Картина крамского лунная ночь описание. Лунная ночь айвазовский

(1841-1910) — великий российский художник греческого происхождения. Является непревзойдённым пейзажистом, картины которого находятся в самых известных музеях и являются по-настоящему бесценными. Одной из самых известных картин Куинджи является «Лунная ночь на Днепре».

Картина «Лунная ночь на Днепре » была написана в 1880 году, холст, масло. 105 × 144 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. В 1880 году, после завершения работы на картиной, Архип Куинджи организовал выставку, причём данная картина была единственным экспонатом данной выставки. Картина была выставлена на Большой Морской в Санкт-Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Несмотря на то, что выставка состояла всего из одного полотна, выстраивались целые очереди из желающих увидеть новую работу великого художника, которая оказывает удивительное по силе воздействие. Событие стало настоящей сенсацией. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами.

На картине представлено широкое пространство с рекой и луной. Равнину пересекает лента реки, которая выглядит зеленоватой от фосфоресцирующего света луны. Луна на картине излучает завораживающий и таинственный свет.

Во времена Куинджи его подозревали в использовании каких-то необычных красок, а иногда и в связях с нечистой силой, которая помогает ему создавать то, что никому и никогда не удавалось. Однако секрет великого художника состоит в поисках такой композиции, которая бы позволяла максимально реалистично выразить свет, а также в тщательном подборе малейших изменений цветовых и световых соотношений. И в этом деле равных Куинджи просто нет.

Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Каждое воскресенье на два часа Куинджи открывал двери своей мастерской, чтобы все желающие смогли увидеть полотно, которое ещё не было закончено. Чтобы убедиться в том, что одна картина — это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре».

Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. Отмечается, что некоторые зрители, не веря своим газам, заглядывали за картину, чтобы убедиться, что там нет лампы, которая создаёт настолько правдоподобный свет. Успех был огромный, и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. Первая копия находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, а вторая копия — в Ливадийском дворце в Ялте. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915).

Картина «Лунная ночь» была создана художником в 1880 году. Крамского привлекали ночные пейзажи. Тут он стремиться показать нам все волшебство, освещения лунным светом, как с наступлением ночи все меняется, преображается до неузнаваемости.

Перед нами, в центре картины, красивая, юная женщина, сидит на скамейке в старом парке, возле пруда. На ней одето белое платье. Все вокруг мерцает серебристым светом луны. От картины веет тишиной и спокойствием. По моему мнению, женщина задумалась, а может она что-то вспоминает, лицо ее окутала грусть. Ее платье похоже на свадебный наряд.

Природу же художник изобразил безупречными живописными линиями. Образ женщины присутствующей на картине создает романтическую атмосферу, располагает к обдумыванию сюжета.

Я представляю, что женщина кого-то ждет, и наверно это ее подруга, они не виделись много лет, и за это время многое произошло и изменилось в жизни героини. Она вышла замуж за нелюбимого человека, по настоянию родителей и не счастлива в браке. Она любит совершенно другого, которому пришлось уехать из страны. Но подруга задерживается и наверно уже не придет. В глазах женщины тоска от одиночества, ее никто не понимает, ей тяжело в этом мире. И она сидит и вспоминает, какой веселой и жизнерадостной она была, каких-то 10 лет назад. Что ничего не мешало ей любить, и быть любимой. А сейчас ей нужно возвращаться домой, где ее ждет муж, которого она всего лишь уважает. От этого ей становится еще больнее и невольно из глаз катится слеза. Волшебства нет, и вернуть время вспять невозможно, года что прошли уже не пережить заново и надо двигаться вперед.

Картина Крамского позволяет мечтать, додумывать сюжет и фантазировать. Позволяет придумать свою сказку со счастливым концом, но глядя на лицо этой молодой женщины понимаешь, что конец не может быть счастливым, грусть окутывает зрителя вместе с главной героиней, и уже невольно, создав свой сюжет, начинаешь сопереживать ей.

«Лу́нная ночь» - картина русского художника Ивана Крамского (1837-1887), написанная в 1880 году. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 676). Размер картины - 178,8 × 135,2 см .

История [ | ]

Крамской начал работу над картиной «Лунная ночь» в 1879 году. Картина была представлена на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») в Санкт-Петербурге в 1880 году .

В 1880 году картина была приобретена у автора Сергеем Третьяковым и стала частью его коллекции . В 1892 году, после смерти Сергея Третьякова, по его завещанию картина была передана в Третьяковскую галерею .

Описание [ | ]

Картина «Лунная ночь» считается одним из самых лирических полотен Крамского. На ней изображена женщина в белом платье, сидящая на скамье под деревьями при лунном свете .

В одной из ранних версий моделью для образа женщины была Анна Ивановна Попова (1860-1942), будущая жена Дмитрия Менделеева . Для окончательной версии картины художнику позировала вторая жена Сергея Третьякова - Елена Андреевна Третьякова (урождённая Матвеева) .

Отзывы [ | ]

Искусствовед Татьяна Курочкина в своей книге о Крамском писала, что в этой картине художник «стремился к созданию поэтического образа волшебной лунной ночи, гармонического единения человека и природы, к раскрытию таинственного очарования лунного света, пробуждающего грёзы в душе юной мечтательницы, задумчиво сидящей на скамье старинного парка». Тем не менее, она отмечала, что Крамскому «не удалось избежать налета некоторой искусственной театральности» .

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Государственная Третьяковская галерея - каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . - Москва: Красная площадь, 2001. - Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А-М. - С. 311. - 528 с. - ISBN 5-900743-56-X .
  2. Крамской Иван Николаевич - Лунная ночь (неопр.) (HTML) (недоступная ссылка) . Государственная Третьяковская галерея , www.tretyakovgallery.ru. Проверено 20 апреля 2014. Архивировано 3 мая 2016 года.
  3. Крамской Иван Николаевич - Лунная ночь, 1880 (неопр.) (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 20 апреля 2014.

Сюжет

Перед нами пейзаж. Художник выбрал точку зрения издали и сверху, оставляя большую часть холста для неба. Сияющая луна окрашивает контуры облаков в холодные тона. Свет колеблется на темных водах реки, которая, по замечанию Крамского, «совершает величественно свое течение».

«Лунная ночь на Днепре». (wikipedia.org)

Как и в большинстве других своих работ, Куинджи хотел передать явления природы, не поддающиеся длительному писанию с натуры. Художник обладал уникальным зрением — он запоминал тона, за счет чего запечатлевал на века те моменты, которые в природе длятся минуты.


«После дождя», 1879. (wikipedia.org)

«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», — так писал о Куинджи его друг и наставник Илья Репин.

Контекст

Специально для «Лунной ночи на Днепре» Куинджи организовал выставку одной картины — первую в своем роде в России. Еще до нее по Петербургу гуляли слухи о небывалой по красоте картине, которую пишет Куинджи. Под окнами художника собирались желающие увидеть полотно. Каждое воскресенье он на два часа пускал в мастерскую всех любопытных.

Для большего эффекта окна в зале были занавешены, луч света падал только на полотно. Когда посетители входили в полутёмный зал, они не могли поверить своим глазам — зеленоватый лунный свет заливал всю комнату.


«Море. Крым», 1890-е. (wikipedia.org)

Люди не понимали, почему от картины исходит столь необычный свет. Казалось, что только с помощью масла нельзя создать такой эффект. Некоторые даже пытались заглянуть за картину — нет ли там лампы. Какие только слухи не ходили по Петербургу! Что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии. Кто-то даже вспомнил нечистого. Шумиха поднялась такая, что художник решил уйти в затворничество на 20 лет.

На самом деле, секрет был прост — долгие годы работы. Куинджи был страстным экспериментатором. Он смешивал не только краски, но и добавлял к ним химические элементы. Не обошлось тут без руки химика всея Руси Дмитрия Менделеева.

Картину купил Великий князь Константин. Он настолько был очарован полотном, что даже взял его с собой в кругосветное путешествие.

Судьба художника

Куинджи родился в семье бедного сапожника. Маленький Архип, рано лишившийся родителей, учился из рук вон плохо. Больше ему нравилось рисовать, поэтому все, что казалось ему подходящим для этого, было испещрено рисунками.

Мальчик жил в большой бедности, поэтому с раннего детства нанимался на работу — пас гусей, вел учет кирпича на стройке, помогал в пекарне. Однажды ему посоветовали съездить в Крым к Ивану Айвазовскому — поучиться рисовать. Каково же было его разочарование, когда Айвазовский разрешил ему лишь толочь краски и красить забор.


Архип Куинджи. Портрет работы В. М. Васнецова, 1869. (wikipedia.org)

Следующие почти 10 лет Куинджи ретушировал фотографии, пока однажды не решился держать экзамен в петербургскую Академию художеств. Получилось только с третьего раза. В академии Архип познакомился с передвижниками, под влиянием которых он написал первые удачные, по мнению академиков, полотна.

Слава пришла к нему с «Лунной ночью на Днепре». Выставив после нее еще несколько картин, Куинджи неожиданно для всех ушел в затворничество. «…Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.», — говорил Куинджи.

Следующие 20 лет он писал, но никому не показывал свои работы. Куинджи вышел из затворничества в 1901 году. В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел новых картин до его смерти в 1910 году. Все, что имел, Куинджи передал Обществу художников, которое организовал незадолго до кончины.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх