Архитектурно-исторические достопримечательности Краснодарского края. Какие тайны скрывают знаменитые скульптуры краснодарского края и россии Памятник святой великомученице Екатерине

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Архитектурно-исторические достопримечательности Краснодарского края. Архитектурно-исторические достопримечательности Краснодарского края. Презентацию подготовила: Учитель кубановедения МБОУ СОШ №7 Бондаренко Марина Федоровна

3 слайд

Описание слайда:

Краснодарский край (Кубань) - субъект Российской Федерации, расположенный на юго-западе Российской Федерации. Входит в состав Южного федерального округа. Образован 13 сентября 1937 года. Граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем, Карачаево-Черкесской Республикой, Республикой Адыгея и Абхазией. По морю граничит с Крымом. Административный центр - город Краснодар.

4 слайд

Описание слайда:

Архитектурно-исторические достопримечательности Краснодарского края. Памятники архитектуры Краснодарского края - особый вид культурного наследия. Памятники истории и культуры - это уникальные, ничем не заменимые иневозобновимыесвидетельства исторического развития народа, общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, вне зависимости от форм собственности или степени их сохранности, и служащие основами духовной, моральной и интеллектуальной жизни. Они являются неотъемлемым достоянием, национальным богатством и охраняются государством. Судьба зданий неразрывно связана с их владельцами.

5 слайд

Описание слайда:

Храм Рождества Христова в Армавире. Храм Рождества Христова, – это деревянная часовня, открытая до строительства каменной церкви. Несмотря на то, что она тоже достаточно молода (открыта в 2007 году), здесь царит атмосфера старорусской церкви. Бревенчатые стены, арочные окна, запах дерева и ладана, искусно сделанный деревянный иконостас создают ощущение, словно часовня – это живой организм.

6 слайд

Описание слайда:

Этот памятник античного некрополя был найден в 1908 году выдающимся археологом, профессором Николаем Ивановичем Веселовским, при раскопках кургана в станице Анапской, в 8,5 км. от Анапы. Ко входу в склеп ведет подземный коридор - дромос. Склеп был сложен из больших белых блоков из песчаника. На его стенах сохранилась штукатурка с цветной росписью. Роспись потолка, имевшего полуциркульную форму похожего на арку, воспроизводила цвет голубого неба. На стенах склепа были изображены крупные каменные квадры из которых складывали ограды героонов - святилищ, посвященных героям. Это был первый расписной склеп, найденный в этой местности. К сожалению склеп был разграблен еще в древности.

7 слайд

Описание слайда:

Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина - крупнейшая публичная библиотека Краснодара, находится рядом с Екатерининским сквером. Здание библиотеки - это бывшее здание армянской школы, построенной в 1907 году на средства купца Б.В. Черачева, имя которого присвоили учебному заведению в знак благодарности. Примерно в 1914 году Черачев пожертвовал 70 000 рублей на постройку нового здания армянского училища. Проект и смету составил известный ростовский архитектор Леонид Федорович Эберг (1882 – 1954). Двухэтажный особняк был построен за два года на отведенном для школы месте (ул. Красная, 8). Освящение состоялось 13 ноября 1916 года.

8 слайд

Описание слайда:

Византийский храм в поселке Лоо. Со второй половины V века на Кавказе возрастает византийское влияние. Не позднее начала VI века достоверно фиксируется присутствие в западных районах современного Краснодарского Края христиан. Первые христианские базилики строились в приморской зоне. Постепенно миссионеры углублялись вглубь горной территории, по которой проходил караванный путь. Со временем в районе нынешних сёл Лесное, Галицыно и Монастырь возникла так называемая полоса древней христианской колонизации. Здесь на хребтах и их склонах в разное время возникло шесть христианских храмов.

9 слайд

Описание слайда:

Гостиница Централь. В самом центре Краснодара, на перекрестке улиц Красной и Гимназической, располагается архитектурный памятник XIX века и одна из главных достопримечательностей Краснодара - здание бывшей гостиницы «Централь». Зданию, в котором и сейчас находится гостиница Централь, более 100 лет. При реставрации здания постарались сохранить не только вид, но и дух помещения. Фасад здания охраняется государством.

10 слайд

Описание слайда:

Гранд-Отель Е.Г. Губкиной. Здание гостиницы Е.Г. Губкиной Гранд-Отель входит в ансамбль исторических зданий, окружавших бывшую городскую площадь Краснодара. Здание вплотную примыкает к дому купцов Богарсуковых, ныне музею им. Е.Д. Фелицина. Авторами проекта являются архитекторы Курлик В.Н., Талалай М.В., Базик В.И. Реставрация памятника архитектуры выполнена в 2009 г. Роскошная гостиница была построена в 1900 году на деньги купца Поликарпа Губкина, переехавшего в Екатеринодар из средней полосы России. Поликарп Губкин начал свое дело с небольшой парикмахерской на Сенном рынке и за несколько лет превратился в одного из известных всей Кубани купцов.

11 слайд

Описание слайда:

Дом купцов братьев Богарсуковых. По заказу купцов Богарсуковых в 1900 году, на выходящей к Соборной площади стороне квартала по Гимназической улице, началось строительство двухэтажного особняка. Одно из самых красивейших зданий, ставшее украшением и «визитной карточкой» Екатеринодара и Краснодара, было возведено всего за один год. Оригинальный двухэтажный особняк стал ярким произведением эклектической архитектуры, затмив своим броским внешним видом не только соседний «Гранд-Отель», но и собственную гостиницу Богарсуковых - «Централь».

12 слайд

Описание слайда:

Дом М.М. Каплан. Двухэтажный дом доктора М.М. Каплан является одним из красивейших и старинных зданий Краснодара. Дом возведен в 1910-1913 годах по индивидуальному проекту в стиле модерн.

13 слайд

Описание слайда:

Дом инженера Б.Б. Шарданова. Назначенный в 1897 г. в Екатеринодар начальником вокзала и 15 дистанции пути Владикавказской железной дороги Батырбек Шарданов со временем стал знаковой фигурой в истории города, а построенный им в 1905 году на углу улиц Красной и Графской особняк со временем превратился в «визитную карточку» Краснодара. Шарданов приобрел участок с ветхим строением, обреченным на снос, на углу 20-го городского квартала, застроенного одноэтажными жилыми зданиями. Дом проектировал сам хозяин для проживания со своей семьей. Строительным материалом был выбран кирпич, который производился на местном заводе Л.Н. Трахова и считался лучшим в городе. Строительство обошлось хозяину в 60 тысяч рублей - огромные деньги по тем временам.

14 слайд

Описание слайда:

Дом братьев Тарасовых с торговыми и конторскими помещениями на первом этаже. Известные армавирские купцы Тарасовы, основатели одной из крупнейших на Кубани фирм «Торговый дом братьев Тарасовых», в 1858 году открыли торговое отделение в Екатеринодаре, а в 1879 году Тарасовы были приписаны к купеческому сословию Екатеринодара. Благотворительность и меценатство стали неотъемлемой частью жизни купцов. Тарасовы жертвовали средства на строительство екатеринодарского приюта для беспризорных, в Екатеринодарской мужской гимназии учредили четыре стипендии, две из которых предназначались для православных и две для детей армяно-григорианской веры.

15 слайд

Описание слайда:

Здание Епархиального женского училища. В январе 1894 года Городская Дума Екатеринодара согласовала место для строительства Епархиального женского училища, которое было выкуплено у наследников полковника Дубоноса. Заказ на разработку проекта доверили областному архитектору Василию Филиппову, а закладка здания состоялась в апреле 1898 года.

16 слайд

Описание слайда:

Здание Екатеринодарского общества взаимного кредита. Для развития промышленности и торговли в Екатеринодаре в 1876 году было создано Общество взаимного кредита. Долгое время Общество не располагало собственным зданием, но в 1906 году на улице Базарной было построен и торжественно открыт дом, ставший одним из последних проектов известного краснодарского архитектора Филиппова. Дом был признан одним из красивейших зданий в Екатеринодаре.

17 слайд

Описание слайда:

Комплекс зданий войсковой богадельни и городской больницы. Комплекс зданий войсковой богадельни и городской больницы – одна из исторических достопримечательностей Краснодара. В него входят городская клиническая больница №1 и церковь иконы «Всех скорбящих Радость» (бывшая войсковая богадельня, 1842). В конце ХХ века на средства городской Думы с привлечением средств богатых казаков был построен главный корпус Екатеринодарской городской больницы, бывшей тогда единственным лечебным учреждением города.

18 слайд


О памятнике Кубанскому казачеству 7 апреля 2005 года на один из самых почитаемых праздников Православной церкви Благовещение в столице Кубани состоялось поистине историческое событие – торжественное открытие памятника Кубанскому казачеству. На площади перед зданием администрации Краснодарского края собрались сотни кубанцев. Под бурные аплодисменты покрывало, скрывавшее доселе памятник, спустилось. Почетный караул осветил этот торжественный момент троекратным залпом, а затем над площадью прозвучали величественные и строгие российский и кубанский государственные гимны.




Как создавался шедевр… Работа по созданию памятника началась 2 июня 2003 года. Был организован и проведен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие семь авторских коллективов ведущих кубанских мастеров. Месяцы творческих исканий, споров, согласований, а затем «ювелирная» кропотливая работа над отливкой скульптуры в ростовской художественной студии. От Ростова до Краснодара не одна сотня километров дороги с мостами, населенными пунктами, линиями электропередач, где массивную скульптуру просто нельзя провести. И тогда на помощь пришли летчики Черноморского флота. Вертолет Ка-32, отложив в стороны ракеты и торпеды, помог боевому товарищу попасть на свой последний рубеж.


Взорам собравшихся открылась великолепная скульптура казака кубанца – символа всех предыдущих поколений, которым, как совершенно справедливо отметил Александр Николаевич Ткачев: «Мы обязаны освоением нашей благодатной земли и сегодняшней жизнью». Митрополит Исидор торжественно осветил памятник, попросив у Господа Бога многие лета, благополучие и спокойствие жителям Кубани. Православная церковь и казачество всегда были неразрывно связаны друг с другом, даруя Великой России новые земли, защищая ее от врагов и сохраняя древние традиции культуры славянских народов и христианской морали.


Памятник связистам Кубани В Японии есть памятник собакам-связистам: большой пес с почтовой сумкой. В Англии есть памятник голубке, спасшей своим сообщением экипаж подводной лодки. В России есть памятник военному связисту, сжимающему провода зубами. В Калуге есть бюст основоположнику отечественной телефонии Павлу Голубицкому. В Крымске теперь тоже кое-что имеется. Любопытный получился экземпляр.


Высотой три метра. Шириной – метра полтора. В основании - тумбообразный постамент, выполненный, как в лучших склепах Парижа, из мраморной крошки. Из боков постамента торчат концы телефонной трубки. Огромные, призванные увековечить аналоговую связь. Венчает композицию настоящая спутниковая антенна. Если верить техпаспорту, такая улавливает даже слабые сигналы дальних галактик. "Где же вы, друзья- инопланетяне? Где?" - кажется, так и вопрошает небо новый объект культуры.


Немного о мастере Слепил чудесную фигуру самородок от скульптуры Левон Хачатрян. Это не первый его опыт в искусстве. На въезде в Крымск высится восьмиметровая стела к 140-летию города – гордость автора. Следы его врожденного таланта можно обнаружить также в Швеции и Англии. Там установлены армянские символические кресты с орнаментом – хачкары. Так вот откуда взялись жизнеутверждающие очертания памятника связистам Кубани! Скульптор просто сохранил верность себе. Завидное для художника качество.


«Пчелинские» творения Краснодарский скульптор Валерий Пчелин прославился благодаря памятнику собакам. Пчелинских собак, благодаря затертым до блеска носам и лапкам, видно издалека. Скорый на выдумку народ сразу же сочинил, что хвостатая пара приносит удачу и богатство, стоит только их потереть и бросить монетку на пьедестал. Насколько опыты удачны, неизвестно. Но то, что эти собачки за ногу не цапнут, это точно))).




Уникальность Кубани, это не только ее природные условия - прекрасный климат и множество природных ландшафтов - степей, лесов и горных вершин, покрытых вечными снегами, бурных и равнинных рек, теплых морей и самых субтропиков.
Есть на нашей Кубани и такие уникальные древние памятники культуры, которые в России не найти больше нигде. Только здесь, в Краснодарском крае, вы можете встреть следы древнегреческой культуры, не покидая пределы нашей страны. Подобные памятники прошлых веков есть еще и в Крыму, но это уже, как ни печально, не Россия.
Итак, только наш край остается обладателем культурных ценностей древней Эллады,
Одним из таких уникальнейших исторических памятников является античный город Горгиппия, расположенный на месте современной .
В отличие от других крупных городов Северного Причерноморья, расположенных на землях Керченского и Таманского полуостровов, - Ольвии, Херсонеса, Пантикапеи, - Горгиппия стала раскапываться сравнительно недавно. Только с 1960 г. в Анапе постоянно начинает работать экспедиция Института археологии АН СССР.
Древняя Горгиппия вместе с некрополем находится под самым центром современного курорта Анапы. Бурное строительство многоэтажных жилых домов в городе позволило производить раскопки древнего поселения на широких площадях, что превратило ранее малоисследованный объект в памятник высокой культуры.
Греческое поселение на берегу Анапской бухты возникло во второй половине 4 в. до н.э. Сначала оно занимало совсем небольшую площадь около современной гостиницы "Анапа". Скорее всего, это был независимый полис. На рубеже 5 и 4 вв. до н.э. Анапский полис вошел в консолидацию других, подобных ему, которую возглавил Пантикапеи. Это был фундамент Боспорского государства. В Первом веке до н.э. Боспор входил в состав обширного Понтийского царства, но в первые века н.э.он оказался в зависимости от Римской империи.
Вместе с Боспором Горгиппия пережила несколько разрушений, которые сменялись периодами расцвета и процветания. Этому способствовали плодородные земли, прилегающие к городу, на которых выращивался знаменитый виноград, а также удобная и тихая бухта, мягкий и теплый климат. Наибольшего подъема город достиг во 2 в. н.э.


Горгиппия обладала четко организованной сельской территорией, которая кормила его, обеспечивала производство товарного хлеба. Зерно вывозили в Афины и другие города Средиземноморья. В городе находился порт, а судовладельцы были объединены в союз. Жители города поклонялись всем известным в античном мире богам. Но наиболее почитаемым богом у них был, конечно же, Гермес - бог торговли. В честь его проводили игры со спортивными состязаниями. Для обучения юношей в городе был свой гимназий.
Планировка Горгиппии была заложена в 4, в. до н.э., она имела все элементы радиальной сетки. Город имел перестраивавшиеся оборонительные стены, торговый комплекс с подвалами - хранилищами. Все основные постройки города возводились с применением ордера. Что интересно, так это то, что в архитектуре общественных и жилых зданий использовались все основные ордера той эпохи: помпезный и самый парадный - коринфский, и более строгий и в меру изысканный - ионический, и со¬всем аскетический, простой и прямой - дорический ордер. С чем все это было связано? Почему такой разброд стилей и вкусов? Все просто: переход из одной эпохи в другую. Но люди не ощущали этого рeбежа. Они жили по законам своего времени: что красиво и рационально - то приемлемо для жизни.
Две с половиной тысячи лет назад там, где мы купаемся в теплом и ласковом море, жили не только для того, чтобы выжить, но и сделать свою жизнь достойной и красивой.
Мы с вами, живущие на этой земле, должны помнить и знать "древний город."

М. А. Аверьянов


Почти в каждом памятнике искусства есть двойное дно

Великий итальянский скульптор Микеланджело Буонаротти на вопрос, как создать гениальное творение, отвечал, что надо просто взять глыбу материала и отсечь от нее все лишнее. Практически в каждой из статуй есть загадка или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поможем вам сделать это на примере знаменитых памятников Краснодарского края, России и мира…

Чудеса Краснодара

Восстановленная императрица

Михаил Микешин, Борис Эдуардс, Александр Аполлонов, памятник Екатерине II, 1895 г., 2006 г.

Начнем с самой дорогой для кубанцев скульптуры. Памятник Екатерине Великой располагается в центральной части Екатерининского сквера, территория которого считается местом основания Краснодара. Это уже второй монумент, посвященный императрице. Первый возвели еще в 1907 году - в благодарность за подаренные казакам плодородные кубанские земли. Проект памятника был разработан знаменитым художником и скульптором Михаилом Микешиным в 1895 году - к празднованию Кубанским казачьим войском своего 200-летнего юбилея. Скоропостижная кончина не позволила Микешину завершить работу - ее продолжателем стал Борис Эдуардс. Однако в 1920 году скульптура была варварски разрушена большевиками. О том, что здесь когда-то стоял памятник императрице, забыли надолго. Лишь в 2000-х годах его решили восстановить по старым чертежам. Новый памятник - детище известного кубанского скульптора, члена Союза художников России Александра Аполлонова. Работа по восстановлению монумента длилась четыре года. Торжественное открытие памятника Екатерине II состоялось в 2006 году. Он сразу же стал символом кубанской столицы.

Казак… на коне или на лошади?

Александр Аполлонов, памятник «Казакам - основателям земли Кубанской», 2005 г.

7 апреля 2005 года, в один из самых почитаемых праздников Православной церкви - Благовещение, в краевом центре состоялось поистине историческое событие - торжественное открытие памятника кубанскому казачеству на площади перед зданием администрации Краснодарского края. В бронзовой фигуре воплощен собирательный образ казака-защитника, просветителя и первопроходца. Историческим прототипом стал войсковой судья Антон Головатый. Первоначально он был одет по образу запорожских казаков. Однако по распоряжению тогдашнего губернатора Александра Ткачева в окончательном варианте проекта использована форма казаков-черноморцев. Сам монумент представляет собой всадника на коне. Кстати, по поводу половой принадлежности животного разгорелись нешуточные страсти. Первоначально это была… лошадь. Но казачество возмутилось - ведь настоящий казак в те времена никогда не позволил бы себе скакать на кобыле. Поэтому скульптору пришлось приделать животному гендерное различие.

Богиня из троллейбуса

Иван Шмагун, Евгений Лашук, памятник «Аврора», 1967 г.

«Аврора» - несомненно, одна из главных достопримечательностей кубанской столицы, ее визитная карточка. Общая высота статуи, выполненной из кованого алюминия, составляет 14 метров, а вместе с постаментом - 16,8 метра. Установлена скульптура около одноименного городского кинотеатра в центре Краснодара. Она олицетворяет собой комсомольскую богиню-победительницу. Однако мало кто знает, что на самом деле «алюминиевую леди» зовут Таисия Гордиенко. Она - коренная краснодарка, родилась еще до Великой Отечественной войны. Богиней в буденновской шинели, с винтовкой за плечом и звездой в руке стала совершенно случайно. Как-то 20-летняя Тая спешила на свидание. Ехала в троллейбусе, и вдруг к ней подошли двое солидных мужчин. Они долго рассматривали девушку, переговаривались, а потом предложили стать моделью. Чтобы остановить преследование, Таисия пообещала мужчинам прийти в назначенный день. Скульптор Иван Шмагун и архитектор Евгений Лашук поверили, хотя ни имени, ни адреса девушки не знали. Слово Тая сдержала. Явилась - такая хрупкая и невысокая. Но именно в ней художники разглядели комсомольскую богиню: строптивый взгляд, широкие скулы, горделивый нос… Уже спустя восемь лет «Аврору» признали памятником искусства, а в 1981 году - архитектурным достоянием Краснодара.

Влюбленные собачки

Валерий Пчелин, скульптура «Влюбленные собаки», 2007 г.

Десять лет назад во время празднования Дня города Краснодар получил своеобразный подарок - памятник влюбленным собакам. В своей скульптуре автор Валерий Пчелин запечатлел двух братьев наших меньших, которые встретились на первом свидании под зданием с часами, на углу улиц Мира и Красной, и пошли гулять, взявшись за лапки. Вдохновило скульптора стихотворение Владимира Маяковского «Краснодар», написанное в столице Кубани, в котором город именуется не иначе как «собачкина столица». По мнению автора композиции, теперь молодой человек, ждущий опаздывающую девушку, не почувствует себя одиноким. Когда смотришь на эту скульптурную группу, сразу улучшается настроение и хочется улыбнуться. Кроме того, многие краснодарцы верят, что если потереть собакам лапки, загаданное желание сбудется…

Чудеса Кубани

Источник жизни

Гурген Наджарян, мемориальный комплекс «Долина смерти», 1974 г.

Мемориальный комплекс «Долина смерти» находится в поселке Мысхако города-героя Новороссийска. Он включает в себя несколько памятников, а также платан, лично высаженный генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым 6 сентября 1974 года. Мемориал переносит нас в 1943 год, напоминая о героической обороне советскими воинами маленького плацдарма площадью 30 кв. километров, названного Малой Землей. 7 месяцев фашистские самолеты и пушки обстреливали этот небольшой кусок суши, на котором не осталось ни метра площади, куда бы не упал снаряд или бомба. Перед въездом в мемориальный комплекс стоит стела, надпись на которой гласит: «По этой долине осуществлялось обеспечение левого фланга войск Малой Земли боеприпасами, продовольствием и всем необходимым для жизни, ведения боя. Здесь находился единственный источник питьевой воды...» Этим источником был колодец в Мысхако, расположенный в неглубокой долине около Колдун-горы. Сейчас к нему ведут крупные каменные ступеньки. Во время войны бойцы называли его не иначе как «источник жизни в Долине смерти».

Добрый доктор

Василий Поляков, скульптура «Доктор Айболит», 2011 г.

Памятник доктору Айболиту в Анапе - это уникальное творение. Нечто подобное есть только в Вильнюсе. Такой подарок был сделан для жителей и гостей курорта 6 лет назад. Автор скульптуры Василий Поляков не зря выбрал для своей работы именно этого персонажа Корнея Чуковского. Доктор стал символом здоровья, за которым, собственно, и приезжают отдыхающие в Анапу. «Самого доброго врача» можно встретить в Центральном парке сидящим под деревом в окружении своих любимых пациентов - различных зверьков, также отлитых из бронзы. Несмотря на юный возраст композиции, с ней уже связана парочка городских легенд. К примеру, чтобы избавиться от всех недугов, необходимо потереть медицинский крест на самом Айболите. А если погладить по голове белочку, пройдут проблемы с суставами…

Чудеса России

Великая страна

Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман, монумент «Тысячелетие России», 1862 г.

Памятник, расположенный в Великом Новгороде, был возведен здесь в честь тысячелетия призвания варягов на территорию Руси. Этот монумент являет собой всю историю России вместе с ее многочисленными славными полководцами, государственными деятелями и представителями мира культуры. Многие патриотически настроенные россияне считают, что «Тысячелетие России» отражает в себе дух нашей великой страны. Сам памятник представляет собой шар-державу, который установлен на особом постаменте в виде колокола. Каждая часть этого тематического монумента символизирует отдельные периоды истории России, а весь он излучает гордость за страну и символизирует ее величие. Во время Великой Отечественной войны немецкий генерал фон Герцог приказал разобрать памятник и вывезти его в Германию. Зимой 1943-1944 гг. начались работы по его демонтажу, однако довести задуманное до логического завершения оккупантам так и не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобожден советскими войсками. После этого начались работы по восстановлению скульптуры в прежнем ее виде. Уже ко 2 ноября 1944 года состоялось второе торжественное открытие композиции «Тысячелетие России».

Мистический Медный всадник

Этьен Фальконе, памятник Петру I, 1768-1770 гг.

Медный всадник - памятник, окруженный таинственными историями. Одна из легенд, связанных с ним, гласит, что во время Отечественной войны 1812 года Александр I

приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства, в том числе памятник Петру I. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и рассказал, что его преследует один и тот же сон. Батурин видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со своей скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I.

Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел Россию? - говорит ему Петр Великий. - Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкий галоп». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил решение об эвакуации памятника. Он остался на месте!

Колокол, который никогда

не звонил

Иван и Михаил Моторины, монумент «Царь-колокол», 1735 г.

Это настоящий памятник русского литейного искусства XVIII века. Высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр - 6,6 м; масса - 202 тонны. Установлен в Московском Кремле возле колокольни «Иван Великий». Царь-колокол появился на свет с легкой руки императрицы Анны Иоанновны. Возможно, в этот памятник императрица пожелала уместить все свои амбиции, так как при объявлении желаемого размера иностранные мастера подумали, что императрица «изволила пошутить». Желание царственной особы восприняла всерьез только семья скульпторов Моториных. Отец с сыном натерпелись много неудач с созданием колокола, так как одно только утверждение проекта заняло целых три года. Первая отливка завершилась полным крахом, которого не выдержал старший Моторин. Его сын все-таки довел дело до конца, и теперь «Царь-колокол» гордо возвышается над брусчаткой Красной площади. Несмотря на огромное количество затраченных усилий, голоса колокола так никогда и не услышали…

Чудеса мира

Рогатый Моисей

Микеланджело Буонаротти, «Моисей», 1513-1515 гг.

В своей знаменитой скульптуре Микеланджело изобразил Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что, когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идет именно о лучах света - лицо Моисея сияло, а не было рогато…

Цветная Античность

Античная статуя «Август из Прима-Порта».

Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования ученых подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.

Страдания Русалочки

Эдвард Эриксен, «Русалочка», 1913 г.

Статуя Русалочки в Копенгагене - одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят портить вандалы. История существования скульптуры очень бурная. Ее ломали и распиливали на множество кусков. И сейчас можно обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости менять голову статуи. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 годах. В 1984 году ей отпилили правую руку, а в 2006-м горемыку забрызгали зеленой краской. И совсем недавно неизвестные активисты, возмущенные массовым забоем китов на Фарерских островах, облили Русалочку красной краской, а также оставили послание: «Дания, защити китов Фарерских островов!»

«Поцелуй» без поцелуя

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882 г.

Известная статуя Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини» - в честь изображенной на ней знатной итальянской дамы XIII века, чье имя обессмертила «Божественная комедия» Данте. Женщина полюбила Паоло - младшего брата своего мужа Джованни Малатеста. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры, их обнаружил, а затем убил муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. На самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. Переименование статуи в более отвлеченное - «Поцелуй» (Le Baiser) - было сделано критиками, впервые увидевшими ее в 1887 году.

Секрет мраморной вуали

Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре материала, использовавшегося для этих целей. Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя - один прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какой именно мрамор ищет. Работал с ним специальным образом. В итоге остатки прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.

Потерянные руки Венеры

«Венера Милосская», примерно 130-100 гг. до н. э.

Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения она была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.

Совершенное

несовершенство

«Ника Самофракийская», II в. до н. э.

Статую Ники нашел на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора скульптура на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный автор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Руки и голова богини безвозвратно утрачены. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Неоднократно предпринимались попытки восстановить изначальное положение рук. Однако все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой - совершенна в своем несовершенстве…



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх