56 календарных дней отпуска работникам образования. Удлиненный отпуск воспитателя

Кому и в каких случаях положены дополнительные отпуска

Работникам образовательных учреждений, как и иным категориям специалистов, помимо основного отпуска может быть предоставлен дополнительный отпуск (ст. 116 Трудового кодекса РФ). Причем общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска увеличивается на дни дополнительного отпуска.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам:

Занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

Имеющими особый характер работы;

С ненормированным рабочим днем;

Работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

В других случаях.

Образовательные организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия их предоставления прописывают в коллективных договорах или локальных нормативных актах, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Отпуск за работу в особых климатических условиях

Кроме ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, специалистам, которые трудятся в районах Крайнего Севера, положены дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня. А лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней. При этом общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях (ст. 321 Трудового кодекса РФ).

Работа с вредными и (или) опасными условиями труда

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В частности, на работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов (ст. 117 Трудового кодекса РФ). При этом продолжительность такого отпуска должна быть не менее семи календарных дней (постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870).

Применительно к учреждениям образования это основание для предоставления дополнительного отпуска касается помощников воспитателей в детских садах, яслях-садах, дошкольных группах детских домов и школ-интернатов, которые непосредственно обслуживают умственно отсталых детей, детей с поражением центральной нервной системы с нарушением психики и детей, больных туберкулезом (в учреждениях просвещения - для детей с малыми и затихающими формами туберкулеза). Поскольку эти должности введены вместо нянь, то указанным работникам должны предоставляться дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, предусмотренные для нянь этих учреждений пунктами 55 и 14 раздела «Здравоохранение» Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22). Такое разъяснение приведено в письме Минпроса СССР от 5 февраля 1987 г. № 9-М.

Отпуск при ненормированном рабочем дне

В данном случае речь идет о дополнительном ежегодном оплачиваемом отпуске специалистам с ненормированным рабочим днем, который предусмотрен статьей 119 Трудового кодекса РФ.

>|Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению организации при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 Трудового кодекса РФ).|<

Он прописывается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Помните, такой отпуск не может быть менее трех календарных дней. Если учреждение бюджетное, то в зависимости от источника его финансирования (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ или местный бюджет) порядок и условия предоставления такого отпуска устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами власти субъекта РФ или органами местного самоуправления. Например, постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 884 утверждены Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета (далее - Правила). По нашему мнению, они применимы и для иных организаций.

Правила предоставления отпуска

Длительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка и зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий. При этом необходимо вести учет времени, фактически отработанного каждым специалистом в условиях ненормированного рабочего дня (п. 3 Правил). Причем право на дополнительный отпуск возникает у специалиста независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня (п. 4 Правил). Если же такой отпуск не предоставляется, переработка компенсируется с письменного согласия работника как сверхурочная работа.

Дополнительный отпуск суммируется с иными оплачиваемыми отпусками. В случае его переноса либо неиспользования, а также увольнения право на указанный отпуск реализуется в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ для ежегодных оплачиваемых отпусков.

Причем отмечено, что дополнительные отпуска, предоставляемые работникам с ненормированным рабочим днем, оплачиваются в пределах фонда оплаты труда (п. 7 Правил).

У каких специалистов рабочий день может быть ненормированным

Согласно пункту 2 Правил, в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем включены:

Руководящий, технический и хозяйственный персонал;

Работники, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету;

Специалисты, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению;

Специалисты, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.

А в письме Минвуза СССР от 10 июля 1980 г. № 26 приведен более конкретный перечень работников, которым может быть установлен ненормированный рабочий день. К таким работникам в том числе относятся:

Начальники главных управлений (управлений) и их заместители;

Главные специалисты (главные инспекторы, методисты, экономисты и др.);

Главные бухгалтеры и их заместители, бухгалтеры, ревизоры, кассиры;

Проректоры и их заместители (кроме проректоров по учебной и научной работе);

Директора (заведующие) филиалами, учебно-консультационными пунктами и их заместители;

Помощники ректоров и проректоров по административно-хозяйственной работе;

Заместители деканов;

Руководители кружков учебных заведений;

Заместители заведующего кафедрой по научно-исследовательской работе;

Заведующие ординатурой и интернатурой;

Заведующие курсами по подготовке к поступлению в учебное заведение.

Согласно письму № 26, работникам в качестве компенсации за нагрузку и работу во внеурочное время может предоставляться дополнительный отпуск продолжительностью до 12 рабочих дней. Отметим, что в переводе на календарные дни это составит 14 дней.

>|Поскольку в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования шестидневная рабочая неделя, то 12 рабочих дней в переводе на календарные дни составят 14 дней.|<

Конкретную продолжительность дополнительного отпуска учебные заведения определяют сами. При этом, как мы уже сказали, отпуск за работу с ненормированным рабочим днем не должен быть менее трех календарных дней.

Важно запомнить

Дополнительный отпуск педагогических работников с ненормированным рабочим днем должен быть не менее трех календарных дней. Перечень категорий таких работников и конкретная продолжительность отпуска фиксируются в локальном нормативном акте организации. Дни дополнительного отпуска можно заменить денежной компенсацией как за сверхурочную работу.

Окончание. Начало в предыдущем номере.

Так, например, учителя общеобразовательных школ имеют право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней, а воспитатели дошкольных образовательных учреждений - 42 календарных дня.

Указанным постановлением установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска только для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.

При определении продолжительности отпуска для отдельных педагогических работников необходимо непосредственно руководствоваться примечаниями к приложению. Так, в соответствии с примечаниями основной отпуск предоставляется продолжительностью 56 календарных дней - педагогическим работникам, должности которых предусмотрены в п.1 приложения, если они работают в музыкальных школах и школах искусств (т.е. музыкальных, художественных и школах других искусств, относящихся по типу к образовательным учреждениям дополнительного образования детей) (п.2 примечаний).

Педагогическим работникам учреждений, не являющимся образовательными, удлиненный отпуск предоставляется на основании постановления Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1052 «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций». Так, право на отпуск продолжительностью 42 календарных дня имеют социальные педагоги, воспитатели и др. работники учреждений, предприятий и организаций.

Обращаем ваше внимание, что с введением в действие ТК РФ прежний порядок предоставления отпуска учителям, преподавателям, принятым на работу в течение учебного года, за первый год работы, который исчислялся пропорционально проработанному в учебном году времени, не применяется, т.к. право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск полной продолжительности за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы.

Таким образом, если отпуск за первый год работы работнику предоставляется, то он должен быть полной продолжительности, т.к. ст.139 ТК РФ не содержит никаких ограничений в продолжительности ежегодного отпуска, предоставленного до истечения шести месяцев работы.

Дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем

Статья 119 ТК РФ регулирует правила предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем. Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и который не может быть менее 3 календарных дней. В случае, когда такой отпуск не предоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органами власти субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

За переработку

в федеральных учреждениях

Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, установлены постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 г. № 884 - далее Правила.

Так, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется за работу в условиях ненормированного рабочего дня отдельным работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, если эти работники при необходимости эпизодически привлекаются по распоряжению работодателя к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, имеющих право на дополнительный отпуск, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или иным нормативным актом организации. В перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем включаются руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету, лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению, а также лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.

Продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем, не может быть менее 3 календарных дней. При этом ТК РФ и Правила не предусматривают ограничений по максимальной продолжительности дополнительного отпуска для работников с ненормированным рабочим днем, устанавливая только минимальный предел продолжительности - 3 календарных дня.

Федеральные учреждения самостоятельно определяют продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям в правилах внутреннего трудового распорядка организации, коллективном договоре в зависимости от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.

Продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации и зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.

Работодатель ведет учет времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня.

Право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня. Дополнительный отпуск, предоставляемый работникам с ненормированным рабочим днем, суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (в том числе удлиненным), а также другими ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками.

Оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днем, производится в пределах фонда оплаты труда.

За переработку в учреждениях субъектов РФ и муниципальных учреждениях

Вышеназванные Правила не распространяют свое действие на учреждения, финансируемые из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Однако перечень работников с ненормированным рабочим днем в таких учреждениях также должен предусматриваться правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором образовательного учреждения (статьей 119 ТК РФ не предусмотрено утверждение в централизованном порядке перечня работников с ненормированным рабочим днем).

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного отпуска работникам с ненормированным рабочим днем, утверждаемые органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, также не могут содержать ограничений по продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, которая должна определяться самими образовательными учреждениями.

При определении перечня категорий работников с ненормированным рабочим днем в конкретном учреждении можно руководствоваться рекомендациями Профсоюза работников народного образования и науки РФ, который обобщил практику и нормативные основы для предоставления дополнительного отпуска работникам с ненормированным рабочим днем и предлагает использовать в качестве примерного ранее применявшиеся перечни категорий работников с ненормированным рабочим днем (письма Минпроса СССР от 09.07.70 № 67-М, Минвуза СССР от 10.07.80 № 26, приказ Госпрофобра СССР от 28.07.80 № 113).

В обобщенном виде перечень категорий работников с ненормированным рабочим днем, составленный на основе ранее применявшихся в централизованном порядке перечней, выглядит следующим образом: руководители учреждений, организаций, их заместители, руководители структурных подразделений, бухгалтеры, экономисты, ревизоры, инженеры всех специальностей, юрисконсульты, агрономы, зоотехники, инспекторы по основной деятельности, редакторы, диспетчеры, техники-лаборанты, кассиры, механики, мастера участков, операторы ЭВМ, художники-оформители и постановщики, режиссеры, дирижеры, балетмейстеры, хормейстеры, художественные руководители, администраторы, секретари, секретари-машинистки, коменданты, агенты по снабжению, делопроизводители, капитаны учебных кораблей, шеф-повара, переводчики, переводчики-дактилологи.

В перечень категорий работников с ненормированным рабочим днем также могут быть включены и другие работники, например, заместители руководителей и руководители структурных подразделений образовательных учреждений, деятельность которых не связана с образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.

Отпускные

Во время отпуска за работником сохраняется средний заработок, который определяется в соответствии со ст 139 ТК РФ, а также Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 г. № 213.

Для оплаты ежегодных основных и ежегодных дополнительных отпусков средний заработок исчисляется исходя из фактически начисленной заработной платы за последние 3 месяца (с 1-го до 1-го числа).

При расчете среднего заработка для оплаты отпусков учитываются все виды выплат, перечисленные в пункте 2 Положения, особенно необходимо обратить внимание на подпункт «н» п. 2 - «другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат». К таким выплатам касательно педагогических работников относятся в том числе доплаты за проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами (лабораториями, мастерскими), руководство цикловыми и методическими комиссиями и другие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда работников образовательного учреждения.

Подпункт «ж» п. 2 Положения предусматривает, что при исчислении среднего заработка заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки, учитывается в размере 1/10 за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления. Следует иметь в виду, что если дополнительная преподавательская работа имела место не сверх уменьшенной учебной нагрузки, а сверх установленной годовой учебной нагрузки, то суммы, начисленные за дополнительную преподавательскую работу, при исчислении среднего заработка должны учитываться в полном объеме за те месяцы, за которые эти суммы были начислены.

В перечне выплат работникам, учитываемых при расчете среднего заработка, не предусмотрена предоставляемая работникам материальная помощь, поскольку она не является составной частью заработной платы. Т.е. в средний заработок материальная помощь не включается ни при каких условиях.

Пункт 4 Положения предусматривает перечень оснований для исключения из расчетного периода отдельных периодов времени и начисленных за эти периоды сумм, чтобы это не могло повлиять на размер среднего заработка в сторону его снижения. Например, периоды, когда работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам; работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу и т.д. Перечень их исчерпывающ.

В остальных случаях периоды времени, совпадающие с расчетным периодом (3 календарных месяца с 1-го до 1-го числа), когда работник фактически не работал и не получал заработную плату (получал ее частично либо в виде компенсации), при расчете среднего заработка не исключаются. Эти периоды могут быть связаны с участием в забастовках, с прогулом по вине работника и т.д.

В соответствии с пунктом 9 Положения средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 3 и на среднемесячное число календарных дней (29,6).

В случае когда один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 4 Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму, состоящую из среднемесячного числа календарных дней (29,6), умноженного на количество полностью отработанных месяцев, и количества календарных дней в не полностью отработанных месяцах.

Количество календарных дней в не полностью отработанных месяцах рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4.

Например, у работника в расчетном периоде один месяц отработан полностью, а в двух других месяцах по 5-дневной рабочей неделе на отработанное время приходится 12 рабочих дней и 14 рабочих дней, что с коэффициентом 1,4 в календарных днях составляет соответственно 16,8 и 19,6 дня.

Средний дневной заработок для оплаты отпуска в данном случае будет высчитываться делением суммы заработной платы, начисленной за отработанный период, на сумму календарных дней в отработанном периоде (29,6+16,8+19,6). Оплата отпуска производится путем умножения рассчитанного таким образом среднего дневного заработка на продолжительность отпуска в календарных днях.

Праздничные нерабочие дни, совпадающие с отпуском работника, в количество дней отпуска не включаются и не оплачиваются.

На основании пункта 10 Положения определяется средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, который исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели.

Внимание! Оплачиваемые отпуска в рабочих днях предоставляются из расчета 2 рабочих дня за месяц работы только работникам, заключившим трудовой договор на срок до 2 месяцев (ст. 291 ТК РФ).

Из расчетного периода исключаются праздничные нерабочие дни, установленные федеральным законом, независимо от того, осуществлялась работа в эти дни или нет (п. 12 Положения). Оплата работы в нерабочие праздничные дни, установленные федеральным законом, включается в расчет среднего заработка в соответствии с пунктом 2 Положения.

Пунктом 15 Положения предусмотрен порядок повышения среднего заработка работника при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения). Такое повышение может быть связано только с повышением тарифных ставок в организации. Если повышение ставок (должностных окладов) работников образовательных учреждений в расчетном периоде либо в период отпуска связано например, с присвоением квалификационной категории, ученой степени, т.е. когда это касается самого работника, средний заработок не пересчитываются.

Педагогическим работникам образовательных учреждений, выполняющим педагогическую работу на должностях с разной продолжительностью отпуска (например, воспитатель дошкольной группы в средней общеобразовательной школе и учитель), а также педагогическую работу помимо основной работы в том же образовательном учреждении, если основной отпуск установлен разной продолжительности, средний заработок должен исчисляться, а оплата отпуска производиться:

Исходя из суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период по каждой должности раздельно;

Либо исходя из общей суммы фактически начисленной заработной платы - на общую продолжительность отпуска, а за часть отпуска, превышающую общую продолжительность, - из заработка по должности с большей продолжительностью отпуска.

По сложившейся практике расчет за отпуск в учреждениях начального и среднего профессионального образования за преподавательскую работу лицам, ведущим ее помимо основной работы, осуществляется по окончании учебного года независимо от времени предоставления отпуска по основной должности.

Определение среднего дневного заработка для оплаты отпусков педагогическим работникам, являющимся совместителями осуществляется на общих основаниях (п.19 Положения), т.е. исходя из фактически начисленной заработной платы за последние 3 месяца (с 1-го до 1-го числа). Прежний порядок, предусматривавший для совместителей исчисление среднего дневного заработка из фактически начисленной заработной платы за все отработанное в учебном году время, теперь не применяется.

Проблема

Здравствуйте! У нас возникла такая проблема, в нашем учреждении, т.е. Детский дом-интернат для умственно отсталых детей, есть педагогическая служба, осуществляющая обучение умственно отсталых детей. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках", у воспитателей был отпуск 56 к.дней. И согласно Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601"О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204) пункт 2.5.Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы. И так как нет в интернате лицензии на обучение детей, то с 01.01.2016г. администрация детского - дома переводит воспитателей на 40 часов в неделю за ставку заработной платы. И отпуск с 56 календарных дней, переводит на 2-8 календарных дней. Правомерно ли это?

Решение

Здравствуйте. Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность , и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Закон предусматривает, что это деятелсность лицензируется, а раз лицензии нет, то образовательную деятельность она вести не может, и работники не могут быть признаны педработниками, а, следовательно, не могут иметь сокращенный рабочий день и удлиненный отпуск.

Раз у Вас эти условия были предусмотрены трудовым договором, то организация при изменении этих условий должна уведомить работников письменно не менее, чем за два месяца об изменении основных условий трудового договора. По -видимому, Вас и уведомили об этом. Если работники не согласны работать в новых условиях, допускается расторжение трудового довгоора по п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса с выплатой компенсации в размере двухнедельного среднего заработка.

Виктория, в нашем детском доме для умственно отсталых детей возникла такая же проблема. Вы пишите, что администрация должна получить лицензию на образовательную деятельность. Но это практически невозможно. Дети у нас очень сложные, есть отделения "Милосердие". Мы осуществляем не образовательную деятельность, а наверное относимся к организациям осуществляющих обучение. Обучаем наших воспитаников элементарным вещам. Возникает вопрос, ели мы не получим лицензию, то наш отпуск будет составлять 28 дней и продолжительность рабочей недели 30 часов?

Решение

Здравствуйте!

Если ваши ДИ соответствуют профессиональным стандартам - "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", справочникам квалификационным педагогических работников, должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, , эти названия указаны в штатном расписании работодателя, в ваших ТД, трудовых книжках, то отсутствие лицензии у работодателя на ведение образовательной деятельности не должно быть проблемой работников.

Заявление в инстанции можете подавать через Инет на сайт этих организаций (кроме суда), ответ в этом случае в течение 30 дней;

2. Изменение определенных условий ТД должно быть надлежащим образом оформлено:

Допсоглашение к ТД;

Приказ об изменение определенных условий ТД;

3. И конечно , изменить определенные условия ТД работодатель обязан правильно:

По соглашению сторон ст.72 ТК РФ, что вряд ли для вас приемлемо;

По процедуре ст.74 ТК РФ, которую вам уже объяснили.

Если документы не подписаны, процедура не проведена, то требуйте ее провести, а в период процедура обращайтесь с жалобой в инстанции, которые указала.

4. Тем более гарантии педагогическим работникам указаны в ст.333, 334, 335 ТК РФ.

Работодатель не может изменить эти условия в сторону ухудшения положения работников, это запрещено, применяться не может ст.57 ТК РФ.

У нас в области три Детских дома-интерната для умственно отсталых детей. И относимся мы не к Министерству образования, а к Министерству социальной политики Свердловской области. И лицензирование педагогической деятельности Министерству не нужно, и нет денег. Распоряжение Министерства соц.политики: всех педагогов работающих ДДИ для умственно отсталых детей перевести на 40 часов в неделю за ставку заработной платы, и при этом добавили, что для интерната это и лучше, т.к. воспитатели будут больше находиться с детьми. Должностные обязанности и зароботная плата остаются без изменения. Педагоги как вели занятия с детьми, так и должны вести. И получается, что лицензироваться не дают, педагогическая деятельность должна вестись. Но при этом отпуск уменьшается, часовая нагрузка увеличивается. Как нам получить лицензию?

И вот вам Информация из Инете марта 2015:

Умственно отсталых детей в Приозерске развивали без лицензии

В городе Приозерске Ленинградской области по постановлению прокурора руководитель детского дома-интерната заплатит штраф за осуществление деятельности без лицензии.

Как сообщили корреспонденту 47news в пресс-службе прокуратуры Ленобласти, Приозерской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения ЛОГСКУСО "Приозерский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" законодательства об образовании.

Установлено, что домом-интернатом осуществляются коррекционно-развивающие занятия с детьми по дополнительным общеразвивающим программам без наличия лицензии на образовательную деятельность .

В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Прокурором в отношении и.о. директора детского дома-интерната возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществление образовательной деятельности без лицензии) и направлено в мировой суд.

В настоящее время руководитель детского дома-интерната привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб.

И я ведь вам написала пути решения, куда обращаться по вопросу лицензирования, и того, что педработников из-за отсутствия лицензия лишают тех гарантий, которые им по ТК РФ установлены:

1. Профсоюз;

2. Департамент образования;

3. Администрация города, области;

4. И вот, основываясь на информации из Инета - прокуратура.

Читайте мой самый первый комментарий к вам, там все было указано:

"Если ваши ДИ соответствуют профессиональным стандартам - "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", справочникам квалификационным педагогических работников, номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, наименование ваших должностей соответствуют этим документам , эти названия указаны в штатном расписании работодателя, в ваших ТД, трудовых книжках, то отсутствие лицензии у работодателя на ведение образовательной деятельности не должно быть проблемой работников..........."

Я только про прокуратуру забыла совсем, вылетела она у меня из головы.

Удачи!

Уведомление подписать, взять на руки.

Вам нужны документы на основании, которых вы будете действовать дальше.

Если он не делает лицензию, то он должен исключить из ШР должности, которые соответствуют номенклатуре подработников, т.к. без лицензии не может вестись педдеятельность, а поэтому, все должности, которые ведут обучающую и педдеятельность должны быть исключены из ШР, а значит, работники, которые эти должности занимают, должны быть уволены по п.2 ст.81 ТК РФ сокращение численности или штата.

И я вам написала куда обращаться с жалобой по вопросу лицензии, вы уже подали жалобы в инстанции?! Если не подали, то подавайте, и пишите, что не делают лицензию, при этом, в ШР указаны должности, которые соответствуют номенклатуре педработников, а значит, эти работники должны пользоваться правами и гарантиями для педработников, которые предоставляет ТК РФ и другие нормативные документы, но из-за отсутствия лицензии, работодатель просто лишает этих гарантий работников, хотя, отсутствие лиценизии это и есть нарушение работодателя закона. Либо он ведет образовательную и педдеятельность, а значит, должна быть лицензия, либо не ведет, тогда значит, в ШР и таких работников не должно быть.

Я ведь написала, пишите жалобы в инстанции, все инстанции перечислила.

А что написать работодателю на это Уведомление, которое обязательно подписать и взять на руки, я вам сейчас или завтра сочиню.

Примерный текст заявления может быть следующим:

В случае нарушения трудового законодательства и моего незаконного увольнения, работодатель несет материальную ответственность в соответствии со ст. 234 ТК РФ. В суде я заявлю о компенсации мне морального вреда ст. 237 ТК РФ.

За нарушение трудового законодательства работодатель также несет административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

Считаю, что работодатель нарушает закон, не получив лицензию ведения образовательной деятельности, по факту эту деятельность ведет, т.к. в штатном расписании работодателя указаны должности, которые занимают работники, которые ведут образовательную и педагогическую деятельность. При этом, работодатель решил работников лишить тех прав и гарантий, которые предоставляет педагогическим работникам ТК РФ и другие нормативные документы.

Соответствующий ответ должен быть мне дан не позднее следующего дня после получения данного письма, либо не позднее следующего дня после возвращения на мой адрес уведомления о вручении данного заявления, иначе, я буду с полученным мной Уведомлением обращаться в инстанции, что может привести к нежелательным результат для работодателя.»

Вот пример еще одной лицензии по такому же дому-интернату http://ddi-ber.ru/licenzii.htm .

Вывод:

1. Лицензии две:

Медицинская;

Образовательная;

2. Обращайтесь с жалобами в инстанции;

3. Ухудшить гарантии, которые вам установлены в ТК РФ только из-за отсутствия лицензии, вина в этом только работодателя, не имеют права.

И вот вам пример, лицензии на образовательную деятельность такого же дома-интерната http://uso.admsakhalin.ru/kddi/wp-content/uploads/2015/05/doc00558320151015053147.pdf .

И я вам выше указывала, что если деятельность образовательная ведется, то она должна быть лицензирована, это не проблема работников, проблему должен решать работодатель.

А поэтому, я уже указывала куда с жалобой обращаться, добавляю еще прокуратуру, вот и действуйте, только жалобы подавайте коллективные.

Еще вариант , это обратиться к работодателю с требованием (заявлением), чтобы была проведена специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Этот вариант будет выглядеть странно , т.к. особенности регулирования труда педагогических работников предусмотрены в главе 52 ТК РФ, что касается рабочего времени, отпуска в ст.333, 334, 335 ТК РФ, которые я вам уже указала.

Опять же специальная оценка условий труда это комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Примерный текст заявления работодателю с учетом Уведомления, которое вам выдали, может быть следующим:

«Я, ФИО, работаю в «…» (указываете название организации работодателя и его организационно-правовую форму собственности (ООО, ИП, ОАО и т. д.) в должности _____________________ с «___" _______________ 20__ г. по настоящее время.

Работодатель выдал мне такого-то числа уведомление №____ о том, что в связи с отсутствием у работодателя лицензии на образовательную деятельность, что предусмотрено ст.91 Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В результате работодатель уведомил об изменении определенных условий трудового договора в части продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, рабочего времени, изменение предполагает ухудшение ситуации для работников увеличение времени работы до 40 часов в неделю, уменьшение оплачиваемого отпуска до 28 календарных дней.

Не могу согласиться с данным Уведомлением, т.к. отсутствие у работодателя лицензии на ведение образовательной деятельности не может отразиться на работниках, которые ведут эту деятельность у работодателя, а значит, и на их правах и гарантиях, которые предоставлены ТК РФ и другими нормативными документами для педагогических работников.

Тем более, если лицензии на ведение образовательной деятельности у работодателя нет, значит, не может быть и должностей, а значит, и работников, которые ведут образовательную должность у работодателя, т.е. работодатель обязан исключить из штатного расписания все должности, которые ведут образовательную деятельность, которую не могут вести, т.к. у работодателя нет на это лицензии.

Что означает, что исключенные из штатного расписания должности, которые ведут образовательную работу, которые занимают работники, должны быть уволены по п.2 ст.81 ТК РФ по сокращению численности или штата работников организации, с предоставлением всех гарантий, установленные законом ст.81, 82, 127, 136, 178, 179, 180, 140, 84.1 ТК РФ, Правилами об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 № 169 и протокола Роструда от 19 июня 2014 г. № 2 .

Прошу не подменять процедуру сокращения численности или штата другими процедурами, которые может попытаться применить работодатель, чтобы лишить меня гарантий, которые дает мне увольнение по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ. В суде работодатель обязан будет доказать обоснованность проведения «другой» процедуры.

А при невыполнении мной норм выработки, неисполнении моих должностных обязанностей по вине работодателя, работодатель обязан оплату труда производить в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени (ст. 155 ТК РФ).

03.02.2018, 21:36

В общем случае, работники имеют право на отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Однако некоторым категориям трудящихся полагается удлиненный по сравнению с обычным отпуск. К таким привилегированным сотрудникам относятся, в частности, педагоги. Расскажем, что из себя представляет удлиненный отпуск педагогических работников в 2018 году.

Все имеют право на отпуск, но лишь некоторые на удлиненный

В общем случае, продолжительность ежегодного отпуска, предоставляемого за полный рабочий год, составляет 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ).

Педагоги имеют право на длинный отпуск

Одной из категорий трудящихся, которым установлен удлиненный отпуск, являются педагоги (ст. 334 ТК РФ). Удлиненный отпуск педагогических работников установлен в Приложении к постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 №466 и составляет от 42 до 56 дней. Продолжительность отпуска педагогам устанавливается в зависимости от вида образовательной организации и занимаемой должности.

В соответствии с действующим законодательством право на отпуск возникает у сотрудников после 6 месяцев работы на предприятии (ч. 2 ст. 122 ТК РФ). Предоставить отпуск авансом, то есть до истечения шестимесячного срока, можно. Однако это является правом организации, но никак не ее обязанностью (ст. 122, 177 ТК РФ). То есть, в общем случае, отпуск до полугода работы возможен только по согласованию с администрацией организации.

В исключительных случаях, когда речь идет об отдельных категориях трудящихся, предоставление отпуска до 6 месяцев непрерывной работы в организации может быть для компании обязательным (ст. 122, 123, 262.1, 267, 286, п. 5 ст. 14 Федерального закона от 15.05.1991 № 1244-1, ст. 14–19 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ).

Так, например, право на 56 дней отпуска имеют следующие сотрудники учебных заведений:

  • ректоры и проректоры (директора и заместители ректоров);
  • директора и заведующие филиалов образовательных учреждений дополнительного образования;
  • профессорско-преподавательский состав;
  • учителя;
  • инструкторы-методисты;
  • воспитатели;
  • концертмейстеры.

Полный список педагогических работников образовательных учреждений, которым положен удлиненный отпуск, содержится в Приложении к постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 №466.

К сведению
Помимо удлиненного отпуск педагогические работники имеют право один раз в 10 лет взять длительный отпуск продолжительностью до одного года без сохранения заработной платы.

длительнее по сравнению с очередными отпусками большинства других категорий сотрудников. Продолжительность отдыха данной группы педагогических работников регулируется правительственными постановлениями. Подробнее об отпусках педагогов допобразования читайте далее.

Об удлиненном отпуске педагогических работников

Традиционно всем сотрудникам полагается ежегодно 28 дней отдыха, согласно ч. 1 ст. 115 ТК РФ (далее по тексту — Кодекс). Как указывается в ч. 2 вышеупомянутой статьи, более продолжительный отпуск предоставляется в случаях, определенных Кодексом или другими законодательными актами федерального уровня.

В ст. 334 Кодекса указывается на то, что педагоги имеют право на гарантированный ежегодный отдых большей продолжительности, чем у других работников, не занятых в данной сфере. Это же положение продублировано в п. 3 ч. 5 ст. 47 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Длительность такого отпуска устанавливается кабмином и составляет 42 или 56 дней, в зависимости от статуса учебного заведения.

Правительство установило продолжительность основных отпусков педработников в постановлении «О ежегодных…» от 14.05.2015 № 466. Указанный нормативный акт отменил предыдущее правительственное постановление «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска…» от 01.10.2002 № 724 (с внесенными изменениями), тем самым внеся ряд существенных новшеств в вопрос установления продолжительности законного отдыха для определенных категорий педагогов допобразования.

Какие учреждения предоставляют услуги дополнительного образования?

Какие именно учреждения по закону предоставляют услуги по получению допобразования, определяется в ч. 3 ст. 23 закона № 273-ФЗ. Согласно данной норме, таковыми являются учебные учреждения, осуществляющие свою основную деятельность по дополнительным программам общеобразовательного характера или профессиональной направленности.

Указанные учреждения могут осуществлять и другие виды обучающей деятельности, не являющиеся для них основными (ч. 4), по следующим образовательным программам:

  • дополнительным общеразвивающим (детсады, ясли);
  • дошкольного образования, профобучения (школы, гимназии);
  • основным (дополнительным) профессиональным и общеобразовательным (профучилища, техникумы, лицеи);
  • профессионального образования, включающего среднее, высшего, а также вспомогательного общеобразовательного и профессионального (колледжи, вузы);
  • дошкольного образования или профобучения (дворцы творчества, школы искусств);
  • ординатуры, подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров (институты повышения квалификации).

Какова продолжительность отпусков педагогов допобразования?

В разд. II Приложения к постановлению № 466 (далее по тексту статьи — Приложение) указано, что продолжительность ежегодного законного отдыха педагогов допобразования может составлять 42 дня или 56.

Так, на 42-дневный отпуск могут рассчитывать:

  1. Воспитатели, инструкторы по труду, физкультуре и прочие педагоги, занимающие должности, которые перечислены в подр. 2 разд. I номенклатуры должностей, утв. правительственным постановлением от 08.08.2013 № 678 (далее по тексту статьи — Номенклатура). Исключение — педагоги, работающие с детьми-инвалидами (п. 7 разд. II Приложения).
  2. Педагоги, занимающие должности руководящего состава, которые указаны в подр. 1 разд. II Номенклатуры, если их функциональные обязанности связаны с творческой, научной, методической или образовательной деятельностью, за исключением ректоров, директоров, президентов, заведующих и т. д. (п. 5 разд. II Приложения).
  3. Педагоги, занимающие должности руководящего состава, которые указаны в подр. 2 разд. II Номенклатуры, при условии, что их функциональные обязанности связаны с творческой, методической, научной или образовательной деятельностью, за исключением заместителей директоров, руководителей структурных подразделений, проректоров, помощников ректоров/проректоров, ученых секретарей и советников при ректоратах (п. 6 разд. II Приложения).

56 дней ежегодно отдыхают:

  1. Педработники, занимающие должности, упомянутые в подр. 2 разд. I Номенклатуры, которые работают в сфере искусств (музруководители, концертмейстеры, старшие педагоги допобразования и т. д.).
  2. Педагоги, занимающие должности руководящего состава, которые указаны в подр. 1 разд. II Номенклатуры, при условии, что их трудовые обязанности связаны с образованием в области искусств (например, директора художественных школ).
  3. Педагоги, занимающие должности руководящего состава, которые указаны в подр. 2 разд. II Номенклатуры, при условии что их трудовые обязанности связаны с образованием в области искусств (заместители директоров музыкальных школ и т. д.).
  4. Педработники допобразования, которые работают с учащимися-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Продолжительность отпуска методиста в бассейне, принадлежащем муниципалитету

Методист — должность педагога дополнительного образования, указанная в подр. 2 разд. I Номенклатуры. Согласно п. 1 разд. II Приложения, работникам таких должностей ежегодно предоставляется право на законный отдых длительностью 42 дня. Исключением из этого правила являются лишь методисты, занятые в сфере искусств, продолжительность отпуска которых составляет 56 дней. Однако работа методиста в муниципальном бассейне ничего общего с искусством не имеет, поэтому педагог на этой должности может рассчитывать на отдых продолжительностью не более 42 дней.

Продолжительность законного отдыха для воспитателя в СРЦН (социально-реабилитационном центре несовершеннолетних)

Воспитатель — должность педагогического работника, указанная в подр. 2 разд. I Номенклатуры. Данный сотрудник имеет право на ежегодный отпуск продолжительностью 42 дня. Что касается педагога на должности воспитателя СРЦН, то для определения количества ежегодно полагающихся ему отпускных дней следует учитывать специфику конкретного учреждения.

Так, педагоги, работающие в СРЦН с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на отдых продолжительностью 56 дней (п. 7 разд. II Приложения). Кроме того, согласно п. 2 разд. IV Приложения, педработники, чьи должности упомянуты в разд. I Номенклатуры (в том числе, согласно ст. 42 закона № 273-ФЗ, работающие в центрах психолого-педагогической помощи несовершеннолетним), также обладают законным правом на отдых в течение 56 дней.

Итак, педагоги имеют право на более продолжительный ежегодный отпуск, чем большинство категорий работников, у которых есть право на законный отдых длительностью 28 дней. Не являются исключением и педработники допобразования. Продолжительность таких отпусков устанавливается специальным постановлением правительства, которое, в свою очередь, опирается на номенклатуру должностей педработников. В зависимости от вида образовательной деятельности и занимаемой должности, педагоги допобразования могут рассчитывать на ежегодный отпуск продолжительностью 42 или 56 дней.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх