Боккаччо, Джованни – краткая биография. Краткая биография джованни боккаччо

В период эпохи Возрождения в литературе Европы продолжает развиваться поэзия, в которой преобладает сонет. В прозе наиболее популярным становится жанр новеллы, типологические основы которого были заложены в «Декамероне» Джованни Боккаччо.

Работа над новеллами велась в период с 1348 по 1351 годы частично в Неаполе, частично во Флоренции. Вероятно, некоторые рассказы задумывались Боккаччо задолго до начала чумы, охватившей Флоренцию в 1348 году. Сами жуткие события эпидемии 1348 года (тогда от чумы погибли отец и дочь писателя) послужили неким толчком для создания обрамляющего сюжета книги.

Существует мнение, что произведение было создано по «заказу» самой Неаполитанской королевы. Подтверждение этому якобы встречается в одном из писем автора. С помощью жизнеутверждающей литературы правящая элита рассчитывала успокоить горожан, укрепить их веру в счастливое будущее после эпидемии.

Также, можно полагать, что некоторые новеллы были представлены читателям отдельно от книги. В одной из частей «Декамерона» присутствует авторское введение с ответом на критику читателей, из чего следует, что часть новелл была распространена ещё до момента публикации всего произведения.

Жанр, направление

Как было сказано ранее, «Декамерон» был своего рода первоисточником для всей новеллистики Ренессанса. Именно в нем Боккаччо усовершенствовал существующий в литературе современной ему Италии жанр повести-новеллы.

Для создания нового направления в литературе писатель использовал уже существующие элементы, добавив к ним некоторые собственные новшества. Ещё одним, очень важным, элементом в «Декамероне» является использование народного итальянского языка, а не распространенного латинского. Новаторской была и нетрадиционная в то время трактовка всем известных Средневековых фабул, и единая идейная направленность. Также автор рискнул высмеять священнослужителей и саму идею аскезы.

Так, «Декамерон» стал отображением новых граней зарождающегося гуманизма.

Смысл названия

«Декамерон» — с древнегреческого «десять» и «день», означает в буквальном переводе «десятиднев». Подобное название Hexaemeron («Шестоднев») было общепринято у средневековых авторов. Шестодневы, как правило, рассказывали о том, как Бог создавал мир в течение шести дней. «Декамерон» же повествует о создании своего маленького мира, идеального общества, группой юношей и девушек на протяжении десяти дней. Они уединились в своеобразном Ноевом ковчеге и спаслись от чумы, воссоздавая по крупицам прежний порядок вещей.

Ещё одним названием, более простонародным, было «Принц Галеотто», что в итальянском буквально означает «сводник». Вообще, принцем Гелеото (Галехото) звали одного из рыцарей знаменитого короля Артура, способствовавшего запретной связи Джиневры и Ланцелота. И после упоминания в знаменитой «Божественной комедии» Данте, имя принца прочно вошло в народную речь как синоним сводника.

Суть

Обрамляющим сюжетом выступает описание флорентийской чумы 1348 г. Семеро юных девушек в компании трех молодых людей решают бежать из города подальше от болезни и смерти в свои загородные поместья. Там они коротают время, всячески развлекаясь на лоне природы и рассказывая в компании интересные истории, выдуманные или где-то услышанные. Собою они являют некое идеальное общество, где культура и равенство становятся возвышающим началом, представляя ренессансную утопию.

Все происходящие события занимают ровно две недели, но только десять дней посвящены рассказыванию новелл. Ежедневно юноши и девушки выбирают себе «правителя», который избирает тему, так или иначе объединяющую все истории этого дня. Пятница и суббота — дни выходные, когда правителя не избирают и забавных инцидентов не рассказывают. Каждый вечер, после рассказа, одна из девушек исполняла для остальных стихотворную балладу, которые считаются одними из лучших образцов лирики Боккаччо.

Многие новеллы, однако, не были оригинальными авторскими сочинениями. Боккаччо перерабатывал фольклорные мотивы, анекдоты, нравоучительные притчи, которыми изобиловали проповеди священнослужителей, и просто устные рассказы его современников.

Главные герои и их характеристика

В роли рассказчиков у Боккаччо выступают флорентийцы знатного рода. Семь дам, младшей из которых 18, а старшей — 28 лет, и трое юношей, младшему из которых 25, описаны как вполне реальные люди с «говорящими» именами, отражающими главные качества их характеров.

Так, Пампинея с итальянского переводится «цветущая» — она состоит в родстве с одним из сопровождающих дам юношей. Нейфиле (с греческого «новая для любви») принадлежит сердце кого-то из трех молодых людей. В образе Фьяметты («огонек») предстает возлюбленная автора: предположительно под этим именем скрыта внебрачная дочь Роберта Анжуйского, Мария д’Аквино. Ещё одна дама, которой ранее принадлежало сердце Боккаччо, возникает в образе Филомены (также с греческого «любительница пения»). Эмилия (с латинского «ласковая») встречалась в нескольких других произведениях автора. Лауретта – лучше других девушек в искусстве танца и пения; она является некой отсылкой к образу Лауры — возлюбленной известного итальянского поэта, Франческо Петрарки. Имя Элисса же отсылает к Вергилию, так как именно таким было второе имя его Дидоны.

Исследователями творчества Боккаччо отмечается, что образы почти всех дам встречались в более ранних произведениях автора. В юношах же выражены стороны характера самого Боккаччо.

К примеру, Панфило (с греческого «полностью влюбленный») имеет характер серьезный и рассудительный. Филострато (также с греческого «раздавленный любовью») – как правило, чувствителен и меланхоличен. А Дионео (по-итальянски «сладострастный», «преданный Венере») – всегда весел и характером обладает крайне чувственным.

Существует мнение, что количество главных героев «Декамерона» не случайно. Семь дам являются символами четырех натуральных и трех богословских добродетелей, тогда как количество юношей символизирует принятое у древних греков деление души на Разум, Гнев и Страсть. Также, число семь отсылает к числу свободных искусств. А соединившись, они становятся совершенным, по представлениям средневековых философов, числом десять (подобная нумерологическая теория есть и в «Божественной комедии» Данте).

Темы и проблемы

В рамочной композиции, как было сказано ранее, выражено представление об идеальном обществе эпохи раннего гуманизма. В нем продвигаются идеи равенства, любви и свободы, регулируемые сводом неких правил и демократично избираемым правителем.

Сами же новеллы посвящены жизни простых итальянцев, житейским историям людей из различных социальных слоев. Объединяет почти все новеллы характерная для прозаических произведений идея о любви возвышающей и высоконравственной, а также крайне популярное среди народа высмеивание дурных черт духовенства и монашества.

Однако центром внимания у Боккаччо остается проблема личностного самосознания, получившая дальнейшее развитие в философии гуманизма и в целом.

Главная мысль

Так что же хотел сказать нам автор «Декамерона»? Обрамляющий сюжет дает ясное представление о культуре, как об основополагающем звене человеческой жизни. Искусство здесь выступает ещё одним незаменимым фактором формирования личности. Основная идея в том, что само идеальное демократическое цивилизованное общество способно существовать лишь в условиях изоляции на лоне природы, не сталкиваясь с жестокой действительностью, убегая от болезней и смерти. Свобода, равенство и братство между людьми возможны, но только при условии того, что люди сами пойдут друг к другу навстречу. Для этого нужно развивать не слепую веру в абстрактные идеалы, которую так легко направить во зло, а образование и культ здоровых, естественных взаимоотношений в обществе (без рабов и господ, угнетения и смирения).

И сами новеллы, так или иначе, имеют поучительный характер, восхваляют любовь и человеческие добродетели, и высмеивают худшие из людских пороков. Особенно автору не нравится лицемерие, перерастающее в ханжество. Нередко человек под прикрытием моральных устоев совершает мерзости, недостойные того, во что он якобы свято верит. Увы, средневековый народ был не в состоянии понять возвышенную философию религии из-за своего невежества, поэтому, кстати, стал жертвой чумы. Банальная нехватка медицинских знаний сгоняла людей в церкви, где они только распространяли эпидемию, заражая друг друга через различные обряды. Именно эту нелепость повиновения тому, что непонятно и не понято, осуждал образованный автор. Он видел подлинное приобщение к религиозным таинствам лишь в постижении окружающего мира со всеми его закономерностями, иначе даже самое идеальное учение будет лишь удобной системой фраз для самообмана и прозябания в невежестве. Таков смысл книги, который догматики, конечно же, не поняли и поспешили осудить, сжигая и запрещая «Декамерон» на протяжении нескольких столетий.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

(1313-1375) итальянский писатель

В мировую культуру Боккаччо вошел в основном как автор знаменитого «Декамерона». Книги, как и люди, имеют свою репутацию. Есть репутация и у «Декамерона». Спросите о нем у любого человека, не очень глубоко знакомого с историей культуры, и он скорее всего скажет, что это книга о разных любовных похождениях, причем в основном монахов и проходимцев.

Можно сказать, что человечество удержало в своей памяти очень важную сторону знаменитой книги. Но только одну сторону. Были у нее и другие. Например, прямое выражение и защита высокого гуманистического идеала, защита человеческих добродетелей, благородства и великодушия, мужества и терпения. Вообще, книга эта многообразна и показывает человеческие отношения с разных сторон. По аналогии с «Божественной комедией» Данте итальянцы давно уже назвали «Декамерон» «человеческой комедией».

Боккаччо был младшим современником Петрарки. Вместе с ним он стал великим основоположником гуманистической культуры европейского Возрождения. Однако к гуманизму Возрождения великий итальянец пришел своим путем.

Джованни Боккаччо родился во второй половине 1313 года в Чертальдо, небольшом городке под Флоренцией. Некоторые источники указывают, что он родился в Париже. Но история о рождении его в Париже - такая же легенда, как и версия о королевском происхождении его возлюбленной Фьямметты. Джованни был сыном купца Боккаччо ди Келлино, связанного с богатейшими банкирскими домами Барди и Перуцци.

Около 1330 года Боккаччо поселился в Неаполе, где по настоянию отца изучал сперва коммерцию, а затем каноническое право. Ни купца, ни юриста из него не получилось. Его увлекала только поэзия. Именно в Неаполе, в окружении короля Роберта Анжуйского, Боккаччо стал поэтом и гуманистом. Он с жадностью читал Вергилия, Овидия, Тита Ливия и Апулея, меньше занимался филологией, но очень хорошо знал и чувствовал поэзию Данте, французские рыцарские романы и народные былины - кантари.

Главным, однако, были не книги. К гуманистическому открытию мира и человека Боккаччо пришел не столько в результате нового прочтения классиков, сколько под влиянием непосредственного восприятия самой действительности. Для юного флорентийца Неаполь стал окном в яркий и авантюрный мир Средиземноморья - в мир Гомера, арабов, морских разбойников и купцов-мореплавателей, тоже нередко промышлявших корсарством. Соприкосновение с этим миром заставило будущего писателя по-новому задуматься над ролью, которую играют в жизни человека ум, великодушие, мужество, судьба, случай, а также привило ему любовь к романтике, которая составила одну из самых привлекательных сторон его будущих произведений. Неаполь выбил Боккаччо из проторенной колеи сословного уклада и открыл ему глаза на реальную жизнь простых итальянцев.

При дворе короля Роберта он встретил Марию Д"Акви-но, которую под именем Фьямметты («Огонек») прославил во многих произведениях. В Неаполе прошел большой период творчества Боккаччо. Здесь, помимо многочисленных стихотворений, воспевающих Фьямметту, и поэмы «Охота Дианы», написанной под влиянием дантовской «Новой жизни», он создал роман в прозе и две большие поэмы - «Филострато» и «Тезеида», связанные с итальянскими обработками античных сюжетов и французских рыцарских романов. В XIV-XV вв. эти произведения пользовались огромной популярностью и сыграли важную роль в формировании новой итальянской литературы.

В 1340 году Боккаччо пришлось вернуться во Флоренцию по настоянию разорившегося отца. Однако торговые операции его по-прежнему не увлекали. Он продолжал заниматься поэзией и постепенно втянулся в общественную и политическую жизнь родного города. Боккаччо был первым гуманистом на службе у Флорентийской республики. В середине XIV века он стал одним из ее авторитетнейших дипломатов. Именно флорентийский народ - «пополо» - с его жизненными, общественными, а также эстетическими идеалами помог Боккаччо в полной мере постичь жизнь. Его повседневный быт, интересы и привычки отразились в повести «Фьямметта», написанной в 1343 году.

Вершина творчества писателя - «Декамерон» - был написан в 1350-1353 годах. Это самая ранняя из великих книг литературы Нового времени. Она появилась раньше «Гаргантюа и Пантагрюэля», раньше «Дон Кихота». Она была написана на заре европейской цивилизации. И вместе с тем «Декамерон» и сейчас абсолютно живая книга.

То, что это произведение появилось так рано, вызвано особенностями итальянской истории. Появление великой литературы в конечном счете всегда является откликом на великие исторические события, знаменующие возвышение нации, важным шагом в ее историческом развитии. Так, ликвидация феодальной раздробленности, укрепление центральной власти и превращение Англии во владычицу морей породили Шекспира и его плеяду.

То же произошло в Италии, которая в XIII-XIV веках выдвинула Данте, Петрарку и Боккаччо. За два века до этой литературной эпохи итальянские города нанесли поражение феодалам и превратились в независимые города-коммуны, жизнь которых носила свободный и демократический характер.

Критики Боккаччо пытались доказать, что «Декамерон» подрывает устои религии и морали. Возражая лицемерным критикам, автор говорил, что при желании непристойности можно обнаружить даже в Библии. Он специально оговаривал, что его новеллы не предназначены для погрязших в ханжестве бюргеров и их жен - для тех, «кому надо читать «Отче наш» либо испечь пирог или торт своему духовнику».

В качестве сюжетного материала Боккаччо в равной степени использовал анекдоты, составлявшие значительную часть городского фольклора, и религиозно-нравоучительные «примеры», которыми уснащали проповеди прославленные служители церкви, а также французские фаблио и восточные сказки, «Метаморфозы» Апулея и устные рассказы современных ему флорентийцев. Все эти повествования оформлены как рассказы семи девушек и трех юношей, которые решили покинуть пораженный чумой город и насладиться общением друг с другом в одном из близлежащих поместий.

Главным в «Декамероне» оказались новые идеи. Это не сборник разрозненных рассказов, а цельное, внутренне законченное произведение. Флоренция в нем - не условное место действия. Это настоящая Флоренция XIV века, с ее социальным укладом, с ее людьми, среди которых встречаются известные мастера культуры, с ее оставившими память событиями. К их числу относится ужасная эпидемия чумы, обрушившаяся на «лучший город во всей Италии» в 1348 году и унесшая огромное количество человеческих жизней. С подробного описания чумы Боккаччо и начинает свою книгу.

С замечательной откровенностью повествует он о делах католического клира и особенно охотно - о монашеской братии. В средневековой новеллистике у него были предшественники, но он превзошел их силой и яркостью своего смелого дарования. Вопросы догматические автора не интересовали. Его привлекала только жизнь в ее многообразии. И, конечно, Боккаччо не был бы Боккаччо, если бы в самом своем значительном произведении не отвел достойного места земной человеческой любви. Любовь в «Декамероне» не только буйство плоти, это - большое чувство, способное преобразить человека, поднять его на значительную высоту. О силе и стойкости любви повествуют многие новеллы «Декамерона» . Для героев Боккаччо без сильной любви нет подлинной жизни на земле. При этом среди причин, ведущих к трагической развязке, особое место занимает сословное и имущественное неравенство.

Со страниц «Декамерона» на читателя смотрела живая Италия, многоликая и многоцветная. Из всех итальянских городов Боккаччо особенно охотно описывает Флоренцию и Неаполь. Они ему хорошо известны, с ними связано многое в его жизни. Наслаждаясь беседами и поэзией, рассказчики «Декамерона» продолжают жить слаженной общественной жизнью. Смех, радостное жизнелюбие и свобода, царящие в созданном ими обществе, возникли не потому, что в зачумленной Флоренции пал авторитет как божеских, так и человеческих законов, а, напротив, потому, что, вопреки чуме, «республика поэтов» сохраняет верность нормам общечеловеческой морали. Общество рассказчиков «Декамерона» связано и с вполне реальным Боккаччо, и с современной Флоренцией.

В «Декамероне» писатель обогнал свой век. Книга имела колоссальный успех и была почти сразу переведена на многие языки. Над ней хохотали во Флоренции, Лондоне и Париже. В Италии ее проклинали с церковных кафедр, что только усиливало ее популярность. Жанр сборника коротких рассказов после Боккаччо стал невероятно популярным во всей европейской литературе, но прежде всего в Италии.

С приближением старости впечатлительный и неуравновешенный писатель, испытывая страх перед смертью, стал придавать большее значение вере и церковным обрядам. Однако творчество позднего Боккаччо не дает оснований сказать, что его миропонимание серьезно изменилось. Об этом говорит и его общность с другим великим гуманистом - Франческо Петраркой, дружба с которым достигает в эти годы вершины.

Произведения, написанные Боккаччо по-латыни, менее оригинальны и интересны, чем его ранняя поэзия и «Декамерон». Наибольшее значение из всех латинских сочинений Боккаччо для дальнейшего развития литературы Ренессанса во всей Европе имел обширный трактат об античной мифологии - «Генеалогия языческих богов» (1350-1363). Вызвали интерес и его трактаты «О знаменитых женщинах» и «О несчастиях знаменитых людей».

В последний период своего творчества Боккаччо сохранил интерес к народному языку и к народной культуре даже в ее самых непосредственных фольклорных проявлениях. В последние годы самоотверженность писателя и его умение предварять грядущее направление мыслей проявилось в трудах о Данте, положивших начало новому литературоведению.

Боккаччо всегда ценил гений Данте. Он стал автором первой биографии великого поэта, написал комментарий к 17 песням «Божественной комедии». Примерно за год до своей кончины, в октябре 1373 года, писатель получил от Флорентийской коммуны поручение прочесть публичные лекции о бессмертной поэме Данте. Боккаччо читал их в церкви Сан-Стефано до января следующего года, когда болезнь вынудила его отказаться от этого.

Умер Боккаччо в Чертальдо 21 декабря 1375 года. На надгробии писателя написано: «Занятием его была благая поэзия». Гуманизм творчества Джованни Боккаччо неистребим, как сама жизнь. Интерес к «Декамерону» и другим произведениям великого итальянского писателя существовал вчера, существует сегодня и будет существовать завтра.

Его новеллы называют предтечей европейского эротического романа. Многие авторы современных скандальных произведений считают его своим духовным отцом. Имя Боккаччо осталось в истории благодаря одному произведению, внесенному в список книг, запрещенных католической церковью.

Биография Джованни Боккаччо

Внебрачный сын француженки и флорентийского купца Джованни Боккаччо родился в 1313 году в Париже. Вскоре отец, уладив во Франции торговые дела, перевез семью во Флоренцию. 17-летнего Джованни отправили в Неаполь изучать право и естественные науки. Юноше хватало времени не только на посещение Большой королевской библиотеки, но и на куртуазные беседы с дамами на берегу Неаполитанского залива.

Благодаря особому положению флорентийца в Неаполе Джованни был принят при дворе короля Роберта Анжуйского. Самая красивая легенда из жизни Боккаччо гласит, что он влюбился в побочную дочь короля – красавицу Марию Таквино – и слагал для нее стихи. А затем, на могиле римского поэта Вергилия, пылкий юноша поклялся посвятить свою жизнь служению изящной словесности.

Вернувшись во Флоренцию, 23-хлетний Боккаччо не спешит приступать к судебной практике. Сыну богатого купца не нужно заботиться о хлебе насущном, и он может заняться литературой. Он настолько глубоко изучает творчество , что вскоре, по поручению флорентийских властей, читает горожанам лекции о жизни и произведениях своего великого земляка.

Боккаччо создает свои первые поэмы, основанные на сюжетах древнегреческих мифов. Затем он переходит к прозе. В 1343 году он пишет повесть «Фьяметта». Любвеобильный Джованни, прекрасно изучивший женскую душу, впервые в Европе делает женщину главной героиней романа и показывает ее переживания.

В 1348 году опустошительная эпидемия чумы, охватившая всю Западную Европу, добирается и до Флоренции. Боккаччо спасается от «черной смерти» в загородном имении. Вероятно, именно там ему приходит идея романа, состоящего из десяти рассказов благородных молодых людей, которые, также спасаясь за городом от чумы, в течение десяти дней коротают время за веселыми историями. «Декамерон» переводится на русский как десятидневный цикл. Книга была окончена автором в 1353 году.

Его знаменитому другу – Франческо Петрарке – так понравилась новелла о Гризельде, что он даже перевел ее на латынь. В «Декамероне», на основе фольклорных произведений, анекдотов, застольных разговоров и побасенок Боккаччо создал портрет итальянской жизни эпохи Возрождения. В героях Боккаччо угадывались реальные люди, современники поэта. Взяв за основу классический римский слог, Боккаччо смело ввел в каждую из ста новелл романа итальянскую народную речь с ее сочным юмором.

Многие новеллы полны насмешек над монахами – скрягами, обжорами и развратниками. Но наиболее прочно за книгой закрепилась слава эротического романа. Причем даже в самых скабрезных эпизодах «Декамерона» эротика не превращается в порнографию. Спасают дело юмор, ирония и жизнерадостность самого автора.

Джованни Боккаччо никогда не стремился публиковать свои сочинения. Не пристало солидному, 43-хлетнему горожанину признаваться в авторстве легкого любовного чтива. Тем более, что долгое время Боккаччо исполнял почетные дипломатические миссии от имени Флорентийской республики и пользовался большим уважением среди сограждан.

Боккаччо решает полностью посвятить себя серьезной публицистике. Но по иронии судьбы латиноязычный трактат о знаменитых женщинах, многотомная генеалогия богов, над которой он упорно работал двадцать лет, не стали популярны. Знатоками больше ценится биографическая повесть «Жизнь Данте Алигьери» и комментарии к «Божественной комедии» Данте.

Последние годы жизни Боккаччо словно подменили. Одни биографы полагают, что он занялся религиозными исканиями, другие считают, что всему виной – многочисленные любовные неудачи и переживания. Говорят, что последней каплей стала любовная связь с одной флорентийской вдовой легкого поведения. С годами Боккаччо стал женоненавистником и ярым противником брака. Он даже принял духовный сан, словно забыв свои едкие насмешки над церковниками. Он дожил до 62-х лет и умер в собственном имении близ Флоренции в декабре 1375 году.

  • «Декамерон» увидел свет только спустя столетие после смерти автора. На основе историй, рассказанных в нем, создавали собственные произведения , Лопе де Вега, и многие другие авторы.

БОККАЧЧО (Boccaccio ) Джованни (1313-1375), итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть "Фьямметта" (1343, опубликована в 1472), пасторали, сонеты. В главном произведении "Декамерон" (1350-53, опубликовано в 1470) - книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, - многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма "Ворон" (1354-55, опубликована в 1487), книга "Жизнь Данте Алигьери" (ок. 1360, опубликована в 1477).

БОККАЧЧО (Вoccaccio ) Джованни (1313, Париж - 21 декабря 1375, Чертальдо, Тоскана, Италия), итальянский поэт, писатель, знаток классической древности.

Родился в Париже, но всю сознательную и творческую жизнь был связан с такими центрами культуры итальянского Ренессанса, как Неаполь и Флоренция. Был внебрачным сыном француженки благородного происхождения и богатого флорентийского купца, по настоянию которого в очень раннем возрасте стал изучать право, банковское и торговое дело в компании Барди - знаменитого купеческого семейства.

С 1330 находился при отце в Неаполе, который был поставщиком двора неаполитанского короля Роберта Анжуйского. Именно этот государь, покровитель искусств, заметил дар юного Боккаччо, который, по собственному его признанию, стал сочинять стихи, как только выучил буквы. Творческое призвание Боккаччо, его интерес к изящным искусствам и классическим древностям были поддержаны и получили развитие в общении с кругом художников, поэтов и мыслителей, приближенных ко двору Роберта Анжуйского. В разное время при этом блестящем дворе находились Джотто, Чино да Пистойя, Варлаам Калабрийский; королевским библиотекарем, который давал уроки молодому Боккаччо, был Паоло Перуджино. Любовь к встреченной в Неаполе Марии д"Аквино, побочной дочери короля, вдохновила многие произведения любовной лирики Боккаччо.

Именно во время пребывания в Неаполе на могиле Вергилия Боккаччо поклялся посвятить всю свою жизнь служению изящным искусствам и поэзии. Здесь в молодые годы он создал несколько пользовавшихся популярностью произведений: "Охота Дианы" - поэтическое сочинение в терцинах (около 1336), в котором благородные неаполитанские дамы представлены героинями античных мифов - спутницами богини Дианы, "Филострато" (1338 г.) - поэма в октавах на темы Троянского цикла, "Тесеида" (1339). Все эти сочинения написаны на народном итальянском языке - так называемом "вольгаре" и часто являются переделками сюжетов южнофранцузских средневековых произведений.

В 1340 Боккаччо по настоянию отца возвращается во Флоренцию. За исключением небольшого срока в 1351, когда он находился в стесненных обстоятельствах после смерти отца, он избегал занимать постоянные должности в коммунальной иерархии или на службе у влиятельных лиц. При этом в течение жизни Боккаччо охотно исполнял почетные дипломатические миссии от имени Флорентийской республики, был членом посольств, отправляемых в Романью (1351.), в Равенну и Рим (1367), Неаполь (1351), Авиньон (1354 и 1365), Венецию (1367 и 1368.). Очевидно, что Боккаччо пользовался уважением и авторитетом среди сограждан.

В период жизни во Флоренции создал прославившие его прозаические сочинения: "Фьяметта" (1343), "Декамерон" (1348-1353), а также поэтический цикл "Фьезоланские нимфы" (1345). Литературный шедевр Боккаччо "Декамерон" стал образцом совершенства языка и стиля для итальянских авторов, классикой мировой литературы. "Декамерон" представляет собой сто историй, рассказанных от имени благородных флорентийских дам и молодых людей; повествование проистекает на фоне эпидемии чумы ("черной смерти"), от которой скрывается благородное общество в загородном имении, и исполнено тонкого психологизма и неожиданных коллизий.

С 1340-х гг. Боккаччо работал над "Генеалогией языческих богов" (сочинение в 15-ти книгах, посвященное разбору античной мифологии, в том числе географии мифов). В 1350 он знакомится с Петраркой, ставшим его лучшим другом. Вокруг Боккаччо образовался кружок гуманистов, среди которых впоследствии прославились Колюччо Салютати и Филиппо Виллани. Кроме того, Боккаччо выхлопотал у отцов города учреждение кафедры греческого языка, которую занял грек из Калабрии Леонтий Пилат (1359). Боккаччо не только принял учителя в собственном доме и содержал за свой счет, но также приобретал для нужд обучения ценные греческие рукописи и, видимо, осуществлял литературную обработку переводов Леонтия с древнегреческого. Хотя Леонтий Пилат был не самым лучшим и образованным комментатором "Илиады" и "Одиссеи", но все же он смог подготовить для Запада первый латинский перевод гомеровских поэм.

Боккаччо также сделал все возможное для того, чтобы флорентийские власти предоставили Петрарке возможность безбедно жить и творить во Флоренции, но тот уклонился от предложенной чести. Дружеское общение и переписка двух великих гуманистов продолжалась многие годы, в частности, в начале 1360-х гг. - в период тяжелых потрясений и нравственных исканий - Боккаччо сам пользуется гостеприимством Петрарки: переезжает в 1363 в Венецию, где тот обосновался.

В последний период жизни наряду с продолжением работы над "Генеалогией языческих богов" (вплоть до 1371) главным делом Боккаччо стало прославление личности и творчества - великого предтечи гуманизма. Боккаччо пишет "Комментарии к Божественной комедии" (около 1362), что впоследствии стало традиционным для гуманистов, "Похвальное слово Данте" (около 1360), а также, перед самой смертью, цикл публичных лекций о нем, прочитанных в церкви Св. Стефана во Флоренции. Эти произведения были единственными сочинениями, написанными Боккаччо на вольгаре в зрелый период его жизни. Боккаччо теперь предпочитает писать произведения на латыни и в более серьезных жанрах, чем прежде. В 1351-1367 он написал на латинском "Буколическую поэму" (подражание Вергилию), трактаты "О несчастьях знаменитых людей" и "О знаменитых женщинах" (более ста биографий от Евы до королевы Иоанны Неаполитанской, наследницы короля Роберта). Этот последний трактат по своему настрою представляет собой полную противоположность юношеским сочинениям, полным духа гедонизма, таким как "Охота Дианы" и др.

В конце 1350-х - начале 1360-х Боккаччо пережил глубокий душевный кризис, причину которого одни биографы видят в любовных неудачах и разочарованиях, другие, напротив, в закономерном обретении духовной зрелости путем серьезных религиозных исканий. В 1362 Боккаччо даже принял духовный сан под влиянием монаха Джоаккино Чани и не только отрекся от гедонистического духа прежних сочинений, но и стал утверждать, что даже признанные церковью институты брака и семьи опасны и пагубны для культурного и нравственного развития. Такая нетерпимость к женщинам, которую Боккаччо стал проявлять в последний период жизни, вызвала полемику со стороны других гуманистов, например, . Но, видимо, именно это обстоятельство позволило флорентийскому епископу, хорошо знавшему Боккаччо, аттестовать автора "Декамерона" и множества любовных стихотворений, известного своими сердечными увлечениями и оставившего после себя несколько незаконнорожденных детей, как "мужа безупречной чистоты веры и нравов".

Джованни Боккаччо (1313–1375) – великий писатель XIV века, создатель итальянской прозы. Его семья происходила из местечка Чертальдо во флорентийской области, а потом переселилась во Флоренцию и получила там право гражданства. Но Джованни на всю жизнь сохранил любовь к Чертальдо и часто называл себя «чертальдцем». Он был побочный сын. Отец, бывший купцом, дал ему хорошее воспитание во Флоренции и послал его в Париж для практического изучения торгового дела. Но у юноши было пылкое воображение, он не хотел заниматься торговлей. Отец велел Джованни учиться юриспруденции; по принуждению он занимался ею несколько лет, но и это было ему скучно. Он с любовью изучал римскую литературу, научился в Неаполе греческому языку, важность которого доказывал Петрарка .

Сделавшись самостоятельным человеком, Боккаччо занялся исключительно наукой и поэзией. Слава Петрарки увлекала его к подражанию (см. также статью Петрарка и Боккаччо). Подобно Петрарке, он собирал книги, сам переписывал для себя те, которых не мог купить; подобно Петрарке, писал латинские и итальянские стихи, латинские трактаты о генеалогии богов, о древней географии, о знаменитых женщинах. Он очень высоко ценил «Божественную комедию », написал биографию Данте ; по его убеждению флорентийцы учредили кафедру для лекций о «Божественной комедии»; он сам был первым её профессором и читал лекции об «Аде ».

Джованни Боккаччо. Художник Андреа дель Кастаньо. Ок. 1450

Большое влияние на поэтическую деятельность Боккаччо имело его знакомство с Марией, побочной дочерью короля неаполитанского Роберта. Она была жена вельможи, красавица, женщина очень образованная и милого характера. Любовь к ней отвлекла Боккаччо от пошлых удовольствий, облагородила его мысли; её внимание возбуждало его поэтическую деятельность. Он прославляет ее под именем Фьяметты в знаменитом романе, с глубокой верностью описывающем чувства и мысли влюбленного. Заглавием романа служит имя героини. В её честь написано и другое произведение Боккаччо, «Филокопо», роман во вкусе французских рыцарских поэм. Он посвятил Марии свои поэмы «Тезеида» и «Филострато», написанные октавами, строфой, которую Боккаччо сам и изобрёл. В его поэмах смешаны классические элементы с романическими, имена древних богов с идеями рыцарских времен; но описания в них верны природе, живы и ярки. В этом отношении Боккаччо выше Петрарки, в поэзии которого преобладает искусственность и мало энергии. В поэмах Боккаччо больше жизненных образов, чем в произведениях его друга, которому он подражал.

Джованни долго жил в Неаполе при роскошном дворе королевы Иоанны; потом исполнял поручения флорентийского правительства, бывал несколько раз послом. В Неаполе он участвовал во всех веселостях высшего общества и вообще любил развлечения; но никогда не покидал ученых и поэтических занятий. С неутомимым усердием он разыскивал произведения древней литературы, похороненные в монастырских библиотеках, возбуждал образованных людей к изучению их. По его убеждению во Флоренции была учреждена кафедра греческого языка, на которой читались лекции о Гомере и Платоне . В старости Боккаччо сожалел о легкомыслии и соблазнительности содержания своих поэтических произведений, стал заниматься богословием, впал в мистицизм, пошел в монахи. Последнее время его жизни было опечалено смертью Петрарки. Он умер через полтора года после своего друга (21 декабря 1375).

Джованни Боккаччо разделял все хорошие и дурные качества современного ему общества и очень ярко изображал его жизнь, то насмешливо, то серьезно. Его произведения дышат знойной страстностью. Число их велико. Кроме тех, о которые уже упомянуты выше, он написал аллегорическую поэму «Фьезоланские нимфы» (Ninfale Fiesolano ), сатирическую поэму «Корбаччо, или Лабиринт любви» (Il corbaccio o Labirinto d" amore ) (он высказывает в ней свою досаду на вдову, которая отвергла его любовь); написал пастушескую поэму «Амето» (Ameto ), в которой смешаны проза и стихи. Но самое знаменитое его произведение «Декамерон », (Il Decamerone ), сборник рассказов (новелл) очень разнообразного содержания: есть между ними трогательные, трагические, есть шутливые до неприличия; но все они очень живы.

Новеллы «Декамерона» вставлены в рассказ о том, как общество, состоявшее из десяти родных или близких знакомых, удалилось из Флоренции от ужасной чумы 1348 года в прекрасную виллу, находившуюся в двух милях от города. Общество состояло из семи девушек, красивых, образованных, и трех молодых людей. Боккаччо превосходно описывает виллу и жизнь их на ней. Эта десять родных и друзей избирают себе каждый день королеву или короля; все поочередно занимают эту должность. Королева или король назначает другим их обязанности; общая цель всех должностей – заботы о том, чтобы время шло приятно. День проходит в домашних занятиях и в разных развлечениях; любовь и дружба делают радостными всех. По вечерам общество собирается в саду; все должны поочередно рассказать что-нибудь. Введением к этим рассказам служит знаменитое описание чумы во Флоренции, чрезвычайно живое и верное действительности.

Талант рассказчика у Боккаччо очень велик, богатство его воображения неистощимо. Некоторые его рассказы обрисовывают жизнь величественными чертами, другие дают уроки житейского благоразумия, третьи осмеивают пороки, в особенности безнравственность духовенства: эти сатирические рассказы послужили темами для назидательных рассуждений Петрарки. Материалом для рассказов Джованни Боккаччо часто берет исторические события, упоминания о которых мы находим у историков того времени. Другие рассказы он берет из провансальских баллад и легенд; некоторые изобретает сам; но и на чужие он кладет печать своего гения, передает их с такой художественной прелестью, что они становятся его собственным достоянием.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх