Священные узы. Лотосоокая Лакшми — богиня изобилия и процветания

Религиозная картина Индии, а точнее индуизма, традиционно складывается из сосуществования множества различных независимых школ. На сегодняшний день исследователи насчитывают четыре основные традиции внутри индийского язычества, каждая из которых имеет массу ответвлений. Большая часть из них корнями уходит в седые времена ведизма - древнейшую форму религиозности индоариев. Из этого же источника происходят и древние боги Индии, по крайней мере, многие из современных пантеонов индуистских школ.

Тримурти - индуистская троица

Во главе всех божеств индуизма стоит так называемая индуистская троица - Тримурти, ипостасями которой являются Шива, Вишну и Брахма. Последнему отводится роль творца мироздания. Призвание Вишну - сохранение космоса, а миссия Шивы, соответственно, - разрушение мира, когда приходит время.

Стоит сказать, что в различных школах Тримурти интерпретируется по-разному. Так, например, шиваизм уделяет основное внимание Шиве, а вишнуизм - Вишну. В традициях шактизма во главе богов стоит не троица богов, а богиня-мать Шакти. К тому же, некоторые вовсе отрицают троичность верховного божества, почитая в качестве такового Ишвару или Бхагавана.

В целом, представление о троичности бога никогда не было популярным у индусов. На практике религиозные учителя концентрировались только на одной ипостаси, признавая две другие только в качестве дополнительных второстепенных аспектов либо отвергая их вовсе.

Число богов индийского пантеона

Вслед за главными божествами следуют прочие боги Индии, список которых включает до 330 миллионов различных божественных сущностей. Впрочем, древнейшие слои традиции говорят только о 33 богах, а их значительный численный рост в поздние времена, возможно, обязан неверному истолкованию текста одной из вед, где слово «koti» можно перевести как «10 миллионов» и как «вид».

В любом случае вера в то, что боги Индии насчитывают 330 миллионов представителей, является мейнстримом современной традиции и часто символически интерпретируется как вера в неисчислимость, бесконечную многочисленность божественного рода.

Локапалы - хранители мира

Основным из них является класс локапал. Это 8 (в древнем индуизме только 4) божеств, которые поддерживают мир. В юрисдикцию каждого из них входит определенная сторона света, каждому из них присваиваются священное животное, атрибут и божественная супруга.

Боги Индии, составляющие этот род: Сома, Агни, Индра, Яма, Варуна, Ваю, Кубера, Сурья.

Основные боги индуизма

В реальной жизни индусов преимущественное значение имеет небольшая группа богов, чья божественная юрисдикция наиболее значима для повседневной жизни. Наверное, всем известны имена Ханумана, Ганеши и Сарасвати. Первый из них - бог в образе обезьяны. Это очень древний персонаж индийской мифологии, он имеет огромное значение для индусов как покровитель деревень и их населения.

Не уступает ему в популярности бог с головой слона - любимый очень многими не только в Индии, но и за ее пределами добрый покровитель мудрости и благополучия Ганеша. Сарасвати - это богиня мудрости и искусств. Это также весьма и весьма почитаемая божественная личность в индуизме. Кроме этих трех, есть и другие древние боги Индии, авторитет которых и сегодня довольно высок в индуистском обществе. Таковы Кали - богиня разрушения и истребительница демонов, Лакшми - богиня благополучия, изобилия, богатства, удачи и радости, Кама - бог любви верхом на попугае, и ряд других.

Природа богов

Разные религиозные школы по-разному отвечают на вопрос о том, кто такие боги Индии. Некоторые из них, сконцентрированные на почитании какого-либо одного бога, например, Шивы или Брахмы, смотрят на всех прочих, как на персонифицированные проявления единого, т.е. его аспекты, не имеющие самостоятельного бытия и личностного начала. Либо, напротив, как на личностные проявления абсолюта, самого по себе не имеющего личности. Конечно, такие взгляды характерны для элитарных кругов жречества. В сознании народных масс Индии, как и всего мира, такая идея не может быть популярна. Среди них господствует убеждение, что боги - высшие существа, дэвы. Они представляют собой высший род созданий и живут в занебесных областях. Наконец, еще одно мнение признает в богах аватары, то есть воплощения единого бога. Такой взгляд характерен, например, для вишнуизма.



Богиня Лакшми – индийская богиня благополучия и процветания. У нее множество имен, из которых самыми популярными являются Шри-Лакшми, Камала и Падма. Для индусов Лакшми – это очень мощный символ материального богатства и удачи в делах.

С богиней Лакшми связано множество добродетелей, среди которых не только материальные блага, но и красота, любовь, миролюбие, сила познания и милость небес. Шри-Лакшми, сидящая на цветке лотоса является символом духовной чистоты и материнства, этот символ связывают с бессмертием и счастливой судьбой.

Лакшми известна как воплощение творческой энергии и супруга верховного бога Вишну.

Легенды о появлении Лакшми

Легенд о рождении Лакшми несколько, по одной из них, она родилась дочерью мудреца Бхригу и Кхьяти. Согласно другой версии Лакшми появилась в самом начале мироздания, возникнув в первозданных водах на цветке лотоса. Еще одной и самой популярной версией является появление Лакшми во время пахтанья (превращения в молоко) мирового океана. Согласно этой легенде воды океана стали превращаться в молоко и из них постепенно явились на свет «четырнадцать чудес». Лакшми была одним из чудес и появилась прямо в океанских водах из цветка лотоса и с цветком лотоса в руках. Лотос – символ духовной чистоты и материального богатства, поэтому Лакшми всегда изображается или сидящей на цветке, или держащей цветок в руках.

Богиня Лакшми выбрала своим супругом бога Вишну, подарив ему цветочную свадебную гирлянду. Лакшми отдает предпочтение красоте и роскоши, они благоволит богатым и процветающим людям. В то же время покровительствовать она будет только тем, кто почитает не только ее саму, но и супруга ее – бога Вишну.

Изображение Лакшми

Если Лакшми изображают с двумя руками, то в одной она держит кокос, а в другой – лотос. В этом случае ее сопровождают две женщины-носильщицы с опахалами или слоны (2 или 4), несущие гхаты (ритуальные сооружения).

Когда Лакшми изображена с четырьмя руками, то в них она держит лотос, раковину, колесо и жезл. Возможны варианты, когда в четырех руках Лакшми похожий на лимон плод, сосуд с нектаром и лотосы. Или лотос, деревянное яблоко, сосуд с амброзией и раковина. Также Лакшми с четырьмя руками изображают с лотосами в поднятых вверх руках и сыплющимися монетами из одной из ладоней, в то время как другая ладонь изображается в благословляющем жесте.


Четыре руки богини Лакшми указывают на то, что в ее власти даровать людям богатство, цели в жизни, телесные удовольствия и блаженство.

Если Лакшми изображена с восьмью руками, то в них у нее лотос, лук, стрела, жезл, колесо, раковина, стрекало и деревянный пестик.

Когда Лакшми изображена рядом с Вишну у нее обычно две руки, в которых богиня держит лотос и кокос, или же только лотосы в каждой руке. В этом случае Лакшми изображают стоящей или сидящей на левом колене Вишну, на орле или на змее Ананте.

Миссия Лакшми

Главной целью богини Лакшми является вечное счастье для людей на Земле, именно поэтому она способствует тем, кто осмысленно строит свою карьеру. Но для абсолютного счастья человеку недостаточно только материального благополучия, ему еще нужна духовность и чувство долга. Лакшми ведет людей к тому, что радость и достаток будут полными только тогда, когда человек будет стремиться получить их не только для себя, но и для окружающих.

Вместе с Лакшми в дом приходят красота, изящество и любовь, с которой связано обеспечение всех домашних потребностей людей.

Поклонение Лакшми

В Индии почитают богиню Лакшми и поклоняются ей. Во всем мире известен индийский праздник Дивали – праздник Света, во время которого зажигаются тысячи фонарей. Этот праздник – дань поклонения богине Лакшми. В это время в честь богини устраиваются целые огненные представления из фейерверков. Согласно древнему поверью именно во время этого праздника, когда все вокруг охвачено атмосферой радости и веселья, Лакшми ходит по домам и выбирает себе место для отдыха. Ее покровительства добиваются те дома, которые освещены ярче других.

Другой популярный праздник индусов – «девять ночей», три ночи из которых посвящаются богине Лакшми.

Как добиться расположения Лакшми

Существует несколько способов добиться расположения богини Лакшми и войти с ней в контакт. Первый путь – это медитация, а второй способ – пение мантр, в котором упоминается имя золотоносной богини Лакшми. Знатоки считают, что наиболее эффективным является сочетание первого и второго методов, то есть медитация, совмещенная с пением мантр. Такой путь привлечения Лакшми в свой дом обещает скорые благоприятные перемены к лучшему.

Можно просто поместить в своем доме изображение богини, которое также будет привлекать успех и благополучие, только ждать перемен к лучшему придется значительно дольше, чем при сочетании медитации с мантрами.

Лакшми в доме будет защищать от нищеты и житейских невзгод, она поможет пережить самые сложные периоды в жизни, будет способствовать выздоровлению больных, поможет обрести уверенность в себе и справиться со всеми проблемами.

Лакшми – богиня благополучия, красоты и любви. В Индии говорят, что когда Лакшми покидает дом, то семью начинают преследовать неудачи. Если же люди начинают богатеть и процветать, то говорят, что Лакшми поселилась в доме.

Лакшми не зря изображается со стопами развернутыми в разные стороны, так как считается непоседливой богиней, подтверждающей хрупкость и непостоянство этого мира, только одна добродетель для нее незыблема – это благочестие.

Но даже очень обеспеченный и процветающий человек рискует потерять расположение богини Лакшми, если станет носить грязную одежду, будет сквернословить, перестанет содержать в чистоте собственное тело (особенно чистить зубы) или будет продолжать спать после восхода солнца.

Лакшми сама приходит в те места, где почитаются науки и ученые люди, туда, где умеют сохранять без потерь урожай зерна, а также в семьи, где муж и жена не ссорятся и уважают друг друга.

Лакшми в доме

Чтобы изображение богини Лакшми принесло удачу и благополучие в дом, его следует разместить в юго-восточном секторе, лучше всего при входе или в прихожей. Удачным будет расположение Лакшми и в рабочем кабинете.

Энергия богини Лакшми приходит в мир через крупные цветы, которые отличаются особенной красотой и нежностью. К таким цветам можно отнести цветы лотоса, розы, георгинов, пионов и нарциссов. Считается, что после того как цветок был срезан он может жить только за счет той любви с которой его подарили или приняли в дар.

Энергетика Лакшми проявляется и в камнях: альмандине, лазурите, фиолетовом рубине, хризоберилле, шпинеле (лале), желтом и красном нефрите. Также Лакшми символически связана с драгоценным металлом – золотом.

Романчукевич Татьяна
для женского журнала сайт

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал сайт обязательна

На вопрос Что означала многорукость индуидских божеств? заданный автором Пользователь удален лучший ответ это В индийской традиции многорукость богов и богинь означала многократное усиление их могущества и силы, она призвана была показать сверхчеловеческую сущность образа богов.
Многоглавость и многорукость в индийской мифологии - традиционный образ многочисленности людей, и символ войска у военных богов: Картики/Муругана или воительницы Дурги, которую боги сотворили для победы над асурами, даровав ей свое оружие. Её десять (реже восемь) рук подчеркивают образ всеохвата.
Ещё один символ многорукости богов - возможность спасать неисчислимые множества существ.
Многорукость танцующего Шивы символизирует силы Вселенной.
Один из богов Индии - Субраманъя, сын Шивы и Шакти, представляет высшее состояние, до которого может подняться тот, кто занимается духовной практикой. Этимологически слово ‘субраманъя’ означает "руководящий духовным развитием".
Субраманья имеет двенадцать рук, а у человека только две руки. Но его высший интеллект позволил ему изобрести инструменты и приспособления, посредством которых он может даже одновременно выполнять множество разных трудных работ. Субраманья с его множеством рук символически представляет силы и способности человека.
Женские божества буддийского пантеона:
Различить богинь очень трудно, поскольку часто меняется их цвет, количество рук и атрибуты:
1.Махапратисара, защищающая от грехов, болезней и других опасностей. В руках она держит пламенеющий меч, лук и стрелу, ваджру, секиру, трезубец; две ее руки соединены перед грудью и держат Колесо Закона и петлю.
2.Махасахасрапрамардини, защищающая от злых духов. Одной парой, соединенной перед грудью, она держит крестообразную ваджру и петлю. В других руках она держит пламенеющий меч, лук и стрелу, трезубец, цветок лотоса и секиру.
3.Махамаюри, защищающая от змеиного яда. У нее двенадцать рук, держащих ваджру, стрелу, полумесяц, павлинье перо, книгу, лотос и петлю. Две руки лежат на коленях, держа чашу с головой Будды. Другая пара соединена в знаке наставления.
4.Махашитавати, защищающая от злого влияния планет, от диких животных и от ядовитых насекомых. Она держит следующие атрибуты: пламенеющий меч, цветок лотоса, знамя, крестообразную ваджру и перо павлина. Одной рукой она делает знак щедрости, другой рукой держит чашу для подаяния, внутри которой находится голова Будды. В еще одной руке она держит серьгу.
5.Маха (ракша) мантранусарини, защищающая от болезней. В шести руках она держит лук и стрелу, петлю, знамя, ваджру и колокольчик.
6.Маричи. Ее имя, вероятно, происходит от санскритского “marici”, “луч света”, а сама богиня должна быть персонификацией рассвета. В тибетских монастырях ее призывают во время восхода солнца.
Она восьмирукая и изображена натягивающей лук. Кроме лука и стрелы, она держит петлю, анкушу, ваджру и что-то вроде кинжала. Подобное изображение богини находится на каменной стеле из Магадхи (ныне в Калькуттском музее) .
Существует также милостивая ипостась богини. В этой ипостаси ее правая рука делает знак щедрости, а левая держит цветок лотоса.
7. Васудхара. Она является богиней изобилия и шакти Джамбалы – Куберы, с шестью руками, держащими фрукт, драгоценность, книгу, вазу и хлебный колос. Она сидит в царственных одеждах, делая одной рукой знак бесстрашия.
Марина
Просветленный
(24337)
Если у Вас есть, что добавить, пожалуйста потом сообщите - мне интересно.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что означала многорукость индуидских божеств?

Ответ от татьяна трофимова [новичек]
адепт-авель


Ответ от Вровень [гуру]
КАЛИ
Индийская богиня смерти, разрушения, страха и ужаса, супруга
разрушителя Шивы. Как Кали Ма ("черная мать") она является одним из
десяти аспектов жены Шивы, кровожадного и могущественного воина.
Внешний вид ее почти всегда устрашающий: смуглая или черная, с
длинными всклокоченными волосами, обычно изображается обнаженной или
лишь в одном поясе, стоящей на теле Шивы и опирающейся одной ногой
на его ногу, а другой - на его грудь. У Кали четыре руки, на руках -
похожие на когти ногти. В двух руках она держит меч и отрубленную
голову великана, а двумя другими соблазняет тех, кто ей поклоняется.
На ней ожерелье из черепов и серьги из трупов. Язык ее высунут, у
нее длинные острые клыки. Она забрызгана кровью и напивается допьяна
кровью своих жертв.
Одно из самых драматических изображений показывает её сидящей на корточках у тела мёртвого Шивы, поглощающей его пенис своим влагалищем, в то время как ртом поедает его кишечник. Эту сцену надо воспринимать не буквально, а духовно. Считается, что Кали принимает во влагалище семя Шивы, чтобы вновь зачать его в своей вечной утробе. Точно так же она пожирает и уничтожает всё живое вокруг себя, чтобы всё создать заново.
Богиня Ушнишавиджая. Культ этой богини крайне популярен. Обычно она изображается сидящей со скрещенными ногами на лотосовом троне. Ее тело белое, ее три головы – желтая, белая и синяя. В восьми руках она держит изображение дхьяни-будды Амитабхи (факт, ясно показывающий ее связь с кругом божеств, эманирующих из этого дхьяни-будды; бодхисаттва Авалокитешвара часто изображается вместе с богиней) , лук и стрелу, крестообразную ваджру, петлю и вазу. Одна рука делает знак щедрости, другая – бесстрашия.
Богиня Махасахасрапрамардини. Данный образ точно соответствует краткому описанию богини, данному Раджендралалом Митрой в его “Санскритской буддийской литературе Непала”: “Гневная богиня, оскалившая зубы, синего цвета, сидящая на двух желтотелых припавших к земле мужчинах. Ее головы белая, синяя, красная и желтая”. На богине корона из человеческих черепов и тигриная шкура на талии. Ее волосы стоят дыбом. У нее восемь рук. Одной парой, соединенной перед грудью, она держит крестообразную ваджру и петлю. В других руках она держит пламенеющий меч, лук и стрелу, трезубец, цветок лотоса и секиру


Ответ от сброситься [гуру]
Индии человеческие жертвы отвергаются уже в священном писании "Махабхараты", хоть западные фильмы до сих пор пугают зрителя многоголовыми и многорукими индийскими богами. Многоглавость и многорукость в мифологии - традиционный образ многочисленности людей, и символ войска у военных богов: Картики/Муругана или воительницы-Дурги, которой боги даровали все свое оружие. Её десять (реже восемь) рук подчеркивают образ всеохвата. Кали - образ скрытой, внутренней энергии (звука мантры, творящего слова). Дурга - открытой, светлой, явленной (энергии в действии).
В алтарных изображениях мы находим либо черную Кали с головами и открытым ртом, либо многорукую Дургу с оружием в виде прекрасной женщины на льве или тигре - никогда вместе. Стоящая рядом с Шивой изящная и скромная Парвати не имеет ни тех, ни других атрибутов, а изображается нормальной женщиной. Ее имя ("горная") намекает на легенду, что жена Шивы, как исторического лица, была родом с гор. (Это неудивительно, поскольку она была арийка, а арии спустились в Индию через Гималаи.) Правда, сын Шивы и Парвати, Ганеша - всегда слонёнок.
Кроме статуй святых, вокруг внутреннего помещения святилищ стоят алтари с темными фигурами почитаемых богов. Посетив центральный алтарь, индусы обходят их по периметру слева направо. Наиболее заметен алтарь Матери-Дурги, рядом с которым течет святая вода, и всем известного многорукого царственного Шивы-Натараджи, танцующего на теле поверженного асура. Из маленьких алтарей мне попалась на глаза компания статуй: Сома-Луна, Мангал-Марс и Рохини в зеленой накидке - созвездие Тельца и супруга Сомы, которую он предпочитает среди своих прочих 28 жен-накшастр: лунных стоянок индийской астрологии. (Это имеет смысл экзальтации Луны в Тельце, отчего я и запомнила это триединство, которое встречала и в других храмах: при чем тут Марс-Мангал, не знаю).

Индуизм характеризуется ярко выраженным политеизмом. Никакая другая религия не может похвастаться таким большим количеством божеств. Но мы не будем перечислять всех. В этой статье перед вами предстанут самые главные индийские боги. Пантеон богов возглавляет Тримурти. Это тройной образ, состоящий из Брахмы, Шиву и Вишну. Расскажем об этих высших существах более подробно.

Брахма

Никакие индийские боги не сравнятся по силе с этим правителем мира и отцом всего сущего. Именно Брахма создал вселенную. Он имеет четыре головы и руки, в которых держит Веды, гирлянду роз, сосуд с водой и жезл. Сам творец восседал на лебеде или гусе.

Как гласит один из мифов, Брахма сотворил из своего тела богиню и назвал её Сатарупу. Она была настолько красива, что правитель не мог оторвать от неё взгляд. Как только богиня отходила в сторону, у Брахмы появлялась новая голова, смотрящая за ней. Так продолжалось на протяжении довольно долгого периода времени. Вскоре Брахме удалось убедить Сатарупу выйти за него замуж. В уединённом месте они провели вместе сто священных лет. После этого у влюблённых родился Ман, который стал первым человеком.

Шива

Индийские боги - это не только добрые защитники людей. Иногда они имеют двойственную натуру. Наиболее ярким примером этого является Шива. Помимо совершения хороших дел, он часто посещал поля сражений. Нередко его рисовали с верёвкой, на которой были нанизаны черепа.

Также Шиву изображали трёхглазым и четырёхруким. Третий глаз у него расположен посередине лба. Шива носил ожерелье из змей. Встречаются изображения этого бога с синей шеей. В такой цвет она окрасилась после того, как Шива проглотил яд, выпущенный змеёй для отравления океана.

С одной стороны Шива является творцом, с другой богом времени, а, следовательно, разрушения. Также он способствовал развитию плодородия, но при этом жил аскетом в горах.

Вишну

Является хранителем мироздания. По жестокости не уступает Шиве. Вишнуиты называют его «высшим богом». Иногда высшую реальность Брахман или индуистскую концепцию «Абсолюта» изображают как Вишну. Как гласит один миф, из пупка этого бога вырос лотос. В центре цветка восседал Брахма, который и начал процесс созидания. Главная же функция самого Вишну - способствовать торжеству добра над злом.

В древних текстах Ригведы он фигурирует как второстепенное божество. Согласно этим трактатам, Вишну появился как бог солнца и мог пересечь весь космос, сделав всего три шага. Позднее его стали ассоциировать с карликом и рыбой. Тогда же возникла и концепция инкарнаций Вишну. Когда космосу грозило уничтожение, он появлялся в разных аватарах и сражался с демонами, восстанавливая вселенский порядок.

Выше были перечислены главные боги Индии. Индийская мифология также содержит сказания о множестве второстепенных. Давайте рассмотрим некоторых из них.

Ганеша

В категории «второстепенные индийские боги» считается самым популярным. Олицетворяет мудрость и способствует устранению препятствий. Поэтому люди всегда призывают его перед предстоящим важным делом.

В индуистской мифологии является сыном Парвати и Шивы. Обладает человеческим туловищем (жёлтым или красным), головой слона с одним бивнем, четырьмя руками и большим животом. Согласно мифам, в честь рождения Ганеши был организован праздник. Но на него забыли позвать бога Шани. Тот в отместку испепелил голову младенца своим взглядом. Брахма посоветовал родителям приставить к телу младенца голову первого попавшегося существа. И этим животным оказался слон.

Лакшми

Занимает второе место в категории «второстепенные индийские боги». Олицетворяет процветание и удачу, а также является женой Вишну. В легендах она предстаёт как красивая девушка, которая сидит или стоит на лотосе. Иногда богиня держит в руках цветок. При каждом перерождении Вишну, Лакшми воплощалась вместе с ним.

Кама

Это индийский бог любви. Наиболее распространённое его изображение - юноша с луком в руках. Сам лук сделан из живых пчёл и сахарного тростника, а в качестве стрел Кама использовал цветы. Стрел было пять, и каждая из них вызывала в человеке определённое чувство. Каму сопровождали нимфы, несшие с собой его знамя. Сам бог передвигался на попугае. Насчёт появления Камы существует несколько легенд. В одном сказании его представляют как сына Вишну и Лакшми. В другом, он появляется в сердце Брахмы в образе девушки.

Эти энергии, присутствующие в человеке как дикие силы, должны быть управляемыми и проводиться по энергетическим каналам плодотворно, чтобы поселить в нем божественное сознание. Для этого человек должен заручиться доброжелательностью различных богов, которые вызовут в его сознании соответствующий настрой, что поможет ему справиться с различными силами дикой природы. На пути духовного продвижения человека он должен развить в себе различные признаки этого божественного духа для того, чтобы достичь всестороннего духовного совершенствования.

Ведические божества символизируют силы, присутствующие в природе, а также живущие внутри людей. При обсуж­дении символического значения ведических божеств в труде «Тайна Вед» Шри Ауробиндо говорит, что «боги, богини и демоны, упомянутые в Ведах, представляют различные космические полномочия, с одной стороны, и достоинства человека и недостатки, с другой».

Поклонение идолам и исполнение ритуалов живут в самом сердце индуизма и имеют большое религиозное и философское значение. Все индуистские божества - самосто­ятельные символы пути к специфическому аспекту Брахмана. Индуистская Троица представлена тремя божествами: Брахма (Brahma) - создатель, Вишну (Vishnu) - защитник и Шива (Shiva) - разрушитель.

Однако Брахма хоть и велик, но слишком уж велик и потому почти недося­гаем. Вишну замещает его, а роль третьего божества незаметно переходит к богине Шакти. Все индусы, как правило, либо вайшнавы («поклоняющиеся Вишну»), либо шиваиты («поклоняющиеся Шиве»), либ» шакты (то есть «те, которые поклоняются Божественной Матери Шакти», как правило, женщины). Это говорит о том, что и в индуизме при всем его многобожии присутствует определенный элемент Св. Троицы.

Индийский бог Брахма

Брахма имеет четыре лика, четыре руки, спутанные волосы, часто короткую заостренную бороду и шкуру черной антилопы в качестве накидки. Он сидит на лотосе или в колеснице, запряженной семью лебедями. В одной правой руке он держит четки, в другой - сосуд с водой. Его взгляд выражает счастье и спокойствие. Глаза его прикрыты в медитации.

Головы Брахмы господствуют над четырьмя странами света, из них изошли четыре древнейшие Веды, так как он является божеством мудрости, а его главная жена - Сарасвати - богиней учености.

Четыре его лика представляют четыре Веды: восточный - Ригведу, южный - Яурведу, западный - Самаведу северный - Атарваведу.

Четыре его руки представляют четыре стороны света.

Мир возник из воды. Поэтому Брахма несет воду в сосуде камандалу. Четки, которые он перебирает, представляют Время.

Семь миров представлены семью лебедями (гусями).

Лотос, на котором сидит Брахма, возникает из пупка Вишну, представляя Мани - Землю.

Цвет кожи Брахмы красный или золотой, одежда - белая. Его вахана - лебедь или гусь. У скульптурных фигур Брахмы позади головы обычно имеется нимб в виде диска чуть больше головы.

Индийский бог Вишну

Вишну наиболее популярный из всех богов индуистского пантеона. Находясь в индуистской триаде после Брахмы, Вишну превосходит его. Он Бог-Защитник. Из всех богов триады Вишну выглядит наиболее человечным, так как является Вседержателем. По присущим ему качествам он очень близок к человеку, поэтому очень популярен.

Вишну часто изображается сидящим на волшебной четырехлапой птице Гаруде. Он имеет одно лицо и четыре и более рук. Его изображают синим, одеяние Вишну всегда желтого цвета. Он несет в правых руках стрелу, четки и булаву - символ власти, которую дает высшее знание, заключающее в себе сущность жизни; в левых руках он несет шкуру, ткань и радугу. Он также держит чакру (колесо) и гаду (жезл). Чакра представляет вращение мира, так же, как Колесо Дхармы, Колесо Времени и Кольцо Планет. Колесо символизирует Божественный Разум и его способность разрушать и снова создавать Вселенную, существование которой циклично, словно вращение колеса. Раковина связана с возникновением всего сущего из первозданных вод, поскольку она имеет форму спирали и является продуктом деятельности воды. Гаруда олицетворяет разум, охватывающий тела всех созданий. Восемь рук Вишну символизируют четыре стуроны света и четыре промежуточных направления. Раковина представляет небо, чакра (колесо) - воздух, гада (жезл) - свет, а лотос - воду. Жест руки Вишну обозначает утешение, ниспосланное верующим.

Вишну часто изображается возлежащим на царе змей Шеша с сидящей у его ног супругой Лакшми. Согласно одной из легенд творец мира Брахма родился из лотоса, выросшего из пупка Вишну. Многоголовый царь змей Шеша, на котором, как на троне, восседает Вишну, является воплощением божественной творческой силы, которая не была полностью реализована во время сотворения мира (санскритское слово «шеша» обозначает «остаток»). Шеша подобен волнам на глади океана первозданных вод, подобным жизни, возникшей когда-то из этих вод Вселенной.

Эта индийская идеограмма символизирует, что бог Вишну - един для всей Вселенной.

В иллюстрированных представлениях Вишну имеет 4 руки (4 полукольца), а крест в круге символизирует высшее деятельное начало.

Индийский бог Шива

Шива является одним из наиболее значительных и популярных богов индуизма. Вначале явившись на свет как божество гнева и слепых сил природы - Рудра, Шива в наши времена подобрел. В настоящее время он является одним из наиболее популярных богов, ему посвящено много храмов, он имеет большое количество приверженцев. Его поклонники сегодня разделились на множество сект. Символическое значение некоторых основных атрибутов Шивы:

Жезл - представляет смерть. Лимон - семя мира. Трезубец - означает учение. Щит - представляет Дхарму.

Спутанные волосы - многообразие Брахмана-Абсолюта.

Полумесяц - символизирует божественность Шивы. Змей Васуки Яджнопавита - его гнев, который покоряет зло.

Тигровая шкура - символизирует желание. Бык Найди - символизирует Дхарму, Закон.

1. Четыре руки - трезубец, барабан, благодающая позиция и четки.

2. Восемь рук. Правые - четки, копье (шакти), жезл (данда) и копье или трезубец (сула). Левые - ритуальный жезл, чаша-череп, благодающая позиция и кобра. Слоновья шкура и лунный серп.

3. Две руки - копье или трезубец (сула), лук. Три глаза.

4. Четыре руки - защитная и благодающая позиции, олень и барабан. Три глаза. Сопровождается Парвати.

Индийский бог Ганеши

Слоноголовый бог Ганеши - весьма популярный персонаж индуистской мифологии. Это, наверное, самый многострадальный из индуистских богов: у него не только слоновья голова, но он еще и инвалид - у него не хватает одного бивня, который он потерял в схватке с великаном. Великан превратился в крысу, и с тех пор Ганеши на нем ездит. Бедняга родился изрядным уродцем - у него было короткое тело и толстый живот. Зато Брахма повелел поминать его имя прежде имен других богов, а Богиня мудрости Сарасвати подарила Ганеши перо и чернила, и он стал богом учености и образования, покровителем всех студентов и школьников.

Кроме того, Ганеши стал покровителем купцов и путешественников и получил брахманское достоинство. Он всегда сидит на крысе, которую ему в вечное услужение дала богиня земли Притхиви.

Для того чтобы небесных обителей достигали только истинно преданные Шиве, Ганеши стал изобретать препятствия для людей, помрачая их разум и заставляя стремиться к богатству и временным наслаждениям. Хотя Ганеши - предводитель низшего пантеона и находится в услужении Шивы, он почитается прежде всего как божество мудрости, бизнеса и устранения препятствий. Ганеши призывали и при зывают до сих пор в помощь при каждом деле, с обращения к нему начинаются многие санскритские сочинения (ему посвящена и отдельная Ганеши-пурана). Изображения и храмы Ганеши исключительно популярны, особенно на юге Индии.

Шакти - женское начало

Шакти - неотъемлемая часть Шивы и женской энергии Пуруши. Кроме того, она является воплощением динамичес­кого принципа. Шива силен и активен только с Шакти и пассивен без нее. Хотя Шакти, конечно, и сама по себе богиня, но здесь на самом деле выступает целый ряд божеств, причем некоторые в позитивном аспекте, а другие в негативном.

Принцип Единой Матери-Жены был описан в Пуранах, в истории о рождении Триады - Брахмы, Вишну и Шивы, и одновременно с ними Деви, которую Шива взял в жены.

Индийская богиня Деви

Очаровательная Деви, или Махадеви, является самой значительной и многоликой из всех богинь индуистского пантеона. Образ ее восходит к древней богине-матери и в то же время тесно связан с понятием «шакти» - божественного творческого начала. Эта богиня олицетворяет плодородие, изобилие, охраняет религиозные и семейные уставы, является поборницей культуры, символом реализации потенциала женщины и материального благополучия. Эта богиня - могучая защитница от происков злых духов и от ненависти, ее изображение служит оберегом. Женщины обычно просят ее о различных благах, а также об активной защите от злых духов, болезней и зла.

Образ этой богини повлиял на формирование других богинь, вполне независимых по своим функциям, изначально принадлежавших местным культам, которые обычно являют лишь свою грозную ипостась.

Индийская богиня Сарасвати

Эта богиня учения и культуры - одна из наиболее популярных среди поклонников различных религий Индостана.

Обычно ее рисуют сидящей на лотосе и играющей на вине, музыкальное инструменте, напоминающем лютню.

По легенде Брахма был настолько очарован собственной дочерью, что у него появилось страстное желание постоянно видеть ее, и потому его лицо возникало во всех направлениях - он постоянно смотрел на дочь.

Так Брахма приобрел пять ликов.

Индийская богиня Шри, или Лакшми

Богиня изобилия и процветания, она родилась тогда, когда боги пахтали океан, чтобы добыть из него напиток бессмертия - амриту.

Она является одной из самых популярных богинь индуистского пантеона. Наверное, это связано с тем, что желание быть богатым является одним из ж основных человеческих желаний.

Лакшми также ассоциируется с красотой и удачей.

Ее изображают как одну, так и с Вишну. Если Вишну сопровождали Бху или Сарасвати, она неизменно также составляла ему компанию и тогда звалась Шри.

По мере роста популярности культа образ Лакшми вобрал в себя большое количество народных поверий и стал любимым у индийских женщин.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх