Произведения бруни. Русские художники

Мастер исторической и религиозной живописи. Картины исполнял в стиле классицизма с некоторыми чертами романтического направления.

Русский художник, выходец из семьи художника. Его отец швейцарский итальянец «мастер живописного и скульптурного дела». В 1807 году семья переехала в Петербург. В 1809 году Фёдор Бруни поступил в Воспитательное училище при Академии художеств. Молодой художник посещал класс исторической живописи А.Е. Егорова и В.К. Шебуева. Успехи его были отмечены уже в 1813 году, тогда, за рисунок с натуры, он получил малую серебряную медаль. По окончании в 1818 году Академии художеств, Фёдор Бруни пишет картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей», удостоенную аттестата I степени.

Известность русский художник получил в Италии, куда поехал по приглашению княгини З.А. Волконской. В Италии он плодотворно работал, его первой успешной работой была картина «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824), после чего он получил крупный заказ на копирование для Академии художеств двух росписей Рафаэля и Ватикане. В это же время он начинает работу над лучшим своим произведением «Медный змий».

Однако, в 1836 году художник возвращается в Петербург, где по велению императора ему дают назначение профессора 2-й степени в Академии художеств (вместе с К.П. Брюлловым). До 1838 года он обучает студентов, но необходимость закончить картину «Медный змий» заставляет его вернуться в Италию. В начале 1837 г. он исполнил «Портрет А. С. Пушкина на смертном одре», размноженный литографией и получивший широчайшую известность.

В Риме художник создал картины «Покров Богородицы» для Казанского собора в Петербурге, «Мадонна с младенцем и двумя ангелами». За картину «Умиление Богородицы» Бруни получил звание почётного члена Академий художеств в Болонье и Милане, профессора Академии художеств во Флориде и Академии св. Луки в Риме. Благодаря работе над «Медным змием» Бруни получил почётный заказ на росписи Итальянского собора. К 1845 году сделал все 25 картонов росписей, часть которых выполнил сам, а остальные под личным руководством.

В 1846 году Бруни возвращается в Россию, теперь уже в звании профессора живописи 1-й степени. Он преподаёт в Академии художеств, а в 1855 году становится ректором Академии по отделу живописи и ваяния. В последнее десятилетие жизни Бруни не создал больше ни одной картины, он отдалялся от людей, даже собственные ученики не видели его неделями. Он оставался преданным академизму, не ловил новых течений в живописи, чем ещё более отдалял от себя учеников. Так в 1871 году его лишили ректорства, и он вынужден был руководить мозаичной мастерской, им же созданной. Последние годы Бруни провел в надменном одиночестве человека, давно похоронившего то лучшее, что у него в душе было.

Шедевр Бруни Ф.А. – картина «Медный змий»

Картина исполнена в 1841 году, находится в Государственном Русском Музее, в Москве. В 1841 году законченная картина была переправлена из Рима в Петербург, где завоевала восторг зрителя. Успех картины можно сравнить разве что с успехом картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи». В этой картине художник показал великое мастерство в построении композиции, и передать драматизм происходящих событий посредствам света и тени. Огромное (565х852 см) полотно поражало воображение зрителя.

Работа над картиной в общей сложности составила пятнадцать лет. Сюжет картины взят русским художником и Ветхого завета. Моисей, спасший из египетского плена иудейский народ, водил его по пустыни 40 лет. Замученные жаждой и голодом уставшие люди возроптали, и Господь послал на них кару - дождь из ядовитых змей. Тогда люди раскаялись и начали молиться о пощаде, на что Господь повелел Моисею воздвигнуть колосс и поставить на нем змея. Тот, кто посмотрит на него с истиной верой в спасение через Господа, будет помилован.

Задачей художника было изобразить многоликую толпу так, чтобы зритель увидел отдельные характеры людей, их веру, покорность. Но вместо глубокой веры он передаёт страх и отчаяние, людей. Лунный свет, ночное освещение производят мистическое впечатление.

  • Медный змий

  • Богоматерь с младенцем, отдыхающая на пути в Египет

Фёдор Анто́нович Бру́ни (1799-1875) - русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля .

Биография [ | ]

Фёдор Бруни (собственно, настоящее его имя было Фиделио ) родился 10 июня 1799 году в Милане , в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора, который впоследствии, в 1807 году, приехал в Россию из Италии . Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце ; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина .

Ф. Бруни. Автопортрет, 1810-е

Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств , занимался под руководством А. Е. Егорова , А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева .

За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.

Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору её немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.

К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся:

  • «Св. Цецилия»,
  • «Св. Семейство»,
  • «Вакханка, поящая Амура»,
  • «Свидание Т. Тассо с сестрою»,
  • «Богоматерь с Предвечным Младенцем»,
  • «Спящая нимфа»
  • «Богоматерь с младенцем на руках»,
  • «Спаситель на небесах»,
  • «Благовещение» и знаменитое «Моление о Чаше» - картину, находящуюся в Эрмитаже и ещё несколько картин и портретов. Кроме того, Бруни написал копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею».

В начале тридцатых годов живописец начал писать колоссальную картину: «Медный змий », но прежде, чем успел её окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.

Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».

С 1836 г. Бруни - профессор 2-й степени в Академии художеств. Среди его учеников М. П. Боткин и Арсений Иванович Мещерский .

В 1838 он нашёл возможным возвратиться в Рим, и написал там «Покров» и окончил в 1840 г. своё большое произведение: «Медный змий », которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца . Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка. В Русском музее «Медный змий» находится рядом с картиной К.Брюллова - «Последний день Помпеи ».

Роспись Исаакиевского собора [ | ]

Видение Иезекииля о долине костей

Работа в Эрмитаже [ | ]

Вообще художественная деятельность Бруни занимает почётное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Хотя ещё при жизни Б. начались иные и новые веяния в русском искусстве, но то, что он сделал, было нужно и многому научило. Гравюра мало популяризировала картины Бруни. «Медный змий» в гравюре на дереве был помещён в различных иллюстрированных изданиях; «Смерть Камиллы» воспроизведена только контурной гравюрой; «Моление о Чаше» литографировано Козловым и гравировано Захаровым; «Божия Матерь, спящая с бодрствующим на Ея коленах Младенцем» была гравирована на стали и помещена в книге: «Картины русской живописи» В. Кукольника (СПб., 1846 г.).

Более или менее полная биография Бруни была написана А. И. Сомовым и помещена в иллюстрированном журнале «Пчела », изд. А. Прахова (СПб., 1875, 35). К статье приложен гравированный на дереве портрет Б., весьма напоминающий серьёзное и вдумчивое лицо этого талантливого художника. В Академии художеств находится гипсовый слепок с его бюста, вылепленного в 1862 г. Ф. Каменским, и портрет, писанный масляными красками, работы Яковлева. Помимо других, обучал Фёдора Каменского , особенно талантлив был К. Д. Флавицкий , автор картины «Княжна Тараканова », ныне находящейся в галерее П. И. Третьякова в Москве. Преждевременная смерть не дала вполне определиться этому даровитому художнику.

Галерея [ | ]

    Голова Христа в терновом венце.

    Голова Мадонны. Втор. пол. 1830-х - 1840-е. Эрмитаж

    Богоматерь с младенцем. 1823. Эрмитаж

    Богоматерь с младенцем. 1840-50-е. ГРМ

    Богоматерь с младенцем в розах. 1843. ГТГ

    Богоматерь с младенцем. 1858. Ивановское объединение художественных музеев

Примечания [ | ]

  1. RKDartists

Бруни, Федор Антонович


Русский художник по исторической и религиозной живописи; род. в Москве в 1800 г., † в 1875 г. в Петербурге. Его отец Антонио Б., итальянец, переселившийся в Россию, в царствование Павла I, был реставратором картин и живописцем по плафону. Его работы, исполненные в Михайловском дворце, относятся к царствованию Павла I; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина. Там 23 июня 1800 г. родился у него сын, названный Фиделио. На одиннадцатом году мальчик, обнаруживавший большую любовь к рисованию, был определен в Академию художеств в Петербурге, где и занимался под руководством Егорова, Иванова (Старшего) и в особенности Шебуева, который был его профессором, собственно по живописи. За первые успехи молодой Б. был награжден серебряною медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио еще недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Федора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым. Написав несколько картин, Б., не достигший еще 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину ("Смерть Камиллы, сестры Горация"), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору ее немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за нее Б. получил звание академика. К работам первого пребывания Б. в Риме относятся: "Св. Цецилия", "Св. Семейство", "Вакханка, поящая Амура", "Свидание Т. Тассо с сестрою", "Богоматерь с Предвечным Младенцем", "Спящая нимфа" и еще несколько картин и портретов. Кроме того, Б. написал копии с двух фресок Рафаэля: "Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма" и "Галатею". К тому же периоду деятельности Б. относятся четыре большие образа: "Богоматерь с младенцем на руках", "Спаситель на небесах", "Благовещение" и знаменитое "Моление о Чаше" - картину, находящуюся в Эрмитаже. В начале тридцатых годов Б. начал писать колоссальную картину: "Воздвижение Моисеем медного змия", но прежде, чем успел ее окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств. Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ "Покров Пресвятые Богородицы". В 1838 г. он нашел возможным возвратиться в Рим, и написал там "Покров" и окончил в 1840 г. свое большое произведение: "Медный змий", которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одной из зал Зимнего дворца. Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Б. показал в полной силе все свое глубокое, академическое знание рисунка. В одной из зал русской школы в Эрмитаже "Медный змий" находится рядом с картиною К. Брюллова - "Последний день Помпеи".

Отправляясь в третий раз в Италию, Б. занимается картонами тех картин, которые он должен был впоследствии написать на стенах Исаакиевского собора. В 1845 г. он привозит в Петербург 25 картонов, которые были в Риме предметом похвал знатоков искусства; некоторые из них были исполнены фрескою в Исаак. соборе самим Б., другие различными художниками под его личным руководством. На аттике собора находятся: "Сотворение мира", "Всемирный потоп", "Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного", "Явление Господа апостолам по Воскресении". В полукружии над аттиком: "Творец, благословляющий все созданное", "Св. Дух в сонме ангелов"; на плафоне: "Введение Первородного Сына во вселенную", "Второе пришествие Сына Божия", "Прорцы на Кости" и "Егда сотворены быша звезды, восхвалима Мя вся ангелы". Исполнение перечисленных работ окончено было в 1853 г., но, кроме них, Б. успел написать иконостас для православной церкви в Штутгардте. Будучи назначен в 1849 г. хранителем картинной галереи Эрмитажа, он с любовью занимался ею; дважды он был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения Эрмитажной галереи. В 1855 г. Б. занял в Академии художеств место ректора по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. перешло в его ведение и мозаичное отделение при Академии. Б. был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, чему способствовала, конечно, и постоянная поддержка заказами со стороны правительства и частных лиц. Кроме исторических и религиозных картин, Б. писал также и портреты, - последних, впрочем, немного. Главная его сила была в композиции и правильности рисунка; в его картинах видно много академического знания, которое было пополняемо художественностью содержания, а часто и чувством. Его "Моление о Чаше" изображает Христа, полного скорби и предзнания ожидающих Его страданий и производит сильное впечатление; повторение этой картины, сделанное Б., находится в церкви Академии художеств. Его "Вакханка и Амур" переносит совсем в другой мир и полна страстной неги; написана эта картина колоритно и нежно. Весьма достойно сожаления, что его часто грандиозные композиции, находящиеся в Исаакиевском соборе, сильно пострадали от времени, как и все другие, написанные там на стенах. В последние годы своей жизни Б. занимался сочинением картонов для образов Храма Спасителя в Москве. К списку его работ, приведенных выше, надо прибавить еще тридцать листов рисунков из русской истории, гравированных им крепкой водкой (офорт). Вообще художественная деятельность Б. занимает почетное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Хотя еще при жизни Б. начались иные и новые веяния в русском искусстве, но то, что он сделал, было нужно и многому научило. Гравюра мало популяризировала картины Бруни. "Медный змий" в гравюре на дереве был помещен в различных иллюстрированных изданиях; "Смерть Камиллы" воспроизведена только контурной гравюрой; "Моление о Чаше" литографировано Козловым и гравировано Захаровым; "Божия Матерь, спящая с бодрствующим на Ея коленах Младенцем" была гравирована на стали и помещена в книге: "Картины русской живописи" В. Кукольника (СПб., 1846 г.).

Существует только одна более или менее полная биография Бруни; она написана А. И. Сомовым и была помещена в иллюстрированном журнале "Пчела", изд. А. Прахова (СПб., 1875, 35). К статье приложен гравированный на дереве портрет Б., весьма напоминающий серьезное и вдумчивое лицо этого талантливого художника. В Академии художеств находится гипсовый слепок с его бюста, вылепленного в 1862 г. Ф. Каменским, и портрет, писанный масляными красками, работы Яковлева. Из учеников Б. особенно талантлив был К. Д. Флавицкий, автор картины "Княжна Тараканова", ныне находящейся в галерее П. И. Третьякова в Москве. Преждевременная смерть не дала вполне определиться этому даровитому художнику.

Ф. Петрушевский.

{Брокгауз}

Бруни, Федор Антонович

(Fedelio Bruni) - сын швейцарского плафонного живописца; род. в Москве 23 июня 1800. Ученик Акад. худож.; по окончании курса отправился на свой счет в Рим. В 1834 г. за картину: "Смерть Камиллы", сделан академиком. В 1840 кончил "Медного змия", с 1845 исполнял образа для Исакиевского собора. С 1855 по 1871 состоял ректором живописи и ваяния; с 1866 заведовал Мозаическим отделением. Ум. 1875 в Петербурге. Бруни много занимался гравированием крепкой водкой в картонной манере (Cartonstich), т. е. с полутенями. Портреты Ф.А. Бруни гравированы: им самим, Козловым, Шевченкой, Шамшиновым и по способу Колласа. Писанный Яковлевым находится в Академии художеств. Там же и гипсовый бюст его, работы Каменского. - Гравюры его работы:

1. Св. Семейство и Св. Елизавета, с его собственного рисунка. Фигуры поколенные; грав. крепкой водкой (без всякой подписи), в Риме в 1824 г. Доска находится y г. Бруни (сына); в 1879 г. делали с нее новые отпечатки. 8 х 7.10½*.

2. Св. Семейство; другой лист, меньшего размера. Младенец Хр. стоит и гладит агнца, Божия Матерь поддерживает Христа, Иоанн стоит, преклонив колено, Иосиф вдали читает; в облаках 5 ангелов. 3.7 х 5.3½. На экземпляре Е. Тевяшова в левом углу монограмма Ф.А. Бруни, a в экземпляре Е.Е. Рейтерна против нее в правом углу видна вся подпись его.

3. Троица; на экземпляре Е.Н. Тевяшова, в правом углу доски сделана подпись пером рукою Бруни (Ф. Бруни). 7.1½ х 9.6.

4. Два римских воина; первый в каске, стоя на одном колене, правою рукою бросает вверх ядро, a левою прикрывается щитом; другой воин, в простом колпаке, тоже стоя на коленах, поддерживает руками первого. Грав. крепкой водкой, без всякой подписи; 7.7½ х 7.6½.

5-14. Десять листов, исполненных по заказу Общества Поощрения Художников, с заглавным листом: "Очерки событий из Российской Истории Сочиненные и Гравированные Профессором Живописи Ф. Бруни, С пояснительным Текстом Соч. М. Резвого. Изданы Обществом Поощрения Художников. В С.-Петербурге 1839"; две тетради по 5 рисунков, посвящены императору Николаю I; текст приложен на 10 отдельных листах; рисунки в большой лист в длину, гравированы в очерках, с легкими тенями (Cartonstich). Медные доски с гравированными самим Бруни рисунками были переданы бывшему казначею Общества Поощрения Художников Савину, для вырезания на них подписей; после смерти Савина они исчезли неизвестно куда (Ваулин).

Тетрадь 1-я: 1. Заглавный рисунок изображает самого Бруни, сидящего на стуле, читающего книгу, которая лежит y него на коленях; слева открытая папка и бюст Карамзина; события и богатыри мчатся перед ним "воздушными полками". - 2. Призвание варяжских князей. - 3. Гибель русского флота под Цареградом. - 4. Прибытие в Киев епископа. - 5. Смерть Аскольда и Дира.

Тетрадь 2-я: 6. Поход Олега в Царьград по реке Днепру. - 7. Олег прибивает щит свой к вратам Цареграда. - 8. Кончина Олега. - 9. Действие огня греческого при осаждении Константинополя Игорем. - 10. Мщение Ольги против послов древлянских.

Следующие 18 листов этой серии остались не изданными:

15. Первый воинский подвиг Святослава II.

16. Убиение Игоря древлянами (Карамз. пер. гл. VI).

17. Молодой киевлянин извещает Претича об опасности Киева, осажденного печенегами (Т. I, гл. VII).

18. Свидание Святослава с имп. Цимисхием (Т. I, гл. VII).

19. Крещение Ольги (Т. I, гл. VII).

20. Крещение Руси (Т. I, гл. IX).

21. "Владимир, пылая мщением убить Бориславу, бросает меч свой при трогательном действии своего сына (Т. I, гл. IX). Бруни. Рим". Надпись эта сделана собственноручно Бруни на офорте.

22. Первые христианские мученики в Киеве (Т. I, гл. IX).

23. Убиение Бориса (Т. II, гл. I).

24. Любический съезд князей под председательством Владимира Мономаха (Т. II, гл. I).

25. Нестор летописец (То же).

26. Ослепление Василька (То же).

27. Убиение Андрея Боголюбского (Т. III, гл. I).

28. Плен Игоря Северского.

29. Игорь Северский и Всеволод Трубчевский на Каяле-реке.

30. Битва на Сале, где Владимир Мономах разбил половцев.

31. Гибель Олега, растоптанного конями Владимира и

32. Избиение половецкого посольства при Мономахе.

Все эти листы без подписи и без легенд. Литография Бруни:

33. А.С. Пушкин. Погрудное изображение его на смертном одре с иконою на груди. Без подписи; сделано в 1837 г.; печатано на большом листе (перечень работ Бруни сделан Е.Е. Рейтерном).

{Ровинский}

Бруни, Федор Антонович

(Fedele Giovanni Baroffiо Bruni) - исторический и портретный живописец и гравер. Род. в Милане в 1799, ум. в Петербурге в 1875. Отец Б., уроженец итальянской Швейцарии, Антонио Бaроффио Б. (род. 1767; ум. после 1826), получил образование в римской Академии художеств и исполнял на родине заказы по декоративной живописи. Политические волнения и войны заставили Б. покинуть Швейцарию и поселиться с семьей в России. Антонио Б., состоя (с 1808) при царскосельских дворцах в качестве "мастера лепного, живописного и скульптурного цеха", преподавал также изобразительные искусства в Царскосельском лицее. В 1815 за картину "Страдания Иова" он получил звание академика. В 1817 вышел в отставку, а в 1820 переселился в Москву, где занимался преподавательской деятельностью, работал в Кремле и у кн. Куракина. На родине, в Мандриозо, сохранились его достоверные живописные работы. Единственное известное произведение в России - "Суд Париса" - рисунок, скомпонованный в пуссеновском стиле (Третьяковская галерея).

Федор Ант. Бруни был привезен отцом в Россию девяти лет и через год был принят в Академию художеств. Окончив ее по классу Шебуева в 1818, отправился в Рим, где сблизился с многочислен. колонией рус. художников-пенсионеров, а также семейством кн. З. А. Волконской (см.), портрет которой в костюме Танкреда был одной из первых по времени его работ. В 1824 Б. выставил в Капитолии огромную картину "Смерть Камиллы, сестры Горациев" (Рус. музей). В 1826 приступил к капитальному труду - "Медный змий", одновременно работая над копиями с фресок Рафаэля. В 1834 "Смерть Камиллы" была выставлена в Петербурге, где была приобретена Академией художеств, избравшей Б. академиком. Весной 1841 была закончена Б. картина "Медный змий" и привезена автором в Петербург. Работая в Италии с конца 1841 до 1845, художник написал "Моление о чаше" (Рус. музей) и подготовил серию картонов для росписи Исаакиевского собора (там же). Вернувшись в Петербург, Б. вплоть до 1858 занят неблагодарной работой в Исаакиевском соборе, где сырость съедала всю живопись. В то же время Б. деятельно работает в Эрмитаже, будучи назначен хранителем картинного отделения. В целях пополнения эрмитажных собраний, он дважды ездил за границу (1850 и 1852). В 1845-53 Б. исполнил плафоны для Эрмитажа. В 1855 он был назначен ректором Академии художеств. В 1858 художник получил заказ на роспись храма Христа Спасителя в Москве, исполненную его учениками Венигом и Плешановым и переписанную Сорокиным. С 1866 Б. заведовал мозаическим отделением Академии. Кроме перечисленных произведений, известностью пользуются его "Вакханка" (Рус. музей) и "Мадонна" Прянишниковского собрания (Третьяк. гал.). Б. - первый и единственный рус. прерафаэлит. Его творчество связано с ранними флорентийцами: фра Беато Анжелико и Синьорелли оказали влияние на формирование его таланта. Б. создал истинно монументальный стиль, не получивший в рус. искусстве дальнейшего развития. Талант Б., гл. обр., пластический. Из тел, задрапированных складками материй, строил он архитектуру своих живописных композиций. Пейзаж с деревьями и облаками является только необходимым фоном. Общее настроение композиций выражается не столько мимикой лиц, сколько движением, подчеркнутым складками тканей, мятущимися или спокойными. Музейная деятельность Б. наложила глубокую печать на всю организацию Эрмитажа. Выбор картин для картинной галереи, а также составленное Б. и его учениками "Описание Эрмитажа" (1861) рисуют его как большого знатока старой живописи. Влияние Бруни сказалось на ранних произведениях А. Иванова, на религиозных композициях Ге и, в сильнейшей степени, на работах Ломтева. Из непосредственных учеников наиболее близок к нему Флавицкий.


Бруни Федор Антонович(1800 - 1875)
Известный русский художник Федор Бруни родился в Москве.
Его отец Антонио Бруни, итальянец, переселившийся в 1807 году в Россию, был реставратором картин. Вскоре после приезда в Россию он получает должность "лепного, живописного и скульптурного цеха мастера при царскосельских дворцах". Основной специальностью Антонио Бруни была декоративная живопись. Он считался хорошим преподавателем рисования.
На одиннадцатом году Федор Бруни, обнаруживавший большую любовь к рисованию, был определен в Академию Художеств, где и занимался под руководством Егорова, Иванова (старшего) и в особенности Шебуева. В 1818 г. получил звание художника. Отец решил, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в Италию. Изучение произведений старинных художников окончательно определило направление Бруни. Написав несколько картин, Бруни, не достигший еще 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину ("Смерть Камиллы, сестры Горация"; находится в Музее Александра III), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору ее немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за нее Бруни получил звание академика. К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся: "Святая Цецилия", "Святое Семейство", "Вакханка, поящая амура" (Музей Александра III), "Свидание Т. Тассо с сестрою", "Богоматерь с Предвечным Младенцем", "Спящая нимфа" и др.
Кроме того, Бруни написал копии с фресок Рафаэля: "Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма" и "Галатею". К тому же периоду относятся четыре большие образа: "Богоматерь с младенцем на руках", "Спаситель на небесах", "Благовещение" и знаменитое "Моление о Чаше" (в Музее Александра III).
В начале тридцатых годов Бруни начал писать колоссальную картину: "Воздвижение Моисеем медного змия", но прежде, чем успел ее окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии Художеств. Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ "Покров Пресвятой Богородицы".
В 1838 г. Бруни нашел возможным возвратиться в Рим, написал там "Покров" и окончил в 1840 г. "Медного змия" (Музей Александра III), который произвел в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году картина была перевезена в Петербург и выставлена в одной из зал Зимнего дворца. Все отзывы того времени преисполнены чрезвычайных похвал. В этой картине Бруни показал в полной силе все свое глубокое, академическое знание рисунка.
Отправляясь в третий раз в Италию, Бруни занимается картонами тех картин, которые он должен был впоследствии написать на стенах Исаакиевского собора. В 1845 г. он привозит в Петербург 25 картонов; некоторые из них были исполнены фрескою в Исаакиевском соборе самим Бруни, другие - различными художниками под его руководством. На аттике собора находятся: "Сотворение мира", "Всемирный потоп", "Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного", "Явление Господа апостолам по Воскресении". В полукружии над аттикой: "Творец, благословляющий все созданное", "Святой Дух в сонме ангелов"; на плафоне: "Введение Первородного Сына во вселенную", "Второе пришествие Сына Божия", "Прорцы на Кости" и "Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя вси ангели".
Исполнение перечисленных работ было окончено в 1853 г.; кроме них, Бруни успел написать иконостас для православной церкви в Штуттгарте.
Будучи назначен в 1849 г. хранителем картинной галереи Эрмитажа, Бруни с любовью занимался ею; дважды он был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения эрмитажной галереи.
В 1855 г. Бруни занял в Академии Художеств место ректора по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. перешло в его ведение и мозаичное отделение при Академии.
Бруни писал также и портреты, среди которых особенно замечательно изображение княгини З. Волконской в костюме Танкреда (находится у князя С.М. Волконского в Санкт-Петербурге). Последние годы жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов Храма Спасителя в Москве. К списку его работ надо прибавить еще тридцать листов рисунков из русской истории, гравированных им крепкой водкой (офорт).
Вообще художественная деятельность Бруни занимает почетное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Бруни является в России одним из немногих представителей так называемой "назарейской школы", имевшей также большое влияние на целое поколение германских художников 1840-х годов. Подробная биография Бруни и список его работ составлены А.В. Половцевым и изданы Академией Художеств в 1907 году.

Бруни Александр Павлович - академик архитектуры, племянник Ф.А. Бруни, воспитывался в Академии Художеств, которую окончил в 1859 г. Построил в Петербурге Александровский рынок.
Его сын, Николай Александрович, родился в 1856 г., СПб., учился в Академии Художеств по классу живописи исторической, в 1885 г. получил звание художника 1-й степени за исполнение программы "Овчая купель". Преподавал у Штиглица, с 1906 академик, мозаист, выставлялся с 1887.

Лев Александрович Бруни (1894 - 26.02.1948)
Родословная Льва Бруни читается как захватывающий исторический роман. Род художников Бруни был известен в Северной Италии и Швейцарии с ренессансного XVI века.
Знаменитым академическим живописцем был прадед Льва Александровича по отцовской линии, Бруни Федор Антонович. По материнской линии - тоже сплошные художники. Блестящему акварелисту Петру Федоровичу Соколову, другому прадеду, позировал сам Николай I с семейством...
Напоследок еще одна генеалогическая подробность: супругой П.Ф. Соколова была Юлия Павловна Брюллова, родная сестра великого Карла. В непосредственном окружении - дед-художник, отец-архитектор. Сам Лев Бруни позже вспоминал, что в детстве был уверен: "Все люди - художники".
Его собственный природный дар был неизбежен. Когда один из рисунков попал к самому Александру Бенуа, тот отозвался о 14-летнем мальчике как о состоявшемся таланте. Профессиональное обучение Бруни было довольно кратким: две зимы в Академии художеств, год в Париже. Молодой художник, которому едва исполнилось 20, начинает выставляться вместе с "Миром искусства" и сразу становится известен. Все дается ему легко, все вокруг его любят, называя не иначе как Левушкой. Один из знавших его вспоминал: "Он был моложе всех нас, казался мальчиком, но умел собирать и сталкивать людей лбами..."
В его мастерской в доме на Университетской набережной регулярно происходили "вечера", которые стали фактом истории русской культуры. О них теперь говорят как о литературно-художественном кружке "Квартира No.5". Постоянными его участниками были художники Альтман, Митурич, Тырса, поэты Мандельштам, Клюев, Бальмонт, композитор Лурье, критик Пунин. Появлялись в квартире No.5 Маяковский, Шагал, Хлебников, Розанова, Зайцев, Татлин...
Под влиянием Татлина Лев Бруни начал создавать конструктивистские "контррельефы" - абстрактные подборы из разных материалов. Вместе с Татлиным и Родченко принял участие в футуристической выставке "Магазин", где продемонстрировал "разбитую бочку из-под цемента и стекло, пробитое пулей". Но вряд ли можно утверждать, будто Бруни всерьез погрузился в сражение, которое весело вели сторонники авангарда. Для него в этом не было борьбы, а была дружеская солидарность и, главное, поиск - "живого" искусства, делавший жизнь такой насыщенной и интенсивной.
Позже в своих незавершенных воспоминаниях Н.Н. Пунин признавался, что, если бы им всем "был дан другой кусок истории, возможно, эти встречи... сохранились бы в памяти как период времени наибольшей жизненной полноты..." Однако "времена не выбирают". Шел 1916 год, и время, которое всем им выпало, с бесцеремонной определенностью вторглось в такую счастливую и полную жизнь.
В ноябре художника призвали в армию. А вскоре со все нарастающей настойчивостью зазвучала "музыка революции". Ее гипнотическому ритму поддались многие, но не Лев Бруни. Для него гораздо важнее был другой звук - пусть никому больше не слышная, но для него отчетливая мелодия его собственной судьбы.
Летом 1917-го он едет на Урал, в Миасс. Там живет со своей семьей Константин Бальмонт и ходит в гимназию дочь поэта - Нина. Венчание Нины Бальмонт и Льва Бруни состоится в том же Миассе весной 1919 года.
Мир вокруг будет рушиться в хаосе гражданской войны. Они поедут на восток - в Омск, потом Ново- Николаевск. В этот период бездомных скитаний художник и перестанет писать маслом. Но зато он, как никогда раньше, научится рисовать все: берег озера и спящую жену, цветочные горшки и коляску их первенца в окружении кур и щенят... Это будут не просто дневниковые "зарисовки с натуры" или протокольные репортажи. Это будет то, что на языке искусствоведческих дефиниций носит название "станковая графика". Короче, законченные и самодостаточные произведения искусства.
"Когда б вы знали, из какого сора \ Растут стихи, не ведая стыда..." Самые простые вещи обладают бесконечной ценностью и красотой. Эта истина с отчетливой ясностью открылась Бруни именно в те "окаянные дни". Оказалось, что в этой бездомной и не отягощенной материальными благами жизни у него многое было - любовь, мир вокруг в бесконечности своих форм и разнообразии таинственных связей. И, значит, было, что противопоставить хаосу и смятению, захлестнувшим все.
Вернувшись в Петроград, Бруни вновь тесно общается с Татлиным, даже живет у него в мастерской, где творится модель утопического памятника III Интернационалу. И иллюстрирует фантасмагории Гофмана. В общем, Лев Александрович не становится активным создателем нового революционного искусства. Обстоятельства словно отводят его от этого. Так, в последний момент был отклонен уже готовый проект ноябрьского оформления Дворцовой площади. А сам Бруни перебирается в Москву по приглашению В. Фаворского. С семьей уезжает в Оптину пустынь и подолгу живет там.

Именно в 20-е годы в Оптиной художник создает свои лучшие вещи.
В его работах не происходит ничего, а точнее, происходит самое главное: гнутся под тяжестью мокрого первого снега деревья, блестят только что омытые дождем крыши, солнечный свет пронизывает лесную чащу... Все едино, прекрасно-одушевленно и хрупко. Эта хрупкость и мимолетность просто требуют того, чтобы быть запечатленными. И художник откликается на это безмолвное требование.
Он работает непрерывно, жизнь и искусство для него оказываются перепутанными, переплетенными. Творчество самой высокой пробы становится частью его повседневного быта; должно быть, оттого он с какой-то моцартовской беспечностью относился к своим уже завершенным работам и их дальнейшей судьбе.
Когда в середине 30-х видный художественный критик А. Чегодаев решил отобрать на выставку несколько его произведений, Лев Александрович выдвинул из-под дивана обшарпанный чемодан. Он был доверху набит акварелями - помятыми, с краями то загнутыми для того, чтобы поместить листы в чемодан, то изгрызанными кем-то, - как выяснилось, собакой. Один лист был съеден примерно на треть. Потрясенный увиденным, искусствовед обратился к реставраторам...
Теперь эта спасенная акварель - одна из лучших работ Бруни среди тех, к сожалению, немногих, что хранятся в Третьяковской галерее. Розовая лягушка замерла между тонких травинок. Можно с долгим глубокомыслием рассуждать о том, что в визуальных искусствах аналогом звука выступает жест, движение, а пространство всегда - вместилище таинственной тишины и что в данной работе Льва Александровича именно пространство листа, превращаясь в пространство мира, имеет такое определяющее значение... Но, наверное, лучше просто остановиться посреди затягивающей жизненной суеты, чтобы посмотреть и увидеть. И с остротой, доступной обычно лишь детям да художникам, пережить удивление и восторг перед каждой каплей этого мира.
Автор: Таня Юдкевич
Исходный текст: "Алфавит" No.38, 2000.
http://www.peoples.ru/art/painter/bruni/

См. также: Натэла Месхи
"С кем на Руси жить хорошо.
История большого семейства"
(о родословной Бруни).-
"Родина", 1997, № 1, с. 98-102.
Светлана Злобина-Кутявина "Бруни -
нормальная русская фамилия". -
"Домовой",1996, № 7, с.26-32.

Николай Александрович Бруни (1891 - 1938)
Николай Бруни родился 28 апреля 1891 года. Высокообразованный поэт и художник, священник и авиатор, попавший в ГУЛАГ в 1934 году по ложному доносу как "французский шпион", в 1937 году соорудил уникальный памятник Пушкину из гипса, кирпича, досок. В 1938 году Бруни был расстрелян.

" 5/18 сентября. Слава Тебе Господи! Все делается к лучшему. Вот уже меня сегодня просили и о кандидате на мое священническое место. Мать священника явилась ко мне, правда она явилась как бы с покаянием, что допустила углубиться в себе мысли устроить сына на мое место, и не дожидает конца, обратившись ко мне самому. Я очень рад этому; как видно из объяснения: кандидат весьма желательный, еще молодой - 35 лет, принявший священство идейно, после революции, сам образования светскаго и был в консерватории, обладает хорошим даром слова; звать его о. Николай Александрович Бруни, внук того художника Бруни, который написал образ "Моление о чаше". В данное время он служит в городе Клин Московской губернии, в церкви Успения Божией Матери. Его отлично знает преосв. Григорий. При развитии обновленчества он был в городе Козельске Калужской губернии. И один устоял в Православии и доселе остается твердым и непоколебимым православным и горячо ревностным пастырем. Дай Бог такого заместителя, он мог бы развить дело моего маленькаго кружка как музыкальный человек, да и для большаго кружка мог бы быть руководителем".

Начиная однажды панихиду, о. Николай Бруни, вопреки церковному обряду, запел чужие слова о уставших и печальных людях, о кораблях и о умершем ребенке. Это смерть Александра Блока заставила священника нарушить обряд.

Известный российский журналист и популярный телеведущий Лев Иванович Бруни:
"Не забуду родства с Николаем Александровичем Бруни, одним из первых российских летчиков, героем Первой мировой войны, затем священником. Он был расстрелян в тридцатые годы в Воркуте.
Не забуду родства с Александром Александровичем Угримовым, высланным в 1922 году из Советской России, героем французского Сопротивления, вернувшимся в 1947 году на Родину, понятное дело, прямиком в ГУЛАГ. Он, слава Богу, умер своей смертью.
Не забуду, наконец, родства со своим отцом, Иваном, для которого война началась 22 июня 1941 года на западной границе, а закончилась 9 мая 1945-го в Кенигсберге" .

Лаврентий БРУНИ:
"Я хотел сделать ретроспективную выставку, где бы в одном пространстве собрались все художники, начиная с Антонио Бруни. Получается, что в каждом поколении есть кто-то, кто прославил эту фамилию.
Ты ощущаешь на себе какую-то ответственность за свою фамилию?
Ответственность - это комплекс, от которого я избавился. Я даже подписываюсь: Лаврентий Б. К Бруни это не имеет никакого отношения. Я начинаю свою историю. Мне не интересно быть чьим-то внуком или правнуком. Я прочел у своего дедушки фразу: "Пращуры и сама фамилия - это очень тяжелое бремя. И довольно трудно через это перешагнуть". Сначала я удивился, а потом понял, что он имеет в виду, и сразу для себя это отрезал.
Когда я учился рисованию и мне нужны были деньги на преподавателя, я продавал картинки на Арбате. Тогда это все только начиналось, не все было пошло, и там было довольно много симпатичных людей. И можно было найти своего покупателя. В салоны ведь тогда принимали картины только членов Союза художников. И мне мой приятель сделал такую, похожую на похоронную, табличку: "Художник Лаврентий Бруни". Мимо проходили два каких-то пьяных художника, которые остановились, покачиваясь, и говорят: "Что? Фамилией пользуешься? Нехорошо". И мне стало так стыдно… И я постарался прекратить все разговоры, что я художник из-за фамилии.
Но если уже есть такая семейная традиция, то никуда от нее и не денешься. Так или иначе - приходится считаться…
Я в восторге от выставки Льва Бруни не только потому, что это мой дедушка, а просто он мне очень нравится. Он потрясающий художник. Я смотрю на его вещи как бы с внешней стороны и не чувствую его своим родственником - это просто хороший художник"
(Из интервью, опубликованного
23 сентября 2000 года
Светланой Злобиной-Кутявиной).

Биография

Фёдор Бруни (собственно, настоящее его имя было Фиделио ) родился 10 июня 1799 году в Милане , в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1807 году, приехал в Россию из Италии . Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце ; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина .

Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств , занимался под руководством А. Е. Егорова , А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева .

За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.

Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору её немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.

К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся:

  • «Св. Цецилия»,
  • «Св. Семейство»,
  • «Вакханка, поящая Амура»,
  • «Свидание Т. Тассо с сестрою»,
  • «Богоматерь с Предвечным Младенцем»,
  • «Спящая нимфа»
  • «Богоматерь с младенцем на руках»,
  • «Спаситель на небесах»,
  • «Благовещение» и знаменитое «Моление о Чаше» - картину, находящуюся в Эрмитаже и ещё несколько картин и портретов. Кроме того, Бруни написал копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею».

В начале тридцатых годов живописец начал писать колоссальную картину: «Медный змий », но прежде, чем успел её окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.

Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».

С 1836 г. Бруни - профессор 2-й степени в Академии художеств. Среди его учеников М. П. Боткин и Арсений Иванович Мещерский .

В 1838 он нашёл возможным возвратиться в Рим, и написал там «Покров» и окончил в 1840 г. своё большое произведение: «Медный змий », которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца . Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка. В Русском музее «Медный змий» находится рядом с картиной К.Брюллова - «Последний день Помпеи ».

Роспись Исаакиевского собора

Работа в Эрмитаже

Вообще художественная деятельность Бруни занимает почётное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Хотя ещё при жизни Б. начались иные и новые веяния в русском искусстве, но то, что он сделал, было нужно и многому научило. Гравюра мало популяризировала картины Бруни. «Медный змий» в гравюре на дереве был помещён в различных иллюстрированных изданиях; «Смерть Камиллы» воспроизведена только контурной гравюрой; «Моление о Чаше» литографировано Козловым и гравировано Захаровым; «Божия Матерь, спящая с бодрствующим на Ея коленах Младенцем» была гравирована на стали и помещена в книге: «Картины русской живописи» В. Кукольника (СПб., 1846 г.).

Более или менее полная биография Бруни была написана А. И. Сомовым и помещена в иллюстрированном журнале «Пчела », изд. А. Прахова (СПб., 1875, 35). К статье приложен гравированный на дереве портрет Б., весьма напоминающий серьёзное и вдумчивое лицо этого талантливого художника. В Академии художеств находится гипсовый слепок с его бюста, вылепленного в 1862 г. Ф. Каменским, и портрет, писанный масляными красками, работы Яковлева. Помимо других, обучал Фёдора Каменского , особенно талантлив был К. Д. Флавицкий , автор картины «Княжна Тараканова », ныне находящейся в галерее П. И. Третьякова в Москве. Преждевременная смерть не дала вполне определиться этому даровитому художнику.

Галерея

Примечания

  1. RKDartists
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. - Т. IVа. - С. 752-753.
  3. Петрушевский Ф. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  4. Герб Бруни внесен в Часть 13 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 168
  5. Метрические экстракты, с. 574 – приложение в формате doc на компакт-диске к изданию: Козлов-Струтинский С. Г. Бывшее Выборгское римско-католическое кладбище в Санкт-Петербурге и церковь во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы. // Материалы к истории римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища Выборгской стороны в Санкт-Петербурге: Сб. - Гатчина: СЦДБ, 2010. – 263 с.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх