Мифология Древнего Рима. Кратко

Скульптура Купидона и Психеи по мифам

Мифология древнего Рима возникла под влиянием античной культуры древней Греции и народов этрусков. Установить точную дату возникновения языческой религии Рима достаточно сложно. Предположительно, к этому периоду относится заселение территории государства италиками — местными племенами, проживающими на Апеннинском полуострове до создания государственного управления Рима. Миграция занимала длительное время — с конца II по начало I тыс. до н.э.
Официальной датой образования считается 753 г. до н.э. Эпоха с VIII по VI до н.э. отмечена как формирование аппарата управления власти и религии вновь образованного государства. В это время складывается представление о мифах и пантеоне культов древнего Рима. Примечательно, что с покорением соседних территорий, римлянами заимствовались идолы и обычаи поклонения других народов.

Мифология древнего Рима и Греции: различия

В древней Греции и Риме мифы складывались под воздействием культуры покоронных народов. Отличия религий двух древних цивилизаций были существенными: у греков идолы обладали человеческими качествами, в римской мифологии культы считались антропоморфными существами, у них отсутствовали чувства, сложно было выделить их половую принадлежность.
Греческая мифология основана на понятии семейственности. Небесные существа представляли единую семью, в которой иногда происходили разногласия. Все они обладали идеальными качествами характера и огромной слой. Вокруг их личных качеств создавались .
В римской традиции мир был заполнен постоянно враждующими между собой существами. Они сопровождали людей в любой ситуации, с рождения до первых шагов и на всем жизненной пути. Люди находились под покровительством этих небесных жителей и покровительствовали им при разрешении важных дел. Они сопутствовали им при заключении брака, получении богатств, даровали удачу. После смерти на последнем пути душу человека сопровождало множество религиозных культов: предвестник смерти, отбирающий дух и др.
Важной чертой мифологии Рима была тесная связь с реализацией власти в государстве. Ответственным за совершение всех религиозных обрядов в партриархальном обществе был отец. Семейные праздники со временем приобретали статус официальных пиршеств, когда устраивали бои гладиаторов.
Положение духовенства в Риме значительно отличалось от принятого в древней Греции. Если в греческом обществе жрецы составляли отдельную социальную касту, то в Риме священики выполняли государственные функции. Все жрецы делились на саны: весталки, понтифики и авгуры.

По мифам древнего Рима — Зевс

Связь мифов древней Греции и Рима

В пантеон культов Рима входит обширный список имен. Это основатель всего сущего Уран, могучий Темпус, а также Амур, Сатурн, Хаос и титаны — их дети. Всего в третьем поколении выделялось 12 идолов.
Подобное распределение ролей отмечается в греческой традиции. На небесном олимпе восседали Юпитер, он же Зевс, посылающий молнии и грозы. Его супруга Юнона, она же Гера, покровительствующая семейным узам. Церера, называемая также Деметрой, олицетворяла плодородие.

Смотреть фильмы о мифах древнего Рима

На римском пантеоне также находились культы Фатум — Судьба, Фортуна — Удача, Психея — Душа, Либертас — Свобода, Ювента — Юность, Виктория — Победа. Особое значение придавалось существам, дающим урожай и плодородие при проведении сельхозяйственных работ.
Римляне причислили к жителям небесного пантеона Гермеса, Аполлона, Геркулеса, и Диониса, носящих характерные черты для мифов древней Греции. Исключительно римское происхождение носили Вулкан, Юпитер, Марс, Веста и Сатурн. Со временем идолов накопилось так много, что древние римляне стали распределять их на «старых» и «новых».


Античная мозаика по мифам древнего Рима

Основные легенды и мифы Древнего Рима

Большинство мифических историй римляне заимствовали у греков. Часть легенд, однако, носила оригинальное происхождение. Например, о создании мира Янусом. Центральная культовая фигура олицетворяла небо, солнце и начало всего сущего. Он отличался двуличием: одна его сторона была обращена в прошлое, другая смотрела в будушее.
Римляне, как и все древние народы, придавали природе растениям мифические свойства. Один из мифов гласит, что все люди произошли от дуба. Религиозные обряды обычно проводились в специально отстроенных парках, в центре которых находилась смоковница — священное дерево. По легенде, близнецы Ромул и Рем были выкормлены дикой волчищей. В центре находился дуб Капиталия, именем которого был назван знаменитый Капитолийский холм.
В мифах древнего Рима присутствовали птицы, особое значение придавалось орлам и дятлам. С расширение границ государства в мифах, взятых у греков и измененных под римские традиции, появляются все новые объекты поклонения.
Все мифы древнего Рима разделяют на три вида:

  • мифы о культах и их поступках;
  • рассказы о возникновении римского государства;
  • истории о легендарных героях.

Миф о создании города Рим

Миф об образовании Рима известен во многих странах современного мира. Город был основан двумя братьями-близнецами. Легенда повествует о том, что Амулий, захвативший силой власть в государтсве, боялся за судьбу своего сына, который должен занять престол после него. Избегая прихода на престол сына Нумитора, он убил племянника во время охоты. Рею, дочь Нумитора, он объявил изранницей Весты, поэтому замуж она не вышла.
Пантеон по-другому распорядился ее участью, сделав ее женой влиятельного Марса. От брака родилось два мальчика. Нумитор был разгневан таким поступком и забрал близнецов у весталки. Рею оставили навечно замурованной под землей, а детей бросили в Тибр, протекающий у берегов города. Служители сжалились над младенцами и уложили их в деревянную ладью, пущенную по реке.
Корыто доплыло до смоковницы и прибилось к берегу. Детский плач услышала волчица и отправилась кормить детей собственным молоком. Увидел это пасущий рядом овец Фавстул и взял на воспитание детей. Когда мальчики подросли, им рассказали о их судьбе. После этого они посетили дворец Нумитора, убили его сына Амулия и провозгласили царем своего деда. В награду им были обещаны земли Тибра, где они основали поселение. На берегах плодородной реки были заложены основы нового могущественного госудаства. Поспорив, кому достанется царство, Ромул убил Рема.


Волчица, Ромул и Рем скульптура

Миф о сыне Афродиты Энее

Друг Гектора, сражающегося во время Троянской войны, сын прекрасной Афродиты Эней бежал с отцом и младенцем в страну, населенную латинами после разграбления . Он взял в жены Лавинию, дочь царя италийских земель Латина. Сыновья Энея, Ромул и Рем, основали на берегу Тибра город Рим.


Книги о мифах древнего Рима

Литература в иллюстрациях для детей о мифах древней Греции станет лучшим поучительным пособием. В числе самых читаемых произведений можно выделить:

  • Мифы древнего Рима и Греции. Н.А. Кун
  • Легенды и сказания древнего Рима. А.А. Нейхардт.

Благодаря бессмертным произведениям древнеримского эпоса «Энеида» Вергилия и «Метаморфозы» и «Фасты» Овидия сегодня можно узнать многое об истории развития Рима и жизни его населения.
Мифы Древнего Рима: презентация

Мифология Древнего Рима. Кратко

Всем как-то привычно объединять мифологию Древней Греции и Древнего Рима. Кажется, ну что иного можно найти у римлян, которые только и знали, что давать чужим богам новые имена? Зевс — Юпитер, Гера — Юнона, Арес — Марс, Афродита — Венера, только запоминай, да и дело с концом!

Но это лишь верхушка айсберга, а можно ведь попробовать нырнуть и поглубже.

Кто поведал?

Крайне трудно судить о самом древнем периоде римской мифологии, потому что ученым приходится опираться на куда более поздние источники.

Однако довольно известными являются жреческие книги «Индигита-менты». Сохранились официальные записи о жизни древнеримских общин, записи древнегреческих авторов в отклик на события в Гесперии (как они называли древнюю Италию), гимны коллегий Арвальских братьев и т. д.

Основными из источников считаются первые договоры Рима с другими городами и государствами, записи коллегии понтификов (жрецов), а также записи об основных событиях каждого года, которые позднее получили название анналов (лат. annus — год).

Однако основными источниками принято считать «Энеиду» Вергилия, книги истории Ливия, «Фасты» Овидия и четвертую книгу Проперция.

Космогония и боги

Долгое время считалось, что римская мифология на начальной стадии развития сводилась к анимизму. Поклонение душам умерших было обусловлено страхом перед их сверхъестественной силой, равно как и поклонение одушевляемым природным явлениям. Римляне никогда не начинали и не заканчивали дел, не заручившись благосклонностью богов, не исполнив всех положенных обрядов, не вознеся молитв и не принеся необходимых жертв.

Считалось, что римляне различали лишь благосклонные или неблагоприятные неперсонифицированные силы — нумина (numina), и их было великое множество: божество посева и роста, цветения и брака, жатвы и зачатия, прогулки и возвращения и т. п., а их имена образовывались от названия самого производимого действия.

Более того, считалось также, что даже немногочисленные боги-личности, возникшие позже, не имели антропоморфного воплощения, а лишь символы: например, Юпитер — камень, Марс — копье, Веста — огонь.

В первобытнообщинный период огромное значение играл культ предков, чтимых в каждом роду: пенатов, покровителей домашнего очага и рода, и ларов, покровителей дома, семьи и всей общины в целом.

Однако, хотя древняя космогония римлян так и остается пока загадкой, постепенно исследователи стали находить доказательства, что сама римская мифология проходила примерно все те же стадии развития, что и у остальных народов в первобытнообщинный период.

Была определена древнейшая триада божеств: Юпитер (вытеснивший первоначального создателя мира, Януса) — воплощение религиозности и жречества, Марс — военная ипостась, Квирин — хозяйственная ипостась.

Янус и Веста охраняли двери и семейный очаг, лары оберегали поле и дом, Палее — пастбища, Сатурн — посевы, Церера — рост хлебных злаков, Помона — древесные плоды, а Коне и Опа — урожай.

Кроме того, согласно выводам ученых, римляне считали, что люди как род ведут свое происхождение от священных деревьев, дубов, и потому каждому божеству-нумина были посвящены рощи, где справлялись обряды и приносились жертвы, да и сами деревья играли очень большую роль в жизни государства. К примеру, дубу на Капитолийском холме приносились жертвы, а увядание любой смоковницы, дерева, под которым, по легенде, волчица выкормила будущих основателей Рима, Ромула и Рема, воспринималось как крайне грозный и неблагоприятный признак.

Поскольку был весьма развит культ животных, то огромное значение приобретала интерпретация их поведения и исследование приносимых жертв, а проще говоря, гадания, так распространенные в Древнем Риме.

Оправдано...государством

В чем же все-таки заключается своеобразие римской мифологии по сравнению с другими мифологическими традициями?

Если вдуматься, то станет очевидно: большинство древнейших мифов о богах не сохранились, они постепенно, но неуклонно были вытеснены мифами о героях.

Само устройство римского общества, в котором отдельные общины стремились к объединению в крупные городские конгломераты, в котором политика играла с каждым веком все большую роль, а государство становилось посредником между гражданином и богами, — в этом и есть самобытность Древнего Рима.

Мифы, рассказывающие о героях, есть отображение глубокого взаимного проникновения истории и мифа в сознании римлян. Жизнь человека наполнена божественным присутствием, каждый ее миг человек ответственен за свои поступки.

И если они совершаются на благо общины, то и боги тобой довольны.

Таковы мифы о сабинянках, Нуме Помпилии, Лукреции, Сцеволе, Корио-лане и многих других.

Безусловно, нельзя отрицать, что римская культура постоянно впитывала в себя культуру окружавших ее народов. Да, римляне переименовали и приняли почти весь греческий пантеон, сделали множество заимствований у этрусков и других народов, но тому была очень простая причина. Рим был государством военным, за счет завоеваний постоянно расширявшим свои территории и ассимилировавшим культуру завоеванных народов.

Римский героический миф объяснял прошлое, оправдывал настоящее и направлял будущее. Несмотря на некоторую изначальную примитивность, он делал жизнь человека наполненной смыслом: служение отечеству.

И каков же конец?

Римская религия, открытая и постоянно изменявшаяся под влиянием извне, просто не могла разработать единой концепции о конце света.

Как любое военное государство, Рим был обречен на постепенное угасание и разрушение или на непременное преобразование. Римская мифология, пройдя различные стадии развития — от принятия греческого пантеона до образования культа императора, в конце концов стала... некоей основой для победы христианства как религии.

Миф о римском левше

В 509 г. до н. э. этрусский царь Ларе Порсенна объявил Риму войну. Огромное войско вторглось на территорию страны и все ближе подступало к столице. Еще немного — и Рим был бы взят штурмом.

Тогда один из молодых римских патрициев, Гай Муций Корд, решил проникнуть в лагерь этрусков и убить их царя. Гай знал этрусский язык и, переодевшись в одежду врагов, легко проник в лагерь, но никак не мог понять, кто же из сидящих у главного шатра и есть царь Порсенна. Спросить же он не мог, опасаясь выдать себя.

Тогда юноша решил, что самый нарядно одетый человек и есть вражеский правитель. Он напал на него и заколол кинжалом. Но увы! Это оказался лишь один из придворных царя, самый большой любитель нарядов и украшений.

Гай Муций был тут же схвачен, но отвечать на вопросы отказался. Тогда ему стали грозить пытками. Увидев треножник с пылающим огнем, юноша сам подошел к нему, положил правую руку в пламя и молча, не издавая ни звука, смотрел на Порсенну, пока рука не обуглилась.

Изумленный отвагой и невероятной стойкостью патриция, Порсенна воскликнул: «Если все римляне такие стойкие, то победить их невозможно». Он отпустил Муция, который с той поры стал носить прозвище Сцевола (Левша), и решил начать переговоры о перемирии.

Дошедшие до нас легенды и мифы Древнего Рима , находящиеся как литературные произведения на стыке мифологии и религии по смысловой нагрузке прежде всего были направлены на подержание политики, гражданского долга и моральных устоев общества. Говорить о древнейших мифах Рима достаточно затруднительно, ибо они были доступны лишь жреческому сословию и дошли до нас виде «Индигитаментов» — сборника жреческих преданий, толкований и сказаний. Жрецы любые события реальной жизни преломляли через каноны этой книги и доносили до правящей верхушки в виде предсказаний и пророчеств.

Первые легенды Древнего Рима

Бесспорно, одной из первых легенд и сказаний Древнего Рима, дошедших до наших дней, и подвергшихся минимальному эллинистическому влиянию, можно считать сказание о сотворении Рима. Сегодня это одно их самых знаменитых и хорошо известна всем любителям истории. После получения протектората над Грецией и ее колониями римские боги начинают отожествляться с греческими и значение жрецов общественной жизни, и их влияние на республиканский сенат резко падают. Однако если боги Древней Греции в большей мере относились к части духовной культуры, то в Риме они становятся неотъемлемой частью повседневной жизни.

Это возрастание влияния на бытовую сторону существования многие исследователи культов Античности относят к более тесным контактам с , где даже поесть было невозможно без упоминания божественного начала в их правителе – фараоне. Без божественного благословления в Риме не начинались сельскохозяйственные работы. Без посещения оракула, толкующее расположенность или противление богов, не заключались сделки. С началом имперского периода все верховные диктаторы, а потом императоры являлись земными наместниками богов, героями и каким- то непотным образом и сынами религиозных культов. Конечно такое влияние не могло не найти отражения в легендах и мифах древнего Рима.
Греческое влияние в мифологии можно заметить проникновением эллинистических изустных историй в . Правда этот симбиоз сопровождался романизацией греческой религии. Зевс был переименован в Юпитера, Афродита стала Венерой, а Арес превратился в Марса. Однако это влияние не коснулось древнейших римских легенд, в частности сказания о Ромуле и Реме. Впрочем, это легко объясняется тем, что что римский календарь вёлся от сотворения столичного города. В более поздних сказаниях Виргиния об основании Рима тема чудесного спасения близнецов и их вскармливания бездуховным животным трактуется историками как идея божественного предназначения к мировому господству. При этом во многих мифах рефреном проходит мысль о том, что римская политика, система правления, общественные отношения одобрены свыше и являются самыми справедливыми.


Эллинистическая мифология древнего Рима

Эллинистическое влияние на легенды Древнего Рима видно уже в первом мифологическом повествовании о создании Рима. Ромул и Рем – братья близнецы были внуками Энея, одного из троянцев, спасшихся при Одиссеем. Корабль Энея долго блуждал по Средиземному морю, пока не был выброшен на побережье Апеннинского полуострова. В мере высадки был основан город Альба-Лонга. А бросил близнецов в Тибр младший сын Энея – Амулий бывший родным дядей Ромка и Рема.
Именно об этих событиях повествует мифологическая поэма «Энеида», написанная «мантуанским лебедем» — Вергилием на границе старого и нового летоисчислений. Говоря о легендах и сказаниях Древнего Рима периода первых римских императоров нельзя не вспомнить о , имя которого сохранилось до наших дней благодаря написанным им 142 книгам «История от основания города». Несмотря на историчность этого произведения, в нем нельзя не заметить достаточной доли мифологизации реально существовавших личностей.

Если написанные Публием Овидием Назоном «Наука любви» и «Метаморфозы» относятся скорее к религиозно-нравственным произведениям, то его знаменитые «Фасты» являются историческим трудом. Эта «календарная» поэма насквозь пронизана мифами и легендами Древнего Рима, которые приукрашали реальную жизнь живших в те времена правителей и политиков.
Секст Аврелий Проперций вошел в римскую историографию как друг Вергилия и Овидия. Им написаны 4 элегические поэмы, причем в четвертой книге элегий, посвященных его , литературоведы отмечают значительное влияние сказаний Древнего Египта.
Римские сказители и поэты заимствовали богов не только у греков. Их культура была конгломератом культурных традиции всех народов Средиземноморья. Причем римляне не просто копировали подвиги легендарных персонажей, а осмысленно приписывали их древнеримским героям.

Колизей, изначально именуемый Амфитеатром Флавия, - это, наверняка, самый знаменитый амфитеатр в мире. Он же является и самим большим по размерам памятником древности: шутка ли, этот древний «стадион» мог вместить 50 тысяч зрителей! А имя, под которым этот памятник архитектуры сейчас известен нам с вами, вовсе не так старо: оно «приклеилось» к арене только в Средневековье и происходит от названия расположенного неподалеку Колосса Бога Солнца (Colosso del Dio Sole). Но не стоит пытаться найти эту гигантскую статую – ее больше нет. Мнения историков о ее судьбе расходятся: статую разрушило или землетрясение в Риме в V веке, или же вестготы под предводительством АларихаI, захватившими город в 410 году.

Но вернемся к Колизею. Слава Колизея была такова, что со временем его имя обросло множеством анекдотов и мифов , неожиданных, кровожадных, даже местами омерзительных, а поэтому и чрезвычайно любопытных!

Вот, к примеру, древние римляне верили, что молодожены должны были непременно провести первую брачную ночь с оружием кого-то из гладиаторов под рукой. А еще считалось, что эпилептик излечивался от своей болезни, если выпивал кровь павших на арене Колизея. Кстати, только в первые три месяца после открытия Колизея на его арене погибли 2 000 гладиаторов и 9 000 зверей! Можно смело предположить, что и у молодожен, и у эпилептиков было из чего выбрать «сувенир» на память.

Ошибочно думать, что гладиаторами были исключительно мужчины. На потеху римской публики сражались и женщины gladiatrices, и экзотические звери: слоны, носороги, гориллы и даже жирафы. А примерно в 200 г. н.э. император Септимий Север положил конец участию «прекрасных дам» в кровожадных схватках не на жизнь, а на смерть.

Но от этого бои гладиаторов не стали менее зрелищны: как-то на суд придирчивого – но недалекого - зрителя был представлен спектакль с участием прирученных морских котиков… Тот же самый Септимий Север как-то приказал соорудить на арене Колизея кита в натуральную величину, изо рта которого во время, как принято сейчас говорить, шоу вырывались медведи, о существовании которых древние римляне тоже вряд ли подозревали.

Успех подобных спектаклей был оглушительным! Как и в наши дни, века назад поблизости от Колизея вдоль улиц расклеивали афиши с анонсом следующего шоу. Хоть, как предполагают историки, стоимость билета была велика, некоторые политики, чтобы расположить к себе простой люд, раздавал билеты даром. Но на этом сходства уклада жизни Древнего Рима с современными нравами не заканчивается!

Воистину, Колизей в древности был самым настоящим стадионом . На входе у посетителей проверяли билеты и указывали полагаемое каждому место – ни дать, ни взять нынешние абонементы! Продавались даже изготовленные в честь гладиаторов сувениры, а публика поддерживала своих любимцев, разворачивая красочные «транспаранты» цвета костюма бойца, кому симпатизировала!

А вот право решать судьбу поверженного гладиатора принадлежало исключительно императору, а никак не публике. И хоть мы много раз видели в кино, как император поднимал большой палец вверх, чтобы даровать помилование, или, наоборот, опускал его вниз, чтобы лишить воина жизни, на самом-то деле в Древнем Риме использовали совсем иную «систему знаков»: открытая ладонь означала жизнь, а сжатая в кулак рука была сигналом к казни. Кстати, если гладиатор убивал своего врага, не дождавшись приговора императора, то владыка имел право приговорить ослушавшегося к смерти.

Кстати, о владыках и народе: многие ошибочно полагают, что плебс , по-итальянски plebe, -это, в отличие от богатых и знатных патрициев (patrizi), - сплошь бедняки, но это не совсем так. Плебс – это лишь часть бедного населения Древнего Рима, ведь в их числе встречались и вполне зажиточные жители, которые, впрочем, не могли «купить» себе место среди тех, кто считался знатным по происхождению.

Тога – еще один стереотип, упорно навязываемый обывателю живописными голливудскими фильмами. Утверждать, что римляне одевались в тоги равносильно уверенности в том, что шотландцы носят исключительно традиционный килт. Богатые римляне вовсе не каждый день носили тогу, напротив, эта мужская туника считалась исключительно парадной одеждой.

Ну, и напоследок, неожиданный сюрприз: знали ли вы, что в Древнем Риме в IV веке самым распространенным языком была вовсе не латынь, а … древне-греческий?! Римляне говорили и на латыни, но в разговорной речи использовали так называемую вульгарную латынь, на основе которой затем и сформировались современный итальянский, французский и другие языки, а в письменной речи использовали классическую латынь.

Ну, что же, после такого экскурса в историю вы сможете не только со знанием дела критиковать голливудские фильмы, но и прослыть эрудитом среди товарищей в турпоездке в Рим!

До скорого или a presto, как говорят в Италии!

Ваша,
dolcevita007

Древнеримская мифология в ее классическом варианте тесно связана с древнегреческой. Многие мифологические образы и сюжеты римляне полностью заимствовали у греков, скульптурные изображения богов делали по греческим образцам. Но греческие мифы начали проникать в Рим лишь в юнце VI - начале V века до н. э. А в более древние времена у римлян существовало иное, самобытное представление о богах.

Юпитер был богом неба, дневного света и грозы, Сатурн - богом урожая, Юнона - богиней брака и материнства, Марс - богом войны, Минерва - богиней ремесел и искусства, Венера - богиней садов и огородов, Амур - богом любви, Вулкан - огня, Диана - богиней растительности.

Боги Рима

Древние римляне считали, что каждый предмет и явление - независимо от своей значительности - имеет особого бога-покровителя.

В римском пантеоне существовали бог посева и бог произрастания семян, бог рождения ребенка, бог его первого крика, бог выхода на прогулку, бог возвращения домой и так далее. Христианский писатель Августин Блаженный писал о римских богах, охранявших двери дома: «Они (римляне) поместили здесь целых трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли - богине Кордеа, а порог - богу Лимекту. По- видимому, этот Форкул не умел одновременно стеречь петли и порог».

В отличие от большинства древних народов, римляне крайне редко изображали своих богов и не создавали мифов о них - об их рождении и родственных связях, взаимоотношениях друг с другом и с людьми, ссорах и любовных похождениях.

Польский писатель Ян Парандовский, автор популярной книги «Мифология », пишет: «Это отсутствие легенд, в котором мы теперь усматриваем известный недостаток творческого воображения, древние считали достоинством римлян, слывших самым религиозным народом.(…) Эта религия (…) не имела мифов, порочащих честь и достоинство богов».

Римляне сознательно отказывались придавать своим богам какой-либо облик и характер. Часто неопределенными оставались даже их пол и имя. В молитвах к божеству обращались так: «Бог ли ты или богиня, мужчина ли ты или женщина», а если все же называли бога по имени, то добавляли: «или каким иным именем ты желаешь называться».

Впрочем, некоторые ученые считают, что такое безличное поклонение богам культивировали жрецы, а в народе были распространены традиционные мифы, но они не дошли до нашего времени.

Существует предположение, что некогда у римлян бытовал миф о создании мира богом Янусом. Его имя означает «двери », «ворота ».

Он был богом входа и выхода, а также всякого начала, нового года, начала войны, первого дня месяца, рождения человека Януса изображали с ключами, тремястами шестьюдесятью пятью пальцами (по количеству дней в году) и с двумя лицами, имелось в виду, что одно лицо обращено в прошлое, другое - в будущее.

Римляне, подобно всем древним народам, обожествляли силы природы, поклонялись деревьям и источникам, животным и птицам. Из деревьев больше всего они почитали дуб и смоковницу, среди животных - волка, среди птиц - орла и дятла.

Богом полей, лесов и пастбищ покровителем животных считался Фавн, культ которого был связан с культом волка В честь Фавна устраивали праздник луперкалий («лупус » - значит» волк »). На этом празднике Фавну приносили в жертву козла, а затем жрецы-луперки бегали вокруг святилища, размахивая ремнями, вырезанными из шкуры жертвенного козла и хлестали ими проходящих мимо женщин, что должно было обеспечить их плодовитость. Фавна особо почитали пастухи, поскольку он помогал оберегать стадо, от волков.

К Фавну был близок Сильван - бог леса и дикой природы. Его имя происходит от слова «сильва » - «лес ». Сильван не имел официального культа, но был очень популярен в народе, особенно среди крестьян и рабов. Его благодарили за исцеление от болезни, за неожиданную удачу, за освобождение от рабства. Сильвана изображали в крестьянской одежде, его сопровождали коза и собака.

Богом водных источников был Фоне. В его праздник - фонтаналий - колодцы украшали цветами, а в источники бросали цветочные гирлянды. Фоне, также как и Сильван, был божеством простого народа: его служители, по традиции, набирались из рабов. Созревающим древесным плодам покровительствовала богиня Помона, ей была посвящена священная роща.

Богом всяческих перемен - смены времен года, стадий созревания плодов, перепадов настроений человека - был Вертумн.

Среди богов, имеющих непосредственное отношение к жизни и деятельности человека, известны братья Пилумн и Пикумн - покровители брака и рождения. Кроме того, считалось, что Пилумн изобрел пест для дробления зерна, а Пикумн научил людей удобрять поля навозом (другое его имя - Стеркулин, что значит «навозный»).

Фортуна также первоначально была покровительницей рождения, позже ее стали почитать как богиню судьбы, счастья и удачи. Фортуну изображали стоящей на шаре или колесе - символ неустойчивости счастья.

Особым почитанием пользовались у римлян многочисленные божества, покровительствовавшие домашнему очагу Его главной покровительницей была богиня Веста. Ей посвящали вход в дом (отсюда «вестибюль »). В храме Весты на жертвеннике постоянно горел огонь, который гасили в первый день каждого года и тут же возжигали вновь путем трения священного дерева. От этого огня зажигали огонь в очагах всех римский курий - объединений нескольких патрицианских- привилегированных - родов.

Неугасимый огонь в храме поддерживали жрицы Весты - весталки. Они избирались из молодых девушек и должны были прослужить богине тридцать лет: первое десятилетие они обучались служению, второе - служили, третье - обучали молодых весталок.

На протяжении этих тридцати лет весталки должны были соблюдать целомудрие, нарушивших запрет замуровывали живыми в подземелье. По окончании служения жрица Весты могла выйти замуж, однако считалось, что жена-весталка навлекает на дом несчастье.

Домашнему очагу покровительствовали также особые божества - лары, они были в каждом доме свои. К ларам обращались за помощью при наиболее важных событиях в семье: перед бракосочетанием, во время родов, в случае смерти кого-либо из домочадцев. Лары следили за соблюдением правильных взаимоотношений в семье, защищали рабов от несправедливого гнева хозяев.

Лары покровительствовали также добрососедским отношениям. На перекрестках ставили их святилища с таким количеством входов, сколько жилищ располагалось вокруг этого перекрестка.

Служителями культа ларов были рабы.

Иногда лары отождествляются с пенатами. Пенаты также были хранителями домашнего очага, но в их ведении преимущественно находились запасы продовольствия.

Также как и лары, свои пенаты были у каждой семьи. Но, кроме того, существовали пенаты всего римского народа. По преданию, изображение этих пенатов доставил из Трои Эней - основатель Римского государства. Изображение государственных пенатов хранилось в храме Весты, и приближаться к нему могли только весталки и особые жрецы. Помимо ларов и пенатов, каждый человек имел своего собственного духа- покровителя: мужчины - гения, женщины - юнону.(В отличие от богини Юноны, покровительницы всех женщин, дух-юнона покровительствовала лишь одной) Гении и юноны умерших людей становились манами - доброжелательными божествами, в которых почитали души предков. Но если человек умирал насильственной смертью или не получал должного погребения, то его дух- покровитель мог превратиться в злого лемура (прообраз более поздних вампиров).

Большое место в жизни древних римлян занимали различные гадания и пророчества.

Гаданиями занимались особые жрецы - авгуры, которые толковали волю богов многочисленными способами по полету птиц, по внутренностям животных, по грому и молнии и т. д.

Существует предание о пророчице Сивилле, которая могла предсказывать на тысячу лет вперед. Она записала свои пророчества на пальмовых листьях и составила из них девять книг. Сивилла предложила купить эти книги римскому царю Тарквинию, но тот отказался, желая, чтобы пророчица сбавила цену. Тогда Сивилла на глазах у Тарквиния сожгла шесть книг, и он, уже не торгуясь, купил оставшиеся три.

В Риме, в храме Юпитера, действительно хранились три книги пророчеств, которые называли Сивиллиными книгами. Ими пользовались вплоть до V века новой эры.

В основе мировоззрения древних римлян лежало представление о том, что боги предначертали Риму власть над миром. Это способствовало возникновению культа самого Рима и формированию так называемого «римского мифа », отражающего легендарную римскую историю. Сюжеты «римского мифа» исследователи подразделяют на три группы. Первая связана с основанием римского государства легендарным героем Энеем, вторая - с возникновением самого Рима и так называемым «временем царей».

Известный немецкий историк Оскар Иегер писал: «Позднейшие римские писатели преувеличивают в своих рассказах о «времени царей» (753-510 годы до Рождества Христова) значение крошечного государства до чрезвычайности. (…) Многое в этих рассказах ярко и привлекательно. В действительности же, по отношению к этим первым векам Рима оказывается возможным установить лишь очень немногие события, а развитие политической и общественной жизни Рима можно проследить только в самых общих чертах».

Предание называет имена семерых, последовательно правивших римских царей. Хотя некоторые из них, возможно, и имели исторические прототипы, в основном они являются мифологическими фигурами, в сказаниях о них принимают участие боги.

Ромул - легендарный основатель Рима и первый из римских царей - был сыном бога Марса, а после смерти сам стал почитаться в образе бога Квирина. Другой царь, Нума Помпилий, был женат на нимфе ручья Эгерии и по ее совету ввел большинство религиозных установлений Рима. Предпоследний из семи царей, Сервий Туллий, готорому приписываются государственные реформы, объединившие патрициев и плебеев в единый римский народ и направленные на предоставление каждому римлянину возможности выдвинуться благодаря личным достоинствам, а не происхождению, был сыном лара и возлюбленным богини Фортуны.

Третья группа сюжетов «римского мифа» связана с установлением и ранним этапом существования римской республики. Эти сказания повествуют о героях, жертвующих собой во имя славы и процветания Рима. Римляне расценивали такое самопожертвование не только как проявление патриотизма, но и как исполнение воли богов, которые предначертали Риму главенствующее положение в мире.

Поэтому большинство исследователей причисляет сказания о доблестных римлянах не к историческим преданиям, а к мифам. Со временем в Рим начала проникать греческая культура, в том числе и греческая мифология. Многие исконно римские божества были отождествлены с греческими богами-олимпийцами: Юпитер - с Зевсом, Юнона - с Герой, Минерва - с Афиной, Вулкан - с Гефестом, Диана - с Артемидой, Амур - с Эротом, Венера - с Афродитой.

Римские поэты стали создавать произведения на сюжеты греческой мифологии, скульпторы делать копии со знаменитых греческих изваяний, изображающих богов.

Ян Парандовский пишет: «Под юнец вся греческая мифология перебралась в Рим. (…) Неуклюжие римские боги ожили, соединились в супружеские пары, приняли, как собственные, все греческие легенды. Греческая мифология заполнила ту пустоту, какой веяло от суровой римской религии».

В юнце I века до н. э. в политической жизни Рима произошел переворот, республика сменилась империей. Императоры стали отождествлять себя с богами, а императриц - с богинями. Вскоре императоров стали обожествлять официально. Первым римским императором-богом был Юлий Цезарь (100-44 годы до н. э.). «Римский миф», прославляющий республику, в это время был оттеснен на второй план.

Римская империя вела многочисленные и, как правило, победоносные войны. Под своей властью она объединила огромную территорию. Но завоевывая и покоряя различные народы, римляне впитывали их культуру, в том числе религиозные представления и мифологию.

В юнце гонцов в римский пантеон вошло несметное количество богов самого разного происхождения, религия древних римлян утратила свою цельность и самобытность и через некоторое время сменилась христианством. Рим стал первым центром христианского мира.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Мифы Древнего Рима Обновлено: Октябрь 21, 2017 Автором: admin



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх