Каким был ленский. Евгений онегин характеристика образа владимир ленский

Впервые Владимир Ленский появляется на страницах романа, когда возвращается из Германии, где он учился в престижном Геттингенском университете. Он очень хорош собой:

«С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт».

Пылок и восторжен:

«Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч».

Завидный жених:

«Богат, хорош собою, Ленской
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенской;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа;
Взойдет ли он, тотчас беседа
Заводит слово стороной
О скуке жизни холостой»…

Приехав в деревню, Ленский знакомится с новым соседом Евгением Онегиным, вводит его в дом Лариных, представляет ему свою невесту Ольгу и ее младшую сестру Татьяну.

Ленский пишет стихи, но пишет как-то «темно и вяло». Сам юный поэт, несмотря на образование, незаурядную внешность, «сердцем милый был невежда». Он простой и милый, в чем-то наивный.

Романтизмом пронизаны и чувства Ленского к Ольге Лариной. Он видит в ней только поэтические черты, хотя Ольга – обычная деревенская девушка. Свои отношения с ней он строит по сентиментальной западной модели. Они вместе читают романы и играют в шахматы.

Восторженный юный романтик, он совсем не разбирается в жизни, действительность ему заменяет слепая вера в свои идеалы: беззаветную дружбу, большую вечную любовь:

«Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника;
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья»…
«…Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных».

Ленский безрассуден и пылок, чист душой, он полон «вольнолюбивых» надежд. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. За две недели до свадьбы Владимир приревновал Ольгу к Онегину и вызвал того на дуэль. На дуэли Ленский погибает.

Пушкин описал и возможную дальнейшую судьбу Ленского, если бы тот не погиб на дуэли, судьбу обычного помещика, простого обывателя:

«Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле, Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей».

В лице Ленского Пушкин дает художественное отображение весьма распространенного в ту эпоху типа восторженного юного романтика. Он талантливый поэт-лирик, убеждения его самые благородные, самые передовые - мечты о свободе народа, но, к сожалению автора и читателей, им не суждено сбыться.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

(Роман в стихах, 1823—1831; публ. главами)

Владимир Ленский — любовный соперник Онегина. В романе о любви не обойтись без мотива ревности, хотя бы напрасной. Но появление Ленского на страницах романа (он приезжает в деревню почти одновременно со своим новым соседом Онегиным; сходится с ним; вводит в дом Лариных; знакомит с Татьяной и ее сестрой Ольгой — своей невестой; после того как раздраженный Онегин, чтобы досадить другу, начинает притворно ухаживать за Ольгой — причем за две недели до ее свадьбы с Л., — тот вызывает Евгения на дуэль; Онегин убивает Л.) объясняется не этим. Главное предназначение Л. в другом. Он оттеняет чрезмерную трезвость Онегина чрезмерной же возвышенностью, «неотмирностью». И в этом если не равновелик, то хотя бы сомасштабен главному герою. (Эта сомасштабность подчеркнута даже одинаковым «построением» литературных имен: фамилии и Онегина, и Ленского — гидронимы. «Реальный» дворянин не мог иметь такого родового прозвания, ибо крупная река не могла полностью входить в пределы его вотчины; так что при всей своей «русскости», при всем своем жизнеподобии «прозвания» героев подчеркнуто-условны. По такой модели часто строились фамилии водевильных персонажей; ср. также Ленского — второстепенного героя романа М. Н. Загоскина «Рослав-лев».) В противном случае естественная поэтичность, органичная здравость Татьяны Лариной утратила бы статус «золотой середины» — и все смысловые пропорции романа распались бы.

Онегин прибывает в дядину деревню из Петербурга, где его настигло разочарование в жизни; Л. приезжает в свое Красного-рье (ср. Тригорское) «из Германии туманной», где он стал поклонником Канта и поэтом. Ему «без малого осьмнадцать лет»; он богат, хорош собою; речь его всегда восторженна, дух пылок и довольно странен. Все это не просто набор деталей, биографических подробностей; поведение Л., его речь, его облик (кудри черные до плеч) указывают на свободомыслие. Но не на свободомыслие английского аристократического образца, которому (как поначалу кажется) следует денди Онегин, — а вольномыслие интеллектуального, «геттингенского» типа, как сама душа Л. (Геттингенский университет был одним из главных рассадников европейского вольномыслия, философского и экономического; тут еще одна скрытая параллель с Онегиным, увлеченным новейшей политической экономией английской школы А. Смита. Здесь учились многие русские либералы 1810— 1820-х гг.; в том числе повлиявший на юного Пушкина экономист Н. И. Тургенев, лицейские профессора А. И. Галич, А. П. Куницын.) Новомодным романтизмом в «немецком» духе навеяна и поэзия Л.; он поет «нечто и туманну даль», пишет «темно и вяло». При этом стилистика его прощальной элегии «Куда, куда вы удалились, / Весны моей златыя дни...» скорее ориентируется на общие места французской лирики 1810-х гг. А сам молодой поэт, несмотря на модные привычки, внешность и заемные вкусы, «сердцем милый был невежда».

То есть втайне от себя и окружающих он в душе остается провинциальным русским помещиком. Милым, простым, не слишком утонченным и не чрезмерно глубоким. Если Онегин назван в романе пародией, если сказано об онегинских масках, скрывающих его истинный облик, то в полной мере это относится и к Л. С той разницей, что его маска (во всем противоположная онегинской, но тоже не совпадающая с лицом) скрывает отнюдь не душевную пустоту, но скорее сердечную простоту. И чем сложнее маска, тем проще кажется отзывчивая душа, озаренная светом поэтического дарования (которое может развернуться, а может и погаснуть впоследствии, как уточняет автор).

На постоянном несовпадении внутреннего и внешнего облика героя, его «внутренней и внешней формы» строится романный образ. Таким Л. входит в сюжет, таким и выходит из него. Он ранен на дуэли в грудь навылет; жизнь его оборвалась. Но какой удел ждал героя, останься он жив? Автор обсуждает две взаимоисключающие возможности. Быть может, Л. был рожден для «блага мира» — здесь намеренно скрещены значения имен Онегина (Евгений, благо-родный) и Л. (Влади-мир), — для великих свершений или хотя бы поэтической славы. Но, может статься, ему выпал бы «обыкновенный» удел сельского барина, расхаживающего по дому в халате, умеренно-рогатого, занятого хозяйством и живущего ради самой жизни, а не ради грандиозной цели, внеположной быту. Совместить одно с другим невозможно; но где-то в подтексте угадывается авторская мысль: стань Владимир «героем», он сохранил бы провинциальный помещичий «заквас», простой и здоровый; сделайся он уездным помещиком, — все равно поэтическое горение не до конца уснуло бы в нем. Только смерть способна отменить это благое противоречие его личности, лишить выбор между двумя «возможностями» какого бы то ни было смысла.

Такое несовпадение не может не вызывать авторской иронии — и авторской симпатии, как все наивное, чистое, неглубокое и вдохновенное. Поэтому интонация рассказа о Л. все время двоится, раскачивается между полюсами — от насмешки к «отческому» любованию и обратно. Ирония проступает сквозь симпатию, симпатия просвечивает сквозь иронию. Даже когда жизнь Л. заходит на последний круг, двойственная тональность повествования сохраняется; просто ирония становится сдержанней и глуше, сочувствие — пронзительней, а полюса — ближе.
В ночь перед дуэлью Л. читает Шиллера, упоенно сочиняет свои последние стихи, хотя бы и полные «любовной чепухи» — и это трогает автора («трогает» в том сентиментальном смысле, какое — по французскому образцу — придал этому слову Карамзин). Жизнь вот-вот уйдет от Л., а он продолжает играть в поэта и засыпает на «модном слове идеал». Автору горько-смешно говорить об этом. (Хотя в финале романа, прощаясь со своей «романной» жизнью, он сам прибегнет к слову идеал, то будет принципиально иной идеал, противопоставленный «модному»: «А та, с которой образован / Татьяны милый идеал... / О многих, многих рок отъял».)

Но вот Л. (во многом из-за своего упрямства, своей поэтической гордости — ибо Онегин намекнул на готовность примириться) убит. Голос автора приобретает сердечную торжественность: «...странен / Был томный лик его чела». В идиллические тона окрашено описание «памятника простого», сооруженного на могиле Владимира; сама могила забыта всеми; позже это печальное описание будет повторено в финале стихотворной повести «Медный всадник», где говорится о безымянной могиле бедного Евгения. Но, воспроизводя надпись на памятнике, автор вновь подпускает легкую иронию — и вновь окутывает ее дымкой неподдельной грусти; он смешивает смех и слезы, чтобы читатель проводил Владимира с тем же двойственным чувством, с каким впервые встретил его: «Владимир Ленский здесь лежит, / Погибший рано смертью смелых, / В такой-то год, таких-то лет. / Покойся, юноша-поэт!» Кроме всего прочего, эта грустно-смешная надпись должна вызвать в памяти читателя полукоми» ческий эпизод из 2-й главы, когда Л. над могилой Ларина-старшего повторяет гамлетовские слова: «Poor Yorickl"

Все это в полной мере относится и к любовному сюжету Л. Он влюбляется в соседку, Ольгу Ларину, как герой романа — в героиню романа; видит в ней только поэтические черты, словно вычитал свою Ольгу в любовной лирике К. Н. Батюшкова («любой роман / Возьмите и найдете верно / Ее портрет»). Такой видит ее Л. Автор сопровождает ироничным комментарием точку зрения героя. Л. воспринимает возлюбленную так же, как Татьяна воспринимает Онегина: сквозь призму литературы. Но беда в том, что читатель имеет возможность тут же взглянуть на Ольгу трезвыми, даже слишком трезвыми, глазами Онегина — «Кругла, красна лицом она». Ни золотых волос, ни легкого стана. Ольга — обычная деревенская барышня, против собственной воли назначенная Владимиром на роль Музы; роль эта ей не под силу; она в том неповинна. (Недаром проницательный Онегин замечает в разговоре с Л., что, будь он поэтом, выбрал бы меньшую, Татьяну.) Нет никакой ее вины и в том, что Л., который «строит» отношения с возлюбленной предельно серьезно, по европейской сентиментальной модели (совместное чтение нравоучительных романов с пропуском «опасных» мест, шахматная игра), неверно «прочитывает» смысл ее действий и поступков. Готовность без конца танцевать с Онегиным во время последнего бала для нее не связана с флиртом, тем более с изменой; это не вызов жениху; это просто — легкомысленность веселья. И когда Л. (уже пославший вызов на дуэль) совершает прощальный визит к Лариным, Ольга недоуменно вопрошает: отчего он так рано вчера уехал? В жертве (страшной жертве собственной жизнью!), которую Владимир готовится за нее принести, она не нуждается; ее сознание — минутно, впечатления в нем долго не задерживаются. Так и смерть Л. будет ею оплакана и забыта; «С улыбкой легкой на устах» Ольга тут же выйдет замуж за улана — и уедет с ним в полк.

Как все остальные герои романа, Л. должен был производить на современного читателя двойственное впечатление: казаться узнаваемым и оставаться неузнанным. Его образ будто «списан» с реальности, а на самом деле — за ним нет никакого реального прототипа. (Хотя предпринималась попытка указать на пушкинского сокурсника — поэта В. К. Кюхельбекера.) Точно так же обстоит дело и с «литературной родословной». (Полукомическая фигура молодого восторженного поэта была разработана русской драматургией конца XVIIIначала XIX в.) Образ восторженно-чистого, внутренне трагичного юного «певца» дан в романтической лирике начала века («Сельское кладбище» В. А. Жуковского и др.)« Но проекции этих типовых образов, пересекаясь в Л., не исчерпывают его «литературной личности» — в отличие от романтизированного образа юноши-поэта в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (1878). Оперная трактовка повлияла и на читательское восприятие нескольких поколений.

Образ Ленского трагичен. Это трагизм мечты в столкновении с действительностью. В характере Ленского Пушкин подчеркивает наивно-доверчивое восприятие жизни. В противоположность Онегину он был полон веры в людей, в добро, в жизнь. Но веру Ленского в дружбу, в любовь, в благо Пушкин дает как «юный жар и юный бред». Скептический ум Онегина воспринимает «поэта пылкий разговор» «с улыбкой», снисходительно:

Он охладительное слово
В устах старался удержать …

Вера Ленского в совершенство мира основана на незнании жизни, его идеалистическом представлении о ней. Его мечтательность, восторженность, искренность, нетронутость, нежность, доверчивость — все эти черты, возбуждающие сочувствие к нему, являются плодом его наивности и неподготовленности к жизни.

В оторванности от действительности, в неспособности включиться в реальную жизнь, найти себе место в ней — весь образ Ленского, мечтателя и идеалиста, поклонника «Канта и поэта», с «душою прямо геттингенской». В самом воспитании и образовании Ленского Пушкин подчеркивает эту его оторванность от конкретного мира: Он из Германии туманной Дух пылкий и довольно странный,Привез учености плоды: Всегда восторженную речь
Вольнолюбивые мечты, И кудри черные до плеч.

При первом же столкновении с жизнью Ленский терпит крах. Шутка Онегина воспринимается им трагически и ведет его к гибели, опоэтизированная им Ольга после его смерти весьма прозаически утешается уланом. Весь его недолгий жизненный путь и трагический конец воспринимаются как противоречие мечты и действительности. Не зная жизни, не понимает ее, воспринимая ее не критически, а наивно и иллюзорно, Ленский не мог противостоять ей.

Ленский как восторженный поклонник высоких начал жизни был обречен на гибель и, наоборот. Ленский здравствующий в силу мягкости своей натуры неизбежно должен был быть затянут в то же болото косности и пошлости:

А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.

Не случайно в элегии Ленского «Куда. куда вы удалились» Пушкин дает типичные черты сентиментальной поэзии, подчеркивая в ней и самый характер Ленского как поэта.

Так он писал темно и вяло Хоть романтизма тут нимало
{Что романтизмом мы зовем, Не вижу я … ]

Эти иронические строки Пушкина характеризуют отношение его к сентиментализму как определенному литературному течению. В обрисовке Ленского очень значительную роль играет ироническое отношение к нему автора, и с его портретом больше ассоциируется
последний, второй вариант его будущего, чем великий путь национального поэта, поэтому и смерть Ленского воспринимается менее трагично. Ленский не мог противостоять жизни, не мог быть «творцом жизни» в силу неустойчивости своего характера. Смерть его поэтизирует, а жизнь несомненно бы опошлила.

Он появляется во 2-ой главе романа, которая сначала должна была называться «Поэт», и задуман как антипод главного героя, о чем и сообщает автор, прибегая к выразительному сравнению: Онегин и Ленский отличаются друг от друга более, чем камень от волны, пламя ото льда и проза от стихов.

Образ Ленского – это своеобразное прощание Пушкина с романтизмом и автопортрет Пушкина-романтика (хотя пушкинисты указывали и на ряд прототипов этого персонажа, в частности, В.К. Кюхельбекера). Этот бескомпромиссный идеалист, поборник чистой красоты и высоких идеалов неизменно присутствовал и в личности повзрослевшего Пушкина, именно поэтому обреченного принять романтическую гибель «невольника чести» . Так полагали многие современники поэта, чье мнение ярко выразил М.Ю. Лермонтов , в своем стихотворении на смерть поэта приравнявший личность и судьбу А. Пушкина к личности и судьбе В. Ленского.

Ленский – как бы оборотная, скрытая, тайная сторона личности зрелого Пушкина, внешне всегда стремившегося, подобно Онегину, быть с веком не просто наравне, но и немного впереди, скептически отвергая и творчески изживая романтизм, который изжить до конца в самом себе ему не удалось.

Истоки характера

При первом же упоминании фамилия героя рифмуется с Геттингенским университетом, свежеиспеченным выпускником которого Ленский является в родовое поместье. Геттингенский университет был широко известен как рассадник либерализма в Европе. Длинные (до плеч) волосы – также примета вольнодумца, студенческая мода романтической «Германии туманной». Речь Ленского всегда эмоциональна, что Пушкин также приписывает его геттингенскому воспитанию, ибо Владимир говорит всегда о высоком, и это высокое можно кратко обобщить строкой из другого пушкинского произведения: «О Шиллере, о славе, о любви». Шиллеровскими мотивами полны верования Ленского, описанные в 8-й и 9-й строфах второй главы.

Сюжетная функция персонажа

Ленский не имел любовного опыта: «Он сердцем милый был невежда» . Но герой полон возвышенных ожиданий от грядущей неведомой любви, от еще только предстоящей ему жизни, цель которой представляется ему высокой и чудесной. Предмет любви Ленского был хорошо известен в его кругу и скоро стал известен и Онегину: голубоглазая блондинка Ольга, младшая дочь соседа-помещика Ларина, навек пленила сердце юного поэта. Образ Ольги в душе Владимира не потускнел и в годы его геттингенского учения. Он в точности совпал со стереотипом героини немецкой любовной элегии. Именно в этом жанре он и пишет «об Ольге» , что мы узнаем лишь из 31-й строфы 4-й главы, ибо автор романа, всецело занятый пробудившимся чувством старшей Лариной, Татьяны, к Онегину, надолго забросил его нового друга.

Но вот Онегин после прямого и сухого объяснения с «дикой» и вечно печальной Татьяной решает от скуки заняться ее легкомысленной младшей сестрой. Тут-то вновь пригодился Ленский, возмущенный цинизмом «друга» . Сразу рушатся идеальные представления о любви, дружбе, следует вызов Онегина на дуэль – и хладнокровное убийство столичным денди ни в чем не повинного юноши. По мнению Онегина, Ленский был виноват уж тем, что затащил его на семейный вечер к Лариным, уверяя, что толпы гостей у них не будет, но за толпу Онегин Ленскому решил «отомстить» , не подозревая, что их ссора зайдет так далеко.

Предположения о несостоявшейся судьбе

Грустя о погибшем поэте, автор романа теряется в догадках о том, не великого ли гения потеряло человечество в его лице. Но читатель был невольным свидетелем творческого акта Ленского в ночь перед дуэлью и знает, что даже в свой предсмертный час, предчувствуя неминуемую гибель, Владимир писал «темно и вяло» . Поэтому читатель не верит в искренность первой авторской версии несостоявшейся судьбы (был рожден для блага мира или хотя бы для славы). Зато охотно верит, что, благополучно женившись на Ольге, он перестал бы писать о ней элегии, навсегда расстался бы с музами и был бы счастлив, несмотря на измены супруги.

И всё же злой автор оставляет Владимиру шанс на сочувствие. Нет, не Ольги (та быстро утешилась и вышла замуж), а совершенно посторонней девушки, горожанки, которая случайно едет мимо скромного памятника поэту и, прочитав приличествующую эпитафию, роняет скромную, но искреннюю слезу. Это своего рода инструкция для читателя романа, которому надлежит точно так же отнестись к памяти этого искреннего, доброго юноши, верного своим убеждениям и своей любви.

  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Евгений Онегин», анализ романа Александра Пушкина

Владимир Ленский – один из главных персонажей романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Ленский является неким антиподом Евгения Онегина – он наивен, романтичен, мечтателен и искренен и еще не утратил юношеский пыл, и жизнь еще не успела утомить его.

Ленскому всего 18 лет:

«...Он пел поблеклый жизни цвет / Без малого в осьмнадцать лет...».

Он красив:

«... Красавец, в полном цвете лет...».
«... И кудри черные до плеч...».

Рано осиротев, Ленский почти всю жизнь провел в Германии, где получил блестящее образование и довольно либеральные взгляды:

«Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь…».

Воспринимая мир совершенно по разному, они все же становятся друзьями с Онегиным, который уже успел устать от общества и распрощаться с юношескими мечтами. Хоть их взгляды на все на свете совершенно противоположны и любая беседа перерастает в спор, между ними зарождается настоящая крепкая дружба:

«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой».

Также как и Онегин, Ленский не вписывается в местное общество с его мещанскими взглядами. Да и вообще не любит выходить в свет, домашний уют ему ближе:

«... Я модный свет ваш ненавижу; / Милее мне домашний круг...».
«...Господ соседственных селений / Ему не нравились пиры; / Бежал он их беседы шумной...».

Владимир Ленский живет в своем идеальном мире, верит в добро и благородство, в высшее предназначение. В силу своей юности он еще не успел осознать ложность своих романтических идеалов и груз жизненных реалий. Он верит в настоящую любовь и дружбу:

«Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна…
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами
Когда-нибудь нас озарит
И мир блаженством одарит».

Идеализирует он и свою возлюбленную Ольгу, в которую влюбился едва заметив “глаза, как небо голубые, улыбку, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан...” Но так и не смог рассмотреть ее реальную натуру легкомысленной простушки, совершенно заурядной личности.

Он любит ее со всем пылом 18-летнего юноши:

«Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена…».

Благородные, но очень наивные идеалы приводят нашего героя к трагическому финалу. Так, он воспринимает неудачную шутку Онегина как личное оскорбление, измену и предательство и вызывает лучшего друга на дуэль. На дуэли Ленский погибает:

«Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет».

Его смерть очень символична. Она наглядно демонстрирует, что поэт, мечтатель, романтик, не узнавший еще действительности, должен погибнуть при столкновении с реальной жизнью.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх