Гайдар и дети краткое содержание. Биография аркадия петровича гайдара

Аркадий Петрович Гайдар

"Он был жизнерадостен и прямодушен, как ребенок.

Слово у него не расходилось с делом, мысль - с чувством,

жизнь - с поэзией.

С.Маршак

Арка́дий Петро́вич Гайда́р (настоящая фамилия - Го́ликов).

Родился 22 января в 1904 году в посёлке сахарозавода под Льговом, ныне Курской области, в семье учителя - Петра Исидоровича и Натальи Аркадьевны Сальковой, дворянки, дальней родственницы Михаила Юрьевича Лермонтова.

Жизнь для 13-летнего подростка, будущего известного писателя, - это игра, полная опасностей: он участвует в митингах, патрулирует улицы Арзамаса, становится связным большевиков. В 14 лет вступает в РКП(б), работает в местной газете «Молот».

В январе 1919 года, добровольцем, скрыв свой возраст, Аркадий вступает в Красную Армию, вскоре становится адъютантом, учится на курсах красных командиров, принимает участие в боях, где получает ранение. Аркадий ушёл воевать, когда ему ещё не исполнилось пятнадцати лет. Он бредил военными подвигами с той поры, когда его отец, Петр Исидорович, сельский учитель, принимал участие в Первой мировой войне.

В 1920 году Аркадий Голиков - уже комиссар штаба. В 1921 г. – командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии участвовал в операциях против «императора тайги» И. Н. Соловьёва. Обвиненный в самочинном расстреле (по делу И. Н. Соловьёва), на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни.

«Юношеский максимализм, жажда подвигов, рано испытанное чувство власти и ответственности утвердили Голикова в мысли, что единственно возможное будущее для него – быть офицером Красной Армии. Он готовится к поступлению в военную академию, но после контузии его демобилизуют. И он начинает писать.

Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта. Написал военные очерки "У переправы", "Мост", "У переднего края", "Ракеты и гранаты". После окружения Юго-Западного фронта под Киевом, в сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября 1941 под деревней Ляплявою на Украине Аркадий Гайдар погиб в бою с немцами, предупреждая членов своего отряда об опасности. Захоронен в г. Каневе. Ему было 37 лет.

Литературная деятельность:

Наставниками автора на литературном поприще были М.Слонимский, К.Федин, С.Семенов. Гайдар начал печататься в 1925 году. Произведение "Р.В.С." оказалось знаковым. Писатель стал настоящим классиком детской литературы, прославившись произведениями о боевом товариществе, искренней дружбе.

Литературный псевдоним "Гайдар" расшифровывается как "Голиков АркадиЙ Д"АРзамас" (по подражанию имени Д"Артаньяна из "Трёх мушкетёров" Дюма).

Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: "P.B.C." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж", "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940), "Чук и Гек", "Судьба барабанщика", рассказы "Горячий камень", "Голубая чашка"… Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение "Тимур и его команда" фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров.

По произведениям Гайдара снято несколько фильмов:
"Бумбараш".

"Тимур и его команда", 1940

"Тимур и его команда", 1976

"Клятва Тимура"

"Сказка о Мальчише-Кибальчише"

"Судьба барабанщика", 1955

"Судьба барабанщика", 1976

"Школа"

"Чук и Гек"

Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сел СССР. Памятник герою повести Гайдара Мальчишу-Кибальчишу - первый в столице памятник литературному персонажу (скульптор В.К. Фролов, архитектор В.С. Кубасов) - установлен в 1972 у Городского дворца творчества детей и юношества на Воробьёвых горах.

Аркадий Гайдар был награжден орденом "Знак почёта" и орденом Отечественной войны I степени посмертно.

Интернет ресурсы:

http://www.people.su/131397

http://www.piplz.ru/page.php?id=130

http://gaidarovka-metod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=143&Itemid=122

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E0%E9%E4%E0%F0,_%C0%F0%EA%E0%E4%E8%E9_%CF%E5%F2%F0%EE%E2%E8%F7

Литературно-познавательный материал о жизни и творчестве А.П. Гайдара

Гайдар (настоящая фамилия — Голиков) Аркадий Петрович (1904-1941), прозаик.

Родился 9 января (22 н.с.) в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но когда началась Первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.

Позже, подростком четырнадцати лет, в 1918 г. ушел на фронт Гражданской войны. Он был физически крепким и рослым парнем и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом.

В декабре 1924 г. Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Его учителями в писательском ремесле были К. Федин, М. Слонимский и С. Семенов, которые критиковали первые рукописи Аркадия и объясняли приемы литературного мастерства.

Лучшими своими сочинениями он считал повести «Р.В.С.» (1925), «Дальние страны», «Четвертый блиндаж» и «Школа» (1930), «Тимур и его команда» (1940). Аркадий Петрович много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. После выхода повести «Тимур и его команда» стал одним из самых популярных писателей детворы и подростков.

Когда началась Великая Отечественная война, писатель вновь отправился на фронт военным корреспондентом. Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 г. на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами. Погребен в Каневе.

Сказка про военную тайну, Мальчиша Кибальчиша и его твердое слово

Вот приходит вечер, и лег Мальчиш спать. Но не спится Мальчишу — ну, какой тут сон?

Вдруг он слышит на улице шаги, у окошка — шорох. Глянул Мальчиш и видит: стоит у окна все тот же человек. Тот, да не тот: и коня нет — пропал конь, и сабли нет — сломалась сабля, и папахи нет — слетела папаха, да и сам-то стоит — шатается.

— Эй, вставайте! — закричал он в последний раз. — И снаряды есть, да стрелки побиты. И винтовки есть, да бойцов мало. И помощь близка, да силы нету. Эй, вставайте, кто еще остался! Только бы нам ночь простоять да день продержаться.

Глянул Мальчиш-Кибальчиш на улицу: пустая улица. Не хлопают ставни, не скрипят ворота — некому вставать. И отцы ушли, и братья ушли — никого не осталось.

Только видит Мальчиш, что вышел из ворот один старый дед во сто лет. Хотел дед винтовку поднять, да такой он старый, что не поднимет. Хотел дед саблю нацепить, да такой он слабый, что не нацепит. Сел тогда дед на завалинку, опустил голову и заплакал...

Больно тогда Мальчишу стало. Выскочил тогда Мальчиш-Кибальчиш на улицу и громко-громко крикнул:

— Эй же, вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтоб буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство?

Как услышали такие слова мальчиши-малыши, как заорут они на все голоса! Кто в дверь выбегает, кто в окно вылезает, кто через плетень скачет.

Все хотят идти на подмогу. Лишь один Мальчиш-Пло- хиш захотел идти в буржуинство. Но такой был хитрый этот Плохиш, что никому ничего не сказал, а подтянул штаны и помчался вместе со всеми, как будто бы на подмогу.

Бьются мальчиши от темной ночи до светлой зари. Лишь один Плохиш не бьется, а все ходит да высматривает, как бы это буржуинам помочь. И видит Плохиш, что лежит за горкой громада ящиков, а спрятаны в тех ящиках черные бомбы, белые снаряды да желтые патроны. «Эге, — подумал Плохиш, — вот это мне и нужно».

А в это время спрашивает Главный Буржуин у своих буржуинов:

— Ну что, буржуины, добились вы победы?

— Нет, Главный Буржуин, — отвечают буржуины, — мы отцов и братьев разбили, и совсем была наша победа, да примчался к ним на подмогу Мальчиш-Кибальчиш, и никак мы с ним все еще не справимся.

Очень удивился и рассердился тогда Главный Буржуин, и закричал он грозным голосом:

— Может ли быть, чтобы не справились с Мальчишем? Ах вы, негодные трусищи-буржуищи! Как это вы не можете разбить такого маловатого? Скачите скорей и не возвращайтесь назад без победы.

Вот сидят буржуины и думают: что же это такое им сделать? Вдруг видят: вылезает из-за кустов Мальчиш-Плохиш и прямо к ним.

— Радуйтесь! — кричит он им. — Это все я, Плохиш, сделал. Я дров нарубил, я сена натащил, и зажег я все ящики с черными бомбами, с белыми снарядами да с желтыми патронами. То-то сейчас грохнет!..

Вдруг как взорвались зажженные ящики! И так грохнуло, будто бы тысячи громов в одном месте ударили и тысячи молний из одной тучи сверкнули.

— Измена! — крикнул Мальчиш-Кибальчиш.

— Измена! — крикнули все его верные мальчиши.

Но тут из-за дыма и огня налетела буржуинская сила, и схватила, и скрутила она Мальчиша-Кибальчиша.

Заковали Мальчиша в тяжелые цепи. Посадили Маль- чиша в каменную башню. И помчались спрашивать: что же с пленным Мальчишем прикажет теперь Главный Буржуин делать?

Долго думал Главный Буржуин, а потом придумал и сказал:

— Мы погубим этого Мальчиша. Но пусть он сначала расскажет нам всю их Военную Тайну. Вы идите, буржуины, и спросите у него:

— Отчего, Мальчиш, бились с Красной Армией Сорок Царей да Сорок Королей, бились, бились, да только сами разбились?

— Отчего, Мальчиш, и все тюрьмы полны, и все каторги забиты, и все жандармы на углах, и все войска на ногах, а нет нам покоя ни в светлый день, ни в темную ночь?

— Отчего, Мальчиш, проклятый Кибальчиш, и в моем Высоком Буржуинстве, и в другом — Равнинном Королевстве, и в третьем — Снежном Царстве, и в четвертом — Знойном Государстве в тот же день в раннюю весну и в тот же день в позднюю осень на разных языках, но те же песни поют, в разных руках, но те же знамена несут, те же речи говорят, то же думают и то же делают?

Вы спросите, буржуины:

— Нет ли, Мальчиш, у Красной Армии военного секрета? Пусть он расскажет секрет.

— Нет ли у наших рабочих чужой помощи? И пусть он расскажет, откуда помощь.

— Нет ли, Мальчиш, тайного хода из вашей страны во все другие страны, по которому как у вас кликнут, так у

нас откликаются, как у вас запоют, так у нас подхватывают, что у вас скажут, над тем у нас задумаются?

Ушли буржуины, да скоро назад вернулись:

— Нет, Главный Буржуин, не открыл нам Мальчиш- Кибальчиш Военной Тайны. Рассмеялся он нам в лицо.

— Есть, — говорит он, — и могучий секрет у крепкой Красной Армии. И когда б вы ни напали, не будет вам победы.

— Есть, — говорит, — и неисчислимая помощь, и сколько бы вы в тюрьмы ни кидали, все равно не перекидаете, и не будет вам покоя ни в светлый день, ни в темную ночь.

— Есть, — говорит, — и глубокие тайные ходы. Но сколько бы вы ни искали, все равно не найдете. А и нашли бы, так не завалите, не заложите, не засыплете. А больше я вам, буржуинам, ничего не скажу, а самим вам, проклятым, и ввек не догадаться.

Нахмурился тогда Главный Буржуин и говорит:

— Сделайте же, буржуины, этому скрытному Мальчишу- Кибальчишу самую страшную Муку, какая только есть на свете, и выпытайте от него Военную Тайну, потому что не будет нам ни житья, ни покоя без этой важной Тайны.

Ушли буржуины, а вернулись теперь они не скоро. Идут и головами покачивают.

— Нет, — говорят они, — начальник наш Главный Буржуин. Бледный стоял он, Мальчиш, но гордый, и не сказал он нам Военной Тайны, потому что такое уж у него твердое слово. А когда мы уходили, то опустился он на пол, приложил ухо к тяжелому камню холодного пола, и, ты поверишь ли, о Главный Буржуин, улыбнулся он так, что вздрогнули мы, буржуины, и страшно нам стало, что не услышал ли он, как шагает по тайным ходам наша неминучая погибель?..

— Что это за страна? — воскликнул тогда удивленный Главный Буржуин. — Что же это такая за непонятная страна, в которой даже такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат свое твердое слово? Торопитесь же, буржуины, и погубите этого гордого Мальчиша. Заряжайте же пушки, вынимайте сабли, раскрывайте наши буржуинские знамена, потому что слышу я, как трубят тревогу наши сигнальщики и машут флагами наши махальщики. Видно, будет у нас сейчас не легкий бой, а тяжелая битва.

И погиб Мальчиш-Кибальчиш...

Горячий камень

(Отрывки из рассказа-сказки А. Гайдара)

Измазавшись грязью и глиной, с трудам вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лег у подножия горы на сухую траву.

«Вот! — думал он. — Теперь вкачу я камень на гору, придет хромой старик, разобьет камень, помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди ее видели». На что он, Ивашка, молод, а и то уже три раза он такую жизнь видел. Это — когда он опаздывал на урок и совсем незнакомый шофер подвез его на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы. Это — когда весной голыми руками он поймал в канаве большую щуку. И, наконец, когда дядя Митрофан взял его с собой в город на веселый праздник Первое мая.

«Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит», — великодушно решил Ивашка.

Он встал и терпеливо потянул камень в гору.

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который, съежившись, сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

— Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? — вскричал удивленный Ивашка. — Или ты надеешься разбить камень рукою?

— Нет, Ивашка, — отвечал старик, — я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

Тут старик подошел к изумленному Ивашке, погладил его по голове. Ивашка почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает.

— Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, — говорил старик Ивашке — А на самом деле я самый счастливый человек на свете.

Ударом бревна мне переломило ногу, — но это тогда, когда мы — еще неумело — валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание против царя, которого ты видел только на картинке.

Мне вышибли зубы, — но это тогда, когда, брошенные в тюрьмы, мы дружно пели революционные песни. Шашкой в бою мне рассекли лицо, — но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили белую вражескую армию.

На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грозней смерти звучали надо мной слова о том, что наша страна в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг опять разбит и что мы опять наступаем.

И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, — могучей и великой. Это ли еще, глупый Ивашка, не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!

Тут старик замолчал, достал трубку и закурил.

— Да, дедушка! — тихо сказал тогда Ивашка. — Но раз так, — то зачем же я старался и тащил этот камень в гору, когда он очень спокойно мог бы лежать на своем болоте?

— Пусть лежит на виду, — сказал старик, — и ты посмотришь, Ивашка, что из этого будет.

С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на той горе неразбитым.

И много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.

Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была неспокойна совесть, плохое настроение. «А что, — думаю, — дайка я по камню стукну и начну жить сначала!»

Однако постоял-постоял и вовремя одумался.

«Э-э! — думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. — Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

По мнению сына писателя, Т.А. Гайдара, в этой сказке заложено жизненное кредо писателя — жизнь дается

человеку один раз, ее нужно прожить достойно, ее нельзя будет потом «переписать набело». Обращаясь в сказке к маленьким читателям, Аркадий Гайдар говорит сокровенное о себе самом: «И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!»

Аркадий Гайдар (Голиков) — популярный детский писатель, книгами которого совсем недавно зачитывалась вся страна.

Благодаря ему возникло новое веяние — молодежная организация Тимуровцы.

Однако жизнь его была довольно трагична. Он прошел революцию и был участником Великой Отечественной войны.

Детские и школьные годы

Будущий писатель детских книг родился в г. Льгове – 22.01.1904 г. Родители у него были людьми интеллигентными и начитанными.

Отец – Петр Голиков работал учителем в сельской школе, а мать Наталья была акушеркой.

Спустя несколько лет, опасаясь ареста, они покинули г. Льгов, переехав в Арзамас. Там маленького Аркадия определили в училище.

В семье Голиковых была большая библиотека, и мальчика с самых малых лет окружали сказки, стихи и рассказы, звучавшие в его семье.

В 1912 г, когда его отец ушел на войну, Аркадий очень сильно переживал и постоянно рвался на фронт, чтобы сражаться с врагами.

В начальных классах он даже попытался пешком уйти на фронт, но маленького беглеца нашли и вернули домой.

Аркадий Голиков рос очень начитанным ребенком, и в училище произвел хорошее впечатление на учителя словесности – Николая Соколова.

Впоследствии именно их тесное общение сыграет большую роль в жизни Гайдара.

Н. Соколов и Аркадий часто проводили время за беседами о литературе, писателях и истории. Эти беседы стали для будущего писателя «оплотом знаний русской словесности».

В 1917 г. преподаватель привел 11-летнего Аркадия в клуб большевиков. В возрасте 14 лет он вступает в партию и опубликовывает свои первые стихи в газете «Молот».

Большевистская жизнь поглотила подростка. Он участвует в митингах, патрулирует улицы Арзамаса. Вскоре он переезжает в г. Москву, где поступает на курсы красных командиров.

Военные годы

В столице он начинает выполнять обязанности адъютанта батальона. В августе 1919 г. его и некоторых его товарищей отправляют в г. Киев на фронт.

В тот момент Аркадий чувствовал себя самым счастливым человеком, ведь сбылась его давняя мечта — попасть на фронт.

В первых сражениях Аркадий узнает, что смерть это не красивая дуэль с врагом, а у смерти ужасное лицо.

В декабре этого же года он получает пулевое ранение в ногу и контузию от взрыва снаряда. Его отправляют в госпиталь.

Последствия этого ранения будут преследовать писателя на протяжении всей дальнейшей жизни.

После поправки молодому командиру предлагают пройти обучение в высшей стрелковой школе «Выстрел».

Окончив ее, в 1920 г. Аркадий становится начальником штаба в Воронеже.

А спустя год возглавляет полк по борьбе с бандитизмом и отправляется на службу в Сибирь.

Контузия и страдания на войне не прошли даром для молодого человека.

В 20 лет с диагнозом «истощение нервной системы» он снова попадает в госпиталь, причем психиатрического профиля.

Впоследствии он неоднократно будет проходить курсы лечения в психиатрических клиниках, борясь с сильной головной болью, раздражительностью и переменами настроения.

Затем Гайдара увольняют в запас. О карьере бойца красной армии теперь стоило забыть.

В следующий раз он соприкоснется с войной в 1941 г. Он не сможет остаться в стороне, и подаст прошение на фронт, но ему откажут.

Пришлось ехать на войну обманом. Аркадий берет мандат от газеты «Комсомольская правда» и едет в жерло Великой Отечественной войны корреспондентом.

Вскоре он начинает участвовать в сражениях и разведывательных операциях.

Погиб Аркадий Гайдар 26.10.1941 недалеко от села Лепляево. Он командовал партизанским отрядом.

Возвращаясь с задания, они попали в засаду. Аркадий привлек к себе внимание, дав другим время уйти, и тем самым спас своим сослуживцам жизнь.

Сам он погиб от немецкой пули, попавшей точно в сердце. Ему было всего 37 лет.

Личная жизнь

Первая влюбленность настигла 17-летнего Аркадия во время гражданской войны в госпитале.

Там работала медсестра Мария Плаксина. Молодые люди влюбляются друг в друга и женятся.

Вскоре у них появляется сын – Евгений. Но из-за постоянных переездов и жизни в военных частях мальчик заболевает и умирает. Это положило конец счастливому браку.

Спустя несколько лет молодой командир женится второй раз. В этот раз его избранницей становится дочь большевика Лия Лазаревна Соломянская. Она также занималась журналисткой деятельностью.

Этот брак подарил Аркадию долгожданного ребенка – мальчика Тимура. Впоследствии именно именем своего сына писатель назовет главного героя своего легендарного романа.

Второй брак был также недолгим. Аркадий и Лия были вместе всего 5 лет, потом она ушла к другому мужчине, забрав с собой Тимура.

Он сильно переживает расставание с сыном и уезжает в г. Хабаровск.

А в 1938 г. перебирается в г. Клин Московской области, снимает квартиру в доме Чернышовых.

Там он познакомился со своей последней супругой — Дорой Матвеевной. У нее была дочь от первого брака.

Аркадий, женившись на ней, удочерил и ее девочку.

Писательская деятельность

Свою первую книгу «В дни поражений и побед» Аркадий Гайдар стал писать еще в Сибири, где сражался с бандитами.

Фактически он писал свою автобиографию, вот только подписывать ее своим реальным именем не захотел.

Он взял себе псевдоним – Гайдар. Существует много версий, что оно могло означать.

По одной, так Аркадия называли тюрки, когда он проезжал мимо. По другой Гайдар — это ребус, в котором писатель зашифровал свое имя, фамилию и родной город.

После демобилизации из армии, он в 1924 г. приезжает в Ленинград и в местной газете опубликовывает книгу. Однако особого успеха она не принесла.

Аркадий начинает работать журналистом, разъезжая по всей стране, попутно продолжая сочинять рассказы.

В конце 20-30 -х годах его писательская деятельность приобретает детскую направленность.

Появляются такие повести, как «Школа», «Р.В.С.», «На графских развалинах».

Последняя в 1957 г. была экранизирована. Именно с них начинается популярность Аркадия как детского писателя.

В 1931 г. Аркадий Гайдар переезжает в г. Хабаровск и там устраивается в газету «Тихоокеанская звезда».

В 1935 г. в свет выходит повесть «Судьба барабанщика», через год «Голубая чашка».

Самую свою главную книгу, которая прославилась во всем советском союзе и пережила самого автора – «Тимур и его команда», а также продолжение «Комендант снежной крепости» он написал в конце 30-х годов в г. Клине.

Вскоре данная книга легла в основу одноименного кинофильма режиссера А.Е. Разумного.

Данный роман, рассказывающий о жизни смелого и отзывчивого пионера, положил начало молодежному движению «Тимуровцы», которое приобрело невиданный размах в послевоенное время.

В 1939 г. писатель пишет еще один свой известный рассказ «Чук и Гек».

Несмотря на боевое прошлое, писательская деятельность Аркадия часто наталкивалась на препятствия. Его обвиняли в предательстве и шпионаже.

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904–1941) был самым противоречивым детским писателем всех времен и народов. Потомственный дворянин по материнской линии и внук крепостного крестьянина по отцовской, он болезненно любил три вещи: военную службу, и детское общество. Его книжки лучатся позитивным мироощущением детства, которое, кажется, не закончится никогда. При этом в жизни Гайдар был суицидально-депрессивным алкоголиком и помешанным на войне психопатом. Попробуй перечитать « Голубую чашку », постоянно держа в уме мысль, что ее автор в бытность комиссаром вовсю практиковал расстрел мирных жителей!


Начало и конец взрослой жизни Гайдара - ярчайшие главы военно-полевого романа с разрывом почти в 20 лет, в которые поместилась еще одна, совсем другая жизнь. Повоевать против немцев в у Аркаши не получилось: десятилетним гимназистом он убежал на фронт, но его сняли с поезда в ста верстах от родного Арзамаса и под конвоем вернули домой. Порубать же соотечественников на Гражданской удалось всласть: начав рядовым в четырнадцать, в семнадцать он стал уже полковником, сделав карьеру, которая не снилась даже молодым героям 1812 года. Ускоренное взросление домашнего юноши, кровь, пот и ужасы польского фронта, тиф и ранения не прошли даром: боль и переживания комиссар Аркадий Голиков глушил лошадиными дозами спирта. Становление его как писателя и превращение в алкоголика проходили одновременно: во время борьбы с бандитами в Хакасии у него начинаются приступы психоза, а за проявления жестокости (неоправданное уничтожение гражданского населения) юного комиссара исключают из партии. Тогда же он демобилизуется из Красной Армии - официально по контузии, а по другим данным, вследствие тяжелого нервного расстройства, отягощенного алкогольной зависимостью.


Из диких степей молодой инвалид вынес новую фамилию «Гайдар» («вестник, передовой всадник» по-тюркски) и рукописи своих книг: «В дни поражений и побед», «Патроны» и «Последние тучи». Писатель Константин Федин сказал про его первые литературные опыты так: «Писать вы не умеете, но писать можете и писать будете». Взяв на вооружение слова наставника и вооружившись бутылкой и печатной машинкой, Гайдар принялся за работу: он понимал, что с армейской службой покончено навсегда. Забавно, но писать о пьянстве классик детской литературы не любил. «Хмельной водопроводчик Микешкин, что всегда дарит ребятишкам подсолнухи и ириски, никогда никого не задевал, а только вопил песни» - кроме этого автопортретного описания эпизодического героя из «Судьбы барабанщика», в книгах Гайдара почти нет следов бурной алкогольной биографии автора.


К тридцати годам Гайдар превратился в мрачного неразговорчивого мужчину неопределенного возраста, рано полысевшего и грузного. Он пил постоянно, часто в полном одиночестве. Жена Лиля к тому времени его бросила, зато появилась новая, приходящая - красивая статная Дора. Куда охотнее писатель общался с молодым поколением. Пионеры его боготворили, и среди них у него были настоящие друзья. Гайдар дарил им немыслимые по тем временам подарки: настоящие компасы со светящимися цифрами, перочинные ножи с несколькими лезвиями, серебряные зажигалки. Наиболее приближенных, к огромному неудовольствию родителей, он периодически водил на экскурсии на крышу своего дома в Столешниковом переулке и в каморку на чердаке. Там писатель разговаривал с подростками за жизнь и потихоньку приучал их к водке. Одержимый дорогами, Гайдар постоянно срывался в сомнительные командировки или просто уезжал на другой конец страны - куда-нибудь в Мурманск, Хабаровск или Бухару. «Нигде я не сплю так крепко, как на жесткой полке качающегося вагона, и никогда не бываю так спокоен, как у распахнутого окна вагонной площадки», - писал он в дневнике.

Писатель разговаривал с подростками за жизнь и потихоньку приучал их к водке

В последние годы жизни Гайдар практически не выходил из жесточайшей и редко бывал трезвым больше трех-пяти дней в месяц. По пьяни писатель вел себя парадоксально: копал у подъезда червей для несуществующей рыбалки, скупал по городу воздушные шарики, признавался в любви случайным прохожим. Сосед-сапожник дважды вынимал его из петли. На состояние Гайдара не повлияли ни съемки фильма «Тимур и его команда», ни вручение ордена «Знак Почета». От алкогольной летаргии писателя пробудило только начало Великой Отечественной. Экс-комиссар воспринял еще одну войну прежде всего как шанс на избавление от невыносимой пытки мирной жизни и жизни как таковой. Он в рекордные сроки закончил сценарий сиквела «Клятва Тимура», закатил грандиозную отходную для коллег и знакомых и уехал военным корреспондентом на фронт (к строевой службе его признали негодным). Он и не скрывал от близких, что едет для того, чтобы погибнуть. Под хорошо знакомым ему еще по Гражданской Киевом, в немецком тылу, писатель вступил в партизанский отряд. 26 октября 1941 года Аркадий Петрович Гайдар погиб в бою: единственная пуля попала ему точно в сердце. Все рукописи из планшетки военкора исчезли.


Гений против употребления

1918-1920
В родном Арзамасе будущий литератор вступает в партию, становится красноармейцем и уходит на фронт. Впервые со старшими товарищами пробует спиртное, в избытке конфискованное у спекулянтов и предназначенное для уничтожения приказом комдива Буденного (был такой знаменитый приказ). В качестве комиссара сражается с белобандитами под Киевом и на польском фронте, трижды ранен и дважды контужен; кроме того, переболел тифом. Мучащие его головные боли убивает лошадиными дозами водки и коньяка. Появляются первые признаки нервного расстройства.

1921-1923
Отправляется в Москву на лечение и учебу на высших командирских курсах «Выстрел». Впервые пытается писать. После окончания курсов назначается командиром запасного полка. За три года Гайдар прошел путь от рядового до полковника. Под началом Тухачевского участвует в подавлении Антоновского мятежа, в ходе которого отличается особой жестокостью и вспышками немотивированной агрессии, вызывавшими сомнения во вменяемости. Пьет по-черному. В письмах смачно и с удовольствием описывает кровавые боевые действия, расстрелы и офицерские застолья. Во время боевых действий против банды Соловьева в Хакасии за превышение полномочий (по некоторым свидетельствам, за проявления элементарного садизма) исключается из партии и демобилизуется. Тогда же берет новую фамилию Гайдар. Возвращается с фронта законченным алкоголиком с серьезно подорванной психикой.

1924-1927
Женится на красавице-комсомолке Лиле Соломянской и перебирается с семьей в Ленинград, где практически перестает пить и пытается опубликовать свои литературные опыты. Печатает повесть «В дни поражений и побед», неожиданно тепло принятую коллегами и читателями.

1928-1934
Пишет свои лучшие ранние книги: «РВС», «Четвертый блиндаж» и «Школа». Периодически мучится приступами головной боли, расстройством памяти и галлюцинациями. Пьет неровно: длительные периоды трезвости сменяются затяжными запоями, во время которых жена и дети уходят от греха подальше к соседям. Несколько раз писателя увозят с приступами белой горячки и трижды арестовывают за стрельбу в пьяном виде из револьвера. В конце концов жена бросает его.

1935-1940
Живет в одиночестве на своем чердаке, мучась от депрессии и перманентного . Предпринимает несколько попыток самоубийства: вешается, режет вены. Страшно пьет, причем часто со своими юными друзьями. Соседи сторонятся его и при встрече переходят на другую сторону улицы. Пишет «Судьбу барабанщика», «Голубую чашку», «Бумбараша» и «Чука и Гека». Пытается лечиться от алкоголизма.

1941
Бросает пить и уезжает в действующую армию военным корреспондентом. Оказывается в немецком тылу, где становится пулеметчиком в партизанском отряде. Погибает в бою при таинственных обстоятельствах: у него похищены рукописи и верхняя одежда. В последнем письме жене Доре, которое пришло уже после его смерти, писатель попросил: «Помни своего Гайдара. Товарищи, которые принесут тебе весточку, из одной со мной бригады. Напои их вином».



Собутыльники

Писатель Фраерман с женой Валентиной как могли опекали Гайдара. Как-то раз в Доме отдыха писателей в Старой Рузе после дюжины «Цинандали» на троих Гайдар заблудился в парке и перебудил весь санаторий истошными криками: «Рувочка! Рувочка!» Когда его обнаружили скрюченным в зарослях шиповника, Гайдар улыбнулся и сказал: «Рува, я ведь на самом деле сирота. Почему ты на меня обиделся?»


Однажды с небольшой компанией писатели поехали на рыбалку. Собирались варить уху, но, пока чистили плотву, Гайдар выпил всю водку. «Чудо ли, из огромного синего моря вытащить одну рыбешку?» - презрительно отвечал он на претензии товарищей. Потом слезно просил прощения и написал экспромтом стихотворение «Дорогому Косте»: «Пьем мы утром молоко, ходим в поле далеко, рыб поймали три ерша, ну и больше ни шиша». Гайдара простили, после чего купили самогону в ближайшем селе.


Обласканный властью кинорежиссер, снявший «Тимура и его команду», относился к непредсказуемому «коннику» снисходительно, но ценил его талант рассказчика и богатый жизненный опыт. Однажды на отдыхе они пили коллекционный портвейн, Гайдар рассказывал о своей поездке в Кутаиси, и режиссер полушутливо уличил его в неточности. Писатель обиделся: «Не нравится такой Аркадий, найдите себе другого, с бородой и золотым зубом, а я удаляюсь в африканскую страну и буду лазить там по деревьям вместе с обезьянами!» После чего залез на дерево, откуда его снимали с милицией.


Глава тогдашнего Союза писателей и главный пьяница среди работников пера - Фадеев поругивал Гайдара в прессе, но при этом испытывал к нему явную симпатию. Осенью 37-го после бурной вечеринки Фадеев отвез Гайдара домой на персональном авто и приставил к двери красноармейца с винтовкой для охраны. А также оставил бутылку дорогого шампанского «Абрау-Дюрсо» на утро и записку: «Денег не дам. Они у тебя в кармане сразу начинают бунтовать».


Одним из основоположников детской советской литературы стал Аркадий Гайдар, биография которого охватывает сложное для нашей страны время. Именно это, вероятнее всего, определило основную направленность его произведений – в большинстве из них читатель слышит отголоски войны.

Детские и отроческие годы

Будущий писатель родился в семье внука крепостного и дворянки незнатного рода. Отец, Петр Исидорович Голиков, работал учителем и много внимания уделял самообразованию. Просвещению народа посвятила свою жизнь и Наталья Аркадьевна, которая для этого рано покинула родительский дом. Краткая биография Аркадия Гайдара для детей весьма интересна. Мальчик рано начал сочинять. По воспоминаниям, первое его стихотворение появилось, когда он еще не умел писать. Истоки такого таланта видят в том, что родители много времени отводили на занятия с сыном и тремя младшими дочерями. Да и в общении друг с другом они часто читали стихи, исполняли народные песни.

Нравственное воспитание сына

Персонажи писателя совершают героические поступки, в их чертах можно разглядеть даже качества средневековых рыцарей. Объяснение этому также дает биография Аркадия Гайдара. Для 4 класса, к примеру, рекомендуется использовать рассказ «Тимур и его команда», в котором повествуется о том, как подростки, отличающиеся высокими нравственными принципами, бескорыстно помогают людям. Так вот, в детстве Аркаша разбил стекло и, как обычно случается в подобных случаях, испугался и убежал. А потом была беседа с мамой, которая терпеливо объяснила сыну, что человек смелый и честный всегда найдет силы признаться в содеянном, при любых обстоятельствах будет честен и искренен. С той поры не было случая, чтобы мальчик попытался скрыть от других свой проступок.

А еще Аркадий Гайдар, биография которого изобилует фактами преодоления жизненных невзгод, чувствовал ответственность за младших сестер и потому никогда не капризничал и не жаловался.

В грозные годы

Когда началась Первая мировая, Аркадию было десять лет. Его отец ушел на фронт, и мальчик решил отправиться вслед за ним. Его догнали недалеко от Арзамаса, родного города, и возвратили назад. Но на этом тяга подростка к подвигам не пропала. С приходом к власти большевиков Аркадий Гайдар (биография для детей включает лишь краткие сведения об этом периоде жизни писателя) полностью встал на их сторону. Сначала он выполнял мелкие поручения и охранял в ночное время город. Но его все больше тянуло к серьезным действиям. Осенью 1918-го подросток, добавив к своим четырнадцати еще два года (благо, был рослым и физически крепким), наконец-то добился зачисления в Красную Армию. Адъютант, командир отряда, а затем и полка – такой боевой путь за 6 лет прошел Аркадий Гайдар. Биография его включает такие славные эпизоды, как разгром банды Битюга и опытного атамана Соловьева. При этом он параллельно получил два военных образования и потому полагал, что его будущее навсегда будет связано с армией.

Начало литературной деятельности

Однако судьба распорядилась по-своему: в 1924-м Аркадий Петрович вынужден был оставить службу по состоянию здоровья. Сказались и ранения, полученные в боях, и контузия, и в какой-то мере нервное истощение - он вступил на эту дорогу еще совсем мальчишкой. "Писать", – так ответил себе на вопрос о том, что делать дальше, Аркадий Гайдар. Краткая биография в период второй половины 1920-х годов демонстрирует становление Голикова-литератора. Сначала он писал для взрослых. В 1925 году появилось первое произведение, но оно не радовало автора, впрочем, как и несколько следующих рассказов и повестей. И только «Р.В.С» (1926 г.) писатель назвал по-настоящему серьезным и зрелым.

Псевдоним

Настоящая фамилия писателя - Голиков, однако уже первые произведения были подписаны именем Аркадий Гайдар. Краткая биография писателя содержит несколько вариантов толкования псевдонима. Его школьный друг, к примеру, считал, что подобная фамилия – результат большой фантазии Аркадия Петровича. Она образовалась следующим образом: Г (оликов) А (ркади)Й Д (с фр. – «из») АР (замаса). Другой вариант: "Д" среди букв фамилии, имени, названия города появилась подобно Д"Артаньяну. Сторонники еще одного объяснения относят псевдоним Гайдар к тюркскому языку, с которого он переводится как «скачущий впереди всадник» - таким был по жизни Голиков. Это самые распространенные версии появления псевдонима, хотя в литературе о творчестве писателя можно встретить и другие толкования.

Произведения для детей

Как-то Аркадий Гайдар (биография, представленная здесь, основывается и на личных воспоминаниях самого писателя) отмечал, что война так прочно вошла в его детство, что он решил поведать о ней и о настоящих героях младшему поколению. Так появились рассказы и повести для детей: «Р.В.С.» о подростках, ставших свидетелями противостояния «красных» и «белых», автобиографическая «Школа», «Горячий камень», героем которого является старик, переживший революцию и гражданскую войну, и другие. Шедеврами детской литературы называют «Голубую чашку», «Чука и Гека», «Судьбу барабанщика». Очень часто основу их сюжета составляли события, которыми пестрила биография Аркадия Гайдара.

Для 4 класса произведения писателя интересны тем, что их героями являются такого же возраста девчонки и мальчишки, попадающие в непростые ситуации. Благодаря своим качествам: доброте, способности сочувствовать и сострадать, стойкости, бескорыстию, готовности всегда прийти на помощь, смелости – они становятся победителями и являют собой образец для подражания.

У истоков тимуровского движения

В 1940 году появилось, пожалуй, самое известное произведение, автором которого стал Аркадий Гайдар. Биография для детей обязательно включает историю создания рассказа «Тимур и его команда», главный герой которого назван по имени сына писателя. О невероятной популярности литературного произведения свидетельствует тот факт, что сразу же по всей стране стали появляться отряды школьников, бравших шефство над теми, кто нуждался в их помощи. На несколько десятилетий тимуровское движение стало неотъемлемой частью жизни советских подростков. Да и сейчас порой можно услышать знакомое слово, если речь идет о благих делах.

Героическая смерть

После начала Отечественной войны Гайдар вновь отправился на фронт, теперь уже в качестве военного корреспондента, где написал несколько очерков об оборонительных операциях Юго-Западного фронта. Однако на этот раз его боевой путь был не долог. В октябре 1941-го он попал к партизанам, когда отряд пытался выйти из окружения. Предположительно, Аркадий Петрович в составе группы отправился за продовольствием, а когда заметил немцев, подал сигнал своим четверым товарищам, и те сумели спастись. Известный писатель, неутомимый человек, воин в душе был сражен пулеметной очередью в возрасте тридцати семи лет.

Такова краткая биография Аркадия Гайдара. Для 4 класса знакомство с его произведениями сегодня может стать настоящим уроком доброты, дружбы, любви к родной стране.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх