Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква, Щ. Логопедическое занятие "звук и буква "щщ""

Елена Мясникова
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ»

Конспект подгруппового логопедического занятия , проведенного в подготовительной к школе группе для детей с ОНР учителем-логопедом Мясниковой Е . Н.

Тема занятия : Путешествие в страну АБВГдейка . Звук [щ] , буква Щ .

Тип занятия : по овладению новыми знаниями.

Цель : сформировать знание о звуке [щ] , букве Щ .

Задачи :

коррекционно-образовательные :

познакомить с акустико-артикуляционной характеристикой звука [щ] с опорой на различные виды контроля;

закреплять умение выделять звук [щ] в слогах , словах;

познакомить с графическим обозначением звука [щ] ;

закрепление понятий : “согласный звук” , “слог”, “слово”;

коррекционно-развивающие :

автоматизировать произношение звука [щ] изолированно , в слогах, словах и предложениях;

развивать фонематический слух и восприятие;

профилактика дисграфии и дислексии;

совершенствовать навыки звуко- буквенного анализа ;

улучшение мелкой и общей моторики и координации движений;

развитие основных психических процессов : внимание, память, мышление.

коррекционно-воспитательные :

воспитывать интерес к занятиям , любознательность;

продолжать формировать волевые черты характера (усидчивость и дисциплинированность) ;

стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества;

воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование :

Фланелеграф, полоски бархатной бумаги (сост. букву Щ ) ; мяч; счетные палочки для выкладывания буквы (по 4 шт., косточки хурмы.

Карточки формата А5 с буквами Щ , Ш, Ц.

Зеленый квадрат (без колокольчика) .

Индивидуальные зеркала по количеству детей.

Карточка формата А4 с цветным изображением Гнома Знайки (см. приложение 1) .

Сюжетная картина формата А4 иллюстрация правила о звуках и буквах (см. приложение 2) .

Предметные цветные картинки формата А5 с изображение предметов, внешне похожих на букву Щ : стилизованные щетка, щенок, щавель (см. приложение 3) .

Карточка формата А4 с отображением порядка написания буквы Щ (см. приложение 4) .

«Перфокарта» формата А3 с изображениями предметов, в названии которых есть звук [щ] , и других предметов (см. приложение 5) .

Карточка формата А4 с различными вариантами написания буквы Щ (правильное, перевернутое написание) и похожих на нее букв (см. приложение 6) .

Сюжетная цветная картинка формата А4 с изображением различных предметов, в названии которых есть звук [щ] (см. приложение 7) .

Лингвистический материал :

Слоги : ещ, щё, щи, ащ, ще.

Слова : щука, щенок, щи, щетка, щит, щепки, щупальца, щегол, клещи, ящерица, ящик, овощи, плащ, лещ, роща, щавель, удилище, щепка, щель, щека, щелка.

Место проведения : логопедический кабинет .

Организационная форма проведения : традиционная.

Логика образовательной деятельности.

1. Приветствие (тренинг общения) .

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на занятии .

Давайте вспомним красивые слова приветствия и поприветствуем друг друга.

"Здравствуйте" – ты скажешь человеку.

"Здравствуй!" – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

– Сегодня нас ждет много интересных приключений. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

А теперь посмотрите на меня.

2. Дидактическая игра «Зеленая дверь в волшебную страну » .

Звучит отрывок из песни В. Шаинского и Э. Успенского «АБВГДейка »

Сегодня к нам в гости опять пришел Гном Знайка, а мы знаем, что гном к нам один не приходит, а приходит со своими друзьями – звуками и буквами .

(выставляется картина с изображением Гнома Знайки – см. приложение 1) .

Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами - волшебная зеленая дверь в страну АБВГДейку . Сегодня Знайка опять приглашает нас в гости в эту удивительную страну , там мы встретимся с новой буквой , познакомимся с ней поближе, прочитаем веселые стихи, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры-забавы. Но чтобы попасть в эту страну надо правильно ответить на мой вопрос и перешагнуть через вот эту зеленую черту

Это кто стоит, грустит? У кого там кислый вид?

Эй, ребята, не зевай, на вопрос мой отвечай :

Какая хищная рыба водится в реке? (щука)

Как называется детеныш собаки? (щенок)

Как называется суп с капустой? (щи)

Чем чистят одежду и обувь? (щеткой)

Чем защищались воины в старину? (щитом)

Что отлетает, когда рубят дрова? (щепки)

Чем захватывает добычу осьминог? (щупальцами)

Как называется певчая птичка с пестрыми перьями? (щегол)

3. Дидактическая игра «Здравствуй, звук .

– Молодцы. Кто скажет, какой первый звук во всех названных вами словах?

– Правильно. Сегодня мы с вами будем учить новый звук [щ] . Посмотрите все на меня. Возьмите зеркала, произнесите звук [щ] . (дети берут индивидуальные зеркала) .

В каком положении находятся губы во время произнесения звука [щ] ?

– Губы «окошком» .

– Какую форму принимает язык?

– Язык в форме чашечки.

– А при произнесении каких еще звуков язык принимает форму чашечки?

– Все эти звуки – шипящие , звук [щ] тоже шипящий .

4. Дидактическая игра «Что за звук ? Расскажи» .

Звук [щ] согласный или гласный?

– Согласный.

– Как определить?

– Воздух встречает преграду. Его нельзя пропеть.

Звук [щ] звонкий иди глухой?

– Глухой.

– Как проверить?

Звук [щ] твердый или мягкий?

– Мягкий.

– Ребята, запомните, что звук [щ] всегда мягкий , у него нет твердого братца. Как мы будем обозначать звук [щ] ?

– Зеленым квадратом без колокольчика.

– Кто даст характеристику звука [щ] ?

Звук [щ] согласный , глухой, мягкий.

5. Дидактическая игра «Веселая щетка» .

– А сейчас я буду произносить двустишие, а вы повторяйте за мной последний слог.

Щ – метем мы мусор щеткой,

Произносим звуки четко :

Вычистим любую вещь,

Пропоют нам щетки – ЕЩ.

Ещ-ещ-ещ-ещ.

Что почистить вам еще?

Спросят щетки маму – ЩЁ.

Щё- щё-щё-щё.

Вещь для чистки поищи.

Повторяют щетки – ЩИ.

Щи- щи-щи-щи.

Станет чистым мамин плащ.

Щетки звонко чистят – АЩ.

Ащ- ащ-ащ-ащ.

Ни соринки на плаще.

Щетки так довольны – ЩЕ.

Ще- ще-ще-ще.

6. Дидактическая игра «Давайте познакомимся» .

Звук мы слышим и произносим, а чтобы «увидеть» звук , что нужно сделать?

– Записать его, написать букву .

– Правильно. Давайте повторим, как связаны между собой звуки и буквы . (выставляется сюжетная картина – см. приложение 2) . Звуки мы слышим и произносим. буквы мы видим , читаем и пишем, а также можем нарисовать их.

Звук [щ] обозначается буквой Щ . Эта буква обозначает только один мягкий звук .

– Это буква Щ . На что она похожа?

– Дети предлагают варианты.

Логопед демонстрирует картинки и читает текст.

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же! (Е. Тарлапан) .

Щ – играющий щенок.

Кверху лапками он лег. (Г. Виеру) .

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам. (В. Степанов) .

Щ, по просьбе овощей,

Рвет щавель для кислых щей. (Н. Толоконников) .

(с опорой на соответствующую картинку, см. приложение 3) .

– На какие буквы похожа буква Щ ?

(Логопед уточняет , чем отличается буква Щ от названных букв ).

– Верно. А из каких частей состоит буква Щ ?

– Три длинных вертикальных палочки, одна длинная горизонтальная, одна короткая вертикальная.

– Порядок написания буквы Щ такой : (демонстрация по картинке ) . (см. приложение 4) .

– Сейчас указательным пальцем пишем букву в воздухе вместе ; теперь в воздухе сами; теперь на столе; на спине у соседа.

– Теперь давайте выложим букву на фланелеграфе . Кто пойдет выкладывать букву ? А все остальные выкладывают букву Щ у себя на столах из палочек и косточки.

Давайте поселим эту букву в наш дом букв .

7. Динамическая пауза.

– А сейчас я предлагаю вам поиграть с мячом. Я буду бросать вам мяч и произносить слово, а вы замените в этом слове первый звук на звук [щ] и произнесите получившееся слово.

Кепка… (щепка,

кит… (щит,

мель … (щель,

тетка … (щетка,

река … (щека,

венок … (щенок,

полка … (щелка) .

– Молодцы. Продолжаем занятие .

8. Дидактическая игра «Где спрятался звук .

– Внимательно посмотрите доску (вешается перфокарта см. приложение 5) . В названии каких предметов есть звук [щ] ? Я отмечу эти предметы. Скажите, где находится звук [щ] в названии картинок верхнего ряда?

– В конце слова.

– Где находится звук [щ] в названии картинок среднего ряда?

– В середине слова.

– Где находится звук [щ] в названии картинок нижнего ряда?

–В начале слова.

– Переворачиваем лист. Соединяем точки, повторяя порядок написания буквы Щ . Молодцы, вы нашли все предметы со звуком [щ] и получилась буква Щ .

9. Дидактическая игра «Найди букву Щ » .

– Возьмите со стола листок. Переверните его. Ваша задача – обвести ТОЛЬКО правильно написанные буквы Щ . (Посмотрите еще раз, как правильно пишется буква Щ ) . (см. приложение 6) .

10. Дидактическая игра «Найди и назови» .

– Посмотрите внимательно на картину. Кто назовет предметы, изображенные на этой картине, в названии которых есть звук [щ] ? (см. приложение 7) .

– Овощи, ящик, лещ, щука, плащ, роща, щенок, щавель, ящерица, щегол, щенок, щепки, удилище.

– А теперь придумайте предложение с этими словами.

(Дети придумывают предложения) . Таня держит ящик с овощами. И т. д.

11. Итог. Рефлексия.

На этом наше путешествие с Гномом Знайкой подходит к концу. Оно было интересным и познавательным. До свиданья, АБВГДейка ! До следующего свидания! Но чтобы выйти через волшебную дверь каждому из вас придется вспомнить и назвать слово со звуком [щ] , чтобы дверь открылась. (Дети, подходя к двери, называют слово и проходят обратно в волшебную дверь. Звучит музыка В. Шаинского и Э. Успенского «АБВГДейка » )

– Вот мы и вернулись в нан детский сад. О каком звуке мы с вами сегодня говорили?

– О звуке [щ] .

– Какой буквой он обозначается ?

Буквой Щ .

– Какой игры Гнома Знайки вам понравились больше всего?

– …. (ответы детей)

Занятие окончено .

Самоанализ.

Было проведено фонетическое занятие с элементами грамоты .

Поставленная цель соответствует заявленной теме. Ход проведения занятия соответствует намеченному плану. Все структурные части занятия были проведены .

Занятие построено по основному принципу коррекционного обучение : от простого – к сложному. Содержание занятия соответствует уровню знаний, умений и навыков, а также опыту детей данной группы. Материал подобран с учетом логической последовательности и его усложнения.

По ходу занятия проводилась своевременная смена видов деятельности.

Контакт с группой был установлен. Речь логопеда была доступной , интонированной, выразительной, но следует отметить некоторую замедленность речи, несколько заниженный темп. Присутствовал контроль за речью детей, но следует обратить внимание на равномерность распределения внимания на всех детей группы.

Дети были включены в процесс, заинтересованы, активно работали на занятии .

Поставленные цели были достигнуты. Логопед удовлетворен проведенным занятием .

Литература :

1. Куликовская Т. А. логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации зв2уков у детей : пособие для логопедов и родителей . – М.: Издательство «ГНОМ и Д» , 2008 г. – 128 с.

2. Светлова И. Е. Домашний логопед . – М., ООО «Издательство «Эксмо» , 2004 г. – 250 с.

3. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника . Трудные звуки . Грамматика в картинках . Звуки Ш-Ж . для детей 4-6 лет. – Спб.: «Издательский Дом «Нева» , 2003 г. – 64 с.

Урок обучения грамомоте. Чтение.

Тема: «Звук [щ`], буква Щ щ».

Цель: познакомить с новым звуком [щ`] и буквой Щ щ, с правилами написания слогов с буквой щ.

Задачи:

Продолжить формирование навыков чтения и развивать фонематический слух, обогащать словарный запас;

Развивать мышление, память;

Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Формирование УУД.

Познавательные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Регулятивные: выделять группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач, производить самооценку своих действий.

Коммуникативные: работать в паре.

Оборудование : презентация, карточки звуковых схем, цветные карандаши, карточки с текстом, светофоры, смайлики.

Ход урока

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Введение в учебную деятельность.

Учитель: -ребята, для чего надо знать буквы?

Сколько гласных изучили?

Сколько согласных?

Что вы знаете о гласных? (есть гласные, обозначающие 1 звук, есть гласные, обозначающие 2 звука. Гласные, обозначающие твердость (мягкость согласного)

Что знаете о согласных? (согласные бывают звонкие или глухие, могут быть твердыми или мягкими. Есть согласные всегда твердые(мягкие))

3.Формулирование учениками темы и целей урока.

Слайд №2

Назовите предметы, изображенные на картинках.(щука, щетка, щавель, щенок)

Что общего вы заметили?(все начинаются со звука [щ`])

Сформулируйте тему нашего урока. (Тема: «Звук [щ`] и буква, которая обозначает этот звук»).

Сформулируйте цели урока. (Познакомиться со звуком [щ`] и буквой, которая его обозначает. Учиться отличать звук [щ`] от других звуков.

4. Знакомство со звуком [щ`] .

1)Выделение нового звука из слов. Игра «Найди слово с новым звуком и укажи, в каком слоге он находится». (диск плащ, щука, щенок, чаща )

2) Игра «Придумай слово с звуком [щ`] ( клещ, щипцы, щупальца, роща, трещат и т.д.)

3)Дайте характеристику звуку. (он согласный, так как при его произношении есть у воздуха преграды; он глухой; мягкий и нет твёрдой пары).

5. Знакомство с буквами Щ,щ.

1) Анализ печатных и письменных букв.

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

А на что еще похожа эта буква? (ответы детей )

Сравните письменные и печатные буквы. Что общего в них, а чем они различаются?

2) чтение слияний и слогов.

(диск по обучению грамоте «Школа России )

3 )найди букву. Индивидуальная работа. (дети зачёркивают в тексте буквы Щ,щ) Слайд №3

Карточка ( Щука щи всю ночь варила,
И щавель в них положила,
Наварила вкусных щей -
Начала сзывать гостей.

В речке плещутся щурята –
Это щучкины ребята.
Ярче, чище серебра
Блещет щучек чешуя
.)

Взаимопроверка. (образец на слайде №4 )

Самооценка смайликом в 1 окошке светофора.

Оцените свои достижения: если вы всё сделали верно, то выберите первый смайлик, если были ошибки, то второй смайлик, ну а если не удалось пока справиться с заданием, то третий смайлик. Слайд №5

4)составление схемы слова.

- Отгадайте загадку. Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом - такая злюка!
Конечно, это…(
. Щука.) -Что вы знаете об этой рыбе? (. Живет в реках, питается маленькими рыбками…)

- Ещё одна загадка.

Щи люблю я из капусты. Но и с Ним бывает вкусно! Витаминов - прямо клад! Я бываю очень рад, Скушать кисленький листок. Я б, конечно, больше смог! Но... поем со щами Витаминный... . (Щавель)

Составьте звуковую схему к слову «щука» и «щавель».

Эту работу будем выполнять в парах. Напомните правила работы в парах. Слайд №6..

Ученики составляют схему. После самостоятельного составления идет проверка и комментарии.

Каким цветом вы закрасили звук [щ`] (зеленым, так как он мягкий)

Сверьте свою работу с образцом (Слайд №7 )

самооценка смайликом в 2 окошке светофора.

Если вы всё сделали верно, то выберите первый смайлик, если были ошибки, то второй смайлик, ну а если не удалось пока справиться с заданием, то третий смайлик.

ФИЗМИНУТКА

6. Чтение слов и предложений с буквами Щ,щ.

1) учебник с.63. чтение по «цепочке», чтение по строчкам.

2)развитие речевого аппарата.

Учебник с. 62

Рассмотрите иллюстрацию на с.62 «Азбуки и составьте по ней рассказ.

Как зовут главного героя? (Емеля )

Что вы о нем знаете?(Он лентяй)

- Почему щука стала помогать Емеле? (Он отпустил её)

- О Чем мечтал Емеля, лежа на печи?

- Какие его мечты сбылись ? (Ведра с водой заменил водопровод. Сани с дровами заменили трактора и машины, которые доставляют, дрова. Вместо печи, на которой ехал Емеля к царевне теперь по дорогам ездят автомобили и мотоциклы. Даже дрова уже можно колоть специальным дровоколом, а не топором.)

Прочитай скороговорки на с. 62 медленно, а затем быстро. Попробуйте их быстро произнести.

7. правописание ча,ща и чу, щу.

1) чтение текста в паре по строчке.

Текст у каждого ученика.

Сочетанья Чу и Щу

Пишем только с буквой У!

Чушка, щучка,укачу,

И лечу, кричу, свищу.

Ча и Ща, Ча и Ща-

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча-

С буквой А и Ча, и Ща! Слайд №8

Обсудите в паре ваше чтение и оцените его смайликом в 3 окошке светофора

Что вы узнали из этого текста? (ча,ща пиши с а, а чу, щу пиши с у)

Почему после буквы Щ не пишется я и ю?(она не нуждается в показателе мягкости, так как обозначает всегда мягкий звук)

-Прочитайте правило на с. 63 «Азбуки»

(вывешивается таблица с правилом) Слайд №9

8.Итог урока. Слайд №10

1. рефлексия. Дополните предложения:

Я узнал……

Я научился…..

Мне было легко….

Мне было трудно…

Я обязательно……..

2. Д\З

расскажите родным о своих достижениях, чему научились на уроке и что нового узнали.

3. -Спасибо за урок, вы хорошо поработали. А сейчас я предлагаю вам оценить весь урок нужным смайликом на доске.

Конспект урока обучения грамоте

в 1классе.

Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна

Тема урока: Звук [щ"]. Буквы Щ, щ.

Цели урока:

1.Познакомить с согласным звуком [щ"], буквами Щ, щ. 2.Сформировать представление о звуке [щ"] как о мягком непарном согласном.

3.Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать навык звукового анализа слова.

4.Воспитывать интерес к чтению.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Снег порхает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок.

Начинаем наш урок.

Как тихо падает снег, также тихо сядьте и вы.

2. Повторение пройденного материала.

Посмотрите сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.

Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу, какие на синюю, а какие на зелёную.

У доски 3 ученика.

Какие снежинки опустились на домик с красной крышей?(Буквы а, у, ю, я обозначают гласные звуки).

Какие снежинки особенные? Почему? (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).

Какие снежинки упадут на домик с синей крышей? (ж, ш, всегда обозначают твёрдые согласные звуки).

Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда твёрдые согласные звуки).

Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку, где познакомимся с новым звуком и новой буквой. Какой? Вы скоро узнаете. А чтобы рыбалка была удачной вы должны

помогать друг другу, быть внимательными, помнить правила рыбной ловли - не шуметь.

4. Введение в тему.

Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что надо взять с собой.(Удочку, червячков, ведёрко и т.д.)

Давайте сделаем прорубь, закинем удочку и попробуем поймать первую рыбку. Послушайте отрывок из сказки.Узнаете, что за рыба попалась на крючок.

Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул волы в вёдра и поставил их, а сам глялит в прорубь. И увилел Емеля в проруби щуку.

Изловчился и ухватил щуку в руку.

- Вот уха булет сладка!

Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:

- Емеля, отпусти меня в волу, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

- Лално, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?

Какую рыьку мы поймали? (Щуку).

Как называется сказка?(«По щучьему веленью»).

Кто продолжит сказку, чего захотел Емеля? (Чтобы вёдра пошли сами, не расплескав воды).

Сбылось ли его желание в сказке? (Сбылось)

Как сбылась мечта народа о том, чтобы вода сама поступала в дом? (Вёдра с водой заменил водопровод. Открываешь кран, а из него течёт вода.)

Надо ли беречь воду, которая течёт из крана? (Да).

5. Работа над новым материалом.

1) Вычленение звука [щ"].

Какую рыбу мы поймали? (Щуку.)

Произнесите первый звук.

Дайте характеристику звуку [щ"]. (Согласный, глухой).

На что похож этот звук? (На шипение)

Звук [щ"] шипящий.

Как произносится звук [щ"]?(Мягко.)

Кто знает слова, где этот звук произносится твёрдо? (Таких слов нет).

Давайте сделаем вывод о новом звуке.

Вывод: значит звук [щ"] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

2) Фонетическая зарядка.

А сейчас потренируем своё умение слышать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ"], поднимите руки вверх и назовите где находится этот звук: в начале, в середине или в конце.

Ящик, ключик, плащ, мяч, щука, туча, лещ.

Звуки [ч"] и [щ"]очень близки по звучанию и нередко их путают в словах. Потренируемся произносить их в скороговорке:

Щука проглотила щётку.

Щётка ей щекочет глотку.

Не путайте звуки [ч"] и [щ"].

3) Игра на внимание «Что лишнее».(Зрительная зарядка).

Давайте посмотрим, какие вы внимательные, ведь рыболовам просто необходимы терпение и внимание.

Что изображено на рисунках?(Овощи, щенок, сыщик, печь.)

Какой рисунок лишний? (Печь.)

Почему? (В слове печь нет звука [щ"].)

Составьте предложение с предметом, который вам больше нравился.

4) Звуко - буквенный анализ слова щука.

Смотрите, на удочку попалась ещё одна щука.

Составим схему слова щука.

Один ученик составляет схему у доски, остальные на парте.Проверка.

Дайте характеристику каждому звуку.

[щ]- согласный, глухой, мягкий.

[у]- гласный, ударный.

[к]- согласный, глухой, твёрдый.

[а]- гласный, безударный.

Сколько в слове слогов? (Два.)

5) Знакомство с буквой Щ.

Звук [щ"] обозначается буквой Щ.

На что похожа буква Щ? (Щётка, забор, гребешок)

6) Работа по букварю.

Найдите в букваре слово щука.

Прочитаем первый столбик.

Что такое чаща? (Густой лес)

Прочитаем второй столбик. Чем различается написание этих слов? (т заменили на л).

Прочитаем третий столбик. Чем различаются эти слова? (Различаются первой буквой).

В словах начинающихся с буквосочетаний сч произносится звук [щ"]. Прочитайте слова правильно.

Кажется на крючок попалась ещё одна рыба.

Найдите её название по схеме, данной в учебнике.

Какую рыбу мы поймали? (Леща).

Скоолько в этом слове звуков, букв?(Четыре).

Дайте характеристику первому звуку.(Согласный, глухой, мягкий).

Прочитайте слова с сочетаниями ЩА, ЩУ, ЧА.

Послушайте сказку.

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неполалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили лружно. И вот однажлы решили буквы поиграть в прятки. Выпало волить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат -нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ю иЯ. Искали, икали, с ног сбились, -до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домико и видят, что Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ - ЩУ, ЧА - ЩА.

Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы ЮиЯ? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)

Прочитайте правило в учебнике.

Запомните это правило.

ФИЗМИНУТКА.

6.Формирование навыков чтения.

Давайте насадим червячка на крючок, закинем удочку.

Что мы видим? На крючок попалась" Щучья считалочка".

Чтение считалочки про себя и вслух.

Какой вы увидели щуку?(Хищная, зубастая, злая).

А лещ какой? (Проворен и умён)

7.Работа в парах.

- Ребята, а где вам могут пригодиться считалочки?(В игре).

Вспомните считалочки и поиграйте в паре.

8. Итог урока.

Наш урок-рыбалка закончился.. Подведём итог.

Сколько поймали рыбы?(Три щуки и леща)

Что вы сделаете с рыбой? (Сварим уху, пожарим)

А кто выпустит обратно в воду?

Как вы считаете, удачная была у нас рыбалка?

Какой звук узнали? ([щ]).

С какой буквой познакомились? (Щ).

Какое правило узнали на уроке?(ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У).

Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в красное ведёрко.

Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в синее ведёрко.

Конспект урока по чтению в 1 «б» классе

Тема урока: Мягкий глухой согласный звук [Щ’], буквы Щ, щ.

Цель: Закрепить знания о букве Щ и звуке [Щ’]

Задачи:

    Образовательная: Закрепить умение находить букву Щ в словах и вычленять звук [Щ’] из звучащей речи.

    Развивающая: Развивать фонематический слух, навыки чтения, внимание, мышление, речь.

    Воспитывающая: Воспитывать мотивацию к учению на основе разнообразных форм работы

Тип урока: Урок закрепление

Планируемые результаты:

    Личностные: Основа для развития творческого воображения, интереса к чтению, мотивации обращения к книге.

    Регулятивные: Осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

    Познавательные: Работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков. Ориентироваться в речевом потоке.

    Коммуникативные: Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников.

Оборудование: Учебник, интерактивная доска, презентация, наглядные пособия (карточки букв, звукобуквенные схемы), щука и чешуйки.

Ход урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент

1 минута

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

Садитесь! Меня зовут Наталья Андреевна, сегодня я проведу у вас урок чтения!

Приветствуют учителя.

Актуализация

Работа с лентой букв

8 минут

Отгадайте загадку.

Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит –

И одежда чище.

(Щётка для одежды)

Что это?

В слове Щётка, какая первая буква? А звук? Давайте составим схему к этому слову. (Сколько слогов, какой из них ударный, из каких частей состоит наша схема, характеристика каждого звука.)

Посмотрите внимательно на ленту букв. Где находится звук [Щ’]?

Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он?

Буква Щ, звук [Щ’]. два слога, первый ударный, схема состоит из трёх частей: слог слияния, замочек, слог слияния. Выполняет ученик у доски.

Согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

Физминутка

1 минута

Итак, мы с вами уже немного поработали, поэтому давайте отдохнём и сделаем несколько упражнений. В нашей физминутке будет слово, которое начинается на звук Щ, вам нужно не только выполнять упражнение, но и внимательно слушать.

Встали, приготовились, выполняем вслед за мной:

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

Какое слово на звук Щ встретилось вам в физминутке?

Смотрят на учителя и повторяют за ним движения.

Щенок.

Речевая разминка

Работа со схемой

1 минута

А сейчас мы с вами почитаем, но сначала сделаем несколько упражнений, чтобы читать нам было легче.

Разминка на дыхание. Скажите, какое время года у нас сейчас? Поставьте ручку перед собой, представьте, что у вас в руках снежинка, давайте её тихонечко сдуем ветерком, а теперь у нас на ладошках три снежинки, и мы сдуваем их быстро и резко.

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

На доске написаны слоги ащ-ощ-ещ- сначала читает учитель, потом повторяют дети, потом читают сами, под руководством учителя. Прочтите слова, которые вы видите на экране. (Щенок, щегол) к какому из слов подходит данная схема? (схема с выделением качества звука будет подходить к двум словам)

Выполняют дыхательную гимнастику.

Повторяют упражнение за учителем.

Читают слоги, написанные на доске.

Читают слова, определяют к какому из слов подходит данная схема.

Формирование навыков

Работа с учебником, загадками

Работа со схемой

Конструирование, работа с буквами

Работа с учебником, чтение стихотворений

Работа с предметными картинками

30 минут

Откройте стр. 64 в учебнике. Посмотрите, на ней представлены загадки про овощи, сейчас я их читаю, а вы внимательно следите глазками и попытаетесь отгадать, что же это за овощи.

Уродилась я на славу.

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.

Что это? Найдите в этой загадке строчки, в которых есть звук [Щ’]. Кто нашел эти строчки? А кто готов нам прочитать? А теперь давайте прочтем загадку полностью, от начала до конца.

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Что это? А здесь есть звук [Щ’]? Посмотрите внимательно на вторую строчку и скажите какой другой непарный звук по твёрдости и мягкости здесь есть? Давайте вспомним, звук Ш, он какой? Ещё раз, от начала до конца прочтем эту загадку.

Красная девица,

Сидит в темнице,

А коса на улице.

Что это? Здесь тоже нет звука [Щ’], а какой другой непарный звук здесь есть? В каких строчках встречается звук [Ц’]? Прочтем загадку целиком.

Капуста, лук, морковь – ОВОЩИ. Какие еще овощи вы знаете? Давайте составим схему к этому слову. Итак, сколько слогов в этом слове, на какой слог падает ударение, давайте охарактеризуем каждый звук.

Какой суп не бывает без капусты? А какой без свёклы? Вам даётся подсказка в учебнике (Щи, борщ.)

Итак, внимание, на доске мы видим буквы, давайте образуем из них слоги и хором их прочтем, (ЩО, ЩЕ, ЩУ, ЩИ, ЩА), а теперь наоборот (ОЩ, ЕЩ, УЩ, ИЩ, АЩ). (Добавляю еще два согласных звука [К] и [Н]). Из представленных на доске букв какие слова мы можем составить? (Щука, щека, щенок). А чтобы написать слово щука верно, какое правило мы должны с вами вспомнить?

В учебнике, на стр. 65, вверху стихотворение, я читаю, а вы внимательно следите за мной и подчеркиваете слоги, в которых встречается буква Щ.

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой – башмаки,

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

О чем это стихотворение? Какое название вы бы дали ему? Кто нашел слоги, в которых есть звук [Щ’]? Это один и тот же слог? Сколько раз он встречается в стихотворении? Кто прочтет нам стихотворение полностью?

Ниже, стихотворение Сергея Михалкова, я читаю, вы следите.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

Палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.

О чем это стихотворение? Как бы вы его озаглавили? По цепочке, по одной строчке ещё раз прочтем это стихотворение, начиная с первого ряда.

Ниже задание, его нам прочтет Марина (2 ряд 1 парта). (Придумай слова с ЧА и ЩА, что интересного ты заметил?) Я повторяю первую часть задания, затем вторую.

Ребята, рассмотрите картинки, которые представлены на этой странице. Что на них изображено? Ангелина, прочти задание, которое идет после картинок (3 ряд 2 парта). Предметы мы назвали, выясним для чего они нужны. (Обращу внимание на слово клещи (объясню лексическое значение, если слово окажется непонятным)). Кле́щи- инструмент в виде щипцов, его используют для захвата материала или изделия, чтобы было удобнее обрабатывать его.

У нас осталось с вами последнее стихотворение, написала его Ирина Петровна Токмакова, послушайте, карандашом подчеркните, в каких словах встретился слог ЩУ.

Щука и Щурятки

Со мной играют в прятки.

Я их в речке поищу,

Червячками угощу.

О чем это стихотворение? В каких словах встретился слог ЩУ? Были ли слова, которые вам не понятны? (Щурятки – это маленькие щуки, дети щук). Полностью стихотворение прочитает Женя Сергиенко (1 ряд 1 парта).

Капуста. В слове ЩИ и в слове ИЩИ. Читает один ученик.

Лук. Здесь нет звука [Щ’]. Звук Ш. Согласный, твердый не парный, глухой и имеет пару по звонкости и глухости – это звук Ж. Читает один ученик.

Морковь. Звук [Ц’]. Во всех строчках. Читает один ученик.

Свёкла, тыква, огурец, помидор, баклажан и т.д. Ученик работает у доски.

Ответы детей.

Читают слоги по моему сигналу, конструируют слова из отдельных букв, вспоминают правило на ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

О щётках. Ответы детей. Это слог ЩЁ, он повторяется четыре раза, в каждой строчке. Ученик читает полностью стихотворение.

Это стихотворение о щенках. Ответы детей. Читают стихотворение по цепочке.

Читает задание. Дети придумываю слова на ЧА и ЩА. (из частей ЧА и ЩА тоже можно составить слово, и это слово ЧАЩА).

Рассматривают картинки, говорят, что изображено на них. Ученица читает задание. Отвечают для чего нужны эти предметы.

Следят по тексту. В словах ЩУКА, ЩУРЯТКИ, ПОИЩУ, УГОЩУ. О щуках. Ответы детей. Ученик читает полностью стихотворение.

Итог урока, рефлексия

4 минуты

Итак, ребята, подведём итог. О какой букве сегодня шла речь? Какой звук она обозначает? Ещё раз вспомним, звук [Щ’], он какой?

Предлагаю вам оценить себя и свою работу на уроке. Если ты все понял и активно работал на уроке, то прикрепи желтую чешуйку на щуку, если что-то вызывало затруднение – то коричневую, а кому совсем было тяжело, но он будет стараться дальше, нужно прикрепить голубую чешуйку.

Спасибо всем за урок, вы были очень активны, хорошо работали, все молодцы! До свидания!

О букве Щ. со звуком [Щ’]. согласный, глухой, мягкий, не парный. Оценивают себя свою работу, прикрепляя на тельце щуки чешуйки разного цвета. Прощаются с учителем.

Этап: Автоматизация звука Щ в слоге, слове, простой фразе.

Образовательная цель : закрепить умение правильно произносить звук Щ в слоге, слове, простой фразе; умение определять позицию звука Щ в слове; активизировать словарь по теме «Обувь»; формировать навыки звукового синтеза простого слога. Продолжать учить составлять предложение с указанным словом, проводить анализ простого предложения без предлога, составлять схему предложения, выделять слова со звуком Щ в предложении.

Коррекционно-развивающие цель : развивать слуховую память, фонематическое восприятие, координацию движений глаз, мелкую моторику.

Воспитательные задачи : формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение взаимодействовать в коллективе.

Материал : предметные картинки на звук Щ, предметные картинки с изображением обуви, схема слова и зелёные фишки (по количеству детей), экран, проектор, диск с электронной физкультминуткой «Танцы» и офтальмотренажёром Л.Г. Маско, костюм звука Щ, схема предложения (по числу детей), фонограмма инструментальной музыки.

Ход занятия :

1.Организационный момент. У каждого ребёнка на столе лежит предметная картинка (щука, щит, щётка, лещ). Дети называют картинки.

Какой звук есть во всех этих слова? (Звук Щ)

Правильно, сегодня к нам в гости пришёл звук Щ. (Входит звук Щ).

2. Изолированное произнесение звука Щ. Уточнение артикуляции звука Щ. Характеристика звука Щ. Д.У. «Чистим обувь».

Звук Щ просит помочь почистить обувь.

Каждый ребёнок выбирает предметную картинку с изображением обуви, называет предмет обуви. Имитируя движения щётки «Чистит» выбранную обувь.

Описание артикуляции звука Щ: Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давим на нёбо. Мышцы языка напрягаем.
Губы слегка выдвигаем вперёд и округляем.
Выдыхаемый воздух проходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха.

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой.

3. Звуковой синтез. Игра с мячом.

Звук Щ предлагает поиграть в мяч.

Логопед бросает мяч ребёнку и называет 2 звука, из которых нужно собрать слог:

Ы, Щ – ЫЩ; У, Щ – УЩ; И, Щ – ИЩ; Щ, А – ЩА; Щ, О – ЩО.

4. Автоматизация звука Щ в словах. Развитие слухового внимания и памяти.

Воспроизведение ряда из 3-4 слов со звуком Щ.

  • Щавель, щека, щель
  • Щепка, щенок, щит,
  • Щипать, щиток, щука, щупать
  • Пища, ямщик, плащ, овощ.

5. Определение позиции звука Щ в слове. Работа со схемой слова.

Д.И. «Собери грибы в корзинку».

Логопед предлагает детям собрать грибы в корзинку, с обратной стороны каждого гриба спрятано задание – предметная картинка, в названии которой есть звук Щ. Необходимо проанализировать, где находится звук Щ в предложенном слове и отметить положение звук Щ на схеме зелёной фишкой.

6. Гимнастика для глаз. Электронный офтальмотренажёр Л.Г. Маско.

Звук Щ покажет нам гимнастику для глаз.

7. Автоматизация звука Щ в предложениях. Анализ предложения. Составление схемы предложения.

Предложения:

  • Щегол звонко пел.
  • Катя любит овощи.
  • Утки щиплют зелень.
  • Хищная щука.
  • Маленький щенок.

8. Электронная физкультминутка «Танцы».

9. Развитие мелкой моторики.

Выкладывание буквы Щ из крупы (пшено, гречка, манка) на выбор ребёнка под музыку.

10. Подведение итога. Рефлексия.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх