Первое имя пикассо. Биография пабло пикассо и описание его картин

Пабло Руис Пикассо является одной из самых заметных фигур, оказавших огромное влияние на искусство 20-го века. За свою продолжительную творческую карьеру, длившуюся более 75 лет, он создал тысячи творений, среди которых не только живописные полотна, но и гравюры, сценографии, керамика, мозаика и многочисленные скульптуры, выполненные с использованием разнообразных материалов. Он был одним из самых революционных художников в истории западной живописи. Пикассо творил и развивался в своей стихии с невероятной жизненной силой, в ускоренном темпе, свойственном стремительному веку. Каждое направление его деятельности было воплощением радикально новой идеи. Создается ощущение, что в одной судьбе творца, поместилось сразу несколько художественных жизней. Испанский художник был центральной фигурой в развитии кубизма, заложил основы понятия абстрактного искусства.

Детские годы

Пабло появился на 25 октября 1881 года в Андалузском регионе юга Испании. После появления на свет акушерка решила, что младенец мертв, так как роды были продолжительные и тяжелые. Его дядя, доктор по имени Сальвадор, буквально спас новорожденного, выпустив дым от сигары в сторону малыша, который немедленно отреагировал на запах отчаянным ревом. Полное имя, полученное при крещении, содержит 23 слова. Он был наречен в честь различных святых и родственников.

Его отец Хосе Руис Бласко происходил из древнего, богатого рода северо-запада Испании. Он был художником, преподавал в школе изящных искусств, основанной Академией художеств и расположенной в здании Сан-Тельмо, старом монастыре иезуитов, и служил куратором в муниципальном музее. Школа искусств в Малаге работала с 1851 года. Своей фамилии художник обязан матери Марии Пикассо Лопес. Он активно использовал ее начиная с 1901 года.

Согласно преданию, одним из первых произнесенных слов было «piz», сокращение от «lápiz», что означает «карандаш». Пабло любил рисовать с детства. Отец полностью контролировал художественное образование сына. Он сам давал ему уроки и отправил его в возрасте пяти лет в школу, в которой работал. Будучи сыном академического живописца и воодушевившись его работами, Пабло начал творить с раннего возраста. В детстве его отец часто брал его в бой быков, и одна из его ранних картин содержала сцену корриды.

В 1891 году отец получает преподавательскую должность в институте в Ла-Корунье, а в 1892 году Пабло поступил в это же образовательно заведение в качестве ученика. В течение трех лет он получал классическое художественное образование. Под академическим руководством отца он развивал свой художественный талант с необычайной скоростью.

Годы обучения

В январе 1895 года, когда Пикассо был подростком, его младшая сестра Кончита умерла от дифтерии. Это трагическое событие повлияло на планы семьи. К этому же периоду Хуан был принят на должность учителя в художественную академию в Ла-Лондже, и семья переезжает. Отец способствовал независимости Пабло, сняв ему студию в Барселоне.

Год спустя он был принят в качестве студента королевской академии Сан-Фернандо в Мадриде. Он продемонстрировал свою замечательную способность, завершив за один день вступительный экзамен, на который был отведен целый месяц, несмотря на то, что был моложе, чем официально требовалось для обучения. При финансовой помощи своих родственников Пабло отправляется учиться в Мадрид в конце 1897 года. Однако Пабло были скучны классические приемы художественной школы. Он не хотел рисовать как художники прошлого, а хотел создавать что-то новое. Вернувшись в 1900 году в Барселону, он часто посещал знаменитое кафе, ориентированное на встречи интеллигенции и художников «Четыре кота». Его визит в Орта-де-Эбро в период с 1898 по 1899 год и его связь с группой в кафе в 1899 года имели решающее значение для раннего художественного развития. Именно в Барселоне он отошел от традиционных классических методов, склонившись к экспериментальному и инновационному подходу к живописи. В этой литературно-художественной среде собиралось множество приверженцев современного французского искусства из Франции, равно как каталонского традиционного и народного искусства. Бытует миф, что отец был настолько впечатлен способностями сына, что в 1894 году он зарекся рисовать сам, но на деле Хосе продолжал рисовать до самой смерти. Отношения Пикассо с его родителями стали напряженными, когда он прекратил учебу. В кафе он подружился с молодым каталонским живописцем Карлосом Касахемасом, с которым в последствии переехал во Францию.

В 1900 году в Барселоне состоялась первая выставка Пикассо, а осенью он отправился в Париж.

Парижский период

На рубеже двадцатого века Париж являлся центром международного художественного мира. Для живописцев это была родина импрессионистов, которые изображали окружающий мир с помощью мазков или штрихов из несмешанных цветов, чтобы создать ощущение реального отраженного света. Хотя их работы и сохранили определенные связи с окружающим миром, наблюдались определенные тенденции к абстракционизму. Покинув Испанию, Пикассо на Всемирной выставке в Париже представил свою картину «Последние мгновения».

Однако поездка в столицу искусства была омрачена. Друг художника впал в депрессию из-за несчастной и болезненной любовной истории с танцовщицей из Мулен Ружа. Они решили провести отпуск в родном городе Пикассо, но этому не суждено было случиться. Карлос покончил жизнь самоубийством, выстрелом в висок. Пабло был настолько раздавлен этой потерей, что это не могло не отразиться на его творчестве. Он пишет несколько портретов друга в гробу. Пикассо подходит к «голубому периоду» своего творчества, во время которого тоска и депрессивность сквозят сквозь холсты, изобилующими голубыми тонами. В течение следующих четырех лет в его картинах доминировал синий цвет. Он рисовал людей с удлиненными чертами лица. Некоторые из его картин этого периода изображали бедняков, нищих, печальных и мрачных людей.

Два выдающихся примера работ «голубого периода Пикассо»:

  • «Старый гитарист»;
  • «Нищий старик с мальчиком»;
  • «Жизнь»;
  • «Женщина с пучком волос».

В 1902 году были организованы две выставки художника. Тем не менее он живет и работает практически без средств к существованию в комнате Макса Якоба. Из глубокой депрессии по поводу смерти близкого друга Карлоса Касахемаса помогла выйти любовная история с Фернандой Оливье, бывшей сначала его моделью. Он влюбился во француженку и прожил с ней до 1912 года. Картины стали наполняться более теплыми цветами, среди которых оттенки красного, бежевый, оранжевый. Историки искусства называют это время в жизни Пабло «розовым периодом». Сюжеты представляли изображение более счастливых сцен, среди которых была и цирковая тематика.

Пикассо обзавелся постоянной парижской студией в 1904 году. Его студия вскоре стала местом встречи художников и писателей города. Вскоре в круг друзей вошли поэт Гийом Аполлинер, Макс Якоб, Лев и Гертруда Штайн, Андре Салмо, два агента: Амбруаз Волларда и Берта Вайль.

С 1905 года он все больше интересовался изобразительным приемами. Этот интерес, по-видимому, пробудился благодаря поздним картинам Поля Сезанна.

В период между 1900 и 1906 годами он перепробовал почти все основные стили живописи. При этом его собственный стиль изменился с необычайной скоростью. Штайны знакомят его с Анри Матиссом. Портрет Гертруды Штайн, начал череду опытов портретной абстракции, вдохновленных иберийской скульптурой, выставку которой Пикассо посетил в Лувре весной 1906 года.

Пикассо и кубизм

«Авиньонские девицы» стали попыткой Пикассо забыть свои прошлые отношения. Выполненная в новой революционной манере, под влиянием искусства Сезанна и Негро, картина стала основоположником зародившегося живописного направления, родителем которого считается Пикассо.

Вместе с живописцем и другом Жоржем Браком в 1907 году начал свои изобразительные эксперименты. Кубизм явился новой художественной концепцией художника, посредством которой Пабло попытался бросить вызов общепринятым законам копирования природы. Объекты ложатся на полотно путем сокращений и разлома объектов, чтобы подчеркнуть две размерности холста.

Между 1907 и 1911 годами Пикассо продолжал разлагать видимый мир на более мелкие грани монохромных плоскостей. При этом его работы становились все более абстрактными. Наиболее яркими примерами, наглядно иллюстрирующими развитие направления, служат полотна: «Фруктовая тарелка» (1909), «Портрет Амбруаза Воллара» (1910) и «Женщина с гитарой» (1911-12). В 1912 году Пикассо начал сочетать кубизм и коллаж. Именно в этот период он начал использовать песок или штукатурку в своей краске, чтобы придать ей текстуру. Он также применял цветную бумагу, газеты и обои, чтобы придавать полотнам дополнительную выразительность.

Русская жена Пикассо

Сотрудничество Пикассо с режиссерами балетных и театральных постановок Пикассо начал в 1916 году. Придуманные и реализованные декорации и костюмы балетов Дягилева поражали публику с 1917 по 1924 год. Благодаря работе с «Русским балетом Дягилева» Пабло знакомится с балериной Ольгой Хохловой, которая становится его женой. Они прожили вместе 18 лет, в ходе которых родился их сын Пауло в 1921 году. В 20-х годах двадцатого века художник и его жена Ольга продолжили жить в Париже, часто путешествовали и проводили лето на пляже. Из-за возникшего у Пикассо на стороне романа с молодой француженкой, повлекшего беременность и рождение внебрачного ребенка семья распалась. Супруга разорвала отношения и уехала на юг Франции. Развод не случился, и Ольга оставалась женой художника до конца своих дней из-за нежелания Пабло соблюдать условия брачного договора.

Новые свершения

В несколько этапов Пикассо отвернулся от абстракции и свет увидела череда картины в реалистичном и безмятежно красивом классическом стиле. Одной из самых известных работ стала «Женщина в белом». Написанная всего через два года после «Трех музыкантов», спокойная и не привлекающая излишнего внимания к себе эпатажностью, в который раз продемонстрировала легкость, с которой мог выразить себя.

После короткого обращения к классицизму мастер стал известен своими сюрреалистическими работами, пришедшими на смену кубизму.

В период с 1925 по 1930-е годы он в определенной степени был связан с сюрреалистами, а с осени 1931 года особенно интересовался скульптурой. В 1932 году, в связи с проведением крупных выставок в галереях Жоржа Пети в Париже и Доме искусств в Цюрихе, известность Пикассо заметно возросла. К 1936 году испанская гражданская война оказала глубокое влияние на Пикассо, апогеем которого стало написание самой известной из его картин. «Герника» — аллегорическое осуждение фашизма, мощный образ, изображающий реалии и войны и ее последствий.

Эта работа была заказана правительством для павильона Испании перед Парижской всемирной ярмаркой. Она изображает катастрофические разрушения в городе во время гражданского восстания. Работа была завершена в течение шести или семи недель. Выполненная полностью в черном, белом и сером цвете, шириной в 25 футов и высотой в 11, картина служит квинтэссенцией боли и страданий народа от жестокости. Пикассо применил живописный язык кубизма к ситуации, возникшей из социального и политического сознания.

Политические взгляды Пикассо

Пикассо публично заявил в 1947 году, что он коммунист. Когда его спросили о мотивах, он заявил: «Когда я был мальчиком в Испании, я был очень бедным и осознавал, как живут бедные люди. Я узнал, что коммунисты ориентированы на нужды бедных. Поэтому я стал коммунистом». После смерти Иосифа Сталина коммунисты Франции обратились к художнику с просьбой написать партийного деятеля. Его портрет вызвал шумиху в руководстве коммунистической партии. Советское правительство забраковало его портрет.

Несмотря на то, что Пикассо был в изгнании из своей родной Испании после победы в 1939 года генералиссимуса Франсиско Франко, он отдал более восьми сотен своих ранних работ Барселоне. Но из-за неприязни Франко его имя так и не появилось в музее. Среди огромного количества выставок Пикассо, которые проводились во время жизни художника, наиболее значительными были экспозиции в Нью-Йорке и Париже.

В 1961 году Пабло взял в жены Жаклин Роке, и они переехали в Мужен. Там Пикассо продолжил свою плодотворную работу, которая не прекращалась до конца его дней. Одним из последних произведений был автопортрет, сделанный карандашом на бумаге «Автопортрет, стоящего лицом к лицу к смерти». Он умер через год в возрасте 91 года в своей тридцатипятикомнатной вилле на холме Нотр-Дам- де-Ви в Мужен 8 апреля 1973 года.

Пикассо Пабло (25.10.1881-08.04.1973) – испанский художник, график, скульптор, керамист. Внес серьезный вклад в развитие изобразительного искусства, один из основоположников кубизма. Является автором неподдающегося счету работ, которые лидируют по своей стоимости и чаще других подвергаются похищению.

Юные годы

Пабло родился в провинциальном испанском городе Малага, позже семья перебралась в Барселону. Он взял фамилию матери, потому что отцовская ему казалась слишком простой. Пикассо был убежден, что стремление творить передала ему мать, рассказывавшая ему сказки, основываясь на пережитых за прошедший день впечатлениях.

Мальчик пошел по стопам отца Хосе Руиса, который был художником, и с семилетнего возраста стал осваивать технику рисования, дописывая картины Хосе. Первая собственная работа «Пикадор», написанная в 8 лет, которую он бережно хранил всю жизнь. Когда Пабло было тринадцать, ему доверили дорисовать большую часть натюрморта. Существует версия, что отец мальчика, увидев результат, бросил изобразительное искусство.

За неделю Пикассо подготовился к вступительным экзаменам в Академию художеств в Барселоне и с легкостью прошел их, несмотря на слишком малый возраст. В те времена лучшая школа искусств находилась в Мадриде, и Хосе мечтал, чтобы сын учился именно там. В 1897 году Пабло перебрался в столицу. Его больше интересовал опыт художников, а не классические лекции, которые навевали на юношу тоску. Он изучал работы в музеях, впервые посетил Париж.

Спустя год Пикассо вернулся в Барселону, где стал членом сообщества художников Els Quatre Gats. В одноименном кафе в 1900 году состоялись его первые выставки. Здесь же он познакомился со своими приятелями Х. Сабартесом и К. Касахемасом, ставшими впоследствии героями его работ.

Творчество художника было продуктивным и всегда находилось в состоянии развития. Поэтому его творческую жизнь принято рассматривать по периодам.

Голубой и розовый периоды (1901-1906)

Художник стал совершать поездки в Париж, где изучал импрессионизм. В те годы он сталкивался с трудностями. Покончил с собой его друг Карлос Касахемас, из-за чего Пикассо сильно переживал. Работы до 1904 года относят к «голубому периоду». Тогда стиль художника характеризовался печальными образами, тематикой нищеты и смерти. Его персонажами были алкоголики, падшие женщины, слепцы и нищие. В цветовой палитре преобладали голубые оттенки. К работам того времени относятся «Женщина с шиньоном», «Любительница абсента», «Свидание», «Трагедия» и др.

С 1904 года, когда Пикассо переезжает в Париж, где поселяется в бедняцком общежитии для художников, здесь и берет начало «розовый период». Известную во всем мире «Девочку на шаре» относят к переходному времени. Краски на полотнах художника оживляются, появляются розовые и золотистые тона. Тематика сменяется на театрально-цирковую, а героями картин становятся странствующие артисты. В жизни художника появляется модель Фернанда Ольвье, которая сильно повлияла на биографию Пабло Пикассо и стала его вдохновителем. Тогда были написаны: «Шут», «Сидящий арлекин», «Девочка с козлом» и др.


«Семья комедиантов» (1905) – существует предположение, что на полотне изображены люди из окружения художника

Переход к кубизму

Если на ранних этапах Пикассо экспериментировал с цветами, передачей на холст эмоций, то после 1906 года он стал изучать форму, интересоваться скульптурой, африканской культурой, коллекционировать ритуальные маски. Ему стало неинтересно рисовать конкретного человека, Пабло привлекали формы и структура, их искажения. Первая работа нового стиля ¬– «Авиньонские девицы» – повергла в настоящий шок друзей художника. В 1907 году он познакомился с Жоржем Браком, вместе с которым они становятся авторами совершенно нового направления – кубизма.

Поначалу работы Пикассо нового периода были в коричнево-зеленоватых тонах, несколько размытыми, изображение состояла из простых форм («Три женщины», «Женщина с веером», «Бидон и миски»). В 1909-1910 годах предмет изображается состоящим из более мелких частей с четким разделением («Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Канвейлера»). Далее на картинах появляются конкретные предметы, натюрморты, стиль коллажа («Бутылка перно», «Скрипка и гитара»).

«Портрет Воллара» (1910) автор считал лучшим кубистическим портретом. Картины Пикассо начинают неплохо продаваться, несмотря на отрицание кубизма большинством. К 1909 году материальное положение Пабло улучшается, и он перебирается в большую мастерскую.

Период кубизма заканчивается с наступлением Первой мировой войны, когда ему пришлось расстаться со многими единомышленниками, в том числе с Ж. Браком. Но отдельные приемы кубистического стиля Пикассо еще долго будет использовать в своих работах.

Русский балет и сюрреализм

В 1916 году Пикассо предложили принять участие в постановке русского балета С. Дягилева. Эта идея увлекла художника, вместе с балетной труппой он едет в Рим, где занимается декорациями и эскизами костюмов. Там он встречает балерину Ольгу Хохлову, на которой женится в Париже в 1918 году. В 1921 году появляется на свет их сын. В то же время художник несколько меняет стиль, в работах появляются светлые тона («Купальщицы», «Портрет Ольги в кресле»).

С 1925 года в семейной жизни и творческой деятельности художника начинается сложный период, сочетающийся с влиянием сюрреалистических настроений. В его картинах прослеживаются признаки агрессии, абсурда, истерии, рваные образы («Женщина в кресле», «Сидящая купальщица»). В 1932 году он встречает Марию-Терезу Вальтер, которая становится его моделью, рожает ему дочь. Пикассо создает скульптуры («Лежащая женщина», «Конструкция» и др.).

Война и послевоенное время

В 30-х годах на полотнах художника появляется образ быка, несущего с собой агрессию и смерть. Во время войны в 1937 году был разрушен испанский город «Герника». Пикассо на фоне этих событий создает свою «Гернику» – большое полотно длиной 8 метров и шириной 3,5 метра в черно-белых тонах. Картина передает боль и ужас людей, пострадавших от немецких налетчиков. Война сильно повлияла на работы художника, которые стали мрачными и тревожными («Бойня», «Плачущая женщина»).

В 1945 году Пабло встречает Франсуазу Жило, будущую мать его двоих детей. Эта женщина вдохновляет художника на создание полотен с семейными образами. После переезда на средиземноморский юг Франции он увлекается керамикой, его работы становятся более гармоничными и ироничными. Среди них много блюд, тарелок, скульптур. В 1949 году художник создает всем известного «Голубя мира». В 1953 году Франсуаза уходит от Пабло из-за его непростого характера и измен.

Пикассо снова женится в 1958 году, его избранницей становится Жаклин Рок, которая в два раза младше него, для жены он написал более 400 портретов. Среди картин 50-х годов наиболее известны вариации работ по Мане, Гойя, Делакруа и др.


Пикассо с супругой Ж. Рок – фото, представленное на выставке «Пикассо и Жаклин» в Нью-Йорке

Последние годы художника

На закате жизни для Пикассо были характерны разноплановые работы, однако, как и всегда, лидировали женские образы. Его последней музой была до конца верная художнику жена. Жаклин ухаживала за ним до последних дней, когда он ослеп, почти не слышал и был очень болен. Умер Пикассо во французском городе Мужене, похоронен у своего замка Вовенарг.

Еще при жизни художника его другом в 1963 году был создан музей с работами Пикассо в Барселоне, теперь он занимает пять особняков и насчитывает более 3,5 тысячи экспонатов. В 1985 году начал работу парижский музей Пикассо, в 2003 – музей в Малаге. Художник оказал сильнейшее влияние на культуру своего времени.

Любопытные факты

  • Начиная свое творчество в нищенстве, великий художник умер мультимиллионером.
  • Работа «Алжирские женщины» ушла с нью-йоркского аукциона за 179 миллионов долларов в 2015 году. Более дорогой картины не было еще продано ни на одном аукционе мира.
  • По оценкам экспертов Пикассо создал более двадцати тысяч работ.
  • Автомобильная компания Citroen назвала именем художника несколько моделей машин.
  • Младшая дочь Пикассо Палома является дизайнером в транснациональной ювелирной компании Tiffany.
  • После смерти Пабло Пикассо ушли из жизни и несколько его близких: внук от первой жены в день похорон художника выпил хлорку из-за запрета присутствовать на церемонии; в 1975 году умер сын Поль от цирроза; в 1977 году покончила с собой Мария-Тереза Вальтер; в 1986 году – вдова Пикассо Жаклин.

Пабло Пикассо (полное имя – Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо ) – испанский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер.

Он говорил, что изображает мир не таким, каким его видит, а каким представляет. Это гораздо ценнее, это и есть высшее творчество. Его работы признаны самыми востребованными и оказались самыми дорогими в мире.

Краткая биография

Пабло Руис Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге, Испании. Пабло был сыном учителя рисования Хосе Руиса , краски и кисти сопровождали его с детства.

Пабло очень рано стал делать четкие карандашные эскизы. Жизнь на юге Испании, в пестрой древней Малаге, где бои с быками собирали почти всех жителей города, яркие краски природы наложили на его творчество свой отпечаток.

Начало творчества

Свою первую картину маслом на дереве «Пикадор» Пикассо написал в 8 лет, посвятив ее бою быков. Он никогда с ней не расставался - она была его талисманом. Да и вообще, если какая-то вещь ему нравилась, он становился ее рабом, например, свои любимые рубашки изнашивал до дыр. Это был черноглазый, коренастый, по-южному импульсивный мальчик, чрезмерно честолюбивый и очень суеверный.

Однажды отец попросил 12-летнего сына дописать картину с голубями. Пикассо так увлекся, что создал собственную картину. Когда отец увидел ее, то замер в удивлении. Он долго не мог прийти в себя, а потом отдал сыну палитру, краски и уже больше не брался за них, оставив живопись.

Учеба и первые успехи

Когда семья в 1894 году переехала в Барселону, Пабло поступил в школу изящных искусств. Свои работы начал подписывать фамилией матери - Пикассо. В 1897 году в Мадриде он выдержал конкурс в академию Сан-Фернандо. Вот тогда юноша и почувствовал себя настоящим художником.

Многое в живописи давалось ему легко, рисовал он быстро. Общаясь со своими коллегами, молодыми художниками, и сравнивая свои картины с чужими, он видел, что его творчество ярче, колоритнее, интереснее. Так постепенно к нему пришло осознание своей исключительности.

Но он понимал, что путь художника к вершине славы труден и долог. Тут ему пригодилось честолюбие, желание, во что бы то ни стало завоевать Олимп. Он подчинил свою жизнь одной идее, проявил самоотверженность, самодисциплину, берясь за любую работу, позволявшую ему свободно творить.

Поездка во Францию

В 1900 году Пикассо вместе с другом отправился в Париж - там собирались талантливые художники, рождались новые веяния в искусстве, там творили импрессионисты. Там он усердно работал и изучал французский язык. Через год он уже выставил свои работы в галерее известного коллекционера Воллара.

В это время на него большое впечатление произвело самоубийство друга. Невольно в его творчестве обозначился “голубой” период, когда он писал мрачные картины, героями которых были нищие, слепые, алкоголики, проститутки «Любительница абсента », «Нищий с мальчиком».

Удлиненные фигуры на его картинах напоминали манеру испанца Эль Греко. Но со временем “голубой” период сменился “розовым” - так появилась его знаменитая «Девочка на шаре» .

Зарождение кубизма

С 1904 года Пикассо поселился на Монмартре, где работал над картиной «Семья акробата с обезьяной» . В 1907 году он познакомился с художником Жоржем Браком. Вскоре они вместе ушли от натурализма, изобретя новую форму живописи - кубизм .

Угловатые объемы, геометрические фигуры, фрагменты натюрмортов и лиц, в которых с трудом угадывается что- то человеческое, заполняют его полотна («Портрет Фернанда Оливье», «Фабрика Хорта де Эбро»).

После Первой мировой войны кубизм из работ Пикассо постепенно начал исчезать. Он сотрудничал с русским балетом, делал декорации и костюмы для постановок.

В это время он познакомился с русской балериной Ольгой Хохловой , которая в 1918 году стала его женой, а в 1921 году у них родился сын Поль. Пикассо еще писал свои кубистические натюрморты, но уже приобщился к графике, создал циклы картин к «Метаморфозам» Овидия, «Лисистрате» Аристофана.

Творчество во время войны

Во время гражданской войны в Испании Пикассо, противник Франко, поддерживая республиканцев, написал в 1937 году серию акватинт «Мечты и ложь генерала Франко» . После бомбардировки немецкой и итальянской авиацией городка басков Герника, после гибели людей и разрушений Пикассо создал художественный памятник этой трагедии.

На громадном полотне в типичной для него экспрессивной манере он воплотил все - горе, страдание людей, животных, разрушенные здания.

Этой картиной он отразил свой страх перед неведомой силой, предупреждая всех, что гражданская война в Испании может перекинуться в Европу.

В годы немецкой оккупации он оставался в Париже и не прекращал своей работы, писал портреты, натюрморты, в которых отражал трагизм и безысходность жизни в условиях фашистского режима. Он ненавидел воину, ненавидел Гитлера и в 1944 году стал членом Французской коммунистической партии.

Но это было чисто внешнее приобщение к идеалам Маркса: он не писал идеологические картины, не подчинялся законам и уставам партии. Написанный им «Голубь мира» с веточкой в клюве стал символом освобождения от фашизма.

Пикассо — керамик

В 1947 году Пикассо увлекся ремеслом и своими руками на фабрике выполнял декоративные тарелки, блюда, кувшины, статуэтки, но вскоре это увлечение ему надоело, и он перешел к портретам.

В последние годы Пикассо писал в разных стилях, подражал импрессионистам. Перед смертью он признался, что больше всего ему нравились картины Модильяни.

Критики живописи отмечали: «Не все равноценно в его творчестве, но все его произведения очень высоко ценятся» .

Пабло Пикассо умер 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года в городе Мужен, во Франции. Он был похоронен рядом со своим замком Вовенарт.

Пабло Пикассо - талантливый испанский и французский художник, скульптор. Является одним из основоположников кубизма. Имя Пабло Пикассо (при рождении - Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо) было очень длинным, поэтому он использовал фамилию матери для подписи своих работ. Он один из самых известных художников 20-го века. По оценке искусствоведов, его работы являются самыми дорогими. Ниже представлен краткий обзор жизни и

Детские и юношеские годы художника

Дата рождения Пабло Пикассо - 25 октября 1881 года, появился на свет в Испании. Он начал заниматься рисованием с раннего возраста. Первые уроки мальчику давал отец, который был учителем рисования. Семья Пабло Пикассо была простой, несмотря на то что мать принадлежала к богатому роду владельцев виноградных плантаций. Юный художник делал большие успехи и уже в возрасте 8 лет написал свою первую картину.

В краткой биографии Пабло Пикассо следует отметить, что в 1891 году мальчик переезжает с семьей в северную часть Испании, потому что его отец стал преподавать рисование в Ла-Корунье. Мальчик продолжил свое обучение в местной школе искусств с 1894 по 1895 г.

Затем семейство перебирается в Барселону, а в 1895 году Пикассо стал учиться в школе изящных искусств Ла-Лонха. Уже тогда люди смогли оценить его талант: для обучения в этой школе Пикассо был молод, но отец настоял на том, чтобы сын попробовал поступить на конкурсной основе. Он превосходно сдал все экзамены и начал свое обучение.

В 1897 году Пабло продолжает обучение изобразительному искусству в Мадриде. Но большую часть времени он посвятил изучению коллекции музея Прадо. Учеба же в академии, в которой придерживались классических традиций, казалась художнику слишком скучной.

В 1898 году он возвращается в Барселону и вступает в одно общество художников, которое собиралось в богемном кафе. В краткой биографии Пабло Пикассо отмечено, что именно в этом кафе в 1900 году состоялись первые выставки его работ. Тогда же художник познакомился с К. Касагемасом и Х. Сабартесом, которых потом он изображал на своих полотнах.

"Голубой" и "розовый" периоды

В краткой биографии Пабло Пикассо нужно дать небольшое описание "голубого" и "розового" периодов. В 1900 году художник вместе с Касагемасом отправляется в Париж. На Всемирной выставке он знакомится с работами импрессионистов. Тот период был непростым для Пикассо, а самоубийство Касагемаса стало большим потрясением для молодого художника.

Под влиянием этих обстоятельств в начале 1902 года Пикассо начал творить в стиле, который был назван "голубым". Главными темами полотен стали старость, смерть, нищета, тоска и меланхолия. Люди, изображенные на картинах, кажутся задумчивыми, замедленными, погруженными в свой внутренний мир. Среди всех оттенков больше всего художник использует голубые. Героями полотен Пикассо были калеки и представители низших слоев общества. Его полотна чем-то похожи на работы художника Эль Греко.

В 1904 году Пикассо переезжает в Париж и его жилищем стало общежитие для бедных художников. Это было началом "розового" периода в его творчестве. На смену печальным образам пришла тематика цирка и театра. В палитре преобладали розово-золотистый и розово-серый, а главными героями полотен стали бродячие артисты. В этих картинах чувствовался романтичный дух одинокого бродячего артиста.

"Девочка на шаре"

Это произведение является самым известным творением "розового" периода. Оно было написано в 1905 году. Героями являются хрупкая гимнастка и отдыхающий атлет. Основная тема полотна - это бродячий цирк.

Гимнастка отрабатывает свой номер на шаре, а атлет отдыхает на кубе. Пейзаж навевает уныние, тоску и контрастирует с веселым ремеслом цирковых артистов. Также контраст в этой картине представляют изображенные геометрические фигуры - куб и шар, подвижная гимнастка и отдыхающий атлет.

В 1913 году это полотно приобрел И. А. Морозов, а в 1948 году оно стало частью экспозиции Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Кубизм

В краткой биографии Пабло Пикассо особое место занимает тематика кубизма. Художника стал интересовать больше анализ форм, чем эксперименты с цветом. Совместно с Ж. Браком в 1907 году он создает новое направление в изобразительном искусстве - кубизм. Чаще всего на полотнах Пикассо изображал натюрморты, музыкальные инструменты и другие предметы, которые были присущи представителям богемы.

Период кубизма в творчестве художника закончился после Первой мировой войны. Но некоторые элементы кубизма появлялись в полотнах Пикассо до 1921 года.

Период сюрреализма

В краткой биографии Пабло Пикассо следует отметить, что период сюрреализма - это один из неоднозначных и неровных периодов в творчестве художника. На полотнах появляется абсолютно ирреальный мир, непростая атмосфера для восприятия. На картинах были непонятные существа, бесформенные, кричащие или же агрессивно-чувственные образы.

В этот период им были созданы и спокойные работы, которые сильно выделялись на фоне остальных. Чаще всего в этот творческий период героинями полотен становились женщины. Причины их частого появления, возможно, были связаны с тем, что художник плохо ладил со своей женой. В 1918 году Пикассо женился на русской балерине Ольге Хохловой, а в 1921 году у пары появляется сын.

На создание чувственных полотен художника вдохновила Мария-Тереза Вальтер, с которой он познакомился в 1932 году. В этот период Пикассо создает бюсты, странные абстрактные формы из грубых материалов. Но в то же время в некоторых работах можно увидеть, что его вдохновляли и классические формы.

Создание "Герники"

В 1937 году немецкая и итальянская авиация уничтожили Гернику - столицу басков. Эта новость настолько потрясла художника, что за два месяца Пабло Пикассо пишет одно из самых знаменитых своих полотен - "Гернику". Игра красок создает видимость пожара, а центральное место в композиции было отведено павшему воину и подбегающей к нему женщине. Это полотно передает тот ужас и отчаяние, которыми были охвачены жители Герники. Данное творение было выставлено на Всемирной выставке в Париже.

В военный период картины Пикассо служили отражением того времени: они были выполнены в мрачных оттенках и передавали чувство тревоги. Тогда же главными героинями его полотен вновь стали женщины с искаженными лицами, бесформенными фигурами. С 1940 по 1944 г. Пикассо оставался в Париже и продолжал творить. В 1944 году художник вступил в Коммунистическую партию, а в 1950-м Пикассо создал известного "Голубя мира".

Творчество в послевоенный период

Этот период можно назвать счастливым для художника. В 1945 году он знакомится с Франсуазой Жило, которая станет матерью его двоих детей. Основной темой полотен становится семейная жизнь. Художник вместе с семьей перебирается на юг Франции, полный средиземноморского очарования.

Пабло Пикассо создает не только полотна, но и занимается ремеслами и ручным трудом. Он создает декоративные тарелки, статуэтки, картины. В 1953 году Пабло расходится со своей женой, в этот период пишет несколько замечательных работ. В 1958 году Пикассо женится на Жаклин Рок, которая вдохновляет его на создание новых картин.

Произведения художника отличаются по качеству исполнения и своим разнообразием. Пабло Пикассо не стало 8 апреля 1973 года во Франции. Талантливый художник оказал большое влияние на развитие изобразительного искусства.

Как я и писала в предыдущем посте о фильме "Пикассо", после его просмотра мне захотелось больше узнать о жизни и творчестве этого художника.

Эту замечательную подборку нашла у rigenser

В этом посте собрано множество интересных фактов, бОльшая часть которых мне стала известна именно благодаря фильму "Пикассо".

Копирую для себя (Neznakomka_18)


**************************************** *******************

"Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой,
по-моему ощущению, это должно быть сказано". Пабло Пикассо.

Когда он родился, акушерка подумала, что он мертворожденный.
Пикассо спас его дядя. «Врачи в то время курили большие сигары, и мой дядя
не был исключением. Когда он увидел меня лежащим без движения,
он выпустил дым мне в лицо На что я,с гримасой, издал рев ярости ".

Вверху: Пабло Пикассо в Испании
Фото: LP / Роже-Виолле / Rex Features

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в городе Малага, анадалузской
провинции Испании.
При крещении Пикассо получил полное имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула
Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима
Тринидад Руис и Пикассо - что по испанскому обычаю являлось чередой имен
почитаемых святых и родственников семейства.
Пикассо - фамилия матери, которую и взял Пабло, поскольку фамилия отца
казалась ему слишком обыденной, к тому же отец Пикассо, Хосе Руис,
сам был художником.

Вверху: художник Пабло Пикассо в Мужен, Франция в 1971 году,
за два года до его смерти.
Фото: AFP / Getty Images

Первое слово Пикассо было "Пиз" - которые является сокращением от "La piz",
что означает карандаш, на испанском языке.

Первая картина Пикассо была названа "Пикадор",
человек верхом на лошади в корриде.
Первая выставка Пикассо состоялась, когда ему было 13,
в задней комнате магазина зонтиков.
В возрасте 13 лет Пабло Пикассо с блеском поступил в
Барселонскую Академию художеств.
Но в 1897 году в возрасте 16 лет приехал в Мадрид для занятий в Школе искусств.


"Первое причастие". 1896 г Картина была создана 15-летним Пикассо


"Автопортрет". 1896 г
Техника: Холст, масло.Коллекция: Барселона, Музей Пикассо


"Знание и милосердие". 1897 г Картина написана 16 летним Пабло Пикассо.

Уже будучи взрослым и посетив как-то выставку детских рисунков, Пикассо сказал:
"В их возрасте я рисовал как Рафаэль, но мне потребовалась целая жизнь,
чтобы научиться рисовать как они".


Пабло Пикассо написал свой шедевр в 1901 году,
когда художнику было всего 20 лет.

Пикассо один раз был допрошен полицией на то, что он украл Мону Лизу.
После того, как картина пропала из Лувра в Париже в 1911 году, поэт и "друг"
Гийом Аполлинера указал пальцем на Пикассо.

Ребёнок и голубь, 1901. Pablo Picasso (1881-1973)
currently on display as part of the Courtauld Gallery"s Becoming Picasso exhibition.
Picture: Private collection.

Пикассо сжёг несколько своих картин, когда был начинающим художником в Париже,
для того чтобы согреться.

Вверху: Любительница абсента 1901 года. Пабло Пикассо (1881-1973)

Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Пабло Пикассо.Гладильщица.1904г
Якобы в этой работе замаскированный автопортрет Пикассо!
(может это моя фантазия разыгралась, но я вижу здесь как минимум четыре его автопортрета! (Neznakomka_18)

Сестра Пикассо Кончита умерла от дифтерии в 1895 году.

Пикассо встретил французского художника Анри Матисса в 1905 году
в доме писательницы Гертруды Стайн.

Вверху: Гном-Dancer, 1901 Пабло Пикассо (1881-1973)
в настоящее время экспонируется в рамках Курто галереиСтать Пикассо выставки.

Фото: Музей Пикассо, Барселона (gasull Fotografia)


Пабло Пикассо.Женщина с вороной.1904г

У Пикассо было много любовниц.
Женщины Пикассо - Фернанда Оливье, Марсель Умбер, Ольга Хохлова,
Мария Тереза Вальтер, Франсуаза Жило, Дора Маар, Жаклин Рок...

Первой женой Пабло Пикассо была русская балерина Ольга Хохлова.
Весной 1917 года поэт Жан Кокто, сотрудничавший с Сергеем Дягилевым,
предложил Пикассо сделать эскизы костюмов и декорации к будущему балету.
Художник отправился работать в Рим, где влюбился в одну из танцовщиц Дягилевской труппы -
Ольгу Хохлову. Дягилев заметив интерес Пикассо к балерине, счел своим долгом
предупредить горячего испанского повесу о том, что русские девушки непростые -
на них надобно жениться...
Они поженились в 1918 году.Венчание состоялось в Париже православном соборе
Александра Невского, среди гостей и свидетелей были Дягилев, Аполлинер, Кокто,
Гертруда Стайн, Матисс.
Пикассо был убежден, что женится на всю жизнь, и поэтому в его брачный контракт
вошла статья о том, что их имущество - общее.
В случае развода это подразумевало его раздел поровну, включая все картины.
А в 1921-м у них родился сын Поль.
Однако жизнь супружеской пары не сложилась...
но это была единственная официальная жена Пабло,
они не были разведены.


Пабло Пикассо и Ольга Хохлова.


Пабло Пикассо.Ольга.

Пикассо много ее рисовал в манере сугубо реалистической, на чем настаивала сама
балерина, которая не любила непонятные ей эксперименты в живописи.
«Я хочу, - говорила она, - узнавать свое лицо».


Пабло Пикассо.Портрет Ольги Хохловой.

Франсуаза Жило.
Эта удивительная женщина сумела наполнить Пикассо силами, не растратив при этом свои.
Она подарила ему двух детей и сумела доказать, что семейная идиллия — это не утопия,
но реальность, существующая для свободных и любящих людей.
Дети Франсуазы и Пабло получили фамилию Пикассо и после смерти художника стали
обладателями части его состояния.
Точку в своих отношениях с художником Франсуаза поставила сама, узнав о его неверности.
В отличие от многих возлюбленных мастера, Франсуаза Жило не сошла с ума и не покончила с собой.

Почувствовав, что любовная история подошла к концу, она сама ушла от Пикассо,
не дав ему возможность пополнить список брошенных и опустошенных женщин.
Издав книгу «Моя жизнь с Пикассо», Франсуаза Жило во многом пошла против воли художника,
но обрела всемирную известность.


Франсуаза Жило и Пикассо.


С Франсуазой и детьми.

У Пикассо было четверо детей от трех женщин.
Вверху: Пабло Пикассо с двумя детьми своей любовницы Франсуазы Жило,
Клод Пикассо (слева) и Палома Пикассо.
Фото: REX


Дети Пикассо.Клод и Палома.Париж.

Мария-Тереза Вальтер родила ему дочь Майю.

На своей второй жене -Жаклин Рок, он женился, когда ему было 79 (ей 27).

Жаклин остается последней и верной женщиной Пикассо и ухаживает за ним,
уже больным, ослепшим и плохо слышащим, до самой его смерти.


Пикассо.Жаклин со скрещенными руками, 1954

Один из многих муз Пикассо была такса Лумп.
(именно так, на немецкий манер. Lump по-немецки - "каналья").
Собака принадлежала фотографу Дэвиду Дугласу Дункану.
Умерла за неделю до Пикассо.

В творчестве Пабло Пикассо несколько периодов:голубой,розовый,африканский...

К "голубому" (1901-1904)периоду относят работы, созданные в промежутке между 1901 и 1904 гг.
Серо-голубые и сине-зеленые глубокие холодные цвета, цвета печали и уныния, постоянно
присутствуют в них. Пикассо называл голубой "цветом всех цветов".
Частые сюжеты этих картин - изможденные матери с детьми, бродяги, нищие, слепые.


«Нищий старик с мальчкиком» (1903 г.) Музей изобразительного искусства.Москва.


"Мать и дитя" (1904, Музей Фогга, Кембридж, штат Массачусетс, США)


Завтрак слепого". 1903 гКоллекция: Нью-Йорк, Музей искусства Метрополитен

"Розовый период" (1904 - 1906) характеризуется более жизнерадостными тонами - охристыми
и розовыми, а также устойчивыми темами изображений - арлекинами, бродячими актерами,
акробатами
Очарованный комедиантами, ставшими моделями его картин, он часто посещал цирк Медрано;
в это время арлекин - любимый персонаж Пикассо.


Пабло Пикассо, два Акробаты с собакой, 1905


Пабло Пикассо, Мальчик с трубкой, 1905

"Африканский" период (1907 - 1909)
В 1907 году появилась знаменитые "Авиньонские девицы". Над ними художник работал больше года -
долго и тщательно, как не работал до этого над другими своими картинами.
Первая реакция публики - шок. Матисс был в бешенстве. Даже большинство друзей не приняли эту работу.
"Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином", -
говорил художник Жорж Брак, новый друг Пикассо. Скандальная картина, название которой дал
поэт А. Сальмон, была первым шагом живописи на пути к кубизму, а многие искусствоведы считают
ее отправной точкой современного искусства.


Королева Изабелла.1908г.кубизм Музей Изобразительных искусств.Москва.

Пикассо также был писателем. Он написал около 300 стихотворений и две пьесы.

Вверху: Арлекин и Companion, 1901. Пабло Пикассо (1881-1973)
в настоящее время экспонируется в рамках Галерея Курто вСтать Пикассо выставки.
Фото: Государственный музей А. С. Пушкина, Москва


Акробаты.Мать и сын.1905г


Пабло Пикассо.Влюблённые.1923г

Картина Пикассо "Обнаженная, зеленые листья и бюст", на которой изображена его
любовница Мари-Терез Вальтер, была продана на аукционе за $ 106,5 миллиона.
Этим побив рекорд для картин продающихся на аукционе,
который был установлен картиной Мунка "Крик".

Крали картины Пикассо чаще,чем любого другого художника.
550 его работ числятся пропавшими без вести.
Вверху: Плачущая женщина 1937 года Пабло Пикассо
Фото: Гай Bell / Alamy

Вместе с Жоржем Браком, Пикассо основал кубизм.
Также он работал в стилях:
Неоклассицизм (1918 - 1925)
Сюрреализм (1925 - 1936) и др.


Пабло Пикассо.Две читающие девушки.

Пикассо подарил обществу свои скульптуры в г. Чикаго, США в 1967 году.
Друзьям он дарил картины неподписанные.
Он говорил:иначе вы их продадите,когда я умру.

Ольга Хохлова в последние годы жила в Канне в полном одиночестве.
Она долго и мучительно болела и 11 февраля 1955 года скончалась от рака
в городской больнице. На похороны пришли только ее сын и несколько друзей.
Пикассо в это время в Париже заканчивал картину «Алжирские женщины» и не приехал.

Две любовницы Пикассо- Мари-Терез Вальтер и Жаклин Рок (которая стала его женой)
покончили с собой. Мария-Тереза повесилась через четыре года после его смерти.
Рок застрелилась в 1986 году, через 13 лет после смерти Пикассо.

Мать Пабло Пикассо говорила: «С моим сыном, который создан только для самого себя
и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина»

Вверху: Сидящий Арлекин, 1901. Пабло Пикассо (1881-1973)
в настоящее время экспонируется в рамках Галерея Курто вСтать Пикассо выставки.
Фото: Музей Метрополитен Музей Метрополитен / Art Resource / Scala, Флоренция

Согласно пословицы Испания это страна, в которой мужчины презирают секс,
но живут ради него. «Утром - церковь, днем - коррида, вечером - бордель» -
этого кредо испанских мачо свято придерживался Пикассо.
Сам же художник говорил, что искусство и сексуальность это одно и то же.


Пабло Пикассо и Жан Както на корриде в Валлорисе.1955г


Вверху: Герника Пабло Пикассо, Museo Nacional Centro де Arte Reina Sofia в Мадриде.

Картина Пикассо "Герника" (1937).

Герника - это маленький городок басков на севере Испании, практически стертый с лица земли немецкой авиацией 1 мая 1937 года.
За 3 часа на Гернику было сброшено несколько тысяч бомб, в результате чего 6-тысячный город был уничтожен.

Пикассо был настолько поражён случившимся, что выразил свои эмоции на полотне. «Герника» была написана всего за месяц.

Однажды гестапо устроило обыск в доме Пикассо. Нацистский офицер, увидев на столе фотографию "Герники", спросил: "Это вы сделали?". "Нет" - ответил художник - "это сделали вы".

(Эта история вошла в фильм и меня очень впечатлила. Какое бесстрашие и какая находчивость!!! (Neznakomka_18 )

В годы второй мировой войны Пикассо живет во Франции, где сближается с коммунистами-
участниками Сопротивления (в 1944 Пикассо даже вступает во Французскую компартию).

В 1949 году Пикассо рисует своего знаменитого "Голубя мира" на плакате
Всемирного конгресса сторонников мира в Париже.


На фото: Пикассо рисует голубя на стене своего дома в Мужене. Август 1955.

Последними словами Пикассо были «Пейте ради меня, выпейте за мое здоровье,
вы знаете, я не могу больше пить."
Он умер, когда он и его жена Жаклин Рок, развлекали друзей за ужином.

Пикассо был похоронен в основании замка,который он купил в 1958 году
в Vauvenargues, на юге Франции.
Ему был 91 год. Незадолго до смерти отличавшийся пророческим даром
художник сказал:
«Моя смерть станет кораблекрушением.
Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку».

Так и произошло. Его внук Паблито просил разрешить ему присутствовать на похоронах,
но последняя жена художника Жаклин Рок ответила отказом.
В день похорон Паблито выпил флакон с деколораном - обесцвечивающей химической
жидкостью. Спасти Паблито не удалось.
Его похоронили в той же могиле на кладбище в Канне, где покоится прах Ольги.

6 июня 1975 года от цирроза печени умер 54-летний Поль Пикассо.
Его двое детей - Марина и Бернар, последняя жена Пабло Пикассо Жаклин
и еще трое внебрачных детей - Майя (дочь Мари-Терез Вальтер),
Клод и Палома (дети Франсуазы Жило) - были признаны наследниками художника.
Начались долгие баталии за наследство

Марина Пикассо, унаследовавшая знаменитый особняк деда «Резиденция короля» в Канне,
живет там со взрослыми дочерью и сыном и тремя усыновленными детьми-вьетнамцами.
Она не делает между ними никакого различия и уже составила завещание, по которому
все ее огромное состояние после кончины будет поделено на пять равных частей.
Марина создала носящий ее имя фонд, который построил в пригороде Хошимина
деревушку из 24 домов для 360 вьетнамских сирот.

«Любовь к детям, - подчеркивает Марина, - я унаследовала от бабушки.
Ольга была единственным человеком из всего клана Пикассо, кто относился к нам, внукам,
с нежностью и вниманием. И свою книгу «Дети, живущие на краю света» я во многом
написала для того, чтобы восстановить ее доброе имя.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх