Появление первых русских гармоник. Гармонь (гармошка) — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Публикации раздела Традиции

Звонкая, нарядная, русская, двухрядная

«Родимый и далекий» - плач тальянки по-есенински. «Грустный памятный мотив» - у Александра Твардовского. «Поэзия российских деревень» - в поэме «Гармонь» Александра Жарова. Гармошка в России - не просто язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. По традиции ни свадьба, ни проводы в армию, ни обычное народное гулянье без гармошки не обходились. Свой инструмент мастеровые создавали едва ли не в каждой губернии. Подробнее об истории гармошки - Наталья Летникова.

География и биография

Фирс Журавлев. Деревенский гуляка (Бобыль-гармонист). 1870–80-е

Германия, Австрия, Италия, Франция, Англия и, конечно, Россия. Извлекали звуки под давлением воздуха из металлического язычка, вставленного в рамку, в разных концах света. Имя одного-единственного изобретателя самого механизма в музыкальной истории не сохранилось.

Но профессор истории и теории музыки Альфред Мирек утверждал, что современная гармошка появилась в Санкт-Петербурге. Это работа чешского инженера Франтишека Киршника, жившего тогда в России. В 1783 году мастер представил свою работу под чешским названием - гармоника. По-русски - гармонь или гармошка.

Издают звуки в гармошке планки - металлические рамки с закрепленным металлическим язычком. Чем массивней язычок, тем ниже звук. Крепятся планки при помощи парафина к рейке, установленной на целой системе воздушных каналов. Воздух подается, когда музыкант нажимает на кнопки или клавиши и разводит меха.

Тульская гармонь

Александр Кержнер. Деревенское знакомство. 1969

Отечественное производство звонкоголосого музыкального инструмента пошло из Тулы. Прямо по соседству с самоварами . В 1820 году первые попытки сделать простые ручные гармоники предпринял оружейник Тимофей Воронцов - в подвале своей самоварной фабрики. Так появилась «Вольно-оружейничья гармонная фабрика» - первая в России.

Десять лет спустя его коллега Иван Сизов побывал на Нижегородской ярмарке , откуда привез чудо заморское - пятиклапанную гармошку. Сначала мастер скопировал образец, а затем дошло дело и до массового производства.

Добавил колоритных басов двухрядной венской гармонике Геннадий Чулков - по предложению известного гармониста и педагога Николая Белобородова. Вместе с отцом и пятью братьями в семейной мастерской Чулков разработал механизм, который открывает при нажатии на кнопки басов не только басовые клапаны, но и аккордовый ряд. Изобретение было запатентовано и до сих пор используется на всех «венских гармониках». Расширил звуковую палитру хроматический ряд, добавив к основным семи нотам полутона.

В 1900 году русские гармошки покорили Париж. На Международной торговой выставке двух- и трехрядные гармоники туляков - братьев Киселевых получили награды. Именно тульские гармошки полюбились и на родине - за неповторимое камерное звучание. Не подкачала и эстетическая сторона - слоновая кость, кожа, перламутр, затейливая вязь латунной инкрустации. Гармошка в России стала настоящим произведением музыкального искусства.

Соло и в оркестре

Николай Богданов-Бельский. Сидящие крестьянки и юный гармонист. Не позже 1945

Николай Белобородов организовал сначала кружок любителей игры на хроматических гармониках, а в конце ХIХ века дело и до первого оркестра дошло - первого в мире оркестра гармонистов. Изобретение Белобородова, придавшее гармони совершенно иное звучание, позволило Петру Ильичу Чайковскому впервые ввести гармонь в состав симфонического оркестра.

Австриец Кальбе просил Николая Белобородова продать патент на изобретение хроматической гармошки, но музыкант отказал. Впоследствии именно гармонь с хроматическим строем назвали баяном.

Николай Белобородов бывал в Ясной Поляне по приглашению Толстого . Лев Николаевич был настоящим поклонником игры на гармонике, и маэстро не раз музицировал по просьбе классика русской литературы.

По всей России

Борис Кустодиев. Гармонист. Деревенская Масленица. 1916

Саратовская и ливенская, вятская и вологодская, бологоевская, тагильская и шуйская, «петроградка» и ливенская. Далеко не полный список видов русских гармошек. Мастеровые делали свои инструменты едва ли не в каждой губернии.

Гармоника елецких мастеров - «елецкая рояльная» стала прообразом аккордеона. Используются не кнопки, а клавиши. «Роялка» никогда не собиралась на фабриках, каждая изготавливалась в единичном экземпляре одним мастером. Звуки строили, сличая со звучанием гармони-образца.

Уже в ХХI веке в Музее народных промыслов Ельца открылась мастерская по ремонту и изготовлению рояльных гармоник. Восстановили производство внуки старых мастеров. А в 2014 году елецкая гармонь 1923 года выпуска прозвучала на весь мир - на церемонии открытия зимней Олимпиады в Сочи.

При народе в хороводе

Федот Сычков. У околицы. Не позже 1958

Под гармошку в России и плясали, и плакали. Переплясы и частушки, импровизации и наигрыши. Русская песня и гармонь - не разлей вода. И сто лет назад, и сегодня. Ни один фольклорный фестиваль без гармошки не обходится.

Нижегородский «Потехинский камертон», «Вятские-хватские», богородский «Играют на Руси гармони», «Символы национальной культуры. Гусли и гармонь» - в столичной Гнесинке , всероссийский смотр «Играй, гармонь!». А в Архангельске при поддержке Министерства культуры проходит международный фестиваль гармонистов «Сметанинские встречи». Праздник исполнительского мастерства собирает участников из России, Франции, Германии.

«С песней легче воевать!»

Борис Крылов. Играй, гармонь. 1929

Не останавливалось производство гармошек даже в годы Великой Отечественной войны . Тульские мастера решили было, что в тяжелые для страны годы не до музыки. Но армейские буквально забросали тульскую фабрику письмами с просьбами: «Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!» Так гармошка стала боевой подругой и заняла свое место в строю. Летом 1941 года для поднятия боевого духа солдат было отправлено около двенадцати тысяч гармоней, а осенью на фронт направили уже шестьдесят тысяч инструментов.

«Гармонь была как сто дивизий, / Что победила ад и смерть!» - писал Александр Твардовский. Звучала гармошка на привалах с военными песнями , поднимала боевой дух раненых в госпиталях. «Теркины-гармонисты и балагуры были в каждом партизанском отряде. Свою прыть они проявляли в боях и диверсиях, в залихватской игре на гармошке, умелых рассказах и шутках» , - говорится в книге Александра Макушева «Расскажи гармонь».

Музейный экспонат

Владимир Маковский. На бульваре. 1886

Единственный в Туле музыкальный музей - Мемориальный музей Н.И. Белобородова посвящен изобретателю хроматической гармошки и самому инструменту. Главный экспонат - тульская хромка, изготовленная в 1878 году по заказу Белобородова «гармонных дел мастером» Павлом Чулковым. Экспозиция знакомит с действующими фисгармонией и граммофоном. Проводит музей и музыкальные вечера, и занятия для юных любителей музыки.

Всего в мире насчитывается четыре музея гармоник: в Германии, Италии, Америке и России. Музей русской гармоники обладает уникальной коллекцией, собранной за полвека доктором искусствоведения профессором Альфредом Миреком. В 1997 году музыкант передал экспозицию в дар городу - более 200 редких видов музыкальных инструментов. В экспозиции воссоздана мастерская русского гармонного мастера.

Гармонь, гармонь!
Гуляют песни звонко
За каждый покачнувшийся плетень...
Гармонь, гармонь!
Родимая сторонка!
Поэзия российских деревень!

Всё решил случай... Не поехал бы тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов на ярмарку в Нижний - не наслаждаться бы нам сегодня изумительным звучанием

концертных баянов «Россия», «Аппассионата», «Юпитер».
А было так. В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижегородской ярмарке, любовался товаром всяким - и заморским, и российским: расписной посудой семёновской, пряниками Городец-кими, кружевами балашихинскими да вологодскими, кузнечными и ювелирными работами костромичей и вдруг... услышал звуки сочные, глубокие, певучие, потом увидел инструмент, рождавший музыку непонятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные с лопаточками да пуговками под обе руки... «Гармоника, - пояснил хозяин, - вещь редкая, заморская...» И цену запросил неслыханную- 40 рублей ассигнациями! Но уйти Иван уже не мог: всё возвращался к гармонике. А потом рассчитался и повёз домой - в Тулу, в Оружейную слободу...
Повторить образец мастеровому человеку оказалось не так уж трудно, хотя пришлось повозиться с под-гонкой металлических язычков, какие были внутри гармоники, и с ладом...
Смастерил Иван Сизов несколько гармоник: себе, людям в подарок, а потом начал делать и на продажу. За ним и другие, кто посмекалистее, начали ладить гармоники... На масле-ную неделю 1831 года то в одной избе, то в другой плясали не под балалайку или рожок, а под гармонику «которая вызывала на такую пляску в какой высказывалась бы безыскусственно жизнь, энергия и размашистая натура славянина. Тут-то гармоника и есть сущий клад!»
Немецкая гармоника, подобные которой научились делать тульские мастеровые люди, строй имела диатонический, то есть звук, созданный при разжимании мехов, имел один тон, при сжимании-другой.
Некоторую неестественность для русского исполнителя заметили сразу: гармонист должен был перед началом игры разжать мехи, и... тогда уж грянет плясовая! Туляки перевернули планку- гармоника, оставшись диатонической, обрела так называемый «русский строй»: тот звук, который она создавала при сжимании мехов, теперь возникал при разжимании, и наоборот... Так она и сегодня называется - «гармоника с русским строем».
В 1851 году в Туле, не считая маленьких семейных артелей, было шесть фабрик, ладивших гармоники. Отсюда они разъехались в ближайшие губернии: Псковскую, Рязанскую, Орловскую, доходили по Волге до Казани, Вятки... Как писал известный знаток и коллекционер А. Мирек: «Если в Германии гармоники изготовлялись там, где были мастера, то в России - там, куда привозили гармоники, появлялись мастера». Да какие! Каждый стремился не только сделать её понаряднее, изукрасить на свой вкус, но и к здешним песням и пляскам приспособить!
Гармоники меняли тон, строй, диапазон, взамен кнопочной системы рождалась клавишная, местные кустарные промыслы накладывали отпечаток на манеру отделки корпуса.
В деревне Поповке, близ Касимова (города, славного многими промыслами) мастера начали делать гармоники с русским строем, но с большим диапазоном, чем тульский образец. Под левую руку - только басы, без готовых аккордов. И хоть немного «касимовок» с неброско отделанными корпусами разошлось по свету но муромские, рязанские, коломенские гармонисты предпочитали только «касимовскую поповку».
А уж если гармонист хотел инструмент яркий, заметный, то ехал под Вышний Волочок, в Бологое. «Бологовка» отличалась не только необыкновенной отделкой: резной медью, горящей «какчёртов глаз», коленкором, зеркальным стеклом, но и строем - двухрядная справа (звуки первого ряда - при сжимании мехов, создавались и вторым рядом, но при разжимании). «Бологовка» слева имела и басы, и наборы аккордов и мажорных, и минорных. Звучание её напоминало те весёлые гармоники, с которыми бродячие итальянцы («тальянцы») ходили по дворам.
Но ещё большей франтихой выглядела новоржевская тальянка, которую начали ладить на юге псковской земли (не без влияния бологовских мастеров!). Представьте себе: тёмно-коричневый лакированный корпус гармоники, покрытый резным узором причудливого орнамента из жёлтой меди, мельхиора, серебра! 14 глубоких складок мехов обрамлены металлической узорчатой полоской. Мехи выклеены гладким шёлком малинового, фиолетового, синего цвета. «Играй, играй, рассказывай, тальяночка моя...»
Но какие гармоники придумали в Орловской губернии в Ливнах! Под обе руки - кнопочки: 18 справа, 14 слева; хроматического строя, слева и басы, и мажорные аккорды, и минорные. От прочих гармоник «ливенку» отличит и непосвящённый: узкая, всего 8-9 сантиметров в ширину, высотой невелика, но зато мехи!.. До 40 борин (складок) вместо обычных восьми, десяти, ну, наконец, четырнадцати!

Ах, какими замысловатыми фигурами можно удивить слушателей, если растянуть «ливенку» на весь размах рук, а поренделем, потом месяцем, потом мостиком! «По селу тропинкой кривенькой, в ясный вечер голубой рекрута ходили с «ливенкой» разухабистой гурьбой» - это у Сергея Есенина.

Гармоника Елецких мастеров -«елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Чёрно-белая клавиатура справа имела все звуки полной хроматической гаммы рояля, а слева - выносной гриф с клавишами басов и аккордами на русский и на европейский манер. Готовую гармонику елецкий мастер «строил», вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Так что звучали все «роялки» по-разному, унося в мир почерк мастера.
Случалось кому побывать в Череповце - привозили оттуда уморительные гармошки: вроде бы и не гармошки, а так-детишкам баловство, величиной с рукавицу, а гармонист возьмёт в руки - весело! Прозвали их «черепашками». А однажды уже известный гармонист Пётр Елисеевич Емельянов, выступавший под псевдонимом Невский, гастролировал в Череповце и, увидев «черепашку», решился выйти с такой гармошкой к публике. Пётр Невский - крепкого сложения, с коротко стриженной головой, с необычайно выразительной мимикой, - пропел юмористические куплеты, потом народные песни, потом попурри, подыгрывая на «черепашках». Успех превзошёл его ожидания -актёра, хотя и самоучки, но уже опытного, хорошо знавшего публику! В Петербурге Пётр Елисеевич заказал известному мастеру гармоник Парамонову целый комплект «черепашек» - разных и по форме, и по звучанию - и успешно выступал с ними в Германии, Англии, Франции, Италии. «Черепашки» и сегодня почитаемы артистами эстрады.
Событием в истории русской гармоники стали работы замечательного мастера Петра Егоровича Стерлигова. Он жил в деревне под Рязанью и сперва из любознательности, потом для заработка начал чинить гармоники любого образца!
Сам не играл. Строй налаживал по слуху. «Светит месяц, светит ясный. ..»(это умел!) сыграет и... или отложит гармонь, или, довольный, отдаст заказчику. Много гармоник прошло через руки Петра Егоровича, когда потянуло его самого улучшить гармонику, добавить своё...
В 1905 году, когда был он уже зрелым, 33-летним мастером, заказал ему гармонику для своих сольных выступлений знаменитый Я. Ф. Орланский-Титаренко, выступавший и один, и с сыном. Два года творил мастер ту гармонику! А когда зазвучала она в руках виртуоза, Яков Фёдорович был в восторге. Он назвал её именем былинного певца - «Баян».
Через пять лет П. Е. Стерлигов создал первый пятирядный баян -модель, которая хороша и поныне. Баяны стали делать в обеих столицах - «с петербургской и московской хваткой». Спрос на них рос неуклонно и в 20-х, и в 30-х годах нашего века.
С первых дней Великой Отечественной войны ушли на фронт и баяны, и гармошки. (Кажется, нет памят-ника воину-гармонисту А быть должен...) «Бьётся в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза, и поёт мне в землянке гармонь...» Те гармошки, которые остались ждать возвращения хозяина, стояли на самом видном в избе месте, покрытые бархатной тряпочкой. «Пой, гармоника, вьюге назло... Заплутавшее счастье зови...» И самым любимым на фронте был пятирядный баян П. Стерлигова. П. Е. Стерлигову была отпу-щена долгая жизнь, он скончался 87 лет, в 1959 году.
Не перевелись баянных дел мастера и сегодня. В России открыто около 5000 музыкальных школ, около 120 музыкальных училищ, 12 консерваторий. В любом из этих учебных заведений есть отделение баяна.
Старые энциклопедические словари о гармонике написали так: «Изобретена в Вене, в 1829 году... Распространена в России... Оказала вредное влияние на развитие музыкального вкуса...» Как хорошо, что они оказались неправы!

А.Кузнецова

Музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара - меха.

Россия или Германия?

Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие - что в России.

По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник - чешский мастер органного искусства в 1783 году. По мнению академика Мирека действие происходило в Санкт-Петербурге. Основное оформление, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 году русский мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони.

Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит.

Гармонь и гармоника

Название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщенное название - гармоника. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры, меньшее количество октав, в гармонях может быть только одна тональность - мажорная или минорная гаммы.

Гармонику можно вправе назвать международным инструментом. Во многих странах есть свой национальный инструмент из ряда гармоник. Друг от друга они отличаются размерами, клавиатурами, звучанием, но принцип работы у всех одинаков.


Однорядная гармонь

Русская гармонь бывает двух видов. В первом при растяжении либо сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления движения мехов. Еще одно разделение гармоний осуществляется по количеству рядов кнопок. Бывают одно-, двух- и трехрядные гармони.

Перед покупкой первой гармошки вам необходимо будет определиться, на гармошке какого типа вы собираетесь учиться играть.

Губные гармошки бывают разные. В основном это обусловленно тем, что для исполнения различных произведений требуется определенный строй гармошки (расположение нот) в котором удобно это произведение играть. К примеру, если вы собираетесь играть блюз или кантри, вам подойдет блюзовая диатоника. Если джаз или классику – вам нужна хроматика. С русскими-народными дружит тремоло-гармоника. Если вы собираетесь аккомпонимировать группе, то возможно вам подойдет аккордная или бас-гармошка.

В результате получается примерно такое разделение:

Блюзовая гармоника
Блюзовая гармоника - самая популярная на сегодняшний день. Обычно имеет 10 отверстий, в каждое можно играть и на вдох (англ. draw ) и на выдох (англ. blow ). При определённых навыках игры можно играть хроматически с помощью специальных приёмов - бендов и передувов. Продаётся в разных тональностях и настройках, но самая распространённая - C-dur.

Хроматическая губная гармоника
Хроматическая гармошка (“хромка”, “хроматика”) дает возможность играть хроматически (т.е. использовать все ноты) без использования специальных приёмов. Как правило для этого используется кнопка (“слайдер”, “клапан”) при нажатии которой происходит сдвиг нот на полтона в ту или иную сторону, но есть и хроматические гармоники без слайдера, например бас-гармоники, или аккордные. Количество отверстий как правило 12-16. Большой размер и наличие кнопки позволяет визуально отличить большинство инструментов от других типов гармоник. Чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, джаз, поп и классика.
Хроматика с кнопкой изобретена немецкой фирмой Hohner очевидно на базе диатонической блюзовой гармоники в начале 20 века, первые модели появились около 1910.

Тремоло гармоника
В Тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоника
Октавная гармоника - другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоника
Басовая гармоника - фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединённых шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту - по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоника
Аккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом. Однако есть и другие данные.

Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука - при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).

Существуют и другие взгляды на эту проблему.

«Всё решил случай... Не поехал бы тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов на ярмарку в Нижний - не наслаждаться бы нам сегодня изумительным звучанием концертных баянов «Россия», «Аппассионата», «Юпитер». «А было так. В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижегородской ярмарке, любовался товаром всяким - и заморским, и российским: расписной посудой семёновской, пряниками городецкими, кружевами балашихинскими да вологодскими, кузнечными и ювелирными работами костромичей и вдруг... услышал звуки сочные, глубокие, певучие, потом увидел инструмент, рождавший музыку непонятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные с лопаточками да пуговками под обе руки. «Гармоника, - пояснил хозяин, - вещь редкая, заморская». И цену запросил неслыханную- 40 рублей ассигнациями! Но уйти Иван уже не мог: всё возвращался к гармонике. А потом рассчитался и повёз домой - в Тулу, в Оружейную слободу».

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки).

Повторить образец мастеровому человеку оказалось не так уж трудно, хотя пришлось повозиться с подгонкой металлических язычков, какие были внутри гармоники, и с ладом.
Смастерил Иван Сизов несколько гармоник: себе, людям в подарок, а потом начал делать и на продажу. За ним и другие, кто посмекалистей, начали ладить гармоники.

На масленую неделю 1831 года то в одной избе, то в другой плясали не под балалайку или рожок, а под гармонику «которая вызывала на такую пляску в какой высказывалась бы безыскусственно жизнь, энергия и размашистая натура славянина. Тут-то гармоника и есть сущий клад!»

В 1851 году в Туле, не считая маленьких семейных артелей, было шесть фабрик, ладивших гармоники. Отсюда они разъехались в ближайшие губернии: Псковскую, Рязанскую, Орловскую, доходили по Волге до Казани, Вятки.

Как писал известный знаток и коллекционер А. Мирек: «Если в Германии гармоники изготовлялись там, где были мастера, то в России - там, куда привозили гармоники, появлялись мастера».

Да какие! Каждый стремился не только сделать её понаряднее, изукрасить на свой вкус, но и к здешним песням и пляскам приспособить!

Появившиеся вслед за тульскими саратовские гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания и поэтому эти небольшие гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Конструкция гармошки постоянно совершенствовалась. Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название вятской гармони.

«А уж если гармонист хотел инструмент яркий, заметный, то ехал под Вышний Волочок, в Бологое. «Бологовка» отличалась не только необыкновенной отделкой: резной медью, горящей «как чёртов глаз», коленкором, зеркальным стеклом, но и строем - двухрядная справа (звуки первого ряда - при сжимании мехов, создавались и вторым рядом, но при разжимании). «Бологовка» слева имела и басы, и наборы аккордов и мажорных, и минорных. Звучание её напоминало те весёлые гармоники, с которыми бродячие итальянцы («тальянцы») ходили по дворам».

«Большой франтихой выглядела новоржевская тальянка, которую начали ладить на юге псковской земли (не без влияния бологовских мастеров!). Представьте себе: тёмно-коричневый лакированный корпус гармоники, покрытый резным узором причудливого орнамента из жёлтой меди, мельхиора, серебра! 14 глубоких складок мехов обрамлены металлической узорчатой полоской. Мехи выклеены гладким шёлком малинового, фиолетового, синего цвета».

Следующим этапом в развитии гармони были т.н. двухрядные гармошки. К этому времени в предшествующих двухрядке однорядных гармонях уже начали появляться дополнительные кнопки, но на самостоятельный второй ряд они еще не "тянули". Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название русские вЕнки.


А вот гармоника Елецких мастеров -«елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Чёрно-белая клавиатура справа имела все звуки полной хроматической гаммы рояля, а слева - выносной гриф с клавишами басов и аккордами на русский и на европейский манер. Готовую гармонику елецкий мастер «строил», вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Так что звучали все «роялки» по-разному, унося в мир почерк мастера.

Ну, а самые уморительные гармошки можно было купить в в Череповец: вроде бы и не гармошки, а так - детишкам баловство, величиной с рукавицу, а гармонист возьмёт в руки - весело! Прозвали их «черепашками».

Oднажды уже известный гармонист Пётр Елисеевич Емельянов, выступавший под псевдонимом Невский, гастролировал в Череповце и, увидев «черепашку», решился выйти с такой гармошкой к публике. Он спел юмористические куплеты, потом народные песни, потом попурри, подыгрывая на «черепашках». Успех превзошёл его ожидания и очень удивил: он, хоть был самоучкой, но имел уже немалый актёрский опыт и публику знал очень хорошо!
В Петербурге Пётр Елисеевич заказал известному мастеру гармоник Парамонову целый комплект «черепашек» - разных и по форме, и по звучанию - и успешно выступал с ними в Германии, Англии, Франции, Италии. «Черепашки» и сегодня почитаемы артистами эстрады.

Событием в истории русской гармоники стали работы замечательного мастера Петра Егоровича Стерлигова. Он жил в деревне под Рязанью и сперва из любознательности, потом для заработка начал чинить гармоники любого образца!Сам не играл. Строй налаживал по слуху.

«Светит месяц, светит ясный. ..»(это умел!) сыграет и или отложит гармонь, или, довольный, отдаст заказчику. Много гармоник прошло через руки Петра Егоровича, когда потянуло его самого улучшить гармонику, добавить своё...
В 1905 году, когда был он уже зрелым, 33-летним мастером, заказал ему гармонику для своих сольных выступлений знаменитый Я. Ф. Орланский-Титаренко, выступавший и один, и с сыном. Два года творил мастер ту гармонику! А когда зазвучала она в руках виртуоза, Яков Фёдорович был в восторге. Он назвал её именем былинного певца - «Баян».

Не перевелись баянных дел мастера и сегодня. В России открыто около 5000 музыкальных школ, около 120 музыкальных училищ, 12 консерваторий. В любом из этих учебных заведений есть отделение баяна.

«Старые энциклопедические словари о гармонике написали так: «Изобретена в Вене, в 1829 году... Распространена в России... Оказала вредное влияние на развитие музыкального вкуса...» Как хорошо, что они оказались неправы!»
В последние годы активно возрождаются традиции как тульской, так и саратовской гармони.

Возрождены работы по производству старинных инструментов. И, конечно же, по сохранению и популяризации забытой традиции. Так, например, «ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ» сегодня - это не только производство инструментов. Одно из стратегических направлений компания видит в сохранении и развитии культурных традиций России - искусства игры на язычковых инструментах. Компания выступает спонсором музыкальных фестивалей и конкурсов, учреждает призы для победителей, ведет работу по адресной поддержке юных талантов в области игры на баяне и гармони.
На прошедшей недавно в Москве ярмарке «Ладья» можно было не только услышать, полюбоваться, но и купить чудесный инструмент.

Саратовская гармоника

Не отстает от Тулы и Саратов. В 2010 году после долгого перерыва начато изготовление Саратовских гармоник. За прошедшие три года восстановленная традиция стала «брендом региона».

Из истории

Саратовская гармоника - разновидность гармони имеющей колокольчики
Саратовскую гармонику стали изготавливать в 60-х годах XIX века. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году. Газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».

Саратовские гармошки изготавливались гармонными артелями в Саратове. Первая гармонная мастерская в городе была открыта Николаем Геннадьевичем Корелиным в 1870 году на Никольской улице (ныне улица Радищева). Его инструменты были настолько уникальны в звучании, что Корелина стали называть «Страдивари Саратовской гармоники». 18 августа 1879 года Корелин первым среди гармонных мастеров получил «свидетельство на звание ремесленника Саратовской ремесленной управы». В этом свидетельстве в грифе «какое мастерство» писарем было записано: «гармоничное». Вскоре, рядом с мастерской Корелина, на Никольской улице, стали открываться и другие мастерские по производству саратовской гармоники: Д. Жарков, Г. Гвоздев, А. Емельянов, а через улицу Гоголя, ближе к Глебучеву оврагу, открылась мастерская С. Борисова.
Первые гармоники были небольшого размера, без металлической отделки. Корпус делался цветной, окрашивался и покрывался лаком, а на заказных инструментах обклеивался шпоном в виде набора из разных пород дерева. Плоскости заказной гармошки украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок - вверху и внизу. Такая отделка требовала особого умения. Корпусы для лучших заказных гармоник изготовлялись кустарями-мебельщиками, например, в известной мебельной мастерской В. В. Мельникова.

В 1903 году Дмитрий Жарков сопровождал своей игрой пьесу М. Горького «На дне», которая ставилась в Саратове для тесного круга лиц в присутствии самого автора пьесы.

В 1920-е годы кустарей-гармошечников объединили в артель «Саратовская гармонь» и выделили им помещение на улице Цыганской, 5 (ныне улица Кутякова). Со временем артель расширилась и превратилась в целое предприятие, выпускавшее до 8 тысяч гармоней в год. Делались и заказные, концертные гармони, для мастеров. В 1968 году цех по производству гармоней вошёл в состав Саратовской фабрики музыкальных инструментов, а в начале 1980-х в состав Энгельсского завода по производству духовых и ударных инструментов. Однако, деятельность гармоничных артелей была недолгой, сразу после распада советского союза производство прекратилось, а со временем вообще остановилось. Рабочие не могли на свои деньги делать гармошки и производство постепенно пошло на спад. К началу XXI века серийное производство саратовской гармоники прекратилось.
В 2009 году на проспекте имени Кирова в Саратове был установлен памятник Саратовской гармонике, подаренный жителям банком «Экспресс-Волга» в честь празднования дня города. В определенные часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города - гармошке.
Возрождение
В 2010-2011 году на базе СГТУ была создана пробная мастерская по производству Саратовской гармоники. Туда приняли несколько молодых людей, желающих попробовать себя на этом поприще, в итоге весной 2011 года состоялась официальная презентация новой Саратовской гармошки выполненной с нуля саратовскими умельцами. Этот эксперимент по возрождению, практически утраченного, мастерства получился удачным и теперь эта мастерская производит постоянные наборы для обучения по специальности "мастер по производству Саратовской гармоники".
Туле и Саратову удалось не просто вернуть к жизни старинный инструмент, но и показать его миру.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх