Алагез спасательное судно. Корабль «Алагез»: скорая помощь на Тихоокеанском флоте

Экспериментальная спасательная ПЛ пр.666

Спасательная ПЛ БС-257(пр.940)

Спасательная ПЛ БС-468(пр.940)

Опытовое судно ОС-3

Первым носителем ПА на Чёрном море стало «Опытное судно-3»(ОС-3), переоборудованное из кранового судна «Кинжал» в 1969-70 годах. На судне установили дизель-генератор для зарядки АБ подводных аппаратов, компрессов ВВД. ОС-3 не имел трюма для размещения ПА и на верхней палубе в нос от крана смонтировали фундамент для АРСа, а в корму приварили комингс-площадку для СП

Водоизмещение - 3 000 тонн;

Длина - 94,5 метра;

Ширина - 13,6 метра;

Осадка - 2,15 метра;

Экипаж - 60 человек;

Скорость хода - 8 узлов;

Количество ПА - 2.

Спасательное судно "Коммуна"


В 1912 году на Путиловской верфи в Санкт-Петербурге было заложено спасательное судно подводных лодок «Волхов». В 1915 году «Волхов» вошёл в состав Балтийского флота. В 1922 году СС «Волхов» получило новое имя «Коммуна». В 1967 году СС «Коммуна» перешло на Черноморский флот

Водоизмещение - 3 100 тонн;

Длина - 96 метров;

Ширина - 18,6 метра;

Осадка - 3,7 метра;

Экипаж - 99 человек;

Скорость хода - 8,5 узла.

В 1969-73 годах на Севастопольском морском заводе им. С.Орджоникидзе СС «Коммуна» прошло ремонт и модернизацию для несения и испытания глубоководных аппаратов, а так же испытания макетов корпусов новейших ПЛ.

1973-81 годах СС «Коммуна» проводило испытания и эксплуатацию опытного рабочего ПА пр.1832 АС-6(«Поиск-2»)

В 1998 годупосле расформирования288-й группы ПЛ СН ЧФ АС-5 перебазирован на СС «Коммуна» в составе 37-й бригады СС ЧФ.

В 2007 году СС «Коммуна» передала спасательный аппарат АС-5 в состав 54-й бригады СС БФ Балтийского флота с базированием на Балтийск.

СС «Коммуна» и сегодня продолжает нести службу в составе 1-й группы 145-го отряда спасательных судов Черноморского флота России с базированием на Севастополь.

Океанское поисково-спасательное судно "Эльбрус"(пр.03570)


Головное океанское ППС «Эльбрус»(пр.357) было заложено 20 апреля 1974 года на «Черноморском судостроительном заводе им.61 коммунара» в Николаеве и 21 августа 1976 года спущено на воду.

16 января 1981 года на ПСС «Эльбрус» был поднят военно-морской флаг и судно вошло в состав КЧФ.

В апреле 1984 года ПСС «Эльбрус» с ПА АС-5, АС-17 и АС-8 вышла на первую трёхмесячную боевую службу для обеспечения деятельности 5-й эскадры в Средиземном море.

В 1986 году ПА АС-4 и АС-11 и водолазы с борта ПСС «Эльбрус» подняли 45 тел погибших с теплохода «Адмирал Нахимов».

1987 год 31 марта - 10 апреля АС-1 с борта СС "Эльбрус" участвовал в поисках останков самолета СУ-15, упавшего на рейде Севастополя.

В 1989 году ПСС «Эльбрус» пришёл в Николаев и встал на «Черноморском судостроительном заводе им.61 коммунара» в средний ремонт.

В июле 1994 года ремонт прекращён и ПСС «Эльбрус» отбуксирован в Угольную гавань Севастополя

1 декабря 1997 года ПСС «Эльбрус» и базировавшиеся на него ПА АС-4, АС-6, АС-8 и АС-11 исключены из состава Черноморского флота.

В июле 2002 года ПСС «Эльбрус» вывели из севастопольской бухты передали иностранным покупателям для буксировки к месту разборки.

Океанское поисково-спасательное судно "Алагез"(пр.03570)


Второе океанское ПСС «Алагез»(пр.537) было заложено в октябре 1979 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и спущено на воду 28 апреля 1988 года.

21 января 1989 года ПСС «Алагез» вступило в строй и было зачислено в состав 37-й бригады спасательных судов КЧФ для проведения опытной эксплуатации.

29 июня 1990 года ПСС «Алагез» с АС-27(пр.1832) и АС-30(пр.1855) ушло на Тихоокеанский флот и вошло в состав 34-й бригады аварийно-спасательных судов КТОФ с базированием на Владивосток.

В начале 2000-х годов ПСС «Алагез» прошёл средний ремонт во Владивостоке и в 2006 году ПСС «Алагез» перебазирован на Камчатку.

В 2008 году АС-30(пр.1855) перебазирован во Владивосток в состав 34-й бригады СС ТОФ на борт СС «Саяны».

Сегодня ПСС «Алагез» проходит службу в 438-м отдельном дивизионе спасательных судов Камчатской флотилии разнородных сил ТОФ.

Морское поисково-спасательное судно "Михаил Рудницкий"(пр.05360)


ПСС «Михаил Рудницкий» построено в 1977-78 годах на Выборгском судостроительном заводе. Судно названо в честь конструктора ПЛ «М» и «К» контр-адмирала Рудницкого Михаила Алексеевича.

16 июня 1979 года судно вошло в состав 158-го дивизиона 37-й бригады аварийно-спасательных судов ЧФ. ПСС «Михаил Рудницкий» вооружили рабочим ПА АС-4(пр.1839) и спасательным ПА АС-11(пр.1837).

1979 год лето - осень АС-8(пр.1832) прошел программу заводских и ходовых испытаний. Испытания проходили, базируясь на судно-носитель «Михаил Рудницкий».

1980 год 24 - 26 июня АС-5. участвовал с борта СС «Михаил Рудницкий» в учении «Оказание помощи ЗПЛ и вывод л/с» на глубине 120 метров.

1982 год 10 февраля - 30 марта АС-1 Обследование кабеля связи Севастополь - Варна с борта СС «Михаил Рудницкий».

1985 год 24 декабря - 17 апреля АС-1 Выполнил задачи боевой службы на борту СС «Михаил Рудницкий» в Средиземном море.

1989 год март - июнь АС-8 и АС-24 На борту СС «Михаил Рудницкий» осуществил переход на Северный флот и обратно. В марта и апреле выполнял рабочие погружения с целью обеспечения работ по обследованию затонувшей ПЛ «Комсомолец». 27-28 апреля осуществил погружение на 1700 метров.

С 1998 судно несёт службу в составе 88-й бригады СС КСФ.

Морское поисково-спасательное судно "Георгий Козьмин"(пр.05360)

Может ли судно быть дважды спущено с наклонного стапеля, единожды поднято обратно на него, в конце концов, остаться недостроенным?

Вы думаете – нет? Ошибаетесь!

Оказывается, может. Такая судьба постигла спасательное судно «Аюдаг» проекта 05430 «Гиндукуш».

Обычно, о судьбе этого уникального судна, вспоминают после какой-нибудь крупной катастрофы на море с человеческими жертвами. Большие начальники важно надувают щеки, виновато опускают глаза и с огромной неохотой говорят о том, что новое, наполовину построенное спасательное судно было порезано на металлолом из-за проблем с финансированием.

А начиналась эта история со строительства серии спасательных судов проекта 537 на судостроительном заводе имени 61 коммунара в городе Николаев. Головное судно проекта «Эльбрус» было построено в 1980 году, а его модернизированный брат «Алагез» – в 1989 году.

Изначально предполагалось построить четыре спасательных судна такого проекта, по одному на каждый флот. Но жизнь внесла свои коррективы.

В 1984 году, поисково-спасательная служба ВМФ заказала проект нового спасательного судна подводных лодок Западному ПКБ г. Ленинграда. Проект 05430 получил название «Гиндукуш». Главным конструктором был назначен С.В. Чежин, заместителями Ю.Н. Ланцеховский и В.Л. Бескин. После смерти С.В. Чежина главным конструктором назначили Г.П. Курилко, а заместителями В.Л. Бескина и В.Ф. Дьяконова.


Основные характеристики спасательного судна проекта 05430 «Гиндукуш»:

Водоизмещение полное, т - 7000

Длина, м – 128

Ширина, м – 18,6

Осадка. м – 5,1

Скорость полного хода, уз – 15

Дальность плавания - 3000 миль (10 уз)

Силовая установка: 2х4500 кВт

Специальное снаряжение:

Спасательный глубоководный

аппарат пр.18270

Спасательный глубоководный

аппарат пр.18271


От спасателей предыдущих поколений «Аюдаг» отличался, в частности, тем, что был оснащен системой динамического позиционирования, позволявшей с помощью космической связи и без якорного закрепления удерживать судно точно над погруженным под воду объектом.

Обеспечить высокую точность позиционирования судна в пределах допустимого «пятна» над затонувшим объектом должны были пять подруливающих устройств ПУ 500 (разработчик – КБ «Винт») и два двигателя с ВРШ (разработчик и изготовитель – завод «Русский дизель»).

В районе мидель шпангоута в эллинге, на комингсе декомпрессионной камеры должен был разместиться автономный обитаемый спасательный подводный аппарат пр. 18270 «Бестер» (разработчик – ЦКБ «Лазурит») с глубиной погружения до 720 метров.

Экипаж аппарата состоял из 6 человек, а количество спасаемых подводников - 18 человек. Спуск и подъем подводного аппарата обеспечивался 50-тонным выдвижным мостом при волнении моря до 4-5 баллов (разработчик ПКБ «Прогресс»).

На борту размещался глубоководный водолазный комплекс проекта 10471 (разработчик ЗПКБ), позволяющий длительно работать на глубинах до 300 м.

Судно должно было иметь буксирную лебедку с тяговым усилием 600/300 кН, набор радиолокационных станций, гидролокационных станций и гидроакустическую станцию, позволявших судну эффективно выполнять поисковые и спасательные работы.

В 1985 году проект был рассмотрен на заседании Президиума научно технического совета министерства судостроительной промышленности и получил полное одобрение.

В 1986 году закончилась разработка рабочей конструкторской документации и на судостроительном заводе им. 61 коммунара в Николаеве началась подготовка производства к строительству головного судна.

26 января 1988 года на втором стапеле завода, состоялась закладка спасательного судна проекта 05430 «Гиндукуш», получившего название «Аюдаг».

В 1990 году, в связи с необходимостью освобождения второго стапеля завода под строительство корпусов плавучих гостиниц, по заказу Дании, было принято решение спустить недостроенную часть корпуса спасательного судна «Аюдаг» и переставить его на третий стапель завода. В один из выходных дней недостроенный корпус был спущен со второго стапеля и при помощи мощных лебедок поднят на третий.

Работы продолжились, но очень вяло, сказывались общие проблемы в экономике страны того времени. Но несмотря на это, корпус был сформирован почти полностью. Не хватало только носовой части. С распадом Советского союза работы прекратились полностью, и стал вопрос, что делать с «Аюдагом» дальше.

15 января 1993 года на межправительственном уровне был подписан вот такой документ:


Вот что писалось в газетах тех лет: "В Николаеве начаты работы по подготовке к спуску на воду в недостроенном виде (без носовой части) военного спасательного судна, заказчиком которого после распада СССР является министерство обороны России. На такую меру руководство завода имени 61 коммунара пошло вынужденно: финансирование сборки корпуса корабля прекращено, а верфи нужно освобождать стапель для начала постройки новых, более крупных рефрижераторов. Будучи достро­енным, спасатель не имел бы себе равных среди "собратьев".

1995 год принес новый документ, но уже только с Украинской стороны.


Несмотря на строительную готовность, которая на момент окончания работ составляла 57%, а поставки оборудования были выполнены на 85% - «Аюдаг» был обречен.

В 1996 году Украина продала уникальное спасательное судно с высокой степенью готовности в Турцию на металлолом.

10 июня 1997 года прозвучал приговор и для головного судна проекта «Осьминог» в виде приказа министра обороны № 288: "…СС "Эльбрус" вывести из состава действующего флота и пустить на слом…!"

Третье судно «Алагез» тоже почти продали в металлолом, но оно избежало участи своих братьев из-за трагедии произошедшей с АПЛ «Курск». Именно тогда, когда все члены её экипажа погибли, власть вспомнила об уникальном судне и из штаба ВМФ, напрямую была дана команда о срочном восстановлении «Алагеза» и незамедлительном введении его в строй.

Андрей Шинкаренко

Небольшой пассказ о спасательных судах, построенных в послевоенный период, на заводе имени 61 коммунара.

Железногорец Сергей Худяков служит командиром группы водолазов-подводников на самом большом российском спасательном судне «Алагез». Он рассказал, какова жизнь водолазов-спасателей на Тихоокеанском флоте

О флоте мечтал еще в школе

В 2003 году Сергей Худяков окончил железногорскую гимназию №1, после чего поступил в военно-морской инженерный институт в Санкт-Петербурге. Его отец в свое время служил мичманом на флоте, и сын, наслушавшись рассказов, бредил морем и дальними походами. Чтобы приблизить мечту, Сергей в свободное время занимался в военно-патриотическом клубе «БУ-ДО». Тренер Андрей Звягин полностью одобрил его решение поступать в военно-морской институт.

Изначально Сергей подал документы на электротехнический факультет. Жизнь абитуриентов военного института максимально приближена к реальным условиям - казарма, подъемы-отбои, построения, физические нагрузки, прием пищи по расписанию... В череде насыщенных дней молодой человек пропустил информацию, что нужно переписать заявление на другую специализацию. Не зная, у кого спросить совета, он обратился к совершенно незнакомому капитану II ранга и тот посоветовал стать водолазом.

Так Сергей совершенно случайно попал на самый престижный кораблестроительный факультет института. Учиться было сложно (поступило 38 человек - выпустилось 23), но интересно. Наверное, самое главное, чему научили ребят - всегда быть готовыми прийти на выручку товарищу. В 2008 году Сергей Худяков получил диплом океанотехника.

По распределению - на Камчатку

Все время учебы Сергей мечтал служить на юге - желательно в Севастополе. Однако в том году с южных морей заявки на водолазов не было. Зато они были нужны на другом конце страны - в Петропавловске-Камчатском. Завлекали выпускников туда большой зарплатой и возможностью раннего выхода на пенсию - там год работы учитывался за два. Молодому парню, не обремененному семьей и сердечными привязанностями, было совершенно все равно, где служить, поэтому он принял это предложение.

На Камчатку из Питера Сергею и его двум однокурсникам пришлось лететь с тремя пересадками почти 14 часов. В штабе Петропавловска-Камчатского им предложили на выбор три места. А чтобы им было проще определиться с выбором, встретивший их офицер провел небольшой экзамен по истории. Сергей еще в школе любил этот предмет, да и отец регулярно по нему гонял, поэтому на все вопросы отвечал быстрее и точнее всех. Так Худякову и досталось самое интересное место - командира группы водолазов-подводников на спасательном судне «Алагез».

Легендарный «Алагез»

Спасательное судно «Алагез» - единственное в своем роде. Оно было построено в апреле 1988 года. Сейчас это самое большое спасательное судно российского флота. Его водоизмещение - 14 300 тонн, длина - 175 метров, максимальная скорость - 22 узла. Экипаж судна состоит из 213 человек, из них 11 офицеров. На «Алагезе» могут одновременно размещаться необитаемый дистанционно управляемый и четыре обитаемых подводных аппарата (сейчас в рабочем состоянии только один).

В 1990 году «Алагез» прибыл на Тихоокеанский флот и был приписан в порт Петропавловска-Камчатского. С тех пор судно участвует во всех поисково-спасательных операциях на Дальнем Востоке. В 2000 году его собирались списать и уже подготовили все документы для этого. Но утонула подлодка «Курск» и в штабе флота поняли, что «Алагез» - единственный в своем роде, аналогов которому в России просто нет. В результате «Алагез» отправили на ремонт и восстановление. В 2005 году судно привлекали к операции по спасению батискафа АС-28, затонувшего у Камчатки. Вскоре после этого на «Алагезе» установили глубоководные аппараты Tiger британского производства. Именно с помощью этих аппаратов в 2009-2010 году со дна Татарского пролива доставали затонувший бомбардировщик.

Чем занимаются водолазы-спасатели

На судне лейтенант Худяков заведует водолазным хозяйством, в его подчинении пять контрактников и три срочника. Именно с ними он и выполняет регулярные тренировочные спуски под воду. Матросы попадают в его команду после полугодового обучения в севастопольской школе водолазов. Если повезет, за оставшиеся полгода службы им удается один или два раза побывать под водой (тренировки проводят раз в три месяца).

На «Алагезе» есть несколько видов снаряжения для водолазов. К сожалению, практически все еще с советских времен. Более современное глубоководное снаряжение весит 72 кг. На вооружении есть и старое, так называемое трехболтовое (по креплению скафандра), весом около 85 кг: 16 кг - шлем, под ним - манишка, на груди и спине груз по 16 кг и водолазные боты по 8 кг каждый со свинцовой стелькой.

Залезть в костюм самостоятельно невозможно. Три-четыре человека растягивают резиновый фланец (воротниковая зона костюма), упираясь локтями, и водолаз заползает в него, как улитка. Извлечение из костюма происходит примерно так же. Хорошо, если водолаз не сильно большой. А когда крупный, то растягивать фланец приходится как минимум впятером.

Сергей Худяков рассказал, что тренировки нужны, чтобы человек привыкал к изменениям, происходящим в организме на глубине. Спускающиеся впервые ведут себя неадекватно - после 30 метров голос становится писклявым, а после 100 метров они просто хохочут. У некоторых на глубине бывают галлюцинации. После нескольких спусков организм адаптируется и водолазы перестают обращать внимание на подобные нюансы.

При спуске под воду водолазам по специальным дыхательным трубкам подается смесь для воздуха с разным количеством кислорода и других газов (в зависимости от глубины), которыми насыщается кровь. Резко из глубины подниматься нельзя - приходится по несколько часов, а то и суток проходить процедуру декомпрессии. Она заключается в остановках на определённых глубинах на некоторое время, в течение которого азот, гелий или другие газы, накопленные в тканях тела, естественным путем выходят через легкие. Подъем на поверхность без соблюдения декомпрессионных остановок может привести к кессонной болезни (признаки: зуд, боли в суставах и мышцах, головокружение, расстройства речи, помрачение сознания, параличи, - ред.).

На «Алагезе» есть комплекс ДП (длительного пребывания), где создается давление, равное глубинному. Там водолазы могут отдыхать по несколько часов, чтобы вновь продолжать длительные работы на глубине. Или жить необходимое количество дней, проходя процедуру декомпрессии не в воде, а на суше.

Качества, без которых не выжить

«Самые главные качества, которыми должен обладать подводник, - мужество, выносливость и умение победить собственный страх, - рассказал Сергей Худяков. - А еще очень важно доверять товарищу, с которым спускаешься на глубину».

Два года назад при спуске погиб матрос-контрактник, у которого при переходе в барокамеру тумблер переключился на аварийное дыхание. Сразу об этом парень не сказал - понадеялся, что ничего страшного не произошло. Но глубина ошибок не прощает... С тех пор водолазам запретили тренировочные спуски за борт, они тренируются в барокамере.

В начале ноября 2009 года в Татарском проливе упал военный бомбардировщик. Экипажу «Алагеза» было поручено его найти. На поиски ушел практически месяц. Р аботали сутками, сменяя друг друга через 4 часа. При этом терпели пронизывающий ветер, мороз почти -30 °С и качку, так как это было время штормов . Люди ходили все сине-зеленые - от холода и качки. После первой находки экипаж еще почти месяц вытаскивал со дна то одну, то другую часть конструкции. И только перед Новым годом спасателей отпустили на берег.


«Таких рассветов не видел нигде!»

Опасности, подстерегающие на глубине, заставляют Сергея Худякова более ярко чувствовать окружающий мир. У него очень много фотографий великолепных северных рассветов. Обычно такое можно увидеть только во время утренних вахт с 4 до 8 утра. Молодой человек признался, что это редкое зрелище, которое длится всего несколько минут, и нужно успеть его запечатлеть.

Проводя большую часть времени в открытом море, он научился любить его суровую красоту и еще больше ценить часы, проводимые на твердой земле.


«Я очень рад, что когда-то попал именно на этот факультет, - сказал напоследок Сергей. - Благодаря ему я очутился на другом конце нашей Родины, своими глазами увидел сопки и вулканы, узнал, чем климат Камчатки отличается от Владивостока. Уверен, что эти воспоминания останутся со мной на всю жизнь. И когда-нибудь я буду рассказывать об этом своим детям, как когда-то отец делился историями о своих плаваниях со мной».

Записала Екатерина Миханова. Фото предоставлено Сергеем Худяковым.


К спасательному судну «Алагез» Тихоокеанского флота у меня отношение особое. Выходить в море на нем мне доводилось еще в первой половине девяностых годов ХХ столетия - в самом начале своей офицерской службы, лейтенантом, будучи корреспондентом флотской газеты «Боевая вахта». А на днях этот уникальный корабль отметил юбилей. Двадцать лет назад на «Алагезе» был поднят военно-морской флаг...

На этом судне, которое было заложено в октябре 1979 года на судостроительном заводе города Николаева и спущено на воду 28 апреля 1988 года, предусмотрено одновременное базирование четырех обитаемых подводных аппаратов и необитаемого дистанционно управляемого аппарата. Главное спускоподъемное устройство обеспечивает спуск и подъем подводных аппаратов при волнении до 5 баллов. «Алагез» имеет подруливающие устройства, позволяющие устойчиво удерживаться в заданном месте, и глубоководное якорное устройство.

Комплекс водолазного оборудования обеспечивает выполнение водолазных работ на глубинах до 250 метров. В его составе имеется гидробарокамера, что позволяет проводить имитационные водолазные спуски для поддержания необходимой физиологической натренированности водолазов в длительных автономных походах. В барокамерах водолазного комплекса могут проходить декомпрессию спасаемые подводники. Судно оснащено современными средствами оказания помощи аварийным кораблям и затонувшим подводным лодкам.

По словам командира спасательного судна капитана 1 ранга Александра Бузилова, 2008 год для «Алагеза» был очень насыщенным. Прежде всего, в прошлом году впервые на Камчатке проходили государственные испытания модернизированного глубоководного аппарата АС-28, и во взаимодействии с экипажами других кораблей «Алагез» принимал в них самое непосредственное участие. Следующим, весьма важным, новым и очень серьезным событием для корабля стали испытания вертолетного комплекса «Алагеза» с фактической посадкой. Эту задачу отрабатывали с группировкой ВВС и ПВО войск и сил. А в июле водолазы-глубоководники спасательного судна в рамках плановой боевой учебы успешно выполнили погружения на глубину 120 и 160 метров...

В 1970 - 1980-е годы в ВМФ Советского Союза велось активное строительство новых боевых единиц. В том числе и тех, среди задач которых были спасательные операции. Так, например, в 1974 году началось строительство уникальной подводной лодки, получившей название «Комсомолец Узбекистана».

Именно эта подлодка сыграла главную роль в поднятии «черного ящика» и магнитных кассет с «Боинга-747», сбитого в сентябре 1983 года советским истребителем. В истории той субмарины было достаточно много и других, заслуживающих внимания читателя событий. Так, в марте 1978 года лодка участвовала в поиске и подъеме вертолета, упавшего при взлете с борта крейсера «Адмирал Сенявин». В том же году «Комсомолец» установил рекорд погружения, за что каждый член экипажа получил «почетную» награду - «именную» книжицу «Конституция СССР».

Октябрь 1978 года. Переход на Камчатку. Сложный, очень ответственный, потребовавший от экипажа подлодки неимоверной самоотдачи и мужества. Подъем затонувшей баллистической ракеты.

1980 год. Южно-Китайское море. Поиск и подъем упавшего с 16-метровой высоты самолета вертикального взлета Як-38 и останков летчика, не успевшего покинуть кабину.

Октябрь 1981 года. Участие в спасении экипажа подводной лодки, затонувшей чуть ли не на внешнем рейде. Юрий Клебанов, бывший командир электромеханической боевой части, несколько лет назад в беседе со мной вспоминал: «Дул сильный ветер. Около восьми часов вечера - тревога. Первая мысль - опять кто-то затонул. За полчаса дошли до места, поставили сигнальный буй. Минут через сорок погрузились и легли на грунт рядом с аварийной лодкой, так и лежали рядом трое суток. А все потому, что парни с лодки оказались, мягко говоря, малоподготовленными подводниками. Не знаю, кто уж из них все-таки додумался разблокировать переднюю крышку торпедного аппарата, но только после этого мы смогли им помочь...»

А в декабре 1981 года и на самом «Комсомольце» произошла авария. Во время шторма прогорело кольцо выхлопного клапана, в отсеки пошел угарный газ. Без цвета и запаха, как известно. Из 105 человек, находившихся на борту, 86 потеряли сознание, а у старшины 1 статьи Ямалиева и матроса Ушакова не выдержали легкие...

Особенность «Комсомольца» состояла не только в том, что на его борту было самое современное поисковое и спасательное оборудование. Он еще являлся и носителем двух автономно-спасательных глубоководных снарядов. Именно эти знаменитые снаряды на протяжении многих лет и вели практически все глубоководные поисковые и спасательные работы в дальневосточных морях. Гидроакустические средства, водолазное оборудование и другое техническое оснащение позволяли «Комсомольцу» проходить там, где бессилен был любой другой корабль.

Последнее боевое задание - подъем одного из баллонов высокого давления, потерянного атомной подлодкой при выходе из базы в марте 1989 года. По флоту гулял слух, что баллон оторвался в результате диверсии. Узнать же, что это заводской брак, без «Комсомольца Узбекистана» было бы невозможно...

Девяностые годы - после развала Советского Союза - были трудными для нашего флота. Ставший в ремонт «Комсомолец Узбекистана» из-за крайне низкого финансирования в тот период флотских нужд так и не получил новой «путевки в жизнь». Тогда же и на «Алагезе», казалось, был поставлен крест. Но все же этот корабль удалось сохранить. С 2000 года его стали интенсивно ремонтировать. На эти работы были выделены немалые средства. Для выполнения поставленной задачи задействовали весь состав специалистов Владивостокского судоремонтного завода. К тому же ремонт был произведен в одном из самых крупных доков Приморья...


Обитаемый самоходный глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с судном-носителем первого поколения. Проект тактико-технического задания на создание аппарата получен ЛПМБ "Рубин" в начале 1966 г. Назначение аппарата - проведение поисковых и научно-исследовательских работ в интересах ВМФ на глубинах материкового склона до 2000 м. Одна из целей такого рода аппаратов - допоиск, классификация и обследование затонувших объектов. Главный конструктор - Н.А.Климов, ведущий конструктор по предэскизному проекту - Е.Н.Шахинин. Работы по предэскизному проекту велись с начала 1966 г. в группе Н.М.Климова. В конце 1966 г. проект передан главному конструктору Ю.К.Сапожкову, заместители - Г.Г.Кацман, Е.Н.Шахинин и М.Н.Диомидов. К концу 1966 г. создание предэскизного проекта в варианте с жидким и твердым легковесными заполнителями (см.Конструкция) завершено. Проект Постановления СМ СССР и проект приказа Минсудпрома СССР на рабочее проектирование согласованы к сентябрю 1967 г. В 1967 г. начато создание эскизного проекта.



Опытовый глубоководный аппарат АГА-6. Балаклава, 1993 г. (фото из архива пользователя diletant2010, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-8 "Поиск-2" пр.1832 на ходовых испытаниях (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-24 "Поиск-2" пр.1832 (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Аппарат АС-27 "Поиск-2" в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


В 1968 г. для строительства на Ново-Адмиралтейском заводе начата разработка рабочей конструкторской документации пр.1832. Приказом министра Минсудпрома СССР Б.Е.Бутомы от 1 июля 1970 г. проектирование глубоководных аппаратов передано из ЛПМБ "Рубин" в ЦПБ "Волна" (позже переименовано в СПМБМ "Малахит"). До конца 1970 г. в ЦПБ "Волна" переведены главный конструктор Ю.К.Сапожков и его заместители, предэскизный проект "Поиск-2С", эксплуатационная документация пр.1832. В 1971 г. велись работы по предэскизному проекту пр.1847, обеспечивалось сопровождение постройки опытного образца пр.1832.


Модель глубоководного аппарата "Поиск-2" пр.1832 в музее ЦНИИ им.академика А.Н.Крылова, 21.11.2011 г. (http://flotprom.ru).


Головной аппарат пр.1832 "Поиск-2" - АГА-6 (заводской №01650) заложен на участке глубоководных аппаратов цеха №15 на Ново-Адмиралтейском заводе 31 марта 1970 г. Строительство головного аппарата шло медленно из-за сложности и новизны проекта - сроки сдачи головного аппарата были перенесены на более поздние совместным решением Минсудпрома и ВМФ от 26 сентября 1972 г. Строительство опытового ГА "Поиск-2" АГА-6 было завершено в сентябре 1973 г., аппарат спущен на воду на р.Нева плавкраном.

Заводские и государственные испытания проводились на Черном море (г.Севастополь), куда аппарат был доставлен по железной дороге в октябре 1973 г.. В связи неготовностью ко времени испытаний аппарата штатного судна-носителя для базирования было выделено спасательное судно «Коммуна». В испытаниях и для их обеспечения задействовались так же гидрографические суда «Адмирал Владимирский» и ГС-78. Проведение наладочных работ, швартовные и заводские ходовые испытания продолжались с ноября 1973 г. по декабрь 1975 г. и завершились погружением на глубину 2130 м с экипажем и главным конструктором Ю.К.Сапожковым на борту. Головной аппарат АГА-6 сдан ВМФ 25 декабря 1975 г. в опытную эксплуатацию с базированием на СС "Коммуна".

Приказом по Минсудпрому СССР от 23 февраля 1974 г. в СПМБМ "Малахит" объединены ЦПБ "Волна" и СПМБМ, в новое КБ перешли работы по глубоководной тематике. В 1975 г. одновременно со строительством опытного образца пр.1832 начаты работы по головному серийному аппарату проекта - АС-8. С 1986 г. главным конструктором проекта назначен (в связи с кончиной Ю.К.Сапожкова) В.И.Баранцев, а с конца 1987 г. - В.Г.Марков. Всего построено 4 аппарата, последний - АС-27 - сдан флоту 31 декбаря 1989 г. Конструктивно серийные АГА несколько отличались от опытового АГА-6.


Назначение аппаратов пр.1832:
- исследование оптических характеристик водной среды (прозрачность, освещенность, биолюминесцентный потенциал);
- исследование пульсаций температуры и скорости потоков, микроструктуры и рельефа грунта, а также распределения по глубине геофизических полей Земли (потенциальное, магнитное и электрическое);
- обнаружение подводных объектов в заданных районах, их визуальное обследование и фотографирование.
- доставка на грунт и подъем на поверхность груза массой до 400 кг;
- в пределах возможности манипуляторов проведение ряда работ - сверление и нарезание резьбы, отворачивание и наворачивание гаек, закрепление специального карабина, открывание задраек откидных листов и самих листов и т.п.

Конструкция - особенностью конструкции аппарата пр.1832 является размещение ЭУ, судовых систем и устройств в междубортном пространстве и обеспечение управления ими дистанционно из прочного корпуса; обеспечение спасения экипажа средствами самого аппарата за счет сброса балласта или оборудования; применение системы автоматического управления средствами подводного маневрирования; размещение на аппарате научно-исследовательского оборудования и аппаратуры, позволяющих проводить комплексные гидрографические, гидрологические, геофизические и акустические исследования среды и дна.

При разработке прочного корпуса лодки обнаружено. что при том уровне технологии создание корпуса из металла, обеспечивающего необходимую прочность на грубинах до 6000 м возможно, но масса такой конструкции со всем оборудованием будет превышать 1000 кг на куб.м. Соответственно, для обеспечения плавучести такого корпуса потребуются дополнительные внешние объемы обеспечения плавучести с легковесным заполнителем. согласно проведенным исследованиям легковесным заполнителем мог послужить либо бензин фракции "рафинат-риформинг" либо новый твердый материал - сферопластик - изучение которого велось по теме НИР "Глубина".


Двигатели - электродвигатели, электрическая энергетическая установка на аккумуляторах.
- двигатель горизонтального хода КП-10 мощностью 13.6 л.с. с винтом фиксированного шага
- движительный комплекс вертикального перемещения ДВР-10 мощностью 13.6 л.с. с винтом регулируемого шага
- подруливающее устройство ПУ-6 мощностью 10.9 л.с. с вином фиксированного шага

Аккумуляторы:
Энерговооруженность общая - ок. 150 кВт
- основные СП-680 - 116 шт
- вспомогательные СП-680 - 14 шт
- дополнительные НК-13 - 44 шт


Винто-рулевая группа аппарата типа "Поиск-2". На фото аппарат АС-27 в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


ТТХ аппарата :
Экипаж - 3 чел
опытовый аппарат АГА-6 серийные аппараты проекта
Длина 16,33 м 15,85 м
Ширина 2,52 м 2,52 м
Высота 5,1 м 5,1 м
Осадка 3,3 м
Водоизмещение полное 64,9 т 65,8 т
Масса полезной нагрузки 3100 кг 3100 кг
Масса груза поднимаего на поверхность со дна 400 кг 400 кг
Глубина погружения - до 2000 м (по ТТТ ВМФ СССР)
- 2000 м (рабочая)
- 2130 м (предельная)
- 2000 м (рабочая)
- 2130 м (предельная)
Скорость подводная горизонтальная 3 уз 2.7 уз
Скорость подводная вертикальная 0,6 уз 0,64 уз
Мореходность до 5 баллов до 5 баллов
Автономность
- по электроэнергии - 8-10 часов
- по жизнеобеспечению - 72 часа

Оборудование - аппарат оборудован двумя манипуляторными устройствами грузоподъемностью по 30 кг для подводных работ.

Система автоматического управления "Циркон".


опытовый аппарат АГА-6
серийные аппараты проекта
Гидроакустическое оборудование обзорная ГАС "Коралл"
НГС "Сириус"
"Луч-2Г"
"Протей-2"
обзорная ГАС "Крильон"
"Луч-2Г"
"Протей-2"
Навигационное оборудование "Мста-2"
"Нара-1"
"Кемь"
"Мста-2"
"Нара-1"
"Кемь"
"Экватор"
Оборудование радиосвязи Р-130
"Бук-2"
"Самшит-2"
Р-130
"Бук-2"
"Самшит-2"
"Лиственница"
Регистрирующее оборудование МС-61
ЭРА
АКС-2П
МС-61
ЭРА
АКС-2П
"Даль"
Научно-исследовательское оборудование "Градиент-6"
"Шалар-2"
АМП
"Аралия"
"Чета-Б"
"Колва-2"
"Градиент-6"
"Шалар-2"
АМП
"Дарасун"
МРС-01
"Колва-2"
"Шамора-2П"
Средства наблюдения ПНТ-451
ПНТ-452
ТКУ "Шар-2"
ПНТ-451
ПНТ-452


Манипуляторное устройство аппарата "Поиск-2". На фото АС-27. Фото сделано в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


Модификации :
пр.1832 "Поиск-2" - глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с глубинами работ до 2000 м и стальным корпусом.


Глубоководный аппарат АС-27 "Поиск-2" пр.1832 на ходовых испытаниях - вид с кормы (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).


пр.1847 "Поиск-2С" - вариант проекта с корпусом из стеклопластика, относится ко второму поколению глубоководных средств, разработка начата в 1967-1969 г.г. одновременно с работами по ОКР " ". Велась разработка проекта тактико-технического задания. Эскизный проект разработан группой главного конструктора Ю.К.Сапожкова к концу 1973 г. Разработка прекращена в 1973-1974 г.г.

Суда-носители :
Проектирование судна-носителя по теме ОКР "Осьминог" велось Западным проектно-конструкторским бюро Минсудпрома СССР. Главный конструктор - М.К.Горшков, ведущий конструктор - Г.А.Мангаев. Тактико-техническое задание предусматривало создание эскадренного спасательного судна пр.537 ("Осьминог") несущего спасательные и рабочие подводные аппараты. Строительство судна предполагалось на Ново-Адмиралтейском ССЗ (г.Ленинград). По состоянию на 1970 г. технический проект судна-носителя не завершен, в разработке только эскизный проект. В конце 1969 г. принято решение о модернизации в качестве носителя аппаратов "Поиск-2" судоподъемного судна "Коммуна" постройки 1915 г. Модернизацию планировалось вести на Севастопольском морском заводе.

В результате работ по ОКР "Осьминог" создано спасательное судно пр.05370 "Эльбрус" (второй корабль проекта - "Алагез). В качестве штатных кораблей-носителей использовались спасательные суда пр.05370, пр.05360 и 05361. СС "Алагез" пр.05370 вошел в состав Тихоокеанского флота в 1989 г. Корабль несет на борту комплекс длительного пребывания и работы водолазов-глубоководников, два вертолета Ка-27ПС, оборудован системой динамического позиционирования над затонувшим объектом.
ТТХ пр.05370:
- водоизмещение - 13500 т
- скорость хода - 22 уз
- автономность - 90 сут
- количество глубоководных аппаратов - 5


Спуск глубоководного аппарата АГА-6 "Поиск-2" пр.1832 с судна-носителя на воду (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).


Спасательное судно "Алагез" пр.05370, фото не позже 2009 г. (фото из архива Vitalicus, http://fotki.yandex.ru).


Спасательное судно-носитель "Алагез" и аппарат АС-27 типа "Поиск-2" в трюме "Алагеза", Тихоокеанский флот, 2010 г. (авторы фото - Ezh и Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


Статус : СССР
- 1976-1978 г.г. - аппарат АГА-6 использовался в экспедиционных походах по глубоководным исследованиям каньонов в восточной части Черного моря. Были обследованы каньоны: Бурун-Табийский - до глубины 402 м, Чорохский - до глубины 1142 м, Рионский - до глубины 313 м и Супсинский - до глубины 192 м. Обследовались затонувшие суда и подводные объекты.

1979 г. - заводские и государственные испытания первого серийного аппарата "Поиск-2" АС-8 проходили на судне «Михаил Рудницкий».

1986 г. - на ЛАО в строительстве 2 серийных образца глубоководных аппаратов "Поиск-2".

1988-1989 г.г. - флоту сданы 2 аппарата пр.1832 - АС-24 и АС-27.

Реестр аппаратов пр.1832:

№пп Наименование Завод Заводск.№ Закладка Спуск на воду Сдан ВМФ
01 опытовый АГА-6 Ново-Адмиралтейский завод, ответственный сдатчик - Гертик Ш.Ш. 01650 31.03.1970 г. сентябрь 1973 г.
25.12.1975 г.
02 серийный головной АС-8 01651 16.05.1975 г. 08.05.1979 г. 29.12.1979 г.
03 серийный АС-24 Ленинградское Адмиралтейское Объединение, ответственный сдатчик - Васильев С.И. 01663 12.02.1985 г. 10.12.1988 г. 31.12.1988 г.
04 серийный АС-27 Ленинградское Адмиралтейское Объединение, ответственный сдатчик - Васильев С.И. 01671 30.10.1986 г. 09.11.1989 г. 31.12.1989 г.

Источники :
Самко Ю.Г. Подводные аппараты ВМФ СССР и России. // Тайфун №3 / 1999 г.
Форумы "Авиабазы". Сайт http://forums.airbase.ru , 2011-2012 г.г.
Шанихин Е.Н. Глубоководные аппараты. Вехи глубоководной тематики. М., "Техника-молодежи", 2003 г.
Штурм глубины. Сайт



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх