Описание буквы ш. Как научить ребенка говорить букву «Ш» без привлечения специалистов

Скачать –

Рассмотрите с ребёнком картинки на 2 слайде. Произнесите слова, выделите в каждом слове первый звук. Это звук [ш] – твёрдый согласный. Этот звук обозначается буквой “ша”.

Посмотрите ролик о букве. Попросите ребёнка назвать слова, в которых он услышал новый звук. Где находится звук (в начале слова, в середине слова)? Придумайте свои слова с новым звуком.

Распечатайте картинку с буквой. Букву можно заштриховать или раскрасить. Прочитайте стишок-скороговорку. Попросите ребёнка назвать слова с новым звуком, которые он запомнил. Попробуйте выучить стишок. Посчитайте, сколько раз встретился новый звук (читайте медленно, пусть ребёнок загибает пальчики, как только услышит звук [ш]).

Нарисуйте букву в альбоме, подумайте, на что похожа буква. Дорисуйте букву до представляемого образа.

Посмотрите фрагмент мультфильма. В каких словах встретился новый звук? (Чебурашка, Шапокляк) Где находится звук в слове?

Слайды с написанием письменных букв для первоклассников. Удачи!

Для загрузки ролика может понадобиться некоторое время.

Узнать всё об инфекционном мононуклеозе у детей вы можете на сайте LADY-ALL.RU Инфекционный мононуклеоз у детей – это вирусная болезнь, передающаяся самыми распространенными способами: воздушно-капельным и контактным. Лечение этого недуга у детей должно быть незамедлительное.

Здравствуйте мои дорогие читатели!

В рубрике учим буквы сегодня согласная буква «Ш» . У детей часто встречаются проблемы с произношением звука [ш], здесь, как я уже обращала ваше внимание в других статьях помочь, может логопед. Он без особого труда определит причины, и предложит вам соответствующие упражнения по исправлению дефекта речи у вашего ребенка.

Я же приготовила для вас практический материал: художественное слово, игры, кроссворды на букву Ш.

Буква «Ш»

Веселые стихи

Шура сено ворошил,Вилы в сене позабыл.

Г. Виеру

Шалуны, прибавьте шагу!Скорей несите мушкетеру шпагу!
Посмотри на букву Ш –Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё .

Вот шиповника цветы –

Просто чудо красоты!

Яркие, пахучие…

Ай-ай-ай! Колючие!

Шиповник шипы свои выставил

Шипы у шиповника словно иголки.

Но мы не шипы у него заберем –

Полезных плодов для аптеки нарвем.

С. Мосияш

Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлепанье легкое… Кто это – гном?

Шиш! Там, за шторами возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

Кошка на окошке

Штанишки шьет.

А мышка в сапожках

Избушку метет.

Слышен шорох в камышах,

От него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шепотом страшат.

Шел я лесом и боялся…Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес не страшным стал.

– Эй, кто шарфик потерял?

Шагает кошка не спеша,

Коготки как буква Ш

Шустро мышь под печку – шасть!

Как бы в лапы не попасть…

В. Степанов

Под кувшинками в тиши,

Где не очень мелко,

Ходят важные лещи

Шириной с тарелку.

Что у нас в лесу на букву Ш ?

Это шишка шлепнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно

Шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что еще в лесу на букву Ш ?

Шум и шорох возле шалаша.

Не дыши, охотник!

Собака, не шурши!

Уточка с утятами

Плывет сквозь камыши.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь – не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Скороговорки

1. В ночной тиши у камышаЧуть слышны шорохи ужа.2. Простоквашу дали Клаше.

Недовольна Клаша:

«Не хочу я простоквашу,

Дайте просто кашу».

3. В шалаше шесть шалунов.

4. Саша шапкой шишки сшиб.

5. На окошке крошку мошкуЛовко ловит лапой кошка.6. Шишки скользкие шуршали,

Шумно шлепались с сосны.

Слоем снега, словно шалью,

Скроет шишки до весны.

7. Сшила Саша Саньке шапку.

8. Шапка да шубка –

Вот и весь Мишутка.

9. Шла по улице машина,Шла машина без бензина,Шла машина без мотора,

Шла машина без шофера,

Шла, куда сама не зная,

Шла машина… заводная.

10. Шли сорок мышей,Несли сорок грошей,Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Пословицы и поговорки

1. Шила в мешке не утаишь.

2. С кем поведешься, от того и наберешься.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. В гостях хорошо, а дома лучше.

5. Кошке игрушки, а мышке слезки.

6. На мышку и кошка зверь.

7. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

8. Поспешишь – людей насмешишь.

Чистоговорки

Игры

Игра «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковый звук в словах: шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шар.

2. Отгадайте слово по первым звукам следующих слов: шар, арбуз, ракета, флаг.

О т в е т: шарф.

Игра «Кто больше?»

Подберите слова, в которых звук [ш ] расположен в начале (шляпа, шишка ), в середине (мишка, чашка ), в конце слова (камыш , карандаш ).

Игра «Доскажи словечко»

Игра «Волшебная цепочка»

1. Цепочка должна начинаться и заканчиваться на букву «ш».

(Шар – рак – кот – танк – карандаш .)

2. Замените первый звук в словах: жить, сутки.

(Шить, шутки.)

3. Как за одну секунду из шаха сделать мат ?

(Шах – шаг – маг – мат.)

Игра «Анаграммы».

Шпала (лапша ), шарф (фарш ), шнурок (коршун ).

Слова-невидимки

В Ш – – – – – сели моряки,

– – – ш – – к чаю береги.

– – – – ш у берега реки,

Забралась – – ш – – в куль муки.

Опасен – – – ш – – для цыплят,

Ш – – – – – дороже, чем шпагат.

О т в е т: шлюпка – плюшка, камыш – мышка, коршун – шнурок.

Игра «Дополните слово»

Шина (машина, вершина ), шут (шутка ), шип (шиповник, подшипник ), шил (шило ), шла (шлак ), шел (шелк ).

Хвостоглав

(Дополнительные буквы: м, л, а, д, о, е.)

– – шок – – – –

О т ве т: мешоколад: мешок, шок, кол, лад, шоколад.

Игра «Слоговое лото»

1. Составьте слова со слогом —ши- в начале или в конце.

(Ваши, дыши, шило, шили, мыши, реши, шипы и т. д.)

2. Продолжите слова: Ми… (-ша ), шу… (-ба ), Ма… (-ша ), ши… (-на ), ша… (-ры ), шут… (-ка ), шап… (-ка ), шаш… (-ки ), шах… (-та ), лан… (-дыш ), мы… (-ши ), пше… (-но ), ши… (-ло ), шко… (-ла ), шля… (-па ), шах… (-тер ), Шу… (-ра ), суш… (-ки ).

Игра «Наборщик»

1. Выберите из данных букв восемь и сложите название государства. Из оставшихся получится столица.

С ш т о в к е ц т и о л я ь м Г

О т в е т: Швеция, Стокгольм.

2. Составьте как можно больше слов из букв слова шоколадка.

О т в е т: школа, шок, шкала, шлак, шакал, око, оклад, кол, кадка, колода, кладка, кок, кошка, клок, клад, лад, лодка, лак, лошадка, ад, док, код и т. д.

Игра «Головоломка»

Найдите между строчек насекомое.

Притих камыш, мелькнула птица,

Все спит, ничто не шевелится.

О т в е т: шмель.

Кроссворды

1. «Гори-верти»

По горизонтали и по вертикали впишите три одинаковых слова, которые означают… Впрочем, ищите подсказку в стихах:

– Я быстро таю за щекой.

– Я спорю с бурною рекой.

– Мал воробей, и все же я

Гораздо меньше воробья.

О т в е т: шоколад, плотина, колибри

2. Все слова с буквой «Ш»

Загадки

На квадратиках доскиКороли свели полки.Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

(Шахматы.)

Работник садовый –

Порядок медовый.

(Шмель.)

Сижу верхом, не знаю, на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу – привечу.

(Шапка.)

На бильярде стальные они,

На нитках – резиновые,

На шкафу – деревянные,

На ёлке – стеклянные.

(Шары.)

Твой хвостик я в руке держал,Ты полетел, я побежал.

(Шар.)

Кругленький, летает,

А куда – не знает.

(Шарик.) Г. Виеру

Сначала пряталась в траве,

Теперь сидит на голове.

(Шапка.)

У меня нос колкий, как у иголки,

Но не шью я, а дырявлю только.

(Шило.)

Открываются ворота:

Гости новые пришли.

Начинается работа –

Принимаю корабли,

Чтобы к рекам шли иным

По ступенькам водяным.

(Шлюз.)

Статья оказалась полезной? Оставьте свои пожалуйста комментарии.

Констпект открытого урока по чтению и развитию речи

Безродний Никита 3 «Б» класс 2 тип

Тема: Звук и буква Ш ш

Цели: развивать зрительные и слуховые анализаторы, мелкую моторику, концентрацию внимания, зрительную и долговременную память, обогащение активного словаря, воспитывать бережное отношение к природе

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Вид урока: Урок – путешествие

Оборудование: ПТС, разрезные картинки буквы, слоги, картинки, карточки с заданиями, макет дерева, листья

Ход урока

Орг момент

1. Псих. настрой

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным

2. Артикуляционная гимнастика (ПТС звуки и буквы на логопедическом тренажере)

3. Фонематическая зарядка

В лесу у нас живет ежик, но сейчас у нас зима и он спит, когда мы дотрагиваемся до ежика, он начинает издавать звук ш – ш – ш

Учитель: Какой звук издает ежик? Какой звук ты произнес?

Ученик: ш – ш – ш

Учитель: Правильно, это звук ш – ш – ш

4. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке будем повторять звук и букву Ш

Звук мы слышим, а букву видим, пишем и читаем

5. Работа по теме урока

Задание на листочке (найти букву ш среди других букв)

Перед учеником разложены буквы.

Учитель: Найди букву Ш среди других букв. А теперь раскрась ее. Каким цветом будешь красить букву?(ребенку предлагается выбрать цвет красный или синий)

Ученик выбирает синий цвет

Учитель: правильно, потому- что это согласный « ш – ш – ш»

Раскрасил букву, молодец, с заданием справился, давай повесим наш первый листочек на дерево

Задание на листочке (выложить букву ш из палочек)

Учитель: А теперь давай построим эту букву из счетных палочек

Ученик выкладывает букву из палочек

Учитель: молодец! Давай приклеим листочек к дереву

Задание на листочке (работа с ПТС)

Учитель: А теперь давай ее соберем на компьютере

Ученик собирает из двух частей букву

Учитель: молодец! Давай приклеим еще один листочек на наше дерево

Задание на листочке (собрать слоги ша, шо, шу, аш, ош, уш)

Перед нами еще одно задание

Нужно собрать слоги, я буду говорить слог, а ты будешь собирать его из букв

(слоги ша, шо, шу)

А сейчас обратные слоги

(аш, ош, уш)

Учитель: молодец, задание выполнено, давай прикрепим еще листочек к дереву

Задание на листочке (загадки)

Учитель: А теперь я загадаю тебе загадки, на столе лежат картинки с отгадками, выбери нужную картинку

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …. (шары)

Учитель: правильно, это слово шары. Давай возьмем и надуем с тобой шарик. А теперь давай его спустим. Какой звук мы слышим?

Ученик: ш – ш – ш

Учитель: слушай следующую загадку

В ванной дождик поливает,

Он грязнулей омывет

Дождь прошел, но нету луж

Догадался? Это … (душ)

Учитель: правильно, это слово душ

Учитель: слушай последнюю загадку

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается … (кошка)

Учитель: правильно, это у нас животное, кошка

6.Физминутка

Ах ты совушка сова

Вот такая голова

Когда ты летишь

Ш – ш шипишь

Задание на листочке (работа с звуковыми карточками)

Учитель: мы отгадали с тобой загадки, теперь давай в каждом слове определим где находится буква Ш в начале, в середине или в конце

Слово «шар», где здесь находится буква ш? раскрась нужную клеточку (Приложение)

Правильно, молодец

Слово «душ», где здесь находится буква ш? раскрась клеточку (Приложение)

Правильно, молодец

Слово «кошка», где здесь находится буква ш? раскрась клеточку (Приложение)

Правильно, молодец, ты справился с заданиями, давай прикрепим еще один листочек

Задание на листочке (предложения)

Учитель: перед нами предложения, найди слова с буквой Ш (учитель читает предложение и звуком выделяет букву ш)

В наших словах есть буква Ш? Покажи это слово. Это слово Машу.

С заданием ты справился, давай приклеим еще один листочек

7. Итог урока

Учитель: покажи на доске, какую букву мы сегодня с тобой повторяли?

Ученик показывает на букву Ш

Учитель: Правильно, посмотри, дерево у нас с листьями! А когда дует ветер, как у нас листья шелестят? Давай еще раз произнесем этот звук ш – ш – ш

Ты сегодня молодец, за то что ты хорошо работал на уроке и выполнил все задания, я тебе дарю воздушный шарик!

Анализ урока по чтению и развитию речи

Учитель : Ващенко Н.П

Тема : «Звук и буква Ш»

Класс : 3 «Б»

Тип : закрепление

Цель :

1) образовательная:

Систематизировать и обобщить знания о звуке и букве «Ш»

2)коррекционно-развивающая:

Развивать зрительные и слуховые анализаторы, мелкую моторику, концентрацию внимания, зрительную и долговременную память, обогащение словаря

3)воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе

Структура урока :

    Организационный момент

    Артикуляционная гимнастика (ПТС)

    Фонематическая гимнастика

    Сообщение темы урока

    Работа по теме урока

    Физминутка

    Итог урока

Урок чтения и развития речи проведен в соответствии с индивидуальной программой обучения ребенка (1 этап).

Тип урока – закрепление знаний. Урок начала с работы по ПТС, затем перешли к закреплению ранее изученной темы «Звук и буква Ш».

Для организации ученика в начале урока провела игру «психологический настрой».

Урок построила таким образом, чтобы деятельность учащегося постоянно менялась. Задания были предложены на каждой парте, ученик мог свободно передвигаться по классу

Для работы с ребенком были использованы разные задания, это выкладывание буквы из камешек, из счетных палочек, составление слогов из отдельных букв, загадки, предложения с данной буквой.

Материал к уроку подбирала с учётом накопленных знаний, умений и навыков ученика.

Осуществляла связь с жизнью, индивидуальный подход. Активировала мыслительную деятельность, использовала наглядность, элементы природного материала.

Осуществлялись межпредметные связи с уроком письма и развития речи, математики, мира вокруг. Применяла методы и приёмы в соответствии возрасту учащегося, его познавательными возможностями, которые способствуют коррекции и развитию знаний и эмоционально-волевой сферы.

Проводя физминутку, сначала провели артикуляционную гимнастику с использованием ПТС, затем фонематическую зарядку. Все задания для ученика были предложены на аппликации в виде листьев от дерева, после выполнения каждого задания ребенок клеил их на муляж дерева

Старалась создать доброжелательную обстановку, на каждом этапе нацеливала учащегося.

Данный урок достиг своих целей, ученик закрепил ранее пройденный материал.

Слова, начинающиеся на букву Ш : шапка, шуба, шиповник, шар, шея, шов, шут, шарф, шёлк, шина, шест, шлем, шнурок, шпион, шепот, шитьё, школа, шляпа, штамп, штаны, шутка...

Слова, с буквой Ш в середине : чашка, кошка, мышка, Даша, душа, ишак, Маша, ушиб, афиша, башня, брошка, вишня, груша, Гриша, каша, лягушка, машина, мешок, пушка, пшено, решето, чешуя, юноша, бабушка, башмак...

Слова с буквой Ш в конце слова : малыш, камыш, душ, фарш, ковш, лаваш, глупыш, беляш, хорош, карандаш, зверёныш, розыгрыш, проигрыш, марш, гуляш, реванш...

Несколько букв Ш в слов е: шашки, шалаш...

Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.

Стихи про букву Ш ()
Шакал по дороше бежал,
Букву Ш он потерял,
Помогите мне, друзья,
Мне без Ш никак нельзя.

Школьник в школу собирался,
Потеплее одевался:
Шубу, шапку, шарф надел -
Шёл до школы и вспотел.

В школу буква Ш пришла,
Сашу там она нашла,
Дала Саше шоколад,
Букве Ш он очень рад.

Скороговорки ( и )
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат,
Тише, кот сюда спешит.
Шмыг - и в школе не души.

Мышонку шепчет мышь: "Ты всё шуршишь, не спишь!"
Мышонок шепчет мыши: "Шуршать я буду тише".

Гришка с Мишкой ел коврижку
И дразнил в окне мартышку.

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Ташей простоквашу.

Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Мышка сушек насушила
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали
Зубы сразу же сломала.


Чистоговорки (больше )
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Мы качаем малыша.

Аш-аш-аш, аш-аш-аш,
Мы доделали шалаш.

Ош-ош-ош, ош-ош-ош,
У меня на блузке брошь.

Уш-уш-уш, уш-уш-уш,
Я пойду, открою душ.

Ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш,
У воды шумит камыш.

Шин-шин-шин, шин-шин-шин,
На шкафу большой кувшин.

Ши-ши-ши - что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше - это утка в камыше.
Ша-ша-ша - выходи из камыша!
Ше-ше-ше - нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши - что же шепчут камыши?

Загадки ( и )
Вместе Паша и Егор
В поле ставили шатёр.
Прямо возле шалаша,
И шатёр стал буквой...

У шофёра Саши
Есть машина Маша.
За рулём шофёр сидит
И рулит, рулит, рулит,
А машина едет
В огород к соседям.
Это им не по душе,
И шофёр стал буквой...

Для шипенья хороша
В алфавите буква....

Шимпанзе залез на стул,
Шарфик с вешалки стянул.
Что-то вроде шалаша -
На картинке с буквой...

Писать букву Ш надо так (отсюда и отсюда)

Изображения буквы Ш и картинки на Ш (отсюда)

Сказки про букву Ш (отсюда)

Жила-была в Азбуке буква Ш. Она была уже довольно немолода, впрочем, как и все буквы, и стояла почти в самом конце Алфавита. Она была вся шероховатая, немного шепелявила, чаще всего разговаривала шепотом и любила одеваться в шерстяные вещи.

У нее была сестра – буква Щ - жуткая щеголиха. Она была очень веселой и озор-ной: постоянно она щебетала да щипалась. Она не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щекотать букву Ш, а та шарахалась от нее и сердито шипела, закутываясь в шаль:

Ну, хватит уже шутить и шалить, а то заставлю тебя платить штраф!

Буква Щ щурилась и смеялась, но потом ей становилось жаль сестру, она щадила ее и целовала в щечку.

А один раз буква Ш поссорилась с буквой Ы. Да так поссорилась, что никто не смог их помирить.

Я никогда не стану с ней рядом, мне это просто неприятно, - говорила буква Ш.

Но как же быть? – пытались уговорить ее другие буквы. – Мало ли, как мы к кому относимся, но в разных словах нам приходится стоять рядом друг с другом. Это же наша работа! Мы для того и существуем, чтобы составлять различные слова. Например, в слове ШЫШКА тебе придется стоять рядом с Ы.

Ни за что! – упрямилась буква Ш. – Пусть со мной лучше буква И стоит. Вот она мне нравится, на меня немного похожа, только у нее две ножки, а у меня три… С буквой И я согласна стоять рядом в любых словах!

Но так нельзя! - стали возмущаться другие буквы! – Ведь в этом слове, да и в других, например: Шырь, Шына, Шыфр ясно слышится буква Ы, значит, она должна стоять рядом с тобой.

А я не хочу и всё! – упорствовала буква Ш.

Буква Ш, поселившаяся в камышах

Буква ш долго искала, где бы ей поселиться.

Поселюсь-ка я в камышах! - наконец решила она. — Конечно, они неисправимые сплетники, но тихие и совершенно безвредные. А я с удовольствием помогу им шуршать.

Она сделала из камышей шалаш и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шепотом пересказывать друг другу последние лесные новости — утешительные и неутешительные. А буква ш изо всех сил старалась им помогать. Она даже научилась рассказывать особые, шелестящие сказки.

В безветренную погоду, когда в лесу стихали звуки и воцарялся покой, лесная мышка приводила к берегу своих малышей — шестерых крошечных мышат, чтобы они послушали сказки, которые свивает из тишины и тихонько нашептывает в камышах буква ш.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Средняя общеобразовательная школа № 1368

дошкольное отделение №3

Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

«Путешествие в страну Смешариков.

Звук [ш]. Буква Ш»

Подготовила и провела

Учитель-дефектолог

Глебова О. В.

Москва 2018

Цель занятия : Знакомство детей со звуком [ш] и буквой Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Повторить ранее пройденный материал о гласных и согласных звуках.

Уточнить акустико-артикуляционную характеристику звука [ш].

Учить выделять звук ш из состава слова и называть слова со звуком [ш] в заданной позиции.

Упражнять в слоговом и звуко-буквенном анализе слов.

Познакомить с графическим изображением звук [ш] – буквой Ш.

Учить писать слова печатными буквами.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную моторику, дыхание и голос.

Развивать фонематические процессы.

Развивать слуховое внимание и слуховую память.

Развивать логическое мышление, воображение.

Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать положительный эмоциональный настрой, дружелюбие.

Оборудование и материалы:

Игрушки Смешарики, изображения их домиков, предметные картинки (кошка, ромашка, облако, лиса, иголка, кукла.), фишки для звуковых схем, схема для анализа артикуляции звука, карточка с буквой Ш, макет звука [ш];

учебники О.Г.Молчановой «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать» на каждого ребенка, тетради в клетку на каждого ребенка.

1.Оргмомент.

Ребята, поздоровайтесь с гостями! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь! И с таким хорошим настроением мы с вами сегодня отправляемся в путешествие в Страну Смешариков. Но попасть туда сможет только тот, кто правильно ответит на вопрос.

2.Повторение пройденного материала.

Чем звуки отличаются от букв?

(-Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.)

На какие две основные группы делятся все звуки?

(-Звуки бывают гласные и согласные.)

Чем гласные звуки отличаются от согласных?

(-Когда произносятся гласные звуки, воздух проходит через ротовую полость свободно, не встречая препятствий, а когда произносятся согласные звуки, воздух встречает препятствия: губы, зубы, язык.)

Назовите шесть гласных звуков.

(-[А], [о],[ у], [и], [ы], [э].)

Назовите твердый согласный звук в слове киты.

(-[Т].)

Назовите гласные звуки в слове утка.

(-[У], [а]).

Назовите мягкие согласные свуки в слове мячик.

(-[М], [ч]).

3.Знакомство со звуком [ш].

Молодцы, ребята. Правильно ответили на вопросы, поэтому вас встречают в своей стране ваши любимые герои.

Живут на свете Шарики,

Шарики-Смешарики.

Вот Баран, зовут Бараш.

Мудрый лось, зовут Лосяш.

Крошка кролик - зовут Крош.

Этот кролик так хорош!

Кругленькая хрюша

По прозванью Нюша!

Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышали во всех словах?

(Звук [ш].)

Сегодня мы будем знакомиться со звуком [ш] и буквой Ш .

4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Давайте пошипим, как змейки. (Ш-ш-ш)

Анализ артикуляции по схеме:

В каком положении находятся губы?

(Губы округляются.)

В каком положении зубы?

(Между зубами небольшая щель.)

Где находится язык?

(Язык поднимается к верхнему небу в форме чашечки.)

Дадим характеристику звуку [ш]. Он какой?

(Согласный.)

Почему вы так решили?

(Потому что воздух встречает препятствие в виде поднятого язычка.)

Он твердый или мягкий?

(Твердый.)

Каким цветом мы будем его обозначать?

(Синим.) (На доску выставляется макет звука.)

Звук [ш] звонкий или глухой. Проверьте.

5. Произношение звука [ш].

Физкультминутка.

Ребята, изобразите деревья, качающиеся на ветру. (Руки подняли вверх. Покачали ими.) Листва шумит: Ш-ш-ш.

Покажите, как мишка идет по опавшей листве. А листья под лапами шуршат: Ш-ш-ш

Дыхательная гимнастика.

Надуем воздушный шарик. (Глубокий вдох носом, надуть живот, как шар.)

Шарик лопнул. (Выдох ртом со звуком [ш].) Руками показывают.

6. Развитие фонематических представлений.

Бараш (показать игрушку) просит вас назвать слова со звуком [ш] в начале слова.

Теперь со звуком [ш] в середине слова.

В каких словах звук [ш] живет в конце? (Схема на доске)

Молодцы!

7. Письмо слова. Звуко-буквенный анализ слова.

А тем временем мы подошли к домику одного из наших друзей. Чтобы узнать, кто здесь живет, надо определить, с какой буквы начинается слово и вписать ее в свой листочек. Педагог показывает картинки, дети называют слово, определяют первую букву и пишут ее в клеточку.

(Кошка, ромашка, облако, лиса, иголка, кукла.)

Какое слово у вас получилось?

(Кролик.)

Да, здесь живет кролик Крош. (Показ игрушки.) Мы споем про него песенку.

Пальчиковая гимнастика.

Маленький кролик с большими ушами

Розовым носом, смешными усами,

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле.

Чистит он шерстку себе или спит,

Кролик ушами всегда шевелит! (Движения по тексту.)

Крош просит вас сделать звуковой разбор слова. (Один ребенок выполняет разбор на доске с комментированием, остальные - на столах.)

8.Знакомство с буквой ш.

Она нас познакомит с буквой, с которой дружат все Смешарики! Это буква Ш . (буква выставляется на доске), которая на письме обозначает звук [ш].

На что похожа эта буква?

(На забор, на расческу, на окошко и т.д.)

Три столбца красиво в ряд

Как солдатики стоят.

Превратимся в маляров, возьмем в руки кисти и напишем большую букву Ш (В воздухе).

А теперь превратимся в Буратино и напишем эту букву длинным носом.

9.Чтение слогов.

Нюша пока не умеет читать, но очень хочет научиться. Пусть она послушает, как читаете вы и поучится. Откройте учебник на стр. 54, №5 (О.Г. Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать») Читают слоги по цепочке.

10. Чтение слов. Деление слов на слоги, постановка ударения.

Стр.55, № 6. Комментируют по одному слову. (Шоколад. В этом слове три слога. Первый слог-шо, второй-ко, третий-лад. Ударение падает на третий слог.)

11.Развитие логического мышления.

Наше путешествие продолжается. Около своего домика нас встречает Лосяш. (Показ игрушки.)

Он дает нам трудное задание. Надо прочитать загадки, отгадать их и найти лишнее слово. Стр. 55, №8 .(Кошка, петух, мышка, мишка).

Какое слово лишнее и почему?

(Петух, т.к. в нем нет звука[ ш].)

12.Чтение текста. (По цепочке.)

Стр.56, №10

О каком времени года мы читали?

(О зиме.)

Какую одежду надели дети?

(Дети надели шубы, шарфы и шапки.)

Кто взял санки?

(Миша и Саша взяли санки.)

Как веселились ребята?

(Они катались с горки.)

Назовите имена, которые встретились в тексте.

(Саша и Миша.)

Вспомните правило правописания имен.

(Имена пишутся с большой буквы.)

13. Подведение итогов.

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Смешариков.

С каким звуком познакомили нас Смешарики?

(Они нас познакомили со звуком [ш].)

Какой это звук?

(Он согласный, твердый, глухой.)

Какой буквой он обозначается на письме?

(Он обозначается буквой Ш .)

Что вам особенно понравилось и запомнилось сегодня?

А Смешарикам очень понравилось, как активно вы работали сегодня и правильно отвечали на все вопросы.

Смешарики прощаются с вами. До свидания.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх