Портрет марьи болконской война и мир. «Нравственная чистота Марьи Болконской» (по роману Л.Н

Женский образ в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого - это, можно сказать, тема отдельного произведения. С его помощью автор показывает нам свое отношение к жизни, понимание счастья женщины и ее предназначения. На страницах книги представлено множество характеров и судеб представительниц прекрасного пола: Наташа Ростова, Мария Болконская, Лиза Болконская, Соня, Элен Курагина. Каждая из них достойна нашего внимания и показывает отношение великого писателя к такому Итак, попробуем вспомнить, кто воплощает женский образ в романе «Война и мир». Мы уделим внимание нескольким героиням, которые встречаются на страницах произведения.

Наташа Ростова в начале романа

Этот женский образ в романе «Война и мир» требует наибольшего внимания автора, именно Наташе он посвящает многие страницы своего творения. Героиня, безусловно, вызывает самый живой интерес читателей. В начале произведения она ребенок, но немного позднее перед нами предстает юная восторженная девушка. Мы так и видим, как она грациозно кружится в танце, улыбается, смотрит на жизнь как на только что приоткрытую книгу, полную загадок, чудес, приключений. Это удивительно добрая и открытая юная особа, которая любит весь мир, доверяет ему. Каждый день ее жизни - настоящий праздник, она любимица родителей. Кажется, что такой легкий характер обязательно подарит ей счастливую, беззаботную жизнь с любящим мужем.

Ее восхищает красота лунной ночи, она видит нечто прекрасное в каждом мгновении. Такая восторженность покоряет сердце Андрея Болконского, который случайно услышал разговор Наташи и Сони. Наташа, конечно, тоже влюбляется в него легко, радостно, беззаветно. Однако ее чувство не прошло испытания временем, с такой же готовностью она принимает ухаживания Анатоля Курагина. Андрей не может простить ей этого, в чем признается своему другу, Пьеру Безухову. Наташу сложно винить в неверности, ведь она так молода, так хочет больше узнать о жизни. Таков этот юный женский образ в романе «Война и мир».

Наташа Ростова. Испытания в жизни

Однако на долю девушки выпадает немало испытаний, которые сильно меняют ее характер. Как знать, быть может, если бы Наташа не столкнулась с жизненными трудностями, из нее выросла бы самовлюбленная эгоистка, думающая лишь о своих интересах и радостях, неспособная сделать счастливыми мужа и детей.

Она с готовностью берется ухаживать за умирающим Андреем Болконским, показав себя как вполне зрелая, взрослая личность.

После смерти Андрея Наташа очень горюет, тяжело переживает его уход из жизни. Теперь уже перед нами не веселая кокетка, а серьезная молодая женщина, которая пережила утрату.

Следующий удар в ее жизни - гибель брата Пети. Она не может предаваться горю, так как в помощи нуждается ее мать, которая чуть не из-за потери сына. Наташа день и ночь проводит у ее постели, разговаривает с ней. Ее ласковый голос успокаивает графиню, превратившуюся из моложавой женщины в старуху.

Мы видим перед собой совершенно иной пленительный женский образ в романе «Война и мир». Наташа Ростова теперь совсем другая, она с легкостью жертвует своими интересами ради счастья других. Кажется, будто все тепло, которое дали ей родители, теперь изливается на окружающих.

Наташа Ростова в конце романа

Любимый женский образ в романе «Война и мир» - это для многих образ Наташи Ростовой. Эта героиня любима и самим автором, неспроста он уделяет ей так много внимания. В конце произведения мы видим Наташу матерью большого семейства, которая живет заботами о близких. Теперь она совершенно не напоминает ту юную девочку, которая была перед нами на первых страницах произведения. Счастье этой женщины - благополучие и здоровье детей и мужа Пьера. Ей чуждо пустое времяпрепровождение и праздность. Она с еще большей силой отдает любовь, полученную в нежном возрасте.

Конечно, Наташа теперь не так изящна и красива, она не очень следит за собой, носит простую одежду. Эта женщина живет интересами близких ей людей, целиком отдавая себя мужу и детям.

Удивительно, но она абсолютно счастлива. Известно, что человек способен лишь тогда, когда живет интересами близких, ведь любимые люди - продолжение нас самих. Любовь к детям - это тоже любовь к себе, только в более широком смысле.

Так описал Л. Н. Толстой этот удивительный женский образ в романе «Война и мир». Наташа Ростова, кратко о ней рассказать сложно, - это идеал женщины самого писателя. Он любуется ее грациозной юностью, восхищается повзрослевшей героиней и делает ее счастливой матерью и супругой. Толстой считал, что самое большое счастье для женщины - это замужество и материнство. Только тогда ее жизнь наполнена смыслом.

Л.Н. Толстой также показывает нам, насколько разной может быть женская привлекательность. В юном возрасте восхищение миром, открытость всему новому, безусловно, приводят в восторг окружающих. Однако такое поведение у взрослой дамы может показаться нелепым. Только представьте, если бы красотой ночи восхищалась не юная девушка, а дама более зрелого возраста. Скорее всего, она могла бы выглядеть нелепо. У каждого возраста - своя красота. Забота о близких делает взрослую женщину счастливой, а ее душевная красота заставляет окружающих восхищаться.

Когда старшеклассникам задают сочинение на тему «Мой любимый женский образ в романе "Война и мир"», все без исключения пишут о Наташе Ростовой, хотя при желании, конечно, можно было бы написать о ком-нибудь другом. Это лишний раз подтверждает то, что общепринятые человеческие ценности определены в мире давно, а героиня романа, написанного более ста лет назад, по-прежнему вызывает симпатию.

Марья Болконская

Еще один любимый автором женский образ в романе «Война и мир» - Марья Болконская, сестра Андрея Болконского. В отличие от Наташи, она не обладала живостью характера и привлекательностью. Как пишет про Марью Николаевну Толстой, она была некрасива: слабое тело, худое лицо. Девушка безропотно подчинялась своему отцу, который хотел развить в ней деятельность и ум, будучи уверенным в абсолютной неказистости дочери. Ее жизнь состояла из занятий по алгебре и геометрии.

Однако необыкновенным украшением лица этой женщины были глаза, которые сам автор называет зеркалом души. Именно они делали ее лицо «привлекательнее красоты». Глаза Марьи Николаевны, большие и всегда грустные, излучали доброту. Такое автор дает им удивительное описание.

Женский образ в романе «Война и мир», воплощенный Марьей Николаевной, - это абсолютная добродетель. По тому, как автор пишет о ней, становится понятно, насколько он восхищается такими женщинами, существование которых иногда бывает незаметно.

Сестра Андрея Болконского, также как и Наташа, любит семью, хотя ее никогда не баловали, она воспитывалась в строгости. Марья терпела отца, уважала его. Она даже подумать не могла обсуждать решения Николая Андреевича, благоговела от всего, что он делал.

Марья Николаевна очень впечатлительна и добра. Ее огорчает дурное настроение отца, она искренне радуется приезду жениха, Анатоля Курагина, в котором она видит доброту, мужественность, великодушие.

Как любая добрая женщина, Марья, конечно, мечтает о и детях. Она бесконечно верит в судьбу, в волю Всевышнего. Сестра Болконского не смеет ничего желать для себя, ее благородная глубокая натура не способна завидовать.

Наивность Марьи Николаевны не дает ей увидеть людские пороки. Она во всех видит отражение собственной чистой души: любовь, доброту, порядочность.
Марья принадлежит к числу тех которые действительно счастливы счастьем других. Эта умная и светлая женщина просто не способна на злость, зависть, месть и другие низменные чувства.

Итак, второй восхитительный женский образ в романе «Война и мир» - Марья Болконская. Пожалуй, Толстой любит ее не меньше, чем Наташу Ростову, хотя и уделяет ей не так много внимания. Она словно тот идеал автора, к которому Наташа придет через много лет. Не имея ни детей, ни семьи, она находит свое счастье в том, чтобы отдавать тепло другим людям.

Женское счастье Марьи Болконской

Сестра Болконского не ошиблась: ничего не желая для себя, она тем не менее встретила человека, который искренне полюбил ее. Марья стала женой Николая Ростова.

Два, казалось бы, совершенно разных человека идеально подошли друг другу. Каждый из них пережил разочарование: Марья - в Анатоле Курагине, Николай - в Александре Первом. Николай оказался тем человеком, который смог увеличить достаток семьи Болконских, сделав жизнь супруги счастливой.

Марья окружает мужа заботой и пониманием: она одобряет его стремление к совершенствованию самого себя через упорный труд, через ведение хозяйства и заботу о крестьянах.

Женский образ в романе «Война и мир», воплощенный Марьей Болконской, - это портрет настоящей женщины, привыкшей жертвовать собою ради благополучия других и от этого быть счастливой.

Марья Болконская и Наташа Ростова

Наташа Ростова, которую мы видим в начале произведения, абсолютно не похожа на Марью: она желает счастья для себя. Сестра Андрея Болконского, так же как и ее брат, на первое место ставит чувство долга, веру, религию.

Однако чем старше становится Наташа, тем больше она напоминает княжну Марью тем, что желает счастья для других. Тем не менее они отличаются. Счастье Наташи можно назвать более приземленным, она живет повседневными хлопотами и делами.

Марья больше озабочена душевным благополучием близких людей.

Соня

Племянница отца Наташи Ростовой, - еще один женский образ. В романе «Война и мир» Соня, казалось бы, существует лишь для того, чтобы показать лучшие качества Наташи.

Эта девушка, с одной стороны, очень положительная: она рассудительна, порядочна, добра, готова жертвовать собой. Если говорить о ее внешности, то она очень хороша. Это стройная грациозная брюнетка с длинными ресницами и роскошной косой.

Изначально в нее был влюблен Николай Ростов, но они не смогли пожениться, потому что родители Николая настояли на том, чтобы отложить свадьбу.

Жизнь девушки в большей степени подчинена разуму, а не чувствам. Толстой не очень любит эту героиню, несмотря на все ее Он оставляет ее одинокой.

Лиза Болконская

Лиза Болконская - это, можно сказать, героиня второго плана, жена князя Андрея. В свете ее именуют «маленькой княгиней». Она запоминается читателям благодаря хорошенькой верхней губке с усиками. Лиза - привлекательная особа, даже этот небольшой изъян придает молодой женщине свойственное только ей неповторимое очарование. Она хороша, полна жизненных сил и здоровья. Эта женщина с легкостью переносит свое деликатное положение, всем вокруг весело на нее смотреть.

Для Лизы важно бывать в свете, она избалована, даже капризна. Она не склонна к размышлениям о смысле жизни, ведет обычный для светской дамы образ жизни, любит пустые разговоры в салонах и на вечерах, радуется новым нарядам. Жена Болконского не понимает своего мужа, князя Андрея, который считает важным приносить пользу обществу.

Лиза любит его поверхностно, так, словно они только должны пожениться. Он для нее - фон, который вписывается в представления светских дам о том, каким должен быть супруг. Лизе непонятны его размышления о смысле жизни, ей кажется, что все просто.

Им тяжело быть вместе. Андрей вынужден сопровождать ее на балах и прочих светских раутах, что становится для него совершенно невыносимо.

Это, пожалуй, самый простой женский образ в романе «Война и мир». Лиза Болконская с первой редакции романа оставалась неизменной. Ее прототипом стала жена одного из родственников Толстого, княгиня Волконская.

Несмотря на полное отсутствие взаимопонимания между супругами, Андрей Болконский в разговоре с Пьером отмечает, что она - редкая женщина, с которой можно быть спокойным за собственную честь.

Когда Андрей уезжает на войну, Лиза поселяется в доме его отца. Ее поверхностность лишний раз подтверждается тем, что она предпочитает общаться с мадемуазель Бурьенн, а не с княжной Марьей.

Лиза предчувствовала, что не сможет пережить роды, так оно и случилось. Она с любовью относилась ко всем и никому не хотела зла. Об этом говорило ее лицо и после смерти.

Недостаток характера Лизы Болконской состоит в том, что она поверхностна и эгоистична. Однако это не мешает ей быть нежной, ласковой, добродушной. Она приятный и веселый собеседник.

Однако Толстой относится к ней холодно. Он не любит эту героиню из-за ее душевной пустоты.

Элен Курагина

Последний женский образ в романе «Война и мир» - Элен Курагина. Вернее, это последняя героиня, о которой мы напишем в данной статье.

Из всех женщин, которые появляются на страницах этого грандиозного романа, Элен, безусловно, самая красивая и роскошная.

За ее прекрасной внешностью стоят эгоизм, вульгарность, интеллектуальная и духовная неразвитость. Элен осознает силу своей красоты и пользуется ею.

Всего, чего хочет, она добивается за счет собственной внешности. Привыкнув к такому положению вещей, эта женщина перестала стремиться к развитию личности.

Элен становится женой Пьера Безухова исключительно из-за его богатого наследства. Она не стремится в действительности создать крепкую семью, родить детей.

Война 1812 года окончательно расставляет все по своим местам. Ради собственного благополучия Элен принимает католичество, тогда как ее соотечественники объединяются против врага. Эта женщина, образ которой можно назвать «мертвым», действительно умирает.

Безусловно, самый прекрасный внешне женский образ в романе «Война и мир» - Элен. Толстой любуется ее плечами на первом балу Наташи Ростовой, однако он прерывает ее жизнь, считая такое существование бессмысленным.

Лиза Болконская, Элен Курагина и Наташа Ростова

Как уже говорилось выше, смерти Лизы и Элен не были случайными. Они обе жили для себя, были капризны, эгоистичны.

Вспомним, какой же была Наташа Ростова в начале романа. Так же как Лиза Болконская, она восхищалась балами, высшим светом.

Как и Элен Курагину, ее привлекало нечто запретное, недоступное. Именно по этой причине она собиралась бежать с Анатолем.

Однако высокая духовность Наташи не дает ей остаться навсегда поверхностной дурочкой и окунуться, как Элен, в развратную жизнь. Главная героиня романа принимает трудности, выпавшие на ее долю, помогает матери, ухаживает за смертельно больным Андреем.

Смерти Лизы и Элен символизируют то, что увлеченность светскими раутами и желание попробовать запретное должны остаться в юности. Зрелость требует от нас более взвешенного поведения и готовности жертвовать собственными интересами.

Толстой создал целую галерею женских образов. Одни из них он любил, другие - нет, однако для чего-то включил в свой роман. Сложно определить, какой же лучший женский образ в романе «Война и мир». Даже отрицательные и нелюбимые героини были придуманы автором неспроста. Они показывают нам человеческие пороки, неспособность отличать напускное, поверхностное от действительно важного. И пусть каждый решит сам для себя, какой же самый привлекательный женский образ в романе «Война и мир».

Меню статьи:

В романе Л.Н. Толстого много женских образов, обделенных приятной внешностью. Такое положение вещей негативно сказывается на обладательницах такого недостатка – их игнорируют в обществе, они имеют все шансы остаться одинокими и не изведать семейного счастья.
Одним из таких персонажей является Мари Болконская.

Происхождение Мари Болконской

Марья Болконская дворянского происхождения. Их род имеет древние корни. Князь Рюрик является их предком.

Их семья очень богата.

Семья Марьи Болконской

Семья Болконских не столь многочисленна, как остальные семьи. Во главе семейства стоит князь Николай – бывший военный, человек сложного характера и крутого нрава.

Матери Марии уже нет в живых.

Кроме девушки, в семье еще есть один ребенок – ее старший брат Андрей. Он был удачно женат на княжне Лизе Мейнен, но этот брак брата окончился трагедией – его молодая жена не выжила после родов и умерла. Ребенка удалось спасти – Марья перенимает функции матери по воспитанию ребенка. Это действие не принудительное – молодой девушке приятно заниматься племянником.

К числу членов семьи можно также причислить мадемуазель Бурьен – компаньонку-приживалку.

Внешность княжны Мари

Природа была крайне несправедлива с молодой девушкой – ее внешность желает быть гораздо лучше. Персонажи о ней отзываются так: «ей и портить ничего не надо – они и без того безобразна».

Мари невысокого роста, у нее излишне худое лицо, тело ее было лишено грациозности и красивых форм. Она была физически слабой и крайне непривлекательной.

Единственное, что было красивое в ее облике – это глаза: глубокие, лучистые и искренние. Ее глаза «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

Походка Мари также не была похожа на легкую поступь женщин – шаги ее были тяжелы.
Окружающие понимали, что у Мари нет ни одного шанса выйти замуж по любви: «И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство».

Княжна неглупа, она понимает истинное положение вещей и осознает свои физические изъяны, но, как и всем остальным, ей хочется быть любимой и счастливой.

Морально-нравственный облик княжны

Внутренний мир княжны Марьи Болконской значительно отличается от ее внешнего облика.

Мари получила образование дома. Отец учил ее точным наукам, в частности математике и геометрии. Также девушка умеет играть на клавикордах. Она часто предается музыкальным занятиям и может играть подолгу: «слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты».

Девушка обладает чистой душой, она полна благородных стремлений. Те, кто общается с ней некоторое время, отмечают этот факт. Их умиляет искренность и доброта девушки. Мари не умеет обманывать людей и лукавить, ей чужды расчетливость и кокетство.

У нее спокойный нрав, она обладает умением анализировать поступки и слова других. Это позволяет ей находиться в неконфликтных отношениях даже со самыми вспыльчивыми людьми. Княжна в первую очередь обращает внимание на внутренний мир человека, ей важна не внутренняя оболочка человека, а его мысли и моральный облик.

Мари глубоко верующая девушка. Религия становится ее страстью, в которой она находит ответы на многие интересующие ее пытливый ум вопросы:

«религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».

Мари часто помогает бездомным людям, делает она это тайком от отца: «Утешительную мечту и надежду эту дали ей Божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя».

Второй страстью становится ее племянник Николенька – девушка получает искреннее удовольствие, играя и обучая ребенка. Общение с ребенком было ее утешением и фактически единственной радостью в жизни.

Отношение Мари к членам семьи

Отношения в семье Болконских натянуты и напряжены. В первую очередь это связано с характером и нравом старого графа. Он человек вспыльчивый и резкий. Он не умеет держать себя в руках и часто обращается к своим родным в самой грубой форме. Мари то и дело терпит он него издевки и неоправданные замечания. «Все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжну Марью. Он как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее».

Она стойко терпит все его оскорбления. Мари не считает, что ее отец ненавидит ее, она понимает, что он не умеет выразить свою любовь и заботу другим образом.


Отношение Мари к высшему обществу

По своему статусу Мари имеет все права вести активную деятельность в аристократических кругах, но она не делает этого. Девушка всю жизнь провела в деревне, и у нее нет желания что-либо менять в этом плане. Вполне вероятно, что на таком отношении сыграло роль поощрение других норм поведения – кокетство, нередко переходящее в любовную связь, обман, ложь, лицемерие – все это чуждо Мари. Другой причиной отказа от посещения общественных мест вполне вероятно могло быть отношение к внешности княжны. Естественно, что девушке не чужды были любовь и привязанность, ей хотелось создать свою личную семью, а в обществе ей пришлось бы замечать преобладание внешних качеств человека над моральным обликом. Мари стала бы одинокой в таком мире.

Готовность проявлять дружеские отношения

Мари не чуждается общения с людьми. Она охотно готова поддержать с ними дружеские отношения. Так, например, она активно общается с княжной Жюли Карагиной. Фактически, это ее единственная подруга. Жюли, подобно Мари, тоже не наделена милым личиком, поэтому неприятные чувства по поводу восприятия внешности знакомы обеим девушкам. Подруги искренни в своих дружеских порывах, готовы поддержать друг дружку в любых ситуациях.


Второй человек, с которым Мари связывают чувства дружбы, – мадемуазель Бурьен. Девушка живет в доме Болконских и является компаньонкой. Их общение кардинально отличается от дружбы с Жюли. В первую очередь, это касается отношения мадемуазель Бурьен к Мари. В ее случае это псевдо дружба. Девушка готова обмануть Мари ради корыстных целей.

Мари Болконская и Анатоль Курагин

Естественно, что замужество было единственным способом княжны Мари вырваться из дома и прекратить свою жалкую жизнь в оскорблениях. Поэтому, когда Анатоль Курагин приезжает со своим отцом посвататься к девушке, она испытывает тревогу.

«В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».

Анатоль впечатляет ее своей внешностью – он очень красив. Девушке он кажется хорошим человеком, но ее отец так не думает – Николай Болконский не такой наивный и доверчивый человек, как его дочь. От его взгляда не скрылось ни то, что Анатоль не испытывает не то, что любви, даже чувства симпатии к его дочери, ни интерес молодого человека служанкой Болконских.

Он говорит об этом дочери и наталкивает ее на мысль, что Анатоль ей не пара – его интересуют только деньги, но окончательный выбор оставляет за дочерью. Мари становится свидетелем нежностей Анатоля с мадемуазель Бурьен и отказывает молодому человеку.

Брак с Николаем Ростовым

Новая надежда на личное счастье зажглась в душе Мари с появлением в ее жизни Николая Ростова. Замужество с этим человеком позволило княжне развиваться морально и духовно. Она реализовала себя в качестве матери. Роль воспитательницы близка Мари, она с удовольствием занимается своими детьми и даже ведет дневник, куда записывает всевозможную информацию связанную с этапами развития и особенностями воспитания своих детей.

4.7 (93.33%) 12 votes

С помощью череды женских образов в романе «Война и мир» постарался показать значительность роли прекрасной половины человечества в обществе, а также ценность крепкой семьи в войне 1812 года. Марья Болконская – одна из лучших представительниц дворянства и самых сложных персонажей эпопеи.

Лев Николаевич дает героине характеристику некрасивой женщины, путь к замужеству которой возможен только лишь через ее происхождение и богатство, но наделенной исключительными качествами, редкими для общества того времени. Верность и способность к самопожертвованию – яркие черты девушки.

Внешность и характер

Автор тщательно прорабатывал портреты и биографии героев, в том числе и Марьи Болконской. Образ девушки основан на представлениях Льва Николаевича о собственной матери Марье Николаевне (в девичестве Волконской), которую писатель не помнил. Он признавался, что создал в воображении ее духовный облик. Героиня выглядит болезненно: слабое тело, осунувшееся лицо.

«Бедная девушка, она дьявольски дурна», - думал про нее Анатоль Курагин.

Да и грациозностью она не отличается – Лев Николаевич не уставал отмечать, что у Мари тяжелая неуклюжая походка. Единственной привлекательной частью образа стали грустные большие глаза, которые словно излучали доброту и тепло.


Однако за непримечательной внешностью спрятана внутренняя красота. Толстой восхваляет в Мари верность себе и глубоким моральным принципам, высокую образованность и рассудительность, отзывчивость, бескрайнее благородство, которое проявляется в каждом поступке. Девушка лишена хитрости, расчетливости и кокетства, свойственных большинству барышень.


Старый князь Николай Болконский воспитывал дочь Мари в такой же строгости, как и сына Андрея. Жесткие педагогические методы отразились на характере девушки – она выросла замкнутой, скромной, даже робкой. Впрочем, хоть Мари и боится домашнего тирана, но сохраняет любовь к отцу до конца его дней.

Героиня не бывала на балах и на светских вечеринках в гостиной мадам Шерер, потому как отец считал такое времяпрепровождение глупостью. Отсутствие близких друзей (круг общения ограничивался компаньонкой мадмуазель Бурье да приятельницей Жюли Карагиной, с которой тянулась лишь постоянная переписка) компенсировала крайняя религиозность. Частые гости у Марьи – «божьи люди», т.е. странники и верующие, за что над девушкой насмехаются родитель и брат.


Марья осознает, что природа пожалела для нее красоты, и не питает иллюзий насчет замужества, хотя в глубине души надеется обрести женское счастье и непременно пойти под венец по любви. Мари Болконская долгое время видит смысл своего существования в верности отцу, любви и заботе о брате и его отпрыске Николушке, но судьба распорядилась иначе, подарив девушке личное счастье.

Жизненный путь

В начале романа княжне Марье 20 лет. Она родилась и выросла в родовом поместье под опекой строгого и деспотичного отца, распланировавшего распорядок дня дочери по минутам, которые включают долгие занятия алгеброй и геометрией. В прошлом влиятельный царский вельможа, Николай Андреевич, сосланный в имение Лысые Горы, превратил дочь в служанку. Любимое его занятие – доводить Мари до слез, унижать последними словами. Отец не гнушается запустить в наследницу тетрадью или же назвать дурой.


Теплые и доверительные отношения у Мари сложились с братом. После смерти его жены девушка без проблем берет на себя обязанности по воспитанию племянника.

Однажды в переписке с Жюли Карагиной Марья узнает, что свататься к ней едет Василий Курагин с непутевым распутным сыном. Героиня принимает за достойного человека. В душе просыпается надежда обрести женское счастье, мечты о семье и детях овладевают ее рассудком. Толстой, как тонкий психолог, раскрывает все потаенные помыслы любимой героини. Столь смелых мыслей Мари ужасно пугается, но решает подчиниться божьей воле.


Однако отец быстро раскусил мелочную и расчетливую натуру жениха, тем более, что Анатоль и сам по неосторожности испортил сватовство, затеяв флирт с компаньонкой Мари. Наивная девушка решила во имя счастья француженки, без памяти влюбившейся в ухажера, проститься с единственным шансом на замужество.

Болезнь отца освободила Марью Болконскую от постоянного надзора, и героиня, взяв Николушку, отправилась в Москву. В столице девушка мучилась от того, что посмела ослушаться батюшку, и вдруг ощутила к нему бесконечную любовь и привязанность. После смерти родителя Мари собралась покинуть имение, но оказалась в плену местных мужиков, которые в страхе потерять собственное добро не выпускали ее со двора. Хотя девушка была готова разделить запасы хлеба между голодающими крестьянами, проявив щедрость души.



Яркой экранизацией по праву считается фильм Роберта Дорнхельма, вышедший на экраны в 2007 году. В создании картины участвовали пять европейских стран, в том числе Россия. Трогательная Марья Болконская получилась из итальянской актрисы Валентины Черви.


Роль будущего мужа девушки исполнил . В ленте наблюдаются значительные расхождения с первоисточником, однако это не помешало ей завоевать любовь зрителей.


Последняя на сегодня киноработа, снятая по роману Льва Толстого, увидела свет в 2016 году. Английский драматический мини-сериал собрал звезд экрана – зрители наслаждаются игрой (), (Наташа Ростова), (Андрей Болконский). Мари Болконскую и Николая Ростова представили Джесси Бакли и .

Цитаты

«У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия».
«Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».
«Чувство это было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя».
«Кто все поймет, тот все и простит».
«Мое призвание другое – быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования».
«Прекрасное сердце <...> это то качество, которое я более всего ценю в людях».
«Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».
«Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни».

Марья Болконская — один из самых сложных образов в романе Толстого. Основные качества ее — духовность, религиозность, способность к самоотречению, жертвенной, высокой любви.

Героиня не привлекает нас внешней красотой: «некрасивое, слабое тело», «худое лицо». Однако глубокие, лучистые, большие глаза княжны, освещая все лицо ее внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». В глазах этих отражается вся напряженная духовная жизнь княжны Марьи, богатство ее внутреннего мира.

Толстой с большой тонкостью воссоздает атмосферу, в которой сформировался характер героини. Волконские — старый уважаемый род, известный, патриархальный, со своими жизненными ценностями, устоями, традициями. Ключевые понятия, характеризующие людей этой «породы», — порядок, идеальность, рассудок, гордость.

Все в Лысых Горах идет по заведенному однажды порядку, в соответствии с регламентом; строгий, суровый князь Николай Андреевич неизменно требователен, даже резок с детьми и слугами. Он эгоистичен, властен, порой нетерпим в отношениях с дочерью. Вместе с тем старый князь Болконский умен, проницателен, трудолюбив, энергичен, патриотичен, у него свои, «вековые» понятия о чести и долге. В душе его живут все лучшие ценности, порожденные рационалистическим XVIII веком. Николай Андреевич не терпит праздности, пустословия, пустого времяпрепровождения. Он постоянно занят «то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении».

Князь Болконский признает лишь две людские добродетели — «деятельность и ум». В соответствии с этой «доктриной» он и воспитывает дочь: княжна Марья неплохо образованна, отец дает ей уроки алгебры и геометрии, вся жизнь ее распределена «в беспрерывных занятиях».

В этой атмосфере «правильности», господствующего разума и сформировался характер героини. Однако княжна Марья унаследовала от Болконских лишь фамильную гордость и твердость духа, в остальном же она не слишком похожа на отца и брата. В жизни ее нет упорядоченности и педантизма. В противоположность отцовской чопорности она открыта и естественна. В противоположность резкости и нетерпимости Николая Андреевича она добра и милосердна, терпелива и снисходительна в отношениях с окружающими. В разговоре с братом она защищает Лизу, считая ее большим ребенком. Прощает она и m-lle Bourienne, заметив ее флирт с Анатолем Курагиным.

Княжна Марья лишена хитрости, расчетливости, кокетства, свойственного светским барышням. Она искренна и бескорыстна. Княжна Марья безропотно подчиняется жизненным обстоятельствам, видя в этом Божью волю. Она постоянно окружена «божьими людьми» — юродивыми и странниками, и поэтическая мысль «оставить семью, родину, все заботы о мирских благах для того, чтобы, не прилепляясь ни к чему, ходить в посконном рубище, под чужим именем с места на место, не делая вреда людям и молясь за них...», часто посещает ее.

Однако вместе с тем всем существом своим она жаждет земного счастья, и чувство это становится тем сильнее, чем более она старается «скрывать его от других и даже от себя самой». «В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».

В первый раз у героини появляется смутная надежда на семейное счастье, когда Анатоль Курагин с отцом приезжают в Лысые Горы для того, чтобы посвататься к ней. Княжна Марья совершенно не знает Анатоля — он кажется ей красивым, достойным человеком. Ей кажется, что «муж, мужчина» — это «сильное, преобладающее и непонятно-привлекательное существо», которое перенесет ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир.

Николай Андреевич замечает волнение, охватившее вдруг княжну. Однако планы Анатоля корыстны и циничны: он всего лишь хочет жениться на богатой наследнице и уже мечтает «весело провести время» с m-lle Bourienne. Умный и проницательный, старый князь Болконский сразу же открывает истинную натуру молодого Курагина, отмечает его пустоту, глупость и никчемность. Глубоко оскорбляют достоинство Николая Андреевича и «пылкие взгляды» Анатоля на m-lle Bourienne. В довершение ко всему старый князь втайне боится расстаться с дочерью, жизнь без которой для него немыслима. Предоставляя княжне Марье свободу выбора, отец, однако, намекает ей на интерес ее жениха к француженке. И вскоре героиня лично убеждается в этом, заметив Анатоля с m-lle Bourienne.

Так, мечтам героини о личном счастье пока не суждено сбыться. И княжна Марья покоряется судьбе, отдаваясь чувству самоотречения. Чувство это становится особенно заметно в ее отношениях с отцом, который в старости делается еще раздражительнее и деспотичнее.

Приблизив к себе француженку, Николай Андреевич беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. «Разве мог бы он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который (она все-таки знала это) любил ее, быть к ней несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: справедливость. Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе — законе любви и самоотвержения».

С твердостью, стойкостью Болконских княжна. Марья выполняет свой дочерний долг. Однако во время болезни отца в ней вновь просыпаются «забытые личные желания и надежды». Она прогоняет от себя эти мысли, считая их наваждением, каким-то дьявольским искушением. Однако для Толстого эти мысли героини естественны и потому имеют право на существование.

Здесь писатель «как бы ведет упорный спор с аскетами и ханжами всех видов, напоминая о том, что человек не может не жить чувственной жизнью. Чувственность перестает быть человеческой, если человек в своей любви к ней, к нему не любит весь мир. Тогда это грубая чувственность Элен, страшная чувственность „Крейцеровой сонаты" — чуждость и враждебность жизни».

Рассудочную жертвенность княжны Марьи Толстой отнюдь не поэтизирует, противопоставляя ей «непосредственность эгоизма», «способность жить самозабвенно, ...радостно отдаваться естественным влечениям, инстинктивным потребностям». Здесь писатель сопоставляет христианскую, жертвенную любовь ко всем людям и любовь земную, личную, открывающую человеку все многообразие жизни. Как замечает В. Ермилов, «Толстой не знает, какая любовь является истинной. Быть может, христианская, одинаковая любовь ко всем выше, совершеннее грешной, земной любви... однако лишь земная любовь есть живая жизнь на земле».

Христианская любовь неизменно связана для писателя с мыслью о смерти, любовь эта, по мысли Толстого, — «не для жизни». Образ КНЯЖНЫ Марьи в романе сопровождает тот же самый мотив, который является необычайно значимым для князя Андрея, — мотив возвышенности, стремления к «небесному» совершенству, к «неземному» идеалу. Внутренний, глубинный смысл этого мотива — роковая несовместимость героя с жизнью.

Княжна Марья в романе находит свое счастье в браке с Николаем Ростовым, однако «неустанное, вечное душевное напряжение» ни на миг не покидает ее. Она заботится не только об уюте и комфорте в доме, но, прежде всего, об особой духовной атмосфере в семье. Николай вспыльчив и горяч, при разбирательствах со старостами и приказчиками он нередко дает волю рукам. Жена помогает ему понять всю низость его поступков, помогает преодолеть вспыльчивость и грубость, изжить «старые гусарские привычки».

Княжна Марья — прекрасная мать. Думая о нравственном, духовном воспитании детей, она ведет дневник, записывая все примечательные эпизоды детской жизни, отмечая особенности характеров детей и действенность тех или иных приемов воспитания. Ростов восхищается своей женой: «...главное основание его твердой, нежной и гордой любви к жене... это чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

Сам Ростов, при всей его эмоциональности, лишен больших духовных запросов. Интересы его — семья, помещичье хозяйство, охота, чтение книг зимой. Он осуждает Пьера за его бунтарские, свободолюбивые настроения. «Здравый смысл посредственности» — такое определение писатель дает герою.

Марье Болконской кажется, что «кроме счастья, которое она испытывала, было другое, недостижимое в этой жизни». Здесь вновь возникает мотив смерти, связанный с образом данной героини. В. Ермилов замечает, что «этот подспудный мотив имеет и некоторое личное значение для Толстого, связывавшего с образом княжны Марьи кое-что из своих представлений о своей матери, о ее нежной любви к... детям, о ее высокой духовности, о ее преждевременной смерти...».

В образе княжны Марьи Толстой представляет нам синтез духовного и чувственного, с явным преобладанием первого. Эта героиня привлекает нас своей искренностью, благородством, нравственной чистотой и сложным внутренним миром.

ОБРАЗ КНЯЖНЫ МАРЬИ

В романе "Война и мир" Толстой рисует мастерски и убедительно несколько типов женских характеров и судеб. Порывистая и романтичная Наташа становится в эпилоге романа "плодовитой самкой", средоточием материнских жизненных энергий. Красивая, развращенная и экзотически глупая княгиня Элен Курагина, воплотившая в себе все достоинства и недостатки столичного общества, княгиня Друбецкая - мать-наседка, юная "маленькая княгиня", Лиза Волконская, - нежный и скорбный ангел повествования, и, наконец, княжна Марья, сестра князя Андрея.
Княжна безвыездно проживает в имении Лысые Горы со своим отцом, сиятельным екатерининским вельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим. Ее батюшка, Николай Андреевич, - человек не из приятных: часто брюзглив и груб, ругает княжну дурой, тетрадки швыряет и в довершение всего педант.
А вот портрет княжны: "Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо". И далее Толстой словно поражен увиденным: "глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопиками выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты.
Вместе с князем Андреем княжна Марья показана нам в романе как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип.
Одновременно, как и любая женщина, по мысли Толстого, она живет в постоянном, бессознательном ожидании любви и семейного счастья. То, что глаза - зеркало души, общее место. Но душа княжны действительно прекрасна, добра и нежна. И это ее светом лучатся глаза Марьи.
Княжна Марья умна, романтична и религиозна. Она покорно переносит эксцентрическое поведение отца, его издевки и насмешки, не переставая бесконечно глубоко и сильно любить его. Она любит "маленькую княгиню", любит своего племянника Николая, любит предавшую ее компаньонку-француженку, любит брата своего Андрея, любит, не умея выказать это, Наташу, любит порочного Анатоля Курагина. Ее любовь такова, что все находящиеся рядом подчиняются ее ритмам и движениям и растворяются в ней.
Толстой наделяет княжну Марью удивительной судьбой. Он реализует для нее любые, самые смелые романтические грезы провинциальной барышни. Она переживает измену и смерть близких, ее спасает из рук врагов бравый гусар Николинька Ростов, ее будущий муж (как тут не вспомнить Козьму Пруткова: "Если хочешь быть красивым - иди в гусары"). Долгое томление взаимной влюбленности и ухаживаний, и в конце - свадьба и счастливая семейная жизнь.
Иногда складывается впечатление, что автор изящно и умно пародирует бесчисленные французские романы, которые были неотъемлемой частью "женского мира" и оказывали значительное влияние на формирование духовного мира русской барышни начала XIX века. Конечно, это не прямая пародия. Толстой слишком велик для этого. Особым литературным приемом он всякий раз выводит княжну Марью за пределы сюжета. Всякий раз здраво и логично она осмысливает любое "романтическое" или близкое к этому сочетание событий. (Вспомним ее реакцию на адюльтер Анатоля Курагина и француженки Бурьен.)
Ее ум позволяет ей стоять обеими ногами на земле. Ее развитая романами мечтательность позволяет ей мыслить некую параллельную, вторую "романтическую" реальность.
Ее религиозность проистекает из ее нравственного чувства, а оно добросердечно и открыто миру.
Несомненно, в этом контексте привлекает внимание ее литературная предшественница. Это, конечно же, Лизонька из "Пиковой дамы" Пушкина. В некоторых случаях рисунок их судеб совпадает до мелочей. "Лизавета Ивановна была домашней мученицей, - пишет Пушкин, - она разливала чай и получала выговоры за лишний кусок сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора". Как тут не вспомнить жизнь княжны Марьи с ее отцом в Лысых Горах и в Москве!
В образе княжны Марьи гораздо меньше литературной типичности и гораздо больше живой трепетной души и человеческой привлекательности, чем у других женских персонажей романа. В ее судьбе вместе с автором живое участие принимаем и мы, читатели. Во всяком случае, истинное удовольствие доставляет описание ее уютного семейного счастья с ограниченным, но глубоко любимым мужем среди детей, родных и близких.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх