Как маргарита спасла роман от уничтожения. Сочинения

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?…»

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?
Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!

«Что такое любовь?»- думаю я иногда, оставшись в полном одиночестве. Неужели, это просто физическая связь двух противоположных по полу людей? Нет! Это не так. Лю-бовь – слово и чувство высшего порядка. Не многим суждено найти и ощутить ту вечную и единственную любовь, какую воспел М. А. Булгаков в своём знаменитом романе «Мас-тер и Маргарита». Так откроем же книгу, и проследуем за героями в этот мир человече-ских чувств…
«Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась… И меня поразила не столько её красота, сколько её необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!» - говорит тот, кого она не так-то давно нарекла мастером. Кто он? Он – отрёкшийся от окружающих и написавший «в подвале маленько-го домика в садике» вечный роман о Понтий Пилате, заставивший его заплатить огром-ную цену собственных страданий и находящийся теперь в психиатрической клинике, не получивший одобрения общества и изгнанный из него, но горячо любимый ею…
А кто же она? Она – Маргарита, молодая замужняя женщина, живущая в достатке, не знающая нужды. «Словом… Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор как она девятнадцатилетней вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёчек?… Ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк и не деньги…»
Она любила его, и он влюбился в неё с первого взгляда. Но она замужем, она не может разрушить жизнь своему мужу: «Я никогда не видела от него ничего плохого…» Но они встречаются – им хорошо вдвоём. Но вдруг камень обрушивается на их непрочное благополучие. Но какая же любовь без страданий?! Настоящая любовь должна пройти че-рез всё, оставшись неизменной и вечной! Вот какой она должна быть, и такой она обру-шилась на двоих, постигших совершенной любви. Но однажды, не справившись с болез-нью, он исчез. А что, что же осталось ей кроме «старого альбома коричневой кожи, в ко-тором была фотографическая карточка мастера, книжки сберегательной кассы в десять тысяч на его имя, распластанных между листками папиросной бумаги лепестков засохшей розы и части тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижнем кра-ем»? Но именно это и осталось ей вместе с горячей и самоотверженной любовью, на ка-кую была способна её любящая и страдающая душа. А ведь эта душа была способна на всё ради спасения своей любви. Ради него она отдаётся в руки неизвестности: идёт на сделку с сатаной, услышав лишь слово о нём. «Я знаю, на что иду. Но иду на всё из-за не-го, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет…. Я погибаю из-за любви», – воскликнет она. И в этих словах чувствуется и любовь, и страдание, и желание во что бы то ни стало вернуть всё на свои места – вернуть мастера. Ведь кроме него нет больше в её жизни ничего: нет счастья, нет покоя и нет радости с приближением дня. Нет… Это и тол-кает её поддаться на за
манчивое, но непонятное предложение странного маленького, ры-жего с клыком во рту и бельмом в глазу, словом, Азазелло… Ей уже ничего не страшно – она идёт вперёд, ведь там её ждёт он, по кому она страдала, кого ждала долгие месяцы и кого не смотря ни на что ждёт и мечтает увидеть. Да, это он, однажды вошедший в её жизнь и уже навсегда изменивший её обычный ход. Он – мастер, ради него она обрывает все нити связывающие её с той прошлой жизнью, ради него она бросается навстречу неиз-вестности… И всё ради любви той, которую мы называем настоящей, верной и вечной. Всё только ради неё. Странно, ведь Маргарите, казалось бы, больше ничего не нужно в этой жизни: есть обожающий её муж, есть деньги и есть богатый особняк, целый этаж ко-торого они вдвоём с мужем занимают. «Что же ещё для счастья надо?» - возникает вопрос у читателей. «Нет, счастье не в этой искусственной завесе, скрывающей настоящую жизнь!» - будто отвечает Булгаков. Завеса пала, обнажив реальность – и тогда появился он… И она бросается в эту даль, в конце которой видит свет, в конце которой ждёт её он. Одно мгновение превращает её в ведьму, рвущуюся порвать с прежней жизнью. «Теперь в ней во всей, в каждой частицы тела, вскипала радость, которую она ощутила, как пу-зырьки, колющие всё её тело. Маргарита ощутила себя свободной, свободной от всего. Кроме того, она поняла со всей ясностью…, что покидает особняк и прежнюю свою жизнь навсегда». Да, она стала ведьмой, кинувшейся в объятия сатаны, проведшей бал у него же нагой, но не испытавшей смущения, за
бывшей о прошлом. Но бал кончился – вот то, что она так долго ждала, о чём страдала и мечтала долгие месяцы. Он (Воланд) щедро награ-дил её за страдания, излечил самую глубокую рану её души, вернул его… «От подокон-ника на пол лёг зеленоватый платок ночного света, и в нём появился называющий себя мастером. Он был в своём больничном одеянии – в халате, в туфлях и чёрной шапочке, с которой не расставался. Небритое лицо его дёргалось гримасой, он сумасшедше-пугливо косился на огни свечей, а лунный поток кипел вокруг него». Вот оно то, что так долго ждали оба. Но что же делать? Как дальше жить? Но и тут их судьба решена – они обрета-ют вечный покой: «Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты будешь рассуждать мудро. А прогнать ты меня уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я…»
Кончаются земные страдания мастера и его подруги – они уходят туда, откуда веет неизвестностью и не виданным на земле покоем. Они уходят в ВЕЧНОСТЬ вместе, взяв с собой лишь любовь…

    Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера - творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь»....

    Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” - это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов...

  1. Новое!

    Роман «Мастер и Маргарита» - самое мистическое произведение М. А. Булгакова. Но он, как ни странно, не воспринимается читателем как оторванная от реальности фантастика. Роман жизнеутверждающ, ведь в нём поднимаются вопросы, вечно волнующие человека:...

  2. Новое!

    Фантастика в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» переплетается с реальностью. Она необходима для более глубокого проникновения в суть явлений и выявления их глубинного содержания. Несмотря на то что роман воспринимался современниками как явление...

  3. Жизнь поэта - только первая часть его биографии; другую и более важную часть составляет посмертная история его поэзии. В. О. Ключевский Под финалом понимается последняя глава романа «Прощение и вечный приют» и эпилог. В них писатель заканчивает рассказ...

    Роман М. А. Булгакова Мастер и Маргарита в некоторой степени автобиографиҹен, поскольку Мастер двойник Булгакова. Нет, это не тень автора, не его копия, это живое лицо. Он одновременно похож и не похож на своего создателя. Но как бы там ни...

15 мая исполнится 120 лет со дня рождения Михаила БУЛГАКОВА. Из-под пера писателя и драматурга вышли «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Бег»... Но в общественном сознании он прежде всего автор мистически-философской притчи «Мастер и Маргарита». Сегодня интерес к произведению вспыхнул с новой силой благодаря выходу фильма Юрия КАРЫ. Хочется спросить: стоило ли вообще доставать картину «с полки», где она лежала 17 лет? Нужно ли популяризировать роман, воспевающий образ дьявола? Ведь даже сам автор сжег его в первой редакции. А позже признавался: «В меня вселился бес... Я стал мазать заново уничтоженный роман...»

О чем повествует «Мастер и Маргарита»? На первый взгляд - о настоящей любви и верности, мятущейся творческой душе, мире сверхъестественного, соседствующего с обыденностью - «дверь не на запоре». На фоне трагедии Мастера легко и даже весело выглядят приключения сатанинской свиты «мессира Воланда», которая на несколько дней посещает Москву и вроде делает хорошее дело: воздает по заслугам плохим парням - взяточникам, стукачам, ворам... Но так ли все безобидно? Если отрешиться от сатирического описания столичных обывателей и чиновников, не отвлекаться на великолепную лирику Булгакова , то в чем истинная сущность романа? При всем литературном великолепии посредством его в сознании читателей происходит подмена ценностей. Основная идея произведения: спасения нет ни для кого, а помощи и «покоя» можно просить только у «справедливого» Сатаны.

Дьявольская Седмица

Текст романа буквально пронизан христианским мистицизмом, хотя и тщательно завуалированным. Речь не только о книге Мастера, посвященной Понтию Пилату, - о ней разговор особый. Религиозные параллели в булгаковском произведении возникают на каждом шагу.

Воланд со свитой прибывает в Москву в ночь на 1 мая - в так называемую Вальпургиеву ночь, когда ведьмы собираются на шабаш Сатаны. Писатель не называет точную дату и год, но исследователи опираются на разбросанные в романе намеки: спешащий на первомайское заседание председатель МАССОЛИТа Берлиоз, «весеннее праздничное полнолуние» и т.д. Действие развивается накануне Пасхи - со среды по субботу. За эти дни дьявол служит в столице собственную «Страстную седмицу», калькируя события Евангелия.

* В Страстную среду жена-блудница помазала голову Иисуса благоуханным миром (маслом) - в булгаковскую среду Аннушка разливает масло на трамвайных рельсах, в результате чего Берлиозу отрезают голову.

* В Великий четверг служат «12 евангелий», в храмах вспоминают о последних днях Христа и об издевательствах над ним - в московский четверг Воланд дает представление в варьете, издеваясь над обывателями.

* Страстная пятница: крестный ход с Плащаницей, что символизирует снятие Иисуса с креста, - в Москве происходит шествие литераторов за гробом обезглавленного Берлиоза.

* В ночь на Великую субботу совершается крещение оглашенных (оглашенный - человек, готовый стать членом церкви. - А. Н. ) - в романе Маргариту купают в кровавом бассейне.

А вот на Пасху Воланд со свитой и присягнувшими ему Мастером и Маргаритой остаться не может. «Суббота. Солнце склоняется. Нам пора», - говорят его приближенные.

Новое Евангелие

Исследователи творчества Булгакова называют «Мастера и Маргариту» исповедью Михаила Афанасьевича. Главный герой романа пишет не признанную современниками книгу, гениальность которой очевидна лишь его возлюбленной и Воланду. При всей повествовательной красоте «романа о Пилате» Мастер, возможно бессознательно, искажает евангелическое предание, в корне изничтожая идею христианства. Проповедник Иешуа (под которым подразумевается Христос) уже не является Богочеловеком, принявшим земной облик ради всеобщего спасения. Канонический Иисус сознательно идет на смерть, зная, что этим открывает человеку возможность обретения жизни вечной. Га-Ноцри из романа - персонаж приниженный, слабый, бездоказательно пропагандирующий всеобщую любовь, униженно просящий игемона отпустить его. В романе нет факта Воскресения, а значит, гибель Иешуа бессмысленна. Этот персонаж, как и его ученик Левий Матвей, - личности несимпатичные, не несущие даже искры божественного.

Спрашивается: зачем было Мастеру (вернее, Булгакову) перевирать библейский сюжет, навязывая читателям свою версию «Евангелия» от очевидца событий - Воланда? Вероятно, потому, что на фоне ершалаимских глав, отрицающих божественность Иисуса, особо привлекательно выглядит дьявол - с его мистической силой, властью и справедливой карой для всякого рода нуворишей. Кажется, что на земле, где нет места Богу, он единственный, кто может гарантировать помощь и покой. Как написал академик Дмитрий Лихачев по прочтении «Мастера и Маргариты»: «Воланд в романе изображен настолько реалистично, что теперь трудно сомневаться в существовании Сатаны». Примечательно, что, судя по тексту, Мастер не сам написал книгу. Она надиктована «мессиром»: по сути, он ради этого и явился в Москву. В первоначальном варианте «Мастера и Маргариты» именно дьявол был автором «нового Евангелия»: человек-писатель появился в более поздних редакциях. Видимо, потому, что по православному учению ангелы сами не могут творить: разве что вдохновить, подсказать нужные видения. Для воплощения идей в жизнь требуются «Фаусты». В окончательной версии «Мастера и Маргариты» первая часть ершалаимских событий озвучена самим Воландом на Патриарших, вторая является как сон Ивана, далее - это уже рукопись. «Посредник» же получает награду: для Мастера это выигранные в лотерею 100 тысяч рублей, позволившие ему с головой уйти в создание рукописи. И посмертный покой с любимой Маргаритой, который, если вдуматься, является ли благом? Вечность рядом с ведьмой, скалящейся, косящей на один глаз, с радостью продающей душу и не жалеющей об этом.

Сатанинский бал

Есть доказательства, что и самому Михаилу Афанасьевичу идею «Мастера и Маргариты» подсказали некие потусторонние силы. Сербский литературовед Миловое Иованович считает: «Булгаков писал свой роман с позиции Воланда». Свидетельств «вдохновения от дьявола» предостаточно - это и мемуары, и дневники родных Булгакова. В 1925 году он признается: «Не может быть, чтобы голос, тревожащий сейчас меня, не был вещим. Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним - писателем». Дьявол снился ему еще в детстве. По воспоминаниям сестры Надежды, однажды ночью брат разбудил ее и с восторгом сообщил, что был на балу у Сатаны. Он постоянно рисовал цветными карандашами Мефистофеля и развешивал картинки над рабочим столом: такая была у Михаила Афанасьевича «икона». За несколько лет до смерти Булгаков точно предсказал дату и обстоятельства своего ухода из мира. И все последние годы он лихорадочно переписывал и редактировал роман в угоду канцелярии, в которой «рукописи не горят». Кстати, первый черновик «Мастера...» автор сжег. Однако в 1933 году в письме к Викентию Вересаеву он жалуется: «В меня вселился бес. Я стал мазать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман». За несколько месяцев до смерти у Булгакова случился приступ. Как написала в дневнике его супруга Елена Сергеевна, он плакал и кричал: «Отказываюсь от романа, от всего, лишь бы так не болела голова!» Работу над рукописью он продолжал до самой кончины в марте 1940 года от неизлечимой болезни почек. Отказавшись от соборования и причащения, ослепший и прикованный к постели автор до последнего диктовал строки жене. Прослушав окончательный вариант, Булгаков протянул рукопись Елене и, теряя силы, выдохнул: «Пусть знают. Пусть знают!»

(23 глава, ч.2)

Значительное место в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» занимает мотив испытания, проходя через которые разные герои оказываются либо вознагражденными, либо наказанными.
Заслужить награду можно, только оставаясь самим собой, сохраняя чистоту своей души. Великий бал Сатаны является кульминацией романа – высшей точкой испытания Маргариты, испытания Любовью.Это для нее последний шанс спасти Мастера.

23 глава состоит из следующих эпизодов: 1) Подготовка Маргариты к роли королевы; 2) Встреча гостей; 3) Фрида; 4) Бал; 5) Появление Воланда. 6) Окончание бала.

Булгаков: «Ежегодно мессир даёт один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей... Так вот-с: мессир холост... - нужна хозяйка... Установилась традиция, что хозяйка должна непременно носить имя Маргариты. Сто двадцать одну Маргариту обнаружили мы в Москве - ни одна не подходит».

Подготовка Маргариты к роли Королевы на балу Воланда начинается еще в 20 главе «Крем Азазелло», в которой она должна сама сделать добровольный выбор, псоле чего она стала «невидима и СВОБОДНА»!. В 21 главе «Полет» Маргарита проходит ритуал Посвящения в Ведьмы.

По дороге на озеро, где должен состоятся обряд, Маргарита громит квартиру критика Латунского, фактически уничтожившего роман Мастера. Но когда она видит в одной из комнат испуганного четырехлетнего мальчика и прекращает разгром. Неистовая ненависть исчезает, уступив место милосердию и разуму. Душевное состояние Маргариты нормализуется. Она уносится прочь из Москвы. Шабаш происходит на берегу реки, главную роль на нем играет козлоногий, подносящий Маргарите бокал с шампанским. Полет Маргариты и шабаш - это своеобразная прелюдия к сценам, связанным с великим балом и сатаной. Оказавшись же в окружении зеленеющих лесов, росистого луга, водоемов Маргарита обретает душевное спокойствие.

Обряд посвящения Маргариты в Королевы бала совершается через орошение и купание в крови. Пролитая кровь - символ жертвоприношения, а также символ жизни.

Задача Маргариты на балу - всех одарить вниманием и любовью (способность к всепрощению). Все гости Воланда - воскресшие грешники-мертвецы - являются исторически реальными лицами. Гости на балу появляются из камина, напоминающего «холодную пасть». Возникает ассоциация с пеплом, тлением, потухшим огнём жизни. Гостей, которых встречает Маргарита, представляет Бегемот не только по именам, но и по поступкам, он подробно описывает, за что понесли наказание те или иные люди.

Во время прибытия гостей, колено Маргариты гости сатанинского бала поочередно покрывают поцелуями, каждый из них забирает у Маргариты часть жизненной силы. Но толька одна из гостей – Фрида (ее имя означает «свобода») вызывает у Маргариты сочувствие. Фрида – детоубийца, но она единственная из всех гостей-грешников раскаялась в своем преступлении. На балу у Сатаны Фрида молит только об одном: чтобы ей перестали подавать этот ненавистный платок. За нее потом попросит Маргарита, не за себя, не за Мастера. А ведь Воланд может исполнить только одну ее просьбу. «Воланд, обратившись к Маргарите, спросил: - Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек? - Нет, - с силой ответила Маргарита, - я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло. - А, - сказал Воланд, - это понятно». Воланд предоставляет помилование Фриды самой Маргарите, при этом исполняет и заранее оговоренное желание (извлекает мастера из клиники).

Воланд появляется на своем балу только в самом его конце. «Воланд вышел в этот последний великий выход на балу как раз в том самом виде, в каком был в спальне. Всё та же грязная заплатанная сорочка...». Через некоторое время произошла метаморфоза. Воланд оказался в чёрной хламиде со стальной шпагой на бедре. Он приходит, принося с собой не только смерть и кровь, но - торжество возмездия. Наиболее значимым эпизодом в главе оказывается разговор Воланда с Берлиозом. Так Булгаков продолжает ранее начатый разговор о Дьяволе и Боге. Именно в этой главе автор и ставит точку – каждый получит по своей вере. Это непреложный закон жизни, переступить его нельзя. Наказание и воздаяние приходит по вере человека. Примечательно, что в произведении Воланд почти дословно повторяет слова Христа, приведенные Матфеем: «По вере вашей да будет вам». Дьявол цитирует Иисуса… Это уже говорит о том, что в романе Булгакова они составляют ту гармонию мироздания, в которой есть место тьме и свету.

Маргарита не утратила своей чистоты. Она пришла на бал и исполнила обязанности хозяйки ради своей любви. Она жертвует собой ради возлюбленного, а значит, достойна награды. Награду эту и дарует ей Воланд в 24 главе: «Никогда и ничего не просите, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!».

В эпизоде затронута важнейшая для Булгакова идея - идея высшего воздаяния. По мнению автора, в конечном итоге каждому воздастся по его вере и по заслугам. Маргарита любит Мастера - и в этом состоит ее вера. В конечном итоге она воссоединяется со своим возлюбленным. Мастер, сломленный испытаниями, мечтает обрести покой - и он его получает. Берлиоз уходит в небытие - ведь он отрицал существование Бога и загробной жизни. И еще одна важная мысль выражена в данном эпизоде. Она состоит в том, что воздаяние не происходит только из-за того, что человек что-либо просит. Напротив. Просить для исполнения желания - недостаточно. Ты должен хотеть это всем своим существом, должен быть готов пожертвовать ради этого всем - даже жизнью.

Три « М » - это Маргарита, мастер и Воланд (W - перевернутая М). Перевёртывание символа – его отрицание. ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ВЕРХА И НИЗА (что символически показывает связанность миров Верха - Добра и Низа - Зла).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Как называется бал сатаны?
  2. Почему именно Маргарита подошла на роль хозяйки бала?
  3. Каковы обязанности Маргариты на балу?
  4. Почему из всех гостей – отравителей, злодеев – прощение даруется только Фриде?
  5. За что наказывает Воланд Берлиоза?
  6. В чем заключается булгаковская идея воздаяния?
  7. Разделяете ли вы эту идею автора?

Но спасает зачем-то роман Маргарита Мифы 21 века

Маргарита, где твой Мастер,
Где твой Мастер, Маргарита?
И.Царев.

Какая рука меня в черные списки включила?
Какой дирижёр, меня вырвал из спетого хора?
Прощай...
О.Чертов

Обрываются строки внезапно возникших стихов,
В полнолуние мир искажается странно и немо,

Тот, кто сброшен с небес, не находит покоя никак,
И беззвездная даль так отчаянно душу тревожит.
В этом рабстве страстей и упрямых котов и собак
Мы остались одни, и никто уберечь нас не может

От внезапных стихов и романов, горящих дотла,
От глухих Мастеров, им не надо ни крова, ни дома.
Обрываются строки, узоры в тумане стекла
Ясно вижу опять, и не смею я жить по-другому.

Быть за мужем смешно, а над мужем - нелепая блажь.
Не хочу ни того, ни другого, о, Мастер упрямый.
Но придет Азазелло, найдет он потерянных нас,
И летит в пустоту от тебя и меня телеграмма.

И сквозь кладбище грез обнаженной я снова пройду,
И в квартире Московской все тайны Вселенной узнаю.
Обрываются строки, нам бесы пророчат беду.
Одинокие души свои эмпиреи встречают.

Быть за мужем смешно, а над мужем нелепая блажь,
Но спасает зачем-то роман в сотый раз Маргарита,
Чтобы новых историй бессилье осталось для нас,
Там где все исчезает, но там, где ничто не забыто..

И уходит Марго в беспредельность смертельных грехов,
И усталый профессор взирает растеряно в небо…
Обрываются строки внезапно возникших стихов,
В полнолуние мир искажается странно и немо.

Главный миф 20 века - это миф о бессемейности и бездомности...Быть замужем для героини 20 века -странная шутка, она не понимает, не ведает зачем это нужно, как это может быть. Ее с детства не научили быть замужем, за мужем, и она не стремится к этому. Как можно желать того, о чем не имеешь ни малейшего представления?

Но с Маргариты ли вся эта пустота и печаль начиналась?

А если перечитать романы Достоевского, Толстого, где каждая семья несчастна по-своему и от семьи Ростовых давно ничего не осталось, а существуют, в лучшем случае, семьи Болконских и в худшем - семьи Курагиных, Безуховых, то мы и вовсе теряемся в этом странном мире... Там не то, что каждая семья несчастна по-своему, там просто нет никакой семьи, одна ее видимость, уродство такое, что страшно становится.

И вот вершиной бессемейности стал роман века, этакий бес для семейности нашей, для ее ценностей. Маргарита бежит от благополучного мужа в подвал к Мастеру, и единственное, что их связывает - сгоревший роман, который каким-то невероятным образом надо спасти.... А так называемая любовь, выскочила, как убийца(она скоро и станет убийцей для обоих).

Хотели ли наши классики того или не хотели, они упорно нас толкали в эту бездну… Последнее более менее определенное представление о семье явил нам А.С.Пушкин, хотя любой нормальный человек подумает о том, стоит ли выходить замуж, если придется пережить все, что перенесла смиренно, яростно осуждаемая многими Наталья Николаевна. Но это все-таки настоящая семья, наверное, последняя в обозримом прошлом.

Хотя оказалось, что все это были только цветочки.

Лермонтов, Гоголь, Тургенев, которые вообще жили без семьи как таковой и без наследников, кошмар семейной жизни Достоевского, все причуды семейной Л.Толстого, странные отношения в семьях творцов серебряного века закономерно перетекли в роман века. Литература ведь только зеркало, которое отражает то, что есть в реальности, пусть порой странно искажая, но она не может отразить то, чего нет вовсе.

Маргарита возникла не случайно и не на пустом месте, она появилась из целого века бессемейности творцов и могла бы броситься спасать любого из них, и даже не самого Мастера, потому что при таком раскладе спасти его нереально трудно, а хотя бы странное его творение, которому он отдал все, что у него было...

И в этом ракурсе рассмотрения образа, она стала памятником всем тем Музам, женам, подругам, которых судьба свела с нашими гениями.

Вспоминается печальнейшая история отношений Ф.И.Тютчева и Е.Денисьевой, которая все-таки выбрала роль гражданской жены поэта, и ее печальный финал. Оттуда пришла в наш мир Маргарита. Характерно и то, что она спасает роман не о любви и счастливой семейной жизни, (это бы оставляло какую-то надежду), а роман о Понтии Пилате, о власти и страсти именно к власти. И Иуда, который в романе Булгакова бежит к продажной женщине на свидание и в этот момент убит киллерами (если перевести на современный язык)-представителями той власти, – это тоже очень характерно для века и гибели семейственности, вот что остается человеку в этом мире, где нет и уже не может быть самого главного.

Ироничное замечание поэта «Может лучше собаку купить» (когда ушла женщина), Понтий Пилат воплощает в реальность, у него только собака и остается. Во всем романе нет и намека на семью, даже Марии Магдалины рядом с распятым Иешуа практически нет. Есть только красавица, из-за которой погибает Иуда, но она даже не продажная женщина по сути, а сотрудник тех, у кого в руках власть… Именно власти весь мир и подчиняется, а это очень страшно.

Почти никто не замечает, но ведь мы пришли к этому вольно или невольно, от Лермонтовской эпохи, до 1917 года, когда революция вбила последний гвоздь в крышку гроба семейной жизни, и не случайно уничтожались усадьбы, как оплот рода и семьи, и творились коммунальные квартиры, где соседи стали значительно ближе родственников. В ту эпоху это казалось актуальным, и незаметна была конечная цель – уничтожение рода и племени окончательно и бесповоротно.

Маргарита и Мастер – это то, что осталось от состояния, когда женщина за мужем, а мужчина – Глава семьи, ее патриарх, ее стержень, ее основа основ. Вот что получилось у нас.

Мы все в какой-то мере Маргариты, которые живут по принципу славянской сказки " Пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю что". Они бегут куда-то, что-то находят, спасают, но оказывается, что это совсем не то, и ценности никакой не имеет, и наверное, лучше было бы, если бы не бежать и не спасать.

Как вырваться из этого порочного круга, как вернуться к вечным ценностям, и можно ли к ним вернуться после всего, что было и чего не было?

Трудно сказать, что делать, но как и в славянских мифах, где остались только обрывки и отголоски, в мифах о семье, о ее необходимости, мы помним какие-то пазлы головоломки, которые никак не можем сложить в единую картину.
Что-то помнится, что-то возникает в памяти.

И тогда юные девицы выходят замуж за стариков по понятным причинам, а старики уверены, что они по-прежнему сильны и неотразимы, и им нужны исключительно юные девицы, чтобы якобы помолодеть и самим. А потом начинаются жуткие трагедии, потому что ожидания тех и других не оправдываются. Как царь, шагнувший в ванну с кипящим молоком, они оттуда уже не выходят живыми, да и может ли быть иначе? Вместо молодости -преждевременная смерть, законы природы не обманешь. Но наши сказок никогда не читали, а ведь там не только добрым молодцам урок.

Только у нас женщины, которым чуть больше 30 никому не нужны, потому что ни один мужик (в среднем) не потянет ее, они обошли их во всем, и это снова история Мастера и Маргариты. Тот, с кем она хочет остаться, прячется в психушке, только чтобы не показать удивительной женщине всю свою несостоятельность, слабость, никчемность, любовь для него убийца, выскочивший из-за угла...Он будет лучше смешным и нелепым с юной девицей, которая как раз по уровню развития ему и подходит, а то, что в постели катастрофа, этого же никто не видит, ну кроме самой девицы...

Что-то могут купить себе (а как по-другому назвать такие союзы) олигархи, но чем этот брак (другого слова и не придумаешь) заканчивается, тоже все знаем, когда они для себя выясняют, что оказывается, любят не его самого, а только его деньги. И тогда остается одно -отобрать ребенка и шантажировать им свою бывшую горячо любимую жену...

Женятся на пенсионерках юнцы, тоже понятно почему, а потом милая дама выясняет, что оказывается он уже на себя квартиру в центре Москвы переписал, и она же удивляется: «Да как же так, почему он такой нехороший мальчик».
А если не стоит финансовый или квартирный вопрос, то утверждают о том, что легче и проще жить одному. И это так, потому что ни о чем другом эти так называемые состоятельные и успешные люди не подозревают. Им никто никогда о семейных ценностях не рассказывал, и как Маргарите в лучшем случае им там становится скучно...

И это не их вина, это началось очень давно в нашей несчастной стране.
О семейных ценностях убедительно, ярко и образно мне в первый раз рассказали финны, и наш Раймо Сумманен в частности, так, что я лично поверила – это для них важно – жена, дети, собаки, свой дом, свой мир. Когда они говорят, у них горят глаза, они все это на самом деле любят, дорожат, ценят.

Не потому ли некоторые наши девицы (старомодные) и спешат выйти замуж за иностранцев, потому что там надеются найти то, что дома днем с огнем не отыскать, и ведь находят, если сами это умеют ценить... А здесь остаются Маргариты. княжны Мэри, Элен Курагины и все бесчисленные героини Достоевского, которым непонятно, что хуже, быть замужем за Мармеладовыми или вовсе не быть, но следовать, как бедная Соня, за Раскольниковым на каторгу, такие вот два зла, непонятно, правда, какое из них большее.

И снова вспоминается несчастная Маргарита – последняя капля, которая переполнила чащу нашей бессемейности, и бессмысленности семьи.

Хочется выбраться из этого болота, но вряд ли в этой жизни получится.
А если учесть, что в Европе вообще все перевернулось с ног на голову, и меньшинство стали большинством, и семья - это два мужика или две тетки, которые заключают брак, то по-моему все безнадежно, да просто гибельно, из комы точно не выйти никогда.. Но неужели это все, что нам только и осталось?

И остается бедной Маргарите ценой нереальных усилий спасать не Мастера, который ни в каком спасении не нуждается и убегает от нее без оглядки, находя покой в психушке, а только роман (рукопись) о власти и страсти, роман о Понтии Пилате. Роман, в котором нет ни слова о любви и семье, словно в те времена уже ее не существовало.

И возникает вопрос, а надо ли было спасать ценой жизни этот роман, не напрасные ли это подвиги и жертвы…

Но что сделано, то сделано, а мы оказались там, где оказались. Кто виноват в том, что с нами со всеми случилось, литература ли, отражающая реальность, или реальность, ставшая поводом для творения текстов.

Кстати, вопрос не такой уж простой и однозначный, если вспомнить, что Тургеневские девушки появились после творений Тургенева о них, то влияние оказывается взаимным, вторая реальность может внезапно стать первой, потому что когда мы долго всматриваемся в бездну, то вдруг обнаруживаем, что и она в нас всматривается тоже.

А есть ли какие-то другие примеры, в литературе 20 века, догадался ли кто-то о том, что семья – самое главное в жизни? Неужели ни одного такого творца не нашлось, и с сожжёнными и разрешенными усадьбами все и исчезло, стало прахом и пеплом?

А ведь почти никто не замечает и не отмечает, что во втором гениальном романе 20 века, я говорю о "Тихом Доне", в финале, пройдя все кошмары гражданской войны - этого конца света для семьи, когда брат пошел на брата, и все было разрушено, на автора сошло озарение. Заканчивается повествование, когда Мелехов возвращается в свой родной дом (уже нет ни Аксиньи, ни Натальи), но он остается с сыном на руках, и понимает, что это самая большая ценность в жизни, все остальное вторично.. Мужчина с ребенком на руках - это все, что осталось?

Но наши суровые сказки, увы, не заканчиваются свадьбами, настоящими свадьбами, а не сделками, голым расчетом, не в этом ли и таятся все наши беды?

М. Задорнов о том же самом:

Невольно о конце света задумываешься, глядя на победителя Евровидения. Истинно Еврогейский Союз! А знаете, я за то, чтобы в Европе было больше геев! Они должны вырождаться. Только достойные в Европе должны продолжать свой род. Может быть вот этой ненормальностью – мужик с мужиком, баба с бабой – природа предотвращает мировую войну, которая может произойти от перенаселения и капитализма одновременно.

Независимо от меня у многих в голове высветилось выражение «Кончита всей Европе!».

Рецензии

В основе любого художественного произведения, а романа в особенности, всегда лежит какой-то конфликт. Поэтому и нет произведений о счастливой семье. Чем обычно заканчиваются сказки: "Они поженились и жили долго и счастливо"
О счастливых семьях должны рассказывать журналисты, их должны показывать по ТВ.
Так и Григорий Мелехов должен был пройти все то, что он прошел и за чем мы с интересом следили, чтобы придти к пониманию истинных ценностей. Но не было бы этого тернистого пути и не было бы романа и тех героев, которых мы любим.

Не совсем согласна с тем, что Маргарита спасала роман, она спасала Мастера. Влюбленная женщина будет считать гениальным, и искренне причем, любое творение любимого человека, в которое он вложил свою душу, время, здоровье.

И ещё про Европу. Ну что же это за стереотипы!! Дались же всем эти геи! Их там не больше, чем у нас, а учитывая разницу в территории, даже намного меньше.

Люди там как раз ценят семейные ценности, вы же сами пишите о финнах.

Добрый день, Наталья!!!
Все верно про конфликт, но к великому сожалению, лет 100 уже у нас все семейные ценности сводятся к нулю, наивные попытки что-то преподавать в школе, скорее смешны, чем серьезны, они так и закончились ничем... Слишком велико число и учителей одиноких и матерей-одиночек, которые даже рассказать, не то, что на примере показать не могу, какая она- счастливая семья, почему к ней надо стремиться.
Булгаков угадал эту тенденцию, когда все только начиналось, увы, он оказался прав, журналистам писать почти не о ком...
Что касается Европы, это Англия, Франция, Германия, частично Италия, просто я не уточнила. Страны же северной Европы другие во многом, там словно бы все в холоде лучше сохранилось, может быть традиции были сильнее, ведь даже на взгляд туриста, они очень отличаются от остальной Европы. И остается только завидовать тому, что там все хранится.
Любовь

С этим согласна, спасать никого не надо, становится только хуже, но приходишь к этому лишь во второй половине жизни. Хотя молодое поколение надеюсь, поймут раньше.
Любовь

Так счастливо сложилось, что за последние два года я несколько раз была в Европе-в Германии, Италии, Франции. Мы были не в столицах, а маленьких городках.В Германии в Альпах жили в семейном гостевом доме. Там не только ощущалась большая любовь жены и мужа к друг другу, не молодых уже людей, но этой любви хватало и на нас, чужих людей, из другой страны. Жили в этом году во Франции в Перигоре, тоже в семейных гостевых домах-эти люди трогательны в своей заботе о семье, семейном гнезде. Проехали много городов и километров-видели чистоту, порядок, любовь к родной земле, бережное отношение к памятникам и памятным датам. Во Франции были на 1 и 9 мая. Эти праздники там отмечают. Как приятно было видеть немногочисленных ветеранов, вышедших 8 мая на улицу при всех своих регалиях (сразу вспомнила наших братьев украинцев на контрасте). В общем геев не видели, пропаганды свободных отношений тоже)). В больших городах много мигрантов-негров-это видели! Поэтому и читать обидно, когда Европа ассоциируется почему-то именно с геями.
Чем мы лучше тогда украинцев неистово ненавидящих не известно за что все, что связано с Россией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх