Значение теребенев александр иванович в краткой биографической энциклопедии. Александр Теребенёв и его атланты От Греции к естественному

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Скульптор, академик, сын скульптора же и карикатуриста Ивана Ивановича Теребенева, родился в Петербурге 24 января 1812 г. На 12-м году поступил в академию художеств, где учился сначала в рисовальном классе, но потом избрал специальностью скульптуру, которой обучался у профессора Демут-Малиновского. В это время скульптура в академии переживала переходное время: вместо подражания формам древней классической Греции стали стремиться к изображению естественных, реальных форм. В числе приверженцев нового направления был и Т. Он проявил большие дарования, делал блестящие успехи в ваянии и получил целый ряд наград: еще в первые годы своего учения две малые серебряные медали за лепку группы с натуры и за бюст с натуры же книгопродавца И. Оленина (его дяди), в 1835 г. две большие серебряные медали (одну за лепку группы с натуры, другую за исполненный по программе барельеф) и малую золотую за барельеф "Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя", за который он оставлен был при академии пенсионером (хранится в академической церкви); малую же золотую медаль получил и за другой исполненный по заданной программе барельеф "Иосиф, рассказывающий в темнице о значении снов, виденных двумя царедворцами фараона". В 1836 г. был выставлен на выставке художественных произведений его барельеф "Построение ковчега Ноем с сыновьями", который обратил на себя всеобщее внимание и был приобретен академией художеств; барельеф этот не сохранился. Окончив в 1836 г. курс академии со званием художника XIV класса и будучи оставлен при академии пенсионером, Т. получил право поехать на казенный счет в Италию, для чего ему нужно было исполнить работу на соискание большой золотой медали; но этой работе помешала его женитьба (на дочери профессора А. Е. Егорова); он стал работать для заработка и должен был отказаться от мысли о поездке за границу. В ближайшие годы по выходе из академии Т. исполнил горельеф, изображающий Веру, для здания Опекунского совета и там же круглые статуи и горельефы, украшающие арки, ниши и паруса парадной лестницы, и вылепил в виде барельефа четырех евангелистов для городской церкви в Петергофе. Вскоре ему удалось проявить свои дарования при работах в Зимнем дворце после пожара; им сделаны следующие работы: две колоссальные статуи, изображающие Мудрость и Правосудие, для парадной лестницы; огромный барельеф, длиной в семь сажен, изображающий битву амазонок с центаврами, находящийся в кавалерийском зале; две фигуры - Флору и Гебу в виде барельефа - в покоях государыни; две фигуры ангелов из papier mache, изображающие Старый и Новый заветы - для дворцовой церкви. Эти работы выдвинули Т. в ряд лучших скульпторов и доставили ему многочисленные заказы. Им было исполнено два больших горельефа, в 4 саж. каждый, для залы Опекунского совета (вызвавшие много толков и в значительной мере способствовавшие его известности), по заказу графини Орловой-Чесменской горельеф для Юрьевского монастыря, изображающий Богородицу и св. Феоктиста, памятники пастору Муральду и генералу Кононову, целый ряд работ для Александровского сиротского дома, Екатерининского института и др. Затем Т. в звании скульптора командирован был в Крым для руководства изысканиями пантикапейских древностей в Керчи. Здесь он вылепил бюст керченского градоначальника князя Херхеулидзе и начал лепить круглую статую Амфитриды, но не успел закончить ее, так как вскоре возвратился в Петербург с керченскими древностями; многие из этих древностей он удачно реставрировал. Самыми замечательными и выдающимися из его работ являются кариатиды и термы, сделанные им для Эрмитажа. Фигуры эти высечены были из сердобольского гранита. Кариатиды сделаны колоссальных размеров, в 7 аршин вышины, и украшают собой подъезд Эрмитажа; за глиняную модель кариатида, представленного им на конкурс, он удостоен был звания академика, а за первую сделанную фигуру Император Николай I, которому она очень понравилась, наградил его бриллиантовым перстнем. Всего им было высечено 10 кариатид. Термесов им было сделано 80 больших, из которых 17 отправлено было в Петергоф для Нового павильона, и 40 меньших размеров; термы помещены между окон Эрмитажа. Для Эрмитажа же им был сделан плафон в Аполлоновой зале и некоторые работы для галерей, прилегающих к зале. Для производства всех этих работ T., по повелению государя, отведен был под мастерскую манеж рядом с Зимним дворцом. По окончании работ для Эрмитажа он пожалован был орденом Анны 3-й степени и получил кроме причитавшейся ему платы еще 17 тыс. рублей награды от государя. Такие же термы, как и для Эрмитажа, были им сделаны по повелению государя для подарка прусскому королю. Термы эти отвезены были в Берлин самим T.; за них он награжден был от короля бриллиантовым перстнем. В 1850 г. он назначен был на службу в качестве помощника начальника 2-го отделения Эрмитажа, а позднее - также заведующим всеми скульптурными произведениями, находящимися в императорских дворцах и садах. За время его службы им была сделана на фронтон здания Адмиралтейства статуя, изображающая месяц Февраль, затем иссечены из мрамора копия с античной статуи Атлета, снимающего ножом пот со своей руки, памятник герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому в виде саркофага, находящийся в католической капелле пажеского корпуса, бюсты императора Николая І и императрицы Александры Феодоровны, отправленные к великой княгине Ольге Николаевне. Из остальных его работ, сделанных в разное время, наиболее замечательны: отлитый из бронзы бюст артиста В. A. Каратыгина, который поставлен на памятнике артиста на Смоленском кладбище в Петербурге, бюст A. С. Пушкина, сделанный из мрамора, и бюсты Голенищевой-Кутузовой, Куницына, Косиковского, Яковлева, артиста B. M. Самойлова, графа Д. И. Хвостова, H. В. Кукольника, художника Василенко.

В период расцвета своего таланта Т. получал многочисленные заказы, и доходы его были значительны. Но он вел широкий образ жизни и быстро проживал все, что зарабатывал, тратясь на роскошную обстановку, собственные выезды, званые обеды и балы. При нужде же в деньгах он продавал что только мог, с трудом перебиваясь до нового крупного заработка; однажды он продал даже дом с мраморными колон нами, подоконниками и фронтонами, только что им отделанный. К тому T. не был способен к усидчивому труду, а когда с годами его стало покидать вдохновение, он перестал получать выгодные заказы и разорился. Из Эрмитажа он был уволен, не дослужив до пенсии. В 1858 г. T. заболел черной оспой и лег в Мариинскую больницу. Его жена заразилась от него и умерла. Смерть жены окончательно подорвала его силы, и он сделался ипохондриком. Весною 1859 г. он простудился и лег в Обуховскую больницу, где и умер 31 июля 1859 г., в нищете и всеми забытый. После него не осталось средств даже на похороны, которые были устроены за свой счет мраморщиком Балушкиным, помогавшим Т. во время его работ для Эрмитажа. На кладбище за его гробом шли только Балушкин и К. A. Ухтомский.

"Северный Цветок", 1859, № 38. - "Русское Слово", 1859, № 10, отдел III, стр. 78-82. - "Архитектурный Вестник", 1860, № 2. - "Энциклопед. словарь" Брокгауза-Ефрона, 1-е изд., т. 32, СПб. 1901, стр. 948, - "Настольный словарь" Ф. Толля, СПб. 1864, т. III, стр. 645. - "Справочный энциклопед. словарь" К. Крайя, т. X, СПб. 1848, стр. 223. - Н. Рамазанов, "А. И. Теребенев", "Современная Летопись", 1866, № 15, стр. 14. - Д. Карейша, "Скульптор А. И. Теребенев", "Одесский Вестник", 1843, № 8, стр. 35-36. - "Иллюстрированная Газета", 1868, т. 21. стр. 166, статья "Кариатиды". - П. Н. Петров, "Сборник материалов для истории Импер. Академии Художеств", СПб. 1870, т. II, стр. 197, 293, 295, 304, 309, 318, 325, 328, 345, 346. - П. и Б. Ламбины, "Русская историческая библиография за 1859 г.", СПб. 1868, стр. 110, № 1996 и 1998; то же за 1860 год, СПб. 1869, стр. 119, № 2030.

{Половцов}

(1812-1859) - скульптор, сын скульптора и рисовальщика-карикатуриста Ивана Ивановича Т., двенадцати лет от роду был принят в воспитанники Имп. академии худ., где вскоре выказал блестящие успехи в ваянии, занимаясь им под руководством проф. В. Демута-Малиновского. Окончив академический курс в 1835 г. с званием художника XIV кл. и с мал. золот. медалью, полученною за вылепленный по программе барельеф "Иоанн Креститель проповедует в пустыне", оставлен при Академии пенсионером для дальнейшего своего усовершенствования, но отказался от этого звания, так как женитьба на дочери проф. А. Егорова лишила его права быть посланным на казенный счет в Италию. С этого времени он принялся работать исключительно для добывания денег. Первый случай выказать свой талант в значительном труде представился ему при возобновлении Зимнего дворца после пожара. Им исполнены, кроме того, круглые фигуры для фронтона и парадной лестницы здания Опекунского совета и колоссальные атланты и термы из сердобольского гранита, украшающие собою подъезд Имп. Эрмитажа. Эти изваяния так понравились имп. Николаю I, что он наградил за них художника бриллиантовым перстнем (в 1846 г.) и приказал сделать их вторично, для подарка прусскому королю. Они же доставили Т. звание академика, в 1845 г. С 1850 г. он служил при Эрмитаже в качестве помощника 2-го отделения по скульптурной части. К сожалению, легкомысленный образ его жизни нередко мешал ему трудиться усидчиво. Пока у него были заказы, он жил открытым домом, на широкую ногу: званые обеды и веселые ужины следовали один за другим; когда же работы не было, он занимал деньги или распродавал свою роскошную мебель и с получением нового заказа снова обзаводился щегольскою утварью. Но вскоре явились другие талантливые, более аккуратные скульпторы, и блестящая пора деятельности сменилась для Т. лишениями и нуждою. Одержимый "delirium tremens", он нашел свой плачевный конец в спб. Обуховской больнице. Важнейшие произведения Т., сверх вышеупомянутых: бюсты актера В. А. Каратыгина (отлитый из бронзы и поставленный на надгробном памятнике этого артиста на спб. Смоленском кладбище), гр. Д. И. Хвостова, Сленина, художника Василенко, Н. В. Кукольника, имп. Николая I и его супруги (отправленные к вел. княг. Ольге Николаевне) и памятник герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому в виде саркофага (в католич. капелле Пажеского корпуса).

{Брокгауз}

Теребенев, Александр Иванович

скульптор академик из воспитанников И. А. Х., 1846 г.; р. 1814 г. 25 янв., † 1859 г. 31 июля.

  • - 1) Воевода московский, который в 1340 году, по приказанию хана, послан был князем Иваном Даниловичем с баскаком Товлубием под Смоленск, но осада не привела ни к каким результатам. "П. С. Р. Л.", IV, 55; V, 222; VII, 206...
  • - летчик-бомбардировщик, младший лейтенант...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - В 1890 окончил ПИГИ со званием гражд. инж. Работал в управлении Моск.-Нижегородской жел. дор., сооружал пристанционные зд., в 1892-95 построил в Н. Новгороде императорский павильон на вокзале...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - скульптор, академик, сын скульптора же и карикатуриста Ивана Ивановича Теребенева, родился в Петербурге 24 января 1812 г. На 12-м году поступил в академию художеств, где учился сначала в рисовальном классе, но потом...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Им налитографирован погрудной портрет, с подписью: "О. Иакинф Бичурин. - Рис. с натуры и на камне - Владимир Теребенев"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - воспитанник И. А. X. с 1764 по 1779 г., живописец...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - рисовальщик, скульптор и гравер, родился в 1780 г., воспитывался в Петербургской академии художеств и шел сначала по классу живописи, но затем занялся скульптурою...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - гравер пунктиром; его работы 19 таблиц к Атласу: "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - портретист и исторический живописец, академик, сын художника, родился в 1795 г. Обучался в академии художеств по классу портретной живописи на казенный счет. Будучи еще учеником академии T. награжден в 1810 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - акварельн. портр. живоп., акад. И. А. X. 1855 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Теребенев - скульптор и рисовальщик, поступил в воспитанники Императорской Академии Художеств и готовился в ней быть живописцем, но вскоре занялся скульптурой...

    Биографический словарь

  • - скульптор, сын скульптора и рисовальщика-карикатуриста Ивана Ивановича Т., двенадцати лет от роду был принят в воспитанники Имп. академии худ., где вскоре выказал блестящие успехи в ваянии, занимаясь им под...
  • - скульптор и рисовальщик, поступил в воспитанники Имп. академии худож. и готовился в ней быть живописцем, но вскоре занялся скульптурою...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Александр Иванович, русский скульптор. Сын И. И. а. Учился в петербургской АХ у В. И. Демут-Малиновского...
  • - русский скульптор. Сын И. И. Теребенёва. Учился в петербургской АХ у В. И. Демут-Малиновского. Представитель позднего классицизма. Работал преимущественно в области монументально-декоративной скульптуры...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русский скульптор-монументалист и график. Отец А. И. Теребенёва. Учился в петербургской АХ у М. И. Козловского...

    Большая Советская энциклопедия

"Теребенев, Александр Иванович" в книгах

ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

автора

ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (род. в 1812 г. – ум. в 1870 г.) Знаменитый русский революционер-демократ, публицист и писатель. Внебрачный сын богатого помещика Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг Александр Герцен родился 25 марта 1812 году в Москве. Мальчик получил фамилию,

ГУЧКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

ГУЧКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (род. в 1862 г. – ум. в 1936 г.) Лидер партии октябристов в России, один из организаторов Февральской революции 1917 г., министр Временного правительства. Родился Александр Иванович Гучков в московской старообрядческой (беспоповского направления)

КОСОРОТОВ Александр Иванович

автора Фокин Павел Евгеньевич

КОСОРОТОВ Александр Иванович псевд. Сторонний;24.2(7.3).1868 – 13(26).4.1912Драматург, прозаик, публицист. Сотрудник журналов «Новое время», «Театр и искусство». Пьесы «Княжна Зоренька (Зеркало)» (1903), «Весенний поток» (1905), «Божий цветник» (1905), «Коринфское чудо» (1906), «Мечта любви» (1912)

КУПРИН Александр Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

КУПРИН Александр Иванович 26.8(7.9).1870 – 25.8.1938Прозаик. Публикации в журналах «Русское богатство», «Мир Божий», «Современный мир» и др., газетах «Киевлянин», «Страна», «Жизнь и искусство», «Киевское слово» и др., в сборниках и альманахах «Знание», «Земля», «Зарницы», «Жатва».

ДОГАДОВ Александр Иванович

автора

ДОГАДОВ Александр Иванович (08.08.1888 - 26.10.1937). Член Оргбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) с 02.06.1924 г. по 26.06.1930 г. Кандидат в члены Оргбюро ЦК ВКП(б) с 13.07.1930 г. по 26.01.1932 г. Член ЦК РКП(б) - ВКП(б) в 1924 - 1930 гг. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) в 1930 - 1934 гг. Кандидат в члены ЦКК РКП(б) в 1921 - 1922 гг. Член

КРИНИЦКИЙ Александр Иванович

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

КРИНИЦКИЙ Александр Иванович (28.08.1894 - 30.10.1937). Кандидат в члены Оргбюро ЦК ВКП(б) с 10.02.1934 г. по 20.07.1937 г. Член ЦК ВКП(б) в 1934 - 1937 гг. Кандидат в члены ЦК партии в 1924 - 1934 гг. Член КПСС с 1915 г.Родился в г. Твери, в семье мелкого чиновника. Русский. Учился в Московском университете,

ТЕПЛЕНИЧЕВ Александр Иванович

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

ТЕПЛЕНИЧЕВ Александр Иванович (03.02.1937). Член Секретариата ЦК КПСС с 13.07.1990 г. по 23.08.1991 г. Член ЦК КПСС с 1990 г. Член КПСС с 1964 г.Родился в деревне 2-й Большой Двор Череповецкого района Вологодской области в семье колхозника. Русский. В 1956 г. окончил Моздокский элеваторный

ЧУХАРЕВ Александр Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ЧУХАРЕВ Александр Иванович Александр Иванович Чухарев родился в 1915 году в селе Лемазы Дуванского района Башкирской АССР, в крестьянской семье. Русский. В 1928 году приехал на строительство Магнитогорского металлургического комбината. Окончил ФЗУ (ныне ГПТУ-19), стал

Александр Иванович Герцен

Из книги автора

Александр Иванович Герцен Не один Тургенев, находясь в опале, был согрет дружеским участием Щепкина. Подобные вояжи артист совершил и к Герцену, и к Шевченко, но в биографической литературе эти факты либо обходятся молчанием, либо упоминаются вскользь, а то и

КУТЕПОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

автора Ваганов Иван Максимович

КУТЕПОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ С 1942 года и до конца войны А. И. Кутепов служил в разведке. Его ратные подвиги начались в Белоруссии, ходил он за «языками» на Украине и в Молдавии, в Венгрии и Румынии. Истреблял захватчиков в их собственном логове, разоружал дивизии

МИНИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Из книги Солдатская доблесть автора Ваганов Иван Максимович

МИНИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Было это на Курско-Орловской дуге. Взводу автоматчиков, которому придали расчет сержанта Минина, приказали выдвинуться на окраину станции Поныри, овладеть возвышенностью, закрепиться на ней и своим огнем способствовать продвижению батальона.

СПИЦЫН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Из книги Солдатская доблесть автора Ваганов Иван Максимович

СПИЦЫН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Дивизия, в которой воевал Александр Спицын, освободила свыше 40 городов, тысячи сел и рабочих поселков. Более двадцати рек форсировал Спицын, 18 «языков» сдал он в штаб батальона. 12 уничтоженных пулеметов, три дота, десять укрепленных блиндажей на

Башкин Александр Иванович

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Башкин Александр Иванович Родился в 1922 году в семье крестьянина деревни Пряхино Веневского района Тульской области. Окончив восемь классов средней школы, работал в Мордвесском отделении Госбанка. В первые дни Великой Отечественной войны пошел на фронт. В боях с

Теребенёв Александр Иванович

БСЭ

Теребенёв Александр Иванович Теребенёв Александр Иванович , русский скульптор. Сын И. И. Теребенёва. Учился в петербургской АХ (1824-36) у В. И. Демут-Малиновского. Представитель позднего классицизма. Работал преимущественно в области

Теребенёв Иван Иванович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Теребенёв Иван Иванович Теребенёв Иван Иванович , русский скульптор-монументалист и график. Отец А. И. Теребенёва. Учился в петербургской АХ (1785-1800) у М. И. Козловского. Работам Т., воплотившим патриотические идеи в характерных для

Малоизвестные подробности жизни выдающегося русского скульптора Александра Теребенёва, со дня рождения которого исполнилось 200 лет

Однажды, работая в библиотеке, я случайно наткнулся на любопытный документ. В журнале «Архитектурный вестник» за 1860 год были напечатаны воспоминания некоего Гавриила Афанасьевича Балушкина, мраморщика, начинавшего трудовую деятельность каменотёсом у Александра Теребенёва. Заметки эти содержат довольно подробные описания встреч с учителем, рассказ о работе артели, указания петербургских адресов выдающегося скульптора и трагическое повествование о его последних днях.

…Непростой была судьба художника, создавшего целый ряд блистательных скульптурных работ, и поныне украшающих наш город (статуи Мудрость и Правосудие на Иорданской лестнице Зимнего дворца, одна из скульптур Адмиралтейства, кариатиды дворца Бельведер в Петергофе). Александр Теребенёв рано остался без отца. Усердно учился и много работал. Получил признание и заказы. Разбогател. Стал академиком Императорской академии художеств. Женился по любви. А умер в 44 года в Обуховской больнице в нищете, больной и всеми забытый, - как Левша. Его могила на Волковом кладбище не сохранилась.

Работа над фигурами атлантов («теламонов», как их именовал архитектор Нового Эрмитажа Лео фон Кленце, по имени мифологического героя «Одиссеи») началась в 1845 году. Тогда ещё Теребенёв жил в тесной квартирке на Большой Конюшенной (две комнаты и кухня), в этом же доме он снимал флигель для рабочих, трудившихся в мастерских манежа у Зимней канавки. В девять утра скульптор приходил на работу, обходил каждого каменотёса и говорил ему: «Бог на помощь», поясняя и показывая, как обрабатывать сердобольский гранит. Иногда дарил мастерам по 3-5 серебряных рублей «на чай» за хорошую работу. Каждому из рабочих «было назначено своё дело, к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги». Над лицами же атлантов скульптор работал сам.

Однажды мастерскую посетил император Николай I, который долго разглядывал работы ваятеля, «соизволив пройти с ним под руку по всей мастерской», как вспоминает Гавриил Балушкин. Выходя на улицу, государь приказал полковнику Есаулову выдать каждому из 150 рабочих по 5 рублей - «на кашу». И с тех пор царь, прогуливаясь по набережной, не раз заглядывал в рабочие помещения на Зимней канавке.

Летом 1848 года вспыхнула эпидемия холеры. Для своей артели Теребенёв приобрёл горчицу, спирт, мяту, прованское масло, фланель для больных и нанял доктора, что помогло пережить эпидемию: умерли всего шесть рабочих. Осенью «теламонов» водрузили на крыльцо Нового Эрмитажа, а в 1850 году, после открытия музея, Теребенёв был удостоен креста Святой Анны в петлицу. «Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны выполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для Крайнего Севера ничуть их не хуже», - заключил фон Кленце.

Пока были заказы, семья Теребенёва не бедствовала. Вместе с супругой Авдотьей Алексеевной и детьми он переезжал из одной квартиры в другую, всякий раз более просторную. В доме Китнера у Конюшенного моста его квартира состояла из 14 комнат, и платил за неё скульптор около 3000 рублей серебром. В конюшне держал четырёх лошадей, на которых летом выбирался на дачу в Петергоф.

Но вскоре начались несчастья. Работы стало мало. Теребенёв хотел купить каменный домик на 9-й линии Васильевского острова, внёс 4000 задатка, а оставшуюся сумму не уплатил в срок. По решению суда его семью выселили, задаток же вернуть не удалось. И художник оставил службу, уволившись без пенсии. Стало совсем плохо. Большая часть имущества была распродана, жить было не на что.

Однажды, пишет Гавриил Балушкин, к нему пришёл скульптор и, рыдая, попросил денег на переезд - хозяину прошлой квартиры он задолжал аж 30 рублей! Через некоторое время больной художник оказался в долговом отделении арестного дома. Супруга начала за него хлопотать, подала прошение великой княгине, но заболела. Вскоре в больнице в Коломне она умерла от оспы.

Оставшись один, Теребенёв скитался по дачам, нередко ночуя в каморке у дворника или на скамейке у дома. Случалось ему спать на Семёновском плацу и в парках…

18 июля 1859 года возле Обуховской больницы Балушкин встретил сына Теребенёва Нестора, который проводил его к умирающему художнику. 31 июля несчастного художника не стало. Балушкин дал денег на похороны, панихиду, извозчиков, в «Санкт-Петербургских ведомостях» было опубликовано сообщение о смерти. Отпевали Александра Ивановича Теребенёва в церкви Волкова кладбища. Через шесть недель Балушкин поставил на могиле своего хозяина памятник и крест из голубого мрамора, на котором были начертаны слова: «Претерпевший до конца, да спасён будет».

А творения выдающегося скульптора и сегодня нас восхищают. Как поёт Александр Городницкий:

И жить ещё надежде

до той поры, пока

атланты небо держат

на каменных руках.

Александр Поздняков, киновед, режиссёр. Фото «Интерпресс»

Среди художников, чье творчество было вдохновлено Отечественной войной 1812 года, одним из первых необходимо назвать Ивана Ивановича Теребенева.

Сыну скульптора-орнаменталиста с рождения предназначалось продолжать ремесло отца. В шесть лет он был отдан в Воспитательное училище при Академии художеств, где с первых же дней выделился среди учеников своим трудолюбием и одаренностью. Он проявил интерес и склонность к живописи, но академическое руководство определило его в скульптурный класс, где учеников было недостаточно - решение, характерное для казенной и официальной обстановки в Академии. Разносторонность дарования позволила молодому художнику успешно проявить себя и в скульптуре: в 1800 году Теребенев закончил обучение с золотой медалью, полученной за исполнение рельефа "Полтавская битва" на постаменте памятника Петру I скульптора Б. К. Растрелли перед Михайловским замком в Петербурге. Медаль позволяла остаться при Академии и рассчитывать на заграничную поездку и последующее профессорство, но Теребенев, человек с молодости независимый и самостоятельный, не терпевший тех, кто занят "ловлей рублей, крестов и чинов", предпочел неуверенное положение свободного художника, живущего уроками и частными заказами. В 1805 году он покинул Петербург, переехав в Тверь. Вероятно, этот шаг объяснялся интересом к русским древностям, национальному искусству и его истокам; интересом, ранее приведшим Теребенева в основанное сыном А. Н. Радищева "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств", куда входили и друзья художника - поэты И. П. Пнин и Д. И. Языков, филолог А. Ф. Востоков, скульптор И. П. Мартос. В Твери молодой художник преподавал рисование в гимназии, работал над эскизами к картинам "Наталья - боярская дочь" и "Бедная Лиза", занимался поисками "редкостей к отечественной истории относящихся" и тревожился о том, что его знания и способности скульптора не находят применения в провинции. Да и сама провинциальная среда, необразованная, серая, равнодушная к прошлому и настоящему, разочаровала Теребенева, и скоро он вернулся в Петербург.

В столице Теребенев вновь обратился к ремеслу скульптора: среди его работ горельефные фигуры гениев для рафаэлевских лоджий Эрмитажа (не сохранившиеся до нашего времени), рельефы для дома, выстроенного архитектором Луиджи Руска для купца Ф. Ильина на Фонтанке - на протяженном фризе скульптор представил сцены поклонения Гермесу и встречу Аполлона и Афродиты. С заданием начинающий мастер справился столь успешно, что Руска, занятый перестройкой Аничкова дворца, пригласил его выполнить несколько рельефов для Белоколонного зала и Голубой гостиной. Сцены из истории Александра Македонского, а также "Суд Париса" и "Рождение Амура" демонстрируют свободное владение композицией и смелыми ракурсами - Теребенев становится зрелым мастером, готовым приступить к своей важнейшей скульптурной работе - лепным украшениям фасадов петербургского Адмиралтейства.

Для оформления Адмиралтейства, одного из лучших созданий русской архитектуры, привлечены были виднейшие мастера монументально-декоративного искусства: Теребенев работал совместно со скульпторами Ф. Ф. Щедриным, В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым. Строитель Адмиралтейства А. Д. Захаров не просто предусмотрел скульптуру в убранстве главного своего произведения: он тщательнейшим образом продумал всю тематику изображений и даже материалы, из которых их предстояло выполнить. Свою программу для декоративной скульптуры Адмиралтейства, отмеченную четкой логикой сюжетного развития и пластического решения, Захаров успел окончательно изложить всего за четыре дня до своей смерти в августе 1811 года; надзор за строгим исполнением замысла архитектора приняла на себя Академия художеств. Теребеневу принадлежат центральный горельеф "Восстановление флота в России", барельефы четырех фронтонов двенадцатиколонных портиков, членящих длинные фасады Адмиралтейства, и фигуры летящих Слав над главными воротами и арками боковых невских павильонов. Исполненные с великолепным мастерством, благородством и тонким чувством ансамбля, они доставили скульптору заслуженную известность.

Но подлинную славу Теребеневу принесла графика - сатирические листы и политические карикатуры на темы Отечественной войны 1812 года. Вторжение наполеоновских войск "пробудило, - по словам В. Г. Белинского, - дремавшие силы России и заставило ее увидеть в себе силы и средства, которые она дотоле сама в себе не подозревала". По многочисленным летучим листам того времени, автором большинства которых был Теребенев, можно воссоздать историю Отечественной войны. Подхватив традицию европейской политической сатиры, многие из них в свою очередь послужили образцами для английских антинаполеоновских карикатур. Однако главная их черта - близость к народной картинке - ив образном и цветовом решении, и в сочетании изображения и текста, автором которого был сам художник, вспомнивший свои стихотворные опыты времен "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств". Эта близость к фольклору, продолжение традиций русского народного лубка, живость рисунка, передающего напряженное динамическое действие, умение выбрать острую драматическую ситуацию, служащую темой карикатуры, отличают самые удачные листы Теребенева. "Крушение всемирной монархии" показывает раса а дающуюся наполеоновскую империю; "Русский Сцевола" восхищает неустрашимостью и мужеством русского крестьянина; "Французский вороний суп", "Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России" повествуют о перипетиях замерзшей и растерянной армии, слывшей непобедимой, - здесь широчайший диапазон настроений и оценок - гнев, ненависть, издевка, смех. Лучшие и известнейшие карикатуры времен Отечественной войны, большая часть из которых принадлежала самому Теребеневу, вошли в подготовленную им к изданию азбуку "Подарок детям в память 1812 года", увидевшую свет уже после смерти художника.

Все графическое наследие Теребенева, отличающееся высокой художественностью и вкусом, возникло в течение всего нескольких лет - досадно ранняя смерть прервала его работу. Однако созданного оказалось достаточно, чтобы обеспечить Ивану Теребеневу почетное место в истории русского искусства. Пророческими оказались слова поэта А. Измайлова о том, что карикатуры Теребенева, эти "остроумные и единственные в своем роде произведения, дойдут, без сомнения, до потомков наших вместе с незабвенными происшествиями последней войны с Наполеоном".

Н.Борисовская

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.

Александр Иванович Теребенев родился 9 января 1815 г. в Петербурге. Его отцом был известный скульптор И. И. Теребенев. В том же году Иван Иванович скоропостижно скончался, оставив вдову с четырьмя малолетними детьми фактически без средств к существованию. Через девять лет вслед за двумя старшими братьями Александр был отдан в Воспитательное училище при Академии художеств, где сначала обучался в рисовальном классе. Но очень скоро его призванием стала скульптура. Способствовало этому и то, что учителем мальчика был В. И. Демут-Малиновский .

С 1832 г. Теребенев стал учиться в Академии. Он быстро обнаружил большие способности. Педагоги сразу отметили его блестящие успехи в скульптуре. Уже в первые годы обучения он получил две Малые серебряные медали за лепку с натуры. В 1835 г. молодого человека наградили двумя Большими серебряными медалями. В том же году он был удостоен Малой золотой медали за выполнение барельефа «Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя». Малую золотую медаль ему вручили и за барельеф «Иосиф, рассказывающий в темнице о значении снов, виденных двумя царедворцами фараона».

В 1836 г. на выставке художественных произведений был выставлен барельеф Теребенева «Построение ковчега Ноем с сыновьями», который сразу обратил на себя всеобщее внимание и даже был приобретен Академией художеств. В этом же году молодой скульптор окончил курс Академии и, получив звание художника 14-го класса, был оставлен при ней пенсионером.

Достигнутые успехи позволяли Александру отправиться для продолжения образования за границу, но поездка в Италию не состоялась из-за женитьбы молодого человека на дочери профессора Академии А. Е. Егорова. Содержание семьи требовало денег, и Теребенев с головой окунулся в работу. Он принимал деятельное участие в оформлении интерьеров здания Опекунского совета и вылепил барельефы четырех евангелистов для городской церкви в Петергофе. Талант молодого скульптора был замечен, и его пригласили в Зимний дворец для восстановления интерьеров после пожара 1837 г. Так он создал две аллегорические статуи - «Мудрость» и «Правосудие» для парадной Иорданской лестницы, огромный барельеф, сюжетом которого стала битва амазонок с кентаврами, для Кавалерского зала, барельеф с изображением богинь Флоры и Гебы для покоев императрицы и две фигуры ангелов для дворцовой церкви. Для Галереи 1812 г. и Фельдмаршальского зала скульптор выполнил лепные украшения с изображением военных трофеев и лавровых венков.

Эти творения сразу поставили Теребенева в ряд известнейших скульпторов. На мастера посыпались заказы. Следующими его крупными работами стали два больших горельефа для здания Опекунского совета, горельеф с изображением Богородицы и св. Феоктиста для Юрьевского монастыря, выполненный по заказу графини А. А. Орловой-Чесменской, целый ряд произведений для Александровского сиротского дома и Екатерининского института.

В 1842 г. Теребенев отправился в Керчь, где почти два года руководил поисками пантикапейских древностей. Там он проявил себя и как талантливый скульптор-реставратор. Непосредственная работа с античными памятниками завершила окончательное формирование таланта мастера.

По возвращении в Петербург Теребенев сразу приступил к работе над созданием своего самого значительного произведения - десяти огромных фигур атлантов для портика здания Нового Эрмитажа, построенного по проекту архитектора Л. Кленце. В 1844 г. Строительная комиссия по возведению «Императорского музеума» (Эрмитажа) поручила скульптору выполнение этой сложнейшей задачи.

18 ноября 1845 г. за вылепленную из глины фигуру атланта Теребенев был удостоен звания академика. Но только через четыре года замысел скульптора начал воплощаться в камне. Для гигантских статуй был выбран сердобольский гранит, добываемый на берегах Онежского озера. Гранитные глыбы с большим трудом доставляли в Петербург, в специально устроенные мастерские на нижнем этаже Малого Эрмитажа. В течение года Теребенев обучал более сотни помощников - мастеровых, набранных им из каменотесов. Затем они принялись за выполнение гранитных фигур по отлитой из алебастра модели. «Каждому было назначено свое дело, к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги», - писал позднее Теребенев. Лицо каждого атланта он делал сам. На трех из десяти статуй было выбито: «Александр Теребенев. 1849 г.» Поставленные на специальные пьедесталы возле колонн портика Эрмитажа, фигуры атлантов стали смысловым центром архитектурного сооружения.

Фигуры очень понравились императору Николаю I. За выполнение первой статуи скульптор получил от него бриллиантовый перстень. По окончании всех работ для Эрмитажа Теребеневу был пожалован орден Св. Анны III степени и значительная сумма сверх установленной платы. По велению императора такие же фигуры атлантов скульптор изготовил для подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму. Мастер сам сопровождал статуи в Берлин, где также был награжден бриллиантовым перстнем.

В 1850 г. Теребенева назначили помощником начальника 2-го отделения Эрмитажа, а позднее он стал заведующим всеми скульптурными произведениями в императорских дворцах и парках. За время службы он создал скульптуру «Февраль» для фронтона здания Адмиралтейства. В этот же период он выполнил копию античной статуи «Атлет, снимающий ножом пот со своей руки».

В последующие годы Теребенев много трудился, однако превзойти самого себя после создания атлантов ему было не суждено. Монументальная фигура Прометея, которую начал создавать скульптор, так и осталась незавершенной.

Тем не менее Александр Иванович проявил себя и как талантливый создатель скульптурных портретов. В разное время он выполнил бюсты писателя и историка Н. М. Карамзина, графа Д. В. Хвостова, керченского градоначальника князя 3. С. Херхеулидзе, артиста В. М. Самойлова, графини С. А. Голенищевой-Кутузовой, трагика В. А. Каратыгина, А. С. Пушкина (это было первое скульптурное изображение поэта), императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны, а также многих других.

Выполнял мастер и надгробные памятники - пастору Муральду, генералу П. И. Кононову, герцогу М. Лейхтенбергскому и другим.

В период расцвета своей творческой деятельности скульптор получал многочисленные заказы, и его доходы были весьма значительны. Но он быстро проживал все, что зарабатывал, тратясь на богатую обстановку, званые обеды и балы. При нужде в деньгах он легко расставался с нажитым, продавая роскошную мебель и другое имущество и влезая в долги до получения следующего заказа. Так скульптор продал даже собственный дом. Вместе с тем Александр Иванович всегда работал на вдохновении и не имел склонности к усидчивому труду. С годами он перестал получать выгодные заказы и разорился. Усугубило положение скульптора и его увлечение алкоголем. Он был уволен из Эрмитажа без пенсии.

В 1858 г. Теребенев заболел оспой. Жена, ухаживавшая за ним, заразилась и умерла. Это окончательно подорвало силы Александра Ивановича. Весной 1859 г. он простудился и был положен в Обуховскую больницу, где умер 31 июля, в нищете и всеми забытый. После него не осталось средств даже на похороны. Их устроил за свой счет мраморщик Г. А. Балушкин - один из тех, кого Теребенев обучал во время работы над статуями атлантов. К могиле на Волковское кладбище за гробом скульптора шли только Балушкин и художник К. А. Ухтомский.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх