Открываем автосервис и станцию техобслуживания автомобилей. Бизнес-портал пути успеха

Страница 1 из 2

Автосервис - это один из наиболее распространенных видов услуг любого города. С каждым годом этот вид бизнеса набирает всё большие обороты.

В связи с этим являются очень актуальными вопросы по подготовке бизнес-плана по организации автосервиса . Для ознакомления пользователей приведем пример бизнес-плана автосервиса для небольшого города, который Вы можете скачать бесплатно. Прогнозируемый срок окупаемости представленного проекта составляет - 3 месяца. Обратите внимание, что бизнес-план автосервиса опубликован в 2-х частях.

БИЗНЕС-ПЛАН

Наименование проекта:

Организация автосервиса

Инициатор проекта: ООО «Пути успеха»

Данный бизнес-план представляется на рассмотрение на конфиденциальной основе исключительно для принятия решения по финансированию проекта и не может быть использован для копирования или каких-либо других целей, а также передаваться третьим лицам Просьба вернуть бизнес-план, если он не вызывает интереса по участию в его реализации

г. Уездный

2010 г.

1.Описание проекта и специфика бизнеса

ООО «Пути успеха» - предприятие, специализирующееся на обслуживании автомобилей. Данное предприятие будет расположено в городе Уездный. Основными видами деятельности является мойка автомобилей, диагностика, развал-схождение, ремонт двигателя, шиномонтаж и другие мелкие виды ремонта.

Здание

Автосервис будет размещен в здании модульного типа. Преимуществами модульной конструкции являются, во-первых, ее низкая стоимость, во-вторых, легкость и быстрота возведения. Использование модульной конструкции здания позволит значительно сэкономить время и средства на возведении здания автосервиса.

Здание будет состоять из трех модулей, состыкованных между собой. 1-й модуль – 2-х постовая мойка, 2-й – общий модуль для всех остальных постов, 3-й – административное и подсобное помещения. С помощью перегородок организованы дополнительные подсобные помещения и санузел.

Описание конструкции

Фундамент – мелкозаглубленный ленточный фундамент.

Несущий каркас – металлический прокат (швеллер, уголок, труба).

Стены и потолок - потолок и стены из многослойных панелей типа "сэндвич" на основе утеплителя "изовер", наружный слой которых - окрашенный оцинкованный металлический лист. Толщина панелей – 180 мм. Модули поставляются полной заводской готовности со смонтированными освещением, отоплением и вентиляцией.

Сроки строительства

Разработка проекта – от 15 до 30 дней.

Изготовление модулей на заводе – от 1 до 10 дней.

Монтаж на месте – от 1 до 10 дней.

Основные параметры

Площадь застройки – 250 м2;

Высота – 6м.

Стоимость изготовления – 150 USD / м2

Характеристика предоставляемых услуг и оборудования

Новый автосервис планирует предоставлять следующую гамму услуг:

Мойка и чистка салона;

Замена масла;

Диагностика и регулировка развал-схождения;

Шиномонтаж;

Ремонт двигателя и подвески.

Таким образом, новый автосервис будет предоставлять практически полную гамму услуг, за исключением тех, которые требуют узкоспециализированных знаний и оборудования, а именно корпусных работ (ремонт и покраска корпуса, установление дополнительных деталей).

Ниже приводится краткое описание предоставляемых автосервисом услуг по основным параметрам: количество рабочих мест, требуемое количество персонала, оборудование и его стоимость, цена, время на операцию

Мойка

На автосервисе будет организована 2-постовая мойка с применением передвижных моечных аппаратов. Мойка будет организована в отдельном боксе, площадь которого позволяет производить мойку двух машин одновременно.

Количество рабочих мест: 2

Требуемое количество персонала: 4 человека в часы наибольшей загрузки, 2 человека в остальное время.

Цена: порядка 150 руб. за помывку корпуса, 400 руб. за полную мойку автомобиля с чисткой салона. 60% себестоимости работ составляет стоимость моющих материалов.

Время на операцию: 20 минут на простую мойку, 40 минут на мойку с чисткой салона.

Оборудование

Мобильный аппарат для горячей мойки типа Kranzle и такой же аппарат для холодной мойки.

Очистная система предназначена для очистки и рециркуляции воды, обеспечивает экономию воды: грязная вода очищается и вновь подается на мойку.

Пылесос для уборки салона.

Компрессор для подачи воздуха. Используется также и на других постах, в частности, на посту шиномонтажа. В связи с этим предполагается покупка наиболее мощного аппарата для обеспечения всей станции - мощностью порядка 1,000 л/мин.

Стоимость оборудования для мойки

Аппарат для горячей мойки KEW, WAP (Дания), Kranzle, Karcher (Германия) 1,500

Аппарат для холодной мойки KEW, WAP (Дания), Kranzle, Karcher (Германия) 700

Очистная система 3,500

Пылесос KEW, WAP (Дания), Kranzle, Karcher (Германия) 300

Компрессор AIRTEK (Италия), Hoffmann (Германия) 2,000

Итого стоимость оборудования 8,000

Замена масла

Замена масла является операцией, регулярно производимой всеми автовладельцами, таким, образом, спрос на нее постоянен. Данная операция требует специального оборудования, которое может быть предоставлено в лизинг производителями масла.

Практики предоставления в лизинг маслозаправочного оборудования придерживаются большинство крупных производителей масел. Для получения оборудования в лизинг необходимо составить заявку в представительство компании - производителя масла либо авторизованному дилеру, где указать предполагаемые объемы продаж. После отправки заявки автосервис инспектируется представителем компании – производителя, который составляет заключение о возможности выполнения указанных в заявке обязательств.

Основными критериями при принятии решения служат местоположение автосервиса, история деятельности, и т.д. В случае положительного заключения оборудование предоставляется в лизинг с обязательством выкупа заявленных объемов. По достижении определенного объема закупок оборудование переходит в собственность автосервиса.

Автосервис планирует воспользоваться вышеописанной схемой и организовать пост замены масла. Пост будет организован в отдельном боксе либо на специально отведенной площадке общего ремонтного бокса.

Количество рабочих мест: 1

Требуемое количество персонала: 2 человека в часы наибольшей загрузки, 1 человек в остальное время.

Цена: как правило, стоимость замены включается в стоимость самого масла. Таким образом, при покупке клиентом масла непосредственно на автосервисе услуга будет предоставляться бесплатно, при покупке вне автосервиса стоимость услуги составит 200 руб.

Время на операцию: 20 минут.

Оборудование : Маслозаправочное оборудование предоставляется в лизинг.

Диагностика

На автосервисе будут организован пост диагностики двигателя. Пост будет оснащен оборудованием, позволяющим эффективно определить состояние двигателя и дать рекомендации по его ремонту.

Количество рабочих мест: 1

Цена: 500 руб. за полную диагностику.

Время на операцию: 30 минут.

Оборудование : Диагностический стенд , состоящий из компьютера со сканером и компакт диска с базой данных по двигателям всех марок. Такие стенды выпускаются крупнейшими мировыми производителями, в частности, компанией “Bosch” (Германия), однако на рынке предлагаются и отечественные разработки. В данном случае целесообразно предпочесть именно отечественное оборудование, так как при практическом отсутствии разницы в возможностях стоимость импортного оборудования в 3 раза выше.

Стоимость оборудования для поста диагностики

Наименование оборудования Марки Стоимость, долл.

Мотортестер с базой данных Тecoil (Россия, собств. разработка) 3,300

Сканер для подсоединения к бортовому компьютеру Bosch (Германия) 4,000

Итого стоимость оборудования 7,300

Регулировка развал– схождения

Количество рабочих мест: 1

Требуемое количество персонала: 1 человек.

Цена: 500 руб.

Время на операцию: 1 час.

Оборудование: 4-стоечный подъемник –может использоваться для проведения ремонтных работ. Предполагается установка подъемника грузоподъемностью не менее 4 тонн. Подъемник может также использоваться при проведении ремонта подвески автомобиля и других ремонтных работ.

Электронный стенд развала-схождения с 8-ю датчиками , что обеспечивает наибольшую точность регулировки колес и учет наибольшего числа параметров.

Стоимость оборудования для стенда регулировки развал-схождения

Наименование оборудования Марки Стоимость, долл.

4-х стоечный подъемник с доп. Оборудованием Rotary (США), Nussbaum, Hoffmann (Германия) 5,000

Стенд 8-ми сенсорный Bosch, Hoffmann (Германия 11,000)

Итого стоимость оборудования 16,000

Шиномонтаж

Количество рабочих мест: 1

Требуемое количество персонала: 1 человек.

Цена: 200 рублей за колесо.

Время на операцию: в зависимости от сложности операции.

Оборудование.

Шиномонтажный стенд;

Балансировочный станок.

Стоимость шиномонтажного оборудования

Наименование оборудования Марки Стоимость, долл.

Шиномонтажный станок с инфлятором Aquila (Италия), Hoffmann (Германия), SICE (США) 2,100

Балансировочный станок Aquila (Италия), Hoffmann (Германия), SICE (США) 2,300

Итого стоимость оборудования 4,400

Ремонт двигателя и подвески

В данную группу услуг входят все услуги по ремонту двигателя и подвески автомобиля, проведению плановых замен деталей и простейших корпусных работ, например, выправка вмятин.

Количество рабочих мест: 4

Требуемое количество персонала: 2 человека на каждое рабочее место.

Цена: 25 долл. / час, стоимость каждой операции высчитывается исходя из норматива времени на конкретный вид работ.

Время на операцию: в зависимости от услуги.

Оборудование:

Двухстоечные подъемники

Комплекты инструмента : переносной набор инструмента для каждого рабочего места – кейс с наиболее часто используемым инструментом, плюс одна тележка, используемая также на посту регулировки развал-схождения, с полным набором инструмента;

Сварочный аппарат для проведения мелких сварочных работ , например, заваривания трещин в глушителе автомобиля;

Пресс для выпрессовки различных деталей ;

Прилавки, стеллажи для инструмента .

Стоимость оборудования для постов общего ремонта

Наименование оборудования Марки Стоимость, долл.

2-х стоечные подъемники (4 шт.) Rotary (США), Nussbaum, Hoffmann (Германия) 12,000

Пресс Nussbaum, Hoffmann (Германия) 1,300

Сварочный аппарат D+L Technik (Германия) 400

Набор инструмента – тележка Stahlwille (Германия) 1,400

Кейс с инструментом (4 шт.) Stahlwille (Германия) 800

Прилавки, стеллажи (4 шт.) Россия 800

Итого стоимость оборудования 16,700

Успех любого предприятия зависит от возможности, во-первых, привлечь новых клиентов, во-вторых, удержать их. Это в полной мере относится и к автосервису. При этом, учитывая постоянную потребность любой автомашины в ремонте и обслуживании, вторая задача является даже важнее первой. Хороший автосервис уже через 1-2 года после начала работы может практически не заботиться о привлечении новых клиентов – достаточный доход ему обеспечит обслуживание старых, которые, к тому же, будут рекомендовать этот автосервис для своих знакомых и обеспечат достаточный приток новых клиентов.

Тем не менее, первой задачей, которую должна решить любая новая станция технического обслуживания, является задача первоначального привлечения клиентов. Успешное выполнение данной задачи обеспечивают следующие факторы:

Местоположение автосервиса;

Внешний вид автосервиса;

Местоположение автосервиса должно отвечать следующим требованиям:

Нахождение в районе с постоянными и значительными потоками транспорта;

Простота нахождения автосервиса;

Удобные подъездные пути.

Под внешним видом автосервиса понимается, прежде всего, состояние самого здания автосервиса, наличие информативной и легко читаемой вывески, чистота окружающей территории и т.д.

Решение второй задачи – удержания клиентов – практически на 100% зависит от качества предоставляемых автосервисом услуг. Качество же, точнее, его восприятие клиентом, есть производная от следующих факторов:

качества и состава оборудования. Хорошо оборудованный автосервис вызывает большее доверие у потребителя, нежели оборудованный устаревшим или низкокачественным оборудованием;

отношение к клиенту , быстрота и качество обслуживания, внешний вид автосервиса и персонала;

качество предоставляемых услуг;

профессионализм.

Основные услуги автосервиса

Ниже перечислены виды услуг, оказываемых станциями технического обслуживания автомобиля условно разделенные на несколько групп, и их краткая характеристика:

мойка и чистка салона – одна из наиболее распространенных услуг. Спрос на нее характеризуется высокой эластичностью по цене, важным фактором является месторасположение предприятия, оказывающего данную услугу. Такая услуга не требует высокой квалификации исполнителей, поэтому качество ее оказания зачастую не слишком различно у разных фирм. В связи с этим, автовладельцы, как правило, не испытывают приверженности к какой-то определенной фирме, оказывающей данную услугу;

диагностика, регулировка и регулярные различные операции по заменам деталей и масел (например, замена масла либо воздушного фильтра). Спрос на данные услуги также сильнозависит от цены, однако, в связи с тем, что требуется гораздо большая квалификацияисполнителей и качество оборудования, наблюдается большая приверженность автовладельцев квыполнению данной операции в какой-то одной фирме;

установка дополнительного электрического оборудования (магнитол, сигнализаций и т.д.) - разовая операция, чаще всего выполняется один раз за всю жизнь автомобиля, как правило, оказывается специализированными магазинами по продаже данного оборудования;

ремонт, покраска и обработка корпуса, включая установку дополнительных пластиковых деталей – наиболее специфическая услуга, требует специального оборудования и высокойквалификации исполнителей. Выполняется, как правило, фирмами, специализирующимися только на этих работах;

шиномонтаж и балансировка – выполняется как специализированными магазинами по продаже автомобильных шин, так и автосервисами;

ремонт ходовой части и подвески и ремонт двигателя – могут выполняться

специализированными фирмами, однако чаще всего предоставляются одним автосервисом. Данная услуга требует высокой квалификации исполнителей. Эластичность спроса по цене присутствует, однако не меньшее значение имеет качество услуг и профессионализм исполнителя, поэтому большинство автолюбителей предпочитают выполнять такие работы на одном и том же автосервисе, и даже у одного и того же мастера

2. Анализ рынка

Состояние и размеры автомобильного парка в стране могут служить одним из самых важных показателей ее технологического и экономического развития. Для оценки автомобильного парка важны как количественные показатели, например, общее количество автомобилей в стране либо среднее количество автомобилей на тысячу жителей, так и качественные, а именно, состав и средний возраст автомобильного парка.

При сравнении российской статистики автомобильного парка с мировыми показателями становится очевидным нынешнее отставание России по количественным, и по качественным характеристикам национального автопарка.

Согласно данным ГИБДД РФ, общее количество легковых автомобилей в России составляет 19,700 тыс. шт., или около 130 автомобилей на тысячу жителей. Если по общему количеству легковых автомобилей Россия занимает 7-е место в мире, то по степени обеспеченности населения личным автотранспортом она заметно отстает от развитых западных стран. В США на тысячу жителей приходится 510 автомобилей, в ФРГ – 501, в Финляндии – 376, и т.д. (данные "Automobile Review", Швейцария).

Что касается качественного состояния российского парка легковых автомобилей, то здесь отставание еще более значительно. По данным ГИБДД РФ, более 75% легковых автомобилей в России – российских марок (ВАЗ, Москвич, ГАЗ), большинство из которых составляют устаревшие модели, как, например, ВАЗ-2106, до последнего времени являвшийся лидером продаж Волжского автозавода. Что же касается парка иномарок, то и здесь доля новых машин невелика - порядка 30%.

Состояние парка легковых автомобилей является отражением социально-экономического положения страны, а его обновление и рост сдерживается низкими темпами развития общества, прежде всего, темпами роста реальных доходов населения. В то же время, следует отметить и наметившуюся тенденцию к росту темпов обновления автомобильного парка, свидетельством чему является рост продаж новых легковых автомобилей.

Кризис августа 1998 года заметно изменил расстановку сил на российском автомобильном рынке. Произошло смещение потребительского спроса в сторону более дешевых автомобилей российских марок, более дорогие автомашины иностранного производства потеряли свою долю рынка.

В течение 1999 года российские производители сумели увеличить свою долю рынка, доля же зарубежных производителей увеличилась с 7.9% до 14.7%. Основными причинами таких изменений стали падение платежеспособного спроса и меньший, по сравнению с темпами роста курса доллара, рост цен на автомобили российского производства, а также, в значительной степени, падение импорта подержанных иномарок в Россию, вызванное ужесточением таможенных правил. В наибольшей степени свои позиции смог улучшить АвтоВАЗ, причем, не столько за счет увеличения объемов производства, сколько за счет обновления своего модельного ряда. Произошедшая девальвация позволила перевести новую модель ВАЗ-2110 из "среднего" сегмента, где она испытывала жесткую конкуренцию со стороны импортных марок, в дешевый (средняя цена новой "десятки" в Москве порядка 5-ти тысяч долларов). В результате "десятая" серия в настоящий момент является лидером производства АвтоВАЗа, потеснив устаревшие модели.

Очевидно, что иностранные производители в ближайшее время будут прилагать все усилия для возвращения на рынок и дальнейшего увеличения своей доли на нем, как за счет маркетинговой политики, так и за счет создания собственных сборочных производств в России: Ford (сборочное производство во Всеволожске), BMW (сборочное производство в Калининграде), и т.д. На руку продавцам и производителям новых автомобилей и упоминавшееся выше ужесточение таможенных правил ввоза в Россию подержанных иномарок. Данное изменение законодательства делает невыгодным ввоз иномарок старше 3-х - 5-ти лет, ранее занимавших значительную долю рынка.

Учитывая, что существует значительная группа потребителей, отдающих предпочтение зарубежным маркам, наличествует значительный резерв спроса на новые импортные автомобили. Результаты 2005 года уже показывают наметившуюся тенденцию к восстановлению объемов продаж автомобилей иностранного производства – практически в 2 раза во втором полугодии увеличили свои объемы продаж марки Volkswagen , Mercedes , Skoda , Daewoo , Mitsubishi .

Таким образом, анализ существующих тенденций автомобильного рынка позволяет сделать следующий прогноз изменения состава автомобильного парка:

Объем продаж и количество автомобилей в России будут увеличиваться;

В объеме продаж автомобилей все большую долю будут занимать автомобили "среднего" ценового сегмента (6-15 тыс. долл.);

Будет расти доля новых автомашин зарубежных марок;

Параллельно с изменением структуры продаж будет увеличиваться доля более современных автомобилей в общем количестве автомобилей.

Сравнение парков легковых автомобилей России показывает определенные различия, вызванные, во-первых, более высоким средним уровнем дохода жителей, и, во-вторых, особенностями экономики и географического положения города. Прежде всего, это значительно более высокая доля иномарок, при этом доля иномарок со сроком эксплуатации менее 5-ти лет в г. Уездный равна 42% против 38% по России. При приблизительно равной доле автомашин марки ВАЗ в обоих автомобильных парках доля российских марок в автопарке города значительно меньше из-за низкой популярности марок "Москвич" и "УАЗ" – всего 2% против 10% в среднем по России.

Рынок автосервиса в г. Уездный

Под автосервисом (станцией технического обслуживания) понимается предприятие, оказывающее комплекс услуг по ремонту и обслуживанию автомобиля. Таким образом, при анализе рынка будут учитываться практически все фирмы, так или иначе работающие на рынке автомобильных услуг, за исключением, разве что, самых мелких, оказывающих одну-две услуги например, отдельных моек.

Рынок автосервиса в г. Уездный до сих пор является малоизученным и трудным для исследования. На рынке нет крупных компаний, диктующих правила игры, подавляющее большинство фирм владеют одной станцией технического обслуживания. Определенное количество фирм до сих пор существуют в полуподпольном состоянии, не регистрируясь и не платя никаких налогов. В общем объеме предоставляемых услуг велика доля мастеров-одиночек, работающих при гаражах, авто- и таксопарках, и т.д. Подобная «многоликость» рынка, естественно, затрудняет его изучение и сбор достоверной статистической информации.

Состояние дорожной сети в области.

По заключению специалистов, состояние дорожной сети Уездного в настоящее время далеко от удовлетворительного. Можно выделить две основные проблемы:

Уровень развития дорожной сети, прежде всего в Уездном, не соответствует уровню развития автомобильного парка – практически 4-кратный рост количестваавтомобилей с начала 80-х годов привел к перегруженности основных транспортных магистралейгорода, что, в свою очередь, привело к росту аварийности, ухудшению экологической ситуации ит.д.;

неудовлетворительное состояние дорожного покрытия : в целом, по региону накопившийся недоремонт автодорог составляет 73% от нормативной величины. Недостаточное финансирование работ по реконструкции дорожной сети региона и низкое качество ремонтных работ не способствуют улучшению ситуации.

Состояние дорожной сети способствует значительному увеличению требуемой частоты ремонта автомобиля, и, таким образом, является дополнительным фактором, гарантирующим высокий уровень спроса на услуги автосервиса в ближайшее время.

3. План продаж.

3.1. Объемы продаж

Планирование объемов производства ООО «Пути успеха» осуществляется исходя из производственных мощностей. Производственные мощности ограничены трудовыми ресурсами, производственными площадями, природной составляющей. Планирование продаж осуществляется по факту получения выручки предприятия от продажи продукции. Предприятие начинает производство с 01.05.2011г..

План продаж представлены в таблице 1.

Таблица 1. План продаж по годам, т.р.

Нименование показателя

2011

Итого 2011

Итого 2012

Огромное количество ежегодно ломающихся автомобилей заставляют задуматься о таком бизнес-проекте, как .

Такая прекрасная идея может стать вполне приличным заработком и даже любимым занятием, которое приносит стабильный доход, ведь потребность в ремонтных услугах постоянно увеличивается.

Перед тем, как открыть автосервис , необходимо владеть приличным стартовым капиталом и любовью к автомобилям.

Если же и любовь и средства есть в наличии, можно приступать к выбору определенного вида мастерской.

Принято различать такие виды мастерских:

3. Автосервис одного мастера – мастерская, в которой владелец самостоятельно предоставляет услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей, начальный этап вложений будет насчитывать всего 8-12 тыс. долларов.

По своей специфике такой бизнес нуждается в правильной организации. Здесь, как и в любом другом деле, необходим верный , схема распределения финансов, изучение рынка и четкая стратегия развития.

Начинать необходимо с поиска подходящего участка. По законодательству, автосервис должен располагаться не менее, чем на расстоянии 50 метров от жилых домов, учебных заведений, и 150 метров от водоемов.

Площадь такого помещения должна составлять не меньше 3 соток. Кроме того, необходимо произвести подключение к централизованной канализации и водоснабжению, без этого мастерская не сможет функционировать.

При открытии автосервиса важно получить все разрешения пожарных служб, СЭС, ГИБДД, а также согласие жильцов окружающих жилых домов в связи с высокой шумностью проводимых работ.

Затем необходимо выделить бюджет на приобретение соответствующего оборудования. Стоит определиться, каким оборудованием обеспечить автомастерскую.

Стоимость импортного обойдется в 3 тыс. долларов владельцу, а отечественного — в 1,5 тыс. долларов. Что касается инструментов, то в этом вопросе специалисты рекомендуют отечественного производителя.

Имеет смысл, также приобрести оборудование для проведения диагностических работ, стоимость которого примерно — 2 тыс. долларов.

Обслуживание автомобиля;

Шиномонтаж;

Диагностика автомобиля;

Замена рулевого кондуктора;

Замена сцепления;

Ремонт тормозных систем;

Ремонт автомобильной электроники;

Ремонт двигателя;

Ремонт подвески;

Ремонт коробки скоростей.

Выбирая, варианты услуг, стоит сразу подумать, какие работы более востребованы и более выгодны, пока автосервис только раскручивается.

Самыми доходными считаются: ремонт коробки скоростей, ремонт двигателя, замена рулевого механизма, замена сцепления и прочее.

Самый обременительный вид работы – это ремонт тормозных систем и обслуживание автомобилей старше пяти лет.

Следует отметить, что сезонность бизнеса припадает на летний период, когда владельцы автомобилей планируют летний отдых, уезжая для этого в теплые страны. Тогда владельцы оставляют свои автомобили в автосервисах, для проведения планового ремонта и техосмотра.

Для удобства и комфорта клиента можно организовать зону отдыха, предложить напитки, ванную комнату, пока мастера будут осуществлять ремонт. Это дополнительный доход владельцу, и плюс уют для клиентов.

Среднестатистические значения окупаемости автосервиса

Автосервис одного мастера окупается через полгода. Не смотря на такой заманчивый срок окупаемости, прибыльность этот бизнес приносит небольшую – от 1,5 до 6,5 тыс. долларов в месяц. Что нельзя сказать про большой автосервис, который приносит за такой же период до 70 тыс. долларов.

Анализ рынка показывает, что за последние десять лет количество автомастерских возросло в три с половиной раза, в то время, как количество автомобилей за этот же период увеличилось в десятки раз.

Поэтому бизнес-идея о том, как отрыть автосервис , заслуживает повышенного внимания.

В мегаполисах крайне напряженная ситуация касательно предоставления качественных услуг по ремонту автомобилей, и владельцам приходится записываться заблаговременно.

Это, конечно же, очень неудобно, ведь потребность в ремонте может быть очень срочной.

Следовательно, с учетом выше приведенных данных, ниша заполнена далеко не полностью, и актуальность такого бизнеса не вызывает сомнений.

Все меньше среди нас людей, предпочитающих общественный транспорт личному автомобилю. Количество автомобилистов неуклонно растет, а с ним и потребность в объемах технического обслуживания и ремонта «железных коней». Спрос на услуги автосервиса всегда стабилен, в них неизменно нуждаются даже самые совершенные современные машины. Для того чтобы успешно открыть автосервис и СТО, необходим грамотный бизнес-план. Его главной задачей является разработка оптимального варианта организации автосервиса, предназначенного для обслуживания легковых автомобилей.

Рынок обслуживания автомобилей

Развитие рынка обслуживания автомобилей непосредственно зависит от количества автомобилей в России. За последние десять лет отечественный автопарк увеличился больше, чем в три раза, и ежегодно эти показатели увеличиваются.

Структура рынка обслуживания автомобилей в настоящее время включает:

  1. Авторизованные автосервисы, которые специализируются, в основном, на обслуживании только какой-то определенной марки автомобиля. Войти в такой бизнес достаточно сложно, так как официальные дилеры и автопроизводители очень тщательно выбирают себе партнеров.
  2. Сетевые автосервисы, которые имеют свои представительства в самых различных регионах. В настоящее время данный сегмент рынка развит еще не достаточно.
  3. Одиночные автосервисы. Такие сервисы не имеют аккредитации, но пользуются достаточно высоким спросом у владельцев автомобилей, так как цена на услуги таких автосервисов, как правило, ниже на 20-30%.
  4. Индивидуальные услуги по обслуживанию автомобиля. Такие услуги сложно назвать бизнесом, однако в России они пользуются неплохим спросом.

Пример бизнес-плана автосервиса

Если вы не знаете о том, как открыть автосервис с «нуля», то приведенный ниже готовый бизнес-план СТО поможет вам организовать данное дело.

Описание предприятия

Успех организованного автосервиса определяется следующими критериями:

  • спектр предоставляемых услуг;
  • целевая аудитория;
  • производственные площади;
  • квалифицированный персонал.

Необходимо учитывать законодательство, по которому помещение предприятия техобслуживания располагается не ближе 50 м от жилых объектов и оборудовано централизованной канализацией. Обязательно согласование с ГИБДД, СЭС и пожарной службой.

Нужно знать, где расположены подъездные пути и конкурирующие СТО. 300 квадратных метров – оптимальная площадь для автосервиса легковых автомобилей. Важно заранее проанализировать работу конкурентов и учесть предпочтения владельцев автомобилей в отношении марок машин. Залог успешной работы СТО – квалификация и профессионализм автомастеров. Форма организации – индивидуальный предприниматель (ИП), налогообложение – ЕНВД.

Оказываемые услуги

Бизнес-план автосервиса должен предусматривать оказание широкого спектра услуг. Самые выгодные виды работ: ремонт двигателя и коробки скоростей, замена рулевого редуктора и сцепления и прочих деталей машины. Среди наиболее невыгодных – ремонт тормозной системы, но в перечень выполняемых работ его необходимо включить. Желательно выбрать для СТО узкую специализацию: тюнинг, установка ксенона, тонировка стекол или другое. Также можно сконцентрироваться на обслуживании отдельных марок машин.

Анализ рынка ремонта и обслуживания автомобилей

Новый автосервис имеет большие шансы на успех, ведь, несмотря на большое количество конкурентов, в крупных городах наблюдается частая проблема с оперативностью выполняемых услуг. В бизнес-плане СТО нужно в деталях проанализировать работу соседствующих конкурентов по следующим параметрам:

  • перечень оказываемых услуг;
  • цены на услуги;
  • целевая аудитория.

Таким образом, можно найти незанятые ниши и слабые места работающих автосервисов.

Производственный план СТО

Будущему СТО помимо покупки или аренды производственной площади понадобится оборудование, в тысячах рублей:

  • подъемник – 40-120;
  • диагностика – 60-100;
  • инструменты – 100.

В зависимости от перечня услуг могут понадобиться и другая узкоспециализированная техника.

Особенностями сервиса определяется и штат сотрудников автосервиса. Необходимо постоянно работающие 2-3 мастера, что обеспечивается при ежедневной работе наймом 4-6 человек. Управляющим может стать наемный работник, а может быть сам хозяин сервиса.

Финансовый план автосервиса

Расходы, в рублях:

Капитальные затраты:

  • покупка оборудования, его монтаж – 2 000 000;
  • реклама – 30 000;
  • согласование – 20 000.

Итого: 2 050 000.

Текущие затраты:

Итого: 430 000.

Доходы, в рублях:

  • Выручка – 500 000 (в месяц).
  • Прибыль – 70 000.

Правильная организация автосервиса обеспечит стабильную прибыль, но понадобится некоторое время для того, чтобы окупились капитальные затраты.

Основные секреты бизнеса

  1. Закупка запчастей и налаживание связей с поставщиками. Необходимые каталоги запчастей можно найти на сайтах дилеров и производителей. Можно также посетить специализированные выставки и подобрать себе поставщика. Заявки лучше составлять заранее с учетом сезонных колебаний спроса. Очень удобно закупать автозапчасти с «запасом». Такой вариант хоть и требует существенно больших затрат, зато необходимая запчасть всегда имеется в наличии. Такая схема наиболее актуальна для сетевых автосервисов, когда каждая деталь в любом случае окажется востребованной.
  2. Для получения максимальной прибыли владельцу открытого автосервиса с «нуля» стоит сконцентрировать свои усилия на самых рентабельных видах услуг, к которым относятся кузовной ремонт, шиномонтаж, покраска автомобилей, автомойка.
  3. Увеличение доходности предприятия связано с увеличением количества клиентов и снижением затрат. С этой целью можно расширить спектр услуг, снизить затраты на оборудование, заказывая выполнение определенных работ у специализированных компаний, сократить арендные платежи или уменьшить затраты на рекламу.

Покупка автосервиса

Чтобы сэкономить время на организацию и раскрутку автосервиса, можно приобрести готовое предприятие. Средняя стоимость такого бизнеса – около 60 тыс. долларов. При покупке готового автосервиса нужно обратить внимание на:

  • срок действия и возможность пролонгации договора аренды с владельцем помещения;
  • сохранение опытного коллектива;
  • наличие формализованных отношений с поставщиками автозапчестей;
  • расположение автосервиса, наличие удобного подъезда;
  • качество имеющегося оборудования.

Все эти условия существенно влияют на цену готового бизнеса.

I. Вводная часть

Исходя из того, что автомобильный парк постоянно требует технического обслуживания и проведения регламентных работ в течение всего срока службы, а общее количество автомобилей неуклонно растет, автосервис способен приносить своему владельцу значительную прибыль в течение всего срока действия после выхода на заданные параметры работы. Условно можно разделить автосервисы на многофункциональные (предоставляющие полный спектр услуг, но работающие по принципу сборочного конвейера) и специализированные (работающие в какой- то одной сфере, требующей специфического инструмента и специализированных знаний, например ремонта автоматических коробок передач).

Также можно разделить сервисы на предоставление услуг для определенного сегмента транспортных средств: легковые автомобили, LCV, среднетоннажные и тяжелые грузовики, автобусы (со своей классификацией). Данная градация имеет следующую причинно- следственную связь: среднегодовой пробег (моточасы) коммерческой техники и, особенно, магистральных тягачей в 4-6 раз выше, нежели у легковых автомобилей; владелец большегрузной техники в случае поломки автомобиля не может позволить себе такую роскошь, как простой а.м.- его прямые убытки.

Затраты на непрямые вложения в автосервис в случае предоставления услуг для владельцев легковой техники выше, нежели для грузовой. Причина: владелец легкового автомобиля будет стороной обходить, например, сервис с плохо оборудованным помещением «ресепшион», непрезентабельным внешним видом, пр.; для владельца грузовой техники основное- качество оказываемых ему услуг, внешний вид вспомогательных помещений- для него все- таки вторично.

Имеет смысл развивать обслуживание какого- то одного сегмента, требующего высокой квалификации персонала, наличия необходимого качественного оборудования, по возможности, не представленного в регионе или имеющего слабую конкуренцию. Это позволит сконцентрировать имеющиеся ресурсы для решения лишь одной задачи, нежели распылять средства по нескольким направлениям, частично лишит конкуренции в будущем, т.к. для «освноения» данного сегмента рынка потребуются значительные вложения, время, наработку опыта, предложение конкурентных преимуществ.

II. Обоснование выбора в развитии сервиса по восстановительному ремонту насос- форсунок энергонасыщенных дизельных двигателей.

Основаниями для данного выбора является следующее:

  • средний срок службы насос- форсунок грузовой техники импортного производства составляет 300- 400 тыс. км. При годовом пробеге автомобиля в 100- 120 тыс км. его дизельный двигатель требует замены насос- форсунок в среднем каждые 3-5 лет;
  • объемы рынка: наибольшее количество грузовых автомобилей импортного производства в России: автомобили марки Volvo- около 60 000 а.м. При условии, что каждые 5 лет необходима замена насос- форсунок ежедневная потребность в ремонте на территории Российской Федерации: 60 000: 5 лет: 365 дней = 32 автомобиля;
  • качество отечественного дизельного топлива не отвечает современным стандартам. В настоящее время производится топливо по 2 ГОСТам и многочисленным ТУ. Использование отечественного ДТ уменьшает срок службы насос- форсунок и увеличивает общее количество обращений;
  • отношение части лиц, эксплуатирующих импортную дизельную технику, соответствует требованиям 30- летней давности, что также уменьшает срок службы высокотехнологичных изделий и увеличивает число потенциальных клиентов;
  • Указанные факторы говорят о ежедневной потребности в замене насос- форсунок: 40-42 автомобиля Volvo;
  • После кризиса 2008 года ставки на перевозки значительно упали. Для того, чтобы остаться на плаву, перевозчики вынуждены снижать расходную часть на содержание автопарка. В связи с чем, количество обращений на фирменные сервисы уменьшилось. Перевозчики обращаются на альтернативные сервисы;
  • фирменные сервисы не имеют право осуществлять ремонт насос- форсунок. Их функции ограничиваются следующими действиями: «определил неисправность узла, снял узел, поставил новый, выпустил а.м.»;
  • разница в стоимости насос- форсунок, предлагаемых на фирменном сервисе и специализированном сервисе может превышать 2х кратный размер;
  • отсутствие должной конкуренции в Вашем регионе. Оцените самостоятельно сроки и качество выполнения работ аналогичных мастерских по ремонту насос- форсунок в Вашем регионе; близость известных Вам мастерских из других регионов;
  • помещение автосервиса планируется разместить недалеко от транспортной магистрали. Оцените самостоятельно отдаленность от транспортной магистрали, близость расположения, удобство подъезда, пр.;
Обоснование выбора оборудования и поставщика

Предлагаемый компанией ООО «Автомодерн» вариант восстановительного ремонта насос-форсунок является наиболее оптимальным по следующим соображениям:

используется оборудование, одобренное производителем насос- форсунок (Delphi);

  • используемое оборудование позволяет производить восстановительный ремонт полупромышленным способом, является универсальным и позволяет ремонтировать насос-форсунки не только производства Delphi, но также Bosch, Cummins. По целому ряду показателей (ассортимент изделий, удобство в эксплуатации) превосходит «прямого конкурента» стенд Bosch «815» серии, а по цене несколько ниже последнего.
  • используются оригинальные комплектующие Delphi;
  • ремонт осуществляется по технологии Delphi;
  • использование программного обеспечения Delphi и Hartridge;
  • опыт и наработки по ремонту насос-форсунок с успехом используются самим поставщиком оборудования.
III. Месторасположение и необходимые помещения.

Просьба самостоятельно оценить месторасположение, близость к транспортной магистрали, удобство подъезда, стоянки в рабочее время и круглосуточно для одиночных а.м. (тягачами, шасси) и с полуприцепами, проживание водителей, пункт питания, пр.

Необходимые помещения под сервис: необходимы помещения под 2 участка.

Первое: для организации поста по снятию/ установки насос- форсунок, проведения диагностики. Требования: внутренние размеры должны обеспечивать по длине возможность въезда одиночных транспортных средств с увеличенной базой (одиночек с длинным кузовом, четырехосных шасси (самосвалы, миксеры, пр.); по высоте- обеспечивать полный подъем кабины; иметь надлежащее освещение, возможность поддержания в помещении положительных температур в холодное время года, оборудованы как минимум 2 столами (один с металлической поверхностью), иметь воздушный компрессор, полки для инструмента.

Второе: механический участок: 3 рабочих помещения (от 15 кв м.; 8-10 кв.м.; 6-8 кв.м.). В помещениях круглогодично должна поддерживаться температура 18-21ºС, обязательное наличие принудительной приточно- вытяжную вентиляции, беспылевые поверхности пола, стен; надлежащее освещение, иметь надежное электроснабжение с перепадом не более 3% (3 фазы, 380В, 40 кВт при пиковом потреблении), дверные проемы должны обеспечивать возможность установки оборудования (max/ габариты по ширине/ высоте: 1,15/ 2,14 м. Помещения должны быть сухими и отвечать принятым нормам электро- и пожаро- безопасности, санитарным правилам, технике безопасности. При условии перепада напряжения по фазам 5% и выше необходима установка стабилизатора. Необходимо предусмотреть дополнительно помещения для персонала и склада. Функционально помещения подразделяются следующим образом:

  • основное помещение (от 15 кв.м.) под размещение испытательного стенда, установки min 1 рабочего стола с местом для установки тисков, гидравлического стапеля), также полки (стола) для мерительного инструмента, тележки под изделия, полок для инструмента.
  • помещение (8-10 кв.м.) для мойки и первичной разборки изделий Место под мойку, стол под установку стапеля для разборки форсунок, полки под инструмент.
  • помещение (6-8 кв.м.), «чистая комната». Место под установку промывочной ванной (чистовой), стенда для проверки распылителей, стапель для сборки.
  • помещения для персонала, под склад. Также необходимо предусмотреть место для установки компрессора воздуха (для стендов AVM и проверки распылителей, очистки (обдува) деталей после мойки).
IV. Затраты
Затраты на общестроительные работы

Исходя из наличия помещений и их соответствия предъявляемым требования необходимо предусмотреть следующие общестроительные и специальные работы:

Описание работ Расходы(евро)
Площадь помещений должна соответствовать минимальным описанным требованиям
Беспылевые и устойчивые к тестовой жидкости покрытия стен и пола (кафельная плитка, металлический профиль, ПВХ панели (возможно лишь на отдельных участках)
Организация поддержания оптимальных температур (отопление зимой, кондиционирование летом)
Организация принудительной приточно- вытяжной вентиляции
Электропроводка, электрощиток, организация освещения, подключение энергопотребителей (стенды, компрессор, вентиляция, кондиционирование, инструмент
Проведение воздушных магистралей
Окна, двери, пр.
Итого: 15000 - 30000

Варианты пользования помещениями, стоянкой:

  • в собственности;
  • аренда.
Заполните таблицу самостоятельно
Затраты на организацию поста работы с автомобилем
(при условии минимальной готовности помещения под прием транспорта)
Затраты на организацию механического участка

Оборудование, входящее в раздел «оснастка», позволит Вам осуществлять восстановительный ремонт насос- форсунок (EUI) производства Delphi до 2010 года, а также насос- форсунок и насосных секций (PLD) производства Bosch. Данные изделия установлены на а.м. Volvo, Scania, Iveco, Hyundai, MB, Renault (с двигателем Volvo), DAF. При дополнительной оснастке возможен ремонт насос- форсунок Cummins и CAT. Подробно раздел оснастка может быть предоставлен при условии Вашей заинтересованности.

Описание затрат Расходы(евро)
Стенд AVM2-PC с оснасткой и ПО, стенд для проверки распылителей 105000
Инструмент (адаптеры, ключи, пр.) 2000
Измерительный инструмент (индикаторные стойки, микрометры, динамометрические ключи, штангели, пр.) 1500
Стапель (2 шт) 400
Тиски 100
Стол рабочий (2 шт) 400
Компрессор 400
Мойка 500
Стабилизатор напряжения (380В, 40кВт), при перепадах напряжения 5% и более 1000
Тестовые форсунки (8 шт) 2000
Тестовая жидкость (60 л + 60 л) 750
Обменный фонд (первоначально необходимо формирование 8 комплектов: по 1 комплекту на каждый основной вид форсунок) 2500
Итого: 116 550

Условия и сроки поставки стендов и оснастки: предоплата 20%, оплата оставшейся части на момент готовности стенда и оснастки; срок изготовления: 3 месяца с момента получения предоплаты, срок поставки: 1 месяц с момента получения 100% оплаты оборудования. Условия поставки: склад поставщика в г. Домодедово Московской обл.

Исходя из практики, необходимо представлять, что реально механический участок сможет начать работать не ранее 1 месяца после получения Вами оборудования, а работать в рабочем режиме лишь через 4-6 месяцев после начала эксплуатации.

V. Персонал

Первоначально необходимо наличие как минимум 2 сотрудников для выполнения работ: по 1 сотруднику на каждый участок. От опыта, квалификации, заинтересованности в работе будет зависеть успех планируемого сервиса. Следует предусмотреть меры по заинтересованности сотрудников в работе, минимизации рисков «текучки кадров» с одновременными действиями по защите от «диктата» условий со стороны работника в будущем.

В случае положительного принятия решения может быть реализован следующий план: до момента фактической поставки оборудования и начала его эксплуатации может работать участок по диагностике и снятию/ установки насос- форсунок с/на автомобиль (1 сотрудник или 2 исходя из Ваших возможностей и желания привлечь людей). При этом ремонт насос- форсунок выполняется на сервисе «Автомодерн» в г. Домодедово исходя из наличия обменного фонда (пересылка курьерской почтой за Ваш счет) с последующим возвратом Вашей организацией снятых изделий. Реализация такого сценария в течение 3-6 месяцев позволит Вам:

  • заранее (до момента фактического выполнения ремонта) начать привлечение клиентов;
  • получить необходимые знания Вашему сотруднику;
  • компенсировать часть расходов на аренду помещения, зарплату, пр.

Дополнительно данный сотрудник может выполнять работы по установке на автомобили топливных сепараторов (необходимое условие для обеспечения чистоты отечественного топлива), что также позволит компенсировать часть расходов на содержание указанного поста (участка). Информация по топливным сепараторам, установке, пр. может быть Вам предоставлена по запросу.

Обучение сотрудника механического участка *) Стоимость в данном случае сильно зависит не только от наличия минимального опыта, но и такого человеческого качества, как «обучаемость» сотрудника, т.е. один может впитывать информацию достаточно емко и быстро, другому- необходимо объяснять и показывать по десятку раз. Стоимость обучения в рассматриваемом случае – компенсация за время сотрудников, отвлеченное от основного процесса рабочей деятельности компании. Расходы на проезд, проживание и питание в данную статью не входят. VI. Затраты при производстве; сроки выхода на нулевую рентабельность, сроки окупаемости Ниже приведен примерный расчет затрат/ остатка при ремонте 1 насос форсунки:

Практика показывает, что сервис выходит в режим окупаемости (нулевые убытки) через 10- 12 месяцев после начала работы стенда.

Срок окупаемости при условии выполнения ремонта 20- 22 комплектов насос- форсунок в месяц (т.е. 1 комплект за рабочий день) составляет в среднем 18-24 месяца после выхода на предполагаемые объемы выполняемых работ.

Как показывает опыт, при выполнении качественного сервиса по ремонту (устойчивый спрос на услуги сервиса) сроки окупаемости уменьшаются в 1,3- 1,5 раза.

VII. Разное.
Расходы на рекламу

АЛЕКСАНДР ХРУЛЕВ, кандидат технических наук, директор моторного центра «АБ-Инжиниринг»

Современные автомобильные двигатели становятся легче, мощнее и, как следствие, сложнее. Но вот парадокс: с ростом сложности ремонта постепенно падает потребность в специалистах высшей квалификации, подготовка которых–длительный и дорогой процесс, а стоимость труда очень высокая.

Еще относительно недавно авторемонтное предприятие бралось за все работы – от «жестянки» до двигателя. Но сегодня независимой СТО, чтобы быть экономически успешной, необходимо принять два важных решения: во-первых, браться ли за ремонт моторов вообще – и если браться, то, во-вторых, в какой мере?

Сегодняшние подходы к ремонту автомобильных двигателей значительно отличаются от тех, что применялись еще 10-15 лет назад. Изменилось буквально все: отдельные технологические процессы, бывшие почти что обязательными, в настоящее время становятся не столь актуальными, некоторое оборудование – ненужным, как и «дорогие» специалисты, умеющие на нем работать. И резко возрастает значение времени, затраченного на ремонт.

Поговорим об этих изменениях подробнее.

Ремонтировать или менять?

Вообще-то процесс ремонта любого мотора всегда как бы «балансирует» между двумя крайними методами: либо заменить весь двигатель в сборе, либо разобрать его «до винтика» и начать шлифовать, растачивать, что-то заменять и даже подгонять.

Практика показывает, что выбор метода сильно зависит от того, с чем ремонтник работает: с двигателем «массовым» или редким, «эксклюзивным».

Если мотор «массовый», то тенденция на сегодняшний день такая: большого смысла восстанавливать работоспособность его отдельных деталей, в общем-то, нет. Например, шлифовать коленчатый вал, особенно при серьезных повреждениях (как это всегда делали ранее) может выйти «себе дороже» и дольше – проще и дешевле купить новый. Что вполне очевидно – стоимость сложной «ручной» работы по восстановлению детали может даже перевесить цену самой детали массового производства, в котором дорогой ручной труд вообще исключен. Помимо этого, коленчатый вал современного двигателя достаточно тонкий и потому сильно нагруженный. Малейший дефект на рабочей поверхности – и начнет развиваться усталостная трещина, что вполне закономерно приведет к его поломке после ремонта. И чем больше повреждения, тем сложнее и дороже ремонт и одновременно выше риск получить через некоторое время две половинки коленвала и начать все заново. Так стоит ли рисковать?

С блоком цилиндров «массового» двигателя тоже надо еще не один раз подумать – сегодня существует много марок автомобильных моторов (и их моделей), как пригодных к восстановлению, так и практически непригодных. Например, для некоторых моделей двигателей нет ремонтных поршневых комплектов – производитель (особенно для новых моделей) просто еще не наладил их выпуск. Или не наладил никто из независимых производителей комплектующих. В этом случае можно говорить о некоей условной непригодности к ремонту – вроде теоретически починить-то можно, а практически в запчасти поставляются в лучшем случае детали (вкладыши коленвала, поршневые группы) только стандартных размеров, в худшем – лишь одна деталь в виде блока цилиндров в сборе. И таких «непригодных» к ремонту моторов – все больше и больше.

Представим весьма характерную ситуацию – блок цилиндров оказался поврежден в результате перегрева или гидроудара. Раньше подобные проблемы решали применением ставших уже традиционными специальных ремонтных технологий. Для блока цилиндров это популярная «гильзовка» – установка в блок ремонтных гильз. Технология в целом отлаженная, хотя и не разрешенная производителями автомобилей. Но сегодня это зачастую нерационально, а то и невозможно: стенки блоков современных двигателей стали тонкими, расстояние между цилиндрами маленькое, – еще и отверстия для охлаждения. Чуть тронь – и вскрываются внутренние полости, что грозит потерей герметичности гильзы. Кроме того, «массовые» двигатели сегодня – это в основном алюминиевые блоки цилиндров с залитыми в них при производстве чугунными гильзами. И не исключено, что при проточке под новую гильзу придется выйти за размеры «старой» гильзы. При установке гильзы потребуется «натяг» в проточенном отверстии, а стенки и так уже тонкие. Значит, возрастает опасность возникновения трещин при установке или спустя какое-то время после нее. Трещины приводят к нарушению герметичности полостей, технические жидкости перемешиваются – и все, повторный ремонт обеспечен. А это как минимум двойные затраты.

Так что вполне очевидно, что сложный ремонт блока значительно снижает надежность двигателя. Отсюда следует, что лучше сразу менять блок – выйдет надежнее, а потому дешевле. А поскольку блок цилиндров, поршневая группа и коленвал – это уже две трети мотора, то не лучше ли сразу заменить блок в сборе? А если еще и головка блока цилиндров серьезно повреждена? Тогда замена всего двигателя в сборе окажется гораздо проще, быстрее и в конечном счете дешевле. Например, двигатели целого ряда корейских автомобилей нередко имеет смысл ремонтировать именно методом такой поузловой замены.

Риск – дело не дешевое.

Однако не все двигатели так дешевы, чтобы можно было легко их заменить, особенно когда

речь идет о старом автомобиле. Так, если двигатель редкий и к тому же устанавливался на машинах премиум-класса (назовем его «эксклюзивным») – то картина становится совершенно иной. Тот же новый коленвал или блок цилиндров для него могут стоить так дорого, что в любом случае дешевле попытаться их восстановить. Но все может «упереться» в наличие ремонтных комплектующих: это вкладыши увеличенной толщины и порш-некомплекты увеличенного диаметра. Нередко таких комплектующих просто не существует. Иногда они могут даже появляться в каталогах производителей – но если попытаться их заказать, то окажется, что это невозможно. Может, ремонтные наборы будут через три месяца, а не исключено, что и через полгода-год – когда еще завод соберет пакет заказов и произведет партию. Особенно катастрофическим становится такое положение с некоторыми премиум-марками старых годов выпуска (1990-х и даже начала 2000 годов).

Есть и другая сторона проблемы. Например, многие немецкие моторы представляют собой, как говорится, «отдельную песню» – на них стоят полностью алюминиевые блоки цилиндров без вставных (в частности, чугунных) гильз. И даже если «дословно» следовать рекомендациям производителей блоков по их ремонту, то расточка, хонингование и специальная полировка цилиндров не всегда приведут к ожидаемому результату. Алюминий – металл нежный, требует чрезвычайно аккуратного отношения и соответствующего оборудования. И самого квалифицированного специалиста. Но даже это может не спасти – одна маленькая песчинка, случайно попавшая в зону обработки, способна испортить всю работу. А часто до этого и не доходит – алюминиевый блок еще в эксплуатации «пролетает» ремонтные размеры, и расточка «в ремонт» не может полностью убрать все повреждения.

Выход из этой ситуации вроде традиционный – надо устанавливать гильзы. Но это означает изменение конструкции двигателя. А любое изменение конструкции, не предусмотренное производителем, сразу же ведет к потере надежности и долговечности всего двигателя. Для того чтобы не потерять и надежность, и деньги, есть только один способ – нужен самый квалифицированный персонал. А это дорого.

Так что получается, что данный вид ремонта обязательно несет с собой риск – который, как известно, стоит денег. Поэтому в стоимость ремонта фактически приходится закладывать стоимость такого риска. Что, естественно, сразу влечет за собой повышение цены самого ремонта. И тут возникает вопрос – а надо ли вообще ремонтировать такой двигатель?

Чинить – или «ну его»?

Понятно, что вопрос ремонта или замены блока цилиндров в сборе тоже не так уж и прост. В принципе, одним из этих методов можно отремонтировать любой двигатель. Но встает вопрос: стоит ли вообще за это браться?

Например, если машина полностью «убита», а пробег у нее перевалил за полмиллиона километров, то спрашивается – а зачем ее вообще чинить? Стоит ли двигатель ремонта, а игра – свеч? Руководителям СТО, которая возьмется за такую работу, предстоит серьезно подумать – насколько правильным было такое решение?

Кажется, что прямые затраты на ремонт двигателя можно снизить: например, сам владелец будет искать детали, а не платить за их поиск или восстановление. Но при этом сильно возрастет количество времени, затраченного на ремонт, а оно стоит дорого: на СТО могли бы заработать намного больше денег, выполняя более простые и быстрые работы. В результате кажущаяся выгода (большая стоимость ремонта) на деле оборачивается такими потерями времени, что любые прибыли просто обесцениваются.

Если у владельца все же есть такая необходимость чинить мотор в любом случае (он коллекционер или автомобиль ему дорог «как память»), то затраты времени уходят на второй план. Например, ремонт делает сам автовладелец в своем гараже по вечерам в качестве «хобби» – тогда это вполне приемлемо. Но если за такую работу берется коммерческая организация, то она очень быстро превратится в «склад забытых деталей» внутри помещения и стоянку «автохлама» снаружи – современным СТО намного выгоднее сделать «быструю» работу, даже если она стоит меньше.

Считаем деньги

Итак, есть унылая «правда жизни»: чем сложнее ремонт – тем дольше он длится. И дело даже не в длительности выполнения самих ремонтных операций: в процессе их выполнения всегда что-то не подходит, не совпадает – и возникает потребность что-то дополнительно проверить и, возможно, что-то дополнительно подогнать, переточить и т.д.

При сложных ремонтах квалификация персонала, работающего с двигателем, должна быть высшей – а это опять очень дорого и сложно. Но ни для кого не секрет, что сегодня практически невозможно найти моториста или станочника высшей квалификации – их просто нет. Если раньше они были востребованы, то в настоящее время их работа для СТО стала экономически неэффективной. Другими словами, в настоящее время важнейшим фактором экономической эффективности предприятия становится не мастерство специалистов, а время ремонта.

В итоге имеем следующую картину: для того, чтобы предприятие зарабатывало деньги, ему необходимо отказываться от сложных ремонтов, требующих много времени и специалистов высшей квалификации – стандартные работы силами персонала средней квалификации намного выгоднее.

Современные тенденции

Любой ремонт двигателя – это дорогостоящая работа. А ремонт капитальный, со станочной обработкой, вдобавок не дает реальной гарантии надежности и долговечности мотора, а лишь явно повышает степень риска выхода его из строя. Причем нормальный капитальный ремонт «массового» мотора, если он выполняется профессионально (непрофессиональный «локальный» ремонт отдельных деталей в неисправном двигателе не рассматриваем) обходится в среднем 100-150 тыс. руб. И цена блока цилиндров в сборе для «массового» сектора вполне сопоставима с этой цифрой. Понятно, что работы по замене тоже стоят определенных денег – и стоимость замены блока обойдется дороже ремонта «старых» деталей. Но в этом случае снижается риск выхода двигателя из строя – и последующего повторного ремонта.

С учетом этого, сегодня для СТО самым оптимальным методом ремонта становится не восстановление отдельных деталей, а именно поузловая замена. Именно такой подход позволяет использовать механиков средней квалификации, которые не знают всех тонкостей и особенностей работы двигателя – взаимодействия сил, тепловых потоков и других физических тонкостей рабочего процесса ДВС. А есть ли смысл все это знать? Специалист средней квалификации должен уметь читать (и понимать!) руководство по ремонту. Если он от «А» до «Я» точно выполняет все пункты инструкции, то «на выходе» он гарантированно получает нормально работающий мотор. И в эту концепцию хорошо «укладывается» поузловая замена. Например, есть узел – блок цилиндров. Его купили, привезли, установили: в результате мотор работает.

Такой принцип, особенно для «массовых» автомобилей, давно стал основным в мире, таким он постепенно становится и у нас в стране. Конечно, в каждом конкретном случае надо решать: менять ли весь блок в сборе или отдельные детали внутри блока – может, все обойдется заменой коленвала, вкладышей, шатунов с поршнями. Но даже в этом случае капитальный ремонт со станочной обработкой деталей оказывается под вопросом. Тем более, если восстановление требует не только стандартных станочных работ, но и каких-то «экзотических» специальных технологий. Например, если раньше практиковались такие операции, как заваривание трещин блока цилиндров, напыление и даже заклейка, то сейчас эти операции уже потеряли всякий практический смысл.

Во многом уходу с рынка уникальных технологий способствовал массовый приход так называемых «контрактных» моторов. Это тема отдельного разговора, но можно отметить следующий известный факт – вероятность успеха при использовании «контрактников» оказалась настолько далека от 100%, что полностью вытеснить с рынка ремонт двигателей не получилось. Поэтому ремонтировать все-таки приходится.

«Голова» всегда поможет

Но ремонт ремонту рознь. Например, любой ремонт блока цилиндров – это всегда капитальный, со снятием мотора с машины и полной его разборкой. А ремонт головки блока, как правило, – это текущий ремонт, который по силам механикам средней квалификации, он может быть выполнен в условиях любой СТО (не важно, дилерская она или независимая). И затраты на такой ремонт меньше (иногда во много раз), чем затраты на ремонт блока. При этом стоимость ремонта головки блока обычно существенно меньше, чем ее замена на новую.

Конечно, если в головке блока есть трещины, то она однозначно идет «под замену». Но если из-за перегрева головку только повело, то зачем ее выбрасывать? Первое, что надо сделать – определить: есть ли в ней трещины? Они могут быть невидимыми (в каналах, например), что потребует специального тестового оборудования. Но стоимость работы по выявлению трещин быстрая и вполне доступная.

Второе – надо проверить плоскость. И если она нарушена, и головку «повело», то на фрезерном станке восстановить плоскость (поводка не должна быть очень большая, в противном случае будет деформирована и ось подшипников распределительного вала, а тогда один выход – только замена). Возможно, потребуется и обработка седел. Все это тоже делается быстро и недорого, да и не требует высшей квалификации станочника, если есть соответствующее оборудование.

То есть работа по восстановлению головки блока цилиндров оказывается весьма востребованной и не требует от специалистов фундаментальных знаний. В результате все довольны: клиент заплатил не так много денег и быстро получил автомобиль. Сервис заработал немного денег, но быстро. И приступил к следующей работе. А время – это деньги.

Однако для ремонта головки блока необходимо специализированное оборудование. И возникает вопрос: стоит ли иметь такое оборудование и станки на СТО? Ответ простой – нет, не стоит, потому что станция никогда его не окупит на собственных работах. Поэтому работу по выявлению трещин, восстановлению плоскости и седел проще и выгоднее отдавать специализированным предприятиям.

Итоги

Если говорить о том, как изменился ремонт двигателей в последние годы, то одна важная тенденция уже налицо: на первую позицию выходит поузловая замена, постепенно «оттесняя» многие операции по восстановлению деталей в узкую «нишу» эксклюзивных и коллекционных автомобилей. А уникальные работы (различного рода наплавки, наварки и т.д.) уже прочно там обосновались, практически покинув зону массового сектора ремонта.

Для СТО наиболее эффективным становится использование специалистов средней квалификации. От них уже сейчас требуются не глубокие знания и высшее мастерство, а строгое выполнение инструкций по ремонту. И конечно, экономически эффективная организация ремонта современных моторов требует в каждом конкретном случае тщательного и всестороннего анализа своих возможностей. И прежде всего, ответа на ключевой вопрос – а стоит ли вообще за него браться?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх