Сообщение о творчестве композитора а п бородина. Между наукой и искусством: химик и композитор Александр Бородин

Александр Порфирьевич Бородин (1833-87) русский композитор и ученый-химик.

Александр Бородин - член общества композиторов «Могучая кучка», один из создателей русского классического квартета и героико-эпического направления в русском симфонизме; опера «Князь Игорь» (завершена Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым. постановка 1890). 1-я (1867) и 2-я («Богатырская», 1876) симфонии. 1-й (1879) и 2-й (1881) струнные квартеты, романсы; более 40 трудов по органической химии (методы получения некоторых органических кислот); один из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов (1872-87).

Александр Бородин был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенок получил фамилию одного из крепостных отца. Мальчик учился дома языкам - немецкому, французскому, английскому (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем - на фортепиано и виолончели, в девять - сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией. С 1850 по 1856 он являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 получил степень доктора медицины. Затем Бородин был направлен в научную командировку в Западную Европу (1859-1862). За границей он встретился с молодой московской пианисткой-любительницей Екатериной Сергеевной Протопоповой, музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена, Листа, Шумана. Вскоре они поженились. По возвращении в Россию он был избран адъюнкт-профессором по кафедре химии Медико-хирургической академии, а в 1864 - ординарным профессором (впоследствии заведующим) той же кафедры. Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или "Могучей кучки"), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор. Ее окончание затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью (Бородин преподавал на Женских врачебных курсах, редактировал научный журнал "Знание" и т.д.), однако в 1867 симфония была все-таки закончена, а в 1869 - исполнена под управлением Балакирева. К 1867-1868 годам относится работа Бородина над оперой-фарсом Богатыри (пародия на распространенный в то время жанр романтической оперы на русскую историческую тему, с использованием мелодий Ж.Оффенбаха, Дж.Мейербера, А.Серова, русских песен и т.п.); в то же время он написал несколько романсов, являющихся шедеврами русской вокальной лирики. Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса Слово о полку Игореве. Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875. Примерно с 1874 Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами Князя Игоря. Однако к моменту смерти композитора опера осталась незавершенной. В этот период Бородиным написаны также два струнных квартета (1879 и 1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра В Средней Азии (1880), ряд романсов и фортепианных пьес. Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Листа, с которым Бородин поддерживал личное знакомство. По собственному признанию в письме к жене, ему приходилось быть "одновременно ученым, антрепренером, артистом, государственным чиновником, филантропом, врачом и больным". Здоровье его было подорвано непомерным трудом, и 27 февраля 1887 он скоропостижно скончался на масленичном балу в Медико-хирургической академии в Петербурге. Опера Князь Игорь, несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями - Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина В Средней Азии по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.

Имя: Александр Бородин (Aleksandr Borodin)

Возраст: 53 года

Деятельность: композитор, химик, медик

Семейное положение: был женат

Александр Бородин: биография

Александр Бородин – прославленный ученый и великий композитор, ставший уникальным явлением в русской действительности 19 века. Академик, сделавший ряд фундаментальных открытий в области органической химии, считавший науку и медицину главной профессией, прославился как создатель оперы «Князь Игорь», «Богатырской» симфонии и других музыкальных произведений, известных всему миру.

Детство и юность

Александр Порфирьевич Бородин, родившийся 12 ноября 1833 года, был внебрачным сыном представителя грузинского княжеского рода Луки Гедеванишвили и крепостной девушки. С младенчества до 8 лет мальчик оставался холопом своего предка, а родителями маленького Саши считались Порфирий Бородин с супругой Татьяной. Перед кончиной князь дал вольную Александру и его матери, отданной в жены военному доктору по фамилии Клейнеке, и устроил их будущее, подарив просторный дом.


Александр Бородин в юности

Не имея права на получение академического образования в стенах гимназии, Бородин обучался дома, приобрел знания по многим дисциплинам школьного курса. Мальчик испытывал интерес к музыке и проявлял склонность к композиции. Когда Саше исполнилось 9 лет, он сочинил миниатюрную танцевальную пьесу и начал осваивать флейту, виолончель и фортепиано, а к 13 годам стал автором полноценного концертного произведения, навеянного оперой «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера.


Увлечение искусством не ограничивалось музыкой - юный композитор увлеченно рисовал и занимался прикладным творчеством. Параллельно мальчик увлекся химией, наукой, которая помогала понять состав и природу интересных явлений. Первые опыты Бородин проводил дома. Глядя на это и беспокоясь о сохранности жилища, мать решила, что сыну необходимо окончить гимназию и пойти учиться дальше.

С помощью канцеляристов казенного учреждения юношу определили в купечество и послали в Медико-хирургическую академию Петербурга, где он, осваивая профессию врача, усиленно занимался химией под началом Николая Николаевича Зинина.

Медицина и химия

По окончании учебного курса в 1857 году Бородин работал в военном госпитале. Через год он защитил диссертацию, получил докторскую степень по медицине и занялся исследовательской работой. Первым научным трудом, прославившим Александра, стал отчет о влиянии минеральных вод на организм человека, ставший достоянием общественности в 1859 году.


В том же году академический совет отправил Бородина за границу, чтобы тот повысил квалификацию и перенял иностранный опыт. На протяжении 2 лет в Германии, проведенных в окружении блестящих ученых Эдуарда Юнге, Сергея Боткина, Николая Зинина, молодой исследователь участвовал в заседаниях ученого конгресса, где были четко определены понятия «молекула» и «атом».

Во время зарубежной командировки Бородин посетил Италию, познакомился с местными профессорами, ставил химические опыты с фтористыми соединениями в студенческой лаборатории Пизанского университета. Лето 1862 года молодой ученый снова провел в Германии, а на зиму переехал во французскую столицу.

На родину Александр вернулся в начале 1863 года. Он сдал отчет о проделанной научной работе и занял должность помощника профессора академии, которую совмещал с преподаванием. Через год Бородина повысили до ординарного профессора и поручили возглавить химическую лабораторию, где он продолжал заниматься научными исследованиями.


В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Александр заложил фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом университетского образования.

В 1877 году Бородин достиг верхней ступени ученого сообщества и получил звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его почетным членом. За время научной карьеры талантливый химик написал более 40 работ, ему принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных углеродов, который назвали реакцией Бородина-Хунсдикера.

Музыка

Несмотря на то, что Бородин много времени уделял научной работе, музыка продолжала быть значительной частью его биографии. Будучи студентом, Александр Порфирьевич сочинял миниатюрные пьесы для фортепиано и романсы, самыми популярными из которых стали «Арабская мелодия», «Спящая княжна» и «Песня темного леса». Путешествуя за границей, он ходил на концерты, знакомясь с творчеством европейских композиторов , и других.


В Петербурге молодой ученый познакомился с видным музыкальным и общественным деятелем Милием Балакиревым и стал участником «Могучей кучки», куда, помимо него, вошли Модест Мусоргский, Цезарь Кюи. Объединение, возглавляемое литературным критиком Владимиром Стасовым, ставшее второй семьей Бородина, повлияло на музыкальный вкус и творческую направленность композитора, считавшегося продолжателем традиции .

Собственные сочинения Александр Порфирьевич исполнял на званых вечерах в особняке Митрофана Беляева, где собиралась российская творческая элита. Основными темами шедевров Бородина стали свобода, любовь к родине и национальная гордость русского народа. Бородин стал одним из родоначальников симфонии и героико-эпических тенденций в русской музыке.

Опера Александра Бородина «Князь Игорь»

Первое крупное произведение композитора нового жанра, исполненное в 1869 году оркестром под управлением его друга дирижера Милии Балакирева, принесло автору европейскую славу и известность. Композитор сочинил 16 романсов, 3 симфонии, пьесы для фортепиано, инструментальные миниатюры, музыкальную поэму «В Средней Азии», а также оперы «Богатыри» и «Князь Игорь».

Истинное величие таланта Бородина раскрылось во 2-й «Богатырской» симфонии, воспевающей былинную силу русского народа. В этом эпическом произведении плясовые мотивы переплелись с задушевными лирическими темами и, постепенно нагнетаясь, трансформировались в мощные звуки игрищ былинных силачей.

Симфония Александра Бородина «Богатырская» (Симфония №2)

С «Богатырской» симфонией перекликается неоконченная опера «Князь Игорь», над которой автор трудился 18 лет. Она стала эталоном героико-эпического стиля в музыке, поражая масштабностью сцен в исполнении народного хора и целостным воплощением отдельных образов. Интересен тот факт, что эти великие творения создавались композитором параллельно, и материалы, предназначенные для одного сочинения, иногда становились частью другого.

Личная жизнь

Во время пребывания за границей Бородин ухаживал за юной пианисткой Екатериной Протопоповой, проходившей в Германии курс лечения от хронической астмы. Девушка, обладавшая абсолютным слухом, часто музицировала в компании ученого, знакомя его с сочинениями европейских композиторов. Молодые люди много времени проводили вместе, посещали концерты в Баден-Бадене, вскоре полюбили друг друга и решили пожениться.


Свадьба состоялась весной 1863 года. Пара поселилась в Санкт-Петербурге, в доходном доме на Бочарной улице.

Из-за хронических проблем с легкими Екатерина Сергеевна не могла подолгу оставаться в северной столице. Ее отъезды в Москву в дом матери омрачали личную жизнь Бородина. Многие факты биографии ученого и композитора потомки почерпнули из писем, которыми обменивались супруги во время разлуки. Пара не имела детей и скрашивала одиночество заботами о взятых на попечение воспитанницах, которых считали родными дочерьми.

Смерть

В конце жизненного пути Бородин активно занимался общественной работой, был членом различных организаций, руководителем студенческого хора и симфонического оркестра академии, участвовал в приемах и костюмированных вечерах, популярных в научной среде.


В 1880 году скончался друг и учитель композитора Николай Зинин, а через год не стало любимого коллеги Модеста Мусоргского. Напряженная работа, личные потери и заботы о больной жене наложили отпечаток на физическое и психологическое состояние Бородина.

27 февраля 1887 года, на праздновании широкой масленицы композитор весело проводил время в обществе друзей и коллег, много танцевал и шутил. В самый разгар гуляний Александр Порфирьевич запнулся на полуслове и замертво рухнул на пол. Причиной смерти великого ученого и композитора стал разрыв сердца.


Бородина похоронили в некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры. На могиле установлен памятник с портретом покойного, окруженный нотными фрагментами его творений в обрамлении молекулярных формул.

Смирившись с утратой, друзья Бородина доработали некоторые из его незавершенных творений. Николай Римский-Корсаков и другие представители музыкального сообщества дописали оперу «Князь Игорь», которую представили публике в 1890 году, Александр Глазунов сделал оркестровку 3-й симфонии a-moll.

Произведения

  • 1849 – «Патетическое адажио (As-dur)»
  • 1850-е – «Слушайте, подруженьки, песенку мою»
  • 1862 –«Струнный квинтет (f-moll)»
  • 1866 – «Симфония № 1 Es-dur»
  • 1867 – «Спящая княжна»
  • 1868-1872 – «Мужской вокальный квартет без сопровождения «Серенада четырёх кавалеров одной даме»
  • 1868 – «Богатыри»
  • 1869-1887 – «Князь Игорь»
  • 1875 – «Симфония № 2 h-moll «Богатырская»
  • 1887 – «Симфония № 3 a-moll»
  • 1880 – «Симфоническая картина «В Средней Азии»

Русский композитор, учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя - Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью.

(31.10(12.11).1833, Петербург, - 15(27).2.1887, там же)

Русский композитор, учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя - Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 адъюнкт-профессор, с 1864 ординарный профессор, с 1877 академик; с 1874 руководитель химической лаборатории Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872-87) высшего учебного заведения для женщин - Женских врачебных курсов.

В 50-е гг. 19 в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Наиболее значительное произведение Бородина - опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; пост. 1890, Мариинский театр, Петербург). Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. «Князь Игорь» развивает традиции эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила». Бородин - один из создателей русских классических симфонии и квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты Бородина (1-й - 1879, 2-й - 1881).

Композитор - тонкий художник камерно-вокальной музыки. Образец его вокальной лирики - элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова Пушкина. Бородин впервые ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х гг. («Спящая княжна», «Песня тёмного леса» и др.). Писал также сатирические, юмористические песни («Спесь» и др.). Для творчества Бородина характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни, а также музыки народов Востока (в «Князе Игоре», симфониях, симфонической картине «В Средней Азии»). Творчество Бородина, яркое, самобытное, оказало воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции Бородина продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.). Велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии.

Бородин - автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина. Докторскую диссертацию написал на тему: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.

Русская Цивилизация


Бородин Александр Порфирьевич (1833 – 1887),

русский композитор.

Является одним из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX в.: гениальный композитор, выдающийся ученый-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижер, музыкальный критик, он проявил также и незаурядное литературное дарование.

Однако в историю мировой культуры Бородин вошел прежде всего как композитор. Им создано не так уж много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор.

Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность (Бородин обладал способностью сочинять в народно-песенном стиле), красочность гармоний, активная динамическая устремленность. Продолжая традиции M Глинки, в частности его оперы "Руслан и Людмила", Бородин создал русскую эпическую симфонию, а также утвердил тип русской эпической оперы.

Родился Александр 31 октября (12 ноября) 1833 в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и крепостной крестьянки Авдотьи Антоновой. Мальчик учился дома языкам – немецкому, французскому, английскому (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем – на фортепиано и виолончели, в девять – сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля.

Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией. С 1850 по 1856 он являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 получил степень доктора медицины.

Затем Бородин был направлен в научную командировку в Западную Европу (1859–1862). За границей он встретился с молодой московской пианисткой-любительницей Екатериной Сергеевной Протопоповой, музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена, Листа, Шумана. Вскоре они поженились. По возвращении в Россию он был избран адъюнкт-профессором по кафедре химии Медико-хирургической академии, а в 1864 – ординарным профессором (впоследствии заведующим) той же кафедры.

Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или «Могучей кучки»), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор.

Ее окончание затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью (Бородин преподавал на Женских врачебных курсах, редактировал научный журнал «Знание» и т.д.), однако в 1867 симфония была все-таки закончена, а в 1869 – исполнена под управлением Балакирева. К 1867–1868 годам относится работа Бородина над оперой-фарсом Богатыри (пародия на распространенный в то время жанр романтической оперы на русскую историческую тему, с использованием мелодий Ж.Оффенбаха, Дж. Мейербера, А.Серова, русских песен и т.п.); в то же время он написал несколько романсов, являющихся шедеврами русской вокальной лирики.

А. Бородин. Романс "Спящая княжна"

Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса Слово о полку Игореве. Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875. Примерно с 1874 Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами Князя Игоря. Однако к моменту смерти композитора опера осталась незавершенной.

В этот период Бородиным написаны также два струнных квартета (1879 и 1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра "В Средней Азии" (1880), ряд романсов и фортепианных пьес. Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Листа, с которым Бородин поддерживал личное знакомство.

Опера Князь Игорь, несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями – Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина «В Средней Азии» по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.

Умер Бородин в Петербурге 15 (27) февраля 1887 и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

Государственный квартет имени А. П. Бородина

Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств

Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева

Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.

Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.

Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске

Основные произведения

Оперы

«Богатыри» (1867)

«Млада» (совместно с другими композиторами, 1872)

«Князь Игорь» (1869—1887)

«Царская невеста»(1867—1868, наброски, утрачены)

Произведения для оркестра

Симфония № 1 Es-dur (1867)

Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876)

Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)

Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

Камерно-инструментальные ансамбли

струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх