Миф л создании мира из камня. Миф о сотворении земли

В любой мифологии основу составляют мифы о сотворении мира и людей. Сложно во всем этом выделить какую-то определенную тенденцию. Творцами мира выступают где-то боги, где-то животные, а то и вовсе растения. Каким образом первозданное существо возникло из первобытного Хаоса и как творило мир - на это в каждом мифе есть своя история. В данной статье представлены несколько мифов о сотворении мира славян, греков, шумеров, египтян, индийцев, китайцев, скандинавов, зороастрийцев, индейцев Арикара, Гурон, Майя.

Славяне.


У славян существовало несколько легенд о том, откуда произошел мир и его обитатели. У многих народов (древних греков, иранцев, китайцев) существовали мифы о том, что мир возник из яйца. Подобные легенды и сказки можно найти и у славян. В сказке о трех царствах герой отправляется на поиски трех царевен в подземный мир. Сначала он попадает в медное царство, затем - в серебряное и золотое. Каждая царевна дает герою по яйцу, в которое он по очереди сворачивает, заключает каждое царство. Выбравшись на белый свет, он бросает яйца на землю и разворачивает все три царства.

Одна из старинных легенд гласит: «Вначале, когда в мире не было ничего, кроме безбрежного моря, утка, летая над ним, уронила яйцо в водную пучину. Яйцо раскололось, и из его нижней части вышла мать-сыра земля, а из верхней встал высокий свод небесный».

Другое сказание связывает появление мира с поединком героя со змеем, который сторожил золотое яйцо. Убил герой змея, расколол яйцо - вышло из него три царства: небесное, земное и подземное.

А вот как рассказывали о рождении мира карпатские славяне:
Когда было начало света,
Тогда не было ни неба, ни земли, только синее море,
А среди моря - дуб высокий,
Сели на дуб два дивных голубя,
Стали думать, как свет основать?
Спустимся мы на дно морское,
Вынесем мелкого песку,
Мелкого песку, золотого камня.
Мелкий песок посеем мы,
Золотой камень подунем мы.
С мелкого песку - черная землица,
Студена водица, зелена трава.
С золотого камня - синее небо, Синее небо, светлое солнце,
Ясен месяц и все звезды.

Вот еще один миф. В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род - Родитель всего сущего.
Род родил Любовь - Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную - бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир.
Солнце вышло тогда, из лица Его.
Месяц светлый - из груди Его.
Звезды частые - из очей Его.
Зори ясные - из бровей Его.
Ночи темные - да из дум Его.
Ветры буйные - из дыхания}..
"Книга Коляды", 1 а
Так Род породил все, что мы видим вокруг, - все, что при Роде, - все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть - Явь, от мира невидимого, духовного - от Нови. Род отделил Правду от Кривды.
В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц - в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий - птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога - Небесного Отца.
Сварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного Мира, владыкой Божьего Царства. Сварог утвердил двенадцать столпов, подпирающих небосвод.
Из Слова Всевышнего Род сотворил бога Барму, который стал бормотать молитвы, прославления, рассказывать Веды. Также Он родил Дух Бармы, его супругу Тарусу.
Род стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов - ясуней и демонов-дасуней. Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля.

Шумеры.


Шумеры объясняли происхождение вселенной следующим образом.
В шумерской мифологии небо и земля изначально мыслились как гора, основой которой была земля, персонифицировавшаяся в богине Ки, а вершиной - небо, бог Ан. От их союза родился бог воздуха и ветра Энлиль, сам именовавшийся «Великой горой», а храм его в городе Ниппуре звался «домом Горы»: он отделил небо от земли и устроил космос- Вселенную. Благодаря Энлилю появляются и светила. Энлиль влюбляется в богиню Нинлиль и силой овладевает ею, когда она плыла по реке в своей барке. За это старшие боги изгоняют его в подземный мир, но Нинлиль, уже зачавшая сына- бога луны Нанну, следует за ним, и Нанна рождается в преисподней. В преисподней Энлиль трижды принимает облик стражей загробного мира, рождает с Нинлиль трех подземных богов. Они возвращаются в небесный мир. Отныне Нанна в барке в сопровождении звезд и планет путешествует ночью по небу, а днем- по подземному царству. Он рождает сына- солнечного бога Уту, странствующего по небу днем, ночью же он путешествует по подземному миру, принося умершим свет, питье и еду. Затем Энлиль обустраивает землю: он взрастил из земли «семя полей», произвел на свет «все полезное», изобрел мотыгу.
Существует и другой вариант мифа о сотворении мира.
Начало этой истории достаточно красивое. Давным-давно, когда еще не было ни неба, ни земли, жила Тиамат- богиня сладких вод, Апсу - бог соленых вод, и их сын- туман, поднимающийся над водой.
Затем у Тиамат и Апсу родились две пары близнецов: Лахма и Лахама (демоны), а потом- Аншар и Кишар, которые были умнее и сильнее старших. У Аншара и Кишар был ребенок по имени Анну. Анну стал богом неба. У Анну родился Эа. Это бог подземных вод, магии.
Младшие боги - Лахма, Лахама, Аншар, Кишар, Анну и Эа- каждый вечер собирались на шумный пир. Они мешали Апсу и Тиамат высыпаться. Лишь Мумму, старший сын Апсу и Тиамат, не принимал участия в этих увеселениях. Апсу и Мумму обратились к младшим богам с просьбой прекратить празднества, но их не послушали. Старшие решили убить всех мешающих спать.
Эа решил убить Апсу, который затеял заговор против младших.
Тиамат решила отомстить за гибель мужа. Ее новый муж, бог Кингу, всячески поддерживал эту мысль.
Итак, Тиамат и Кингу разработали план мести. Узнав о плане Тиамат, Эа обратился за советом к дедушке Аншару. Аншар предложил поразить Тиамат с помощью волшебства, ведь с ее мужем расправились именно таким образом. Но магические силы Эа не действуют на Тиамат.
Ану, отец Эа, пытался образумить разгневанную богиню, но ничего не вышло. Поскольку магия и переговоры ни к чему привели, осталось обратиться к физической силе.
Кого же послать на битву? Все решили, что это под силу лишь Мардуку. Аншар, Ану и Эа посвятили юного Мардука тайны божественной магии. Мардук готов сразиться с Тиамат, в качестве награды за победу требует безраздельной власти верховного бога.
Юный Мардук собрал всех аннунаков (как называли себя боги), дабы они одобрили войну с верховной богиней и признали его своим царем. Аншар послал своего секретаря Каку позвать Лахму, Лахаму, Кишару и Дамкину. Узнав о предстоящей войне, боги пришли в ужас, но хороший обед с большим количеством вина успокоил их.
Вдобавок Мардук продемонстрировал свою магическую силу, и боги признали его царем.
Долго длилась беспощадная битва. Тиамат сражалась отчаянно. Но Мардук победил богиню.
Мардук снял с Кингу «таблицы судеб» (они определяли движение мира и ход всех событий) и надел себе на шею. Тело убитой Тиамат он рассек на две части: из одной сделал небо, из другой - землю. Люди же были созданы из крови убитого Кингу.

Египтяне.


В египетском городе Гелиополе- «горде Солнца», как называли его греки,- творцом и первосуществом считался Атум. Он возник из Нуна- первичного океана, которого Атум именовал своим отцом, когда не было еще ничего- ни неба, ни земли, ни почвы.
Атум поднялся как холм среди вод мирового океана.
Прообразами таких холмов были реальные холмы, выделявшиеся на водной поверхности разлившегося Нила. Соответствующим образом укрепленные, они стали платформой для первых храмов, возведение которых как бы увековечивало акт создания мира. С представлением о первичном холме, по-видимому, связана и форма пирамиды.
- Я существую! Я сотворю мир! Нет у меня отца и нет матери; я - первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов! С неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнес волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Бен-Бен. Атум опустился на холм и стал размышлять, что ему делать дальше.
Но творить одинокому творцу было не из чего, и он совокупился с собственной рукой и поглотил собственное семя, а затем изрыгнул изо рта бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут, первую божественную пару. Океан Нун благословил творение, велев ему возрастать. Едва родившись, дети куда-то подевались. Атум никак не мог найти их и послал на поиски свою дочь, Божественное Око Атума. Богиня возвратила беглецов, и обрадованный отец прослезился. Слезы его превратились в первых людей.
От первой пары, рожденной Атумом, произошли бог Геб и Нут, богиня и воплощение Неба. Бог воздуха Шу и его супруга разделили землю и небо: Нут поднялась в виде небосвода над Гебом, опираясь о него руками и ногами, Шу стал своими руками поддерживать небосвод в таком положении.
Нужно было разделить небо и землю, ведь пока они пребывают слитно, в объятиях, на земле нет места для прочих существ.
Но Геб и Нут успели родить близнецов Осириса и Исиду, а также Сета и Нефтиду. Осирису суждено было стать первым убитым и воскресшим для вечной загробной жизни.
Земля и небо окружены со всех сторон водами. Каждую ночь Нут проглатывает солнце, а наутро опять
его рождает.


В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. Бог-творец Пта создает все сущее силою мысли и словом: "Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, искусства, движение рук и ног, согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей".
Главные боги древнего Египта, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В египетской мифологии есть еще одна версия сотворения мира, возникшая в городе Шмуну, – "Город Восьми". Согласно ей прародителями всего сущего стали восемь богов и богинь - Нун и Нуанет, Хух и Хуахет, Кук и Куакет, Амон и Амаунет. Мужские божества имели головы лягушек, женские - змей. Они обитали в водах первобытного хаоса и сотворили там изначальное яйцо. Из этого яйца вышло солнечное божество в образе птицы, и мир наполнился светом. "Я - душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито".
В период Нового царства (XVI-XI вв. до н э.) политической столицей Египта становится город Фивы. Главное фиванское божество – бог солнца Амон. В "Большом гимне Амону" говорится:
Отец отцов и всех богов,
Поднявший небо и утвердивший землю,
Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст
Царь, да живет он, да здравствует,
Да будет благополучен, глава всех богов
В мифе об Амоне объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира. В нем рассказывается, что в начале существовал бог Амон в образе змея. Он создал восемь великих богов, которые в Иуну породили Ра и Атума, а в Мемфисе - Пта. Затем они вернулись в Фивы и там умерли.
О сотворении богами человека в египетской мифологии почти не упоминается. По одной версии люди возникли из слез бога Ра (объясняется это сходным звучанием египетских слов "слезы" и "люди", по другой - людей слепил из глины бог Хнум.
Тем не менее египтяне верили, что люди - это "паства бога" и что бог создал мир для людей. "Он создал для них небо и землю. Он уничтожил беспросветную тьму воды и создал воздух, чтобы они могли дышать. Он создал для них растения, скот, птиц и рыб, дабы их питать". Следует заметить, что практически во всех преданиях, легендах и мифах – это является общим…

С давних времен человек задавался вопросом, кто и как создал этот мир, небо и землю, животных и растения, и даже его самого человека. Так как наука появилась гораздо позже этого вопроса, то людям приходилось объяснять сотворение мира какими-то фантазийными историями мифами, легендами, сказаниями. Все версии зарождения мира, которые отличаются у разных конфессий, рас и даже народов, не подтверждены и являются абсолютно вымышленными.

Славянские легенды о сотворении мира

Славянская культура не исключение. И у наших предков была богатая фантазия. Поэтому вот истории о сотворении мира от древних славян.

  • Отправился однажды один юноша в мир подземный. И оказался он в медном царстве, потом в царстве серебра и золота. В каждом из них получил он от царевен прекрасных по одному яйцу, содержащих в себе целое царство. Когда покинул он подземелье, бросил яйца на землю, тогда и раскинулись царства.
  • Летела однажды утка над морем да уронила яйцо в воду. Разбилось оно пополам. И нижняя часть превратилась в землю, а верхняя в небо синее.
  • Добрый молодец однажды победил змея страшного, убил его и забрал яйцо из золота. Потом разбил он яйцо, а из него образовалось три царства: небо, земля и подземелье.
  • Однако самым популярным является миф о том, как бог Род, заключенный в яйце, освободился из него и создал мир. Сначала он родил Ладу (любовь), затем небо. Следующими стали радуга, камень, вода, луна и солнце. Также родил он Сварога, который сотворил Землю.

Все эти мифы и легенды очень вариабельны и многочисленны. Придуманы они были, конечно, еще во времена язычества (у славян не было единого бога, а был целый пантеон). Эта многоликость в версиях сотворения мира ярко перекликается со славянским многобожием.

Библейская версия

После принятия христианства единственно правильной гипотезой стала теологическая, или божественная, описанная в Библии. Она гласит о том, что Бог сначала был единственным среди пустоты и темноты. И захотел он создать все живое. Сначала занялся Бог землей и небом, светом и тьмой. Разделил он все это так появились день и ночь. Во второй день Бог создал твердь (Небо), которая делила воду пополам. В третий день пришло время заложить сушу (Землю), море и растения. В день четвертый сотворил Бог Солнце и Луну, чтобы отделить день и ночь. День пятый был ознаменован появлением рыб и птиц, а также животных морских. В шестой зверей на суше, а также Человека, который бы стал помощником. И был Человек похож на самого Бога. Первым человеком стал Адам, а из его ребра Бог сделал женщину Еву.

Связь Библии и славянских трактовок

Закоренелое славянское язычество нашло отражение и в своеобразной трактовке Библейского сказания. Считалось, что Бог был не единственным создателем. «Помогал» ему Сатана. В народе считалось, что вражда между добром и злом вечна, поэтому существовала она еще при сотворении мира. Стояла земля, по их мнению, на огромной рыбе. Так как это живое существо, то она двигается. Из-за этого и бывают дожди, засуха, землетрясения. По другой версии, земля стоит на китах. Что касается создания первого человека, то здесь славяне тоже отредактировали библейскую версию. Считалось, что Сатана и здесь принял участие. Причем Бог «был ответственным» за его душу, а Сатана - за плоть. Поэтому после смерти душа улетает к Богу, а тело в землю.

Патриархальная. Все, что было вначале - Хаос. Он создал Гею (богиня Земли), которая дала начало всему живому в мире. Также Хаос сотворил Эроса (бог любви), который наполнял жизнью все окружающее.

Легенды о сотворения мира

В большинстве мифологий имеются общие сюжеты о происхождении всего сущего: выделении элементов порядка из изначального хаоса, разъединении материнских и отцовских богов, возникновении суши из океана, бесконечного и безвременного. Вот самые интересные мифы и легенды о сотворении мира.

Славянская

У древних славян было много легенд о том, откуда произошел мир и все, его населяющие. Сотворение мира началось с заполнения его Любовью. У карпатских славян есть сказание, согласно которому мир был создан двумя голубями, которые сидели на дубе среди моря и думали, «как свет основать». Решили спуститься на дно морское, взять мелкого песку, посеять его, а с него пошла бы «черная землица, студена водица, зелена трава». А с золотого камня, который тоже добыт на дне морском, — пошло бы «синее небо, светлое солнце, ясен месяц и все звезды». Согласно одному из мифов, изначально мир был окутан тьмой. Там находился лишь прародитель всего сущего — Род. Он был заключен в яйце, но сумел породить Ладу (Любовь), и ее силой разрушил скорлупу. Сотворение мира началось с заполнения его Любовью. Род создал царство небесное, а под ним — поднебесное, отделил Океан от вод небесных твердью. Затем Род разделил Свет и Тьму и родил Землю, которая погрузилась в темную бездну Океана. Из лица Рода вышло Солнце, из груди — Луна, из очей — звезды. Из дыхания Рода появились ветра, из слез — дождь, снег и град. Голос его стал громом и молнией. Затем Род родил Сварога и вдохнул в него могучий дух. Именно Сварог устроил смену дня и ночи, а также создал землю — помял в руках горстку земли, которая затем упала в море. Солнце обогрело Землю, и запеклась на ней корочка, а Луна остудила поверхность. По другому сказанию, мир появился в результате сражения героя со змеем, который сторожил золотое яйцо. Богатырь убил змея, расколол яйцо, а из него вышли три царства: небесное, земное и подземное. Есть и такая легенда: в начале не было ничего, кроме безбрежного моря. Утка, пролетая над морской гладью, уронила яйцо в водную пучину, оно раскололось, из нижней части его вышла «мать-сыра земля», а из верхней — «встал высокий свод небесный».

Египетская

Творцом и первосуществом считался Атум, который возник из Нуна — первичного океана. В начале не было ни неба, ни земли, ни почвы. Атум как холм вырос посреди мирового океана. Есть предположение, согласно которому, форма пирамиды также связана с представлением о первичном холме. Египетский бог Атум поглотил свое же семя, а затем изрыгнул на свет двоих детей. После Атум оторвался от воды с большим усилием, воспарил над бездной и произнес заклинание, в результате которого вырос среди водной глади второй холм — Бен-Бен. Атум сел на холм и стал размышлять, из чего ему творить мир. Так как он был один, то поглотил свое же семя, а затем изрыгнул бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. А первые люди появились из слез Атума, который ненадолго потерял своих детей — Шу и Тефнут, а потом вновь обрел и расплакался от радости.От этой пары, рожденной Атумом, произошли боги Геб и Нут, а те, в свою очередь, родили близнецов Осириса и Исиду, а также Сета и Нефтиду. Осирис стал первым богом, убитым и воскресшим для вечной загробной жизни.

Греческая

В греческой концепции первоначально был Хаос, из которого появилась земля Гея, а в недрах ее глубоко залегала бездна Тартар. Хаос породил Нюкту (Ночь) и Эреб (Мрак). Ночь же породила Танат (Смерть), Гипнос (Сон), а также мойр — богинь судьбы. От Ночи произошла богиня соперничества и раздора Эрида, которая породила Голод, Скорбь, Убийства, Ложь, Изнутрительный труд, Битвы и другие неприятности. От связи Ночи с Эребом родился Эфир и сияющий день. Гея же родила Уран (Небо), затем из глубины ее поднялись Горы, а по равнинам разлился Понт (Море). Гея и Уран породили Титанов: Океан, Тефию, Япета, Гипериона, Тейю, Крия, Кея, Фебу, Фемиду, Мнемозину, Кроноса и Рею. Кронос при помощи матери сверг отца, захватив власть и взяв в жены сестру Рею. Именно они создали новое племя — богов. Но Кронос опасался своих детей, ведь сам когда-то сверг своего же родителя. Потому-то он проглатывал их сразу после рождения. Одного ребенка Рея спрятала в пещере на Крите. Этим спасенным младенцем был Зевс. Бога вскормили козы, а плач его заглушали ударами медных щитов. Повзрослев, Зевс поборол отца Крона и заставил его изрыгнуть из чрева братьев и сестер: Аида, Посейдона, Геру, Деметру и Гестию. Так пришел конец эре титанов — началась эпоха богов Олимпа.

Скандинавская

Скандинавы считают, что до сотворения мира была пустота Гинунгагап. К северу от нее лежал замерзший мир мрака Нифльхейм, а к югу — огненная страна Муспелльхейм. Постепенно мировая пустота Гинунгагап заполнилась ядовитым инеем, который превратился в великана Имира. Он был предком всех великанов-морозов. Когда Имир заснул, то пот стал капать у него из подмышек, и эти капли превратились в мужчину и женщину. Из этой воды образовалась также корова Аудумла, чье молоко пил Имир, а также второй родившийся из пота мужчина — Бури.Сын Бури Боре Бор женился на великанше Бестле, и было у них три сына: Один, Вили и Ве. По какой-то причине сыновья Бури ненавидели великана Имира и убили его. Затем они отнесли тело его в центр Гинунгагапы и создали мир: из плоти — землю, из крови — океан, из черепа — небо. Мозг Имира разбросали по небу, получились облака. Ресницами Имира они отгородили лучшую часть мира и поселили там людей. Капли пота из подмышек скандинавского великана Имира превратились в мужчину и женщину. Самих же людей боги создали из двух древесных сучков. От первых мужчины и женщины произошли все остальные люди. Для себя боги построили крепость Асгард, где и поселились.

Китайская

Зороастрийская

Зороастрийцы создали интересную концепцию мироздания. По этой концепции, мир существует на протяжении 12 тыс. лет. Вся его история условно делится на четыре периода, в каждом по 3 тыс. лет. Первый период — предсуществование вещей и идей. На этой стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на Земле. Это состояние мира называется Менок («невидимый» или «духовный»). Вторым периодом считается сотворение тварного мира, то есть реального, зримого, населенного «тварями». Ахура-Мазда создает небо, звезды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка. За сферой Солнца находится обиталище самого Ахура-Мазды. Однако одновременно начинает действовать Ахриман. Он вторгается в пределы небосвода, создает планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер. Ахриман загрязняет воду, насылает смерть на первого человека Гайомарта и первобыка. Но от первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошел род человеческий, а от первобыка происходят все животные. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы, движутся небесные тела. Чтобы нейтрализовать действия «вредных» планет, Ахура-Мазда к каждой планете приставляет своих духов. Третий период существования мироздания охватывает время до появления пророка Зороастра. В этот период действуют мифологические герои Авесты: царь золотого века — Йима Сияющий, в царстве которого нет ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти — творения дэвов. Этот царь спасает людей и скот от Потопа, построив для них специальное убежище. В числе праведных этого времени упоминается и правитель некой области Виштаспа, покровитель Зороастра. На протяжении последнего, четвертого периода (после Зороастра) в каждом тысячелетии людям должны являться три Спасителя, предстающие сыновьями Зороастра. Последний из них, Спаситель Саошьянт, решит судьбу мира и человечества. Он воскресит мертвых, уничтожит зло и победит Ахримана, после чего наступит очищение мира «потоком расплавленного металла», а все что останется после этого, обретет вечную жизнь.

Шумеро-аккадская

Мифология Междуречья является наиболее древней из всех известных в мире. Возникла она в 4-ом тысячелетии до н. э. в государстве, которое в то время называлось Аккада, а позже получила развитие в Ассирии, Вавилонии, Шумерии и Эламе. В начале времен были только два бога, которые олицетворяли пресные (бог Апсу) и соленые воды (богиня Тиамат). Воды существовали независимо друг от друга и никогда не пересекались. Но однажды соленые и пресные воды перемешались — и на свет появились старшие боги — дети Апсу и Тиамат. Вслед за старшими богами появилось и множество младших богов. Но мир до сих пор еще состоял из одного лишь хаоса, богам было тесно и не уютно в нем, о чем они часто жаловались верховному Апсу. Жестокому Апсу это все надоело, и он решил уничтожить всех своих детей и внуков, но в битве не смог одолеть своего сына Энки, коим он был повержен и разрублен на четыре части, которые превратились в сушу, моря, реки и огонь. За убийство мужа захотела отомстить Тиамат, но она также потерпела поражение от младшего бога Мардука, который для поединка создал ветер и бури. После победы Мардуку достался некий артефакт «Ме», определяющий движение и судьбу всего мира.

У славян существовало несколько легенд о сотворении мира:

Легенда о божестве Роде

Еще в одном сказании идет повествование о том, что в самом начале существовал бог Род – прародитель всего живого и сущего , который был заключен в яйцо и обитал в непроглядной тьме. Он породил на свет Любовь – богиню Ладу и ее силой разрушил узы своей темницы. Так и появился свет, мир, который наполнился первозданной, чистой и светлой любовью.

Появившись в мире, Род сотворил небеса и небесное царствие, далее – земную твердь, отделив воды океана и неба. После он разделил меж собой Свет и Мрак, родил матушку – землю, погрузив ее в темные воды Океана. Лицо божества – это Солнце, а Луна – это его грудь, звезды – глаза, а утренняя зоря – брови. Темная ночь – это отражение всех мысле Рода, а ветер – его буйное дыхание, снег и дождь – слеза, которая скатилась с его глаз, а молния – олицетворение голоса и гнева.


Легенды о том, как появился человек

Славянский миф о сотворении мира заключает и легенду о том, как появился человек на земле. Летописи и сказания древних волхвов повествуют свою версию сотворения земли и человека – она отличается от привычного многим Библейского сказания о том, как появился на земле первый человек Адам и его жена Ева.

Согласно мифам древних славян, Бог парился в бане, а когда вспотел – обтерся тряпицей, бросив ее на землю. После этого заспорили меж собой Бог и Сатана о том, кому же из нее создать человека. После долгих споров Сатана сделал из нее тело, а уже Бог вдохнул в этот пустой сосуд душу – так и появился человек. Именно поэтому после смерти тело человека уходит вглубь земли, а душа возносится на небеса.

Помимо этого мифы народов мира и славянские мифы основаны также на истории о сотворении мужчины и женщины на земле из яйца. Бог, рассекая яйца пополам, бросал их на земную твердь. Именно из них и выходили люди, мужчины и женщины – они находили свою половинку и вступали в брак, образовывали единое целое, некоторые тонули в болоте и потому супруги, не найдя их, проживали всю жизнь одни, без своей пары.


Сотворение животного мира

По мифам наших предков в процессе сотворения всего живого принимали активное участие как Бог, так и Дьявол. Вот, что говорит древнее сказание о появлении собаки – именно ее бог и создал из остатка глины, которая пошла на создание первого из людей. В самом начале животное было абсолютно голым и не имело шерсти – сторожа первых из созданных Богом людей она попросту замерзла и, свернувшись в клубок, уснула.

Тихо подкравшись к первым людям, Дьявол стал на них плевать. Бог, увидев все это, стал корить животное, на что собака ответила, что она просто замерзла и попросила дать ей шерсть, чтоб стать надежным сторожем. Но по иной версии именно Дьявол покрыл собаку шерстью, попросив взамен возможность подойти к человеку.


У древних людей животные делились на чистых и нечистых – к последним относили мышей и зайцев, воронов и коршунов, сов и филинов, сычей. А вот светлыми, чистыми и божественными животными считали голубей и ласточек, соловьев и аиста. Среди животных, которые особо почитаемы у наших предков, были медведи – именно они считались одним из олицетворений среди живых существ на земле языческого бога Велеса. Славянский миф о зарождении мира, человека и животных, – красивые и увлекательные сказы, пришедшие из глубины веков, отражающие самобытность и культуру древних народов, живших на Руси.

Миф «Рождение мира» повествует о том, как зародилась земля и ее заселили люди. Как славяне в древности представляли процесс мироздания, какие были распространены сказы об этом?

Миф о мироздании

У славян существовало несколько легенд о сотворении мира:

  1. В одном из них рассказывается о царевне, подземном мире и трех золотых яйцах . В мифе описывается история о том, как герой спустился в темный мир мертвых, затем перешел в серебряное и золотое царствия. В последнем он встретил прекрасную царевну, которая дала ему три яйца, олицетворяющих зарождение жизни. Вернувшись в мир живых он разбросал их по разным концам света – так появилось 3 царства.
  2. Еще один славянский миф о сотворении мира гласит, что в самом начале в мире существовал лишь безбрежный океан , над которым летала утка – именно она уронила в воду яйцо, которое, раскрывшись, породило мир. Нижняя часть – это земная твердь, а верхняя его часть образовала небесный свод.
  3. Совсем иная легенда касается борьбы героя и змея , сражавшегося за золотое яйцо. Когда добрый молодец поборол злого змия и разбил напополам золотое яйцо – возникло три мира-царствия: земное и небесное, а также темное мертвых.

Легенда о божестве Роде

Еще в одном сказании идет повествование о том, что в самом начале существовал бог Род – прародитель всего живого и сущего , который был заключен в яйцо и обитал в непроглядной тьме. Он породил на свет Любовь – богиню Ладу и ее силой разрушил узы своей темницы. Так и появился свет, мир, который наполнился первозданной, чистой и светлой любовью.

Появившись в мире, Род сотворил небеса и небесное царствие, далее – земную твердь, отделив воды океана и неба. После он разделил меж собой Свет и Мрак, родил матушку – землю, погрузив ее в темные воды Океана. Лицо божества – это Солнце, а Луна – это его грудь, звезды – глаза, а утренняя зоря – брови. Темная ночь – это отражение всех мысле Рода, а ветер – его буйное дыхание, снег и дождь – слеза, которая скатилась с его глаз, а молния – олицетворение голоса и гнева.

Легенды о том, как появился человек

Славянский миф о сотворении мира заключает и легенду о том, как появился человек на земле. Летописи и сказания древних волхвов повествуют свою версию сотворения земли и человека – она отличается от привычного многим Библейского сказания о том, как появился на земле первый человек Адам и его жена Ева.

Согласно мифам древних славян, Бог парился в бане, а когда вспотел – обтерся тряпицей, бросив ее на землю. После этого заспорили меж собой Бог и Сатана о том, кому же из нее создать человека. После долгих споров Сатана сделал из нее тело, а уже Бог вдохнул в этот пустой сосуд душу – так и появился человек. Именно поэтому после смерти тело человека уходит вглубь земли, а душа возносится на небеса.

Помимо этого мифы народов мира и славянские мифы основаны также на истории о сотворении мужчины и женщины на земле из яйца. Бог, рассекая яйца пополам, бросал их на земную твердь. Именно из них и выходили люди, мужчины и женщины – они находили свою половинку и вступали в брак, образовывали единое целое, некоторые тонули в болоте и потому супруги, не найдя их, проживали всю жизнь одни, без своей пары.

Сотворение животного мира

По мифам наших предков в процессе сотворения всего живого принимали активное участие как Бог, так и Дьявол. Вот, что говорит древнее сказание о появлении собаки – именно ее бог и создал из остатка глины, которая пошла на создание первого из людей. В самом начале животное было абсолютно голым и не имело шерсти – сторожа первых из созданных Богом людей она попросту замерзла и, свернувшись в клубок, уснула.

Тихо подкравшись к первым людям, Дьявол стал на них плевать. Бог, увидев все это, стал корить животное, на что собака ответила, что она просто замерзла и попросила дать ей шерсть, чтоб стать надежным сторожем. Но по иной версии именно Дьявол покрыл собаку шерстью, попросив взамен возможность подойти к человеку.

У древних людей животные делились на чистых и нечистых – к последним относили мышей и зайцев, воронов и коршунов, сов и филинов, сычей. А вот светлыми, чистыми и божественными считали голубей и ласточек, соловьев и аиста. Среди животных, которые особо почитаемы у наших предков, были медведи – именно они считались одним из олицетворений среди живых существ на земле языческого бога Велеса. Славянский миф о зарождении мира, человека и животных, – красивые и увлекательные сказы, пришедшие из глубины веков, отражающие самобытность и культуру древних народов, живших на Руси.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх