Биография. Ален Бомбар – за бортом по своей воле Трагедия, омрачившая триумф

Но история знает и тех, кто готов пожертвовать жизнью в бушующих волнах неспокойного океана ради пользы человечеству, ради науки. Именно таким был Ален Бомбар - врач, путешественник, ученный-биолог и общественный деятель. Его кругосветное на надувной резиновой лодке показало, что человек, потерпевший кораблекрушение, может выжить без еды и воды в открытом океане, а сила воли Бомбара, проявленная на пути к цели, поразила весь мир.

Теории французского врача

Ален Бомбар родился 27 октября 1924 в Париже. Будучи еще совсем молодым студентом медицинского факультета, Ален часто задумывался о том, почему так велика статистика жертв кораблекрушений. Уже когда он, закончив обучение и поступил на работу в одну из приморских больниц, ему довелось столкнуться с ужасной картиной кораблекрушения: в госпиталь привезли 43 тела несчастных, которые стали жертвами водной стихии. Это запечатлелось в памяти Бомбара на всю жизнь, молодой врач был поражен почему же люди умирают в первые дни кораблекрушения, когда имеется достаточный запас воды и еды.

Ален Бомбар углубился в проблему смертности по причине морских катастроф и ему удалось установить страшную закономерность - люди, попавшие по воле судьбы в открытое море на спасательной шлюпке, умирали от отчаянья, от страха перед неизбежностью. Врач понял, что главной причиной многочисленных гибелей было отсутствие стремления бороться за свою жизнь и утрата веры в возможное спасение. Изучив проблему, Бомбар разработал методы выживания для тех, кто стал жертвой кораблекрушения.

Идея эксперимента

В научном мире теории Алена Бомбара приняли скептично, и в 1952 году у него зарождается идея доказать на собственном примере, что человек может выжить на надувной лодке в открытом океане, питаясь сырой рыбой и употребляя время от времени соленую морскую воду. Такое стремление вызвало всеобщее неодобрение, и отчаянного французского врача посчитали сумасшедшим, ведь подобный эксперимент был настоящим самоубийством.

Ален Бомбар верил в себя и знал, что человеческий организм имеет огромные внутренние ресурсы и, при соблюдении некоторых правил, сумеет вынести длительное путешествие в тяжелых условиях. Исполненный этой верой, молодой врач начинает подготовку к кругосветному путешествию. Он начинает теоретическую подготовку: исследует виды рыб, которые могут встретиться в океане и определяет, что организм рыб состоит на 80% из воды, содержащей в себе жиры, соли и микроэлементы. Бомбар допускает, что сок, выдавленный из рыб, можно употреблять как источник пресной воды.

Ален Бомбар задумывал путешествовать в компании спутника. Он дал объявление в газету, и на его предложение начали откликаться. Но среди большого количества желающих не было подходящей кандидатуры: откликались, как правило, сумасшедшие и самоубийцы, люди, предлагающие их съесть во время , и те, кто пытался отправить в опасное путешествие неугодных им родственников. Спутник все-таки нашелся, им стал яхтсмен Джек Пальмер, который совершил с Аленом пробное путешествие из на о. Менорка, во время которого путешественники ели пойманную сырую рыбу и пили сок из нее. Но в день отплытия горе-яхтсмен испугался тягот кругосветки и бесследно исчез.

Опасное путешествие

19 октября 1952 года, несмотря на рождение дочери, Ален Бомбар отправился в долгий путь. Его лодка, длиною четыре с половиной метра, была названа «Еретик», как вызов не верящему в его успех обществу. Все плаванье Бомбар использовал в пищу лишь сырую рыбу и пойманных птиц, пил морскую воду и рыбный сок. Несмотря на то что на борту лодки был запас пищи и воды путешественник к ней так и не притронулся даже в самые тяжелые моменты мытарств - Бомбар ради доказательства своих теорий был готов на все.

Путешествие выдалось тяжелым, как и предполагалось. Бомбар не раз оказывался на краю гибели, но благодаря целеустремленности, жажде жить и нечеловеческим усилиям новичок в морских путешествиях сумел сделать то, чего страшились многие опытные яхтсмены - он пересек земной шар, доказал правоту своих теорий и остался жив несмотря на все опасности пути. Ален Бомбар по несколько часов подряд вычерпывал воду из лодки, во время штормов, падая от усталости, он не сдавался и боролся, разгонял и больших рыб, норовящих повредить лодку и не принимал ни одно предложение попутных судов взять его на борт. Идея для француза была важнее комфорта, обильного питания и .

Трагедия, омрачившая триумф

Вернувшись во Францию после 65 дней скитаний по водным просторам, Бомбар стал знаменитостью: с ним считались, его почитали и пытались наследовать. С этого времени он занимает почетные должности, принимает участие в научной и общественной работе, пишет книгу-бестселлер «За бортом по своей воле».

В 1958 году Ален принимает участие в проектировании плота, которым планировалось оснастить все суда. Но испытание плота закончилось трагично: девятеро человек экипажа и спасателей погибли, удалось спастись лишь Бомбару. Это привело к тому, что репутация Алена была испорчена, и именно его многие обвиняли в трагедии.

Ален Бомбар пережил сильную депрессию, но несмотря на это с 1975 года начал свою политическую карьеру. Он занимал высокие посты в различных французских партиях и государственных структурах, а в 1981 году стал депутатом Европарламента. В возрасте 80 лет великий путешественник и общественный деятель умер в Тулоне. Его деятельность и жизненные принципы стали примером для путешественников-последователей, а девиз «Будь упрямее моря, и ты победишь!» помог многим людям, ставшим жертвами тяжелых обстоятельств.

Будучи практикующим врачом в приморской больнице, Ален Бом-бар был буквально потрясен тем, что ежегодно десятки и даже сотни тысяч людей гибнут в море! И при этом значительная часть их гибла не от утопления, холода или голода, а от страха, гибла только потому, что они поверили в неизбежность своей гибели.

Их убивало отчаяние, безволие, кажущаяся бесцельность бороться за свою жизнь и жизни товарищей по несчастью. "Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха", - твердо заявил Бомбар, решив доказать на собственном опыте силу мужества и веры в себя.

Ежегодно до пятидесяти тысяч человек умирает в шлюпках и спасательных поясах, и при этом 90% из них гибнет в первые три дня! Вполне понятно, что при кораблекрушениях, по какой бы причине они ни происходили, люди теряются, забывают о том, что человеческий организм способен прожить без воды десять дней, а без пищи даже до тридцати.

Как врач, хорошо знающий резервы человеческого организма, Ален Бомбар был уверен в том, что множество людей, которые по той или иной причине вынуждены были расстаться с комфортом корабля и спасаться на шлюпках, плотах или других подручных средствах, погибли задолго до того, как их покинули физические силы: их убило отчаяние. И такая смерть настигала не только случайных в море людей - пассажиров, но и привычных к морю профессиональных моряков. Эта привычка была для них связана с палубой корабля, надежной, хотя и качающейся на зыби. Они привыкли смотреть на море с высоты корпуса корабля. Корабль - это не просто средство передвижения по воде, это еще и психологический фактор, ограждающий человеческую психику от страха перед чуждой стихией. На корабле у человека есть уверенность, убежденность в том, что он застрахован от возможных случайностей, что все эти случайности предусмотрены опытными конструкторами и строителями кораблей, что в трюмах корабля заготовлено достаточное количество всякой пищи и воды на весь период плавания и даже сверх того...

Недаром еще во времена парусного флота говорили, что настоящее море видят только китобои и охотники за морскими котиками, так как они нападают на китов и котиков в открытом океане с небольших шлюпок-вельботов и порой долго блуждают в тумане, отнесенные внезапными штормовыми ветрами от своего судна. Эти люди погибали редко: ведь они заранее были подготовлены к тому, чтобы какое-то время плавать по морю на шлюпке. Они об этом знали и были готовы к преодолению стихии на своих утлых и все-таки надежных вельботах.

Даже потеряв по той или иной причине корабль в открытом океане, они преодолевали громадные расстояния и все же приходили к земле. Правда, тоже не всегда: если некоторые гибли, то лишь после многих дней упорной борьбы, в ходе которой они сделали все, что могли, исто-[ щив последние силы своего организма. Все эти люди были психически подготовлены к необходимости провести какое-то время на шлюпке. Это были обычные условия их работы.

Желая заставить неподготовленных людей поверить в себя, в возможность преодолеть и силы стихии, и свою кажущуюся слабость, Ален Бомбар - не зверобой и не моряк, а обычный врач отправился в плавание по Атлантическому океану в обычной надувной лодке.

Он был уверен, что в море много пищи и нужно лишь уметь добыть эту пищу в виде планктонных животных и растений или рыбы. Он знал, что все спасательные средства на кораблях - шлюпки, катера, плоты - имеют набор лесок, иногда сетей, на них есть те или иные орудия для промысла морской живности, наконец, их можно изготовить из подручных средств. С их помощью можно добыть пищу, так как в морских животных заключено почти все, в чем нуждается наш организм. Даже пресная вода.

Лучшие дня

Впрочем, и морская вода, употребляемая в небольшом количестве, может помочь человеку спасти организм от обезвоживания. Вспомним, что полинезийцы, которые иногда уносились ураганами далеко от земли, умели бороться за свою жизнь и, что, пожалуй, главное, приучали свой организм к потреблению морской воды. Иногда неделями и месяцами носились лодки полинезийцев по бурному океану, и все же островитяне выживали, добывая рыбу, черепах, птиц, используя соки этих животных. Во всем этом они не видели ничего особенного, так как морально были подготовлены к таким передрягам. Но те же островитяне покорно умирали на берегу при полном изобилии пищи, когда им становилось известно, что их кто-либо "заколдовал". Они верили в силу колдовства и поэтому умирали. От страха!..

К снаряжению своей резиновой лодки Бомбар добавил лишь планктонную сетку и ружье для подводной охоты.

Бомбар избрал для себя не совсем обычный маршрут - далекий от морских трасс торговых судов. Правда, его "Еретик", как была названа эта лодка, должен был идти в теплой зоне океана, но это безлюдная зона. Севернее и южнее - маршруты коммерческих судов.

Предварительно, в качестве подготовки к этому путешествию, он вдвоем с товарищем провел две недели в Средиземном море. Четырнадцать дней они обходились тем, что давало им море. Первый опыт длительного путешествия на иждивении моря удался. Конечно, и это было трудно, очень трудно!

Однако его товарищ, кстати сказать, опытный моряк, переплывший Атлантический океан на небольшой яхте в полном одиночестве, но снабженный всем необходимым в изобилии, в последний момент испугался и попросту исчез. Двух недель оказалось для него достаточным, чтобы отказаться далее испытывать судьбу. Он уверял, что верит в идею Бомбара, но его отпугнула мысль о предстоящей необходимости снова питаться сырой рыбой, глотать целебный, но такой противный планктон и пить сок, выжатый из тела рыбы, разбавляя его морской водой. Возможно, это был смелый моряк, но человек не того склада, как Бомбар: у него не было целеустремленности Бомбара.

Бомбар подготовился к своему плаванию теоретически и психически. Как врач, он знал, что вода гораздо важнее пищи. И он исследовал десятки видов рыб, которые могли ему встретиться в океане. Эти исследования показали, что от 50 до 80% веса рыбы составляет вода, и при этом пресная, а также что тело морских рыб содержит значительно меньше соли, чем мясо млекопитающих.

Тщательно проверив количество растворенных в воде океана разных солей, Бомбар убедился, что если не считать поваренной соли, то в каждых 800 граммах морской воды содержится приблизительно такое же количество других солей, какое есть в литре разных минеральных вод. Мы эти воды пьем - часто с большой пользой. Во время своего путешествия Бомбар убедился, что чрезвычайно важно не допускать обезвоживания организма в первые дни и тогда уменьшение водного пайка в дальнейшем не будет губительным для организма. Таким образом, свою идею он подкрепил научными данными.

У Бомбара было много друзей, но были и скептики-недоброжелатели, и просто враждебные ему люди. Не все понимали гуманность его идеи. Газетчики искали сенсацию, а раз ее не было, выдумывали ее. Специалисты дружно возмущались: кораблестроители - тем, что Бомбар собирается пересечь океан на лодке, которой будто бы нельзя управлять; моряки - тем, что он не моряк, а вот поди же ты... врачи приходили в ужас от того, что Бомбар собирается жить дарами моря и пить морскую воду.

Словно бросая вызов всем своим скептикам, Бомбар назвал свою лодку "Еретиком"...

Кстати, люди, хорошо знакомые с историей мореплавания и кораблекрушений, горячо поддержали идею Бомбара. Больше того, они были уверены в успехе эксперимента.

Шестьдесят пять дней плыл Ален Бомбар через океан. В первые же дни он опроверг уверения "специалистов" в том, что в океане нет рыбы. Многие книги об океанах пестрят такими выражениями, как "пустынный океан", "водная пустыня"...

Бомбар доказал, что это далеко не так! Просто с больших кораблей было трудно заметить жизнь в океане. Другое дело на плоту или на шлюпке! Отсюда можно наблюдать многообразную жизнь моря - жизнь, порой незнакомую, непонятную, полную неожиданностей. Океан часто бывает безлюден на протяжении многих недель пути, но он населен и ночью и днем существами, которые могут быть полезными или вредными для человека. Богат животный мир океана, но мало еще мы его знаем.

Ален Бомбар доказал, что человек многое может, если очень захочет и не потеряет силы воли. Он способен выжить в самых тяжелых условиях, в которых случайно может оказаться. Описав этот беспримерный эксперимент над самим собой в книге "За бортом по своей воле", разошедшейся многомиллионными тиражами, Ален Бомбар, возможно, спас десятки тысяч жизней тех людей, которые оказались наедине с враждебной стихией - и не испугались.

Alain Bombard
jullzaporo 23.05.2009 12:06:57

Я в детстве прочитал его книгу и до сих пор не прошло мое восхищение этим человеком. Несмотря на то, что его доводы затем оспаривались немецким врачом и яхтсменом Хансом Линдеманном,который утверждал, что Бомбар имел или тайно получал в пути воду и пищу. Зачем тогда ему было прибыть на Барбадос, имея вес 25 кг (из англ.данных) я не пойму. Нехороший этот Линдеманн.


Вера и позитивное мышление помогли ему выжить.
nik-rik 03.08.2010 07:54:51

Мне кажется, что он любил жизнь и природу (в данном случае океан) настолько, что смог почувствовать взаимность - увериться, что мать природа о нём позаботится в пути.
Вера и позитивное мышление помогли ему выжить.

| Добровольная автономия человека в природной среде

Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс

Урок 18
Добровольная автономия человека в природной среде




Добровольная автономия - это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определённой целью. Цели могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.

Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьёзная всесторонняя подготовка с учётом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.

Наиболее доступным и распространённым видом добровольной автономии является активный туризм.

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счёт собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма - активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью во времени, протяжённостью и технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах людей с разной подготовкой.

Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода не менее 6 дней, протяжённость маршрута 130 км. Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяжённость не менее 300 км.

Добровольное автономное существование в природных условиях может иметь и другие, более сложные цели: познавательные, исследовательские и спортивные.

В октябре 1911 г. к Южному полюсу почти одновременно устремились две экспедиции - норвежская и британская. Цель экспедиций - впервые достичь Южного полюса.

Норвежскую экспедицию возглавлял Руаль Амундсен, полярный путешественник и исследователь. Во главе британской экспедиции стоял Роберт Скотт - морской офицер, капитан первого ранга, имевший опыт руководителя зимовки на арктическом берегу.

Руаль Амундсен исключительно умело организовал экспедицию и выбрал маршрут движения к Южному полюсу. Верный расчёт позволил отряду Амундсена избежать на своём пути сильных морозов и затяжных метелей. Норвежцы достигли Южного полюса 14 декабря 1911 г. и вернулись обратно. Поход был совершён в сжатые сроки, в соответствии с графиком движения, определённым Амундсеном, в пределах антарктического лета.

Экспедиция Роберта Скотта достигла Южного полюса более чем на месяц позже - 17 января 1912 г. Маршрут движения к полюсу, выбранный Робертом Скоттом, был длиннее, чем у норвежской экспедиции, а погодные условия по маршруту - сложнее. На пути к полюсу и обратно отряду пришлось испытать сорокаградусные морозы и попасть в затяжную пургу. Основная группа Роберта Скотта, которая достигла Южного полюса, состояла из пяти человек. Все они погибли на обратном пути во время пурги, не дойдя до вспомогательного склада около 20 км.

Так победа одних и трагическая гибель других увековечили покорение Южного полюса человеком. Стойкость и мужество людей, идущих к намеченной цели, навсегда останутся примером для подражания.

Француз Ален Бомбар , будучи практикующим врачом в приморской больнице, был потрясён тем, что ежегодно десятки тысяч людей гибнут в море. При этом значительная часть их гибла не по причине утопления, холода или голода, а от страха, от того, что они поверили в неизбежность своей гибели.

Ален Бомбар был уверен, что в море много пищи и нужно лишь уметь добывать её. Он рассуждал так: все спасательные средства на кораблях (шлюпки, плоты) имеют набор лесок и других орудий для рыбной ловли. В рыбе содержится почти всё, в чём нуждается организм человека, даже пресная вода. Пригодную для питья воду можно получить из сырой свежей рыбы, если пожевать её или просто выдавить из неё лимфатическую жидкость. Морская вода, употребляемая в небольшом количестве, может помочь человеку спасти организм от обезвоживания.

Чтобы доказать правильность своих выводов, он в одиночку на надувной лодке, снабжённой парусом, провёл в Атлантическом океане 60 дней (с 24 августа по 23 октября 1952 г.), живя только за счёт того, что он добывал в море.

Это была полная добровольная автономия человека в океане, проведённая с исследовательской целью. Ален Бомбар своим примером доказал, что человек может выжить в море, используя то, что оно может дать, что человек многое способен вынести, если не потеряет силы воли, что он должен бороться за свою жизнь до последней надежды.

Ярким примером добровольной автономии человека в природной среде со спортивной целью может служить рекорд, который установил Фёдор Конюхов в 2002 г.: он пересёк Атлантический океан на одиночной гребной лодке за 46 сут. и 4 мин. Прежний мировой рекорд пересечения Атлантики, принадлежавший французскому спортсмену Эммануилу Куанду, был улучшен более чем на 11 сут.

Гребной марафон Фёдор Конюхов начал 16 октября с острова Ла Гомера, входящего в группу Канарских островов, а 1 декабря финишировал на острове Барбадос, входящем в группу Малых Антильских островов.

К этому плаванию Фёдор Конюхов готовился очень долго , накапливая опыт экстремальных путешествий. (На его счёту свыше сорока сухопутных, морских и океанских экспедиций и воехождений и 1000 сут. одиночного плавания. Он сумел покорить Северный и Южный географические полюсы, Эверест - полюс высоты, мыс Горн - полюс яхтсменов-парусников.) Путешествие Фёдора Конюхова - это первый в истории России успешный гребной марафон по Атлантическому океану.

Любая добровольная автономия человека в природе помогает ему развить в себе духовные и физические качества, воспитывает волю в достижении поставленных целей, повышает его способности переносить различные жизненные невзгоды.

Проверьте себя

Какую цель преследовал Ален Бомбар, проведя 60 дней в автономном пребывании в океане? Добился ли он, на ваш взгляд, желаемых результатов? (При ответе можно использовать книгу французского писателя Ж. Блона «Великий час океанов» или книгу самого А. Бомбара «За бортом»)

После уроков

Прочитайте (например, в книгах Ж. Блона «Великий час океанов» или «География. Энциклопедия для детей») описание экспедиций Руаля Амундсена и Роберта Скотта к Южному полюсу. Ответьте на вопрос: почему экспедиция Амундсена прошла успешно, а Скотта закончилась трагически? Ответ запишите в виде сообщения в дневнике безопасности.

Найдите с помощью Интернета (например, на сайте Фёдора Конюхова) или в библиотеке материалы об одном из последних рекордов Фёдора Конюхова и ответьте на вопрос: какие качества Фёдора Конюхова вы считаете наиболее привлекательными? Подготовьте небольшое сообщение на эту тему.

В 1953 году французский врач Ален Бомбар опубликовал свою книгу «За бортом по своей воле » ставшую огромным вкладом в науку спасения на море . (Скачать книгу) В ней рассказывается о беспримерном плавании автора через Атлантический океан в одиночку на резиновой лодке.

Но это путешествие не просто авантюра или повод прославиться для автора. Причиной его было желание Бомбара проверить и доказать возможность выживания и спасения на море людей, потерпевших кораблекрушение и оставшихся на спасательных средствах без воды и пищи.

Спасение на море. Предыстория возникновения идеи.

В 1951 году молодой врач из Булони Ален Бомбар принимает участие в спасении команды рыболовного траулера потерпевшего крушение у Булонского порта, расположенного на севере Франции на берегу Ла-Манша. Команда траулера вся погибла. Бомбара поразило то, что все погибшие успели одеть спасателные жилеты. Однако это их не спасло. И он задался вопросом — что же является причиной гибели людей при кораблекркшениях?

Бомбар начал изучать историю кораблекрушений и проблемы выживания потерпевших кораблекрушение.

При этом он был буквально потрясен тем, что по каким-то непонятным причинам поиск потерпевших кораблекрушение в открытом море ведется в течении всего десяти дней, после чего прекращается. Хотя были извесины факты выживания людей на плавсредствах в течении пятидесяти и больше дней. Этих людей бросали на произвол судьбы и обрекали на мучительную смерть.

Кроме того он пришел к выводу, что, зачастую, причиной смерти потерпевших кораблекрушение были не голод или жажда. Люди гибли задолго до того как исчерпали физиологические возможности своего организма. В некоторых случаях, при этом, они имели на борту спасательных средств запасы воды и пищи. Их убивали не голод и жажда, а страх и отчаяние. И Бомбар задался целью вернуть в сердца этих несчастных надежду на спасение.

Можно ли пить морскую воду.

Перед автором книги возникла необходимость раз и навсегда разрешить вопрос о том можно ли пить морскую воду . Ведь он собирался исследовать случай, когда у потерпевших кораблекрушение на спасательных средствах не было ни воды ни пищи.

Считалось, и не без основания, что пить морскую воду нельзя. Из-за ее насыщенности солями возникает переизбыток их в организме, что может вызвать смерть от нефрита. Но с другой стороны если не пить около десяти дней наступает обезвоживание организма и происходят необратимые патологические изменения в нем. Можно ли пить морскую воду хотя бы короткое время после кораблекрушения чтобы не допустить обезвоживания до момента спасения или добычи питьевой воды?

Изучив состав морской воды Бомбар пришел к выводу, что ежедневное употребление 800-900 граммов морской воды будет давать суточную норму потребления поваренной соли. Но делать это можно не более чем 5 дней так как одновременно в организм поступает значительное количество и других солей, содержащихся в морской воде.

Автор книги пришел к такому выводу на основании и своего опыта. Незадолго до этого ему, вдвоем с товарищем, из-за поломки лодочного мотора в течении двух суток пришлось дрейфовать в неуправляемой резиновой лодке в проливе Ла-Манш. Воды в лодке не оказалось При этом товарищ Бомбара не пил никакой воды, а сам автор в течении этих двух дней пил морскую воду. После их спасения рыбаками товарищ долго утолял жажду, а Бомбар отпив немного воды вдруг понял, что жажды он не испытывает.

Подготовка к плаванию.

В седине октября 1951 года Ален Бомбра едет в Монако, где в Океанографическом музее изучает библиографию вопроса. В литературе он находит подтверждение того, что потерпевшие кораблекрушение могут выжить не имея запасов пищи, но имея возможность добывать продукты моря.

Кроме условий спасения на море потерпевших кораблекрушение он изучал виды рыб и их строение, способы ловли рыбы, планктон, благоприятные ветры и течения.

Условия состояли вот в чем. Необходимый период для автономного плавания составляет от одного до трех месяцев. Ветры и течения должны быть благоприятными и несли-бы лодку к берегу. За период плавания желательно не встречать никаких судов.

Из возможных вариантов самыми лучшими представлялись пути двух плаваний Колумба. Первое, Канарские острова-Острова Зеленого Мыса-Антильские острова. И второе, Канарские острова-Острова Зеленого Мыса-Южная Америка. Бомбар выбрал первый вариант.

На выбранной широте Северное экваториальное течение идет в направлении Антильских островов, в том-же направлении дует и Северо-восточный пассат. Губительное для мореплавания Саргассово море остается севернее, а не менее губительная зона бурь проходит южнее, ближе к экватору.

Изучая рыб Бомбар задался вопросом о том можно ли получить воду из рыбы. Ведь рыба состоит из 50-80% жидкости, а солей в ней меньше чем в организмах наземных животных. Жидкость из рыбы ему удалось извлечь с помощью пресса для овощей. Для добычи суточной нормы жидкости требовалось около трех килограммов рыбы.

Мясо рыбы удовлетворяет потребность организма человека в белке и в основном составе витаминов. Но витамин С содержится в растительной пище, то есть в , для ловли которого необходима

15 мая 1952 года Ален Бомбар заключает договор об издании книги о путешествии и возмещении расходов на экспедицию. А 17 мая в Париже была приобретена резиновая лодка для плавания. Она имела 4.65 м. в длину, 1.9 м. в ширину, была оснащена мачтой и парусом площадью 3 кв.м. и двумя дополнительными рулями.

Стало ясно, что втроем в лодке будет тесно. Решено было плыть вдвоем. Команда состояла из автора книги и англичанина Джека Пальмера, яхтсмена знавшего навигацию.

Лодка была названа «Еретик» с намеком на утвержения некоторых скептиков о еретичности идей Бомбара.

Не обошлось и без курьезов. После сообщений в прессе о предстоящем плавании в адрес Бомбара стали поступать письма с предложениями своих кандидатур в команду. Кто-то предлагал взять в команду его тещу, кто-то предлагал свои услуги в качестве повара и в трудную минуту предлагал съесть его. Автор самого экстравагантного письма сообщал, что уже трижды безуспешно пытался покончить жизнь самоубийством и если его возьмут в команду то, наконец-то, ему будет способствовать удача.

Вблизи берегов.

Сначала необходимо было проверить лодку, правильность некоторых выводов и предположений. Для этого решено было произвести пробное плавание в Средиземном море, от Монако вдоль берега в западном направлении.

25 мая был опечатан бортовой неприкосновенный запас продуктов питания и воды и лодка с экипажем была отбуксирована в море.

Автономный период плавания от Монако до Мальорки составил 14 дней. Из них первых три дня пили морскую воду. Жажды при этом не ощущали, что дало возможность сделать вывод о возможности употребления морской води для предотвращения обезвоживания. Следующие два дня жидкость давал пойманный морской окунь, а последующие 6 дней пили морскую воду и 2 дня жидкость из рыбы.

Таким образом на вопрос можно ли пить морскую воду можно было ответить положительно. Но делать это можно не более чем 5 дней.

С едой было сложнее. Рыба ловилась плохо и экипаж «Еретика» после 14 дней плавания попросил еды и воды у капитана проходящего судна. Это очень повредило престижу эксперимента так как в прессе его объявили провалившимся.

Было выяснено также, что переход от голодания к нормальному питанию необходимо делать постепенно и что постоянный блеск поверхности моря может вызвать конъюктивит.

После окончания плавания экспедиция на пароходе прибывает в Танжер, расположенный на африканском побережье Гибралтарского пролива.

Еще во время учебы на медицинском факультете Ален Бомбар заинтересовался проблемами выживания в экстремальных условиях. После изучения рассказов людей, переживших кораблекрушения, Бомбар убедился, что очень и очень многие выжили, перешагнув через определенные учеными медицинские и физиологические нормы. Люди невероятным образом выживали с малым количеством воды и пищи, в холоде и под палящим солнцем, в шторм и штиль, на плотах и в шлюпках, на пятый, десятый и даже пятидесятый день после катастрофы.

В плавание Бомбар отправился, чтобы на собственном опыте доказать, что:

Человек не утонет, пользуясь надувным плотом,

Человек не умрет от голода и не заболеет цингой, если будет питаться планктоном и сырой рыбой,

Человек не умрет от жажды, если будет пить выжатый из рыбы сок и в течение 5-6 дней - морскую воду.

А еще он очень хотел разрушить традицию, по которой поиск потерпевших кораблекрушение продолжался неделю или, в редких случаях, десять дней.

За бортом по своей воле

Поначалу плавание не задумывалось как одиночное. Бомбар долго искал себе спутника, даже давал объявления в газетах. Но письма приходили от самоубийц (прошу взять меня с собой в плавание, ведь я уже трижды неудачно пытался покончить собой), сумасшедших (я очень хороший попутчик, к тому же я дам вам разрешение съесть меня, когда вы проголодаетесь) или не слишком умных злоумышленников (предлагаю испытать вашу теорию на моей семье, для начала прошу принять в экипаж мою тещу, ее согласие мною уже получено). Просился на борт и основной спонсор экспедиции, весивший 152 кг и видевший в том неоспоримое преимущество перед худым Бомбаром. В конце концов отыскался безработный яхтсмен, панамец Джек Пальмер. Бомбар никак потом не упрекнул его, но после двух недель пробного плавания из Монако до острова Мальорка, во время которого исследователи съели всего двух морских окуней, несколько ложек планктона и выпили по несколько литров морской воды, Джек Пальмер отказался от дальнейших экспериментов. Отказался не только от тяжелейших мучений, но и от всемирной славы.

Из Лас-Пальмаса Бомбар вышел в одиночестве. Свою лодку он гордо назвал Еретик. Это была туго накачанная резиновая плоскодонка длиной 4 м 65 см и шириной 1 м 90 см с деревянной кормой и легким деревянным настилом на дне. Двигался Еретик при помощи четырехугольного паруса размерами примерно 1,5 х 2 м. Выдвижные кили, весла, мачта, тали и прочее оснащение было предельно простым и малоудобным.

Но Еретик сразу начал движение в нужную сторону, ведь Бомбар выбрал проторенный еще Колумбом путь. Этим путем ходили в Америку все парусные суда: пассаты и течения неизбежно выносили к берегам Америки. Но времени на пересечение Атлантики каждый мореплаватель тратил в зависимости от мореходных качеств судна и - удачи. Ведь пассаты дуют нерегулярно, в чем Бомбар и сам смог убедиться, когда почти на полмесяца застрял в 600 милях от Барбадоса.

В первые же ночи, еще недалеко от канарского берега, Бомбар попал в шторм. При всем желании на резиновой лодке активно сопротивляться волнам было невозможно, можно было только вычерпывать воду. Черпак взять с собой он не догадался, поэтому использовал шляпу, быстро обессилел, потерял сознание и очнулся в воде. Лодка полностью наполнилась водой, на поверхности остались лишь резиновые поплавки. Прежде чем лодка оказалась на плаву, он вычерпывал воду два часа: каждый раз новая вода сводила на нет всю его работу.

Едва шторм утих, случилась новая беда - лопнул парус. Бомбар заменил его на запасной, но через полчаса налетевший шквал сорвал новый парус и унес вместе со всем крепежом. Пришлось Бомбару зашивать старый, да так и идти под ним все оставшиеся 60 дней.

Ни удочек, ни сетей он с собой не взял принципиально, решил сделать из подручных средств, как и положено потерпевшему кораблекрушение. Он привязал к концу весла нож и загнул кончик, получился гарпун. Когда он загарпунил первую корифену-дораду, то добыл и первые рыболовные крючки, которые сделал из рыбьих костей.

Несмотря на предупреждения биологов, Бомбар обнаружил, что в открытом океане очень много рыбы, причем она непугливая и все ее виды, в отличие от прибрежных, съедобны в сыром виде. Ловил Бомбар и птиц, которых тоже ел сырыми, добела обгладывая кости и выбрасывая только кожу и подкожный жир. Ел и планктон, считая его верным средством от цинги. Около недели пил морскую воду, а все остальное время - выжатый из рыбы сок.

Досаждавших акул он бил веслом. Одна из акул напала решительнее других и не боялась ударов. Бомбар предположил, что она уже пробовала человечину и убил ее, распоров ножом брюхо. А еще лодку могли уничтожить выпрыгивавшие рядом из воды меч-рыбы и парусники. Неизвестное животное ночью сорвало, отгрызло огромными челюстями, тент из прорезиненной ткани. Но опаснее всех акул были гнездящиеся в клееных швах ракушки, они быстро подрастали и могли порвать резину.

В спокойное время Бомбар купался, но купание не помогало избавиться от многочисленных гнойников на теле. От воды и постоянно влажной одежды тело зудело, кожа разбухала и отваливалась лентами, а ногти почему-то быстро и глубоко вросли в пальцы и причиняли сильную боль.

Многое пережив, Бомбар наконец подошел к берегам Барбадоса. Он был опытным путешественником и не спешил высаживаться на берег. Вот как он описывает это момент в своей книге: Друг, терпящий бедствие! Когда ты наконец увидишь землю, тебе покажется, что все твои несчастья окончены. Но не торопись! Нетерпение может все испортить. Помни, что девяносто процентов несчастных случаев происходит в момент высадки на землю. Бомбар не торопился, подавал сигналы, шел вдоль берега. В конце плавания он стал случайным свидетелем трагедии, океан показал ему, что отпустил его, а мог бы и погубить. На его глазах рыбацкий баркас вместе с пятерыми рыбаками был потоплен гигантской прибойной волной.

Бомбар обошел остров и пристал к западному берегу, который обращен в более спокойное, чем Атлантика, Карибское море и на котором сейчас размещены курортные отели, а в ту пору были только пустынные пляжи. Бомбар потратил три часа, чтобы преодолеть барьерный риф, а на пляже его уже встречали две сотни вороватых негров. Когда с лодки стали снимать и растаскивать все ценное, Бомбар понял, что он наконец-то не один, а среди людей, на твердой земле. Он понял, что вырвал свою жизнь у океана. И хотя он оказался за бортом по своей воле, он доказал, что любой потерпевший кораблекрушение может выжить два месяца без пищи и пресной воды.

Морская вода или сок рыбы?

И сразу после плавания, и спустя двадцать лет Ален Бомбар советовал: Вы можете пить морскую воду шесть дней подряд, потом три дня только пресную воду, потом шесть дней морскую, потом три дня пресную и так сколько угодно. И в конце концов вы спасетесь. Вас ожидает жизнь!

Главный оппонент - врач Ханнес Линдеманн - дважды на собственном опыте проверял достижения Бомбара. В 1955 г. он 65 дней плыл по тому же маршруту в деревянной пироге. И через год на байдарке проделал путь из Лас-Пальмаса до острова Сен-Мартен за 72 дня. Он тоже выжил. Причем его испытания были потруднее, чем у Бомбара. Например, шторм перевернул его байдарку вверх дном, и Линдеманн едва не погиб.

Но после двух плаваний Линдеманн сделал окончательный вывод: С тех пор как существует человечество, всем известно, что пить морскую воду нельзя. Но вот появилось сообщение, утверждающее обратное, при условии, что организм не обезвожен. Пресса подхватила сенсацию, и сообщение нашло горячий отклик у дилетантов. Я скажу так: конечно, морскую воду можно пить, ведь можно и яд принимать в соответствующих дозах. Но рекомендовать пить морскую воду потерпевшим кораблекрушение - по меньшей мере преступление.

В начале 60-х врачи разных стран проводили исследования на добровольцах, а также опрашивали выживших после кораблекрушения. И обнаружилось, что из 977 потерпевших кораблекрушение и пивших морскую воду погибло почти 40%. А вот из 3994, не выпивших ни капли морской воды, умерли всего 133. Многие тогда посчитали цифры убедительными. В 1966 г. Всемирная организация здравоохранения официально предупредила о недопустимости употребления морской воды. Врачами тема была окончательно закрыта.

В общей сложности Ален Бомбар пил морскую воду две недели (с перерывом на восстановление организма в Лас-Пальмасе). В остальное время он пил сок, выжатый из пойманной рыбы. С тех пор многие исследователи пытались определить, можно ли пить если не морскую воду, то хотя бы рыбий сок. Вот что выяснил российский исследователь Виктор Волович: Тело рыбы на 80% состоит из воды. Но чтобы извлечь ее необходимо специальное приспособление, нечто вроде портативного пресса. Однако даже с его помощью удается отжать не так много воды. Например, из 1 кг морского окуня можно получить лишь 50 г сока, мясо корифены дает 300 г, из мяса тунца и трески можно нацедить 400 г мутноватой пахнущей рыбой жидкости. Возможно, этот напиток, не очень приятный на вкус, и помог бы решению проблемы, если бы не одно серьезное но - высокое содержание в нем веществ, небезразличных для человека. Так, в одном литре рыбьего сока содержится 80-150 г жира, 10-12 г азота, 50-80 г белков и заметное количество солей натрия, калия и фосфора.

После многолетних исследований выяснилось, что и рыбий сок лишь в очень малой степени может служить утолению жажды: практически всю выпитую жидкость организм использует на выведение содержащихся в соке веществ.

Состав солей морской воды повсеместно постоянен, меняется только соленость воды. Самая соленая вода в Красном море, в заливе Акаба, ее соленость - 41,5 г на литр. На втором месте Средиземное море у берегов Турции соленость воды 39,5 г на литр. В Атлантическом океане, в тропиках и субтропиках, соленость тоже очень высока - 37,5 г на литр. В Черном море соленость вполовину меньше - 17-19 г на литр, а в Финском заливе и вовсе 3-4 грамма на литр.

С пищей человек получает 15-25 г соли в день. Избыточные соли выводятся через почки. Чтобы вывести 37 г солей, поступивших с литром морской воды, необходимо 1,5 л воды, т.е. к выпитому литру организм должен добавить еще пол-литра из собственных резервов. Кроме того, почки могут вывести из организма максимум 200 г солей даже при достаточном количестве жидкости. Рано или поздно (через 1-4 суток) почки перестают справляться с нагрузкой, концентрация солей в организме повышается. Соли поражают внутренние органы (почки, кишечник, желудок) и нарушают функционирование нервной системы. Смерть от солевого отравления - типичное явление для свиней, которых кормят отходами кухонь и ресторанов. Человек более устойчив к действию солей, чем животные. Прежде чем умереть от поражения внутренних органов, происходит расстройство психики, человек сходит с ума и может совершить самоубийство.

В настоящее время инструкциями и памятками для терпящих бедствие (такими памятками снабжены спасательные средства) употребление морской воды категорически запрещено.

Пун Лим, моряк американского транспорта, потопленного японцами во время Второй мировой войны, 133 дня находился на баркасе в Тихом океане с очень малым количеством воды и совсем без пищи. Он питался рыбой, крабами и креветками, которые запутывались в клубках водорослей. На 55 дней он растянул имевшийся запас воды, а оставшиеся дни пил только морскую воду.

В 1945 г. молодой флотский врач Петр Ересько 37 дней плавал в Черном море на шлюпке, не имея никакого запаса пресной воды, и пил только морскую воду.

Уильям Уиллис, мореплаватель-одиночка, который по примеру Тура Хейердала в 1959 г. плыл на бальсовом плоту Seven sisters, по его словам, выпивал в день не меньше двух кружек морской воды и не испытывал от этого ни малейшего вреда.

Поплавский, Федотов, Крючковский и Зиганшин, солдаты с унесенной в океан баржи, пили только дождевую воду и ржавую воду из системы охлаждения двигателя и ни капли морской воды. Они ничего не знали ни про Бомбара, ни про исследования 60-х годов. Они выжили, хотя на 49 дней у них имелось всего три ведра картошки, буханка хлеба, банка жира, четыре поясных кожаных ремня и гармонь-хромка, а рыба в штормовом ледяном море не ловилась.

Звездный час и окончательные итоги

Плавание на Еретике и издание книги За бортом по своей воле были звездным часом Бомбара. Развивая успех, он доказывал необходимость обязательного оснащения всех судов спасательными плотами. Но на Лондонской конференции по обеспечению безопасности мореплавания 1960 г. решение о надувных спасательных средствах было принято без участия и даже без упоминания имени Бомбара. А ведь какое-то время надувные плоты назывались не иначе как бомбарами. Что же случилось?

Осенью 1958 г. во Франции, в прибойной полосе на отмели у устья реки Этель, Ален Бомбар с группой из шести добровольцев решил продемонстрировать местным рыбакам эффективность надувного плота. Задачей себе он поставил пересечь прибойные волны туда и обратно. Поначалу все шло, как планировалось. Плот выдержал пять огромных валов, преодолел половину прибойной полосы, но шестой вал его перевернул. Все семеро оказались в воде. Но так как все были в спасательных жилетах, никто не утонул. Тем временем наблюдатели на берегу вызвали спасательный катер. Спасатели, а их тоже было семеро, выловили Бомбара и добровольцев и втащили на катер. Катер показался спасенным таким надежным, что они сняли спасжилеты, а спасатели их не имели с самого начала. И тут заглохли двигатели. Потом выяснилось, что на винты намотался трос от плота. Произошло страшное: набежавшие волны перевернули катер вверх дном. Все 14 человек оказались под ним, в воздушном колоколе. Ален Бомбар, который плавал лучше всех, вынырнул за подмогой. Но помочь в такой ситуации было нельзя, девять человек погибли. Бомбар и его последователи доказывали, что произошел всего лишь несчастный случай. Учтя трагедию, спасательные плоты для увеличения устойчивости стали снабжать карманами, которые, наполнившись водой, выполняют функции балласта, именно поэтому перевернуть современный спасательный плот довольно сложно. Плоты улучшили, но репутация Бомбара была безнадежно испорчена.

Сейчас Бомбара вспоминают только благодаря его первому плаванию и книге. Потом он еще не раз предпринимал плавания с самыми разными целями. Он первым доказал, что нельзя сваливать в море радиоактивные отходы. Но 40 лет назад это было не так очевидно, как сейчас. Он занимался изучением морской болезни и бактерицидных свойств морской воды, боролся с загрязнением Средиземного моря. Но главным итогом жизни Бомбара остаются десять тысяч человек, которые написали ему: Если бы не ваш пример, мы бы погибли.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх