Церковь и Толстой: история отношений. Алексей Константинович Толстой

Мэтром русской литературы считается Алексей Константинович Толстой. Интересные факты из биографии этого литератора часто узнают еще в школе. Но много нового можно узнать об этом человеке и сейчас, ведь самое неизведанное из биографии Толстого обнаруживается лишь с годами.

1.Интересные факты из биографии Алексея Константиновича Толстого подтверждают тот факт, что он с юных лет играл в карты.

2.Брак родителей Толстого распался, когда ему исполнилось 6 недель с рождения.

3.На протяжении всей своей жизни Алексей Константинович Толстой пытался отыскать смысл жизни. И лишь в зрелом возрасте нашел его. Это добро.

4.Писатель получил домашнее образование.

5.Умер Алексей Константинович Толстой в собственном имении Красный рог. Там его и похоронили.

6.Толстой умел разгибать подковы и при помощи пальца вгонять гвозди в стену.

7.Алексей Константинович Толстой был увлечен спиритизмом.

8.Не один раз за свою жизнь этот писатель ходил на охоту на медведя.

9.Толстой был заграницей еще с 10-ти летнего возраста.

10.Огромное впечатление Алексей Константинович Толстой получил в момент путешествия по Италии.

11.Именно на французском языке впервые начал писать Толстой.

12.Алексей Константинович Толстой во времена Крымской войны пытался создать ополчение.

13.В боевых действиях Толстой участия не принимал, потому что заболел тифом.

14.Ведущей тематикой произведений Алексея Константиновича Толстого была именно религия.

15.Алексей Константинович Толстой был троюродным братом Льва Толстого.

16.В детстве Толстой жил в роскоши.

17.Именно привычка писать по ночам сказалась на состоянии здоровья Толстого.

18.Наследницей Толстого после его смерти стала супруга Софья Андреевна.

19.Алексей Константинович Толстой был знаком с Гете. Знакомство с ним произошло в Германии.

20.Единственным воспитателем Алексея Толстого как мужчины был его дядя Алексей Алексеевич.

21.В детстве Толстой был слишком избалованным.

22.Себя лично славянофилом Алексей Толстой не считал. Он был убежденным западником.

23.Первые любовные чувства были у Алексея Константиновича к Елене Мещерской, которой мать не дала благословения на брак.

24.Алексей Константинович Толстой умел прощать и сожалеть.

25.С супругой Софьей у Алексея Константиновича Толстого общих детей не было, а поэтому они воспитывали приемного ребенка: племянника Андрея.

26.На протяжении 12 лет Толстой жил с Софьей в гражданском браке.

27.Повенчались Толстой с Софьей только после того, как ее муж дал развод.

28.Толстой трепетно относился к молитвам.

29.В 1840-ых годах Толстому приходилось вести жизнь светского человека.

30.Толстого считали шутником и проказником.

31.В последние годы жизни Алексей Константинович Толстой страдал заболеванием, связанным с нервами, а поэтому боль он убивал морфием.

32.Отцом Толстого был граф Константин Петрович.

33.С 8 летнего возраста Толстой был в «кругу детей», с которыми проводил воскресные дни.

34.Лишь с 25-ти летнего возраста произведения Алексея Константиновича Толстого начали печатать.

35.Люди увидели первые стихи Толстого, когда тому было 38 лет.

36.Мать Толстого проявляла ревность по отношению к нему.

37.В Красном роге и в Пустынке Алексей Константинович Толстой по-настоящему чувствовал себя счастливым.

38.Богатство, образование и связи пришли к Толстому со стороны дядей по материнской линии.

39.После смерти матери Толстого Анны Алексеевны, к нему перешли десятки тысяч десятин земель, тысячи крепостных, дворцы, мраморные статуи и старинная мебель.

40.От бесцеремонной родни любимой жены и домашней суеты Алексей Толстой скрывался в заграничных поездках.

41.Причину болезни Алексея Константиновича Толстого пытались определить даже врачи из Германии.

42.Умер Алексей Константинович Толстой от передозировки морфия, которым он спасался от боли.

43.Жена Толстого знала больше 10 иностранных языков, а также могла цитировать Гете.

44.Прожил Алексей Константинович Толстой 58 лет.

45.Алексей Константинович Толстой был правнуком Кирилла Разумовского.

46.Толстой часто задумывался о смерти.

47.Алексей Константинович Толстой был противником репрессий.

48.Творчество Толстого очень нравилось Ленину.

49.Толстой романтическим балладам всегда предпочитал исторические баллады.

50.Любимой эпохой Алексея Толстого была именно Киевская Русь.

А.К.Толстой – поэт духовных исканий.

«Православная жизнь» - октябрь 2015 года

В октябре исполняется 130 лет со дня смерти Алексея Константиновича Толстого (24.08/05.09.1817 – 28.09./10.10.1875) – известного русского поэта и прозаика, троюродного брата Л.Н.Толстого. А.К.Толстой особенно известен несколькими текстами: стихотворением «Средь шумного бала, случайно...», впоследствии ставшем известным романсом; историческим романом «Князь Серебряный»; творчеством Козьмы Пруткова (выдуманная комическая маска - несуществующий поэт, созданный усилиями Толстого и братьев Жемчужниковых). Известна и драматическая трилогия А.К.Толстого: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». В целом поэзия Толстого чрезвычайно мелодична, и около половины толстовских стихотворений были положены на музыку известными русскими композиторами: Чайковским, Римским-Корсаковым, Мусоргским, Рубинштейном, Рахманиновым… А.К.Толстой считал, что искусство должно приносить человеку радость и изображать красоты природы, глубину духовных поисков…
А.К.Толстой по социальному статусу с рождения относился к родовитой аристократии: был сыном графа К.П.Толстого и А.А.Перовской, которая разошлась с мужем сразу же после появления ребенка. Толстой очень любил свою мать, да и с отцом понимание сохранилось до старости Константина Петровича, который к концу жизни стал очень набожным: «(…) Стал тихим, задумчивым, посещал ежедневно церковные службы и молился у себя дома, в крохотной квартирке на Гороховой». В детские годы огромным авторитетом у Алексея пользовался дядя А.А.Перовский, являвшийся в то время известным писателем и публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский. Именно дядя сыграл главную воспитательную роль в жизни племянника: учил состраданию, любви к ближнему, бережному отношению к деньгам… Перовский был яркой личностью, и существует авторитетное мнение, что он послужил прототипом образа Пьера Безухова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
А.К.Толстой впоследствии вспоминал, что «с шести лет начал марать бумагу и писать стихи». У дяди он неоднократно встречал многих известных писателей. К тому же кругозор ребенка расширяли путешествия: уже с десяти лет А.Толстого регулярно вывозили за границу, начав с поездки в Италию. В 1830 - 1850-ые гг. А.К.Толстой был на дипломатической службе, занимал различные чиновничьи посты и придворные должности. У Толстого была страсть к охоте: он обладал огромной физической силой и один ходил на медведя. Как светский человек, он часто посещал балы, влюблялся. Но в жизни Алексея Константиновича были и неоднократные пешие паломничества в Оптину Пустынь, общение со старцами. Он трепетно относился к молитве. Сохранились свидетельства, как горячо он молился во время заболевания тифом, когда смерть была рядом. Но больше молился за близких: мать и супругу Софию. К тому же многие толстовские стихотворения по форме, да и за счет своей исповедальности близки молитвам.
После отставки Толстой занимался литературной деятельностью и жил преимущественно в своих имениях: Пустынька под Петербургом и Красный Рог в Черниговской губернии. Он гуманно относился к крестьянам, но рачительным хозяином не был и постепенно разорялся. Усиливались болезни, сопровождавшиеся сильными болями. А.К.Толстой умер в возрасте 58 лет от большой дозы прописанного доктором морфия, введенной по ошибке во время сильнейшего приступа головной боли.
Толстой нередко посещал имение Лоборж, расположенное в десяти километрах к северо-западу от Режицы (Резекне). Оно принадлежало Александру Жемчужникову – соавтору и родственнику А.К.Толстого. Есть информация, что А.К.Толстой отдыхал еще в одном латгальском имении – Рунторт (Рантор), расположенном неподалеку от Люцина (Лудзы).
Посмотрим на христианскую тематику толстовского творчества. Лирического героя стихотворений Толстого часто привлекает сакральное пространство, к которому он обращает свой взгляд. («В стране лучей, незримой нашим взорам…» - 1856; «Ты знаешь, я люблю там, за лазурным сводом…» - 1858). Лирический герой нередко ощущает себя воином Господним («Господь, меня готовя к бою…» - 1857). Тем не менее, он осознает собственную двойственность. («Бывают дни, когда злой дух меня тревожит…» - 1858). Любовь, согласно художественному сознанию Толстого, возвышает земное до небесного, являясь божественным даром, не прекращающимся со смертью. («О, не спеши туда, где жизнь светлей и чище» - 1858).
В поэзии А.К.Толстого встречаются стихотворения молитвенного типа – непосредственные обращения лирического героя к Господу («Я задремал, главу понуря» - 1858). Земное пространство, в понимании Толстого, является истинным пространством христианского подвига. Например, в стихотворении «Горними тихо летела душа небесами» (1858) именно поэтому душа просит возвращения на землю: «Здесь я лишь ликам блаженства и радости внемлю,/ Праведных души не знают ни скорби, ни злобы -/ О, отпусти меня снова, Создатель, на землю,/ Было б о ком пожалеть и утешить кого бы». Христианский мир нередко становится для лирического героя стихотворений А.К.Толстого объектом благоговейного восторга: «Благовест», «Христос». Одно из самых известных стихотворений Толстого, посвященных библейской тематике – «Против течения» (1867), восхваляющее христианскую силу духа, жертвенность христианства.
На А.К.Толстого при создании текстов, связанных с библейской тематикой, нередко могли влиять тексты-посредники. Например, известный шедевр Рафаэля («Мадонна Рафаэля» - 1858) или картина Г.Семирадского «Грешница», давшая поэту импульс для создания одноименной поэмы («Грешница» - 1857). У поэмы «Грешница» - простой и безыскусный сюжет: события происходят в Иудее, во время правления Понтия Пилата. Некая грешница-блудница цинично говорит, что никто не сможет заставить ее отречься от греха или смутить, но святость Христа становится для нее истинным откровением и вынуждает обратиться к духовным ценностям. Важное значение в творчестве Толстого имеет поэма «Иоанн Дамаскин» (1858), герой которой скорее является воплощением боговдохновленного творчества и достаточно далек от своего исторического прототипа - известнейшего византийского богослова.
Как отмечал один из современных православных священников, «для Алексея Константиновича Толстого, замечательного русского поэта и деятеля (…), библейский идеал был идеалом свободы, борьбы за правду, за человеческое достоинство и справедливость».

Рецензии

Гена(давай перейдём на "ты",если не возражаешь),пишешь ты,конечно,очень хорошо.
Всё это очень интересно в познавательном смысле и на досуге я с удовольствием вернусь к твоим статьям.Однако,мои мозги подобны соковыжималке в том смысле,что выжимают суть из всякой информации,мало заботясь о том от кого она исходит.Это,может быть и печальный факт,но сделать с ним что-либо я не в силах.К слову говоря, буду рад,если и со мной поступят также читающие меня.Важно СЛОВО,а не кто за ним стоит,хотя я и сам сомневаюсь в этом,но так живу.

(Конечно, перейдём на "ты"). Благодарю тебя, Николай, за отзыв и добрые слова! Мне близок используемый тобой принцип "соковыжималки": читаем мы, в зависимости от особенностей того или иного текста, для получения информации или эмоций, а иногда - того и другого одновременно. Поэтому вопросы "что" и "как" гораздо важнее, чем "кто". Вопрос "кто" становится важным, если читаемый текст, например, используется в научной работе: в филологии это один из основополагающих принципов. Поэтому у меня, наверное, в ходу три вида чтения: для получения информации, эмоций, для научных исследований, хотя, конечно, в чистом виде таких видов чтения существовать не может, т.к. иногда всё это переплетаетс явоедино... Надеюсь, что завтра получится заглянуть к тебе в гости. И здесь, и на "Стихире". С уважением, Геннадий.

С каждым годом все сильнее становится желание Толстого оставить государственную службу и всецело предаться тому служению, к которому, как он чувствует, предназначил его Господь – литературному творчеству. Как отмечают многие исследователи, крик души, вырвавшийся из уст одного из самых любимых его героев, Иоанна Дамаскина из одноименной поэмы, выражает душевную тоску самого Толстого: «О государь, внемли: мой сан, // Величье, пышность, власть и сила, // Все мне несносно, все постыло. // Иным призванием влеком, // Я не могу народом править: // Простым рожден я быть певцом, // Глаголом вольным Бога славить!».

Однако этому желанию суждено осуществиться совсем не скоро: в течение многих лет Алексею Константиновичу не удается выйти в отставку, он получи т ее только в 1861 году.

Долго не складывается и его личная жизнь. Первое серьезное чувство Толстого было к Елене Мещерской. Однако когда Алексей просит у матери позволения сделать понравившейся ему девушке предложение, Анна Алексеевна своего благословения не дает. Алексей остается холостяком.

Эта ситуация в разных вариациях повторяется в течение многих лет: сердечная склонность Толстого к той или иной девушке пресекается матерью, то прямо выражающей свое несогласие с выбором сына, то незаметно устраивающей необходимость срочного отъезда Алексея или за границу, или к кому-то из родственников. Анна Алексеевна весьма строго контролирует жизнь Алексея, старается, чтобы он всегда был при ней (Алексей Константинович возит ее в театры и на концерты, они вместе посещают ее подруг), а если он уезжает куда-то без нее, она не ложится спать, пока он не вернется. Алексея такая «семейная» жизнь, кажется, не очень тяготит – он воспитан в послушании и любви к своей матери. Этой идиллии, однако, не суждено продолжаться вечно – Толстой, наконец, встречает ту, отношениями с которой он не готов пожертвовать с такой легкостью. Тем более что в ней он с первых же дней знакомства видит не только привлекательную женщину, но и ту, кого по-церковнославянски именуют «подружием»: соратницу, спутницу на жизненном пути. И прежде всего – помощницу на пути творческом.

«Я еще ничего не сделал – меня никогда не поддерживали и всегда обескураживали, я очень ленив, это правда, но я чувствую, что я мог бы сделать что-нибудь хорошее, - лишь бы мне быть уверенным, что я найду артистическое эхо, - и теперь я его нашел... это ты. Если я буду знать, что ты интересуешься моим писанием, я буду прилежнее и лучше работать», - писал он Софье Андреевне Миллер в самом начале их знакомства. Отношения их складывались непросто: муж, от которого Софи уже ушла, все равно не давал ей развода, а мать Алексея, как и во всех предыдущих случаях, была настроена резко против избранницы сына. Видя, что прежние уловки не действуют и намерения сына серьезные, Анна Алексеевна решила действовать в открытую. В один вечер она пересказала Алексею все слухи и сплетни, которые были связаны с именем его возлюбленной. Дело в том, что начало светской жизни Софии было омрачено любовной трагедией: за ней ухаживал князь Вяземский, как говорили, соблазнил ее – и женился на другой. Брат Софьи вступился за честь сестры и был убит на дуэли. Свет с удовольствием пересказывал эту историю, прибавляя к ней, видимо, множество других. И.С. Тургенев писал как-то Софии Андреевне: «Про вас мне сказали много зла...». «Много зла» о Софье рассказала тогда сыну и Анна Андреевна. Выслушав отповедь матери, Алексей Константинович бросил все и кинулся в Смальково - усадьбу Софьи Андреевны, чтобы узнать правду из ее собственных уст.

Вот как описывает это драматическое свидание современный прозаик Руслан Киреев: «Софья Андреевна встретила его спокойно. Напоила липовым чаем, усадила возле окна, за которым мокли под холодным дождичком облетевшие ивы, и – начала свою исповедь.

Не спеша... По порядку... Издалека...

Мысленно вместе с тобой прострадал я минувшие годы,

Все перечувствовал вместе с тобой, и печаль, и надежды,

Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я...

Затем поэт с присущей ему откровенностью признается, что не может... Нет, не не может, а не хочет забыть ни ошибок ее, ни – важное уточнение! – страданий. Ему дороги ее «слезы и дорого каждое слово». Именно в этом стихотворении впервые появляется сравнение с поникшим деревцем (не теми ли грустными ивами за окном навеянное? – Е.В.), которому он, большой, сильный, предлагает свою помощь.

Ты прислонися ко мне, деревцо, к зеленому вязу:

Ты прислонися ко мне, я стою надежно и прочно!».

Откровенный разговор не разрушил их отношения, а напротив, сблизил влюбленных, ибо у Алексея Константиновича было доброе, мягкое сердце, способное жалеть и прощать.

Спустя несколько лет, во время войны, Толстой заболел тифом и Софья Андреевна, невзирая на опасность заразиться, выходила его, буквально вытащив с того света.

Последние годы жизни матери Алексей Константинович разрывался между ней и Софией. Несмотря на все трудности и недопонимание, несмотря на деспотизм Анны Алексеевны, они с матерью были очень близки, он привык делиться с ней радостями и горестями, он действительно искренне любил ту, которая с его рождения посвятила ему всю свою жизнь, и когда в 1857 году Анна Александровна умерла, Алексей был безутешен. Но ее смерть наконец позволила соединиться влюбленным – они стали жить вместе. Однако муж дал Софии развод только спустя несколько лет – они обвенчались в 1863 году. Господь не дал им своих детей, но они очень любили и привечали чужих, например, племянника Андрейку, к которому Толстой относился как к собственному сыну.

Любовь Алексея Константиновича и Софьи Алексеевны с годами не ослабела, и письма Толстого, написанные жене в последние годы его жизни, дышат той же нежностью, что и строки первых лет их общения. Так, Толстой пишет ей в 1870-м году: "...не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю тебе уже 20 лет, - что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал 20 лет назад».

Если подходить со строгой точки зрения церковных канонов, не все в жизни Алексея Константиновича соответствует православным нормам. 12 лет он жил с любимой женщиной невенчанным, по сути дела, - в гражданском браке. Не избежал он и греховного увлечения, охватившего в XIX веке почти все светское общество – «эпидемии столоверчения», иначе говоря, занятий спиритизмом. Несколько раз он присутствовал на «сеансах» известного спиритиста Юма, приехавшего в Россию. Живя за границей, Алексей Константинович и там посещал подобные мероприятия. Хотя сохранились довольно ироничные пересказы Толстого утверждений различных спиритов, якобы услышанных ими от «духов», Тютчев замечал, что в целом Толстой относился к столоверчению внимательно и достаточно серьезно: «Подробности, которые я слышал от Алексея Толстого, четыре раза видевшего Юма за работой, превосходят всякое вероятие: руки, которые видимы, столы, повисшие в воздухе и произвольно двигающиеся как корабли в море и т. д., словом, вещественные и осязательные доказательства, что сверхъестественное существует».

И невенчаный брак, и занятия спиритизмом, однако, - это, скорее, следствие общей духовной расслабленности общества в XIX веке. В жизни же Алексея Константиновича было и другое. Например, его пешие паломничества в Оптину, к старцам. Или его трепетное отношение к молитве, воплощавшееся не только в стихах («Молюсь и каюсь я, // И плачу снова, // И отрекаюсь я // От дела злого…»), но и в действительности. Так, сохранились свидетельства о том, как горячо он молился во время заболевания тифом, поставившего его перед лицом смерти. Что характерно – молился не столько за себя, сколько за дорогих людей, мать и Софию. Каково же было его потрясение, когда после одной из таких молитв, прерывавшихся минутами бреда, он, открыв глаза, увидел у своей кровати живую Софью, которая приехала, чтобы ухаживать за ним. Такой небесный ответ на его молитву очень укрепил веру Толстого.

Этой верой, тягой к Небу и тоской по нему пронизано все литературное творчество Алексея Константиновича: стихотворения, баллады, пьесы и прозаические произведения. Как писал в одном из своих стихотворений сам Толстой, «гляжу с любовию на землю, // Но выше просится душа». Впрочем, лучше всего свое литературное кредо А.К Толстой сформулировал в поэме «Иоанн Дамаскин», отнеся его к жизни своего героя – поэт должен своим творчеством присоединиться к славословию Бога, которое возносит весь сотворенный Им мир («всякое дыхание да хвалит Господа…»): «То славит речию свободной // И хвалит в песнях Иоанн, // Кого хвалить в своем глаголе // Не перестанут никогда // Ни каждая былинка в поле, // Ни в небе каждая звезда».

С каждым годом все сильнее становится желание Толстого оставить государственную службу и всецело предаться тому служению, к которому, как он чувствует, предназначил его Господь – литературному творчеству. Как отмечают многие исследователи, крик души, вырвавшийся из уст одного из самых любимых его героев, Иоанна Дамаскина из одноименной поэмы, выражает душевную тоску самого Толстого: «О государь, внемли: мой сан, // Величье, пышность, власть и сила, // Все мне несносно, все постыло. // Иным призванием влеком, // Я не могу народом править: // Простым рожден я быть певцом, // Глаголом вольным Бога славить!».

Однако этому желанию суждено осуществиться совсем не скоро: в течение многих лет Алексею Константиновичу не удается выйти в отставку, он получи т ее только в 1861 году.

Долго не складывается и его личная жизнь. Первое серьезное чувство Толстого было к Елене Мещерской. Однако когда Алексей просит у матери позволения сделать понравившейся ему девушке предложение, Анна Алексеевна своего благословения не дает. Алексей остается холостяком.

Эта ситуация в разных вариациях повторяется в течение многих лет: сердечная склонность Толстого к той или иной девушке пресекается матерью, то прямо выражающей свое несогласие с выбором сына, то незаметно устраивающей необходимость срочного отъезда Алексея или за границу, или к кому-то из родственников. Анна Алексеевна весьма строго контролирует жизнь Алексея, старается, чтобы он всегда был при ней (Алексей Константинович возит ее в театры и на концерты, они вместе посещают ее подруг), а если он уезжает куда-то без нее, она не ложится спать, пока он не вернется. Алексея такая «семейная» жизнь, кажется, не очень тяготит – он воспитан в послушании и любви к своей матери. Этой идиллии, однако, не суждено продолжаться вечно – Толстой, наконец, встречает ту, отношениями с которой он не готов пожертвовать с такой легкостью. Тем более что в ней он с первых же дней знакомства видит не только привлекательную женщину, но и ту, кого по-церковнославянски именуют «подружием»: соратницу, спутницу на жизненном пути. И прежде всего – помощницу на пути творческом.

«Я еще ничего не сделал – меня никогда не поддерживали и всегда обескураживали, я очень ленив, это правда, но я чувствую, что я мог бы сделать что-нибудь хорошее, – лишь бы мне быть уверенным, что я найду артистическое эхо, – и теперь я его нашел… это ты. Если я буду знать, что ты интересуешься моим писанием, я буду прилежнее и лучше работать», – писал он Софье Андреевне Миллер в самом начале их знакомства. Отношения их складывались непросто: муж, от которого Софи уже ушла, все равно не давал ей развода, а мать Алексея, как и во всех предыдущих случаях, была настроена резко против избранницы сына. Видя, что прежние уловки не действуют и намерения сына серьезные, Анна Алексеевна решила действовать в открытую. В один вечер она пересказала Алексею все слухи и сплетни, которые были связаны с именем его возлюбленной. Дело в том, что начало светской жизни Софии было омрачено любовной трагедией: за ней ухаживал князь Вяземский, как говорили, соблазнил ее – и женился на другой. Брат Софьи вступился за честь сестры и был убит на дуэли. Свет с удовольствием пересказывал эту историю, прибавляя к ней, видимо, множество других. И.С. Тургенев писал как-то Софии Андреевне: «Про вас мне сказали много зла…». «Много зла» о Софье рассказала тогда сыну и Анна Андреевна. Выслушав отповедь матери, Алексей Константинович бросил все и кинулся в Смальково – усадьбу Софьи Андреевны, чтобы узнать правду из ее собственных уст.

Вот как описывает это драматическое свидание современный прозаик Руслан Киреев: «Софья Андреевна встретила его спокойно. Напоила липовым чаем, усадила возле окна, за которым мокли под холодным дождичком облетевшие ивы, и – начала свою исповедь.

Не спеша… По порядку… Издалека…

Мысленно вместе с тобой прострадал я минувшие годы,

Все перечувствовал вместе с тобой, и печаль, и надежды,

Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я…

Затем поэт с присущей ему откровенностью признается, что не может… Нет, не не может, а не хочет забыть ни ошибок ее, ни – важное уточнение! – страданий. Ему дороги ее «слезы и дорого каждое слово». Именно в этом стихотворении впервые появляется сравнение с поникшим деревцем (не теми ли грустными ивами за окном навеянное? – Е.В.), которому он, большой, сильный, предлагает свою помощь.

Ты прислонися ко мне, деревцо, к зеленому вязу:

Ты прислонися ко мне, я стою надежно и прочно!».

Откровенный разговор не разрушил их отношения, а напротив, сблизил влюбленных, ибо у Алексея Константиновича было доброе, мягкое сердце, способное жалеть и прощать.

Спустя несколько лет, во время войны, Толстой заболел тифом и Софья Андреевна, невзирая на опасность заразиться, выходила его, буквально вытащив с того света.

Последние годы жизни матери Алексей Константинович разрывался между ней и Софией. Несмотря на все трудности и недопонимание, несмотря на деспотизм Анны Алексеевны, они с матерью были очень близки, он привык делиться с ней радостями и горестями, он действительно искренне любил ту, которая с его рождения посвятила ему всю свою жизнь, и когда в 1857 году Анна Александровна умерла, Алексей был безутешен. Но ее смерть наконец позволила соединиться влюбленным – они стали жить вместе. Однако муж дал Софии развод только спустя несколько лет – они обвенчались в 1863 году. Господь не дал им своих детей, но они очень любили и привечали чужих, например, племянника Андрейку, к которому Толстой относился как к собственному сыну.

Любовь Алексея Константиновича и Софьи Алексеевны с годами не ослабела, и письма Толстого, написанные жене в последние годы его жизни, дышат той же нежностью, что и строки первых лет их общения. Так, Толстой пишет ей в 1870-м году: “…не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю тебе уже 20 лет, – что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал 20 лет назад».

Если подходить со строгой точки зрения церковных канонов, не все в жизни Алексея Константиновича соответствует православным нормам. 12 лет он жил с любимой женщиной невенчанным, по сути дела, – в гражданском браке. Не избежал он и греховного увлечения, охватившего в XIX веке почти все светское общество – «эпидемии столоверчения», иначе говоря, занятий спиритизмом. Несколько раз он присутствовал на «сеансах» известного спиритиста Юма, приехавшего в Россию. Живя за границей, Алексей Константинович и там посещал подобные мероприятия. Хотя сохранились довольно ироничные пересказы Толстого утверждений различных спиритов, якобы услышанных ими от «духов», Тютчев замечал, что в целом Толстой относился к столоверчению внимательно и достаточно серьезно: «Подробности, которые я слышал от Алексея Толстого, четыре раза видевшего Юма за работой, превосходят всякое вероятие: руки, которые видимы, столы, повисшие в воздухе и произвольно двигающиеся как корабли в море и т. д., словом, вещественные и осязательные доказательства, что сверхъестественное существует».

И невенчаный брак, и занятия спиритизмом, однако, – это, скорее, следствие общей духовной расслабленности общества в XIX веке. В жизни же Алексея Константиновича было и другое. Например, его пешие паломничества в Оптину, к старцам. Или его трепетное отношение к молитве, воплощавшееся не только в стихах («Молюсь и каюсь я, // И плачу снова, // И отрекаюсь я // От дела злого…»), но и в действительности. Так, сохранились свидетельства о том, как горячо он молился во время заболевания тифом, поставившего его перед лицом смерти. Что характерно – молился не столько за себя, сколько за дорогих людей, мать и Софию. Каково же было его потрясение, когда после одной из таких молитв, прерывавшихся минутами бреда, он, открыв глаза, увидел у своей кровати живую Софью, которая приехала, чтобы ухаживать за ним. Такой небесный ответ на его молитву очень укрепил веру Толстого.

Этой верой, тягой к Небу и тоской по нему пронизано все литературное творчество Алексея Константиновича: стихотворения, баллады, пьесы и прозаические произведения. Как писал в одном из своих стихотворений сам Толстой, «гляжу с любовию на землю, // Но выше просится душа». Впрочем, лучше всего свое литературное кредо А.К Толстой сформулировал в поэме «Иоанн Дамаскин», отнеся его к жизни своего героя – поэт должен своим творчеством присоединиться к славословию Бога, которое возносит весь сотворенный Им мир («всякое дыхание да хвалит Господа…»): «То славит речию свободной // И хвалит в песнях Иоанн, // Кого хвалить в своем глаголе // Не перестанут никогда // Ни каждая былинка в поле, // Ни в небе каждая звезда».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх