Рассказы бывшего зека. Война мастей

  • ПОДПОЯСАННЫЙ в словаре Синонимов русского языка:
    запоясанный, опоясанный, перепоясанный, подсупоненный, …
  • ПОДПОЯСАННЫЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    подпо`ясанный; кр. ф. -ан, …
  • ПОДПОЯСАННЫЙ в Орфографическом словаре:
    подпо`ясанный; кр. ф. -ан, …
  • ПОДПОЯСАННЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    подпоясанная, подпоясанное; подпоясан, подпоясана, подпоясано. Прич. страд. прош. вр. от …
  • ПОДПОЯСАННЫЙ; КР. Ф. -АН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    подпоясанный; кр. ф. -ан, …
  • ТЭЧУ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — японское цельнометаллическое копье без выраженного наконечника, иногда называется боевым …
  • КОЛЕСОВАНИЕ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - в средние века и новое время (до конца XVIII в.) один из квалифицированных видов смертной казни. к. заключалось в …
  • КОЛЕСОВАНИЕ в Большом юридическом словаре:
    - в Средние века и Новое время (до конца XVIII в.) один из квалифицированных видов смертной казни. К. заключалось в …
  • КИМОНО в Этнографическом словаре:
  • КИМОНО в Словаре этнографических терминов:
    традиционная мужская и женская одежда у японцев - прямокройный халат с широкими рукавами, подпоясанный широким …
  • ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Владимир Александрович - великий князь, генерал от инфантерии, генерал-адъютант, член Государственного совета, сенатор, третий сын императора Александра II . Родился …
  • 1982.03.19 в Страницах истории Что, где, когда:
    Аргентинский торговец металлическим ломом высаживается на острове Южная Георгия и водружает там аргентинский …
  • ШЛАФРОК
    (шлафор) (нем. Schlafrock) длинный просторный домашний халат, подпоясанный обычно витым шнуром с …
  • СТАЛЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    (польск. stal от нем. Stahl), сплав Fe (основа) с С (до 2%) и др. элементами. Получают главным образом из смеси …
  • ФОССОРЫ
    (Fossores, fossarii, ????????) — так назывались в христианской древности могильщики; трудом рук целых их поколений, сменявших друг друга в продолжение …
  • РУССО, ЖАН-ЖАК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Rousseau) — знаменитый французский писатель (1712—1778).В рационализм XVIII в. вошла новая культурная струя, источником которой было чувство. Оно преобразило культурного …
  • МЕДНЫЙ КУПОРОС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (синий)(техн.), или серно-медная соль CuSO4.5H2O — встречается в природе, как вторичное образование, в виде кристаллов и натечных масс, или в …
  • КРИЦА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Die Luppe; la loupe de fer, maset; английск. loup, lump). — К. называется рыхлая, губчатая, пропитанная шлаком (кричным соком) железная …
  • КОЛЕСОВАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    квалифицированная смертная казнь — было в употреблении еще в Риме времен империи, рано введено было в Германии для убийц, совершивших …
  • КАМЕРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
  • КАМЕНОЛОМНИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ЖЕЛЕЗО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (техн.) — Ж. есть наиболее распространенный и наиболее употребительный из металлов. Ж. было известно еще египтянам во время постройки пирамид; …
  • ДОМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Начиная с XIII в., в Европе появились для выделки чугуна и железа печи, которые у нас назывались домницами (у немцев …
  • ГОРН В МЕТАЛЛУРГИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ГОНЧАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    великий князь, третий сын императора Александра II, род. 10 апреля 1847 г., с 16 августа 1874 года состоит в супружестве …
  • АЭРОНАВТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (воздухоплавание) — так называется искусство подниматься на воздух с помощью известных приспособлений и двигаться в определенном направлении. Идея подняться на …
  • СТАЛЬ в Современном энциклопедическом словаре:
  • СТАЛЬ
    (от немецкого Stahl), ковкий сплав железа с углеродом (до 2%) и другими элементами. Получают главным образом из смеси чугуна со …
  • МАРТЕНОВСКИЙ ПРОЦЕСС в Энциклопедическом словарике:
    [от собственного имени] способ получения литого железа или стали в отражательных регенеративных печах; мартеновская сталь получается в мартеновской печи плавкой …
  • СКОЛОТЫ в Энциклопедическом словаре:
    , сколю, сколешь; сколотый;сое., что. Коля, снять, удалить с поверхности чего-н. С. лед ломом. II несов. скалывать, -аю, -аешь. II …
  • РАЗДОЛБИТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -блю, -бишь; -бленный (-ен, ^ена); сое., что. 1. Расширить, долбя чем-н. Р. ломом отверстие. 2. Долбя, испортить или разрушить. …
  • ЕСЛИ в Энциклопедическом словаре:
    . 1. союз. Выражает условие совершения, существования чего-н. Е. просишь, я пойду. Е. сможешь, приезжай. 2. частица. То же, что …
  • ПОДДЕТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -ену, -енешь; -детый; сов., что. Надеть подо что-н. П. свитер под пальто. II несов. поддевать, -аю, -аешь. 2, -ену, …
  • ЛОМ в Энциклопедическом словаре:
    1, -а, мн. -ы, -ов и -ы, -ов, м. Толстый металлический заостренный стержень, к-рым ломают, разбивают что-н. твердое. Скалывать лед …
  • СТАЛЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (польск. stal, от нем. Stahl), сплав Fе (основа) с С (до 2%) и др. элементами. Получают гл. обр. из смеси …
  • ФОССОРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Fossores, fossarii, ????????) ? так назывались в христианской древности могильщики; трудом рук целых их поколений, сменявших друг друга в продолжение …

Лагерная система в СССР породила две категории заключенных – воров в законе, живших по понятиям, и «ссученных», решивших пойти на компромисс с властями. Но после Великой Отечественной войны появилась еще одна каста зэков, не желавших подчиняться существовавшим на зоне порядкам.

Не признали

Законы воровского братства сложились не в одночасье и задолго до появления ГУЛАГа, они зарождались стихийно. «Воровской ход» диктовал уголовникам неписанные правила: не иметь семьи, не сотрудничать с властью, не работать, не обладать предметами роскоши, не владеть частной собственностью, а все нажитое непосильным воровским трудом отправлять в общак.

Предвестие будущего раскола устоявшегося криминального сообщества грянуло в 1940-м, когда в ГУЛАГ рекой потекло ворье из Прибалтики, Белоруссии, Западной Украины и Бессарабии. «Польские воры» (так их прозвали бывалые зэки) не приняли нормы поведения традиционного лагерного общежития. Многие из них отказывались исполнять воровской кодекс по незнанию, другие умышленно. Так или иначе, конфликт между старыми и пришлыми ворами разгорелся нешуточный.

После окончания войны ситуация в лагерном мире накалилась до предела. Дело в том, что в 1942-1943 годах специальным правительственным указом на фронт были отправлены свыше 157 тысяч заключенных, до конца войны это число было доведено почти до миллиона. Те, кому посчастливилось уцелеть, после Победы вернулись в лагеря, однако воровская семья «фронтовиков» не приняла.

Для воров в законе они были «ссученными» – теми, кто преступил незыблемый закон и пошел на сотрудничество с режимом. Более того, «военщина» сама была готова создавать свои правила, не считаясь с традиционными воровскими понятиями. Как писал Варлам Шаламов в «Сучьих войнах», они намеревались «легитимизировать новую символическую реальность. Включить символы войны и фронта в тезаурус блатного мира в качестве разрешенных и, может быть, даже поощряемых, престижных».

В 1947 году грянули «сучьи войны». Воры резали «сук», «суки» убивали блатных. В войну втягивались и другие группировки, формировавшиеся по принципу землячества, национальности, фронтового братства. Сколько погибло в результате масштабной резни – неизвестно, вероятно, десятки тысяч.

Особая каста

Значительная часть «фронтовиков» не причисляла себя ни к черной масти воров в законе, ни к красной масти «ссученных». Среди них было много влиятельных уголовников, которые всерьез рассчитывали на принятие их особого статуса. Но отговорки, что пойти на фронт их вынудили власти, не проходили. Если вор не хотел воевать, он сбегал. И таких случаев было немало.

Новая каста зэков сразу же получила массу прозвищ: «белые медведи», «отколотые», «один на льдине», «челюскинцы», но самым устойчивым было – «ломом подпоясанные». Наиболее типичный образ этой касты – мужик-кремень, волевой и сильный, несгибаемый, готовый идти на противостояние как с воровским сообществом, так и с властью.

Новые нормы «отколотых» не имели ничего общего с прежними законами, более того, сама структура сообщества значительно усложнялась. «Фронтовики» организовывали обширные конспиративные сети как на зоне, так и на воле, устанавливали контакты с должностными лицами; они также разработали комплекс мер для противодействия лагерной администрации.

Прошедшие войну, закаленные фронтом, всегда действовали четко и слаженно, никакого панибратства – только жесткая субординация, как в армии. Их неписаные правила – бескомпромиссность, решительность, подкуп. К общаку отношение сугубо деловое: сколько нужно для достижения цели, столько и будет потрачено. Никаких коллективных решений ­– все подчиняются лидеру.

Конец «военщины»

Несмотря на серьезную фронтовую школу, «ломом подпоясанные» были обречены в войне с «законниками». Во-первых, их было меньше. Они, конечно, пытались рекрутировать в свои ряды вновь прибывших зэков, однако кроме части «польских воров» опереться им было не на кого. «Подпоясанные», чувствовавшие себя изгоями на зоне, нередко решались на побег. Впрочем, их ждала либо смерть в глухой тайге, либо возвращение в лагерь с невыносимыми условиями существования.

Во-вторых, на стороне «законников» была лагерная администрация. Традиционная воровская система, как форма самоорганизации лагерной жизни, была выгодна и удобна властям, поэтому заключенных старались разводить по зонам, согласно масти. На этапе обычно скрывали свою принадлежность к той или иной касте, однако непосредственно перед входом в лагерь происходило разделение.

Как говорят очевидцы, некоторые «ссученные» и «подпоясанные» так и не доходили до бараков. Их убивали, иногда на глазах у охраны. Очень скоро при молчаливом согласии надзирателей большую часть «военщины» перебили, остальные постепенно перешли в категорию «ссученных».

Нужно сказать, что помимо «ломом подпоясанных» были и другие категории заключенных, не вписывающиеся в традиционную воровскую классификацию: группировки бывших власовцев, бандеровцев, оуновцев, «лесных братьев». Кроме них обособленно существовали и сообщества кавказцев. В 1949 году в одном из лагерей была устроена настоящая резня ингушей, в ходе которой погибли 72 представителя этого народа.

Кровавя война между лагерными кастами начала сходить на нет после смерти И. Сталина. К середине 1960-х она прекратилась вовсе. Одновременно набрал силу конфликт внутри касты «законников». Обычным явлением стали чистки рядов «настоящих» воров от разного рода уклонистов, оппортунистов и отщепенцев.

Действуя в духе НКВД, главари воровского объединения цеплялись за каждую деталь в биографии подозреваемого. Чистки привели к тому, что ряды воровской братии значительно поредели. И когда выяснилось, что не хватает кадров даже для хозяйственной обслуги, «большой террор» на зоне закончился.

Лагерная система в СССР породила две категории заключенных - «воров в законе», живших по понятиям, и «ссученных», решивших пойти на компромисс с властями. Но после войны появилась новая каста зэков: они не желали подчиняться существовавшим на зоне правилам.

Не признали

Законы воровского братства не сложились в одночасье, они зарождались стихийно, задолго до появления ГУЛАГа. «Воровской ход» диктовал уголовникам неписанные правила: не иметь семьи, не сотрудничать с властью, не работать, не обладать предметами роскоши, не владеть частной собственностью, а все нажитое непосильным воровским трудом отправлять в общак.

Предвестие будущего раскола устоявшегося криминального сообщества грянуло в 1940-м, когда в ГУЛАГ рекой потекло ворье из Прибалтики, Белоруссии, Западной Украины и Бессарабии. «Польские воры» (так их прозвали бывалые зэки) не приняли норм поведения традиционного лагерного общежития. Многие из них отказывались исполнять воровской кодекс по незнанию, другие умышленно. Так или иначе, конфликт между старым и пришлым ворьем разгорелся нешуточный.

После окончания войны ситуация в лагерном мире усложнилась до предела. Дело в том, что в 1942-43 годах специальным правительственным указом на фронт было отправлено свыше 157 тысяч заключенных, до конца войны это число было доведено почти до миллиона. Те, кому посчастливилось уцелеть, после Победы вернулись в лагеря, однако воровская семья «фронтовиков» не приняла. [С-BLOCK]

Для «воров в законе» они были «ссученными» - теми, кто преступил незыблемый закон и пошел на сотрудничество с режимом. Более того, «военщина» сама была готова создавать свои правила, не считаясь с традиционными воровскими понятиями. Как писал Варлам Шаламов в «Сучьих войнах», они намеревались «легитимизировать новую символическую реальность. Включить символы войны и фронта в тезаурус блатного мира в качестве разрешенных и, может быть, даже поощряемых, престижных».

В 1947 году грянули «сучьи войны». Воры резали «сук», «суки» убивали блатных. В войну втягивались и другие группировки, формировавшиеся по принципу землячества, национальности, фронтового братства. Сколько погибло в результате масштабной резни - неизвестно, вероятно десятки тысяч.

Особая каста

Значительная часть «фронтовиков» не причисляла себя ни к черной масти «воров в законе», ни к красной масти «ссученных». Среди них было много влиятельных уголовников, которые всерьез рассчитывали на принятие их особого статуса. Но отговорки, что пойти на фронт их вынудили власти, не проходили. Если вор не хотел воевать, он сбегал. И таких случаев было немало.

Новая каста зэков сразу же получила массу прозвищ: «белые медведи», «отколотые», «один на льдине», «челюскинцы», но самым устойчивым было - «ломом подпоясанные». Наиболее типичный образ касты - мужик-кремень, волевой и сильный, готовый идти на противостояние как с воровским сообществом, так и с властью. Его не сломить (не даром «ломом подпоясанный»).

В созданных «отколотыми» новых правилах была полностью подменена суть прежнего закона, более того сама структура сообщества значительно усложнялась. «Фронтовики» создавали обширные конспиративные сети как на зоне, так и на воле, которые устанавливали контакты с должностными лицами; они также разработали комплекс мер для противодействия лагерной администрации.

Прошедшие фронтовую закалку они всегда действовали четко и слажено, никакого братства - только жесткая субординация, как в армии. Их неписаные правила - бескомпромиссность, решительность, подкуп. К «общаку» отношение сугубо деловое: сколько нужно для достижения цели, столько и будет потрачено. Никаких коллективных решений ­- все подчиняются лидеру.

Конец «военщины»

Несмотря на серьезную фронтовую школу, «ломом подпоясанные» были обречены в войне с «законниками». Во-первых, их было меньше. Они, конечно, пытались рекрутировать в свои ряды зэков, однако кроме части «польских воров» опереться было не на кого. «Подпоясанные», чувствовавшие себя изгоями на зоне, нередко решались на побег. Впрочем, их ждала либо смерть в глухой тайге, либо возвращение в лагерь к невыносимым условиям существования.

Во-вторых, на стороне «законников» была лагерная администрация. Традиционная воровская система, как удобная форма самоорганизации лагерной жизни, была выгодна властям, поэтому заключенных старались разводить по зонам, согласно масти. На этапе обычно скрывали свою принадлежность к той или иной касте, однако непосредственно перед входом в лагерь происходило разделение.

Как говорят очевидцы, некоторые «ссученные» и «подпоясанные» так и не доходили до бараков. Их убивали, иногда на глазах у охраны. Очень скоро при молчаливом согласии надзирателей большую часть «военщины» перебили, остальные постепенно перешли в категорию «ссученных». [С-BLOCK]

Нужно сказать, что помимо «ломом подпоясанных» были и другие категории заключенных, не вписывающиеся в традиционный воровкой уклад: группировки бывших «власовцев», «бандеровцев», «оуновцев», «лесных братьев». Кроме них обособленно существовали и сообщества кавказцев. В 1949 году в одном из лагерей была устроена настоящая резня ингушей, в ходе которой погибло 72 представителя этого народа.

Кровавя война между лагерными кастами начала сходить на нет после смерти Сталина и к середине 60-х она прекратилась вовсе. Одновременно набирал силу конфликт внутри касты «законников». Обычным явлением стали чистки рядов «настоящих» воров от разного рода уклонистов, оппортунистов и отщепенцев.

Действуя в духе НКВД, главари воровского сообщества цеплялись за каждую деталь в биографии подозреваемого. Чистки привели к значительному поредению воровской братии. И когда стало выясняться, что не хватает кадров даже для хозяйственной обслуги, «большой террор» на зоне был прекращен.

Ломом подпоясанный Особая масть (каста), близкая к беспределу.

Словарь криминального и полукриминального мира: мат, сленг, жаргон . Мельник Ярослав . 2004 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ломом подпоясанный" в других словарях:

    ломом подпоясанный - сущ., кол во синонимов: 2 кремень (17) крутой (136) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ломом подпоясанный - 1. Преступник, не принадлежащий ни к «черной», ни к «красной» масти в зоне. Он не «гнется» ни перед кем. Имеет свое мнение, живет по своим принципам, которые для него святые. Его не «сломить» – он «ломом подпоясанный»! Уголовный жаргон 2.… … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

    ломом подпоясанный - осужденный, вставший на путь исправления … Воровской жаргон

    Ломом подпоясанный (опоясанный, подвязанный) - 1. Жарг. арест. Пренебр. Осуждённый, добросовестно работающий, вставший на путь исправления. ТСУЖ, 99; Мильяненков, 158; ББИ, 129; Балдаев 1, 230. 2. Жарг. угол. Вор, прекративший преступную деятельность. БСРЖ, 320. 3. Жарг. угол., мол.… …

    ЛОМ - В лом кому что. Жарг. мол. Не хочется, неприятно, тяжело (делать что л.). СМЖ, 87; Пульс, 1990, № 8, 29. Лом тебя (вас, его и т. п.) возьми (сломай)! Ряз., Тамб. Бран. Восклицание, выражающее гнев, негодование. СРНГ 17, 115. Ломить на лом. Пск.… … Большой словарь русских поговорок

    Лом (инструмент) - У этого термина существуют и другие значения, см. Лом. Ломик гвоздодёр Лом ручной ударный и рычажный инструмент, один из наиболее древних видов инструмента, известных человечеству, наряду с … Википедия

    Абакумыч - Лом ручной ударный и рычажный инструмент, наиболее древний вид инструмента из известных человечеству, наряду с молотком, зубилом, топором, лопатой. Лом, как правило, изготавливается из прочного металла. Содержание 1 Устройство и применение лома 2 … Википедия

    кремень - См. камень человек кремень... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. кремень не дает спуску, шутить не любит, взглянет лес вянет, суровый, жесткий, кремешок, не дает слабины,… … Словарь синонимов

    крутой - Отвесный, утесистый. Прот.: .. Ср. . См. строгий … Словарь синонимов

    ломовой - ЛОМОВОЙ, ая, ое. Хороший, отличный. Ломовая колбаса. Ломовой фильм. Ломовая девка. Возм. от лом, 2. Ломом опоясанный (или подпоясанный, подвязанный) много работающий. Из уг … Словарь русского арго

Лагерная система в СССР породила две категории заключенных – «воров в законе», живших по понятиям, и «ссученных», решивших пойти на компромисс с властями. Но после войны появилась новая каста зэков: они не желали подчиняться существовавшим на зоне правилам.

Не признали

Законы воровского братства не сложились в одночасье, они зарождались стихийно, задолго до появления ГУЛАГа. «Воровской ход» диктовал уголовникам неписанные правила: не иметь семьи, не сотрудничать с властью, не работать, не обладать предметами роскоши, не владеть частной собственностью, а все нажитое непосильным воровским трудом отправлять в общак.

Предвестие будущего раскола устоявшегося криминального сообщества грянуло в 1940-м, когда в ГУЛАГ рекой потекло ворье из Прибалтики, Белоруссии, Западной Украины и Бессарабии. «Польские воры» (так их прозвали бывалые зэки) не приняли норм поведения традиционного лагерного общежития. Многие из них отказывались исполнять воровской кодекс по незнанию, другие умышленно. Так или иначе, конфликт между старым и пришлым ворьем разгорелся нешуточный.

После окончания войны ситуация в лагерном мире усложнилась до предела. Дело в том, что в 1942-43 годах специальным правительственным указом на фронт было отправлено свыше 157 тысяч заключенных, до конца войны это число было доведено почти до миллиона. Те, кому посчастливилось уцелеть, после Победы вернулись в лагеря, однако воровская семья «фронтовиков» не приняла.[С-BLOCK]

Для «воров в законе» они были «ссученными» – теми, кто преступил незыблемый закон и пошел на сотрудничество с режимом. Более того, «военщина» сама была готова создавать свои правила, не считаясь с традиционными воровскими понятиями. Как писал Варлам Шаламов в «Сучьих войнах», они намеревались «легитимизировать новую символическую реальность. Включить символы войны и фронта в тезаурус блатного мира в качестве разрешенных и, может быть, даже поощряемых, престижных».

В 1947 году грянули «сучьи войны». Воры резали «сук», «суки» убивали блатных. В войну втягивались и другие группировки, формировавшиеся по принципу землячества, национальности, фронтового братства. Сколько погибло в результате масштабной резни – неизвестно, вероятно десятки тысяч.

Особая каста

Значительная часть «фронтовиков» не причисляла себя ни к черной масти «воров в законе», ни к красной масти «ссученных». Среди них было много влиятельных уголовников, которые всерьез рассчитывали на принятие их особого статуса. Но отговорки, что пойти на фронт их вынудили власти, не проходили. Если вор не хотел воевать, он сбегал. И таких случаев было немало.

Новая каста зэков сразу же получила массу прозвищ: «белые медведи», «отколотые», «один на льдине», «челюскинцы», но самым устойчивым было – «ломом подпоясанные». Наиболее типичный образ касты – мужик-кремень, волевой и сильный, готовый идти на противостояние как с воровским сообществом, так и с властью. Его не сломить (не даром «ломом подпоясанный»).

В созданных «отколотыми» новых правилах была полностью подменена суть прежнего закона, более того сама структура сообщества значительно усложнялась. «Фронтовики» создавали обширные конспиративные сети как на зоне, так и на воле, которые устанавливали контакты с должностными лицами; они также разработали комплекс мер для противодействия лагерной администрации.

Прошедшие фронтовую закалку они всегда действовали четко и слажено, никакого братства – только жесткая субординация, как в армии. Их неписаные правила – бескомпромиссность, решительность, подкуп. К «общаку» отношение сугубо деловое: сколько нужно для достижения цели, столько и будет потрачено. Никаких коллективных решений ­– все подчиняются лидеру.

Конец «военщины»

Несмотря на серьезную фронтовую школу, «ломом подпоясанные» были обречены в войне с «законниками». Во-первых, их было меньше. Они, конечно, пытались рекрутировать в свои ряды зэков, однако кроме части «польских воров» опереться было не на кого. «Подпоясанные», чувствовавшие себя изгоями на зоне, нередко решались на побег. Впрочем, их ждала либо смерть в глухой тайге, либо возвращение в лагерь к невыносимым условиям существования.

Во-вторых, на стороне «законников» была лагерная администрация. Традиционная воровская система, как удобная форма самоорганизации лагерной жизни, была выгодна властям, поэтому заключенных старались разводить по зонам, согласно масти. На этапе обычно скрывали свою принадлежность к той или иной касте, однако непосредственно перед входом в лагерь происходило разделение.

Как говорят очевидцы, некоторые «ссученные» и «подпоясанные» так и не доходили до бараков. Их убивали, иногда на глазах у охраны. Очень скоро при молчаливом согласии надзирателей большую часть «военщины» перебили, остальные постепенно перешли в категорию «ссученных».[С-BLOCK]

Нужно сказать, что помимо «ломом подпоясанных» были и другие категории заключенных, не вписывающиеся в традиционный воровкой уклад: группировки бывших «власовцев», «бандеровцев», «оуновцев», «лесных братьев». Кроме них обособленно существовали и сообщества кавказцев. В 1949 году в одном из лагерей была устроена настоящая резня ингушей, в ходе которой погибло 72 представителя этого народа.

Кровавя война между лагерными кастами начала сходить на нет после смерти Сталина и к середине 60-х она прекратилась вовсе. Одновременно набирал силу конфликт внутри касты «законников». Обычным явлением стали чистки рядов «настоящих» воров от разного рода уклонистов, оппортунистов и отщепенцев.

Действуя в духе НКВД, главари воровского сообщества цеплялись за каждую деталь в биографии подозреваемого. Чистки привели к значительному поредению воровской братии. И когда стало выясняться, что не хватает кадров даже для хозяйственной обслуги, «большой террор» на зоне был прекращен.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх