Что такое икона? Икона "Пётр и Павел" и её значение.

Икона святого Петра - важнейшая часть любого домашнего иконостаса. Молитвы перед ней способны уберечь вас от опасности, а также укрепить и сохранить веру в Господа.

Апостол Петр был сыном рыбака и с самого детства промышлял рыбной ловлей. По достижении старшего возраста Петр повстречал Христа и пошел за Ним. Среди 12 апостолов Петр стал любимым учеником и последователем Иисуса: именно ему Спаситель доверил хранение ключей от райских врат.

Когда Иисуса Христа схватили и приговорили к смертной казни, Петр, испугавшись преследования, трижды отрекся от Него на рассвете. Осознав весь ужас своего поступка, он горько раскаивался и позже был прощен Господом. Всю оставшуюся жизнь Петр посвятил проповедованию Божьего учения, был схвачен и принял мученическую кончину во времена правления Нерона.

После кончины апостол был канонизирован, а его икона до сих пор творит чудеса исцеления и знамений, спасающих жизни людей.

Где находится чудотворная икона

Существует множество копий и списков чудотворного образа, но первоначальная икона, написанная в 6 веке, находится в Египте, в монастыре святой Екатерины. Канонический образ Петра, с которого были списаны фрески Исаакиевского собора, находится в Соборе Святой Живоначальной Троицы Санкт-Петербурга.

Описание образа

На иконе изображен апостол Петр в расцвете своего духовного пути. Святой одет в монашеский хитон, в одной руке держит Священное Писание, а в другой — ключи от врат Рая. Апостол находится в пути.

Этот образ символизирует долгий жизненный путь проповедования и подвигов во имя Господа и веры в Него, а также долгую дорогу от отречения до прощения и принятия Господом своего любимого ученика во вратах Рая.

В чем помогает икона апостола Петра

Хотя Петр оставил дом и семью ради служения Господу, он не забывал о насущном труде и своих корнях. Именно поэтому Петр считается покровителем рыбаков и моряков. Святому молятся о сохранении жизни на воде и помощи в беде.

Кроме того, по преданию, апостол Петр был наделен столь большой силой, что мог исцелять смертельно больных людей, лишь прикоснувшись к ним. По этой причине иконе святого молятся об исцелении телесных и душевных болезней, а также об облегчении хронических болей.

Молитвы перед образом апостола Петра

«Святой Петр, покровитель мореплавателей и путешественников, молим тебя, в тоске и страхе к тебе прибегая: не оставь молитвы наши без ответа, убереги от опасности на море и на суше! Молим тебя, не попусти живота раба Божьего (имя) и сохрани от всякого зла всех спутников его. Истинно апостол, хранитель и разрешитель, спаси и сохрани раба Божьего (имя) от всякого зла. Аминь».

«Святой апостол Петр, хранитель ключей, отмыкающих врата Рая, великий целитель, молим тебя смиренно и с надеждою: яви дар, данный тебе Господом нашим Иисусом Христом, исцели раны душевные и телесные, спаси и живот мой, душу мою и разум мой от происков дьавольских, убереги жизнь мою от боли и страданий. Истинно прошу тебя, защити и укрой покровом своим от болезней, дабы возблагодарить мне Господа Нашего и смиренно прославлять волю Его до конца дней моих. Аминь».

Как выглядит икона апостола Петра

Помимо первого канонического образа существуют несколько распространенных версий иконы апостола, признанных Церковью. На одной из них святой изображен не в полный рост, а по пояс.

В одной руке святой Петр держит Священный свиток, а другой благословляет каждого молящегося перед образом.

На другом достаточно распространенном образе святой Петр изображается в преклонных летах. Глаза апостола подняты к небесам: в этот момент святой получает благословение Божье на мученическую смерть.

В одной руке Петр держит раскрытую книгу Евангелия, а в другой сжимает ключи от райских врат.

Апостол Петр был любимым учеником Господа и получил прощение греха отречения от воли Господней и учения Его. Именно поэтому перед образом святого особенно сильны молитвы о прощении грехов . Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

11.07.2017 05:09

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится...

Два первоверховных апостола. Два столпа христианской веры. Две такие разные личности, два таких разных пути к Христу, они сошлись в едином служении и недаром считаются первоверховными, ибо их вклад в основание христианской веры неоценим в истории христианства, изменившего духовный облик человечества, поднявшего планку нравственных категорий на новый уровень, достичь которого можно только большим личным усердием. К Престолу Господню они взошли в один день, но хотя казнены были по-разному – Петр распят, Павел – усечен мечом, их жизнь и смерть – свидетельство тому, что, неважно, какая разница в свойствах натуры, социальном статусе и даже исходном мировоззрении существует между людьми, которые однозначно и добровольно решили следовать за Господом. Они приходят к Христу каждый своим уникальным путем как к единственной, главенствующей вершине Бытия, Альфе и Омеге всего сущего.

В простолюдине-рыбаке Симоне и знатном фарисее-римлянине Савле, ставшими первоверховными апостолами Петром и Павлом, при встрече с Христом произошел невероятный духовный переворот, моментальное преображение, которое совершить возможно только Богу.

Апостол Петр
Петр – по-гречески, Кифа – по-арамейски. И с того и с другого языка это имя переводится как «камень, скала». Рыбак Симон, любимый ученик Иисуса, получил свое прозвание, когда Господь сказал ему: «Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16; 18–19). Симон-Петр первым безоговорочно исповедал Христа, на вопрос Его, что о Нём думают ученики, без колебаний ответил, что Иисус есть «Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16; 16). Вот тогда от Самого Господа Петр получил свое прозвание, в котором было заключено миссионерское предначертание всей его будущей судьбы.

Он принял Христа всем сердцем еще до памятного вопроса Иисуса о Нем, с момента, когда был призван. У евангелиста Луки подробно описано событие призвания Петра (Лк. 5; 2–11), из этого описания сразу видна впечатлительность и эмоциональность его личности. Когда Христос приказал Петру, тогда еще галилейскому рыбаку Симону, и прочим ловившим с ним рыбу и пришедшим с ловли с пустыми лодками вновь выйти в море и закинуть сети, то Симон поначалу с недоверием говорит, что они всю ночь ловили, но ничего не поймали, причем называет при этом Иисуса – Наставник. Однако повинуется и, когда он со товарищи вскоре возвращается с сетями, которые прорвались от улова, в лодках, полных рыбы, то он уже полон совершено другого, возвышенного чувства и выражает его соответственно своей непосредственной натуре: «Симон-Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5; 8) – так жгуче он ощущал свою малость, ничтожество, страх пребывания рядом с Живым Богом, и уже тогда называет Его – «Господи!», а Господь, зная все о будущем всех и всего, призывает Симона-Петра при всем недостоинстве, которое Симон в себе ощущает, следовать за ним и стать его учеником…

Нетерпеливый и порывистый, вспыльчивый и по-детски чистосердечный, Петр был глубоко предан Христу, вера его была лишена сомнений – решился же он, видя, как Господь пошел по воде, пойти вслед за Ним (Мф. 14; 25–30). Да, поднялся ветер, и он испугался, осекся и начал тонуть, но ведь пытался же! Ведь недаром же Петра вместе с Иаковом и Иоанном Зеведеевыми, призванными вместе с ним, Иисус взял на гору Фавор, чтобы те узрели Его Преображение, а он, со всегдашней горячностью, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть…» (Мф. 17; 4). И в тяжкую ночь в Гефсимании те же трое были с Ним, но лишь Петр вступился, поднял меч и отсек ухо рабу из пришедших взять Спасителя.

Однако опять же в порыве временного чувства, продиктованного человеческим инстинктом самосохранения, Петр же оказался способен на моментальное отречение, но затем – на последующее полное и абсолютное глубочайшее раскаяние.

Ему суждено было пройти через отречение трижды (Лк. 22; 55–62) – Христос предсказал ему это во время прощальной беседы Его с учениками: «Господи! Почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя!» – спросил Петр, и Господь ответил: «Душу свою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды» (Лк. 13; 37–38). Но Петр, который первым исповедал Христа как Живого Бога, в сущности, отрекался не от Христа и не от веры в Него. В тот момент он отрекался от себя самого, оттого и заплакал горько, когда после того памятного петушиного крика уводимый на смерть Христос обратился и молча взглянул на Петра, а тот вспомнил слова предречения Господа…

Более всего стыдно бывает не тогда, когда нас наказывают. Более всего стыдно, когда прощают. Когда наказывают – тут можно и обидеться, и сказать, что, мол, наказание несоразмерно провинности, или «я не хотел, так получилось». Короче, есть лазейка, как умерить, а то и вовсе усмирить свой стыд, договориться с совестью. Когда прощают – ты остаешься со своим стыдом один на один, и тогда он беспощаден. Трижды после своего Воскресения и явления ученикам при море Тивериадском спрашивал Христос Петра: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» и трижды отвечал Петр Господу: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя!», и трижды Господь говорил ему: «Паси агнцев Моих», «Паси овец Моих» (Ин. 21; 15–23) и тем трижды простил его.

(От автора. Однажды, уже давно, в беседе с моим первым духовником о том, что будет с нами, когда все мы предстанем на Последнем Суде, он сказал: «Нам простят. Нам всё простят, но как будет стыдно…» Тогда, размышляя над его словами, я поняла, что ад – это не просто страшные картинки в стиле Босха. Истинный ад сжигает не извне, а изнутри. Это безграничный, невыносимый стыд перед Богом, убийственный стыд перед Тем, Кто все о тебе знает и всегда тебя видит. Кто чист и милосерден настолько, что обмануть доверие давшего распять Себя за нравственное несовершенство прошлых и будущих поколений, и лично тебя в их числе, ощущается как совершенное тобой тягчайшее из предательств. Недаром же говорят: «сгореть от стыда», «покраснел от стыда, будто кипятком в лицо плеснули». Когда нам стыдно, нас «бросает в жар до испарины» – выразительно народное слово. Именно Божественное благородство и неописуемое словами величие Всепрощающего, Милосердного Господа делает душевные муки стыда такими, что, пережив их, ты после уже никогда не сможешь вернуться к повторению провинности. Божественное прощение очищает, ибо все духовно-нравственные проступки перед Ним и есть та самая солома, о которой сказано в Священном Писании, что она сгорит, оставляя нетленным лучшее, что в тебе есть, и это пламя станет Фаворским Светом Преображения в очах Господних.)

И вот вера Петра окрепла, закалилась до твердости скалы именно через его отречение и полноту последующего покаяния. А затем, именно вследствие сердечного горения и совершенной искренности, Петр через свою безукоризненную веру получал необходимые слова и доводы, становясь великолепным проповедником, способным проповедями своими обратить три тысячи человек уже в первый день своего апостольского служения после Сошествия Святого Духа на апостолов, исполнив, таким образом, слова Христа о нем: «Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16; 18). Чуть позже, после исцеления хромого, он обратил сразу 5000 человек! Его ученичество как проповедника было взято не из книжной премудрости: к чему она была ученику, Учителем которого был Тот, Кого мы называем Бог-Слово? В книге «Деяния» в главах 1 – 12 рассказано подробно о путях и проповеди святого апостола Петра, его чудесах и служении. Сила его веры была столь велика, столь усердно стяжал он Духа Святого своими деяниями, что даже тень святого апостола исцеляла больных, которые оказывались под ее сенью (Деян. 5; 15).

Обратив на своем апостольском пути многих и многих, Петр пришел с проповедью в Рим, где был схвачен, но имел возможность бежать и воспользовался ею. Согласно книге «Деяния», внук Ирода Великого, того, кто приказал избивать младенцев, чтобы среди них уничтожить и Младенца Христа, Ирод Агриппа Первый, в 42 году начал гонение на христиан. Он заключил Петра под стражу, но ангел Божий по молитвам христиан за апостола явился и освободил его, после чего Петр ушел незамеченным.

Однако исторические источники утверждают, что апостол Петр был схвачен и казнен при императоре Нероне, который особенно был разгневан после того, что апостол обратил в христианство двух его жен. Впрочем, Предание сохранило эпизод о том, как Петр, получивший возможность тайно бежать из темницы, встретил на Аппиевой дороге Христа, и между ними состоялся известный по роману «Камо грядеши?» – «Quo vadis?» польского писателя Генрика Сенкевича диалог. «Quo vadis, Domine? (Куда идешь, Господи?)», – спросил старый апостол. «До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос: “Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие”». Апостол долго лежал недвижим в пыли, затем встал и пошел в Рим…

Это был 64-й, а по мнению других исследователей, 67–68 год от Рождества Христова. Когда за Петром, заключенным в Мамертинскую темницу, пришли воины, чтобы вести его к казни на Ватиканский холм, где находился цирк Нерона, он попросил их после распятия его перевернуть крест вниз головою. Он считал, что недостоин уподобления Распятому Христу и должен остаться преклоненным головою под ноги Его, потому что так и не простил себе тройного отречения. Чувство вины оставалось при нем всю жизнь, и его апостольское усердие было для него ежеминутным трудом по искуплению слабости, которой он трижды поддался в ночь после расставания с Ним в Гефсиманском саду. Так он и отошел к Богу – вниз головою на перевернутом кресте, исполнив еще одно Господне предречение о нем: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» (Ин. 21;18–19). После казни христиане во главе со священномучеником Климентом Римским похоронили его здесь же на Ватиканском холме.

То, что историческая память поколений безошибочно сохранила сведения о месте упокоения святого апостола, было подтверждено археологическими данными: во время раскопок 1939–1941 годов под собором Святого Петра в Ватикане среди остатков древнеримского кладбища нашли плиту, на которой было вырезано по-гречески: «Петр здесь», но мощей там не оказалось, очевидно, они были перезахоронены. Длительное время поисками занималась группа археолога Маргариты Гвардуччи, и, наконец, ею были найдены останки, идентифицированные учеными как мощи святого апостола Петра. В 1968 году папа Павел VI объявил, что исследования окончены и по их результатам могилу святого апостола Петра можно считать обнаруженной.

Апостол Павел
Совершенно иным было начало пути святого апостола Павла. До этого Савл, родом из знатной иудейской семьи колена Вениаминова, получил свое имя, видимо, в честь библейского царя Савла. Павел – это его второе имя, им он стал зваться уже после встречи с Христом. Воспитанный в семье благочестивых фарисеев, проживавшей в Тарсе, городе в греческой провинции Киликия, он унаследовал римское гражданство, а с ним – все права и привилегии римского гражданина. Есть предположение, что он мог быть в составе Синедриона, решавшего судьбы непосредственных последователей Христа, живя с ним в одно и то же время, и по возрасту был несколько моложе Иисуса.

Тарса – город, который в то время был центром культуры и образования наряду с Афинами и Александрией. Ученые пишут, что апостол явно обладал, помимо идеального знания Торы – Пятикнижия, и знанием других наук: в его трудах в точности и образности формулировок прослеживается знание греко-римской литературы, философии, истории, риторики. Он, по-видимому, свободно владел латынью как римский гражданин, греческим – как житель греческого города, арамейским – как большинство образованных иудеев, а полноту богословского образования получил в ученичестве у знаменитого тогда раввина Гамалиила Великого, о котором упоминается в «Деяниях» в связи с освобождением из-под стражи апостолов Петра и Иоанна в Иерусалиме (Деян. 5; 34–35). О том он говорит сам: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян. 22; 3). Очевидно, что Савл-Павел собирался стать раввином: согласно «Деяниям», глава 18; 3, святой апостол умел шить шатры-палатки, это было необходимо, чтобы прокормить себя. Поскольку равви было не положено брать за свое служение денег, то приходилось учиться какому-то ремеслу и им зарабатывать на жизнь.

Согласно книге «Деяния», фарисей Савл выпросил у саддукейского первосвященника письма с полномочиями следовать в Дамаск и оттуда привести в Иерусалим христиан Дамаска для наказания (Деян. 9;1–2). По дороге в Дамаск сошел на него свет, ослепивший его на три дня, и услышал он голос: «Савл! Савл! что ты гонишь меня? Он [Савл] сказал: кто Ты, Господи? Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9; 4–5). Три дня Савл не видел, не пил и не ел. За эти три дня, которые стали для него днями поста, и произошло в нем полное покаяние. За то время Господь явился жившему в Дамаске благочестивому христианину Ананию и сказал, куда ему явиться за Савлом, чтобы исцелить и крестить его. Ананий, знавший Савла как непримиримого гонителя христиан, напомнил Христу об этом, но Господь остановил Анания, сказав, что отныне Савл-Павел – «Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое между народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9; 15). Ананий последовал повелению Господа, сделал все, что тот велел. И Савл прозрел, хотя в этом, конечно, прямая связь между духовным прозрением и физическим – настолько глубоко было его потрясение от личной встречи с Христом.

Так святой апостол Павел получил свое назначение – именем Господним обращать иудеев, в особенности убежденных фарисеев, как неоднократно это делал и Христос. Апостол Павел, книжник, фарисей, мог говорить с народом Израиля в понятных ему категориях, со свойственной ему логикой, и сам он был живым примером обращенного иудея, что было немаловажно в миссии, уготованной ему Господом. Недаром он говорит о себе: «Еврей от Евреев, по учению – фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего» (Фил. 3; 5–8).

Ревность в деле сохранения Закона неизменной константы, искренность в гонении христиан, убежденность в правоте позволяли ему считать себя великим праведником. Куда делась самоуверенность Савла после встречи с Воскресшим по дороге в Дамаск?! Савл, фарисей, от юности своей строгий ревнитель уложений Торы, имел целью исполнить все «предания старцев», но именно ему было назначено окончательно связать Закон Ветхого Завета, именуемого «детоводителем ко Христу» с Новым Заветом. Вот он пишет о себе в Послании к Филиппийцам: «Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа с праведностью Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, чтобы постигнуть воскресения мертвых» (Фил. 3; 8–11). Так святой первоверховный апостол Павел словами «…найтись в Нем своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа с праведностью Бога по вере…» утверждает то, что когда-то сказал Сам Господь в Нагорной проповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5; 17).

Из 28 глав книги «Деяния» Нового Завета двенадцать посвящены трудам апостола Петра, но остальные шестнадцать – подробнейший рассказ об апостольских путешествиях святого Павла, его подвигах, усердных трудах по созиданию Христовой Церкви и перенесенных им страданиях на дорогах служения Богу. Еще больше мы узнаем о нем из четырнадцати его Посланий к народам, земли которых он посещал в трех его миссионерских путешествиях, основывая новые и новые общины, и, раз посетив, уже не оставлял своими отеческими заботами. И это понятно, ведь о Петре мы многое знаем из Четвероевангелия, тогда как Павел был призван Христом уже после Сошествия Святого Духа на апостолов и созидания святым апостолом Петром основы Церкви Христовой в Иерусалиме (Деян. 2; 1–13). Он и назвался теперь вторым именем – Павел, Paulus – «младший, меньший», и говорил о себе как о «наименьшем из Апостолов», который «недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15; 9). И как Петр нес всю жизнь в себе чувство неискупленной вины за свое тройное отречение, так и Павел страдал за Христа с радостным смирением и повинным сердцем, помня каждый час о своем прошлом гонителя последователей Христа, в Которого уверовал, Которого возлюбил и принял всем разумом и всей душою. Как говорится в стихире праздника: «Дал еси образ обращения согрешающих оба апостолы Твоя: оваго убо, отвергшагося Тебе во время страсти и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася и веровавша…»

Итак, при императоре Нероне, как мы уже говорили, по одним источникам в 64 году, по другим – в 67–68 годах от Р.Х., святые первоверховные апостолы были взяты и казнены в один день. Петр, как мы уже сказали, – распят на Ватиканском холме, а Павел, поскольку он был римским гражданином и его нельзя было предать позорной смерти на кресте, обезглавлен на Остийской дороге за пределами Рима. На месте упокоения его останков скорбящие ученики поставили памятный знак. Позже равноапостольный царь Константин Великий на этом месте воздвиг церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

В 2009 году папа Бенедикт XVI объявил, что ученые исследовали саркофаг под алтарем Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, и по данным углеродного анализа возраст останков, заключенных в нем, может быть датирован между I и II веками от Р.Х. Вскрытия саркофага до сих пор не производилось, это было небезопасно для сохранности останков, просвечивание ничего не дало – слишком велика толщина камня, поэтому исследования проводились с помощью зонда. В саркофаге обнаружили следы дорогой льняной ткани пурпурного цвета, из которой изготавливались одеяния римской элиты, частицы ткани голубого цвета, пластина из чистого золота и кусочки красного ладана. То, что знатный римлянин был похоронен под алтарем христианского храма, и время захоронения позволили подтвердить, что останки в саркофаге – действительно честные мощи святого апостола Павла.

Значение иконы

Святых первоверховных апостолов Петра и Павла иконописцы с древности часто изображают вдвоем, хотя их жития не были связаны земным родством. Однако их связывало родство иное, превыше всех кровных уз – духовное братство во Христе, вера, которой соединены все члены Церкви, являясь братьями и сестрами во Христе. Апостолы Петр и Павел – воистину столпы апостольского служения. Простой рыбак, трижды отрекшийся от Христа в минуту слабости, трижды Им прощенный, заложил своей горячей проповедью основу Церкви Христовой, и фарисей, гнавший христиан, но впоследствии уверовавший так, что в истории христианства стал едва ли не мудрейшим Отцом Церкви, на Посланиях которого вот уже два тысячелетия воспитываются верующие христианского мира. Потому они запечатлены вместе: в ранней иконографии чаще фронтально, лицом к нам, а с XVI века – с ликами, обращенными друг к другу. Связка ключей в левой руке Петра, дорожный посох в руке Павла и книга с его письменными трудами в другой – их невозможно перепутать. К тому же сохранились древнейшие фрески с их изображениями, по которым были заложены основы канонической традиции написания их ликов в православной иконописи.

«Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум» – говорится в стихире праздника. «Петрова твердость» – это мужество в исповедании веры: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5; 1–4) – пишет апостол в Первом Соборном Послании.

«Павлов разум» – мудрость апостола, которая уже тысячелетия служит источником для душеполезных размышлений, вдохновляя и окормляя духовно-нравственную жизнь верующих. Иеромонах Симеон (Тормачинский) говорит, что «…наверное, в человеческой истории не найдешь более умного человека, чем апостол Павел, разве что премудрый Соломон мог бы с ним сравниться. Достаточно почитать Послания апостола Павла, чтобы убедиться, что он действительно имеет “ум Христов”», а владыка Филарет Московский пишет: «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…»

Такие разные личности, такие различные судьбы! Как сказал в одной из проповедей в День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Антоний Сурожский – «радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой – Крестом и Воскресением. <…> Они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма – ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: “Вера наша – победившая мир”».
Говоря о важности дней памяти всех святых Православия, владыка Филарет говорит: «Поминайте наставники ваша, подражайте вере их». 12 июля мы поминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а значит, поминая их, мы должны и подражать им, посильно наследовать их апостольское служение, с радостью свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Насколько мы можем им подражать? Какие силы надо иметь для этого? Мы чаще всего таких сил не имеем, но это не причина для уныния, ведь говорит же владыка Антоний: «Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой Божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению».

Итак, мы рассказываем вам, дорогие читатели, о Житиях святых, о историях обретения и создания икон с верой и радостью и в надежде, что это тоже – наш скромнейший посильный вклад в свидетельство о Православной Христовой Вере.

12 июля Русская Православная Церковь отмечает окончание Петрова поста и день памяти святых славных и всехвальныхпервоверховных апостолов Петра и Павла. «Прихожанин» решил почтить их память рассказом о том, как образы первоверховных апостолов воплощали на своих полотнах великие художники.

В православной иконографии святых апостолов Петра и Павла чаще всего изображали вместе (хотя можно найти немало икон, на которых святые представлены по отдельности). И это вполне объяснимо: при всей поразительной несхожести их судеб, происхождения, характеров они были едины в укреплении общего дела – создании Церкви Христовой на земле. Согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день – 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, в 67 год от Рождества Христова, в 12-й год правления императора Нерона. Возможно, это так, возможно, нет, так как, к сожалению, достоверных данных о дате их гибели не существует. Многие исследователи полагают, что верные ученики Христа Петр и Павел погибли с разницей в несколько лет. Но, наверное, не это главное. Важно то, что они сумели сделать.

Иконографическое изображение Святых апостолов Петра и Павла следует традиционным православным канонам, а потому на многочисленных иконах их образы отличаются лишь отдельными деталями. Скажем, цветом одеяния – туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники) или гиматия (плаща). Или цветом волос – Петра и Павла рисуют то темноволосыми, то седыми, то лысоватыми. На большинстве икон святые апостолы Петр и Павел обращены ликом к верующим, на некоторых – они смотрят друг на друга или даже обнимаются.

Статичное изображение святых в православной иконографии традиционно и объясняется тем, что в иконе важно передать образ святого, его взор, обращенный к молящемуся. Потому иконописцы, рисуя образы святых, художественные акценты чаще делают не на самих образах, а на деталях: сложенных пальцах, развернутых к верующим ладонях, прижатой к сердцу руке и особенно на том, что у святого в руках.

На большинстве икон святой апостол Петр держит в руках ключ (реже два ключа – серебряный и золотой, которые олицетворяют собой светскую и духовную власть), ибо сказал Христос: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Хотя можно увидеть иконы, на которых в руках любимого ученика Христа свиток с евангельским текстом.

В руках у Святого апостола Павла чаще всего на иконах можно увидеть книгу или свиток, реже – меч. Понятно, что книга и свитки отсылают нас к 14-ти Посланиям, написанным святым апостолом Павлом, а вот образ меча – это символ слова Божия, ибо в своем Послании к Евреям святой апостол Павел писал: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

На некоторых иконах святые апостолы Петр и Павел сообща держат в руках церковь как знак того, что они совместным апостольским трудом укрепляли Христову Церковь на земле.

Совсем иначе рисовали образы святых Петра и Павла западноевропейские художники. Как правило, посредством живописи они стремились рассказать о самых значимых – трагических или драматических – моментах в их жизни. Взять, к примеру, знаменитые картины итальянского художника Караваджо «Обращение Савла» и «Распятие святого Петра». Или, скажем, «Освобождение святого Петра» Бернардо Строцци и «Куда идешь, Господи?» Аннабеле Карраччи.

Каждое из этих знаменитых полотен напоминает верующим главные эпизоды из жизни святых, как в случае с Савлом, будущим апостолом Павлом, который всячески преследовал и убивал христиан, и однажды на пути к Дамаску «внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 3–5).

Или взять, к примеру, картину «Куда ты идешь, Господи?» Аннибале Карраччи… 12-й год правления императора Нерона. Страшные гонения на христиан в Риме. Арест святого Петра ожидается со дня на день. Его последователи, понимая, что святого ждет смерть на кресте, умоляют его бежать. Петр уступает их уговорам, ночью он уходит из города по Старой Аппиевой дороге… и за городскими воротами встречает Христа. «Domine, quovadis?» («Господи, куда ты идешь?») – обращается Петр к Спасителю. «Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос. У каждого человека свой путь в жизни, свой порой очень нелегкий, выбор. Петр смиренно принимает свой жребий и со словами: «Domine, tecumveniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») – поворачивает назад в Рим, где его ждет арест и мученическая смерть на кресте.

Ее, кстати, показывает нам картина Караваджо «Распятие святого Петра». Поскольку Петр не был римским гражданином, его приговорили к мучительной смерти на кресте. Известно, что апостол попросил своих мучителей распять его вниз головой, так как считал, что недостоин быть распятым, как Христос.

Еще одному очень важному эпизоду из жизни святых апостолов Петра и Павла посвятили свои картины известные западноевропейские мастера. Посмотрите на эти полотна!

Они не только напоминают нам о драматическом споре, который случился между апостолами Петром и Павлом, но и в целом отражают важную веху в истории раннего христианства.

Это сегодня вся Европа, разделившись на два лагеря, гудит и обсуждает ситуацию вокруг мигрантов, которые, подобно цунами, захлестнули европейские страны. А тогда, две тысячи лет назад, в Антиохии между святыми апостолами Петром и Павлом возник спор о том, как следует поступать с язычниками, которые принимают христианство и хотят войти в христианскую общину. Этот спор двух первоверховных апостолов в итоге вылился в Апостольский Собор, который состоялся в Иерусалиме (по одним данным, в 49, а по другим – в 51 году).

Суть спора: должны ли крещеные язычники делать себе обрезание по закону Моисееву, устраивать жертвоприношения в Храме и соблюдать ряд других иудейских обрядов и ритуалов? Столкнулись две точки зрения. Одну представлял апостол Петр, другую – апостол Павел. Как известно, в итоге Собор принял точку зрения апостола Павла и отказался от идеи соблюдения крещеными язычниками иудейских обрядов и ритуалов. Но самому спору между Петром и Павлом уделялось много внимания и их современниками, и позже, на протяжении многих последующих веков. Поэтому знаменитую дискуссию святых апостолов Петра и Павла в Антиохии, предшествовавшую Иерусалимскому Собору, так часто отражали на своих полотнах великие европейские художники.

И, наконец, отдельно мне хотелось бы упомянуть еще одного великого живописца. Именно с его картиной чаще всего возникает ассоциация, когда говорят о святых апостолах Петре и Павле. Это знаменитый испанский художник Эль Греко. Кстати, имя Эль Греко – всего лишь прозвище, в переводе означает «Грек». Ибо Доменикос Теотокопулос, взявший себе такой псевдоним, был греком по происхождению, уроженцам острова Крит. Именно его кисти принадлежит знаменитая картина «Апостолы Петр и Павел», которую можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Картина поразительная, во многом напоминающая икону, ибо в ней удивительным образом соединились художественный стиль, присущий эпохе Ренессанса, и элементы православной иконографии. Впрочем, этому парадоксу перестаешь удивляться, когда узнаешь, что Эль Греко, живя на Крите, учился у православного греческого иконописца Михаила Дамаскиноса. Интересно, что, хотя вся семья Эль Греко принадлежала к Римско-Католической Церкви, сам художником свои полотна рисовал в греческой православной стилистике.

Кстати, в 1597 году, спустя 5 лет после завершения первой картины «Апостолы Петр и Павел», художник нарисует новую картину (в настоящее время она находится в Барселоне в Изобразительном музее Каталонии), но в сравнении с картиной, хранящейся в Эрмитаже, это более слабое полотно.

На ней художник дал апостолу Павлу вместо книги меч и постарался как бы объединить двух самых великих учеников Христа, соединив на картине их руки. Неизвестно, что сподвигло художника практически повторить свою раннюю работу. Возможно, его критики считали, что на полотне 1592 года Эль Греко противопоставил друг другу двух святых апостолов и излишне значительно выделил святого апостола Павла.
Так, кстати, считают и многие современные исследователи творчества Эль Греко, полагающие, что на картине 1592 года доминирует именно святой апостол Павел, который как бы пытается убедить в своей точке зрения и святого апостола Петра, и зрителей.

Мне так не кажется. Напротив, я вижу двух одинаково сильных и мудрых учеников Христа. Только святой апостол Петр на картине Эль Греко погружен во внутреннее молитвенное созерцание, тогда как святой апостол Павел движением руки указывает на книги, лежащие перед ним. Предполагается, что это Святое Евангелие и 14 Посланий самого апостола Павла.

При таком прочтении картины можно предположить, что Эль Греко, великий греко-испанский живописец, создавший множество картин на евангельские сюжеты, хотел через образы святых апостолов Петра и Павла передать свое видение христианской Церкви – соединение знания, которое черпается из Священного Писания, и молитвы, обращенной к Богу.

Петр Селинов

Учение Христа не сразу стало известно всему миру. На то, чтобы распространить Евангелие по странам и контитентам, потребовалось время. А также - люди, которые его проповедовали, их называют апостолами. Святые Петр и Павел в православии называются первоверховными, они самые известные ученики Иисуса.


Биография

На самом деле эти два человека встретились уже после того, как Христос вознесся на небо. Вот несколько интересных фактов:

  • Павел никогда не видел Христа, когда тот пребывал на земле. Будучи рьяным иудеем, Савл даже жестоко преследовал христиан. Существует версия, что он участвовал в казни первомученика Стефана.
  • Петр и его брат были первыми, кого призвал Спаситель. Необразованный рыбак с окраины империи, имеющий вспыльчивый характер - сегодня апостол Петр известен повсеместно.
  • Петр стал первым апостолом, который исповедовал Христа Сыном Божиим.
  • Павел встретил Господа по дороге в Дамаск и несколько дней оставался слепым, после чего последовало его обращение.

Святые апостолы Петр и Павел, хотя их судьбы не похожи, для многих стали учителями, обратили ко Христу тысячи людей еще при жизни.


Почитание в храмах

В православии существует особенный церковный праздник, которому предшествует летний пост - день апостолов Петра и Павла. Поэтому и на иконе святых часто можно увидеть вместе, поскольку оба они много сделали для становления Церкви Христовой. О чем можно молиться перед таким образом? Просьба может быть любой, но существуют некоторые традиции.

  • Оба помогают тем, кто хочет обрести веру, способствуют усвоению Слова Божьего.
  • Св. Павел покровительствует студентам, исцеляет тех, кто страдает от духовных и душевных недугов. При жизни он воскрешал умерших. Позаботится он и о тех, кто начинает собственное дело, если оно полезно окружающим - ведь апостол был известен тем, что много работал.
  • Св. Петр помогает тем, кого мучает жар или другой физический недуг. Является покровителем моряков, рыбаков.

Молиться можно кратко, или прочитать акафист - зависит от расположения души. Важно, чтобы молящийся понимал, что Господь исполняет лишь те желания, которые угодны Его воле. Ведь святые не могут противоречить Создателю, они духовные наставники верующих. Власть творить чудеса была дана им как награда от Бога за веру и работу над собой.


Окончание жизненного пути

Большинство апостолов завершили свои жизни трагически. Дело в том, что в те далекие времена христианство было лишь небольшой сектой. Правители считали последователей новой религии опасными, ощущали угрозу власти. Поэтому старались уничтожить всех, кто считал Христа Богом, крестил людей в свою веру.

Например, Петр, уже будучи в преклонном возрасте, был взят под стражу и казнен через распятие, как и Христос. Такое суровое испытание может выдержать только подлинная вера. Своих палачей апостол попросил перевернуть его вниз головой, чтобы не уподобиться своему Учителю. Ведь после своего известного отречения он ощущал себя недостойным умереть также, как Учитель.

Над местом казни был воздвигнут Собор апостола Петра, всем известное место в Риме. Намного позже археологи нашли научные доказательства тому, что это действительно оно, после долгих поисков были обнаружены также останки святого христианского учителя.

Павла тоже ждала мучительная смерть - но он формально являлся гражданином Рима, хотя бы и был евреем по рождению. Поэтому к нему была применена более «почетная» казнь - отсечение головы. Ведь распинали только людей низшего сословия, разбойников, бродяг.

Церковное предание утверждает, что апостолы были лишены жизни в один день. Павел был выведен за город - на месте его смерти царь Константин возвел храм. Учеными подтверждено, что мощи в его основании принадлежат знатному римскому гражданину.

Храмы святым апостолам Петру и Павлу

В России существует несколько известных храмов Апостолов Петра и Павла:

  • Собор в г. Москва (принадлежит ЕЛЦР), построенный в самом начале прошлого века. Здание построено в стили эклектика, является частью культурного наследия нашей страны. Многие приходят сюда на экскурсии, чтобы послушать орган или богослужение. Храм действующий, в нем проводятся службы на разных языках. При соборе существует также комплекс церковных зданий, составляющих единый архитектурный ансамбль - часовня, дома для причта и два духовных училища.
  • Собор в г. Санкт-Петебурге, относится к РПЦ, находится на территории Петергофа, в живописном месте. Расположение выбирал лично император Александр III. Церковь представляет собой яркий пример русского стиля, с шатровыми куполами и разноцветными росписями. Строительство продвигалось медленно, освящение состоялось в 1905 г. На нем присутствовала царская семья. Собор был закрыт большевиками незадолго до начала 2-й мировой. Лишь в 1974 г. была признана ценность здания как памятника культуры. В начале 90-х храм был возвращен церкви и заново освящен.

В народе также любят этих святых, даже многие цари носили имена Петр или Павел. Тяжел был их жизненный путь, но велика и награда, которой Христос удостоил их на небесах. Молитвами апостолов, Господь да помилует нас!

Молитва святым первоверховным апостолам Петру и Павлу

О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.

Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.

Святые апостолы Петр и Павел - храмы, иконы, молитва was last modified: Июнь 14th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх