино, Уолт тут же перенял опыт своих коллег-кинематографов и начал озвучивать мультики. Третий фильм серии (уже со звуком) вышел 18 ноября 1928 года на экраны, и этот день стал началом эры Микки-Мауса.
Микки-Маус заговорил и запел.

Параллельно Уолт Дисней запустил в производство новую серию - Глупые симфонии. Она была построена на других принципах: в каждом фильме появлялись новые персонажи, что должно было стимулировать творческое мышление художников-мультипликаторов студии. Эта серия стала для художников Диснея чем-то вроде тренировочной площадки, на которой они отрабатывали новые техники мультипликации перед использованием их в более масштабных проектах. Тем не менее именно мультик из этой серии завоевал в 1932 году для студии первого Оскара как лучший рисованный фильм. С этого момента вплоть до конца довоенного десятилетия мультики от Диснея получали по Оскару каждый год. За свои работы он получил 29 таких премий.

Очень кстати для компании Диснея выяснилось, что мультяшные персонажи могут стать неплохим источником дополнительного дохода. Однажды некий бизнесмен из Нью-Йорка предложил Диснею $300 за разрешение поместить изображение Микки-Мауса на авторучках. Уолт Дисней как раз нуждался в деньгах, так что охотно дал свое согласие на тиражирование образа мышонка.

После этого портреты Микки-Мауса и других диснеевских героев стали появляться буквально повсюду: на тарелках и зубных щетках, полотенцах и школьных тетрадках, обертках от конфет и обоях для детских комнат. В 1930 году вышла первая серия комиксов про Микки-Мауса. Все это приносило хорошие деньги, а главное, способствовало раскрутке героев мультфильмов и в конечном счете привело к тому, что многие из них превратились в национальные легенды Америки.

В 1927 году Уолт Дисней и его жена Лиллиан переезжают в свою собственную, довольно-таки просторную, квартиру. В качестве подарка на Рождество Уолт преподносит Лиллиан пса. Он стал играть роль любимого дитяти Лиллиан, у которой не было детей. Кстати, две попытки четы Диснеев завести ребенка потерпели фиаско: оба раза у Лиллиан случался выкидыш. И когда она забеременела в третий раз, Дисней, так, казалось, желавший получить наследника, вдруг потерял к жене всяческий интерес. В одном из своих писем к двоюродной сестре, Уолт писал: «Я женат, и все, чем я могу похвастаться, - это миленькая маленькая женушка и красавец чау-чау».

Итак, в 1933 году рождается на свет дочь Уолта и Лиллиан – Дайана. Накануне ее рождения Уолт отправляет письмо матери, где жалуется: «Лилли ждет дочку. Лично я не обращаю на нее никакого внимания. Не хочу новых разочарований. Вся наша комната превратилась в пародию на детскую, везде валяются розовые и голубые пеленки… Но я не желаю ничего знать об этом. Полагаю, что из меня выйдет самый отвратительный отец на свете…» Забавно, что именно в это время, в конце 1933 года, Уолта награждает журнал «Пэрентс» («Родители») за вклад в воспитание подрастающего поколения американцев.

Между тем, студия растет. Снимается еще несколько мультфильмов. Микки-Маус завоевывает сердца миллионов – и не только уже американцев, но и европейцев. Снимаются «Веселые мелодии», на экранах появляются крякающий Дональд Дак, подвывающий пес Плуто и тупоумный Гуфи, старающийся зачерпнуть воду из пруда в дуршлаг. Дисней заключает договор с «Колумбия Пикчерз», затем с «Юнайтед Артистс».

В 1934 году Уолт Дисней объявил своим сотрудникам, что намерен снять полнометражный мультипликационный фильм Белоснежка и семь гномов. К этой идее многие поначалу отнеслись скептически: мало кто верил, что картина, в которой не будет живых актеров, сможет заинтересовать зрителей так же, как большое кино. Однако постепенно замысел Диснея перестал казаться фантастическим, и работа закипела.

Съемки фильма продолжались три года и обошлись в сумасшедшую по тем временам сумму - $1,499 млн. Но результат стоил этих денег, поскольку Белоснежка продолжительное время была самым кассовым фильмом всех времен (ее рекорд перекрыли только Унесенные ветром). С тех пор студия Диснея стала считать главной и потенциально наиболее прибыльной продукцией именно полнометражные мультфильмы.

Вместе со студией растет и семья Диснеев. Лиллиан, снова потерпев неудачу на ниве материнства, решается на усыновление. В 1937 году Уолт и Лиллиан берут к себе маленькую девочку и называют ее Шэрон Мэй Дисней.

Денег становится все больше. «Великая депрессия» почти никак не сказалась на работе Диснея. Ну разве только что была пара забастовок на студии – видите ли, художники не хотели работать под началом человека, который рисует хуже их и у которого столь скудное образование (один год колледжа), но который считает себя режиссером. Забастовка очень скоро «рассосалась»: в сущности, конфликт-то вырос на почве размолвок Уолта с продюсерами, желавшими стать официальными соавторами Диснея.

Разбогатев, Уолт покупает своим родителям особняк. Однако при ближайшем рассмотрении особняк этот оказывается несколько ущербным: у него опасно повреждена система газового отопления. Одним солнечным ноябрьским утром 1938 года газ начинает сочиться из трубы прямо в жилые помещения, Флора Дисней, мать нашего «героя», падает замертво на пол, Элиас Дисней пытается ее поднять, и сам тоже получает опасную дозу газа. Элиас выжил, а Флору спасти не удалось. Уолт долго мучается чувством вины после смерти матери, ведь он знал о повреждении системы отопления, но все время откладывал решение этой проблемы на потом.

Вторая мировая война надолго затормозила реализацию этой концепции, и снятые в 40-е годы Пиноккио, Фантазия, Думбо и Бемби, которые имели все шансы повторить успех Белоснежки, не принесли Диснею ожидаемых прибылей. Во время войны студии пришлось сконцентрироваться в основном на съемке пропагандистских и учебных фильмов для военных по заказу госдепартамента США.

Но все плохое когда-нибудь кончается. К началу 50-х годов Disney Company сумела вернуть зарубежные рынки, отнятые у нее войной, и вновь стала снимать полнометражные фильмы, в том числе и с участием живых актеров.

В 1954 году Disney Company начала производить и телепрограммы, став одним из пионеров сначала черно-белого, а затем и цветного телевидения в США. Первым телевизионным хитом от Диснея стал сериал Диснейленд, который, несколько раз сменив название, продержался на экранах Америки 29 лет, причем показывался исключительно в прайм-тайм. Годом позже состоялся дебют знаменитой передачи Клуб Микки-Мауса, в которой сделали свои первые шаги многие будущие звезды американского шоу-бизнеса.

Однако постепенно таланту Уолта Диснея стало тесно в рамках кино- и телебизнеса. Новое поле для деятельности ему подсказал его опыт отца. Гуляя с дочерьми, Уолт нередко ходил в зоопарки, на карнавалы и прочие увеселительные мероприятия. Пока дети катались на каруселях, отец терпеливо сидел на лавочке и ждал, когда дочки нарезвятся. Во время этих посиделок он и пришел к выводу, что Америке очень не хватает места, где было бы интересно проводить время и взрослым, и детям. И тогда Дисней решил создать такое место сам.

Первый Диснейленд открылся 17 июля 1955 года в Калифорнии. На его строительство было затрачено $17 млн, но очень скоро все вложения окупились в десятикратном размере. За первые 25 лет существования парк посетили более 200 млн человек.

В 1963 году Дисней приступил к осуществлению еще более амбициозной идеи - так называемого проекта Х. При помощи своих людей он подыскал подходящий участок земли во Флориде и по частям скупил его, прикрываясь именами вымышленных компаний. (Подобные меры предосторожности предпринимались для того, чтобы владельцы земли не взвинтили цены на участки.) В конце концов в собственности Walt Disney Company оказался надел земли, равный по площади двум Манхэттенам. На этом месте началось строительство нового парка, который получил название The Walt Disney World. Он открылся в октябре 1971 года.

В 1983 году свой Диснейленд появился в Токио, а в 1992-м - в Париже.

Уолт Дисней скончался 15 декабря 1966 года, оставив невоплощенными идеи, ни много ни мало, «города будущего» и «университета для творческой молодежи» - имени Уолта Диснея. Его место занял брат Рой, который управлял Walt Disney Company до 1971 года. После его смерти компанию возглавили три человека - Кард Уокер, Донн Тэйтум и Рон Миллер, которых братья Диснеи заранее начали готовить к руководству. Уолт Дисней оставил своим преемникам множество проектов и идей, которые он не успел реализовать сам. Их постепенное осуществление позволило компании еще два десятилетия без особых проблем удерживать завоеванное при жизни основателя ведущее место в мировой индустрии развлечений.

Однако все хорошее тоже когда-нибудь кончается. В начале 80-х годов кино для семейного просмотра - фирменное блюдо студии Диснея - стало терять популярность у американских зрителей, и компании пришлось заняться производством фильмов других жанров, чтобы выжить. С этой целью в структуре Walt Disney была создана новая киностудия Touchstone Pictures, которая уже в 1984 году отметилась выпуском довольно удачной в коммерческом плане русалочьей комедии Всплеск.

Но потеря аудитории еще не самое страшное, что угрожало компании в начале 80-х. Тогда на рынке начали распространяться слухи о том, что акции Walt Disney Company сильно переоценены, после чего их котировки поползли вниз.

Кризис в компании закончился полной сменой руководства. Председателем правления и СЕО стал Майк Эйзнер, а президентом - Фрэнк Уэллс. Новая управленческая команда стала искать способы сделать активы компании более весомыми. С этой целью было начато формирование сети платного кабельного телевидения Disney Channel. Компания постаралась упрочить свои позиции и в секторе эфирного телевидения, выпустив несколько удачных шоу. Фильмы из коллекции Disney стали продаваться на видеокассетах, причем многие из них попали в число бестселлеров.

В 1988 году Walt Disney Company впервые возглавила список голливудских киностудий, имеющих самые большие кассовые сборы. Этот успех ей обеспечили такие хиты, как Кто подставил кролика Роджера?, Доброе утро, Вьетнам!, Трое мужчин и младенец, Дорогая, я уменьшил детей, Дик Трейси, Красотка и Действуй, сестра!.

Еще более значительны успехи художников-мультипликаторов компании, которым в полной мере удалось поддержать диснеевские традиции. Последние десять лет студия регулярно выпускает в прокат анимационные блокбастеры - Русалочка, Красавица и чудовище, Аладдин, Король-Лев, Покахонтас, Горбун из Нотр-Дама.

Сейчас помимо Touchstone Pictures компания владеет студиями Hollywood Pictures и Miramax.
С начала 80-х годов началась масштабная диверсификация деятельности компания. Disney Company впервые занялась самостоятельным изданием книг - как по мотивам диснеевских фильмов, так и написанных сторонними авторами. В 1991 году среди активов компании появился журнал Discover, одно из самых известных научно-популярных изданий в США. Также компания входит в число ведущих разработчиков компьютерных игр.

В 1993 году Disney дебютировала в спортивном бизнесе. Компания создала свою хоккейную команду Anaheim Mighty Ducks, которая играет в НХЛ, и купила контрольный пакет акций бейсбольного клуба California Angels.
Логичным продолжением этих усилий по диверсификации стало приобретение в 1996 году самой крупной в стране телевизионной сети Capital Cities/ABC. Цена этого слияния (одного из крупнейших в медиа-индустрии последних лет) - $19 млрд. На тот момент это была вторая по величине сделка в истории США. Она вывела Walt Disney Company на второе место среди медиа-холдингов мира после Time Warner. Оборот компании в 1999 году составил $23,4 млрд. На империю, созданную Диснеем, трудятся 120 тысяч человек.

Сейчас, согласно социологическим исследованиям, мультфильмы Диснея теряют свою публику. Они начинают сильно проигрывать – и с технической, и с идеологической точек зрения – нынешним мультфильмам. Кто сейчас скажет, что обожает Скруджа Макдака, - когда на экраны вышли «Шрек» и «Муравей Антц»? Пожалуй, только старшее поколение, глядящее на мучающих друг друга уток, мышей и котов, слушающее старый джаз и ощущающий ностальгию по ушедшей эпохе.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх