Честь и бесчестие литературные примеры. Тема чести в произведениях отечественной классики XIX века

1) Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил от нее деньги, поэтому, спасая свою честь, по­кончил жизнь самоубийством.

2) Проплавленный деятель Великой французской революции Жан-Поль Марат, которого называли «Другом народа», с детства отличался обостренным чувством собственного достоинства. Однажды домашний учитель ударил его по лицу указкой. Марат, которому тогда было 11 лет, отказался при­нимать пишу. Родители, разгневанные упрямством своего сына, заперли его в комнату. Тогда маль­чик разбил окно и выпрыгнул на улицу, взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за человеческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свободным не дается человеку изначально, а завоевывается им в противостоянии с тиранией, мракобесием.

2) Во время второй мировой войны немцы подговорили одного уголовника за большое денежное воз­награждение сыграть роль известного героя Сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все не обходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу не­знакомых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жал кой роли доносчика, не стал вы­давать услышанные от подпольщиков сведения и был расстрелян.

3) Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ре­бенком, а сам тщательно побрился и с достоинством принял смерть.

4) Во время Крымской войны некий командир бригады (минимум - полковник, максимум - генерал) обещал дать в приданое за своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на его бригаду. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели к тому, что, несмотря на геро­изм солдат, страна потерпела позорное поражение.

5) Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заключенных делать приседания. Запутанные побоями и голодом люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отка­зался подчиняться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять.

6) Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая II от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончили жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому.



7) Выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову в самые трудные дни обороны Севасто­поля прислали известие о высокой награде. Узнав об этом, Нахимов раздраженно сказал: «Лучше бы мне прислали ядра и порох для пушек!»

8) Шведы, осадившие Полтаву, предложили горожанам сдаться. Положение осажденных было отча­янным: не оставалось ни пороха, ни ядер, ни пуль, ни сил драться. Но люди, собравшиеся на площа­ди, решили стоять до конца. К счастью, вскоре подошла русская армия, и шведам пришлось снять осаду.

9) Б. Житков в одном из своих рассказов изображает человека, который очень боялся кладбищ. Од­нажды маленькая девочка потерялась и попросила отвести ее домой. Дорога шла мимо кладбища. Мужчина спросил девочку: «А разве ты не боишься покойников?» «С вами мне ничего не страш­но!» - ответила девочка, и эти слова заставили мужчину собраться с духом и преодолеть чувство страха.

В руках молодого солдата чуть не разорвалась бракованная боевая граната. Увидев, что через не­сколько секунд произойдет непоправимое, Дмитрий выбил ногой из рук солдата гранату, накрыл его собой. Рисковал - не то слово. Граната разорвалась совсем рядом. А у офицера - жена и годовалая дочка.

11) Во время покушения на царя Александра 11 взрывом бомбы повредило карету. Кучер умолял го­сударя не выходить из нее и скорее ехать во дворец. Но император не мог бросить истекающих кро­вью охранников, поэтому вышел из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Александр -2 по­лучил смертельное ранение.

12) Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, на­пример, провокатору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оп­лачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя.



13) Английский спортсмен Кроухерст решил принять участие в кругосветной гонке яхт-одиночек. У него не было ни опыта, ни мастерства, необходимого для такого состязания, но срочно нужны были деньги, чтобы расплатиться с долгами. Спортсмен решил перехитрить всех, он решил переждать ос­новное время гонок, а потом в нужный момент появиться на трассе, чтобы финишировать раньше ос­тальных. Когда, казалось, замысел удался, яхтсмен понял, что не сможет жить, на рушив законы чес­ти, и он покончил жизнь самоубийством.

14) Существует вид птиц, у которых самцы имеют короткий и твердый клюв, а самки - длинный и изогнутый. Оказывает ся, эти птицы живут в паре и всегда помогают друг другу: самец пробивает кору, а самка с помощью своего клюва выискивает личинок. Этот пример показывает, что даже в ди­кой при роде многие существа образуют гармоничное единство. Тем более у людей такие высокие понятия, как верность, любовь, дружба - это не просто абстракции, придуманные наивными романти­ками, а реально существующие чувства, обусловленные самой жизнью.

15) Один путешественник рассказывал о том, что эскимосы подарили ему большую связку сушеной рыбы. Торопясь на судно, он забыл ее в чуме. Вернувшись через полгода, он нашел эту связку на прежнем месте. Путешественник узнал, что племя пережило тяжелую зиму, люди сильно голодали, но никто не посмел тронуть чужое, боясь навлечь на себя бесчестным поступком гнев высших сил.

16) Когда алеуты делят добычу, то они внимательно следят за тем, чтобы всем досталось поровну. Но если кто-то из охотников проявляет жадность и требует себе больше, то с ним не спорят, не ругаются: все отдают ему свою долю и молча уходят. Спорщику достается все, но, получив кучу мяса, он по­нимает, что потерял уважением своих соплеменников, и спешит вымолить у них прощение.

17) Древние вавилоняне, желая наказать провинившегося человека, стегали кнутом его одежду. Но от этого преступнику не было легче: тело-то он сохранял, зато обесчещенная душа истекала кровью.

18) Английский мореплаватель, ученый и поэт Уолтер Рэли всю жизнь яростно боролся с Испанией. Враги этого не забыли. Когда воюющие страны начались долгие переговоры о мире, то испанцы по­требовали, чтобы им отдали Рэли. Английский король решил пожертвовать отважным мореплавате-, лем, оправдывая свое предательство заботой о благе государства.

19) Парижане во время Второй мировой войны нашли очень действенный способ борьбы с фашиста­ми. Когда вражеский офицер входил в трамвай или в вагон метро, то все дружно выходили. Немцы, видя такой молчаливый протест, понимали, что им противостоит не жалкая кучка несогласных, а це­лый народ, спаянный ненавистью к захватчикам.

20) Чешскому хоккеисту М. Новы, как лучшему игроку команды, подарили «Тойоту» последней мо­дели. Он попросил выплатить ему стоимость автомобиля и разделил деньги между всеми членами команды.

21) Известного революционера Г. Котовского за разбои при говорили к смертной казни через пове­шение. Судьба этого не заурядного человека взволновала писателя А. Федорова, который стал хлопо­тать о помиловании разбойника. Он добился освобождения Котовского, и тот торжественно пообе­щал писателю отплатить ему добром. Спустя несколько лет, когда Котовский стал красным командиром, к нему пришел этот писатель и попросил спасти его сына, которого схватили чекисты. Котовский, рискуя жизнью, вызволи юношу из плена.

Роль примера. Воспитание человека

1) Важную воспитательную роль играет пример и в жизни животных. Оказывается, не все кошки ло­вят мышей, хотя эта реакция считается инстинктивной. Ученые выяснили, что котята, прежде чем на­чать ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые кошки. Котята, выращенные вместе с мышами, редко потом становятся их убийцами.

2) Всемирно известный богач Рокфеллер уже в детстве проявлял качества предпринимателя. Куплен­ные мамой конфеты он делил на три части и с наценкой продавал их своим маленьким сестрам-сладкоежкам.

3) Многие люди склонны во всем винить неблагоприятные условия: семью, друзейДжизненный уклад, правителей. Но ведь именно борьба, преодоление трудностей есть важнейшее условие полноценного духовного формирования. Не случайно в народных сказках подлинная биография героя начинается только тогда, когда он проходит испытание (сражается с чудовищем, спасает украденную невесту, добывает волшебный предмет).

4) И. Ньютон учился в школе посредственно. Однажды его обидел одноклассник, который носил звание первого ученика. И Ньютон решил отомстить ему. Он стал учиться так, что звание лучшего досталось ему. Привычка добиваться поставленной цели стала главной чертой великого ученого.

5) Царь Николай I нанял для образования своего сына Александра II выдающегося русского поэта В. Жуковского. Когда будущий наставник царевича представил план образования, отец приказал выбро­сить из этого плана занятия латынью и древнегреческим языком, которые его самого измучили в дет­стве. Он не хотел, чтобы и его сын тратил время на бессмысленную зубрежку.

6) Генерал Деникин вспоминал, как, будучи ротным командиром, он попытался внедрить в отноше­ния с солдатами, основанные не на «слепом» подчинении командиру, а на сознательности, понима­нии приказа, старался при этом избегать суровых наказаний. Однако, увы, рота вскоре оказалась в числе худших. Тогда, по воспоминаниям Деникина, вмешался фельдфебель Степура. Он построил роту, поднял свой огромный кулак и, обходя строй, стал повторять: «Вот это вам не капитан Дени­кин!»

7) Голубая акула вынашивает более пятидесяти детенышей. Но уже в чреве матери между ними на­чинается безжалостная борьба за выживание, потому что пищи на всех не хватает. На свет рождаются только двое - это самые сильные, самые без жалостные хищники, вырвавшие свое право на сущест­вование в кровавом поединке.

Мир, в котором нет любви, в котором выживает сильнейший, - это мир безжалостных хищников, мир безмолвных, холодных акул.

8) Учительница, которая учила будущего ученого Флеминга, часто водила своих учеников к реке, Где дети находили что-то интересное, с увлечением обсуждали очередную находку. Когда приезжал ин­спектор, чтобы проверить, насколько хорошо учат детей, ученики и учительница торопливо залезали в класс через окно и делали вид, что увлеченно занимаются наукой. Экзамен сдавали всегда хорошо, и никто не знал, что дети учатся не только по книжкам, но и в ходе живого общения с природой.

9) На формирование выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние ока­зали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Алек­сандрам, хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником.

10) Представьте, что вы плывете на корабле, который настигла страшная буря. Ревущие волны взды­маются до самых небес. Ветер с воем срывает клочья пены. Молнии рассекают свинцово-черные ту­чи и тонут в морской бездне. Экипаж несчастного корабля уже устал бороться с бурей, в кромешной тьме не видно родного берега, никто не знает, что делать, куда плыть. Но вдруг сквозь непроглядную ночь вспыхивает яркий луч маяка, который указывает путь. Надежда радостным светом озаряет глаза моряков, они поверили в свое спасение.

Великие деятели стали для человечества чем-то вроде маяков: их имена, словно путеводные звезды, указывали путь людям. Михаил Ломоносов, Жанна д" Арк, Александр Суворов, Николай Вавилов, Лев Толстой - все они стали живым примерам беззаветной преданности своему делу и подарили лю­дям веру в свои силы.

11) Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца это прорастание се­мян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, не­которые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом.

12) Говорят, что к Шекспиру пришел молодой человек и спросил:

_ Я хочу стать таким же, как вы. Что мне нужно делать, чтобы стать Шекспиром?

_ Я хотел стать богом, а стал только Шекспиром. Кем же будешь ты, если хочешь стать всего лишь

мной? - ответил ему великий драматург.

13) Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный волками, медведями или обезьянами, воспитывался: в течение нескольких лет вдали от людей. Затем его ловили и возвращали в человече­ское общество. Во всех этих случаях человек, выросший среди животных, становился зверем, утрачи­вал почти все человеческие признаки. Дети не могли усвоить человеческую речь, ходили на четве­реньках, что у них исчезала способность к прямохождению, они едва выучивались держаться на двух ногах, жили дети примерно столько же лет, сколько в среднем живут воспитавшие их звери... О чем это говорит этот пример? О том, что ребенка нужно ежедневно, ежечасно воспитывать, целе­направленно управлять его развитием. О том, что вне общества человеческий ребенок превращается в животное.

14) Ученые давно уже говорят о так называемой «пирамиде способностей». В раннем возрасте поч­ти нет неталантливых детей, в школе их уже значительно меньше, еще меньше - в вузах, хотя туда проходят по конкурсу; во взрослом же возрасте остается совсем*ничтожный процент по-настоящему талантливых людей. Подсчитано, в частности, что реально двигает науку вперед лишь три процента занятых научной работой. В социально-биологическом плане утрата талантливости с возрастом обь-ясняется тем, что наибольшие способности нужны человеку в период освоения азов жизни и са­моутверждения в ней, то есть в ранние годы; затем в мышлении и поведении начинают преобладать приобретенные навыки, стереотипы, усвоенные, прочно отложившиеся в мозгу знания и т. п. В этом плане гений - «взрослый, оставшийся ребенком», то есть человек, сохраняющий обостренное чувство новизны по отношению к вещам, к людям, вообще - к миру.

Природа и человек

проблема
-проблема любви к природе. Красота природы вызывает особые чувства -проблема единения человека и природы. Человек и природа – явления одного порядка, они не противопоставлены друг другу, они перекликаются. -проблема влияния человека на природу. (Какова степень влияния человека на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?) - проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней) -проблема состояния окружающей среды. Русская поэзия (А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень»; А.А.Фет «Какая ночь» и др.) Л.Н.Толстой «Война и мир» (А.Болконский у старого дуба); М.Шолохов «тихий Дон», Н.А.Заболоцкий «Сентябрь», «Кто мне откликнулся в чаще лесной?» «Человек и природа – это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей < …>. Как могу я, человек, покорить природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль » Н.А.Заболоцкий Рей Брэдбери «И грянул гром»; И.Тальков «Природа объявила нам войну». А.П.Чехов «Вишневый сад»; Н.А.Заболоцкий «Прогулка» Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету ».

Человек и общество

проблемы Литературные произведения, афоризмы
- проблема отчужденности мира богатых и сытых от мира бедных и голодных. (Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?); - проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека?); - проблема истинных и ложных ценностей; -проблема смысла жизни и назначения человека; -проблема счастья; - проблема чести, достоинства, нравственного выбора. В любой ситуации человек должен оставаться человеком; -можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием – только идеями или идеями и тоже насилием? -проблема моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; -проблема милосердия, ответственности человека за свои поступки - проблема испытания человеческой личности в сфере любви; -проблема верности в любви, непобедимости искреннего чувства; -проблема неразделенной любви -проблема ответственности науки за результаты своих экспериментов; -проблема разрушительной силы хамства, невежества, бесчеловечности; -проблема сущности красоты; -проблема войны как несправедливого, кровавого действа, разрушающего человека и обесценивающего его Дом; - проблема нравственного выбора человека на войне; -проблема веры; -проблема различного понимания правды; -проблема противостояния великих мастеров, талантливых людей окружающему миру; И.Бунин «Господин из Сан-Франциско» М.Горький «Старуха Изергиль» (Легенда о Ларе) О.Генри «Дары волхвов»; О.Бальзак «Гобсек»; Л.Н.Толстой «Юность» (гл. «Comme il faut») «Вы ждете сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените » О.Генри М.М.Пришвин «Жень-шень», Н.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться», А.П.Платонов «Сокровенный человек», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время » Д.И.Фонвизин Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» «Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть » Л.Н.Толстой М. Шолохов «Судьба человека», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», В.Быков «Сотников» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н.Толстой «После бала», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» А.П.Платонов «Юшка», К.Г.Паустовский «Телеграмма» «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…» А.П.Чехов А.Куприн «Гранатовый браслет», любовная лирика А.С.Пушкина, А.С.Пушкин «Евгений Онегин» В.Шекспир «Ромео и Джульетта», М.Булгаков «Мастер и Маргарита», Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских» А.С.Пушкин «Я вас любил», А.Куприн «Гранатовый браслет». М.А.Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца» Д.И.Фонвизин «Недоросль», М.А.Булгаков «Собачье сердце» Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Старая актриса»; Л.Н.Толстой «Война и мир» (образы Элен Курагиной, княжны Марьи, Наташи Ростовой) М.Шолохов «Тихий Дон» В.Быков «Сотников», В.Распутин «Живи и помни» «…живи и помни, человек: в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое – рядом с твоим народом » В.Астафьев Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Горький «На дне» М.Горький «На дне», М.Шолохов «Тихий Дон» А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери», Н.С.Лесков «Тупейный художник»

Родина, родной язык, семья

проблемы Литературные произведения, афоризмы
- проблема любви к Родине, отчему дому; - проблема исторической памяти; -проблема народа, национального характера; - проблема «отцов и детей» (Всегда ли мы понимаем своих родителей? Благодарны ли мы за их искреннюю любовь?); -проблема воспитания. Нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях; -проблема семьи, Дома. Семья- символ крепости народной жизни; -проблема памяти о своих истоках, о своем детстве -проблема бережного отношения к русскому языку. Русская поэзия (А.Блок, С.А.Есенин, А.Ахматова и др.), Н.С. Лесков «Левша» «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя » Сенека «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца » К.Г.Паустовский Ч.Айтматов «И дольше века длится день» (Легенда о манкурте); В.Г.Распутин «Прощание с Матерой» И.А.Гончаров «Обломов», А.Т.Твардовский «Василий Теркин», В.М.Шукшин «Чудик», А.И.Солженицын «Матренин двор» «Домострой», А.С.Пушкин «Станционный смотритель», И.С.Тургенев «Отцы и дети», К.Г.Паустовский «Телеграмма» Д.И.Фонвизин «Недоросль», Л.Н.Толстой «Война и мир» (семья Курагиных) М.Шолохов «Тихий Дон», М.Булгаков «Белая гвардия» Л.Н.Толстой «Война и мир» (семья Толстых – прототип семьи Ростовых); М.А.Булгаков «Белая гвардия» (семья Булгаковых – прототип семьи Турбинных); Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность». И.С.Тургенев «Русский язык»

В понятие «честь» вложены самые достойные человеческие качества: моральные принципы, гордость, незапятнанная репутация. Человек чести имеет доброе имя, пользуется заслуженным уважением. Бесчестие – полная противоположность нравственных качеств личности.

Честь определяется не только помыслами, убеждениями, но и поступками. Поступать по чести в любой ситуации означает не отступать от нравственных принципов, руководствоваться совестью, а не сиюминутной выгодой или собственным «хочу».

Василий Быков в рассказе «Сотников» противопоставил честь бесчестию, на примере показал человеческий выбор в самой сложной ситуации. Главный герой – Сотников, бывший учитель, офицер-артиллерист при отступлении части оказался в партизанском отряде на территории Белоруссии. Несмотря на щуплое телосложение, он имел твердые принципы – сохранять преданность Родине при любых обстоятельствах, «не мог сочувствовать человеку, который согласился на службу у немцев и так или иначе исполнял эту службу».

Вместе с бывшим старшиной Рыбаком, заболевший Сотников отправился на поиски провизии для партизан.

Во время задания измученный болезнью бывший офицер невольно стал причиной того, что они с напарником оказались в плену у полицаев. «Он мучительно переживал оттого, что так подвел Рыбака» и под тяжестью своей вины примирился с неизбежностью смерти. Сотников мужественно перенес нечеловеческие пытки, но не предал товарищей. Вместе с двумя партизанами в заложниках у немцев оказались мирные люди, которых полицаи обвинили в пособничестве. Пытаясь спасти сельчан, Сотников взял всю вину на себя...

Крепкий на вид деревенский парень Рыбак повел себя совершенно иначе. В плену он думал лишь о собственном спасении, испугался предстоящих истязаний и согласился служить полицаям. Поначалу он надеялся, что сбежит при случае и вернется в отряд, но после собственноручной казни товарища, обратной дороги уже не было… Сотников погиб, не запятнав чести офицера, не поступившись убеждениями, остался верен Отечеству. Рыбак проявил малодушие и бесчестие, что обернулось вечными угрызениями совести и бесцельностью дальнейшего существования.

Иной пример чести и бесчестия описан Николаем Лесковым в рассказе «Человек на часах». Постников в карауле слышит мольбы о помощи утопающего человека. Солдат неравнодушен к чужой беде, но перед ним сложный выбор: присяга велит ему ни при каких обстоятельствах не покидать караульную будку. И все же совесть одерживает верх над воинским долгом – Постников спасает беднягу и возвращается на пост. Малограмотный мужик поступил по чести, в отличие от офицера Миллера, который присвоил собственной персоне чужое геройство. Бесчестный дворянин получает награду, а настоящий герой – наказание розгами за нарушение присяги.

Можно констатировать, что честь проверяется жизненными обстоятельствами, когда люди оказываются в ситуациях нравственного выбора. Лишь волевой человек способен сохранить честь, ради которой готов принести в жертву собственную жизнь.

  • Бесчестным можно назвать человека, который предал своего близкого
  • Истинные качества личности раскрываются в сложных жизненных ситуациях
  • Иногда поступки, с первого взгляда кажущиеся бесчестными, оказываются необходимыми
  • Человек чести не предаст своих нравственных принципов даже перед лицом смерти
  • Война выявляет бесчестных людей
  • Поступки, совершаемые из чувства злости и зависти, всегда бесчестны
  • Честь нужно отстаивать
  • Бесчестный человек рано или поздно получает возмездие за свои действия
  • Человек, предавший свои нравственные принципы, бесчестен

Аргументы

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. В произведении мы видим двух полностью противоположных героев: Петра Гринева и Алексея Швабрина. Для Петра Гринева понятие чести является ключевым при принятии важных решений. Он не изменяет своим принципам даже тогда, когда ему грозит казнь: герой отказывается присягнуть Пугачеву. Он решается вызволить Машу Миронову из Белогорской крепости, захваченной неприятелем, хотя это очень опасно. Когда Петра Гринева арестовывают, он говорит всю правду, но не упоминает о Марье Ивановне, чтобы не портить ей и без того несчастную жизнь. Алексей Швабрин – человек трусливый, способный делать подлые поступки, ищущий для себя более выгодные условия. Он мстит Маше Мироновой за отказ выйти за него замуж, при первой же возможности переходит на сторону Пугачева, на дуэли с Петром Гриневым стреляет в спину. Все это говорит о том, что он является человеком бесчестным.

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”. Письмо Татьяны Лариной, рассказывающей о своих чувствах, Евгений Онегин не воспринимает как что-то серьезное. После дуэли с Ленским герой уезжает из деревни. Чувства Татьяны не утихают, она все время думает о Евгении. Проходит время. На одном из светских вечеров появляется Евгений Онегин, которому по-прежнему чуждо общество. Там он видит Татьяну. Герой объясняется перед ней, Татьяна тоже признается в любви к Онегину, однако она не может предать своего мужа. В этой ситуации Татьяна сохраняет свои честь и достоинство, уважая не собственные желания, а высокие нравственные принципы.

А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”. Великому композитору Моцарту дан дар свыше. Сальери – труженик, добившийся успеха многолетней работой. Из зависти Сальери решается на не только бесчестный, но и бесчеловечный поступок – он бросает яд в стакан Моцарта. Оставшись наедине, Сальери осмысливает слова Моцарта о несовместимости злодейства и гения. Он плачет, но не раскаивается. Сальери рад, что выполнил “долг”.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Говоря о бесчестии, невозможно не обратиться к семье Курагиных. Все члены этой семьи безнравственны, преданны лишь деньгам, лишь внешне кажутся патриотами. Стараясь получить хотя бы часть наследства Пьера Безухова, князь Василий решает женить его на своей дочери Элен. Она изменяет честному, преданному, добродушному Пьеру, не испытывая угрызений совести. Анатоль Курагин совершает не менее гадкий поступок: будучи женатым, он привлекает внимание Наташи Ростовой и готовит попытку побега, которая оканчивается неудачей. Читая произведение, мы понимаем, что такие бесчестные люди не могут быть по-настоящему счастливы. Их успехи временны. Истинное счастье получают такие герои, как Пьер Безухов: нравственные, верные своему слову, по-настоящему любящие Родину.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Андрий, сын Тараса Бульбы, предает отца и Родину: не способный противостоять силе любви к полячке, он переходит на сторону врага и сражается против тех, кого совсем недавно считал товарищами. Старый Тарас убивает сына, так как не может простить ему этот бесчестный поступок. Совсем по-другому показывает себя Остап, старший сын Тараса Бульбы. Он сражается с неприятелем до последнего, погибает в ужасных муках, но остается верен своим нравственным принципам.

А.Н. Островский “Гроза”. Катерина, выросшая в в атмосфере любви и заботы, не может хорошо жить с безвольным мужем и своенравной Кабанихой. Девушка влюбляется в Бориса, это приносит ей и счастье, и горе. Измена Катерины – предательство, которое она не может пережить как человек нравственный. Героиня решается на самоубийство, зная, что совершила тяжкий грех, который не простит и без того ужасное общество. Вряд ли Катерину можно назвать бесчестным человеком, несмотря на совершенный ею поступок.

М. Шолохов “Судьба человека”. Андрея Соколова, главного героя произведения, не без оснований называют человеком чести. Его лучшие нравственные качества раскрылись на войне, в плену у немцев. Герой сказал правду о работе, которую делают пленные. Кто-то донес на Андрея Соколова, из-за чего его вызвал Мюллер. Немец хотел расстрелять героя, но перед смертью предложил выпить “за победу немецкого оружия”. Андрей Соколов – человек, не способный на такой бесчестный поступок, поэтому он отказался. За свою смерть он выпил, но не закусил, показывая силу духа русского народа. Отказался закусывать он и после второй стопки. Мюллер назвал Соколова достойным солдатом и отпустил с хлебом и куском сала назад. Для Андрея Соколова было делом чести разделить продукты между всеми, несмотря на то, что сам он был очень голоден.

Н. Карамзин “Бедная Лиза”. Эраст, человек дворянского происхождения, влюбляется в Лизу, обычную крестьянку. Поначалу юноша мечтает оставить свое общество ради их будущего счастья. Лиза не может не верить ему, ее настолько охватывает любовь, что она без сомнений отдается Эрасту. Но ветреный молодой человек проигрывает в карты большую сумму денег, теряет все свое состояние. Он решает жениться на богатой вдове, а Лизе говорит, что уходит на войну. Разве это не бесчестный поступок? Когда Лиза узнает об обмане, Эраст пытается от нее откупиться. Бедной девушке не нужны деньги, она не видит смысла жить и в итоге погибает.

В. Распутин “Уроки французского”. Молодая учительница Лидия Михайловна преподает французский язык и является классным руководителем главного героя произведения. Когда мальчик приходит в школу побитым, предатель Тишкин рассказывает, что он играет на деньги. Учительница не спешит ругать героя. Постепенно Лидия Михайловна узнает, как трудно живется ребенку: его дом далеко, еды мало, денег не хватает. Учительница пытается помочь, предложив мальчику играть на деньги с ней. С одной стороны, ее поступок является недопустимым. С другой стороны, его нельзя назвать и плохим, ведь он совершен во имя благой цели. Директор узнает о том, что Лидия Михайловна играет с учеником на деньги, и увольняет ее. Но понятно, что осудить учительницу не за что: кажущийся бесчестным поступок на самом деле несет добро.

А.П. Чехов “Попрыгунья”. Ольга Ивановна замужем за врачом Осипом Ивановичем Дымовым. Муж ее очень любит. Он много работает, чтобы оплатить увлечения жены. Ольга Ивановна знакомится с художником Рябовским, изменяет мужу. Дымов догадывается об измене, но не подает виду, а старается работать еще больше и упорнее. Отношения Ольги Ивановны и Рябовского заходят в тупик. В этом время Дымов заражается дифтеритом, выполняя свой врачебный долг. Когда он умирает, Ольга Ивановна понимает, насколько бесчестным, безнравственным было ее поведение. Она признает, что потеряла по-настоящему достойного человека.

Аргументы к сочинению

Проблемы 1. Нравственные качества человека 2. Честь и достоинство как высшие ценности человека 3. Конфликт человека и общества 4. Человек и социальная среда 5. Межличностные отношения 6. Страх в жизни человека Утверждающие тезисы 1. Человек всегда должен оставаться человеком. 2. Человека можно убить, но у него нельзя отнять честь. 3. Нужно верить в себя и оставаться самим собой. 4. Характер раба определяет социальная среда, а сильная личность сама влияет на окружающий мир. Цитаты 1. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (английский писатель). 2. Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек (Х. Р. Хименес, испанский писатель). 3. Нет судьбы, которую бы не превозмогло презрение (А. Камю, французский писатель и философ). 4. Идти вперед и никогда не умирать (У. Теннисон, английский поэт). 5. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (д. Оруэлл, английский писа­тель). 6. Человека создает его сопротивление среде (М. Горький, русский писатель). Аргументы Честь - бесчестие. Верность - предательство 1) Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил от нее деньги, поэтому, спасая свою честь, покончил жизнь самоубийством. 2) Проплавленный деятель Великой французской революции Жан-Поль Марат, которого называли «Другом народа», с детства отличался обост­ренным чувством собственного достоинства. Однажды домашний учитель ударил его по лицу указкой. Марат, которому тогда было 11 лет, отка­зался принимать пишу. Родители, разгневанные упрямством своего сына, заперли его в комнату. Тогда мальчик разбил окно и выпрыгнул на ули­цу, взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за челове­ческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свободным не дается человеку изначально, а завоевывается им в противостоянии с ти­ранией, мракобесием. 3) Во время второй мировой войны немцы подговорили одного уголовника за большое денежное вознаграждение сыграть роль известного героя Сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все не обходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жал кой роли доносчика, не стал выдавать услышанные от под­польщиков сведения и был расстрелян. 4) Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с досто­инством принял смерть. 5) Во время Крымской войны некий командир бригады (минимум - полковник, максимум - генерал) обещал дать в приданое за своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на его бригаду. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели к тому, что, несмотря на героизм солдат, страна потерпела позорное поражение. 6) Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заключенных делать приседания. Запутанные побоями и голодом люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отказался подчиняться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять. 7) Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая ii от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончи­ли жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому. 8) Выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову в самые трудные дни обороны Севастополя прислали известие о высокой награде. Узнав об этом, Нахимов раздраженно сказал: «Лучше бы мне прислали ядра и порох для пушек!» 9) Шведы, осадившие Полтаву, предложили горожанам сдать ся. Положение осажденных было отчаянным: не оставалось ни пороха, ни ядер, ни пуль, ни сил драться. Но люди, собравшиеся на площади, решили стоять до конца. К счастью, вскоре подошла русская армия, и шведам при­шлось снять осаду. 10) Б. Житков в одном из своих рассказов изображает человека, который очень боялся кладбищ. Однажды маленькая девочка потерялась и поп­росила отвести ее домой. Дорога шла мимо кладбища. Мужчина спросил девочку: «А разве ты не боишься покойников?» «С вами мне ничего не страшно!» - ответила девочка, и эти слова заставили мужчину собраться с духом и преодолеть чувство страха. 11) О майоре Дмитрии Островерхове писали многие газеты. В руках молодого солдата чуть не разорвалась бракованная боевая граната. Увидев, что через несколько секунд произойдет непоправимое, Дмит­рий выбил ногой из рук солдата гранату, накрыл его собой. Рисковал - не то слово. Граната разорвалась совсем рядом. А у офицера - жена и годовалая дочка. 12) Во время покушения на царя Александра 11 взрывом бомбы повредило карету. Кучер умолял государя не выходить из нее и скорее ехать во дворец. Но император не мог бросить истекающих кровью охранников, поэтому вышел из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Алек­сандр -2 получил смертельное ранение. 13) Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, например, провокатору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя. 14) Английский спортсмен Кроухерст решил принять участие в кругосветной гонке яхт-одиночек. У него не было ни опыта, ни мастерства, необхо­димого для такого состязания, но срочно нужны были деньги, чтобы расплатиться с долгами. Спортсмен решил перехитрить всех, он решил пере­ждать основное время гонок, а потом в нужный момент появиться на трассе, чтобы финишировать раньше остальных. Когда, казалось, замысел удался, яхтсмен понял, что не сможет жить, на рушив законы чести, и он покончил жизнь самоубийством. 15) Существует вид птиц, у которых самцы имеют короткий и твердый клюв, а самки - длинный и изогнутый. Оказывает ся, эти птицы живут в паре и всегда помогают друг другу: самец пробивает кору, а самка с помощью своего клюва выискивает личинок. Этот пример показывает, что даже в дикой при роде многие существа образуют гармоничное единство. Тем более у людей такие высокие понятия, как верность, любовь, дружба - это не просто абстракции, придуманные наивными романтиками, а реально существующие чувства, обусловленные самой жизнью. 16) Один путешественник рассказывал о том, что эскимосы подарили ему большую связку сушеной рыбы. Торопясь на судно, он забыл ее в чуме. Вернувшись через полгода, он нашел эту связку на прежнем месте. Путешественник узнал, что племя пережило тяжелую зиму, люди сильно го­лодали, но никто не посмел тронуть чужое, боясь навлечь на себя бесчестным поступком гнев высших сил. 17) Когда алеуты делят добычу, то они внимательно следят за тем, чтобы всем досталось поровну. Но если кто-то из охотников проявляет жад­ность и требует себе больше, то с ним не спорят, не ругаются: все отдают ему свою долю и молча уходят. Спорщику достается все, но, получив кучу мяса, он понимает, что потерял уважением своих соплеменников. и спешит вымолить у них прощение. 18) Древние вавилоняне, желая наказать провинившегося человека, стегали кнутом его одежду. Но от этого преступнику не было легче: тело-то он сохранял, зато обесчещенная душа истекала кровью. 19) Английский мореплаватель, ученый и поэт Уолтер Рэли всю жизнь яростно боролся с Испанией. Враги этого не забыли. Когда воюющие стра­ны начались долгие переговоры о мире, то испанцы потребовали, чтобы им отдали Рэли. Английский король решил пожертвовать отважным мо­реплавателем, оправдывая свое предательство заботой о благе государства. 20) Парижане во время Второй мировой войны нашли очень действенный способ борьбы с фашистами. Когда вражеский офицер входил в трам­вай или в вагон метро, то все дружно выходили. Немцы, видя такой молчаливый протест, понимали, что им противостоит не жалкая кучка несо­гласных, а целый народ, спаянный ненавистью к захватчикам. 21) Чешскому хоккеисту М. Новы, как лучшему игроку команды, подарили «Тойоту» последней модели. Он попросил выплатить ему стоимость ав­томобиля и разделил деньги между всеми членами команды. 22) Известного революционера Г. Котовского за разбои при говорили к смертной казни через повешение. Судьба этого не заурядного человека взволновала писателя А. Федорова, который стал хлопотать о помиловании разбойника. Он добился освобождения Котовского, и тот торжествен­но пообещал писателю отплатить ему добром. Спустя несколько лет, когда Котовский стал красным командиром, к нему пришел этот писатель и попросил спасти его сына, которого схватили чекисты. Котовский, рискуя жизнью, вызволи юношу из плена. Роль примера. Воспитание человека 1) Важную воспитательную роль играет пример и в жизни животных. Оказывается, не все кошки ловят мышей, хотя эта реакция считается инс­тинктивной. Ученые выяснили, что котята, прежде чем начать ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые кошки. Котята, выращен­ные вместе с мышами, редко потом становятся их убийцами. 2) Всемирно известный богач Рокфеллер уже в детстве проявлял качества предпринимателя. Купленные мамой конфеты он делил на три части и с наценкой продавал их своим маленьким сестрам-сладкоежкам. 3) Многие люди склонны во всем винить неблагоприятные условия: семью, друзей, жизненный уклад, правителей. Но ведь именно борьба, пре - одоление трудностей есть важнейшее условие полноценного духовного формирования. Не случайно в народных сказках подлинная биография ге­роя начинается только тогда, когда он проходит испытание (сражается с чудовищем, спасает украденную невесту, добывает волшебный предмет). 4) И. Ньютон учился в школе посредственно. Однажды его обидел одноклассник, который носил звание первого ученика. И Ньютон решил отом­стить ему. Он стал учиться так, что звание лучшего досталось ему. Привычка добиваться поставленной цели стала главной чертой великого уче­ного. 5) Царь Николай i нанял для образования своего сына Александра ii выдающегося русского поэта В. Жуковского. Когда будущий наставник царе­вича представил план образования, отец приказал выбросить из этого плана занятия латынью и древнегреческим языком, которые его самого из­мучили в детстве. Он не хотел, чтобы и его сын тратил время на бессмысленную зубрежку. 6) Генерал Деникин вспоминал, как, будучи ротным командиром, он попытался внедрить в отношения с солдатами, основанные не на «слепом» подчинении командиру, а на сознательности, понимании приказа, старался при этом избегать суровых наказаний. Однако, увы, рота вскоре оказа­лась в числе худших. Тогда, по воспоминаниям Деникина, вмешался фельдфебель Степура. Он построил роту, поднял свой огромный кулак и, об­ходя строй, стал повторять: «Вот это вам не капитан Деникин!» 7) Голубая акула вынашивает более пятидесяти детенышей. Но уже в чреве матери между ними начинается безжалостная борьба за выживание, потому что пищи на всех не хватает. На свет рождаются только двое - это самые сильные, самые без жалостные хищники, вырвавшие свое право на существование в кровавом поединке. Мир, в котором нет любви, в котором выживает сильнейший, - это мир безжалостных хищников, мир безмолвных, холодных акул. 8) Учительница, которая учила будущего ученого Флеминга, часто водила своих учеников к реке, Где дети находили что-то интересное, с увлече­нием обсуждали очередную находку. Когда приезжал инспектор, чтобы проверить, насколько хорошо учат детей, ученики и учительница торопли­во залезали в класс через окно и делали вид, что увлеченно занимаются наукой. Экзамен сдавали всегда хорошо, и никто не знал. что дети учатся не только по книжкам, но и в ходе живого общения с природой. 9) На формирование выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние оказали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александрам, хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником. 10) Представьте, что вы плывете на корабле, который настигла страшная буря. Ревущие волны вздымаются до самых небес. Ветер с воем срыва­ет клочья пены. Молнии рассекают свинцово-черные тучи и тонут в морской бездне. Экипаж несчастного корабля уже устал бороться с бурей, в кромешной тьме не видно родного берега, никто не знает, что делать, куда плыть. Но вдруг сквозь непроглядную ночь вспыхивает яркий луч ма­яка, который указывает путь. Надежда радостным светом озаряет глаза моряков, они поверили в свое спасение. Великие деятели стали для человечества чем-то вроде маяков: их имена, словно путеводные звезды, указывали путь людям. Михаил Ломоносов, Жанна д" Арк, Александр Суворов, Николай Вавилов, Лев Толстой - все они стали живым примерам беззаветной преданности своему делу и пода­рили людям веру в свои силы. 11) Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография челове­ческой души, человеческого сердца это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом. 12) Говорят, что к Шекспиру пришел молодой человек и спросил: - Я хочу стать таким же, как вы. Что мне нужно делать, чтобы стать Шекспиром? - Я хотел стать богом, а стал только Шекспиром. Кем же будешь ты, если хочешь стать всего лишь мной? - ответил ему великий драматург. 13) Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный волками, медведями или обезьянами, воспитывался: в течение нескольких лет вдали от людей. Затем его ловили и возвращали в человеческое общество. Во всех этих случаях человек, выросший среди животных, становился зверем, утрачивал почти все человеческие признаки. Дети не могли усвоить человеческую речь, ходили на четвереньках, что у них исчезала спо­собность к прямохождению, они едва выучивались держаться на двух ногах, жили дети примерно столько же лет, сколько в среднем живут вос­питавшие их звери... О чем это говорит этот пример? О том, что ребенка нужно ежедневно, ежечасно воспитывать, целенаправленно управлять его развитием. О том, что вне общества человеческий ребенок превращается в животное. 14) Ученые давно уже говорят о так называемой <<пирамиде способностей». В раннем возрасте почти нет неталантливых детей, в школе их уже значительно меньше, еще меньше - в вузах, хотя туда проходят по конкурсу; во взрослом же возрасте остается совсем ничтожный процент по- настоящему талантливых людей. Подсчитано, в частности, что реально двигает науку вперед лишь три процента занятых научной работой. В со­циально-биологическом плане утрата талантливости с возрастом объясняется тем, что наибольшие способности нужны человеку в период освое­ния азов жизни и самоутверждения в ней, то есть в ранние годы; затем в мышлении и поведении начинают преобладать приобретенные навыки, стереотипы, усвоенные, прочно отложившиеся в мозгу знания и т. п. В этом плане гений - «взрослый, оставшийся ребенком», то есть человек, со­храняющий обостренное чувство новизны по отношению к вещам, к людям, вообще - к миру.

Рубрика № 7. «Помни имя свое!»

Аргументы к сочинению

Проблемы 1. Историческая память 2. Отношение к культурному наследию 3. Роль культурных традиций в нравственном становлении человека 4. Отцы и дети Утверждающие тезисы 1. Без прошлого нет будущего. 2. Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени. 3. Копеечные кумиры не должны подменять настоящих героев, которые жертвовали собою ради своего народа. Цитаты 1. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло (У Фолкнер, американский писатель). 2. Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна. американский философ). 3. Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был (В. Тальников, русский писатель). 4. Народа умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю (Ф. Абрамов, русский писа­тель). Аргументы 1) Давайте представим себе людей, которые утром начинают строить дом, а на следующий день, не закончив начатого, принимаются за строи­тельство нового дома. Ничего, кроме недоумения, такая картина вызвать не может. Но ведь именно так поступают люди, которые отвергают опыт своих предков и как бы заново начинают строить свой «дом». 2) Человек, который смотрит вдаль с горы, может увидеть больше. Так и человек, который опирается на опыт своих предшественников, видит гораздо дальше, а его путь к истине становится короче. 3) Когда народ глумится над своими предками, над их мировоззрением, их философией, обычаями, он к той же участи готовит и себя. Подрастут потомки, и они будут смеяться над своими отцами. Но прогресс заключается не в отрицании старого, а в созидании нового. 4) Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он - живое воплоще­ние беспамятства. 5) Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказывает легенду о манкуртах. манкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!» 6) Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот дра­матический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое го народа. 7) В одном научно-фантастическом рассказе повествуется о судьбе людей, которые летят на огромном космическом корабле. Они летят много лет, и новое поколение не знает, куда летит корабль, где находится конечный пункт их многовекового путешествия. Люди охвачены мучительной тоской, их жизнь лишена пели. Этот рассказ - тревожное напоминание всем нам о том, как опасен разрыв между поколениями, как опасна утрата памяти. 8) Завоеватели древности сжигали книги и разрушали па мятники, чтобы лишить народ исторической памяти. 9) Древние персы запрещали порабощенным народам учить своих детей грамоте и музыке. Это было самое страшное наказание, потому что раз­рывались живые нити с прошлым, разрушалась национальная культура. 10) В свое время футуристы выдвинули лозунг «Сбросить Пушкина с корабля современности». Но в пустоте творить не возможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии. 11) В годы Великой Отечественной войны сняли фильм «Александр Невский», чтобы у советского народа появились духовные сыны, чувство единства с «богатырями» прошлого. 12) Выдающийся физик М. Кюри отказалась патентовать свое открытие, объявила, что оно принадлежит всему человечеству. Она говорила, что не смогла бы открыть радиоактивность без великих предшественников. 13) Царь Петр 1 умел заглядывать далеко вперед, зная, что плоды его усилий пожнут будущие поколения. Как-то Петр, сажая желуди. заметил. как один из присутствовавших при этом вельмож скептически улыбнулся. Разгневанный царь сказал: «Понимаю! ТЫ мнишь, что не доживу я до матерых дубов. Правда! Но ты - дурак; я оставляю пример прочим, чтоб делали то же, а потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь». 14) Когда родители не понимают стремлений своих детей, не понимают их жизненных целей, то часто это приводит к неразрешимому конфлик­ту. Анна Корвин-Круковская, сестра известного математика С. Ковалевской, в молодости успешно занималась литературным творчеством. Однаж­ды она получила благожелательный отзыв от Ф. М. Достоевского, который предлагал ей сотрудничество в его журнале. Когда отец Анны узнал о том, что его незамужняя дочь переписывается с мужчиной, то пришел в ярость. «Сегодня ты продаешь свои повести, а потом начнешь продавать себя!» - накинулся он на девушку. 15) Великая Отечественная война кровоточащей раной будет вечно тревожить сердце каждого человека. Блокада Ленин града, в которой от голо­да и холода умерли сотни тысяч людей, стала одной из самых драматичных страниц нашей истории. Пожилая жительница Германии, чувствуя вину своего народа перед погибшими, оставила завещание о пере воде своего денежного наследства на нужды Пискаревского мемориального кладбища в Санкт-Петербурге. 16) Очень часто дети стыдятся своих родителей, которые кажутся им нелепыми, несовременными, отсталыми. Однажды бродячий шут на глазах веселящейся толпы стал высмеивать молодого правителя одного маленького итальянского городка за то, что у того мать была простой прачкой. И что же сделал разгневанный сеньор? Он приказал убить свою мать! Конечно, такой поступок молодого изверга у каждого нормального чело века вызовет закономерное возмущение. Но давайте посмотрим внутрь себя: как часто мы испытывали чувство неловкости, досады и раздраже­ния, когда наши родители позволяли себе высказывать свое мнение при наших сверстниках? 17) Недаром время я называют лучшим судьей. Афиняне, не поняв величия истин, открытых Сократом, осудили его на смерть. Но прошло совсем немного времени, и люди поняли, что убили человека, который стоял выше их в духовном развитии. Судей, которые вынесли смертный приговор, из города изгнали, а философу поставили бронзовый памятник. И теперь имя Сократа стало воплощением беспокойного стремления человека к правде, к познанию. 18) В одной из газет написали статью про одинокую женщину, которая, отчаявшись найти достойную работу, стала кормить своего грудного сына специальными лекарствами. что бы вызвать у него эпилепсию. Тогда бы ей назначили пенсию по уходу за больным ребенком. 19) Однажды одного моряка, допекающего весь экипаж своими шутливыми проделками, смыло волной в море. Он оказался в окружении стаи акул. Корабль быстро уходил в сторону, помощи ждать было неоткуда. Тогда моряк, убежденный атеист, вспомнил картину из детства: у иконы молится его бабушка. Он стал повторять ее слова, взывая к Богу. Чудо произошло: акулы его не тронули, а через четыре часа, заметив пропажу матроса, судно вернулось за ним. После плавания моряк попросил прощения у старушки за то, что в детстве подсмеивался над ее верой. 20) Старший сын царя Александра П был прикован к посте ли и уже умирал. Императрица ежедневно навещала великого князя после обязатель­ной прогулки в коляске. Но однажды Николай Александрович почувствовал себя хуже и решил отдохнуть в часы обычного визита к нему матери. В результате они не виделись несколько дней, и Мария Александровна поделилась с одной и фрейлин своей досадой на это обстоятельство. «Да отчего ж Вы не поедете в другой час?» - удивилась та. «Нет. Это мне неудобно», - ответила императрица, будучи не в силах нарушить заведен­ный порядок даже тогда, когда речь шла о жизни ее любимого сына. 21) Когда в 1712 году царевич Алексей возвратился из-за границы, где провел около трех лет, отец Петр 1 спросил его, не забыл ли он то, чему учился, и тут же велел принести чертежи. Алексей, опасаясь, что отец заставит сделать чертеж в своем присутствии, решил уклониться от экзамена самым трус­ливым образом. Он «умыслил испортить себе правую руку» выстрелом в ладонь. Решимости всерьез выполнить намерение у него не хватило, и дело ог­раничилось ожогом руки. Симуляция все же избавила царевича от экзамена. 22) В персидской легенде рассказывается о надменном султане, который во время охоты отлучился от своих слуг и, заблудившись, набрел на ша­лаш пастуха. Измученный жаждой, он попросил напиться. Пастух налил воду в кувшин и подал его владыке. Но султан, увидев невзрачный сосуд, вышиб его из рук пастуха и гневно воскликнул: - Я никогда не пил из таких мерзких кувшинов - Разбившийся сосуд произнес: - Ах, султан! Напрасно ты мною гнушаешься! Я твой прадед, и я некогда был, как и ты, султаном. Когда я умер, меня похоронили в великолеп­ной гробнице, но время превратило меня в прах, который смешался с глиной. Горшечник, выкопав ту глину, наделал из нее множество горшков и сосудов. Поэтому, владыка, не презирай простую землю, из которой ты произошел и в которую ты когда-нибудь превратишься. 23) В Тихом океане есть крошечный клочок суши - остров Пасхи. На этом острове находятся циклопические каменные изваяния, которые уже долго волнуют умы ученых всего мира. Для чего люди соорудили эти огромныв статуи? Как островитянам удавалось поднимать многотонные ка­менные глыбы? Но местные жители (а их осталось чуть более 2 тысяч человек) не знают ответов на эти вопросы: нить, связующая поколения, прервалась, опыт предков безвозвратно утрачен, и только безмолвные каменные колоссы напоминают о великих свершениях прошлого.

Памятка:

Как нужно составлять тезисы для раскрытия темы сочинения?

1.Задайте вопрос по теме сочинения.

2. Дайте ответ на этот вопрос.

3.Этот ответ и будет тезисом к основной части сочинения.

4.Докажите тезисы, используя литературные аргументы. При этом текст пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения, используя аргументы из книг.

5 В заключении необходимо сделать вывод по написанному рассуждению.

«Честь и бесчестие»

В основе направления «Честь и бесчестие» лежат понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели изображали разные проявления человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.

Возможные темы сочинений:

    Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

    Может ли честь противостоять бесчестию?

    Береги честь смолоду… (пословица)

    Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?

    Откуда берутся бесчестные люди?

    Честь истинная и ложная.

    Есть ли в наши дни люди чести?

    Какие герои живут по чести?

    Смерть или бесчестие?

    Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

    Вода все смоет, только бесчестье не может смыть.

    Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем

    Есть ли право на бесчестье?

    Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному?

    Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

    «Честного человека можно преследовать, но не обесчестить».`(Вольтер)

    «Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности`(Цицерон)

    «Честь дороже жизни…» (Ф.Шиллер)

    «Ненавижу, люблю и мечтаю, И бесчестие знаю и честь…» (В.Морозов)

    «Пока сердца для чести живы» (А.С.Пушкин)

Произведения о чести и бесчестии:

(Можно приводить в аргументах, пополняйте этот список другими произведениями)

1. А. Пушкин «Капитанская дочка» ( Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. Однако, Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

В своей повести "Капитанская дочка" Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является. Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).

2. М.Шолохов «Судьба человека» (В небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов - простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным: "Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?" Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: "Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников". Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.))

3. М. Лермонотов. Роман "Герой нашего времени" (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие).

4. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» . (Лермонтов повествует о вседозволенности людей, стоящих у власти. Таким является Кирибеевич, который покусился на замужнюю жену. Для него законы не писаны, он ничего не боится, его даже царь Иван Грозный поддерживает, поэтому он соглашается на бой с купцом Калашниковым. Купец Степан Парамонович Калашников человек правды, верный муж и любящий отец. И даже не смотря на риск проиграть Кирибеевичу, он за честь своей жены Алёны вызвал его на кулачный бой. Убив опричника, Купец Калашников вызвал гнев царя, который приказал его к повешению. Конечно, Степан Парамонович мог бы уступить царю, избежать своей смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. На примере этого героя Лермонтов показал настоящий русский характер простого человека чести - сильного духом, непоколебимого, честного и благородного.)

5. Н. Гоголь «Тарас Бульба». (Остап достойно принял смерть).

6. В.Распутин "Уроки французского". (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)

6. А. Пушкин «Капитанская дочка». (Швабрин - яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гриневу. Это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя. )

7 Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" (Раскольников - убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестие?)

8. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это: честь или бесчестие?)

9. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Дуню оклеветали. Но её честь была восстановлена. Честь легко потерять.)

10.Л.Н.Толстой "Война и мир" (Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает с в сети, расставленные князем Курагиным. Его попытки завладеть наследством провалились, тогда он решил получить деньги другим способом. Он женил юношу на своей дочке Элен, у которой не было никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене Элен с Долоховым, закипел гнев и он вызвал Фёдора на битву. Дуэль показала храбрость Пьера. Таким образом, на примере Пьера Безухова Толстой показал качества, которые вызывают уважение. А жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им только страдания. Враньё, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но зато могут запятнать честь и потерять достоинство человека.)

11.

12.

Эпиграфы: о чести

1. Честь нельзя отнять, ее можно потерять.
(А. П. Чехов)

2. Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь.
(Артур Шопенгауэр)

3. Честь и собственное достоинство - сильнее всего.
(Ф. М. Достоевский)

4. Честь дороже жизни.

Шиллер Ф.

5. Истинная честь не может терпеть неправду.

Филдинг

6. Сохранять честь - значит оставаться человеком.

10.

Эпиграфы о бесчестии

1. Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

Пословица

2. Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

В. Синявский

3. Бесстыдство - терпеливость души к бесчестию во имя выгоды.
Платон

Возможные тезисы:

1. Сохранять честь - значит оставаться человеком в любой ситуации.

2. О чести человека можно судить не только по самоуважению, но и по отношению к другим людям.

3. Человеку, который дорожит своей честью, не страшна даже смерть.

4. Некоторые люди предпочитают смерть бесчестию.

5. Честь и отвага - неразделимые понятия.

6. Честь и достоинство - неразделимые понятия.

7.Только сильный духом человек способен сохранить свою честь в любой ситуации.

8 Человек, уважающий себя, может отдать жизнь за свою честь.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Пример сочинения №1:

Пишу Вступление:

Честь… Что же это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Для большинства из нас состояние утраченной чести (бесчестия) – это тяжёлая боль в душе, так как именно такое состояние нарушает нашу духовную связь другими людьми, с обществом. Без чести нет у человека настоящей жизни.

Пишу Основную часть сочинения

Классики мировой художественной литературы, в том числе и русской, создали немало произведений, где рассказывается о таких героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблеме чести уделяется самое серьёзное внимание. Автор показывает двух русских офицеров- Гринёва и Швабрина. Пётр Андреевич Гринёв-человек чести и долга, а вот Швабрина таким назвать нельзя. Почему же так происходит? Жизнь часто испытывает людей, ставит их перед выбором. Как быть, что делать в конкретных ситуациях? Поступить по чести и по совести или прийти к бесчестию?

В родительском доме Пётр получил здоровые начала в жизни, его моральные качества и жизненные принципы достойны уважения. Отец, провожая Петра на службу, дал ему наказ о том, чтобы служил честно и помнил, что для человека честь-это самое главное. Молодой офицер помнит отцовскую заповедь «Береги честь смолоду». Гринёву присущи благородство и верность. Честь и долг для русского офицера являются смыслом жизни. Он отказался служить Пугачёву, объяснил это тем, что давал присягу служить государыне-императрице. Пётр Андреевич держится смело, честно, ведёт себя достойно. Пугачёв оценил Гринёва как человека чести. И мы видим, что путь чести – очень трудный, но правильный в жизни.

А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но какой? У Швабрина отсутствуют чувства долга и человеческого достоинства. Нарушив воинскую присягу, перешёл на сторону Пугачёва, ползал в ногах у самозванца, вымаливал прощение. Он предал Родину, своего сослуживца Гринёва, принёс столько страданий Маше Мироновой, которая отвергла его любовь. А это и есть настоящее бесчестие. Перечитывая страницы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы начинаем отчётливо понимать, что «честь с мундиром не выдаётся. Честь- это нравственная начинка», что бесчестие ведёт к краху человеческой личности.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин показывает двух помещиков, старых друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Что значит честь для каждого из них? Долгое время единственным человеком, к которому Троекуров относился с почтением и уважением, был его сосед из Кистенёвки-Дубровский. Старые друзья поссорились Оба помещика имели вспыльчивый характер, оба гордые. Троекуров поддерживал это состояние в себе сознанием богатства и власти. А Дубровский-осознанием древности своего рода и дворянской чести. Случай на псарне показывает Дубровского как человека гордого, который обладает чувством собственного достоинства. Троекуров своими предпринятыми действиями довёл бывшего друга до умопомешательства и смерти. Такие поступки разрушают личность.

Перечитывая роман А. С. Пушкина «Дубровский», я задумываюсь над тем, что честь-это главный стержень человека, его нравственный хребет, когда судьёй поступков и действий человеческих становится совесть, которая является и лучшим нашим контролёром.

Пишу заключение.

Итак, рассуждая по проблеме чести и бесчестия, вспоминая страницы двух романов Александра Сергеевича Пушкина, я прихожу к выводу о том, что понятие чести никогда не устареет, так как именно честь помогает человеку жить, быть на высоте, помогает сделать правильный нравственный выбор, осуществлять духовную связь с людьми, с обществом. А это немало в человеческой жизни. И очень хочется надеяться на то, что и в наше время среди моих современников будет как можно больше людей, для которых понятие чести никогда не потеряет своей высокой значимости.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх