Основы перспективы. Перспектива

Этот урок посвящен темам перспективы и точек схода .

Видео показывает очень быстрый набросок комнаты (которая придумана), демонстрирующий линейную перспективу с двумя точками схода, которая наиболее часто используется художниками. Обратите внимание на две точки схода на горизонте. В этом случае обе точки схода находятся в пределах листа бумаги. Это не всегда так. Точки схода всегда будут на горизонте. Горизонт всегда будет на уровне глаз наблюдателя. Обратите внимание, как на эскизе все параллельные линии сходятся в ту же точку на горизонте.

Рисование внутренних пространств - это очень хороший способ для понимания перспективы. Для практики попробуйте нарисовать комнаты внутри вашего дома.

О Линейной Перспективе

Линейная перспектива в живописи - это набор правил, используемых для рисования 3-мерных объектов на плоской (2-мерной) поверхности. Тема может быть довольно сложной, но к счастью, вам не нужно быть экспертом, чтобы хорошо рисовать. Существуют 2 основных правила линейной перспективы, которые вы должны помнить:
  1. Объекты, которые находятся ближе, изображаются бóльшими в размере.
  2. Параллельные линии пересекаются на горизонте.
Мы расскажем подробнее об этих 2 точках ниже.

Правило #1: Объекты, которые находятся ближе, кажутся больше в размере.

Взгляните на рисунок слева. Он изображает 3 черные картины, висящие на стене.

Как вы думаете, картины одинакового размера в реальной жизни?
Имеют ли они одинаковый размер на рисунке?

Ответ на первый вопрос – ДА. Картины, изображенные здесь, имеют одинаковый размер в реальной жизни. Ответ на второй вопрос – НЕТ. На рисунке ясно видно, как изменяются размеры картин с расстоянием. Когда расстояние увеличивается, картины изображены меньшими. Картина, которая ближе всего к нам, нарисована самой большой, вторая - меньшей, и последняя - наименьшей.

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Правило #2: Параллельные линии пересекаются на горизонте.

Взгляните на рисунок слева. Он изображает железнодорожные рельсы.

Разве рельсы когда-нибудь пересекаются в реальной жизни?
Пересекаются ли они на рисунке?

Ответ на первый вопрос, конечно - НЕТ. Рельсы никогда не пересекаются в реальной жизни, они параллельны друг к другу.
Ответ на второй вопрос – ДА. Если вы посмотрите внутрь туннели, вы заметите, что все 4 рельсы (которые расположены параллельно друг к другу в реальной жизни) встретятся в одной точке. Эта точка будет на горизонте.

Пример с Одной Точкой в Перспективе

Рисунок слева изображает куб, нарисованный с одной точкой в перспективе.
Перспектива с одной точкой используется для рисования объектов, которые непосредственно обращены лицом к зрителю.

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Пример с Двумя Точками в Перспективе

Рисунок слева изображает куб с двумя точками в перспективе.
Перспектива с двумя точками наиболее часто используется в рисунке. Куб слева является очень хорошим примером обоих правил линейной перспективы. Обратите внимание на то, что передняя грань выглядит больше в размере (правило #1). Также обратите внимание на то, как параллельные линии сходятся в одну точку на горизонте (правило #2).

Нажмите, чтобы увеличить изображение

В мире искусства перспектива по-прежнему связана с вашим мнением и отношениями объектов друг к другу. Когда вы учитесь рисовать, то узнаете важность перспективы. Все зависит от того, как вы смотрите на мир, и это именно то, чему учит Патрик Коннорс в своем видеоролике «Руководство художника по перспективам».

В Руководстве по Перспективе, часть 1, Коннорс делится основными уроками перспективы и показывает, как можно научиться рисовать, видя объекты по-другому. В Части 2 Коннорс расширяет эти уроки рисования, демонстрируя, как сделать одно- и двухточечную перспективу; затем он применяет эти методы рисования, чтобы поэтапно завершить натюрморт.

Почему перспектива и восприятие идут рука об руку?

Хотя основы перспективного рисования кажутся довольно прямолинейными, возможности того, как вы можете применить перспективу в своем искусстве, огромны. На самом деле, перспектива почти синонимична восприятию.

Я имею в виду, что вы можете использовать принципы этой техники, чтобы создать свое собственное восприятие окружающего мира через искусство. У вас есть сила иллюзии, способность заставить зрителя видеть то, что вы хотите. Вы можете изменить восприятие вашего искусства, - всего лишь путем завоевания основ рисования перспективы.

Как научиться рисовать в перспективе? Ну, для начала, давайте рассмотрим несколько ключевых терминов, которые вы должны знать, прежде чем вникать в перспективный рисунок, извлеченный из книги, Перспектива для Абсолютного Новичка, Марк и Мэри Уилленбринк.

Линейная перспектива

Визуальная глубина выражается через линейную и атмосферную перспективу, а также использование цвета. С линейной перспективой глубина достигается по линиям, размерам и расположению форм. И хотя композиции могут различаться по сложности, основные термины и определения, описанные в этом разделе, присущи линейным перспективным чертежам.

Горизонт (horizon) - линия, на которой небо встречается с землей или водой. Высота горизонта будет влиять на размещение точки схода, а также уровня обозрения сцены.

Точка исчезновения, точка схода (vanishing point) - место, где параллельные линии появляются вместе на расстоянии. На рисунке ниже вы можете увидеть, как параллельные линии дороги отступают и визуально сливаются, чтобы создать единую точку схода на горизонте. Сцена может иметь неограниченное количество исчезающих точек.

Плоскость земли (ground plane) - горизонтальная поверхность ниже горизонта. Это может быть земля или вода. На изображении ниже плоскость заземления находится на уровне. Если он был наклонным или холмистым, точка схода, созданная параллельными линиями пути, может не опираться на горизонт и может казаться, будто она находится на наклонной плоскости.

Ортогональные линии (orthogonal lines) - это линии, которые направлены в точку схода; например, параллельные линии железнодорожных путей. Слово «ортогональный» на самом деле означает прямой угол. Он относится к прямым углам, образованным линиями, такими как угол куба, показанный в перспективе.

Преимущественной точкой (vantage point) , которую нельзя путать с точкой схода, является место, из которого просматривается сцена. На точку зрения влияет размещение горизонта и точек схода.


Одноточечная перспектива (One-Point Perspective) . Линейная перспектива с одной точкой схода - одноточечная. Точка исчезновения, как правило, появляется в центральной части сцены.


С этой точки зрения вы смотрите на плоскость земли к горизонту на расстоянии. Параллельные линии железнодорожных путей сходятся в точке схода на горизонте. Если бы линии коробки были отведены назад к горизонту, они сходились бы в той же точке схода, что и железнодорожные пути, потому что линии ящика параллельны железнодорожным путям. Обратите внимание, что все линии в этой сцене либо сходятся в точке схода, либо вертикальны (перпендикулярно к плоскости заземления) или горизонтали (параллельно горизонту).

Двухточечная перспектива (Two-Point Perspective) . Линейная перспектива, использующая две точки сбрасывания, называется двухточечной перспективой. Сцены в двухточечной перспективе обычно имеют точки схода, расположенные в крайнем левом и правом углу.


Вот двухточечная перспектива, смотрящая через плоскость земли к горизонту на расстоянии. Параллельные линии железнодорожных путей и ящика сходятся в точке схода в крайнем правом углу. Другие линии коробки, которые параллельны железнодорожным путям, имеют одну и ту же точку схода в крайнем левом углу. Все линии этой сцены сходятся либо в левой, либо в правой точке схода или вертикальные линии (перпендикулярно плоскости земли).

Многоточечная перспектива (Multi-Point Perspective). Линейная перспектива не должна ограничиваться одной или двумя точками исчезновения. Сцена может иметь несколько точек исчезновения в зависимости от сложности предмета. Например, трехточечная перспектива похожа на двухточечную перспективу; она имеет левое и правое исчезающие точки на горизонте. Кроме того, есть третий пункт исчезновения ни ниже, ни выше горизонта.

Помимо наличия точек слева и справа, эта сцена имеет дополнительную точку исчезновения ниже объекта. С этим рисунком горизонт находится над предметом. Каждая строка объекта является ортогональной линией и переходит в одну из трех точек сбрасывания.

С двухточечной перспективой эти вертикальные линии остаются прямо вверх и вниз перпендикулярно плоскости заземления. С точки зрения трех точек зрения, точка обзора либо смотрит вниз, либо вверх на объект. Вместо вертикальных линий она имеет третий набор ортогональных линий, которые сходятся в третьей точке исчезновения.


Peters Cartridge Factory, акварель на бумаге, 8" x 11". Точки исчезновения этой трехточечной перспективной сцены можно расположить, продолжая линии зданий и окон за периметром сцены до трех мест конвергенции.

Атмосферная перспектива

Атмосферная перспектива , также называемая воздушной перспективой, передает глубину через вариации значений (свет и тьма), цвета и ясность элементов. Элементы переднего плана в композиции имеют более ценные контрасты, более интенсивные цвета и большее определение деталей. На расстоянии значения и цвета становятся нейтральными, детали менее определены, а элементы приобретают тусклый сине-серый вид.

Атмосферная перспектива возникает, потому что частицы в воздухе, такие как водяной пар и смог, влияют на то, что видно. Формы, просматриваемые с расстояния, не так определены и имеют меньший контраст, поскольку в атмосфере между формами и зрителем больше частиц. Аналогично, на длину волны цвета влияет расстояние. Блюз отскакивает, в то время как более длинные цветные длины волн не влияют на частицы одинаковым образом. В результате блюз остается более заметным, чем другие цвета в спектре.

Значения (values) - это светлые и темные оттенки композиции. Значения могут влиять на впечатление глубины в сцене. Высококонтрастные значения, как правило, проявляются в направлении значений с небольшой контрастностью.

Освещение сцены (lighting) влияет на тени и значения форм. Это также может повлиять на восприятие этих форм.

При рисовании глубина может быть выражена как в линейной, так и в атмосферной перспективе, а также путем использования цвета. Объединение всех трех будет давать оптимальные результаты.


Утолщение с расстоянием: ставя атмосферную перспективу, формы на переднем плане будут иметь большую ясность, чем фоновые формы. Туманный сине-серый вид дерева справа, с его скучными цветами и ценностями, показывает, что он является самым далеким из трех деревьев.

Создание внутреннего блока

Теперь, когда основы пройдены, вот забавная пошаговая демонстрация на перспективном рисунке, которая играет с силой иллюзии. Этот урок включает в себя эскизные квадраты с линиями, которые отступают до одной точки схода. Глубина в готовом чертеже передается с помощью линейной перспективы и использования значений.


Внутренние блоки, графитовый карандаш на чертежной бумаге, 8" x 8"

Материалы, необходимые для завершения этой демонстрации:

  • Бумага: бумага для рисования средней текстуры 8" x 8"; 8" x 8" среднеструктурная эскизная бумага
  • Карандаши: 2B и 4B
  • Мягкий ластик
  • Лайтбокс или переносная бумага
  • Линейка
  • Треугольник
  • Т-образная линейка

Шаг 1: Нарисуйте квадраты


На кусочке эскизной бумаги используйте карандаш 2B, чтобы сформировать большой квадрат размером 8" x 8" (20 x 20 см). Нарисуйте маленькие квадраты внутри большого квадрата с помощью линейки, чтобы отметить линии. Измерения должны быть одинаковыми как сверху вниз, так и слева направо: 1,3 см, 5 см, 1,3 см, 5 см, 1,3 см, 5 см. Нарисуйте линии, используя Т-образную линейку и треугольник, чтобы убедиться, что они прямые и точные.

Шаг 2: Добавьте точку исчезновения и ортогональные линии


Поместите точку в центре бумаги для точки схода. Начните добавлять ортогональные линии от углов квадратов к точке схода. Избегайте рисования линий над передней поверхностью, которые должны оставаться белыми.

Шаг 3: Добавьте больше ортогональных линий


Продолжайте добавлять линии, которые сходятся в точке схода.

Шаг 4: Отслеживание или передача изображения


Используйте карандаш 2B для легкого отслеживания или переноса структурного эскиза на лист 8" x 8" (20 см x 20 см) чертежной бумаги. Оставьте ненужные строки.

Шаг 5: Добавьте световые значения


Добавьте более светлые значения карандашом 2B. Сделайте значения темнее, когда внутренние формы отступают.

Шаг 6: Добавьте внутренние значения


Добавьте средние значения. Продолжайте затемнять туннельные формы, когда они уходят вдаль.

Шаг 7: Добавьте темные значения


Добавьте темные и детали с карандашами 2B и 4B. При необходимости осветите любые области с помощью мягкого ластика.

Не забудьте подписать свою работу! Потому что ваше произведение является уникальным выражением себя. Это даст вам чувство выполненного долга, а также поможет отслеживать развитие художественных навыков.

  1. Есть разные способы передать глубину пространства. Прямая линейная перспектива — один из них.
  2. Воображаемая линия на уровне наших глаз называется линией горизонта. Можно придираться к четкости формулировки, но главное, что Вы должны усвоить — это не какая-то материальная линия, висящая где-то далеко. То есть, она двигается в зависимости от Вашего положения: опускается или поднимается.
  3. Один и тот же предмет, лежащий в горизонтальной плоскости, может выглядеть по-разному в зависимости от его расположения по отношению к линии горизонта (выше или ниже). Проще говоря, крышка стола будет выглядеть по-разному, в зависимости от того, смотрим мы на неё сверху или снизу.

Почему самолет в небе такой маленький — конспект

  1. Мы видим предметы потому что наш глаз регистрирует свет, отраженный от них. В темноте нет света, вот мы и не видим предметы, хотя они никуда не исчезают.
  2. Свет летает по прямым. Мы замечаем только тот свет, который прилетает от предметов в наш глаз по прямым линиям. А те лучи, которые отражаются в другие стороны, мы не чувствуем. Конечно, иногда свет отражается сначала от одного предмета, потом от другого, и прилетает нам в глаз — тогда мы видим (отражения) на предметах.
  3. Свет проходит в наш глаз через зрачок и попадает на заднюю стенку глаза. На задней стенке глаза есть рецепторы (нервные клетки), которые регистрируют этот свет. Если провести линии через зрачок от краёв предмета до стенки глаза, мы поймём какой размер предмета регистрирует глаз (см. схему в видео). Это очень условно, но достаточно, чтобы понять идею. Если попробовать это нарисовать - сразу станет ясно, почему далекие предметы кажутся нам маленькими.

Линейная перспектива с одной точкой схода

Перспектива с одной точкой схода — это когда все линии, уходящие от нас вдаль, в реальности параллельны (как рельсы на железной дороге). Такие линии все до одной сойдутся в одной-единственной точке на линии горизонта. Те линии, которые не удаляются от нас в реальности (параллельны или перпендикулярны линии горизонта, или говоря математическим языком, лежат в плоскости, перпендикулярной горизонтальной плоскости и параллельной линии горизонта) — не сходятся. Это упрощенная модель, и глаз видит всё немного иначе, но для рисования этого почти всегда достаточно.

Как нарисовать куб с линейной перспективой с одной точкой схода

  • В случае с кубом, повернутым к нам ровно своей передней гранью, все его горизонтальные и вертикальные ребра не сходятся (параллельны на рисунке). Дальние от нас вертикальные и горизонтальные ребра меньше, чем ближние.
  • Все удаляющиеся от нас ребра сходятся в одной точке на линии горизонта.
  • Дно и верхняя поверхность куба находятся на разной высоте относительно линии горизонта, а потому у них разное раскрытие (чем дальше от линии горизонта, тем больше раскрытие). Если Вы будете приседать или подниматься, то будет двигаться линия горизонта, и оттого будет меняться и величина раскрытия.
  • Если крышка или донышко куба будут ровно на уровне горизонта, они будут выглядеть как горизонтальная линия.
  • Продлив вертикальные ребра до пересечения с удаляющимися (которые должны сходиться на горизонте), мы найдём невидимые ребра куба и построим его целиком.

Как нарисовать улицу с перспективой и одной точкой схода

На этом видео показано в качестве примера, как нарисовать улицу с одной точкой схода (когда мы смотрим на все дома с торца). Рисунок очень утрированный, так как я старался выпятить принцип построения линейной перспективы с одной точкой схода, и не старался сделать их по размеру и ощущению соответствующим реальным домам.

  • Достроив на картинах точки схода, Вы сможете понять, на какой высоте и где стоял художник (или должен бы был стоять), и почувствовать себя на его месте.

Как нарисовать куб с двумя точками схода

Линейная перспектива с одной точкой схода — это частный случай линейной перспективы с двумя точками схода. Когда мы рисуем куб, «смотрящий» на нас не своей стороной, а своим углом, то только его вертикальные рёбра остаются параллельными линиями. Остальные рёбра удаляются от нас. Но удаляются они в разные стороны. Поэтому в ход вступает прямая линейная перспектива с двумя точками схода.

  • Понять, где именно должны быть нижние углы куба, можно померив расстояние от ближнего угла по горизонтали и по вертикали до двух других нижних углов . На практике, при наличии опыта, художники обычно рисуют эти точки на глаз, просто передавая направление линий ребер, а потом проверяют себя, измеряя раскрытие сторон куба по горизонтали.
  • Чтобы понять, в какой стороне находится точка схода, надо посмотреть, в какую сторону удаляются параллельные линии.
  • В видео я строил кубик при помощи линейки и фломастера, чтобы было получше видно на камере. Когда рисуют куб карандашом, линейкой обычно не пользуются (чтобы рисунок был живее).
  • В жизни для большинства объектов точки схода находятся где-то очень далеко, за пределами листа. Обычно точки схода просто додумываются, и параллельные линии направляются примерно в сторону этих точек.
  • Сильные сходы бывают либо если объекты очень большие, либо если они очень близко. Такое бывает редко, обычно сходы умеренные.
  • Но ребра куба обязательно должны сходится на рисунке хотя бы чуть-чуть (кроме вертикальных). Параллельными они не должны выглядеть, а тем более не должны выглядеть расходящимися к горизонту. Иногда расходящиеся параллельные прямые используют как выразительный прием, например в росписи икон, но в реалистическом рисунке — параллельные линии сходятся к горизонту.

Правильная и неправильная перспектива куба, типичные ошибки

  1. Ширина и высота стороны куба равны, только если эта сторона ровнехонько повернута к Вам лицом. И только тогда нижнее и верхнее ребра горизонтальны. Как только сторона находится чуть-чуть под углом к Вам, ширина и высота отличаются, а горизонтальные ребра на рисунке должны быть наклонены.
  2. Сравнивайте, какая сторона раскрыта больше, и насколько. Иначе будет кирпич, а не куб. То же самое для верхней крышечки и донышка куба.
  3. Только если куб смотрит на нас ровно своим уголком, а две его стороны одинаково раскрыты, то четыре угла куба будут на одной вертикали и четыре на одной горизонтали. Стоит его повернуть чуть-чуть, и углы будут обязательно чуть выше или ниже друг друга, и не на одной вертикали. Проверяйте это.

Как нарисовать дом с перспективой на практике

  1. Сначала намечаем размеры и расположение объекта (композицию) обобщенно «на глаз»
  2. Уточняем
  3. Смотрим, где находится наша линия горизонта относительно дома
  4. Учитесь видеть простые формы в объектах, и как они соединены (но )
  5. На практике точки схода лежат за границами листа, и мы направляем сходящиеся линии «на глаз»
  6. Чтобы найти середину прямоугольника с учетом перспективы, надо провести диагонали (помогает рисовать крыши и тому подобное)
  7. Не пытайтесь нарисовать все линии идеально ровно, как чертеж. Так можно делать, но в лучшем случае будет выглядеть как работа в определенном стиле, а в худшем — как неестественный, мертвый рисунок. Это видно, если попытаться нарисовать все доски дома одинаковыми (у художников это называется «пересчитать доски»). Если вы сделаете линии немного неровными, где-то пожирнее, а где-то потоньше, без перебарщивания, рисунок будет выглядеть живо.
  8. Не старайтесь заканчивать линии там, где они заканчиваются на натуре. Рисуйте навылет («на прострел»). Нет ничего страшного в том, чтобы легонько продолжить линию чуть дальше. Это поможет избежать «дыр» в объектах и не заморачивать свою голову тем, чтобы вывести линию ровно в точку. В конце концов, хвостики линий, сделанные легонько на начальном этапе никак не испортят ваш рисунок, даже если Вы очень любите педантичные рисунки.
  9. Внизу дома можно специально немножко погнуть линию низа, там же неровная земля (но все равно линия низа дома должна сходиться к горизонту, если Вы не хотите нарисовать дом, стоящий на пригорке).

Итог

На самом деле, мы видим наш мир гораздо сложнее, чем по линейной перспективе, и наше зрение устроено не так. Это ограничение становится существенным, когда Вы уже стали опытным художником и, например, работаете над пейзажем с улицей (построенная строго по теории перспектива может давать слишком большие искажения для передачи замысла). Но в учебных работах этой темы можно не касаться. Особенно с учетом того, что на практике перспективу строят отчасти «на глаз», не выстраивая точки схода.

Инструмент линейной перспективы даст Вам возможность передать пространство в огромном количестве случаев. Вы сможете нарисовать подавляющее большинство объектов при помощи этой техники. Пока в этом разделе не хватает следующих уроков:

  1. Подробнее о перспективе для цилиндрических объектов (нужно, чтобы рисовать бутылки и т.п.).
  2. О том, что будет, если параллельные линии идут под углом к горизонтальной плоскости. Они будут сходится к линии, похожей на линию горизонта, но ниже или выше. Мы рассматривали только те объекты, у которых стороны лежат либо в вертикальной плоскости, либо в горизонтальной. Эти стороны были ограничены параллельными горизонтальными и вертикальными линиями. Если поверхность не лежит в горизонтальной или в вертикальной плоскости, то её границы, если они параллельны, тоже будут сходиться. Просто точка схода уже будет находиться не на нашей линии горизонта, а выше или ниже.
  3. Мы никак не учитывали вертикальную перспективу. Она может возникнуть, например, если мы рисуем вид из глаз Спайдермена на пролетающие под ним крыши небоскребов. В большинстве картин по факту вертикальная перспектива не используется, там нет таких эффектных ракурсов.
  4. Для всяких изогнутых объектов а-ля завитушки античной лепнины можно понять перспективные сокращения, вписав их в прямоугольник.
  5. Как уже сказано, реальная перспектива отличается от нашей модели (например, длинные вертикальные параллельные линии мы видим скорее как две дугообразные линии, но не замечаем этого). Но модели линейной перспективы хватает на большинство жизненных ситуаций в рисовании, и чаще всего люди даже и не задумываются, что она отличается от того, как они реально видят мир..

Предлагаю краткий обзор по одной из центральных тем в изобразительном искусстве с давних времён.

Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором ) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний, формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

Другими словами, перспектива ‑ это:

1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

2. Способ изображения объёмных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве.

В зависимости от назначения создаваемого изображения и авторского видения объекта выделяют несколько основных видов перспективы.

Прямая линейная перспектива

Она рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана).

Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.

С учётом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений.

Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картин (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома).

И.И. Шишкин. Кама близ Елабуги

Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета.

Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А.А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения, в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

В фотографии для получения линейной перспективы на снимке используют объективы с фокусным расстоянием приблизительно равным диагонали кадра. Для усиления эффекта линейной перспективы используют широкоугольные объективы, которые делают передний план более выпуклым, а для смягчения — длиннофокусные, которые уравнивают разницу размеров дальних и близких предметов.


Обратная линейная перспектива

Это вид перспективы, применявшийся, к примеру, в византийской и древнерусской живописи, когда предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя. Созданное изображение при этом имеет несколько горизонтов, точек зрения и другие особенности.

При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от глаз, словно центр схождения линий находится не на горизонте, а внутри самого наблюдателя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишённой материальной конкретности форме.

Обратная перспектива имеет строгое описание, математически она равноценна прямой перспективе. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

Андрей Рублёв. Троица

Панорамная перспектива

Это изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу», то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя.

При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами.

Общеизвестными являются панорамы «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Сталинградская битва».

Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой . В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов, а также при создании цилиндрических и шаровых фотопанорам.

Аксонометрия

Аксонометрия (от др.-греч. ἄξων «ось» + μετρέω «измеряю») — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Аксонометрия, как и обратная перспектива, долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования. Однако при передаче видимого облика находящихся близко небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.

Аксонометрия делится на три вида:

1. Изометрия (измерение по всем трём координатным осям одинаковое);

2. Диметрия (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое);

3. Триметрия (измерение по всем трём осям различное).

В каждом из этих видов проецирование может быть прямоугольным и косоугольным. Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.


Сферическая перспектива

Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки , которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.

При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схождения в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня

Воздушная (тональная) перспектива

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются ещё у Леонардо да Винчи.

«Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии. Не ограничивай вещи, отдалённые от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы».

Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нём видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и особенно во время тумана, на рассвете над водоёмом, горами, в пустыне или степи во время ветреной и пыльной погоды.

*(Если кто-то знает, друзья, - подскажите, пожалуйста, автора и название картины)*

Перцептивная перспектива

Академик Б.В. Раушенбах изучал, как человек воспринимает глубину наблюдаемого объекта в связи с бинокулярностью зрения, подвижностью точки наблюдения и постоянством формы предмета в подсознании. Он пришёл к выводу, что ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний — в аксонометрической перспективе, дальний план — в прямой линейной перспективе.


Д. Каналетто. Вид на Большой Канал (Венеция)

Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы, называется перцептивной.

Источники:
ru.wikipedia.org
scilib.narod.ru
myshared.ru
Яндекс.Картинки


Всем - хорошего дня и красивых впечатлений!

Прежде чем начать изучать, что же это все-таки такое – линейная перспектива – нужно вспомнить такое понятие как глазомер. Но, если вдруг вы не можете найти расшифровку этого термина у себя в голове, и в мысли настойчиво лезут образы всяких железяк из области хирургии – не страшно.

Вы всегда можете это исправить, то есть прочитать, что за страшный инструмент-то такой – этот .

Возвращаясь к понятию о перспективах, его (глазомер) можно представить как наблюдательную перспективу. Но чтобы обладать феноменально точной наблюдательной перспективой, нужно слегка ознакомиться (ну ладно, не совсем слегка) с законами линейной перспективы, которая является кусочком той самой геометрии, которую многие совершенно не любят еще со времен школы – по себе знаю.

Все, что видят наши глаза, на самом деле предстает перед ними в искаженной форме (да-да, это так) , ведь иначе им было бы сложно увидеть и заметить все, согласитесь. Но это еще не значит, что вещи, пейзажи, люди и все остальное (котики, собачки, мышки и даже муравьи) , на самом деле терпят изменения – они не меняются. Но мы видим перемены. Эти перемены отображаются и на рисунках.

Знаете, с чем это связано? Ни за что не поверите – все с той же перспективой, а вернее перспективным соотношением форм. Ну вот, к примеру, мы ни за что не сможем перенести на бумагу, скажем, закатный горизонт посреди цветущего поля во всем его объеме и размерах. Зато мы можем уменьшить его, и за счет искажения все же изобразить.

То есть, по сути, линейная перспектива – это способ создать пространство на плоскости листа . Но мало просто знать законы и принципы этой перспективы. Это как раз тот самый случай, когда нужно понимать и уметь этим пользоваться.

Здесь не прокатит, как в математике: я запишу, вызубрю и буду классным художником. Нет, здесь можно и не вызубривать, главное, понимать применение.

Ваш глазомер без понимания этих законов и принципов будет как… ну, скажем, часы без стрелок . Они ведь идут, верно? Но времени мы не знаем. Так и здесь: вы сможете рисовать, но рисунки все равно будут… неестественными. Слепое копирование – вот то, как это можно назвать. А вы ведь хотите рисовать по-настоящему?

Давайте потихоньку разбираться с понятием линейной перспективы – знаю, вам уже очень не терпится это сделать. Для начала предлагаю увидеть ее в действии. Для этого вам нужно немного отвлечься от экрана и посмотреть в разных направлениях – просто посмотреть, не вставая с насиженного удобного стула – на стену слева, на замечательную люстру сверху, на классический шкафчик в конце комнаты, на входную дверь…

Можете также глянуть в окно — там без сомнения вы тоже увидите много чего, начиная от деревьев и заканчивая домами. Так вот, все это поддается кажущимся (эдаким «псевдо») изменениям, в виде уменьшения и сокращения.

Например, мы же знаем, что вон то дерево или тот дом ни в коем случае не поместится у нас в руке, но, тем не менее, мы свободно можем одной ладонью спрятать его от глаз. Это уменьшение видимого настолько привычно для нас, что в повседневной жизни мы даже и не замечаем его. Я веду это к тому, что нашим основным и важнейшим заданием является научиться переносить то, что мы видим, на бумагу , причем в соответствии с нашим видением и восприятием – переносить это убедительно.

Ну вот, мы и подобрались к практической части освоения линейной перспективы . Приготовьте (или ручку, или фломастер, или мелок, или маркер – да все, что может по праву считаться пишущим) , бумагу любого формата (вроде листочка из старой тетради по алгебре, истории или что там еще найдется – желательно, конечно взять альбомный листик) , не забываем также и про ластик (ну или же промокашку) .

Если вы из талантливых, но не хотите особо тратиться – используйте кусочек кирпичика и любую бетонную поверхность (а что, тоже вариант…)

Приготовили? Отлично, теперь сочувствующие окиньте взглядом несчастный листик и приступайте к работе.

Перспектива квадрата

Для начала, почувствуйте себя великими художниками – то есть, вспомните Малевича и его самое известное творение. Иными словами, (не обязательно черный) . Как бы это не звучало скучно, но по законам матушки-геометрии квадрат имеет прямые углы и одинаковые стороны, так что… тянемся за пеналом любимой сестрички/братика или же за своим собственным и выуживаем на свет Божий линейку – она вам пригодится (во всяком случае, для начала) .

Квадрат готов, можно даже несколько секунд полюбоваться его идеальностью. Полюбовались?А теперь продолжим.

Сейчас нам нужно дорисовать так называемую линию горизонта . В геометрии (коей мы сейчас и занимаемся) эта линия обычно задается, поэтому рисуем ее на произвольном расстоянии от нашего гениального квадрата. Но вообще принято считать, что линия горизонта находится на уровне ваших глаз.

Определить ее можно с помощью стакана воды: берете стакан, наливаете до половины воду и водите им перед глазами – то место, где ваш взгляд и линия уровня воды в стакане встретятся напрямую, и будет считаться линией горизонта.

Дальше у нас по плану новый монстр – это точка схода . Такой точкой называется место на линии горизонта, где сталкиваются все параллельные грани рисуемого предмета (в нашем случае квадрата) . Чтобы было проще, впихнем нашу точку схода прямо перед нашим квадратом – выходит, что мы словно смотрим напрямую в «лицо» квадрата.

Чтобы определить уровень точки схода на линии горизонта, нам нужно перечеркнуть квадрат – но аккуратно так перечеркнуть, диагоналями из угла в угол. На месте, где пересекутся эти самые диагонали, проводим не менее аккуратный перпендикуляр к самой линии горизонта. И кто это тут у нас? А это у нас точка схода. Мы нашли ее.

Теперь займемся превращением простого квадрата в совершенно простой куб (рисунок справа). Для этого нам нужно найти заднюю грань куба – такой небольшой отрезок, который мы назовем… пусть будет А-Б. В геометрии его обычно высчитывают, но мы же с вами не математики, верно? Потому сейчас мы определим его, положившись на ощущение, а в дальнейшем – глазомер вам в помощь.

Теперь уж совсем просто дорисовать оставшиеся задние грани и – браво! – у нас вышел замечательный куб (рисунок слева), выстроенный по законам той самой непонятной штуки, именуемой как линейная перспектива. И даже без применения глазомера.

Но так легко и просто можно нарисовать перспективу только там, где мы смотрим в лоб, то есть, если рисуемый предмет находится прямо напротив нас. Если же мы сдвинемся в сторону или того круче, отойдем в левую сторону (или вправо) от изображаемого предмета, то картинка совершенно изменится, а самое главное изменится точка схода. Более того, их станет две, ведь нам нужно будет учитывать еще и обе стороны куба – как правую, так и левую.

Давайте попробуем отодвинуться от нашего воображаемого куба чуток влево и постепенно нарисовать то, что выйдет.

Изображаем уже известный нам скучный квадрат средних размеров (с маленьким будет ну очень не удобно, равно как и с большим) , затем линию горизонта и приступаем к определению уже двух точек схода О 1 и О 2 – ведь на куб, который выйдет, мы смотрим со стороны.

Точки находятся на неравноправном расстоянии от квадрата и одна из них будет ближе, а другая, соответственно, дальше.

Согласно законам линейной перспективы, это расстояние задается размерами изображаемого предмета, определяется ими. Но наш будущий куб существует только у нас в голове, а, значит, и определять мы его будем по ощущению – на свой вкус, так сказать.

Дальше мы повторяем то же, что и в предыдущем рисунке, только теперь линий будет больше, ведь соединять уголочки придется аж с двумя точками схода. После того, как вы все же справитесь с этим заданием, отрезок Б-С (то есть одна из задних граней будущего куба) выплывет сам по себе, без трудных поисков и раздумий.

Оставшиеся линии достраиваем так, как и в предыдущем случае.

В построении этого куба нам очень помогли перспективные построения (ну все эти линии горизонта, точки схода и прочие отрезочки) . Но не забывайте, это ведь часть математики, а мы ведь творим, верно? И именно поэтому перспективным построениям нет места в рисовании – в конце-концов, это же творческий процесс, создание пространства на листике бумаги, а не какое-то там сухое черчение.

Когда мы делаем рисунок с натуры, важнейшей для нас является наблюдательная перспектива, а линейная – это уже как опора, должна действовать в случае необходимости. Это как две части одного целого. В нижней схеме-иллюстрации вы можете на глаз убедиться в том, как все же взаимодействуют эти две перспективы и как будет правильней и легче всего передать убедительный образ рисуемого предмета.

Если внимательно рассмотреть рисунки, поданные выше, то можно заметить, как именно взаимодействует глазомер и линейная перспектива . Сначала, с помощью наблюдательной перспективы (то есть глазомера) определяем основные размеры и величины (то есть углы, расстояния между гранями, повороты, соотношения сторон и, самое главное, положение рисунка на листе) . А уже линейная как бы подтверждает эти определения и при необходимости корректирует их.

Во время рисования всякие точки схода и линии горизонта можно слегка наметить – но только для того, чтобы нашему глазомеру было легче. Подумайте сами: эти линии на фоне завершенного дорисованного предмета будут делать его вовсе не красивым, а совсем даже наоборот – дилетантским и грубым.

Со временем и достаточным упорством в тренировках, думаю, не сложно будет переместить понятие перспективы в воображение и уже оттуда ею управлять.

Для того, чтобы это не было проблемой, как уже было сказано ранее, нужно упорство в тренировке вашего глазомера. К примеру, вы можете попробовать нарисовать еще несколько перспектив , меняя взгляд на него, то есть угол, с которого вы будете его рисовать – слева-сверху, справа-снизу и так далее. Это даст вам возможность увидеть перемены в предмете на картинке.

Цилиндр в перспективе

Если вы все еще здесь, а не бросились оттачивать свой глазомер, тогда давайте посмотрим, как же будет вести себе еще цилиндр, нарисованный в перспективе (см. рисунок слева) .

А сейчас большая пребольшая тайна: . Из этого следует, что форма окружностей нашего цилиндра целиком и полностью зависит от формы этого самого прямоугольника, в который он вписывается. То есть, окружность нашего цилиндра нужно будет выстраивать, базируясь на основаниях и верхушках прямоугольника. Но, опять-таки, вернемся к схеме-рисунку: красным цветом выделена кривая, что лежит в основе построения и определяется снова таки нашим глазомером .

Если у вас еще не пропало желание оттачивать рисование в перспективе, тогда респект вам и уважение. Предлагаю, наконец-то, приступить к тренировке и порисовать объемные формы – любые, на ваше усмотрение. И не забывайте, стоит только изменить линию горизонта, как вместе с тем меняется и весь рисунок – начиная от граней и заканчивая уголками.

Ваше понимание линейной перспективы должно достичь такого уровня, чтобы вы уже и не задумывались, применяя ее во время рисования предмета у себя в голове (как уже было сказано, не стоит лепить все эти перспективные построения на ваш несчастный объект изображения)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх