Почему главный герой комедии ревизор смех. Главное в комедии Н.В

Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя "Ревизор"

Тридцатые годы прошлого столетия - время наиболее плодотворного и интенсивного творческого расцвета Гоголя. Вслед за "Вечерами", "Миргородом", "Арабесками" он обращается к драматургии и создает одно из самых замечательных произведений мировой литературы - бессмертного “Ревизора”. В этой комедии выставлены на позор чиноеничье-бюрократическая Россия, полицейско-самодержавный строй, основанный на чинопочитании, взяточничестве, злоупотреблениях и угнетении. По словам самого писателя, он "решился собрать в одну кучу все дурное в России... все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем".

Своеобразно и пo новому построен сам ход пьесы. В первом действии Хлестаков еще не появляется. Но вся атмосфера страха ожидания, боязни того, что откроются неблаговидные дела и злоупотребления городничего и прочих чиновников, определяют дальнейшее развитие действия, возможность будущей ошибки. "С какой силой, с какой простотой, с какой гениальной экономией происходит завязка пьесы!" - писал известный театральный деятель В. И. Немирович-Данченко. Завязка "Ревизора" дана уже в первой фразе: "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор". И уже эта фраза дает основной толчок всему действие - возникновению страха, который и помрачил разум городничего. За комическим, почти водевильным сюжетом в "Ревизоре" все время стоит неприглядная и суровая действительность, чувствуется драматическая напряженность, столь резко сказавшаяся в финале, в "немой сцене". Комический эффект основан на "недоразумении". Каждый из персонажей под влиянием страха превратно истолковывает слова другого. И так во всей комедии: ложь принимается за правду, а правда - за ложь. Безудержно лжет не только Хлестаков, напропалую лгут и городничий, и Земляника, стараясь представить себя и "Вверенное" их наблюдению дело в наилучшем виде В Хлестакове для них олицетворялся карающий "рок", возмездие за всю их неправедную корыстолюбивую деятельность, и они притворяются, изворачиваются, лгут. В доме городничего характер Хлестакова раскрывается созови полнотой. Он ухаживает и за дочерью, и за женой городничего, объявляется женихом Марьи Антоновны и столь же быстро исчезает, как и появился. "Характер Хлестакова, - скажет Белинский, " ...развертывается вполне, раскрывается до последней видимости своей микроскопической мелкости и гигантской пошлости". За осуждением и безжалостным осмеянием мира городничих и хлестаковых, всей нечисти чиновных плутов и пустейших проходимцев, стоит положительный идеал Гоголя, который не принял еще конкретного выражения, представляя лишь мечту о справедливом и разумном устройстве общества.

Гоголь не вывел в своей комедии "положительного героя". Он писал в "Театральном разъезде": "Да. если бы хоть одно честное лицо было помещено в комедию к помещено со всей увлекательностью, то уже все до одного перешли бы на сторону этого честного лица и позабыли бы вовсе о тех, которые так испугали их теперь". Положительное начало в "Ревизоре" - смех, в котором воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и есть то "честное лицо", которое определяет смысл комедии.

"Смех" в "Ревизоре" проникнут верой в “светлую природу человека", в духовные силы народа, противостоящие тем силам общественного застоя, бездушия, эгоизма, которые в комическом и уродливом виде воплощены в персонажах пьесы. "Немая сцена", завершая комическое действие трагическим финалом, утверждает торжество "правосудия", торжество высшего нравственного начала.

Главное в комедии Н.В. Гоглоя "Ревизор" - это смех!

Главным героем комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» стал смех. Работу над своим произведением Гоголь начал в 1835 году. Чуть позже состоялись две премьеры комедии в Москве и Петербурге. А работа над текстом комедии продолжалась вплоть до 1842 года.

Создавая комедию «Ревизор», Гоголь хотел не только обличить чиновничество с помощью смеха. Он мечтал, чтобы «Ревизор» заставил чиновников измениться. Именно для этой цели Гоголь изобразил всех чиновников в комическом виде. Писатель считал, что высмеивание отрицательных черт персонажей должно положительно повлиять на читателя и зрителя «Ревизора». Человек, обнаружив в себе эти пороки, должен был стремиться к их исправлению.

Анализирую современную ему литературу, Гоголь пришёл к выводу, что необходима комедия нового типа. Он был убежден, что комедия, построенная на любовном конфликте, изжила себя. В 30-ые годы 19 века нужна была комедия общественная, в которой поднимались бы важные социальные вопросы. Поэтому в «Ревизоре» почти нет любовной линии. И поэтому в «Ревизоре» нет положительного героя. Гоголь считал, что положительный герой отвлечет внимание от главного и привлечет внимание к себе. И потому писатель назвал единственным положительным героем своего произведения смех. Он считал, что смех, смешное имеет очищающую функцию.

В «Ревизоре» почти все комично. Комична сама ситуация произведения: чиновники уездного города страшно боятся ревизора и принимают за него другого человека – Хлестакова. При этом они пытаются представить свой город в лучшем виде, скрыть совершённые преступления и злоупотребления. Все эти негативные явления раскрываются уже в первых сценах комедии. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский даёт распоряжения чиновникам. Мы читаем о неубранном мусоре, о недостроенной церкви, о квартальном, спешно наводящем порядок в городе о том, что судья Тяпкин-Ляпкин берёт взятки борзыми щенками, о пьяных заседателях. Почтмейстер читает чужие письма, в больницах не хватает лекарств, приём ведёт немец, совершенно не знающий русского языка и т.д. Поэтому, боясь расправы, все чиновники проявляют в комедии чудеса изобретательности.

Гоголь по-новому подошел к развитию сюжета своей комедии. Особое значение в произведении он придал завязке, которая разом, в единый узел, должна была связать все события. Заканчивается комедия также необычно - немой сценой. Эта сцена помогает нам понять идейный смысл произведения. У Гоголя развязка не заканчивает комедию, а является одновременно и новой завязкой. Это означает, что действие возвращается на круги своя, торжество закона в России невозможно. Хотя в конце комедии на сцене появляется настоящий ревизор.

Новаторством Гоголя в «Ревизоре» явилось и то, что к нему были написаны «Замечание для господ актеров», которые помогали понять смысл героев комедии.

Гоголь считал, что комедия должна быть народной, затрагивать проблемы современности. Смысл «Ревизора» проясняет её эпиграф: «На зеркало нече пенять, коли рожа крива». Сам Гоголь замысел комедии объясняет так: «Я хотел собрать все дурное в одну кучу и разом посмеяться над всем». В своём произведении писателю удалось с помощью смеха обличить чиновничий произвол, затронуть проблемы государственной власти, судопроизводства, образования, медицины. Недаром Николай I после просмотра его комедии произнёс: «Всем досталось. А мне больше всего».

Николай Васильевич Гоголь оказал большое влияние на русскую литературу. Он показал русскому читателю не только свою родную Украину, но и Петербург, и жизнь маленьких уездных городов. Он описывал не только богатых помещиков и чиновников, но и жизнь простых «маленьких» людей. При этом он старался победить зло в людях, «излечить» их от пороков, используя для этого самое силь­ное оружие и лекарство - смех.

Говоря о замысле «Ревизора», Гоголь отмечал, что в этом произ­ведении он решился «...собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем...». Литературной деятельностью Гоголь начал заниматься в пору жесткой политической реакции, когда правящие круги Николая I стремились искоренить всякое свободомыслие, общественную самостоятельность.

Появление в 1836 году комедии «Ревизор» имело большое об­щественное значение не только потому, что автор критиковал и выс­меивал пороки и недостатки царской России, но и потому, что своим произведением писатель призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься о простых человеческих ценностях.

Гоголь поставил перед собой цель - «смеяться сильно над тем, что достойно осмеяния всеобщего», поскольку в смехе он видел могучее средство воздействия на общество.

Смех Гоголя очень своеобразный, поскольку объектом сатиры выступает современная жизнь. В основе сюжета «Ревизора» лежит по-настоящему комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но у Гоголя эта ситуация решена по-новому.

Хлестаков ни за кого себя не выдает. Чиновников обмануло его чистосердечие. Опытный плут вряд ли провел бы городничего, кото­рый «мошенников из мошенников обманывал». Именно неспособность Хлестакова к сознательной, продуманной лжи сбила всех с толку.

Происходящее показывало истинное уродливое и смешное лицо людей, вызывало смех над ними, над их жизнью, жизнью всей Рос­сии вообще. «Над собой смеетесь» - это ведь обращение к хохочу­щему зрительному залу.

Вместе с автором мы смеемся над всем уездным городом в це­лом и над его отдельными обитателями, над их пороками. Беззако­ния, казнокрадство, взятничество, корыстные цели вместо заботы об общественной пользе - все это показано в «Ревизоре».

В комедии есть несколько нелепых, забавных ситуаций. Напри­мер, в записке, полученной Анной Андреевной от мужа, содержится веселая путаница: «Я ничего не понимаю, к чему же тут соленые огурцы и икра?» Или Бобчинский и Добчинский, поздравляя ее с «обручением» дочери, «подходят в одно время и сталкиваются лба­ми». Однако эти сценки только сопутствуют основному мотиву. Они характеризуют атмосферу спешки, неразберихи, страха. Но мы, сме­ясь над персонажами «Ревизора», смеемся не столько над ними, сколько над ничтожными, кривыми душонками этих людей.

Наибольший смех вызывает несоответствие характеров людей и их положения в обществе, несоответствие между тем, что они дума-юг и что говорят.

Например, чиновники с женами, пришедшие поздравить городни­чего и Анну Андреевну с прекрасной партией дочери, в глаза льстят, а про себя отзываются о городничем весьма откровенно: «Этакой свинье лезет всегда в рот счастье!»

Все персонажи комедии ведут себя почти одинаково, у них одна-единственная страсть - приобретать: положение в обществе, чины по службе, богатство. От этой картины становится грустно, кажется, что в пьесе нет ни одного светлого образа. И все же в комедии есть положительный герой - это смех. Обличая все дурное, Гоголь ве­рил в торжество здравого смысла и справедливости, которая побе­дит, когда люди осознают гибельность «дурного». Реализовать эту задачу ему помогает смех. Но не праздный, легкий или саркастичес­кий, а тот смех, который «весь излетает из светлой природы челове­ка», говоря словами автора бессмертной комедии «Ревизор».

В своих «Петербургских записках 1836 года» Н. В. Гоголь жаловался на скудность репертуара современного ему русского театра, на то, что на сцене, в основном, идут мелодрамы и водевили, и сетовал на отсутствие настоящего русского комедийного репертуара. Его комедия «Ревизор» и была призвана хоть отчасти заполнить этот ваку­ум. Сюжет комедии, подсказанный А. С. Пушкиным, нашел свое воплощение в пьесе «Ревизор». В ней драматург со всей силой обличительного слова обрушился на мир зла и насилия, показав весь государственный чиновничий аппарат России того времени. Пьеса была создана буквально за два месяца. И уже в апреле 1836 года состоялась ее пре­мьера. Комедия имела шумный успех. Это было произведение новое и оригинальное во всех отношениях. Новизна его состояла прежде всего в том, что в комедии отсутствовал положительный герой. Действительно, на сцене положительных героев нет. Но сам автор подчеркивал, что в «Ревизоре» положительный герой присутствует. И этот положитель­ный герой - смех. Смех, который бичует и разоблачает. Но это - смех сквозь слезы.

Гоголевская комедия уморительно смешна: она действительно вышла «смешнее черта», как обещал драматург Пушкину. Но, как Подводное течение, зарождается в «Ревизоре» горестное, томительно-тоскливое чувство; оно поднимается тем выше, чем беззаботнее и легче кажется смех комедии. И наконец, в последней, «немой сцене» оно прорывается наружу, обрушиваясь - и на действующих лиц, и на зрителей - мощной волной. Можно ли было ожидать, что пьеса, которая началась как комедия - рассказом городничего о двух крысах «неестественной величины», суетливыми приготовлениями чиновников к приему ревизора, закончится трагически - страшным оцепенением «всей группы»? В своей бессмертной комедии Гоголь показал во всем их многообразии живые повсед­невные образы. «Ради Бога, дайте нам русских характеров, нас самих, дайте нам наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!» - восклицал Гоголь, и в «Ревизоре» «русские плуты» и «чудаки» были представлены в полном объеме - ярко и образно. Тут и городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, и почтмейстер Шпекин, судья Ляпкин-Тяпкин и смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, попечитель богоугодных заведений Земляника, местные помещики Бобчинский иДобчинский, полицейские Свис­тунов, Пуговицын и Держиморда. Уже одни их фамилии вызывают смех, но смех горький, ибо все они оправдывают свои фамилии, соответственно относясь к своим должностным обязанностям. Судья Аммос Федорович ведет дела в суде из рук вон плохо - тяп-ляп, полицейский Держиморда - по поводу и без повода избивает горожан. И так далее.

И все они, ожидая ревизора, попадают в комичную ситуацию. Суть комедийности конфликта пьесы в том, что городничий и чиновники сражаются с призраком, кото­рый онй создали в своем воображении (ведь мнимый ревизор - вовсе не ревизор). Но недалекий Хлестаков сумел обмануть и ловко провести и многоопытного, умного городничего, и всех его чиновников.

В «Ревизоре» нет даже намека на то, что где-либо, в каком-то дальнем или ближнем углу обширного русского государства жизнь протекает не так, как в описанном Гоголем городе, по иным законам и правилам. Всё в пьесе предстает как общепринятое. Страш­ная, мрачная картина. Но в финале комедии, знаменитой немой сцене, выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора.

Гоголь надеялся на то, что смех, голос сатиры, сила насмешки, благородство юмора смогут сделать из городничих и держиморд людей честных и порядочных. Злые, на первый взгляд, строки его комедии были продиктованы любовью к России, верой в ее лучшее будущее. Гневно смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет читателя задуматься над ними, понять их причины и постараться избавиться от них. Вот почему комедия «Ревизор» не утратила актуальности и сегодня. А смех, как всегда, помогает нам выстоять в трудные времена.

Смех – одно из самых сильных орудий против всего, что отжило. А. Герцен Одна из особенностей гоголевской драматургии определяется отношением ее к смеху, к комическому. Гоголь – комический писатель в целом – и как новеллист, и как автор поэмы «Мертвые души», и как драматург. Тем не менее именно драматургия (комедии «Ревизор», «Женитьба», а затем ряд пьес, объединяемых рубрикой «Драматические отрывки и отдельные сцены») проявила комическую природу гоголевского гения наиболее цельно. Комическое составило преимущественный аспект гоголевского драматического мира. Отныне (с 1836 года) постоянной и самой вольной темой Гоголя станет мысль о глубокой духовной обусловленности и обеспеченности смеха. Высокий смех ничего не имеет общего с тем смехом, который порождается беглой остротой, каламбуром или же намеренной утрировкой. У него свои этические и педагогические функции: осмеяние «прячущегося порока», поддержание возвышенных чувств. Именно в комедии «Ревизор» происходит осмысление смеха глубины, его основательное и, так сказать, многоярусное эшелонирование: юмор, ирония, сарказм, гротеск. Следует отметить, что комическими называют такие жизненные явления, в которых содержится несоответствие общепринятой норме, алогизм. Постоянным источником комического в жизни является необоснованная претензия. Так и в комедии «Ревизор» прием ошибки, несоответствия является основой комического, основой конфликта. Вспомним о времени, когда была написана комедия «Ревизор» (1836 г.): мрачная эпоха Николая I, действует система доноса и сыска, распространены частые инспекторские наезды «инкогнито». Сам Гоголь замысел «Ревизора» определил так: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости … и за одним разом посмеялся надо всем». Гоголь отказался от введения в комедию положительных героев. И это было до конца обдуманным решением. Сатирическое изображение жизни в комедии отнюдь не означало забвение писателем положительных идеалов. Как раз наоборот, исходя из этих положительных идеалов, заключающихся в раскрепощении народа, развитии его сил и процветании, Гоголь и характеризовал общественные явления. Не случайно писатель отмечал, что «яркостью собранных преступлений и пороков уже рисуется сама собою противоположность в голове каждого». Подлинным положительным героем в комедии, по словам писателя, явился смех. Именно поэтому гоголевский комедийный мир подчеркнуто однороден. Ни среди действующих лиц, ни среди персонажей внесценических мы не встретили таких, которые были бы «взяты в образец», сигнализировали бы о существовании иного морального и этического уклада. Все гоголевские герои выкрашены в один цвет, вылеплены из одного и того же теста, все они выстраиваются как бы в единую и ничем не нарушаемую перспективу. Это перспектива последовательного комизма. Следует отметить еще одну новаторскую особенность комедии. В «Ревизоре» писатель смело вынес действие за пределы семейно бытовых, любовно лирических отношений. В основу комедии положены острые общественные конфликты, которыми определено все ее внутреннее развитие. Социальная практика действующих лиц выступает в комедии как решающий критерий оценки человеческих качеств. Герои «Ревизора» терпят поражение не просто вследствие своей моральной ущербности, а в силу своей общественной несостоятельности. Основной идее комедии подчинена и обрисовка семьи городничего, принимающей столь активное участие в пышной встрече приезжего из столицы – ревизора. Кстати сказать, не Гоголь впервые ввел «ситуацию ревизора» в литературу. Она разрабатывалась и до него. Но глубина и последовательность художественного решения Гоголя не входит ни в какое сравнение с решениями предшественников. «Ревизор» – произведение более глубокое. Смысл этой комедии вовсе не в том, чтобы обличить группу чиновников в злоупотреблениях. Эта тема была уже достаточно освещена в сатире и комедиографии XVIII века. Гоголь чрезвычайно расширил границы своей комедии, в различных ситуациях которой отразились самые разнообразные стороны всего строя жизни России. Избегая лобового обличительства, весело и непринужденно писатель познакомил нас с жизнью своих героев и показал, какой грандиозной разрушительной силой обладает смех. Гоголь, по словам Добролюбова, владел «тайной смеха». Он умел видеть смешное в общественных и бытовых неурядицах, в характере и поведении человека, в его манерах, в языке. Юмор проникает во все поры гоголевского текста – его содержания, стиля и языка. Вот начинаются приготовления к встрече «ревизора». Ни на какое установление «дивной исправности по делам», хотя бы и кратковременное, нет и намека. Все распоряжения городничего относятся к внешнему виду: прибрать в присутственных местах, надеть на больных чистые колпаки, вымести улицу до трактира, то есть ту, по которой проедет «ревизор». Словом, нужно только соблюсти форму. Положение ревизуемого вовсе не требовало, чтобы проводить какие либо улучшения и исправления по существу. Городничий это отлично сознает: «Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить. Нет человека, который бы за собою не имел каких нибудь грехов». Но и другая сторона ведет в «ситуации ревизора» определенную игру. Эту игру невольно – в силу особенностей своего характера – ведет Хлестаков. Вернее, ее ведут сами с собой городничий и компания – с помощью Хлестакова. Осведомленность «ревизора» («все узнал, все рассказали проклятые купцы!»), угроза наказания, намек на взятку («Эк куда метнул!»), нежелание прямо говорить о своей миссии («… хочет, чтобы считали его инкогнито») – все эти наблюдения служат для городничего доказательством того, что его собеседник правильно играет свою роль, что, следовательно, перед ним настоящий ревизор. Обман, вернее, самообман, городничего оказался возможным потому, что он готовился сыграть свою роль с ревизором, причем с ревизором, ведущим, в свою очередь, игру. Этого требовала логика ситуации, хорошо усвоенная городничим за долгие годы службы («… трех губернаторов обманул»). А пришлось ему играть с чистосердечным Хлестаковым. Весь эпизод пронизан гоголевской иронией. Драматургия этой очень сложной сцены разработана с ювелирной точностью. Здесь все время переплетаются прямой смысл разговора, который ведут между собой персонажи, и скрытый, как всегда оказывающийся самым важным. Внешний алогизм оборачивается вполне определенной логикой, совершенно понятной участвующим в разговоре персонажам. Городничий и Хлестаков – выразители одной и той же действительности. Оба – пройдохи и плуты, хотя они по разному выявляют себя. У них общая логика поведения и языка. Несообразности и странности в поведении столичного гостя никак не озадачивают городничего, ибо они вполне соответствуют его представлениям о том, как должен вести себя важный чиновник из Петербурга. У персонажей Гоголя своя логика, далеко не всегда совпадающая с общепринятой. В «Театральном разъезде» словами «очень скромно одетого человека» Гоголь метко определил своеобразные черты комизма действующих лиц «Ревизора»: «… Признаюсь, я чувствовал радость, видя, как смешны благонамеренные слова в устах плута и как уморительно смешна стала всем, от кресел до райка, надетая им маска». Слова эти относятся не только к городничему, но и к другим чиновным правителям. Точно так же, как смешна маска лицемерия и ханжества, неотразимое комическое впечатление производят необъятные претензии ничтожных людей на значительность, мудрость и величие, которые мы встречаем не только у Хлестакова, но и у Ляпкина Тяпкина, убежденного в необычайной тонкости и глубине своего ума, и у Земляники, уверенного в том, что если кто и достоин высоких почестей, так именно он. И городничий смешон не только тогда, когда он изливается в благонамеренных речах, но и в том случае, когда самодовольно хвастается, какой важной птицей он стал, соединяясь узами родства с Хлестаковым. Стремясь показать во всей полноте общественные «пороки и преступления», Гоголь рисовал своих героев «крупным планом», смело прибегал к гиперболе, к гротеску. Отсюда возникают «курьеры, курьеры, курьеры … можете представить себе: тридцать пять тысяч одних курьеров!». Или такие характеристики: «Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком)…. Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю». Гротеск, при котором деформируются реальные жизненные соотношения, правдоподобие уступает место карикатуре, фантастике, позволяет не только выразительно, крупно очертить действующих лиц, но и включить их в широкие социальные соизмерения. Гоголь мечтал о комедии, которая явилась бы «великой школой» для общества и беспощадно карала бы смехом «плевелы» русской действительности. Разъясняя смысл «Ревизора», писатель указывал на роль смеха, сатиры: «… мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо – был смех…» Гоголь подчеркивает, что он решился выступить с осмеянием презренного и ничтожного, зная о том, что это вызовет к нему неприязнь многих. В смехе, в выведении на «всеобщие очи» дурного писатель видел могучее средство воздействия на общество. Этим он подчеркивал главное в своих эстетических воззрениях, в своем отношении к обществу. Оно заключалось в обосновании позиций страстного защитника правды, грозного обличителя социального зла. Высокий реализм тесно слился в «Ревизоре» с сатирой, сатира – с воплощением важных социальных идей. Тупое насилие и корыстолюбие, забвение общественного долга и претенциозное невежество, властительное чванство и изворотливое подхалимство нашли в гоголевской комедии яркое и глубокое выражение. Ее образы оказывали и оказывают действенное влияние на общество, продолжают интенсивно жить, вступая в тесное соприкосновение со многими современными социальными явлениями.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх