Стрит арт на тему искусство. Виды уличного искусства

Существуют на свете люди, которые видят красоту в каждом мгновении! И этих людей объединяет движение стрит-арт. Если говорит общими словами — стрит — арт — это изобразительное искусство, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический стиль.


Основной частью стрит — арта является граффити, трафареты, скульптурные инсталляции и прочее. Как признаются сами участники стиля стрит — арт — «В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия. Художник создает свой стилизованный логотип - «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте - не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу».


Стрит — арт экспериментирует со средой и построен на игре отчетливо прорисованных образов с поверхностями зданий, на которых они размещаются, а так же сталкивании контрастных образов или размещении их в необычной перспективе. Объект здесь включает в себя стену как часть того, что должно быть отчетливо видимым в качестве обрамляющего пространства, граффити же ее просто стирают.


В настоящий момент улицы крупнейших столиц мира покрыты тысячами пиктограмм, абстрактных форм и всякого рода персонажей - логотипов уличных художников. Практически в каждой стране уже сформировался свой самобытный стиль. Исключение не составляет и Россия.





Виктория Головачева

Для начала стоит четко определиться с терминологией и определением области тех понятий, которые в дальнейшем будут использоваться в данной исследовательской работе. Из всех трех терминов, которые будут служить фундаментом и основанием для исследования, трудно очерчиваемым в определенных границах является термин «стрит-арт». Во - первых по той причине, что данное направление существует относительно недолгое время, поэтому оно не только не обрело своего четкого определения, но и до сих пор находиться не совсем в устойчивом положении, балансируя между оппозициями «искусство-не искусство». Во-вторых, исследовательские достижения не успели еще оформиться в теории, которые были бы признаны в научной сфере. В связи с термином стрит-арта возникает большое количество размежеваний в понимании самого явления, так как стрит-арт - термин, обобщающий все виды искусства, которые могут быть помещены в городскую среду или быть с ней связанными. Стрит-арт (street - art с англ. «уличное искусство») включает в себя такие формы искусства, как граффити, трафареты, перформансы и т.д.

«…Жанровая палитра стрит-арта крайне расплывчата: традиционно в нее включаются граффити, рисунок по трафарету или шаблону, расклейка стикеров и плакатов, грандиозные настенные росписи (мурали), окутывание зданий и сооружений в материю или ткани, проецирование видео на строение или пустыри, городская герилья, флешмобы, инсталляции под открытым небом и многое другое…». И список можно продолжать до бесконечности, современные технологии в сфере медиа позволяют создавать все новые и новые направления в уличном искусстве. Классификация художников и разновидностей уличного искусства буду представлены в последующих параграфах.

Что бы проиллюстрировать неоднозначность данного термина стоит отметить тот факт, что сами художники отвечают на вопрос «что такое стрит арт?» кардинально по-разному:

«Стрит-арт -- это любое искусство, созданное на улице и в рамках улицы. Под стрит-артом можно понимать и уличных музыкантов.»;

«Граффити и стрит-арт -- это искусство разного типа. Стрит-арт, как правило, концептуален.»; «Уличное искусство --это диалог художника с уличным пространством.»; «Граффити (как называют это медиа) -- о буквах, именах и шрифтах. Стрит-арт же призван обратить внимание общественности на определенные идеи посредством трафаретов, наклеек, плакатов, инсталляций и прочего». Из выше приведенных определений видны две закономерности: первая - граффити и стрит-арт разные феномены, их стоит различать, вторая - то что стрит-арт чаще всего употребляется в двух значениях. С одной стороны, это все искусство, помещенное в городскую среду, с другой стрит-арт - это особенное направление уличного искусства, которое обращено к зрителю, к обществу, с целью привлечения его внимания к каким-либо проблемам, вопросам или темам, такое искусство всегда содержит в себе концепт, идею. Стрит-арт в данной работе будет рассмотрен не как собирательный образ и термин, который объединял бы в себе все виды уличного искусства, представленные в городском пространстве. Для нас не столь важным представляется сосредоточение на его разновидностях и формах. Будет рассмотрен стрит-арт в его узком значении, как особенной разновидности уличного искусства. Любой художник хочет вызвать эмоции и отклик в душе зрителя, с этим желанием сочетается куда более серьезные задачи. Акцентирование внимания на действительно важных социальных проблемах: голодающие дети Африки, в оппозиции к ним зажиточное городское общество, вопросы военных конфликтов, роль женщины в обществе и т.п. Стрит-арт - это всегда своевременный отклик на актуальные культурные, социальные и политические события. Важно не то, в какой форме представлен стрит-арт, а какое сообщение он передает зрителю, как влияет на него.

У стрит-арта как направления современного искусства нет определенного терминологического набора, теоретической базы, на которую было бы возможно опираться в данной исследовательской работе.

Возвращаясь к вопросу о граффити, можно говорить о том, что оно как направление более тяготеет к субкультурной среде, к некому образу жизни. Сами художники говорят о том, что оно непонятно обычному горожанину, он не может считать те культурные и социальные коды послания, которые зашифрованы в граффити-надписях по всему городу.

«Граффити - представительная активность в социокультурном плане, значимо влияющую на определенный культурный пласт». Граффити занимается размножение одного и того же символа, знака, имени, надписи, в данном направлении вряд ли можно найти какой-либо посыл, идею или концепт. Многие трактуют и воспринимают стрит-арт как пост-граффити, как бы в эволюционном развитии, граффити - это прародитель стрит-арта. Но в данной работе мы не будем делать акцент на различиях стрит-арта и граффити. Важными представляются не формы, которое принимает искусство в уличной среде, важно то, нацелено ли произведение на диалог с городским пространством и зрителями.

«Стрит-арт, или иначе искусство уличных интервенций во всем многообразии его тактических методов и жанровых форм… Стрит-арт -- это пафосная эстетизация бунта, бунта не против отдельных системных недочетов, не против рыночной коррумпированности конкретных культурных персонажей или институтов, а против всего и вся, против капиталистического жизненного уклада, против эксплуатации, прекаритета, расового и классового неравенства, полицейского насилия и произвола крупных девелоперов, неуклонного роста безработицы и социальной незащищенности и т.д. Но это бунт без программы, без внятной риторики и четкой адресации, бунт, происходящий стихийно в данный момент и не оформленный в организованное сопротивление…». - такой взгляд на уличное искусство высказывает Дмитрий Голынко-Вольфсон в своей статье «Стрит-арт: теория и практика обживания уличной среды». Безусловно, бунт в некотором смысле не отделим от уличного искусства, это не обязательно борьба с властью или законом, чаще всего это борьба против всей системы в целом, попытка выйти за рамки этой системы. Стоит сказать о том, что стрит-арт не должен поддерживать такие протесты и такое заигрывание с властью, в результате которых могут погибнуть или пострадать люди. Художник, вызывая бунт, должен думать о последствиях. Все «болезни» общества кристаллизуются в стрит-арте, это определенно проблемное и неоднозначное искусство, это один из «каналов» выхода накопившихся вопросов, негодований и возмущений. При помощи искусства можно выделить ту или иную проблему, акцентировать на ней внимание, но решить ее такими методами невозможно. Испанский художником Исаак Кордал, считает, что уличное искусство и граффити -- это кожа города, его оболочка, по которой можно судить о состоянии общества, с этим определенно стоит согласиться.

Приступая к рассмотрению истории стрит-арта и граффити на территории России, следует обратиться к истории зарождения, появления и развития данных направлений за рубежом, особенно в США и Европе. Опираясь и обобщая мнения исследователей, занимающихся исторической стороной вопроса, можно сказать, что появление граффити относится к концу 1960-х годов в США. А именно изначально граффити образуется в Филадельфии, а затем уже перемещается в Нью-Йорк. Изначально граффити имели чисто утилитарный характер, использовались для разграничения территории между маргинальными слоями общества и ее криминальными элементами. На самом деле граффити как способ нанесения существует с очень давних и древних времен, можно говорить о том, что наскальная живопись - это уже первое граффити.

Еще в далекие 1930-е французский художник Брассай находит и делает снимки рисунков, которые выдолблены на фасадах зданий, что отсылает нас к наскальным рисункам. Такого рода зачатки уличного искусства носят бессознательный характер, в этом видится проявление подсознательных желаний и энергетики. Граффити 30-40-х годов примитивны, иррациональны, наивны как рисунки детей или психически нездоровых людей.

Если говорить об инструментах, позволяющих создавать граффити в современном понимании, то они появляются в 1949 году, а именно Роберт Абпланальп изобретает распылительный клапан современного типа. В том же году Эдвард Сэймур налаживает производство аэрозольной краски. В СССР в 1970-м в Латвии, в г. Рига было основано предприятие «ЛатвБытХим» - крупнейший в Советском Союзе производитель товаров бытовой химии. Также на данном предприятие производилась аэрозольная краска, ограниченная тремя цветами. После распада СССР данное предприятие прекращает свое существование.

Затем уличное искусство все также развивается во Франции в рамках ситуационизма, идеологического движения Ги Дебора и Рауля Ванейгема. Их идеи заключали в себе противопоставление «обществу спектакля», основанному на потреблении, капитализму, утилитаризму и урбанизму. Данное движение в виде лозунгов, листовок и плакатов проникает в Париж в 1968 году. Множество идей того периода было обращено к городскому пространству. Ги Дебор вводит понятие «Психогеографии», в котором он акцентирует внимание на эмоциональной составляющей городских мест, а Иван Щеглов в своем манифесте формулирует ряд утопических идей в «Формуляре нового урбанизма». В дальнейшем такого рода идеи и данное направление будут развиваться в рамках пост-ситуационизма, в котором стоит отметить Эрнеста Пиньона-Эрнеста и Жерара Злотикамиена. Данные деятели оказали влияние на формирование и развитие уличной плакатной школы во Франции. Данный период был сильно связан с политической и социальной ситуациями в стране, что находило отклик в творчестве художников. Еще до проникновения их США граффити в виде субкультуры, во Франции в 1970-е уже появляются граффити, выполненные аэрозольной краской.

В 80-е французский стрит-арт меняет русло своего развития в сторону борьбы с тогдашней системой образования, коммерциализацией искусства, борьба со сложившейся в тот период арт-системой.

В 70-е активен в сфере уличного искусства Харальд Наэгели, проживающий в Швейцарии. Затем он эмигрирует в Германию, где продолжает заниматься ранее начатым направлением.

Но именно в послевоенные годы в Америке это становится культурным феноменом городской среды. Тогда люди занимались благодаря граффити неким самопиаром - тиражировали на различных поверхностях своих имен и никнеймов. Каждый граффити-райтер заинтересован в том, чтобы его имя видели, как можно больше людей ежедневно, именно поэтому они были ориентированы по большей части на метрополитен, в который ежедневно спускались тысячи горожан. С этим связано зарождение такого направления как трейнрайтинг - граффити, нанесенное на поезда метрополитена, пригородного сообщения и дальнего следования. Механизмы борьбы с такого рода граффити выработали власти Нью-Йорка, они не выпускали в рейсы разрисованные поезда, а сразу отправляли их на перекраску, тогда для райтера не было смысла, потому что его рисунок никто не успевал увидеть. Также существует самое долговечное - это фрейтрайтинг - рисование на товарных вагонах, с них рисунки могут не удалятся годами.

Во Франции и США появление граффити и стрит-арта связано преимущественно с 1960-ми годами, это связано с рядом социальных и культурных факторов: с одной стороны, послевоенный высокий уровень безработицы, который говорит о наличии свободного времени, также в этот период начинают зарождаться другие субкультурные группы, что также являлось неким катализатором, панельная застройка городов, а соответственно образование отсталых и неблагополучных районов в городах, расцвет массовый культуры.

Французский философ Жан Бодрийяр размышляет в своей работе «Символический обмен и смерть» над феноменом граффити, который захлестнул Нью-Йорк в те годы. Он приписывает граффити-тэгам статус символа, знака, указывает на замкнутость зарождающейся субкультуры и атаку на зрителя, подобно кодированной системе, непонятной для всех, но достаточно агрессивной, настойчивой и влиятельной. «…в граффити нет содержания, нет сообщения. Эта пустота и образует их силу. Тотальное наступление на уровне формы не случайно сопровождается отступлением содержания. Это вытекает из революционной интуиции - догадки о том, что глубинная идеология функционирует теперь не на уровне политических означаемых, а на уровне означающих, и что именно с этой стороны система наиболее уязвима и должна быть разгромлена. Так проясняется политическое значение граффити». Стрит-арт же отходит от пустоты граффити и отсутствия сообщения, сила стрит-арта уже заключается в возможности трансляции определённых важных для общества идей и смыслов большому числу горожан, находящихся в городском пространстве.

Также Жан Бодрийяр говорит, что «граффити были новым типом выступления на сцене города - города уже не как сосредоточия экономико- политической власти, но как пространства/времени террористической власти средств массовой информации, знаков господствующей культуры». Продолжая традицию граффити, стрит-арт является неким заявлением и противовесом, как и экономической стороне, так и политической стороне жизни, стрит-арт продолжают борьбу с господствующей массовой культурой - СМИ, рекламой.

«Выступления против семиократии, этой новейшей формы закона ценности - тотальной взаимоподстановочности элементов в рамках функционального целого, где каждый элемент осмыслен лишь в качестве структурной переменной, подчиненной коду. Таковы, например, граффити. Действительно в подобных условиях радикальным бунтарством становится уже заявить: «я существую …». Уличное искусство менее претендует на заявление авторов о своем существовании или нахождении в городском пространстве, отходя от бунтарского духа граффити, но оно также продолжает борьбу с взаимозаменяемыми частями города, стрит-арт сам по себе делает какое-либо место уникальным, невозможным заменить его на такой же элемент в пространстве города.

«Граффити пытаются сбить с толку обычную систему наименований, разрушить рамки привычной повседневной городской среды. Граффити идут наперекор всем рекламно-медиатическим знакам, которые заполняют стены наших городов и могут создать обманчивое впечатление таких же заклинаний. Рекламу соотносили с праздником: без нее городская среда была бы унылой. Но на самом деле она представляет собой лишь холодную оживленность, симулякр призывности и теплоты, она никому не подает знака, не может быть подхвачена автономным или коллективным прочтением, не создает символической сети». Стрит-арта также, как и граффити стремится сбить с толку систему городских наименований, привычных повседневных практик. Ярким примером, в этой связи, могут являться интервенции. Под городскими интервенциями стоит понимать визуализированные заявления, совершаемые в общественном пространстве из чувства глубокой личной неудовлетворённости некоторыми аспектами городской жизни или из-за глубокой неудовлетворенности некоторыми аспектами вообще всего мироустройства, устройства социума и т.п. Причем интервенции направлены на использование уже имеющихся городских ресурсов: дорожные знаки, разметка, светофоры, телефонные будки и т.п.

Французский исследователь Ж. Бодрийяр также в своей книге рассматривал проблему «узаконенного стрит-арта», который был инициативой города, а конкретно нью-йоркский проект City Walls:

«… Все не двусмысленно: перед нами политика в области окружающей среды, крупномасштабный городской дизайн - от него выигрывают и город, и искусство. Весь город становится художественной галереей, искусство находит себе новое поле для маневра в городе. Ни город, ни искусство не изменили свою структуру, они лишь обменялись своими привилегиями. Такое уличное искусство обыгрывает архитектуру, но не ломает правил игры. Они реутилизируют архитектуру в сфере воображаемого, но сохраняют ее священный характер (архитектуры как технического материала и как монументальной структуры, не исключая и ее социально- классового аспекта, так как большинство подобных City Walls находятся в «белой», благоустроенной части городов). Однако архитектура и городское благоустройство, даже преображенные воображением, не могут ничего изменить, так как они сами суть средств массовой информации, и даже в самых дерзких своих замыслах они воспроизводят массовые общественные отношения, то есть не дают людям возможности коллективного ответа»12. Хороший пример того, что не всегда инициатива города выглядит достойно, скорее в данном случае это воспринимается наиграно и наивно, неотделимо от всего монолита городского пространства, что порождает ряд проблем в восприятии уличных произведений жителями Нью-Йорка. Отрицательный момент - это отсутствие обратной связи и принятие решений по инициативе городских властей, СМИ в одностороннем порядке. Данный пример показывает, что разрушение связей между тремя акторами: властью, горожанами и художниками порождает ряд проблем.

Также исследователь Ж. Бодрийяр говорит о том, что, оценивая стандартными эстетическими критериями уличное искусство, мы можем говорить о некоторой его слабости. При всей его стихийности, коллективности и анонимности оно все же соотносится со своими материальными носителями и с языком живописи. Поэтому существует опасность, что оно станет всего лишь декоративным произведением, будет любоваться только лишь своей художественной ценностью.

Затем намечается некоторая эволюция, развитие граффити, и уже к 1970-м, художников, рисующих на улицах, впервые начинают приглашать для участия в выставках, это и были первые шаги к «узакониванию» граффити, восприятию его как искусства. Вопросом помещения стрит-арта и граффити были озадачены многие еще с тех времен. В Европе в 1980-х граффити только устанавливается, при этом оно тесно связано с хип-хоп культурой. Стоит отметить два культовых кинофильма, которые были катализаторами распространения граффити по всему миру - «Wild Style», «Style Wars». Знаковой книгой для субкультурной среды стала «Subway Art», которая вышла в Лондоне. Такое географическое перемещение связано с ужесточением наказаний в 1980-е в Нью-Йорке. В Европе в начале 80-х государственная власть к надписям относилась как к детскому баловству и не обращало на это внимание. А уже в 1990-е появляется совершенно новая форма, новый городской язык, с его образностью и символичностью - «пост- граффити», такой термин можно увидеть у многих исследователей. Возникает вопрос можно ли поставить знак равенства между стрит-артом и пост-граффити? Это возможно, только в том случае, если пост-граффити ориентировано на зрителя и обращено к нему, в начале своего появления у граффити не было цели общения и выстраивания диалога со зрителем, но, когда связь со зрителем налаживается, тут можно говорить о пост-граффити и его следующей ступени развития- стрит-арте.

Прослеживается связь между появлением креативных индустрий и уличного искусства, условия образования были схожими: начало развития массовых коммуникаций, отмирание индустриальных порядков и зарождение постиндустриальных условий, начало процессов глобализации, господство массовой культуры и т.д.

На граффити, как и на стрит-арт влияли предшествующие направления изобразительного искусства такие как футуризм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм, особенно французский сюрреализм 1920-х.

На самом деле еще в 1918 году у футуристов были декреты о перемещении искусства и творчества в уличное пространство, плакатное и лозунговое искусства в СССР, отчасти такие идеи можно причислить к уличному искусству, но скорее оно выступает в виде протоформ.

Если говорить о России, то проникать с запада граффити начинает только в конце 1980-х - 1990-х. В начале оно устанавливается скорее в виде субкультурной основы. Благодаря развитию хип-хоп культуры, граффити начало стремительно распространятся по миру и в середине 1980-х граффити достигает СССР. Появление в нашей стране граффити связано с политической оттепелью 80-х годов, когда железный занавес стал постепенно «приоткрываться» и молодежь стала интересоваться той культурой, которая уже была развита за рубежом. В 1985 году в нашей стране появилась мода на брейкданс и хип-хоп культуру вообще, частью которой было и граффити. Первыми художниками были танцоры, которые по совместительству рисовали граффити и оформляли декорации многочисленных брейк- фестивалей, которые проводились по всей стране. В то же время в Калининграде и Риге стали появляться настенный граффити, где они установились достаточно быстро. Первыми первопроходцами были Рижский Крыс - из Риги и Макс Навигатор из Калининграда. Это все относится к первой волне появления граффити в нашей стране, затем был перерыв, который был связан с распадом СССР. География распространения граффити была таковой: Рига - Прибалтика - Калининград - Санкт- Петербург - Москва.

Вторая волна граффити пришла в Россию в середине 1990-х годов все также благодаря фестивалям: Snikers Urbania, Adidas Street Ball Challenge, фестиваль Nescafe в Москве. Такого рода появление было связано с коммерцией и маркетингом компаний. Западные производители вышли на российский рынок и начали продвигать свои товары, проводить рекламные акции, привлекать молодежь. Среди райтеров второй волны можно отметить - из Москвы: Шаман, Worm, Zmogk, Mark, в Санкт-Петербурге: Fuze, команда SPP, Янки, Зааф, Склероз и другие. В конце 90-х с развитием интернета информация стала более доступной, и развитие граффити приобрело массовый характер. В 2001 г. вышел первый граффити журнал «Spray it», его стала издавать команда SPP.

Команды для райтеров в этот период становятся подобием семьи, в которой они начинают находить приют, защиту и схожие идеи, мысли. Появление граффити в начале носило дисперсный характер и обладало низкими темпами, центром подражания становится Европа. Райтеры не отделяют занятие стрит-артом и граффити от своей жизни, от своего образа мышления, для них это целый мир - с определенными людьми, местами, врагами и привычными атрибутами городской среды. В первую очередь

граффити и стрит-арт являлись образом жизни, творчеством, внутренним миром, частью самих художников и средством самовыражения. Для граффити важным показателем является даже не качество, стиль или сюжет, а умение все это сочетать со скоростью нанесения. Также в начале своего становления граффити было более протестным, ему были присущи более субкультурно выраженные черты.

«Особое развитие стрит-арта начинается именно в нулевые, это обусловлено рядом факторов. Пристальное внимание к стрит-арту в нулевые связано с исчерпанностью и рутинизацией системного поля искусства и запросом на внесистемный авангард, экспонируемый не на традиционных музейных и галерейных площадках, а в неожиданных урбанистических зонах, как правило, не наделенных устойчивым культурным статусом. Такой внесистемный авангард намеренно противопоставляет себя и коммерческому мейнстриму, и искусству политического активизма с их ориентацией на собственные ресурсы институциональной поддержки и культурной аудитории. В нулевые «современное искусство» в его системной ипостаси зачастую перестает отождествляться с напряженной интеллектуальной работой, индустрией производства знаний или новых подрывных смыслов, сводясь к набору индивидуальных стратегий взаимодействия с господствующими трендами. И стрит-арт, предполагающий радикальный отказ от включенности в магистральный культурный процесс, стал его внесистемной альтернативой. Поколение нулевых обнаружило в стрит-арте тот же неисчерпаемый потенциал обновления, что предшествующее поколение -- в искусстве новых технологий, призванном преобразовать традиционные коды визуальной репрезентации с помощью электронных медиа».

Такое мнение на исчерпанность и рутинизацию искусства в начале нулевых имеет место быть, важным представляются поиски новых поверхностей и территорий освоения современным искусством - оно реализуется в уличном пространстве. Тогда это было совершенно новым направлением искусства, противопоставляющим себя системному порядку и идеям, безусловно стрит-арт связан с поисками новых способов самовыражения художников. Также нельзя игнорировать тот факт, что наряду с этой тенденцией, возможно заимствования идеи с запада, самой идеи стрит-арта.

Также нельзя игнорировать тех механизмов заимствования из-за рубежа различных тенденции, которые существовали и существуют во множестве сфер. Катализатором этих процессов было наличие общего информационного поля и интернета, что упростило распространение и появление уличного искусства в России.

«Стрит-арт утверждает главенство социальной функции искусства, также изымает искусство из традиционного для него музейно-галерейного пространства и перемещает в живой и непредсказуемый контекст улицы». . Это действительно так в отношении двух главных черт стрит-арта, уличное искусство в данный момент концентрируется на социальных вопросах и проблемах, а вот в отношении музейного пространства тенденции немного трансформируются, стрит-арт соединяет в себе художественное и социальное. Если в начале своего появления в России стрит-арт полностью был абстрагирован от музейного пространства, арт-рынка, галерей, коммерции, то сейчас происходит раздвоение на два лагеря. Многие художники понимают и принимают правила существования капиталистического общества.

«Несмотря на то что временами стрит-арт обращается к травматическим аспектам коллективной памяти, в большинстве случаев он работает с актуальной современностью. По сути, стрит-арт создает дизайн современной жизни, выполненный не профессиональными, специально обученными разработчиками городского среды, а усилиями безымянных самоучек, которые относятся к городской среде как к полигону для терроризирования буржуа раздражающими его образами. В зависимости от того, преобладает ли в этом дизайне протестная или развлекательная составляющая, можно говорить либо о политическом стрит-арте, либо о его рекламно-коммерческом варианте (например, в Берлине нулевых стрит-арт становится объектом дорогостоящих туристических экскурсий, а многие уличные художники сотрудничают с корпорациями в производстве и раскрутке брендов)».

«Выявляет две наиболее вероятные перспективы дальнейшего социокультурного развития стрит-арта. Либо он останется средством индивидуального самовыражения и реализации частных карьерных инициатив, либо перерастет в массовое освободительное движение, сделается платформой для солидарной борьбы множеств за возвращение себе общего блага, городских улиц и всего урбанистического жизненного пространства». Можно проследить некий выход и появление стрит-арта из граффити сферы. Также такое движение возможно и в другие сферы: дизайн, иллюстрации, современное искусство в галереях и на арт-рынках. Направление такого рода перемещений идет в двух направлениях: от граффити к другим сферам или от отличных областей к уличному искусству, граффити. Но чаще всего нельзя провести четкую грань, эти сферы одновременно взаимодействуют и сосуществуют друг с другом.

Среди художников существует договоренность не рисовать на памятниках и значимых объектах культуры. Есть негласный кодекс, договоренность, но это все очень субъективно, адекватные люди понимают, что нельзя рисовать на памятнике Пушкину, библиотеках и т.п. Если райтеры, художники нарушают эти негласные правила, то они очень сильно осуждаются внутри сообщества художников и райтеров.

Стрит-арт связан с различными сферами: граффити, современное искусство, творчество, дизайн, массовая культура, маркетинг и брэндинг.

Чаще всего в уличном искусстве художники используют узнаваемые символы и образы.

В данный момент времени стрит-арт больше воспринимается зрителями не вживую, а через интернет пространство. Интернет становится новой площадкой для развития и распространения уличного искусства.

На становление стрит-арта повлияли разные направления и факторы - пропаганда, реклама, ситуционизм, мурализм, монументальное искусство СССР, паблик-арт, на появление граффити повлияли же другие факторы, что отличает эти два направления в своей основе и в своем назначении. При этом нельзя игнорировать тот факт, что многие художники выросли и вышли из среды граффити-райтинга, что оставляет определенное влияние на их творчестве. Многие уличные художники были граффити-райтерами и некоторые из них в своих работах продолжают тиражировать некий образ, который только сообщает о принадлежности к определенному автору. По большей части для таких художников неважна сама городская среда и контекст, в которые помещаются их произведения. Отличительной чертой граффити художников является то, что им неважно, где тиражировать свой псевдоним, главное, чтобы он был максимально заметен. Многие художники не всегда чувствуют ответственность за то, что они размещают в городском пространстве.

Популярные уличные художники становятся брендами, их начинают ценить не столько за творчество, сколько за громкое и популярное имя. Зрители в этом случае перестают оценивать работы таких райтеров критически. Сложившиеся условия и известность таких художников могут не позволить им развиваться дальше в своём творчестве.

Большинство уличных художников не сфокусированы на теории, а интересуются только практикой. Далеко не каждый художник задумывается над тем, зачем он это делает, что конкретно он хочет сказать своим творчеством и что он в него вкладывает. Это во многом отличает современных художников от деятелей прошлого, которые писали манифесты, разрабатывали теории, издавали книги. Современные уличные художники просто рисуют свои работы, затем выкладывают их в виртуальное пространство.

Художественные течения ХХ века обладали определенной идеологией, при этом в некоторой степени отрицая предыдущий опыт искусства прошлого. Художники тем самым пытались привнести что-то новое, сломать все старое, показать, что время сменилось, и искусство вместе с ним должно тоже трансформироваться. И в сравнении с этим уличное искусство сегодняшнего дня не обладает такой ярко выраженной идеологией и не пытается привнести что-то кардинально новое, уличные художники не пытаются разрушить все то, что было до них. Наоборот, они пытаются осознанно или не осознанно черпать вдохновение в абсолютно разных художественных направлениях и течениях. И зачастую можно проследить некую связь между искусством прошлого и настоящего и работами уличных художников.

Уличное искусство стало так популярно, потому что чаще всего оно доступнее для зрителей как физически - присутствие в уличном пространстве, в виртуальном пространстве, так и по содержанию.

Стоит отметить, что сейчас граффити и стрит-арт являются модными ярлыками, которые успешно эксплуатируются корпорациями и брендами, государством и другими институциями.

В уличном искусстве на данный момент не хватает профессиональных критиков и теоретиков, особенно в России, которые могли бы грамотно оценить работы художников, которые могли бы задать какой-то ориентир для зрителей, по которому те, в свою очередь, могли бы оценивать качество и содержание той или иной работы. Зрителям тяжело оценивать уличное искусство, опираясь на ранее приобретенные фундаментальные знания.

Один из основных вопросов до сих пор остается без ответа: можно ли назвать всех, кто рисует на улице художниками? Этот вопрос волнует и самих уличных райтеров, так как пока на него нет однозначного ответа.

Подводя итоги, можно сказать, что ценными являются те работы, к которым хотелось бы возвращаться и находить в них снова и снова что-то новое, ценное и отличное. Для стрит-арта в данном ракурсе опасна однозначность, отсутствие многозначного прочтения. Граффити и стрит-арт уже стали частью современного искусства, но в истории останутся только лучшие произведения и авторы.

Возникновение стрит-арта, трансформация его стиля

Уличные художники являются представителями граффити-культуры, сформировавшейся на Западе как субкультурное течение и достигшее к настоящему времени статуса одной из форм современного искусства. Однако необходимо отметить, что большинство россиян по-прежнему склонны считать стрит-арт, в большей степени именно граффити, вандализмом и хулиганством, в то время как уличные художники на Западе уже давно отошли от подобных клише и штампов в свой адрес и даже приобрели мировую известность. Даже далекий от современного искусства человек наверняка знает работы стрит-артера, получившего мировую известность, - Бэнкси. Если говорить о состоянии российского стрит-арта, существует расхожее мнение, что он «отстающий, догоняющий», так как в нашей стране граффити-культура появилась не так давно, с началом перестройки - на волне проникновения западной массовой культуры, захлестнувшей Россию в конце 80-ых, начале 90-ых.

Стрит-арт, по признанию большинства, возник в 1970-90-е годы, а его предыстория началась еще во Вторую мировую войну. По легенде, история граффити начинается в 1942 году, во время Второй мировой войны, когда рабочий Килрой принимается писать "Kilroy was here" на каждом ящике с бомбами, которые производят на фабрике в Детройте. Солдаты в Европе воспроизводят эту фразу на стенах, устоявших во время бомбардировок. Позже к этому первому проявлению присоединяются подписи Корнбреда в Филадельфии в 1950-х - 1960-х годах. Вместе с Cool Erl и Top Cat они создают граффити, в подлинном смысле давая начало этому течению.

Из Филадельфии движение в конце 1960-x годов приходит в Нью-Йорк, в квартал Washington Heights в Манхэттене, именно оттуда в 70-е годы XX века «тэг» распространяется повсюду, покрывая стены вагонов метро. Julio 204 был первым, кто поместил номер своей улицы рядом со своим псевдонимом. Первым граффитчиком, признанным за пределами собственного квартала, стал Taki 183. Он оставляет следы своего присутствия в очень многих городских местах, становясь своеобразным «поджигателем» и провоцируя волну подражаний среди многих граффитчиков.

Из Нью-Йорка в 80-е гг. XX в. граффити, как особая субкультура, начало распространяться по миру. Особенно хорошо эта субкультура прижилась в бедных районах Латинской Америки, где еще ранее возникла своя собственная традиция – «мурал», т.е. рисунки на домах. К 90-м годам появляются художники, которые во многом отходят от граффити (написание букв, имен) и полностью переключатся на создание образов или прямых посланий, причем используя для этого самые разные техники. Тут нельзя не упомянуть о Blek le Rat, который, познакомившись с уличными художествами Нью-Йорка, увозит эту идею на родину, в Париж. Там он отходит от стандартов подписей и начинает использовать трафарет, ставший со временем одним из главных инструментов всех художников. Blek le Rat становится основополагающей фигурой в искусстве стрит-арта, по словам самого известного представителя уличной живописи Бэнкси, именно он стал отцом современных тенденций.


К середине 1970-х годов на улицах Нью-Йорка появляются более зрелые граффити, нарисованные первыми настоящими уличными художниками: Ли Киньонесем и Жан-Мишель Баскиа. Киньонес разрисовывает целые составы метро в родном Нью-Йорке и попадает на первую в истории стрит-арта выставку в Вашингтоне, в 1981 году. В тоже время Батискиа является одним из самых первых признанных стрит-художников, работы которого в настоящее время можно приобрести за 14 и более миллионов долларов.
Случай с Батискиа стал скорее неординарным для культуры стрит-арта, да и сам он вскоре все больше отдалялся от хулиганского рисования и примыкал к неоэкспрессионизму. Искусство улиц тем временем шло дальше и становилось все более дерзким и вызывающим. Переломным моментом стали 1990-е года, когда все больше мастеров стали отказываться от «стандартного» граффити, (которое сейчас уже почти перестало ассоциироваться со стрит-артом) и, уже в 1990-х, вслед за трафаретами стали использовать постеры и стикеры, видеоарт и даже устраивать инсталляции. Это время стало для стрит-арта временем нового поколения художников - Бэнкси, Шепарда Фейри, Ces53, Space Invader, 108, Ash и многих других.

Особенно значимой для современной культуры стрит-арта является таинственная личность Бэнкси, который является одним из самых влиятельных и востребованных фигур в современном искусстве. Но его личность до сих пор не установлена. Все это время ему удается скрывать свое лицо за масками и капюшонами. Этот английский граффити-художник начал рисовать на улицах родного Бристоля еще в 1993 году и достаточно долгое время действовал как обычный граффитчик в составе своей команды, но со временем для того чтобы успевать рисовать и не быть пойманным полицией, он начал использовать трафаретную технику, подобно французскому уличному художнику Bleck le Rat, разрисовавшему в конце 1970ых Лондонское метро. Мировую известность Бенкси приобрел именно благодаря трафаретным рисункам на острые социально-политические темы и высмеивание массовой культуры.

По словам самого художника «Граффити - это одно из немногих средств самовыражения, которое ты можешь себе позволить, даже если ты не имеешь ничего».

Две традиции стрит-арта.

В стрит-арте существуют две традиции, различные по происхождению и характеру, хотя в целом условные. Обычно их обозначают «французский» стрит-арт и «англо-американский».

В англоязычном мире стрит-арт вырос из нищеты, из «плохих районов», рабочих окраин и во многом из негритянской субкультуры. Он и дал начало движению стрит-арт, оказав сильное влияние на Латинскую Америку и континентальную Европу.

«Англо-американский» стрит-арт изначально носил протестный характер, создавался, в основном, людьми пролетарского происхождения. В нем до сих пор довольно болезненно воспринимают любой факт сотрудничества коллег с коммерческими организациями. В то же время эта традиция не чужда некоторой легкости, ироничности и несерьезности, а вандализм зачастую рассматривается как чистое удовольствие от разрушения и нарушения правил.

Однако, хотя европейские художники и вдохновлялись граффити Нью-Йорка, они довольно скоро создали свою традицию. «Французский» стрит-арт позиционирует себя как «серьезное искусство». Практически все художники имеют высшее образование и связывают свои художественные идеи с философскими размышлениями. Идея французского стрит-арта заключается в служении обществу и попытке вписаться в городской ландшафт, не искажая и не разрушая среды. Следует также заметить, что французский стрит-арт оказался довольно быстро включен в систему музеев и галерей – большинство ныне известных авторов довольно быстро получили доступ к выставкам. Последнее обстоятельство заставляет считать значительную часть этой традиции скорее не стрит-артом, а чем-то иным (поп-арт, глэм-арт...). При этом современные французские стрит-артеры довольно скептически высказываются о других традициях (так, в статье «Эпоха развитого вандализма» из журнала «Коммерсантъ - власть», французский художник Zevs говорит: «Я уважаю Бэнкси, но ведь то, что он делает, - это, в сущности, карикатуры»).

Если искать глубинные причины различия двух традиций стрит-арта, то, вероятно, главная из них заключается в том, что англо-саксонская традиция граффити и стрит-арта прочно укоренены и видят свою основу в примитивном, территориальном начале человека - стрит-арт как чистое удовольствие от разрушения границ, как способность «пометить» территорию, причем не столько свою, сколько некоторой группы. Французская традиция видит своей целью создание дополнительных смыслов визуального сообщения, а не деструкцию.

Любопытно, что различие этих двух традиций коррелирует также со способностью художников к рефлексии. Отмечается, что произведения французских стрит-артеров оказываются гипер-рефлексивны, сообщения, передаваемые ими в объектах искусства наполнены смыслом. В то же время, по биографии авторов заметно, что представители агло-саксонской традиции – это главным образом выходцы из социальных низов, тогда как во второй традиции присутствует значительное число профессиональных художников и дизайнеров с одним-двумя образованиями (часто художественное плюс гуманитарное).

После описания особенностей еврепейского и англо-саксонского граффити-искусства, необходимо проследить путь граффити в России и его особенности.

Процесс зарождения и развития стрит-арта в России

Становление российского стрит арта как и большинство других разновидностей западной культуры происходит в России с начала перестройки. Примерно с 1985 года в России начинает формироваться мода на западные ценности и западную культуру, в том числе популярными становятся хип-хоп и рэп. Поскольку граждане Советского Союза не обладали широким доступом к информации о западных культурных явлениях, собирать информацию приходилось «по крупицам...из привезенных счастливцами западных журналов, фильмов и музыкальной продукции». Именно поэтому сложился устойчивый стереотип, что стиль хип-хоп состоит из трех направлений: брей-дэнс, рэп и граффити. Данное клише до сих пор обладает популярностью в современном российском обществе, хотя, на самом деле это не совсем так. После распада СССР, в Россию хлынула волна хип-хоп культуры, появилсь рэп- и хип-хоп- танцвальные и музыкальные школы, стали проводиться многочисленные фестивали. При этом первые рэперы и брейкеры были одновременно и первыми граффитчиками, оформляя в этом стиле декорации своих концертных и репетиционных площадок, интерьеры своих клубов, помещений и т. д. Среди первых представителей российского граффити были в те времена: Крыс, Баскет и Макс-Навигатор.

Российский стрит-арт формируется по западному пути развития и возникает из направления граффити, активно этот переход происходит с 2000 года. На российской стрит арт-арене появляются такие имена, как: Code и Fet, Make, Кто и другие. В 2003 году проходят первые российские стрит-арт-мероприятия "Don"t Copy me" и "Access", и, начиная с этого года, российские стрит арт фестивали и стрит-арт шоу проходят в России регулярно. В результате российский стрит арт переходит на новый уровень, вместо хулиганских вылазок он превращается в новый вид искусства. Однако большинство современных исследователей стрит-арта и даже самих художников, зачастую критикуют российский стрит-арт, называя его безликим подражанием западной школе. Но, тем не менее, многие отмечают положительную динамику развития российского стрит-арта. В чем причины медленного развития самобытного российского стрит-арта? Основная причина заключается в явной централизации российской школы стрит-арта: большинство команд, отдельных художников и стрит-арт центров сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Такая географическая скученность негативно влияет на развитие российского стрит-арта, оставляя зачастую провинциальных уличных художников незамеченными. Еще одной причиной доминирования западных шаблонов в российском стрит-арте - использование большинством уличных художников латиницы, надписей чаще всего на английском языке. На всем российском стрит-арт пространстве существует только одна заметная стрит-арт команда, использующая русский язык как основной. Это межрегиональная команда «Зачем».

Другая причина - отсутствие на данный момент легитимного статуса стрит-арта в российском обществе. С одной стороны, стрит-арт сам по себе, как описывалось ранее, является нелегальным видом искусства. Но, с другой стороны, в США и на Западе существуют площадки для рисования, на которых художники могут реализовывать свои замыслы, тренировать свои навыки, а также существуют площадки в виде галерей, на которых стрит-артеры даже могут представлять свои работы. В России подобных пространств нет.

Более того, существует огромное отторжение граффити-полотен, что выражается, в частности, в том, как с объектами стрит-арта поступают далее. Вновь обращаясь к западному опыту, отмечу, что, несмотря на строгие санкции за раскрашивание стен в неположенных местах, полиция не спешит закрашивать нанесенные художниками рисунки. В Великобритании даже восстанавливают граффити (правда, снова же того самого Бэнкси). В России тэги тут же закрашиваются (см. Рис.4 – закрашивание граффити у ст.м.Ладожская), при этом, чаще всего, цвет краски, которой закрашивают кусок стены с изображением резко отличается от изначального цвета стены, поэтому возникают сомнения в том, что стена с однотонными пятнами другого цвета представляет большую ценность и эстетику, нежели стена с ярким изображением. Название статьи «В Великобритании вандалы закрасили граффити Бэнкси» уже демонстрирует различие: в России вандалами называют граффитчиков, в Великобритании вандал = те, кто граффити закрагивает

Российский стрит-арт отличает также и то, что в нем еще обострен протестный момент: многие наклейки и граффити выражают насмешки и негодование в адрес господствующего класса.

И последняя особенность российского стрит-арта, которую хочется отметить, - в процессе включения в стрит-арт сообщество российский стрит-артер проходит определенную «эволюцию»: только при вступлении в субкультуру, он с удовольствием включается в различные мероприятия, организованные «сверху», участвует в создании мьюрал-арта, а далее, познакомившись с негативным отношением своего сообщества к работе на заказ, уходит в тень и предпочитает радикально нелегальные способы самовыражения.

Таким образом, в развивающемся российском стрит-арте существует как и ряд достоинств (как, например, ценная для оригинальной сущности стрит-арта, протестная составляющая), но и ряд проблем и недостатков.

История

Истоки

Товарищи и граждане, мы, вожди российского футуризма - революционного искусства молодости - объявляем:

1. Отныне вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения - дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах.

2. Во имя великой поступи равенства каждого пред культурой Свободное Слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан.

3. Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего.

Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.

Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку - мелодии, грохот, шум - прекрасных композиторов всюду.

Пусть улицы будут праздником искусства для всех.

- Владимир Маяковский , Давид Бурлюк , А.Каменский («Газета футуристов». - М., 15 марта, 1918)

По легенде, история граффити начинается в 1942 году , во время Второй мировой войны , когда рабочий Килрой принимается писать "Kilroy was here" на каждом ящике с бомбами, которые производят на фабрике в Детройте . Солдаты в Европе воспроизводят эту фразу на стенах, устоявших во время бомбардировок. Позже к этому первому проявлению вируса присоединяются подписи Корнбреда в Филадельфии в 1950-х - 1960-х годах. Художник берёт город приступом вместе с Cool Erl и Top Cat. Втроём они создают граффити, в подлинном смысле давая начало этому течению.

1970-е годы

Из Филадельфии движение в конце 1960-x годов приходит в Нью-Йорк. Там всё начиналось в квартале Washington Heights в Манхэттене. В 1971 году «тег» распространяется повсюду, покрывая стены вагонов метро. Julio 204 - первый, кто помещает номер своей улицы рядом со своим псевдонимом. Первым райтером, признанным за пределами собственного квартала, стал Taki 183. Он оставляет следы своего присутствия в очень многих городских местах, становясь своеобразным «поджигателем» и провоцируя волну подражаний среди многих райтеров.

В то же время начинает появляться новая форма. 1972 год отмечает рождение нового эстетического языка. В то время как между райтерами, ищущими славы посредством своих псевдонимов, вспыхивает настоящая война, некоторые из них для того, чтобы как-то отличиться, используют неожиданные стилистические включения. Так зародилась основа стиля и кода граффити, используемого и сегодня.

1980-е годы

Быстрый и бесконтрольный рост движения вызывает определенный интерес культурных инстанций, от критиков до галерей. Поэтому начало 1980-х отмечает впечатляющее количество выставок, где молодые райтеры получают признание как художники в полном смысле этого слова. В 1981 году престижный журнал Арт Форум посвящает статью явлению Fashion Moda. В том же году райтеры принимают участие в выставке PSI New York/New Wave вместе с другими художниками, среди которых Жан-Мишель Баскиа, а также Джозеф Кошут , Уильям Берроуз , Нэн Голдин, Энди Уорхол и Лоуренс Вайнер . В 1982 году Fashion Moda выставляется на Dokumenta 7 в Касселе , Германия. С тем же озадачивающим очевидным успехом первые райтеры выставляются во многих музеях Европы параллельно с выставками в лучших галереях Нью-Йорка.

Одновременно с художественным признанием искусство граффити испытывает на себе жесткие санкции, которые вынуждают его развиваться вне метро и улиц. Давление оказывает значительный и подчас фатальный эффект на художественное развитие многих райтеров. Но не все смиряются с этим, и кое-кто ищет новые пути развития, дающие место многочисленным ответвлениям. С этого момента движение получает второе дыхание и обеспечивает себе дальнейшее развитие.

1990-е годы

2000-е годы

Последнее десятилетие отмечает разнообразие направлений, которые выбирает стрит-арт. Восхищаясь старшим поколением, молодые райтеры отдают себе отчёт в важности разрабатывания собственного стиля. Таким образом возникают всё новые ответвления, предсказывающие движению богатое будущее. Новые разнообразные формы стрит-арта подчас превосходят по своему размаху всё, что было создано до этого.

Техника

См. также

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Заповедь строительства Скинии и Храма
  • Тараторкина, Анна Георгиевна

Смотреть что такое "Стрит-арт" в других словарях:

    стрит-арт - сущ., кол во синонимов: 1 скрэтчинг (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Стрит арт - … Википедия

    стрит арт - … Словарь синонимов

    Скрэтчинг (стрит арт) - Скрэтчинг это вид уличного искусства, при котором тэги выцарапываются на стекле в общественном транспорте или публичных заведениях. Явление берёт своё начало в ранние 90 е. скрэтчинг на окнах метро в Берлине … Википедия

    Арт-панк - Направление: Рок Истоки: Арт рок, Прото панк, Панк рок, Краут рок, Экспериментальный рок Место и время возникновения: 1970 е, США, Великобритания, Ирланди … Википедия

    Спрей-арт - О других видах настенных надписей см. статью Граффити. Спрей арт (англ. spray art) одна из разновидностей граффити (итал. graffiti), нанесение на здания и другие объекты городского пейзажа рисунков и надписей с помощью аэрозольной … Википедия

    Война (арт-группа) - Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику. У этого термина существуют и другие значения, см. Война (значения) … Википедия

    Поп-арт - Ричард Гамильтон, «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956) одна из самых первых работ поп арта Поп арт (англ. pop art, сокращение от popular a … Википедия

Граффити в том виде, как мы его понимаем сейчас, зародилось в 60-х и с тех пор прошло огромную дистанцию как самостоятельная культура, как часть визуального искусства. Но даже среди тех, кто родился гораздо позже граффити, до сих пор бытует мнение, что уличное искусство нельзя сравнивать (и уж тем более высоко оценивать) с искусством музейным, традиционным, чья состоятельность подтверждается веками существования и всем известным именами.

Мы поговорили с Сабиной Чагиной и Юлией Василенко (на фото ), основателями Биеннале уличного искусства "Артмоссфера" и одноименного о том, что же все-таки такое уличное искусство или стрит-арт, как широко оно представлено на улицах и в музейных пространствах, как правильно его принимать и стоит ли вкладывать в него деньги.

- Давайте определимся с термином "стрит-арт".

С: Начинаешь с больной точки. Это вопрос, которым многие задаются в последний год. Недавно в Санкт-Петербурге прошел симпозиум, посвященный исследованию уличного искусства, и в течение шести часов мы пытались сформулировать, что такое мурализм, граффити и стрит-арт. Уличное искусство вышло за пределы субкультуры и требует новой терминологии. Так что то, о чем ты спросил, требует шести часов разговора.

Это городское явление. Представь, что мы говорим о скейтбординге. Можно вспомнить Калифорнию семидесятых, осушенные бассейны, в которых серферы начали кататься на досках и так далее. Но это неактуально, уже нет связи, как это начиналось, с тем, чем скейтбординг является сейчас. Это стало обычным делом в городе. Граффити тоже началось с мощной субкультурной волны в Нью-Йорке, в том Нью-Йорке, который был совсем не похож на нынешний. Сейчас граффити выходит за рамки субкультуры, развивается и обретает новые формы и даже смыслы. Ребята из культовой граффити-группировки "Зачем!", учитывая, что по сути они тегают, для меня являются представителями актуального искусства, в том числе, потому что они работают с контекстом. Или команда "1up", которая уделала всю Европу тегами, и представила в только что открывшемся берлинском музее Urban Nation свою инсталляцию, собранную из пустых баллочников.




Работа художника Sepe (Варшава), II Биеннале Артмоссфера

Мне тоже кажется, что в уличном искусстве осталось мало улицы. Оно перемещается в выставочные пространства?

С: Оно существует и там и там, и даже выходит за пределы какого-то конкретного пространства, например очень активно используется в дизайне. Художник ночью на улице, днем - в студии. Или, как наш хороший друг Алексей Luka, пошел учиться на сварщика и теперь варит металл, то есть, сможет применить это в искусстве, создать любую конструкцию для паблик-арта, например.

Ю: Действительно, в последнее время в России появилось больше выставочных проектов с участием стрит-арт сцены, но многие из этих художников продолжают работать и на улицах.

С: И хотя сейчас это не так заметно, но по сравнению, например, с Финляндией, у нас все еще неплохо. Там зиро толеранс на законодательном уровне, какое-либо уличное искусство на улицах запрещено. Я знаю человека, граффитоса из девяностых, который там сидел за постер. Есть, и напротив, город Вантаа, где мэр нарочито разрешил рисовать на стенах, и там это везде, но таким искусственным способом можно было просто обои поклеить, я такое не очень люблю.



Мурал, созданный в рамках фестиваля "Лучший город Земли", автор Агостино Якурчи (Италия), Москва, Гончарная набережная, сейчас закрашена

На мой обывательский взгляд, Москва сейчас положительно воспринимает уличное искусство, к нему привыкли.

С: Ничего не положительно, Руслан! Они просто не могут отличить рекламу от искусства! Я помню один пример, когда в Орликовом переулке закрасили , и жители дома писали ему: "Дима, вы не подумайте, это не мы!" Был фестиваль - я была его куратором, а Юля исполнительным продюсером большинства стен - в рамках которого нам удалось сделать много уличных работ, но почти все они сейчас уже закрашены.

- Что это был за фестиваль?

С: Есть такая практика - "процентное искусство". Во многих странах девелоперы - главные строители в городе, выделяют 1-1,5% из своего бюджета на паблик-арт и благоустройство, чтобы сделать городскую среду удобнее, приятнее и красивее. Причем, внедрено это на уровне законодательства. Для них это незначительная трата, а для искусства - вполне серьезная сумма, которая попадает в специальный фонд, а тот уже распределяет её на фестивали, гранты и другие проекты. Например, знаменитый паблик арт Cloud Gate в Чикаго создан на деньги девелопера, который построил бизнес-центр. И теперь это городская достопримечательность, куда съезжаются толпами. Мэр Сергей Собянин знал об этой практике и хотел привить ее и у нас. С Капковым они придумали фестиваль "Лучший город Земли" и в 2012 году объявили, что Москва должна меняться, и у нас должно развиваться уличное искусство. Первый фестиваль частично состоялся на деньги одного из девелоперов, и всё должно было идти к мировому стандарту. Но не дошло. А начиналось все масштабно - 150 стен. У меня была тогда галерея StreetKit, и мой приятель, Федор Павлов-Андреевич, позвонил мне и предложил стать куратором. В марте я пришла в Департамент культуры Москвы, к мужчинам в костюмах, и мне сказали, что уже в мае нужно всё начать. Нам с Юлей досталось 90 стен из этих 150.


- Как такое вообще можно провернуть?

С: На фанатизме. Юля могла всё это спродюсировать, а у меня были наработки с художниками. Поначалу мы сами какие-то разметки наносили, чуть ли не краску мешали. Там ведь как было: проект на большие деньги, с шестью нулями, а на оплату художников просто ноль. Видимо, предполагалось, что все должны работать бесплатно, за запах краски. Удалось убедить, что нужны гонорары, и это было революцией в схеме работы города и художников. Тем не менее, такое количество работ было невозможно сделать в столь сжатые сроки, и мы сделали около 30 художественных работ силами российских и зарубежных художников, и еще 50 на стенах ТЦП-будок рядом с детскими площадками: перенесли классические иллюстрации известных художников из детских книжек - Булатова, Билибина и других.


- Сколько из всего сделанного живо сегодня?

С: Да почти ничего. Работы 4 от силы. В Звонарском переулке работа француза Нелио, на Третьем кольце, на Люблинке.



Мурал, созданный в рамках фестиваля "Лучший город Земли", автор Waone (команда Interesni Kazki) Москва, Люблинская улица, 111

Обидно?

С: Обидно. Идея заглохла, на следующий год не удалось привлечь девелоперов. По сути, деньги оказались потрачены впустую. Да и сама идея теперь переврана - множество рисунков на фасадах в Москве сегодня являются рекламными: открыто эксплуатируют яркий и выразительный язык уличного искусства в коммерческих целях или в угоду политтехнологам. В "Законе о рекламе" не запрещены рисунки как таковые, в отличие, например, от баннерных конструкций, и этим все пользуются. Пачку сигарет на фасаде не нарисуешь, конечно, но что-нибудь нейтральное - пожалуйста. А человек идет мимо и думает, что это и есть уличное искусство.


- Если в Москву приезжает человек, интересующийся уличным искусством, что ему можно показать, куда сводить?

Ю: Экскурсию проводить негде. Недавно мы нашли в интернете ребят, которые проводят экскурсии на ретро-скутерах, у них было предложение посмотреть московский стрит-арт. Позвонили им спросить, где и как, может, посотрудничаем. Они рассказали, что эта экскурсия была очень популярна у иностранцев, но несколько раз они приезжали по адресу, где недавно была работа, а теперь ее там уже нет. Пришлось отменить.

С: С одной стороны, это специфика уличного искусства, оно недолговечно. Плохо, что классные работы безалаберно закрашены, но хуже то, что новых не появляется, городу это стало неинтересно. А у собственников зданий есть предложения разместить рекламу, ну и зачем им твои художества бесплатные? Вон покрышки на Павелецкой висят, стюардессы "Аэрофлота" по всему Садовому кольцу.


- Что грозит человеку, которого поймала полиция за рисованием на стене?

С: Есть статья за вандализм, заплатишь штраф, могут посадить на 3 месяца или направить на исправительные работы. Это не Европа, где все супер жёстко. Но при этом и всё затегано.


- Какой город идеален для стрит-арта?

С: Для меня - Сан-Паулу. Как-то органично и легко это там живет. Нью-Йорк по традиции считается, но там много коммерческих работ, заказных. В Бруклине еще отдают стены бесплатно, но с прицелом потом открыть бутик или галерею рядом. В Европе такого города я не знаю. Была Барселона, у меня как раз оттуда страсть к стрит-арту и появилась. Я попала туда в середине двухтысячных и там искусство было просто на каждом шагу! А потом пришел новый мэр и всё закрасили антивандальной краской, с которой водичкой рисунок можно смыть. Мне кажется, что Москва могла бы стать таким городом.

Есть предпосылки? Пока всё, что звучало о Москве, наводило на пессимистические мысли.

С: Пессимизм от того, что много бюрократических и административных препон и мало новых художников со свежими идеями. Все, кто есть, уже работают достаточно давно и их имена хорошо знакомы.


- Кто двигает российский стрит-арт, за кем надо следить?

С: Очень нравится то, что делают Миша Most, Кирилл Кто, 0331с, Luka, Толя Akue, Nootk, Дима Aske, Иван Найнти, Morik, Aber, Ведро, Peeks. Но, конечно, есть и другие…всех не перечислишь.


- В позапрошлом году несколько изданий разом написали о
Zoom.

С: Zoom - мощный персонаж и человек хороший. Мы делали с ним один проект в Саратове, вечером позвали на ужин, а он говорит: "Я спать, мне в пять утра вставать, рисовать пойду". И встал, помимо фестивальной, нарисовал еще и на бургерной работу по мотивам советского плаката "Родина-мать ". Он работает в понятной всем трафаретной технике, это язык, которой знаком многим по работам Banksy.



Работа Zoom, Москва, лето 2017, печать на баннерной сетке, Тверской бульвар, 1


- Как раз хотел спросить по поводу
Banksy. Тот стрит-арт, который на виду, кажется мне неоригинальным - это всегда отсылка к прошлому, заигрывание с чем-то знакомым или шутка.

С: Да, и такой отсчет мы ведем от Banksy. Я вообще не помню термина "street-art" до его появления. Когда появился он, это была бомба. До него субкультура была закрыта, варилась внутри себя. То, что мы ранее видели на улицах - тэги, бомбинг, флопы, не было обращено к жителям города, только к среде, к таким же, как сам уличный райтер. Вот мы с тобой из граффити: я нарисовал - ты прочитал. И написано было так, что только знающий мог прочесть, расшифровать мудреную типографику. Не было диалога со случайным зрителем. А Banksy начал диалог с властью и с простыми людьми. Конечно, он был не первым, но так прямо и точно этот диалог до него не выстраивали. Это продолжение поп-арта Уорхола. Понятное, односложное сообщение. Второго дна там не нужно искать.

Ю: Стрит-арт - это явление нелегальное и недолговечное, поэтому сообщение должно быть максимально понятно. Зритель моментально должен считать идею работы - завтра её уже закрасят.

С: Уличное искусство в отличие от граффити работает на зрителя: увидел и понял.




Работа группировки The London Police, II Биеннале Артмоссфера

Такие официальные институции как, например, Пушкинский музей или другие, обращают внимание на стрит-арт?

С: Потихоньку начинают, потому что его развитие нельзя игнорировать. В "Гараже" на триеннале современного искусства, например, была рубрика "Морфология улиц", Кирилл Кто там делал стену.

Ю: В MOMMA несколько лет назад была выставка Паши 183 . В прошлом году также в MOMMA фондом RuArts были представлены работы 0331с’а и ГРИШИ в ходе персональной выставки.


- В Третьяковке же есть отдел современного искусства.

Пару лет назад они совершили попытку сделать что-то с уличными художниками, в неких переговорах мы принимаем участие до сих пор. У них хорошая связь с Московским Метрополитеном, может быть, в этом направлении что-то могло бы получиться. Еще у нас хорошая связь с MOMMA - осенью на Гоголевском бульваре, 10 состоится персональная выставка Шепарда Фейри, известного по выстрелившему проекту Obey, он и сам приедет, и стенку сделает в городе.


- Ваше творческое объединение производит смыслы само по себе или вы все-таки больше посредник между художником и заказчиком?

С: Наше главное дело и главный смысл - биеннале "Артмоссфера", единственная в России биеннале, которая представляет художников с уличным бэкграундом. Ее цель - представить зарубежную и местную сцену, создать пространство для диалога, культурного обмена, платформу для развития местного сообщества. Собственно, такие же цели и у нашего творческого объединения. Чтобы биеннале существовала, мы периодически выступаем и в роли агентства, но к выбору партнеров подходим очень избирательно.

Биеннале носит независимый статус - проходит на деньги, которые мы сами фандрайзим, без поддержки каких-либо институций, без государственного финансирования, на деньги коммерческих партнеров, заработанные в течение года. Деньги нам нужны, но очень важен и посыл, подтекст, с которым приходит партнер. Сигареты рекламировать мы не будем, алкоголь - сначала очень внимательно рассмотрим. Ведь можно каким-то проектом поддержать искусство, сделать вместе светское или благотворительное событие, а можно и просто сказать людям: "Пей!". Это не наш случай.

Ю: Здесь стоит отдельно отметить, что мы не занимаемся маркетингом как таковым - коммерческой отработкой бренда партнера. Все наши проекты очень осмыслены, и первостепенна для нас художественная идея. Отчасти поэтому мы не выходим в бешеный формат ивент-агентства и организации любых мероприятий, а работаем только с теми, с кем есть взаимопонимание, кто хочет вложить свои средства в поддержку искусства, художников. Наши художники всегда рисуют то, что хотят, а не то, что "придумал" заказчик. Это всегда, прежде всего, творчество, не было такого случая, чтобы нам было стыдно показать результат своей работы.

С: Ну и, конечно, в ходе проектов мы генерируем множество смыслов и текстов, касающихся стрит-арт среды, собираем и аккумулируем информацию о ее представителях, стилях, течениях. Накопленные знания и опыт мы собираемся воплотить в энциклопедии уличного искусства, над которой сейчас работает наша команда.




Мурал, созданный в рамках фестиваля "Лучший город Земли", автор Рустам Qbic (Казань)

С какими предложениями к вам обычно приходят?

С: Чаще всего, по старой памяти о 2013 годе и фасадах "Лучшего города земли", нас просят нарисовать рекламу. Мы всегда отказываемся. Нет, однажды для Adidas нарисовали кроссовок, было интересно, но решили все-таки не продолжать. Мы могли бы делать такие проекты и для брендов, но ведь бренды не приходят и не говорят: "Нам нужен рисунок такого-то художника". Они хотят, чтобы нарисовали что-то по их заказу, по их представлению. Это как с музыкантами: можно выступить где угодно, но только если люди хотят слушать именно тебя.

Ю: Свежий проект, над которым нам было действительно интересно работать - , авторство которого принадлежит художнику Мише Most’у - живописное изображение площадью 10 800 м² на фасаде Выксунского металлургического завода (Нижегородская область).


- Как у такого большого и далекого от искусства заказчика появилась идея этого проекта?

Ю: У них есть благотворительный фонд "ОМК-участие", уже несколько лет подряд в Выксе они поддерживают фестиваль "Арт-овраг", чтобы развивать среду. Они предложили нам провести большой международный конкурс "Выкса 10 000", мы подключили свою сеть контактов по всему миру, собрали экспертное жюри, которое, которое в свою очередь, выбрало проект Миши Most’а. Все было по-настоящему.

С: Держится всё на директоре фонда Ирине Седых, у которой хороший вкус и есть желание поддерживать искусство. Все всегда держится на личностях. У брендов то же самое: одному директору по маркетингу нравится одно направление, а когда он увольняется, стратегия может кардинально поменяться.




Работа Кирилла Кто, II Биеннале Артмоссфера

Можно ли инвестировать в стрит-арт, что-то купить? И стоит ли?

С: Конечно, так все и делают. С нашими друзьями и партнерами RuArts Foundation мы ежегодно проводим аукцион художников с бэкграундом в уличном искусстве - грубо говоря тех, кто вышел из граффити и стрит-арта. В этом году аукцион прошел очень успешно: из 60 лотов продали 45, такая статистика - запредельный показатель для того же, например, contemporary art. На аукционах современного искусства продажи обычно идут не так активно.


- Посоветуйте, в кого инвестировать?

С: В Кирилла Кто, в Мишу Most’а. Все те же имена. Сама я коллекционирую Ведро , мне нравится.


- Покупатели стрит-арта на аукционе - кто эти люди?

Ю: Это люди, которые любят искусство - коллекционеры, или те, кто хотят приобщиться к такому искусству и, может быть, в будущем стать коллекционерами.

С: Дай бог здоровья Марианне Сардаровой, Катрин Борисов и фонду содействия развития современного искусства RuArts, которые изначально нас поддержали, увидели в этой идее потенциал. Из людей с возможностями они были первыми…


- Разве это не на поверхности лежит?

Если бы! Мы тогда ежедневно продавали что-то. Это тебе не Дубосарский и Виноградов. Окружение Марианны Сардаровой, её друзья, были первыми, кто начал инвестировать в этот рынок, но каждый год появлялись и какие-то люди извне. В этом году пришел очень известный футболист, не буду называть его фамилии. Из "Спартака", конечно же. Было приятно увидеть, что у спортсмена хороший вкус - он купил как раз те работы, которые я бы купила и себе в коллекцию.


- Самый дорогой лот?

С: Работа французского художника Кена Сортэ (Ken Sortais), работу купили за 4700 евро. А вот в 2016-м был лот за 17 000 евро, работы Паши 183. Знаешь, как говорят? Как бы печально ни звучало, художник становится знаменитым чаще всего после смерти. Именно тот случай. В принципе, и при жизни им интересовались, Паша был гениальным. Его называли "русским Banksy", но ему это было не по нраву. Да и не был он никаким Banksy, в нем было столько постсоветской романтики, сколько никогда не было и не будет у Banksy, просто потому что он тут не жил. А то, что техника у него была трафаретная, как у Banksy, ну что ж. Banksy тоже крыс своих заимствовал у Blek Le Rat.


- Так проще всего маркировать художника.

С: Проще, но ему это не нравилось. Он ведь все своими руками собирал, я второго такого DIY-щика больше и не знаю.

Ю: Его выставка в МОМMА была очень популярной. Музею даже пришлось продлить ее.


- Я посмотрел на сайте состав вашей команды: из 17 сотрудников 11 - девушки. Есть какая-то причина? В этом есть какая-то музейность.

С: Это случайно получилось. Все, кто у нас в команде - это в большинстве своем девушки, а вот художники, в основном, мужчины. И получается сбалансированно.


- А на каких художниц стоит обратить внимание?

С: Моя любимая - Дарион Шаббаш . Она из Казахстана, сейчас живет в Москве. И, конечно, Катя Quel , но она перебралась в Берлин.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх