Что такое целостность человека — исследование Академии. Кто ты — социопат или цельная личность

ФОТО Getty Images

Часто мы принимаем одни части своей личности и отвергаем другие. Например, принимаем доброту и отвергаем злость. Или наоборот, считаем себя деловой и целеустремленной личностью, вытесняя из сознания свою чувствительность, ранимость, нежность. Это мешает нам полностью использовать свою энергию, поскольку значительную часть ее мы тратим на изоляцию нежелательных чувств или качеств. Однако в наших силах восстановить целостность и высвободить свою энергию.

Натали Роджерс, дочь создателя гуманистической психотерапии Карла Роджерса и автор собственного метода - терапии экспрессивными искусствами, - предлагает несколько упражнений, которые помогут нам познакомиться с содержанием своего бессознательного и достичь большей целостности и осознанности.

«Чтобы мы стали целостными, полностью актуализированными и состоявшимися, наше путешествие должно включать в себя исследование бессознательного, открывающее те аспекты нашего «Я», которые были отброшены или спрятаны нами, игнорировались или подавлялись, - пишет она в своей книге. - Первый шаг - всегда осознание. Без этого у нас нет никаких возможностей. Осознание страха, стыда, вины, гнева, боли, света, чувствительности или креативности - это первое движение в направлении принятия каждого аспекта себя таким, каков он есть. Личная интеграция является частью естественного развития событий при использовании символических и экспрессивных средств. Как только мы открываем неизведанное, запускаемый затем процесс создает возможность для каждой из этих частей найти свое законное место в нашей психике» 1 .

Эти упражнения можно выполнять вместе с другом или подругой, которые разделяют ваш интерес к самопознанию и вызывают у вас доверие. Но вы можете исследовать содержание своего бессознательного и в одиночестве. Полезно заранее записать и разместить на видном месте план, которому вы сможете следовать. Выполнение всей последовательности шагов занимает 2-3 часа. Обязательно предусмотрите по окончании упражнений время для отдыха, чтобы возвращение к вашим обычным повседневным занятиям было как можно более плавным и постепенным. В идеале эти упражнения выполняются в свободный день, когда ваши рабочие или домашние обязанности сокращены до минимума. Подготовьте помещение, где вы сможете беспрепятственно двигаться и свободно звучать. Отключите средства внешней связи, чтобы вас ничто не отвлекало.

Список

Составьте список известных вам противоположностей, таких как:

любовь и ненависть;

страх и уверенность в себе;

пассивность и агрессия;

игривость и серьезность;

радость и печаль;

привлечение и отвержение…

продолжайте список самостоятельно в течение 10-15 минут.

Медитация

Посидите в тишине несколько минут, закрыв глаза. Дышите глубоко и позвольте всем этим словам плавать в сознании. Затем определите, какая пара противоположностей привлекает сейчас ваше внимание. Она станет темой дальнейшего исследования.

Изображение

Возьмите большой лист бумаги (например, можно взять бумагу для черчения формата А2: 42Х56 см). Прислушайтесь к себе: хочется ли вам изобразить каждую из пары противоположностей на одном странице или на разных? Если на разных, приготовьте второй лист. Приготовьте краски или карандаши. При выборе цветов и во время рисования используйте свою неведущую руку (левую для правшей, правую для левшей). Изобразите каждую противоположность, выражая свои чувства. Не беспокойтесь о том, как выглядит рисунок. В процессе рисования попробуйте закрыть глаза.

Предложения

Напишите на каждой части своего рисунка (или на каждом из двух рисунков) по пять предложений, которые начинаются со слова «Я».

Движение и звук

Смотрите на первый рисунок и одновременно позвольте телу двигаться в такт линиям, ритмам и цветам, которые вы видите. Позвольте себе издавать разнообразные звуки, которые выражают ваши чувства во время движения. При этом помните, что у вас есть пространство вверху и внизу, широкое и узкое пространство. Вы можете двигаться медленно или быстро. Ваши движения могут быть угловатыми или текучими. Экспериментируйте со звуками во время движения. Продолжайте до тех пор, пока не почувствуете, что полностью выразили содержание рисунка через движение и звук. Немного передохните и сделайте то же, глядя на второй рисунок.

Свободное письмо

В течение 10 минут записывайте все, что приходит вам в голову, и все, что захочет написать ваша рука. Не подвергайте себя цензуре, не останавливайтесь. Можете написать диалог между двумя полюсами противоположностей.

Изображение

Теперь быстро нарисуйте третий рисунок. Используйте обе руки одновременно. Позвольте всему случиться. Какие слова приходят вам на ум, когда вы смотрите на эту картину?

Медитация

Обдумайте то, что вы сделали. Закройте глаза, глубоко подышите. Отпустите все. Что вы чувствуете сейчас? Что вы поняли о себе и своих внутренних конфликтах?

Итогом этого упражнения становится обретение большей целостности, ощущение, что вы становитесь ближе к себе, к собственной сути. Оно может возникнуть не сразу, поэтому не беспокойтесь, если не придете к отчетливым выводам немедленно по завершении упражнения или если у вас появится вопрос: «Что мне теперь со всем этим делать?» Проживите несколько дней, наблюдая за происходящими в вас изменениями, прислушиваясь к своим чувствам. Доверьтесь своей интуиции, которая сможет подсказать вам, в каком направлении двигаться дальше.

1 Н. Роджерс «Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств» (Манн, Иванов и Фербер, 2015).

Цельность личности – одна из важнейших составляющих лидерства. Значение слова «цельный» применительно к личности в словаре толкуется как отличающийся единством черт характера. Цельная личность – это человек, у которого слова совпадают с делом, который везде, в любой обстановке такой, какой он есть на самом деле. Современный мир, в котором все гонятся за успехом, за состоянием, уже давно ощущает дефицит таких личностей. Моральные требования уже давно перестали быть чем-то важным, люди идут к своей цели, сметая на своем пути все препятствия, не отвлекаясь на понятие морали.

Проводился прием соискателей на вакантную должность. Каждый должен был ответить на ряд вопросов в анкете. Заполняя такую анкету, соискатель ответил отрицательно на вопрос, подвергался ли он когда-либо аресту. Следующий вопрос, на который он должен был бы отвечать только в том случае, если бы его арестовывали, вызвал у соискателя приступ честности. На вопрос «Почему» он как на духу ответил: «Наверное, потому что я ни разу не попался».

Как часто из средств массовой информации мы узнаем об очередных коррупционных скандалах, о злоупотреблениях служебным помещением, о каких-либо темных делишках или «скелетах в шкафу». Всему виной недостаточность цельности личностей этих людей, которые стали героями скандальных хроник.

Цельному человеку скрывать нечего, вся его жизнь как открытая книга. Он прямо и смело может смотреть в глаза людям, ему нечего бояться правоохранительных органов, убегать и скрываться ниже его достоинства, равно как и лгать, и двуличничать.

Цельность личности не является тем, что мы делаем. Цельность личности – это мы сами. То, кем мы являемся, в дальнейшем определяет то, что мы делаем. Наша личность создает систему ценностей, которой человек впоследствии следует во всем. Система ценностей – это та навигационная система, которая направляет человека на жизненном пути. В зависимости от нее человек расставляет приоритеты, определяет и оценивает, что следует принять, а что без сожаления отбросить.

Каждый из нас постоянно борется со своими желаниями. Даже самый высокодуховно развитый человек не застрахован от конфликта желаний и возможностей. Кто выйдет победителей из этого столкновения определяет цельность личности. Выбор между тем, что человек хочет и что он должен стоит перед ним ежедневно. Цельная личность сделает правильный выбор, потому что у нее есть для этого все предпосылки.

Цельная личность убеждена в том, что живет и действует правильно, она полностью удовлетворена своей жизнью. Цельность личности является для человека третейским судьей, который заставляет наши убеждения отражаться в наших поступках. Поэтому не важно, в каком положении находятся дела цельной личности. Она останется сама собой и в период процветания и в трудные времена. Для окружающих, членов семьи, друзей цельная личность остается неизменной в любой ситуации.

Сократ заметил, что главный ключ к величию – это стать таким, каким ты кажешься. Так много смысла в одной строчке! Часто мы стараемся поступить по-человечески, в то время как сами человечными еще не стали. Лидеру необходимо быть самим собой, не притворяться кем-то другим, тогда он сможет добиться доверия людей.

10% информации поступает к нам через органы слуха, 85% - через зрение, и всего 1% информации мы получаем через все остальные органы чувств. Когда лидер сам поступает так, как призывает поступать своих последователи, их доверие к нему растет все больше. Это происходит, потому то человеку понятно то, что он слышит, а верит он тому, что видит. Не нужно мотивировать людей, прибегая к мелким уловкам и всевозможным ухищрениям. Люди хотят видеть перед собой образец для подражания. Поэтому вы должны таковым являться.

Восприятие

Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Это активный процесс, в котором реализовано множество перцептивных действий для формирования адекватного образа предмета. Перцептивные действия - основные структурные единицы процесса восприятия у человека. Они связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа.

Восприятие многомодально, т.е. связано с несколькими анализаторными системами: мы часто воспринимаем и форму, и цвет, и запах предмета, и каков он на ощупь, и, возможно, на вкус. Восприятие обладает свойствами:

  • - системности, когда воспринимаются не только элементы, но и вся структура в целом (например, ноты и мелодия);
  • - предметности, когда мы связываем свойства предмета, доступные ощущениям, со всеми иными свойствами, известными нам;
  • - избирательности, когда мы воспринимаем один и тот же предмет по-разному. Если нарисовать на чистом листе бумаги такую фигуру - лестницу Шредера,

то кто-то увидит в ней лесенку, а кто-то - карниз здания;

  • - апперцепции (осознанности), когда наше восприятие зависит от нашего опыта, интересов, отношения к жизни, установки, настроения, знаний и т.п., а также и от работы подсознания (на этом свойстве восприятия основаны, в частности, проективные тесты);
  • - осмысленности и обобщенности, когда мы в состоянии на основе фрагментов увидеть целое;
  • - константности, т.е. относительного постоянства воспринимаемой величины, формы и цвета предмета при изменении расстояния до него, ракурса, освещенности.

Восприятие - саморегулирующееся действие, в котором принимает участие сознание человека. Ошибки восприятия, искажения восприятия многообразны.

Виды восприятия связаны с объектом отражения и его характеристиками: величиной, формой, объемностью, удаленностью. Есть восприятие времени, движения, восприятие человека человеком. В последнем случае (при восприятии человека человеком) очень сложно что-либо определить, систематизировать, поскольку здесь в наибольшей степени проявляется субъективность, уникальность и вообще личность как в психологическом, так и в социальном аспектах. Этот вид восприятия имеет место в таком виде деятельности, как общение, коммуникации.

Целостность личности

Общее свойство систем - целостность - определяется как совокупность элементов и отношений, взаимодействующих таким образом, что появляются новые свойства, качества, не присущие элементам.

Личность не есть некая застывшая форма, в ней и вес поведении отражается постоянная борьба рационального и эмоционального, добра и зла, желаний и самоограничения, других противоположностей, поиски места в жизни, смысла жизни, своей самоидентификации. В обычной жизни личность играет множество ролей в совокупности спектаклей, она для других и она сама для себя, наедине с собой - не всегда одно и то же, а чаще разное. Цельность личности можно трактовать как душевную гармонию, как минимум расхождений между "являюсь" и "кажусь". Признаками целостной личности являются отсутствие внутренних противоречий, внутриличностных конфликтов, наличие твердых убеждений, социально одобряемых принципов, высокая степень морального развития (по модели Колберга постконвенциональная степень морального развития), уровень самоактуализации в иерархии потребностей, по Маслоу, единство слова и дела. Возможны и проявления целостности личности со знаком минус: фанатизм, мания, полная аморальность (по мнению сторонних наблюдателей). Однозначная оценка не всегда возможна: мнения и оценки разных людей и общностей могут быть различны, мнения и сознание в целом поддаются манипуляциям, идеологизации, и является ли фанатическая преданность делу благом - это может быть видно только по прошествии времени, и то мнения могут расходиться.

Часто встречается явление двойной морали. Если глубинные, базовые этические нормы не соответствуют тому, что одобряется группой, тогда это определяется как лицемерие, ханжество, двойное существование (для себя и для других), двойные и более стандарты поведения. Двойная мораль - это противоречие между знанием и поведением, но может быть и выражением морального принципа "цель оправдывает средства" в сочетании с эгоистической или утилитаристской моралью, принципа "морально все, что мне полезно или доставляет удовольствие".

То, что внутри (в сознании и подсознании) - это базовая этика, мораль, скрываемые представления о добре и зле, справедливости и др. (и их негативные антиподы), вовне - безукоризненное знание и соблюдение этикета, демонстрация социально одобряемого поведения и владение ролью. Внешнее поведение определяется теми выгодами, которые сулит ожидаемое социумом или группой интересов поведение, или издержками, с которыми сопряжено неисполнение предписанной роли или ненадлежащее выполнение, от правовых до социальных санкций. Истинное лицо открывается в ситуации морального выбора, конфликта, кризиса, психотравмирующей ситуации, когда ставка слишком велика, чтобы ради нее скрывать истинное лицо. В типологии трудового поведения встречается такая его форма, как имитационное поведение.

Цельность личности - не однозначно понимаемое и одобряемое качество и основа поведения: например, если у начальника дурной характер и он не скрывает его на работе, то личность у него цельная, но неодобряемая его подчиненными и вредно влияющая на результаты труда. Организованная преступная группа (ОПГ) также является системой, обладающей свойством целостности: группа проявляет новые качества, способности, иные, чем у отдельных ее участников, можно говорить и о синергии, но это преступная система. Отличие ОПГ от социально полезной группы заключается в содержании этических норм и правил поведения, наполнении и смысле понятий добра и зла, справедливости, чести и других моральных категорий. Именно содержание этих понятий и их применение позволяют отделить, по мнению общества, высокоморальных людей от моральных уродов. При этом мораль самой ОПГ, людей, в нее входящих, признается этим сообществом правильной, достойной и вполне оправдывающей их деятельность, что и подтверждает субъективность морали и ее оценок. Цельной личностью может быть и преступник.

Целостность личности (внутренняя целостность личности) - качество личности, отражающее ее способность в критических ситуациях сохранять свою жизненную стратегию, оставаться приверженной своим жизненным позициям и ценностным ориентациям.

Целостность - это когда человек имеет смелость посмотреть на вещи как они есть, сделать свои выводы и, если необходимо, сказать об этом.

Целостность личности не дается от рождения, а формируется в среде. Когда отношения со средой складываются благополучно, т.е. человек принимает среду, а она - его, то формируется нормальная, непротиворечивая, цельная личность. Чем устойчивее ценности личности, тверже ее убеждения, принципы, идеалы, тем более ярко проявляется и ее целостность.

Целостность личности чаще всего представляется в единстве трех составляющих: духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. В психологической пауке оформились наиболее четко два подхода к пониманию целостности личности -как гармонии личности и как равновесия. Понятие гармонической личности раскрывается в единстве обозначенных составляющих. К. Г. Юнг рассматривает процесс поиска душевной гармонии, суть которого в достижении (восстановлении) психической целостности (индивидуализация, интеграция сознания, самопознание, интрапсихическое развитие). Е. В. Селезнева выделяет следующие психологические особенности целостной личности: 1) развитое самосознание, преодолевающее внутренние и внешние противоречия на основе общечеловеческих ценностей; 2) духовность как качество, которое позволяет осмысливать, переживать и присваивать высшие идеалы и ценности человека, социума и трансформировать деятельность в поведение, действия - в поступки; 3) социальная зрелость, т.е. способность принимать самостоятельные решения и нести за них личную ответственность, самостоятельно, продуктивно разрешать жизненные противоречия в соответствии с общими целями и нравственными идеалами; 4) гражданственность как сложное идейно-нравственное качество, основными элементами которого выступают патриотические и интернациональные чувства в их гармоническом единстве; 5) совесть как внутренняя диалогическая инстанция, обеспечивающая возможность вслушиваться в собственный внутренний голос и глубже понимать возможности собственного "Я"; 6) баланс между интеллектуальным (способствует стабилизации и устойчивости существования личности в меняющемся мире) и творческим потенциалом (возможность саморазвития).

Если вы имеете целью достижение некого результата и считаете, что для этого следует построить те или иные отношения с другой стороной, наука и практика деловой этики может предложить ряд методик, инструментов, алгоритмов, процессов, следуя которым, вы повысите вероятность достижения желаемого результата. Эти методы направлены на повышение дисциплины мышления и поведения на всех этапах подготовки и проведения делового взаимодействия, при этом необязательно быть в душе таким, каким вам предписывает ваша роль. При исполнении роли в процессе всего "спектакля" или его отдельных "актов" возможны следующие варианты.

Если человек таков, каким хочет казаться, это говорит о цельности его личности в том смысле, что он ведет себя так, как подсказывает ему его личностная этическая система, у него нет внутреннего конфликта между "быть" и "казаться". Его, скорее всего, воспринимают как искреннего, открытого, заслуживающего доверия человека.

При слабых актерских способностях исполнение роли будет выглядеть неестественно, вызовет сомнения в искренности намерений, недоверие и может послужить причиной краха. При неплохих актерских способностях, хорошем знании этикета и правильно выбранной методике, модели поведения и построения отношений человек успешно ведет процесс и прилично исполняет роль, а партнерам необходимо приложить усилия, чтобы понять, искренен он или просто хорошо притворяется.

Вопрос можно услышать от людей, которые хотят стать лучше, самореализоваться, жить счастливо.

Целостная личность. Описание

И такой особой может назвать себя тот, кто твёрдо уверен в себе, знает, чего хочет, и принимает вокруг себя всё таким, какое оно есть, и не пытается сопротивляться судьбе. Человек уважает выбор каждого, и свой в том числе. О такой личности можно сказать, что она смотрит на вещи реальным взглядом и делает соответствующие выводы, даже если они противоречат внешнему давлению. Это человек, у которого гармоничен с внешним. Уверенность в себе и душевный покой сопровождают его в жизни.

Материальный и духовный потоки находятся в балансе между собой. Когда личность целостна, её ведёт свой внутренний компас-истина. Человек является частью Вселенной, ощущает единство с миром. Происходит наполнение его жизненной энергией. К миру он проявляется интерес, реализовываются таланты и активируются Личность наполняется жизненной энергией благодаря энергетическим каналам.

Образование

Целостное образование личности происходит благодаря тому, что приходит ясное осознание всего происходящего. Каждый урок вносит в жизнь человека что-то необходимое для развития. Еще эта особа позволяет пережить себе любые эмоции и принимает все, и даже тёмные стороны своего характера, с уверенностью в том, что это всё её чему-то научит. Такие люди умеют наслаждаться каждым моментом в жизни, ощущают внутреннюю свободу, так как смотрят на мир с позиции Бога. И можно сказать с твёрдой уверенностью, что у этих личностей отсутствует волнение и переживание.

Для них открываются возможности для постоянного развития, познания всего нового, и сама жизнь становится большим приключением. Человек излучает во внешний мир такую энергию, как радость, тепло и свет. Ему хочется всем этим делиться с окружающим обществом.

Когда начинается формирование?

Формирование целостной личности происходит только тогда, когда человек задумывается о том, что его что-то в жизни не устраивает. Также это происходит, если внутренний голос ему подсказывает, что он идёт не по тому пути. Возможно, человек даже и не подозревает, что дело в целостности и что следует обратить внимание на свой внутренний мир.

Зачастую такая персона принимает во внимание не все составляющие своей сущности, в основном лишь внешность, характер или физическую форму. При этом она забывает о том, что человек - это совокупность психических, энергетических и физических процессов.

Защитные механизмы

Прежде всего целостная личность рассматривается с позиции такой науки, как психология. Здесь сама особа является главным объектом для изучения в этой области. Личность рассматривается с социальной стороны, её поведение в обществе, наличие индивидуальных свойств и качеств характера. Она формируется при определённых убеждениях и принципах, осознанных самим человеком. Целостная психология личности подразумевает под собой некую защитную реакцию. Таких механизмов несколько в природе, и срабатывают они тогда, когда человеку что-либо угрожает. К защитной реакции можно отнести некоторые свойства личности, такие как:

  • замещение, когда поступившая агрессия от кого-то на личность от неё переходит автоматически на другого человека;
  • вытеснение - особа запрещает себе воспринимать те мысли и чувства, от которых были страдания, забывая или не зная о том, что всё это остаётся в подсознании, что не есть хорошо для неё самой;
  • проекция - когда один навязывает другому или нескольким людям свои нерациональные мысли, таким образом перекладывая на других свои недостатки или изъяны.

Человек лично избирает и придерживается их. Благодаря целостности он обретает психологическую устойчивость на высоком уровне тогда, когда стоит выбор между достижением целей и предлагаемых ценностей. Не каждому дано обладать таким статусом, как целостная личность. Всё зависит от особенностей воспитания, от отношений в семье, где человек вырос, от взаимодействия с окружением и от его влияния. Целостной личностью не рождаются. Формирование ее зависит от взаимодействия и влияния внешнего окружения.

Силовая модель развития

Личность может развиваться по двум моделям: силовой и модели внутренней гармонии. В первом случае убеждения жесткие, и отстаиваются они в открытом конфликте. Причём «сдавать свои позиции» особа не собирается. В итоге личность ломается целиком, чего не скажешь о модели гармонии. Где присутствуют не только убеждения, но и мораль, духовные ценности. Человек готов принести в жертву своим убеждениям себя и свою жизнь.

Модель силовую можно отнести в большей степени к мужчине. Ему непросто принять внешние законы и требования с контролем. Хотя главное для него - согласиться с ними. После того как это произойдёт, мужчина следит за всем этим сам. Он пришёл к этому.

Модель внутренней гармонии

Целостная личность, находящаяся в модели поддерживается и внутренней гибкостью. То есть когда человек благополучно принимает среду такой, какая она есть, а она - его.

Присутствие гармонии внутри можно обозначить как отсутствие конфликта между внутренними частями личности, а также только позитивное мировосприятие. Человек осознаёт и принимает, что понимание окружающих и себя должно быть в первую очередь. Более того, он сам стремится к тому, чтобы замечать только сильные и позитивные стороны. Самообвинением такие люди не занимаются. Внутренняя гибкость помогает на какое-то время приспособиться к жестким требованиям внешней среды, позволяя использовать любую возможность для возврата к изначальному состоянию. Такая модель в основном характерна для представительниц прекрасного пола.

Нецелостная личность. Описание

Если человек не имеет целей, постоянно противоречит и всем, и себе, не умеет принимать решения или же перекладывает их на других, чтобы не нести за них ответственность, то такую личность вряд ли можно назвать целостной. Для этих людей не существует ориентира в жизни, их спутниками являются неуверенность в себе и заниженная самооценка. Последствия всего этого - постоянная смена личных убеждений и разочарование во всём.

Почему так происходит? Возможно, здесь свою роль сыграли воспитание или окружающий социум, которые внесли рамки ограничения. А может, и ситуации, причинившие боль и повлиявшие на непринятие человеком самого себя. Тогда чувствам ставится запрет, чтобы избежать страдания в будущем. Связь с душой теряется, и ответственность берёт на себя ум. Наверняка многие находились в ситуации, когда предательство, разочарование, стресс или сильное горе приводили к потере целостности.

Но не все, находясь в критических условиях, сохраняют свои качества целостной личности и остаются неизменными в отношении своих жизненных позиций. Всё зависит от темперамента и типа человека. Особе, которая не желает признавать свои таланты, хочет быть успешной, но для этого не делает никаких шагов, видит только недостатки в себе и в других, испытывает в большей степени ненависть к себе, чем любовь, не подходит определение "целостная личность". Целостный человек понимает своё предназначение. Он следует внутреннему руководству в той или иной ситуации.

Личность, которая не находится в целостности, не может видеть своё истинное состояние, ей тяжело это сделать. Для этого нужно заглянуть в душу, спросить себя о том, что нужно, чтобы целостное развитие личности пришло в его жизнь.

Восстановить связь с внутренним миром, открыться свету и всем позитивным энергиям. Нужно к этому стремиться и искренне этого хотеть. Когда человек налаживает контакт со своей душой, в жизнь его приходят нужные обстоятельства, светлые люди и возможности. Главное - всё это замечать и быть за всё благодарным. Обычно в жизнь приходит учитель, наставник, который подводит его к уровню осознанности.

Когда всё приходящее в жизнь принимается как то, что запланировалось душой, как некий опыт или игра, тогда и восстанавливается единство с миром. Прийти к полному возрождению целостности поможет чистка тонких тел, работа со всеми внутренними блоками. Высший источник энергии приведёт к гармонии все аспекты между собой с помощью мощных вибраций в единое целое. Также к этому состоянию можно прийти иначе.

Человек должен проявить себя в творчестве. Принятие ответственности за свою жизнь, доверие к миру и обращение внимания внутрь себя - это тоже поможет восстановить целостность человека. Готовность и желание ощущать это состояния должно присутствовать обязательно. Ничему и никому не противоречить. Всё должно происходить легко и непринуждённо. Достичь единства помогут медитации и правильное дыхание. После человек сам сможет свободно входить в общий поток с высшими энергиями. Вход в состояние целостности не имеет границ, происходит процесс объединения с Вселенной, природой и правильными энергиями.

Заключение

Только тогда, когда человек твёрдо знает и понимает, что ему для гармонии с собой и миром нужно развиваться, реализовывать себя в нужных аспектах для дальнейшей счастливой и светлой жизни, происходит становление целостной личности. Не спеша раскрывается его внутренний потенциал, о котором, возможно, и не знал он сам. Всё идёт к тому, что особа находит своё «я». По сути, развитие личности - становление и наполнение сил духовных и физических, подводящие ее к осознанию того, чтобы понять свою сущность и роль в природе.

Во все времена идеалом человека была целостная, гармонически развитая личность. Этот идеал то относили в будущее, то обнаруживали в прошлом. В отдельные периоды истории размышления о гармоническом человеке достигали пика своей злободневности, в другие -- как бы уходили в подземные воды истории. В наше же время из-за частого, назойливого повторения это словосочетание почти утратило свой высокий смысл. Впрочем, девальвации подверглась не только идея целостной личности. Предстоит, по-видимому, провести инвентаризацию всего нашего философского багажа, очистив от конъюнктурной плесени одни понятия и справедливо оценив другие.

Целостная гармонически развитая личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Таково расхожее у нас определение «человека будущего». Обратим внимание на словосочетание «духовное богатство». Почему именно духовное, а не разумное, интеллектуальное? Дело в том, что дух всегда рассматривался как некая целостность умственной жизни человека в сочетании (именно так!) с чувственным, нравственным компонентом. В этой целостности тайна столь загадочного сейчас для многих понятия «духовности», как, впрочем, и «душевности», которая представляет собой единство чувственно-нравственной жизни и духовной составляющей человека. Дух и душа означают слитые воедино две стороны одного процесса -- неразделимого бытия человека под главенством сердца: дух обозначает разумную, преимущественно мужскую составляющую человека, соединившуюся в сердце с чувством и желанием (а не просто разум сам по себе), а душа -- желающую, женскую составляющую человека (а не просто совокупность психических процессов). Всякая отвлеченная от этой неразделимости деятельность ума есть деятельность рассудочная, а деятельность «живота» -- хотящая, вожделенная.

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека. В процессе своего самоутверждения человек опирается на те ценности, которые для него кажутся несомненными. В наше время такими несомненными ценностями являются мир, демократия, прогресс и сам человек как ценность особого рода. Указанные ценности тесным образом взаимосвязаны. Это мир в условиях демократии, служащая миру демократия, человек как высшая ценность и демократическое общество, располагающее гуманистическими социальными институтами и отношениями; демократическое общество как форма человеческого общежития, благоприятствующее решению жизненных проблем человечества.

Познание каждым человеком этих ценностей служит основанием для становления целостного человека. Отсюда образ человека предстает в единстве материального и духовного мира, когда действительно человеческой признается не одна сторона его существа, скажем разумная, духовная, в противовес телесной, биологической. Образ целостного человека основан на гуманистическом единстве духа и природы, заключенном в самом человеке.

Как духовно-душевная целостность человек по своей природе должен действовать в органичном единстве обоих аспектов. Каждое его чувство заранее должно быть одухотворено, каждый духовный порыв прочувствован. Различие между чувством одухотворенным и неодухотворенным видно из сравнения сексуального влечения с любовью. Любовь и творчество являются способами жизни в согласии с природой, в которых непосредственно соединяются истина познания, добро любви и красота искусства.

Фома Аквинский назвал человека горизонтом. Тем горизонтом, к которому каждый призван своей природой идти, чтобы стать человеком. Природа человека -- дорога, по которой должно идти, исходный пункт и условие достижения цели. Это шифр, формула кристаллизации, закон, по которому человек строит себя. Творчество и любовь -- способы превращения находящихся в окружающей среде веществ в целостное естество личности Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969--1971..

Человек есть становление идеальной природы, и жизнь дана ему для ее превращения в реальную целостность. Человек может погубить свою природу в расщепленном существовании, а может построить на ее основе прекрасное здание. Он не приходит к себе как к тому, что было от века, а создает небывалое на почве индивидуальной природы из материалов, которые находит в жизни. В полной мере гордиться как своим достижением он может именно этим построенным зданием.

Одной из важнейших характеристик гармонически развитой личности является цельность. Ее не следует путать с последовательностью. Можно очень последовательно двигаться в ложном направлении. Понятие же «цельность> не случайно является однокоренным с понятием «целостность». Цельный человек в отличие от последовательного не тот, кто всю жизнь посвящает какому-либо одному делу, а тот, кто во все поступки, имеющие общий смысл, вкладывает все силы, достигая гармоничной внутренней связанности духа, души и тела.

Для того чтобы быть истинно цельным и целостным, надо перестать быть рабом своих отвлеченно-чувственных желаний и отвлеченно-рациональных помыслов и сознательно принять ориентацию на созидание личности. Наши поступки чаще всего не санкционируются духовно-душевной целостностью, т. е. сердцем. Конечно, рассчитываем и подсчитываем, хватит ли, скажем, денег на покупку и т. п., но расчет остается чаще всего отвлеченно-рациональным, а желание -- отвлеченно-чувственным. Истинные же желания созревают в сердце, и для того чтобы они вошли в сознание, необходима усиленная работа целостного, а не отвлеченного разума.

Неосознание человеком своих истинных желаний ведет к тому, что он становится жертвой соблазнов века: власти, денег, развлечений и т. д. Эти соблазны -- плоды отвлеченной чувственности, но обратной стороной их оказывается нечто неосознаваемо истинное. Человек, добиваясь в какой-то мере своего, испытывает неудовлетворенность и смутно ощущает, что это отнюдь не то, что он поистине хотел. Произошла подмена. В ужасе останавливается он перед страданиями, виновником которых стал. В духе и в душе растет протест. «И мальчики кровавые в глазах» у Бориса Годунова появляются не потому, что он испугался людского суда (он сам себе судья) или суда Божьего, а потому, что возмутился его дух, представление об истине и справедливости, которое пребывает в тайниках бессознательной природы и светит оттуда даже помимо человеческой воли. В каждом теплится огонек природы, божественная искра, которая делает видимым грех. Вера в эту искру -- важнейшая и последняя вера.

Расщепление человека может быть преодолено при условии, если человек будет жить по своей природе. Тогда все таящиеся и развитые в нем духовные силы, объединившиеся с душевным потенциалом, он сможет использовать творчески, направив их на созидание личности, лучшего социума, облагороженной внешней природы.

Двумя атрибутами целостной личности, адекватными природе человека, являются любовь и творчество. Труд соответствует родовой части природы человека и поэтому приносит удовлетворение; но индивидуальная часть природы может быть выражена только творческим трудом, непременно с отпечатком национального и индивидуального духа и психологического склада творца. Каждый имеет в себе ключ к тайнам Бытия и открывает им свои личные тайны. Этот ключ -- творческий, годный лишь для данного человека, и с его помощью постигается индивидуальный смысл жизни и созидается личность.

Конечно, подлинно великая роль творчества в прогрессе человечества раскроется лишь тогда, когда оно из привилегии одиночек или даже отдельных социальных групп станет способом существования каждого. Такое вселенское творчество-- высшая форма трудовых усилий. Деятельность художника, который выполняет работу ради нее самой, не несет никаких человеческих издержек -- понятие, значение которого экономисты оценили совсем недавно.

Становление личности не есть выход за собственные границы. Это поднятие самого себя на более высокий уровень. Преодолевая себя творчески, человек остается самим собой и в то же время проникает в другого и в мир. Если преодоление представляет собой бесконечное творческое становление духовно-душевной природы человека, то проникновение носит характер любви к другому и понимания его.

Подлинно любовное отношение то, при котором человек обращается своим сердцем -- средоточием духовно-душевной целостности -- к сердцу другого.

Созидание себя и единение с миром предполагают деятельность, служащую выполнению поставленной цели. Деятельность направляется волей, и чем сильнее последняя, тем лучше для осуществления цели. Настоящая воля -- воля к творению себя -- может быть только у целостного (она входит в целое в качестве компонента) человека, который не только знает, чего хочет, но и созидает себя в соответствии с приобретенным знанием.

Волевые характеристики, несомненно, связаны с верой. Когда человек уверен в себе и в правоте своего дела, его воля крепнет; когда впадает в безверие и не знает, куда идти, теряет волю Отсутствие веры подтачивает волю.

Волю и веру сближает то, что они являются инструментами становления и единения личностей. Вместе они образуют ту целостность, которая дополняет до триединства разум и чувство, любовь и творчество.

Становление целостной личности -- предпосылка и результат формирования лучшего общественного устройства. Идеальное общественное устройство возможно только в том случае, если каждый член общества станет идеальным, т. е. сотворит себя по своей идеальной природе. Путь к такому обществу -- накопление в мире любви и творчества.

Так же как расщепляющая тенденция идет через расщепление общества к расщеплению индивидуума, объединяющая тенденция через становление личности способна привести к единению всех.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх