Кто такой н г гарин михайловский. Гарин-Михайловский писатель и инженер

В 1983 г. ордена Ленина город Новосибирск отмечает свое 90-летие. Вглядываясь в его короткую, но славную историю, мы с благодарностью вспоминаем человека, которому Новосибирск в большой степени обязан своим рождением и местоположением, - Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. Именно он в 1891 году руководил изыскательской партией, выбравшей место строительства моста через реку Обь для Сибирской железной дороги. Именно он своим "вариантом на Кривощеково" определил место, на котором вырос Новосибирск - один из крупнейших центров развития народного хозяйства, науки и культуры нашей страны. Новосибирцы увековечили имя инженера, писателя и общественного деятеля Н.Г.Гарина-Михайловского, присвоив его привокзальной площади и одной из библиотек города. Произведения Н.Г.Гарина-Михайловского и о нем не однажды выходили в Западно-Сибирском книжном издательстве и печатались в журнале "Сибирские огни". В Новосибирске будет поставлен памятник основателю города. Предлагаемый список литературы включает сведения об основных изданиях произведений Н.Г.Гарина-Михайловского за последние 30 лет, а также основные книги и статьи о его жизни, деятельности и литературном творчестве, опубликованные в 60-80-е годы. Хронологические рамки несколько расширены в разделе "Н.Г.Гарин-Михайловский и Новосибирск". Список литературы предназначается для первичных организаций добровольного общества любителей книги РСФСР, библиотек, работников печати и агитационно-пропагандистского актива, а также для всех, кто интересуется историей г. Новосибирска. Николай Георгиевич Михайловский (литературный псевдоним - Н.Гарин) родился 8 (20) февраля 1852 г. в Петербурге в семье военного. Детство и юность провел на Украине. После окончания Ришельевской гимназии в Одессе поступил на юридический факультет Петербургского университета, но затем перешел в Петербургский институт путей сообщения, который окончил в 1878 г. До конца своей жизни он занимался изысканиями пути и строительством дорог - железных, электрических, канатных и других - в Молдавии и Болгарии, на Кавказе и в Крыму, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке и в Корее. "Его деловые проекты всегда отличались пламенной, сказочной фантазией" (А.И.Куприн). Он был талантливым инженером, неподкупным человеком, умеющим отстаивать свою точку зрения перед любыми инстанциями. Известно, сколько усилий приложил он, доказывая целесообразность строительства железнодорожного моста через реку Обь на его нынешнем месте, а не возле Томска или Колывани. Дворянин по происхождению, Н.Г.Гарин-Михайловский сформировался как личность в эпоху общественного подъема в России 60-70-х годов. Увлечение народничеством привело его в деревню, где он неудачно пытался доказать жизненность "общинного быта". Работая на строительстве железной дороги Кротовка - Сергиевские минеральные воды, в 1896 г. он организовал один из первых в России товарищеских судов над инженером, растратившим казенные деньги. Активно сотрудничал он в марксистских изданиях, а в последние годы жизни оказывал материальную помощь РСДРП. "Я думаю, что он считал себя марксистом, потому что был инженером. Его привлекала активность учения Маркса", - вспоминал М.Горький, а писатель С.Елпатьевский отмечал, что глаза и сердце Н.Г.Гарина-Михайловского "были обращены вперед, к светлому демократическому будущему России". В декабре 1905 г. Н.Г.Гарин-Михайловский дал средства для покупки оружия участникам боев на Красной Пресне в Москве. Широкую известность принесло Н.Г.Гарину-Михайловскому его литературное творчество. Его перу принадлежат автобиографическая тетралогия "Детство Темы" (1892), "Гимназисты" (1893), "Студенты" (1895), "Инженеры" (посмертно - 1907), повести, рассказы, пьесы, путевые очерки, сказки для детей, статьи по различным вопросам. Лучшие из его произведений пережили автора. До 1917 г. дважды выходило полное собрание его произведений. Книги Н.Г.Гарина-Михайловского и сегодня переиздаются и не задерживаются на прилавках книжных магазинов и полках библиотек. Доброта, искренность, знание глубин человеческой души и сложностей жизни, вера в разум и совесть человека, любовь к Родине и подлинный демократизм - все это и сегодня близко и дорого в лучших книгах писателя нашему современнику. Н.Г.Гарин-Михайловский скончался 27 ноября (10 декабря) 1906 г. в Петербурге во время заседания в редакции легального большевистского журнала "Вестник жизни". Он похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища. М.Горький в воспоминаниях о Н.Г.Гарине-Михайловском приводит его слова: "Счастливейшая страна Россия! Сколько интересной работы в ней, сколько волшебных возможностей, сложнейших задач! Никогда никому не завидовал, но завидую людям будущего..." История Новосибирска, города, рождению которого инженер и писатель Н.Г.Гарин-Михайловский так действенно способствовал, подтверждает эти его слова.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Н.Г.ГАРИНА - МИХАЙЛОВСКОГО
  • Собрание сочинений. В 5-ти т. - М.: Гослитиздат, 1957-1958.
  • Т.1. Детство Темы; Гимназисты / Вступит. статья В.А.Борисовой, 1957. - 522 с., портр.
  • Т.2. Студенты; Инженеры, 1957. - 563 с.
  • Т.3. Очерки и рассказы, 1888-1895, 1957. - 655 с.
  • Т.4. Очерки и рассказы, 1895-1906, 1958. - 723 с.
  • Т.5. По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову; Вокруг света; Корейские сказки; Сказки для детей; Пьесы; Воспоминания, статьи, 1894-1906, 1958. - 719 с.
  • Избранные сочинения / Вступит. статья А.Волкова. - М.: Гослитиздат, 1950. - 300 с., портр.
  • Детство Темы; Гимназисты: Повести. - М.: Правда, 1981. - 447 с., ил.
  • Студенты; Инженеры: Повести. - М.: Правда, 1981. - 528 с., ил.
  • Детство Темы; Гимназисты. - М.: Худож. лит., 1974. - 384 с.
  • Студенты; Инженеры: Повести. - М.: Худож. лит., 1977. - 389 с.
  • Повести / Вступит. статья Ю.Постнова. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1976. - 648 с., ил. Содерж .: Детство Темы; Гимназисты; Студенты.
  • Детство Темы; Гимназисты. - М.: Худож. лит., 1972. - 440 с.
  • Детство Темы: Из семейной хроники / Предисл. К.Чуковского. - М.: Сов. Россия, 1977. - 239 с., ил.
  • Рассказы и очерки / Вступит. статья К.Чуковского. - М.: Худож. лит., 1975. - 836 с.
  • Повести и рассказы / Послесл. О.М.Румянцевой. - М.: Моск. рабочий, 1955. - 552 с., ил. - (Б-ка юношества).
  • Из дневников кругосветного путешествия: По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову / Вступит. статья и коммент. В.Т.Зайчикова. - М.: Географгиз, 1952. - 447 с., ил., карт.
  • Из пояснительной записки начальника V изыскательской партии инженера Н.Г.Гарина-Михайловского на имя председателя комиссии по Западно-Сибирским изысканиям. - В кн.: Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А., Цепляев Л.Н. Новосибирск в историческом прошлом. Новосибирск, 1978, с.243-247.
________
  • Письма Н.Г.Гарина-Михайловского к жене Н.В.Михайловской: 1887-1897 гг. / Публ., предисл. и примеч. И.Юдиной. - Сиб. огни, 1979, N 8, с.172-184.
  • Письма одного года: Из писем Н.Г.Гарина-Михайловекого к Н.В.Михайловской (1892) / Предисл. и публ. И.Юдиной. - Сиб. огни, 1966, N 12, с.142-162.
  • Письма жене и сыну с Дальнего Востока (1904-1906) / Предисл., публ. и примеч. И.Юдиной. - Сиб. огни, 1970, N 12, с.152-163.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ
Н.Г.ГАРИНА-МИХАЙЛОВСКОГО

  • М и р о н о в Г. М. Поэт нетерпеливого созидания: Н.Г.Гарин-Михайловский. Жизнь. Творчество. Обществ. деятельность. - М.: Наука, 1965. - 159 с., ил.
  • Ю д и н а И. М. Н.Г.Гарин-Михайловский: Жизнь и лит.-обществ. деятельность. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1969. - 238 с., ил. - АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом).
  • Т ы н я н о в а Л. Н. Неукротимый Гарин: Повесть. - М.: Дет. лит., 1974. - 143 с., ил. Журн. вариант : Сиб. огни, 1972, N 1, с.84-195. - (Под назв. "Широкий мир").
  • Г а л я ш и н А. А. Гарин-Михайловский в Самарской губернии. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1979. - 120 с., ил.
  • М и р о н о в Г. М. Гарин Н.: Крат. лит. энциклопедия. Т.2. - М., 1964, с.66-68, портр.
  • Гарин Н. - В кн.: Русские писатели: Биобиблиогр. словарь. - М., 1971, с.231-233.
  • З е н з и н о в Н. А., Р ы ж а к С. А. Завидую людям будущего. - В кн.: Зензинов Н.А., Рыжак С.А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. М., 1978, с.120-132, портр.
  • То же. - Наука и жизнь, 1978, N 10, с.105-109.
  • Л е з и н с к и й М. Л. Дорога: О проектировании Крым. электр. ж.д. - В кн.: Лезинский М.Л. Причастные лично. Симферополь, 1980, с.114-119.
  • Ч е л ы ш е в Б. Д. Гарин. - В кн.: Челышев Б.Д. Русские писатели в Молдавии. Кишинев, 1981, с.92-103, ил.
________
  • М о с е с о в А. Писатель-демократ. - Дошкол. воспитание, 1982, N 4, с.42-45.
  • Н и к о л ь с к и й Н. Жажда гармонии: К 75-летию со дня смерти Н.Г.Гарина-Михайловского. - Семья и школа, 1981, N 12, с.44-45, портр.
  • В о р о б ч е н к о В. Завидую людям будущего: Н.Г.Гарин-Михайловский в Болгарии и Молдавии. - Кодры, 1980, N 7, с.141-146, портр.
  • Н а у м о в И. Аудиенция. - Сел. молодежь, 1977, N 3, с.60-61, ил. - (Клуб отеч. классики).
  • О в а н е с я н Н. Писатель, инженер, путешественник. - В мире книг, 1977, N 2, с.71.
  • П р и м е р о в Б. Смелый мечтатель: К 125-летию со дня рождения Н.Г.Гарина-Михайловского. - Огонек, 1977, N 9, с.18-19, портр.
  • Р ы б а к о в В. Итоги благополучного детства: Об автобиогр. тетралогии. - Семья и школа, 1977, N 3, с.47-50, портр.
  • Д ж а п а к о в А. Ключик от заветной дверцы: К биогр. Н.Г.Гарина-Михайловского. - Урал, 1976, N 10, с.182-187, ил.

ВОСПОМИНАНИЯ О Н.Г.ГАРИНЕ-МИХАЙЛОВСКОМ

  • Н.Г.Гарин-Михайловский в воспоминаниях современников / Сост., авт. предисл. и примеч. И.М.Юдина. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1967. - 175 с., портр. В книгу вошли воспоминания К.Чуковского, Н.В.Михайловской, П.П.Румянцева, Е.Н.Боратынской, А.В.Воскресенского, Б.К.Терлецкого, М.Горького, Ф.Ф.Вентцель, С.Скитальца, С.Я.Елпатьевского, А.И.Куприна, В.В.Вересаева, А.Я.Бруштейн.
  • Горький М. О Гарине-Михайловском. - Поли. собр. соч., т.20. М., 1974, с.75-90.
  • Куприн А. Памяти Н.Г.Михайловского (Гарина). - Собр. соч., т.9, М., 1973, с.43-47.
  • Чуковский К. Гарин. - Собр. соч., т.5. М., 1967, с.700-721, портр.
  • Сафонов В. Воспоминания о Гарине-Михайловском. - Звезда, 1979, N 6, с.179-187.

Н.Г.ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ И НОВОСИБИРСК

  • Ш е р е м е т ь е в Н. Завидую людям будущего. - В кн.: Наши земляки. Новосибирск, 1972, с.13-30, портр.
  • Г о р ю ш к и н Л. М. Н.Г.Гарин-Михайловский и его "вариант на Кривощеково". - В кн.: Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А., Цепляев Л.Н. Новосибирск в историческом прошлом. Новосибирск, 1978, с.28-32.
  • Б а л а н д и н С. Н. Новосибирск: История градостроительства. 1893-1945 гг. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1978. - 136 с. ил. На с.4-7, 12 о Н.Г.Гарине-Михайловском.
  • И пришлось потесниться другим городам : Страницы истории г.Новосибирска. - В кн.: Улицы расскажут вам... Новосибирск, 1973, с.5-28, ил. На с.5-10 о Н.Г.Гарине-Михайловском.
________
  • 3 ы к о в Н. Из когорты борцов. - Сов. Сибирь, 1983, 19 янв. - (Слав. имена).
  • З о р к и й М. ... И здесь был город заложен. - Веч. Новосибирск, 1977, 17 февр.
  • К у р ч е н к о В. Каждый должен доказать любовь. - Молодость Сибири, 1977, 19 февр., портр.
  • Л а в р о в И. Писатель нашего города. - Веч. Новосибирск, 1977, 18 февр., портр.
  • Память о нем жива... - Веч. Новосибирск, 1977, 19 февр. Четыре статьи, посвященные 125-летию со дня рождения Н.Г.Гарина-Михайловского.
  • Н е ч а е в К. Н. Гарин-Михайловский - основатель Новониколаевска. - Сиб. огни, 1962, N 7, с.161-163. - Лит. в подстроч. примеч.
  • Н е ч а е в К. Писатель, инженер, мечтатель. - Веч. Новосибирск, 1959, 8 июля. - (Знай историю родного города).
  • П е т р о в И. Начало великой стройки: Из истории стр-ва Транссиб. ж.д. - Земля сиб., дальневост., 1981, N 4, с.64. - 3 с. обл. В т. ч. о Н.Г.Гарине-Михайловском.
  • П и к у л е в Д. Первый мост через Обь. - Сов. Сибирь, 1968, 18 мая.
  • И с т о м и н а И. О чем рассказала реликвия: О ред. фотографиях Н.Г.Гарина-Михайловского, хранящихся в Новосиб. обл. краевед. музее. - Веч. Новосибирск, 1983, 17 февр., портр.
  • В а х р у ш е в С. Старинный секретер: Вещь Н.Г.Гарина-Михайловского в обл. краевед. музее. - Веч. Новосибирск, 1963, 6 сент.
  • Начат сбор средств на памятник (Н.Г.Гарину-Михайловскому в Новосибирске). - Веч. Новосибирск, 1983, 19 февр.
  • А л е к с а н д р о в а И. ... И остался город. - Веч. Новосибирск, 1983, 1 марта.
  • Ф е д о р о в В. Встают кварталы над Обью. - Сов. Сибирь, 1983, 10 марта.

    Две статьи о вечере во Дворце культуры им. М.Горького, посвященном памяти Н.Г.Гарина-Михайловского.

  • "Н.Г.Гарин-Михайловский": Итоги конкурса [Проводился ред. газ. "Веч. Новосибирск" и Новосиб. орг. добровол. о-ва любителей книги]. - Веч. Новосибирск, 1983, 25 февр.
________
  • Площадь Н.Г.Гарина-Михайловского. - В кн.: Улицы расскажут вам... Новосибирск, 1973, с.69-71, ил.
  • К а й к о в А. Имени Гарина-Михайловского. - Сов. Сибирь, 1983, 17 апр., ил. - (Площади нашего города).

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский , русский писатель.

Родился в семье военного. Окончил институт путей сообщения в Петербурге в 1878. Проявил себя как талантливый инженер, работая на строительстве крупных железных дорог, в т.ч. Великого Сибирского пути. Увлекшись народничеством, в начале 80-х гг. поселился в своём имении в Самарской губернии.

Пытаясь доказать жизненность «общинного быта», занялся социальным реформаторством, которое, однако, закончилось неудачей. Разочаровавшись в народнических идеях, сотрудничал в марксистских изданиях, помогал партии большевиков материально.

Гарин выступил в литературе как реалист и демократ. В рассказах 90-х гг. он отразил процесс расслоения деревни, рисовал образы технической интеллигенции и рабочих.

Наиболее значительные произведения - тетралогия «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (опубликовано 1907) - посвящено судьбам молодого поколения интеллигенции «переломного времени».

Результатом многочисленных путешествий явились путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899) и др. В 1898, находясь в Корее, составил сборник «Корейские сказки» (изд. 1899).

В начале 1900-х гг. сотрудничал в издательстве М. Горького «Знание».

"Увлекшись народничеством, в начале 80-х гг. поселился в своём имении в Самарской губернии.Пытаясь доказать жизненность?общинного быта?, занялся социальным реформаторством, которое, однако, закончилось неудачей."

Это совершенно не так. Гарин-Михайловский был сознательным противником общины.

Уехав в деревню, он насильно разрушил общинные отношения и попытался образовать крестьян в аграрном, техническом и хозяйственном отношении, так сказать, превратить их в фермеров

американского образца.

Что-то из этого получилось, что-то - нет.

Итоги этой работы изложены им в чрезвычайно интересных, актуальных и сегодня (не верите - прочтите) книгах "Несколько лет в деревне" и "Очерки провинциальной жизни".

"...сотрудничал в марксистских изданиях, помогал партии большевиков материально".

Возможно, но мне неизвестны подтверждения тому, исходящие не от "советской пропаганды". Кроме того, он умер ещё во время первой революции, так что говорить о "большевиках" в сегодняшнем понимании этого слова неправильно.

И ещё. У книг Гарина-Михайловского есть потрясающая для русской литературы черта - искренний конструктивный оптимизм, которым проникаешься, читая их.

Важная мысль, принадлежащая Гарину-Михайловскому: "меня всегда поражало, что люди способны драться из-за глотка воды, в то время, как соединёнными усилиями они могли бы овладеть целым источником". И в этом смысле его книги действительно конструктивны!

Я лично считаю, что Гарин-Михайловский - выдающееся явление в русской литературе, стоящее наравне, к примеру, с Чеховым. Увы, он малоизвестен. И как писатель, и как человек. Хотя, например, есть такой город - Новосибирск. Так этот город, по-сути, основан Михайловским при строительстве железной дороги.

С уважением,

К.М.Бабаджанянц

Главный конструктор НПО Экспериментального машиностроения

P.S. Кстати сказать, его фамилия - "Михайловский". Приставка "Гарин" - литературный псевдоним, по-моему, по имени его сына

(8 февраля (20 февраля) 1852, Санкт-Петербург - 27 ноября (10 декабря) 1906, там же) - русский писатель.

Гарин – псевдоним беллетриста Николая Георгиевича Михайловского. Он учился в одесской Ришельевской гимназии и в институте инженеров путей сообщения. Прослужив около 4 лет в Болгарии и при постройке Батумского порта, он решил «сесть на землю» и провёл 3 года в деревне, в Самарской губернии, но хозяйничанье не на обычных началах не пошло на лад, и он отдался железнодорожному строительству в Сибири.

Жизнь - колесо, что сегодня внизу - завтра наверху.

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

На литературное поприще выступил в 1892 г. имевшей успех повестью «Детство Тёмы» («Русское Богатство») и рассказом «Несколько лет в деревне» («Русская Мысль»). В «Русском Богатстве» он напечатал затем «Гимназисты» (продолжение «Детства Тёмы»), «Студенты» (продолжение «Гимназистов»), «Деревенские панорамы» и др. Рассказы Гарина выходили отдельными книгами. Собрание сочинений вышло в 8 томах (1906–1910); отдельно издано также: «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» и «Корейские сказки». Как специалист-инженер, Гарин горячо отстаивал в «Новом Времени», «Русской Жизни» и других изданиях постройку дешёвых железных дорог.

Наиболее известное из произведений Гарина – трилогия «Детство Тёмы», «Гимназисты» и «Студенты» – задумано интересно, исполнено местами талантливо и серьёзно. «Детство Тёмы» – лучшая часть трилогии. У автора есть живое чувство природы, есть память сердца, с помощью которой он воспроизводит детскую психологию не со стороны, как взрослый, наблюдающий ребенка, а со всею свежестью и полнотою детских впечатлений; но у него совсем нет уменья отделять типичное от случайного.

Автобиографический элемент слишком им владеет; он загромождает рассказ эпизодами, нарушающими цельность художественного впечатления.

За делом-то, пожалуй, и приятнее умереть, чем так сидеть да дожидаться смерти.

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

Больше всего отсутствие типичности заметно в «Студентах», хотя и в них есть очень живо написанные сцены.

Скоропостижно скончался в Петербурге во время заседания в редакции легального большевистского журнала «Вестник жизни» от паралича сердца. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский - фото

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский - цитаты

Время не ждет и не прощает ни одного потерянного мгновения.

Русский писатель, инженер-путеец, один из основателей города Новосибирска.

Многие новосибирцы появление своего города связывают непосредственно с именем инженера-путейца и известного русского писателя Н.Г. Гарина-Михайловского. И это, в общем-то, справедливо, поскольку он сделал всё от него зависящее, чтобы Транссибирская магистраль пересекла Обь именно там, где впоследствии появился город, которому будет суждено сделаться крупнейшим промышленным, научным и культурным центром на востоке России.

Н.Г. Гарин-Михайловский родился 20 февраля 1852 года в Петербурге. Отец был боевым офицером, а крестил его сам царь Николай I. Окончив гимназию, будущий писатель поступил в институт путей сообщения (Петербург) и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером он был послан в действующую армию, строить шоссе в Болгарии. С тех пор Н.Г. Гарин-Михайловский почти всю жизнь занимался строительством: возводил мосты, тоннели, прокладывал железные дороги.

На протяжении многих лет теснейшим образом он был связан с Сибирью, где принимал самое непосредственное участие в прокладке Транссибирской магистрали.

Н.Г. Гарин-Михайловский был в числе тех, кто считал, что строительство моста через Обь в районе села Колывань, по ходу старинного Московского тракта, крайне невыгодно из-за большого разлива реки в половодье и неустойчивых грунтов для мостовых опор. Возглавляемая им, Пятая Колыванская партия, в процессе детальных изысканий определила окончательное место железнодорожного перехода через Обь. Немало сил пришлось потратить Н.Г. Гарину-Михайловскому, отстаивая этот проект, в борьбе с сибирским купечеством и чиновным бюрократизмом.

23 февраля 1893 года был утверждён вариант Сибирской дороги с переходом Оби у села Кривощёково. Рождение Новосибирска было предрешено.

Но работа изыскателя и инженера-путейца была далеко не единственным занятием Н.Г. Михайловского в его жизни. Он был талантливым инженером, хозяйственником, просветителем (создавал школы и библиотеки для крестьян), издателем (сначала издавал журнал «Русское богатство», участвовал в организации журналов «Начало» и «Век», а позже основал марксистскую газету «Самарский вестник»), общественным деятелем. И всё это прекрасно уживалось в нём с талантом очень яркого и самобытного писателя.

Исколесив всю Сибирь, Н.Г. Гарин-Михайловский не мог обойти сибирскую тематику. В своих произведениях писатель показал типичные для России конца XIX века явления, связанные с бурным ростом капитализма и расслоением крестьян, а также отразил наиболее характерные черты русского национального характера - прежде всего трудолюбие, стремление к правде, свободе и справедливости.

Последний год жизни Н.Г. Гарина-Михайловского был отмечен новыми начинаниями. У него родилась идея театра, в котором бы писатели и артисты в тесной совместной работе искали свежие формы отражения современной жизни.

Сибирская эпопея Н.Г. Гарина-Михайловского, занявшая полгода изысканий и потом ещё полтора года борьбы, была, если судить по краткости времени, лишь эпизодом в его насыщенной жизни. Но это был высший взлёт, вершина его инженерной деятельности - по дальновидности расчётов, по неопровержимости принципиальной позиции, по упорству борьбы за оптимальный вариант и - по историческим результатам.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Н.Г. Гарин-Михайловский. Биобиблиографический указатель . - Новосибирск, 2012. - 102 с.
  2. Никульников А.В. Н.Г. Гарин-Михайловский. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989. -184 с., ил.
  3. Созвездие земляков. Знаменитые мужи Новосибирска: Литературно-краеведческий сборник. Серия «На берегах Оби широкой». Книга пятая. - Новосибирск: Редакционно-издательский центр «Светоч» правления Новосибирской областной общественной организации «Общество книголюбов», 2008. - С. 19-21.

«Весь на ходу, на лету был этот хорошо сложенный человек, среднего роста, с густыми белыми волосами… Простой в обращении, умеющий говорить с каждым – от крестьянина до светской дамы включительно. Интересный рассказчик, изящный в своей инженерной тужурке, он производил на большинство встречавшихся с ним обаятельное впечатление». Так самарский театральный и литературный обозреватель Александр Смирнов (Треплев), писал о Николае Георгиевиче Гарине-Михайловском (рис. 1).

Инженер-путеец

Он родился 8 (по новому стилю 20) февраля 1852 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье среднего достатка. Отцом его был уланский офицер Георгий Михайловский, который отличился во время Венгерской кампании в июле 1849 года. При сражении под Германштадтом его эскадрон смелым фланговым ударом наголову разбил вдвое превосходящего неприятеля, захватив при этом две пушки. По итогам военного похода Михайловскому высочайшим указом было пожаловано имение в Херсонской губернии, в котором он, впрочем, почти не жил, а поселился в столице, где вскоре женился на Глафире Цветинович, дворянке сербского происхождения. От этого брака у них родился сын, которого назвали Николаем.

В 1871 году после окончания гимназии молодой человек поступил на юридический факультет Петербургского университета, но отучился здесь лишь один год. Заявив отцу, что лучше быть хорошим ремесленником, чем плохим юристом, Николай бросил университет и поступил в институт путей сообщения. Здесь он впервые попытался заняться сочинительством, но повесть из студенческой жизни, представленная в редакцию одного из столичных журналов, была отклонена без каких-либо объяснений. Эта неудача на много лет отбила у юного автора охоту к литературному творчеству.

Последний год учебы Михайловского в институте путей сообщения совпал Русско-турецкой войной. Диплом инженера-путейца он получил летом 1878 года, когда война уже заканчивалась. Едва получив заветные корочки, молодой специалист был направлен в уже освобожденную от турок Болгарию в должности старшего техника, где он участвовал в восстановлении морского порта и строительстве новых шоссе. В 1879 году «за отличное исполнение поручений в минувшую войну» Михайловский получил первый из своих орденов.

Полученные на Балканах опыт и профессиональное признание позволили молодому инженеру устроиться в железнодорожное ведомство (рис. 2).

Инженер-путеец

В течение последующих лет он участвовал в прокладке новых стальных магистралей в Бессарабии, Одесской губернии и в Закавказье, где дослужился до должности начальника дистанции бакинского участка железной дороги. Однако в конце 1883 года Михайловский неожиданно для своих коллег подал прошение об отставке с железнодорожной службы. Как объяснял сам инженер, он сделал это «за полной неспособностью сидеть между двумя стульями: с одной стороны, блюсти интересы государственные, с другой - личные, хозяйственные».

Самарский помещик

С этого времени и начался самарский период жизни 30-летнего инженера. Как видно из его более поздних записок, в начале 80-х годов Михайловский увлекся идеями активно действовавшей в это время «Народной воли». В эту организацию входили многие русские интеллигенты, привлеченные сюда задачами «воспитания простого народа» и «подъема роли крестьянской общины в преобразовании России». Сейчас нам понятно, что именно такое «революционное» увлечение и стало подлинной причиной ухода Михайловского из инженерной деятельности.

Будучи человеком практическим, отставник решил воспитывать крестьян конкретными делами. В 1883 году он за 75 тысяч рублей купил имение Юматовку в Бугурусланском уезде Самарской губернии (ныне село Гундоровка Сергиевского района). Здесь Николай Георгиевич поселился вместе с женой и двумя маленькими детьми в помещичьей усадьбе.

Супруги Михайловские надеялись поднять благосостояние местных крестьян, для чего научить их грамотно обрабатывать землю и поднять общий уровень их культуры. Кроме того, под влиянием народнических идей Михайловский хотел изменить всю сложившуюся систему сельских отношений, а именно – ввести выборность в общинном управлении и привлечь в социальную сферу капиталы разбогатевших сельчан, которых классики марксизма-ленинизма впоследствии назвали кулаками. Инженер-народник считал, что ему удастся уговорить богатеев отдать часть своих денег на строительство школы, больницы, дорог и так далее. А для простых хлебопашцев новый владелец имения организовал курсы по изучению немецкого опыта в деле обработке и удобрения земель, что, по его мысли, позволило бы крестьянам уже вскоре получать на заволжских черноземах невиданные для нашей губернии урожаи «сам-тридцать», хотя местные землепашцы в то время получали в лучшем случае «сам-пять».

В начинаниях своего мужа участвовала и Надежда Михайловская, которая, будучи медиком по образованию, бесплатно лечила местных крестьян, а затем устроила школу для их детей, где занималась сама со всеми мальчиками и девочками деревни.

Но все нововведения «доброго помещика» в итоге закончились полным провалом. Простые мужики с недоверием и ропотом встречали все его начинания, категорически отказываясь пахать и сеять «по-немецки». Хотя некоторые семьи все же прислушивались к советам странного барина и выполняли его указания, все в целом Михайловскому даже за два с лишним года так и не удалось преодолеть сопротивление инертной крестьянской массы. Что же касается местных кулаков, то они, едва лишь услышав о его намерении отобрать часть их капиталов «в пользу общества», и вовсе вступили в открытый конфликт с новым землевладельцем, устроив в Юматовке серию ночных поджогов. Только за одно лето Михайловский лишился мельницы и молотилки, а в сентябре, когда запылали сразу все его зернохранилища - также и всего собранного с таким трудом урожая. Почти разорившись, «добрый барин» решил покинуть отвергнувшую его деревню и вернуться к инженерной работе. Наняв в имение умелого управляющего, Михайловский в мае 1886 года поступил на службу на Самаро-Златоустовскую железную дорогу. Здесь ему доверили строительство участка в Уфимской губернии, откуда впоследствии началась великая Транссибирская магистраль.

А в свободное от прокладки рельсовых путей время Михайловский писал документальную повесть «Несколько лет в деревне», где изложил историю своего неудачного социально-экономического эксперимента в селе Юматовке. Осенью 1890 года инженер, будучи в Москве, показал эту рукопись Константину Станюковичу, автору морских рассказов и романов, который в то время имел большие связи в литературных кругах. Маститый писатель, прочитав несколько глав, пришел в восторг и заявил Михайловскому, что в его лице он видит восходящий литературный талант. Однако молодой автор к его словам отнесся недоверчиво, поскольку считал свое произведение еще сырым, требующим основательной доводки.

Работу над рукописью Михайловский продолжил в те месяцы, пока шла прокладка участка железной дороги «Уфа-Златоуст» (рис. 3).

Инженер-путеец

Одновременно он писал автобиографическую повесть «Детство Темы», которая во многом стала его путевкой в большую литературу. Обе эти книги с небольшим перерывом вышли в свет в 1892 году и получили высокую оценку критики.

Чтобы его не упрекали в невнимании к основной работе, инженер-путеец поставил на обложках своих книг псевдоним - Николай Гарин, произошедший, по словам автора, от имени его сына Георгия, которого в семье звали просто Гаря. Впоследствии он именно так подписывал большинство других своих произведений, а еще через несколько лет официально взял себе двойную фамилию – Гарин-Михайловский.

Продолжением «Детства Темы» стали его повести «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895) и «Инженеры» (1907), которые объединились в автобиографическую тетралогию. Произведения из этого цикла и поныне считаются наиболее известной частью творчества Гарина-Михайловского, причем многие критики считают, что «Детство Темы» - лучшая часть всей тетралогии.

Повесть из детства

Современники вспоминали, что к себе как к литератору он относился критически, и даже недоверчиво. Уже упоминавшийся выше Константин Станюкович после выхода «Детства Темы» очень хвалил эту повесть. Он отметил, что у автора есть живое чувство природы, есть память сердца, с помощью которой он воспроизводит детскую психологию не со стороны, как взрослый, наблюдающий ребенка, а со всей свежестью и полнотой детских впечатлений. «Пустяки, - ответил Гарин-Михайловский, тяжело вздохнув. - О детях все хорошо пишут, о них трудно написать плохо».

С начала 90-х годов Николай Георгиевич без отрыва от строительства железных дорог активно участвовал в организации и работе различных периодических изданий в Самаре и в столице. В частности, он писал статьи и рассказы в «Самарский вестник» и «Самарскую газету», в журналы «Начало» и «Жизнь», а в 1891 году Гарин купил право на издание журнала «Русское богатство», и до 1899 года был его редактором.

Сотрудничая с 1895 года с самарскими газетами, он близко познакомился с рядом местных журналистов, в том числе с Алексеем Пешковым, который подписывал свои статьи и заметки псевдонимами «Максим Горький» и «Иегудиил Хламида». Вот как впоследствии Горький вспоминал об этом неугомонном инженере-путейце: «Когда «Самарская газета» попросила его написать рассказ о математике Либермане, он после долгих увещеваний что напишет его в вагоне, по дороге куда-то на Урал. Начало рассказа, написанное на телеграфных бланках, привез в редакцию извозчик с вокзала Самары. Ночью была получена длиннейшая телеграмма с поправками к началу, а через день или два еще телеграмма: «Присланное – не печатать, дам другой вариант». Но другого варианта он не прислал, а конец рассказа прибыл, кажется, из Екатеринбурга… Удивительно, что он мог, при его непоседливости, написать такие вещи, как «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Клотильда», «Бабушка»…»

Кроме Самаро-Златоустовской железной дороги, в 90-х годах Гарин-Михайловский также руководил участками по прокладке стальных магистралей в Сибири, на Дальнем Востоке и в Крыму. В 1896 году он снова вернулся в Самару, чтобы возглавить строительство железнодорожной ветки от станции Кротовка до Сергиевских минеральных вод, которые в это время в качестве курорта уже приобрели всероссийскую популярность. Здесь Гарин-Михайловский решительно отстранил от дела нечестных подрядчиков, уже успевших нажить немалые барыши за счет воровства казенных средств и недоплаты рабочим. Об этом газета «Волжский вестник» писала так: «Н.Г. Михайловский первым из инженеров-строителей подал свой голос против практиковавшихся доселе порядков, и первый сделал попытку ввести новые».

На той же стройке Николай Георгиевич, так и не отказавшийся от своих народнических попыток «воспитания простых людей», организовал первый в России товарищеский суд с участием рабочих и служащих. Под его присмотром «народные судьи» разбирали дело одного из инженеров, который за взятку принял от нечестного поставщика гнилые шпалы. Суд постановил взяточника уволить и взыскать с него стоимость некачественного товара. Руководство строительной компании, узнав об этой инициативе Гарина-Михайловского, вынесенный «приговор» поддержало, но впредь рекомендовало к «народному правосудию» больше не прибегать.

Также существует легенда, что на одном из участков этого строительства проектанты долго решали, с какой стороны обогнуть высокий холм, поскольку стоимость каждого метра железной дороги была очень высокой. Гарин-Михайловский целый день ходил около возвышенности, а затем приказал прокладывать дорогу вдоль ее правого подножия. Когда его спросили, чем обусловлен такой выбор, инженер ответил, что он весь день наблюдал за птицами, с какой стороны они облетали холм. Конечно же, сказал он, пернатые летают более коротким путем, экономя свои усилия. Уже в наше время точные расчеты, основанные на космической съемке, показали, что решение Гарина-Михайловского, принятое по наблюдению за птицами, было самым верным.

Беспокойная натура

В своих публицистических очерках Гарин-Михайловский оставался верен народническим идеям своей молодости. Он искренне мечтал о временах, когда Россия покроется сетью железных дорог, и не видел большего счастья, как «работать во славу своей страны, приносить ей не воображаемую, а действительную пользу». Сооружение железных дорог он рассматривал как необходимое условие развития экономики, расцвета и могущества своей страны. Учитывая недостаток средств, отпускаемых казной, он настойчиво выступал за удешевление постройки дорог за счет разработки выгодных вариантов и внедрения более совершенных методов строительства.

Правда, взгляды Михайловского на крестьянскую общину со временем претерпели серьезные изменения, и в начале наступившего ХХ века он об этом писал так: «Следует признать за крестьянами такое же право выбирать себе любой вид труда, каким пользуется и пишущий эти строки. В этом только залог успеха, залог прогресса. Всё остальное - застой, где нет места живой душе, где тина и горькое непросыпное пьянство всё того же раба, с той только разницей, что цепь прикована уже не к барину, а к земле. Но прикована всё тем же барином во имя красивых звуков, манящих к себе идеалиста-барина, совершенно не знающего и не желающего знать, а следовательно и не могущего постигнуть весь размер проистекающего от этого зла».

Знакомство и общение с Горьким, который увлекался марксизмом и был лично знаком с крупнейшими деятелями РСДРП, способствовало радикализации политических взглядов Михайловского. Во время революции 1905 года он не раз скрывал в своем имении подпольщиков, хранил здесь нелегальную литературу, в частности ленинскую «Искру». В декабре 1905 года, находясь в Маньчжурии, Николай Георгиевич привез сюда для распространения партию революционно-пропагандистских изданий, а затем передал часть своих средства для покупки оружия участникам боев на Красной Пресне в Москве.

Результатом его поездок по Дальнему Востоку явились путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» и сборник «Корейские сказки». Горький об этом вспоминал: «Я видел черновики его книг о Маньчжурии… Это была куча разнообразных бумажек, бланки железной дороги, линованные страницы, вырванные из конторской книги, афиша концерта и даже две китайские визитные карточки; всё это исписано полусловами, намеками на буквы. «Как же вы читаете это?» «Ба! - сказал он. - Очень просто, ведь это мною написано». И бойко начал читать одну из милых сказок Кореи. Но мне показалось, что читает он не по рукописи, а по памяти».

В целом же литературное творчество принесло Гарину-Михайловскому широкую известность еще при жизни. Лучшие из его произведений пережили автора. Первый раз собрание сочинений Гарина-Михайловского в восьми томах вышло еще в 1906-1910 годах.

По общему мнению, кипучей натуре Николая Георгиевича просто претил покой. Он исколесил всю Россию, а свои произведения писал «на облучке» - в купе вагона, в каюте парохода, в номере гостиницы, в сутолоке вокзала. И смерть настигла его, по выражению Горького, «на ходу». Гарин-Михайловский умер от паралича сердца во время редакционного заседания санкт-петербургского журнала «Вестник жизни», в делах которого он принимал деятельное участие. Писатель сказал горячую речь, и здесь ему стало плохо. Он вышел в соседнюю комнату, прилег на диван - и здесь умер. Это случилось 27 ноября (10 декабря) 1906 года в Петербурге. Николая Георгиевичу шел всего лишь 55-й год.

Писателя и инженера Гарина-Михайловского похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища, а 1912 году на его могиле установили надгробие с бронзовым горельефом работы скульптора Льва Шервуда (рис. 4).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх