Самый загадочный блогер россии. Архангельское (усадьба) Архангельское история знаменитой усадьбы

Усадьба Архангельское – родовое имение двух древнейших родов Голицыных и Юсуповых. Голицыны происходят из рода великого литовского князя Гедимина, внук которого получил место при дворе Московского князя Василия I в начале 15 века. Голицыны владели усадьбой на протяжении 18 и до середины 19 века.

Юсуповы были потомками ногайского хана Юсуфа, один из сыновей которого отличился в военных походах с Иваном Грозным. После вступления на престол первого из Романовых – Алексея Михайловича, внуки ногайского правителя приняли православие и получили право именоваться Юсуповы-Княжи. Именно один из князей этого рода превратил в середине 19 века Архангельское в цветущий дворец.

Последний владелец Архангельского, понимая историческую ценность имения для страны, собирался оставить его в дар государству и указал это в завещании еще 31 мая 1900 г. После прихода к власти большевиков началась повсеместная национализация.

Никого в те годы не интересовало содержание последней воли представителя враждебного класса и 1 мая 1919 г. состоялось торжественное открытие уже музея в усадьбе. В 1937 году на месте прекрасной оранжереи были выстроены корпуса военного санатория.


Первые экскурсоводы в музее Архангельское, показывая сохранившиеся после революционных погромов предметы роскоши, объясняли посетителям, что все это убранство было создано потом рабочих и крестьян, погибавших от тяжкого труда на благо своих угнетателей.


По пути к усадьбе, заезжая по Ильинскому шоссе с севера, не забудьте посетить самый крупный в России музей техники Вадима Задорожного. Здесь представлены ретро автомобили, мотоциклы, военная техника, самолеты и многое другое.

Происхождение названия Архангельское

Как и большинство именитых мест, усадьба Архангельское получила свое название не сразу. Изначально, это место называлось Уполозьем. Однозначно сказать откуда оно взялось сложно: одни утверждают, что имя дали в силу частых оползней в данной местности, другие – в честь московского дворянина-хозяина Алексея Ивановича Уполоцкого.


В 17 в. русское государство испытывало сложные времена – Смутное время. Со смертью Ивана Грозного и его сыновей Федора и Дмитрия прекратилась царствовавшая династия Рюриковичей. К власти поочередно стали приходить боярские роды Годуновы, Юрьевы, Шуйские и другие. Первым на царский престол был возведен Борис Годунов, но его правление началось с трехлетнего неурожая, массового голода и народных бунтов.


В результате всех этих событий страна погрузилась в хаос. На престол взошел Лжедмитрий I. Его правление не было долгим и после очередного переворота царем был избран Василий Шуйский. Следом пришли времена правления Лжедмитрия II, королевича Владислава и Семибоярщины.

Села и деревни продавались за гроши, лишь бы избавиться от хлопотного хозяйства, не приносившего дохода. В итоге, Уполозье купили по дешевке братья Киреевские, а вскоре перепродали. Около 20 лет вотчина переходила из рук в руки и принадлежала Шереметевым, Одоевским, Черкасским и приобретала разные названия.


В начале 16 века на территории Уполозья стояла деревянная церковь Архангела Михаила. При князе Одоевском, во времена смуты, вместо деревянного храма возвели белокаменный, по данным старых приходных книг строительством руководил крепостной зодчий Павел Потехин. Храм отличается диагональным расположением пределов и сводчатыми, ажурными перекрытиями.

Церковь была одним из немногих каменных строений в округе. В 17 веке храм был не только местом совершения церковных обрядов, но и центром общественной жизни всей деревни. С этого момента вотчину официально переименовали в Архангельское.

Владельцы поместья

Усадьба Архангельское при Голицыных

В 1703 г. усадьба сменила хозяина на князя – Д. М. Голицына. Дмитрий Михайлович был известным политиком и сподвижником молодого Петра I. Начинал службу Голицын в Преображенском полку в чине капитана, был доверенным лицом Петра I и после его смерти вошел в состав Верховного тайного совета при императрице Екатерине I.


Будучи влиятельным государственным мужем и членом тайного совета, Голицын инициировал приглашение на русский престол курляндской герцогини Анны Иоанновны. Новая императрица после коронации распустила тайный совет, а всех его членов, приказала отправить в ссылку в Сибирь.

Памятуя о том, что именно Голицыну она обязана престолом, Анна Иоанновна, приказала Дмитрию Михайловичу отбыть в Москву. Большую часть времени князь пребывал в Архангельском. Усадьба была приданым его молодой супруги княжны Анны Яковлевны Одоевской.

Голицын активно изучал труды английских и французских политических деятелей той эпохи. В Архангельском Дмитрий Михайлович разместил обширную коллекцию европейской литературы, более 5 тыс. томов. Прежний старорусский вид усадьбы его не вдохновлял, и он решил все перестроить.


Начал с возведения двухэтажного главного дома и сада, но закончить переделку не успел. По приказу государыни был арестован по обвинению в подготовке заговора в 1736 г. и помещен в крепость, где в скором времени скончался.

С приходом к власти Елизаветы Петровны имение было возвращено сыну Д. М. Голицына Алексею Дмитриевичу. Заниматься благоустройством имения Алексей Дмитриевич не стал. Внук князя Голицына Николай Алексеевич, задался целью довести начинание деда до конца и сделать из Архангельского эталонную усадьбу.


Архангельское при Николае Алексеевиче Голицыне

Николай Алексеевич получил лучшее образование того времени. Три года он путешествовал по разным странам Европы, ведя при этом личный дневник и записывая все свои впечатления. В 1780 г., будучи в Париже, князь купил за 1200 ливров проект дворца у французского зодчего Шарля Герна.

Началось возведение архитектурно-дворцового ансамбля Архангельское. В 1790 г. была сооружены террасы, и отделенная мрамором балюстрада по проекту архитектора из Италии Д. Тромбаро.

В 2003 г. в Архангельском проводились реставрационные работы, в ходе которых была обнаружена закладная плита, гласившая, что строительство дворца было начато князем Николем Голицыным в 1784 г. Главную балюстраду поместья украшают бюсты и статуи древних богов, мифологических героев и античных философов.

На нижней террасе расположился фонтан, в котором белокрылого лебедя обнимают четыре младенца. Сюжет фонтана созвучен античному мифу о Зевсе, соблазнившем Леду.

В парке уютно расположился малый дворец Каприз, в котором до пожара 1820 г. была прекрасная библиотека и манеж. Каприз был местом уединения и отдыха от шума и суеты Большого дворца. Здесь собирались гости на музыкальные вечера и непринужденные ужины.


На возведение дворца и парка ушло 25 лет. Его еще называют Большим домом. Здание было почти полностью завершено, за исключением отделки в некоторых частях, но Николай Алексеевич ушел в отставку и его финансовое положение не позволило довести дело, начатое его дедом, до конца. После смерти князя его вдова принимает решение продать Архангельское.


Архангельское при Николае Борисовиче Юсупове

Князь Николай Борисович выкупает Архангельское за 245 тыс. рублей в 1810 г. В возрасте 60 лет, имевший огромное состояние и влияние, он приобретает усадьбу в качестве произведения искусства. К слову сказать, у него уже на тот момент была многочисленная коллекция живописи, скульптур, книг и других редких артефактов, которым он давно искал пристанище.


Первыми в коллекцию Юсупова, еще во времена его учебы в Лейдене, попали несколько редких книг и рисунков. В числе которых было издание трактатов Цицерона, отпечатанное в Венеции знаменитой типографией Альд, основанной в 1494 г. Альдо Ману́цием.

Собрание князя Юсупова составили более 600 картин, скульптур, более 20 тыс. книг и фарфора. В Архангельском разместились полотна Рембрандта, Клода Лоррена, Антонио да Корреджо, Франсуа Буше и многих других известных художников.

Юсупов обладал большим числом разных регалий: директор Эрмитажа, главной управляющий Оружейной палаты, министр Департамента Уделов, почетный член Российской Академии Художеств, руководитель многочисленных производств и много другое. Усадьба для князя была исключительно местом для развлечений и веселья, что и написал в письме управляющему сразу после приобретения.


При Николае Борисовиче усадьба Архангельское была доведена до совершенства. Над окончательным образом поместья работали известные архитекторы своего времени: О. И. Бове, который также восстанавливал Тайницкую башню Московского Кремля , Е. Д. Тюрин, М. М. Маслов и другие. Из разных городов сюда стекались караваны с книгами, мебелью, необходимыми материалами.

Во время Отечественной войны с французами строительные работы были приостановлены и возобновлены сразу после ее окончания. Коллекцию ценностей Юсупова спешно эвакуировали в Астрахань, откуда она в целостности и сохранности была возвращена по окончании восстановительных работ. Юсупов за счет собственных средств помогал возвращать прежний облик Москве после пожара 1812 г.


Лето 1818 г. ознаменовалось для Архангельского открытием театра. Свидетелем события стал сам император Александр I, прибывший со светским визитом в поместье. Год спустя переделали малый дворец «Каприз» и построили храм-памятник Екатерине II.

После кончины Николая Борисовича все наследство получил его сын – Борис Николаевич. Несмотря на огромное состояние в 40 тысяч крестьян и почти 230 тысяч га земли, в наследство также был передан громадный долг. Чтобы его покрыть князю пришлось продать немалую часть знаменитого поместья.


Достопримечательности

Усадьба Архангельское – это музей с множеством шедевров и, если хотите по достоинству оценить все произведения искусства, то выделите на это как минимум целый день. Композиция включает в себя дворец (Большой дом), малый дворец «Каприз», театр, храм-усыпальницу («Колоннада»), скульптуры, живопись, редкие книги, рукописи, фотофонды и, конечно же, чудесный парк.


Театр

Театр в Архангельском спроектировал мало известный зодчий Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Он же является автором декораций для всей усадьбы. В прошлом, итальянскими архитекторами было возведено много зданий в России. К примеру, Московский Кремль , был спроектирован Миланскими инженерами.

Юсупов и Гонзаго познакомились в конце 18 в. Будучи посланником Екатерины II в Турине, Николай Борисович по достоинству оценил труды архитектора. Гонзаго был учеником художников братьев Галлиари и талантливейшим декоратором театра Ла Скала.

Юсупов пригласил Гонзаго в Петербург, где тот стал декоратором придворных театров. В дальнейшем талантливому художнику стали поручать оформление балов, маскарадов, коронационных торжеств, бракосочетаний членов царских фамилий, похоронных церемоний и многих других мероприятий, требующих торжественности. Только для театра Архангельского Гонзаго создал 12 смен декораций.

Редкий случай, но театр ни разу не подвергался реконструкции с момента его возведения. Первозданный вид его почти полностью сохранен. Но проход на территорию вокруг театра и в сам театр закрыт. В здании за высоким забором сейчас находится коммерческая организация. Суровая частная охранная не допускает на территорию посторонних, хотя формально, здание является частью музея-усадьбы Архангельского.


Вопрос, как так получилось, что памятник архитектуры попал в руки какой-то коммерческой организации? Ответ прост – в 30-е годы усадьба Архангельское стала подведомственна министерству обороны. На территории построили военный госпиталь, но памятники архитектуры были сохранены.

Но каким-то “удивительным” образом, человек, который никогда даже в армии не был, стал министром обороны. “Господин” из налоговой почти полностью уничтожил и распродал всю российскую армию, но его даже не пожулили за это, хотя в любой другой стране человека посадили бы пожизненно, но наш суд самый “гуманный” суд в мире.

Смерть одного из сыновей сподвигла чету Юсуповых (Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович) построить этот монумент. Для проектирования привлекли русского инженера Р. И. Клейна. На строительство усыпальницы в Архангельском ушло около 4 лет, но в преддверии открытия мемориала началась война и работы так и не завершили.


Зинаида Николаевна хотела, чтобы усадьба стала усыпальницей для их рода, но этому не суждено было сбыться: после революции они всей семьей эмигрировали во Францию и более на родину не возвращались.


Большой дом (дворец) – главная достопримечательность усадьбы. Дворец является ярким примером русского классицизма, популярного в то время. Использованы в том числе мотивы римского господства и египетских дворцов.


Свадьба в Архангельском

Каждый год десятки пар приезжают в усадьбу, чтобы запечатлеть памятную дату в духе 19 века. Администрация с удовольствием принимает брачующихся, но делает это не бескорыстно. Свадебная фотосессия во дворце обойдется в 15 000 руб. Количество гостей – до 25 человек. Если ваша делегация составляет более 25 человек, то за каждого придется заплатить стоимость билета в парк и во дворец.

Кроме этого, вы можете заехать через Императорскую аллею прямо на свадебном лимузине, но идеально для это мероприятия подойдет открытая карета с четверкой белых лошадей. Стоит это удовольствие 3 000 рублей, без учета аренды кареты и лошадей. Церемония проводится со среды по воскресенье с 10:00 до 16:00. Не забудьте про предоплату – за 7-10 дней до назначенного дня.

История Архангельского, одного из красивейших мест ближайшего Подмосковья, берет начало в шестнадцатом столетии. Именно в то время здесь появилось селение Упалозы с маленькой церквушкой. Позже, уже в семнадцатом веке, на месте прежнего культового сооружения возвели каменный храм во имя архангела Михаила. По аналогии с его названием село переименовали в Архангельское.

В XIX веке поселение отошло в собственность Николая Алексеевича Голицына. При новом хозяине и началось строительство новой усадьбы.

Строения и ландшафт в музее-усадьбе Архангельское

Главный усадебный дворец Архангельского возвели в бытность князя Голицына, в 1784 году. Сегодня на его первом уровне размещен макет усадьбы, воспроизведенный по описаниям юсуповской эпохи.

В Овальном зале дворца, относительно небольшом по размерам, в давние времена давали светские приемы и проводили бальные вечера. Сегодня здесь устраивают концерты классической музыки. Потолок украшает подлинная огромная люстра с имитацией под бронзу, т.к. из-за дороговизны натурального металла в ту пору, ее изготовление было бы очень дорогим удовольствием.

На втором этаже дворца Юсупова в музее-усадьбе ранее были устроены жилые комнаты, а также библиотека, включавшая в себя почти 20 тысяч экземпляров книг, что причисляло ее в первые десятилетия девятнадцатого столетия к числу лучших российских частных книжных собраний.

Сразу за дворцом размещается удивительный по красоте парк Архангельского, напоминающий собой из-за обоюдной принадлежности к французским регулярным паркам, но, вместе с тем, он больше и роскошней последнего.

Главная идея таких парков - восприятие людьми природы как архитектурной составляющей. Таким образом, при его разбивке, в первую очередь, создают чертеж, располагая на нем растения строго по математическим законам, с учетом симметричности их расположения относительно некоей оси и соразмерными по форме. Основными деревьями в этом парке музея-усадьбы Архангельское являются липы, посаженные 25 лет тому назад, во время реконструкции, на месте старых. Поверхность земли засажена подстриженным газоном, называемым здесь «Большим партером».

Фото 1. Панорама музея-заповедника Архангельское в Подмосковье

В музее-заповеднике разбито 3 парка, включая и вышеописанный. Следующий из них - итальянский террасный - расположен с южной стороны от дворца и представляет собой ландшафт, составленный из двух террас (маленьких балкончиков, обрамленных балюстрадами). Подобные сооружения были типичны для далекой Италии, но крайне редко встречались в России.

Местный террасный парк создали еще при Николае Голицыне и уже при князе Юсупове его облагородили: высадили лиственницы, разместили мраморные скульптуры в парке и мраморные же бюсты со статуями на имеющейся балюстраде. Эти произведения искусства относились к ценной княжеской коллекции и, по идее, требуют особого к себе отношения, в частности, к их сохранности от атмосферного влияния. Скульптуры, по большей части, являются произведениями русских и итальянских мастеровых XVII и XIX столетий.

Последний - третий парк в музее-усадьбе Архангельское - английский пейзажный, больше похож на лесную чащу. Здесь произрастают высоченные деревья и загущенные кустарники. Таким образом, его главное отличие от французского заключается в приближенности к дикой природе. Мода на такие парки сформировалась в Российской империи в XVIII столетии. Именно в то время прежний хозяин - князь Николай Голицын - и повелел разбить его с двух сторон от итальянских террас.

Разделяют территории французского и английского ландшафтных парков небольшая по размерам арочная конструкция - «Руинная арка», являющаяся одной из главных составляющих английских парков. Точно такая же размещена и в восточном пространстве парковой зоны.

За «Большим партером» просматриваются два санаторных корпуса, возведенных здесь после Октябрьской революции, когда территория усадьбы Архангельское была передана наркомату обороны. Ранее, при князе Юсупове, здесь размещались усадебные оранжереи с экзотическими растениями из южных регионов всего мира.

Кроме всего прочего, в усадьбе, в дореволюционное время, размещался и свой зверинец с редкими животными и птицами.

История музея-усадьбы Архангельское связана с гостившими здесь пятью российскими императорами: Николая I, Александра I, Александра II, Александра III и Николая II . В каждом случае приезд высочайшей особы отмечался установкой в парке колонны с завершением из двуглавого орла и надписями с посвящением на французском языке. К сожалению, колонны 2 последних императоров из вышеприведенного списка не сохранились.

Самым почитаемым местом Николая Юсупова в своей усадьбе был храм, возведенный в честь Екатерины II. Ее образ представлен по аналогии с образом Фемиды - мифологической богини правосудия. Важным в художественном образе самодержицы является отсутствие повязки на глазах, которую мастер просто-напросто не посмел изваять у царствующей особы.

Стоит отметить, что Екатерина II так ни разу и не посетила Архангельское, но Юсупов просто боготворил ее, с чем и связано строительство храма и монумента в ее честь.

Рядом с французским парком расположено небольшое по размером здание в два этажа, являющееся малым дворцом или по-иному - «капризом». Такое название оно получило от князя Голицына, так как действительно стало обычным капризом хозяина, пожелавшего, по моде того времени, наряду с большим дворцовым зданием построить и малое. Первоначально оно имело лишь один этаж и было надстроено дополнительным уровнем уже при князе Юсупове.

Помимо императоров, усадьбу Архангельское посещали многие известные личности той поры. Среди них был и великий Александр Сергеевич Пушкин, побывавший здесь, как минимум, дважды. Поэт увековечил память о хозяине и его поместье в своем произведении «Послание к вельможе». Потомки Юсупова знали об этом и со временем, при Зинаиде Юсуповой, установили на территории памятник русскому поэту на аллей, названной после этого в его честь.

Неподалеку от памятника Пушкину установлена скульптурная композиция «Скорбящий гений», посвященная сыну все той же Зинаиды Юсуповой, погибшего на дуэли. С этим же фактом связано и строительство усыпальницы Юсуповых, которую должны были сделать родовой после переноса сюда праха молодого человека. Строительство было начато в 1909 году и завершилось в 1916-м. В скором времени произошла Октябрьская революция, что помешало освящению усыпальницы, в которой так никто и не был захоронен.

Как добраться до усадьбы Архангельское

Добраться до музея-усадьбы Архангельское можно от станции метро Тушинская, воспользовавшись автобусами №№ 541 и 549, а также на маршрутном такси №151. От города Красногорска автобусом №№ 520 и 824.

Предлагаем ещё посмотреть:

  • Музей-усадьба Архангельское, памятник русской культуры, принадлежала богатейшим аристократам России ‒ Шереметьевым, Голицыным и Юсуповым.
  • Здесь вы окунетесь в роскошь былых времен , увидите знаменитый французский парк, полюбуетесь живописным берегом бывшего русла Москвы-реки.
  • «Колоннада » храма-усыпальницы семьи Юсуповых, храм Архангела Михаила, Чайный домик поражают архитектурной выразительностью.
  • Театр Гонзаго , созданный известным театральным декоратором Пьетром Гонзаго, с несколькими его работами ‒ большими полотнами с иллюзорной живописью.
  • Посетителям предлагается несколько экскурсий по усадьбе, парку и выставочным залам музея, включая экскурсии на английском языке .

Музей-усадьба Архангельское ‒ чудесное место рядом с Москвой, расположенное неподалеку от Красногорска. Этот уникальный памятник русской культуры – бывшая усадьба богатейших аристократических фамилий России XVIII ‒ XIX столетий: Шереметьевых, Голицыных и Юсуповых. Парк Архангельского считается одним из лучших в России.

Главный усадебный дом Архангельского и вся усадьба – роскошь былых времен. Здесь вы увидите неповторимые интерьеры, коллекции произведений искусства и знаменитый французский парк с правильными аллеями, подстриженными боскетами и лучшими образцами садовой скульптуры. Дворцово-парковый комплекс располагается на живописном берегу бывшего русла Москвы-реки. Несколько шагов в сторону от главного дома — вы остаетесь наедине с природой.

История усадьбы

Фамилия одного из первых владельцев усадьбы, Федора Шереметьева (1570 — 1650), знаменита в российской истории. Он доблестно проявил себя в годы русско-польской войны начала XVII века и способствовал восшествию на царский престол . Среди последующих владельцев усадьбы, тогда называвшейся Уполозы, были князья Одоевские и Черкасские, а в течение всего XVIII века усадьба принадлежала роду Голицыных. Здесь долго жил князь Дмитрий Голицын, сподвижник царя Петра I, мечтавший о парламентской монархии в России и после смерти Петра обвиненный в попытке лишить императрицу Анну Иоанновну власти.

Именно трудами Дмитрия Голицына Архангельское стало превращаться в подмосковную усадьбу нового типа: был построен деревянный дворец и разбит парк на французский манер, сюда была перевезена знаменитейшая Голицынская библиотека. В середине XVIII века Николай Алексеевич, внук Дмитрия Голицына, начал возводить новый дворец, который французский архитектор Герн спроектировал по образцу знаменитого парижского Версаля. В 1790-х гг. были созданы две террасы, оформленные мраморными балюстрадами, украшенные популярными в то время вазонами и бюстами античных персонажей. Террасы также напоминали холмистый Версаль: неровный, уступами спускающийся к реке подмосковный пейзаж весьма походил на парижские предместья. При Николае Голицыне в Архангельском сформировался масштабный комплекс, состоящий из строгого, классицистического по стилю дворца, французского парка, малого дворца (его прозвали «Каприз»), двух оранжерей с жилыми флигелями, манежа, обелисков и парковых павильонов. В те же годы аристократическое название «Архангельское» вытеснило исконное «Уполозы» благодаря церкви, посвященной Архангелу Михаилу. В XVII веке этот храм был построен на месте деревянного и сейчас является самым древним сооружением на территории Архангельского.

Своего расцвета Архангельское достигло в самом начале XIX века, когда его приобрел князь Николай Юсупов, видный государственный деятель и покровитель искусств. Знаменательно уже то, что Архангельское он приобрел «не для выгоды, а для веселья». Здесь он планировал разместить свои богатейшие коллекции живописи и скульптуры, собранные по всему миру. Удачное расположение Архангельского ‒ по пути к Москве со стороны столичного Санкт-Петербурга ‒ способствовало тому, что при Юсупове усадьба превратилась в центр общественной жизни. Здесь бывали все императоры XIX века — от Александра I до Николая II. Сюда неоднократно приезжал поэт А. Пушкин, об Архангельском много писал виднейший общественный деятель XIX в. . Со временем многие гости усадьбы удостоилось персональных бюстов, пополнивших существующую коллекцию скульптуры, а в честь визитов императоров были установлены колонны с орлами.

Архангельское познало и тяжелые времена. Одним из печальных эпизодов в его истории был 1812 год и война с наполеоновской Францией: юсуповские коллекции были спешно вывезены в его отдаленные владения, а само имение оказалось разграблено мародерами. По окончании войны Юсупов взялся за восстановление усадьбы в современном ему стиле: благодаря этому, мы знаем Архангельское как образец классицизма с чертами послевоенного ампира. Над восстановлением усадьбы трудились Бове, Стрижаков (талантливый крепостной архитектор Юсуповых) и многие другие видные русские архитекторы. Юсупов довел архитектурный ансамбль Архангельского до логического завершения и превратил его в настоящий «подмосковный Версаль», как и задумывал его в XVIII столетии Николай Голицын.

Первое знакомство с Архангельским

С какой стороны вы бы ни приехали, по пути к центральной части ансамбля вы обязательно пройдете через густые лесные аллеи. Постепенно деревья будут расступаться, и взору откроется удивительно изящный усадебный дом, расположенный на склоне холма. Вся строго симметричная композиция предстанет перед зрителями по вертикальной оси. С подъездной стороны дом имеет характерный для того времени курдонер (парадный двор), скрытый воротами.

Посетитель попадает на территорию дома через массивную триумфальную арку, которая сразу же задает особый тон: даже аллея, которая к ней ведет, называется Императорской. С внутренней стороны она тоже оформлена необычно – это настоящая архитектурная декорация: ничего не несущие дополнительные стеночки скрывают углы массивных ворот, делая их более обтекаемыми и приятными на вид. Подобный прием был использован еще древними римлянами на форуме Траяна в Риме.

Вид двора изнутри напоминает о французском архитектурном стиле рококо. После эпохи Людовика XIV, Короля-Солнце, когда частная жизнь была выставлена на всеобщее обозрение, людям захотелось уединенности, и во Франции стали строить особняки с глухими воротами и садиками внутри. Однако усадьба Архангельское расположена в лесу — от кого же тут скрываться? Тем не менее, заимствуя детали стиля рококо, архитекторы усадьбы использовали их на свой лад. И курдонер, на первый взгляд закрытый со всех сторон, на деле оказывается огороженным иллюзорными, прозрачными колоннадами.

Усадебный дом и его сокровища

Это строение – превосходный образец архитектуры эпохи раннего классицизма. Причастность к этому стилю подчеркивает портик из четырех колонн и небольшой фонарь со шпилем — высотная доминанта. Со стороны, повернутой к французскому парку, центр здания выделен ротондой. Этот прием часто использовали, чтобы соединить архитектуру и природу. Стоит обратить внимание на то, что окна ротонды и окна боковых частей – французские, высокие и длинные, упирающиеся прямо в пол. Они могли открываться летом, тогда весь дом бывал открыт для солнца и зелени.

В Большом усадебном доме хранились обширные коллекции произведений искусства. Здесь была и библиотека, и живописные полотна старых и современных Юсупову мастеров, и скульптура, а позже князь заинтересовался предметами декоративно-прикладного искусства, особенно восточным фарфором. Юсупов одним из первых в России обратил внимание на современную ему французскую живопись направлений рококо и неоклассицизма, благодаря чему мы сейчас можем видеть в Архангельском картины Грёза, Фрагонара, Виже-Лебрен, Давида, Гро и других выдающихся художников того времени.

Собрание Юсупова до сих пор считается одним из крупнейших даже на уровне европейских коллекционеров. Он отдал дань и классической итальянской живописи и скульптуре, например, творениям Кановы, Корреджо, Гверчино. Согласно описям, в коллекции Юсупова были и работы Рембрандта и Веласкеса. Судьба некоторых из них неизвестна, а о других мы знаем, что они были вывезены потомками за границу во время социалистической революции 1917 года. Так, две картины Рембрандта из коллекции Юсупова сейчас находятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

Прогулка по Архангельскому

Если от центральной ротонды выйти к реке, то можно подойти сначала к одной террасе партера, а потом спуститься на вторую и выйти в сад. По сторонам центральной аллеи в лучших традициях регулярного парка помещены боскеты со стрижеными деревьями. Это настоящее садовое искусство! Если повернуть налево, то за боскетами, в лесу, стоит одна из колонн, посвященных императорскому визиту, а также находятся и Розовый фонтан. А чуть дальше ‒ Храм-усыпальница князей Юсуповых, Конторский флигель, Кладовая над оврагом. Также здесь почти у самой реки располагается древняя церковь Архангела Михаила.

Своими размерами и архитектурной выразительностью внимание привлекает, прежде всего, так называемая «Колоннада» ‒ храм-усыпальница семьи Юсуповых. Ее архитектурный стиль относится к периоду эклектики начала XX века, или, как его еще называют, историзма. Строительство храма-усыпальницы связано с печальным событием – смертью Николая Феликсовича Юсупова на дуэли в 1908 году. Его родители, Зинаида и Феликс Юсуповы, заказали возведение усыпальницы известному архитектору-эклектику Роману Клейну, автору проекта . В архитектуре «Колоннады» есть много элементов, напоминающих об известном храме Санкт-Петербурга. После войны 1812 года Казанский собор был превращен в храм-памятник, посвященный жертвам войны с Наполеоном. Копирование известных зданий или их отдельных элементов – это характерная для историзма черта.

Здание «Колоннады» стоит на высоком цоколе, по периметру которого расположена изящная балюстрада. Таким образом, памятник как будто открыт миру и всему окружающему пространству. Но доступ к нему не бросается в глаза, ведь усыпальница – место, связанное с другим миром. Казанский собор и его колоннады – это единый, слитный организм; в Архангельском же две изгибающиеся колоннады, наподобие колоннад Казанского собора, являются самостоятельными сооружениями, не связанными с основным храмом. Богатая орнаментальная пластика на барабане и круглые окна там же выдают в храме-усыпальнице постройку XX в.

Храм Архангела Михаила — самое старое здание на территории усадьбы, относящееся к 60-м гг. XVII в. Этот храм — прекрасный образец зодчества. Особого внимания заслуживает так называемая «пена кокошников». В древности русские зодчие так снаружи маскировали переход конструкции от вертикальных стен к своду и барабану купола. Такой элегантный прием очень полюбился в Москве и стал отличительной особенностью ранней московской архитектуры, а позже – нарышкинского барокко и неорусского стиля.

Если же от нижнего партера Большого дома свернуть направо, то поодаль, не доходя до Ильинского шоссе, располагаются вторая Императорская колонна, храм-памятник Екатерине II и комплекс Малого дворца «Каприз» и Чайного домика. Малый дворец сразу после постройки использовался в качестве гостевого. А Чайный домик похож на парковый павильон типа Эрмитаж (жилище отшельника).

По другую сторону Ильинского шоссе находится Каретный сарай и совершенно уникальная постройка ‒ Театр Гонзаго. Его создал известный театральный декоратор Пьетро Гонзаго, в котором Юсупов увидел талант архитектора. В Архангельском до сих пор хранится несколько чудом уцелевших декораций работы Гонзаго. Их осталось всего 4 (из 12) и занавес. Это большие полотна с иллюзорной живописью: занавес «Храм», декорации «Таверна», «Тюрьма», «Римская улица» и еще одна, изображающая колонный зал.


Но многократно, из конца в конец,
Пройду сей путь. Ведь здесь земля сама
Освящена присутствием поэта." (Александр Петров)

Усадьба «Архангельское» — один из самых красивых дворцово-парковых ансамблей в Москве и Подмосковье. В течение трёх столетий его владельцами являлись князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы. Достойным обрамлением дворцового комплекса стал парк, благодаря которому усадьбу называют «подмосковным Версалем».


В разное время усадьбу посетили такие выдающиеся деятели русской культуры как историк и писатель Н. М. Карамзин, поэты А. С. Пушкин и П. А. Вяземский, литераторы А. И. Герцен и Н. П. Огарёв, художники В. А. Серов, А. Н. Бенуа, К. Е. Маковский, К. А. Коровин, музыканты К. Н. Игумнов и И. Ф. Стравинский. Здесь бывали императоры Александр I и Николай I, Александр II и Александр III, а также Николай II.

Мы обходим усадьбу по часовой стрелке. Первое, что мы видим, это храм-усыпальница Юсуповых «Колоннада». Это наиболее позднее сооружение на территории усадьбы Архангельское. Монументальное, увенчанное куполом здание с гранитными крыльями колоннад создано в 1910-14 гг. по проекту архитектора Р.И.Клейна.

Воздвигнутое как храм-усыпальница вскоре после гибели на дуэли кн. Н.Ф.Юсупова, здание никогда не использовалось по назначению. Внутри оно представляет собой украшенный колоннами зал, перекрытый высоким куполом. Сейчас тут проходят выставки.

Ничего не напоминает это здание? Лично мне при взгляде на него сразу вспомнился Казанский собор в Питере.

Первое упоминание об это месте возникает в 1584 г. как имение «Уполозы» в честь хозяина вотчинника Уполоцкого. Это просто небольшое село с деревянным храмом Архангела Михаила. К храму мы идём через вот эти "Святые ворота".

В начале 1640-х гг. село купил боярин Федор Иванович Шереметев, известный в истории России тем, что после окончания Смутного времени привез в 1613 г. Михаила Романова из Ипатьевского монастыря в Москву, а его отца - митрополита Филарета, позднее патриарха,- из польского плена.

Глинобитная ограда - стена с массивным арочным проемом была выстроена перед северным фасадом церкви Михаила Архангела по проекту архитектора Евграфа Тюрина.

По краям стены высятся трехъярусные башни, каменные внизу и завершенные деревянными четвериками со шпилями. «Башня старой колдуньи» неподалеку от церкви.

Глинобитная ограда имеет чисто декоративное значение. Её длина - 80 метров.

В середине XVII в. село находилось во владении князей Одоевских, достаточно известных деятелей своего времени. В 1660-х гг. по их распоряжению на месте деревянной церкви под руководством крепостного зодчего Павла Потехина была возведена каменная. Тогда же село стало официально именоваться Архангельским.

С 1703 года усадьба перешла к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну, который при императрице Анне Иоанновне был обвинён «в преступных намерениях» лишить государыню власти.

Для Архангельского мистическим числом является число 107. Голицыны правили усадьбой с 1703 по 1810 год, Юсуповы - с 1810 по 1917, то есть каждая семья - по 107 лет. Факт любопытный.

После смерти от оспы Петра II, преемника Екатерины I на российском престоле, князь Д.М. Голицын активно участвовал в политической борьбе вокруг престолонаследия. Он был в числе тех членов Верховного тайного совета, которые предложили вдове герцога Курляндского, племяннице Петра I Анне Иоанновне, взойти на престол на условиях («кондициях»), сводивших ее власть к чисто номинальной.

Тайный совет считал её полной дурой и собирался править от её имени. Но, став государыней, Анна Иоанновна пренебрегла этими «кондициями». Князь Д.М. Голицын был обвинен «в преступных намерениях лишить власти императрицу» и в 1736 г. по указу Анны Иоанновны он был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался.

Его внук, князь Николай Алексеевич Голицын был человеком передовым и просвещенным, и при нём усадьба начала приобретать её нынешний вид.

Мы подходим к главному зданию усадьбы - Большому дворцу. Я не знаю про Версаль, я в нём не был, лично мне ансамбль Архангельского очень напоминает наш Петергоф.

На территории усадьбы находятся три прекрасных парка - итальянский с террасами, скульптурами и балюстрадами, регулярный французский с галереями берсо и подстриженными деревьями и пейзажный английский. Ниже мы видим итальянский террасный парк.

Проект Большого дома принадлежал французскому архитектору Ш.Герну. Строительные работы во дворце велись более сорока лет. Обилие застекленных дверей и окон свидетельствует, что это летний дворец.

Внутренний дворик дворца. Из этих ворот можно попасть к дальнему выходу из усадьбы.

Характерной особенностью является наличие многочисленных колонн. Они имеются на всех фасадах, придавая достаточно монументальному зданию легкость и изящество.

В 1798 г. князь Н.А.Голицын был уволен в отставку. К 1800 г. дела его пришли в упадок, начались денежные затруднения, приостановилось и строительство в Архангельском. Позднее имение было заложено. В 1809 г. Николай Алексеевич скончался. Его вдова, Мария Адамовна, решила продать усадьбу. К тому времени крепостных крестьян у них было уже около 700.

Первым претендентом на покупку Архангельского стал князь Иван Нарышкин. Князья Вяземские, также желавшие приобрести усадьбу, сочли имение «слишком великолепным» и требующим больших расходов. Но именно это привлекло одного из богатейших и знатнейших вельмож екатерининского времени, знатока и ценителя искусства, коллекционера и дипломата князя Николая Борисовича Юсупова. Для него оказались приемлемыми и немалая цена имения - 245 тысяч рублей ассигнациями, и требующиеся для его достройки и поддержания большие расходы.

Родословная князей Юсуповых восходит, ни много, ни мало, к пророку Мухаммеду. По крайней мере, так говорил современник Иоанна Грозного ногайский хан Юсуф. Его правнук Абдулла-мурза, «русский в душе, хотя и мусульманин», в крещении был наречен Димитрием.

В ночь после крещения к нему во сне явился пророк Магомет и сказал: "Как вероотступник ты будешь наказан. Отныне в каждом новом поколении твоего рода до 26-ти лет доживёт лишь один наследник, остальные погибнут". Проклятие это сбылось, и в пяти поколениях Юсуповых до зрелого возраста доживал только один мальчик.

Пророк оказал роду Юсуповых хорошую службу, поскольку всегда был один наследник, наследство не делилось, и этот богатейший род России переплюнул по богатству даже семью российских императоров. Например, князь легко мог себе позволить пригласить великого итальянского скульптора Антонио Канову оформлять свои парки статуями.

Николай Борисович Юсупов сказал своему управляющему: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».

На десять миллионов рублей годовых чего только не сделаешь. Тут был и бассейн с дрессированными золотыми рыбками с драгоценными серёжками, первый в России зоопарк со всякими пеликанами, фламинго и прочими пингвинами, олени, верблюды, медведи...

Все гости, включая императоров российских, были поражены этой роскошью. Был среди гостей и юный А.С.Пушкин, на которого наибольшее впечатление произвели скульптуры А.Кановы.

Здесь юный Саша встречает императора Александра I, и в восхищении посвящает ему свои стихи: "Властитель слабый и лукавый, плешивый щёголь, враг труда..."

Для оформления своего театра Юсупов приглашает самого выдающегося итальянского декоратора и художника Пьетро Гонзаго. Но чтобы было не так, как у всех, он создаёт театр без актёров с одной только сменой декораций. Император Александр I вместе с королём Пруссии, посидев пару часов в таком театре, от скуки чуть не померли.

Вот эти лабиринты из дикого плюща и бессистемные деревья вокруг - это третий в усадьбе парк, пейзажный английский. Создать его легче, чем другие, поскольку ничего делать для этого не нужно.

По такому же зелёному коридору мы попадаем в дальний конец усадьбы, проходя мимо прямоугольника французского парка. Холить по этим тоннелям одно удовольствие.

Вид на Большой дворец из парковой аллеи. Слева - лабиринт из кустов, справа просто деревья.

Переходящие друг в друга парки спускаются к Москве-реке. Здесь мы стоим на верхней и видим следующие две.

А здесь мы стоим на второй, и видим нижнюю, сделанную в виде французского парка. Автор этих террас - итальянец Джакомо Тромбара.

При князе Н.Б.Юсупове Архангельское окончательно стало единым усадебным комплексом. В нем отразился царственный размах «просвещенного» XVIII в., когда люди, поверившие в свое могущество, не хотели ставить пределов земной красоте.

Рядом с дворцом находится памятник Екатерине II Великой в виде Фемиды. На нём написано: "Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливо и достигнуть желаемого" . Князь до конца жизни боготворил императрицу.

Отношения Н.Б.Юсупова и Екатерины II были занятные. Одно время князь был её любовником и фаворитом, которому всё было можно, но вскоре царица подыскала ему невесту из своих фрейлин Татьяну Энгельгардт с огромным приданым аж в 20 миллионов.

Здесь мы видим малый дворец «Каприз» архитектора Е.Д.Тюрина, построенный ещё при последнем Голицыне.

Рядом с ним находится «Чайный домик».

"Чайным домиком" его назвали потому, что в нём сперва была библиотека, а потом - склад. Чай в этом здании не пили никогда.

А над ним - высокие корабельные сосны. Воздух в усадьбе такой, словно его пьёшь, как воду, густой и хвойный.

Вид на Большой дворец. Этот прямоугольник со стенами из подстриженных кустов - французский регулярный парк усадьбы.

А внизу, на последней террасе, находится санаторий "Архангельское". Я не знаю, кто в нём живёт. Вот один из его корпусов.

Мы спускаемся вниз к воде. Надо сказать, что за один раз обойти Архангельское сможет только достаточно выносливый человек. Расстояния не маленькие, и постоянные спуски и подъёмы.

На поляне возле воды, как положено, сплошные пикники. К сожалению, за деревьями не видно, какой большой путь вниз мы проделали.

Ещё при Голицынах шведский инженер Иоганн Норберг построил две плотины на впадающей в Москву-реку Горятинке. Образовавшиеся пруды служили резервуаром для работы двух гидравлических машин, которые с помощью системы деревянных труб снабжали водой парк, оранжереи, огород, конюшню, хозяйственные и жилые постройки. Это позволило завести в усадьбе ещё одну диковинку для подмосковных имений того времени - фонтаны.

Мы поднимаемся назад по другой тропинке, замыкая круг по часовой стрелке. По дороге натыкаемся на совсем развалившуюся беседку над обрывом, куда вероятно все приходят жениться.

И оказываемся в той точке, откуда начали путь - возле храма-усыпальницы Юсуповых «Колоннада». К ней ведёт этот мостик.

Последняя владелица Архангельского, Зинаида Николаевна Юсупова, имела двух сыновей, Николая и Феликса, любимцев последнего российского царя Николая II. Но в 1908 г. старший сын, Николай, погибает на дуэли в возрасте 25-ти лет. То есть, он не доживает до 26-ти. Призрак проклятия пророка Мухаммеда носится в воздухе усадьбы.

В память о нём на выходе усадьбы установлена статуя немецкого скульптора К.Барта "Скорбящий гений".

И последний памятник, точнее бюст. Находясь здесь, Пушкин написал послание «К вельможе», обращенное к князю Н.Б. Юсупову. В его рукописи сохранился рисунок: согбенный старик в парике с косичкой и в кафтане времен Екатерины II, опираясь на трость, прогуливается по парку. С той поры эти пушкинские строки навсегда связаны с Архангельским:

«Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине.»

Последний наследник рода, князь Феликс Юсупов по-своему исполнил проклятие пророка. Юноша женственный и самовлюблённый, любящий переодевание в женские одежды, он явно отличался склонностью к гомосексуализму и повышенной самооценкой.

Ну и кроме этого он известен как главный убийца Григория Распутина. Не сделай он этого, трудно сказать, как пошла бы дальнейшая история Российской империи.

В результате все отпрыски древнего и богатейшего рода российских князей вместо фамильной усыпальницы «Колоннада» упокоились на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Картина Джованни Баттисты Тьеполо "Пир Клеопатры". Клеопатра в виде Екатерины Второй растворяет в вине жемчужину, а Марк Антоний напротив неё сидит как дурак.


Веря в проклятие, княгиня Зинаида Николаевна Юсупова ещё в 1900 г. составила завещание: «В случае внезапного прекращения рода все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами завещаем в собственность Государства для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества ».

Дальнейший ход истории реализовал это её желание. Произошла революция, и самая знаменитая в Подмосковье усадьба была полностью разграблена рабоче-крестьянской властью.

Для тех, кто собирается сюда погулять, я хочу показать, что изменилось в усадьбе за год. Только одно - за храмом появился вот этот памятник.

Здесь похоронена княжна Татьяна Николаевна Юсупова (1868-1888), умершая от тифа. На плите была установлена скульптура работы М.М. Антокольского «Ангел молитвы», перенесенная в 1936 г. в павильон «Чайный домик» для лучшей сохранности. И 80 лет могила выглядела вот таким вот образом.

А в 2016 году ее вернули обратно на могилу. Еще надо сказать, что на дальнем входе турникет, через который проходят по билетам, установлен позади Святых ворот и храма, так что если идешь к ним от главного входа, надо договариваться с охранником, чтобы пустил обратно.

И еще один важный момент. С весны 2016-го года в Архангельском не работает ни одно кафе, ни одна шашлычная, даже старая знаменитая возле магазина. Местные нам рассказали, почему это. В прошлом году из Москвы приехала высокая комиссия. Увидев кафе, они пришли в ярость и заорали: "По этим тропинкам сам Пушкин ходил, наше всё, наша краса и гордость, а у вас тут всякое быдло жрёт сидит?!" И все кафе мгновенно закрыли. Так что здесь теперь даже холодной водички не купить.Только сувениры - лапти и матрёшки, этих пожалуйста.

Но прямо напротив входа в усадьбу, снаружи, есть вкусная и недорогая шашлычная, где можно перекусить после прогулки.

Схема дворцово-паркового ансамбля Архангельское

Огромный дворцово-парковый ансамбль располагается неподалеку от Красногорска. Усадьба «Архангельское» объединяет несколько великолепных парков – итальянский с многочисленными террасами и скульптурными композициями, французский с роскошными галереями и ухоженными растениями, а также пейзажный английский, впечатляющий своей неповторимой красотой.

Усадьба гармонично сочетает в себе отличительные черты сразу нескольких художественных стилей, имеющих общую классицистическую основу. Несмотря на свою длительную историю, все архитектурные сооружения и парковая среда отлично сохранились. На данный момент площадь комплекса разделена на две части, большая из которых находится под охраной и является платной для посещения. Остальная территория доступна для всех желающих абсолютно бесплатно.

Историческая справка

Первые упоминания об усадьбе «Архангельское» датируются XVI веком – тогда она являлась имением Алексея Ивановича Уполоцкого и располагалась в недавно образовавшемся селе Уполозы. Немного позднее тут возвели деревянную церковь Архангела Михаила, которая затем была перестроена в камне. Именем святилища впоследствии начали называть поместье и само селение. Спустя два столетия имение перешло во владение семьи Голицыных – именно они инициировали строительство дворца и обустройство парковой зоны. Князь Юсупов, являвшийся следующим владельцем роскошного здания, сделал это место центром проведения торжественных приемов. Сюда приходили развлечься императоры, представители дворянства, известные деятели культуры. Среди наиболее именитых гостей – российские правители XIX века, Александр Пушкин, Петр Вяземский, Александр Герцен.

Юсуповы являлись владельцами усадьбы «Архангельское» до начала Октябрьской революции. После смены власти в стране дворцовый комплекс стал собственностью большевиков, принявших решение открыть на его месте исторический художественный музей. К счастью, поместье не постигла участь большинства дворянских имений царских времен, которые систематически уничтожались коммунистами. В здании реконструировали интерьер, восстановили библиотеку и разместили ценные произведения изобразительного искусства. В 1937 году тут открыли несколько отделений военного санатория.

Большой партер Архангельского

Основные достопримечательности

Большой дворец, расположенный в центральной части усадьбы «Архангельское», спроектирован французским архитектором Шарлем де Герном. В 1780 году он начал разрабатывать проект здания, однако его план был существенно изменен непосредственно во время строительства. Готовое сооружение относится к зрелому классицизму – оно имеет симметричное оформление, которое подчеркнуто бельведером и центральным четырехколонным портиком ионического ордера. Южная сторона здания обращена к парку и украшена величественными колоннами.

Церковь Михаила Архангела считается древнейшим строением в пределах усадьбы. Изначально сооружение построили из дерева, в 1667 году его реставрировали на средства боярина Одоевского. Отличительные черты храма – непривычное диагональное размещение приделов и оригинальная конструкция сводов на двух столпах.

Малый дворец «Каприз», построенный в конце XVIII века, сначала был одноэтажным павильоном. Через некоторое время его дополнили еще одним этажом. Во времена правления князя Юсупова тут располагалась выставка картин, потомки владельца из-за финансовых проблем вынуждены были сдавать здание в аренду. Перед «Капризом» находилось множество статуй, бюстов и ваз. В средине XIX века эти изделия перенесли на верхнюю террасу.



Храм-усыпальница Юсуповых – один из наиболее изящных образцов архитектуры в усадьбе «Архангельское». Его создали после печального происшествия в княжеской семье – в 1908 году на дуэли погиб сын владельца поместья. Из-за высокого цоколя создается впечатление, что здание будто парит над землей и устремляется вверх. К портику ведут широкие лестницы, крупные колонны поддерживают фронтон, конструкцию дополняет купол, установленный на массивном барабане. В усыпальнице никто не похоронен, поскольку после революционных событий потомки знаменитого рода предпочли эмигрировать. Раньше внутри проходили выставки произведений искусства, а сейчас организовываются концерты.


Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада»)

Храм-памятник Екатерине II был возведен в западной стороне парка в 1819 году, согласно проекту архитектора Евграфа Тюрина и скульптора Жана-Доминика Рашетта. Известная российская правительница предстает в образе древнеримской Фемиды. На стене позади фигуры Екатерины II приведена цитата поэта эпохи Ренессанса Торквато Тассо: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливо и достигнуть желаемого».

Театр Гонзага появился в усадьбе «Архангельское» в 1817-1818 годах. Начало строительных работ инициировал князь Юсупов, а план здания разработал архитектор и живописец из Италии Пьетро ди Готтардо Гонзага. Он также сделал несколько комплектов декораций, четыре из которых сохранились до нашего времени.


«Фарфоровое заведение» было открыто Юсуповым в 1818 году. Основывая данное предприятие, князь вовсе не желал обогатиться за счет продажи посуды – он преподносил изысканные сервизы и различные оригинальные вещицы в качестве подарков близким людям. В современном мире фарфоровые безделушки, выпущенные здесь, представляют огромную ценность для коллекционеров.


Розовый фонтан – беседка, построенная в середине XIX века. Она состоит из четырех колонн, выполненных с использованием нежно-розового мрамора, из-за чего получила свое название. Сооружение накрыто небольшим куполом с причудливым оформлением. В центре архитектурной композиции расположена скульптура «Амур с лебедем» работы неизвестного мастера второй половины XVIII века.

Кладовая над оврагом возведена в конце XVIII столетия и представляет собой сооружение из двух этажей с арочным проемом. В 1816 году над ним достроили башню из дерева. Сегодня тут организовываются лекции, концерты, выставки и прочие мероприятия.

Сведения для туристов

Администрация усадьбы «Архангельское» проводит увлекательные и познавательные экскурсии для жителей и гостей столицы. Посетив данное место, вы сможете ознакомиться с выдающимися образцами культуры прошлых веков. Во время осмотра паркового комплекса посетители имеют возможность оценить архитектурные сооружения, насладиться ландшафтным оформлением, увидеть работы западноевропейских и российских деятелей искусства, живших пару столетий назад. Некоторые помещения арендуют для представления работ современных художников. Специально для учащихся общеобразовательных заведений была создана интересная программа, рассказывающая о детских годах знаменитого русского поэта Александра Пушкина.

Вид на остров Лохин

В усадьбе «Архангельское» собрана уникальная коллекция редчайших книг – всего их насчитывается около 16 тысяч. Помимо фолиантов тут хранятся древние рукописи, исторические бумаги и снимки. Поражает количество скульптур, картин, гравюр и прочих предметов декоративно-прикладного искусства. Ценные вещи были собраны разными владельцами поместья – Одоевским, Голицыным, Юсуповым.

Рядом с усадьбой «Архангельское» находится оздоровительный санаторий, который идеально подойдет для людей, нуждающихся в свежем воздухе и чистой природе. Здесь есть возможность восстановить здоровье и замечательно отдохнуть в комфортных условиях. Из окон корпусов открывается потрясающий вид на Москву-реку. Летом отдыхающие наслаждаются воздушными и солнечными ваннами на специально обустроенном пляже. Стоимость номера составляет от 3000 рублей в сутки. Отменное качество предоставляемых услуг, приемлемые цены и вежливый персонал привлекают сюда не только россиян, но и граждан из соседних стран.

Если вам не интересны экскурсии, можно самостоятельно пройтись по парку, прочувствовать атмосферу старины и сделать любительские снимки. Около входа размещена схема усадьбы, также имеются указатели расположения основных достопримечательностей. Ценители спокойного времяпровождения на природе могут неспешно прогуляться по широким аллеям, спуститься к реке и устроить небольшой пикник. Рекомендуется посещать усадьбу в начале недели – в понедельник и вторник музеи закрыты, поэтому посетителей намного меньше, чем в остальные дни. Чтобы успеть обойти всю территорию и вдоволь насладиться природой, приезжайте сюда ранним утром. На территории комплекса имеется только одно кафе, поэтому о провизии рекомендуется позаботиться заблаговременно. В летнее время в усадьбе «Архангельское» часто проводятся концерты классической и джазовой музыки под открытым небом.

Павильон "Чайный домик"

Чтобы добраться до усадьбы, воспользуйтесь личным автомобилем или общественным транспортом. От станции метро «Тушинская» сюда ездят автобусы №151, №549 и №54. Если вы едете на машине, сверните на Новорижское или Волоколамское шоссе, откуда можно будет попасть на Ильинское шоссе. «Архангельское» расположено на 5 км этой трассы.

С апреля по ноябрь парк разрешается посещать с 10.00 до 21.00 в любой день недели. Выставки и музеи на территории усадьбы «Архангельское» в это время доступны с 10.30 до 17.00 в рабочие дни кроме понедельника и вторника, до 18.00 в субботу и воскресенье. В зимний период усадьба открыта для осмотра с 10.00 до 18.00 в будние дни и на час дольше в выходные. Музеи работают с 10.00 до 16.00 со среды по пятницу, с 10.00 до 17.00 – в субботу и воскресенье. Доступ к экспозициям ограничивается в течение получаса до закрытия. Последняя среда месяца является санитарным днем.

Ввиду большой популярности данного места лучше заказывать экскурсии заранее. Для этого необходимо связаться с администрацией усадьбы «Архангельское» по телефону или электронной почте. Экскурсии для сборных групп проводятся при наличии более 10 человек и свободного экскурсовода.

Единый входной билет для осмотра парка и экспозиций стоит 500 рублей, льготный – 300 рублей. Желающим просто войти в платную часть парка необходимо внести 150 рублей, на льготных условиях – 50 рублей. Профессиональная фотосъемка в пределах усадьбы проводится только по предварительному согласованию с администрацией – чтобы получить разрешение, нужно будет заплатить 3000 рублей.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх