Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных". Урок с презентацией «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

Цель урока: Систематизировать и обобщить правила правописания Ь после шипящих на конце слова; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

Материал для словарно-семантической работы: сердечный, душевный, задушевный; изнурительный.

I. Систематизация и обобщение правил правописания Ь после шипящих на конце слова по пособию М. Т. Баранова и др. (с. 228230) или В. Ф. Грекова и др.

II. Совершенствование орфографических умений и навыков.

1. Выполнение упр. 69 из пособия В. Ф. Грекова и др.

2. Выборочный диктант (выписать слова с контрольными орфограммами, обозначить их).

1. Воздух тих, прозрачен и свеж, (А, Чехов). 2. Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг. (И. Никитин). 3. Плач полетел, серебряно звеня. (А. ). 4. Я открываю настеж ь окна. В комнат у вливается поток свежего воздуха. (Ч. Айтматов). 5. И я приму тебя, как упряжь, тех ради будущих безумств, что ты, как стих, меня зазубришь, как быль, запомнишь наизусть. (Б. Пастернак). 6. Он тем хорош, что он совсем не то, что думает о нём толпа пустая. (И. Северя нин). 7. Для чего и куда увела она прочь нас с тобой ото всех в эту буйную ночь? (И. Бунин).

3. Предупредительный диктант.

1. Взялся за гуж - не говори, что не дюж. 2. И умен, и пригож, да на дело не гож. 3. Для дорогого гостя и ворота настежь. 4. День за ночь - сутки прочь. 5. Пеший конному не товарищ. 6. Худая слава пойдё т - никто замуж не возьмё т. 7. С горы вскачь, а в гору хоть плачь. 8. Матушка-рожь кормит всех сплошь. 9. В каком народ е живёшь, того обычая и держись. 10. После дождя и туч снова солнца луч. 11. Красна реч ь поговоркою. 12. В медовых речах всегда горечь найдётся. (Пословицы).

4. Объясните льный диктант.

Щемящ ее чувство овладевает тобой, когда пер еступаешь порог родного дома и вспоминаеш ь прожитые здесь годы...

Лежиш ь, бывало, на тёплой печи, в трубе от лютого холода стонет вьюга, стучится в избу. Мать, сидя за прялкой, выводит пониженным голосом; отец, орудуя шилом и дратвой, подшивает валенки и главенствует простуженным басом. Голоса их пер еплетаются, теснятся в избе. Слушаешь, слушаешь, закрыв глаза, и вот уже нет ни избы, ни вьюги, уходишь мечтами в казачий боевой поход, гарцуеш ь на лихом коне, едешь “по-пiд горою, яром, долиною” и дальше, дальше. Откроешь глаза, чтобы оглянуться, попрощаться с родной хатой,- и проснешься. И снова видишь отца с матерью за работой,

Не понимал я тогда их горьких жалоб на жизнь, не знал, что труд этот дейст вительно изнуряющ, а песня лишь скрашивала его, возвращала их в молодость, в ту пору, когда выходила “дiвчинонька рано-вранцi по воду.. .”. А вспомнив это, пусть и не своё, чьё-то чужое счастье, обоим становилось легче.

Песня из украинской старины действительно была у них самым задушевным разговором. (По И. Ф илоненко).

5. Диктант-кроссворд (заменить продиктованные слова или сочетания слов одним словом с шипящим на конце, письменно объяснить контрольные ).

Неправда (ложь), сильный вихрь (смерч), мелкие деньги (мелочь), сильно размахнувшись (наотмашь), содействие (помощь), ползучее растение (плющ), невозделанное место (пустошь), граница (рубеж), скачка ми, очень быстро (вскачь), способ ходьбы в строю (марш), невыносимо (невтерпёж), распахнув до конца (настежь).

Домашнее задание: составить связное высказывание в научном стиле речи об употреблении буквы Ь после шипящих на конце слова, выполнить упр. 315 из пособия В. Ф. Грекова и др.

Цели:

1. Систематизировать знания учащихся

2. Усовершенствовать навыки правильного написания слов с указанными орфограммами.

3. Способствовать развитию речи, логического мышления.

Технология: технология дифференцированного обучения, способствующая развитию познавательной активности и творческой самостоятельности учеников. Элементы игровой технологии.

Оборудование: схемы, таблицы, сигнальные карточки.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Ребята, тема сегодняшнего урока подводит итог нашему знакомству с буквой ь. Материал урока далеко не простой, он и объемный, и сложный. Перед вами стоит две задачи. Вы должны систематизировать свои знания об употреблении буквы ь после шипящих и усовершенствовать навыки правильного написания слов с указанными орфограммами.

2. Работа по теме урока.

1. Два ученика на доске воспроизводят таблицу «Мягкий знак на конце после шипящих».

В это время поэтический конкурс. Какой ряд больше вспомнит стихов с шипящей на конце слов, объяснить правописание.

Например:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день...

Товарищ, верь, взойдёт она

Звезда пленительного счастья.

И на обломках самовлостья

Напишут наши имена.

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе...

Побеждает ряд, который больше вспомнит стихов.

2. Конкурс таблиц на правописание ь знака после шипящих в занимательной форме.

3. Поиграем в корректоров (текст на доске, уч-ся исправляют ошибки)

1 Однообразный пейзажь утомляет мужественных путешественников, которым уже давно невтерпежь добраться домой.

2 Порывами дует холодный ветер от темнолиловых тучь становится всё темнее

3 Воздух свежь, как- будто отворились настеж небесные окна

4 Люди жывут ожыданием новых событий и встречь

5 Через пол-часа появяться огоньки в окнах жилищь.

4. Игра в сигнальные карточки.

Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.

Веришь в чудеса Испечь пирог

Шоколад горяч Лесной ландыш

Торопишься на урок Тишина рощ...

Хорошо слышишь Мороз трескуч

Ждать невтерпеж Упал навзничь

открыли настежь вышла замуж

Вернулся заполночь дуб могуч

много задач кофе горяч

мчался вскачь отрежте кусочек

быстро учишь красивый пейзаж

5. Выборочный диктант(выписывать слова из пословиц в 2 столбика)

1 Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2 Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож

3 Хлеб-соль ешь,а правду режь.

4 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5 За свой грош всякий хорош.

6 Ешь, покамест живот свеж

7 Голова не карниз- не приставишь.

8 Взявши за гуж, не говори, что не дюж.

6. Игра «Пятый лишний».

1. 1плющ

2 невтерпеж

3 намажете

4 неуклюж

5 трескуч

2. 1 брош

2 очень тощ

3 без груш

4 свеж

5 скрипуч

3. 1 бородач

2уберечься

3 полоса неудач

4 среди дач

5 цветок пахуч

4. 1 жареный лещ

2 хорошая вещ

3 у афиш

4 выделка кож

5 среди туч

5. 1 обруч

2 до встреч

3 пересечь границу

4 мороз трескуч

5 среди дач

7. Цифровой диктант

1 не плачь

2 свеч

3 отрежь

4 лечь

5 из-за рощ

6 скрипуч

7 могуч

8 наотмашь

9смеешься

10 уходи прочь

11 упал навзничь

12 неуклюж

13 испечешь

14 ехал вскачь

15 молодежь

3. Подведение итогов урока

1. В словах какой части речи после шипящих пишется ь?

2. В словах какой части речи ь не пишется только в исключениях?

3. В какой части речи ь после шипящих пишется и не пишется? От чего это зависит (от рода, числа)

4. К какой части речи относятся слова: настеж, навзничь, прочь.

Урок русского языка Тема: Правописание ь после шипящих у глаголов Цели урока: 1) закрепить умение писать Ь после шипящих в глаголах; 2) систематизировать знания учащихся о правописании Ь в словах разных частей речи после шипящих; 3) развивать внимание, речь, память, логическое мышление детей. 4) развивать умение прислушиваться к другому мнению
Тип урока: урок закрепления первичных знаний
Формы работы: фронтальная, групповая, парная. (Дети сидят в группах по 4 человека) Ход урока

    Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро, Здороваться просто Доброе утро. Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро продлится до вечера. Мне очень приятно, что я могу сказать вам сегодня: «Доброе утро». проверка готовности к уроку; II. Запись домашнего задания
III. Словарная работа.Сейчас я предлагаю вам расшифровать загаданные слова. Сейчас эти слова представлены в виде цифр. Вы должны их расшифровать. А что значит расшифровать? (Предположения детей) Если у нас возникли разногласия или мы сомневаемся в значении слова, что нам может помочь? (Толковый словарь) Ищем в толковом словаре Ожегова слова «шифр», «расшифровать» и зачитываем. Шифр – система знаков, цифр для секретного письма. Расшифровать – прочитать секретное письмо с помощью шифра, кода. (Парная работа) 1
3012145 – стеречь 39145 – сжечь 87645 – плачь 8764 - плач Что вы можете сказать о двух последних словах? Почему в одном случае на конце слова есть ь, а в другом случае его нет? Во время работы 1 человек работает у доски по индивидуальному заданию. Замени данные словосочетания глаголами начальной формы. Оказывать помощь – Очищать пол от сора – Вести наблюдения – Давать совет- Ничего не говорить- Давать совет – Работа сторожа –
IV. Повторение изученного материала материала. Какую часть речи мы начали недавно изучать? Что вы знаете о глаголе? Давайте вспомним известные нам случаи правописания мягкого знака после шипящих на конце слова. (Дети называют известные им случаи, а учитель вывешивает карточки на доску) Ь пишется Ь не пишется 1. У существительных 3-го склонения 1. У существительных жен. рода 1- 2. У глаголов го склонения во мн. числе в Р.п. . 2. У существительных муж. рода 2- го склонения. 3. У имён прилагательных в краткой форме
V. Определение темы урокаКак вы думаете, чем мы будем на уроке заниматься? (высказывания детей с опорой на таблицу) Сейчас я буду читать вам слова. В каждой группе слов есть одно лишнее. Вы должны найти его и записать в тетрадь. (2 учеников работают у доски, остальные в тетрадях) - дочь, луч, тишь, вещь; - сторож, колюч, могуч, похож; - много встреч, семь задач, упал с крыш, быстрая мышь - шутишь, ешь, чушь, несёшь Проверка выполнения работы с пояснениями.
VI. Физминутка
VII. Работа в группах. Откройте учебник на с. 97 упр.3 Прочитайте задание. Что мы должны сделать? (распределить слова на группы) Известно ли нам на какие группы нужно разделить слова? Предложите на сколько групп мы будем делить слова и какие это будут группы. (5 групп 1. Существ 3-го склонения 2. Существ жен. рода 1- го склонения во мн. числе в Р.п. 3. Глаголы 4. Существ муж. рода 2 - го склонения. 5. Прилагат. в краткой форме Каждая группа ребят выписывает слова одной группы)
Одна группа выполняет другое задание Вставьте пропущенные слова. Ведро дало …, и вода стала … Надо растопить …, чтобы пирог … Шила в мешке не … Семь раз отмерь, один …
Проверка выполнения работы VIII. Подведение итогов урока- Чем мы занимались на уроке? Что вам понравилось? Что было трудно? Выставление отметок. Спасибо за работу.

Список используемых материалов 1 Учебник «Русский язык 4 класс»С. В. Иванов и др. – М.: Вентана-Граф, 2010 2 «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, «Оникс», 2000 3 «Справочное пособие по русскому языку» О. В. Узорова, Е. А. Шведова. – ЗАО «Премьера», 2010

Тема урока : «Написание ь после шипящих»

Цели:

1.Создать условия для ознакомления учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих в глаголах.

2.Создать условия для формирования умения писать Ь после шипящих в именах существительных и кратких прилагательных

3.Создать условия для развития орфографической зоркости и мыслительной деятельности учащихся.

4.Создать условия для воспитания культуры учебного труда и коммуникативных способностей.

Ход урока

І. Орг. момент.

ІІ. Орфографическая минутка.

под диктовку, выделим орфограммы:

Воро бь и, па ль то, яко рь , моло дёжь , соло вь и, помощь .

* Самопроверка. (слова вынести на доску )

Сверьте с доской. У кого все слова записаны так, как на доске, поднимите руку.

Прочитайте слова ещё раз и скажите, что в них общего?

( имена существительные;

С безударной гласной в корне слова;

Пишутся с мягким знаком;)

Какую роль выполняет “ Ь ” в словах?

Ь – разделитель;

Ь – смягчитель;

Ь – указывает на существительное жен. рода 3 склонения;

А как вы напишите следующие слова: ключ…, хорош…, могуч…, чертёж…?

Объясните.

Вывод. Расскажите, что мы знаем о правописании Ь после шипящих на конце слов?

А как вы думаете, пишется ли Ь после шипящих на конце глаголов?

Тема нашего урока сегодня звучит так:

“Мягкий знак после шипящих в глаголах”.

Попробуем сформулировать цели урока.

У – узнаем, пишется ли Ь после шипящих в глаголах;

Р – будем развивать внимание и орфографическую зоркость;

О – объяснять написание слов;

К – корректировать ответы товарищей;

ІІІ. Работа над новым материалом.

Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли Ь после шипящих на конце глаголов, предлагаю обратиться к рубрике “Давай подумаем” на с.82.

Внимательно прочитайте предложения.

Скажите, это просто предложения или что-то иное? (пословицы)

Кому не понятен смысл пословиц? (по необходимости объяснить)

1). Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2). За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь.

4). Без теста пирога не испечёшь .

5). Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

Прочитайте выделенные слова. Какой частью речи они являются?

(Глаголы)

В каких формах стоят? (в нач. ф.; в личн. ф.; в ф. повелит. накл.)

Что интересного вы заметили в написании глаголов? (на конце глаголов после шипящих пишется Ь)

Сравним наши выводы с выводом девочки Жени. (На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь )

Совпали ли выводы? (да)

Чтение вывода по учебнику хором. (Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь )

А сейчас закрепим наши теоретические знания на практике.

Упр. 1 – внимательно прочитайте задание. Как вы его поняли?

(записать глаголы в три столбика: нач. ф. гл. 2л. ед. ч. гл. повел. накл.)

Встаньте, кто выполнил задание правильно.

Ф? минутка . Я буду называть слова. Если в слове надо писать Ь, вы приседаете 1раз, если Ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.

Рожь, шалаш, скрипач, спишь, дружишь , беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, (желаю) удач.

Работа по карточкам.

“Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч… .
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…”

Прочитайте отрывок.

Из какого произведения эти строки? Кто автор?

Вставь, если нужно Ь в слова. (дети работают самостоятельно)

Проверка .

Назовите слова, в которых написали Ь, и докажите, что он необходим.

А почему в словах могуч и туч Ь писать не нужно?

Письмо под диктовку с комментированием.

Поспешишь – людей насмешишь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Упражнение с использованием сигнальных карточек . (слова записаны на доске; дети показывают Ь, учитель вписывает в слова)

Стри…, доч…, поёш…, мыш…, скрипач…, гореч…, трубач…, стрич…, играеш…, сторож…, печ…, спряч…, береч…

Вывод .

Дети, кто понял, когда же пишется Ь после шипящих на конце слов?

Сейчас я проверю.

Задание на карточках . (соедини линией, когда пишется Ь)

Сравните с таблицей! (на доску вывешивается таблица)

Обратимся к целям урока и сделаем вывод.

Что нового мы узнали о правописании глаголов?

Чему учились?

Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях в тетради восклицательный знак (! ). Если были затруднения или что-то непонятно – поставьте знак вопроса (?)

Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.

Дом. задание. С.82 –правило, с. 83 – упр. 5, 2.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Котиково

Вяземского муниципального района Хабаровского края

Работу выполнила И.М.Салиновская

учитель русского языка и литературы

Конспект урока по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных». 5 класс сл1

Цель: Создать условия для повторения закономерностей написания буквы ь после шипящих; формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.

Тип урока: урок-повторения.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Начнём урок с добрых пожеланий друг другу. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной: сл2

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Мы желаем друг другу добра.

Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

2. Актуализация знаний, умений, навыков и известных способов действий.

Прогнозирование сл 3

Задание 1.

На доске записаны транскрипции слов. Прочитайте слова.

[ т, эн, ], [ мыш ], [ кон, ], [ й, эл, ], [ уж ], [ рож ], [ рол, ], [ карандаш ],

[ уч, ит, эл, ], [ д, ич, ], [ м, ач, ], [ п, эн, ]

Распредели слова в два столбика по характерным признакам. Запиши их буквенной записью. (В тетрадях появляется запись)сл 4,

тень мыш.

роль карандаш

учитель дич.

По какому признаку разделили данные слова?

Прочитайте слова, которые записали в первый столбик, во второй.

Подтверждение своих знаний о правописании мягкого знака на конце имен существительных.

У. Что помогло вам успешно справиться с заданием?

(Помогло знание правила о мягком знаке.)

У. Что вы знаете о мягком знаке?

(Мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный звук.)

У. Что вы можете сказать о словах второго столбика?

(Эти слова оканчиваются на шипящие звуки. Согласные звуки [ж], [ш] – всегда твердые, а звук [ч , ] – всегда мягкий.)

Задание 2.

Давайте разделим слова второго столбика на 2 группы по характерным признакам

Постановка учебной задачи.

В тетрадях появляется запись. Сл5

рожь карандаш

У. По какому признаку разделили эти слова?

(В первом столбике слова с мягким знаком, этосущж.р., а во втором - без мягкого знака, сущ. М.р..)

3. Постановка темы и цели урока.

Подумайте и скажите, пожалуйста, какова тема урока? (Буква Ь после шипящих в конце существительных)сл 6

Запишите в тетрадь число и тему урока.

Что будет являться целью нашего урока? (Научиться правильно писать слова с буквой ь после шипящего в конце существительных).

Самооценивание №1

3. Обобщение и систематизация изученного.

А теперь вспомните, что вы знаете о написании букв с ь после шипящих.

(ученики вспоминают, что ь знак пишется у сущ 3 скл и у глаголов)

1. Заполните таблицу. Слова, записанные на доске распределите по сл 7 колонкам. (Таблица выдается каждому ученику).

Ь пишется

Ь не пишется

1. В существительных 3 склонения:

Мышь, дичь, рожь.

1. В существительных муж. рода: мяч, карандаш, камыш, ландыш, пейзаж.

2. В глаголах: увлечь, терпишь, не зависишь, собираешь, беречь, бродишь, спешишь.

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), взаимопроверка, оценивание.№ 2

2. Самостоятельная работа. Работа по упр. 76.

Какие трудности вам встретились при выполнении данной работы?

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), взаимопроверка, оценивание. №3

Физминутка.

Самостоятельная работа.

Вставить пропущенную букву.

Учащиеся выбирают уровень самостоятельно. Сл 10.

I уровень – «3».

Глуш(?) (3 скл.), финиш(?) (2 скл), мелоч(?) (3 скл.), из – за туч(?) (1 скл.), помощ(?) (3 скл.), жилищ(?) (1 скл.), молодёж(?) (3 скл.), манеж(?) (2 скл.).

II уровень – «4».

Реч (?), пахуч (?), луч (?), рощ (?), морж (?), блестящ (?), вещ (?), залеж (?), задач (?), роскош (?), проигрыш (?), клещ (?).

III уровень – «5»

Списать словосочетания, ставя, где надо, мягкий знак на конце, обозначая условия выбора.

Водится дич (?), прячется ёж (?), собирается молодёж (?), скребётся мыш (?), ползает уж (?), спрячеш (?) вещ (?), ландыш (?) пахуч (?), песок сыпуч (?), напиток шипуч (?), видиш (?) пейзаж (?), рисуеш (?) камыш (?).

I уровень – «3». Сл 11

Глушь (3 скл.), финиш (2 скл), мелочь (3 скл.), из – за туч (1 скл.Р.п), помощь (3 скл.), жилищ (2 скл.Р.п), молодёжь (3 скл.), манеж (2 скл.).

II уровень – «4».

Речь, пахуч, луч, рощ, морж, блестящ, вещь, задач, роскошь, проигрыш, клещ.

III уровень – «5»

Водится дичь, прячется ёж, собирается молодёжь, скребётся мышь, ползает уж, спрячешь вещь, ландыш пахуч, песок сыпуч, напиток шипуч, видишь пейзаж, рисуешь камыш).

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), оценивание работы. № 4

Диагностическая карточка по вариантам.

Сейчас вы будете работать с диагностической карточкой, подчеркивать слова с орфограммой: мягкий знак на конце после шипящих у имен существительных.

Как считаете, вы справитесь с этой работой?

Начертите в тетради вертикальный отрезок и отметьте на нем крестиком сверху, если вы считаете, что справитесь, посередине, если сомневаетесь, внизу, если не справитесь.

Учитель раздает карточки.

Диагностическая карточка

Диагностическая карточка

Вариант 1

Вариант 2

Подчеркни слова с орфограммой, которую изучили сегодня

Лень, ночь, ключ, конь, тетрадь, гараж, вещь, пять, камыш, беречь, москвич, день, шерсть, манеж, нож, мелочь.

Ткань, силач, окунь, мираж, мель, ткач, душ, калач, моль, печь, живопись, скрипач, испечь, гуашь, дичь, кисть.

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), оценивание работы. №5

У. Теперь рядом с первым отрезком начертите второй отрезок, отметьте на нем свои результаты.

У кого крестики совпали?

У кого нет? Почему?

(Учащиеся подчеркнули слова:

Вариант 1

ночь, ключ, гараж, вещь, камыш, москвич, манеж, нож, мелочь

Вариант 2

силач, мираж, ткач, калач, печь, скрипач, гуашь, дичь)

VII Итог урока.

У. Какую цель ставили вначале урока?

(Узнать, в каких случаях после шипящих пишется мягкий знак у имен существительных.)

У. Достигли мы цели на уроке?

Сегодня мы повторили тему “Мягкий знак после шипящих”. Подведем итог при помощи сигнальных карточек, которые лежат у вас на столах. На мои вопросы вы поднимаете карточку с правильным ответом.

1. В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа, падежа? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

2.У существительных какого склонения Ь после шипящих никогда не пишется? (2скл)

3. У существительных какого склонения Ь после шипящих пишется? (3скл)

А теперь, подсчитайте набранные вами баллы и оцените свою работу.

5. Домашнее задание. (задание по выбору)

    Составить словарный диктант из 15-20 слов с орфограммой “Ь после шипящих на конце слова”

    Упр 77 по заданию



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх