Игорь Растеряев: Народный артист с широкой душой. Игорь Растеряев: «Какие-то чудеса начались Ни в какие рамки

Игорь Растеряев - автор и исполнитель многочисленных песен под гармошку,
главный «комбайнер» Рунета, талантливый художник-иллюстратор и артист
питерского театра Буфф. После продолжительного тура по России, приуроченного
к выпуску нового альбома
«Рожок» , Игорь встретился с ведущим обозревателем культурной жизни столицы Кариной Смоктий и, несмотря на многочисленные невысыпания, с воодушевлением ответил на ряд вопросов.

- Игорь, спасибо, что нашли время встретиться со мной в Москве. Я знаю, что график ваш очень плотный, а каждый концерт требует от артиста 100% - ой отдачи и эмоциональной вовлеченности, и, тем не менее, вы здесь, в готовности отвечать на самые сложные вопросы. Итак, начнем.

- Игорь, в числе ваших поклонников появляется все больше представительниц прекрасного пола.
Это, несомненно, приятная тенденция, как вы считаете?

- Это была бы неплохая тенденция, но пока я таких тенденций не замечаю. В основном, превалируют брутальные мужчины, военнослужащие, воцерковленные православные люди и прочие представители героических профессий. Более того, последних девушек мы с Лехой Ляховым распугали последними клипами. Это я заявляю с его слов. Если раньше наш канал на YouTube просматривали 87% мужчин и 13% женщин, то после плясок на степном бугре с борой (клип «Рожок») и поездки с дальнобойщиками в кабине, их количество снизилось до 8%!


- Расскажите, как повлиял ваш творческий успех на личную жизнь? Стало ли легче знакомиться с девушками?

- Никак не повлиял абсолютно. Круг общения у меня не изменился и круг интересов тоже. Абсолютно не связанные вещи.

- Какие качества цените в девушках?

- В девушках я ценю общечеловеческие качества. Легкость на подъем и, особенно, способность не выносить мозги.

- Что категорично не приемлете в девушках?

- Да наверное то же, что и во всех людях - тупость и наглость.

- А внешне, есть предпочтения: блондинки, брюнетки или, может быть, рыжие?

- Цвет волос для меня не имеет значения.

- Стройные или пышечки?

- Все в меру.

- В последнее время очень популярными среди молодежи стали татуировки. Как вы относитесь к такой тенденции?

- У моего папы на руке есть татуировка, он наколол ее еще в детстве, когда учился в Интернате. Это маленький якорь. Папа все детство мечтал о море, но из-за проблем с левым ухом попал в танкисты. Демобилизовавшись, он даже хотел поехать поступать в художественное училище в Одессу, потому что там было море, но передумал и поехал в Санкт-Петербург, что не плохо.
Ибо в результате встречи с мамой народился я. А у мамы моей татуировок нет.

- Должна ли ваша избранница быть работницей аграрного сектора? Или вы допускаете в своей жизни гламурную красавицу?

- Вообще, аграрный сектор в настоящее время переживает серьезный кризис. Количество молодежи в фермерских хозяйствах весьма невелико. Если судить по Раковке, женщин я там не припомню вообще. Но с гламурными людьми я никогда не общался.

- Должна ли девушка уметь готовить? Какое ваше любимое блюдо?

- Вообще, готовить надо уметь. Например, мой друг Леха Ляхов готовит замечательную уху из сома. Я ему недавно говорю: «Леха, ты когда помрешь и тебя соберутся судить на том свете, ты им скажи так: «Ребята, один момент!» и свари им уху. Они ее съедят, тебе автоматом все скостится, сразу в рай попадешь!». А он подумал и говорит: «Нет, дружок, уху надо здесь варить и всех угощать, там поздно будет!».

- Сможете ли вы полюбить девушку, которая не разделит вашу любовь к песням под гармошку?

- По статистике нашего YouTube-канала, как я уже говорил, весьма малому количеству женщин нравятся песни под гармошку. Те, кому нравятся, либо ровесницы, либо старше. Исключения крайне редки. Еще одна целевая аудитория - дети от года до 10 лет. Их, я думаю, прежде всего привлекает сам звук гармошки, и я их прекрасно понимаю, ибо тоже трепещу при звуках родной Чайки, хоть мне уже и не 10 лет.

- Какое для вас идеальное свидание?

- Чтобы все было от души. Притом совершенно не важно, что это за свидание, где оно и с кем оно. Взять хотя бы природу разных мест. Где бы я ни был, на каких путях-дорогах нашей необъятной земли, если выдается возможность хотя бы на день приехать в родную Медведицкую степь - я всегда еду туда. Ибо это всегда от души и заряжает меня открытостью своих горизонтов и силой земли предков.

- Подарки любите дарить?

- Да, в принципе, наверное, как и все люди, люблю.

- А получать?

- Не очень. Сказывается привычка отмечать свой День рождения всю жизнь в походных условиях на речке вместе с еще одним именинником. Гостями были всегда сельские пацаны, которые, в лучшем случае, в качестве подарка имели свое собственное присутствие и флакон самогона. Т.е. привычки к подаркам у меня нет. Хотя на самом деле, мне, скорее всего, ничего не надо.

- Был ли какой-то запоминающийся подарок от девушки?

- Помню, на 23 года, сестры поставили на огороде чучело в виде меня, сделанное из штыковой лопаты и рейки, привязанной к этой лопате алюминиевой проволкой. Чучело нарядили в ватник, лицо было из ватмана нарисовано гуашью. Вместо ног - болотные сапоги. В руках из ватмана же - загадочный инструмент под названием «балагигармошка» - нечто среднее между балалайкой, гитарой и гармошкой. Кстати, это интересно тем, что, видимо, именно в этом возрасте стал происходить постепенный отход от гитары в сторону гармошки, что и было зафиксировано в этом чучеле-подарке. А, чуть не забыл! В кармане ватника играл кассетный диктофон с моими песнями, т.е. с теми, которые я тогда пел у магазина.

- Песню в качестве подарка могли бы посвятить возлюбленной?

- Пока таких прецедентов не было, но допускаю, что если бы даже когда-то такое случилось, это мало бы напоминало среднестатистическую песню, как она есть сейчас. В плане того, что там было бы гораздо меньше патриотики и даже, возможно, присутствовала бы ненормативная лексика.

- Какой ваш идеальный отпуск с девушкой? На лазурном берегу, в деревне на рыбалке, на пляже под пальмой или активном отдых?

- Идеальный - чтобы я был с Лехой Ляховым. И нам никто не капал на мозги, а девушки были бы и отдыхали бы где-нибудь неподалеку, но в достаточном удалении. Отпуск - это время подзаряжать подсознание, а не удивлять кого-то, доказывая свои отношения и чувства.

- Хотели бы вы в будущем создать семью, обзавестись потомством?

- Все возможно в мире этом.

- А ради семьи могли бы пожертвовать творчеством?

- Уверен, что вещи эти - не требующие друг от друга никакой жертвенности. А если возникают прецеденты, то значит что-то неправильно.

- Помните свою первую любовь?

- На этот вопрос я затрудняюсь ответить, ибо тут нужно долго определяться в терминах и событиях.

- Игорь, последний вопрос, который, несомненно, больше всего интересует прекрасных поклонниц вашего творчества: свободно ли сейчас ваше сердце?

- В настоящий момент, так же как и во все остальные, мое сердце, так же как и голова, всецело занята думами о всяких рифмо-строчках… И не только... :)

- И, напоследок, пожелания всем девушкам!

- Дорогие девушки, приходите 21 февраля 2015 г. в клуб «16 тонн». Желательно со своими брутальными мужчинами. Попоем от души под гармошку. Быть добру!

Спасибо Игорю за интересные ответы! И что особенно приятно, Игорь, как настоящий джентльмен, пришел на встречу не с пустыми руками, а принес мне свой новый диск и свою необычную книгу рассказов-зарисовок «Волгоградские лица», за что ему отдельное СПАСИБО!

В 2010 году Рунет взорвало видео, на котором какой-то деревенский парень поет под гармонь песню про комбайнеров. Снятый на мобильный телефон ролик стал очень популярным на YouTube и в других социальных сетях. Люди быстро запомнили Игоря Растеряева: самородка из-под Волгограда, который поет понятные всем и правильные песни.

Позднее Рунет узнал, что Игорь - профессиональный актер и питерский интеллигент, пусть и с казацкими корнями. Он просто каждый год отдыхает на родине предков в Волгоградской области.

Творчество Растеряева родом откуда-то из-под Волгограда, Ростова-на-Дону, Рязани или Твери. Оно не столичное, а из глубинки. Оно правильное: искреннее, глубокое. Этим оно выделяется на фоне фальшивого мейнстрима и ванильно-гламурного мельтешения столичных поп-звездочек. Игорь поет для и про настоящих людей, поэтому его песни цепляют.

Видео «Комбайнеры» снял на мобильный телефон и опубликовал на YouTube друг и соратник Растеряева Леха Ляхов. Он снимает видео с Игорем до настоящего времени.

Кто такой Игорь Растеряев

Растеряев родился в Ленинграде в 1980 году в семье интеллигентов. Он окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Игорь играл в театре «Буфф». У него есть роли в кино.

Предки Растеряева - казаки. Родители каждое лето отправляли Игоря отдыхать в Волгоградскую область. Здесь молодой человек познакомился с сельской жизнью, узнал жизнь простых людей из глубинки, подружился с «трактористами, комбайнерами и грузчиками арбузных фур».

Как бы пафосно это ни звучало, Игорь Растеряев вернулся к истокам. Благодаря отдыху под Волгоградом он научился чувствовать родную землю, общаться с обычными людьми. Главное, Игорь смог выражать свои мысли и эмоции без капли фальши.

Игорь Растеряев преимущественно исполняет свои песни. Также он поет песни поэта Василия Мохова. Одна из них - представленная выше «Раковка». В репертуаре Игоря есть каверы на композиции известных рок-исполнителей, включая «ДДТ», «Король и Шут» и других.

Ни в какие рамки

Именно так можно охарактеризовать творчество Игоря Растеряева. Ближе всего его можно описать термином «авторская песня». Но в то же время Растеряев - самый настоящий рокер. Дело не в том, что он выступает на «Нашествии». Творчество Игоря - это русский рок, который отличается глубиной и философской наполненностью песен, искренностью и отвязностью.

Кстати, об отвязности. В песнях Растеряева часто можно услышать обсценную лексику. Некоторые композиции артист давно не исполняет, так как в них есть только жесткий стёб и даже кич. В других нецензурные выражения звучат настолько органично, что без них песня была бы неполной.

В композициях Растеряева явно слышатся фольклорные мотивы. Это еще одна грань и жанровый ориентир его творчества.

В 2011 году Игорь оформил первый полноценный альбом «Русская дорога». В нее вошли полюбившиеся людям песни «Комбайнеры», «Казачья», «Богатыри». А песня «Ромашки» до настоящего момента остается одной из самых сильных в репертуаре исполнителя.

Вокальные данные Игоря Растеряева не впечатляют. Уровень владения музыкальным инструментом далек от виртуозного. Артист использует простые слова. Тем не менее его песни цепляют сильнее, чем композиции профессиональных авторов и музыкантов.

Великая Отечественная война

Это одна из ключевых тем в творчестве Игоря Растеряева. Он возвращается к ней постоянно. У всех песен о Великой Отечественной авторства Растеряева есть одна общая черта. Они помогают увидеть страшные дни большой войны глазами простого человека, обычного солдата.

Красивый вокал Елене Гвритишвили и сильная песня о ключевой битве Великой Отечественной - один из примеров.

Растеряев - ленинградец. Он не мог обойти стороной тему блокады. В «Ленинградской песне» он благодарит людей, которые возили продовольствие в блокадный город по льду «Дороги Жизни». Тех, благодаря кому живут современные питерцы.

Игорь рассказывает о личных трагедиях и откровениях людей, которые прошли Великую Отечественную. История деда Агвана заставляет замолкнуть и глубоко задуматься. Подумать о том, как и почему люди в течение всей истории воюют друг с другом. Подумать, чтобы выиграть «главный бой за звание человека».

«Дед Агван» - стихотворение Растеряева. Оно раскрывает Игоря как поэта-декламатора.

Одинаковая форма, очень разные смыслы

Музыка и манера исполнения Игоря Растеряева действительно не отличаются разнообразием. Но его песни очень разные. Более того, они удивляют полярностью настроений и мыслей. От задиристых «Казачьей» и «Ермака» автор легко переходит к антивоенной тематике. Она раскрыта в песне «Бой».

Творчество Растеряева полностью мужское. Оно понятно женской аудитории, женщины слушают Игоря. Но поет он в основном для мужчин и о мужчинах. Вернее, о мужиках, которые умеют пахать зябь, гоняют фуры по федеральным трассам, а иногда мешают пиво с водкой.

«Ходики», «Кореш», «Дальнобойная» - примеры мужских песен. Их можно назвать зарисовками из жизни людей, которые столкнулись с кризисом среднего возраста. И у которых этот кризис растянулся на много лет.

Творчество Растеряева ни в коем случае не депрессивное. Игорь помогает слушателю почувствовать и пережить личные и общие трагедии. Тут же он дает действенные рецепты от хандры и надуманных трудностей. Песню «Дядя Вова Слышкин» можно назвать гимном жизнерадостности и здравого смысла.

Простой деревенский житель Владимир Слышкин в резиновых сапогах - живое воплощение позитива и правильного отношения к жизни. Кстати, дядя Вова появляется и в других клипах Растеряева. Это реальный человек, с которым Игорем дружит и общается.

Любовь к родной земле

Эта тема наполняет все без исключения песни Растеряева. Игорь поет не о каком-то абстрактном понятии, а о настоящей Родине. Это больше, чем географическое определение. В песнях артиста чувствуется любовь к окружающему его пространству, людям, укладу жизни.

Это хорошо слышно в песне «Весна». Кстати, в клипе снимается уже знакомый вам дядя Вова Слышкин.

«Но поет он не про Италию, а как дома хорошо» - в этой строчке весь Растеряев. Без пафоса и лишних слов он говорит о Родине больше, чем многие авторы учебников.

Новый Высоцкий? Нет, просто Игорь Растеряев

Действительно, Растеряева часто сравнивают с Высоцким. До масштабов Владимира Семеновича Игорю еще предстоит вырасти. Но он уже стал в чем-то похожим на предшественника. Высоцкий был таким же искреннем и понятным всем: от работяг и дальнобойщиков до профессоров и творческой интеллигенции.

И все же Растеряев - самобытный артист, не похожий ни на кого, кроме себя. Это неординарная фигура: яркий поэт и настоящий артист. Игорь сам сказал, что при царе Горохе служил бы церковным звонарем. А в наше время он звонит в колокола и колокольчики человеческих душ, как бы это пафосно не звучало. И благодаря творчеству Игоря в людях звучат самые тонкие струны.

РАСТЕРЯЕВ
Игорь Вячеславович

Родился 10.08.1980, Ленинград

Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады-2006

Детство, юность

Игорь Растеряев родился 10 августа 1980 года в Ленинграде, в семье художника. Жизнь Игоря можно разделить на два больших этапа: городскую и хуторскую. Каждое лето маленький мальчик ездил отдыхать на родину отца – хутор Раковка, Михайловского района Волгоградской области. В бескрайних степях, на пересечении Дона, Медведицы и Хопра, там и проходили летние дни будущей знаменитости. Там у него было много друзей и все его будущие песни стали про них и для них.

Среднее образование Игорь Растеряев получил в школах № 189 и № 558 города Санкт-Петербурга. В 2003 году юноша окончил Санкт-Петербургскую Государственную Академию Театрального Искусства, и после ее окончания начал работу в Санкт-Петербургском государственном музыкально-драматическом театре "Буфф", где ему доставались в основном роли алкоголиков.

Кинокарьера

Когда в мире кино наступило время римейков, ремиксов и комиксов, когда в кинопроизведениях царил стилистический шаблон и смысловой вакуум Игорь Растеряев занимался своим делом. Он сочинял тексты песен, пел, виртуозно играл на гармошке - и напряжением творческой воли держал вокруг себя живое пространство, где был воздух, которым можно было дышать.

В те немногие моменты, когда Игоря Растеряева звали в кино, ему предлагали второплановые роли оперативников. Так было в картинах: "Авантюристка" и "Казанова в России", "Страсти у фонтана", "Свадьба Кречинского" и "Женя, Женечка и "катюша".

Получив благосклонные отклики кинокритиков за сыгранные небольшие роли, Игорь Растеряев решил всерьез заняться кинокарьерой. В 2006 году режиссер Михаил Вассербаум пригласил уже знаменитого барда на роль лейтенанта милиции Степанова в детективную ленту "Тайны следствия-6", автором сценария которой являлась Елена Топильская. Коллегам Растеряева на съемочной площадке были знаменитые актеры: Анна Ковальчук, Сергей Барышев и Вячеслав Захаров. Действие детектива происходило в неспокойном Петербурге, в котором некоторые бизнесмены, еще совсем недавно зарабатывавшие деньги с помощью кистеня и тазика с бетоном, по-прежнему были склонны применять свои былые профессиональные навыки на новом месте работы.

В этом же году на экраны вышел еще один фильм с участием Игоря Растеряева. Студией "Панорама" и ООО "Новый русский сериал" был выпущен криминальный фильм режиссера Михаила Вассербаума "Личный состав" с Анной Ковальчук, Сергеем Барышевым, Вячеславом Захаровым и Александром Новиковым в главных ролях.

Кинокарьера Игоря Растеряева набирала обороты и в 2009 году талантливый актер блистательно сыграл роль Воденникова в детективном сериале режиссера Алексея Богданова "Версия". Авторами сценария являлись: Татьяна Горьковая и Владимир Громов. В фильме были задействованы актеры: Александр Лыков, Филипп Чевычело и Евгения Белобородова. Главный герой сериала стал педантичный, остроумный, едкий следователь прокуратуры Александр Желвис, которого терпеть не могли ни коллеги, ни начальство.

Роль второго плана досталась Игорю Растеряеву и в боевике 2010 года "Агент особого назначения" режиссера Константина Статского и сценариста Юрия Эпштейна. На сей раз, Растеряев снялся в окружении таких звезд кино как: Сергей Перегудов, Владимир Матвеев и Михаил Трясоруков. Игнату Барабанову – агенту национальной безопасности, поручали самые сложные и рискованные дела, ему часто приходилось нести ответственность за дела государственного, а иногда и международного масштаба.

В этом же году Игорь Растеряев появился в эпизодической роли и в картине "Пропала собака".

Игорь Растеряев, исполнитель песен собственного и не только собственного сочинения, за несколько дней августа 2010 года стал любимцем тысяч пользователей социальной сети "В контакте" и посетителей сайта "YouTube". Из-за увиденной любительской видеозаписи, посвященной волгоградским комбайнерам, Игоря Растеряева стали приглашать для живых выступлений не только в петербургские клубы, но и в другие города страны. Через некоторое время за этой песней последовало полтора десятка других. Песни "Комбайнеры" и "Ромашки" стали визитной карточкой Игоря Растеряева.

11 ноября 2010 года в петербургском клубе "Грибоедов" прозвучали песни в исполнении Игоря Растеряева: "Русская дорога", "Казачья песня", "Ромашки", а также песни, написанные его дядей Василием Моховым: "Раковка", "Про хутор Глинище", "Метель в Раковке", "Медведица", "Прогулка по городу". На этом концерте присутствовали друзья Игоря Растеряева, ставшие прообразами героев его песен. Талантливый певец исполнил ряд старых песен, записи которых были в разное время выложены в интернет, и новые, до этого не исполнявшиеся произведения.

Личная жизнь

Игорь Растеряев любит Россию такой, какая она есть. В его песнях сквозит любовь, уважение, сострадание к простому человеку - комбайнеру, пастуху, грузчику, разоренному мужику, не сумевшему выбраться из жизненного тупика деревенскому парню. По мнению Игоря Растеряева, "человек создан для любви и радости, для работы и развлечений, ему нужны семья, друзья, сотрудники, сограждане, просто разные интересные люди, красивая природа, вся планета Земля и еще много такого, что на нее не поместилось!"

Интересные факты

Как-то Игорь Растеряев сказал: "Что касается моих театральных работ в спектаклях. Там я играю в основном алкоголиков. А в те немногие моменты, когда меня зовут в кино, мне достаются роли оперативников".

В 2010 году Игорь Растеряев стал новой звездой русскоязычного Интернета благодаря любительскому видеоролику. За три месяца ролик с песней Игоря - "Комбайнеры" на сайте YouTube набрал почти миллион просмотров. Сам певец уверял: "Я славы не искал, просто спел для друзей под гармошку".

23 сентября 2010 года в московском клубе "Контакт" прошел первый официальный концерт Игоря Растеряева.

Алексей Генералов специально для сайта сайт

Использованные материалы:
"Растеряев Игорь", статья, сайт "Википедия".
"Рецензия на творчество Игоря Растеряева", статья, П. Ю. Нешитов, "Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии, том 11, выпуск 4, 2010 г".

Фарукшин Раян, 05.02.2013 год.

Пару лет назад страну, самую негламурную ее часть, подорвала "Песня про комбайнеров", под гармошку и в реальных деревенских декорациях лихо исполненная Игорем Растеряевым, малоизвестным артистом из питерского театра "Буфф".

Песня, выросшая из быта волгоградских хуторов, родины его отца и места жительства друзей детства, близка и понятна и для горожан, и для жителей глубинки. Патриотичная лирика, искренняя мелодия гармони и немудреные истории о трудной жизни сельских работяг сложили образ новой знаменитости - парня из соседнего двора...

Сегодня его берущие за душу песни, песни о простых людях и о родной земле, стали поистине общенародными. Я слышал, как "Георгиевскую ленточку", вышагивая по непыльной дороге одной из республик Северного Кавказа, бубнит себе под нос молодой офицер спецназа. Припев "Русской дороги", песни о разговоре природы с нашими войсками, в качестве рингтона на телефон установил мой близкий друг - подполковник воздушно-десантных войск. Другой мой товарищ, герой множества специальных мероприятий и операции по принуждению Грузии к миру, по причине обмытия заслуженной награды заложив сто грамм за воротник, не постеснялся выйти к микрофону и исполнить в переполненном разным людом столичном кафе песню "Про Юру Прищепного". Не это ли признак народности и признания, когда твои песни поют в любой обстановке и в любом городе нашей необъятной Родины?

- Игорь, расскажи об истории возникновения тво их патриотических песен "Про Юру Прищепного", "Георгиевская ленточка", "Русская дорога". Откуда в твое м творчестве непопулярная ныне тема любви к Родине и уважения к истории?

- Сам я никак не связан с силовыми структурами и Вооруженными силами, даже срочную в армии не служил. Я всю жизнь играю на гитаре и гармошке, рисую книжки и пытаюсь что-то сочинять, поэтому я абсолютно мирный товарищ, сугубо гражданская личность. Зато все мои предки по отцу были военными. Все без исключения, потому что были казаками. Очень опасные и профессиональные ребята были, как я догадываюсь, типа сегодняшних спецназовцев. Владели оружием в совершенстве, умели маскироваться и намять противнику бока могли как следует. И лошади у них были умные и выученные.

Как-то раз мой прадед, донской казак, в Гражданскую войну возвращался из разведки и первым увидел в степи вражеский разъезд. Разъезд шел в сумерках прямо на него и прадед понял, что он не сумеет ни принять бой, ни ускакать незамеченным. Видимо, их гораздо больше было или конь был уставшим, я не знаю, но факт в том, что он соскочил с дороги в балку и закопался с конем в глубокий снег. Разъезд прошел почти у них над головами и ничего не заметил, лошади противника всхрапывали и ржали, и лошадь прадеда, конечно, тоже хотела всхрапывать и ржать из-под снега, но молчала, лежала, не шевелясь, потому что ей так было приказано. Что касаемо дня сегодняшнего, то мой родной дядя - полковник запаса - преподает в Калининграде в военном университете.

Что касается темы любви к Родине в моем творчестве, то скажу честно, тут не все зависит от меня. Все темы песен мне диктует инструмент - гармошка, и песня обычно создается так: сначала совершенно случайно придумываешь какую-нибудь мелодию, просто так, сидя в машине, или идя по улице, напеваешь какую-нибудь глупость просто от скуки. Слова и темы в этих импровизированных песнях обычно очень далеки от патриотических, они из разряда "что вижу, то пою". Если мелодия нравится, слова "выкидываются", а мелодия подбирается на гармошке и в процессе подборки обрастает какими-то проигрышами и приемами, но в целом не меняется. И вот тут-то и происходит самое удивительное. Дело в том, что какая бы мелодия изначально ни была, пройдя через гармошку, все получается про русскую дорогу, про тоску, боль в сердце и Отечество. Дальше просто нужно слушать гармошку и понимать, про что конкретно она тебе рассказывает. Гармошка - самый патриотичный инструмент, я ее слушаю и выполняю ее рекомендации. Все это Божий промысел.

- В "Георгиевской ленточке" есть эпизод про бабушку, к оторая не выбрасывала крошки. Я из своего детства помню, как дед после еды сгребал крошки со стола и засыпал в рот. У тебя тоже есть такие воспоминания? Как Великая Отечественная коснулась тво ей семьи?

- Если говорить про родственников со стороны отца, то коснулась относительно несильно. Прадед был уже старым, поэтому не воевал. Дед работал экскаваторщиком на заводе на Урале, в Златоусте, если я не путаю. Бабушка работала в колхозе, рыла на Дону противотанковые рвы, возила на быках пшеницу, но и ей повезло больше, чем ее ровесницам, она была грамотной и поэтому в основном была учетчицей, а ее неграмотные подруги работали на тракторах и многие застудились и рано умерли. Двоюродные деды воевали, но, повезло, все вернулись живыми.

Гораздо сильнее война прошлась по родственникам по материнской линии. Прадед - финн. Но в финскую войну командиром лыжного батальона воевал против финнов, за страну, в которой жил. А с немцами его воевать не взяли, потому что финн. Умер в блокаду, похоронен на центральной аллее Пискаревского кладбища, о чем мы узнали спустя полвека, когда издалась Книга памяти. Его брат пропал без вести в боях под Ленинградом, а сестру в 24 часа выслали в Сибирь. Прабабушка во время бомбежки получила тяжелое увечье, ее родной брат воевал и умер от ран в военном госпитале Кронштадта.

Моя "...ленточка" о том, что самое страшное событие в истории человечества замывается временем, остаётся в виде значка на антенне автомобиля, концерта по телевизору и пары мифов о том событии. Я из того последнего поколения, кто лично успел пообщаться с героями Великой войны, и должен об этом рассказать.

- Расскажи о Юре Прищепном, что вас связывает?

- Юра Прищепный - мой ровесник, жил на хуторе Субботин Волгоградской области. Во время второй чеченской кампании попал служить в разведку, в элитные войска, где летучая мышь на эмблеме.

27 мая 2001года разведчики выполняли боевые задачи в Веденском ущелье и попали в засаду бандитов. В перестрелке Юру тяжело ранили, но он, будучи пулеметчиком, продолжал вести бой и, стреляя из пулемета с одной руки, заставил боевиков залечь, кого-то даже навсегда. А когда увидел, что враг подошел совсем близко к его позиции, вызвал по рации огонь товарищей на себя. Юрий погиб, но не отступил, не сдался. За этот подвиг в хуторе Субботин назвали улицу в его честь. А потом приехали чиновники и отобрали у отца Юрину посмертную пенсию, потому что его отец воевал в Афганистане, а военный пенсионер не может получать две военные пенсии, как-то так он мне объяснил, когда мы с друзьями приехали в Субботин просить разрешения петь про его сына и снимать ролик для интернета. Лично мы с Юрием Прищепным особенно дружны не были, и это вполне объяснимо. Между нашей Раковкой и его Субботиным целых 25 километров, а это огромное расстояние для деревенских пацанов, у которых в баке "Минска" или "Явы" вечно нет бензина, и особенно не покатаешься по гостям. Помню даже наоборот, он дружил с физруками из пионерского лагеря "Салют" в Глинище, а наша компания нет, потому что мы приходили на танцы из леса в фуфайках и распугивали пионеров. Но это была совсем другая жизнь, не имеющая отношения ни к подвигу, ни к войне, это было прекрасное детство.

Сам я на Северном Кавказе не был, если не считать концерта в одном городе Ставропольского края, где мое выступление согласовывали в местном ФСБ. Организаторов вызвали и сказали: "Что это за Растеряев? Он что - фашист? Что это еще за "Русская дорога"? Почему именно Русская?" И этот разговор был в России, даже не в национальной республике, заметьте! И еще могу сказать: я и на Ставрополье, и в Ростове почувствовал и увидел некую накаленность людей в национальном вопросе, готовность к мобилизации в кратчайшие сроки. Это идет в полный разрез с благостными репортажами по телевизору, и эту проблему необходимо решать.

- Сел а, а вместе с ними самобытная их культура исчезаю т?

У моего прадеда, Егора Васильевича, есть фотография, которая отражает, как мне кажется, всю суть Сталинградской битвы. Сделана она после войны, и нет там ни танков, ни солдат. Просто сидят будущие председатели колхозов в белых косоворотках, а внизу голое поле, маленький одинокий домик, а вокруг до горизонта идут трамвайные пути. На доме написано "Сталинградская сельскохозяйственная академия". Война все разрушила, и первым делом построили "академию", чтобы село поднять. И ведь поднять сумели!

Сегодня из сел, хуторов, где есть работа, дороги, газ, школа и прочие минимальные социальные учреждения, молодежь массово не уезжает. В Раковке, например, остались многие мои ровесники, хотя если сравнивать с советскими годами, то за последнее время там все развалили, разбазарили. А в хуторах, где нет работы, магазина, дороги, кто же сможет выжить? Вот и бегут люди. Мне иногда кажется, что вся эта антидеревенская политика - это глобальный заговор по очистке нашей огромной территории от коренного населения для заселения инородцами, чужаками. По крайней мере, выглядит это так.

Однако, думаю, на "деревенской" теме не стоит спекулировать, как и не нужно делать легенды из моего творчества. Это в кино сегодня можно увидеть одетый в рваньё вечно полупьяный хуторской люд. В реальности селяне - самодостаточные и очень умные, сметливые, работящие люди. Иначе там не проживешь.

- Россия на грани вымирания или в шаге от возвращения позиций лидера мирового сообщества? Каким види шь будущее России?

Как-то я спросил у своего архангельского друга дяди Саши Потапова, какое качество русских он считает основным? Он подумал и ответил: "Способность восставать из пепла". Я с ним согласился. Поэтому, не смотря ни на что, я расцениваю наши перспективы позитивно. Ведь в той же Европе уже все сделано. Все тепленько, комфортненько и отлажено. Это прекрасно, но непонятно, куда они пойдут дальше, и не закиснут ли в этой благости. Нам такое закисание не грозит, у нас чище воздух и отношения между людьми чище. И путь из разоренных до основания хуторов и брошенных полей только один - к хорошему.

Дорогие спецназовцы, мужики! Добра вам, военной удачи и Божьего присутствия!

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В 2012 году Игорь выпустил книгу «Волгоградские лица» (альбом рисунков с комментариями автора). Книга посвящена Лёхе Ляхову . 20 октября 2012 представлен второй альбом «Звонарь».

    В начале 2013 «Звонарь» был переиздан, и, как уже упоминалось, вышел гитарный альбом «Песни дяди Васи Мохова». В 2014 - новый альбом «Рожок».

    Таким образом, Игорь не прекращает писать песни - их у него уже (на середину 2016 г.) более двадцати, не считая ранние «нецензурные». Каждая новая песня, так же как и самые первые, сначала выходит в виде клипа на YouTube, затем презентуется на концерте. Клипы по-прежнему режиссирует и снимает Лёха Ляхов. От примитивного, но подкупавшего своей непосредственностью телефона он перешёл к более качественной технике и более сложному видеоряду. Кроме обычных видео, в 2013 году был создан первый мультипликационный клип на песню «Ермак», для которого эскизы рисунков подготовил сам Игорь Растеряев, а анимацию выполнил Сергей Котов. В 2015 году выпущен следующий клип-мультфильм для «Песни о детстве».

    Успешно идёт и концертная деятельность. Растеряев не гонится за количеством концертов, обычно он даёт всего от одного до трёх в месяц. Но география поездок широка - артист объехал практически всю Россию, включая Крайний Север, побывал на Украине, в Белоруссии, в Польше (Белосток). Публика неизменно хорошо принимает Игоря. Тому причиной не только искренность его песен и растущее исполнительское мастерство. Растеряев, неизбежно придерживаясь некоторой общей схемы, никогда не ведёт концерты по одному и тому же шаблону. Он варьирует репертуар, включая в него кавер-версии групп «Король и шут», «Сектор газа», «Дискотека Авария», «Ленинград», «ДДТ», «Чиж» и др., старинные казацкие песни, песни военных лет - «Дороги», «Давно мы дома не были», перемежает пение разговорными вставками - рассказывает об истории создания и смысле тех или иных песен, приводит забавные случаи из своей жизни и концертной деятельности, порою приглашает на сцену друзей-сельчан, вдохновивших его на творчество. Поэтому каждый концерт превращается скорее в творческий вечер, где возникает сильное единение артиста и публики.

    Работа в театре

    Концертная деятельность Игоря Растеряева изначально была построена таким образом, чтобы минимально препятствовать его давней работе в Санкт-Петербургском государственном музыкально-драматическом театре «Буфф» . Поэтому он продолжал выступать в разных спектаклях и в последние годы был занят в следующих ролях:

    • Грегуар (Авантюристка);
    • Приказчик (Казано́ва в России);
    • Константин (Страсти у фонтана);
    • Тишка (Свадьба Кречинского);
    • Емельян Черноземный (Квадратура круга);
    • Официант (Цирк уехал, клоуны остались);
    • Бочар (Великолепный рогоносец);
    • Ефрейтор Захар Косых (Женя, Женечка и «катюша»);
    • Буч (Примадонны);
    • Восьмибратов (Всё тот же Лес);
    • и др.

    В ноябре 2015 года после 12 лет работы Игорь Растеряев покинул театральную труппу



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх